Стили в строительстве: Все архитектурные стили от А до Я, список с фото – Rehouz – 20 архитектурных стилей частных домов + фото

Содержание

Все стили интерьера, полный список с фото – Rehouz

Стиль интерьера ― это совокупность характерных признаков, отличающих разные направления в отделке, оформлении, меблировке и декорировании помещений.

Стили интерьера — полный список:

≡ Навигация 76 стилей



Авангард: стилевое новаторство

Авангард в интерьереАвангардный стиль перешел в интерьеры из искусства, в начале 20 века.
Это новаторское направление подразумевает применение самых современных материалов и бытовой техники, необычную мебель и умелое использование цветовой палитры для стилизации помещений.

Контраст в оформлении стен, окна и дверные проемы необычной формы, подсвеченные ниши и мебель по индивидуальному проекту — это лишь малая толика интересных деталей характеризующих этот необычный стиль.

Любите богатую цветовую палитру, оригинальный декор и нетривиальные сочетания?
— тогда этот стиль Вас заинтересует!

Авангард в интерьере

Наверх ↑

Английский стиль: респектабельная сдержанность

Английский стиль в интерьереВоссоздать обстановку, в которой жили Шерлок Холмс, Бернард Шоу и Лоуренс Оливье, совсем несложно. Английский стиль подойдет и обширному домовладению, и обычной квартире. Главное, соблюсти основные принципы: консерватизм, домовитость, элегантность. Следует помнить, что стиль формировался достаточно давно, а потому предметы старины – слегка потрепанный ковер, зеркало в бронзовой раме или картина – подчеркнут его истоки.
Если речь о доме, то приветствуется холл, не обойтись и без камина, настоящего или искусственного. Еще один важный атрибут – библиотека.

Выбирая между модными и натуральными материалами, предпочтение отдайте дереву и камню. Паркет, однако, допустимо заменить плиткой «под древесину», а стены оклеить обоями в неброскую полоску, покрасить в палевый, молочный, шафрановый цвета или же обшить панелями.

Английский стиль любит мебель: диваны-честерфилд, секретер, плетеные кресла, комоды, письменный стол и столик для чая, буфет, напольные часы и другие старомодные предметы. У люстры в жилище роль вспомогательная, осветительные функции, главным образом, выполняют двух-рожковые бра, торшеры и настольные лампы. Текстиля по традиции много: это и солидные ковры, и тяжелые гардины, и длинные, в пол скатерти, и, конечно же, пледы.

Найдется в доме место безделушкам: семейным реликвиям, шкатулкам, курительным трубкам, сувенирам, как будто привезенным из колоний.
Английский дом не терпит пустых полок и столешниц: на любой горизонтальной плоскости должны красоваться милые сердцу вещицы.

Интерьер в английском стиле

Наверх ↑

Античный стиль: зависть богов

Античный стиль в интерьереДревняя Эллада и Римская империя – это культ красоты, размах и могущество. Потому жилье в античном стиле смотрится парадно и величественно. Такому интерьеру требуется пространство, ведь главная задача – создать внутри атриум, а значит, не обойтись без колоннад и свода. Дорические, ионические, коринфские колонны (а точнее, их имитация) могут обрамлять двери, зеркала, выситься у кровати.

Стены античного дома украшают барельефами, устраивают ниши, в которых выставляют вазы или статуи. Поверхности покрывают штукатуркой либо краской насыщенных оттенков синего, зеленого и золотого в сочетании с белым; в прихожей, ванной и на кухне используют плитку «под мрамор».

Идеальный потолок – в виде купола, расписной, украшенный лепниной; полы гладкие, полированные.

Мебель в доме стиля антик деревянная: трапециевидные столы, стулья на характерных выгнутых ножках, скамейки, лежанки, тумбы, сундучки с мозаичными вставками.
Свет рассеянный (целесообразны лампы в виде факелов), окна драпируют римскими шторами, детали – различная античная символика: амфоры, фигурки грифонов и сфинксов, статуэтки мифических героев.

Античный стиль в интерьере

Наверх ↑

Ампир: императорский масштаб

Стили интерьера - ампирСтили интерьера: ампир

Еще этот стиль называют дворцовым. Войдя в моду при Наполеоне, он олицетворял победу и триумф. Честолюбивый, горделивый и пышный, таков его «почерк» в дизайне.

Черты интерьера ампир – расписной потолок и узорчатый пол, статусная мебель, расставленная по особому, дворцовому этикету, большие зеркала, украшения в виде предметов воинской славы (щиты, лавровые венки, доспехи, мечи, шпаги).

Допустимые материалы – благородное дерево, шлифованная плитка, дорогие, тяжелые ткани. Под запретом пластик, необработанный камень, бумажные обои.

Потолки высокие, с росписью и медальонами, стены покрыты лепниной. На карнизах фигурки древнегреческой Ники и римской Виктории, луки и стрелы, восьмиконечные звезды, гербы и элементы геральдики. Царствуют белый, золотой, аметистовый или же сапфировый цвета.

Мебель из дерева одной породы, монументальная, с величавыми контурами. Обязательны круглый столик на резной, с инкрустацией опоре, стеклянные шкафы-витрины с фарфором, эксклюзивные музыкальные инструменты, уместны копии античных артефактов.

Из текстиля допустимы только ковры, гобелены и дорожки пурпурного или винного оттенка, обивка мебели, шторы и портьеры в тон.

Освещение обеспечивают огромные люстры и лампы, стилизованные под старинные светильники.

Специфика – большие портреты предков и домочадцев в костюмах, подобающих эпохе.

Ампир в интерьере

Наверх ↑

Арабский стиль: роскошь Востока

Арабский стиль в интерьереАрабский стиль позволит создать дома комфортную и богатую обстановку. Изящные геометрические узоры, линии и сложные орнаменты используются повсеместно, что придает помещениям особую эстетику.

Стилю свойственны богатое освещение и цветовая палитра.

Мебель, преимущественно, из темного дерева, украшена резьбой. Обязательно присутствуют тумбы, подставки для ног, оттоманка, низкий диван и столик, кровать под балдахином.

Арабский стиль предполагает некое уединение, поэтому ему не присущи модные европейские открытые планировки.

Арабский стиль в интерьере

Наверх ↑

Арт-деко (ар-деко): квинтэссенция роскоши

Стили интерьера - Арт-ДекоСтили интерьера: Арт-Деко

Богемность и претенциозность – так, в двух словах, можно описать этот стиль, распустившийся, словно цветок на руинах первой мировой войны. Жажда удовольствий и любопытство к новинкам прогресса – вот его ориентиры.

Базовые качества интерьера арт-деко – многоуровневые потолки, геометрические узоры, вкрапления из редкого сырья (слоновая кость, крокодиловая кожа, шкура зебры на полу), лакированная, глянцевая мебель, контрастная палитра, зеркала в форме лучистого солнца, дорогие ткани и обилие светильников.

Арт-деко  сложился в эпоху индустриализации, поэтому не равнодушен к алюминию и хрому, стеклу и нержавеющей стали. Для покрытия пола используют и паркетную доску, и керамическую плитку, стены красят в яркие цвета или оклеивают обоями с выраженным геометрическим орнаментом. Потолок может быть белым с золотыми бордюрами или же темным, с подсветкой, что придаст помещению клубности.

Декорируют дом винтажными постерами, работами авангардистов, ретро-статуэтками и дорогими безделушками, привезенными из путешествий.

