Главные архитектурные стили России — Рамблер/субботний
Эльдар Рязанов в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!» несколько преувеличил то, насколько российские улицы похожи друг на друга. Однако здания одних и тех же архитектурных направлений есть во многих российских городах. «Культура.РФ» составила краткий путеводитель по основным стилям, которые можно увидеть практически в любом городе нашей страны.
ДРЕВНЕРУССКАЯ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА
Гражданских памятников XI–XVII веков сохранилось крайне мало, однако церкви этого периода можно увидеть в городах старше 400 лет. Как правило, это прямоугольные здания, стены которых ориентированы по сторонам света. Венчают церкви купола, количество которых может варьироваться, наиболее часто встречаются одно-, пяти-, девяти— и тринадцатиглавые храмы.
Например, Софийский собор в Великом Новгороде — пятикупольный, а храм Покрова на Нерли венчает один купол. Но сколько бы ни было у храма куполов, всегда есть один главный: он приподнят на специальном основании — барабане.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ШАТРОВАЯ АРХИТЕКТУРА
В XVI веке на смену куполам пришло чисто русское изобретение, не имеющее аналогов в церковной архитектуре других стран: шатер — завершение храма в виде многогранной пирамиды, а не купола. Вероятно, появление шатрового зодчества связано с техническими сложностями: многие церкви на Руси строили из дерева, а сделать купол из этого материала непросто.
Позже эта архитектурная особенность распространилась и на каменное строительство. Чтобы представить себе шатровый храм, достаточно вспомнить церковь Вознесения в Коломенском и шатровую колокольню в Кижах.
БАРОККО
Этот архитектурный стиль пришел в Россию в самом конце XVII века. Первые постройки появились в Москве, потом барочными зданиями активно застраивался Петербург. Стиль барокко определить просто: его главные особенности — сложные формы и обилие украшений. Собственно, сам термин «барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый, странный». Среди примеров — Зимний дворец в Петербурге и церковь Знамения в Дубровицах в Подмосковье.
РОКОКО
В целом популярный во второй половине XVIII века стиль рококо имеет много общего с барокко. Главные отличия кроются в деталях. Здания в стиле рококо обильно украшены скульптурным декором — вазами и цветочными гирляндами, масками или просто милыми завитками. Подобных построек в России сохранилось немного. К ним относятся Китайский дворец и павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме.
КЛАССИЦИЗМ
Здания в стиле классицизм можно найти во многих российских городах. Это архитектурное направление было распространено в конце XVIII — первой половине XIX века. В классическом стиле строили дворцы и усадьбы, театры и даже склады. Ключевая деталь, по которой можно без труда опознать памятник эпохи классицизма, — это колонна. Точнее, много колонн. Также здания в этом стиле отличаются сдержанностью, симметричностью и лаконичным декором. Таковы, например, Таврический дворец в Петербурге и Большой театр в Москве.
ИСТОРИЗМ
Постройки в этом архитектурном стиле, появившемся в середине XIX века, наиболее разнообразны. Главная особенность историзма — обращение архитектора к наследию прошлого. Прошлое могло быть, например, византийским — тогда появлялись здания в неорусском стиле, как храм Христа Спасителя. Могло быть готическим — так была возведена усадьба Царицыно в Москве. А могло быть осмыслением наследия эпохи ренессанс — как Московский и Ленинградский вокзалы.
Ключевые внешние особенности историзма сформулировать достаточно сложно: постройки этого стиля непохожи. Если вы видите здание, которое «хочет казаться старше, чем есть на самом деле» — вероятно, это памятник историзма.
МОДЕРН
Здания в архитектурном стиле модерн появились в конце XIX — начале XX века. Обилие стекла и железа, использование мозаики и росписи на фасадах, необычные изогнутые линии и асимметрия — все это приметы модерна. Дом компании «Зингер» в Петербурге или гостиница «Метрополь» в Москве — наиболее характерные здания в этом стиле.
АВАНГАРД
В 1920-е в Советском государстве появился такой же революционный, как и новая власть, архитектурный стиль. Простые конструкции и отсутствие декора, стекло и бетон — такими строили авангардные здания. Для архитекторов-авангардистов была важна функциональность постройки, а не ее эстетическая ценность.
Неудивительно, что у стиля, помимо сторонников, были и ярые противники, называвшие авангардные здания «бетонными опухолями» на теле Москвы. Так, например, современники оценили мельниковский Дом культуры имени Русакова. Универмаг Мосторг на Красной Пресне — другой известный пример авангарда — встретили спокойнее.
СТАЛИНСКАЯ НЕОКЛАССИКА
В сталинское время архитекторы стали вновь обращаться к классическому наследию, хотя и в несколько ином смысле. Здания 1930–40-х годов были величественными и помпезными — с колоннами и лепниной, настенными росписями и обилием декора с советской символикой. В моду вновь вошли колонны.
Одним из интересных осмыслений стиля классицизм в сталинское время стали Центральный академический театр Российской армии в форме пятиконечной звезды и Главное здание МГУ на Воробьевых горах.
ТИПОВАЯ АРХИТЕКТУРА ХРУЩЕВСКОГО И БРЕЖНЕВСКОГО ВРЕМЕНИ
Вместе с эпохой Сталина закончилась и эпоха «архитектурных излишеств» и монументализма. Одинаковые невыразительные здания по типовым проектам можно встретить как в жилой застройке того времени, так и в общественной архитектуре — такими стали кинотеатры, школы, больницы. В спальном районе любого российского города так называемые хрущевки, скорее всего, будут основой местного пейзажа.
