Какой фарфор самый лучший: Лучшие сорта фарфора – Какой фарфор больше всего ценится в мире?

Содержание

Лучшие сорта фарфора

Покупка новой посуды обычно происходит при переезде в новую квартиру, покупке новой мебели, для большого мероприятия — Рождества, Крещения или юбилея. Фарфор мы также покупаем на подарки. Посуда это то что остается с нами надолго, иногда на много лет. Покупка посуды — немалые расходы, часто мини-инвестиция, поэтому стоит потратить время на выбор действительно хорошей и качественной посуды.

Как правильно выбрать фарфор

На что обратить внимание, чтобы быть довольным своим выбором и использовать ее с удовольствием. Первый вопрос, который обычно приходит в голову при покупке фарфора это вопрос о форме посуды. Что выбрать, классику или соблазниться на современную, на ту что сейчас в моде?

Отвечая себе на этот вопрос прежде всего подумайте о том, что фарфор может служить в течение многих лет, поэтому посуда должна иметь вид, который не надоест и через 5 лет.

Чайный сервиз из костяного фарфора

При выборе фарфора примите во внимание стиль кухни и столовой, чтобы посуда не бросалась в глаза, а гармонировала с остальной частью сервировки и дополняла ее.

При выборе фарфора не забывайте о том, что это только посуда и она не должна доминировать своей формой над блюдами, которые вы будете в ней подавать (некоторые блюда выглядит не очень, но хороши на вкус. К примеру суп, рагу — их можно подавать в посуде более сложных форм.)

Какого цвета должен быть фарфор

При выборе фарфора стоит определиться с его цветом. Какой лучше белый или цветной? Безусловно, белый цвет практичнее, на белой посуде все выглядит хорошо, чисто и элегантно. В поддержку этого утверждения можно отметить что в ресторанах используют белую посуду, ведь клиент должен видеть еду, а не тарелку.

Белый фарфор

Белый цвет более универсален. Имея белую посуду, можно изменить сервировку стола лишь при помощи аксессуаров, например колец для салфеток или свечей. Кроме того, для разнообразия можно использовать отдельные цветные элементы, например кувшин для воды или вазу. Они оживят сервировку стола.

При выборе цвета посуды можно обратить внимание на принты. Ведь фарфор с легким рисунком очень красив. Здесь нужно учитывать что большая часть нанесенных рисунков продиктована модой и задуматься, не надоест ли этот за несколько лет принт. Но если вы решили приобрести фарфор с печатью, лучше выбирать мелкий принт в спокойных тонах, а не занимающий все блюдо агрессивный рисунок в ярких, интенсивных цветах.

Фарфоровый сервиз или предметы по отдельности

Выбрали форму и цвет, теперь время подумать над количеством. Как покупать фарфор – поштучно или сразу приобрести комплект на 6 или 12 персон? Нужно задать себе вопрос — соответствует ли такой набор  индивидуальным потребностям, не содержит ли предметов, которые не будут использоваться. Все ли предметы имеют подходящие размеры и т.д. Например ваза — идеальная емкость для семьи или настолько большая, что будет использоваться раз в год?

Красивый фарфор с позолотой

Лучше всего обратиться к продавцу, который предложит собрать комплект по вашим индивидуальным потребностям. Тогда вы сможете принять правильное решение о размере и количестве тарелок и салатниц.

Фарфор стоит довольно дорого, поэтому обращайте внимание на его внешний вид, эксклюзивность отделки и долговечность. Чтобы уменьшить разовые расходы, можно распределить покупку во времени и разделить ее на несколько частей. Это имеет смысл если вы уверены, что выбранная коллекция всегда есть в предложении производителя и не будет снята с производства в ближайшее время. Выясните у продавца и некоторые элементы купите через полгода, год или даже несколько лет.

Качество фарфора

При выборе фарфора, обратите внимание на его толщину. Если посуда легкая, но у нее достаточно толстые стенки, значит она изготовлена из пористого материала. Чем материал менее пористый, тем более прочная посуда.

Антикварный костяной фарфор

При выборе фарфора выясните, можно ли использовать его в СВЧ и посудомоечных машинах. Это важно даже если у вас нет микроволновой печи и посудомоечной машины, потому что посуда будет с вами в течение многих лет. На всех предметах должна быть информация «dishwasher safe» (можно мыть в посудомоечных машинах) и «microwafe safe» (можно использовать в СВЧ-печи). Обычно фарфор, украшенный драгоценными металлами не пригоден ни для мытья в посудомоечной машине, ни для использования в микроволновке. Но современные технологии шагнули далеко вперед, поэтому в продаже появилась посуда с имитацией драгоценных металлов.

Фарфоровый сервиз с синими узорами

Обратите внимание на безопасность посуды при контакте с пищевыми продуктами. Законодательство в этой области достаточно строгое. За продовольственную безопасность отвечает субъект, представляющий продукцию на рынок. Импортер или производитель должен получить санитарные свидетельства, подтверждающие, что содержание опасных для здоровья веществ не превышает установленных стандартов. Доказательством этой безопасности считается символ, расположенный на изделии и рисунок, изображающий бокал и вилку.

Какой фарфор считается более ценным

Наиболее ценным считается костяной фарфор. Этот фарфор производят с использованием костяной золы. В наиболее ценном фарфоре ее содержание может быть до 65%. Такая посуда почти невесома, легка и прозрачна, при этом очень прочная. Костяной фарфор могут себе позволить достаточно обеспеченные люди. Если у вас есть возможность выбора, обратите внимание именно на эту разновидность фарфора.

Чайный сервиз, костяной фарфор

Оглавление:

  1. Разновидности фарфора
  2. Особенности холодного фарфора
  3. Виды холодного фарфора

Большое распространение фарфор получил как вещество для изготовления посуды высокого качества. Особо ценятся антикварные изделия, стоимость которых может превышать несколько тысяч долларов.

Разновидности фарфора

Фарфор представляет собой разновидность глиняной керамики, отличающуюся высокой прочностью. Для его получения, смесь каолина, полевого шпата, глины и кварца обжигают при t до 1500°С. Основное его достоинство – термическая и химическая прочность.

Существует несколько видов посудного фарфора: твердый, мягкий и костяной. С первого взгляда понятно, какой фарфор лучше – конечно, твердый. Предметы из него отличаются высокой прочностью и благородным белым цветом.

Среди мастеров рукоделия большой популярностью пользуется холодный фарфор. Со своим тезкой он не имеет ничего общего, являясь пластичной массой для поделок. Сравнивая обычный и холодный фарфор, какой лучше ответить сложно – они используются для разных целей: один – для создания посуды, другой – для моделирования.

Особенности холодного фарфора

Если высокотемпературный фарфор воспроизвести в домашних условиях нереально, то холодный может сделать даже ребенок.

Основными составляющими этого пластичного вещества являются крахмал и клей ПВА. Свое название получил из-за внешнего сходства готовых работ с высокотемпературным аналогом. Так как высыхает смесь самостоятельно и не нуждается в обжиге, ее и назвали «холодным фарфором».

На прилавках магазинов для рукоделия можно найти множество сортов полимерных глин, превосходящих по качеству фарфор. Но меньше поклонников у него от этого не становится из-за его низкой себестоимости. Так, самостоятельно сделанная масса для лепки в 10 раз дешевле магазинного аналога.

Виды холодного фарфора

Широкий перечень изделий – от бижутерии до предметов быта – можно создать из этого универсального материала. Особой популярностью пользуются флористические композиции, полностью воссоздающие натуральные растения.

Своими руками можно сделать еще и такое украшение, как браслет.

Прежде чем выбрать объект для творчества, необходимо ознакомиться с тем, какой бывает фарфор и для каких целей подходит конкретный вид. Его разновидности:

  • целлюлозный;
  • EFAPLASTlight;
  • ClayCraft by DECO;
  • Super Elasticlay MOLDMAKER;
  • CRAFTPORCELAIN.

Начинать знакомство с полимерной глиной лучше с целлюлозного пластилина. Это легкая в работе пластичная масса, которая после высыхания легко поддается обработке. Так, неудавшийся застывший элемент можно смочить водой и придать ему новую форму. Единственное ограничение – консистенция вещества не позволяет работать с мелкими деталями.

Для создания крупных объектов лучше всего подходит EFAPLAST light и ClayCraft by DECO. Из них можно создавать крупные листья, корзинки, стебли и т. д.

Универсальным является Super Elasticlay MOLDMAKER – он позволяет с одинаковым успехом делать как крупные, так и миниатюрные детали. Если нужна основа для создания исключительно мелких деталей, можно воспользоваться CRAFTPORCELAIN. Он быстро сохнет и хорошо взаимодействует с красками.

