Виды фарфора, керамики и фаянса
Систематизируем фарфор по составу сырья. Весь фарфор можно разделить на три основные группы — восточный фарфор, европейский твердый фарфор и мягкий фарфор (полуфарфор).
Твердый фарфор или просто фарфор, представляет собой однородную, белую, сильно звенящую, твердую и трудно-плавкую, при незначительной толщине весьма прозрачную массу, в изломе жирно-блестящую, раковистую, мелкозернистую; твердый фарфор состоит главным образом из каолина и полевого шпата с примесью кварца, извести и т. д. и покрыт твердой глазурью. Более тонкие сорта имеют глазурь из полевого шпата, без извести, благодаря чему получают молочно-матовый тон; более простые сорта имеют совершенно прозрачную известковую глазурь.
Обожженный без глазури фарфор известен в продаже под названием «б и с к в и т а»; но большею частью фарфор глазируется, расписывается и кроется позолотой по глазури или под глазурью. Выдающимися достоинствами отличается французское производство, в особенности в Лиможе, где каждая фабрика имеет свою особую специальность, в которой достигает несравненных результатов. В Германии первое место занимает Мейссен, затем Берлин, а также Пиркенгаммер и Эльнбоген в Богемии.
Массы для фарфоровых изделий
Фарфоровые изделия отличаются тонким помолом исходных компонентов массы, высокой температурой обжига, белизной, просвечиваемостью, отсутствием открытой пористости, высокой прочностью, термической и химической устойчивостью. Фарфоровые массы состоят из тонких смесей каолина, кварца, полевого шпата и др. алюмосиликатов. Основная прелесть фарфора- белизна и просвечиваемость, поэтому для изготовления фарфоровых изделий применяется наиболее чистое керамическое сырье. Для повышения пластичности массы часть каолина иногда заменяют высокопластичной белой огнеупорной глиной или бентонитом. В зависимости от состава массы и температуры обжига различают твердый фарфор, обжигаемый при температуре 1350-1450°С и выше и мягкий фарфор, температура обжига которого ниже1350°С. По сравнению с мягким твердый фарфор содержит больше каолина и меньше полевого шпата (до36% и до 28% полевого шпата соответственно). Мягкий фарфор делят на полевошпатовый, низкотемпературный (выокополевошпатовый), фриттовый, костяной и др.
Твердый фарфор, в зависимости от назначения делится на 3 группы:
1.Хозяйственный и художественный (посуда, статуэтки, вазы).
2.Электротехнический (изоляторы).
3.Химический фарфор (лабораторная посуда и др.).
Наиболее вредные примеси фарфора — Fe2O3 и ТiO2 . Для улучшения формовочных свойств в фарфоровою массу наряду с каолином вводят высокопластичные беложгущиеся огнеупорные глины и пластификаторы (4-5% бентонита). В качестве плавней для производства фарфора применяют полевой шпат или пегматит. Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат и др. Для обеспечения высокого качества изделий сырьевые материалы подвергаются тонкому помолу, тонина которого контролируется ситом 10000 отв/см2. Вследствие очень малого интервала спекания фриттового фарфора для предотвращения деформаций обжиг изделий ведут в специальных глиняных формах, с подставками. Брак изделий после обжига часто превышает 50%.
Высокополевшпатовый фарфор напоминает твердый фарфор и отличается меньшим содержаним глинистого вещества и большим содержанием кварца и полевого шпата. Производится по схеме производства твердого фарфора, причем температура первого обжига составляет 950-1000°С, а второго 1250-1300°С. Обладает меньшей механической прочностью и термостойкостью, чем фарфор, но имеет большую просвечиваемость и большие декоративные возможности (ниже температура политого обжига). Применяется для изготовления дорогих сервизов, скульптур и т.д.
Фарфоровые массы в отдельных случаях можно окрашивать керамическими пигментами на основе кобальта, хрома, никеля и др. в зависимости от максимальной температуры обжига. Готовые фарфоровые массы можно использовать в качестве материала для изготовления декоративных изделий с кристаллическими и матовыми глазурями, обжигая их при температуре 1100-1200Т.
Мягкий фарфор, обнимает собою два совершенно различных сорта, более или менее приближающихся к фарфору по цвету, прозрачности и глазури, но весьма чувствительные к быстрой перемене температуры. До появления в Европе твердого фарфора, применялся мягкий. Если провести по мягкому фарфору ножом, глазурь дает трещину; этим способом его легче всего отличить от твердого фарфора, глазурь которого в подобном случае ничуть не пострадает.
Основной составной частью фарфора восточного и европейского твердого является каолин (неплавящаяся фарфоровая глина и полевой шпат). В европейском фарфоре каолина больше, чем в восточном, и он требует более жаркого огня при обжиге. Это сообщает ему прозрачность, зато в таком огне выгорают все краски, кроме синей. Поэтому европейский фарфор приходится расписывать поверх глазури, восточный же позволяет применять ряд красок для подглазурной росписи.
Европейский полуфарфор каолина не содержит и потому к фарфору подходит только внешним видом, а по составу своему ближе к стеклу. При обжиге он не требует высокой температуры, что позволяет употреблять большее количество красок, которые, сплавляясь с глазурью, придают росписи особую прозрачность и блеск.
Если попытаться классифицировать изделия из обожженной глины в порядке усложнения технологии их изготовления, то получится следующая схема: ручная примитивная лепка и костровой обжиг; гончарные изделия и горновый обжиг; майолика; полуфаянс; фаянс; фарфор. Эти технологии появлялись в разное время и в разных странах, имея в зависимости от этого значительные особенности. Сегодня почти все они существуют в современных вариантах, и в любой, даже самой примитивной технике, используя самую незамысловатую технологию, талантливый керамист может достичь больших успехов. В русский язык давно и прочно вошли термины, обозначающие изделия, сделанные из глины. Так вот, как говорится, разберемся сначала с терминами.
Некоторые современные мастера свою гончарку изнутри покрывают глазурью, отчего она, по их мнению, не превращается в майолику. Название этой керамики происходит от названия острова Майорка, где под влиянием морисков из города Малаги (Испания) в ХIV-ХV веках расцвело производство керамических изделий из естественно окрашенных глин, полностью крытых глухой оловянной глазурью и расписанных. Майоликовое производство распространилось в Северной Италии, получив особое развитие в окрестностях городов Фаэнца и Урбино. Я думаю, вы догадались, что именно название города Фаэнца и дало имя следующей разновидности керамики — фаянсу. Но тут я должен оговориться: до сих пор еще до конца не выяснено, что же появилось раньше — майолика или фаянс — не как названия, а как виды керамики. Ведь до сих пор майолику называют иногда «простым фаянсом», а значит, фаянс — это более общее понятие, включающее в себя и майолику.
Самые древние глиняные сосуды, покрытые глазурью, или, как ее иначе называли, поливой, были сделаны в Египте. Из Египта искусство глазурования пришло в Вавилонию и Ассирию, а оттуда проникло в Персию, где оно достигло расцвета главным образом в области строительного искусства. Разные литературные источники по-разному оценивают использование глазури греками и римлянами. Например, немецкий исследователь истории фаянса А.Н. Кубе считал, что грекам и римлянам была известна технология использования глазури, но их исключительная любовь к чистому черепку ограничивала их в ее применении. И когда рухнула античная культура, то вместе с ней погибло для Европы искусство глазурования. Но в эпоху Средневековья фаянс снова появляется и снова на Востоке. В начале XIII века переправившиеся из Африки арабы после семилетней упорной борьбы завладели Пиренейским полуостровом. И вот вместе с арабами в Испании появляется и фаянсовое производство, которое еще долго останется во власти восточных традиций. В конце концов появляется испано-мавританская керамика — своего рода мост между Востоком и Западом. Затем, из Испании фаянсовое производство проникло в Италию, где оно в середине XVI века в так называемых итальянских майоликах достигло своего расцвета.
