Чертеж столярного угольника: Технологическая карта на изготовление столярного угольника в коррекционной школе – Столярный угольник своими руками — Moy-Instrument.Ru

Технологическая карта на изготовление столярного угольника в коррекционной школе

Технологическая карта на изготовление столярного угольника.

Технологические условия. Материал: бук, береза, ясень.

Влажность древесины не должна превышать 10% . Не допускается на лицевых сторонах трещины, частично сросшиеся и несросшиеся сучки, червоточина, заболонь, смоляные кармашки. На поверхности деталей не допускается отколы, защепы, недостружка, вмятины, вырывы.

№ п.п

Технологические

операции

Эскиз

Оборудование

инструмент

1

Чертеж угольника

hello_html_m61f036ca.png

2

Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку, для колодки подбирают по длине в 1,5 раза больше, а для пера в 2,5 раза больше необходимой.

hello_html_57bd626b.png

Угольник, линейка, рубанок, ножовка.

3

Выстрогать все четыре поверхности под заданные размеры. Контроль за качеством строгания.

hello_html_6fc854af.png

Линейка, рубанок, угольник

4

Разметка проушины на колодке.

hello_html_74d8ebbb.png

Линейка, угольник, рейсмус.

5

Запилить проушину.

hello_html_m5d9b2b82.png

Ножовка для продольного пиления

6

Выдолбить проушину.

hello_html_m31d8336c.png

Стамеска, долото

7

Подогнать и собрать угольник «насухо», соединив перо с колодкой.

hello_html_3c5d3a3c.png

Стамеска, напильник, угольник.

8

Склеить угольник и проверить его контрольным угольником.

hello_html_41afbaab.png

Угольник контрольный, кисть, клей ПВ

9

Выдержка угольника для склеивания

10

Разметить длину пера и колодки, отпилить припуск и ещё раз проверить правильность угольника.

hello_html_4379c0d9.png

Угольник, линейка, ножовка.

11

Зачистить угольник.

Отделка угольника лаком.

Шлифовальная шкурка, лак, кисть.

План-конспект урока по технологии (8 класс): «Изготовление разметочного инструмента (столярный угольник)»

ГКОУ «Нерехтская школа – интернат для детей с ОВЗ»

План — конспект комбинированного урока

8 класс

                                        Подготовил учитель

                                                                                                                  трудового обучения Шилов В.Ю.

 Нерехта  18 г.

Тема: » Изготовление разметочного инструмента (столярный угольник)».  

Цель:  Обучать изготовлению столярного  угольника.

Задачи:

  1. Формировать  умения по  изготовлению  столярного  угольника.
  2. Развивать речь, двигательную активность, работоспособность,      

логическое мышление.

3. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к материалам и            

инструментам.

Оборудование:  учебник «Столярное дело», инструктажи по т/б, кроссворд, технологические карты, словарные слова, разметочные инструменты, пила, киянка, клей, лак, кисти, струбцины, стусло, плакат, стенд.

Ход урока:

  1. Организационный  момент

Уч.: Здравствуйте, уважаемые взрослые, здравствуйте, ребята!

 — Сегодня у нас урок столярного дела на котором присутствуют гости и администрация школы. Они посмотрят и оценят, как вы умеете работать на уроке как теоретически, так и практически.

   —  Сосредоточьтесь, соберитесь, вспомните все знания, которые вы приобрели. Они вам обязательно пригодятся.

— Отвечайте на поставленные вопросы полными, красивыми ответами.

Я верю в вас, и знаю, что всё у нас будет хорошо!

— Бригадир, доложи о готовности группы к уроку.

Ученик: — В.Ю.,  группа учащихся 8 класса в количестве 6 человек к уроку столярного дела готова. У всех на рабочих местах есть наглядность, необходимые инструменты, приспособления. Внешний вид соответствует предстоящей работе.

Уч.: — Хорошо, спасибо, доклад принят.

2. Повторение пройденного материала

Уч.: — Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Ученик:  — На прошлом уроке мы изучали тему «Разметочные инструменты».

Уч.: — Правильно. Сейчас я проверю, как вы усвоили эту тему.

— Давайте поработаем устно. Я буду задавать вам вопросы по пройденной теме, а вы должны дать на них правильные ответы.

        1. Какие инструменты применяются в столярном деле для разметки? (линейка миллиметровая, складной метр, рулетка, угольник, малка, ерунок, рейсмус, транспортир, шило, карандаш)

        2. Из каких материалов изготавливаются разметочные инструменты?

Ответ: пластик, металл, дерево.

3. Покажите инструменты, которые изготовлены:

а) из металла

б) из пластика

в) дерева

г) комбинированные

Словарь: комбинированные – инструменты, изготовленные из разных видов материалов, которые соединены между собой.

        4. Скажите, все ли разметочные инструменты имеют одинаковые размеры?

Ответ: нет, не все разметочные инструменты имеют одинаковые размеры даже одного вида.

Уч.:  — Приведите примеры. Покажите на натуральных инструментах. Например, угольники. Давайте сравним находящиеся в мастерской угольники по внешнему виду.

