Современные архитектурные стили: Все архитектурные стили от А до Я, список с фото – Rehouz – Стили современной архитектуры + Фото

Содержание

Самые модные стили современной архитектуры

Издревле, люди учились строить свои жилища, исходя из особенностей окружающей природы и функциональных требований. В современной архитектуре можно выделить несколько самых модных и самостоятельных стилей.

  1. Хай-тек

Первым сооружением в стиле хай-тек стал Центр Помпиду в Париже (1977г.)

Отличительной особенностью этого стиля является акцентирование на технических конструкциях.

Декоративными элементами служат инженерные конструкции, опоры, различные технические   узлы. Металл, пластик и стекло – основные материалы, используемые для строительства зданий в стиле хай-тек. В последние годы, здания и сооружения в стиле хай-тек стали символом престижа и респектабельности. Это строгий и деловой стиль, в котором нет места изяществу и сентиментальности.

Если основное назначение, возводимого сооружения коммерческое или общественное, выбор обязательно будет сделан в пользу стиля хай-тек.

Хай-теку противостоит лишь

био-тек. Пик его популярности пришелся на 90-е годы прошлого столетия.

Основоположником стиля био-тек является Антонио Гауди. Его Дом Бальо (1907г.) при разном освещении способен менять цвета и оттенки. Дом Бальо ассоциируется с природными и биологическими формами: балконы, словно раковины, колонны и балясины в виде костей, а отделка дома – мозаика – напоминает чешую рыбы.

Дом Бальо в Барселоне (Испания), архитектор А. Гауди

Основные признаки био-тека: несимметричность, формы, заимствованные из природы.  При создании объектов в стиле био-тек используются материалы, похожие на природные структуры.

Здания в стиле хай-тек

Бионический стиль: био-тек

  1. Минимализм

Пик развития направления пришелся на 60-е годы XX столетия. Основоположником этого стиля становится Людвиг Мис ван дер Роэ, немецкий архитектор.

Отличительной особенностью данного стиля является отсутствие декоративных элементов, простые прямые линии, а также размытие границ между внутренним пространством и окружающей средой. Материалы, используемые в проектах в стиле минимализм: металл, стекло, бетон и реже – дерево.

Дом в стиле минимализм – максимально функциональный, лаконичный, наполненный естественным светом. В отличие от хай-тека, инженерные конструкции тщательно скрыты. Этот стиль крайне популярен при возведении современных офисных центров, небоскребов, различных общественных зданий, и конечно, для индивидуального строительства.

Коттедж в стиле минимализм

  1. Деконструктивизм

Деконструктивизм основан на постоянном поиске новых форм для самовыражения. Главная особенность деконструктивизма – радикальная позиция по отношению к заказчику, и полное отрицание функциональности помещения. Выбирается усложненная, ломанная форма зданий, таким образом создается впечатление некой агрессии. Данный стиль позиционирует себя как архитектура для избранных.

Здания в стиле деконструктивизм

  1. Постмодернизм

Этот стиль преследует цель привести в гармонию архитектуру и окружающую среду.

Главной особенностью постмодернизма является эстетика и оригинальность.

В основе постмодернизма лежит подражание историческим памятникам и создание архитектурных объектов, используя упрощенные классические формы и их хаотичное применение.

Дом-рояль в китайском городе Хуайнань  

«Горбатый дом» в польском городе Сопот

  1. Метаболизм

Основоположником этого стиля стал японский архитектор Кионори Кикутаке.

Концепция метаболизма, как и био-тека заключается в перенесении принципов развития живого организма в архитектуру. Особенностью стиля является ячеистость и модульность. А незаполненные пространства акцентируют на себе внимание, таким образом весь архитектурный объект находится в диалоге с окружающим миром.

Капсульная башня Накагин в японском городе Токио 

Как видно, все, из представленных стилей, стремятся, прежде всего, к функциональному удобству.

А вот восхищаться ли подобными архитектурными созданиями – это, наверное, личное дело каждого))).

Возможно Вам будет также интересно: “10 самых удивительных отелей мира”

Современные | Архитектурные стили

Неофутуризм

9 Январь, 2020

Неофутуризм – это стиль конца 20-го – начала 21-го века в искусстве, дизайне и архитектуре. Его философию можно интерпретировать как отход от идей постмодернизма в пользу идеалистической веры в лучшее будущее, сопряжённый с осознанием необходимости концептуального обособления эпохи современных технологий.

Критический регионализм

5 Ноябрь, 2018

Критический регионализм – это подход к архитектуре, противопоставленный интернациональному стилю (для которого характерно отсутствие самобытности и привязки к определённому месту), а также отвергающий эксцентричный индивидуализм и вычурность архитектуры постмодернизма.