Архитектурные стили таблица. Стили и направления в мировой архитектуре
Классификация архитектурных стилей
название стиля
характеристика стиля
план
изображение
Канонический
4тыс. до н.э.
332 г.н.э.
Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность. Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.
Театр был построен во времена Поликетты Млодза, около 300 лет назад. Самые известные здания древней Греции, в дополнение к вышесказанному. Афины, Акрополя, Парфенона, Храм Артемиды, Пророков, храма Ники, Эрехионона и статуи Афины. Парфенон или храм Афин Парфенон — один из самых известных памятников в Древней Греции, построенный самым известным художником греческой эпохи Фидии. Храм построен из белого мрамора и имеет 12 метров статуи Афин, сделанные Фидиасом. На протяжении веков это здание служило церковью, мечетью и даже боеприпасами, но все еще остается символом древней Греции.
(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)
Классический
8 в до н.э.-
5 век н.э.
Этот стиль выработался в Античности: Греции, Риме. Лёгкая стройная архитектура Др. Греции несёт в своём художественном строе иной дух героики и значимости человека. Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, соразмерность человеческому маштабу практичность, рационализм, торжественность.
Многие скульптуры из интерьера этого здания теперь можно увидеть в Британском музее в Лондоне. Эрехтейон — второй по величине храм, посвященный Афине после Акрополя. Он был построен в стиле иония, с колоннами, характерными для фасадов — статуи женщин, называемых кариатидами. Афина Полиас и Посейдон, который был богом моря, был вторым защитником Афин.
Объективность, характерная для научных областей, основана на сборе и систематизации различных реалий построенной среды. Ограничением этого процесса является теория о том, что достаточная проектная предпосылка, а также только полевые данные и потребности клиентов. «Домашний автомобиль» был, возможно, слишком близок к этому пределу. Не случайно два края указанного интервала являются квази-современными в 20-х годах века. Возможно, это максимум поляризации архитектуры, феномен, характерный для современного периода.
(Афинский акрополь, римский колизей)
Романский
11- 12 в.в.
Массивность, тяжеловестность, грузность, крепостной характер, основное выразительное средство — стела с узкими проёмами — крестово -купальная система. Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях и замках. Главным элементом композиции — донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Разнообразие архитектурных стилей домов
Современный дом по мотивам классического стиля.
Архитектурные стили домов представляют собой сочетание определенных признаков в конструкции и декоре: это особенность планов, объемов, инженерных и композиционных решений, способах и характере формирования и отделки фасадов. Архитектурный стиль, как направление искусства, возник еще в культуре Месопотамии, Ассирии, Древнего Египта. Древняя Греция стала первоосновательницей авторского архитектурного стиля зданий и сооружений разного назначения. Это случилось за несколько веков до нашей эры, во времена античности. Начиная с 5 в. до н.э. и до 12 в. н.э. архитектурный стиль домов формировался на основе мировоззрения общества, бытовых и геополитических условий, философии и научных достижениях. Архитектурный стиль полностью соответствовал культурному стилю, характерному для конкретного народа и исторического периода. Стили эпох возникали в те моменты, когда возникал исторический перелом, включающий изменение технологий, увеличение инженерных знаний и умений, археологические открытия. Исторические стили фасадов домов отражали религиозные взгляды, а также уровень развития общества в области искусства и культуры. К великим эпохальным архитектурным стилям относится античность, романский стиль, готика, ренессанс, барокко и рококо, классицизм, ампир. Несмотря на то, что они охватывают разные отрезки времени и по-разному отразились на видах искусств, они считаются исторически равнозначными, поскольку в той или иной степени отразились в философии, науке, живописи, бытовой жизни, религиозной культуре. Архитектурные стили, в которых возводились дома, по их конструкции и декоративности условно можно разделить на сложные и простые. Переход между стилями разной сложности проходил по-разному: от простого к сложному развитие занимало много времени, а от сложного к простому изменения происходили резко.
Романский стиль
Романский стиль фасадов домов замков и крепостей существовал в эпоху межрегиональных и клановых войн, что и сформировало массивные сооружения с окнами-бойницами, толстыми стенами с малым количеством декора. В период властвования стиля развивалась связь не только с бытовыми и политическими условиями жизни, но и с аскетической религиозной философией общества. Романский стиль просуществовал с середины 10в. до середины 13 в. Современные варианты строений по мотивам стиля перенимают массивность форм, объединение в одном сооружении разных объемов, однако, натуральный камень заменяется искусственными материалами.
Романский стиль сооружения. Северная Испания.
Готический архитектурный стиль зданий
Изменения в политике, образование прочных государственных союзов, уменьшение количества войн привело к развитию нового стиля. Медленные изменения в европейском обществе отразились и на скорости смены стилей от романского к готике. Это заняло приблизительно 100 лет: с середины 12 в. до середины 13 в. На появление готического архитектурного стиля зданий повлияло особое религиозное рвение народов, покоривших Европу и принявших христианство как единственную религию. Еще одной составляющей развития нового стиля являлся необычный инженерный подход, позволивший перераспределить нагрузки, освободив стены, а, следовательно, облегчив фундамент, что позволило возводить сооружения небывалой до этого времени высоты. Готические произведения архитектурного искусства величественны, они имеют огромное количество лепного декора, отражающего самые разнообразные темы, важные для общества: религию, быт, мифологию. Отличительной особенностью готического архитектурного стиля домов-храмов стали большие цветные витражи. Готика властвовала в Европе до середины 16 в. Современный архитектурный стиль домов по мотивам готики перенял некоторые черты: башенки, шпили, стрельчатые окна и проемы, вертикальную направленность сооружений.