Сравнение.

 

Уч.:  — А как вы думаете, каким инструментом лучше работать?

Ученик: — Лучше работать с металлическим угольником.

Уч.:  — А почему? Докажите.

Ученик: —

      1.  Потому что он новый и на нем четко видны цифры и деления.

  1. Он большой и им можно измерять любые детали.
  2. Он находится в исправном состоянии.
  3. А другие угольники старые, на них плохо видны цифры и деления, они уже изношены.

Уч.:  — Правильно. Вы грамотно и правильно сравнили угольники по внешнему виду. По этому же способу можно сравнить и другие инструменты.

— А теперь давайте сравним металлический метр и деревянную линейку по размерам. Сделаем на доске математические вычисления и узнаем, на сколько же металлический метр больше чем деревянная линейка.

— В начале вычисления давайте вспомним, в каких мерах длины в столярном деле делают и записывают размеры?

Ответ: в миллиметрах.

Решение на доске.

М.м. = 100см – 1000мм.

Д.л. = 25см – 250мм.

1000 – 250= 750 мм

Т.е. м.м. больше д.м. на 750мм – 75см.

Уч.:  — А какие должны быть разметочные инструменты?

Ученик: — Разметочные инструменты должны быть качественные и точные.

Уч.:  — Правильно.

Словарь: качество —  показатель надежности, долговечности, красоты и других положительных свойств предметов, изделий и товаров.

Уч.:  — Почему разметочные инструменты должны быть качественные и точные?

Ученик: — Потому что от качества и точности данных инструментов зависит качество выполнения деталей и изделия в целом.

Уч.:  — Правильно. А теперь перечислите требования к разметочным инструментам.

Ученики:

К разметочным инструментам предъявляются высокие требования:

а) они должны быть сделаны с большой точностью;

б) иметь плотные и прочные соединения;

в) должны быть хорошо зачищены и отделаны, если сделаны из древесины;

г) удобны для работы;

д) они должны быть красивы, с натуральным цветов древесины и выраженной текстурой.

Уч.:  — Давайте вспомним, что такое текстура? Словарь

Ученик: — Текстура – это рисунок на древесине, образованный перерезанием годичных колец.

Уч.:  — Как нужно обращаться с разметочными инструментами, чтобы они прослужили долго?

Ученик: — С разметочными инструментами нужно обращаться бережно.

Уч.:  — Правильно, бережно! И это касается не только разметочных инструментов, но и других инструментов, которые находятся у нас в мастерской.

— А также это в большой степени касается всего школьного имущества, которое находится у нас в школе (в классах, классах, игровых, в спальнях и др. зданиях и помещениях). Ну и конечно нужно бережно относиться к одежде и обуви.

Уч.:  —  Из каких пород древесины изготавливают разметочные инструменты?

Ученик: — Для изготовления разметочных инструментов лучше брать древесину твердых пород: клен, бук, грушу, дуб, граб.

        -Иногда можно использовать березу и лиственницу.

Уч.:  — Перечисленные вами деревья относятся к каким породам: хвойным или лиственным?

Ученик: — К лиственным, кроме лиственницы. Она относится к хвойным, потому что у неё желтеют иголки и опадают на зиму как листья.

Уч.:  — А теперь скажите, учиться изготавливать разметочные инструменты лучше из каких пород?

Ученик:  — Сначала лучше учиться изготавливать разметочные инструменты из древесины мягких пород.

Уч.:  — Перечислите мягкие породы древесины.

Ученик:  — Липа, ольха, осина, тополь.

Уч.:  — Почему?

Ученик: — Потому что мягкие породы легко обрабатываются столярными инструментами.

Уч.:  — Правильно. Скажите, какие деревья из перечисленных вами чаще всего встречаются на территории Костромского края?

Ученик:  — Липа, ольха, осина, тополь, береза и т.д..

Уч.:  — А какие реже?

Ученик:  — Бук, дуб, граб.        

Уч.:  — А как по другому можно назвать разметочные инструменты?

Ученик:  — Контрольно-измерительные приборы. Словарь.

Уч.:  — Почему?

Ученик:  — Потому что в процессе работы мы контролируем и измеряем столярные изделия.

Уч.:  — Хорошо, правильно.

— А теперь давайте поработаем со следующим заданием.

— Я буду называть вам термины, то есть названия разметочных инструментов, а ребята 1 группы скажут, для чего они применяются. 2 группа будет работать по карточкам.

1. Миллиметровая линейка.

2. Складной метр.

3. Рулетка.

4. Угольник.

5. Ерунок.

6. Малка.

7. Транспортир.

8. Карандаш.

9. Шило разметочное.

10. Рейсмус.

11. Штангенциркуль.

12. Циркуль.

Уч.:  — Правильно, 1 группа с работой справилась хорошо.

А теперь проверим карточки 2 группы.

Уч. — Следующее задание. Посмотрите внимательно на доску. Здесь написаны названия разметочных инструментов с пропущенными буквами. Вставьте недостающие буквы.

