Ар-нуво Милана: самые интересные дома, дворцы и заведения в стиле либерти
Про Милан даже сами итальянцы говорят: «Это не самый лучший город в плане архитектуры! Да, у нас есть прекрасный Дуомо, но с тем же Римом или Флоренцией Милан соперничать не может».
А надо ли? Хочу я вас спросить. Рим – это античность в дуэте с богатым барокко, Флоренция – Ренессанс, а вот Милан – идеальный город для любителей ар-нуво или стиля либерти, как его принято называть в Италии. В сегодняшнем обзоре – главные места, которые не в ком случае не стоит пропускать.
1. ЗАМЕРЕТЬ В ГЛУБОКОМ ВОСХИЩЕНИИ: CASA GALIMBERTI
Адрес: via Malpighi, д 3
Пожалуй, самый любопытный объект в стиле миланского ар-нуво – Дом Галимберти или Casa Galimberti, что находится строго на углу улиц via Malpighi и via Sirtori. Идешь себе по широкому проспекту и вдруг видишь это чудо-чудесное: дом, фасад которого покрыт затейливой керамической мозаикой.
Вокруг кованных балконов верхних этажей – цветочные узоры, а вместо рамки близ закрытых ставнями окон – изображения пленительных дам, напоминающих героинь картин Альфонса Мухи.
Керамические панели фасада дома были выполнены компанией Ing. A. Bertoni & C, что располагалась в Ломбардии. Известны и имена мастеров, принявших участие в создании декора архитектурного шедевра: Пио Пинцаути занимался цветами, а Фердинандо Брамбила создал женщин.
Если же говорить об авторах проекта дома Галимберти, то ими выступили архитектор Джованни Баттиста Босси и инженер Джоаккино Луиджи Меллуччи. И пара занимательных фактов о самом здании. Раньше на его месте находились конюшни. В них содержались лошади, которых запрягали в городские трамваи. Когда же в 1900 году город занялся электрификацией и перешел с лошадей на рельсы, конюшни оказались никому не нужны. Здания были заброшены, и на месте одного из них воздвигли Casa Galimberti – строительство дома длилось с 1903 по 1905 год. К слову, частично конюшни в этом районе Милана до сих остались. Вы можете найти их поблизости на via Sirtori.
2. ПРОГУЛЯТЬСЯ ПОД СВОДАМИ ГАЛЕРЕИ ВИТТОРИО ЭМАНУЭЛЕ II
Адрес: Piazza del Duomo
Знаменитую галерею Витторио Эмануэле II вы, конечно, в любом случае вряд ли пропустите, ведь она такой же символ Милана, как Дуомо, да и расположены оба объекта на расстоянии вытянутой руки. Тем не менее, мало кто из туристов, прогуливающихся под ее прозрачными сводами, задумывается о том, что современники архитектора галереи Джузеппе Менгони называли его проект подлинным Чудом Света.
Дело, конечно, в стеклянном куполе, что пропускает дневной свет и наполняет им ряды. В 1867 году он воспринимался миланцами в точности также, как купол Брунеллески жителями Флоренции XV века – подлинное торжество инженерной мысли и высокого вкуса. И печальная ремарка: когда галерея была практически готова ее архитектор упал со строительных лесов и разбился насмерть, так что свое творение в законченном виде Джузеппе Менгони так и не увидел.
Когда окажитесь внутри, обязательно отыщите на полу мозаичное изображение Туринского быка и три раза покрутитесь на месте, уперев свою пятку в его причинное место. Считается, что, если в процессе данного действа загадать желание – оно непременно исполнится.
Обычай пошел от актеров, в былые времена дающих представления в галереи. Самых талантливых из них забирали к себе в труппы миланские театры, а наиболее бездарных посетители забрасывали тухлыми овощами. Провалиться на глазах у публики никому не хотелось, вот актеры и придумали призывать удачу столь нетривиальным способом.
Больше любопытных фактов в галереи Витторио Эмануэле II можно прочитать здесь.
3. ВЫПИТЬ КОКТЕЙЛЬ В БАРЕ AL CAMPARINO
Адрес: Piazza del Duomo, 21
У самого входа в галерею Витторио Эмануэле II имеется исторический бар Al Camparino. Угадайте, какой напиток изобрел его первый владелец Давиде Гаспаре? Конечно, речь идет о Campari. Тогда ликер подавали в баре на манер Апероля – с содовой водой, впрочем, он и сегодня – безусловный хит меню.
Бар Al Camparino открыли спустя 48 лет после возведения самой галереи, в 1915 году. Интерьеры здесь – аутентичные. Чистая красота ар-нуво: высокие потолки, свисающие кованые люстры с хрусталем, цветные фрески и эмаль.
В списке посетителей бара – немало легендарных личностей. Говорят, даже сам Верди сюда заглядывал, что логично – театр «Ла Скала» находится как раз в двух шагах.
4. УВИДЕТЬ СКАНДАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ PALAZZO CASTIGLIONI
Адрес: Corso Venezia, 47
Когда в 1866 году предприниматель Эрменджильдо Кастильони получил от своего деда крупное наследство, он вознамерился возвести на улице Corso Venezia красивейший дворец. Такой, чтобы у всех шеи сворачивались, а челюсти отваливались. И дал заказ молодому архитектору Джузеппе Соммаруга, который тоже расстарался от души. Лично проверял все детали, даже узоры кованных решеток на окнах.
Но ни заказчик, ни автор проекта и предположить не могли, что их затея обернется жутким скандалом. Когда в 1903 году с фасада свежеотстроенного дворца сняли леса, взору изумленных прохожих предстало богато украшенное барельефами и решетками здание, на входе в который красовались две женские фигуры в игривых позах. По задумке Джузеппе статуи авторства скульптора Эрнесто Баццаро должны были олицетворят мир и промышленность, но миланцы идею, как говорится, не считали и не поняли. Они сразу же окрестили Palazzo Castiglioni — «Домом с задницами», и даже выпустили на эту тему пару злобных карикатур в газетах.
В результате, уставший от насмешек Эрменджильдо Кастильони приказал избавиться от женщин – вначале веселых дам убрали с фасада дворца и перенесли на склады компании Galimberti, которая строила здание, а позже статуи были установлены на вилле Факканони-Ромео, что находится в Милане по адресу via Buonarroti, 48.