Арт-деко в интерьере

Наверх ↑

Арт-нуво (ар-нуво): роскошная утонченность

Арт-нуво в интерьереЕсли вас восхищают экзотические пейзажи Гогена и колдовские портреты Врубеля, томные красавицы Альфонса Мухи и текущие, как струи водопада линии построек Гауди, значит, вы поклонник мягкой эстетики Арт-нуво.

Плавно изогнутые, вычурные линии – основной принцип этого стиля.

Дверям и окнам, шкафам и каминам придают арочную форму, а флористический орнамент украшающий стены, перила, мебель и шторы является обязательным условием.
Арт-нуво – приём настолько живописный, что, в сущности, не требует множества сторонних деталей. Такой интерьер будет особенно интересен людям неординарным, уверенным в себе и обладающим безупречным вкусом.

Арт-нуво в интерьере

Наверх ↑

Африканский стиль: все краски саванны

Африканский стиль в интерьереКак известно, черный материк – прародина человека. Должно быть, поэтому африканский интерьер популярен далеко за пределами жаркого континента.

Создать «маленькую Африку» под силу каждому. Главное – не переборщить с аксессуарами, которые могут превратить жилое помещение в филиал этнографического музея.

Динамика, экспрессия, кричащий колорит, вот три кита, на которых держится идея африканского стиля. Стены красят в оттенки глины и песка, выжженного грунта, сухой травы, густых джунглей; смело добавляют эбонитовый (это могут полки), пятна алого, золотого, янтарного цвета. Можно нарисовать фигурки животных из легендарной африканской пятерки (слон, носорог, лев, леопард и буйвол), раскрасить стены «под шкуру» гиппопотама или крокодила, придать им узор растрескавшейся земли.

Мебель нарочито примитивная, тяжеловесная, возможно с пестрой росписью.

Для обивки используют ткани с «хищными» принтами, а украшают помещение африканскими масками, деревянными блюдами, фигурками жирафов и антилоп.

Светильники – настенные, с эффектом живого огня. Подвесные полки на канатах, бамбуковые занавеси, ротанговое кресло и пара циновок дополнят африканскую фантазию.

Африканский стиль в интерьере

Наверх ↑

Барокко: сверкание эпохи

Стиль барокко в интерьереВсе стили интерьера: Барокко

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «причудливый». Войдя в фавор при самом сумасбродном короле Людовике XIV, этот стиль не спешит уходить насовсем.

Барочным интерьерам присущи театральная напыщенность, изогнутость линий, игра теней, внушительность предметов, обилие зеркал и ковров.

Потолок украшают фресками и лепниной, стены покрывают панелями из красного, палисандрового дерева либо гобеленами. Табу – натуральная и, тем более, искусственная кожа, бюджетные и современные отделочные средства. Характерные цвета для стен – карамельный, кофейный, горчичный, бордовый.

Стиль заточен под вельмож, поэтому среди предметов мебели главенствуют кресла, диваны и кровати. Корпулентные, помпезные, с дорогой, светлых тонов драпировкой, ножками-львиными лапами, они занимают самые почетные места.

Текстиля много: это не только шторы и портьеры с ламбрекенами, но еще и балдахины, украшенные воланами и бантами. Расцветка тканей напоминает драгоценные металлы и камни – золото, рубин, изумруд.

Люстры из хрусталя перекликаются с настенными светильниками и торшерами на резных шестах.

Декор создают картины маститых художников, сервизы в стеклянных шкафчиках, бюсты античных мыслителей, вазы с позолотой.

Барокко в интерьере

Наверх ↑

Баухауз: культ функциональности

Баухауз в интерьереСтили интерьера: Баухауз

Сформировавшись в начале ХХ века, это направление дизайна стало правилом для тех, кто считал интерьерную роскошь буржуазным пережитком, пошлостью и мишурой. Баухаузу свойственны практичность и универсальность, простые, прямоугольные формы, современные материалы и машинные технологии, минимум декоративных элементов.

Интерьер предполагает зонирование и различную интенсивность освещения для разных уголков жилища. Ресурсы стиля – металл, пластик, стекло, в меньшей степени древесина и кожа.
Стены штукатурят либо оклеивают шпалерами с неприметным геометрическим узором. В качестве покрытия на пол подойдут линолеум, плитка, ламинат.
Потолок обязательно многоуровневый (собственно, потолок разной высоты – ноу-хау разработчиков этого стиля).

Мебель – эргономичная, долговечная и доступная любому карману. Это, в частности, встроенные шкафы, кресла без ручек, стулья из гнутых трубок, столы-трансформеры.

Цветовой диапазон – нейтральный с яркими акцентами (к примеру, бежевый и зеленый или серый и красный).

Роль украшений берут на себя образцы современной бытовой техники.

Баухауз в интерьере

Наверх ↑

Бидермейер: обаяние буржуазии

Бидермейер в интерьереСтили интерьера: Бидермейер

У стиля немецкие корни. Возникнув в ответ на мятежи и стачки ХIХ века, он символизировал стремление среднего класса к стабильности и покою. Храня мотивы роскошных исторических стилей, бидермейер их упростил, преобразив дворцовые качества в домашние и даже отчасти мещанские.

Жилищу в стиле бидермейер свойственны целостность, пропорциональность, геометрическая простота и естественный цвет. Его реквизиты – белая печь, небольшие серванты с посудой, настенные или напольные часы, вышивки, музыкальные шкатулки, фигурки пастушек, иные сентиментальные мелочи.

Стены оформляют обоями теплых тонов с мелким рисунком или обшивают деревянными панелями; пол покрывают паркетом или ламинатом.

Мебель обычно из светлого дерева, с плавными спинками и подлокотниками, гнутыми ножками, с растительным орнаментом. Доминируют большие круглые столы, угловые шкафчики, бюро и трюмо…

Бидермейер в интерьере

Наверх ↑

Бионика: прогрессивная стилизация

Бионика в интерьереБионика весьма своеобразный стиль в архитектуре и дизайне интерьеров. Его суть заключается в тесной связи природы и новых технологических достижений.

Бионический дизайн в интерьерах является наиболее прогрессивным, и одновременно естественным и близким к природе направлением.

Его характеризуют: преимущественно светлая цветовая гамма, нестандартные приемы зонирования, структурное строение, оформление по принципу модульных конструкций.

Такой незаурядный и современный стиль, любое помещение сделает уникальным, оригинальным, функционально продуманным и максимально комфортным.

Бионика в интерьере

Наверх ↑

Бохо: пестрая свобода

Бохо в интерьереВсе стили интерьера: Бохо

В последнее время он смело шагнул из уличной моды в жилища. Раскрепощенный, взбалмошный… Бохо-шик – находка для творческих личностей, для тех, кому претят однообразие и будничность.

Ему свойственны красочность, эклектичность, большое количество текстиля и предметов хенд-мейд.
Стены можно оклеить или покрасить, руководствуясь собственным вкусом и кошельком. Пол – дерево или плитка.

Бохо создан для винтажной мебели, однако и современные диваны, кресла из лозы, стулья с коваными спинками прекрасно с ним поладят.

Лоскутные коврики, дорожки, пледы грубой вязки, покрывала и накидки в стиле пэчворк – изюминка стиля. Подушечки-думки, валики и одеяла смотрятся, как предметы современного абстрактного искусства: их можно разглядывать, словно картины.

Плафоны ламп желательно расписать вручную, а на стены наклеить рисунки детей, расставить на полках поделки, ведь бохо это жанр, в котором каждый сам себе художник.