1. Р … Л Е …К А  

2. Л … Н Е Й … А

3. Ц И …К У Л…

4. Ш…Л О

5. К А Р … Н Д А …

6. У Г … Л …Н И К

Уч.:  — Почему именно эта группа слов записана на доске?

Ученик:  — Потому что эти слова означают названия разметочных инструментов.

Уч.:  — У вас на столах находятся карточки с тестами. Сейчас вы поработаете с тестами, а затем скажете ваши ответы.

Работаем быстро. Кто готов, поднимает руку и отвечает.

— А для чего предназначены другие инструменты?

Работа по разбросанным буквам. Соберите слово из данных букв (УГОЛЬНИК)

Уч.:  — Правильно, именно этот инструмент мы будем изготавливать из заготовок.

        

ФИЗМИНУТКА

  1. Сидя на стуле, кисти рук в замке, вращение.
  2. Глаза закрыты. Вращение головой. Наклоны головы вперед, назад, влево, вправо.
  3. Расслаблено потрясите кисти рук.

3. Объяснение нового материала.

Уч.:  — Тема нашего урока «Изготовление столярного угольника из заготовок»

         — Сегодня на  уроке вы будете учиться изготавливать один из наиболее распространенных разметочных инструментов, применяемых в столярном деле —  это угольник. Мы уже говорили, что угольники изготавливаются из различных материалов. Это металл, пластик и дерево. В столярном деле угольники изготавливаются из древесины.

         — Хочу сразу сказать, изготавливать столярный угольник, как и другие инструменты, нелегкое задание, оно требует внимательности, желания, сосредоточенности, трудолюбия и аккуратности.

        — Ребята, помните, что во время работы нужно всегда бережно относиться к инструментам и природному материалу.

        — А теперь давайте вспомним, из каких деталей состоит столярный угольник?

Ученик: — Столярный угольник состоит: колодка, перо, проушина.

Показ на угольнике.

Уч.:  — Правильно. А теперь откройте тетради, запишите  число и тему урока.

        — Запишите словарные слова и их значения в тетрадь.

        — Откройте учебник на стр.73. Прочитайте про себя последовательность изготовления столярного угольника.

        — А теперь прочитайте вслух.

        — Ребята, во время чтения текста вам встретилось слово Б Р А К.

Это словарное слово означает не установленным требованиям товар, изделие или предмет, негодный для какой то цели из-за имеющихся недостатков.

        — У вас на столах находятся технологические карты. Ознакомьтесь с ними. Именно в такой последовательности вы будете изготавливать угольник.

        — Каждая практическая работа начинается с изучения или повторения правил т/б при работе с любым видом столярных инструментов. Поэтому давайте скажем, какие инструменты нам необходимы для выполнения данной работы. Подойдите к стенду и прочитайте инструктажи по т/б (пила, клей, молоток, киянка и т.д.).

        — А теперь приступаем к работе. Оденьте спецодежду, подойдите каждый к своему верстаку.

        — Ребята, если у кого то что-то не получается или будут проблемы с инструментами, я всегда помогу.

4. Практическая работа.

Работа по изготовлению угольника.

Индивидуальная помощь учителя.

Проверка выполнения работ. Сравнение с заводским угольником.

Показ изготовленных угольников учителям.

5. Подведение итогов

Уч.:  — Ребята, спасибо за работу. Не расстраивайтесь, если у кого  что-то не получилось. На следующих уроках вы будете изготавливать столярный угольник не из заготовок, а все детали будете выполнять от начала до конца самостоятельно и обязательно научитесь.

        — А теперь давайте подведем итог урока.

        1. Какую тему вы изучали на сегодняшнем уроке?

        2. Какие работы выполняли? (пилили, размечали, работали с напильником, склеивали детали угольника клеем, работали со столярными инструментами и приспособлениями: стусло, струбцины, тиски).

        3. Что узнали нового, интересного? (узнали новые слова: БРАК, КАЧЕСТВО).

        4. С чем еще работали? (с инструктажами по т/б, с технологическими картами).

Оценки за урок.

Строительные хитрости — модернизируем угольник и струбцину


Строительство собственного дачного домика или загородного коттеджа зачастую связано с работами по обработке древесины. Опытные мастера применяют для этого дорогостоящий инструмент, который позволяет им быстро и качественно выполнять любые манипуляции. Однако, можно модернизировать вполне бюджетные приспособления, предназначенные для работы с деревянными заготовками. Копеечные доработки существенно облегчат сборку деревянных конструкций и позволят в одиночку выполнять манипуляции, где без них бы требовался напарник.

Модернизация строительного угольника

В процессе строительства очень часто требуется распустить обрезную доску на несколько одинаковых брусков. Не имея специального приспособления на циркулярной электропиле сделать это достаточно проблематично. Потребуется нанести разметку по всей длине, используя для этих целей рулетку и длинную ровную планку. Нередко приходится приглашать подсобника, чтобы удержать правило в процессе нанесения линии. Это значительно замедляет работу, возможны определенные неточности при выполнении необходимой разметки.

Доработанный строительный угольник сможет существенно облегчить и упростить задачу. Доработка очень легкая – в линейной части угольника, где нанесена шкала размеров, сверлятся отверстия через заданное расстояние.