Стоит учитывать, что перечисленные материалы стоят недешево, гораздо проще сделать фарфор своими руками. Для его приготовления необходимо использовать по 250 г крахмала и клея ПВА, пару столовых ложек глицерина, 1 ложку питательного крема для рук, 0,5 ч. л. лимонной кислоты. В жаропрочной посуде перемешиваются клей, глицерин, лимонная кислота и крем до однородной консистенции и порционно добавляется крахмал. Емкость со смесью следует нагреть на водяной бане или маленьком огне, постоянно помешивая. Когда вещество перестанет быть жидким и превратится в однородный ком – холодный фарфор готов.


11.10.2017

Столовая посуда из фарфора – принадлежность жилья, о котором говорят «дом – полная чаша». Фарфоровый чайный сервиз превращает обычный завтрак в церемониал. В хрупких чашечках и тарелочках вкус еды и питья меняется, а чайная посуда на столе в полном ассортименте: чашки, блюдца, чайник, сахарница, молочник – доставляет эстетическое наслаждение владельцу и поднимает его самооценку.

Что такое фарфор и какой бывает?

Фарфоровую посуду отличают белизна, прочность, в то же время легкость и прозрачность. Фарфор делается из обожженных глины, каолина и шпата. В зависимости от состава и способа обработки глины различают следующие виды фарфора:

  • мягкий;
  • костяной;
  • твёрдый (шпатевый).

Классификация осуществляется в зависимости от количества каолина: чем выше концентрация, тем качественнее фарфор.

Последнюю разновидность считают лучшей, настоящим фарфором, из которого делается элитная посуда. Он удивительно прочен, жароустойчив, с практически нулевым воздействием кислот. Внешне посуда из твердого фарфора утонченно прозрачна, белоснежна, с легчайшим намеком на синеву.

Мягкий фарфор содержит в большой концентрации стеклоподобные компоненты и незначительный процент глины. Такая посуда более прозрачна, но менее белая, не так прочна и термоустойчива.

Костяной фарфор назван так из-за добавления в состав извести из пережжённой кости. По цвету, прочности, твердости, прозрачности находится между твердой и мягкой разновидностями.

В зависимости от вида материала определяется назначение фарфоровой посуды. Ежедневная трапеза предполагает на столе твердый или костяной фарфор; как декоративное украшение чаще всего используется прозрачная и хрупкая посуда из мягкого материала.

Мировые бренды

В мире фарфора репутация и торговая марка решают практически все. Ведь именно они гарантируют соответствие нормам экологической и гигиенической безопасности. Купив брендовую продукцию, человек уверен, что не отравится, потребляя пищу с ярко расписанной тарелки. Как и века назад, сегодня это немецкий (особенно мейсенские статуэтки), российский, китайский, французский и английский фарфор.

Такая столовая и чайная посуда предлагается известными торговыми марками в области производства фарфоровых изделий:

  • Augarten – венская мануфактура, три века изготовляющая товар премиум-класса строго лимитированными тиражами. Стопроцентный хэнд-мэйд, выпускаемый по конкретному поводу. Это фамильные сервизы по спецзаказу с монограммами или гербами, коллекционные кофейные чашки или набор «тарелки года» из 365 штук.
  • «Императорский фарфор» – первый российский фарфоровый завод; сохранил производство в полном объеме. Предприятие-легенда, поставщик царского двора, выпускавший сервизы, включающие до тысячи предметов.
  • Meissen – старейший европейский бренд. За почти трехсотлетнюю историю не выпущено двух одинаковых изделий. Вся посуда и уникальные статуэтки расписываются вручную, без них не обходится ни один солидный аукцион.
  • Noritake – японская роскошь классических очертаний. Полупрозрачна на свету, декорирована золотом и платиной. Особо ценится экологически чистый костяной фарфор с оливковым отливом, рецепт которого – коммерческая тайна фирмы. Сервизы изготавливаются лимитированными сериями, после чего заготовки разбивают, сразу же превращая посуду в эксклюзив. Восточная утонченность дополняется практичностью: фарфор можно мыть в посудомоечной машине.
  • Royal Albert – производит костяной белоснежный английский фарфор более ста лет. Он не только красив, но и прочен. Поставщик королевского двора Великобритании.
  • Villeroy&Boch – выпускает костяную посуду с декором классических форм в бело-голубой гамме. Приверженцев асимметрии восхитят этнические коллекции. Вся посуда жароустойчива, не реагирует на микроволновку или посудомоечную машину.

Маркировка в виде товарного знака располагается на дне изделия с внешней стороны.

Если вопросы престижа не волнуют, а заботит лишь качество, стоит знать, что продукция разных сортов снабжается клеймом соответствующего цвета: первый сорт – красным, второй – синим, третий – зеленым.

Где используется фарфор?

Фарфор традиционно и широко применяют как материал для изготовления сервизов и отдельных предметов для принятия пищи.

Посуда для кухни из фарфора считается самой элитной в этом сегменте. Она гораздо престижнее стеклянной, фаянсовой или какой-либо другой. Это символ богатства, неподвластный времени или модным веяниям, обязательный элемент сервировки праздничного стола.

Существуют разные виды фарфоровой посуды: столового, кофейного и чайного назначения; эксклюзив для торжественных поводов или повседневного использования.

Дорогие чайные или столовые сервизы из твердого фарфора, ценимые за совершенную белизну, прочность и жароустойчивость – атрибут ресторанов класса люкс, частных трапез статусных лиц или богатых людей. В обычных домах если и есть, например, настоящий английский фарфор, то достают его из серванта по праздникам. На каждый день востребована посуда попроще: чашки, тарелки, блюдца в бюджетном исполнении. Но они все же престижнее, чем более тяжелая и непрозрачная фаянсовая посуда.

Один из свежих модных трендов у богатых людей – фарфор в стиле интерьера.

Вторая сфера использования фарфора – фигурки, статуэтки и другая мелкая пластика, используемая для декорирования интерьера. Наряду с традиционными модным хобби стало делать фигурки или цветы из холодного фарфора.

Состав называется так потому, что готовится при комнатной температуре или на небольшом огне. Для работы нужны вода, пищевая сода, крахмал, растительное масло. Смесь подогревается. Без какой-либо термообработки используется состав из крахмала, вазелина, соды и клея ПВА. Есть и похожие смеси с добавлением красителей. Но в любом случае собственноручно изготовленные поделки из холодного фарфора эксклюзивны и могут стать предметом гордости или началом бизнеса.

Декор

Посуда из фарфора может иметь рельефный или гладкий, монохромный или разноцветный декор.

Рельеф наносится на тарелки или стенки чашек гравированием либо перфорацией. Его отливают в специальной форме вместе с посудой, однако некоторые элементы изготавливают отдельно, после чего наклеивают.

Гладкий декор выполняется под глазурью либо над ней. Подглазурную обработку имеет, например, китайская посуда: синяя роспись на белом фоне. Рисунок наносится на заготовку, которая вместе с глазурью поступает после этого на обжиг. Надглазурный метод означает роспись фарфоровой посуды цветной эмалью. Ограничивает применение этой техники скудная палитра.

Всегда на пике популярности классика: белая фарфоровая посуда без каких-либо украшений. Высшим сортам фарфора они не нужны – «порода» и так хорошо видна. Разнообразие лишь в дизайне форм, но и он элегантно-сдержан.

Для поклонников всего яркого выпускаются сервизы с оригинальным красочным оформлением поверхности.

Специалисты не советуют покупать наборы или отдельные предметы малоизвестных производителей, ярко декорированные в сочетании с перламутром – там могут обнаружиться кадмий или свинец.

Уход за изделиями из фарфора

Основная характеристика фарфоровой посуды – прочность и долговечность при бережном уходе. Уязвимой стороной является потемнение и утрата первоначального безукоризненного вида в процессе использования, но это не критично, если знать, как почистить ее грамотно. Изначальный блеск и белизну можно вернуть несколькими способами:

  • протерев посуду мягкой губкой, смоченной в скипидаре;
  • следы от кофе, чая или других напитков протирают крепким раствором соды или соли;
  • другие пятна удаляют теплым слабым раствором нашатыря;
  • нельзя оставлять фарфоровую посуду в воде надолго;
  • посуду с рисунком моют не слишком горячей водой;
  • красивая посуда не любит бытовую химию, особенно порошки-абразивы, которые способны исцарапать поверхность;
  • мыть лучше созданными специально для фарфора средствами или неагрессивными малоактивными, например, мылом;
  • лучше, если фарфоровая посуда моется вручную, чистится отдельно от других приборов, мягкой губкой;
  • на время мытья нужно снимать кольца, перстни, чтобы не поцарапать ее;
  • посуду с металлическим декором ни под каким видом не ставят в микроволновку или посудомоечную машину;
  • вымытую посуду протирают мягкой тряпочкой и сразу ставят сушиться.