Бохо в интерьере

Наверх ↑

Брутализм (необрутализм): спорно, но честно

Брутализм в интерьереВсе стили интерьера: Брутализм

Слоган этого стиля — логичность и напористость.

Характерные детали – декоративные потолочные балки, кирпичная кладка, бетонные и каменные, непокрытые поверхности и трубы. На полу допустимо ковровое покрытие, однако цвет его не должен выбиваться из цементно-каменной гаммы.
Цветовая палитра — сдержанная.

Предметы мебели массивные, брутальные на вид.

Брутализм в интерьере

Наверх ↑

Венецианский стиль: в гостях у дожа

Венецианский стиль в интерьереОн пришелец из эпохи Ренессанса. Из времени, когда художники, ваятели и архитекторы старались превзойти друг друга, создавая истинные шедевры.

Особенности стиля – витые колонны, мрамор (или его имитация) на полу, сложная гамма оттенков, объемный декор, золотистые и серебристые элементы, венецианские зеркала, ажурная ковка, ковры.

Стены покрывают венецианской штукатуркой, применяют шелкографию или барочную роспись. Полы допустимо покрыть керамической плиткой «под мрамор». В ванной обязательна мозаика.

Мебель деревянная, светлого цвета, внушительная и устойчивая, с виртуозной отделкой. Ко времени и месту книжные шкафы, старинные карты и глобусы.

В обивке властвуют бархат, шелк и гобелены.

Стены украшают копии известных итальянских живописцев, а каминную полку – канделябры, венецианские маски, вазы из муранского стекла.

Венецианский стиль в интерьере

Наверх ↑

Версаль: каприз монарха

Версаль в интерьереСтили интерьера: Версаль

Он сочетает высокопарность, свойственную королевским покоям, с достоинством, свойственным королям.

Зиждется версальский стиль на тезисах барокко. А его индивидуальная черта – уникальность каждого предмета обстановки. Все, от кресла до суповой ложки, должно быть с собственной историей. Увы, версальский стиль не воссоздать, накупив предметы мебели и прочее в ближайшем супермаркете.

Базовые цвета – жемчужно-серый, золотой, бирюзовый, сиреневый.

Стены покрывают матовой краской, декоративной штукатуркой, полы оформляют паркетной доской или художественным ламинатом, который имитирует ценную древесину и называется «версаль».

Непременные аксессуары в подобном жилище – вольтеровское кресло, софа и секретер. Придать гостиной вид салона можно, если выбрать мебель с закругленными краями и задрапировать стены полупрозрачными тканями.

Декорировать «версальскую» гостиную лучше не очень обильно: для этой цели подойдут вазы и статуэтки из слоновой кости, оникса, хрусталя или же породистого дерева.

Версаль в интерьере

Наверх ↑

Викторианский стиль: благородная пышность

Викторианский стиль в интерьереВ годы королевы Виктории, Британия превратилась в богатейшую империю. Подъем промышленности, новые железные дороги и морские маршруты, путешествия в колонии – все нашло отражение в дизайне интерьера того времени.

Викторианский стиль – синтез пропорций классики, элементов готики, барокко и восточной, колониальной экзотики. Скажем, библиотеку украшают на готический лад, гостиную оформляют в индийском или китайском вкусе, а в спальне царствует рококо.

Стены можно оклеить обоями с тиснением, абрисами цветов и птиц, или тканевыми шпалерами с росписью из дубовых, папоротниковых листьев. Неплохая мысль – панели из матового дерева.
Для пола предпочтительней паркет или же плитка с «деревянной» текстурой.

Гостиную обставляют антикварной мебелью, один из углов делают «зеленым», расположив в нем кадки с комнатной флорой. Центральный предмет – камин с кованой решеткой; не представить викторианский дом и без высоких зеркал в эффектных багетах, письменного стола с подставками для карандашей, без кресел и чайного столика.

Цветовое решение – оттенки бурого, вишневый с фрагментами зеленого, лавандового, миндального оттенков.

Викторианский стиль в интерьере

Наверх ↑

Винтаж: квартира в стиле блюз

Винтаж в интерьереВсе стил

описание и фото-примеры – Rehouz

Европейский стиль в архитектуре

Современный архитектурна Европы основана на принципах рационализма и практичности. Является прямым подтверждением высказывания римского зодчего Витрувия (так называемая триада), о том, что архитектура зиждется на трех началах — прочности, пользе и красоте. История зарождения европейского стиля уходит глубоко в прошлое и соединяет в себе особенности и веяния в архитектуре на протяжении многих эпох.

Формирование этого направления основано на связи между определенными местами расположения зданий и временем их строительства. Учитываются не только свойства и конструкции возводимых объектов, их функциональность, но также приемы декорирования и художественного оформления. Более ранние архитектурные тенденции не всегда последовательно сменяли друг друга, а могли возникать одновременно и выступать как конкурирующие между собой архитектурные стили, что в итоге и привело к зарождению европейского домостроения.

Европейский стиль в архитектуреЕвропейский стиль в архитектуре

≡ Содержание:

Предшествующие архитектурные течения и стили

Европейские стили в архитектуре - Романский стильВ середине I тысячелетия, примерно в X-XII веках, в проектировании и строительстве городских сооружений появилось новое яркое направление. Это так называемый романский стиль, имевший значительное влияние на формирование идей всего мирового искусства того времени. Характерен прежде всего для церковной архитектуры — храмовых зданий, монастырских комплексов. Отличительные черты построек, выполненных в этом стиле:
— влияние на архитектуру особенностей древнеримского зодчества, выраженного в использовании сводов и различных арок;
— простота силуэта и наружной отделки;
— прочность и основательность строений, которые им придают толстые стены с узкими проемами для окон и различные порталы.

Большинство зданий, построенных в это время, являлись крепостями. В их число входили замки знатных и богатых особ, церкви, монастыри. Главным строением в этих оборонительных комплексах стала башня — донжон, вокруг которой располагались другие сооружения.

Стиль готика в архитектуреПозднее, в средневековой Европе, примерно до конца XV века, главенствующую роль заняла готика. В этом стиле арки уже сильно заострены, а высокие, но имеющие небольшую площадь основания, башни, устремлены вверх. Окна стрельчатые, с витражами. Большое значение в готике придается резным деталям для украшения фасадов — архивольтам, тимпанам, вимпергам.

Собор святого Петра в Риме - Архитектура Возрождения - стиль РенессансБольшим толчком для дальнейшего развития всего зодчества в Европе послужила архитектура Возрождения, которая подняла общественный статус и роль мастера, проектирующего здания. Основные принципы этого стиля были сформулированы в начале XV века и являлись основополагающими в течение еще двух веков. Большое значение в проектировании имели пропорции здания, его симметричность относительно одной или нескольких осей, строгий порядок расположения колонн, пилястр, ниш. Появление и развитие в градостроительстве таких известных стилей как барокко, рококо и классицизм имели огромное влияние на формирование облика европейского дома.

Особенности строительства домов и коттеджей в Европе

Технология постройки каркасных деревянных домов считается одной из лучших в современном домостроении. Есть несколько её вариантов, имеющих такие названия, как «финские домики», «канадские коттеджи», «немецкие дома».

Успешное применение каркасного строительства в сложных условиях северных районов, при повышенной влажности и наличии длительных периодов с отрицательной температурой, доказывает правильность развития европейского архитектурного стиля в выбранном направлении. Особенно охотно такие здания возводят в Германии, Финляндии, странах Северной Америки, Скандинавии.

