Укладка щебня – Технологическая карта Устройство щебеночных и гравийных оснований (покрытий) автомобильных дорог

Содержание

ТТК. Устройство щебеночного основания и покрытий,

Общие положения


1. Контроль качества и приемку работ по устройству щебеночных, гравийных, шлаковых оснований и покрытий автомобильных дорог и мостовых необходимо производить в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

2. До начала устройства указанных оснований и покрытий должно быть подготовлено земляное полотно и дренаж.

3. В ходе устройства оснований и покрытий в состав контролируемых операций входят:

— завоз и послойное распределение применяемых материалов;

— предварительное уплотнение, профилирование и окончательное уплотнение.

4. При завозе и распределении материалов следует учитывать запас на усадку при уплотнении:

— для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40-70 и 70-120 мм марки по прочности 800 и более — 25-30%;

— для щебня марок по прочности 300-600 и шлака — 30-50%.

5. Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см — при укладке на прочное основание и не менее 15 см — при укладке на песок. Максимальная толщина слоя не должна превышать значений, указанных в таблице 1.


Таблица 1
(СНиП 3.06.03-85, таблица 5)

Вид материала

Максимальная толщина уплотняемого слоя, см, при применении катков

с гладкими вальцами массой 10 т и более

решетчатых и на пневматических шинах массой 15 т и более

вибрационных и комбинированных массой, т

до 10

16 и более

1. Трудноуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности 1000 и более, гравий прочный, хорошо окатанный, шлаки остеклованной структуры)

18

24

18

24

2. Легкоуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности менее 1000, осадочные, гравий неокатанный, шлаки с пористой структурой)

22

30

22

30

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Типовая технологическая карта разработана на устройство щебеночных оснований и покрытий.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОКРЫТИЙ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА


Покрытия названы переходными потому, что по мере роста интенсивности движения они служат основанием для покрытий усовершенствованных типов. Последние являются экономичными уже при интенсивности движения более 200 авт./сут.

К недостаткам покрытий переходного типа относят сильную пылимость в сухое время года, отсутствие ровности, особенно у булыжных мостовых, и быструю потерю первоначальной ровности.

Неэкономичность покрытий переходного типа объясняется их сравнительно быстрым износом, требующим частых и дорогостоящих ремонтных работ, а также высокой стоимостью автомобильных перевозок.

При строительстве переходных покрытий применяют в основном минеральные материалы с грунтовыми вяжущими: минеральные зерна удерживаются между собой пылевато-глинистыми частицами, при увлажнении приобретающими вяжущие свойства. К переходному типу относят также покрытия из грунтов и малопрочных минеральных материалов, обработанных органическими вяжущими. Такие покрытия меньше пылят, но обладают меньшей прочностью и общими для всех покрытий данной группы недостатками. К покрытиям переходного типа относят также гравийные и щебеночные покрытия, булыжные мостовые.

Особенности подготовки земляного полотна для дорожных одежд с покрытиями переходного типа


Для дорожных одежд с покрытиями переходного типа земляное полотно отсыпают за год до строительства дорожной одежды, чтобы оно доуплотнялось под воздействием автомобилей и атмосферных осадков. Земляное полотно устраивают главным образом корытного профиля.

Корытный профиль создают двумя способами. В первом (рис.1) земляное полотно отсыпают до уровня, соответствующего низу дорожной одежды, т.е. до поверхности, на которой будет расположено основание.


Рис.1. Земляное полотно, подготовленное для дорожной одежды с дополнительным слоем основания на всю ширину земляного полотна:

B — ширина дорожного полотна, B — ширина земляного полотна, L — ширина проезжей части, а — ширина обочины, i — уклоны


При втором способе земляное полотно возводят до отметки H, показанной на рис.2. При первом способе земляное полотно будет с присыпными обочинами. Одновременно с отсыпкой земляного полотна в этот же год отсыпают обочины из грунта привозного или надвигаемого из дорожных резервов бульдозерами. Грунт отсыпают и уплотняют послойно, чтобы образовать корыто требуемой глубины для размещения дорожной одежды (рис.3).


Рис.2. Земляное полотно при полукорытном профиле:

B — ширина дорожного полотна, B — ширина земляного полотна, L — ширина проезжей части, а — ширина обочины, i — уклоны


Рис.3. Земляное полотно с присыпными обочинами


При возведении земляного полотна с присыпными обочинами за год до строительства дорожной одежды в корыте может скапливаться вода, переувлажняющая земляное полотно. Во избежание этого в обочинах и в пониженных местах продольного профиля устраивают прорези для выпуска воды из корыта. Чтобы избежать переувлажнения земляного полотна водой из корыта, обочины присыпают непосредственно перед строительством дорожной одежды. В этом случае подсыпку производят из привозного грунта или грейдер-элеваторами из придорожных резервов. При втором способе земляное полотно называют полукорытного профиля.

Корыто в земляном полотне вырезают преимущественно автогрейдерами, которые двигаются по круговой схеме, срезая и перемещая грунт в стороны обочин.

После образования корыта перед устройством основания дно корыта уплотняют 6-8-тонным катком за два-три прохода по одному следу.


Покрытия гравийные и другие из аналогичных мелкозернистых материалов (шлак, ракушка и т.д.) на дорогах V категории строят серповидного типа на земляном полотне (рис.4, а), возведенном с двускатным профилем с уклонами 40-60+ , а иногда полукорытного профиля при необходимости утолщения покрытия по ширине проезжей части (рис.4, б).


Рис.4. Поперечный профиль дороги V категории с покрытием серповидного типа


При необходимости иметь корыто глубже 0,3-0,4 м в несвязном грунте, стенки его делают с откосами крутизной 1:1, а грунт для последующей засыпки пазухи хранят на обочине вдоль корыта или сдвигают за бровку на откос.

Указания по устройству работ по уплотнению грунта


Степень уплотнения грунта зависит от способа возведения насыпи. При отсыпке грунта грейдер-элеватором или экскаватором драглайном первоначальное уплотнение достигает 0,65-0,7 от оптимальной плотности (1,0). Бульдозеры дают 0,7-0,8, автомобили и скреперы 0,8-0,85. При влажности грунта, близкой к оптимальной, уплотнение может достигать 0,85-0,9. Таким образом, для достижения плотности грунта 0,95-1,0 требуется его искусственное уплотнение.


Основные факторы, влияющие на условия и качество уплотнения — влажность грунта (сухой материал уплотняется слоями меньшей толщины) и тип уплотняющей машины (механизма). Соответственно, выбор уплотняющих машин зависит от вида и влажности грунта, потребного уплотнения, необходимой толщины уплотняемого слоя, производительности и маневренности машин. Чем больше величина уплотнения, тяжелее грунт и ниже его влажность по сравнению с оптимальной, тем мощнее и тяжелее требуются машины и число их проходов по одному следу. Имеет значение продолжительность нахождения грунта в соприкосновении с уплотняющей машиной. Ряд весьма эффективных уплотняющих машин (тяжелые самоходные катки и механические трамбовки) требуют предварительного уплотнения легкими машинами.

Для оперативного контроля можно на месте работы установить «предел прочности» грунта при уплотнении его укаткой, характеризующий условия перехода грунта из стадии уплотнения в стадию выпирания из-под рабочего органа машины.

Для уплотнения грунтов при возведении насыпей применяют тяжелые катки (прицепные или самоходные), кулачковые, решетчатые и ребристые катки, катки на пневматических шинах, механические трамбовки (электрические или пневматические), трамбующие плиты, трамбовочные и виброуплотняющие машины, машины виброударного действия.