В процессе нанесения разметочной линии, угольник прикладывается к торцу доски, а в отверстие вставляется карандаш или маркер. Угольник плотно прижимается и плавно передвигается рукой вдоль доски по всей длине.

За считанные минуты и привлечения напарника доска готова к дальнейшей обработке. При таком способе нанесения разметки полностью исключаются погрешности в работе.

Доработка струбцины

Для временной фиксации деревянной заготовки к верстаку или для плотного прижимания двух деталей из дерева между собой используется струбцина. Инструмент снабжен вращающимся элементом, который в процессе работы может продавить поверхность древесины.


Для деревянных деталей, предназначенных для дальнейшей отделки такой дефект нестрашен, Но, совсем другое дело для заготовок из строганной доски, предназначенных для чистовых работ. Повреждение потребует визита в магазин стройматериалов для приобретения новой детали.

Исправить ситуацию поможет обычная пробка от любой бутылки из пластмассы. В процессе зажима струбцины она подкладывается под винт инструмента. Подойдет крышка от бутылки от любого напитка. Гладкая поверхность пробки исключит прямой контакт вращающегося элемента с деревом и не даст его продавить. Края крышки надежно зафиксируют винт струбцины, облегчая работу.


Пробка достаточна прочная, чтобы не быть раздавленной при зажиме. Таким образом, исчезает риск любых неприятных повреждений гладких деревянных поверхностей.

Новое применение изоленты

При реализации строительного проекта часто требуется сделать отверстие определенной глубины. Это может понадобиться:

— для надежного крепления двух досок под наклоном;
— при изготовлении мебели;
— при врезке замка и др.

Конечно, можно довериться своему глазомеру или периодически проверять глубину сверления шаблоном. Но, можно значительно упросить себе задачу, сделав на сверле отметку на требуемом расстоянии. Необходимо учесть, что отметка нанесенная мелом или маркером практически не видна на вращающемся инструменте и быстро стирается при работе.

Поможет обычная изолента ПВХ – достаточно обмотать ею сверло на необходимом расстоянии.


При вращении сверла изоляционная лента хорошо видна и отлично держится на инструменте.

Лучше применять изоляционный материал ярких цветов.

Перпендикулярные отверстия

Даже опытные плотники не смогут похвастать, что у них всегда получаются абсолютно ровные отверстия. Просверлить деревянную деталь идеально вертикально можно при помощи сверлильного станка или имея идеальный глазомер и имея твердую руку. Но, стационарный станок стоит в мастерской, а сверлить требуется по месту. Оценить же перпендикулярность сверления сможет далеко не каждый. Малейшее отклонение даст нарушение вертикальности сверления. Неровность отверстия простительна при черновых работах, но при точном креплении она недопустима.

Достичь прекрасных результатов без глобальных затрат помогут два обычных деревянных бруска. Потребуется составить их между собой под прямым углом и использовать в качестве направляющего приспособления.


Сверло необходимо направить в месте стыковки брусков и выполнить нужную работу. Получается отверстие идеально перпендикулярное поверхности детали.

Теперь можно смело делать мебельные детали или стыковать между собой различные детали.

Гвоздь вместо сверла

Часто при креплении толстых деревянных элементов требуется предварительное сверление перед закручиванием самореза. Для этих целей мастера применяют сверла диаметром 1-1,5мм. Но, такой инструмент очень легко ломается и его просто потерять в процессе работы. Что делать, когда запас сверл иссяк, а до ближайшего рынка требуется длительная поездка. Выручит в такой ситуации обычный гвоздь, длиной 30-50мм, запас которых наверняка найдется в запасах мастера.

Использовать гвозди вместо сверла очень просто – достаточно обрезать или откусить у него шляпку и зажать в патроне дрели.


В отличие от сверла, гвозди изготавливаются из не закаленного прутка и не ломаются в работе. В случае утери просто готовим другой гвоздь и продолжаем работу.

Видео версия статьи:


Источник Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Конспект урока тема: Столярный угольник.

Тема: Разметка и выполнение деталей угольника.

ЦЕЛЬ:

1. способствовать формированию и развитию умений и навыков по разметке элементов соединения УК-4.

2. развитие двигательных трудовых навыков при ручной обработке древесины.

3. воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Оборудование: презентация, угольники, рейсмусы, карандаши, стамески, ножовки.

Ход урока.

I.Орг. момент.

Проверка внешнего вида, общей подготовки к уроку.

Проверка готовности к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

-Для чего нужен разметочный инструмент? (для нанесения разметки)

-Какой разметочный инструмент применяется в столярном производстве, повторит нам поможет кроссворд: Слайд 1.

Р

Е

Й

С

М

У

С

Т

О

Л

Я

Р

А

Н

С

П

О

Р

Т

И

Р

Л

Г

У

И

Н

Е

И

К

Н

К

А

Н

Ь

К

И

Й

К

А

Р

и

Ц

К

У

Л

Ь

  1. Этот инструмент применяется для разметки шипов, проушин, а также деталей, обрабатываемых строгальным инструментом.