В Древней Руси поливная керамика известна с X века. Так, в конце ХIХ столетия в богатых языческих курганах у деревни Гнездово (под Смоленском) были обнаружены обломки двух тарелок и кружки белой глины, покрытые поливой и украшенные разноцветной росписью.
Производство майолики, перешедшее из Италии в другие страны центральной Европы, в дальнейшем развилось в производство фаянса с черепом белого или кремового цвета, крытого прозрачной свинцовой глазурью. Так возникли французские фаянсы, знаменитые голландские делфтские фаянсы, немецкие и английские фаянсы. Развитию фаянсового производства в Европе нередко способствовали даже курьезы. Так в конце XVII — начале XVIII века войны подорвали экономику Франции и, нуждаясь в средствах, Людовик XIV запретил употреблять золотую и серебряную посуду, что привело к бурному развитию производства керамики, и в частности фаянса.
В XVII веке фаянсы, покрытые прозрачной свинцовой глазурью, назывались полуфаянсами. Приставка «полу» не содержала в себе ничего пренебрежительного или указывающего на низкое качество, она указывала только на технические отличия этих фаянсов от «настоящих» фаянсов, покрытых непрозрачной оловянной глазурью. Наивысших результатов в использовании прозрачных свинцовых глазурей достигли в Германии семья Гирш-Фогель и во Франции Бернар Палисси.
Так называемый турецкий полуфаянс (XVI—XVII века) относят к группе мягкого фаянса, который изготавливался из смеси красножгущейся глины с мелом. Обычно этот полуфаянс ангобировали или покрывали оловянной глазурью и декорировали густыми пастами с использованием охры (болюса), что придавало поверхности изделия некоторый рельеф.
В Европе производство фаянса своих вершин достигло в Англии в XVII веке, когда английский керамист Джозайя Уэджвуд (Веджвуд) изобрел высококачественные фаянсовые массы («кремовую», «базальтовую», «яшмовую»). Самое замечательное его произведение находится в России. Это столовый сервиз из 952 предметов, сделанный по заказу Екатерины II (в Англии он получил название «русского»). На каждом предмете этого сервиза есть личное клеймо автора — зеленая лягушка.
В России временем рождения и быстрого освоения производства фаянса стал XVIII век. Первый известный нам завод был основан в Москве в 1724 году купцом первой гильдии Афанасием Гребенщиковым. В 1752 году в Петербурге был открыт Казенный фаянсовый завод, а затем и Императорский фаянсовый завод, на котором работал Дмитрий Виноградов. С 1757 года начала работу фабрика Ивана Сухарева, занимавшаяся ранее изготовлением красок. Во второй половине XVIII века массовой становится продукция многочисленных заводов и мастерских подмосковной Гжели. В августе 1809 года в селе Домкино Тверской губернии возник один из интереснейших русских фаянсовых заводов, который вскоре занял ведущее место в отечественном керамическом деле — будущий Конаковский (Кузнецовский) завод. А в сентябре 1810 года владельцем этого фаянсового завода становится А.Я. Ауэрбах, который с первых же дней проводит ряд мер по укреплению своего предприятия.
В 1870 году завод Ауэрбаха был продан М.С. Кузнецову — яркой, колоритной личности, типичной для периода развития капитализма в России. М.С. Кузнецов присоединил это предприятие к имевшимся у него заводам в Дулеве Владимирской губернии (основан в 1832 году) и в Риге (основан в 1843 году). К этому времени кузнецовские предприятия были уже заметными в России. Бывший завод Ауэрбаха в Тверской губернии стал одним из предприятий обширной кузнецовской фирмы, в которую входили: керамическое предприятие в селе Буды Харьковской губернии, завод Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда, завод в городе Славянске Черниговской губернии, завод в деревне Песочная Ярославской губернии, фаянсовая фабрика в селе Песочня Калужской губернии. В 1889 году учреждается «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» с правлением в Москве. В 1918 году декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР в числе других крупных промышленных предприятий Кузнецовская фабрика в Тверской губернии была национализирована. Но только в 30-х годах фабрика налаживает производство и сюда приходят молодые талантливые художники И. Фрих-Хар, И. Чайков, И. Ефимов, В. Фаворский, В. Филянская, П. Кожин, С. Лебедева, М. Холодная.
Некоторые фаянсовые заводы наряду с фаянсом с середины XVIII века стали выпускать фарфоровые изделия. Фаянс отличается от фарфора тем, что фаянсовая масса содержит значительно больше глины. В «глинистом» фаянсе содержание глины доходило до 85 процентов, температура обжига была 950-960°С , такой фаянс покрывали цветной глухой глазурью. Этот фаянс характеризовали высокая пористость и малая механическая прочность. Известковый фаянс средних веков содержал кроме глины и кремня еще 10-35 процентов известняка или мела; температура обжига его достигала 1100-1160°С; черепок был пористый (19-22% по водопоглощению) и малопрочный. Твердый, или полевошпатовый, фаянс получил распространение с конца XIX века. Мел был частично или полностью заменен полевым шпатом. Твердый фаянс обжигали дважды: сначала при более высокой температуре (1230-1280°С) — для получения качественного черепка, а вторично — при более низкой температуре (1050-1150°С) — только для оплавления глазури.
В отличие от европейского, непросвечивающего в черепке, фаянса, персидский фаянс, производство которого прошло длительную эпоху подъема и расцвета (с X по XVII век), имел хорошо просвечивающий черепок. Персидский фаянс готовился из массы, богатой кварцевой составляющей с небольшой добавкой остекленной после обжига глины. Изделия покрывались тонким слоем белого ангоба и прозрачной щелочной глазурью с люстровым металлическим отблеском или опоковой свинцово-оловянной глазурью. Впервые технология люстрованной керамики описана в трактате XII века Абу-ль-Фазлом Хубайшем Тифлиси. Если говорить о недостатках фаянса, то в первую очередь нужно сказать о его пористости, которая приводит к поглощению им влаги из воздуха, что ведет к некоторому его разбуханию (0,016—0,086% от объема), к разрыву глазури и к появлению цека (мелких трещин глазури), возрастающего с течением времени. На всех старинных фаянсовых изделиях глазурь покрыта сеткой цека, являющейся для коллекционеров своеобразным признаком достоверности давнего происхождения старого фаянса или майолики.
Глазурь для фаянса применяется фриттованная легкоплавкая. Введение в массу 3-4 процентов мела, магнезита и доломита, а также, повышение температуры обжига на 20-40°С может устранить цек. Обычно фаянсовые изделия достигают предела увеличения своего объема через два — три года.
В конце этой краткой справки о фаянсе я приведу состав фаянсовых масс некоторых заводов. Завод Бармина, Москва, 1876 год: 3 пуда глуховской глины, 1 пуд 20 фунтов английской глины, 6 пудов песка, 6 пудов опоки; Конаковский завод, середина XIX века: глины 29 процентов, каолина 32,5 процента, кварцевых отходов 32,5 процента, боя б процентов, обжиг при 1250-1280°С. Продолжим знакомство с видами керамики. Самым сложным по составу, самым высокотемпературным по обжигу и доставшимся человеку труднее всего материалом является фарфор. Отличительные признаки фарфора — белый цвет, отсутствие пористости, просвечиваемость, прочность, термостойкость и химическая стойкость — определяются как составом исходного сырья, так и технологией его обработки. Фарфор изобретен в Китае в период Хань (206 г. до н. э. — 221 г. н. э.). Различают следующие периоды в китайском фарфоровом производстве, названные по правящим династиям: Тан (618 — 907), Сун (960 — 1279), Мин (1367 — 1643), Канг-Хси (1662-1722), Чьенг-Лунг (1723 — 1795) и новый — с 1795 г. Своего расцвета в развитии формы и декорировки фарфор достиг в период Канг-Хси.