Уплотнение грунта на насыпи ведут в той же последовательности, что и его отсыпку. Грунт уплотняют путем последовательных круговых проходок катка по всей площади насыпи, причем каждая последующая проходка должна перекрывать предыдущую на 0,2…0,3 м. После завершения цикла укатки грунта на всей насыпи, в такой же последовательности выполняют укатку и в последующих циклах.

Катки гладкие и с ребристыми вальцами уплотняют грунт на глубину до 10 см. Кулачковые катки применяют для уплотнения суглинистых и глинистых грунтов на глубину до 30 см, в песчаных грунтах уплотнение захватывает грунт на глубину 35…50 см. Масса таких катков различна — от 5 до 30 т.

На рис.5 показана схема катка статического действия с пневматическими шинами и рабочим органом с гладкими (рис.5, а) и кулачковыми (рис.5, б) вальцами.


Рис.5. Катки для уплотнения грунта:

а — гладкий каток; б — кулачковый каток; в — тандемный шарнирно-сочлененный каток


Главный параметр грунтоуплотняющих машин — масса вместе с балластом. Основные технологические параметры: ширина полосы уплотнения, толщина уплотняемого слоя. Катки на пневматических шинах выпускают массой вместе с балластом от 10 до 100 т. Самоходные вибрационные катки имеют массу до 8 т. Катками с гладкими вальцами на пневмоколесном ходу можно уплотнять грунты слоями по 0,4 м. Число проходов катков по одному месту при уплотнении связных грунтов колеблется от 8 до 12.


При наличии воды для песчаных грунтов иногда применяют уплотнение избыточным увлажнением. Вода при этом подводится снизу уплотняемых слоев (путем подтапливания).

Гладкие катки, хотя и малопроизводительны, наиболее пригодны для связных и малосвязных грунтов. Недостатки их в том, что они могут уплотнять тонкие слои (не более 0,2 м), требуют сравнительно большого числа проходов на малых скоростях и большого фронта работ. Все это создает значительные затруднения при организации скоростного строительства земляного полотна и препятствует полноценному уплотнению насыпей.

Кулачковые катки предназначают в основном для связных и мало связных грунтов. Обладая одинаковой с гладкими катками массой, они дают почти вдвое большую глубину уплотнения и требуют меньшего числа проходов. Кулачковые катки эффективнее работают в рыхлых и комковатых грунтах и совершенно непригодны в переувлажненных. Прицепные катки обычно работают по несколько штук с одним тягачом. Особенность работы кулачковых катков в том, что они уплотняют грунт ниже уровня заглубления кулачков. Барабаны катков — полые, для загрузки их балластом. Эффективность укатки кулачковыми катками увеличивается при использовании их совместно с катками на пневматических шинах. Сначала укатку проводят кулачковые катки, а придание требуемой плотности верхнего слоя достигают укаткой катками на пневматических шинах.

Катки на пневматических шинах могут уплотнять связные и несвязные грунты (рис.6). Данные катки значительно эффективнее гладких жестких катков за счет снижения числа проходов. Самоходные катки на пневматических шинах применяют в основном для уплотнения оснований и покрытий.


Рис.6. Схема работы прицепного катка на пневматических шинах при уплотнении насыпи:

L — длина захватки, 1-10 — последовательность проходок


Трамбующие плиты применяют в качестве навесного оборудования на кранах или экскаваторах (рис.7). Они являются одним из наиболее эффективных средств уплотнения насыпей на глубину 0,6-1,5 м, пригодны для работы в связных и несвязных грунтах. Площадь плит 0,6-1,5 м, масса 1,5-2,5 т. Высота падения плиты — 1-2 м.


Рис.7. Схема работы тяжелой трамбовки при уплотнении грунтов


Для уплотнения слабо водостойких мелкозернистых или гравелистых грунтов, в том числе, суглинистых и глинистых гравийно-песчаных смесей, смесей с органическими примесями, содержание воды очень важно, особенно при виброуплотнении. Такие грунты могут уплотнять машины любых типов. Если содержание воды меньше оптимального, предпочтительнее использовать пневмо- и виброкатки.

Скальные и обломочные грунты уплотняют как пневмо-, так и виброкатками при толщине слоя от 30 до 80 см. Если размер камней превышает 80 мм, толщина слоя для виброкатков снижается до 30-40 см.

Чистые гравийно-песчаные смеси с зернами менее 50 мм, уплотняемые виброкатками и катками на пневматических шинах водоустойчивы, в связи с чем степень уплотнения этих смесей может быть меньше, чем у других материалов. Кулачковые катки не применяют для уплотнения чистых песков. Для уплотнения сыпучих грунтов (пески, супесь) можно применять вибрационные машины. При вибрировании возникают перемещения частиц грунта вследствие колебательных движений, сообщаемых вибратором. Повышение плотности грунта достигается тем, что частицы грунта перемещаются, занимая более устойчивое положение.

Пневматические и электрические трамбовки могут быть легкие 0,1-0,2 т и тяжелые — 0,5-1,5 т и уплотняющие на глубину соответственно 20-30 см и 40-90 см.

Самоходные трамбующие машины снабжены рядом молотков массой от 0,3 до 1,5 т, падающих с высоты 50-250 см. Ширина уплотняемой полосы 1,8-3 м, скорость 200-400 м/ч, глубина уплотнения 60-100 см, производительность 200-500 м/ч.

Таблица 1.1


Основные данные по производству работ различными машинами

Наименование и тип

Глубина уплотнения, см

Наибольшая масса, т

Как укладывать щебень?

Щебенка – недорогой и доступный материал, который используется в строительстве, при благоустройстве территорий, формировании парковок и других площадок. Мелкая цветная крошка – незаменимое сырье для оформления клумб, «сухих ручьев». Рассмотрим, как правильно укладывать щебень гравийного вида при создании садовых дорожек.

Такое покрытие обойдется дешевле, чем тротуарная плитка, а его внешний вид, в зависимости от фракции и цвета, может иметь высокие декоративные характеристики.

Технологии укладки щебня

Соблюдая рекомендации специалистов и правила укладки щебня, можно облагородить придомовую территорию без посторонней помощи. Следует отметить, что такое покрытие подходит только для ровной поверхности. Поэтому, при необходимости, участок следует выровнять, убрать камни и остатки растительности. Далее работы выполняются в такой последовательности:

  • Проводится разметка территории. Чтобы результат выглядел более привлекательным, можно сделать не прямолинейные проходы, а с плавными поворотами.
  • По разметке копается канава глубиной 15 – 20 см.
  • На дно траншеи рекомендуется уложить геотекстильный материал, который защитит материал от воздействия влаги и предупредить прорастание сорной растительности.
  • Уложить сырье, добавить немного песка и утрамбовать.

В процессе устройства покрытия засыпать стройматериал необходимо небольшими слоями, увлажняя и уплотняя их. Также можно добавить небольшое количество мелкофракционной щебенки.

Завершающим этапом является устройства бордюра. Он должен быть выше поверхности дорожки. Это может быть крупный камень или деревянное укрепление. В последнем случае потребуется обработка антисептическим составом или олифой, чтобы обеспечить защиту деревянного бордюра от воздействия влаги, солнца и вредителей.

Как мы рекомендуем уложить щебень

Приведенные советы можно вполне применить на практике. Поскольку сфера применения материала широкая, каждый случай укладки может иметь свои нюансы. Если Вы собираетесь выполнить работу самостоятельно, мы расскажем, как укладываем щебень на автостоянках или декорируем крошкой территорию.

Вам достаточно зайти на сайт нашей компании и заполнить предложенную форму. Наши консультанты оперативно выйдут на связь и подробно ответят на интересующие вопросы. Все консультации у нас предоставляются бесплатно!