Проекты домов в европейском стиле не предусматривают каких-либо излишеств. Пространство всех помещений как жилых, так и подсобных используется очень эффективно, количество коридоров и их площадь сведены к минимуму.

Для отделки фасадов долгое время использовались такие, широко используемые в строительстве материалы, как облицовочный кирпич, натуральный камень, декоративная, гидроизоляционная или специальная штукатурка.

Характерные черты европейского стиля в проектах домов

Проект коттеджа в немецком стилеПроект коттеджа в немецком стиле

Планировка домов, построенных в соответствии с требованиями немецкого дизайна и технологий, в своей основе имеет очень простые геометрические фигуры, квадраты или прямоугольники. Дополнительно можно выделить следующие особенности этого стиля:

  • Простая по своей конструкции крыша. Скатов кровли не больше четырех. Покрытием служит металлическая или битумная черепица. Цвет кровельного покрытия обычно синий или красный, различной тоновой насыщенности.
  • Наличие цоколя, который облицован плиткой из камня, натурального или искусственного.
  • Различные балконы и эркеры, которые являются истинным украшением домов в немецком стиле.
  • Конструкции окон обычно выполнены в виде арок или прямоугольников. Ставни используются все реже. Оконные рамы становятся менее массивными. Входные двери часто устанавливают деревянные, иногда даже отличные по цвету от оконных групп и всего фасада.
  • Входную группу представляет низкая бетонная лестница с малым количеством ступеней и с небольшим навесом над ней.
  • Дома одноэтажные или с двумя этажами.

В отличие от немецкого стиля, скандинавский представлен жилыми домами, которые не имеют подвала или цокольного этажа. Очень популярны строения с жилой мансардой, полноценные двухэтажные здания можно встретить редко.

Проект дома в скандинавском стилеПроект дома в скандинавском стиле

Для отделки фасадов применяется древесина, покрытая защитным лаком, но в настоящее время все больше используют специальные краски коричневой или бежевой гаммы.

Кровля в домах скандинавского типа может быть плоской, но устанавливается на зданиях редко из-за сложности уборки снега и его таянием в весенний период. В качестве кровельных материалов применяют металлочерепицу, кровельную медь, битумную черепицу и другие современные покрытия, способные качественно предохранить здания от воздействия влаги и сырости.

Оконные проемы и рамы имеют большие размеры, возможно применение панорамного остекления. Эркеры и балконы в зданиях скандинавского стиля отсутствуют, а украшениями фасадов служат резные деревянные элементы. Крыльцо часто имеет деревянную лестницу с резными балясинами.

Преимущества архитектуры европейского стиля

Современные европейские дома особенно подходят для застройки частных участков в сельской местности. Но популярны и в небольших городах, где высотные многоквартирные дома обычно не строят.

Сходство всех, используемых при строительстве зданий современных технологий, основано на конструкции каркаса. Различаются способы монтажа, крепления отдельных узлов и элементов, применяемые для изоляции материалы. Отличия обусловлены возможностью применения тех ресурсов и материалов, производство которых запущено на предприятиях, расположенных поблизости.

В отличие от каркасных домов канадской сборки, на возведение которых уходит до четырех месяцев, дома в Германии строят очень быстро, буквально за несколько дней. На заводах установлены автоматические линии, сборка каркасов происходит в теплых и сухих производственных цехах, что значительно повышает качество и длительность дальнейшей эксплуатации зданий. Такие автоматические линии в настоящее время работают уже в большинстве промышленных, развитых стран, не только в Европе, но и в других частях света. Строительство европейского дома выгодно по нескольким причинам:

  1. очень короткий срок возведения;
  2. невысокая стоимость строений при отличном качестве;
    отсутствует необходимость в предварительном строительстве дорогого и массивного фундамента;
  3. каркас выполнен из специального клееного бруса, не подверженного деформации и пропитанного антисептиками и противогрибковыми смесями;
    возможность легкой замены как отдельных элементов, так и частей несущего каркаса;
  4. соответствие всем требованиям санитарно-гигиенических служб;
    экологическая чистота.

Здания отличаются по дизайну, хорошо сохраняют тепло. Из основных направлений в проектировке домов можно выделить следующие: дуплексы, квадроксы, фахверковые шале, отличающиеся от всех моделей своим видимым наружным каркасом темно-коричневого цвета, коттеджи из бруса и щитовые бунгало. Эти типы домов являются наилучшими представителями современной европейской архитектуры, имеют высокие эксплуатационные характеристики, длительное время не требуют ремонта.

Дома и коттеджи в Европейском стиле — фото

Русская архитектура — Википедия

Ру́сская архитекту́ра следует за традициями, корни которых были установлены ещё в Византии, а затем в Древнерусском государстве. После падения Киева русская архитектурная история продолжалась во Владимиро-Суздальском княжестве, Новгородской и Псковской республиках, Русском царстве, Российской империи, Советском Союзе и современной Российской Федерации.

Древнерусское государство (IX—XII века)[править | править код]

Культурное влияние Древнерусского государства прослеживается в архитектурных традициях нескольких современных государств, в том числе и России.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после 988 года, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием архитектуры Византии. Ранние православные церкви преимущественно строились из дерева.

Первой каменной церковью Древнерусского государства была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году[1] при Владимире Святославиче. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема.

В первой половине XII века церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке, является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной.

Собор строился константинопольскими строителями при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Владимиро-суздальская архитектура (XII—XIII века)[править | править код]

Золотые ворота во Владимире. Центральная часть с проездной аркой сохранилась с середины XII века

В период политической раздробленности роль Киева как политического центра начала ослабевать, в удельных центрах появились значительные архитектурные школы. В XII—XIII веках важнейшим культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами. При этом вопрос о непосредственном участии средневековых европейских мастеров в белокаменном строительстве на северо-востоке Руси в середине — второй половине XII века остаётся открытым.

Первым европейскую каменную технику в Залесье начал использовать Юрий Долгорукий. При нём были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. До нашего времени дошли две из них — церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасский собор в Переславле-Залесском. Оба храма датируются 1152 годом.

Во время правления Андрея Боголюбского владимиро-суздальская архитектура получила дальнейшее развитие. В столице княжества Владимире развернулось активное строительство, город был застроен монументальными сооружениями. До настоящего времени сохранились такие памятники архитектуры Владимира, как Успенский собор и Золотые ворота. Одним из самых заметных памятников зодчества владимиро-суздальской школы является церковь Покрова на Нерли.

Своего расцвета архитектура Владимира и Суздаля достигла в конце XII века при брате Боголюбского, первом Великом князе Владимирском Всеволоде Большое Гнездо. Всеволод значительно расширил владимирский Успенский собор и построил Дмитриевский собор — шедевр белокаменной резьбы и самый показательный в архитектурном плане белокаменный храм. При сыновьях Всеволода в 1220—1230-е годы созданы последние крупные памятники Владимиро-Суздальской Руси — Рождественский собор суздальского кремля и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. Возможно, самой древней сохранившейся светской постройкой в европейской России стоит считать остатки белокаменной резиденции Андрея Боголюбского в Боголюбове. Комплекс реставрационных и исследовательских работ середины XX века позволил сохранить двухъярусную галерею-переход и нижнюю часть древней башни княжеского дворца. Парадные Золотые ворота, верхний ярус которых представлял собой церковь Положения Риз Богородицы, были значительно перестроены на рубеже XVIII—XIX веков.

