Википедия классический стиль: Классицизм — Википедия – Категория:Классический стиль — Википедия

Содержание

Классический костюм — Википедия

Мужчина в полном классическом костюме — сюртук, белая рубашка, галстук, двубортный жилет, карманные часы, белый нагрудный платок, брюки. 1901 год Современные костюмы в магазине

Костю́м (от фр. Costume — одежда, одеяние, платье) — традиционное верхнее платье (одежда), как правило, выполненное из одной ткани, традиционно мужское. Включает в себя пиджак, жилет и брюки. С середины XX века также дамское платье — обычно включает в себя жакет и юбку, однако есть и женские костюмы с жилетом и брюками (мало распространены)[1].

В классический костюм чаще всего входят пиджак[2] и брюки, реже жилет; его дополняют сорочка, галстук либо бабочка и классические туфли; порой шляпа, нагрудный платок, запонки или карманные часы, цепочка от которых проводится сквозь разрезы для пуговиц на жилете.

Разнообразие костюмов может быть по цветовой гамме (популярные цвета — чёрный, серый, белый, тёмно-синий, тёмно-зелёный, бордовый, синий и др.), по виду верхней одежды (это может быть пиджак, сюртук, визитка, фрак, смокинг, пальто, плащ), по рядам пуговиц (одно- и двубортные), по наличию или отсутствию жилета (однобортный или двубортный, как правило носится под однобортным пиджаком), по наличию аксессуаров (карманные часы, нагрудный платок, запонки), по форме лацканов и другим параметрам.

Классический костюм начал зарождаться ещё в середине XVII века, при Версальском дворе короля Людовика XIV. Французскую моду перенимали другие страны, в частности Великобритания, где в начале XIX века появился прообраз современного костюма. Четыре столетия он был повседневной одеждой. В XVII веке его состав был таким — сюртук, белая блуза с жабо и пышными рукавами, камзол, бриджи, чулки и туфли. В XVIII и XIX веках обувью могли быть сапоги или туфли (в итоге закрепились последние), жабо сменил шейный платок, рубашка приобрела современный, более узкий, крой, брюки стали длинными. Вплоть до начала XX века были популярными трости и цилиндры. До Первой мировой войны ношение белых перчаток было обязательным для аристократов. До 1960-х гг. как правило костюм включал жилет и шляпу, позднее это стало менее популярным. С 1960-х гг. в моде закрепились костюмы-двойки с однобортными пиджаками, которые удерживают позиции до сих пор.

Традиционно классический костюм носили только мужчины, однако в XX веке, с укреплением роли женщины в обществе, его также стали носить женщины. Изначально классический костюм был повседневной одеждой, однако с рубежа 50-х и 60-х гг. он стал сдавать позиции и стал предметом одежды либо для ценителей классического стиля, либо для особых случаев, как то престижная работа, официальное мероприятие, праздник, посещение культурных заведений, выступление перед публикой и т. п.

Раньше портные делали костюмы на заказ из тканей заказчика, но с началом промышленной революции было запущено массовое производство и открыто множество магазинов, где широкий спектр товара есть в свободной продаже. Сейчас существует несколько основных способов приобретения костюма — на заказ из собственных тканей, на заказ из каталога, приобретение готового костюма, а также приобретение элементов костюма по отдельности.

Костюм в различных вариациях уже четыре сотни лет является мужской одеждой. Он множество раз видоизменялся, но общие каноны оставались неизменными.

Зарождение[править | править код]

Костюм, похожий на современный, появился во Франции XVII века. В то время он обычно состоял из парика, сюртука (он же камзол, отличается от сюртука XIX века), белой рубашки с высоким воротником, жабо, жилета, коротких брюк-бриджей до колен, белых чулок и туфель. Введён он был королём Людовиком XIV, законодателем мод того времени.

С появлением нового костюма кардинально изменилась мода — с дублетов и панталонов эпохи Возрождения на дворянское платье Нового Времени. В 1666 году английский король Чарльз II внедрил новую британскую придворную моду под влиянием французского коллеги. Как он постановил, костюм мужчины должен включать длинный сюртук (камзол), жилет (тогда его называли

петтикоат), шейный платок, парик, короткие брюки-бриджи до колен, белые чулки, туфли, шляпу. Следует отметить, что в описываемый период костюм носят придворные, аристократы, интеллигенция и является он придворным, официальным платьем.

В XVIII веке костюм оставался прежним, видоизменяясь в расцветке и особенностях покроя. Также в этот период его элементы перетекают из высокой в народную моду.

Костюм в XIX веке[править | править код]

Следующие изменения приходятся на период регентства в Великобритании (1811—1820). Британский денди Джордж Браммел изобрёл строгий мужской костюм современного типа. Тогда он включал в себя тёмный, обычно чёрный фрак, белую рубашку, белый шейный платок, светлого оттенка жилет и брюки, высокие чёрные сапоги. Новая простота и строгость радикально отличается от присущей предыдущим векам пышности и яркой цветовой палитры. Кроме того, Джордж ввёл купание в ежедневный туалет

[3].

С началом Викторианской эпохи в Великобритании изменилась и мода. К середине XIX века стали популярными сюртук и визитка. У последней впереди был широкий разрез, что делало её удобной для верховой езды. Их надевали днём и на официальные мероприятия, фрак же с этого времени становится вечерней одеждой и сохраняет эту позицию ещё целое столетие. Жилет носился под все виды верхней одежды. Неотъемлемыми элементами костюма были шляпа-цилиндр и перчатки. Из Англии костюм распространился на всю Европу, а также восток США. Колонизация мира приносила новую моду в самые отдалённые его уголки.

Во второй половине XIX века начал зарождаться прямой пиджак, который вместе с брюками и жилетом образовал тот костюм, что сегодня именуется классическим. Также в моду вошли фетровая шляпа и котелок для прохладной погоды и соломенная шляпа-канотье для летней жары. Новые головные уборы постепенно заменили цилиндры.

В конце XIX века появились неформальные удобные костюмы, предназначенные для занятий спортом, или ношения в загородной местности или на побережье. Здесь можно отметить вязаные жилеты или джемперы, которые давали большую свободу действия при охоте, рыбалке, спорте, загородные ботинки и сапоги, пиджаки из грубой ткани с поясом, стягивающим их по талии, кепки-восьмиклинки, гетры для ношения с бриджами. Однако было зазорным носить такую одежду повседневно—это считалось недостойным джентльмена, ровно как и появиться в одной рубашке.

Для вечерних приёмов обычно надевали фрак и белый галстук, но в конце века в моду вошёл смокинг, который обычно носили с чёрным галстуком. Название «смокинг» костюм получил, попав в США. Изначально это был костюм для курения — стряхивать пепел было не культурно, а с атласных лацканов счищать его было легко. Американцы начали носить его раньше, после Первой мировой войны он получил повсеместное распространение.

Костюм в XX веке[править | править код]

Мужчина в визитке, 1901 год.