Щебень для дорожек: виды и фракции

Главная > Часто задаваемые вопросы > Применение щебня > Щебень для благоустройства территории > Щебень для дорожек

Как правильно сделать садовую дорожку и чем ее лучше покрыть? Один из самых доступных и удобных вариантов – засыпка щебнем. Это экологически чистый и недорогой материал, который прослужит много лет. Кроме того, дробленый камень выглядит красиво и эстетично. Он прекрасно подходит для благоустройства территории.

В компании Грунтовозов вы можете купить щебень для дорожек с доставкой до вашего объекта по минимальной цене.

Садовая дорожка должна быть удобной, легкой в уходе и прочной. Именно на такие цели стоит ориентироваться при выборе щебня. Покрытие легко сделать своими руками, используя при этом подручные садовые инструменты.

В этой статье мы подробно расскажем, на что стоит обратить внимание при выборе материала для дорожек, какой камень лучше подойдет, как правильно оборудовать дорожку своими руками.

На какие параметры стоит обратить внимание при выборе щебня

Существует много разновидностей щебня, которые можно использовать для засыпки дорожек. Чтобы не растеряться в богатстве выбора, нужно знать важные для работы характеристики материала.

При покупке обращают внимание на следующие параметры:

  • Форму и текстуру
  • Цвет
  • Прочность
  • Истираемость
  • Морозостойкость
  • Лещадность
  • Коэффициент фильтрации
  • Радиоактивность

Дальше мы коротко расскажем обо всех перечисленных свойствах.

Форма и текстура

В идеале готовый щебень должен иметь кубическую форму. Но на самом деле в материале встречаются прямоугольные, пирамидальные, плоские, игловидные зерна. Многие из них имеют острые углы.

Для дорожек лучше выбирать плоский или кубический щебень. Его поверхность должна быть неровной, шершавой. Тогда куски хорошо сцепляются между собой, а дорожка не «расползается». Иногда используют гладкую кальку. Ее преимущество – обтекаемая форма, без углов. По такому покрытию удобно ходить. Но камни расходятся в стороны при малейших нагрузке или ударе. На дорожке быстро образуются ямы, ее все время приходится поправлять.

Цвет

Для оформления дорожек можно использовать щебень разных расцветок. Популярный гранит, представленный у нас в продаже, серого цвета с вкраплениями кварца, которые блестят на солнце. Дорожки из него получаются не только долговечными, но и декоративными.

Мрамор бывает белый, серый, желтоватый. Красиво смотрятся белые дорожки из известняка. У нас в наличии также есть светло-серый габбро, который темнеет под дождем. Покрытие будет менять свой оттенок в зависимости от погоды.

Красиво выглядит в саду темно-зеленый серпентинит, черный или черно-белый диорит. Чтобы получить декоративное покрытие, можно комбинировать разные виды и цвета щебня.

В последние годы стали популярными окрашенные дорожки. Для этого щебень смешивают в бетономешалке с полимерными или акриловыми красками. Можно сразу купить готовый материал разных оттенков.

Прочность

От прочности щебня зависит долговечность дорожек. Требования тут не такие высокие, как к наполнителю для бетона или шоссейным покрытиям. Но это не значит, что стоит покупать материал, которые через пару лет придется заменять.

Самой большой прочностью обладает гранит. К нему по показателям приближаются габбро и диорит. Неплохие характеристики у мрамора и серпентинита. Немного хуже свойства у известняка, но у нас в наличии есть щебень из этой осадочной породы с маркой по дробимости М800-М1200. Даже более слабый М400 вполне подойдет для засыпки. Такое покрытие прослужит не один год.

Не советуют использовать для дорожек ракушечник, туф, сланец (за исключением кварцитного). Эти породы впитывают воду и быстро разрушаются. Из сланца можно сделать ограждение тропы по периметру. Плоские камни хорошо подходят для такой цели.

Истираемость

Под истираемостью понимают устойчивость щебня к динамическим нагрузкам. Характеристика является очень важной для дорог. Тропинки в саду, конечно, не будут подвергаться таким сильным воздействиям, как автомобильные трассы. Но и здесь стоит обратить внимание на показатель, а особенно в тех случаях, когда вы собираетесь делать подъезд от ворот к гаражу, по которому будете перемещаться на автомобиле.

Истираемость напрямую зависит от прочности. Самая низкая она у магматических пород (гранита, габбро, диорита). Высокие показатели у известняка, сланцев. Мрамор и серпентинит занимают промежуточную позицию.

Морозостойкость

В нашем климате морозостойкость материала имеет большое значение. Ведь покрытие зимой будет несколько раз замерзать и оттаивать. Материал с низким показателем быстро разрушится. Весь щебень, который есть у нас в наличии, имеет морозостойкость выше F50. Это значит, что он может выдержать до 50 циклов заморозки-оттаивания. У прочного гранита или габбро показатель может достигать F300-F400, а у мрамора и серпентинита – до F200-F300.

Лещадность

Лещадными называют зерна плоской или игловидной форм. При их высоком содержании снижается насыпная плотность материала и повышается коэффициент фильтрации. При засыпке дорожек такие характеристики могут быть полезными, особенно в местах, где высоко стоят грунтовые воды.

Щебень с высокой лещадностью стоит дешевле. Для засыпки понадобится меньше материала, так что вы сможете сэкономить. Но есть риск, что со временем дорожка просядет и на ней образуются неровности. Ведь лещадные частицы быстрее разрушаются. Решить проблему нетрудно, стоит лишь подсыпать покрытие новым щебнем и выровнять поверхность граблями. Так что вполне можете покупать материал 3-5 групп по лещадности.

Коэффициент фильтрации

Коэффициент фильтрации – это способность пропускать воду. Он должен быть достаточно высоким, особенно на участках, где близко проходят грунтовые воды. При плохой фильтрации на дорожках будет застаиваться вода, образуются лужи, и в конечном итоге покрытие испортится.

Практически все породы обладают хорошей фильтрацией. Способность к впитыванию жидкости имеют известняк, ракушечник и туф. Жидкость лучше пропускают крупные фракции и лещадный щебень.

Радиоактивность

Самый высокий природный радиационный фон у гранита. Поэтому породу следует проверить дозиметром перед применением. Но и он в нашем регионе не превышает нормы, предусмотренные для жилого строительства. Диорит, габбро, мрамор, серпентинит и известняк имеют радиоактивность, приближающуюся к нулю.

Как правильно выбрать щебень для дорожек

Перед тем, как выбрать щебень, нужно подумать, какую именно садовую дорожку вы собираетесь соорудить. Они бывают разных типов, и для каждого подойдет своя разновидность материала.

Мы условно поделим дорожки на два типа:

  • Основные
  • Между грядками

Дальше вы узнаете, как выбрать щебень для каждого типа.

Щебень для основных дорожек

Под основными мы будем понимать широкие дорожки, соединяющие ворота с домом или гаражом, разные концы сада и приусадебного участка. Они должны быть достаточно прочными, чтобы можно было проехать по ним даже на автомобиле.

Какой щебень подойдет

Прежде всего, при выборе нужно определиться с разновидностью и фракцией щебня. Ведь каждая порода имеет свои особенности. А от размеров зерен зависит удобство дорожки и некоторые другие ее свойства.

Разновидность

Для основных садовых дорожек подойдет щебень из таких пород как:

Первые три материала имеют магматическое происхождение и отличаются большой прочностью. Серпентинит и мрамор принадлежат к метаморфическим породам. Они немного уступают по прочности предыдущим разновидностям, но для засыпки дорожек такой материал вполне подходит. Он выдерживает достаточно большие нагрузки, не портится от мороза и осадков.