Эскиз здания в неоготическом стиле.
Ренессанс
Окончание мрачной эпохи Средневековья привело к очередной смене архитектурных стилей зданий: получил развитие Ренессанс — время возрождения, возврата к античным ценностям, однако, на основе христианской религии и с учетом их приложения к реальному человеку. Новый стиль, характеризующий возврат к античности, стал переходом от сложного к простому, поэтому процесс перехода занял немного времени.
Современный дом в стиле Ренессанс.
Архитектурный стиль домов — барокко
Внутри строгого Ренессанса начинает созревать более сложный в конструктивном и декоративном выражении — стиль фасадов домов — барокко (1650-1770 гг.). Усложнение элементов барокко приводит к появлению изящного, роскошного, изысканного рококо. Рококо, в свою очередь, просуществовал недолго — несколько десятилетий в середине 18 в.
Современный дом по мотивам барокко.
Стили фасадов домов — ампир и классицизм
Роковые изменения в обществе, Французская революция привели к быстрой замене барокко и рококо на торжественный и строгий ампир, опирающийся на римскую античность, но с добавлением элементов имперской и военной тематики. В основе стиля — победы древних римлян и великий Рим — империя, простоявшая не одну сотню лет. Однако ампир присутствовал в основном во Франции и благодаря Наполеону, внедрявшего в общество идеологию поклонения собственной личности. После победы в войне 1812 г. и разгрома Наполеона Россия переняла имперский стиль и сделала его архитектурным стилем зданий и сооружений, также взяв за основу римскую античность. В некоторых европейских странах рококо не получил существенного развития, и барокко сменилось классицизмом, опирающимся на греческую и римскую античность. Классицизм (1770-1840) отражал абсолютизм европейских правителей.
Классицизм лежит в основе стиля отделки фасада этого современного дома.
Среди великих архитектурных стилей фасадов домов есть первичные (вновь созданные) и вторичные — преобразованные из уже известных. Обычно вторичный стиль появляется за счет усложнения первичного, добавления к нему новых технологий, а также идеологической основы. Вторичность делает созданный стиль оторванным от изначального назначения и идеи. К примеру, античность создавалась как отражение демократии, а классицизм, многое заимствовавший у античности, отражал абсолютную и незыблемую власть монархов, в то время, как Ренессанс, также во многом повторявший античность (преимущественно древнеримскую) демонстрировал интерес к старине, возвеличивал человека как личность. Вторичные стили обычно характеризуются увеличением количества декора относительно первичных стилей.
Стиль фасадов домов — эклектика
Типичным представителем вторичного стиля стала эклектика (1830-1890 гг.) Она возникла как соединение в одном произведении направлений зодчества из разных культур и временных периодов. В основе эклектики лежал романтизм, позволяющий «перемещаться» в историческом пространстве. В это время стремились в стиль отделки фасадов, в форму зданий включить наиболее выразительные элементы из разных стилей. Эклектический стиль фасадов домов имел некоторые отличительные черты: чаще всего это была неоготика в романтическом варианте, сочетающаяся с элементами архитектуры и декора Востока. Нередко в одном сооружении использовались неогреческий, неоримский варианты зодчества, объединенные с национальными стилями отделки фасадов. В России был популярен псевдорусский стиль, соединяющий в себе элементы европейской архитектуры и древнерусского творчества, а также художественную фантазию авторов.
Эскиз дома, созданного на основе смешения стилей.
Архитектурный стиль фасадов — модерн Одним из важных архитектурных стилей домов является модерн (в Германии и Австрии — юнгендстиль, во Франции — ар нуво, в Англии и России — модерн, в Италии — либерти), привнесший в мировую архитектуру прекрасные произведения. Этот стиль возник на основе создания противовеса эклектическим стилям, господствовавших в Европе и России после угасания классицизма. Модерн — стиль аутентичный, в нем трудно назвать общие черты, поскольку велико разнообразие выражений этого стиля, называвшегося по-разному в каждой стране. Он существовал на стыке 19-20 вв. и с началом мировой войны утратил свою актуальность. Объединяет архитектурный стиль модерн то, что он создается на основе идеи, которую хочет донести автор до зрителя. В основе модерна обычно растительный рисунок, плавные извилистые линии, идея воздушности, легкости. Геометрический модерн, напротив, предполагает наличие простых ровных поверхностей и сочетания разных объемов.
Современный дом в стиле модерн.
Современные архитектурные стили домов
Сравнительно современным архитектурным стилем домов можно назвать конструктивизм, берущий свое начало в 20-х гг. прошлого века. В основе создания образа здания — целесообразность, рациональность форм, отсутствие декора, геометрические поверхности. Хай-тек — современный архитектурный стиль здания, получивший свое развитие в 70-х гг. прошлого века, и продолжающий оставаться модным до настоящего времени. Стиль отделки фасада подразумевает использование конструктивных элементов здания не только как функциональные объекты, но и как декор: например, лифты, лестницы, вентиляционные системы, которые выносятся наружу. Широко используется стекло, металл, пластик. Еще один необычный современный архитектурный стиль домов — деконструктивизм, в котором сочетаются непривычные, несочетаемые вещи, нарушена визуальная тектоника зданий, которые производят впечатление разрушающихся: стиль фасадов домов в этом стиле подразумевает использование ломаных поверхностей, резких переходов между поверхностями, нарушение пропорций. Футуризм — архитектурный стиль домов, подразумевающий динамические формы, характеризующие скорость, движение.