Редко встречаемый благоприятный состав «фарфорового камня» (нан-кан), большие запасы которого находятся вблизи исконного места фарфорового производства (г. Дзиньдэчжень), весьма упрощает составление и приготовление фарфоровой массы при добавлении каолина. В минералогическом отношении нан-кан представляет собой серицитовый песчаник состава: 75,06 процента окиси кремния, 0,05 процента окиси титана, 16,01 процента окиси алюминия, 0,41 процента окиси железа, 0,28 процента окиси кальция, 0,60 процента окиси магния, 1,97 процента окиси натрия, 3,3 процента окиси калия и прочих примесей — 2,2 процента. Масса вылеживалась в закрытом состоянии в земле по 100 лет, что давало возможность получать из непластичного сырья массу с высокими формовочными свойствами, позволявшими изготовлять (уже в периоде Сун) знаменитый «фарфор яичной скорлупы», то есть изделия с очень тонкими стенками. Китайскими керамистами школы профессора Чжоу-Женя установлено, что размол «фарфорового камня» в современной шаровой мельнице не сообщает фарфоровой массе той пластичности и связности, которые достигаются при толчении этого камня в ступах и ее вылеживании, как это делали в старину.
Естественно, что высокая стоимость китайского фарфора, ввозимого в Европу в XV — XVII столетиях (за одну фарфоровую вазу могли отдать целую роту солдат), вызывала попытки подражаний. Таковы мягкий фарфор Медичи, французский фриттованный фарфор с добавкой к стеклу мергелистой глины и мела, реомюров фарфор и др. В 1708 г. мейсенскому алхимику И.Ф. Бетгеру удалось изготовить прототип европейского фарфора из каолина, песка и мела; но уже с 1720 г. мел был заменен полевым шпатом, и был получен настоящий твердый фарфор. Мануфактура была строго засекречена. В XVIII веке получили развитие крупные мануфактуры, а впоследствии заводы в самом Мейсене, прославившемся своим «саксонским» фарфором.
В России состав фарфора был самостоятельно разработан в 1744 г. Д.И. Виноградовым, который наладил фарфоровое производство на Императорском заводе под Петербургом (ныне Фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова). Рецепт фарфора в записи Виноградова таков: «Возьми кварца прокаленного 768 ч., глины подготовленной 384 ч., песчанка, алебастра отсеянного 74 ч.». В этой массе кварц играет роль отощителя, алебастр — роль плавня, глина — роль связующей пластической добавки. Подготовка глины (разновидность гжельской беложгущейся песчанки) состояла в ее отмучивании.
Современные технологи различают две основные разновидности фарфора — твердый (с небольшим количеством плавня), обжигаемый при политом обжиге при температуре 1380-1460°С, и мягкий (с повышенным количеством плавня), обжигаемый при политом обжиге и при более низких температурах, но не ниже 1200°С. Первый, утельный, обжиг одинаков — при 900- 1000°С. Известно, что Броньяр (Севрский фарфоровый завод во Франции) опробовал в середине прошлого столетия массы, обжигая их даже при 1500-1550°С, применив в качестве глазури пегматит весьма тонкого помола (пегматит — светлая крупнозернистая магматическая горная порода, по физическим свойствам аналогичная граниту).
Помимо двух основных видов фарфора в настоящее время известно много специальных видов технических фарфоров и фарфороподобных материалов. Например, полуфарфор, или низкотемпературный фарфор «витриес-чайна», или английский костяной фарфор, который начал производить И. Спод (второй) в 1759 год) в районе г. Сток-он-Трент, где в настоящее время сосредоточено большинство английских фарфоровых заводов. Костяной фарфор отличается высокими декоративными качествами, и они зависят от правильного приготовления золы костей крупного рогатого скота, которая входит в состав фарфора. Подготовка костей состоит в обезжиривании, в обработке паром и обжиге.
Изготовление фарфора: подробное описание процесса

Производство фарфора – это тонкое искусство, химия, магия, не зря материал называют «белым золотом». Были времена, когда столовые сервизы из него ценились дороже драгоценных металлов, считались привилегией венценосных особ.
История появления
Секрет производства фарфоровой массы долгое время был тайной. Родиной материала считается Китай, где он появился в 620 году. Почти тысячу лет китайские мастера оставались монополистами, тщательно оберегали рецепт и секрет изготовления каолиновых изделий.
Тем временем европейские мастера экспериментировали, чтобы получить оптимальную формулу. В итоге в 1708 году это удалось двум немецким ученым – Беттгеру и Чирнгаузу. Им удалось получить качественное сырье для фарфора. Так началась его эра в Европе.
В том же 1708 году в Дрездене открылась первая мануфактура, занимавшаяся выпуском неглазурованных столовых приборов. Через два года мастера презентовали изделия немецкому королю – он их одобрил. А вскоре немецкие сервизы покорили другие страны.
Подробное описание сырья и технологии появилось позднее, через 20 лет. Постепенно производство освоили во Франции, Англии, России.
Описание
В классическом варианте это полупрозрачный материал, тонкая остекленная керамика. Его характерные признаки:
- белый цвет с синим отливом;
- высокая прочность – оцарапать острым предметом изделия не получится;
- низкая пористость;
- устойчивость к химическому и температурному воздействию;
- природная красота.
Состав и подготовка сырья
Для изготовления фарфора используется масса, в составе которой:
- 50% каолина;
- 25% кварца;
- 25% полевого шпата.
При таких пропорциях смесь получается белой, с необходимой степенью прозрачности, пластичной. Не каждая глина подходит – только определенные сорта.
Подготовка сырья необходима, чтобы разрушить природные твердые материалы до состояния мельчайших гранул и получить однородную массу. Для получения равномерного состава пластичный каолин распускают в воде, используя мешалки с лопастями.
Затем предварительно подготовленную массу (она имеет консистенцию суспензии) просеивают через промышленные сита. В каждом сите – 3500-5000 отверстий на 1 см2. В них встроен электрический магнит, очищающий смесь от крупных металлических примесей.
Полевой шпат и кварц очищают от посторонних примесей, после чего обжигают в специальных печах. Температура обжига – 900-1000 градусов. В процессе термической обработки кварц растрескивается, его проще перемолоть и очистить от железных соединений.
Очистка от железа – обязательный этап, потому что если этого не сделать у готовых изделий будет грязный коричневый оттенок.
Для максимально тонкого помола в промышленные мельницы добавляют специальные добавки. Они поверхностные, на качество фарфоровых изделий не влияют.
Когда однородная масса получена, ее еще раз просеивают, затем обезвоживают в фильтр-прессах и отправляют на вылеживание. Вылеживается сырьевая масса во влажных помещениях в течение двух недель. За это время она разрыхляется, повышаются ее пластические свойства. Затем из сырья удаляют воздух в вакуумных прессах и отправляют для формирования заготовок.
Формование
Технология производства фарфора – сложный многоступенчатый процесс. Этим во многом объясняется высокая стоимость изделий. Для формования заготовок используются формы из гипса или ПВХ.
Формование проводится полуавтоматическим или автоматическим способом. Для раскатывания пласта одинаковой толщины используется специальный ролик и вращающаяся форма.
Вещи сложной формы, имеющие декоративно-художественную ценность и сложную конфигурацию, изготавливаются методом литья. Для заготовок используются гипсовые или разъемные формы.
Сушка
Когда будущая чашка, ваза, чайник, тарелка сформованы, их нужно высушить. Исходная влажность сырьевой массы – 22-24%, а после сушки показатель сокращается до 2-4%. Это необходимо для получения прочной продукции, без внутренних трещин и деформации.
Сушка состоит из двух этапов:
- Предварительный – заготовки сушат в формах до 15-16% влажности, после чего их вынимают из форм.
- Окончательный – заготовки сушат без форм до 2-4% влажности.
Обработка проводится в специальных сушилках, что значительно ускоряет процесс. Высушенные каолиновые изделия зачищают от швов, удаляют загрязнения, пыль и отправляют на обжиг.
Обжиг
Первый обжиг проводится при температуре 900 градусов и занимает около 12 часов. Затем изделие покрывают глазурью и снова обжигают.
Температура повторного обжига выше, стартует от 1000 градусов – точный показатель зависит от типа фарфора, техники его изготовления.