Известняк – доступный по цене и достаточно прочный материал, хотя имеет ряд недостатков. В затененном месте он может покрываться грибком или зеленым мхом, изменять свой цвет. Также этот материал впитывает воду, что ухудшает дренажные свойства дорожки. Зато он легко окрашивается, что позволяет получать красивые декоративные покрытия.

Фракция

Для засыпки дорожек подходит щебень с размерами зерен от 5 мм до 70 мм. Если вы собираетесь оборудовать проезд от ворот к гаражу, лучше взять крупную фракцию. Она прочнее и выдержит массу транспортного средства.

Для пешеходных дорожек подойдет щебень:

Чтобы удобнее было ходить, рекомендуют делать 2 слоя. Снизу кладут более крупную фракцию, которая обеспечит прочность. Сверху поверхность выравнивают мелким щебнем. Они заполняют промежутки между большими камнями, выполняя роль расклинцовки. Покрытие станет плотнее, частицы не разойдутся, не образуются вмятины и ямы.

Эффектно смотрятся дорожки с декоративной отсыпкой. Для нее берут мелкий щебень 5-10, 5-20 или отсев 0-5, 0-10. Материал выкладывают по периферии. Можно взять камень другого оттенка или породы, чтобы оформление выглядело оригинально.

Дальше мы расскажем, как оборудовать основную дорожку в своем саду.

Как сделать дорожку своими руками (инструкция)

Строительство основной садовой дорожки состоит из следующих этапов:

  1. Подготовки проекта и разбивки территории
  2. Подготовки инструментария
  3. Укладки

О каждом из них вы прочитаете в продолжении статьи.

Подготовка проекта и разбивка территории

Сделать проект несложно. Для этого желательно обозначить будущую пешеходную тропинку, ширина которой не менее 80 см (для подъездной дорожки – 1,5-2 м). Подумайте, должна ли ваша дорожка быть прямой или извилистой. Так, от ворот к дому лучше делать прямой проход, а в саду – извилистый (чтобы он напоминал ручеек).

Дорожки из щебня рекомендуют делать только на ровной поверхности. Если вы сделаете засыпку тропинки на склоне, наполнитель будет постепенно перемещаться вниз. Через короткое время в одном месте образуется холмик, а в другом – яма.

Чтобы лучше представить, как будет выглядеть будущая дорожка, нужно ее нарисовать на бумаге (если вам трудно представить внешний вид, посмотрите образцы в журналах по ландшафтному дизайну). После составления план переносят на местность. Центр тропы можно отметить колышками, затем отметить ширину с двух сторон, забить столбики и соединить их веревками.

Параллельно с планом нужно решить следующие вопросы:

  • Какой щебень выбрать для засыпки
  • Из чего сделать ограждение

Когда планировка завершена, переходим к инструментарию.

Подготовка инструментов

Чтобы сделать самостоятельно дорожку из щебня, не нужен дорогой инструментарий. Достаточно тех приспособлений, которые есть под рукой у любого дачника или владельца частного дома.

Вам понадобятся:

  • Совковая лопата
  • Штыковая лопата
  • Грабли
  • Приспособление для ручной трамбовки
  • Рулетка на 3 м
  • Приспособления для разметки (колышки, веревки)
  • Шланг садовый или ведра для воды
  • Молоток и гвозди для опалубки

Кроме инструментов, вам потребуются расходные материалы:

  • Геотекстиль
  • Песок или глина
  • Отсев или мелкая щебенка
  • Щебень для засыпки
  • Материал для ограждения (кирпич, шифер, рубероид, деревянные доски, металлическая сетка, сланец)
  • Доски для опалубки

После того, как все инструменты и подручные материалы подготовлены, можно переходить к прокладке дорожки. Как это делается, мы расскажем дальше.

Технология укладки
  1. После разметки место для дорожки нужно очистить от сорняков и вырыть траншеи. По краям это делают штыковой лопатой, по центру – совковой. Глубина траншеи должна быть 20-25 см.
  2. Далее дно старательно утрамбовывают.
  3. Когда все готово, на дно необходимо засыпать смесь песка с мелким гравием или отсевом. Толщина слоя – 10 см.
  4. Затем песчаную смесь нужно полить водой, а сверху на нее положить пленку, рубероид или геотекстиль. Песок и пленку можно поменять местами.
  5. По краю дорожки необходимо сделать бордюр. Его основная роль – предотвращение расползания щебня за пределы покрытия.
    Для бордюра можно использовать различные материалы:
    — Деревянные доски с колышками
    — Металлическую сетку
    — Куски жести или железа
    — Кирпичи
    — Бетонные бруски
    — Гофрированный шифер
    — Сланец
    — Плоские булыжники
    — Листы пластика или специальные пластиковые бордюры
  6. Чтобы ограждение держалось крепко, его основание заливают бетоном.
  7. Когда первый этап работ закончен, дорожку лучше оставить на 2-3 дня, чтобы грунт осел.
  8. Затем нужно засыпать щебень. Толщина слоя должна быть 10-15 см. Снизу можно постелить более крупную фракцию (20-40, 20-70), а сверху полотно засыпать более мелкой (5-10, 10-20). Если вы решите использовать гальку, толщина насыпи не должна превышать 5-7 см.
  9. После этого щебень утрамбовывают специальным ручным приспособлением. Его можно сделать с помощью обычных досок либо соорудить инструмент самостоятельно. Для этого возьмите квадратный брусок дерева площадью около 40-50 см2. По центру прикрепите длинную ручку. Сверху к ней прибейте поперечную планку.
  10. После трамбовки понадобится подсыпка щебня, так как уровень дорожки должен совпадать с верхним краем траншеи.

Покрытие из щебня можно комбинировать с другими материалами.

Вот несколько вариантов:

  • Кирпичные площадки по центру
    Для этого на песчаной подушке из кирпича и цемента выкладывают фигуры разной формы. Затем дорожку засыпают щебнем.
  • Бетонные площадки
    Технология похожа на предыдущую, но вместо кирпича устанавливают бетонные столбики.
  • Сланец или плоские камни
    В этом случае нужно сначала засыпать основной слой щебня, а затем выложить на него каменные плиты толщиной 4-6 см. Сверху необходимо досыпать мелкую щебенку.
  • Дерево
    Можно взять кругляк или доски толщиной около 10 см. Материал выкладывают на слой крупного щебня, затем досыпают мелким. Учтите только, что дерево обязательно нужно обработать олифой или другим средством, предотвращающим гниение.

Площадки из разных материалов делают тропинку удобнее для ходьбы и прогулок. Она выглядит красиво и оригинально. По краю можно сделать отсыпку из мелкого щебня или отсева, выложить крупные валуны.

Чтобы дорожка была прочнее и прослужила дольше, на дно можно положить куски асфальта. Их нужно прогреть паяльной лампой или газовой горелкой, а затем насыпать щебень. Последний в данном случае прочно скрепляется с асфальтом, на поверхности реже образуются ямы. Вместо асфальта можно использовать бетон. Для этого сперва готовят опалубку, затем заливают раствор (слой 5-7 см). Сверху необходимо аккуратно насыпать щебень, утрамбовать его и выровнять.

Очень красиво в саду смотрятся цветные покрытия. Так, можно комбинировать щебень разных естественных цветов (например, от светло-серого к темному). При желании, камень можно покрасить самостоятельно или купить готовый цветной материал. Чтобы разные цвета не смешивались, их отделяют друг от друга металлической или пластиковой сеткой.

Щебень для дорожек между грядками

Засыпка дорожек между грядками может решить многие проблемы:

  • Ухаживать за растениями станет проще
  • Тропинки не размоет дождь или талый снег
  • На дорожках будет меньше грязи
  • В обустроенных проходах не будут расти сорняки, загрязняя посадки своими семенами

Вариантов покрытий для дорожек между грядками – множество. Один из самых надежных и удобных – это щебенка. В отличие от сада, здесь меньше внимания обращают на внешний вид, ведь главное – удобство с минимальными затратами. Это сказывается на выборе щебня.

