Стиль ампир сталинский – Стиль сталинский ампир в архитектуре – уникальное явление в отечественной традиции застройки городов

Содержание

Ампир — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июля 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 июля 2019; проверки требуют 4 правки.

Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился течением историзма.

Зарождение[править | править код]

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire — «империя»). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века.

В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном[1].

В России[править | править код]

В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в Россию было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой. Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира».

Многие исследователи вслед за И. Э. Грабарем . и Г. К. Лукомским выделяют в особый историко-региональный стиль ранний александровский классицизм с ориентацией на памятники архитектуры Древней Греции дорического стиля и последующий русский ампир, зодчие которого, как и в наполеоновской Франции, вдохновлялись памятниками императорского Рима.

[2] Соответственно полноценное развитие ампира относится к «послевоенной эпохе» (после победы России в Отечественной войне 1812 г., придавшей новый импульс развитию стиля) и к периоду правления императора Николая I. Отсюда термин «николаевский ампир». Русский ампир получил разделение на московский и петербургский, причем такое деление определялось не столько территориальным признаком, сколько степенью отрыва от классицизма предыдущей эпохи — московский был более связан с национальными традициями. [3].Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина[1]
[4]
. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг., начала периода историзма.

Возрождение ампира в перерождённых формах произошло в России в советское время, в период от середины 1930-х до середины 1950-х годов. Данное направление ампира также известно как «сталинский ампир»[5].

Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии

[1][5].

Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Платья шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Женское тело было хорошо видно. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу[6]. Декольте тоже были максимально открытыми.

  • Ампир // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Александр Спельц. Орнаменты Ампира. — 1924. Иллюстрации
  • Bourgeois E. Le style Empire, ses origines et ses caractères. P- ., 1930.
  • Некрасов А. И. Русский ампир. — М., 1935.
  • Грабарь И. Э.. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках.- СПб.: Лениздат, 1994.- 384 с.
  • Власов В. Г.. Ампир, или «стиль Империи» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. I, 2004. С. 219-229.

сталинский, классицизм, платье, декор, фото, здания, архитектурный, русский, мебель

«Ампир» в переводе с французского языка обозначает «имперский стиль». Он представляет собой движение эпохи Высокого классицизма в области архитектуры и прикладного искусства. Ампир зародился во Франции в годы правления Наполеона I Бонапарта. Активное развитие ампирного стиля наблюдалось в начале 19-го столетия, но после 30-х годов ему на смену пришел стиль эклектика.

 Цель ампира – воплощение идеологии могущественного государства и представителей власти, акцентирование на силе непобедимой армии.

Особенности

Театральность в интерьере и конструктивной организации зданий относит ампирское направление к «королевским стилям». Главной особенностью построек этого времени является наличие различных классических деталей – пилястров, лепных карнизов, высоких колонн и т.д. Кроме того, в ампире присутствуют репродукции монументов периода античности – лапы львов, мифические сфинксы и прочие композиции этого направления.

В ампире соблюдается симметричность и равновесие форм, все элементы декора распределяются в строгой упорядоченности. Для него характерно декорирование дорогостоящими деталями, присутствие элементов на военную тематику, а также скульптурные и выразительные композиции.

История возникновения

В мире

Ампирский стиль считается последним и завершающим этапом эпохи классицизма, который возник во 2-й половине 18-го столетия. Во Франции начался процесс возрождения классицизма в период правления императора Бонапарта. Отличительной чертой возродившегося движения стал официальный стиль, суть которого отобразилась в его официальном названии.

Ампир получил довольно широкое распространение в странах Европы и развивался в течение первых 30-ти лет 19-го века.

Во Франции имперский стиль отразился в дворцовых интерьерах и мемориальных архитектурных строениях. Для построек в стиле ампир были характерны парадность и торжественность композиций. Самые известные французские зодчие, трудившиеся при дворе императора:

  • Пьер Фонтен.
  • Шарль Персье.

В России

Русский ампир появился во времена правления Александра I Павловича. Тогда было очень модно приглашать иностранных архитекторов, тем более что в начале 19-го столетия в России наблюдалось активное увлечение французской модой и культурой.

Одним из основоположников ампира в русской архитектуре считается Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана. Французский зодчий был приглашен в Россию для строительства крупнейшего православного храма в Санкт-Петербурге — Исаакиевского собора.

Стиль ампир в архитектуре подразделялся на два направления:

  • Московское.
  • Петербургское.

Это деление определилось не только по территориальному признаку. Оно также отличалось по степени отрыва от направления классицизма – московское направление стояло к нему значительно ближе.

Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Самый популярный деятель ампирского направления в Петербурге – Карл Росси. Не менее талантливыми зодчими этой эпохи были:

  • Андрей Воронихин.
  • Доменико Жилярди.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Остап Бове.