Типы фарфора
Материал классифицируется по технике изготовления как:
- твердый;
- мягкий;
- бисквитный;
- костяной.
Твердый
В его составе от 47 до 66% каолина. Обжиг проходит при температуре 1400-1600 градусов. Изначально в таком сырье меньше влажности – заготовки практически не деформируются.
Костяной
Этот вид считается самым прочным, при этом ценится за тонкие, просвечивающиеся стенки. При кажущейся внешней хрупкости разбить его сложнее, чем классический.
Половину состава костяного фарфора занимает костяная мука – отсюда и название.
Бисквитный
У бисквитного фарфора пористая шероховатая структура, внешне похожая на мрамор. Эта особенность объясняется тем, что заготовки проходят только первичный обжиг при температуре от 800 до 1000 градусов.
Матовая фактура настолько эффектно смотрится, что ее обычно не покрывают глазурью. Эта техника используется для изготовления ваз, статуэток, других предметов интерьера. Посуду из бисквитного фарфора не делают.
Мягкий
В состав мягкого сырья входит меньше каолина – 25-40%. При этом количество полевого шпата и кварца увеличено – 45 и 30% соответственно. Каолиновая масса получается не такой прочной, зато очень пластичной.
Есть несколько разновидностей мягкого фарфора:
- Полевошпатный. В нем содержится 50% шпата и всего 30% белой глины. Материал плотный, тяжелый, но не прочный, поэтому стоит намного дешевле аналогов. Обжигается один раз.
- Высокополевошпатный. Отличается от полевошпатного большим количеством кварца – 45%. Удельный вес глины – всего 15%. Изделия из него считаются элитными, обжигаются при низкой температуре.
- Фриттовый – прочный, устойчивый к термическому воздействию, химикатам, доступный по стоимости. Обжигается при самой низкой температуре. В состав помимо глины входят сплавы солей и стекла. Фриттовая масса часто используется для лепки статуэток и других оригинальных вещей.
Мягкую каолиновую массу предпочитали мастера Древнего Китая, а твердую – европейские умельцы.
Роспись
Есть два вида росписи: подглазурная и надглазурная.
При подглазурной росписи сначала на изделие наносят краски, а затем окрашенный слой покрывают глазурью. Глазурь прозрачная, придает элегантный блеск изделиям, защищает от микротрещин, ультрафиолета, воздействия щелочей. Такую посуду можно мыть много раз без ущерба качеству.
Надглазурная техника выполняется в обратной последовательности: сначала изделие покрывают глазурью, а на нее уже наносят краску. Цвета получаются яркие, насыщенные, но со временем блекнут, тускнеют.
Для сервизов и аксессуаров массового производства рисунки наносят по технике деколи. Сначала рисунок печатают на специальной бумаге, затем – наклеивают его на чашку, супницу, тарелку и обжигают. Бумага сгорает, а краски впечатываются в поверхность посуды.
Фарфоровые изделия премиум-класса – штучный товар, мастера расписывают его вручную, декорируют золотом и серебром. Стоимость работы высокая, зато получаются настоящие произведения искусства.
Фарфор. Классический и великолепный | Журнал Ярмарки Мастеров
Что придаёт праздничному столу элегантность? Уже почти тысячу лет ответ на этот вопрос неизменен – посуда из китайского фарфора. Это – классика. Стиль, проверенный веками. История китайского фарфора похожа на сюжет приключенческой книги. Возникшее впервые в Китае, фарфоровое производство было там строго засекречено.
За разглашение этой тайны казнили. Однако фарфор привлекал европейцев и вызывал у них непреодолимое желание разгадать «китайский секрет» и наладить фарфоровое дело в Европе. Несмотря на различные ухищрения и «шпионские страсти» европейцам так и не удалось до конца разгадать тайну китайского фарфора…
Для англоязычного населения фарфор и Китай обозначаются одним и тем же словом — «china». Даже по этому простому примеру становится ясно, что история фарфора и история Китая неразрывны.
В древности для изготовления посуды в Китае использовали в основном нефрит. Но он был очень дорог. Долгие годы китайские мастера искали замену нефриту. Результат этих поисков превзошёл все ожидания. Полученный материал оказался доступнее и легче в обработке.
Он превзошёл нефрит практически по всем параметрам! Это был фарфор. Нефрит так и остался в Китае священным материалом, а фарфор стали называть «подражанием нефриту». Но, несмотря на это «второстепенное» название, фарфор практически сразу покорил китайских правителей.
Производство фарфора в Китае началось с изготовления простых керамических изделий, которые были проницаемы для воды, издавали глухой звук при стуке и были темного цвета. У фарфоровых изделий все было наоборот. Посуда стала более красивой, тонкой. Не зря слово «фарфор» на языке фарси означает «императорский».
Секрет китайского фарфора — это секрет сырья, из которого он производится. Провинция Цзянси оказалась сокровищницей «фарфорового камня» — горной породы, состоящей из кварца и слюды. Фарфоровую массу делали из брикеторованного порошка «фарфорового камня» (пе-тун-тсе) и каолина (он придаёт белизну изделию). Получившуюся массу хранили не один десяток лет, чтобы она приобрела пластичность. А для особого матового блеска глазурь составляли из нескольких слоев разной прозрачности.
Стоит отметить, что производство фарфора в древности было достаточно трудоемким процессом. Для того чтобы из необработанной глины сделать тонкое фарфоровое изделие, над ним работали около 80 мастеров.
Китайские мастера имели свою тайну производства фарфора. Они всегда использовали для его изготовления чистую глину – каолин, которая при высокой температуре меняла физический состав и становилась прозрачной и водонепроницаемой. Китайские мастера научились делать качественные фарфоровые изделия еще в первом веке нашей эры. А уже к третьему столетию китайский фарфор достаточно активно использовался в этой стране. Правда, стоил он дорого – столовый сервиз мог позволить себе купить не каждый человек.
Говоря современным языком, китайский императорский двор делал колоссальные закупки: каждый год 31 000 блюд, 16 000 тарелок с драконами, 18 000 чашек, а также скамьи, беседки. А в 1415 году построили знаменитую Нанкинскую фарфоровую пагоду. Из фарфора делали и музыкальные инструменты: они представляли собой сосуды, по которым постукивали тонкой палочкой. Возможно, именно отсюда и пошел обычай проверять фарфоровую посуду лёгким постукиванием.
Центром фарфорового производства, начиная с XV века, становится город Цзиндэчжэнь. В качестве красок, которые могли переносить сильный жар, китайцы использовали кобальт и гематит.
Отделка эмалевыми красками стала применяться только в XVII веке — около 1700 года — и преобладала в первую очередь в зеленой цветовой гамме. Эти изделия называются «зеленое семейство». А к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название «розовое семейство». Отдельные этапы в истории китайского фарфора, также как и соответствующие им изделия, обозначаются именем правящей династии.
При Династии Сун (960-1279), китайский фарфор достиг высочайшего мастерства и совершенства. Изготовлением фарфора к этому времени занимались сотни тысяч людей. Были специальные рабочие, которые промывали глину, другие рабочие поддерживали температуру в печи.
Одна только печь этого периода, найденная археологами, могла вместить за один обжиг 25 000 изделий из фарфора. Печи для обжига китайского фарфора были очень сложно устроены. Некоторые из них использовали для сжигания дерево, другие — древесный уголь. Контроль над процессом изготовления фарфора был очень строгим.
Формы изделий времени Сун отличаются простотой, спокойствием. В производстве фарфора этого периода в художественном оформлении использовались возможности материала. Сознательное перенесение на керамику форм, возникших в технике производства бронзы, происходит при полном подчинении материалу, из которого изготавливался китайский фарфор. Важным было также свободное применение усовершенствованных шпатовых глазурей, дающих приглушенную окраску и богатство нежнейших оттенков красного, пурпурного, голубого, зеленоватого.