Футуристический архитектурный стиль загородного дома Kettle Hole от студии Robert Young.
Очень интересен современный архитектурный стиль био-тек, который развился на основе законов формирования живых организмов. Эта концепция строится на определенной философии: создания дома как одного из творений природы. Здания могут принимать растительную форму — фитоморфизм, иметь вид пещеры, гнезда, животного — зооморфизм.
Cовременный архитектурный стиль био-тек — лондонский «Огурец» (The Gherkin). Архитектор Н. Фостер. 2001-2004 гг.
Среди стилей отделки фасадов в современном строительстве по-прежнему в моде историзм, который предусматривает наличие лепнины, колонн, барельефов и других ордерных элементов, присутствующих в стилях, которые принято называть «великими». Современный архитектурный стиль домов по мотивам одного из исторических стилей подразумевает использование декоративных элементов и отделки из искусственных материалов, что ускоряет и облегчает строительство.
Автор текста: М. Сергеева
Как легко и просто разбираться в архитектурных стилях
Большинство из нас не слишком разбирается в архитектурных стилях, хотя все понимают, что именно они определяют облик любого города. Между тем, запомнить названия самых основных архитектурных стилей и их приметы совсем несложно. Узнавать те или иные образы и идеи, воплощенные в элементах зданий – вполне посильная задача, если знать, на что обращать внимание.
Мы подготовили для вас советы, с помощью которых вы сможете легко прослыть знатоком архитектуры, невзначай определяя, к какому стилю принадлежит то или иное здание или сооружение в любом из городов мира.
Романский стиль
В этом стиле было построено множество крепостей, массивных замков, а также похожих на крепости соборов и аббатств из строгого серого камня. Это самый первый из выраженных архитектурных стилей со времен античности, господствовавший практически на всей территории Западной и Восточной Европы с X по XII век.

Как узнать
Характерные черты романского стиля – мощные стены с узкими окнами, почти лишенные украшений, массивные башни с шатровыми вершинами, полукруглые арки. Простота и строгость линий подчеркивает устремленность вверх.
Внутренний интерьер романских храмов и замков мрачный, с шероховатыми плоскостями стен и однообразными рядами колонн и полукруглых арок, подпирающих свод. Из украшений – только растительные орнаменты, отраженные в барельефах, настенных росписях и в скульптурном декоре. Везде простые массивные формы, мощь и устойчивость. Романский храм всегда рождает ощущение торжественного и сурового спокойствия.
Где посмотреть
Представителями этого стиля являются почти все сохранившиеся до наших дней замки и соборы Европы, построенные в XI–XII веках. Например, Лиссабонский собор (Португалия), Сен-Савен-сюр-Гартамп (Франция), собор в Клонферте (Ирландия), собор Модены (Италия), замок Данноттар, Абердиншир (Шотландия).
Готика
Готика заменила собой романский стиль и властвовала в Европе с конца XII по XVI век. Здания стали легче, выше и сложнее. Многие из самых известных соборов, аббатств и административных зданий Европы выстроены именно в готическом стиле.
Как узнать
Готику вы без труда распознаете по устремленности ввысь и великому множеству стрельчатых арок и каменного декора, о который, кажется, можно поцарапаться. Человек кажется сам себе ничтожным рядом с величием этих сооружений.
Этот стиль потрясает воображение благодаря изобилию витражей, стрельчатых окон, тысячам скульптур, статуй, лепнине. Стены готических зданий украшают фигуры библейских царей, апостолов, святых, пророков, ангелов. А также в противовес им – изображениями горгулий, грифонов и прочих страшилок, и барельефами со сценами мук грешников, терзаемых в аду.
Где посмотреть
Классикой готической архитектуры является, к примеру, собор Парижской Богоматери (Франция), собор Святого Стефана (Австрия), собор Антверпенской Богоматери (Бельгия), Кельнский собор (Германия), собор Святого Вита (Чехия), Вестминстерское аббатство (Англия).
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Усадьба Быково: готическая церковь и дворец-диспансер в ближайшем Подмосковье (ФОТО)
Классицизм
Этот стиль господствовал с XVII по начало XIX века. Подобных зданий очень много в Западной Европе и в России. Это имперский стиль: все новорожденные империи, которые хотели обставить свое величие должным образом, ориентировались на него.
Как узнать
Строгость, симметричность, монументальность – вот его признаки. Если вы видите множество круглых колонн, строгую геометричность планировки и симметрию, при этом никаких завитков, «взбитых сливок», складок и прочих архитектурных излишеств, то это классицизм.
Где посмотреть
Наиболее яркие представители – садово-парковый ансамбль Версаля, собор Святого Павла в Лондоне, а в Москве – дом Пашкова на Воздвиженке. Санкт–Петербург и вовсе считается подлинным музеем классицизма под открытым небом, взять хотя бы Адмиралтейство, здание Главного штаба и Казанский собор.
Барокко
Название этого художественного и архитектурного стиля дословно переводится как «жемчужина с пороком». И действительно – что-то роскошное и порочное в нем есть. Он развивался в противовес классицизму и почти одновременно с ним. Центром этого направления стала Италия.
Барокко все приукрашивает, делает пышнее и манернее. Для него характерна текучесть криволинейных форм, помпезность и избыточность декора. Торт со взбитыми сливками – вот что напоминают наиболее яркие архитектурные представители этого стиля.