Внутренние интерьеры дворца с коваными перилами, фонарями и барельефами и сегодня выглядят впечатляюще, но они тоже основательно пострадали. Произошло это во время Второй мировой войны, но не в результате бомбежки. Просто в 1945 году Palazzo Castiglioni заняли американские военные. Союзники топили ценной мебелью печи, а вот люстры, предметы из кованого железа и драгоценности, хранившиеся во дворце, миланцам спасти удалось.
5. ВЗГЛЯНУТЬ НА ТЕХ САМЫХ ДЕВИЦ В CLINICA COLUMBUS
Адрес: via Buonarroti, 48
Ну, и раз уж столько разговоров было о дамах с фасада здания Palazzo Castiglioni, как же с ними не познакомиться! Сегодня девицы (вот ирония-так ирония!) находятся в клинике Columbus – c февраля 1949 года вилла, на которую перенесли скандальные скульптуры, принадлежит ордену сестер Sacro Cuore di Gesù (Святое сердце Христа), и в ней действует больница.
Конечно, изначально виллу строили вовсе не под нужды подобного рода. Это был особняк Николы Ромео – основатель автомобильной компании Alfa Romeo приобрел его в 1919 году.
Построил здание виллы все тот же Джузеппе Соммаруга – архитектор, создавший и Palazzo Castiglioni. Вот тут заказанные им скульптуры пришлись ко двору. Точнее – к фасаду.
6. ПОБЫВАТЬ В ГОСТЯХ У АРХИТЕКТОРА В CASA CAMPANINI
Адрес: via Vincenzo Bellini, 11
Что характерно, дамские скульптуры, красующиеся на входе в дом Кампанини (Casa Campanini), миланцев совсем не смутили. Впрочем, тут все понятно, эти женщины – монументальные, серьезные. Никакого легкомыслия даже во взоре, не то, что в позе. Да и вообще – фигуры из цемента, созданные скульптором Микеле Ведани – дань кариатидам, женским статуям, которые в греческом зодчестве нередко заменяли колонны.
Не менее любопытно, что этот дом архитектор Альфредо Кампанини строил не для заказчика, а для себя любимого. К работе он привлек Алессандро Маццукотелли – лучшего миланского мастера, работающего над созданием кованых решеток, и для любимого коллеги он оформил здесь не только вход и балконы, но и лифт.
Внутри дом Кампанини не менее любопытен. Там сохранились фрески и подвесные люстры, потолки украшены лепниной с растительными орнаментами, а во дворе особняка обязательно обратите внимание на декор в виде спелых вишен и дымоход – своей формой он напоминает песчаные барханы.
7. ЗАГЛЯНУТЬ В АПТЕКУ SANTA TERESA И ОЦЕНИТЬ ДОМ БАРОНА ЛАГУНЕ
Адрес: Сorso Magenta, 96
Тут дело даже не в аптеке, хотя в ее зале мебель, произведенная в первом десятилетии XX века, да и внутренний декор здесь соответствующий, а в том, что находится аптека Святой Терезы на первом этаже саsa Laugier – богатого дома в стиле либерти, построенного архитектором Антонио Тальяферри по заказу барона Лаугье – аристократа из региона Валь д’Аоста.
В связи с этим будет интересен следующий нюанс, касающийся миланского ар-нуво. Как и во всем мире, к этому стилю в архитектуре тяготели разбогатевшие промышленники, стремившиеся подобным образом выделиться из толпы менее удачливых конкурентов. Барон был не из их числа – сословная аристократия, как-никак. Поэтому и дом его отсылает скорее к венским традициям в архитектуре.
На нижних этажах – красная кирпичная кладка, верхние – оптимистичного желтого цвета. Прибавьте к этому керамические вставки на фасаде в стиле майолики, выполненные компанией Galileo Chini.
Они расположены близ окон и балконов с коваными решетками в виде переплетающихся листьев – их создал уже упомянутый мастер по работе с металлом Алессандро Маццукотелли. И, конечно же, как писала Цветаева, «очаровательные морды». В данном случае, львов. Они украшают фасад дома.
8. НАЙТИ ВСЕХ ЖЕЛЕЗНЫХ БАБОЧЕК В CASA FERRARIO
Адрес: via Spadari 3
Звание дома с самыми красивыми балконами бесспорно достается Casa Ferrario или «железному дому» – одному из первых зданий Милана в стиле либерти. Он был построен в 1902 году по проекту архитектора Эрнесто Пировано.
Фасад – скромен, но так и было задумано. Зрителя ничего не должно было отвлекать от изумительной красоты кованных балконов, созданных все тем же Алессандро Маццукотелли. Они представляют собой воссозданный в металле сад, где на лепестках цветов сидят бабочки! Кстати, поначалу их совсем не замечаешь, так что осмотр Casa Ferrario может превратиться в забавную игру: кто быстрее всех бабочек найдет.
К слову, идею здания, где главный элемент декора – балконы из кованого железа, архитектор Эрнесто Пировано позаимствовал у своего знаменитого бельгийского коллеги Виктора Орта, но, поскольку итальянец в данном факте свободно признавался, будем считать, что он просто удачно вдохновился.
9. ВЫПИТЬ КОКТЕЙЛЬ В САДУ ОТЕЛЯ SHERATON DIANA MAJESTIC
Адрес: Viale Piave, 42
Про это место моя коллега Людмила рассказывала отдельно, но не могу не упомянуть его и в подборке, касающейся ар-деко. Итак, Sheraton Diana Majestic – это не просто отель. Это первый отель Милана, здание которого было спроектировано таким образом, чтобы быть не особняком или домом богатой семьи, а именно гостиницей.
Произошло сие дивное событие в 1904 году, когда стиль либерти был как раз на пике популярности, что, безусловно, отразилось и на внешнем облике здания, и на его внутренних интерьерах.
В 1908 вокруг отеля появился комплекс для отдыха с театром, и вскорости это место обрело популярность в кругах миланской богемы. Впрочем, бар отеля, расположенный в цветущем саду, и сегодня остается невероятно модным. Рекомендую всем заглянуть сюда на аперитив.
10. ХОТЬ СО СТОРОНЫ ПОСМОТРЕТЬ НА КИНОТЕАТР CINEMA DUMONT
Адрес: via Frisi, 2
На закуску – миланский кинотеатр в стиле ар-нуво. Называется он Cinema Dumont, а построен был в период с 1908 по 1910 год архитекторами Фердинандо Теттаманци и Джованни Майнетти. Для названия кинотеатра специально выбрали французскую фамилию – это считалось модным и загадочным, а фасад здания для еще пущей загадочности украсили каменными розами и изображениями лиц.
К сожалению, в 1994 году здание кинотеатра приобрел частный владелец, устроивший в его стенах многоуровневый гараж. Впрочем, все не так печально. На первом этаже здания действует муниципальная библиотека, а ведь книги, я надеюсь, по-прежнему не менее важный вид искусства, чем кино.