Для дорожек между грядками не стоит покупать слишком дорогой материал. Засыпать проходы можно гравием, известняком, песчаником или сланцем. Это достаточно прочные и доступные по цене материалы. Выбирайте мелкую или среднюю фракцию (5-10, 10-20, 20-40). Если размер зерен небольшой, дорожку не придется выравнивать.

Этапы создания дорожки между грядками практически такие же, как и для основной:

  • Проектирование
  • Подготовка инструмента
  • Засыпка

Дальше вы сможете прочитать детальнее о каждом из них.

Проектирование и подготовка участка

Проектирование дорожек проводят параллельно с разбивкой грядок. Чаще всего их делают прямыми. Ширина не должна превышать 50-60 см. Следует учесть, что проходы не будут постоянными. Земля под овощами постепенно истощается, поэтому через 1-2 года огород лучше полностью перепахать, подсыпав плодородную почву или чернозем. Иногда его просто оставляют на год под паром.

Если грядки разбиты, специальная разметка для дорожек не требуется. Можно просто поставить по краю несколько колышков.

Подготовка инструментов

Сделать проход между грядками можно с помощью обычных садовых инструментов.

Вам понадобятся:

  • Лопата (штыковая и совковая)
  • Грабли
  • Приспособление для трамбовки

Также стоит подготовить материалы:

  • Геопленку
  • Камень, кирпич или доски для ограждения
  • Щебень

В следующей части текста вы узнаете больше о технологии укладки дорожки между грядками.

Технология

Основное отличие дорожек между грядками – их временный характер. Поэтому здесь никогда не используются бетон, асфальт и песок для засыпки оснований.

  1. Траншею роют неглубокую, 10-15 см.
  2. Далее тщательно удаляют все сорняки и утрамбовывают траншею.
  3. На дно выстилают геопленку. Она не позволит щебню смешиваться с землей, предотвратит рост сорняков и при этом будет пропускать воду.
  4. По краю грядки следует оборудовать небольшой бордюр. Его делают из деревянных досок, шифера, листов пластика или старых кирпичей. Бетонировать основание не нужно. Ограждение предотвратит засорение грядок камнями.
  5. Когда все готово, засыпают щебень слоем 10-12 см и утрамбовывают.

Если вы задумаете переместить грядки, достаточно будет убрать с проходов щебень вместе с геопленкой. Чтобы сделать это было удобнее, ее края оставляют снаружи. Тогда можно будет просто приподнять покрытие вместе со слоем камней, а остатки убрать совковой лопатой.

Вы ознакомились с особенностями дорожек разного типа и принципами выбора щебня. Сейчас мы хотим немного рассказать о плюсах и минусах таких покрытий.

Преимущества и недостатки дорожек из щебня

Любой вид покрытия имеет свои положительные и отрицательные стороны. Не лишены их и дорожки из щебня. Перед созданием нужно внимательно взвесить все «за» и «против», чтобы не разочароваться, не потратить зря время, усилия и деньги.

Преимущества дорожек из щебня:

Преимущества дорожек из щебняПреимущества дорожек из щебня

Недостатки дорожек из щебня:

Недостатки дорожек из щебняНедостатки дорожек из щебня

Несмотря на все недостатки, многие дачники и владельцы загородных домов выбирают именно такой вариант обустройства дорожки. Если вы решили так же, мы расскажем об особенностях ухода за покрытием.

Как ухаживать за дорожками из щебня

Уход за щебневыми тропинками не займет много сил и времени. Вам почти не понадобится специальный инструментарий.

Вот несколько рекомендаций:

  • Следите, чтобы на поверхности не появлялись сорняки, вовремя их выпалывайте. Если сразу обработать грунт гербицидами или постелить геопленку, таких проблем практически не возникнет.
  • Каждую весну выравнивайте поверхность дорожки граблями, подсыпайте новый щебень и тщательно его утрамбовывайте.
  • Осенью следует убирать опавшую листву. Это можно сделать обычными граблями, но удобнее взять для работы садовый пылесос или воздуходувку.

Как видите, ухаживать за покрытием из щебня нужно всего пару раз в год. Уборка и подсыпка займут не больше 2-3 часов. При этом тропинка будет выглядеть красиво и оригинально.

Если вы еще сомневаетесь, использовать ли вам для дорожки щебень или другой материал, мы также расскажем о других возможных альтернативах.

Альтернатива щебню для обустройства дорожек

Засыпать тропинку в саду или проход между грядками можно не только щебнем.

Существует несколько других, вполне приемлемых вариантов:

  • Гравий
    Гравий – это также недорогой и доступный материал. Его получают из горных пород различного происхождения. Щебень часто имеет острые и неровные края, что делает дорожки не совсем удобными. Поэтому рекомендуют делать из щебня лишь нижний слой, а сверху засыпать мелкой фракцией округлого гравия.
  • Песок
    Песок – дешевый и доступный материал. Дорожка из него получается мягкой и безопасной. Но он легко развевается ветром, быстро забивается в обувь, разносится по саду и загрязняет дом.
  • Битый кирпич
    Битый кирпич легко достать, стоит он копейки. Красные дорожки выглядят красиво и презентабельно. Но материал быстро разрушается от морозов. Такое покрытие прослужит лишь несколько лет. Удобнее всего засыпать кирпичом проходы между грядками.
  • Керамзит
    Керамзит производится из глины, он более долговечный, чем кирпич. Зерна материала имеют округлую форму, по ним удобнее ходить, чем по щебню. Но прочность и устойчивость к износу у керамзита ниже. Кроме того, он легко деформируется от нагрузок и ударов.
  • Бетон
    На основе щебня можно изготовить бетон и залить им дорожки. Поверхность получится гладкой и удобной для хождения. Но такое покрытие стоит дороже, ведь придется тратиться на цемент и обдумывать способы замеса бетона.
  • Вторичный щебень из бетона
    Вторичный щебень из дробленого бетона стоит недорого. Но и выглядит он некрасиво. Его можно взять для засыпки тропинок на огороде.
  • Шлак
  • Шлак тоже выглядит не эстетично. Кроме того, при его использовании есть опасность загрязнения почвы отходами металлургии.
  • Деревянная стружка
    Покрытие из деревянной стружки мягкое, удобное, но недолговечное. Такой вариант отлично подойдет для тропинок между грядками. Через 1-2 года их можно просто перекопать, а разложившаяся древесина послужит дополнительным удобрением.
  • Доски или кругляк
    Тропинку из досок можно приподнять над землей, нет необходимости делать под ней основание из песка или бетона. Такие дорожки рекомендуют возводить на участках, которые часто затапливаются. Кругляк часто комбинируют с щебнем, но можно сделать и самостоятельную дорожку, просто прикопав в землю куски дерева. Основной недостаток такого материала – недолговечность, а покрытие будет быстро зарастать сорняками.

Дорожки из щебня – это достаточно выгодный вариант для сада или огорода. Они имеют целый ряд преимуществ. Их легко сделать своими руками, ухаживать просто. Мы предлагаем материал для покрытий разных видов и фракций. Вы можете выбрать самый подходящий и доступный по цене.

Хотите узнать больше?

Читайте статью Щебень. Там вы найдете подробное описание этого материала, его разновидностей и свойств.

В рубриках Все о щебне и Применение щебня содержатся другие полезные статьи и советы по материалу.