Как узнать
Характерные детали барокко – это обильная лепнина, вычурные украшения, балкончики и эркеры. А еще большое число раскреповок (это когда отрезок стены выдвигается вперед или назад со всеми частями сверху до низу). Плюс изобилие атлантов, кариатид и вообще многообразие скульптурных украшений на фасаде и в интерьерах. Приметами барокко также является богатая цветовая палитра (от изумрудного до бордо), хотя все же самым популярным сочетанием является белый с золотом.
Где посмотреть
Самые характерные представители этого стиля – дворцовый комплекс в Петергофе, собор Святого Петра в Риме (Италия). кафедральный собор в Берлине (Германия), королевский дворец в Мадриде (Испания).
Фото: A.Savin, Wikimedia Commons
Модерн
Этот стиль возник в западной культуре в конце XIX века. В каждой стране он имел свое наименование: его называли «ар нуво» во Франции, Бельгии, Голландии, Англии и США, «югендштилем» в Германии, «либерти» в Италии, «модерном» в России.
Модерн – это стремление изменить взгляд на архитектурную эстетику, поэтизация обыденных вещей.
Как узнать
Определить его можно по тому, что углы и прямые линии в модерне практически отсутствуют – они заменены на чуть изогнутые плавные очертания фасадов, окон, конструктивных элементов.
Арочные оконные конструкции часто напоминают своей формой и размахом витрины. Большое внимание уделяется деталям: двери часто декорируются мозаичным узором, лестницы и столбы представляют собой дизайнерские произведения. В интерьере используется эмаль, медь и латунь.
Один из важных признаков стиля модерн – приглушенность цвета и их изысканность. Самые любимые цвета модерна — жумчужно-серый, цвет увядшей розы, серо-голубой, табачный и темно-сиреневый.
Где посмотреть
Примеров этого стиля по всей Европе и в России множество. Самыми яркими считаются Каса Мила и Каса Батло в Барселоне (Испания), особняк Сольве в Брюсселе (Бельгия). А в Москве – доходный дом Тарховой в Подсосенском переулке, особняк Рябушинского на Малой Никитской, особняк Листа в Глазовском переулке.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Особняк Рябушинского в Москве: от подводного царства к звездам
Ар-деко
Это также стиль первой половины ХХ века, активно развивавшийся в США и менее активно – в Европе. Ар-деко – стиль, выражавший откровенное наслаждение намеренно дорогими и солидными вещами, проповедовавший уверенность в завтрашнем дне. Стиль благополучной респектабельной жизни – вот что это такое.
Для этого стиля важны размах и эклектика, любовь к неожиданным геометрическим формам, ломаным линиям, многогранникам, ступенчатым завершениям, странным, выпуклым кривым.
Как узнать
Для ар-деко характерно использование дорогих добротных материалов, особенно сочетание изысканной фактуры редких пород камня или дерева со сверкающим полированным металлом. Цвета – насыщенные, контрастные: белый с черным, золотой с коричневым. В декоре особенно любимы яркие вкрапления ярко-красного, -зеленого, -синего. Да такие, чтобы сверкали, как драгоценности. Но это не выглядит дешевой подделкой, а усиливает общее впечатление.
Среди украшений используются стилизованные изображения животных и новейшей техники: машин или аэропланов. А также исторические темы, восточная экзотика и элементы современного искусства, особенно кубизма.
Где посмотреть
Звезды Голливуда и в жизни и в кино жили в окружении этого стиля. Множество развлекательных заведений и казино по всему миру созданы под его влиянием. Символом ар-деко считается Крайслер билдинг в Нью-Йорке. У нас в этом стиле выполнена станция «Маяковская» Московского метрополитена.
Деконструктивизм
Это молодой архитектурный стиль, сформировавшийся в самом конце прошлого века. Это попытка «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс.
Как узнать
Его легко определить по полному нарушению всего привычного в архитектуре. Если мы видим изломанные формы, как будто какой-то гигант взял и смял здание, выкрутил его или поиграл в огромные кубики, то такое здание, скорее всего, окажется представителем деконструктивизма. Часто ощущение от него остается как от чего-то непрочного, сломавшегося или готового развалиться на части.
Где посмотреть
Яркие представители этого стиля – Танцующий дом в Праге (Чехия) и здание музея Гуггенхайма в Бильбао (Испания).
Хай-тек
Этот архитектурный стиль возник в 80-х годах ХХ века и продолжает развиваться в наши дни. Этот стиль любит серебристый цвет, зеркальные поверхности и современные материалы: металл, пластик, бетон, разнообразные полимерные покрытия. Здания нарочито простых форм, часто с элементами кубизма, просторные и хорошо освещенные.
Как узнать
Если все, что раньше пряталось (коммуникации и технические детали здания, такие, как лифты, лестницы, вентиляционные шахты, трубопроводы) нарочито выставлено напоказ, да еще и превращено в элементы дизайна, например, выкрашено в контрастные цвета, то вы, скорее всего имеете дело с хай-теком.
Где посмотреть
В качестве примеров этого стиля можно вспомнить здание Fuji TV в Японии, Пацифик дизайн центр в США, центр Помпиду во Франции.
Био-тек
Био-тек развивается параллельно с хай-теком и тоже использует стекло, металл и бетон, зеркальные поверхности и часто – игру отражений. Архитектура этого направления экспериментирует с экологичными материалами и энергоэффективностью, пытается создать новейшее пространство для проживания человека: экодома, в которых есть автономные системы жизнеобеспечения и озелененные террасы, используются естественное освещение, солнечные батареи, накопители влаги и прочие достижения цивилизации.