Больше любопытных артефактов на нашем канале в мессенджере Telegram
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Поделиться с друзьями
Юлия Малкова — Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]
Вам также может понравиться
prevnextс нами в pinterest
С начала ХХ века Турин — одна из столиц ар-нуво. В этом стиле строились целые кварталы, в особенности виллы на живописных холмах вдоль реки По, где и сейчас проживает городская элита.
Итальянский модерн
В Италии стиль модерн- назывался флореале, но еще большее распространение получило определение стиль либерти, под впечатлением от универсального магазина, открытого в Лондоне в 1875 г. Артуром Лаземби Либерти и продававшего предметы обстановки в новом вкусе. Мода на стиль либерти достигала своего пика с Международной выставкой в Турине в 1902 г., где были широко представлены вещи обихода, предметы мебели, образцы графики и декоративных искусств, а также архитектурные проекты, получившие важное признание и позже осуществленные в сфере жилой архитектуры. Главные представители этого стиля в архитектуре – Раймондо Д’Аронко (1857-1932), Эрнесто Базиле (1857-1932) и Джузеппе Соммаруга (1867-1917).
Скорость и плавное движение были фундаментальными понятиями в дизайне стиля модерн. Эта эпоха совпала с подъемом итальянской автомобильной промышленности. «Fiat» (1899 год) и «Lancia» (1906 год) начинали производить автомобили на улицах Турина.
Итальянцы представили свою собственную версию ар-нуво – Stile Liberty, и после международной выставки декоративных искусств в 1902 году Турин стал неоспоримой столицей стиля. По следам итальянского модерна можно отправиться, начав c завода Fiat по улице Корсо Данте, а затем отправившись в квартал Борго По созерцать виллы в стиле Stile Liberty: две виллы архитектора Пьетро Феноглио 1902 года, Палаццина Росси и лучшая из всех Каза Маффеи по Корсо Монтевеччио.
https://www.euromag.ru/
Однако мощные традиции классической архитектуры не дали модерну в Италии развернуться в полную силу.
Постройки стиля Либерти в Турине и особенно в Милане – это сочетание традиционных итальянских палаццо и обильного модернистского декора. Всё вместе создаёт впечатление основательности, монументальности и тяжеловесности, что, в принципе, этому стилю несвойственно. Это общее впечатление от итальянского модерна, но каждое здание уникально и среди них немало построек в русле “чистого” ар нуво. Полёт фантазии, нарушение канонов, чувство внутренней свободы, присущие этому стилю, проявляются и в Италии. Фирма “Либерти” носила фамилию своего владельца, Артура Либерти, но как точно нарицательное значение слова “liberty” – “свобода” – совпало с идеями модерна!
http://symbol.netai.net/
[flickr_gallery user_id=»58616260@N05″]поделиться
Либерти в Риме :: Сайт Марины и Клода
К концу XIX века в Европе, особенно в Англии, критики и художники были обеспокоены общим падением ремесел, вызванным индустриальной революцией. Им претил сам вид сделанных машиной дешевых и безвкусных имитаций декора, некогда обладавшего значимостью и благородством. Творческие люди стали мечтать о глубокой реформе в области искусства и ремесла, о том времени, когда на смену дешевой массовой продукции придет осмысленная и выразительная ручная работа.
Знамя нового искусства было поднято в 1890-е годы. Архитекторы экспериментировали с новыми типами материалов и орнаментов. Неудивительно, что это открытие так и назвали «новым стилем» — модерном или «ар нуво».
Наиболее яркими его представителями являются бельгийский архитектор Виктор Орта (1861 – 1947), каталонец Антонио Гауди (1852 – 1926) и чешский художник Альфонс Муха (1860 – 1939).
В Москве стиль модерн можно увидеть в особняке Николая Рябушинского, я там побывала вместе с моей сестрой в 2016 году. Рекомендую для посещения!
«Ар нуво» сначала возник в Бельгии и Франции в девяностые годы XIX века, потом это направление подхватили и другие страны. В Италию новый стиль пришел с десятилетним опозданием, получил название «Либерти» и характерен для первых двадцати лет XX века. В основном его можно увидеть в городах Пьемонта и Тосканы, например, в Турине и Виареджо.
Мне нравится это направление в искусстве, и я попыталась найти его проявления в Риме. Сразу оговорюсь, что «чистый», утонченный и элегантный либерти севера Европы не характерен для Вечного города, но кое-что все-таки присутствует. В частности, элементы либерти можно увидеть в Галерее Шарра (Galleria Sciarra), которая находится совсем недалеко от фонтана Треви, обязательно туда загляните!
Вход бесплатный, галерея открыта в будние дни. Во время обзорной экскурсии по Риму я всегда стараюсь показать это место моим туристам.
Наиболее ярким выражением стиля либерти в Риме является вилла Ксименеса. Ей-то и будет посвящена основная часть моего рассказа.
Вилла была построена в 1902 году по заказу известного итальянского скульптура Этторе Ксименеса (1855 – 1926). Кстати, одну из его работ теперь можно увидеть в Эрмитаже. Это бюст известного русского живописца Константина Маковского (1839 – 1915), сделанный Ксименесом и подаренный Эрмитажу внучкой К.Е. Маковского, Татьяной Коростовец Жакье.
Вилла Э. Ксименеса находится в Риме по адресу: Via Bartolomeo Eustachio, 2. В настоящее время она принадлежит религиозному институту и обычно закрыта для посещения. Но сегодня мне посчастливилось побывать там внутри и даже сделать несколько фотографий. Я с удовольствием поделюсь с вами моими впечатлениями.
Этторе Ксименес, родившийся в Палермо, для строительства частной виллы – мастерской в Риме приглашает своего земляка – сицилийского архитектора Леонардо Патерна Балдицци. Сам Ксименес тоже участвовал в отделке и декоре своей виллы.
Вилла представляет двухэтажное здание, сделанное из сицилийского туфа, с большими украшенными майоликой окнами и богатым фризом.
Для ее строительства и отделки было использовано сочетание новых и старых материалов: бетонный цоколь, стены из кубиков коричневатого туфа, декоративные элементы из чугуна, майолик, штукатурки и белого цемента. Такие эксперименты с новыми типами материалов и орнаментов как раз являются одной из характерных черт стиля либерти.
