Стрит арт что это: Стрит-арт – Что такое современное уличное искусство (street art)

Стрит-арт – Что такое современное уличное искусство (street art)

Стрит-арт
  • отCrossarea
  • Posted on

Стрит-арт (street art) – это разновидность современного урбанистического искусства. Сложно определить, когда настенные рисунки появились впервые, такое изобразительное искусство является одним из древнейших. Но, несмотря на это, не утихают споры относительно этой деятельности, ведь многие люди считают, что стрит-арт – это акт вандализма. Но, так ли это? Окунемся в мир стрит-арта глубже и попробуем разобраться – что это такое на самом деле.

Что такое уличное искусство и каким оно бывает?

Стрит-арт в переводе с английского языка означает “уличное искусство”. Под этим направлением подразумеваются:

  • Настенные рисунки;
  • Изображения в общественных местах и на различных объектах;
  • Уличные инсталляции;
  • Стикеры;
  • Постеры  и др.

К этому направлению можно отнести всё, что является урбанистическим стилем изобразительного искусства. Бытует широкое заблуждение, что граффити является единственным проявлением street-art. Однако, это не так. Граффити является лишь одним из видов уличного искусства, но далеко не единственным.

История стрит-арта с момента появления и до наших дней

Правильно было бы отметить, что уличное искусство существует с момента появления Человека разумного. Сначала творчество проявлялось в виде наскальных рисунков. Позже, уже в цивилизованном обществе (в Древнем Риме, Греции, Египте и т.д.), люди начали выражать свои мысли посредством нанесения надписей на стены. Это были рекламные послания, признания в любви, выражение политических мыслей и др.

Стрит-арт, такой, каким мы привыкли видеть его сегодня, предположительно появился во время Второй Мировой Войны. Первым случаем принято считать появление вирусной надписи “Kilroy was here”. Ее наносил некий Kilroy, который (предположительно) работал на заводе по производству бомб в Детройте (США).

Сначала надпись появилась на всех ящиках с бомбами, изготовленными на этом заводе. Затем фраза была дополнена рисунком и далее распространялась американскими солдатами.

Расцвет уличного искусства в 1960-х годах пришелся на Филадельфию. Это место по-прежнему принято считать историческим центром граффити-культуры. В 1970-х годах локализация переходит в Нью-Йорк. Всё началось с манхэттенского квартала под названием Washington Heights. В этот момент и был придуман “теггинг”. Тогда же появилась традиция ставить номер улицы рядом с никнеймом. Первым, кто это сделал, стал Julio 204. Среди граффитистов того времени вспыхнуло соперничество за признание лучшим. Это сподвигло райтеров разработать новую манеру исполнения – так появились коды и стили граффити.

Примечателен и тот факт, что до 2012 года нигде в мире не было создано музея стрит-арта; не существовало и отделов, которые могли представить этот стиль публике. Впервые Музей Стрит-арта был открыт в Санкт-Петербурге. Главной целью этого музея является предоставление информации об уличном искусстве и граффити.

Также музей осуществляет помощь в организации современных проектов, занимается поддержкой молодых художников. Представители музея стараются внедрить новый подход к развитию творчества, используя для этого индустриальные объекты, находящиеся далеко от центра города.

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

VK

Instagram

Виды и техники стрит-арта

Разделение на стили можно наблюдать, в основном, среди граффити. Выделяются следующие техники:

  • Writing – процесс нанесения граффити без привязки к стилю. Включает в себя абсолютно все разновидности;
  • Bombing – быстрое нанесение рисунка при экстремальных условиях;
  • Tagging – подпись художника, его никнейм.

Помимо техники нанесения, различают и виды граффити, которые отличаются по стилю:

  • Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;
  • Throw-up – Нью-Йоркский стиль, подразумевающий использование двух цветов и простых форм;
  • Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;
  • Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства;
  • 3D-style – изображение в стиле 3D, а также оптические иллюзии.

Существует огромное множество техник нанесения рисунков и исполнения инсталляций. Регулярно появляются новые направления, художники стараются найти свой собственный стиль и выделиться из толпы других райтеров.