Как узнать
Био-тек чаще всего лишен углов и симметричности, имеет замысловатые формы, навеянные живой и неживой природой. Здания, построенные в стиле био-тек, напоминают то паутину, то соты, то раковины, то живых обитателей моря или суши.
Если вы видите нечто невообразимых обтекаемых форм, которые переливаются друг в друга, блестят и отражают окружающий мир, то перед вами представитель стиля био-тек. К нему относятся также здания более лаконичных форм, например, похожие на бутон, но всегда мягких округлых линий.
Где посмотреть
Яркие представители био-тека – город искусств и наук в Валенсии, Фред Олсен Центр в Лондоне. А в Москве – гостиница Майкла Соркина, спроектированная в виде медузы.
Татьяна Рублева
название стиля | характеристика стиля |
Канонический 4тыс. до н.э. 332 г.н.э. | Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность. Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью. (пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке) |
Классический 8 в до н.э.- 5 век н.э. | Этот стиль выработался в Античности: Греции, Риме. Лёгкая стройная архитектура Др. Греции несёт в своём художественном строе иной дух героики и значимости человека. Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, соразмерность человеческому маштабу практичность, рационализм, торжественность. (Афинский акрополь, римский колизей) |
Романский 11- 12 в.в. | Массивность, тяжеловестность, грузность, крепостной характер, основное выразительное средство — стела с узкими проёмами — крестово -купальная система. Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях и замках. Главным элементом композиции — донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. (Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе) |
Готический 13 — 14 в.в. | Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу. (собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне) |
Древне — русский 9 — 17 в.в. | Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие. (храм Св. Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире) |
Ренессанс 13 — 17 в.в. | Симметрия, гармония, уравновешенность, геометорическая правильность форм. Важным достижением- создание новой архитектурной формы — этажа. Окна трактуются как глаза здания, фасад — как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство. (храм Санта — Мария дель Фьоре, Палаццо Ручелаи, Микеланджело Буонарроти. Купол собора св.Петра. Рим) |
Барокко 17 век | Причудливый, динамичный, неспокойный, богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато укршены лепниной, живописью, скульптурой. (Ансамбль собора Св. Петра в Риме, Царскосельский дворец, Эрмитаж, Борромини. Церковь Сан Карло алле кватро фонтане. Рим) |
Классицизм 17 — 19 в.в. | «Классиус» — образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность. строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений (дворцовый ансамбль Версаля, стрелки Васильевского острова, Казанский собор) |
Рококо 18век | «Рокайль» — раковина. Утончённость, манерность, роскошь, прихотливая декоративность, орнамент в виде раковины. характерно тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. (Овальный зал отеля Субиз, двоцовые интерьеры Зимнего дворца, Смольный собор) |
Ампир 18век | Стиль империи эпохи Наполеона, суховатость, академизм, строгость, чёткость линий, холодное величие. сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов (Шальгрен. Арка Звезды в Париже, здание главного штаба в Петербурге, Лепер и Гондуэн. Вандомская колонна в Париже.) |
Модерн 19 век | Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле (Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди), Викто́р Орта́ Дом Тасселя (1983), дом Сытина, Особняк С.Рябушинского. Ф.Шехтель. Москва.1902 Модерн – к. XIX — начале XX в; характеризуются различными украшениями домов, скруглениями, уходом от правильных геометрических форм. Использование больших, площадей остекления. Облицовочные поверхности выполняются из декоративного кирпича, керамогранита, а также в отдельных случаях – покраска.( в архитектуре Москвы — Ярославский вокзал, ЦУМ, гостиница Метрополь) |
Современный (контруктивизм, органика, ретро) | Использование новых строительных конструкций, новые строительные материалы, абстракция геометрических форм, эстетизация конструкций. Конструктивизм- конструирования окружающей среды, возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. (Московский планетарий, арх. М. Барща, М. Синявского; Эйфелева башня Г. Эйфель Франция) «органическая архитектура»- утверждать необходимость и приятность для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений с природным окружением. (Оперный театр,Йорн Устцон, Австралия, Сидней ) Ретро стиль -просторные формы, веранды. Наружная отделка дома выполняется из современных материалов, но стилизованная под старину. Здесь присутствует контраст темных цветов и светлых, изломы крыш, ендовы, мансардные окна, просторные лестницы. «хай-тек» («хайтек») — максимальная функциональность. Никаких декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека. Порой демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций и другого антуража «века техники» Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусные галереи(«Рейнбоу сентр» в Ниагара-Фоллс, США, 1978 ) |
Архитектура программного обеспечения — Википедия
Архитектура программного обеспечения (англ. software architecture) — совокупность важнейших решений об организации программной системы. Архитектура включает:
- выбор структурных элементов и их интерфейсов, с помощью которых составлена система, а также их поведения в рамках сотрудничества структурных элементов;
- соединение выбранных элементов структуры и поведения во всё более крупные системы;
- архитектурный стиль, который направляет всю организацию — все элементы, их интерфейсы, их сотрудничество и их соединение[1][2].
Документирование архитектуры программного обеспечения (ПО) упрощает процесс коммуникации между разработчиками, позволяет зафиксировать принятые проектные решения и предоставить информацию о них эксплуатационному персоналу системы[3], повторно использовать компоненты и шаблоны проекта в других.
Общепринятого определения «архитектуры программного обеспечения» не существует. Так, сайт Software Engineering Institute приводит более 150 определений этого понятия[4][5].