Сегодня я зашла в виллу с этого входа.
Настоящая красота находится внутри. Пойдемте смотреть!
Потолки и полы радуют глаз:
В первой комнате на своде можно увидеть средневековые сюжеты:
Стремление преобразовать искусство через возвращение к средневековым идеалам также было характерно для того периода.
А теперь пройдемте в зал:
Отказ от симметрии и использование гнутых линий также являются характерными чертами нового стиля.
В зале можно увидеть фреску, на которой изображены древнеримские скульпторы:
На этой фреске можно узнать известного скульптора периода итальянского возрождения – Донателло.
А здесь изображен великий скульптор периода барокко – Джан Лоренцо Бернини.
Таким образом, Этторе Ксименес, завоевавший признание именно как скульптор, отдает дань уважения скульптуре и великим ваятелям прошлого.
В вилле сохранилась мебель начала XX века. При первом взгляде на этот шкафчик кажется, что в нем нет ничего особенного.
Но присмотритесь более внимательно: как скрупулезно продумана каждая деталь.
Больше всего меня впечатлила чайная комната, которую я приберегла для вас напоследок.
Вот оно царство либерти! Продуман до мельчайших деталей каждый элемент декора.
Такие замечательные полочки, сочетающие элементы из стекла и латуни, я бы не отказалась иметь у себя дома.
Для либерти характерно использование растительных элементов, природа являлась источником вдохновения.
Ножки у стола являются настоящим произведением искусства:
А на своде чайной комнаты целый гимн в честь природы!
Цветы, развевающие платья молодых богинь – это все типичные черты либерти.
А вам нравится «ар нуво» или либерти? Какие стили и направления в искусстве вас привлекают больше всего? Своими впечатлениями вы можете делиться в комментариях. Мне будет интересно узнать ваше мнение.
Что касается меня, то я люблю все искусство от античности до современности, но предпочтение отдаю барокко, и в этом нет ничего удивительного, так как я обожаю Вечный город, а Рим – это, прежде всего, барокко. Но мой самый любимый стиль – это рококо. Надо будет написать про него статью. Продолжение следует…
С наилучшими пожеланиями! До связи. Марина в Риме
Модерн (ар нуво) – архитектурное течение | Деловой квартал
С 1880-х годов в Англии, Франции, Германии, Австрии, Испании и Италии распространяется художественное течение, охватившее прежде всего архитектуру и прикладные искусства, которое получило название стиль модерн во Франции – агt nouveau.
Истоки и особенности модерна (ар нуво)
Стиль зародился как реакция на упадок вкуса в ситуации утверждения новых промышленных методов производства, использовавшихся для имитации исторических стилей прошлого.
Поначалу обновление коснулось чисто декоративной сферы и распространилось прежде всего в сфере прикладных искусств, однако вскоре в него включились все виды художественной деятельности, от живописи до архитектуры. Главной отличительной особенностью стиля была линеарность, вдохновленная растительными и цветочными формами орнамента, что получило различное толкование и свои акценты в разных странах, оставив важный след в развитии форм художественного выражения, продолженном в недалеком будущем.
Модерн (ар нуво) в Европе и Америке
Стиль модерн получал разные терминологические обозначения в той или иной стране. В Соединенных Штатах сохранялось французское название ар нуво, восходившее к названию парижской выставочной галереи Бинга (известного своим преклонением перед искусством и художественными изделиями Японии), которая внезапно снискала успех во Франции.
В Англии и России его называли «современный стиль», стиль модерн; в Австрии – Сецессиона.
Югендстиль в Германии
В Германии новое течение получило наименование «югендстиль›› по названию журнала «Jugend››, основанного в Мюнхене в 1896 г. Югендстиль представлял наиболее крайнюю точку «фитоморфной›› тенденции европейского ар нуво, создав графические стилемы, которые получилинеобычайное распространение и тем самым были ответственны за быстрое скатывание в декоративизм и, соответственно, вырождение стиля.
Влияние югендстиля в сфере прикладных искусств обеспечивалось и основанием Объединенных мастерских прикладного искусства в Мюнхене и Дрездене (1897-1898). С ними сотрудничали архитекторы и дизайнеры, благодаря которым тенденция растительно-цветочных форм была преодолена в пользу более сухой и жесткой линии при явно выраженном интересе к конструкции.
Флореале и либерти в Италии
В Италии стиль модерн- назывался флореале, но еще большее распространение получило определение стиль либерти, под впечатлением от универсального магазина, открытого в Лондоне в 1875 г. Артуром Лаземби Либерти и продававшего предметы обстановки в новом вкусе.
Мода на стиль либерти достигала своего пика с Международной выставкой в Турине в 1902 г., где были широко представлены вещи обихода, предметы мебели, образцы графики и декоративных искусств, а также архитектурные проекты, получившие важное признание и позже осуществленные в сфере жилой архитектуры. Главные представители этого стиля в архитектуре – Раймондо Д’Аронко (1857-1932), Эрнесто Базиле (1857-1932) и Джузеппе Соммаруга (1867-1917).
Стиль модерн в Испании
Стиль модерн получал разное преломление и оригинальное истолкование, особенно у крупных мастеров. В Испании он назывался modernismo, и развивался с большой активностью в Каталонии. Его главным центром была Барселона, откуда он просачивался и в другие города (Герона, Валенсия, Майорка и проч.), создавая почву для формирования нового независимого каталонского стиля.
Начало процесса приходится на период 1880-1885 гг., когда появилась группа построек, среди которых особо выделяются Каса Висенс А. Гауди и здание издательского дома Монтанер-и-Симон Л. Доменех-и-Монтанера (1850-1924), оба – в Барселоне.