Известные представители направления

В уличном искусстве, как и в любом другом направлении, имеются известные представители:

  • Banksy – этого художника называют “золотым стандартом” современного искусства. Его личность так и не была раскрыта. Многие его работы занесены в реестр охраняемых объектов. Родом из города Бристоль, работает и выставляется по всему миру;
  • Vhils – Александр Фарту, родом из Португалии. В своей технике он использует электрическую дрель. Сотрудничал с легендарной группой U2;
  • Above (TavarZawacki) – начал свою деятельность в США, но затем перебрался в Берлин. Объектом его работ выступают темы о несправедливости современной системы, а также бедность определенных слоев населения;
  • Roa – в своих работах изображает животных, зачастую изнеможденных, с органами, открытыми взгляду. Ему свойственно имитировать эффект рентгена в своих работах;
  • C215 – французский уличный художник, который путешествует по миру и украшает улицы. Его любимая тема – это его собственная дочь Нина, которую можно наблюдать на изображениях, то в виде маленькой девочки, то преобразовавшейся в молодую женщину;
  • Жан Мишель Баския – ныне покойный художник, который оставил яркий след в истории. Начинал как граффитист, в расцвет своей карьеры реализовал много трафаретных проектов в сотрудничестве с Энди Уорхолом.

Современное уличное искусство имеет множество проявлений. Порой райтерами затрагиваются сложные темы. Но, творчество райтеров не становится от этого менее прекрасным. Теперь мы можем видеть, как многие работы превращаются в национальное достояние, а художники со всего мира реализуют свой творческий потенциал.

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

VK

Instagram

Стрит-арт: как он меняет городскую среду и почему становится современным искусством

Стрит-арт – неотделимая часть почти любого города. Несмотря на то, что мы знаем художника Бэнкси и ежегодно в России и в других странах посещаем стрит-арт фестивали, граффити для многих всё равно остаётся в области чего-то маргинального и не про искусство.

Мы поговорили с организаторами международного фестиваля уличного искусства STENOGRAFFIA. Узнали, как стрит-арт формирует идентичность города, меняет среду и отношение жителей к творческим работам на фасадах зданий. И порассуждали о том, какое будущее у российского комьюнити художников.

Текст: Мария Орехова

Партнерский материал творческого форума Таврида

STENOGRAFFIA – фестиваль уличного искусства, который появился в Екатеринбурге в 2010 году. Руководствуясь желанием изменить отношение людей к общественному пространству с помощью арт-объектов, создатели феста ежегодно собирают десятки стрит-арт художников со всего мира. За десять лет фестиваль вышел за пределы одного города, а среда, которую создавали в этих города застройщики, стала арт-объектами.

Когда тег на стене становится искусством?

В субкультуре стрит-арта нет консенсуса, что такое уличное искусство. STENOGRAFFIA называет стрит-арт тем искусством, которое появляется в общественном пространстве, независимо от цели создания, масштабов, легального или нелегального положения, протестных смыслов или возможности декорирования зданий и улиц. Это всё, что обладает потенцией искусства с направлением и силой коммуникации. Особняком стоят теги, они выпадают из рамок уличного искусства как объекты искусства. Они могут содержать негативный посыл. Люди, которые их создают, не претендуют на создание чего-то ценного. Их цель – захват территории какими-то визуальными метками.

Почему политика не пересекается с искусством?

Уличное искусство неотделимо от лозунгов и политических высказываний, потому что оно отражает нерв времени. Сейчас любое искусство так или иначе затрагивает политику. Миссия STENOGRAFFIA – улучшение городской среды. Она отражена в творчестве, которое STENOGRAFFIA транслирует зрителю. Фестиваль говорит про искусство, которое объединяет. Команда хочет настроить тёплую коммуникацию человека с городом, в котором он живёт. И в их миссии нет политических подтекстов.

Как стрит-арт формирует городскую среду и её идентичность?

Опыт STENOGRAFFIA говорит о том, что сейчас у кого-то из нас складываются враждебные отношения с городом. Некий подросток по имени Вася живёт в спальном районе регионального города и мечтает о красотах столицы, потому что серость одинаковых многоэтажных домов или вид заброшенной спортивной площадки во дворе, или деревянные заборы вокруг школы лишают его удовольствия проводить свободное время на улицах родного места. Город кажется ему чужеродной средой, где серо, грязно и одиноко. Когда с помощью арт-объектов его наполняют эмпатийными точками, для таких, как Вася, создаётся «третье место». Это то пространство города, где человеку комфортно, куда он может беспрепятственно попасть, где он может провести время один или в компании. При этом не обязательно чтобы оно было связано с «первым местом» – домом или «вторым» – работой. Благодаря объектам уличного искусства города попадают в позитивную федеральную, а иногда и мировую повестку. Это тоже очень меняет точку зрения людей по отношению к работам в стиле стрит-арт. Они начинают больше изучать этот город, начинают гордиться своим домом и проявлять по отношению к нему заботу.