Начало XX века в Великобритании ознаменовалось так называемой Эдвардианской эпохой. Сюртуки стали менее популярной, консервативной, одеждой, в основном люди предпочитали визитки или пиджаки. Получили популярность чёрные галстуки, их надевали на частные мероприятия, которые проходили, как правило, без дам. Фрак стал использоваться наряду со смокингом. Последний получил повсеместное распространение после Первой мировой войны, консервативные англичане признали его окончательно лишь в 1920-ых гг.

В Северной Америке популярность приобрёл костюм-«саке». Однако, по отношению к обычному деловому костюму, он считается несколько менее «формальным», так как плотно лежит только на плечах, не имея боковых вытачек. Склонные к полноте американцы по достоинству оценили свободный крой костюма.

На фото рядом показаны лидеры во время Версальской конференции. На неформальных встречах, как например, в данной ситуации, они одеты в визитки и пиджаки. На официальных встречах же на них длинные сюртуки.

После завершения Первой мировой войны, в 1920-х визитка стала официальной одеждой, в повседневной жизни стали популярны пиджаки. Более консервативная часть общества носила длинные сюртуки, или, как их прозвали, «Пальто Принца Альберта». Популярны галстуки тёмных тонов. В моду вошли широкие прямые брюки. Особо широкие брюки прозвали «Оксфордские мешки»—их носили в знак протеста студенты Оксфордского университета, которым запрещали носить бриджи, поверх таковых. В 20-40 х гг. была тенденция носить брюки с высокой талией. На протяжении всех 20-х гг. носились однобортные костюмы, двубортные предпочитали консервативные и пожилые люди. Кроме того, в 20-х гг. было модно сочетать двубортный жилет по 4 пуговицы с каждой стороны и однобортные костюмы.

1930-е гг. ознаменовались образом статусного, могучего мужчины, гангстера-мафиози в каком-то роде—широкие лацканы, массивные плечи, широкие брюки. В 1930-х (и вновь в 1970-х) в моде были длинные пиджаки и жилеты. С 1940 года стали производиться новые, неудобные жилеты, и многие мужчины стали на них жаловаться — они топорщились, когда они садились или наклонялись. На два десятилетия в моде укрепились двубортные пиджаки.

1940-е-1950-е года характеризуются большим разнообразием костюмов и их упрощением. Пальто, сюртуки и пиджаки делались прямыми, а в 1960-х гг. двубортные костюмы выходят из моды.

На рубеже 1950-х и 1960-х гг. жилет перестал быть обязательной частью костюма, однако используется по настоящее время. С «джинсовой революцией» также вышли из повсеместного употребления классические шляпы. В 60-х гг. популярны костюмы-двойки с прямыми пиджаками.

Конец 1960-х — начало 1970-х гг. — небольшой всплеск популярности пиджаков в стиле Неру (застёгиваются под горло, с высоким воротником — в Соединённые Штатах их носил, например, Джонни Карсон.

В 1970-х гг. в моду вернулись длинные пальто и жилеты — отчасти под влиянием популярного фильма «Лихорадка субботнего вечера». Костюмы-тройки ассоциировались также с диско-культурой.

В поздние 70-е многие компании, в первую очередь Haggar, популяризировали костюмы-двойки, а также впервые представили возможность покупать элементы костюма по отдельности[4].

В 1980-е гг. большинство производителей делают костюмы-двойки, те же немногие, которые продолжили делать жилетами, делали их однобортными и на 4 пуговицы.

К 1985-1986 гг. мода на костюмы-тройки постепенно изживала себя, уступая место приталенным двубортным и однобортным костюмам-двойкам.

Начиная с 60-х гг. классические костюмы перестали быть повседневной одеждой. Брюки в массах уступали место джинсам, пиджаки и сюртуки — свитерам, футболкам и др. одежде, туфли — ботинкам и кроссовкам. Вошли в моду свитера-жилеты с вырезами, ставшие популярнее классических жилетов.

Костюм в XXI веке[править | править код]

В 90-х годах XX и в начале XXI века был небольшой всплеск популярности двубортных костюмов, но вскоре он завершился.

В настоящее время костюмы-двойки популярнее костюмов-троек. Пиджак и брюки как правило сшиты из одного материала, для делового костюма это часто шерсть. В прошлом десятилетии популярными были однобортные пиджаки на трех пуговицах, сейчас в моду вошли пиджаки на двух пуговицах с узкими лацканами и укороченными полами. Однако в продаже есть варианты вплоть до четырёх пуговиц.

В настоящее время классические костюмы носятся либо ценителями классического стиля, либо по особым случаям. Также вошли в моду предметы классического стиля, но в современной обработке, как то пиджаки с яркими расцветками и рисунками, разноцветные брюки-джинсы и т. п.

Женские прогулочные костюмы, 1894, от компании Butterick

Женский костюм начал зарождаться в 1660-е гг., когда в женском костюме для верховой езды появилось сочетание пальто/жакета и юбки. Подобная же одежда, не связанная в верховой ездой, появилась в конце XIX века. Здесь нужна лингвистическая справка. Эту одежду называли costume, но не suit. Оба слова на русский переводятся как «костюм». Но в первом случае — костюм как совмещение предметов одежды, а во втором имеется в виду костюм как классическая одежда, по аналогии с мужской одеждой. Так вот, данная форма одежды стала классическим костюмом только после Первой мировой войны[5].

Портные, делая женские костюмы, использовали мягкие ткани и стремились подчеркнуть женственность в своих работах. Костюм с юбкой стал повседневной женской одеждой, его надевали, когда шли на работу или по городу. На полуофициальные мероприятия надевали коктейльные костюмы.

В середине XX века появился деловой женский костюм — обычно состоящий из жакета и юбки, чаще тёмного оттенка. Под него обычно носят светлую рубашку, колготы (либо чулки) и туфли, реже нашейные украшения и нагрудные платки.

В 1964 году дизайнер André Courrèges внедрил женские костюмы с брюками. Они стали использоваться наряду с юбочными. И те, и другие к 1970-м — 1980-м укрепились в качестве постоянной официальной одежды для женщин. Отчасти этому поспособствовал бестселлер Dress for Success.

Костюмы могут быть весьма разнообразными, в зависимости от выбора стиля и конкретных элементов одежды.

Тип покроя[править | править код]

В зависимости от покроя костюм (пиджак, смокинг или сюртук) может быть однобортным и двубортным. Костюмы первого типа наиболее распространены, в них левая и правая стороны перекрываются незначительно, а пуговицы расположены на правом борте. Двубортные же костюмы являются признаком консервативного стиля. Периодически проходят вспышки их популярности, но они не продолжаются дольше нескольких лет. В двубортных костюмах левая часть сильно перекрывает правую, а пуговиц расположены в два симметричных ряда. Часто дальний ряд просто декоративен, однако есть варианты и с застёгиванием обоих рядов.

Двубортные костюмы выглядят более официально и элегантно, они всегда носятся под галстук. Однобортная же модель может дополняться жилетом, как правило, однобортным, однако встречаются и двубортные модели.