Редко используемые фарфоровые тарелки перекладывают белой бумагой или салфетками, а чашки не выставляют горкой, чтобы не отбились ручки.

Оценка качества

Внешний вид во многом определяет качество фарфоровой посуды. Критерии визуальной оценки:

  • Эстетическая привлекательность: на сервиз, сахарницу или тарелку приятно посмотреть.
  • Настоящий фарфор не украшают пышным декором, рисунок присутствует лишь частично.
  • На свету материал лучшего качества прозрачен, с оттенками молока, сливок или свежевыпавшего снега. Определить настоящий оттенок изделия можно, посмотрев на его донышко.
  • В обычном или перевернутом положении чашки или тарелки устойчивы, не шатаются, не наклоняются.
  • Глазурь должна быть без трещин, вкраплений, царапин.
  • На донышке всегда есть неокрашенный ободок, позволяющий оценить изначальный цвет фарфора.
  • Проверка на слух. Качественный фарфор, если по нему несильно постучать, издает легкий мелодичный звон.
  • Тактильный тест. Фарфор, даже внушительный по виду, на самом деле легок. Качественную посуду отличает приятная гладкость, округлые края или детали декора, отсутствие зазоров, сколов, пористых вкраплений, шероховатостей, пузырей.

По плавным очертаниям, тонкости, деликатной художественной работе, преобладанию цветочных мотивов опознают, например, подлинный английский фарфор.

Настоящий фарфор продается лишь в крупных специализированных магазинах или у авторизованных дилеров с необходимой документацией.

Объект капиталовложений

Очень выгодной инвестицией может стать старинная посуда из фарфора – ее цена никогда не падает, а только растет.

Фарфоровая антикварная чашка или тарелка требуют бережности, но украшают интерьер любого стиля. Любят коллекционеры и статуэтки, особенно из Мейсена. Цена хорошо сохранившихся экземпляров мировых брендов достигает на аукционах тысяч долларов. Вожделенный предмет охоты знатоков – раритеты Императорского фарфорового завода, выполненные некогда для царской семьи России.

Хороший подарок, полезное хобби

Если вы не знаете, что подарить человеку, смело покупайте чашку и блюдце для чая. Эта чайная пара из фарфора иногда дополняется ложечкой и стаканом для воды. Подарок уместен почти в любом случае – почаевничать любят все.

Посещение ресторана — это возможность не только вкусно поесть, но и приятно провести время. Красиво накрытый стол с эксклюзивной фарфоровой посудой придаст даже обычному ужину изысканность и неповторимость — нюансы, которые отличают рестораны и кафе высокого уровня от обычных заведений общепита.

Правильный выбор предметов сервировки для ресторана даст возможность заведению сформировать собственный уникальный стиль. В нынешней жесткой конкуренции это немаловажно. Главные требования, предъявляемые к профессиональной посуде в ресторанном бизнесе — надежность и долговечность, сочетающиеся с креативным дизайном и адекватной ценой.

Ресторатор, выбирая фарфоровую посуду, часто стоит перед дилеммой: фаянс или фарфор. И чтобы найти решение, необходимо прежде всего оценить преимущества качественной фарфоровой посуды по сравнению с другими видами керамики.

Преимущества и недостатки фарфоровой посуды

Итак, достоинства элитной фарфоровой посуды:

  • Изящество, утонченность, красота, классические формы.
  • Первоклассное качество.
  • Экологичность и безопасность для здоровья.
  • Идеальная глазурованная поверхность.
  • Влагопоглащаемость ниже 0,2%. Для сравнения: у фаянса — 9~12%.
  • Способность сохранять тепло.
  • Сопротивляемость к агрессивным моющим средствам.
  • Стойкость к механическим воздействиям при обработке в посудомоечной машине.
  • Удобство штабелирования и складирования;
  • Неподверженность старению.

Фарфоровая посуда — все же керамика, хотя и высококачественная, поэтому требует бережного отношения, не выносит сильных ударов и в этом ее основной недостаток.

Цены на качественный фарфор довольно высоки, что тоже является минусом для бюджетных заведений.

Виды фарфора

Фарфор — вид тонкой керамики, изготовленной спеканием при высокой температуре каолина — качественной белой глины в смеси с кварцевым песком, полевым шпатом и другими добавками.

Хороший фарфор выделяется полупрозрачностью, легкостью, и чистым мелодичным отзвуком при ударе.

Существует несколько видов фарфора, различающихся по технологии термообработки и составу:

  • Мягкий. Фарфоровая масса с нанесенной глазурью проходит одну процедуру спекания при 1300~1350°. Такой щадящий обжиг делает керамику пористой и впитывающей влагу. У мягкого фарфора есть вероятность появления внутренних трещин. Обычно он недорог и используется в бюджетных заведениях,
  • Твердый. Двойная термообработка при температуре 1400~1460°. Такой фарфор ценят в заведениях среднего класса. Стоимость ее уже достаточно высока, но полностью соответствует качеству.

На основе твердого фарфора существуют еще две разновидности:

  • Упрочненный. В его состав входят усиливающие крепость металлы. Посуда недёшева, ее предпочитают владельцы ресторанов и клубов высокого уровня.
  • Костный. В его структуру добавляется до 50% костной муки. Это делает фарфор особо прочным, и вместе с тем изысканным, тонкостенным, с красивым ослепительно белым или сливочным оттенком. Костный фарфор относится к категории VIP и ценится очень дорого. Посуду из него редко используют повседневно, чаще ее можно встретить на банкетах и приемах самого высокого уровня.

Фарфоровая посуда для ресторанов

Выбор фарфоровой посуды

Специфика ресторанного бизнеса предъявляет к посуде ряд требований, на которые следует опираться при выборе. Специалисты руководствуются тремя золотыми правилами:

  1. Практичность и прочность. Для заведений общественного питания лучше использовать посуду с утолщенными краями и из качественного стойкого материала. Следует обращать внимание на стойкость керамики к различным термическим режимам.
  2. Форма. Посуда с простыми формами более приспособлена для повседневной эксплуатации. Например, круглые и овальные тарелки лучше складируются и меньше подвержены сколам по углам, как это бывает с треугольными или квадратными.
  3. Цвет. Посуда светлых оттенков, свойственных фарфору, всегда красиво смотрится на столе. Кстати, иногда можно заменить случайно разбитый предмет из одного сервиза светлого оттенка на другой ему подобный из другого.

Основные фирмы-производители

Современный рынок предлагает фарфоровую посуду ведущих мировых производителей, способную удовлетворить самые взыскательные запросы.

Немецкие фирмы

Немецкий фарфор Seltmann Weiden — это элитная посуда для заведений высокого уровня:

  • Последние модные тенденции и необычные дизайнерские решения воплотились в ярких и креативных коллекциях фирмы:
  • SAVOY — контраст классики и модерна. Идеально продуманный цвет и стиль. Наряду с мягкими округлыми формами появились и необычно‑асимметричные очертания. Посуда этой серии всегда уникальна.
  • MERAN лишена какого-либо декора, но изящные формы и спокойные классические линии и цвета стали истинным ее украшением.
  • MOZART в стиле роскошного барокко. Рельефный декоративный орнамент подчеркивает тонкое изящество посуды. Весьма подходящий вариант для светских приемов и VIP банкетов.

Основанная в 1879 г. фирма SCHÖNWALD — одна из крупнейших в Германии.

Фирменный знак SCHÖNWALD — стилизованную елочку — можно встретить на посуде в ресторанах отелей Sheraton, Hilton, Marriott и других. Посуда из фарфора по легендарной формуле Хермана Греча, выпускающаяся с 1936 г., до сих пор имеет колоссальный успех.

Последний модный тренд SCHÖNWALD отражен в серии WellCome.

Дизайнер Карстен Гольник создал ее в характерном асимметричном стиле. Благодаря добавкам изоксида алюминия изделия стали надежными в эксплуатации и приобрели особый блеск и оттенок, меняющийся от голубого при дневном, до бежевого при вечернем освещении.

Цены высокие, но вполне соответствующие немецкому качеству. Например, столовый сервиз Seltmann Weiden из 24 предметов на 6 персон — от 22,5 тыс. р.