Блобитектура

14 Сентябрь, 2018

Блобитектура (англ.: blobitecture; от слов «blob» («капля») и «architecture»), или блобизм (блоб) – это постмодернистский архитектурный стиль, характеризующийся изогнуто-округлой формой зданий.

Стиль невидимой архитектуры

2 Август, 2018

Любое новое здание, жилое или коммерческое, начинается с его зрительного восприятия, которое первым рисует в своём воображении, как правило, архитектор. Совместно с инженерами-строителями он разрабатывает проект, являющийся как практичным, так и, в определённых случаях, поистине уникальным с эстетической точки зрения.

Отличительный внешний вид зданий, возводимых в стиле невидимой архитектуры (англ.: Invisible architecture), достигается за счёт того, что основное внимание проектировщиков уделяется поиску способов минимизации, как ни странно, именно внешнего вида строящегося сооружения.

Скандинавский стиль

19 Июль, 2017

Скандинавский архитектурный стиль − стиль, родиной которого являются страны Северной Европы: Исландия, Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия. Данный стиль отражает особенности образа жизни и характера северных народов и отличается простотой форм, функциональностью деталей и лаконичностью композиций.

Лофт

12 Апрель, 2017

Лофт − архитектурный стиль, использующий для создания жилого или офисного пространства переоборудованные чердачные помещения заброшенных заводов, фабрик, складов и других зданий промышленных зон. Название стиля происходит от английского слова «loft», которое в переводе на русский язык означает «чердак».

Американский форсквер

23 Ноябрь, 2016

Американский форсквер − пост-викторианский архитектурный стиль, появившийся в США в конце XIX столетия и достигший пика своей популярности в начале XX века. Основной отличительной чертой зданий, выполненных в данном стиле, является квадратная форма как в основании, так и по фасадам. Для американского форсквера характерны простота дизайна, прямые линии и симметрия.

Норвежский стиль

5 Сентябрь, 2016

Норвежский стиль − архитектурный стиль, зародившийся в Норвегии и Швеции в XI веке и достигший своего расцвета в 30-х годах XX столетия. Характерной особенностью строений, выполненных в данном стиле, является их максимальная гармония с окружающим ландшафтом и создание настоящего архитектурного шедевра в условиях довольно сурового климата. Главными качествами этих строений являются надежность и основательность.

Средиземноморский стиль

29 Июль, 2016

Средиземноморский стиль − одно из наиболее лаконичных и комфортных направлений в архитектуре, отличающееся изыском и в тоже время простотой. Данный стиль зародился в середине XX века на территории стран, расположенных на побережье Средиземного моря таких как, Италия, Франция, Испания. Египет, Алжир, Греция, Марокко, Тунис и прочие.

Минимализм

27 Июнь, 2016

Минимализм − один из самых востребованных в настоящее время стилей в архитектуре. Яркие примеры данного стиля появились уже в 20-30 годы XX века. Данный стиль характеризуется естественностью и простотой, отсутствием элементов декора и любых украшений, высокой функциональностью каждого элемента конструкции.

Архитектурные стили | Современная архитектура

Движение и развитие архитектуры ускорено и подброшено вверх толчком, которым стали достижения в изготовлении современных материалов и технологиях строительства. Самые смелые архитекторские проекты теперь реализуемы, самые невероятные фантазии осуществимы. Современная архитектура при наличии должного количества средств у всех желающих могла бы заполонить мир таким разнообразием форм, цветов и пространств, что само существование вчерашней однообразной реальности стало бы под вопрос.

Однако, если хорошенько разобраться, то весь этот фантазийный бум можно было бы педантично разложить на три основные полки: историческое развитие классического стиля, современные архитектурные новшества и смешанный архитектурный стиль. Классика в виде основ для построения или цитат – в любом проявлении сегодня вновь набирает обороты. Возможно это тяга современных архитекторов к «корням»…

Как в свое время минимализм стал реакцией на изобилующий украшательствами модерн, так и античные основы в современной архитектуре распространились как ответ на холодный и футуристический хай-тек. Последний – вместе с минимализмом, как Мухинские «Рабочий и Колхозница» делят пальму первенства в проектах современных архитектурных бюро.

Архитектурные стили  хай-тек и минимализм родственны в своем желании убрать декоративные детали. Но для хай-тека характерно использование хромированного металла, тросов, стекла. Характерный пример проекта в стиле хай-тек – знаменитая «Башня-парус» («Burj al-Arab»). Хай-тек лидирующее значение придает самому материалу. Его фактура и цвет – вот выразительные средства этого современного архитектурного стиля. При проектировке стали применять использование стержневых элементов закрытого сечения — должна быть очевидна техничность композиции. Воздуховоды и трубы зачастую открыты и составляют композицию наряду с плоскостями и пространствами, заменяя декоративные детали.