Рекомендуем также ознакомиться с другими способами применения этого материала:

что это такое, нормы расхода гравия

Довольно часто, мы видим или ездим по плохим автомобильных дорогах, сетуя на плохой асфальт или сезон, когда его укладывали. Но далеко не все знают, что дело не всегда в асфальте или погодных условиях. В таких строениях важным фактором является основа – подушка, на которую укладывают строительный слой материалов.

Недооценивать такую подушку ни в коем случае нельзя – те дороги, которые мы часто видим, как раз и построены с явным нарушением строительных требований и норм для возведения основания дороги. А уж потом будет укладываться асфальт, но речь не о нем.

Высокопрочные современные асфальтовые или бетонные покрытия дорог, аэродромных покрытий нуждаются именно в надежной неподвижной подушке – основания, которая выдерживает высокие нагрузки без деформации.

Расклинцовка – суть метода

Суть процесса заключается в трамбовании нескольких слоев различных фракций щебня для максимального уплотнения, чтобы в щебне не было пустот. Когда этими работами пренебрегают или экономят, пустоты заполняет вода, которая замерзает зимой и рвет дорожное покрытие.

Что такое расклинцовка?

Работы по укладке и трамбовке щебня разбивают на несколько этапов:

  • подготовка;
  • укладка;
  • трамбовка;
  • проверка прочности.

Первый этап

На первом подготовительном этапе важным процессом является подготовка грунта, на котором будет дорога. Поверхность предварительно очищается от мусора, выравнивается. Иногда, вырывается специальный котлован, по которому пройдет будущая дорога, если речь идет о дороге.  Дно, как правило, устилается специальным полотном – геотекстилем, это делается для защиты дорожного полотна от грунтовых вод, которые пагубно воздействуют в целом на почву, делая ее рыхлой и мягкой.

На строительном сленге это звучит – обустройство гидроизоляции.

Затем, подготовленную почву засыпают песком, слой которого учитывают при проектировании покрытия, с учетом неровностей и особенности местности. В среднем, этот слой составляет 10 – 20 см.

Подготовительный этап расклинцовки

Правильной принято считать основу, на которой лежит три фракции щебня – крупный, средний, мелкий; более мелкая фракция заклинивает более крупную.

Второй этап

Дальнейший процесс заключается в укладке крупной фракции щебня – 40 – 70 мм, в отдельных случаях 70 – 120 мм. Чтобы слой получился равномерным, его укатывают тяжелыми дорожными катками – щебень ляжет плотно и ровным слоем.

Расклинцовка щебня

Третий этап

Поверх крупного щебня, засыпают средний размер камня, который также трамбуется с помощью специальных дорожных катков. Каждый слой щебня положено увлажнять водой, для уменьшения нагрева и трения между зернами.

Все слои необходимо утрамбовать несколько  раз дорожными катками или виброплитой.

Четвертый этап

Последним слоем в расклинцовке щебня является строительный щебень мелкой фракции. Именно благодаря мелкому зерну, заполняются всевозможные воздушные пустоты. Такой слой также смачивается водой и укатывается минимум три раза тяжелой строительной техникой.

Отсутствие волны в результате воздействия на основание и отсутствие усадки и подвижности означает, что процесс трамбования можно прекратить – слои щебня уложены и утрамбованы плотно, расклинцовка закончена.

Виды щебня для расклинцовки

Для подобных работ используют, как правило, гранитный или гравийный щебень. Показатели прочности у данных видов самые высокие. В домашнем хозяйстве для подобных работ, используют более дешевый вид щебня – известняковый. В частных постройках не всегда уместно применять более дорогие виды щебня, домашние нагрузки известняк легко выдерживает.

Проверочные заключительные работы

Суть расклинцовки щебнем заключена в возведении неподвижной, прочной и надежной подушки, с высокой плотностью щебеночного слоя. Определить на глаз качество расклинцовки невозможно, для этого используется специальный прибор.

Работает он по принципу динамического зондирования – производятся насколько ударов по уложенному щебеночному слою, выявляется степень усадки. Если она соответствует существующим заявленным нормативам, работа считается выполнена. Такая проверка может быть как в процессе укладки слоя щебня, так и по окончанию работ.

По окончанию расклинцовки щебнем, рабочую поверхность засыпают небольшим слоем песка. Это особенно важно, если сразу не производится асфальтирование или бетонирование покрытия.

Заключительные работы при расклинцовки

Места применения расклинцовки

Указанная процедура актуальна не только при возведении автобанов и взлетно – посадочных площадок. Такие работы также производят при:

  • производстве важных железобетонных конструкций;
  • обустройство фундаментов высотных зданий;
  • аэродромы, трассы с высоким физическим потоком машин.Места применения расклинцовки

Расход щебня

Расход строительного щебня различного размера, определен дорожными нормативами. Согласно Госту 8267, при укладке подушки крупнозернистым щебнем 40 – 70 мм, необходимо использовать порядка 15м3/м, фракции 10 – 20 мм – 10м3/м и фракции 5 – 10 мм также 10 м3/м на тысячу квадратных метров площади.

С аналогичным расходом будет обустройство основания с использованием  фракции 70 – 120 мм для первичного слоя. Такой расход определен величиной щебня, его размерами.

В некоторых случаях, выполняется единоразовое уплотнение щебня при использовании различных песчано – щебеночных смесей различных фракций.

Расход щебня

Коэффициент уплотнения щебня при расклинцовке

Коэффициент уплотнения является важным показателем при покупке горного щебня для строительства объектов различного назначения. Цифровое обозначение присутствует в сопроводительных документах на товар, который обязан предоставить продавец по просьбе покупателя. Знание данного коэффициента поможет определить степень усадки и позволит  закупить нужное количество строительного горного щебня для расклинцовки.

Количество необходимого материала можно рассчитать при помощи простого арифметического действия – перемножаем между собой три показателя – коэффициент усадки, удельный вес щебня и его объем.

Для примерного понятия расхода материала. необходимо воспользоваться специальными таблицами, где указаны фракция щебня и его объем, с учетом расхода на 1000м3.

Документы на расклинцовку щебня

Перед началом дорожных работ, подготавливаются разрешительные документы. Главным является акт на расклинцовку щебня, в нем указывают:

  • этапы будущих дорожных работ;
  • работы, которые требуют особого контроля;
  • метод контроля;
  • документация;
  • необходимый инструментарий для выполнения работ;
  • указывают ответственных за выполнение каждого рабочего этапа.
Заключение

Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве является неотъемлемой работой, которой важно уделить особое внимание. Такие работы выполняются на основании :

  • проектов и точных математических расчетов;
  • с учетом климатического пояса;
  • непосредственно погоды;
  • местности, на которой будут проводиться работы;
  •  уровень грунтовых вод;
  • подвижность почвы.

Без определения нужного количества требуемых материалов невозможно изготовить качественно основу будущей дороги или фундамента.

Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве

Заключительный рабочий процесс заключен в укладке асфальта на правильно подготовленную основу, в домашнем частном хозяйстве можно просто присыпать песком.

Как построить дорогу из щебня? Этапы строительства

Home » Статьи » Как правильно построить дорогу из щебня?Как правильно построить дорогу из щебня?

О проблеме с плохими дорогами в России знают абсолютно все. Но вот далеко не все знают, что в некоторых местах дороги вообще отсутствуют. Государство раздает участки в поле, но не проявляет никакой активности в сооружении подъездных дорог к таким участкам. Именно по этой причине, владельцам подобных участков нечего другого не остается, как за собственный счет делать дороги. Полноценную дорогу с асфальтным покрытием, бордюрами и тротуарами могут позволить себе лишь некоторые бизнесмены. А вот обычные жители могут лишь отсыпать дорогу из щебня. Давайте более тщательно рассмотрим, как правильно сделать дорогу из щебня.