Область компьютерных наук с момента своего образования столкнулась с проблемами, связанными со сложностью программных систем. Ранее проблемы сложности решались разработчиками путём правильного выбора структур данных, разработки алгоритмов и применения концепции разграничения полномочий. Хотя термин «архитектура программного обеспечения» является относительно новым для индустрии разработки ПО, фундаментальные принципы этой области неупорядоченно применялись пионерами разработки ПО начиная с середины 1980-х. Первые попытки осознать и объяснить программную архитектуру системы были полны неточностей и страдали от недостатка организованности, часто это была просто диаграмма из блоков, соединенных линиями. В 1990-е годы наблюдается попытка определить и систематизировать основные аспекты данной дисциплины. Первоначальный набор шаблонов проектирования, стилей проектирования, передового опыта (best practices), языков описания и формальная логика были разработаны в течение этого времени[6].
Основополагающей идеей дисциплины программной архитектуры является идея снижения сложности системы путём абстракции и разграничения полномочий. На сегодняшний день до сих пор нет согласия в отношении чёткого определения термина «архитектура программного обеспечения».
Являясь в настоящий момент своего развития дисциплиной без четких правил о «правильном» пути создания системы, проектирование архитектуры ПО все ещё является смесью науки и искусства. Аспект «искусства» заключается в том, что любая коммерческая система подразумевает наличие применения или миссии. С точки зрения пользователя программной архитектуры, программная архитектура дает направление для движения и решения задач, связанных со специальностью каждого такого пользователя, например, заинтересованного лица, разработчика ПО, группы поддержки ПО, специалиста по сопровождению ПО, специалиста по развертыванию ПО, тестера, а также конечных пользователей. В этом смысле архитектура программного обеспечения на самом деле объединяет различные точки зрения на систему. Тот факт, что эти несколько различных точек зрения могут быть объединены в архитектуре программного обеспечения, является аргументом в защиту необходимости и целесообразности создания архитектуры ПО ещё до этапа разработки ПО[7][8][9].
Начало архитектуре программного обеспечения как концепции было положено в научно-исследовательской работе Эдсгера Дейкстры в 1968 году и Дэвида Парнаса в начале 1970-х. Эти ученые подчеркнули, что структура системы ПО имеет важное значение, и что построение правильной структуры — критически важно. Популярность изучения этой области возросла с начала 1990-х годов вместе с научно-исследовательской работой по исследованию архитектурных стилей (шаблонов), языков описания архитектуры, документирования архитектуры, и формальных методов.
В развитии архитектуры программного обеспечения как дисциплины играют важную роль научно-исследовательские учреждения. Мэри Шоу и Дэвид Гэрлан из университета Carnegie Mellon написали книгу под названием «Архитектура программного обеспечения: перспективы новой дисциплины в 1996 году», в которой выдвинули концепции архитектуры программного обеспечения, такие как компоненты, соединители (connectors), стили и так далее. В калифорнийском университете институт Ирвайна по исследованию ПО в первую очередь исследует архитектурные стили, языки описания архитектуры и динамические архитектуры.
Первым стандартом программной архитектуры является стандарт IEEE 1471: ANSI / IEEE 1471—2000: Рекомендации по описанию преимущественно программных систем. Он был принят в 2007 году, под названием ISO ISO / IEC 42010:2007.
Языки описания архитектуры (ADLS) используются для описания архитектуры программного обеспечения. Различными организациями было разработано несколько различных ADLS, в том числе AADL (стандарт SAE), Wright (разработан в университете Carnegie Mellon), Acme (разработан в университете Carnegie Mellon), xADL (разработан в UCI), Darwin (разработан в Imperial College в Лондоне), DAOP-ADL (разработан в Университете Малаги), а также ByADL (Университет L’Aquila, Италия). Общими элементами для всех этих языков являются понятия компонента, коннектора и конфигурации. Также, помимо специализированных языков, для описания архитектуры часто используется унифицированный язык моделирования UML.
Архитектура ПО обычно содержит несколько видов, которые аналогичны различным типам чертежей в строительстве зданий. В онтологии, установленной ANSI / IEEE 1471—2000, виды являются экземплярами точки зрения, где точка зрения существует для описания архитектуры с точки зрения заданного множества заинтересованных лиц.
Архитектурный вид состоит из 2 компонентов:
- Элементы
- Отношения между элементами
Архитектурные виды можно поделить на 3 основных типа[10]:
- Модульные виды (англ. module views) — показывают систему как структуру из различных программных блоков.
- Компоненты-и-коннекторы (англ. component-and-connector views) — показывают систему как структуру из параллельно запущенных элементов (компонентов) и способов их взаимодействия (коннекторов).
- Размещение (англ. allocation views) — показывает размещение элементов системы во внешних средах.
Примеры модульных видов:
- Декомпозиция (англ. decomposition view) — состоит из модулей в контексте отношения «является подмодулем»
- Использование (англ. uses view) — состоит из модулей в контексте отношения «использует» (т.е. один модуль использует сервисы другого модуля)
- Вид уровней (англ. layered view) — показывает структуру, в которой связанные по функциональности модули объединены в группы (уровни)
- Вид классов/обобщений (англ. class/generalization view) — состоит из классов, связанные через отношения «наследуется от» и «является экземпляром»
Примеры видов компонентов-и-коннекторов:
- Процессный вид (англ. process view) — состоит из процессов, соединённых операциями коммуникации, синхронизации и/или исключения
- Параллельный вид (англ. concurrency view) — состоит из компонентов и коннекторов, где коннекторы представляют собой «логические потоки»
- Вид обмена данными (англ. shared-data (repository) view) — состоит из компонентов и коннекторов, которые создают, сохраняют и получают постоянные данные
- Вид клиент-сервер (англ. client-server view) — состоит из взаимодействующих клиентов и серверов, а также коннекторов между ними (например, протоколов и общих сообщений)
Примеры видов размещения:
- Развертывание (англ. deployment view) — состоит из программных элементов, их размещения на физических носителях и коммуникационных элементов
- Внедрение (англ. implementation view) — состоит из программных элементов и их соответствия файловым структурам в различных средах (разработческой, интеграционной и т.д.)