Минимализм. Этот архитектурный стиль не признает никакого декора, ни внутри ни на фасадах. Стены, накрытые крышей – вот минимум, который стал для этого стиля максимумом. Бетонные, деревянные модульные конструкции приносящие все детали и декор в жертву пространству и формам. Графичность, монохромность, скрытие составных элементов и пространство, пространство, пространство… Именно с ним играют архитекторы и дизайнеры, работающие в минималистичном стиле. А заставить пространство звучать по-иному в таких условиях, когда деление его минимально, может только свет.

Ар-деко – последний «шикарный» архитектурный стиль двадцатого века: эклектичный и богатый. Он вбирал в себя все: и цветочные изгибы, и витражи, и четкую геометрию, и углы, и цитаты из египетского зодчества и множество разнообразной богатой отделки. Сегодня он снова в моде – ар-деко всегда балансировал на грани вкусового фола. Чему же остается удивляться, что он стал так популярен сегодня.

Особняком среди стилей в архитектуре стоит «ориентальное» направление. Его очертание и границы размыты. Архитекторы прибегают как к прямому цитированию, и оформляют фасады жилых домов и ресторанов в китайском или японском стиле, или же, вдохновленные принципами, формами, любовью к модульности и к простому делению пространства, создают современные проекты, в которых восточная эстетика лишь прослеживается.

Одно из самых свежих и многообещающих направлений в архитектуре и дизайне последнего времени – фьюжн – тонкая смесь стилей. Дома путешественников с хорошим вкусом – вот общее представление о нем. Так же, как ар-деко и постмодерн, фьюжн – богемный архитектурный стиль. Кантри и этно в нем уютно могут соседствовать с классикой или фахверком.

Каждый из описанных стилей хорош там, где его применение действительно оправдано. Одним из самых больших достижений современной архитектуры является ее регионализм, который предполагает решение конкретного проектного условия с учетом истории места, окружающего ландшафта, архитектурным и природным окружением, в том числе климата места под застройку.

Игнорирование этих условий не позволяет считать проект законченным и соответствующим современным архитектурным тенденциям.

Новости компаний: Обзорные статьи, статьи ВАК на заказ от профессионалов. Множество специальностей, низкие цены, сжатые сроки и главное качество работ Вас  приятно удивят.

Похожие статьи:

  1. Стили современной архитектуры
  2. Эклектика
  3. Популярность стиля интерьера Ар Деко растет
  4. Эко-дизайн набирает обороты / Дизайн в стиле ЭКО
  5. Стиль Хай-Тек

Архитектура современного города как наука и искусство :: SYL.ru

Архитектура современного города отличается многообразием и стремительностью, развиваясь наравне с техническим прогрессом. По построенным в определенную эпоху зданиям можно наблюдать различные стили, ценности и стремления человека к удовлетворению собственных потребностей.

История застройки городов, ордерная система

Древние города Греции и Римской империи до сих пор считаются шедеврами далекой эпохи, гимном красоте и величию созидающего человека. Знаменитые здания и памятники античной архитектуры являются достоянием мировой культуры и наследием прогрессивного человечества. По мнению историков и искусствоведов, без фундамента, заложенного в те древние времена, современная Европа не смогла бы существовать.

Поэтому очевидна связь архитектуры исторического города с архитектурой современного города, ведь планирование территории поселения и возведение в нем зданий, называемое градостроительством, осуществлялось с давних времен. Однако принципы эти для различных эпох и стран сильно отличались.

В Древней Греции политическим, религиозным и культурным центром поселения был храмовый комплекс, а от него отходили проложенные по прямоугольной сетке улицы. Античные храмы в Греции начинали строиться по правилам ордерной системы, что впоследствии оказало большое влияние на всю историю мировой архитектуры.

В те времена были основаны и установлены определенные правила соотношения конструктивных частей зданий и их декоративного оформления, что и получило впоследствии название ордера. Конструкция и композиция храмов были основаны на колоннах и балках, которые имели установленную форму и взаимное расположение.

Классическая ордерная система (дорическая, ионическая, коринфская), за многие века претерпевшая эволюционные изменения, сыграла огромную роль в формировании и развитии европейской архитектуры. Однако при строительстве современных общественных зданий она чаще всего используется архитекторами только в качестве стилизации или декоративных элементов.

Поэтому древнегреческая ордерная система в архитектуре современных городов сохранилась преимущественно в исторических памятниках и застройке старых районов.

Опера (Сидней, Австралия)

Градостроительство: эпохи и страны

Для средневекового города характерно наличие крепости, окруженной высокой каменной стены и рвом с водой, что выполняло оборонительные функции для проживающих в нем жителей. Позднее европейские города строились вокруг здания главного кафедрального собора, рядом с которым обычно размещали ратушу и рыночную площадь. Улицу прокладывали от ворот крепости до центра.