Среди скульпторов имели высокую популярность:

  • Феодосий Щедрин.
  • Иван Матрос.

Стиль ампир в российской скульптуре и архитектуре господствовал всего 10 лет (1830-40 гг). Но в период 1930-50 гг. в Советском Союзе это движение возродилось в несколько перерожденных формах и получило название «сталинский ампир».

На фото представлен Михайловский дворец, спроектированный архитектором Карлом Ивановичем Росси.

Михайловский дворец, Карл Иванович Росси

Сталинский ампир

Стиль русского ампира занимал главенствующие позиции в монументальном и архитектурном искусстве Советского Союза 1940-50 годов. В декоре различных помещений преобладает деревянная мебель массивных форм, бронзовые статуэтки, светильники, а также лепнина под потолками значительной высоты.

Сталинские высотки, расположенные в столице, являют собой символ эпохи сталинского ампира и в частности архитектуры. В Москве к концу 1950-х годов было возведено 7 самых высоких строений того времени.

Стиль сталинского ампира объединяет в себе дизайн интерьера барокко, образы наполеоновской эпохи, классицизма (позднего) и орнаменты ар-деко.

Ярчайшим примером внутреннего интерьера, организованного в этом направлении, является банкетный зал, расположенный в помещении Центрального Московского ипподрома. На фото четко видны строгие черты ампирского стиля в архитектуре здания.

Центральный Московский ипподром

При оформлении интерьера мебели используется резьба. На поверхности шкафов и тумб можно наблюдать рельефы в виде пятиконечных звезд, колосьев и лавровых венков.

Важную роль в сталинском ампире играли люстры, которые не только освещали комнаты, но и отличались представительностью торжественного вида. Их изготавливали из бронзы и украшали подвесками из хрусталя.

Для организации декора различных помещений использовались материалы исключительно натурального происхождения – мрамор, бронза, хрусталь, керамика, дерево.

Интерьер

Интерьер в стиле ампир характеризуется четкими линиями форм необычными решениями в вопросе отделки поверхностей. Для него присущи настенные ковры древних мастеров, многочисленные украшения из металла и картины в позолоченных рамах. К главным чертам ампирического направления относятся:

  • Строгие линии.
  • Торжественность форм.
  • Парадность композиций.

Внутреннее оформление зданий в стиле ампир отличается насыщенной цветовой гаммой. Используются яркие оттенки: золотой, синий, голубой, белый или красный. Бронзовые и золотые вкрапления превосходно сочетаются в этой палитре.

К аксессуарам интерьера относятся детали снаряжения военных древнеримской армии:

  • Знаки легионеров, на которых изображены орлы.
  • Стрелы, собранные в пучках.
  • Связки копий, щиты с рельефами.
  • Топоры.

Скульптурное разнообразие наблюдается в гармоничном совмещении мифологических композиций и изображений античности: богиня победы, сфинксы, кариатиды или грифоны.

Мебель

Мебель в стиле ампир характеризуется, как классический рационализм в течении архитектурных и интерьерных веяний. Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. На них изображаются мотивы на военную тематику – шлемы, щиты, скрещенные копья или мечи, венки из лавровых листьев. Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. Стоит отметить, что мебельные гарнитуры эпохи ампира не отличаются комфортабельностью – особое предпочтение отдается внешней пышности и красоте композиций как и в готике.

Ампирная мода

Формирование ампирной моды началось еще в дореволюционной Франции, а популяризация и активное развитие наблюдалось при Бонапарте. Ампир характеризовался повышенным интересом к идеалам античной эпохи. После 20-х годов 19-го столетия ампир в модных тенденциях плавно перешел в новый викторианский стиль.

Особенности стиля в одежде

Законодательницами женской моды в Париже были:

  • Жозефина Богарне.
  • Тереза Тальен.
  • Мадмуазель Ланж.

Благодаря Терезе Тальен в моду вошли платья в ампирном стиле, которые открывали для посторонних глаз женские ноги от элегантных туфелек и до самых ягодиц. Такая мода получила характерное название «аля-соваж», что в переводе с французского означает «нагая».

Популяризацией этого движения в Англии занималась Эмма Гамильтон – любовница адмирала Британии Нельсона Горацио.

После того как Наполеон взошел на имперский престол, дамские наряды стали более закрытыми, но общий силуэт платья сохранился. В эпоху наполеоновской империи появились громоздкие античные орнаменты, бархат, тяжелый шелк, а длинные шлейфы украшались рельефами золотого шитья. Идея золотого шитья на дамских нарядах была разработана в координации императора.

В пошиве платьев использовались хлопчатобумажные и льняные материалы: батист, фуляр, тюль, муслин, креп, кисея или кружево.

Свидетельством высокого положения в обществе были платья светлых цветов. В это время освоили технику отбеливания тканевых материалов.