Людмила Дашковецкая, менеджер отдела посуды компании «Деловая Русь» делится впечатлениями:

  • Продукцию немецких производителей трудно переоценить: она всегда востребована. Покупатели выбирают ее за широкий ассортимент, отличное качество и прочность, за элегантный дизайн, который всегда подойдет заведениям самого разного формата.

Российские фирмы

Самые известные фирмы по производству фарфора России:

  • Дулёвский фарфоровый завод — один из старейших, основан в 1832 году. Отличительная черта продукции — самобытная роспись в народном стиле, так называемые агашки. Фарфор отличается особой прочностью и прозрачностью, устойчивостью глазури.
  • Кубаньфарфор — с 1960 г. один из крупнейших производителей фарфоро‑фаянсовой продукции. Товарный знак фирмы — парящая чайка. Фарфор производится из полуфабриката, поставляемого из Китая. Продукцию завода выбирают многие бюджетные заведения страны: обладая приличным качеством, посуда имеет очень демократичные цены.

Ольга Зуева, специалист отдела комплексного оснащения объектов торговли, рассказывает:

  • Фарфоровая продукция отечественных производителей представлена в широком ассортименте и по доступным ценам. Она всегда востребована предприятиями питания среднего уровня, предпочитающими ее за практичность и презентабельный внешний вид.

Чешские фирмы

Фарфор Чехии, производимый компанией Rudolf Kämpf известен под тремя брендами:

  • Собственно Rudolf Kämpf — Ручная работа премиум-класса для эксклюзивного потребителя.
  • Leander — посуда и изделия из фарфора для потребителя в сегменте mass‑market.
  • Leander HoReCa — профессиональная посуда из фарфора для отелей и ресторанов.

Продукция фирмы Rudolf Kämpf весьма разнообразна и вместе с тем самобытна. Мастерами фабрики создается и эксклюзивная посуда в различных стилях: романтическом, футуристическом, ар‑деко и др. Дизайнеры постоянно находят новые решения, воплощая их в фарфоре, например, изделия по мотивам шедевров Сальвадора Дали.

Цены на продукцию различны: от весьма доступных у фарфора Leander HoReCa до высоких у посуды для индивидуального использования.

Юлия Артюхова, бренд-менеджер компании RADIUS, делится впечатлениями о посуде:

  • Профессиональная посуда чешской фабрики Rudolf Kämpf создает новые возможности для сервировки. Прекрасные изделия часто необычных форм и авангардных дизайнерских решений. Качество просто потрясающее. Такой посудой очень приятно пользоваться. От нее исходит вложенное мастерами тепло.

Какой фарфор больше всего ценится в мире?

В нашей практике встречаются два вида покупателей и ценителей фарфора:

  • Те, кто настолько бережно к нему относятся, что после покупки тут же ставят фарфор на полку, под стекло, никогда ни при каких обстоятельствах не дают его никому в руки, да и сами стараются к нему не прикасаться, так скажем «не дышат» на него.
  • Те, кто используют его в быту, вешают на стену фарфоровые тарелки, хвастаются любому посетителю, устраивают обмены, составляют композиции из фигурок, украшают ими застолья, делают выставки и просто наслаждаются соприкосновением с ним. 

Что вмещает в себя понятие фарфор

Нельзя забывать, что фарфор это не только посуда, по большому счету, в древние времена это вообще не была посуда и сервизы, а именно — отдельные предметы интерьера, такие как вазы, сосуды и блюда. Кроме этого, из фарфора создавали пуговицы, эполеты, ордена, табакерки, эфесы для шпаг, набалдашник на трости, местные деньги, украшения для стола, которые потом приобрели популярность как отдельные скульптурные композиции и фигуры, и многое, многое другое. В своё время великий скульптор мануфактуры Майсен Иоганн Йоахим Кендлер говорил, что «из фарфора можно сделать все».

Ценность фарфора 

Фарфор всегда был очень дорогим и престижным в мире – в России, например, фарфоровая чашка Гарднеровского завода стоила столько же, сколько целая корова. Август Сильный – Саксонский правитель и король конца 17-ого-первой половины 18-ого века – обменял в своё время целую роту рослых солдат на пять китайских ваз.
Фарфор всегда был прерогативой королей и императоров и не был доступен широкому покупателю.

По каким критериям определяют ценность фарфора:

  1. Если это антикварный коллекционный фарфор, то первым параметром, конечно же, является возраст вещи. 
  2. Редкость и уникальность предмета я бы поставила во главе определения ценности. Хотя часто редкость и возраст являются взаимодополняющими параметрами в данном вопросе.
  3. Основной критерий любого изделия из фарфора — это его художественная ценность. 
  4. Для антикварного изделия очень важным является его сохранность, целостность. Отреставрированный фарфор сразу же теряет свою ценность. 
  5. Качество фарфора очень сильно влияет на сохранность предмета. Чем старше вещи, тем, как правило, больше технологических погрешностей и качество фарфора ниже. Поэтому меньше вероятностей приобрести абсолютно неповрежденное и деформированное изделие. 
  6. Кому принадлежало изделие, в какой коллекции оно находилось  — этот вопрос интересует коллекционеров, заинтересованных в особых аурах изделий, обладающих историей и занимательными тайнами обладания.
  7. Степень известности вещи и наличие спроса на неё также определяет её ценность.

Определяют ли легкость и прозрачность фарфора его ценность?

Мы уже не раз говорили о том, что тонкость и лёгкость фарфора не является показателем его качества и ценности. Это предубеждение, которое, к сожалению, очень крепко засело в сознании людей. Даже китайский фарфор не всегда отличается тонкостью. Очень часто изготовители, наоборот, утолщали стенки сосудов. У твёрдого европейского классического фарфора, который не отличается этими показателями, намного выше показатели качества, чем костяного, который обладает тонкостью и прозрачностью благодаря его «неблагородному» составу, а именно, в связи с добавлением пережжённых костей животных. 
Известно выражение, в котором фарфор сравнивается с яичной скорлупой. Будьте внимательны, имеется ввиду не его свойство хрупкости и тонкости, а его особенность не пропускать воду, но при этом пропускать через себя свет и воздух.

Влияет ли форма фарфорового изделия на его ценность

Форма изделия не может определить его ценность. Форма в большей степени зависит от времени, моды, желания, вдохновения, видения мастера и требований заказчика. 

Каждый придерживается своих критериев при оценке ценности фарфорового изделия или сервиза. Надеемся, наша статья немного помогла разобраться вам в некоторых вопросах по данному поводу.

Как выбрать фарфоровую посуду

Родиной изобретения фарфора считается Китай. Блестящий как гладь озера в безветренный день, тончайший как бумага, звонкий как колокольчик – так отзывались современники о белом золоте – старинном китайском фарфоре.

В XVII веке (во времена, пока не был изобретён в России и Европе), фарфор считался буквально на вес золота. При покупке фарфоровых изделий на одну чашу весов помещали фарфор, а на другую — золото. При равновесии весов покупка объявлялась свершённой.

китайский фарфор - самый старинный в мире

На протяжении многих веков китайские мастера хранили секрет изобретения фарфора. И немудрено  — это была государственная тайна, за разглашение которой полагалось тюремное заключение и смертная казнь.

Тем не менее, постепенно, секреты технологии производства фарфоровых изделий распространилась в Корее и Японии.

Читайте также: Идеи подарков на годовщину свадьбы: чем удивить друзей и близких

Королевские и царские особы Европы и России обожали фарфоровую посуду и декор, поэтому были огорчены тем, что изящные парцеляновые (так тогда называли фарфор) изделия приходится закупать на Востоке во время длительных экспедиций. Лучшие алхимики и учёные тех времён бились над секретом создания фарфора, и наконец, в 1700 году в Дрездене был открыт первый завод по производству фарфора.

немецкий фарфор знак качества

С тех пор немецкий фарфор считается эталоном красоты и изящества. А тридцатью годами позже фарфоровая мануфактура открылась и в России, в славном городе Санкт-Петербург.  Благодаря мастерству ремесленников и художников, российский фарфор очень популярен среди коллекционеров со всего мира.

Читайте также: Ложка, которая дорога к обеду: как выбрать качественные столовые приборы

Виды фарфора

Фарфор является разновидностью керамики. Секрет производства фарфора заключается в обжиге смеси каолина (белой глины), кварца и специального камня (полевого шпата). Каолин в составе керамики является отличительной  особенностью фарфора от других видов керамики . Условно фарфор подразделяется на твёрдый, мягкий и костяной.