  2. Этот инструмент служит для измерения величины углов, и установки малки.

3. Этот инструмент применяется для разметки

древесины при пилении поперек и вдоль

волокон, для разметки мест соединений.

4. Инструмент применяется при измерении деталей, разметке, установке рейсмуса на заданный размер.

5. Инструмент, который используется при работе со стамеской, соединении деталей.

6. Инструмент необходимый для нанесения окружностей.

-Постарайтесь ответить, какой инструмент является лишним в кроссворде?

-Почему киянка?

-Все эти инструменты, за исключением киянки, являются разметочными.

— Навыки какой профессии вы приобретаете, занимаясь на уроках трудового обучения? (столяр)

-Чем занимаются люди этой профессии?

СТОЛЯР, –а, м. Рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него. С.-краснодеревщик.

Выставление оценок

III.Сообщение темы урока:

Сегодня на уроке нам предстоит изготовить разметочный инструмент, который предназначен для разметки и контроля прямоугольности в изготовлении столярных изделий.

Как называется этот инструмент? (столярный угольник).

-Почему именно его будем изготавливать?

(потому что в столярном производстве много прямоугольных соединений)

-Этим инструментом мы пользуемся очень часто, при разметке деталей.

IV. Анализ образца:

Для того чтобы приступить к изготовлению столярного угольника рассмотрим чертеж и образец этого изделия. Слайд 3.

-Из скольких частей состоит угольник? (из двух частей)

-Попробуйте назвать эти части (колодка и перо) (определить размеры)

-Какую форму имеют детали угольника? (у деталей прямоугольная форма).

-Что изготовлено в колодке? (проушина) (определить размеры)

-Каким способом соединены детали столярного угольника? (на клей ПВА)

V.Составление плана работы:

-По чертежу изделия давайте составим план работы на изготовление столярного угольника.

  1. Разметить детали по чертежу. Слайд 3.

  2. Разметить проушину. Слайд 6.

  3. Запилить и выдолбить проушину. Слайд 7-8.

  4. Соединить детали, подогнать соединение. Слайд 9.

IV.Правила техники безопасности:

-Каким деревообрабатывающим инструментом нам предстоит работать? (ножовка, стамеска).

-Что необходимо помнить при работе с этими инструментами?

(технику безопасной работы)

VII. Практическая работа:

-Теперь можете приступать к практической работе по изготовлению столярного угольника с использованием составленного плана работ и чертежа изделия.

— Индивидуальная работа:

— оказание помощи в нанесении разметки

VIII. Подведение итогов:

Анализ работ.

-Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?

(изготавливали столярный угольник)

-К каким инструментам относится угольник? (разметочным)

-Почему точность изготовления разметочных инструментов влияет на качество работы?

-От чего зависит долговечность разметочных инструментов?

Технологическая карта изготовление столярного угольника.

1.разметить детали по чертежу.

hello_html_6ba3af7.png

2.разметить проушину.

hello_html_4870a91c.png

3.запилить проушину.

hello_html_m59194781.png

4.выдолбить проушину.

hello_html_m5e7579da.png

Конспект урока столярного дела в 8 классе «Изготовление столярного угольника»

Конспект урока

столярного дела в 8 классе

«Изготовление столярного угольника»

Подготовил учитель столярного дела

Кудинов Леонид Викторович

2016-17 учебный год

Тема урока: Изготовление столярного угольника.

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с правилами изготовления разметочного инструмента, соблюдая точность и качество разметки;

  • формировать навыки соединения деталей угольника с помощью пера и проушины;

  • развивать мышление и моторику рук;

  • воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.

Оборудование: чертёж, кроссворд, карточки с дидактическими заданиями, наборное полотно «План работы», карточки для словарной работы, заготовки и столярные инструменты, необходимые для изготовления угольника.

Ход урока.

I.

II.

III.

IV.

V.

VI.

VII.

Vlll.

lX.

X.

Оргмомент.

Приветствие учителя.

Повторение изученного ранее материала.

  1. Какую общую тему мы сейчас изучаем на уроках столярного дела?

  2. Перечислите известные вам разметочные инструменты.

  3. Давайте вспомним назначение некоторых из них, разгадывая кроссворд. Не забывайте о том, что названия инструментов нужно писать грамотно.

Кроссворд «Точность»

Вопросы к кроссворду:

  1. Разметочный инструмент, применяемый для нанесения линий под углом 45 и 135 градусов к кромке детали, например, при разметке соединений на ус.

  2. Разметочный инструмент, который обычно изготавливает сам столяр из плотного картона, фанеры, ДВП для разметки деталей, имеющих криволинейные контуры.

  3. Разметочный инструмент, применяемый для разметки шипов, проушин. Он состоит из колодки, прижимной шайбы и брусочков.

  4. Разметочный инструмент, применяемый для разметки древесины при пилении поперёк и вдоль волокон, для разметки мест соединений, для контроля работы при строгании и склеивании.

  1. К изготовлению разметочных инструментов есть много требований. Одно из них – подбор материала. Вспомните, из каких пород древесины изготовляют разметочные инструменты? Почему?