Женские платья по внешнему виду напоминали рубахи. Над высокой талией под самой грудью красовался пояс в виде широкой ленты. Руки и шея оставались открытыми. Низ платья расшивался узорами из серебряных и золотых нитей, пестрил блесками, синелью и пайетками. Платья для танцев и визитов дополняли буфы на коротких рукавах.

Под наряды, походившие на туники, надевали трико или рубашку телесного цвета (шмиз). Сквозь тонки материи хорошо просматривались упругие женские формы. Ткань иногда смачивали водой, чтобы она соприкасалась с телом. Широкое декольте максимально глубоко открывало шею и грудь.

Глубокий вырез было принято прикрывать, если женщина выходила на улицу. Поверх тонких нарядов надевалось манто с кружевами, застегивающееся спереди одним крючком. В холодное время года использовались рединготы (шерстяное пальто) и спенсеры (теплый короткий жакет).

Неотъемлемым и дорогостоящим аксессуаром была шаль с разноцветными кистями. Декольте прикрывали треугольной или сложенной пополам прямоугольной прозрачной косынкой (фишю). Боа из густых перьев, а также короткие меховые шарфы наблюдались в нарядах замужних женщин.

Носились чулки с декоративной вышивкой (листы дуба и лавра) и стрелками из серебряных нитей. На руки надевали длинные перчатки светлого оттенка (выше локтя).

Обувь шили на плоской подошве, в форме «лодочки» с длинными носами. Для изготовления дамских туфель использовали атлас (голубой, белый или розовый), а также ленты, которые по примеру античных образов обвязывали вокруг ног.

Мужская одежда в стиле ампир особыми излишествами не отличалась. Костюм изготавливался преимущественно в темном цвете и состоял из фрака с воротничком-стойкой, жилета, белой рубашки и светлых панталон. Значительную популярность получили рединготы, высокие шляпы, а также сюртуки.

Особенности стиля в прическах

В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). «Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок. Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором. В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов.

Белорусская плитка Домино: все о производителе, предлагаемой продукции и стоимости.

Дизайн прихожей в хрущевке: какие нужно знать нюансы при проектировании и ремонте вы узнаете в этой статье.

Стиль кантри в интерьере: http://trendsdesign.ru/home/liv/gostinaya-v-stile-kantri.html

Особенности королевского стиля

Выводы

Ампир стал переходным этапом от ренессансной эпохи Возрождения к новым течениям эклектики. В этот период наблюдаются значительные трансформации женских нарядов, которые открывали тело и выставляли напоказ упругие формы. Ампирский стиль затронул область архитектуры и монументального искусства – возводились новые здания, характерной чертой которых было объединение нескольких исторических стилей в общей композиции.

Современные дизайнеры используют за основу идеи гениальных творцов эпохи ампира, создавая уникальные интерьеры в жилых помещениях и зданиях коммерческого направления.

Сталинский ампир в архитектуре и интерьере :: SYL.ru

Что такое сталинский ампир? Что такое ампир вообще? Это архитектурный стиль, относящийся к позднему классицизму. Родился он во Франции в период правления Наполеона I, который желал увековечить величие созданной им империи во всех отраслях. Имперский стиль, помпезный и величественный, насаждаемый сверху, проник не только в архитектуру, но и в прикладное искусство.

сталинский ампир

Конкретные рамки

Сталинский ампир, или советский монументальный классицизм, – это лидирующее направление в архитектуре и других направлениях искусства на территории советской России в конкретный отрезок времени. Началом его утверждения считают лето 1932 года, когда была закончена работа над проектом Дворца Советов, закатом — приговор, вынесенный в 1955 году выходом постановления, предусматривающего устранение излишеств в строительстве. После смерти Сталина все, сделанное им, предавалось хуле, как всегда, с перегибами на местах.

Один из памятников Победы

сталинский ампир в архитектуреСкорбный труд продолжается и сейчас. Как, глядя на прекрасную панораму МГУ, можно сказать, что это памятник культу личности? А почему не грандиозной победе над фашизмом? Почему не памятником тому, что на сегодня наша великая держава является суверенным государством более 500 лет? И сравниться с ней во всем мире может только Англия. Все великие империи испокон веков отличались помпезностью стилей в архитектуре, увековечивая себя таким образом. А что плохого в больших размерах, если «сталинки» до сих пор востребованы?

Что предшествовало сталинскому ампиру?

Что конкретно представляет собой сталинский ампир? Можно прочитать, что это неформальное обозначение стиля, главенствующего в период правления «вождя народов», представляет собой конгломерат существующих ранее направлений. В России ему предшествовал архитектурный авангард, или конструктивизм, отличавшийся простотой, потому что главным тогда являлось восстановление страны после революции и гражданской войны.