Твёрдый фарфор – это и есть тот самый первый фарфор, родиной которого является Китай. Он состоит из каолина и китайского камня, подвергающихся обжигу высоких температур. Такой фарфор имеет белый или сероватый оттенок, а поверхность материала напоминает пористую яичную скорлупу. Твёрдый фарфор тяжёлый, крепкий, и в то же время очень хрупкий.

как правильно выбрать фарфор

Мягкий фарфор был изобретён европейскими учёными, когда они пытались вывести формулу китайского фарфора. Из-за того, что в Европе не было китайского камня, европейские мастера экспериментировали с другими ингредиентами, смешивая глину, кварц и стекловидные вещества.

Читайте также: Кофе – аромат уюта и любви

Мягкий фарфор по сравнению с твёрдым, более прозрачный и имеет тёплый сливочно-кремовый оттенок. Именно на мягком фарфоре особо нежно и живописно смотрится роспись, поэтому именно его зачастую используют в производстве и росписи декоративных статуэток и других предметов искусства.

мягкий фарфор особенности

Костяной фарфор – можно назвать усовершенствованным твёрдым фарфором, в который добавлены пережжённые кости животных (до 50 %). Именно костяной фарфор считается лучшим, так как отличается белизной, прозрачностью и прочностью. Если вам приглянулся недешёвый фарфоровый сервиз, обладающий перечисленными характеристиками, будьте уверенными, что он из костяного фарфора.

Как отличить фарфор от других керамических изделий

Столовый фарфор и декоративные фарфоровые изделия издавна считались удачным вложением средств, поэтому передавались по наследству и бережно хранилась как ценные реликвии.

И эта традиция актуальна и по сей день. Секрет фарфоровой посуды в лёгкости, прочности, красоте и изяществе. Качественная посуда из фарфора при бережном отношении остаётся неизменно прекрасной на протяжении многих лет.

Естественно приобретать фарфоровую посуду следует в фирменных специализированных магазинах. Однако в любом случае нелишне знать, чем отличается фарфор от фаянса и керамики. Особенности фарфора выявляются на вид, слух и ощупь.

  • Прозрачность. Посмотрите на источник света через фарфоровое изделие. Фаянс и керамика не просвечивают, а через стенки фарфора можно рассмотреть логотип с противоположной стороны. Именно нежная полупрозрачность считается визитной карточкой фарфора.критерии выбора фарфора прозрачность
  • Мелодичный звук, который издаёт фарфор после лёгкого постукивания деревянной палочкой – ещё одна отличительная особенность фарфора. Керамика и фаянс при подобных манипуляциях издают низкий глухой звук.
  • Структура черепка. Конечно, не стоит для этого разбивать предмет сервиза, чтобы рассмотреть черепки. Тем не менее, нелишне знать, что керамический скол черепка имеет пористый шершавый вид. А фарфоровый – ровный и гладенький.
  • Гладкость и ровность глазури не должна вызывать сомнения. Никаких пузырьков, шероховатостей и неровностей на фарфоровом изделии быть не должно!
  • Непокрытый глазурью ободок (на донышке изделия) ещё одна особенность, по которой можно отличить фарфор от фаянса. Данный момент связан с тем, что фарфор дважды обжигается при более высокой температуре, чем керамика и фаянс. И последний раз обжиг происходит с глазурью. А если ободок донышка изделия покрыть глазурью, фарфор приклеится к поддону, на котором стоит в печи.

критерии выбора фарфора шершавость на донышке

  • Моложавость фарфора. Если сравнить с фаянсом – фарфор «не стареет». При правильном уходе и бережном отношении он на столетия сохраняет первозданный вид, что с успехом демонстрируют старинные предметы искусства. В отличие от фаянса, который покрывается «паутинкой», даже без ударов и повреждений. Это происходит потому, что глазурь на фарфоре органично впитывается и сливается с ингредиентами изделия.

Читайте также: Что тебе подарить, человек мой дорогой? Идеи универсальных подарков

А керамика и фаянс просто покрываются вторым глазурным слоем. Со временем, от воздействия влаги, керамике становится тесно как ребёнку, выросшему из старой одежды, и глазурь покрывается трещинками.

Естественно, данный критерий при покупке нового изделия неактуален, а вот если вы приобретаете старинное фарфоровое изделие, и сомневаетесь, совет будет к месту.

Отдельно стоит проверить устойчивость изделий, дабы избежать производственного брака (а такое тоже иногда случается). Фарфоровое изделие должно ровно стоять на гладкой поверхности . Крышки супниц, сахарниц и других предметов сервиза должны прилегать ровно, не болтаться. Открываться и закрываться легко, без усилий.

Читайте также: Какая разделочная доска лучше: особенности выбора

Правила ухода за фарфоровыми изделиями

Чтобы фарфоровые изделия сохраняли первозданный вид, и радовали не только вас, а и потомков, за ними нужен правильный уход. Он прост и несложен, и главная его особенность – это бережное отношение к фарфору.

  • Фарфоровую посуду, декорированную росписью и золотом, не рекомендуется мыть в посудомойке. Делать это лучше вручную, отдельно от металлических ложек-вилок-ножей, используя щадящие моющие средства. А вот фарфоровые изделия без декора можно смело погружать в посудомоечную машину.
  • Декорированную фарфоровую посуду не рекомендуется мыть слишком горячей водой с помощью абразивных средств – может повредиться рисунок.
  • Фарфоровую посуду нежелательно надолго замачивать в воде.
  • Не нагромождайте чистую фарфоровую посуду друг на друга – это может повредить ручки чашек и другие хрупкие невесомые детали сервиза.

правила ухода за фарфором

Теперь вы знаете о видах фарфора и особенностях этих невесомых изящных изделий. А ознакомиться с ассортиментом ценами и приобрести фарфоровые сервизы и другую столовую посуду из фарфора вы можете здесь.

 

 

 

 

 

The following two tabs change content below.

В ней уживается одновременно несколько разных личностей. Порхает в розовых шарфиках и чулочках, но обожает чёрный юмор, рок-музыку, артхаус и необычных людей. Любит цитировать Чеширского Кота. В свободное время плескается в бассейне, читает классику и фантастику. Недавно открыла в себе интерес к копирайтингу, и надеется, что он взаимный. Считает, что это настоящая творческая кухня. А любимые темы статей — это одежда, различные аксессуары, косметика и темы подарков.

Как определяется ценность коллекционного фарфора

Коллекционный фарфор

Знатоки говорят, что фарфоровые изделия бывают уникальными и нарядными. Коллекционный фарфор состоит в основном из редких экземпляров. По неофициальным данным, каждый год на московском рынке антиквариата попадается не более 50 изделий, достойных Эрмитажа. Вещей для частных коллекций – 200-300. Остальных изделий – для быта или украшения интерьера – тысячи.

Какой фарфор ценится?

Коллекционирование фарфоровых изделий – одно из проявлений тяги человека к искусству. Их ценят за благородный цвет, прозрачность, хрупкость, историю. В России и странах СНГ наибольшим спросом у коллекционеров пользуется русский фарфор. В 2000-х вспыхнул интерес к фигуркам, выпускавшимся в советское время и отражавшим идеалы и идеологию того времени, — так называемому агитационному фарфору.

Восточные и западноевропейские изделия собирают реже. Связано это с их высокой стоимостью, небольшим количеством достойных предложений на российском рынке. Многие коллекционеры охотно покупают поздний мейсенский фарфор. Он ценится за декоративные характеристики, при этом за очередное приобретение не нужно платить целое состояние. Есть отдельная группа покупателей, которые рассматривают покупку антикварных фарфоровых вещей как выгодную инвестицию. Вложение действительно выгодное, так как с каждым годом они только дорожают.

Фарфор коллекционный

Критерии определения ценности

Коллекционеры фарфора определяют его ценность по совокупности нескольких критериев, среди которых:

  • художественная ценность экземпляра;
  • возраст;
  • сохранность;
  • редкость.

Главный фактор – художественная ценность, он неразрывно связан с возрастом изделия. Чем старше оно, тем выше к нему интерес. Образцы, изготовленные в 18 — начале 19 столетия, ценятся куда дороже, чем выпущенные в 20-м веке. Редкость – критерий, тоже связанный с возрастом. Чем старше экземпляр, тем в меньшем количестве он встречается на антикварном рынке. Хотя некоторые предметы, изготовленные в прошлом столетии в единичном экземпляре и по уникальным эскизам, ценятся не меньше изделий 18-го столетия.

Статуэтка коллекционный фарфор

Стоимость статуэтки, куклы или сервиза зависит от их сохранности. Внешняя красота в этом случае не так важна, как отсутствие сколов, трещин и других видимых дефектов.

Что коллекционируют?