  1. Выполните задание на карточках: укажите стрелками твёрдость пород и назовите их.

Карточки №1

«Укажите стрелкой твёрдость пород»

1.Породы мягкие

2.Породы твёрдые

3.Породы очень твёрдые

1. Лиственница, берёза, бук, рябина, дуб, клён, ясень.

2. Акация белая, граб.

3. Сосна, ель, кедр, пихта, тополь, липа, ива, осина.

6. Какой разметочный инструмент мы уже изготовили на уроках?

7. Давайте проанализируем результаты работы. Дайте анализ инструмента, изготовленного вашими одноклассниками.

Переход к новой теме урока.

Ребята, говоря о разметочных инструментах, изготовляя их, мы должны всегда помнить о точности разметки и работы. Вот и в нашем кроссворде слово «точность» было ключевым. Давай те выясним, почему это так важно.

Работа с текстом на карточках №2

Прочитайте текст на карточке и ответьте на вопрос: почему разметочный инструмент должен быть выполнен с большой точностью?

Текст.

От качества разметочного инструмента, точности его изготовления во многом зависит качество выполняемой детали, изделия. Поэтому к разметочному инструменту предъявляются высокие требования. Он должен быть сделан с большой точностью.

Кроме требования точности, какое ещё очень важное требование предъявляется к разметочному инструменту? Найдите его в тексте.

Точность и качество! Именно об этом мы будем помнить сегодня при работе. Запишите эти важные требования в свой словарик.

Словарная работа: точность, качество

Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим изготовление одного из самых распространённых разметочных инструментов – столярного угольника. Вы продолжите знакомиться с правилами изготовления разметочных инструментов, соблюдая точность и качество разметки; мы будем формировать навыки соединения деталей угольника с помощью пера и проушины.

Запишите в тетрадь новую тему урока «Изготовление проушины столярного угольника»

Обратимся к чертежу.

Работа с чертежом

1. Вспомните, из каких частей состоит угольник?

2. Какие части вы уже изготовили? Покажите.

3. Сегодня вы будете выполнять соединение колодки и пера, которое называется проушина.

Встречалось ли оно нам в каких-либо изделиях?

4. Вспомните, из каких элементов состоит проушина?

5. Какие размеры важно знать, чтобы изготовить соединение?

6. Покажите на чертеже щёчки и назовите их размеры.

Подумайте, в какой последовательности вы будете выполнять это соединение? Составьте план работы.

План работы:

  1. Разметка проушины

  2. Запиливание щёчек

  3. Долбление проушины

  4. Обработка соединения

Какие инструменты потребуются для изготовления соединения? Выберите их на верстаке, объясните их назначение.

При работе всегда помните о правилах безопасности. Прочитайте «советы» мастера Самоделкина, он напоминает вам о том, как пользоваться стамеской. Вы согласны следовать этим советам?

Планшет

«Вредные советы мастера Самоделкина»

Ну, что же, всё повторили, я могу уже выставить вам оценки за теоретическую часть урока. Сегодня хорошо отвечали:

А теперь пора приступить к работе, но прежде давайте немного разомнёмся и подготовим своё тело к физическому труду. Займите свои рабочие места.

Физкультминутка (под музыку)

Перед тем, как вы приступите к работе, хочу ещё раз напомнить вам о точности разметки проушины. Обратите внимание на чертёж:

Глубина проушины –

Ширина проушины –

Толщина щёчки –

Приступайте к работе. Я желаю вам удачи!

Практическая часть урока

  1. Разметка проушины

  2. Запиливание щёчек

  3. Долбление проушины

  4. Обработка соединения

Текущий инструктаж

Анализ выполненной работы

Уборка рабочего в мастерской

Сдача рапорта учащимися учителю, речёвка.

Ответы детей:

Изготовление разметочных инструментов.

Линейка, ярунок, малка, рейсмус, угольник, рулетка.

  1. Ярунок

  1. Шаблон

  1. Рейсмус

  1. Угольник

Из твёрдых и очень твёрдых пород древесины.

Чтобы они были прочными.

Уч-ся работают с карточками и отвечают.

Ярунок

Анализ изделия по плану.

Потому, что от точности изготовления разметочного инструмента во многом зависит и качество выполняемой детали, изделия.

Качество

Учащиеся записывают в словарь

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Колодка, перо

Да, в ярунке

Из щёчек

Глубину проушины, ширину и толщину щёчки

Учащиеся показывают на чертеже щёчки и называют размеры.

На наборном полотне составляется план работы, а затем записывают в тетрадь

Учащиеся называют и выбирают инструменты, из ряда предложенных

Учащиеся читают «вредные советы» и называют правила безопасной работы со стамеской

Учащиеся встают к верстакам и выполняют упражнения разминки под музыку

Учащиеся работают за верстаками

Рабочий лист для учащихся

Задание №1

Укажите стрелкой твёрдость пород

Породы мягкие

hello_html_39b28381.gif

Породы твёрдые

Породы очень твёрдые

Задание № 2

Прочитайте текст и ответьте на вопрос

Почему разметочный инструмент должен быть выполнен с большой точностью?