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие и последовавшее за ним иго. В 1992 году семь белокаменных памятников владимиро-суздальской архитектурной школы XII — начала XIII веков были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Новгородская архитектура (конец XII—XVI век)[править | править код]

Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.

Храмы Новгорода эпохи политической раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и значительных живописных ансамблей России.

Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413), Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463).

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальным зданием являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671—1679 годы торговыми людьми Поганкиными. Здание является своеобразным дворцом-крепостью, его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Архитектура Московского княжества (XIV—XVI века)[править | править код]

Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе.

Успенский собор на Городке в Звенигороде — один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов данного периода. Это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды, западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальных прясла, завершённых закомарами. Изящество пропорций и красота богатого декоративного убранства выделяют храм из числа других соборов того же времени[2].

Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III. В 1475—1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Московский Успенский собор. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В 1505—1509 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового был построен близкий к Успенскому Архангельский собор. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496).

В 1485 году началось строительство новых кремлёвских стен и башен, оно закончилось уже при правлении Василия III в 1516 году. К этой эпохе относят также активное строительство других крепостных сооружений — укреплённых монастырей, крепостей, кремлей. Были построены кремли в Туле (1514), Коломне (1525), Зарайске (1531), Можайске (1541), в Серпухове (1556) и т. д.

Архитектура Русского царства (XVI век)[править | править код]

Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода.

Самым известным памятником архитектуры данного периода является Храм Василия Блаженного, строительство которого продолжалось в 1554—1560 годах. Собор входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Храм Василия Блаженного, или Покровский Собор, был построен по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Памятник является одним из самых узнаваемых символов Москвы и России.

Другим известным памятником данного периода является Церковь Вознесения в Коломенском, являющаяся первым каменным шатровым храмом в России. Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)[3] на правом берегу Москвы-реки. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, продолжают возводиться и храмы старого типа. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены: Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524—1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559—1585).

Русская архитектура XVII века[править | править код]

Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративными» постройками. Примером подобного строительства может служить церковь Рождества Богородицы в Путинках, выполненная в характерном для того периода стиле русского узорочья. После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство каменных шатровых храмов на Руси, что сделало церковь одной из последних выстроенных с применением шатра.

В данный период развивается тип бесстолпного храма. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593). Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Это небольшой храм с единым внутренним пространством, без опорных столбов, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный снаружи ярусами кокошников и световой главкой, с примыкающим в виде отдельного объёма алтарём. Храм поднят на подклет, имеет приделы по бокам и окружён с трёх сторон открытой галереей — сенями. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668). Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс.

Развитие архитектуры в XVII веке не ограничивалось Москвой и Подмосковьем. Своеобразный стиль вырабатывался и в других русских городах, в частности, в Ярославле. Одним из наиболее известных ярославских храмов является Церковь Иоанна Предтечи (1687). Прекрасное сочетание массивного храма и колокольни, изящество цветов, прекрасные росписи делают его одним из наиболее выдающихся памятников своего времени. Другим известным памятником ярославской архитектуры является Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1654).

Большое количество оригинальных памятников архитектуры XVII века сохранилось и в Ростове. Наиболее известны Ростовский кремль (1660—1683), а также церкви Ростовского Борисоглебского монастыря. Отдельного внимания заслуживает Церковь Иоанна Богослова Ростовского кремля (1683). Храм внутри не имеет столпов, стены покрыты превосходными фресками. Данная архитектура предвосхищает стиль московского барокко.

Деревянная архитектура, безусловно, является древнейшим видом архитектуры на территории России. Самой главной областью применения дерева в качестве строительного материала стало русское национальное жилище, а также хозяйственные и прочие постройки. В культовом строительстве дерево активно вытеснялось камнем, вершин развития деревянная архитектура достигла на Русском Севере.

Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см. Типы русских деревянных храмов). Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Самой распространённой причиной появления шатра в деревянной архитектуре считается чрезвычайная трудность при исполнении традиционного купола из дерева. Строительство самой ранней из известных шатровых церквей относят к 1501 году, тогда была возведена Климентовская церковь в погосте Уна. Примечательны также такие деревянные шатровые храмы как Успенская церковь в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области, и др.

Одним из наиболее примечательных шатровых храмов является Успенская церковь в Кондопоге (1774). Основной объём церкви — два восьмерика с повалом, поставленные на четверик, с прямоугольным алтарным прирубом и двумя висячими крыльцами. Сохранился иконостас в стиле барокко и иконописный потолок — небо. Небо кондопожской церкви Успения — единственный образец композиции «Божественная литургия» в действующей церкви.

Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. В деревянной шатровой архитектуре известны случаи использования нескольких шатровых конструкций. Единственный в мире пятишатровый храм — Троицкая церковь в селе Нёнокса. Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786).

Особый интерес представляют также деревянные многоглавые храмы. Одним из самых ранних храмов этого типа считается Храм Покрова Божией Матери под Архангельском (1688). Наиболее известным деревянным многоглавым храмом является Преображенская церковь на острове Кижи. Она увенчана двадцатью двумя главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Также известны девятиглавая Покровская церковь в Кижах, двадцатиглавый храм Вытегорского посада и др.

Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Наиболее крупные коллекции деревянного зодчества России находятся в музеях под открытым небом. Помимо известного музея в Кижах существуют также такие музеи как Малые Корелы в Архангельской области, Витославлицы в Новгородской области, деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области, деревянное зодчество Урала — в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства.

Русское барокко[править | править код]

Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы получает развитие московское барокко. Особенностью данного стиля является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями и влияние украинского барокко вкупе с прогрессивными технологиями, пришедшими с Запада.

Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, с деятельностью Петра I начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Тем не менее лишь первые памятники архитектуры данного периода, такие как Петропавловский собор в Петербурге, практически избежали русского влияния. Несмотря на обилие иностранных архитекторов в России начинает формироваться новая собственная архитектурная школа.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Зимний дворец — один из самых известных памятников елизаветинского барокко

В эпоху правления Елизаветы Петровны в России получает развитие новое направление в русском барокко — елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трёхцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным.

Классицизм[править | править код]

Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. В Петербурге классицизм сложился как завершённый вариант стиля в 1780-х годах, его мастерами были Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги. Таврический дворец работы Старова является одним из наиболее типичных классицистических зданий Петербурга. Центральный двухэтажный корпус дворца с шестиколонным портиком увенчан плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. Творения итальянского архитектора Джакомо Кваренги стали символом петербургского классицизма. По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Его появление и развитие в России связывают с именами таких архитекторов как Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров и Жан Тома де Томон. Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811). Примечательна дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.

К существенным творениям французского архитектора Жана Тома де Томона принято относить здание Большого театра в Петербурге (1805), а также здание биржи (1805—1816). Перед зданием архитектор установил две ростральные колонны со скульптурами, символизирующими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Идеей нового облика уже существовавшего тогда здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов. К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835).

Последней крупной фигурой, работавшей в стиле ампир стал российский архитектор Карл Иванович Росси. По его проекту были построены такие здания как Михайловский дворец (1819—1825), Здание Главного штаба (1819—1829), Здание Сената и Синода (1829—1834), Александринский театр (1832).

Московская архитектурная традиция в целом развивалась в тех же рамках, что и петербургская, но имела и ряд особенностей, в первую очередь связанных назначением строившихся зданий. Крупнейшими московскими архитекторами второй половины XVIII века принято считать Василия Ивановича Баженова и Матвея Фёдоровича Казакова, сформировавших архитектурный облик Москвы того времени. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. К крупнейшим московским архитекторам данного периода относят Осипа Ивановича Бове, Доменико Жилярди и Афанасия Григорьевича Григорьева.