Декоративные приемы времени Сун наложили свой отпечаток и на более поздний период, период Династии Мин (1369-1644). И всё-таки фарфор этой эпохи был по-своему уникален. Основное достижение в производстве фарфора при династии Мин – это особое нанесение рисунка – жидкая фарфоровая масса накладывается под глазурь. Изделия эпохи Династии Мин также характерны тонкими стенками и лёгкими пропорциями. Через тончайшие, почти прозрачные стенки, просвечивает солнце, лёгкий рельефный рисунок только прибавляет изящества.
Фарфор этого периода — уникальное произведение искусства. К сожалению, из белых тонкостенных изделий до нас дошли лишь немногие. Например, в коллекции Британского музея хранится всего одна чашечка из такого китайского фарфора.
За 500 с лишним лет при Династиях Мин и Цин (1369-1911) было создано множество выдающихся изделий. Китайский фарфор славится своей тонкостью и невесомостью, стенки чашек такие хрупкие, что напоминают яичную скорлупу.
Китайская керамика начала экспортироваться в Японию, Корею, Индию и Африку при Династии Хань (206 г.до н.э. — 220 г.н.э.). В Европу изделия из китайского фарфора попали благодаря португальским мореплавателям, и происходит это в XVI веке.
Около 1500 года производство фарфора осваивают японцы. Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. Этот фарфор называли «имари» — по главной гавани, где грузились товары.
Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.
В Европе начала XIII века, китайский фарфор вставлялся ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах. Порой китайский фарфор ценился буквально на вес золота: его продавали по весу. Привозной, редкий фарфор стал драгоценностью. Дамы носили фарфоровые черепки как бусы, на золотой цепочке.
Долгое время европейцы пытались воссоздать китайский фарфор. Они думали, что, если они найдут залежи такой белой глины, то смогут производить фарфор. Первый образец каолина был привезён в Европу в 1520 году. Но только каолина не достаточно для создания фарфора, наверное, для этого нужна китайская душа. Европейцами проводились многочисленные эксперименты с различными глинами, и обжиг имел самый непредсказуемый результат. Многие мастера стремились разгадать тайну фарфора. Секрет каолина открыл немецкий химик Бетгер в 1709 году.
В Европе первым предложил состав и технологию производства фарфора немецкий физик Эренфрид Чирнгауз в 1703 году. Вместе с ним работал Иоганн Бетгер, придворный алхимик саксонского курфюрста Августа Сильного. После внезапной смерти Чирнгауза Бетгер объявил себя изобретателем европейского фарфора. Но только через четыре года он получил фарфор, внешне очень похожий на китайский. В 1710 году Август построил первую в Европе фарфоровую фабрику в городе Мейсене недалеко от Дрездена. И по сей день знаменит мейсенский фарфор — тонкий, утонченно-строгий, прозрачный, звонкий. Его эмблема — скрещенные синие мечи, — ставшая престижнейшим товарным знаком, наносится на каждое изделие вручную начиная с 1722 года. Август по-королевски «отблагодарил» Бетгера: чтобы сохранить в тайне рецептуру фарфоровой смеси, он заточил его в тюрьму, там Бетгер и умер в возрасте 37 лет.
История российского фарфора начинается с Петра I. Петр I серьезно заинтересовался форфором, после того как из Китая была привезена необычная фарфоровая посуда для Московского аптекарского приказа. Когда король Саксонии преподнес Петру I великолепный подарок — мейсенский кофейный сервиз, — он повелел начать поиски фарфорового состава. Людей посылали в Китай и Саксонию, чтобы «вызнать тайну». Только в 1746 году русский мастер Дмитрий Иванович Виноградов, друг и соратник М.В. Ломоносова, разработал состав фарфоровой смеси, при обжиге которой получались изделия, неотличимые от китайских.
Производство российского фарфора было открыто на Императорском заводе близ Петербурга. (Теперь это фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова.) Сначала там делали небольшие предметы — пасхальные яйца, подсвечники, чашечки, солонки, табакерки, шахматные фигуры, пуговицы. Первый расписной сервиз был изготовлен в 1756 году для императрицы Елизаветы. Тарелки разных размеров, блюдца, сухарницы, ложки, вилки с фарфоровыми ручками были искусно расписаны пурпурной сеткой с мелкими цветами. Отечественная фарфоровая промышленность бурно развивалась, чему способствовал указ императора Павла I, ограничивавший ввоз в страну европейского фарфора. Фарфоровая посуда работы русских мастеров по качеству, изяществу и красоте не уступали немецким, но были много дешевле.
У шли в прошлое те времена, когда состав фарфоровой массы был государственной тайной, за разглашение которой можно было поплатиться жизнью. Попытки сделать китайский фарфор, длившиеся несколько веков, привели к тому, что был открыт новый вид керамики. Европейский фарфор — не повторение китайского. Китайский фарфор необыкновенно красив — прозрачен, нежного бело-сливочного цвета, долго сохраняет тепло Современная наука называет его твердым фарфором. Он состоит из каолина (50%), кварца (25%) и полевого шпата (25%) и обжигается при высоких температурах (1400—1500°C). Он прочен, термостоек, почти прозрачен при малой толщине.
Мейсенский фарфор — это классический твердый фарфор.
Китайский фарфор, как и русский, относится к так называемому мягкому фарфору, который по прочности уступает твердому, поскольку в нем заметно меньше каолина (около 30%) и ниже температура обжига. Мягкий фарфор иногда называют фриттовым. Фритты — это многокомпонентные добавки, включающие в себя песок, селитру, морскую соль, алебастр, квасцы, гипс, свинцовое стекло. Китайский (мягкий) фарфор необыкновенно красив — прозрачен, нежного бело-сливочного цвета, долго сохраняет тепло.
Если в состав твердого фарфора добавить костную золу (фосфат кальция), получится так называемый костяной фарфор, изумительно красивый, сочетающий в себе прочность, белизну, звонкость твердого фарфора и прозрачность, сияние и блеск мягкого.
Костяной фарфор иногда называют королевским, он является символом роскоши для гостиниц и ресторанов, а так же рассматривается как интересный экспонат для собирателей фарфора.
В Европе костяной фарфор впервые появился в Англии в XVIII веке. Английский завод Веджвуда долгие годы оставался монопольным поставщиком этого фарфора, так как особенности его производства держали в строжайшей тайне.
В России, на Ломоносовском фарфоровом заводе, костяной тонкостенный фарфор стали выпускать только в конце 1960-х годов. Но этот фарфор тоньше и белее английского! Ломоносовский фарфоровый завод — единственное в России предприятие, выпускающее подобные изделия. Костяной фарфор делают по уникальной технологии, разработанной специалистами завода, удостоенными звания лауреатов Государственной премии СССР в области науки и техники в 1980 году.
Для получения костяного фарфора в жидкую массу (шликер) наряду с глиной, каолином, полевым шпатом и кварцем добавляют предварительно обожженную костяную муку (перемолотые кости домашних животных). Именно костяная мука придает фарфору необыкновенные свойства.
После того как изделие приобретет нужную форму, его обжигают при очень высокой температуре (выше 1200оС). Затем наносят глазурь и вновь обжигают, понижая температуру на 100о. Теперь наступает очередь художников. Красоту и изящество изделиям придает изысканная роспись. Она бывает надглазурная и подглазурная.
Слой глазури на фарфоре должен быть “не толще двух бумажных листков”, — писал первый бергмейстер Императорской порцелиновой мануфактуры Дмитрий Иванович Виноградов. Первый фарфор в России называли Виноградовским, по имени его создателя. Дмитрий Иванович, трудившийся на заводе более 30 лет, оставил “Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ”. Многие тонкости производства фарфора, подмеченные автором, учитываются и сейчас.
Бывший Императорский фарфоровый завод мог бы носить имя Дмитрия Ивановича Виноградова, но советские чиновники распорядились иначе, и завод стал Ломоносовским. Марка “ЛФЗ” известна во всем мире, имя Виноградова, к сожалению, знают только специалисты.