Ценители фарфора полагаются на собственный вкус и предпочтений. Есть коллекционеры, собирающие исключительно чайные пары или столовые сервизы. Популярностью пользуются и статуэтки-фигурки. В фарфоровых куклах ценятся пластичность и реалистичность. Драматург Эдвард Радзинский собирает фарфоровые предметы для сервировки стола: соусники, молочники, салатники и другую посуду.

 Соусник коллекционный фарфор

Что в тренде?

Выше упоминалось, что чаще всего коллекционеры в России и СНГ приобретают русский фарфор. Причин несколько, одна из них в том, что он часто встречается на рынке антиквариата. Вторая – изделия русских заводов и мануфактур славятся высоким качеством, уникальной росписью и самобытностью.

В числе востребованных продукция заводов, принадлежавших:

  1. Гарднеру – предприятие работало в селе Вербилки Московской губернии.
  2. Братьев Корниловых – производство находилось в Санкт-Петербурге.
  3. Кузнецову – в селе Дулево Владимирской губернии.
  4. Попову – этот завод находился в деревне Горбуново Московской губернии.

Фарфор Попова

Особняком в этом рейтинге стоит продукция Императорского фарфорового завода – она по праву считается самой дорогой. Это предприятие работает и сегодня, но наибольшую художественную и коллекционную ценность представляют его изделия 19 столетия. Искусствоведы оценивают фарфоровые предметы того периода как произведения искусства, художественное достоинство которых огромно. Среди коллекционеров особой популярностью пользуются тарелки «военной серии» и вазы.

Как отличить подлинник от подделки?

Интерес к антикварному фарфору, его высокая стоимость на рынке создают благоприятные условия для производства и продажи подделок. Не каждый любитель в состоянии отличить настоящие фарфоровые изделия от копий, изготовленных из керамики, фаянса.

Дорогой коллекционный фарфор

Есть несколько советов, которые помогут сориентироваться новичкам.

  1. У фарфоровых предметов поверхность гладкая и ровная, она не поглощает жидкость. По этой причине чашка или блюдце никогда не потемнеют от чайного или кофейного налета.
  2. Высококачественный фарфор «поет» — если легко постучать по его стенке, раздастся мелодичный звук.
  3. У настоящих фарфоровых чашек, тарелок, статуэток прозрачная текстура. Ее видно, если посмотреть на них при ярком свете. У каменной керамики прозрачного свечения не будет.

Начинающим коллекционерам нужно научиться различать твердый и мягкий фарфор, идентифицировать ручную роспись и переводные картинки. Старинные изделия, представляющие ценность, почти всегда расписывались вручную.

Как отличить настоящий фарфор

Важно, чтобы изделие соответствовало стилистике, цветовой гамме и позолоте того времени, которым оно датируется. Найти информацию по конкретному производителю, интересующему периоду и клеймам можно в интернете, а затем сравнить с экземпляром, вызывающим сомнения. Визуально плохая прорисовка, некачественная размытая роспись и несоответствие цветов могут быть признаками подделки.

Иногда случается, что антиквары продают фарфоровые предметы после реставрации. Степень реставрации бывает разной, в зависимости от количества дефектов. Обязательно нужно уточнить этот момент у продавца. Если тот отвечает невнятно, уходит от темы, есть повод усомниться в чистоплотности его действий.

Наборы коллекционного фарфора

Своеобразной страховкой для покупателя станут документы, подтверждающие факт продажи коллекционного фарфора, с указанием даты, состояния изделия, стоимости и гарантии его подлинности. Если предмет окажется копией или выявятся скрытые дефекты, покупателю проще будет доказать свою правоту и вернуть деньги.

Фарфоровые слоны в посудной лавке – Деньги – Коммерсантъ

&nbspФарфоровые слоны в посудной лавке


       Фарфор — материал дорогой и престижный. За год через московский антикварный рынок проходит около 50-ти фарфоровых изделий, достойных эрмитажной витрины. Вещей уровня хорошего частного собрания — около 200. Вещей, с которых можно начать собрание, — не менее 500. А тех, что не жалко использовать в быту, — тысячи. О том, кто и почем покупает фарфор в России наш корреспондент Юлия Романовская беседует с экспертом, кандидатом искусствоведения, научным сотрудником НИИ искусствознания Наталией Сиповской.

Юлия Романовская: Приятно попить чайку из настоящей старенькой фарфоровой чашечки…
       Наталия Сиповская: Я не помню ни одного случая, чтобы коллекционер фарфора, принимая дорогого гостя, не вынул бы специальную заветную чашечку и забыл бы показать при этом, из чего именно тот пьет.
       
Ю.Р.: Обратите, мол, внимание на марочку?
       Н.С.: Да. И на блюдечко. Хотя тот, кто по-настоящему любит фарфор, испытывает два противоречивых желания: поставить его на полку и никому, никогда, ни при каких обстоятельствах в руки не давать. А с другой стороны — как-то поделиться им, как-то использовать — хоть на стенку повесить, хоть откушать с него.
       
Ю.Р.: Сейчас под словом фарфор как-то чаще подразумевают посуду…
       Н.С.: Фарфор никогда просто посудой не был. Появился-то фарфор в Китае. А в китайской культуре между бытовыми вещами и теми, что проходят по ведомству свободных художеств, кардинальной разницы (такой как в Европе) — не было.
       Как материал, фарфор тоже никогда в низком статусе не был. В момент своего появления в VII веке он был предназначен для имитации нефрита (нефритовых посуд), который считался магическим камнем. По сравнению с нефритом, очень дорогим и трудным в обработке, фарфор считался тогда хоть и более простым, но все равно вполне себе рафинированным материалом.
       
       Ю.Р.: Фарфору в Европе приписывали свойство обнаруживать яд в поданной пище. На чем основано это поверие?
       Н.С.: На том простом убеждении, что любая диковина должна обладать диковинными свойствами.
       Говорят, что первые фарфоровые вещи привез в Европу из Китая Марко Поло. Тогда фарфор был раритетом. Все равно, что рог единорога.
       
       Курфюрст саксонский и король польский Август II Сильный (1670-1733) — один из самых расточительных монархов своего времени — выменял у прусского короля Фридриха I (1657-1713) гарнитур китайских фарфоровых ваз (из пяти предметов) на роту рослых солдат, которыми славилась Саксония.
       
       Н.С.: И превращение фарфора в расхожую посуду совершалось медленно. Ведь в традиционных культурах сосуд всегда был наделен неким магическим смыслом. Если это чаша — за ней непременно мерещилась чаша Грааля. Если блюдо — дискос с головой Иоанна Предтечи…
       Вообще же столовая посуда, как таковая, появилась не так уж давно — в XVI веке. С тарелок тогда ели только при дворах герцогов и пап. Еще и во времена мушкетеров они были далеко

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 1

Сегодня мы продолжаем нашу традицию — следовать настоящим английским традициям!

На четвёртом по счёту чаепитии в «Старом Лондоне» мы снова соберёмся за чайным столиком самой что ни на есть приятной компанией и будем «разговаривать интересные разговоры».

Итак, добро пожаловать на чаепитие в один из милых домиков, расположенных в живописной английской глубинке. Наконец-то часы пробили долгожданные пять часов пополудни и гости чинно расселись за чайным столиком, заблаговременно сервированном радушными хозяевами. На столе красуется фарфоровый сервиз, специально предназначенный для таких случаев (сегодня это один из четырёх — Royal Doulton, Churchill, Spode или Royal Worcester), а традиционное пятичасовое угощение разложено по специальным блюдечкам, вазочкам и тарелочкам. Упс, вот с этого места давайте поподробнее! Дело в том, что в Англии различают три вида пятичасового чая, к каждому из которых подается свое угощение:

  1. Cream Tea, или чай со сливками (молоком). Его обычно пьют с булочками и джемом.
  2. Light Tea, или легкий чай. К этому напитку подают булочки с конфетами.
  3. Full Tea, или полный чай. Этот чай предполагает более «плотное» угощение: сэндвичи, десерт, булочки и конфеты.

    Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 2

Так что если вы увидели на столе сливочник или молочник, не надейтесь на конфеты или, тем более, сэндвичи. А если на столе лежат сэндвичи, не вздумайте просить сливки к чаю — моветон! И не удивляйтесь, что все закуски, поданные к пятичасовому чаю, очень маленького размера, это не от жадности и не от страха, что вы наберёте лишний вес. Всё гораздо прозаичнее — дабы во время трапезы не прибегать к использованию столовых приборов.