Русский стиль в архитектуре XIX—XX веков[править | править код]

В середине XIX и начале XX веков возрождение интереса к древнерусскому зодчеству породило семейство архитектурных стилей, часто объединяемых под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль», «неорусский стиль»), в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества.

Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). В наружной отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века — крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др.

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова в Москве, построенная Виктором Гартманом (1872).

В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Покровского, Степана Кричинского, Андрея Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).

Архитектура начала XX века[править | править код]

В начале XX века в архитектуре отражаются тенденции господствовавших в это время архитектурных течений. Помимо русского стиля появляются модерн, неоклассицизм, эклектика и др.

Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Наиболее выдающимся российским архитектором, работавшим в стиле модерн является Фёдор Осипович Шехтель. Известнейшая его работа — особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900) — основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902).

Начало творческого пути Ивана Александровича Фомина также пришлось на стиль модерн, однако с 1910-х годов он становится ведущим мастером петербургской неоклассической школы. Большое влияние на развитие нового направления в архитектуре оказал дом-дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге, построенный им в стиле русского классицизма. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.

Своё развитие неоклассицизм получает в работах Владимира Алексеевича Щуко. Его первый практический успех в неоклассике — постройка в 1910 году двух доходных домов в Санкт-Петербурге (№ 65 и 63 по Каменноостровскому проспекту) с применением «колоссального» ордера и эркеров. В том же 1910 году Щуко проектировал русские павильоны на международных выставках 1911 года: Изящных искусств в Риме и Торгово-промышленной в Турине.

Советский авангард[править | править код]

Архитектура послереволюционной России характеризуется отказом от старых форм, поиском нового искусства для новой страны. Развитие получили

описание и фото-примеры – Rehouz

Последний большой стиль в ряду признанных архитектурных направлений, зародился в Европе на рубеже XIX — XX веков. Модерн — изысканный, чувственный стиль, подарил человечеству великолепные образцы архитектуры, сыграл поворотную роль в дальнейшем развитии городской среды.

Стиль модерн в архитектуреСтиль модерн в архитектуре

≡ Содержание:

Выставка 1900 года: начало новой архитектуры

Отель-ТассельОтель-Тассель

Первым признанным архитектурным объектом в стиле модерн, считается отель — Тассель, построенный по проекту Виктора Орта в Бельгии, Брюссель. Отсчет окончательного формирования, а затем победоносного шествия стиля Модерн по Европе, традиционно ведется с парижской выставки 1900 года.
Павильоны выставки, легко воздвигнутые на берегах Сены благодаря новейшим технологиям Чикагской школы, демонстрировали абсолютно новую архитектуру. Полное отсутствие ровных линий. Арки, плавные очертания, богатый декор, восточные мотивы ярко украшают павильон Венеции, Русский павильон, другие строения. Интереснейшим арт-объектом от России, демонстрировавшим новые возможности металлургического производства, была знаменитая Пальма Мерцалова. Комиссаром России на выставке был сам Менделеев.

На фоне царившего Модерна, Эйфелева башня, впервые продемонстрированная на этой самой выставке, вызвала бурное негодование публики. Она выступала диссонансом к изысканной стилистике остальных павильонов, поскольку явно опережала время. Настолько яркий прорыв вперед не мог быть принят широкими слоями общества, воспринимался как уродливый демарш промышленности и крах цивилизации. Комфортный, чувственный Модерн — напротив, быстро очаровал и понравился всем.

Истоки возникновения стиля

Стремительный рост городов в это время, приведший к колоссальному строительному буму, поставил перед профессиональными архитекторами практически неразрешимую задачу. Возможность использования новых пластичных материалов — железобетонных конструкций, в том числе на базе изогнутого стального профиля, распахнуло новые, совершенно неосвоенные горизонты. Был сформирован запрос на формирование новой эстетики. По сути, речь шла о создании нового мира, а не о реконструкции, или обновлении былой стилистики.
Модерн в архитектуре

Переворот в строительстве: новые материалы

С начала времен и до конца XIX века, на вооружении у архитектора и строителя были только дерево и камень. Появление новых материалов, работать с которыми архитекторы еще не умели (стальной профиль, стекло и бетон), привели к временной потере ориентиров. Потребность в новой архитектуре уже была, однако, никто не знал, что именно с этим делать.

Здание в стиле модернПодъем промышленности и расцвет науки стимулировали стремительное развитие ремесел на новом уровне. Знанием и умением обладали именно практики — инженеры, строители мостов, стекольщики. Именно они смогли воплотить в жизнь смелые идеи Модерна, как только те, были сформулированы. И наконец, шальные деньги начала века, предоставили архитекторам полную свободу творчества. Дети первых промышленников, богатейшие заказчики — нувориши, выделяли огромные деньги известным архитекторам, не особо вмешиваясь в творческий процесс. Деньги выделяются под громкое имя, проект ведет один человек. Архитектор не просто проектирует здание, он один полностью курирует все этапы строительства.

Декор: царство гармонии

Отсутствие трех традиционных бичей архитектора XIX века (давление эстетических воззрений заказчика, недостаток средств, отсутствие профессионалов — строителей), породило небывалый всплеск новых идей и парадигм. Существенным толчком к созданию архитектурного стиля Модерн, стали идеи и образы, царившие на тот момент в изобразительном искусстве. Встал вопрос — можно ли реализовать в камне то, что художник творит на листе бумаги. Ранее это было невозможно. Знаменитый «Удар хлыста» (Цикламен) Германа Обриста, стал парадигмой, первичной идеей и главным символом Модерна.

Оформление фасада в стиле модернЦветная роспись, огромные панно из майолики в фойе и на фасадах, изразцовый и мозаичный фриз, рельефные украшения, богатая лепнина, витражи. Природные линии, имитирующие морскую волну, женский локон, очертания цветка, воплощены во всем — от оформления фасада, включая кованые решетки лестничных проемов, вплоть до дизайна каждой дверной ручки и оформления звонка.
Фасад в стиле модернВерховенство идеи, образа — базовое правило стиля Модерн. На практике это правило реализовано неимоверно многогранно. Богато украшенные колонны (в том числе изогнутые, наклонные), арочные конструкции, закругленные дверные и оконные проемы, сложное декоративное остекление — вот характерные элементы Модерна, созданные благодаря новым технологиям века.

Модерн в индивидуальной застройке

Напомним, что модерн возник и развился именно на частные деньги. В этом стиле возведены прекрасные загородные виллы. В городах строились доходные дома и великолепные частные особняки. Эти постройки могут служить прообразом современной адаптации комфортного жилого дома.

Стиль модерн в частной архитектуреСтиль модерн в частной архитектуре

Асимметрия, обязательная для небольших зданий модерна, нынче в абсолютном тренде. Это удобно и красиво, ведь самой природе несвойственна симметрия. Композиция внутренних помещений сгруппирована вокруг центральной лестницы. Домашнее пространство организуется рационально. Частные новостройки в стиле модерн можно охарактеризовать следующим образом:

  • функциональность и удобство всех помещений;
  • использование новых разработок и конструктивных решений;
  • актуальные строительные материалы;
  • воплощение идей мультикультурализма, комфорта.

Особняк, или дачный дом в стиле модерн, смотрится нарядно со всех сторон. В наши дни, идеи модерна легко реализуются в архитектуре, с помощью новейших материалов.