Аналогично проектировались города на Востоке: в центральной части располагалась мечеть и минареты, рядом — медресе (религиозная школа), дворец правителя и караван-сарай, от них расходились дороги и жилые кварталы.

Для планирования древнерусских городов характерно органичное вписывание его в окружающий ландшафт и расположенные недалеко сельские поселения. Как правило, град строился на возвышенности, откуда были хорошо видны окрестные поля и деревни.

Эпоха Возрождения принесла другие принципы градостроительства: улицы планировали строго перпендикулярно, главные выходили на красивые архитектурные ансамбли или дворцы. Примером этого может служить Санкт-Петербург, возведенный по личным указаниям Петра Первого, который принимал участие и в составлении его плана.

Архитектурные стили 20 века

Архитектура современного города удивляет и поражает. Она прошла долгий путь становления. Только за последнее столетие в рамках дисциплины или, если изволите, отрасли искусства, появилось несколько основных направлений, каждое из которых отличается оригинальностью конструкций, форм и тесно связано с использованием новых материалов. Были придуманы и новые термины. Для того чтобы выяснить, какие понятия появились в архитектуре современных городов, рассмотрим основные стили зодчества, характерные для прошедшего столетия: конструктивизм, функционализм, модернизм, ар-деко и др.

Конструктивизм

Начало развитию этого стиля было положено в 1920-е французским архитектором Ле Корбюзье (1887-1965). В своих постройках он впервые начал применять сборные модули, состоящие из железобетонных конструкций. Самое знаменитое здание в стиле конструктивизма по проекту Корбюзье — капелла Нотр-Дам-дю-О, католическая церковь, построенная из бетона на Вогезском холме (г. Роншан, Франция). Идея создания криволинейной асимметричной крыши, напоминающей морскую раковину, позволила идеально вписать строение в ландшафт и воплотить мысли о защищенности происходящего таинства внутри.

Однако в архитектуре современных городов увлечение готовыми сборными блоками привело к обезличиванию зданий. Особенно это касается многоэтажной жилой застройки так называемых «спальных» районов. По мнению психологов, люди, живущие в таких серых «коробках», чувствуют негативное эмоциональное напряжение. Целые районы одинаковых серых зданий, окруженные дорогами, бетонными заборами и скудной растительностью, являются примером неблагоприятной среды, которая не обеспечивает комфортную жизнь, а наоборот, вызывает агрессию и неприятие.

Небоскреб Gherkin building (Лондон)

Модернизм

Модерн — стиль, распространившийся в Европе в начале 20 в. вместе с одноименным направлением искусства. Другие его названия:

  • ар-нуво (новое искусство) — был принят во Франции;
  • югенштиль — в Германии;
  • русский модерн — в России.

Его отличительной чертой стал синтез одновременно нескольких течений мировой культуры. Здания, построенные в стиле модерна, объединяются элементы нескольких архитектурных направлений: готики, рококо и др. Еще одно отличие от ордерной системы и других направлений — асимметрия фасадов, отсутствие прямых углов и линий, формы часто заимствованы у природы, а при постройке применяются новые материалы и технологии (металлические и стеклянные детали и декор).

Главная задача архитектуры модерна — создание зданий, которые одновременно отвечают требованиям эстетики и красоты и функциональности. Вследствие этого много внимания уделено интерьерным решениям с тщательной проработкой лестниц, балконов и других конструктивных элементов. Ярким представителем стиля является испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), который стал новатором архитектуры этой эпохи.

Фамилия Саграда (Барселона, Испания)

В стиле русского модерна в полной мере отражены национальные черты. Зодчие возводили постройки, напоминающие византийские храмы и боярские хоромы, применяя как традиционные (кирпич, дерево, камень), так и более современные материалы (сталь, бетон, стекло). В декоративной отделке зданий часто использовали природные силуэты и растительные орнаменты, украшением многих стали большие окна с разноцветными витражами, скульптурные композиции над дверями и окнами. Один из знаменитых русских архитекторов Ф. О. Шехтель (1859-1926) построил в стиле русского модерна особняки Рябушинского и Дерожинской, Ярославский вокзал в Москве и др.

Одним из ответвлений модернизма стал появившийся в 1950-1970 годы стиль брутализм, а также необрутализм (термин происходит от фр. béton brut — «необработанный бетон»). Его создателей Элисон и Питера Смитсонов вдохновили возможности пластичности армированных бетонных конструкций.

Представителем модерна, смешанного с авангардизмом (такой неординарный стиль называют иногда биоморфным), был архитектор немецкого происхождения Фр. Хундертвассер (1928-2000). Дома, возведенные по его проектам, отличаются неповторимостью и оригинальностью как по форме, так и по цветовой насыщенности.