Официальным одобрением нового стиля стал успех на Всемирной выставке в Барселоне 1888 г. кафе-ресторана Доменсха (ныне Музей зоологии) и Дворца Гюэль Гауди (ныне Музей театра).
Читайте также:
Архитектурные стили и течения
Смотрите также:
Сальсомаджоре — город в стиле либерти, отзыв от туриста chvm2006 на Туристер.Ру
Сальсомаджоре-Терме — Италия Сентябрь 2016
В интернете не так много отзывов о Сальсомаджоре. В основном, это общая информация о городе и его термальных источниках, и этой информации явно мало для того, чтобы принять осознанное решение о его посещении. Поскольку нам удалось посетить этот еще один прекрасный уголок Италии, решили написать рассказ из серии «испытано на себе» с преимущественно практической информацией о городе: что здесь есть интересного, где лучше остановиться, что посмотреть и как провести время.
Городок Сальсомаджоре — это местный термальный курорт — один из многих в Италии, но знаменит он тем, что в этом городе 41 раз проходил конкурс мисс Италии (конкурс красоты в Италии проводится ежегодно, начиная с 1946 года). Сальсомаджоре расположен в живописном месте у Пармских холмов на высоте 160 метров над уровнем моря. От него до Милана или Болоньи не более чем полтора часа езды на автомобиле. Т. к. Сальсомаджоре находится у северных предгорий Апеннин, то климат здесь умеренно-континентальный с мягкой зимой и относительно нежарким сухим летом. В конце сентября — начале октября здесь бархатный сезон, днем +22–24 град., ночью +12–14 град.
Основу известности Сальсомаджоре как термального курорта составляют уникальные термальные источники. На основе этих термальных источников в Сальсомаджоре созданы разнообразные термальные комплексы. Самый известный из них — Палаццо Берзиери, названный в честь врача, Лоренцо Берзиери (Lorenco Berzieri), который впервые открыл лечебные свойства местной термальной воды.
Всего в городе более 20 термальных источников, солевые растворы которых поднимаются из артезианских скважин с глубины до 1000 м. Эти целебные воды получили название сальсоидных (от итальянского salso — соли), отсюда и произошло название термального курорта — Сальсомаджоре-Терме.
Местные термальные источники обладают самыми разнообразными свойствами. Помимо высокого содержания солей натрия, термальные воды курорта характеризуются высоким содержанием йода и брома. Также в ней содержатся соли железа, которые придают местной термальной воде красновато-ржавый оттенок и значительно расширяют терапевтические свойства терм. Пациенты приезжают на термы Сальсомаджоре ради решения широкого спектра проблем здоровья, в первую очередь бронхиально-лёгочных и желудочных. Кроме лечения различных недугов термальную воду курорта с давних времен используют для поднятия жизненного тонуса, реабилитационных и косметических процедур. На основе местных термальных вод производится несколько линий различных косметических средств. В центре курорта в пешеходных зонах можно встретить множество специализированных магазинчиков, торгующих недорогой местной косметикой.
История использования термальных вод Сальсомаджоре восходит к римским и кельтским временам, когда соль из солевых растворов добывалась для пищевых целей. Только в 1839 году благодаря работам врача Лоренцо Берзиери, были открыты лечебные свойства этих уникальных вод и отмечено, что плотность минеральных солей в них в пять раз выше чем в морской воде или в три раза выше, чем в Мертвом море. В те времена область Эмилия-Романья входила в состав Австрийской империи, и в 1847 году Австрийская Герцогиня Мария Луиджи дала разрешение на использование минеральной воды в лечебных целях. С этого времени и начинается история Сальсомаджоре как водолечебного курорта.
Нашли в интернете интересное определение Сальсомаджоре, как маленького элегантного городка в стиле либерти. Стиль либерти — это итальянское название стиля модерн. Во Франции этот стиль был известен как ар-нуво (фр. «новое искусство»), в Германии как югендстиль (нем. «молодой стиль»), в США как «тиффани» (по имени Л. К. Тифанни). Это художественное направление было распространено в конце 19 века — начале 20 века, когда в основном и был застроен Сальсомаджоре. Отличительными особенностями стиля либерти в области архитектуры является стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий, отказ от прямых линий, интерес к новым технологиям, использование разнообразных природных материалов, влияние восточных стилей, большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и внутреннему интерьеру, который тщательно прорабатывался.
Для Италии стиль либерти стал больше, чем просто направление в искусстве. Либерти в Италии сформировался в результате серьезных социальных и политических изменений и именно он был предтечей современной итальянской культуры. Либерти в Италии — явление масштабное, и его приметы есть в архитектуре любого итальянского города и особенно они заметны в архитектурном облике Турина и Милана.
Значение стиля либерти для Италии прежде всего связано с региональностью итальянской культуры. Процесс объединения Италии формально был оформлен в 1861 году, но практически не закончился в полной мере и сегодня. Итальянцы до наших дней мыслят понятиями «малой родины», т. е. ставят на первое место свою провинцию, город, где родились, но не Италию в целом. Но в начале 20 века стиль либерти в Италии носил программный характер и его выбор был обусловлен стремлением к объединению (в самой идее модерна заложена идея единства) и поиском нового современного понятного и приятного всем направления в искусстве. Также нельзя не учитывать, что слово liberty созвучно итальянскому слову liberta — «свобода».
Визитной карточкой курорта является термальный комплекс Палаццо Берзиери, также известный как Thermae Berzieri, названный в честь врача, впервые открывшего свойства местной термальной воды. Величественное, невероятной красоты здание термального комплекса было построено в начале ХХ века (1913–1923) и украшено мозаиками и фресками, символизирующими целебную силу и красоту термальных источников.