Крыша в стиле модерн

С приходом модерна, крышу повсеместно стали крыть железом. В современном строительстве применяются самые разные варианты кровельных материалов. Чтобы соблюсти единство стиля всей постройки, можно использовать современную битумную или металлочерепицу.

Оформление фасада в стиле модерн

Качественные строительные материалы сейчас доступны куда большему количеству заказчиков. Кроме того, тяжелый декор начала прошлого века, легко изготовить из современных материалов. Тем более, что количество используемых украшений существенно снизилось. Чрезмерная вычурность в XXI веке уже не в чести.

Коттедж в стиле модернКоттедж в стиле модерн фото

Фриз, украшенный глазурованной плиткой в нейтральных тонах, будет смотреться весьма актуально. Округлая окантовка дверных проемов и окон, с аналогичным рисунком, лишь подчеркнет единство композиции. Достаточно добавить перчинку, чтобы блюдо не было пресным. Это правило вполне применимо к декоративным элементам в архитектуре.

Оригинальные большие окна и дверные проемы

Окна в стиле модернОкна зданий в стиле модерн невозможно перепутать с другими стилями, это зачастую произведения искусства. В первую очередь, необычная форма и сложное остекление — изогнутый штапик и рельефная резка стекла, превращают обычное окно в арт-объект.
С помощью современных систем остекления, оформить окна оригинальной формы гораздо проще, чем в начале прошлого века. Необязательно полностью повторять мозаичный орнамент парка Гуэль, достаточно использовать форму проемов и декоративное оформление окон, созданных великим Гауди, для украшения собственного коттеджа.

Проекты домов в стиле модерн — фото

Модерн — уникальный случай в истории человечества, когда художникам, архитекторам и дизайнерам была предоставлена возможность высказать, а затем реализовать свое видение, абсолютно свободную фантазию, практически без ограничений. Век модерна оказался недолгим, за 20 — 25 лет он изменил и украсил облик многих городов. Затем исчез, так же быстро, как появился. Ознаменовав собой Fin de ciecle (конец века, цикла), завершение эпохи классической архитектуры.

Стиль постмодернизм в архитектуре, фото – Rehouz

Ироничность и парадоксальность, отсутствие пафоса и признание своей вторичности – все это о постмодернизме, представители которого преподносят привычные формы в непривычном контексте и ратуют за то, что искусством может быть все.

Постмодернизм в архитектуреПостмодернизм в архитектуре

История постмодернизма как архитектурного стиля началась в 70-х годах прошлого века. 15 июня 1972 года в Сент-Луисе, штат Миссури, когда взрывом был уничтожен квартал Прютт-Айгоу – образец авангардной архитектуры, воплощавший фундаментальные ценности модернизма и утопические идеи градостроительства: рациональность, функциональность и стерильность. 33 высотных здания из бетона и стекла, за проектирование которых Минору Ямасаки был удостоен награды Американского института архитекторов, постепенно приходили в запустение. Квартал превратился в гетто с высочайшим уровнем преступности. Расселение жителей и череда организованных взрывов избавила власти от «головной боли». Вместе с кварталом был погребен модернизм.

Постмодернисты решительно отказались от однообразия, аскетизма и уныния в пользу образной архитектуры, учитывающей особенности пейзажей и придающей городам индивидуальность.
ПостмодернизмПроизводители строительных материалов также не стояли на месте и предлагали все более широкий перечень усовершенствованной продукции, позволяющей возводить более долговечные и прочные сооружения.

Основные черты и элементы стиля

Здание в стиле постмодернизмаЧтобы не перепутать постмодернизм с другим стилем, достаточно запомнить несколько следующих его особенностей:

  1. в отличие от модернизма, который отрицает все прошлое, постмодернизм трепетно относится к истории, помогает людям обрести связь с их корнями и почувствовать приятную ностальгию по прошлому.
  2. первая особенность постмодернизма стала следствием второй: его можно назвать ретро-стилем, поскольку архитекторы-постмодернисты активно используют элементы старых стилей и тяготеют к академизму. Такую черту постмодернизма еще определяют как традиционализм.
  3. для постмодернистов крайне важно, чтобы будущее здание максимально органично вписывалось в ландшафт и гармонировало с окружающей средой. Некоторые архитекторы специально выбирают для будущих строений оттенки максимально близкие к цвету почвы выбранного места.
  4. представители постмодернизма отказываются от принципа автономии, подразумевающего возведение изолированных построек на открытых пространствах. Вместо этого, они как бы заново осваивают городской ландшафт, вплетая в него новые композиции с учетом традиций, вкусов и мнения жителей.
  5. постмодернизм иррационален. Приверженцы этого стиля большое значение придают пространству и при проектировании часто обращаются к барокко и маньеризму, создавая нечто таинственное, наполненное и замысловатое.
  6. главная задача архитекторов – объединение в одно целое вкусов и ценностей обычных людей и профессионального архитектурного языка. Иначе говоря – воплощение двойного кода: традиционного и современного. Постмодернисты стремятся достигнуть гармонии между обыденной жизнью с её многочисленными клише и быстро меняющимся искусством, технологиями и модой.

Здание в стиле ПостмодернПеречисленные особенности стиля повлияли на внешний облик зданий следующим образом:

  • архитектура выглядит гибридной;
  • фасад зданий часто внешне не связан с его внутренним устройством;
  • используются все виды декора: облицовка, декоративная кладка, рельеф, роспись, орнамент и другие;
  • возрождаются активные силуэты архитектурных объектов посредством отказа от плоских крыш и добавления фронтонов, мансард и щипцов разнообразных форм.

Постмодерн в архитектуреКроме того, активно используются принципы исторического построения композиции:

  • соблюдение симметрии, пропорций и перспективы;
  • внешний вид глухих стен также прорабатывается – они могут сочетать различные фактуры, рельеф и цвета;
  • оконные и дверные проемы имеют огромное разнообразие форм и размеров.

Материалы

Постмодерн - строительные материалыПри строительстве зданий и домов в стиле постмодернизм, как правило, применяются бетон, стекло и металл – современные материалы, которые позволяют воплотить в реальность самые смелые архитекторские задумки. В качестве облицовочного материала часто используется декоративная плитка, натуральный камень, но на их месте вполне могут оказаться зеркала или трубы коммуникаций, вынесенные за пределы строения, и окутывающие его со всех сторон.

Проектирование

Архитектура постмодернизмаСпроектировать объект в рассматриваемом стиле сложно, поскольку перед архитектором стоит задача не просто «нарисовать» сколько-то квадратных метров спальни кухни и гостиной, а сделать здание особенным, «говорящим», но в то же время гармонично вписывающимся в ландшафт. Создание подобного архитектурного объекта требует не только умения точно производить расчеты, но также фантазии, смелости и понимания контекста окружающей среды. Профессионал построит не просто «коробку», он создаст нечто необычное, красивое и утонченное.

Постмодернизм в архитектуре — фото

Сейчас постмодернизм все еще не сформирован окончательно – он постоянно находится в поиске. Архитекторы и дизайнеры экспериментируют, играют с формами и материалами. Благодаря антиутопичным идеям, постмодернизм не теряет своей актуальности и постепенно стирает границы между массовостью и элитарностью, что выражается в коммерческом успехе проектов, выполненных в этом архитектурном стиле.

Архитектурные стили в малоэтажном строительстве

Проблема кроется в путанице понятий: скажем, клиент говорит «хочу классический стиль», а подразумевает арт-деко, говорит «хочу модерн», а предполагает минимализм. Для того, чтобы Вы могли легко и точно формулировать свои пожелания, мы приводим для Вас краткий, обобщённый, но достаточно информативный обзор основных архитектурных стилей, а также прочих направлений, в которых нередко путаются застройщики.