Жилой дом (Германия)

Ар-деко, органическая архитектура

Ар-деко — течение в искусстве и архитектуре, появившееся в 1920-е в Париже. Его отличительные черты: использование строгой закономерности, этнических геометрических узоров, дорогих материалов в интерьере.

Основоположник стиля органической архитектуры Ф. Л. Райт (1807-1956) при разработке и конструировании зданий применял принципы гармоничного размещения объектов в окружающем пространстве и пейзаже. При этом для возведения дома применялись только экологически безопасные материалы: дерево, природный камень, а также железобетон. Примером дома, выполненного в этом стиле, является «Дом над водопадом», который с 1966 г. считается Национальным историческим памятником США.

В начале 21 в. произошел всплеск интереса к этому стилю в архитектуре, что дало толчок появлению стиля био-тек, который пропагандирует возведение зданий по аналогии с природными органическими формами.

Функционализм и рационализм

Функционализм — архитектурное направление, появившееся в Нидерландах и Германии в середине 20 века, которое придерживается принципов соответствия здания тому предназначению или процессу, для которого оно построено. В основе его использованы достижения строительной технологии и новые приемы, позволяющие быстро возводить стандартные квартиры по секциям из сборного железобетона.

Небоскреб Aqua tower (Чикаго)

Именно в стиле функционализма и возводятся высотные офисные и жилые здания, составляющие силуэт современного города. Архитектура строений в этом направлении имеет следующие основные признаки:

  • использование прямых углов и форм, крупных плоскостей;
  • в качестве материала применялись монолитные и сборные секции железобетона, стекло, изредка — кирпич;
  • плоские крыши;
  • для многоэтажных и промышленных зданий характерно горизонтально-полосное расположение остекления фасадов;
  • нижние этажи имеют более широкое пространство и используются под магазины и другие общественные заведения.

Рационализм — авангардистский стиль в архитектуре и искусстве, возникший в советский период в 1930-х. Для зданий, построенных в этом направлении, характерны лаконичные формы, строгие и рациональные. По содержанию стиль близок к конструктивизму.

Hong Kong Polytechnic University

Концепция «Город-сад»

Одна из градостроительных концепций возникла в начале 20 в., после выхода книги Э. Говарда «Города-сады», в которой автором были предложены совершенно новые идеи и схемы возведения городов. Были предложены планы и оригинальные особенности архитектуры современного города, располагавшегося на общинных землях. Целью устройства поселения было создание хороших социально-бытовых условий для малообеспеченных слоев населения в пределах пригородных поселков на окраинах мегаполисов.

Храм Лотоса (Нью-Дели, Индия)

Шедевры современной архитектуры

За последние десятилетия многими зодчими было построено множество интересных и оригинальных объектов архитектуры. Современного города — чудо инженерной мысли. Для максимальной выразительности художественного образа архитекторы успешно используют в проекте принципы гармоничного сочетания с окружающим пространством, асимметрии, контрастного противопоставления различных плоскостей и др.

Все современные здания — это, как правило, небоскребы или высокие многоэтажки, которые возводятся в США, ОАЭ, Индии, Сингапуре и т. д. При их возведении используются передовые научно-технические разработки, разнообразные строительные и отделочные материалы, оригинальные возможности фактуры и цвета. Некоторые созданы архитекторами с мировым именем, другие — талантливыми молодыми зодчими.

Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания)

Города с современной архитектурой

По всему миру можно найти интересные и оригинальные города, и сказать, какие среди них лучшие, достаточно сложно. 21-й — век глобализации в архитектуре, искусстве и других направлениях, в нем происходит стирание различий между западными и восточными стилями, мегаполисы тянутся вверх, а здания в них соревнуются не только по высоте, но и по оригинальности и вычурности.

Ниже перечислены некоторые лучшие города с современной архитектурой:

  • Чикаго — является одним из первых высотных мегаполисов, первые многоэтажные здания здесь были построены еще в 19 в. Множество интересных вертикальных построек были сделаны по проектам Л. Салливана, позднее здесь работали Ф. Л. Райт, Людвиг Мис ван дер Роэ и др. Город считается образцом модернизма в области архитектуры.
  • Пекин, Хошимин, Шанхай и другие города Азии представляют собой смешение зданий, построенных в колониальном стиле, и современных небоскребов, вознесшихся к небу за последние 20 лет.
  • Токио — был практически возрожден из руин после Второй мировой войны, его архитектурной особенностью стало строительство высотных зданий с учетом передовых технологий и инноваций.
  • Дубай стремительно взлетает вверх и одновременно покоряет морские просторы, т. к. многие небоскребы строятся на искусственных насыпных островах. Большинство проектов выглядит футуристично и фантастично, самый известный из них — башня «Бурдж-Халифа» высотой 828 м, построенная архитектором из США Э. Смитом.
Штаб-квартира Центрального телевидения КНР

Архитектура современных городов — искусство и наука, для которых характерно смешение стилей и нарушение классических традиций и стереотипов. Многие из возведенных неординарных зданий одним своим внешним видом могут вызвать бурю положительных эмоций, заставляя восхищаться, и одновременно шокируют оригинальностью и необычностью.