Текст.

От качества разметочного инструмента, точности его изготовления во многом зависит качество выполняемой детали, изделия. Поэтому к разметочному инструменту предъявляются высокие требования. Он должен быть сделан с большой точностью.

Столярный угольник: виды, выбор, использование

Столяр – старое и уважаемое ремесло, выделившееся в отдельную профессию от плотничества в 14 веке. Необычность и сложность этой профессии заключается в том, что столяр должен обладать пространственным воображением, навыками работы руками и художественными талантами. В круг его интересов попадает как производство предметов быта, мебели, окон, дверей, так и дизайн интерьеров. Эта профессия требует знаний о различных типах древесины, их качестве, свойствах, назначении, а также о видах их соединения.

Столярный угольникСтолярный угольник

Если до промышленной революции столярные работы традиционно выполнялись с деревом, то с развитием производства прибавились и другие материалы — металлы, гипсокартон, ПВХ и т.д.

Поэтому эффективность усилий столяра во многом зависит от используемых им инструментов. И одним из них выступает угольник столярный.

Обычное чертежное приспособление в виде прямоугольного треугольника, необходимое для построения углов – угольник пришел к нам из глубины веков. Сделанный из двух брусков, закрепленных перпендикулярно друг другу, строительный угольник был необходимым инвентарем для каменщиков и плотников, выступал символом их труда. Теперь он стал одним из базовых инструментов и в наборе столяра.

Угольник в столярном деле

Если столярную линейку согнуть под углом 90°, то получим простейший угольник столяра для разметки линий и углов. С его помощью можно наносить параллельные и перпендикулярные линии на стенах при проведении ремонтных и строительных работ, поверять углы и делать разметку в мебельном производстве. Он незаменим при создании любых столярных конструкций.

Материалом для создания современных угольников служит дерево, пластмасса, металл и их комбинации.

Школьные угольники обычно делают двух видов – с углами 30°×60°×90° и 45°×45°×90°. При этом одна из сторон обычно выполняется в виде линейки с нанесенными делениями (мм и см).

Угольники для столярных работ чаще имеют вид буквы «Г», их еще называют уголками.

Уголок состоит из линейки (как правило, длиной от 60 мм до 1600 мм), которая фиксируется в деревянной, металлической или пластмассовой ручке, в зависимости от качества и требований к уровню инструмента. Он служит не только для проверки прямых углов, но и проведения перпендикулярных линий.

Для более полного раскрытия темы читайте нашу статью о столярном угольнике Свенсона.

Виды угольников

В ремонте, строительстве и любых «сделай сам» работах часто используют следующие разновидности угольников:

  • Столярный. Как правило, его размер зависит от вида деятельности. Для столярных работ по производству, например, рам, используют огромные инструменты 7,3×4,9 м. Для мелких поделок применяют более удобные — 20×15 см или 30×20 см.
  • Разметочный. У него широкое градуированное лезвие с прорезями для карандаша, длина которого 5-30 см. Он незаменим при производстве мебели – с его помощью проверяют перпендикулярность, размечают линии, калибруют другие инструменты.
  • Универсальный или комбинированный. В нем сделана подвижная регулируемая линейка и многофункциональная рукоятка со встроенным пузырьковым уровнем и держателем для чертежных работ. Это целая совокупность инструментов. В одном флаконе — ерунок, рейсмус, малка, линейка и другие.

Это уже профессиональный инструмент, являющийся обязательным атрибутом любой столярной мастерской, особенно, которая занимается производством мебели. С его помощью можно:

  • проверить горизонтальность и вертикальность разметки;
  • использовать как стусло;
  • разметить внутренние и внешние углы;
  • измерить глубину и сделать разметку отверстий под шурупы;

Существует ряд редких специальных видов угольников для нестандартных задач.

  • Ерунок – комбинируется из двух пластинок, закрепленных под углом 45° (135°).
  • Малка – с помощью закрепленных на шарнире пластин позволяет переносить любой угол.
  • Угольник-центроискатель помогает определить центр в деталях цилиндрической формы.

Выбор угольника

Выбор зависит, в первую очередь, от вида планируемых занятий. Иногда для простых поделок, не требующих высокой квалификации и точности, достаточно и школьного деревянного. Но обычно необходимо отталкиваться от ряда параметров:

  • Размер. Если нужна высокая точность измерений, то необходим угольник с длинными сторонами. При этом стоит искать оптимальный вариант по массе и по цене, которые растут с увеличением инструмента. Для дома достаточно 150-300 или 600 мм.
  • Измеряемый угол. Для разметки перпендикуляров довольно и классического угольника. Другие варианты требуют специализированных инструментов.
  • Качество разметки. Желательно ее нанесение на обе стороны линейки и на саму ручку. При этом, чем тоньше разметочные штрихи, тем выше точность.
  • Качество крепления линеек между собой. Появление малейшего люфта в крепеже приводит к полной невозможности точной разметки.
  • Личные ощущения, чувство комфорта, когда инструмент лежит в руке. Поэтому всегда предпочтительнее деревянная ручка и резиновые вставки, чтобы не было проскальзывания.