Палаццо Берзиери на одноименной площади
Прекрасный фасад Палаццо Берзиери оформил флорентийский мастер Галилео Кини (Galileo Chini), вдохновленный восточной архитектурой, которую изучал во время своего пребывания в Бангкоке. На строительство здания были потрачены колоссальные по тем временам деньги, потребовался труд сотен каменщиков и декораторов, для оформления здания использовалась уникальная керамика, красный мрамор из Вероны, белый каррарский мрамор, бежевый мрамор из Брешиа и желтый из Сиены. Не менее богато здание украшено внутри. Торжественное открытие термального комплекса, который в то время называли «самым красивым курортом в мире», состоялось в мае 1923 года в присутствии министров правительства Муссолини. Сам Муссолини присутствовал на второй церемонии открытия комплекса в 1941 году, когда приехал проинспектировать открытие в районе нефтяных скважин.

Центральный вход Палаццо Берзиери

Площадь Берзиери
Расположен Палаццо Берзиери в самом центре Сальсомаджоре на одноименной площади Берзиери. Термальный комплекс работает в пятницу, субботу и воскресенье — с 10:00 до 18:00, с понедельника по четверг — с 15:00 до 21:00, т. е. в конце трудового дня после посещения окрестных достопримечательностей вполне можно успеть расслабиться в термах. Можно оплатить разовое посещение терм либо купить абонемент на недельное посещение. Термы мы не посещали, предпочитали после поездок гулять вечерами по городу. В интернете находили восторженные отзывы о посещении Палаццо Берзиери, например такой: «Комплекс потрясающий! Огромное красивое здание, как театр или музей. На втором этаже сауна и массаж, внизу гидротермальные ванны. Гидромассаж просто нет слов — все виды пузырьков и струй, какие, наверное, только бывают! Провели здесь весь день — даже час поспали в комнате Relax».



Палаццо Берзиери

Памятник первому термальному источнику

На площади Берзиери вечером

Музыкальные танцующие фонтаны на площади Берзиери
Вокруг центральной площади Берзиери расположено множество пешеходных улочек с маленькими магазинами и ресторанчиками.

Украшение домов на пешеходных улицах
Здесь же недалеко находится административный центр города — площаль Свободы, на которой расположена мэрия города.

Площадь свободы и мэрия Сальсомаджоре

Герб Сальсомаджоре на площади Свободы
Помимо Палаццо Берзиери в Сальсомаджоре расположен еще один крупный термальный комплекс Zoja SPA, расположенный в большом красивом парке Мадзини площадью 11000 м² с искусственными прудами и вековыми деревьями.

Парк Мадзини и комплекс Zoja SPA

Пруды в парке Мадзини
Надо отметить, что некоторым препятствием к посещению термальных комплексов и получению оздоровительного лечения в Сальсомаджоре будет языковый барьер. Сальсомаджоре — это все-таки местный итальянский термальный курорт и по-английски не говорят даже продавщицы косметических лавок в центре города. Еще раз убедились, что надо учить итальянский язык.
С 1960 по 1971 год и с 1983 по 2010 год в Сальсомаджоре проводились конкурсы мисс Италия. Конкурсная программа проходила в самом красивом здании города Палаццо Берзиери. Популярность конкурса с каждым годом росла и тихий курортный городок не мог вместить всех желающих посетить это мероприятие. На время проведения конкурса население города практически удваивалось, а обычно тихие улицы городка наводнялись огромным количеством дорогих автомобилей. В итоге конкурс красоты у Сальсомаджоре отобрали и перенесли в курортный город Езоло, расположенный на побережье Адриатического моря в 16 км от Венеции.
Также до 2011 года в Сальсомаджоре проводились чемпионаты мира по приготовлению пиццы, оказалось, что есть и такие чемпионаты. Но с 2012 года из-за огромного наплыва болельщиков со всего света чемпионат пришлось также перенести в более крупный город — Парму. В апреле 2016 году в Парме проводился 25-ый по счету чемпионат мира по приготовлению пиццы. К большому огорчению итальянцев чемпионат мира этого года выиграл француз. Ранее пиццайоло-мастера Италии проигрывали лишь дважды, в 2011 и 2015 годах. Два интересных факта про пиццу от итальянской федерации общественного питания: 1) мировой бизнес по продаже пиццы составляет 62 млрд. евро, 2) каждую неделю итальянцы съедают 56 млн. пицц.
Где остановиться в Сальсомаджоре?
В городе сегодня работают более 50-ти отелей. Стоимость проживания в местных отелях по сравнению, например, с Болоньей и Миланом значительно ниже. В поездке познакомились с 2-мя отелями и оба отеля можем смело рекомендовать путешественникам: отель в самом центре города Casa Romagnosi — 4 звезды и семейный отель Albergo Edera — 2 звезды. Краткая информация по ним ниже.
Отель Casa Romagnosi ****
Piazza Berzieri 3, 43039 Сальсомаджоре-Терме, Италия
Отель расположен в непосредственной близости от Палаццо Берзиери и одноименной центральной площади города (Палаццо Берзиери как на ладони из окон некоторых номеров отеля). Через дорогу — магазин с уникальной косметикой, которая производится на основе местной термальной воды. Отель удивительно не пафосный, несмотря на звезды и по цене соответствует 3-х звездным отелям в Болонье или 2-х звездным в Милане. К номеру, персоналу и завтраку (предлагается с 7.30 до 10.30) нет никаких претензий, все соответствует заявленным звездам. По обе стороны от отеля расположены пешеходные зоны с множеством маленьких магазинов и ресторанчиков, у отеля есть выходы на обе пешеходные зоны. Непосредственно в отеле можно посетить оздоровительный центр с гидромассажной ванной, инфракрасной сауной и термальными душевыми кабинами, а также заказать сеанс массажа. В описании отеля нашли информацию о бесплатном прокате велосипедов. Своей парковки нет, т. к. кругом пешеходные зоны, но персонал поможет найти бесплатное место, где можно оставить автомобиль.
Отель Casa Romagnosi расположен в историческом здании, первоначально построенном в шестнадцатом и перестроенном в двадцатом веке, и назван так в честь выдающегося итальянского философа и юриста Доменико Romagnosi, который родился в этом доме.