Классический стиль

Основные постулаты классической архитектуры доминировали в отделке строений на протяжении многих веков, от эпохи возрождения до XX века.

Обязательными атрибутами данного стиля являются следующие:

Правильные формы и пропорции — «правильными» они называются по причине соответствия правилу «золотого сечения». Этой закономерности подчиняется основная часть пропорций в здании классического стиля. Существует некая «золотая пропорция», согласно которой будет наиболее гармонично выглядеть соотношение длины и ширины всего строения и всех входящих в него элементов конструкции — эта пропорция равна примерно 1,618.

Симметричность — дома в классическом стиле всегда симметричны относительно своего центра, в том числе все элементы, входящие в общую архитектурную композицию, также симметричны относительно центральной оси.

Регулярность — присутствие повторяющихся элементов архитектуры, при этом повтор выполняется с определённым шагом или по установленной закономерности.

Помимо прочего, классический стиль в архитектуре предполагает покатую крышу и умеренный фасадный декор.

Ордерность — свойство архитектуры, зародившееся ещё во времена античности и заключающееся в наличии ордера — композиции из колонн и несомой горизонтальной части. Традиционно такая композиция украшала либо парадный вход здания, либо выход на террасу.

Архитектура в классическом стиле строго придерживается приведённых правил и не допускает никаких вольностей. В основе многих архитектурных стилей, возникших впоследствии, использовались данные правила лишь с небольшой долей характерных дополнений.

 

Готика

Готика, основанная на классике, привнесла в неё свои характерные черты:

  • резко заострённые
  • очень высокие формы башен и столь же узкие, заострённые формы дверных и оконных проёмов;
  • какой-либо повторяющийся элемент декора растительной тематики.

Такая острота и устремлённость форм нарушает правила «золотого сечения», но все прочие каноны классики в данном стиле остаются соблюдены — например, регулярность, симметрия или покатость кровли.

В отличие от храмов и соборов, которые чаще всего оформляются в готическом стиле, проекты домов в стиле готика редко содержат высокие и устремлённые ввысь башни, но зато крутые кровельные скаты, длинные и остроконечные окна и двери — всё это непременно присутствует в оформлении дома.

 

Барокко

Как и готика, данный стиль тоже взял за основу правила классики, щедро скрасив классические фасады элементами пышного декора, который, опять же, подчинялся тем же правилам регулярности и симметрии. Это мог быть декор не только растительной, но и, скажем, мифологической тематики.

XX век внёс волну коренных изменений в привычные архитектурные устои. Свидетельствуют об этом многочисленные современные стили.

 

Модерн

Модерну можно присвоить титул первого архитектурного стиля, отказавшегося от привычных черт классики. Это направление обогатило архитектуру обилием плавных, округлых, гармоничных природных форм, которые стали использоваться везде, где это позволяла конструкция дома. Другим неотъемлемым атрибутом стиля модерн является присутствие растительного декора на фасадах в столь же мягких, плавных очертаниях. 

Многие, путая стиль модерн с модернизмом, ошибочно представляют себе массивные и прямые формы строений с плоской кровлей, однако два этих стиля не имеют ничего общего друг с другом. 

Архитектор Антонио Гауди — один из наиболее ярких представителей данного направления, проектирующий дома в стиле модерн.

 

Модернизм

А вот стиль модернизм — это характерный представитель самой современной архитектуры. Использование прямых и строгих форм наряду с элементами нестандартных асимметричных форм, плоские горизонтальные крыши, редкое использование покатой кровли, весьма сдержанная отделка фасадов либо её полное отсутствие — всё это неотъемлемые черты модернизма.

В свою очередь, модернизм стал прародителем других, ещё более современных внутренних течений. Мы приведём лишь основные из них.

 

Хай-тек

Дома, выполненные в стиле хай-тек, нарочито подчёркивают, демонстрируют применение высоких технологий в своей конструкции. Обилие стекла и металла, металлические каркасы, лифтовые шахты, а иногда даже линии коммуникаций не скрывают, а наоборот — выставляют напоказ, оформляя всё это как эстетически привлекательные элементы.

Отказ от традиционных строительных материалов в пользу бетона, стекла, металла и пластика позволяет создавать дома из самых передовых, столь же высокотехнологичных материалов. 

В стиле хай-тек нередко оформляют здания офисно-деловой направленности, чего не скажешь о малоэтажном строительстве. Достаточно сложно представить себе частный дом, в котором вынесены наружу коммуникации или металлические балки. Именно поэтому при проектировании частных жилых домов хай-тек используется довольно редко.

 

Минимализм

Стремление к минимизации элементов архитектуры доводят до максимума сторонники минимализма. Внешне дома, оформленные в стиле минимализм, представляют собой монолитную конструкцию необычной формы, с оригинальным остеклением, которая будто бы вырублена из единого материала. А использование прямых и строгих форм — это атрибут, перешедший по наследству от модернизма.

 

Арт-деко

Данный стиль удивительном образом сочетает в себе законы классики и постулаты модернизма. Этому направлению свойственны следующие черты:

  •  симметрия и регулярность, характерные для классики;
  •  смелые очертания и формы, характерные для современности;
  •  элементы декора содержат как традиционные растительные мотивы, так и элементы этнического орнамента;
  •  сочетание классических и современных материалов;
  •  нарочито геометрические или закругленные формы фасадов.

Здания, оформленные в стиле арт-деко, выглядят мощно, монументально и вместе с тем - элегантно. 

Направление арт-деко трудно назвать рациональным и практичным — при отделке особняков в данном стиле недопустима экономия, на дорогие строительные и отделочные материалы расходуются немалые средства.

В завершение нашего экскурса по архитектурным стилям сделаем небольшую поправку: все направления, перечисленные выше, зарождались при строительстве крупных, общественных зданий, и лишь спустя годы находили применение в малоэтажном строительстве. Именно поэтому при строительстве частных домов допускаются некоторые отступления от правил стиля. 

Кроме того, правила оформления малоэтажной архитектуры развивались зачастую независимо от формирования стилей в крупногабаритном строительстве. Здесь, наравне с соблюдением стиля, приоритет также отдаётся климатическим особенностям региона, национальным традициям и возможностям строительных технологий определённой эпохи. Малоэтажную архитектуру всегда отличала рациональность — до недавних времён жилые дома возводились далеко не для демонстрации эстетических тонкостей стиля, а для защиты от холода, непогоды, незваных гостей и прочих жизненных невзгод.

И, пожалуй, лишь стиль шале в проектировании домов сегодня выделяют в отдельную категорию.

Стиль шале, зародившийся в горных деревнях Швейцарии, приобрёл следующие черты:

  •  длинные покатые крыши с относительно небольшим углом наклона;
  •  скаты крыш, выступающие далеко за пределы конструкции дома;
  •  наличие жилого пространства в мансардной части дома;
  •  присутствие террасы;
  •  использование в отделке фасадов таких природных материалов, как древесина и камень.

Первоначально цокольный или первый этаж дома-шале возводился из камня с целью защиты от влаги, а второй — из дерева.

Мы привели лишь основные архитектурные стили, используемые при проектировании частных домов. Надеемся, после ознакомления с их особенностями Вам будет легче представить, как должен выглядеть дом Вашей мечты, и решиться на воплощение мечты в реальность.