Стили и направления в современной архитектуре

Направления в современной архитектуре очень разнообразны и неоднозначны. Для каждого времени характерны свои определенные наиболее распространенные черты зданий, присущие большинству построек, однако сейчас такого единства не наблюдается. Сменяя друг друга, предыдущие стили оказывают влияние на будущее видение наиболее гармоничных домов. Люди то и дело возвращаются к классике, привнося в нее новые черты. Развитие технологий и появление новых материалов приводит к появлению и совершенно новых решений и идей, давая волю фантазии и добавляя разнообразия.

Модерн

Еще на рубеже XIX-XX веков сформировался архитектурный стиль под названием модерн, который является собирательным образом предыдущих стилей, при этом он отказывается бездумно копировать или даже подражать старинным зданиям, а приносит новые элементы и формы. Сначала в нем появились сталь, бетон и стекло, затем пластик. При этом не забывались камень и дерево. Формы также стали произвольными, порою ассиметричными, с разнообразными элементами декора. Но и функциональность при этом играет важную роль. Отголоски данного стиля и его последующих направлений (неоромантизма, неоклассицизма, иррационализма, рационализма, национального романтизма) появляются до сих пор.

Конструктивизм

Конструктивизм с его бетоном и железобетоном и последующий минимализм с отказом от декора несмотря на функциональность красотой не выделялись. А вот сменивший их хай-тек с его любовью к высоким технологиям популярен и сейчас. С одной стороны дизайн хай-тек отличается аскетичностью, с крупными формами, монолитными конструкциями, обилием стекла, металла, а также последних возможных конструкций и новейших материалов. То есть все новое, будь-то материалы или конструкции, достижения энергетики или технологии применяются в архитектуре.

Хай-тек

Хай-тек имеет три основных направления: геометрический, индустриальный и бионический. Геометрическое направление использует сложные каркасные системы и различные элементы конструкций, к примеру, воздухоопорные. Индустриальное направление хай-тек выносят лифты и лестницы на фасад, делая их элементом экстерьера. Наиболее любопытно бионическое направление, которое вносит в архитектуру формы живой природы, использует подвесные конструкции, мембраны стальные нити и т.д.

Деконструктивизм

Сложность и агрессивность деконструктивизма с его ломанными формами обладает оригинальностью, но используется не так часто. А вот техно стиль, очень похожий на ответвление хай-тека, также можно встретить сейчас. Для него также характерен подчеркнутый технологизм, любовь к стеклянным стенам и сложным формам, к стеклу и пластику, к листам металла. Ну а на фасад могут выводиться даже различные трубы, выполняя при этом декоративную функцию. Хотя уюта это не добавляет, скорее напоминает вызов гармонии.

Китч

Одним из периодически обостряющихся веяний стало направление китч, что в переводе означает дешевка или даже безвкусица. Он является словно подделкой, пародией, яркой и при этом грубой. Зато это позволяет выделиться, показать уникальность. Это направление особо проявляется в те моменты, когда старое уже надоело, а новое и прекрасное еще не сформировалось.


Хотя царящей агрессии и технологизму уже давно пора противопоставить более гармоничные, природные направления, более светлые тона. Что, впрочем, проявляется сейчас благодаря стремлению к экологичности и энергоэффективности в архитектуре.

Современная архитектура — что это такое? Чем сегодня определяется актуальность того или иного архитектурного объекта – только его стилистикой или чем-либо еще?

Меня часто спрашивают, особенно студенты, что же такое современная архитектура и каким стилем она определяется? Ответить на этот вопрос сегодня не так уж просто. А для того чтобы понять ответ, необходимо хотя бы в общих чертах представлять историю развития архитектуры в ХХ веке.

В современной архитектуре можно выделить по крайней мере два стиля (направления) – «поздний (или нео) модернизм» и «постмодернизм». Эти термины ввел в научный обиход в начале восьмидесятых годов ХХ века известный английский теоретик и критик архитектуры Чарльз Дженкс в своей уже ставшей классической книге «Поздний модернизм и постмодернизм в архитектуре». Несложно заметить, что оба этих названия есть производное от общего термина – «модернизма», по отношению к которому они себя и определяют. Либо как его продолжение (поздний модернизм), либо как его преодоление (постмодернизм, т.е. после модернизма). Так что и понять их можно, только зная, что представляет собой этот самый модернизм в архитектуре.