Затем наступает время, когда победившая власть наряду с улучшением условий жизни советских граждан хотела продемонстрировать и подчеркнуть рост индустриальной мощи страны и благосостояния ее жителей.

Единственное в своем роде направление

сталинский ампир фото Классическими примерами переходного периода является Дом на набережной (Москва) и Фрунзенский универмаг (Санкт-Петербург). До сих пор не стихают споры о том, что же такое сталинский ампир. Высказываются самые противоположные мнения. От предположения, что это стиль, соединивший в себе несколько направлений, до утверждения, что не было никакого ампира, конструктивизма, монументализма и тем более арт-деко, а была только сталинская эклектика, не похожая ни на что и развивающаяся по своим собственным законам. Эти споры — прерогатива ученых, а что дало это направление населению страны?

Благородные цели

Перед созданным в 1934 году Союзом архитекторов и Академией архитектуры не ставились задачи по возведению огромного количества монументов героям революции, кроме так и не построенного Дворца Советов, который должен был стать постаментом гигантской скульптуры Ленина. Архитекторами и оформителями вменялось в задачу строительство в первую очередь индустриальных центров и жилья, санаториев и дворцов культуры, пионерских лагерей и спортивных комплексов. И ведь все это было построено. После войны главной целью стало восстановление народного хозяйства, а чуть позднее появляются мысли о предании Москве нового облика.

Требования послевоенного времени

 стиль сталинский ампирРеконструкция была задумана к 800-летию Москвы. И архитекторам предоставили возможность проявить себя в застройке Москвы. Поэтому на ее улицах стали появляться здания — произведения искусства. Например, красавец дом на Моховой, построенный по проекту талантливого архитектора Ивана Желтковского. Под его же руководством было возведено здание на Большой Калужской. В 1950 году он был удостоен Сталинской премии. Ярким примером сталинской архитектуры может служить уникальное здание Театра Советской Армии архитекторов Каро Алабяна и Василия Симбирцева. У кого повернется язык охаять станцию метро «Маяковская»? Начинается массовая застройка Тверской улицы, Ленинского и Кутузовского проспектов. Они объединены одним стилем.

Шедевры сталинской архитектуры

Но среди общей застройки попадаются жемчужины, такие как дом № 46 на Чкаловской улице (сейчас Земляной Вал). Он настолько хорош, что автора сначала наградили Сталинской премией в 1949 году, а в 1955-м забрали ее назад, мотивируя это архитектурными излишествами, ведшими к неразумной трате государственных средств. Мало запретить стиль в приказном порядке, так и премию назад забрать надо было. Правда, оттепель еще не началась.

Стиль сталинский ампир представляет и приводящая в восторг панорама закругленных зданий на Ленинском проспекте, «обнимающих» площадь Гагарина. Архитекторы — А. Аркин, И. Фомин и Е. Левинсон. В некоторых из построенных тогда зданий специалисты улавливают даже влияние эпохи Возрождения. Оно просматривается в декоре дома № 24, находящегося на Фрунзенской набережной (автор проекта Борис Мезенцев).

В вытянутых арочных нишах жилых домов все на том же Ленинском проспекте тоже видна венецианская школа, оказавшая влияние на архитекторов Д. Бурдина и Я. Белопольского.

Москва подросла

Символом же этого стиля стали 8 сталинских высоток, семь из которых (сейчас только 6) должны были окружать восьмую — Дворец Советов. Конечно же, сталинский ампир в архитектуре представлен не только ими, вся Москва подросла на несколько этажей. До сталинской реконструкции города долгое время самым высоким зданием считалась десятиэтажка на площади имени Пушкина. В вину новой застройке ставят то, что силуэт Москвы, создаваемый веками, в котором колокольни церквей и купола соборов были главными вертикальными акцентами при 2-, максимум 3-этажной застройке, был безвозвратно утерян. Но не только 6-8-этажные жилые дома представляют сталинский ампир в архитектуре.

Звезды сталинского стиля

Его символом являются 7 упомянутых выше высоток. Все они, в том числе и непостроенный Дворец Советов, были заложены в один день — 7 сентября 1947 года, когда праздновалось 800-летие Москвы. 8 небоскребов символизировали 800-летие Москвы. По проекту у каждой высотки была своя пара, может быть, поэтому их прозвали «сталинскими сестрами». И без них Москва не Москва. Планируемые высотки тогда являлись символом победы и будущей счастливой жизни советских людей, сейчас это украшение города, яркие его достопримечательности. Ими на километры вокруг представлен сталинский ампир (фото главного корпуса здания МГУ прилагается). Уникальные строения, возведенные по последнему тогда слову техники, радуют глаз сейчас и будут восхищать людей еще долгое время.