Также по покрою костюмы можно разделить на три основные категории[6]:

Английский покрой — для подобных моделей допустимы однобортные и двубортные пиджаки на 2-3 и 4-6 пуговиц соответственно. Пиджак обязан иметь слегка подбитые плечи, неширокие прямоугольные или заострённые лацканы с петлицей, стянутую талию, два внешних кармана с клапанами и две шлицы на спине. Также может присутствовать дополнительный «билетный» карман на правом борту. Брюки, как правило, достаточно узкие, могут иметь защипы и манжеты. Подобный покрой позволяет подчеркнуть линию плеч и талию, создавая более агрессивный и мощный силуэт; подходит обладателям атлетичный или худощавой фигуры. Классические рисунки английского костюма — клетка («Принц Уэльский», «Глен», «Тартан») и «ёлочка».

Итальянский покрой — отличается более расслабленным силуэтом, получаемым, в том числе, отсутствием большей части подкладки, модели выполнены преимущественно из лёгких тканей (лён, хлопок, сирсакер). Пиджак, по сравнению с английским, имеет менее выраженную бортовку и более широкие лацканы. У более строгих костюмов плечи сильно расширены по сравнению с английским вариантом, на повседневных моделях плечевые подкладки небольшие и могут отсутствовать вовсе. Традиционно итальянский пиджак также не имеет шлиц, однако, достаточно распространены модели с одинарной фигурной шлицей. Брюки прямые и без защипов, с высокой посадкой на талии.

Американский покрой — характеризуется более свободным покроем и не столь выраженной посадкой по фигуре. Пиджак прямой и может быть слегка укорочен, без ярко выраженных плечевых подкладок. Сзади имеет одну шлицу посередине. Брюки свободные, ввиду своей ширины обязаны иметь полный залом книзу.

Деловой костюм является де-факто формой одежды в бизнесе и на официальных мероприятиях. Состоит обычно из пиджака и брюк, выполненных из ткани одного типа и предназначенных для ношения вместе[7].

Костюм может приобретаться как готовым, так и изготовляться на заказ. Индивидуальный пошив также подразделяется на т.н. Made-to-Measure и Bespoke. В первом случае портной работает с уже готовыми заводскими лекалами, подгоняя их для клиента. На сегодняшний день костюмы Made-to-Measure предлагают многие бренды, также продающие и уже готовые модели (Henderson, Massimo Dutti, Gucci, Emporio Armani и т.д.). Во втором же изделие шьётся с самого начала строго по меркам заказчика. Наиболее предпочтительным вариантом является второй, так как это позволяет пошить костюм, идеально подходящей фигуре конкретного человека. Такой способ в то же время является наиболее дорогостоящим, а также есть риск, что параметры заказчика изменятся с того момента, как с него сняли мерки.

Готовые костюмы позволяют значительно сэкономить, но не обеспечивают должного удобства и, зачастую, достаточного качества изготовления[8].

Качество пошива костюма определяется по швам, которые должны быть ровными и гладкими, небольшим деталям (как то: качество пуговиц, подгонка материала по рисунку, возможность расстегнуть пуговицы на рукавах и др.), а также по внешнему виду в целом.

  • Antongiavanni, Nicholas: The Suit, HarperCollins Publishers, New York, 2006. ISBN 0-06-089186-6
  • Byrd, Penelope: The Male Image: men’s fashion in England 1300—1970. B. T. Batsford Ltd, London, 1979. ISBN 0-7134-0860-X
  • Croonborg, Frederick: The Blue Book of Men’s Tailoring. Croonborg Sartorial Co., New York and Chicago, 1907
  • Cunnington, C. Willett; Cunnington, Phillis (1959): Handbook of English Costume in the 19th Century, Plays Inc, Boston, 1970 reprint
  • Devere, Louis: The Handbook of Practical Cutting on the Centre Point System (London, 1866) revised and edited by R. L. Shep. R. L. Shep, Mendocino, California, 1986. ISBN 0-914046-03-9
  • Doyle, Robert: The Art of the Tailor, Sartorial Press Publications, Stratford, Ontario, 2005. ISBN 0-9683039-2-7
  • Druessedow, Jean L. (editor): Men’s Fashion Illustration from the Turn of the Century Reprint. Originally published: New York: Jno J. Mitchell Co. 1910. Dover Publications, 1990 ISBN 0-486-26353-3
  • Mansfield, Alan; Cunnington, Phillis: Handbook of English Costume in the 20th Century 1900—1950, Plays Inc, Boston, 1973
  • Stephenson, Angus (editor): The Shorter Oxford Dictionary. Oxford University Press, New York, 2007
  • Unknown author: The Standard Work on Cutting Men’s Garments. 4th ed. Originally pub. 1886 by Jno J Mitchell, New York. ISBN 0-916896-33-1
  • Vincent, W. D. F.: The Cutter’s Practical Guide. Vol II «All kinds of body coats». The John Williamson Company, London, circa 1893.
  • Waugh, Norah: The Cut of Men’s Clothes 1600—1900, Routledge, London, 1964. ISBN 0-87830-025-2
  • Whife, A. A (ed): The Modern Tailor Outfitter and Clothier. The Caxton Publishing Company Ltd, London, 1951

Голландский классицизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Голландский классицизм — художественный стиль, доминировавший в архитектуре Соединённых провинций в период Золотого века (начиная с 1620-х годов по конец XVII века). Расцвет стиля пришелся на период с 1625 по 1665 годы, а его основными представителями были архитекторы: Якоб ван Кампен (1595 — 1657) и Питер Пост (1608 — 1669).

Есть мнение, что классицизм как основной стиль массового строительства возобладал в голландской национальной школе раньше, чем в других странах[1]. Этот стиль сочетал в себе элементы итальянского барокко и классицизма с наследием национальной кирпичной архитектуры. Для архитектуры классицизма характерно использование классических ордеров (таких, как тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный). Во время расцвета классицизма, элементы стиля, такие как пилястры, классические фронтоны и архивольты, использовались повсеместно. Их можно было встретить как на представительских зданиях, так и на постройках утилитарного назначения[1] .

В стиле голландского классицизма выдержаны «узкие» кирпичные дома Амстердама[2], сохранившиеся в голландской столице с XVII века. Эти особняки облицованы белым камнем и снабжены декоративными фронтонами. Здания, выполненные в этом стиле, могли повлиять на архитектурные вкусы Петра I, в то время когда он жил и учился в Нидерландах (подробнее см. петровское барокко)[2].

Здания[править | править код]

Воспитательный дом в Амстердаме

Архитекторы[править | править код]

Обсуждение:Классицизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Позволю себе исправить период — не конец ХVІІІ — начало ХІХ, а ХVІІ — ХVІІІ вв. 89.215.91.116 11:56, 9 ноября 2008 (UTC)

а что тогда было в России в начале 19 века? Понятно, что в европейском искусствознании классицизм — это то, что вы написали, при короле-Солнце. а неоклассицизм — это ампир и т.п. Но поскольку в россии первого классицизма не было, то термин неоклассицизм не прижился, и чаще его употребляют для третьего — всплеска в конце 19 века-начале 20, шедшего параллельно модерну.—Shakko 19:14, 9 ноября 2008 (UTC)
А Казаков? А Ломоносов? Kuimov 05:09, 2 мая 2009 (UTC)

у меня вопрос: какой литературой, или другими источниками пользовались составляющие? мне просто надо знать, т.к. в статье хороший материал.