Документация

Первое, с чего необходимо начинать отсыпку дороги – оформление всех необходимых документов. Необходимо убедится, что данная дорога в данном месте есть в генеральном плане. Нужно четко определиться с шириной дороги, и установить ее границы. Только после того, как будет готова вся документация, можно начинать отсыпку дороги. Ведь если начать отсыпку дороги на участок, который не предназначается для дороги, то это может вызвать очень большие неприятности в виде штрафов.

Как правильно построить дорогу из щебня?

Подготовительные работы

Прежде, чем начать отсыпку дороги, необходимо снять плодоносный слой грунта с травой и сорняками. Очень часто этим многие пренебрегают, но все же, намного лучше будет, если выполнить данное требование. Снятие верхнего слоя происходит с помощью экскаватора погрузчика с планировочным ковшом. Этим же экскаватором снятый грунт грузится на самосвалы и вывозится.

В случае, если необходимо сохранить уровень дороги, необходимо со всей будущей дороги выбрать грунт на необходимую глубину. Обычно выбирают столько грунта, сколько будет составлять насыпной слой. Если дорогу необходимо поднять, то данную выборку грунта делать не нужно. Выбирается грунт все тем же экскаватором погрузчиком, а вывозится самосвалами разной грузоподъемности.

На этапе подготовительных работ, в зависимости от расположения дороги и многих других факторов сооружаются разнообразные дренажные системы, системы отвода воды, канавы, кюветы. Все это делается для того, чтобы свести к минимуму количество воды, которое будет попадать на дорогу. Ведь всем известно, что основной враг всех дорог – вода.

После проведения всех описанных действий необходимо осуществить окончательное выравнивание основания под будущей дорогой. Делается такой выравнивание при помощи экскаваторов погрузчиков или больших грейдеров.

Песок

В большинстве случаев, на территории РФ верхний слой грунта – это либо чернозем, либо глина. Данные типы считаются сильно пучистыми. Такие грунты, осенью набирают очень большое количество влаги, которая при замерзании расширяется и разрушает основание дороги. Именно по этой причине, первым отсыпным слоем является песок – материал, который даже не является пучистым. Если влажный песок замерзает, то он не будет расширяться в объеме. Слой песка, который укладывается на самый нижний слой дороги, должен составлять не менее 10 сантиметров. В зависимости от разных условий, этот слой может быть увеличен.

Песок на место сооружения будущей дороги доставляется самосвалами, чаще всего, большой грузоподъемности. Песок высыпается и разравнивается экскаваторами погрузчиками или большими грейдерами. Песок разравнивается равномерно, после проведения всех работ по выравниванию должна получиться идеально ровная поверхность из песка. Далее этот песок трамбуют. На маленьких участках дорог делают это с помощью специальных виброплит. Но на больших дорогах наиболее целесообразно для трамбовки песка использовать специальные катки (те же катки, которые используются для укатывания асфальтного покрытия).

Стоит отметить, что при увеличенном слое песка, трамбовать его необходимо послойно. Насыпали 10 сантиметров и утрамбовали, опять насыпали и опять утрамбовали. Это делается по той причине, что очень большой слой слабо поддается трамбовке.

В случае, если дорога делается в тех местах, где присутствуют песчаные грунты, то песчаную подсыпку можно не делать. В этом просто нет необходимости.

Как правильно построить дорогу из щебня?

Щебень

Только на качественное утрамбованное песчаное основание можно сыпать щебень. Но здесь тоже есть свои нюансы. Перед отсыпкой щебеня, необходимо определиться для каких целей делается дорога. Если по дороге будут ездить только легковые автомобили нескольких соседей, то можно отсыпать щебень мелкой фракции слоем не менее 10 сантиметров. Если же планируется, что по новой дороге будут ездить микроавтобусы и небольшие грузовики, то необходимо на песчаное основание отсыпать сначала щебень средней фракции, слоем не менее 10 сантиметров, а только потом более мелкую фракцию. И существует вариант сооружения дороги, по которой будут передвигаться большие грузовые автомобили. В этом случае, на песчаную основу сначала отсыпается слой щебня очень крупной фракции, далее – средней и мелкой. Это будет самая дорогостоящая дорога, но и прослужит такая дорога очень долго.

Щебень на место будущей дороги доставляется самосвалами, которые имеют максимальную грузоподъемность. Разравнивается щебень теми же экскаваторами погрузчиками. Кроме этого, каждый слой щебня (кроме самой крупной фракции) трамбуется с помощью катка.

Кто может сделать качественную дорогу?

Как видите, сделать качественную дорогу из щебня не так просто, как кажется на первый взгляд. Мало того, в статье описаны только минимальные требования для каждого слоя. При сооружении любой дороги необходим качественный расчет каждого слоя. Величина слоя зависит от месторасположения дороги, от климатических условий, от уровня грунтовых вод, от вида грунта под дорогой, от высоты дороги и от множества других факторов. Только квалифицированные специалисты могут провести точный расчет.

Если Вам необходимо сделать действительно качественную дорогу, Вы можете обратиться в нашу компанию. Мы не только осуществим все подсчеты, но и выполним все работы по отсыпке дороги, ведь мы имеем всю необходимую для этого спецтехнику.

Помните, если сделать качественную дорогу из щебня, то в будущем эту дорогу можно заасфальтировать. Правильная щебневая дорога может служить очень хорошей основой для будущего асфальтного покрытия.

Как правильно построить дорогу из щебня?

Щебень для дороги без покрытия. Особенности технологии

Строительство дороги из щебня с песчаной подушкой

Строительство дороги местного значения не обязательно связано с укладкой асфальтового или бетонного покрытия. При небольшой интенсивности движения вполне возможно создать надежное полотно без финишного слоя асфальта или основы из бетона. Сочетание щебня и песка хорошо выдерживает нагрузки примерно от 150 проездов в день, если дорога не используется для сверхтяжелой техники. Этого достаточно для организации движения машин со строительными материалами, обслуживания коттеджных и дачных поселков, удаленных вахтовых объектов.

Экономия на асфальте и бетоне. Щебень для дороги

Снижение затрат на сооружение и поддержание в хорошем состоянии дороги из щебня достигается за счет нескольких факторов:

  • отказ от закупки асфальта, бетона и других составляющих;
  • отсутствие необходимости использовать сложную укладочную технику, когда достаточно одного или двух катков;
  • отсутствие необходимости постоянно обновлять асфальт и ремонтировать его;
  • возможность поддерживать дорогу в эксплуатационном состоянии, периодически подсыпая щебень и трамбуя его катком.

Для строительства такой дороги необходимо закупить строительный песок речного происхождения, геотекстиль иглопробивного типа и щебень двух или трех фракций в зависимости от нагрузки на полотно.

Использование речного песка обосновано тем, что именно этот материал имеет высокие показатели уплотнения при формировании подушки и хорошо дренирует воду. Щебень гранитный 20-40 (здесь подробнее) по своим характеристикам подходит для укладки среднего, промежуточного слоя дороги, в основе которой лежит материал с более крупными размерами зерна. Для расклинцовки поверхности ее засыпают щебнем более мелких фракций.

Как укладывают дорогу из щебня и песка

Объяснить необходимость создания такой структуры и использования перечисленных материалов можно, опираясь на их физические свойства и характер взаимодействия под нагрузкой. Уложенный на геотекстиль песок пропускает воду и создает плотную подушку в углублении дорожной ванны. За счет этого создается неподвижное, находящееся примерно на глубине 30 см основание. Щебень крупной фракции хорошо вдавливается в песок, уплотняется и формирует второй слоя основы. Промежуточный слой создает условия для распределения нагрузки от транспорта, а щебень 5-20 в верхнем слое качественно укатывается с предварительным грейдированием.