- Распределение работы (англ. work assignment view) — состоит из модулей и описания того, кто ответственен за внедрение каждого из них
Хотя было разработано несколько языков для описания архитектуры программного обеспечения, в настоящий момент нет согласия по поводу того, какой набор видов должен быть принят в качестве эталона. В качестве стандарта «для моделирования программных систем (и не только)» был создан язык UML.
Для удовлетворения проектируемой системы различным атрибутам качества применяются различные архитектурные шаблоны (паттерны). Каждый шаблон имеет свои задачи и свои недостатки.
Примеры архитектурных шаблонов:
- Многоуровневый шаблон (Layered pattern). Система разбивается на уровни, которые на диаграмме изображаются один над другим. Каждый уровень может вызывать только уровень на 1 ниже него. Таким образом разработку каждого уровня можно вести относительно независимо, что повышает модифицируемость системы. Недостатками данного подхода являются усложнение системы и снижение производительности.
- Шаблон посредника (Broker pattern). Когда в системе присутствует большое количество модулей, их прямое взаимодействие друг с другом становится слишком сложным. Для решения проблемы вводится посредник (например, шина данных), по которой модули общаются друг с другом. Таким образом, повышается функциональная совместимость модулей системы. Все недостатки вытекают из наличия посредника: он понижает производительность, его недоступность может сделать недоступной всю систему, он может стать объектом атак и узким местом системы.
- Шаблон «Модель-Представление-Контроллер» (Model-View-Controller pattern). Т.к. требования к интерфейсу меняются чаще всего, то возникает потребность часто его модифицировать, при этом сохраняя корректное взаимодействие с данными (чтение, сохранение). Для этого в шаблоне Model-View-Controller (MVC) интерфейс отделён от данных. Это позволяет менять интерфейсы, равно как и создавать их разные варианты. В MVC система разделена на:
- Модель, хранящую данные
- Представление, отображающее часть данных и взаимодействующее с пользователем
- Контроллер, являющийся посредником между видами и моделью
Однако, концепция MVC имеет и свои недостатки. В частности, из-за усложнения взаимодействия падает скорость работы системы.
- Клиент-серверный шаблон (Client-Server pattern). Если есть ограниченное число ресурсов, к которым требуется ограниченный правами доступ большого числа потребителей, то удобно реализовать клиент-серверную архитектуру. Такой подход повышает масштабируемость и доступность системы. Но при этом сервер может стать узким местом системы, при его недоступности становится недоступна вся система.
Базовые фреймворки для архитектуры ПО[править | править код]
Существуют следующие фреймворки (англ. software architecture frameworks), относящиеся к области архитектуры ПО:
- 4+1
- RM-ODP (Reference Model of Open Distributed Processing)
- Service-Oriented Modeling Framework (SOMF)
Такие примеры архитектур, как фреймворк Захмана (Zachman Framework), DoDAF и TOGAF, относятся к области архитектуры предприятия (enterprise architectures).
- ↑ Kruchten, Philippe. The Rational Unified Process-An Introduction, Addison-Wesley, 1998
- ↑ Rumbaugh, J., Jacobsen, I. and Booch, G. The Unified Modelling Language Reference Manual. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1999
- ↑ Documenting Software Architectures: Views and Beyond, 2010, P.1.1. Overview.
- ↑ Documenting Software Architectures: Views and Beyond, 2010, P.1.2. Architecture and Quality Attributes.
- ↑ Software Architecture:Glossary, Software Engineering Institute
- ↑ What Is Your Definition of Software Architecture (англ.). resources.sei.cmu.edu. Дата обращения 23 октября 2019.
- ↑ ISO/IEC/IEEE 42010: Defining «architecture» (неопр.). www.iso-architecture.org. Дата обращения 23 октября 2019.
- ↑ M. Fowler. Design — Who needs an architect? // IEEE Software. — 2003-9. — Т. 20, вып. 5. — С. 11–13. — DOI:10.1109/MS.2003.1231144.
- ↑ An Introduction to Software Architecture (неопр.).
- ↑ Len Bass, Paul Clements, Rick Kazman. Software Architecture in Practice (3rd Edition) (SEI Series in Software Engineering). — 3 edition (October 5, 2012). — 2012. — 640 с. — ISBN 978-0321815736.
- Paul Clements; Felix Bachmann; Len Bass; David Garlan; James Ivers; Reed Little; Paulo Merson; Robert Nord; Judith Stafford. Documenting Software Architectures: Views and Beyond. — Second Edition. — Addison-Wesley Professional, 2010. — ISBN 978-0-13-248861-7.
- Len Bass, Paul Clements, Rick Kazman: Software Architecture in Practice, Third Edition. Addison Wesley, 2012, ISBN 978-0321815736 (This book, now in third edition, eloquently covers the fundamental concepts of the discipline. The theme is centered around achieving quality attributes of a system.)