Отель Casa Romagnosi

У входа в отель

Здание перед отелем постройки начала 20-го века в стиле неоготики. Сегодня в этом здании находится офис туристической информации и магазин спа-продукции на основе местной термальной воды


Вид из окна отеля на Палаццо Берзиери

Пиццерия напротив отеля
Отель Edera **
Via Trento 5, 43039 Сальсомаджоре-Терме, Италия
Отелем управляет семейная пара, т. е. это семейный отель, чем обусловлена невысокая стоимость проживания, сравнимая со стоимостью проживания в хостелах в крупных городах Италии. Номера не очень большие, но уютные и светлые, есть сейф и холодильник. На завтраки кофе и выпечка, но можно заказать у хозяев дополнительно сыр и ветчину. До центральной площади города и Палаццо Берзиери минут пятнадцать пешком через красивый парк. Но с другой стороны, на соседней улице расположены остановки автобусов до ближайших окрестных городов и в 10 минутах ходьбы железнодорожная станция.
Что можно сделать, поселившись в Сальсомаджоре?
1) Погулять по красивым паркам и узким улочкам города.
2) Посетить Ботанический сад города, насчитывающий более 500 видов растений.
3) Съездить в близко расположенные города Парма и Пьяченца. Остановка автобусов до этих городов находится совсем близко от отеля Albergo Edera. Также в 10 минутах ходьбы от того же отеля расположен железнодорожный вокзал города, от которого по прямой ж/д ветке можно доехать до города Фиденца.
4) Почитатели творчества Джузеппе Верди могут посетить город Буссето и его окрестности, где есть несколько памятных мест, связанных с именем Верди. На Туристере мы ранее разместили рассказ о нашем посещении памятных мест Верди: местечка Ронколе, где родился Верди, города Буссето, где он жил в молодые годы, и виллы Верди в провинции Пьяченца, где великим композитором было написано большинство опер.
5) Съездить в Кремону — город Страдивари и других великих скрипичных мастеров.
6) Посетить королевские замки провинций Парма и Пьяченца, коих насчитывается 24, поэтому надо выбирать лучшие, на все замки времени и сил точно не хватит. Мы увидели пять местных замков и были в полном восторге от их посещения. Каждый замок неповторим и впечатления от них показались более значительными, чем от замков Франции, Германии и Чехии, которые видели ранее, может быть это было связано с новизной впечатлений или же с тем, что Италия — номер № 1 в наших туристических предпочтениях. Местные замки менее раскрученные, в них практически нет посетителей, но они точно достойны посещения.
7) Познакомиться с гастрономическими специалитетами региона Эмилия-Романья и посетить одну из 363 сыроварен, на которых производят знаменитый пармезан. Надо обязательно увидеть, как делают знаменитый сыр, услышать рассказ о 9-ти вековой истории производства пармезана, посетить хранилище сыров и после дегустации наконец понять, чем отличается пармезан 12-ти, 24-х и 36-ти месячной выдержки.
И наконец, насладиться местной итальянской кухней и чудесными винами региона Эмилия-Романья, первое место среди которых занимает несравненное Ламбруско. В Сальсомаджоре нашли небольшой ресторанчик под названием PARMAMENU расположенный в центре Сальсомаджоре на пешеходной улочке Via Loschi 5, отходящей от площади Свободы, на которой стоит мэрия города. Здесь расположен ресторан с традиционной итальянской кухней, но есть и т.н. энотека, где вы оплачиваете бокал понравившегося Вам вина из весьма богатой коллекции вин, в первую очередь местных, включая разные сорта Ламбруско, а легкие закуски полагаются бесплатно в качестве шведского стола. Но это итальянский стол: несколько видов свежеприготовленной пиццы, сыр и другие местные кулинарные специалитеты. В Эмилии-Романье часто встречаются такие энотеки, итальянцам свойственно общаться за бокалом вина. Приходят на ум т.н. «рюмочные» в нашей стране, которые так и не прижились — и выбора вин не было, и культура пития подкачала.
В Италии много интересных и красивых небольших городов. Но Сальсомаджоре стоит здесь особняком. Мало того, что у него красивое название, он ещё имеет массу преимуществ: удобное местоположение, очень зеленый, с хорошим климатом, здесь множество отелей на любой вкус, можно выбрать любой вид отдыха: посещение терм, гастрономический туризм или экскурсионный туризм по окрестным достопримечательностям.
стиль Либерти в итальянском дизайне
3 февраля 2016 г.
В начале XX века в Италии декоративное искусство, несущее в себе неудержимое желание прогресса недавно объединившегося государства, переживает свой расцвет. Мастера – краснодеревщики, керамисты, стеклодувы, унаследовавшие древние традиции, зачастую работают вместе с художниками, воплощая в жизнь новые идеи настоящего «итальянского стиля».
Художественное течение рубежа XIX–XX веков, по-разному называвшееся в европейских странах: ар нуво во Франции, Сецессион в Австрии, каталонский модерн в Испании, в Италии получает имя «стиль Либерти».
Цель «стиля Либерти» – улучшить при помощи декора предметы интерьера промышленного серийного производства. Художники искали вдохновение в элегантных линиях самой природы: цветочные мотивы, нежные текстуры и изогнутые линии стали отличительными чертами этого стиля, который распространился по всей стране после Международной выставки декоративного искусства 1902 года в Турине и до начала Первой мировой войны главенствовал в итальянском дизайне.