Идём дальше. На отдельной тарелочке подается лимон, причем его дольки ни в коем случае не присыпаются сахаром. Сахар могут подать на стол как в виде сахарного песка, так и рафинада. Только не берите рафинад руками — для этого существуют специальные щипцы, тоже, кстати, великолепные… Теперь начинается самое сложное:

  • Если вы пьёте чай с лимоном, то его кладут в чай ДО добавления сахара.
    — Делай раз — положите дольку лимона в чашку.
    — Делай два — держите кружку левой рукой, а правой, вооружив её предварительно ложечкой, «жамкайте» лимон, выдавливая из него сок.
    — Делай три — изымите истерзанный лимон из чашки и положите его на блюдце.
    Вам повезло, если вы пьёте чай без сахара — можете приступать!
  • Ах, вы всё-таки любитель сладкого и хотите добавить в чай сахарный песок! Тогда учтите, что достают его из сахарницы только общей ложкой! Элегантно высыпьте добытый сахар в свою чашку, но не вздумайте обмакнуть общую ложку в чай, попользовались — верните на место! Размешайте сахар своей собственной чайной ложечкой, но не оставляйте её после этого в чашке, ибо ничто не должно отвлекать вас от вкушения божественного напитка. Чтобы ложка не мешала вам, отложите её в сторону, на отдельный, специально приготовленный для этого действия поднос.
  • Ну а если сегодня вы решили попробовать чай с молоком, то сначала налейте в чашку молоко и только потом чай. Англичане уверены, что напиток при этой последовательности приобретает особый, ни с чем не сравнимый, вкус. И не забудьте, что молоко не принято сочетать ни с лимоном, ни с бергамотом.

«Мда, как бы мне не запутыркаться во всей этой чайной церемонии» — сказала бы знаменитая Алиса, выслушав этакое затейливое руководство к действию. По-моему, английское чаепитие больше похоже не на привычное для нашего брата «пойдём-ка расслабимся, погоняем чаи», а на выверенный до последнего движения ритуал или танец, причём с весьма замысловатым рисунком!

Но вернёмся к любимому нами фарфору.

Royal Worcester

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 3

ROYAL WORCESTER — известнейший бренд костяного английского фарфора. Кто бы мог подумать, что его отцы основатели вовсе не гончары или химики. Два представителя смежных профессий — известный лондонский врач Джон Уолл и аптекарь Уильям Дэвис, тоже весьма почитаемый в Лондоне господин, не только изобрели свой собственный способ производства фарфора, но и убедили группу бизнесменов вложить деньги в производство.

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 4

Успех пришел быстро, как только фабрика ROYAL WORCESTER обрела покровительство и получила большой заказ от короля Англии Георга III. После этого признания и триумфа вся «королевская рать» встала в очередь за модной посудой. Даже знаменитый адмирал лорд Нельсон, по просьбе своей возлюбленной — леди Гамильтон, решил обновить содержимое своих сервантов и посудных горок и заказал восхитительные сервизы у ROYAL WORCESTER. К сожалению, лорду Нельсону так и не пришлось отобедать на приобретённой им посуде. А вот Эмма Гамильтон много лет вспоминала о горячо любимом адмирале и их счастливой любви, любуясь великолепными фарфоровыми сервизами.

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 5

В 1860 году принц Альберт заказал на ROYAL WORCESTER десертный сервиз для своей дражайшей супруги королевы Виктории, знавшей толк в дорогом фарфоре. Она не была разочарована, посуда превзошла все ожидания!

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 6

Надо сказать, что члены королевской семьи всегда знали, где можно приобрести роскошные изысканные подарки для своих друзей и сородичей. Во дворцовом хозяйстве посуды много не бывает, а когда эта посуда ещё и произведение искусства, радующее душу, вдвойне приятно. Вкусим же пищу земную вместе с небесной! И владельцы фарфоровых мануфактур никогда не забывали об этом, привлекая известных художников и дизайнеров к сотворчеству. Так ROYAL WORCESTER в своё время пригласила известного дизайнера Рональда Ван Рюквеля изготовить сногсшибательный сервиз в подарок ныне здравствующей королеве Елизавете II и герцогу Эдинбургскому на юбилей в честь их серебряной свадьбы .

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 7

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 8

ROYAL WORCESTER вообще любит творить совместно с ведущими британскими дизайнерами. Плодотворным оказался и союз фабрики со всемирно известной маркой Clive Christian, работающей в области классического английского интерьера. Великолепное дитя этого союза — сервиз «Пламя Империи» («Empire Flame»), который называют самым совершенным фарфоровым сервизом Британии. Вот он, на фото ниже — великолепие ампира с имперской орнаментикой, лавровыми венками и медальонами. Изысканный шик!

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 9
Ручная роспись ROYAL WORCESTER всегда неповторима и ассоциируется с истинно английским стилем. Марку считают олицетворением английской фарфоровой классики, хотя на заре своей деятельности в произведениях, выходящих из под «пера» художников этой мануфактуры, наблюдалось явное влияние сервского фарфора. Продукция ROYAL WORCESTER всегда самого высшего качества и изящного аристократического дизайна в особом стиле «ювелирного декора».

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 10

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 11

Royal Doulton

Английская мануфактура ROYAL DOULTON ведет свою историю с 1815 года, когда мелкий предприниматель Джон Далтон рискнул и вложил все имеющиеся у него средства в небольшую гончарную мастерскую, которая производила вовсе не посуду, а керамические подсвечники для оснащения фабрик. С приходом нового владельца мануфактура расширилась, стала процветать и вскоре превратилась в первый в мире завод по производству керамических труб и сантехники. Так бы и остался ROYAL DOULTON известен, как сантехнический брэнд, если бы не один из сыновей Далтона — Генри. В 1871 году он открыл при фабрике художественную студию и уговорил отца купить керамическую фабрику в Стаффордшире, что тот и сделал в 1877 году.

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 12

В поисках нового слова в керамике, художники и проектировщики под руководством Генри Далтона смело экспериментировали с разнообразными материалами, добиваясь исключительного качества глазури и добились выдающихся успехов — за вклад в развитие новых технологий производства керамики и керамического искусства Генри Далтон первым среди профессионалов керамического дела был посвящен в рыцари королевой Викторией. Дальше — больше, и в 1901 году компания получает от короля Эдварда VII королевский патент и право именоваться ROYAL DOULTON, поставщик двора Его Величества. Новое имя — новый образ и ROYAL DOULTON начинает маркировать свою посуду лейблом с изображением британского льва. С этого момента изображение царя зверей стало классическим фирменным знаком ROYAL DOULTON, символом качественного фарфора, достойного королевских особ.

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 13

В 1972 году ROYAL DOULTON сделал выгодное приобретение — присоединил к себе старейшего английского производителя фарфора — компанию Royal Albert (о ней я рассказывала в предыдущих публикациях). И сегодня эта марка с богатейшим историческим наследием является гордостью ROYAL DOULTON. Изящный тонкий декор, геометрические изыски, необыкновенные визуальные эффекты — мерцание и блеск драгоценных камней, роскошные оттенки, преломление цвета, филигранная проработка деталей — таков фирменный стиль ROYAL DOULTON.

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 14

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 15

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 16

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 17

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 18

Churchill

В далеком 1795 году в небольшом провинциальном городке Лонгтон, что в графстве Стаффордшир, семья Бриджвуд организовала небольшое семейное предприятие — гончарную мастерскую. Они решили сделать ставку на качество. И у них это получилось — прочную и элегантную посуду оценили не только в графстве, но и далеко за его пределами. Вскоре Бриджвуды расширили мастерскую и она превратилась в небольшую фабрику, которую назвали Churchill (Черчилль).

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 19

На фабрике использовали способ производства, известный как британский обжиг фарфора. При таком обжиге посуду ставят в печь на специальный треножник-подставку. Именно этот треножник и оставляет на поверхности готовой посуды те самые, едва заметные, отпечатки, которые стали своеобразной «печатью мастера». Следы от треножника затем тщательно шлифуют и глазируют, однако полностью этот фирменный след намеренно не удаляют.

Ещё одна особенность бренда Черчилль — любовь к коллекциям. Каждая коллекция посвящена определенной теме и может разительно отличаться одна от другой — продукция для детей очень красочна и её форма разрабатывается специально для малышей. А изящные и стильные наборы из серии Джейми Оливера выполнены в строгом соответствии с классическими канонами. Самая известная коллекция марки Черчилль — Blue Willow (Голубая Ива), она до сих пор очень популярна в Британии. Её выпуск начался в 1818 году и с того времени дизайн не претерпел абсолютно никаких изменений. Вот она, знаменитая Голубая Ива — традиционный бело-голубой цвет стиля «фолк».