В общих чертах его можно определить как проявление в архитектуре общекультурных модернистских тенденций в период модернизации общества при переходе от патриархального его состояния к индустриальному. Этот стиль в архитектуре окончательно сложился в тридцатые годы ХХ века как логическое продолжение авангарда начала прошлого века и наибольшего расцвета достиг в послевоенные годы. Одной из основных черт модернизма в архитектуре стала навязчивая экпансия новых («современных» для своего времени) архитектурных форм по всему миру на базе повсеместного распространения сходных индустриальных методов строительства архитектурных объектов. Т.е. фактически модернизм стал крайним проявлением глобализации в архитектуре в период ускоренной индустриализации всех включенных в этот процесс стран, что привело в первую очередь к утрате национальных черт в их архитектуре.

Нельзя сказать, что такая глобализация в архитектуре вызвала всеобщий восторг и не встретила никакого сопротивления у архитекторов и общественности ряда стран. Особенно ярко это проявилось в Японии (см. статью о современной японской архитектуре в журнале «Кровли», № 4 (15)   за 2007 г.) и некоторых североевропейских странах. Такое «сопротивление» глобализму в архитектуре получило общее, независимо от страны, название – «регионализм». Представители этого направления в архитектуре ставили своей целью соотнесение новых («современных») форм в архитектуре с национальным культурным и территориальным контекстом, а не с неким общим международным стандартом. Что многим и удавалось.

Так вот, современный «поздний модернизм» и есть прямое продолжение «классического модернизма» с его стремлением к универсальности и всеобщности, а «постмодернизм» – это развитие «регионализма» как оппозиции «модернизму» и учета национального культурного и территориального контекста.

Однако трудности с отнесением того или иного современного архитектурного объекта к «позднему модернизму» или «постмодернизму» тут только и начинаются. Дело в том, что оба этих направления пользуются весьма сходными архитектурными формами. Формами, создание которых стало возможным на современном уровне технического обеспечения архитектурного процесса.  И то и другое направление в архитектуре являются современными в том смысле, что «производят» архитектуру, которую нельзя было бы построить вчера. Это касается и конструктивной структуры, и отделочных материалов, и применяемых инженерных систем.

Более того, «поздний модернизм» избавился от главной болезни своего предшественника – одинаковости, повторяемости и демонстрирует сегодня изощренное многообразие. Так что практически единственный критерий, по которому можно различить эти два направления, – это характер взаимодействия с окружающим контекстом. А здесь нет точных инструментов, позволяющих однозначно определить степень включенности или инородности архитектурного объекта по отношению к окружающему культурному и территориальному контексту, и оценки в большинстве случаев носят субъективный характер, не исключая и общественное мнение, признающее или не признающее архитектурное сооружение в качестве принадлежащего к своей национальной традиции.

Все это позволяет более определенно взглянуть и на наметившуюся в настоящее время экспансию иностранных архитекторов в Россию (присутствие которых в связи с ожидаемым вступлением нашей страны в ВТО, очевидно, будет только возрастать). Вообще, активное участие иностранных, прежде всего европейских, архитекторов в архитектурном процессе в России имеет длительную историю. Можно сказать, что и само становление российской архитектуры как профессии происходило при самом непосредственном их участии.

Так что вроде бы особой беды от присутствия «иностранных спецов» в российской архитектуре не должно быть. Тем более, что объективно они куда более хорошо подготовлены для создания объектов современной архитектуры, чем наши архитекторы, которые просто не имеют соответствующего опыта и необходимых для этого знаний. Вот только в современной ситуации с присутствием иностранных архитекторов в российской архитектуре есть одно, но очень существенное отличие от исторических примеров. До начала двадцатого века все иностранные архитекторы приезжали в Россию всерьез и на долго, безоговорочно связывая с ней свою профессиональную и личную судьбу.

В результате под влиянием российского культурного и территориального контекста они быстро «обруссевали», и их архитектура становилась российской, несмотря на страну происхождения ее авторов. Но сегодня иностранные архитекторы предпочитают совсем другой подход, который можно назвать «вахтовым методом».  А такой подход исключает включение их архитектуры в культурный и территориальный контекст тех российских населенных мест, для которых они предлагают свои сооружения. Более того, иногда возникает подозрение, что их проекты не являются специально разработанными для того или иного заказа в России, а просто извлечены из архива, где хранятся непристроенные разработки.

Так что действуют они явно в рамках «неомодернистского» подхода, а их архитектура грозит оказать, несмотря на всю свою завораживающую «современность», разрушительное влияние на среду наших населенных мест. И не случайно известный московский архитектор, профессор МАРХИ Е. Асс охарактеризовал деятельность некоторых современных иностранных архитекторов в России как «архитектурный терроризм».