Один из главных и, пожалуй, самый известный представитель либерти в Италии – Карло Бугатти, отец инженера-конструктора автомобилей Этторе Бугатти.
Родившийся в Милане в 1856 году и закончивший Академию изящных искусств в Париже дизайнер становится знаменитым после Выставки в Турине, когда на комплименты итальянской королевы по поводу его мебели в «мавританском стиле», отвечает: «Вы ошибаетесь, Ваше величество, это мой стиль».
Комната, очертания которой повторяют форму спиралеобразной раковины улитки, становится результатом творческих поисков Бугатти. Четыре стула и стол в центре комнаты представляют собой настоящие скульптурные модели, в которых четкость конструкции гармонично сочетается с изящностью декора. По словам критиков, Бугатти становится «первым итальянским дизайнером, не просто мечтающим, но проектирующим настоящую современную мебель».
Еще один герой итальянского либерти – Галилео Кини – архитектор, реставратор и керамист. Вдохновляясь открытиями стеклодувов компании «Тиффани» в области цветного стекла, Кини создает свои первые керамические вазы с подобными эффектами, а затем начинает использовать майолику как ключевой элемент декора интерьеров и экстерьеров, например в кафе «Маргарита» в Виареджио.
В 20-е годы в итальянском дизайне превалируют две тенденции: одна из них тесно связана с миланским неоклассицизмом, вторая основывается на достижениях либерти и венского сецессиона. В русле второго течения создает свои первые керамики Джо Понти.
В 1922 году молодой архитектор начинает сотрудничать со знаменитой фабрикой «Richard-Ginori». Интерес к промышленному дизайну и внимание к итальянским традициям мануфактурного производства, способность «поймать» направление вкусов современников и необычайный талант сделали Понти идеальным директором для «Richard-Ginori». Дизайнер был способен одновременно реализовать несколько идей, работать днем и ночью, постоянно создавая эскизы.
Понти пристально следит за всем процессом производства, создает новые цвета (например, голубой Понти), упаковки и этикетки, придумывает товарный знак продукции, а также обсуждает цену продуктов и рекламную кампанию. Кроме серийной продукции появляются уникальные объекты дизайна от Джо Понти, например «Рука колдуньи», ваза «Мои женщины» или бонбоньерка «Подарок снобам», иронизирующая над элитарной культурой.
Деятельность Джо Понти, зарождение рационализма в области декоративного искусства отмечают поворот к серийному производству и дизайну в его современном понимании, дизайну, который принято называть «Made in Italy».
Дом Драконов в Турине неоготический и либерти стиль
Архитектура Турина в стиле Либерти — Дом Драконов
В квартале Cit Turin, недалеко от знаменитой и волшебной Piazza Statuto, расположен Дворец Победы, также известный под названием «Casa Carrera o Casa dei Draghi«, или просто Дом Драконов. Великолепное здание было построено по желанию Cavaliere del Lavoro Giovanbattista Carrera, чтобы отпраздновать победу Первой мировой войны (отсюда название Casa della Vittoria) строительство было поручено инженеру Gotthard Gussoni, который завершил работы в 1922 году.
Дворцы Турина в неоготическом стиле и стиле Либерти
Безусловно этот дворец Турина, является одним из самых ценных образцов умной смеси, между неоготическим французским стилем и стилем либерти, который был так моден в Турине на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Дом Драконов богато украшенная деталями пятиэтажка, связанная двумя архитектурными стилями. Красивая входная дверь, интерьер фойе и лестницы, зубчатые башни и балюстрады верхних этажей балконов, исполнены в неоготическом французском стиле, в то время как некоторые детали, такие как витражи и извилистая линия фасада здания непосредственно в либерти. Примечательны также многие детали, которые обогащают и украшают это красивое здание, такие как два крылатых дракона, которые расположены по обе стороны большой входной двери и говорят как бы о аллегории власти и важности Италии после Первой мировой войны (тема дракона развернута в большем количестве точек здания, как снаружи, так и во внутренней части дома). Дверь увенчана гербом семейства Каррера, где также полно других зооморфных и аллегорических деталей, как и по всему зданию в целом.
Малоизвестные места Турина
Короче говоря, Дом Драконов в Турине любопытное здание, и что характерно, не всем известное в городе, которое заслуживает того, чтобы увидеть его хотя бы один раз. Если вас интересует архитектура Турина в стиле liberty, то в районе Cit Turin вы можете найти множество невероятных примеров этого стиля, который значительно вырос в столице Пьемонта в первой половине двадцатого века. Среди многих других, в дополнение к Дом Драконов, безусловно, стоит посетить в Турине Casa La Fleur, красивое здание созданное по проекту Pietro Fenoglio и построен по приказу французского предпринимателя La Fleur, в период 1902 и 1903 гг.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.