Sonic youth 15:38, 29 сентября 2010 (UTC)

Термин «Классицистический стиль»[править код]

Вопрос, возможно, более лингвистический: насколько правомерно использование термина «Классицистический стиль»? Больно уж корявое слово. Но встречается довольно часто: (поиск по статьям ВП, 100 результатов). Пока сделал редирект сюда на Классицизм, т.к в самой этой статье слово «классицистический» встречается 5 раз. Есть ли на эту тему какие-либо пояснения в АИ? ←A.M.Vachin 10:14, 6 ноября 2010 (UTC)

Есть такой термин, редирект корректный. Даже банальный поиск по книгам в Гугле его находит. Орфографический словарь с Грамоты.ру знает слово «классицистический». Хотя довольно часто путают с «классическим», что является грубой ошибкой. — GreenStork. 12:45, 6 ноября 2010 (UTC)
А в чём ошибочность? Нутром чую, что «классический» — относящийся к древностям, первоначальным этапам, простоте, строгости и пр., а «классицистический» — именно имитирующий «классический» стиль на более современном уровне, с новой идеологией, но не сам тот. Хорошо бы найти толковое разъяснение и вставить в статью. ←A.M.Vachin 23:26, 6 ноября 2010 (UTC)
В русском языке (в отличие от многих других) эпитет «классический» может относиться не только к классической античности, но и любому другому периоду, который принимается за эталон: напр., «классическая немецкая философия», «классическая русская литература». Предлагаемое вами упразднение корректного термина чревато жуткой путаницей. —Ghirla -трёп- 00:09, 7 ноября 2010 (UTC)
Оффтопик! Уважаемый Ghirlandajo, Вы немного не поняли меня. Я как раз и хотел бы уточнить здесь различие этих терминов, и ни в коем случае не упразднить какой-либо из них. Определяя «классический» из ощущений своего я имел в виду и Ваши примеры тоже, как и множество других: классический балет, опера, кузов седан, физика Ньютона, двухпанельный интерфейс Нортона, римское право, командную строку и т. п., то есть всё то, что было доведено в своё время до высокого уровня совершенства при тогдашнем уровне развития средств производства и требований к результату, и в текущем контексте. Короче, лезу в словари. С уважением, ←A.M.Vachin 07:39, 7 ноября 2010 (UTC)
Если кратко, то «классический» имеет отношение к «классике», а «классицистический» — к «классицизму». Так, творчество Мольера является одновременно и классическим, и классицистическим; но «Одиссея» или «Война и мир» — классическая литература, но не классицистическая. — GreenStork. 12:55, 7 ноября 2010 (UTC)
А еще встречается термин «классицизирующий» 🙂 —Ghirla -трёп- 14:44, 7 ноября 2010 (UTC)

Классицизм Википедия

Классици́зм (фр. classicisme от лат. classicus «образцовый») — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв.[1]

В основе классицизма лежат идеи античности, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Об особенностях классицизма в Российской империи см. статью русский классицизм.

Во многом классицизм опирался на античное искусство[2] (Аристотель, Гораций), взяв его за идеальный эстетический образец, «золотой век»[1][3]. Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса[4].

Термин[ | ]

Следует отметить путаницу в терминах: в европейском искусствознании истинным, первым, классицизмом является стиль XVII века, за ним следует вторая волна — неоклассицизм конца XVIII — середины XIX века (соответствующий русскому классицизму). Затем на рубеже XIX века происходит третий всплеск интереса к классическому стилю, в России именуемый неоклассицизм, а за рубежом не имеющий отдельного наименования.

Живопись[ | ]

Стиль классический — это… Что такое Стиль классический?


Стиль классический

   при изготовлении одежды в этом стиле используются ткани с классическим рисунком: полоски, клетки, «куриная лапка». Покрой отличает простота и строгость исполнения.

   (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

Энциклопедия моды и одежды. EdwART. 2011.

  • Стиль индийский
  • Стиль клубный

Смотреть что такое «Стиль классический» в других словарях:

  • Классический стиль —    современный стиль одежды, характеризующийся целостностью форм, соответствием объемов пропорциям фигуры, четкостью линии, соразмерностью деталей, сдержанностью цветовой гаммы. Одежда К. С. стала приемлемой для мужчин и женщин любого возраста и… …   Энциклопедия моды и одежды

  • классический стиль/ход (биатлон) — классический стиль/ход классическая техника Традиционная техника хода на лыжах. Спортсмен использует попеременный ход, при котором лыжи скользят параллельно друг другу. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014».… …   Справочник технического переводчика

  • стиль научного мышления —         СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ совокупность характерных черт мышления ученых, система ориентации на те или иные идеи, методы, образцы исследования, интерпретации и оценки; «готовность к направленному восприятию и соответствующему пониманию того …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Классический колледж художественно-эстетического образования и дизайна — Классический колледж художественно эстетического образования и дизайна  образовательное учреждение среднего профессионального образования в Орехово Зуево. Директор  Денисова Ольга Анатольевна, дизайнер, ЧЛЕН Союза дизайнеров России,… …   Википедия

  • Классический гуманизм — Фреска Рафаэля «Афинская школа», где рядом с Пифагором и Аристотелем изображены Леонардо и Браманте. Ренессансный гуманизм, классический гуманизм  европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во… …   Википедия

  • Классический костюм — Пиджак Классический костюм (от фр. Costume  одежда, одеяние, платье) комплект верхней …   Википедия

  • классический — прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. классически 1. Произведение, работу и т. п. называют классическими, если они созданы классиком, человеком, который является образцом для подражания, авторитетом для других. Классическая литература,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Классический метод расчёта переходных процессов — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Название метода «классический» отражает использование в нем решений дифференциальных уравнений …   Википедия

  • Классический кроссовер — Classical crossover Истоки: классическая музыка поп рок Место и время возникновения: 1970 е Поджанры: неоклассический метал …   Википедия

  • Корпоративный стиль — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

Классическая Греция — Википедия

Класси́ческая Гре́ция (V—IV вв. до н. э.) — период высшего расцвета полисного устройства. Достижения греков в области архитектуры, скульптуры, вазовой живописи, ювелирного искусства, поэзии, театрального искусства, науки (астрономии, геометрии, физики, зоологии, медицины, психологии, логики, политологии, искусствоведения, риторики, экономики, истории, географии) и государственного устройства в этот период столь велики, что вызывали и вызывают стремление подражать им, брать за образец. Именно поэтому эта эпоха называется «классической», то есть достойной подражания.