Стрит-арт способен скрывать недостатки среды. Можно назвать это визуальной экологией. Или наоборот, привлекать внимание к каким-то важным болевым точкам города, чтобы добиться перемен. У STENOGRAFFIA есть проект «Вид из окна». Художники меняют облик стен напротив окон зданий, например, больниц. И люди, которые вынуждены каждый день смотреть на безликие унылые здания, видят дружелюбный, приятный арт. Это меняет не только настроение человека, но и помогает ему принять город как приветливое пространство. Другой способ подружить человека и среду – предложить ему самому поучаствовать в создании арт-объекта. Так, проект «Город рисует сам себя» привлекает людей к тому, чтобы те украсили свой дом или двор. Чувство причастности меняет отношение к пространству вокруг себя. Появляются осознанность и ответственность. Через такую практику получается донести до людей, что среда вокруг не враждебна, а «ваша» территория не заканчивается за порогом квартиры.

Как объяснить, что граффити – не вандализм?

В отдаленных городах, которые мало знакомы с уличным искусством, до сих пор граффити – это вандализм. Более десяти лет назад, когда STENOGRAFFIA только зарождалась, даже в крупных городах можно было встретить враждебность к работам художников на улицах. Сейчас, когда проект приходит в новый город, он меняет его отношение к искусству стрит-арта. С каждым городом своя коммуникация. Везде создается свой, понятный именно этому месту арт. В маленьком городе, который не знаком с уличным искусством, создается эмпатийная работа. А в городах, которые готовы к этому искусству, делают работу со сложным коммуникационным кодом. Всё связано с тем, что у города формируется потребность на определённое качество уличного искусства. И если в начале жители могут не понимать ценность стрит-арта, считать это актом вандализма, то, когда они видят готовый проект, который визуально понимают, становятся сторонниками и защитниками такого творчества. Здесь все объясняется временем и практикой. Но для этого нужно проделать работу — одними разговорами не переубедить.

Как защитить арт и уберечься от коммунальщиков?

Единственная защита от коммунальных служб – согласование. В каждом городе оно происходит по-разному. Но любые поверхности кому-то принадлежат, а значит, у этого кого-то надо получить разрешение: у собственника, жителей дома или комитета по культуре. Любой арт-объект рискует быть закрашено или испорчено. Бывают случаи, когда коммунальщик приходит закрашивать работу, а потом сам связывается с художником и не даёт работе исчезнуть. STENOGRAFFIA в этом повезло – у проекта иммунитет. Его работы берегут. STENOGRAFFIA занимается проектом по защите артов – «STENOGRAFFIA_REVISION». Этот проект появился, когда стало понятно, что многие работы, особенно с первых фестивалей, уже теряют первоначальный облик, но сохраняют свою ценность.

Вообще, реставрация уличного искусства – неизведанное поле. Нельзя просто взять и перенять техники восстановления картин. Непонятно, кто должен заниматься работой: сам художник или подрядчик. Главное, надо же сохранить работу и одновременно не навредить идеи автора.

Как вандалу стать художником?

Вандалы – это не всегда хулиганы. Они могут быть неравнодушными людьми, у которых нет возможности реализации. У STENOGRAFFIA был случай, когда парень украл со склада краску, которая была нужна для проекта. Потом он раскаялся и решил искупить свой поступок волонтерством на фестивале.

Фестиваль старается всем художникам дать ресурсы для генерирования качественного искусства. Вандализм – это энергия, которой не хватает вектора развития. В субкультуре райтеров есть иерархия отношений. Если у «главных» будет понимании ценности созидания и развития городской среды, есть шансы минимизировать проявление грубого вандализма. Но это не значит, что не будет тегов. Они как лианы в джунглях, с ними невозможно бороться до полного исчезновения. Но можно уменьшить их количество. Не надо запрещать рисовать теги – нужно настраивать коммуникацию. Понимать, почему люди это делают, и давать им возможности создавать искусство, достойное любви зрителей.

Какие есть тренды российского стрит-арта в эпоху цифровизации искусства?