Угольник довольно легок в использовании. Например, для разметки контуров распила доски следует расположить одну сторону угольника для столярных работ вдоль торца, вторая должна выступать над верхом доски. Затем провести перпендикулярные торцу линии.

 

Высокая функциональность и надежность угольника делает его универсальным измерительным прибором, необходимым в каждой мастерской, как домашней, так и профессиональной.

Он всегда поможет вам выстроить перпендикуляры, параллели и диагонали, нарисовать квадраты и ромбы, поверить и проконтролировать углы и их соответствие между наружным и внутренним.

Это действительно инструмент, проверенный временем!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

План-конспект урока на тему: Конспект урока Столярное дело ТЕМА: Изготовление столярного угольника 8 класс

ТЕМА: Изготовление столярного угольника.

ЦЕЛЬ:   Научить изготавливать столярный угольник.

  Задачи: 1 сформировать практические навыки при изготовлении столярного              угольника

               2 развитие двигательных трудовых навыков при ручной обработке древесины.

               3 воспитание правильных взаимоотношений между учащимися.

  1. Орг. Момент:

Проверка внешнего вида, общей подготовки к уроку. Доклад дежурного о присутствующих и готовности класса к уроку.

  1. Актуализация знаний.

-Какой инструмент называется разметочным? (для нанесения разметки)

     -Какой инструмент применяется в столярном производстве, повторить

        нам поможет кроссворд:

 

        

3. Этот инструмент применяется для разметки

    древесины при пилении поперек и вдоль

    волокон, для разметки мест соединений, для контроля работы при строгании, склеивании.

4. Инструмент применяется при измерении деталей, разметке, установке рейсмуса на заданный размер.

5. Инструмент, который используется при работе со стамеской, соединении деталей.

6. Инструмент необходимый для нанесения окружностей.

-Постарайтесь ответить, какой инструмент является лишним в кроссворде?

-Почему киянка?

-Все эти инструменты, за исключением киянки, являются разметочными.

— Какую профессию вы приобретаете, занимаясь на уроках трудового обучения?               (столяр)

-Чем занимаются люди этой профессии?  

СТОЛЯР, –˜а, м. Рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него. С.-краснодеревщик.

  1. Сообщение темы урока:

     Сегодня на уроке нам предстоит изготовить разметочный инструмент, который предназначен для разметки и контроля прямоугольности в изготовлении столярных изделий. Как называется этот инструмент?

        (столярный угольник)

  • Почему именно его будем изготавливать?

(потому что в столярном производстве много прямоугольных соединений)

  • Этим инструментом мы пользуемся очень часто, при разметке деталей.

IV.                   Анализ образца:

            Для того чтобы приступить к изготовлению столярного угольника рассмотрим чертеж и образец этого изделия.

-Из скольких сборочных единиц состоит угольник?      (из двух частей)

-Попробуйте назвать эти части         (колодка  и перо) (определить размеры)

-Какую форму имеют детали угольника?      (у деталей прямоугольная форма)      

-Что изготовлено в колодке?            (проушина)(определить размеры)

-Каким способом соединены детали столярного угольника? (на клей ПВА)

V.                Составление плана работы:

        -По чертежу изделия составьте план работы на изготовление столярного угольника.

  1. Разметить детали по чертежу.
  2. Выстрогать поверхности по заданному размеру.
  3. Разметить проушину.
  4. Запилить и выдолбить проушину.
  5. Соединить детали, подогнать соединение.
  6. Склеить угольник, проверить на доске с фугованной кромкой.
  7. Разметить длину колодки и пера, отпилить по размеру.
  1. Правила техники безопасности:

        -Каким деревообрабатывающим инструментом нам предстоит работать?              (ножовка, рубанок, стамеска)

        -Что необходимо помнить при работе с этими инструментами?

              (технику безопасной работы)

          -Все необходимые инструкции по технике безопасности находятся в уголке. Вы их хорошо знаете.

VII.               Практическая работа:

        

        -Теперь можете приступать к практической работе по изготовлению столярного угольника с использованием составленного плана работ и чертежа изделия.

-Прием работ и выставление оценок будет производить тот ученик который раньше других закончит свою работу.

+ Индивидуальная работа:

        +– оказание помощи в нанесении разметки

        +– обработка готовой швабры абразивной шкуркой.

 _1-я группа после окончания работы может вернуться к ранее начатым работам  

  1. Подведение итогов:

-Анализ работ

  • Из готовых изделий составим выставку и пусть закончивший раньше других выставит и прокомментирует оценки.  (прямоугольность)

-Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?

        (изготавливали столярный угольник)

  • К каким инструментам относится угольник?  (разметочным)
  • Почему точность изготовления разметочных инструментов влияет на качество работы?

   

-От чего зависит долговечность разметочных инструментов?

 ОГСКОУ Илирская школа-интернат

Конспект урока

Столярное дело

ТЕМА: Изготовление столярного угольника

8 класс

Учитель: Степанов Ю.Г.

2014