При соблюдении этой простой технологии дорожное полотно из щебня и песка приобретает высокую прочность, а отсутствие верхнего слоя асфальта не сказывается на проходимости поверхности для транспорта. Во время дождя и таяния снега вода уходит через созданный многослойный дренаж в грунт. Возникает вопрос, имеет ли смысл экономить, не закупая какой-либо из материалов или заменяя его на более дешевый?

Практика показывает, что сочетание песка и щебня трех разных фракций дает оптимальный эффект плотности и неподвижности слоев полотна относительно грунта и друг друга. При отказе от песчаной подушки возникает эффект недостаточного дренажа и утапливания щебня в грунт, что приводит к последующему подтоплению и размыванию полотна при таянии снега.

Долговечность щебеночной дороги

Не стоит пренебрегать и распределением нагрузок в пироге — щебень разных фракций хорошо принимает вес транспорта и распределяет его с разными усилиями, а это позволяет сохранить поперечную форму дороги с уклонами к обочинам. При ширине дороги в 5 м, достаточной для разъезда двух машин, необходимо укатывать полотно с небольшими уклонами. Купить щебень (это можно сделать по этой ссылке: http://flot-nerud.ru/shheben) для дороги без асфальтового покрытия лучше там, где вам предлагают все три фракции гранитного происхождения. Гранит имеет минимальную водопроницаемость, поэтому сохранность материала и целостность слоя не будет нарушаться при попадании воды и ее последующем замерзании.

Слои щебня укладываются по очереди, начиная от крупной фракции (до 70 мм) с прокладыванием геотекстиля, который хорошо разделяет щебень и не позволяет полотну разъехаться под нагрузкой. При минимальной загруженности дороги — до 50 машин в сутки — можно отказаться от использования геотекстиля. В любом случае, необходимо учесть состояние грунта и поведение потоков воды. Дорога из щебня служит десятилетиями при периодической подсыпке материала. 

Садовые дорожки из щебня: технология укладки

Владельцы частных домов или дачных участков знают: если прошел дождь, то на придомовой территории обязательно будет грязь – особенно, если долго не видно солнца. Зачастую вместо настоящих мощеных садово-дачных дорожек, устройство которых является относительно затратным, многими дачниками приветствуется… дорожка из щебня!

Щебневые насыпи обеспечивают более удобное передвижение по участку и перевозку грузов на тележках. Кроме этого, дорожки из щебня выглядят очень аккуратно, придавая всему участку ухоженных вид, и обустроить их можно своими силами.

Выбор материала

Перед тем, как приступать к устройству дорожек, необходимо принять во внимание рельеф местности, тип грунта и характер самой дорожки.

Рельеф определяет наличие/отсутствие кустарников, деревьев, водоема и проч., а также необходимость разравнивания поверхности земли.

Знание типа грунта необходимо для того, чтобы определить, на какую толщину слоя следует засыпать щебень, гравий и песок.

Определение характера дорожки необходимо, в первую очередь, для того, чтобы знать, где и сколько щебня следует насыпать – к примеру, на подъезды для авто дорожки из щебня своими руками желательно сделать «усиленными», а для пешеходов тропинки могут быть не только небольшой ширины, но и обрамляться бортиками из живых бордюрных цветов.

Если подъездные пути следует оформлять щебнем крупных фракций, то пешеходные тропки можно оформить галькой с мелким щебнем. При этом гальку желательно подбирать другого цвета, отличного от щебневой насыпи – так на дорожках можно сформировать целые узоры из разных цветов.

Самым практичным в качестве насыпного материала считается щебень с гравием, у которого свои преимущества:

  • Быстрота устройства и отличный внешний вид
  • Отсутствие необходимости в тщательном проведении земляных работ
  • Износостойкость
  • Отличное сочетание с другим материалом, возможность создания хорошего ландшафтного дизайна при невысоких затратах

Однако садовые дорожки из щебня, как и другие типы тропинок, имеют свои недостатки:

  • Щебневую насыпь можно устраивать ТОЛЬКО на ровной земляной поверхности
  • При ходьбе/езде издают шум

Тем не менее, с этими недостатками легко смириться, если просчитать итоговую стоимость материала и сравнить ее с затратами на другой, более «престижный» материал (например, красивые мраморные плиты).

Подготовительные работы

Перед началом работ нужно определить количество и направление дорожек, их ширину. Затем сделать разметку по направлениям тропинок – для этого можно использовать капроновый шнур и колышки для отметки контрольных точек.

Совет: самой «главной» считается дорожка от калитки до дома – ее лучше всего проложить ровной линией. А вот с остальными можно и пофантазировать – выложить вперемешку с гравием, просыпать неровными линиями и даже небольшими участками.

С участков  будущей тропинки следует удалить сорняки и крупный мусор (ветки, куски камня, если таковые имеются). Затем по «контуру» дорожки нужно прорыть небольшую траншею – глубина ее должна составлять всего 15 см.

Подготовительные работы закончены, теперь можно приступать непосредственно к технологии устройства дорожек.

Засыпка щебня

Шаг 1: укладка подложки. В качестве подложки можно использовать геотекстиль – сегодня этот материал является одним из самых известных, он поможет предотвратить произрастание сорной травы. Еще один плюс геотекстиля – защита насыпи от возможного воздействия грунтовых вод.

Шаг 2: насыпка щебня. Материал засыпается в траншею и тщательно утрамбовывается. Для более надежной укладки можно использовать добавки из гравия крупной фракции и песка.

Совет: для повышения плотности насыпной дорожки следует просыпать щебень в несколько тонких слоев, а не в один. Каждый слой при этом необходимо утрамбовывать и проливать водой.

Шаг 3. Для насыпи необходима дополнительная установка бордюров – в качестве маленьких «бортиков» можно использовать крупные осколки камня или бетона, доски, куски кирпича, колышки. Деревянные усиления желательно обработать антисептическим составом или машинным маслом. Разумеется, высота бордюра должна быть немного больше, чем щебневая насыпь.

Что касается ландшафтного оформления дорожки из щебня на даче, то тут варианты следующие: пересыпать галькой часть дорожек, выложить крупные камни и обсыпать их щебнем или же просто высадить вдоль бордюров живые цветы.

Рекомендации по созданию тропинок из сыпучего материала

Если хочется получить в результате достаточно прочные тропинки, которые не «разъедутся» после первого же сильного ливня, то можно соорудить дорожку с усиленной укладкой:

Вариант 1: укладка резаного асфальта. Для этой цели куски асфальта режутся на мелкие фракции, и насыпаются в подготовленные траншеи. Асфальт после укладки необходимо прогреть паяльной лампой, а когда слой (примерно в 100 мм) нагреется, сверху насыпать мелкощебневую массу. Насыпку следует хорошенько утрамбовать – в результате трамбовки можно получить отличные прочные дорожки.

Вариант 2: заливка траншеи щебневым раствором с цементом. Раствор заливается в отдельно приготовленные емкости-формочки, ему дают отстояться сутки. Через сутки щебень нужно «вытянуть» на поверхность – емкости снова заливают водой, металлической щеткой выскребая щебень. А получившиеся «плиты» можно использовать в качестве мощения дорожек.

Прочитав эту статью, можно с легкостью понять, как сделать дорожку из щебня и легко «облагородить» свою придомовую территорию, причем затраты минимальны – и скорость засыпки высокая (дольше по времени будут продолжаться подготовительные работы), и экономия налицо (особенно, если оформление дорожек производится подручными средствами). К тому же аккуратно засыпанные тропинки в саду и на придомовой территории непременно будут радовать глаз хозяев и вызывать восхищение гостей.