Как любую керамику, фарфор покрывают глазурью (неглазурованный фарфор называется бисквитным) и расписывают красками. Подглазурные или керамические краски — это оксиды металлов. Синий цвет придает оксид кобальта, зеленый — оксид хрома, желтый и красный — оксид железа. Палитра надглазурных красок много богаче: используются матовая или блестящая позолота, серебро, платина. Дополнительные оттенки краскам придают флюсы — оксиды свинца, бора и кремния.
Как отличить фарфор от фаянса, и чем отличается фаянс от фарфора.
Если коротко и не сильно вдаваясь в подробности мы хотим понять чем отличается фарфор от фаянса, то фарфор – из каолина, очень плотный, звенящий, на изломе белый, твёрдый как стекло (посуда, статуэтки). Фаянс – тоже, но более мягкий, рыхлый, на изломе может быть пористым.
Керамика – обожжённая глина.
Весь ряд выглядит приблизительно так:
майолика, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор.
Но как нам, в домашних или «походных» ( выезд на блошиный рынок, например) условиях понять, что это: каолин? каков предмет на изломе? ведь вся ценность-то как раз в сохранности предмета. Опять же, мы не сможем под слоем глазури разглядеть насколько сильна пористость материала.
Еще фарфор от фаянса можно отличить, просматривая изделие на свет: фарфор просвечивает, а фаянс – нет. Этот способ определения можно отнести к посуде, но не к статуэткам. Один из способов – посмотреть на донышко. Если на ободке есть глазурь – значит перед вами фаянс, а если глазурь счищена – значит – фарфор. Связано это с тем, что в производстве фарфор, в отличие от фаянса, отжигается при более высокой температуре и фарфор отжигают два раза, причём второй раз – после нанесения глазури, и, если глазурь не счистить с донышка, то глазурь расплавится и изделие приклеится к подставке.
Но ведь так легко, желая выдать фаянс за фарфор, просто пройтись наждаком по донышку!
Помимо визуальных признаков, отличающих фаянс от фарфора,
есть ещё старый верный способ: если не верите глазам, поверьте ушам. Фарфор всегда звенит даже при лёгком постукивании, даже при поглаживании у него высокий и ясный тон, а вот у фаянса всегда будет глухой и низкий звук, даже если он тонкий.
Практически весь фаянс с возрастом покрывается мелкой паутиной трещинок (цек, кракелюр).
Это естественный процесс и не считается дефектом.
Фарфор твёрже, трещины на фарфоре не допустимы.
В 70-е 80-е у ЛФЗ было подразделение, выпускающее полуфарфор или мягкий фарфор. Называлось это подразделение “Стройкерамика”. Выпускало в основном анималистику. Формы использовало ЛФЗ-головного предприятия. У мягкого фарфора водопоглощение в 10 раз больше, чем у фарфора. Поэтому спустя некоторое время после выпуска и клеймения черепок мягкого фарфора набирает влагу и глазурь дает цек. Все происходит также как и с фаянсом. Мягкий фарфор это нечто среднее между фарфором и фаянсом. У фаянса водопоглощение в 20 раз больше, чем у фарфора.
Внашем магазине Вы найдёте очень интересные вещи из фарфора, а также с использованием фаянса и др.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШ МАГАЗИН:
фарфор, который стоит покупать и передавать по наследству

Собирая антикварный фарфор, коллекционеры сталкиваются с трудностями, незнакомыми нумизматам или фалеристам. Приходится оценивать не только подлинность изделия, но и его художественную ценность – а это категория, не имеющая чётких, однозначных критериев. Как сравнить изысканную пластику немецких производителей и, например, фигурки послевоенного периода СССР с нарочито обобщёнными, но невероятно выразительными формами? Можно ли мерить одной меркой Мейсен и Гжель? Тех, кто коллекционирует «белое золото» для собственного удовольствия, мало волнуют подобные вопросы. Однако, чтобы в дальнейшем получать прибыль, нужно проявить максимальную беспристрастность и учитывать не «чистую эстетику», а востребованность у потенциальных покупателей.
Памятка начинающему коллекционеру
Антикварным считается фарфор, произведенный как минимум 100 лет назад, обладающий художественной или исторической ценностью. Среди российских коллекционеров нередко к данной категории причисляются изделия советского периода, в том числе и послевоенные. Это – особенность отечественного антикварного рынка, на западе к временным критериям подходят намного строже. И продукция ЛФЗ или Вербилок полувековой давности там будет иметь статус винтажной, не более. Эту разницу тоже следует учесть, собирая коллекцию.


Но и возраст фарфора сам по себе не определяет его принадлежность к антиквариату. Вкладывая средства в столовую посуду или малую пластику, придётся учитывать совокупность факторов.
На что обратить внимание при покупке «антиков»


- Изделия, выпущенные малым тиражом (не более 200 экземпляров) ценятся намного выше, чем продукция массового производства, которая относится к тому же периоду. Да, эксклюзив обойдётся владельцу в немалую сумму, но и прибыль в дальнейшем принесёт соответствующую. А предметы, занимающие полку почти в каждом доме, даже по прошествии многих лет останутся малоинтересными для ценителей. Объектом исторического наследия они станут не ранее, чем через 100 – 200 лет. Вряд ли кому-то нужна прибыль в столь отдалённой перспективе.
- Нежелательно, чтобы вещь имела дефекты или подвергалась реставрации. Это повлияет на цену при продаже. Особенно, если речь идёт о посуде, которой собираются пользоваться.
- На российском рынке лучше продаётся отечественный антикварный фарфор. Он воспринимается как семейная реликвия, живая связь поколений, даже если был куплен недавно и не передавался по наследству. Качественные европейские образцы, во-первых, стоят намного дороже и не могут найти в России своего потребителя, во-вторых, меньше изучены, что увеличивает опасность купить подделку.
- Двойную цену часто платят за вещи «с историей». Либо они приурочены к памятному событию, например, наполеоновскому правлению, либо принадлежали ранее известной личности. Особый интерес представляет советский агитационный фарфор – в нём отражается целый пласт уникальной культуры, которой не было больше ни в одной стране.
- Чем больше в предмете ручной работы, тем выше его коллекционная стоимость. Старинный фарфор с деколью тоже будет пользоваться спросом, поскольку сильно отличается от современных аналогов. Но ручная роспись стоит в разы дороже. Так же, как и лепка – знаменитые «Кружевницы» или цветочный декор Севра и Каподимонте.
- Если есть возможность, рекомендуется покупать предметы «с именем». Одно такое приобретение, порой, стоит целой коллекции от неизвестных на мировом уровне производителей. Среди российских предприятий внимания заслуживают ИФЗ, Дулёво, Вербилки, а также сегодня не существующие заводы: Попова, Корнилова и Кузнецовский. В Европе высоко ценится французский и немецкий фарфоровый антиквариат.
С чего начать
Коллекционер обязан хорошо знать «предмет своей страсти». Поэтому нет смысла скупать любой старинный фарфор, лучше сосредоточиться на продукции одного завода или выбрать определённый временной отрезок и узнать о нём всё: от А до Я. Эксперты рекомендуют читать профильную литературу, посещать выставки и антикварные салоны с тем, чтобы понимать, как выглядит по-настоящему ценная тонкостенная керамика и не попадаться на фальсификат.


Необходимо также тщательно изучить клейма интересующего завода, которые существовали в разные периоды. Если на фарфоровом изделии стоит правильная маркировка, но её вид не соответствует заявленному продавцом времени изготовления, скорее всего речь идёт о подделке. Клейма наносили преимущественно подглазурными, реже надглазурными красками или отдавливали в тесте. На штучных изделиях они до сих пор прописываются вручную, поэтому не могут быть идеально ровными и симметричными как при штамповке.
Часто начинающие коллекционеры совершают покупки через интернет. Им кажется, что такой способ – самый дешёвый и доступный. Не приходится искать магазины с действительно стоящим ассортиментом, часами рыться в развалах блошиных рынков, лично встречаться с владельцами раритетов. Всё уже собрано, подготовлено и аккуратно выложено на виртуальных страницах с подробным описанием и фото в хорошем разрешении.