здания сталинского ампира

«Семь сестер»

О каждом из этих объектов можно написать книгу. Показательные здания сталинского ампира можно перечислить в следующем порядке. Самое высокое – главный корпус МГУ на Воробьевых горах (в центральном — 36 этажей). Второе место по этому показателю занимает гостиница «Украина» (34 этажа). За ними идет здание МИД (27), жилой дом на Котельничной набережной (26), жилой дом на Кудринской площади (24), административно-жилое здание возле «Красных ворот» (24). Самым маленьким из существующих является гостиница «Ленинградская» — всего 17 этажей. Последним в списке «сталинских сестер» идет незаконченное из-за смерти вождя административное здание в Зарядье. В 1967-1969 гг. на цоколе была выстроена гостиница «Россия», которую снесли в нашем веке. Главное здание проекта — Дворец Советов высотой 420 метров — не был возведен по ряду причин, хотя котлован на месте взорванного храма Христа Спасителя был вырыт, а фундамент заложен.

здания сталинского ампира

Сталинская эклектика в Северной столице

Сталинский ампир в архитектуре Санкт-Петербурга представлен такими объектом, как Дом Советов архитектора Ноя Троицкого, который начат в 1936 году и находится на Московском проспекте, 212. К этому стилю относятся ансамбль Светлановской площади, состоящий из трёх зданий с эркерами, станция метро «Автово», вокзал в Царском Селе и Дом со шпилем, находящийся на Московском проспекте под № 190.

сталинский ампир в архитектуре санкт петербургаНадо сказать, что прекрасной архитектуры Северной столицы эти объекты совсем не портят. Сталинский ампир в интерьере представлен роскошными объемными люстрами, высокими потолками, паркетом «елочка», высокими, светлыми, чаще всего белыми межкомнатными дверьми с резными наличниками, темной ореховой или дубовой тяжелой, отдельно стоящей мебелью, но вдоль стен. Обязательным было наличие книжных шкафов с большим количеством книг, картин и резного буфета со стеклянными дверцами, наполненного хрусталем и дорогой посудой. Шторы на подхватах, обязательные белые скатерти, красные ковры и вазы с цветами. В домах элиты предусматривался кабинет с кожаным диваном и большим количеством шкафов. Сталинский ампир не теряет своей притягательности и сейчас.

Арт-ликбез от Музея «Гараж»

«В свое время ампир появился как архитектурное воплощение сильного государства. Для подобных целей классицизм в сочетании с ордерной архитектурой подходят больше всего: симметрия, порядок, богатая отделка в стиле эпохи Возрождения… Выбор логичен и очевиден», — отмечает Анастасия Головина, архитектор, реставратор, преподаватель образовательных курсов Музея «Гараж».

В стиле ампир выстроена вся архитектура французской монархии периода абсолютизма, к ее эстетике прибегает и Екатерина II при строительстве новых городов.

Сталинский ампир, появившийся или возродившийся спустя два века, по сути, стал новым этапом развития данного стиля, хотя при этом в сталинском ампире заметны элементы и других архитектурных направлений. Он оказался достаточно ярким течением, чтобы выработать собственный визуальный язык и сформироваться в собственный стиль. Сталинский ампир совмещает в себе наследие Возрождения, классицизм, однако многое берет и от американского ар деко. В Америке 1920−1930-хх гг. были построены величественные небоскребы, с которыми, безусловно, хотелось тягаться и новой советской империи. При этом в американском строительстве можно увидеть очень разные мотивы — те же пирамиды Майя, отзвуки готических храмов. Сталинский ампир больше работает с итальянским наследием — ордерной системой, с симметрией, колоннами, а также с дорогими отделочными материалами.

к1.jpg
Buffalo City Hall, Буффало, Нью-Йорк. Архитекторы Dietel, Wade & Jones, 1931

к2.jpg
Главное здание Московского Университета, архитектор Руднев Л. В.

«Сталину повезло, что архитектор Жолтовский был прекрасным знатоком Италии: он прекрасно знал и чувствовал архитектуру Возрождения. Возможно, если б не было у истоков сталинского ампира архитекторов такого уровня и мастерства, не смог бы сформироваться в цельный стиль», — утверждает Анастасия Головина, архитектор, реставратор, преподаватель образовательных курсов Музея «Гараж».

В 1930-е годы уже получил распространение конструктивизм, авангардное революционное архитектурное течение. Но конструктивизм — направление свободное, принадлежащее исключительно своему времени и решающее достаточно локальные задачи. В противовес ему первым явлением будущего сталинского ампира в 1934 году возникает Дом на Моховой авторства И. В. Жолтовского. Он построен в духе палаццо дель Капитанио в Виченце, которое архитектор трактует в вольной форме.

«Можно или нельзя так работать с наследием — не было столь важно, сколь ясно было то, что на основе хорошей архитектуры родилось новое мощное потрясающе сконструированное здание. И новый стиль попал мгновенно в проекты госзаказа» — Анастасия Головина.