Однако было бы глупо ставить какие-то искусственные преграды на пути иностранных специалистов в российскую архитектуру. Да в современном мире это наверное и не возможно. Единственный выход здесь – это «подтянуть» собственную архитектуру до современного уровня, начиная прежде всего с архитектурного образования, которое сегодня продолжает оставаться весьма архаичным. И тогда должна повториться ситуация конца ХIX века, когда рост уровня собственно российского архитектурного образования и квалификации российских архитекторов привел практически к полному вытеснению иностранных архитекторов из России. Они стали просто не нужны.


М. Туркатенко
В статье использованы иллюстрации из книги
«Spectacular Buildings», TASHEN, 2007

Классические архитектурные стили / Блог архитектора

Романский стиль стал закономерным отражением духа своей эпохи: для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и частые междоусобные войны. Поэтому дозорные башни, массивность всех конструкций, световые проемы, походившие на бойницы эти черты присущи постройкам романского периода…

Подробнее о Романской архитектуре ►

_________________________________________________________________________________________

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в  зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса. Термин «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима…

Подробнее о Готической архитектуре ►

_________________________________________________________________________________________

Архитекторы той эпохи стремились возродить зодчество золотого века — античности. Искусство Ренессанса не просто заимствовало архитектурные формы античности, но применяло их в новых композициях. Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура снова становится ордерной…

Примеры архитектуры Ренессанса ►

_________________________________________________________________________________________

Один из главных архитектрных стилей в европейских странах в ХVI середине ХVIII веков. Основатель эпохи барокко великий Микеланджело Буонарроти. Барокко потрясает богатством, необычностью. Во времена барокко на первом месте стояла пышность. Здания обязательно украшались причудливыми фасадами, лепкой, множеством скульптур. В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение. Представителем барокко в России был зодчий В.В.Растрелли…

 Примеры архитектуры Барокко

_________________________________________________________________________________________

Этот стиль очень близок к Ренессансу и является его продолжением. Классицизм продолжает античные традиции. Архитектурные формы подчеркнуто правильные, композиции обязательно симметричные. Строгий порядок, ясность и организованность вот дух классицизма.  Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург…

Примеры архитектуры Классицизма ►

_________________________________________________________________________________________

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire империя). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века. В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном…

Примеры стиля ампир в архитектуре ►

_________________________________________________________________________________________

Викторианская архитектура (англ. Victorian architecture) стиль в архитектуре и интерьере, распространенный в Великобритании и английских колониях (в США и Австралии преимущественно). Термином викторианский стиль обозначают архитектуру Викторианской эпохи (1830-1910), которая характеризуется сильной неоднородностью. Поэтому в строгом архитектурном смысле не существует такого единого явления. В англоязычных странах той эпохи господствовал эклектический ретроспективизм, объединивший под собой несколько сходных, но все же самостоятельных направлений. Это итальянский стиль, неоготика, стиль периода Второй империи, индо-саранцинский стиль и другие разновидности…

Примеры Викторианской архитектуры ►

_________________________________________________________________________________________

Этот стиль получил распространение в Европе в 1890-е1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, использование новых технологий (металл, стекло). Для модерна характерны плавные изгибы стен, криволинейные очертания окон и дверей, отсутствие симметрии, живописность цветовых решений. В стиле модерн строились в основном городские особняки и загородные виллы. Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались. Здания в стиле модерн, не похожи ни на какие классические образцы, они рождены ничем не скованной фантазией зодчего. Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко…

Примеры архитектуры в стиле Модерн ►

_________________________________________________________________________________________

Этот стиль в архитектуре и интерьере получил свое название от гор, которые находятся на северо-востоке штата Нью-Йорк (США), где он и возник в середине 19 века. Для Адирондака характерно использование подчеркнуто натуральных строительных материалов: грубых тесаных бревен,  балок, покрытых корой, необработанного камня и т.п. Цельные линии, естественные формы, а главное максимальная приближенность к традиционным жилищам предков. Это и высокие своды потолков, и тяжелая мебель из дерева, не прошедшего предварительной обработки, и внушительные камины, несколько этажей, просторные холлы и сравнительно небольшие уютные комнаты вот основные архитектурные составляющие домов, выполненных в этом стиле.

     Интерьер в стиле Адирондак является отражением величественных горных красот и человеческого мастерства. Все в нем крепко, добротно и вместе с тем невероятно красиво. Цветовая палитра стиля Адирондак отражает цвета горной пустыни. Оттенки бежевого и коричневого, насыщенный зеленый, охра и глубокий серый цвета в текстиле прочно ассоциируются с адирондакским дизайном. Яркими акцентами интерьера могут быть подушки, ковры, а также произведения искусства, использованные в оформлении…

Примеры архитектуры в стиле Адирондак ►

Источник — http://ru.wikipedia.org