В результате победы греков в греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин. Впоследствии гегемония Спарты в Греции была оспорена Фивами (371 г. до н. э.). Бесконечные междоусобицы ослабили Грецию и царь Македонии Филипп II к 338 г. до н. э. сумел поставить под контроль почти все полисы материковой Греции.

Экономической основой греческого полиса было сочетание города — обнесённого стенами большого плотно населённого поселения с торговой гаванью, рынком (агорой) и с городской экономикой — ремеслом и торговлей, особенно морской, и земледельческой периферии полиса. В греческих полисах широко практиковалось рабство иностранцев. В Спарте преобладала илотия — государственное рабство основной массы земледельцев-греков. Похожие формы рабской и крепостнической зависимости основной массы земледельцев существовали в некоторых других отсталых аграрных греческих полисах. Экономика классической Греции отличалась большим развитием кредита, дальней морской торговли и впервые в истории широким использованием денег (металлических монет из меди, серебра и золота). В большинстве греческих полисов выращивалось много винограда, оливок, развивалось рыболовство, животноводство, керамическое ремесло, судостроение, металлургия и металлообработка. Зерновые в больших масштабах выращивались только в некоторых равнинных районах материковой Греции (Лаконика, Беотия, Фессалия, Македония) и в некоторых греческих колониях на Сицилии (Сиракузы, Агригент) и в Северном Причерноморье (Боспор Киммерийский, Херсонес Таврический, Ольвия).

В военном сухопутном деле классической Греции господствовала фаланга гоплитов — правильное прямоугольное построение тяжеловооружённых воинов в бою. Подобная пехота требовала длительного обучения и высокой дисциплины, а также относительно больших расходов на защитное вооружение — металлический нагрудник, шлем, поножи и большой щит. Была изобретена и всё шире использовалась метательная артиллерия — катапульты, баллисты, стрелявшие тяжёлыми стрелами и камнями. Получила большое развитие осадная техника — многоярусные штурмовые башни, тараны. В военно-морском деле классической Греции широко использовались крупные многоярусные гребные боевые корабли с носовым тараном — триеры с тремя рядами вёсел, квадриремы и пентеры с четырьмя и пятью рядами, обеспечивавшие греческим полисам господство на большинстве торговых морских путей и акваторий Средиземного моря. Большие успехи древних греков классической эпохи в военном деле вызвали появление военного наёмничества — греческие военные наёмные отряды и военачальники успешно служили в вооружённых силах Персидской державы, Карфагена и других стран.

Живой интерес у исследователей вызывает вопрос о причинах угасания классической греческой культуры. Для объяснения этого была выдвинута идея деградации, искажения и крушения принципов традиционной для древних греков гражданской общины (города-государства) — полиса («кризис полиса»). Несмотря на то, что полисные принципы жизни оставались актуальными для всего периода существования античных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима, наивысшего расцвета греческий полис достиг именно в классический период. В эпоху эллинизма, а тем более — римского владычества, полисное устройство в основном использовалось в качестве удобного для центральной власти механизма местного самоуправления, перестав быть универсальной основой жизнеустройства.

Самыми главными городами-государствами были Афины и Спарта. Другие города, такие как Коринф, Халкида, Милет, Смирна и Эретрия имели свои традиции и форму правления. Города-государства разрастались, основывали колонии на берегах Черного моря, в Киренаике — на севере Африки (Ливия), на Сицилии, в Южной Италии и даже на южном побережье Франции и Испании. Греческие города-государства соперничали между собой.

В греческих полисах жизнь отдельного человека подчинялась интересам страны. Это хорошо видно на примере военного государства Спарты, где мужчины рождались, чтобы стать воинами, а женщины, чтобы рожать новых солдат и воинов. В демократических Афинах граждане должны были служить в армии или исполнять государственные поручения, не думая о собственных интересах. Для охраны общественного порядка по инициативе Клисфена была введена новая форма голосования — остракизм — голосование на черепках. Если виновный получал более 3000 голосов из 6000, его изгоняли из города (во благо общества, конечно), чаще всего не предъявляя ему никакого обвинения. Остракизму были преданы Аристид, Фемистокл. Сначала остракизм действительно защищал демократию от политиков, которые ей угрожали. Но потом он превратился в метод политической борьбы и сведения счетов с личными врагами.

Центром публичной политической и культурной жизни в Афинах была агора. Здесь собирались афинские граждане, чтобы решать вопросы правления страной, философы — чтобы обсуждать проблемы, и каждый год весь народ — чтобы увидеть выступления поэтов.

В Греции семья была основой государства. Браки в Афинах происходили чаще всего по решению глав семейств жениха и невесты, чувства молодых людей при этом не учитывались. Обществом были четко определены функции мужа и жены. Муж занимался государственной деятельностью, жена, в свою очередь, воспитывала детей, хозяйствовала в доме. От мужчин зависело продолжения рода, поэтому они занимали господствующее положение в семье. Греческие семьи не были многодетными, чтобы избежать раздела родительского имения между детьми. «Имей лишь одного сына, чтоб прокормить наследие», — говорил Гесиод в «Трудах и днях». Власть мужа была полной и исключительной. Чаще всего отец решал судьбу сына. Только заведя собственную семью, сын освобождался от отцовского попечения.

Развод[править | править код]

Муж мог отказаться от жены в любой момент, даже не имея на то веских причин. Жена со своей рабыней возвращалась в отцовский дом, взяв с собой свои украшения. Но развод не был частым явлением, потому что, расставшись, муж должен был вернуть жене её приданое. Только бесплодие могло стать веской причиной для развода. Женщина тоже могла расстаться с мужем, но для этого ей надо было пройти долгий путь судебного рассмотрения.

Муж-гражданин[править | править код]

Мужчина в Греции жил полноценной жизнью и пользовался полной свободой вне дома. Каждый день он посещал агору, принимал участие в сборах, присутствовал на театральных представлениях и спортивных соревнованиях. Он должен был исполнять гражданские и государственные поручения. Но прежде чем вступать в свои гражданские права, молодой человек на протяжении 2 лет (от 18 до 20) служил в армии.

Дети[править | править код]

Дети жили в гинекее со своей матерью и рабынями. У них были свои игры: кольца, обручи, игрушки из глины и даже домашние животные. Дети внимательно слушали рассказы кормилицы про героев, богов или же поучительные басни Эзопа. В 7 лет дети начинали посещать школу, где учились читать, писать и считать. Также они учились петь и танцевать. Девушки же оставались под опекой матери в гинекее.

Спорт[править | править код]

Чтобы поддерживать себя в форме, греки уделяли большое внимание занятиям спортом. Каждый день они посещали спортивные залы или гимнасии. Также они могли заниматься физическими упражнениями в термах — гражданских банях. Мужчины занимались борьбой, либо боксировали, но отдавали преимущество соревнованиям с пятиборьем.

Досуг[править | править код]

Часто мужчины устраивали в домах громкие банкеты — симпозиумы, во время которых они не только ели и пили, но и разговаривали, смотрели выступления певцов и танцовщиц, специально нанятых для увеселения гостей. Женщинам было запрещено веселиться рядом с мужьями, они должны были лишь следить за тем, чтобы гости не имели ни в чём нужды.