к2.jpg
Дом на Моховой, 13. Архитектор И. В. Жолтовский, 1932−1934

r4.jpg
Лоджия дель Капитаньо в Виченце. Италия. Архитектор А. Палладио 1571 г.

Это было возвращение качественной, высокой архитектуры, и появилось много молодых людей, которые поняли, что по-прежнему можно любить итальянскую архитектуру, которую незадолго до этого уже, казалось, окончательно заклеймили за «несовременность». Сталинский ампир позволил с ней работать, переосмыслять и создавать хорошую новую архитектуру на этой базе. Архитекторы, которые учились до революции у академических профессоров, были действительно рады такому возвращению. Поэтому они, конечно, поддержали это стремление разработки итальянских прообразов.

Успех «Дома на Моховой» был очень скорым. Уже в 1934 году строящуюся гостиницу «Москва», утвержденную как проект еще в духе конструктивизма, Сталин велит оформить ордерной системой.

Дальше в течение 20 лет появились знаковые для Москвы высотки «Семь сестер», ансамбль ВДНХ, реконструированный главный вход в Парк Горького, кинотеатры «Победа», «Слава» и «Буревестник», а также самые «нарядные» и помпезные станции московского метрополитена.

поб.jpg
Кинотеатр «Победа», Москва, ул. Абельмановская, 17А, архитектор И. В. Жолтовский, 1957

жил.jpg
Жилой дом на Котельнической набережной, 1/15, архитекторы Д. Н Чечулин, А. К. Ростковский 1938−1940; 1948−1952

Таким образом, сильный и уверенный, знаковый для поколения стиль появился благодаря идеологическим предпочтениям государства, талантливой работе архитекторов, мощным денежным вкладам и статусу официального искусства.

В 1955 г. Хрущев принимает постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», что и стало концом периода сталинской роскоши в архитектуре и началом совсем другой советской архитектуры.

Сталинский ампир в дизайне интерьера квартир | Фото дизайнов интерьера 2017

Текст: С.К.

Наверное, вы много раз видели такие вот «бабушкины» квартиры, которые обычно находятся в домах 30-50-х годов XX века. В них всегда уютно, комфортно и чувствуется дух времени. Даже сами часы в таких квартирах проходят медленнее, в них все спокойно и уравновешенно. Секрет обаяния подобных интерьеров из прошлого связан с тем, что всем им присущи черты сталинского стиля. Что делает это стилевое направление таким привлекательным? Почему, даже много лет спустя, сталинский ампир не теряет своей актуальности? Чем может быть полезен этот стиль при создании интерьера квартиры?

Основные черты сталинского стиля

Дизайн ампирной кухни

На фото: Дизайн кухни в стиле сталинский ампир

Сталинский стиль изначально присущ квартирам в домах, построенных во времена Сталина. Такому типу жилья свойственны определенные месторасположение и планировки. Классическая квартира 30-50-х годов имеет 4-5 отдельных комнат, маленькую кухню, высокие потолки (3-4 метра), окна на одну или две стороны, холл и большую гостиную. Как правило, жилье в сталинских домах обладает высокими окнами и даже эркерами. Квартира такого типа, конечно же, располагается в центре города и имеет соответствующие панорамы из окон. Что касается дизайна апартаментов в сталинском стиле, то в них обязательно присутствуют лепнина, широкие потолочные карнизы, розетки под люстры, полы с раскладкой «елочка». Полы, кстати, укладываются не единые на всю квартиру, а отдельные в каждой комнате. При этом, разделяются они все теми же, положенными как бордюр, досками для «елочки».

В квартирах в сталинском стиле, как правило, присутствуют:

  • хрустальные люстры и бра;
  • высокие белые межкомнатные двери с резными наличниками в классическом стиле, с полным или частичным остеклением;
  • раскладки стекла квадратом или ромбом;
  • на контрасте со светлыми дверьми и стенами — темная, отдельно стоящая мебель под темный орех или дуб, горки, серванты, книжные шкафы и буфеты с резными «коронами» и стеклянными дверцами, высокие напольные часы, большой круглый обеденный стол, кресла, диваны и стулья, туалетные и журнальные столики на резных «лапах»;
  • белые скатерти, красивая посуда, хрустальные вазы, кувшины и салатницы, столовое серебро, шторы на подхватах;
  • «профессорский» кабинет-библиотека с кожаным диваном и лампой с зеленым абажуром;
  • большое количество книг и картин;
  • красные ковры.