Уличное искусство в России всегда склонялось к нарративу. Большинство наших художников известны именно своими фразами: знаменитый по всему миру Тимофей Радя создавший арт «Я бы обнял тебя, но я просто текст». Если говорить о глобальном, нарративная составляющая превалирует во всём российском искусстве. Один из новых трендов, который сказывается на визуале – выход дизайнеров на улицы. Они работают с графикой и изображением в цифровом поле. Перенести их дизайн на фасады зданий не составил труда – у ребят есть база проработанного креатива. При этом они активно используют технологии. Дроны и нейросети становятся инструментом наравне с банками и кистями. У STENOGRAFFIA и Яндекс есть совместный проект «Нейронный стрит-арт», в котором нейронная сеть воссоздала фреску IV века на стене дома.

Важная миссия художника – это интерпретация сложных, пугающих технологических вещей широкой аудитории. Художник – проводник, он объясняет своим творчеством, что порабощение всего человечества искусственным интеллектом – это фантастика. А реальность в том, что технологии генерируют искусство.

Каким будет будущее стрит-арта?

Сейчас во многих городах России стали проходить фестивали уличного искусства. Стратегия STENOGRAFFIA как трендсеттера в этом направлении – перейти к проектам на стыке искусства и технологии, искусства и науки. Люди уже начали принимать стрит-арт не как нечто враждебное, а как способ изменения среды. Но одно и из ключевых направлений, с которым должен работать стрит-арт, заключается в рассказе людям об уличном искусстве. Когда есть понимание, появляется поддержка, а значит и развитие идёт быстрее. Следующим этапом развития стрит-арта будет своего рода становление гражданского общества, когда люди в любом месте страны будут преображать территорию своего города и заботливо к ней относиться. Сейчас уже есть потенциал. Не просто так же появляются лебеди из шин. Просто пока непонятно, что и как делать. Когда у активных жителей города появятся инструменты, они присоединятся к уличным художникам.

Фото предоставлены пресс-службой форума «Таврида»

Стрит-арт | Тейт

Художественный термин

Стрит-арт связан с искусством граффити в том смысле, что он создается в общественных местах и ​​обычно не санкционирован, но охватывает более широкий спектр средств массовой информации и больше связан с графическим дизайном

Дженни Хольцер
[без названия] (1979–82)
Тейт

© Дженни Хольцер, член Общества прав художников (ARS), Нью-Йорк

В то время как современное граффити вращается вокруг «тегов» и текстовой тематики, уличное искусство гораздо более открытое. В уличном искусстве нет правил, поэтому все допустимо. Однако распространенные материалы и методы включают в себя публикацию на лету (также известную как вставка пшеницы), трафаретную печать, наклейки, рисование от руки и проецирование видео.

Уличные художники часто работают в студиях, устраивают выставки в галереях или работают в других творческих сферах: они не против искусства, они просто наслаждаются свободой работы на публике, не беспокоясь о том, что подумают другие люди.

Многие известные художники начинали свою карьеру, работая в стиле, который сейчас мы бы назвали уличным искусством, например, Гордон Матта-Кларк, Дженни Хольцер и Барбара Крюгер.

Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.

Оставил Верно

изучить этот термин

Оставил Верно

  • Street Art Talks — The History of Street Art часть серии бесед, связанных с прошлым уличным …

  • Street Art Talks — Уличное искусство в разных городах, связанное с прошлой выставкой уличного искусства в Тейт Модерн

  • Хари Кунзру

    Английская радикальная группа 1960-х King Mob называла себя «бандитами новой свободы» и сочетала бескомпромиссную политику с …

  • Эдвард Платт

    Его проекты включали толкание глыбы льда вокруг Мехико, пока она не растает, выпустив лису на свободу…

  • Джеймс Эттли

    Гордон Матта-Кларк (1943–1978), получивший первоначальное образование архитектора, больше всего известен своими эффектными «строительными разрезами». У них часто …

избранных художников в коллекции

Оставил Верно

  • 1950 г.р.

  • 1959 г. р.

  • 1917–1985

  • Извините, изображения нет

    1945 г.р.

избранных работ в коллекции

стрит-арт в Тейт

Что такое стрит-арт — Underground Gallery

Стрит-арт Определение

Стрит-арт — это оригинальный вид искусства, который можно встретить только на улицах.

Многие люди не признают это произведение искусства, а иногда связывают это искусство с вандализмом.

УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО включает в себя различные виды терминов, например, граффити, трафаретное граффити, стикеры, оклейка пшеницы и уличный плакат…

 Художник обычно пытается оставить такое же сообщение, как политические вопросы, чувства, свои эмоции…

И эти выражения выставляются на улицу, где все люди могут насладиться ими и оценить их.