Женщины в гинекее[править | править код]

Женщина находилась в женской части дома вместе с детьми и рабынями. Долгом жены было следить за работой рабов в доме, контролировать употребление продуктов, но главное — не вмешиваться в личную жизнь своего мужа. Жена пряла шерсть, ткала, занималась воспитанием детей, подготовкой к семейным праздникам, следя за тем, чтобы дом соответствовал социальному положению мужа.

Отстояв свою независимость, греки создали новое общество с новым образом мышления. Будучи торговцами, моряками и путешественниками, они оказали влияние на развитие многих культур. Философы, врачи и ученые распространяли новые взгляды на мир, основанные на наблюдении и дискуссии. Старые сельские обычаи отмирали с ростом городов. Создавались новые искусство, архитектура и наука. Развивались философия и медицина, основанные на изучении природы. Театр в этот период играл большую роль в жизни греков. Театральные представления ведут своё происхождение от сельских праздников — Великих Дионисий. Их участники надевали козлиные шкуры и маски, изображая сатиров, спутников Диониса. Они танцевали, распевали песни, разыгрывали сценки из мифов. Позже появились актеры, сценки стали разыгрывать в специально построенных сооружениях — театрах, а представления продолжали называть трагедией(дословный перевод — песнь козлов). Театры строили под открытым небом на склонах холмов, по которым полукругом спускались места для зрителей. Само представление разыгрывалось на круглой площадке, за которой помещалась палатка, где переодевались актеры. Эта палатка называлась Скена . Со временем её стали строить из камня. В Афинах театр был сооружён на склоне Акрополя возле храма бога Диониса и вмещал до 17 тысяч зрителей. Первый ряд был предназначен для самых знаменитых граждан полиса и его гостей. Для посещения представлений зрители покупали входные жетоны.

Образование[править | править код]

Сыновей свободных граждан посылали в школу, где их обучали чтению, письму, танцам и где они занимались спортом. Писали они на восковых табличках специальным стержнем, называемым стило. Дочерей матери обучали ткачеству и работе по дому. Греческие ученики занимаются в классе различными предметами с учителем.

Искусство Ранней классики[править | править код]

В эпоху ранней классики полисы Малой Азии теряют ведущее место в развитии искусства, которое они до того занимали. Важнейшими центрами деятельности художников, скульпторов, архитекторов становятся Северный Пелопоннес, Афины и греческий Запад. Искусство этой поры освещено идеями освободительной борьбы против персов и торжества полиса. Героический характер и повышение внимания к человеку-гражданину, создавшему мир, где он свободен и где уважается его достоинство, отличает искусство ранней классики. Искусство освобождается от тех жестких рамок, которые сковывали его в эпоху архаики, это время поисков нового и в силу этого время интенсивного развития различных школ и направлений, создания разнородных произведений.

Историческая реконструкция Храма Зевса 19 века, выполненная Паулем Неффом Верлагом

На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур — куросу и коре — приходит гораздо большее разнообразие типов, например контрапост; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры и скульптуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на острове Эгина, так называемый храм «Е» в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. По скульптурам и рельефам, украшавшим эти сооружения, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды — при переходе от архаики к строгому стилю и далее — к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи — передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача — передать движения души. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

Вторая четверть V века — годы деятельности самого выдающегося из художников ранней классики — Полигнота. Судя по свидетельствам древних авторов, Полигнот, стремясь показать людей в пространстве, располагал фигуры заднего плана над передними, частично скрывая их на неровностях почвы. Этот прием засвидетельствован и в вазописи. Однако для вазописи этого времени наиболее характерно уже не следование за живописью в области стилистики, а самостоятельное развитие. В поисках изобразительных средств вазописцы не только шли за монументальным искусством, но, как представители наиболее демократического вида искусства, кое в чём и обгоняли его, изображая сцены из реальной жизни. В эти же десятилетия наблюдается упадок чернофигурного стиля и расцвет краснофигурного, когда для фигур сохраняли естественный цвет глины, пространство же между ними заполняли чёрным лаком.

Искусство Высокой классики[править | править код]

Искусство высокой классики, подготовленное творческими исканиями художников предшествующего поколения, имеет одну важную особенность — наиболее значительным центром его развития становятся Афины, и влияние афинской идеологии все более определяет развитие искусства всей Эллады.

Искусство высокой классики — явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление её на практике. Рождение градостроительства как теоретической и практической дисциплины, соединявшей в себе художественные и утилитарные цели, связано с именем Гипподама Милетского. Две основные черты характеризуют его схему: регулярность плана города, в котором улицы пересекаются под прямым углом, создавая систему прямоугольных кварталов, и зонирование, то есть четкое выделение различных по функциональному назначению районов города.

Ведущим типом зданий по-прежнему оставался храм. Храмы дорического ордера активно строятся на греческом Западе: несколько храмов в Агригенте, среди которых выделяется так называемый храм Конкордии (в действительности — Геры Аргейи), считающийся лучшим из дорийских храмов в Италии. Однако масштабы строительства зданий общественного назначения в Афинах далеко превосходят все то, что мы наблюдаем в других частях Греции. Сознательная и целенаправленная политика афинской демократии, возглавляемой Периклом, — превратить Афины не только в самый могучий, но и самый культурный и прекрасный полис Эллады, сделать родной город средоточием всего лучшего, что есть в мире, — находила практическое воплощение и в широкой строительной программе.

Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи. При строительстве Парфенона, в частности, Иктин и Калликрат смело пошли на соединение в одном здании черт дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионийского ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Чрезвычайно своеобразен Эрехтейон — единственный в греческой архитектуре храм с абсолютно асимметричным планом. Оригинально и решение одного из его портиков, где колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид. В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий — Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия — крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны ещё мало. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь своё идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов. Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия — бесспорной вершине искусства высокой классики.

Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящим на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой — символ власти — скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Идеальный гражданин полиса — основная тема творчества другого скульптора этого времени — Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя «Дорифора» (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета — воплощение физически и духовно совершенного человека.

В конце V века в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты видны и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием. Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких. Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный — надгробие Гегесо, дочери Проксена) — изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

К сожалению, о великих греческих художниках (Аполлодор, Зевксис, Паррасий) мы не знаем почти ничего, кроме описания некоторых их картин и сведений об их мастерстве. Можно полагать, что эволюция живописи в основном шла в том же самом направлении, что и скульптуры. Согласно сообщениям древних авторов, Аполлодор Афинский открыл в конце V века эффект светотени, то есть положил начало живописи в современном смысле этого слова. Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. В вазописи второй половины V века все большее место занимают бытовые сцены.

Афины, Спарта и некоторые другие города объединялись в борьбе против персов, продолжавшейся более 50 лет, и одержали победу при Саламине в 480 г. до н. э. и Марафоне в 490 г. до н. э. Из-за того что Спарта испугалась роста могущества Афин, началась Пелопоннесская война, продолжавшаяся 25 лет. Разобщенность городов-государств привела к тому, что в 338 г. до н. э. Грецию завоевал македонский царь Филипп II — отец Александра Македонского (Великого).