Второй вариант дизайна бежевой гостиной

На фото: Интерьер гостиной в стиле сталинский ампир

Сталинская квартира всегда уютна, в ней много текстиля и декора. Часто встречающиеся фарфоровые статуэтки, подсвечники, вазы, черно-белые фотографии, картины и даже красиво расставленная посуда в буфете — все это черты, присущие, именно, сталинскому стилю. Атрибуты этого стилевого направления — это все, что на данный момент является антиквариатом. Здесь есть что-то от классики, что-то от ампира и барокко, такой интерьер легко дополнить. Интерьер в сталинском стиле никогда не выйдет из моды, не потеряет своей актуальности потому, что читающиеся во всех его деталях комфорт, уют и преемственность всегда привлекают внимание. Сталинская квартира служит настоящим домом для ее обитателей, в нее приятно возвращаться каждый вечер.

Как обустроить свою квартиру, используя сталинский стиль или его элементы?

На фото: Интерьер спальни с элементами сталинского ампира

Сталинский стиль может быть использован не только в тех квартирах, которые находятся в домах, построенных во времена правления Сталина. Не обязательно полностью копировать обстановку квартир бабушек, пытаясь создать абсолютно идентичный интерьер. Однако частичное использование сталинского стиля придаст интерьеру атмосферности, глубины, качества и уюта.

Элементы сталинского ампира хороши в качестве базы. Вы можете совмещать в своей квартире самые различные стилевые направления. При этом, именно спокойный светлый фон, характерный для сталинского стиля, и все та же лепнина, паркет «елочкой», люстры из хрусталя и высокие остекленные белые двери станут хорошей основой для экспериментов по смешению элементов различных стилей.

Антикварная мебель

Старинная мебель и граммофон

На фото: В интерьерах в сталинском стиле достаточно часто используется антикварная мебель

Антикварная мебель отлично смотрится в любом интерьере. А мебель сталинской эпохи почти универсальна. Старинный буфет из темного дерева хорошо дополнит дизайн светлой кухни-гостиной, выполненной даже в современном стиле. Книжный шкаф времен Сталина добавит изюминку кабинету. Интерьер, в котором присутствует антикварная мебель, смотрится интересным и запоминающимся. Антиквариат делает пространство более индивидуальным. Но будьте осторожны, наполняя интерьер антикварной мебелью. Ведь, перестаравшись со старинными предметами, вы можете просто захламить пространство. Такое может случиться, если вы используете слишком много мелких элементов меблировки. Приобретя новый антикварный столик, замените им современную полочку у кровати. Мебель может «переезжать» по квартире, менять свое назначение. Не бойтесь переставлять мебель, так вы с легкостью сможете изменить интерьер. Расстановку крупных антикварных предметов, таких, как сервант, буфет или книжный шкаф, планируйте заранее. В советский период «профессорские» квартиры обставляли дореволюционными мебельными гарнитурами, которые плавно перешли в стилистику того времени.

Кабинет и библиотека

На иллюстрации: Дизайн кабинета в стиле сталинский ампир

Уже сам факт наличия в квартире кабинета или библиотеки отсылает нас к сталинскому времени. Сходство с эпохой Сталина еще более очевидно в меблированных антикварной мебелью комнатах для работы. Кабинет или библиотека могут находиться в отдельной комнате. Впрочем, если площадь квартиры не позволяет выделить изолированное помещение для работы, то это не проблема. Небольшой кабинет или библиотеку можно расположить в кухне-гостиной или спальне. Главное в этом вопросе — правильно поделить пространство на зоны. Для создания в квартире кабинета или библиотеки вам потребуются большое количество книг и массивный стол с резными ножками из темного дерева. Кабинетная или библиотечная зоны облагораживают любой интерьер.

Спальни и детские

Дизайн спальни с элементами сталинского ампира

На фото: Дизайн интерьера спальни с элементами сталинского ампира

В сталинские времена стены в спальнях обычно декорировали обоями, которые далеко не всегда были светлыми. Чаще всего предпочтения отдавались обоям коричневого, бордового или кофейного цветов. Рисунок мог содержать полоску или другой не очень яркий орнамент. Если вы хотите сохранить у себя дома стилистику 30-50-х годов, используйте именно такие обои. Мебельный набор в спальнях обычно был стандартным и включал: кровать, пару прикроватных тумб с лампами для чтения, трельяж, игравший роль туалетного стола, платяной шкаф (именно шкаф, а не гардеробная), комод. Книжные шкафы в выполненных в стилистике сталинский ампир комнатах для сна обычно не использовались. Книги могли храниться в гостиной, кабинете, библиотеке, детской, но не в спальне.

В квартирах сталинского периода часто можно было встретить кладовки, встроенные шкафы, предбанники, проходные комнаты, даже личные входы в ванную из спальни, но не гардеробные. Мебель обычно была из одного гарнитура. А вот убранству детских такого пристального внимания, как декору спален, не придавалось. Мебель в детских в сталинские времена была современного, отечественного производства. Сами комнаты для детей были маленькими, и, при этом, не очень хорошо обставленными. Небольшой рабочий столик, узкие кровати, маленькие шкафы — вот типичный комплект для детской того времени. За последние годы отношение к детским изменилось в лучшую сторону. Поэтому в квартирах в стиле сталинский ампир комнаты для детей сейчас стараются обставить с не меньшей заботой, чем спальни.