Обычно люди, которые это делают, анонимны, и мы можем сослаться на любого человека, когда восхищаемся одним из их произведений искусства.

Что такое городское искусство/стрит-арт?

Стрит-арт — это форма художественного творчества, которая выставляется на всеобщее обозрение на окружающих зданиях, улицах, поездах и других общедоступных поверхностях.

Стрит-арт — это форма художественного творчества, которая выставляется на всеобщее обозрение на близлежащих зданиях, улицах, поездах и других общедоступных поверхностях.

Многие экземпляры представлены в форме партизанского искусства, целью которого является личное заявление об обществе, в котором живет художник.

Работа перешла от истоков граффити и вандализма к новым способам, где художники работают, чтобы донести до аудитории послание или просто красоту.

Некоторые художники могут использовать «умный вандализм» как способ привлечь внимание к социальным и политическим проблемам, в то время как другие художники используют городское пространство как возможность показать свои произведения искусства.

Художники также могут оценить проблемы и риски, связанные с размещением незаконных произведений искусства в общественных местах.
Общий мотив заключается в том, что создание искусства в формате, использующем общественное пространство, позволяет художникам, которые в противном случае могли бы чувствовать себя бесправными, охватить гораздо более широкую аудиторию, чем позволили бы другие стили или галереи.

«Вандал» Элки

«Олень» Мартина Уотсона

Изобретение, повлиявшее на уличное искусство

Концепция аэрозоля, вероятно, восходит к 179 г. 0.
Первый патент на аэрозольный баллончик был выдан в Осло в 1927 году Эрику Ротхейму.
Эрик Ротхейм родился в Кристиании (ныне Осло), Норвегия. Он основал свою собственную компанию в Осло и подал заявку на аэрозольный баллончик в октябре 1926 года.
Баллон мог распределять различные жидкости с использованием химического топлива.
Норвежский патент был выдан в июне 1929 г.
Он подал заявку на патент США 30 сентября 1927 г., и она была одобрена 7 апреля 1927 г.31.  

Немного об истории

Любая история уникальна.
Что может быть интереснее, когда речь идет об истории искусства?
К концу 20-го и началу 21-го века стрит-арт превратился в сложные корреляционные формы художественного выражения.
От граффити, трафаретов, гравюр и фресок, крупномасштабных картин и проектов художественного сотрудничества до уличных инсталляций — уличное искусство нашло свое место в основе современного искусства.

Одним из самых ранних проявлений уличного искусства, безусловно, были граффити, которые начали появляться на поездах, автомобилях и стенах. Это была работа банд в 1920-х и 1930-х годах в Нью-Йорке. В конце 1960-х Корнбред и группа друзей, включая Крутого Эрла, начали рисовать граффити в Филадельфии, написав свои прозвища на стенах по всему городу. Движение распространилось обратно в Нью-Йорк и превратилось в современное движение граффити, которое достигло своего пика в США в конце 19-го века.70-х и начале 1980-х, а затем распространился на Европу. Блек ле Рат, урожденный Ксавье Пру в Булонь-Бийанкур, Париж, в 1951 году, был одним из первых граффити-художников в Париже и создателем трафаретного граффити. После взрыва в Европе искусство граффити начало распространяться по всему миру, и именно в этот период такие художники, как TAKI 183 и Кит Харинг, приобрели известность в мире уличного искусства.

На сегодняшний день самым неоднозначным уличным художником в мире является Бэнкси. Его работы стали самостоятельной субкультурой. Политические заявления и разрушительное видение Бэнкси повлияли на города по всему миру в важные моменты современной истории, провоцируя альтернативные точки зрения и поощряя революции в мире искусства. Его личность остается неизвестной даже после более чем 30-летнего участия в мировой граффити-сцене. Он работал во многих средах уличного искусства и во многих стилях, ломая границы и ожидания критиков уличного искусства. Его работы включают мощные, часто противоречивые изображения, способствуя быстрому распространению его имени и работ в Интернете.

Городское искусство в Европе глубоко укоренилось в революционных практиках тех, кто отождествлял себя с различными субкультурами, связанными с классом, расой или полом в ту эпоху. С первых дней своего существования искусство граффити развивалось в нескольких направлениях. Некоторые художники начали использовать трафареты для создания более сложных работ, в том числе портретов и пейзажей, в то время как другие продолжали использовать аэрозольную краску для создания фресок вокруг своих городов.