Однако мошенники тоже знают об особенностях покупательского спроса, поэтому большинство подделок, в том числе и китайский новодел, можно встретить именно на интернет-площадках. Хорошо, если совестливый продавец скромно назовёт своё предложение статуэткой или сервизом с «клеймом производителя Мейсен», либо других, не менее известных брендов. Двусмысленное описание сразу выдаёт фальсификат. Никто ведь не утверждает, что продаёт подлинник, а заявленная маркировка действительно присутствует. Но есть и те, кто гордо настаивает на оригинальности выставленной продукции и даже указывает период её изготовления, что может сбить с толку неопытных покупателей. «Выдать» китайский новодел может подставка – производитель использует современные, более технологичные формы, о которых не имели понятия мастера XIX и начала XX века. Но главное, должна настораживать низкая цена, которой и приманивают коллекционеров-новичков.
О реставрации
Есть большая разница между просто старым фарфором и антикварным. Битые изделия могут иметь ценность, только если они:
- являются высокохудожественными;
- очень редкие, а целых аналогов уже не существует.
Подобные экземпляры стараются отреставрировать, что может обернуться двойными расходами. Восстановительные работы порой стоят дороже, чем само изделие. А вот продать его впоследствии, окупив все вложения, будет проблематично. Приобретать ли реставрированный фарфор? У экспертов нет однозначного ответа. Иногда, купив за копейки на блошином рынке действительно ценную вещь и отдав в руки хорошего мастера, можно затем продать её не дешевле целой. Если найдётся покупатель, которому предмет действительно придётся по душе.
Сказанное в большей степени относится к статуэткам начала – середины XIX века. Даже в музеях редко найдутся экземпляры хорошей сохранности, что уж говорить о частных предложениях. Тончайшие хрупкие детали – кружева, разделённые пальчики, локоны в причёсках, лепестки цветов, не всегда способны выдержать натиск времени. Но в данном случае небольшая реставрация слабо отразится на стоимости фарфорового раритета. Настоящие ценители обычно закрывают глаза на «нюансы», когда держат в руках подлинный шедевр. Сложнее с посудой. Даже высочайшее качество работы реставратора не заменит целое изделие. Восстановленные чашки и блюдца всё равно разрушатся при активной эксплуатации.
Если нет желания становиться владельцем отреставрированного (иными словами, менее ликвидного) фарфора, лучше избегать интернет-покупок. Изделие в салоне или на рынке внимательно осматривают через лупу, а затем медленно проводят по нему пальцами. Мелкие трещинки или сколы чувствуются на гладкой глазури. Обращать внимание нужно на детали: слишком тонкие пальцы на руках и ногах статуэток могут стать следствием восстановительных работ. Проверить посуду можно зажигалкой. Её подносят к чашке, кувшину или тарелке и держат несколько секунд. Характерный треск выдаёт наличие реставрации. В особо сложных случаях – при высокой цене изделия и сомнениях по поводу его сохранности, лучше обратиться за консультацией к специалистам.
Как «вычислить» подделку
Сколько советов не давали бы знатоки, сколько справочников не выпускалось бы производителями и экспертами, ничего не гарантирует стопроцентную защиту от фейка. Коллекционеру придётся вырабатывать собственное «чутьё» на фальсификат, который в последние годы стал качественнее и намного масштабнее. Нужно держать в руках как можно больше антикварных фарфоровых изделий, чтобы понимать на интуитивном уровне, чем они отличаются от новодела. Сегодня уже известно, что китайские мастера скупают оригинальную продукцию ведущих мировых брендов, затем копируют её и возвращают на вторичный рынок под видом коллекционных изделий. Среди российских производителей, чаще всего подделывают Императорский фарфоровый завод.
Признаки антикварного фарфора
- Состав фарфоровой массы в XVIII – XX веке существенно отличался от современного, где присутствуют синтетические компоненты. Соответственно, и выглядят изделия из неё по-другому: меняется цвет черепка, просвечиваемость, толщина, плотность, масса. Всё это чувствуется, когда смотришь на статуэтку или посудный комплект, держишь вещь в руках, ощущаешь её тепло. Настоящий старинный фарфор быстро нагревается от рук, тогда как полусинтетические материалы остаются холодными и безжизненными.
- На антикварных изделиях всегда есть потёртости, особенно на отводках золотом. Это своего рода «защита от фальсификата».
- Некачественная роспись лиц статуэток и деталей одежды, скорее всего, признак новодела. Есть производители, под влиянием войны или других обстоятельств снижавшие качество продукции, но об этом должны быть сведения в справочной литературе. Такие явления – редкость. Цветовая гамма новодельной продукции ярче и «крикливее», оригинала. В производстве сегодня используются другие красители и процесс обжига несколько изменился, что сказывается на внешнем виде фарфора.
- При копировании известных произведений, фальсификаторы снимают форму с готового изделия. Их сервизы или малая пластика после обжига дают традиционную усадку и в результате получаются на 16 – 20% меньше оригинала. Эту разницу можно заметить невооружённым взглядом.
- Многое расскажет донышко, его форма, глазурный слой или его отсутствие, клейма и дополнительные надписи. Важный признак старины – загрязнения, въевшиеся за долгие годы эксплуатации в неглазурованные бортики. Но фальсификаторы иногда имитируют эти естественные «следы времени», так что безоговорочно доверять пятнам неизвестного происхождения не стоит. На донышке, помимо клейма и авторских знаков (последние присутствуют в единичных случаях), есть ещё зашифрованные сведения о периоде изготовления, партии, сортности и так далее. Фальсификаторы редко уделяют внимание таким «мелочам», тогда как серьёзные производители старались выдать максимум информации о каждом изделии, тем более эксклюзивном.
- Фарфоровые предприятия советского периода нередко выстраивали ассортимент за счёт одного-двух ведущих художников. Изучив почерк и стилистические особенности этих мастеров, а также каталог их произведений, выявить новодел будет намного проще.
- Продавцы подделок – хорошие психологи. Милая старушка, продающая на рынке «семейное наследство» может оказаться обычной мошенницей. К настоящему времени большинство стоящих предметов старины выкуплены и находятся в частных или музейных коллекциях. Предлагаемый пожилой женщиной товар, даже если он был произведен 50 – 70 лет назад, скорее всего, не имеет большой художественной ценности и вряд ли принесёт дивиденды владельцу.



White & Blue — F L A S H D E C O R — LiveJournal
Всем известно, что фарфор изобрели вездесущие китайцы, куда уж без них? На английском языке название Китая звучит как «чайна» (china) и это же слово означает фарфор. Так в одном слове соединились название государства и вершина его прикладного искусства. Керамика и фарфор это величайшие достижения древнего Китая. Секрет изготовления фарфоровых изделий оберегался как государственная тайна. Развивался фарфоровый промысел в «Поднебесной», в основном, благодаря богатым залежам глины (каолина).
5
Фарфор (это слово на фарси означает “императорский”) отличается от простой керамики непроницаемостью для воды, отсутствием пор, звонкостью, белизной, неподатливостью гравировке. Производство фарфора — это достаточно трудоемкий и очень сложный процесс. Чтобы из куска необработанной глины получилось законченное фарфоровое изделие, над ним в древние времена должны были потрудиться по очереди 70-80 мастеров.
6
Начиная с 14 века в эпоху династии Мин (14-17 века), ведущим центром изготовления фарфора становится Цзиндэчжэнь, где было налажено производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов (саньцай) или подглазурной синей росписью, которая часто сочеталась надглазурной росписью (доуцай).
7
Именно бело-голубой фарфор этого периода по «Шелковому пути» попал в Западную Европу, где сразу привлек европейцев своим техническим совершенством, богатством форм и декора.