  • 540 до н. э. Персы завоевывают Ионию (восточный берег Эгейского моря).
  • 500 г. до н. э. Восстание греческих полисов Ионии против персидского господства.
  • 490 г. до н. э. Победа греков над персами в битве при Марафоне.
  • 480 до н. э. Нашествие персов во главе с царём Ксерксом на Грецию. Героическая гибель спартанского царского отряда из трёхсот воинов во главе со спартанским царём Леонидом в битве против персов при Фермопилах. Морское сражение между персами и греками при Артемисии. Победа греков над персами в морской битве при Саламине.
  • 479 г. до н. э. Победа греков над персами в сухопутной битве при Платеях и в морской битве при Микале.
  • 449 г. до н, э. Каллиев мир между персами и греками. Греческие полисы Ионии освобождаются от власти персов. Персидскому флоту запрещено плавание в Эгейском и Мраморном морях.
  • 431 — 404 до н. э. Пелопоннесская война между Делосским морским союзом во главе с Афинами и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой.
  • 404 до н. э. Победа Спарты над Афинами
  • 371 до н. э. Упадок Спарты. Главным городом становятся Фивы.
  • 338 до н. э. Филипп Македонский завоевывает Грецию после победы македонского войска над греками в битве при Херонее.

Древнегреческие авторы классической эпохи, чьи труды дошли до нашего времени (почти все легко доступны в русских переводах):

Историки — Геродот, Фукидид, Ксенофонт

Драматурги — Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан

Ораторы — Демосфен, Лисий, Андокид, Исей, Антифонт, Исократ, Динарх (оратор), Эсхин, Гиперид, Ликург Афинский, Горгий

Философы — Сократ, Платон, Аристотель

Учёные — Гиппократ, Эней Тактик, Псевдо-Скилак Кариандский, Аристоксен

Исследования военно-политической и социально-экономической истории классической Греции (примерно 500—338 гг. до н. э.) на русском языке:

  • Анучин Д. Н., Водовозов В. В., Винклер, П. П., Мищенко Ф. Г., Петрушевский Ф. Ф. Греция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бондарь Л. Д. Афинские литургии 5-4 вв. до н. э. — СПб., 2009. — 204 с. — ISBN 978-5-9818-7318-8.
  • Бузескул В. История афинской демократии. — СПб., 2003. — 480 с. — ISBN 5-93762-021-6.
  • Бюттен А. — М. Классическая Греция / Пер. с фр. — М., 2006. — 384 с. — ISBN 5-9533-1522-8.
  • Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. В. Федяниной. — М., 1998. — 336 с. — ISBN 5-300-01752-3.
  • Исаева В. И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. — М., 1994. — 256 с. — ISBN 5-02-017391-6.
  • Казаманова Л. Н. Очерки социально-экономической истории Крита в 5-4 вв. до н. э. — М., 1964. — 192 с.
  • Корзун М. С. Социально-политическая борьба в Афинах в 444—425 гг. до н. э. — Минск, 1975. — 160 с.
  • Кутергин В. Ф. Беотийский союз в 379—335 гг. до н. э. — Саранск, 1991. — 184 с. — ISBN 5-7103-0004-7.
  • Глускина Л. М. Проблемы социально-экономической истории Афин 4 в. до н. э. — Л., 1975. — 176 с.
  • Маринович Л. П. Античная и современная демократия: Новые подходы к сопоставлению. — М., 2007. — 212 с. — ISBN 978-5-98227-183-9.
  • Маринович Л. П. Греческое наёмничество 4 в. до н. э. и кризис полиса. — М., 1975. — 272 с.
  • Строгецкий В. М. Афины и Спарта: Борьба за гегемонию в Греции в 5 в. до н. э.: 478—431 гг. до н. э. — СПб., 2008. — 296 с. — ISBN 978-5-288-04619-3.
  • Суриков И. Е. Античная Греция: Политики в контексте эпохи: Время расцвета демократии. — М., 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-02-036984-9.
  • Суриков И. Е. Античная Греция: Политики в контексте эпохи: Година междоусобиц. — М., 2011. — 328 с. — ISBN 978-5-91244-030-4.
  • Суриков И. Е. Остракизм в Афинах. — М., 2006. — 640 с. — ISBN 5-9551-0136-5.
  • Суриков И. Е. Солнце Эллады: История афинской демократии. — СПб., 2008. — 360 с. — ISBN 978-5-8465-0759-3.
  • Фролов Э. Д. Греческие тираны: 4 в. до н. э. — Л., 1972. — 200 с.
  • Фролов Э. Д. Сицилийская держава Дионисия: 4 в. до н. э. — Л., 1979. — 160 с.

Наиболее важные труды по истории Древней Греции на русском языке, где есть большие разделы о классическом периоде:

Лыжные гонки — Википедия

Tartu Maraton 2006-2.jpg

Лы́жные гонки — циклический зимний вид спорта, в котором соревнуются по времени прохождения дистанции по специально подготовленной снежной трассе с использованием беговых лыж и лыжных палок. Официальные соревнования проводят на дистанциях длиной от 800 м до 70 км. Лыжные гонки входят в программу Зимних Олимпийских игр с 1924 года.

Впервые состязания в лыжном беге на скорость состоялись на территории современной Норвегии в 1767 году. Затем примеру норвежцев последовали шведы и финны, позже увлечение гонками возникло и в Центральной Европе. В конце XIX — начале XX века во многих странах появились национальные лыжные клубы. В 1924 году была создана Международная федерация лыжного спорта (FIS). В 2000 FIS насчитывала 98 национальных федераций.

Медаль победителю всесоюзных лыжных соревнований пионеров и школьников на приз газеты «Пионерская правда» Tartu Maraton 2006-2.jpg

Основные стили передвижения на лыжах — «классический стиль» и «свободный (коньковый) стиль».

Классический стиль[править | править код]

Первоначально к «классическому стилю» относятся те виды передвижения, при которых практически всю дистанцию лыжник проходит по предварительно подготовленной лыжне, состоящей из двух параллельных колей. «Классические» лыжные ходы разделяют по способу отталкивания палками на попеременные и одновременные. По числу шагов в одном цикле выделяют одновременно одношажный, попеременно двушажный и бесшажный ходы. Наиболее распространены попеременный двушажный ход (применяется на подъёмных участках и отлогих склонах, а при очень хорошем скольжении — и на подъёмах средней крутизны (до 5°) и одновременный одношажный ход (применяется на равнинных участках, на отлогих подъёмах при хорошем скольжении, а также на уклонах при удовлетворительном скольжении).