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 20

Продукция компании — это элитная посуда для гурманов всего мира, завоевавшая международное признание. Элегантные наборы от Churchill регулярно заказывают рестораны класса люкс и фешенебельные отели. Любое изделие «Черчилль» — это эффектное украшение повседневного или праздничного стола!

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 21

Spode

Компания SРODE была создана в 1770 году Джозайа Споудом. Начинал он свой профессиональный путь учеником гончара, и со временем поднялся к самым высотам, став основателем и владельцем одного из самых преуспевающих предприятий Англии. Во-первых, Споуд прославился тем, что создал английскую формулу костяного фарфора. (Сначала меня это удивило — как, и он тоже!? Но потом я поняла — судя по всему все английские производители фарфора когда-нибудь да изобрели свою собственную формулу костяного фарфора!) Его фирменный костяной фарфор отличался от традиционного китайского и японского и был белым и прозрачным. Фирменное украшение фарфора от SPODE — тонкий серый принт на белой глазури, на долгое время ставший фишкой SРODE.

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 22
Во-вторых, Споуд существенно усовершенствовал метод синей подглазированной печати, в результате чего ему удалось добиться изумительных оттенков синего. Именитый английский Мастер обожал синий цвет и, вскоре, он представил на суд публики великолепную серию Blue Italian. Эта шикарная коллекция с тех пор справедливо считается визитной карточкой мануфактуры SРODE и до сих пор является одним из лучших образцов художественного фарфора.

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 23

Хотя фарфор SРODE и не был титулован громким именем Royal, это не значит, что он не был замечен и отмечен вниманием королевских особ. С 1806 года и по настоящее время фабрика является поставщиком фарфора королевского двора и именно этот фарфор является любимцем принца Уэльского. Всем королевским фарфорам он предпочитает шикарный SРODE! Мастера Spode приложили руку и к изготовлению сервизов для российского императора Николая II, и Королевского Павильона в Брайтоне, и Национальной Библиотеки в Париже.

Репертуар SРODE поразительно разнообразен: изысканная графика с великолепной цветопередачей, обилием золота и изображениями цветов; бело-синие и зеленые коллекции, украшенные пасторальными картинами, пейзажами, видами и тщательно прорисованными великолепными орнаментами; витиеватая цветочная и орнаментальная кайма, обрамляющая изящные картинки с птицами и животными.

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 24
Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 25

Файв-о-клок, или Кое-что об английском фарфоре. Часть 4 — etc, фото № 26

Ну вот наше путешествие и подошло к концу. Мы с вами полюбовались великолепием форм и изумительной росписью посуды самых известных английских брендов. Надеюсь, каждый нашёл что-нибудь себе по душе! Не правда ли, роскошный английский фарфор — лучший подарок не только для королевских особ, но и для нас с вами!

Добро пожаловать в Старый Лондон за подарками для себя и своих близких!

Иллюстрации — Kate Greenaway, английская художница, иллюстратор детских книг.
OldLondon, copyright

как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой?

Какие бывают виды фарфора?

Фарфоровая посуда считается одной из самых благородных и праздничных. Однако, как и в случае с керамикой в целом, материалов из которых она изготавливается, существует несколько. О них, а также о различиях меду ними и фаянсом, с которым нередко сравнивают и путают фарфор, сегодня и пойдет речь.

Что есть фарфор?

Фарфор – это посуда из тончайшей, полупрозрачной керамики. Его легко можно опознать по бело-голубоватому оттенку, гладкой, непористой фактуре и высокой прочности. Получается фарфор обычно путем обжига изделий, произведенных из глины, полученной из мелкого порошка полевого шпата, кварца, каолина и других природных пород, содержащих кремний и алюминий.

Для придания глиняным изделиям большей прочности и устойчивости к воздействиям воды и различных кислот фруктов и растений фарфоровая посуда всегда покрывается тонким слоем глазури. Собственно, ее наличие и отличает глиняную посуду от керамической, а разница в составах основы и используемой глазури позволяет выделять несколько видов самого фарфора.

Виды

Твердый

Базовыми компонентами в составе твердого фарфора выступает каолин (белая глина высокого сорта), полевой шпат и белая слюда. В малых количествах к ним подмешивается кварц или кварцевый песок, но на свойства готового изделия в большей степени влияют именно основные ингредиенты. Чем больше в составе смеси будет содержаться каолина, тем тверже будет изделие.

Полученная после добавления всех компонентов смесь тщательно перемалывается в мельчайшую «муку», которая замешивается до получения массы, напоминающей тесто, способное удерживать форму. Изделия из нее производятся либо путем формовки или обработки на гончарном круге.

После задания формы полученное изделие обжигается дважды: сперва без глазури при температуре до 800°, а затем после покрытия ей – при 1500°С.

Глазурью выступает перемолотый шпат, придающий поверхности посуды приятную молочную матовость. За счет того, что основа и покрытие состоят из одинаковых веществ, при обжиге они образуют прочное соединение.

Твердый фарфор, как несложно догадаться, отличается высокой прочностью, твердостью поверхности, хорошей устойчивостью к жару и кислотам и тем самым знаменитым высоким звоном, который можно услышать при легком ударе.

Он бывает двух видов:

  • Европейский – по большей части состоит из белой глины, имеет более высокую температуру обжига, расписывается на последнем этапе.
  • Восточный – доля белой глины меньше и обжигается она не при столь высокой температуре, а еще расписывается до нанесения глазури.
Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой? Какие бывают виды фарфора?

Мягкий

В состав мягкого или, как его еще называют художественного, фарфора входит гораздо больше компонентов: кремень, селитра, песок, морская соль, сода, квасцы и алебастр – источник белого цвета. Перемолотые ингредиенты сплавляются воедино для получения стекловидного вещества с небольшой долей глины, а затем измельчаются в «муку», из которой в дальнейшем и формируется фарфоровая посуда или другие изделия. Глазурь производится из расплавленного прозрачного стекла.

Обжиг готовых изделий также осуществляется в 2 этапа, причем примерно при одинаковых температурах. Основы – при 1100-1500°, глазури – 1050-1100°С.

В сравнении с твердым, мягкий фарфор имеет меньшую устойчивость к высоким температурам, но большую прозрачность и более нежную белизну.

Мягкий фарфор бывает 3 видов:

  • французский – стекловидный, очень похож на китайский фарфор,
  • английский – содержит в составе жженую кость и каолин, поэтому имеет белый оттенок,
  • европейский – без каолина, поэтому по составу близок к обычному стеклу, расписывается перед вторым обжигом.

Костяной

Эта разновидность по характеристикам и внешнему виду представляет собой промежуточный вариант между двумя предыдущими. Помимо компонентов, входящих в состав основы твердого фарфора, в нее включен фосфат извести, полученный при сжигании кости, за счет которого плавление смеси идет легче. По большому счету, костяной – это тот же твердый фарфор, но чуть более легкий в обработке. Температура обжига – 1100-1500°С.

Глазурь для него практически такая же, как используется для покрытия мягкого фарфора, но с небольшим добавлением буры, обеспечивающей лучшее сплавление глазури с основой.

Изобретен и начал использоваться костяной фарфор в Англии, и других его видов не существует.

Фаянс

Как отличить фарфоровую посуду от фаянсовой?

Фаянс похож на фарфор не только внешне, но и по составу, с одним отличием – количество глины в нем вплотную приближается к 85%. Температура обжига фаянсовой посуды – 1050-1280°С.

Основные различия между фаянсом и любой разновидностью фарфора заключаются в структуре смеси и прочности – она более пористая, поэтому плохо выдерживает удары и легко впитывает жидкости. В связи с последним фактом, фаянсовая посуда обязательно покрывается глазурью.

Как отличить фаянс от фарфора?

Практически со 100% вероятностью можно утверждать, что любая из кружек на вашей кухне – фаянсовая. Убедиться в этом можно по нескольким признакам:

  • Взгляните на ободок донышка, незакрытый глазурью. Ровный белый цвет, скорее всего, свидетельствует о фарфоровой основе.
  • Посмотрите через самый тонкий элемент посуды на просвет – фаянс не будет просвечивать.
  • Слегка постучите по посуде. Фарфор всегда отличает звенящий звук, фаянс – глухой.
  • Оцените соотношение веса и размера изделия – фаянс всегда выглядит более тяжелым, чем есть на самом деле.
  • Фаянсовая посуда нередко имеет склонность к старению – постепенному растрескиванию. Это не считается дефектом.
  • И последнее – основа фарфора всегда белая, в лучшем случае, с росписью под слоем эмали. Фаянс может быть любого цвета.