8
В Европе бело-голубые китайские изделия стали называться Шинуазри. Декоративная роспись ценилась выше, чем сами вазы, кувшины и сервизы. Современные коллекционеры тоже отдают предпочтение особо ценному антикварному китайскому фарфору. Немало великолепных изделий нашли свое место в обширных коллекциях керамики Пола Гетти, Уильяма Баррела, Ричарда Уоллеса.
9
Фарфор бывает мягкий, твёрдый, костяной он же мягкий фарфор, а техника его росписей — подглазурная и надглазурная, что в специальных терминах звучит как хромолитография и ручная роспись соответственно.
10
Фабрика в Боу, открытая в 1744 году, была одним из самых больших английских керамических предприятий того времени. Она известна также под названием «Новый Кантон» благодаря выпуску шинуазри, имитирующего китайские изделия, экспортировавшиеся из порта Кантон в южном Китае (современный Гуанчжоу).
11
Качество фарфора зависит от содержания каолина (белой глины, влияющей на цвет изделия), от тонкости помола пудры, из которой глина была замешена. Цвет фарфоровой посуды должен быть нежным и теплым (цвет сливок). Если же в нем преобладают серо-голубые оттенки, это говорит о более низком качестве материала. Тонкость помола и чистоту фарфоровой массы легко проверить, вглядевшись в блик на поверхности посуды, — в нем «читаются» любые примеси, если они есть. Именно поэтому хороший фарфор никогда не покрывают росписью целиком. «Белое тело фарфора», как его называют специалисты, должно быть подчеркнуто, а не замаскировано.
12
Сейчас , конечно далеко не всем доступен дорогой китайский фарфор. Ведь вкус и деньги не всегда, к сожалению, сопутствуют друг другу! 😉 Но стиль «бело-голубой китайской вазы» со временем стал тиражироваться, трансформироваться и стал более доступным.
Или современным, если так можно сказать, глядя на аксессуар для популярного iPhone….
Бело-голубое сочетание впоследствии можно было найти в изразцах голандских печек (а благодаря Петру I, потом и русских), немецком и английском фарфоре… Не забываем про русскую Гжель. А также во французких и английских интерьерах различных эпох подверженних влиянию моды на шинуазри или «китайщину».
Розовый фарфор: описание и особенности производства

Только одна страна изготавливает уникальный розовый фарфор – Чехия. Купить его стоит по многим причинам, но главное преимущество кроется в удивительном цвете, который не стирается и не тускнеет со временем. Посуда, оттенка рассветных облаков, не покрыта розовой глазурью, она уже окрашена на стадии бисквита. Добиться подобного эффекта не так просто, поскольку ни один производитель с мировым именем до сих пор не смог повторить его.
Особенности технологии
Первые изделия из необычного розового фарфора стали производить на небольшой фабрике в городе Ходов Карловарского края, в конце XIX века. До этого предприятие тщетно пыталось конкурировать с лидерами европейской керамической промышленности – Мейсеном и Аугартеном, однако его продукция была лишь бледной копией саксонских и венских образцов.
В то время в моду вернулся «стиль мадам де Помпадур», как известно, предпочитавшей розовый во всех его оттенках. Специально для маркизы, её детище – Севрская мануфактура выпускала несколько сервизов, покрытых глазурью, напоминающей нежный девичий румянец. Чешские мастера поддержали возвращение рококо с его тягой к роскоши и утончённому декору, предложив свой аналог знаменитой розовой посуды.
Однако речь шла уже не о глазури, а о добавлении пигментов непосредственно в фарфоровую массу, на стадии её приготовления. Экспериментальным путём были подобраны окислы металлов, после обжига придававшие бисквитным изделиям неповторимый розовый оттенок. Впоследствии посуда покрывалась прозрачной глазурью, усиливавшей этот цвет, делавшей его ярче. Сложность заключалась в том, что далеко не все природные красители способны выдержать температуру в 1400°С, на которой обжигается фарфор. А если снизить её, черепок получится не таким прочным и будет пропускать воду.
Секрет чешских мастеров из Ходово – в сбалансированном подборе красителей, глазурного покрытия, а также температуры и длительности обжига. Процесс настолько сложный, что подделать розовый фарфор практически невозможно. Уникальной технологии соответствует и тщательно продуманный декор, подчёркивающий благородную красоту сервизов. Раньше производитель использовал витиеватые барочные формы с рельефом, который изящно сочетался с отводкой 24-каратным золотом. В некоторых сервизах присутствовал цветочный рисунок. Роспись наносилась исключительно вручную – эта традиция сохранилась на заводе до настоящего времени.
Однако сегодня ассортимент значительно расширился. Появились, например, двухцветные сервизы в стиле, который сам производитель называет «византийским». Основное тело посуды розовое, а некоторые детали декорированы ажурными белоснежными накладками. Современные художники завода предлагают новые формы и роспись, адаптированные к изменившимся требованиям поклонников роскоши. Однако наибольший интерес по-прежнему вызывают классические сервизы из розового чешского фарфора.
История производства
Фарфоровый завод в Ходове был основан местным помещиком и поставщиком угля Францем Мисслом, в 1811 году. Владелец получил лицензию на производство керамики из сырья собственных калиновых месторождений. Сначала фабрика выпускала фаянсовую посуду, которая, несмотря на высокое качество, не пользовалась спросом. В 1830 году Миссл сдал производство в аренду главному художнику фарфоровой мануфактуры в соседней Стружне – Ф. Вайсу.
Затем предприятие перешло к немецким владельцам, которые наладили выпуск посуды в стиле ампир, подражая общеевропейской тенденции того периода. После 1840 года фабрика была выкуплена саксонским врачом Гейтнером, который почти сразу же передал её пражскому ситцевому магнату – Мозесу Поргесу фон Портхайму. Это был человек с большим состоянием и передовыми взглядами на производство. Под его руководством предприятие расширилось, появились два новых корпуса, улучшилось администрирование, увеличился штат работников и художников из местных чехов. Позднее дело продолжили сыновья фон Портхайма – Игнак и Густав. Они сделали ставку на процветающее в середине XIX века нео-рококко, определив стиль Ходовской фабрики на столетия вперёд. На сервизах появился затейливый рельеф, ставший визитной карточкой предприятия.
Развивающимся производством заинтересовались владельцы старейшей фарфоровой мануфактуры Чехии – Haas и Cžjžek из Горни-Славково. В 1871 году они выкупили Ходовский завод у семьи фон Портхаймов, после чего продукция стала выпускаться под единой торговой маркой. Фирменное клеймо, которое и сегодня ставится на все изделия – две пихты с логотипом H&C CН (Ходов). После вхождения в Haas и Cžjžek, завод поднялся на новый уровень. Тогда же в его ассортименте появились розовые сервизы.
Начиная с 1958 года, Ходовский завод является частью концерна «Карловарский фарфор». Производство значительно расширилось, часть процессов была автоматизирована. Однако «последний штрих» – роспись, по-прежнему наносят вручную. Этим объясняется высокая стоимость розового фарфора из Чехии. Продукция Ходовского завода в крупных магазинах продаётся под маркой Epiag Lofida Porcelain.
Леандер
С начала прошлого века, пальму первенства в производстве розового фарфора у Ходова оспаривает ещё одно крупное чешское предприятие, завод LEANDER. В 1920-х годах, когда основатель фабрики Рудольф Кампф умер, наследники – вдова и сын приложили немало усилий, чтобы его дело процветало. В частности, на фабрике впервые стали производить цветную фарфоровую посуду: не только розовую, но также синюю, зелёную и оттенка слоновой кости. В настоящее время выпускается только первая и последняя разновидность.
Продукция LEANDER по стилю отличается от ходовской. Это – скорее современное подражание классике, что не удивительно, ведь модели сервизов создавались намного позднее. Декоративные решения отличаются большим разнообразием, однако, общие черты прославленного розового фарфора сохранены.
LEANDER адресует свою продукцию ценителям красивых и эксклюзивных вещей для повседневного использования. В то время как Ходовская фабрика, в первую очередь, заботится о сохранении традиций производства и своей оригинальной рецептуры.