Свободный стиль[править | править код]

«Свободный стиль» подразумевает, что лыжник сам волен выбирать способ передвижения по дистанции, но поскольку «классический» ход уступает в скорости «коньковому», «свободный стиль» является, по сути, синонимом «конькового хода». Коньковые способы передвижения широко используются с 1981 г., когда финский лыжник Паули Сиитонен, которому тогда было уже за 40, впервые применил его в соревнованиях — в гонке на 55 км — и выиграл. Наиболее распространены одновременный двухшажный коньковый ход (применяется как на равнинных участках, так и на подъёмах малой и средней крутизны) и одновременный одношажный коньковый ход (применяется при стартовом разгоне, на любых равнинах и пологих участках дистанции, а также на подъёмах до 10-13°).

Преодоление подъёмов[править | править код]

Подъёмы могут преодолеваться либо одним из видов конькового хода, либо следующими способами: скользящим шагом (на подъёмах крутизной от 5° до 10°), ступающим шагом (от 10° до 15°), беговым шагом (15° и больше), «полуёлочкой», «ёлочкой», «лесенкой» (на соревнованиях не применяется), в отдельных случаях, когда подъём довольно резкий, применяется «ёлочка».

Спуск[править | править код]

При спусках спортсмены применяют различные виды стоек, различающиеся углом сгиба коленей. В высокой стойке этот угол составляет 140—160°, для средней стойки угол сгиба коленей 120—140° (120—130° у варианта этой стойки, т. н. стойки «отдыха»), обе применяются на неровных склонах. А на ровных спусках применяется самая скоростная, низкая, стойка, для которой угол сгиба коленей меньше 120°.

Торможение[править | править код]

Наиболее распространено торможение «плугом». При спуске наискось часто используется торможение упором. Для предотвращения травм при возникновении неожиданных препятствий на трассе иногда необходимо применять торможение падением, для которого также разработана своя, наиболее безопасная, техника выполнения.

Поворот[править | править код]

Очень распространен на соревнованиях способ поворот переступанием, тогда как поворот «плугом» часто используется для крутых поворотов. Иногда применяются такие способы, как поворот упором, поворот из упора и поворот на параллельных лыжах.

Соревнования с раздельным стартом[править | править код]

При раздельном старте спортсмены стартуют с определённым интервалом в определённой последовательности. Как правило интервал составляет 30 с (реже — 15 с или 1 мин). Последовательность определяется жеребьёвкой или текущим положением спортсменом в рейтинге (сильнейшие стартуют последними). Возможен парный раздельный старт. Итоговый результат спортсмена вычисляется по формуле «финишное время» минус «стартовое время».

Соревнования с масс-стартом[править | править код]

При масс-старте все спортсмены стартуют одновременно. При этом спортсмены с наилучшим рейтингом занимают наиболее выгодные места на старте. Итоговый результат совпадает с финишным временем спортсмена.

Гонки преследования[править | править код]

Гонки преследования (пасьют, англ. pursuit — преследование) представляют собой совмещённые соревнования, состоящие из нескольких этапов. При этом стартовое положение спортсменов на всех этапах (кроме первого) определяется по результатам предыдущих этапов. Как правило в лыжных гонках пасьют проходит в два этапа, один из которых спортсмены бегут классическим стилем, а другой — коньковым стилем.

Гонки преследования с перерывом проводятся в два дня, реже — с интервалом в несколько часов. Первая гонка проходит обычно с раздельным стартом. По её итоговым результатам определяется отставание от лидера для каждого из участников. Вторая гонка проходит с гандикапом, равным этому отставанию. Победитель первой гонки стартует первым. Итоговый результат гонки преследования совпадает с финишным временем второй гонки.

Гонка преследования без перерыва (скиатлон, до июня 2011 года — дуатлон, позже официально переименован лыжебежным Комитетом FIS[1]) начинается с общего старта. После преодоления первой половины дистанции одним стилем спортсмены в специально оборудованной зоне меняют лыжи и сразу преодолевают вторую половину дистанции другим стилем. Итоговый результат гонки преследования без перерыва совпадает с финишным временем спортсмена.

Эстафеты[править | править код]

В эстафетах соревнуются команды, состоящие из четырёх спортсменов (реже — трёх). Лыжные эстафеты состоят из четырёх этапов (реже — трёх). Эстафеты могут проходить одним стилем (все участники бегут свои этапы классическим или свободным стилем) или двумя стилями (1 и 2 этапы участники бегут классическим стилем, а 3 и 4 этапы — свободным стилем). Эстафета начинается с масс-старта, при этом наиболее выгодные места на старте определяются жеребьёвкой, или же их получают команды, занявшие наиболее высокие места на предыдущих аналогичных соревнованиях. Передача эстафеты осуществляется касанием ладони любой части тела стартующего спортсмена своей команды, в то время как оба спортсмена находятся в зоне передачи эстафеты. Итоговый результат эстафетной команды вычисляется по формуле «финишное время последнего члена команды» минус «стартовое время первого члена команды» (обычно равное нулю).

Индивидуальный спринт[править | править код]

Соревнования по индивидуальному спринту начинаются с квалификации (пролог), которая организуется в формате раздельного старта. После квалификации отобранные спортсмены соревнуются в финалах спринта, которые проходят в виде забегов разного формата с масс-стартом из четырёх человек (изменяется). Количество спортсменов, отбираемых в финальные забеги, не превышает 30. Сначала проводятся четвертьфиналы, затем полуфиналы и, наконец, финал А. Таблица итоговых результатов индивидуального спринта формируется в таком порядке: результаты финала А, участники полуфиналов, участники четвертьфиналов, не прошедшие квалификацию участники.

Командный спринт[править | править код]

Командный спринт проводится как эстафета с командами, состоящими из двух спортсменов, которые поочередно сменяют друг друга, пробегая 3-6 кругов трассы каждый. При достаточно большом числе заявленных команд проводятся два полуфинала, из которых равное количество лучших команд отбирается в финал. Командный спринт начинается с масс-старта. Итоговый результат командного спринта вычисляется по правилам эстафеты.

На официальных соревнованиях длина дистанции колеблется от 800 м до 70 км. При этом одна дистанция может состоять из нескольких кругов[2].

Формат гонкиДлина дистанции (км)
Соревнования с раздельным стартом3, 5, 7.5, 10, 15, 30, 50
Соревнования с масс-стартом10, 15, 30, 50, 70
Гонки преследования5, 7.5, 10, 15
Эстафеты (длина одного этапа)2.5, 5, 7.5, 10
Индивидуальный спринт (мужчины)1÷1.4
Индивидуальный спринт (женщины)0.8÷1.2
Командный спринт (мужчины)2×(3÷6) 1÷1.6
Командный спринт (женщины)2×(3÷6) 0.8÷1.4

При использовании ручного отсчета времени, финишное время фиксируется в момент, когда нога спортсмена, которая находится впереди, пересекает финишную линию. При использовании системы электронного отсчета времени, время фиксируется, когда прерывается контакт. Точка замера светового или фото-барьера должна располагаться на высоте 25 см над поверхностью снега.

Лыжный спорт: Учеб. для ин-тов и техн. физ. культ / Под ред. В. Д. Евстратова, Б. И. Сергеева, Г. Б. Чукардина. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 319 с.