Декор

 

Элементы декора кабинета стол, торшер, люстра, розетка

На рисунке: Гипсовая розетка и старинная роскошная люстра являются неизменными элементами декора квартир в сталинском стиле

В интерьерах в стиле сталинский ампир используются такие декоративные элементы, как: знаменитый сталинский фарфор, часы, гипсовые и медные статуэтки, подсвечники, картины с классическими советскими сюжетами, текстиль (скатерти и салфетки), светильники, тумбочки или сундуки, столовое серебро и посуда, вазы. Декор в сталинском стиле хорошо сочетается с классическим, современными и эклектичными интерьерами.

 

8 адресов сталинского ампира в Петербурге

Как архитектура несла идеологию.

Монументальность, роскошь и помпезность — так можно охарактеризовать доминирующее направление в архитектуре Советского Союза в 1930—1950-х годах. Пришедший на смену скромному конструктивизму сталинский ампир позволил выразить в постройках ценности тоталитарной культуры. «Карповка» выбрала восемь адресов сталинской архитектуры в Петербурге и рассказала, почему на них стоит обратить внимание.

Агитирующий стиль

Сталинский ампир вобрал в себя элементы нескольких стилей: позднего ар-деко, классицизма, барокко и ампира эпохи Наполеона. Архитектурный критик Мария Элькина говорит, что зодчие вновь вернулись к исторической архитектуре и традициям, перестали строить мир с нуля.

«Архитектура должна была быть репрезентативной, но какой именно, определено не было, поэтому некоего единства стиля в сталинской архитектуре нет. Есть общая заданность вектора, — добавляет госпожа Элькина. — Это архитектура, которая использует классические мотивы, но не классическая по масштабам. В ней важен синтез искусств, мозаика, живопись».

Новый стиль служил уже не для быта и улучшения жизни рабочего, как его предшественник конструктивизм. Он нес особую идеологическую нагрузку: подчеркивал идеи единства, покорность отцу народов, ожидание грядущего счастья и победу над природой.

«Идея ампира была в том, что архитектура должна агитировать. Конструктивизм, как оказалось, не справлялся с этой ролью, — рассказывает Мария Элькина. — Произошел большой идеологический поворот, жилмассивы и фабрики-кухни не могли никого убедить в величии государства».

Идеология стиля выражалась в украшенных лепниной и советской символикой фасадах, барельефах с изображениями вождей, трудящихся и военных, в архитектурных ордерах и гербах.

Надземный павильон станции метро «Кировский завод» (1955)

Наиболее ярко, по мнению искусствоведов, сталинский ампир проявил себя в оформлении надземных павильонов станций метро и их внутреннего убранства. Олицетворением нового стиля стала «красная» ветка от «Площади Восстания» до «Автово».

Об успехах индустрии СССР напоминает станция «Кировский завод», названная в честь расположенного рядом одноименного завода, ведущего в машиностроении. Одна из восьми станций первой очереди Ленинградского метрополитена.

Здесь впервые использовали люверсное освещение: лампы дневного света установили за сквозной решеткой из полос органического стекла. Рассеянный свет создавал иллюзию открытого неба за сводами. На колоннах зала планировали укрепить мраморные доски с письмами ленинградцев отцу народов, но так и не сделали этого.

Дом с кинотеатром «Дружба» на Московском проспекте, 202 (1953)

Это первый в Ленинграде десятиэтажный дом, получивший премию на Всероссийском конкурсе как лучшее жилое здание. На первом этаже в 1956 году открылся детский кинотеатр «Дружба», который до сих работает.

«Московский проспект мы никогда не спутаем с классическим Петербургом: он отличается масштабами и рассчитан на проезд танков, — замечает критик Элькина. — Градостроительная схема совершенно другая, Московский проспект реализовали как единый ансамбль. Несмотря на то что его начали строить несколько архитекторов, он имел общий замысел».

Дом советов на Московском проспекте, 212 (1936–1941)

Дом советов должен был стать новым центром Ленинграда в противовес петровскому. Он считался самым крупным административным зданием в стране на то время: здесь было 700 помещений, а самый большой зал вмещал 3 тыс. человек.

«Есть фотография Дома советов, где видно, что его строили буквально посреди поля, ведь на Обводном канале тогда город заканчивался. Это показывает масштаб и амбиции строителей города», — комментирует Мария Элькина.

В годы войны в Доме советов размещались воинские подразделения, а уцелел он только благодаря ошибочному убеждению немцев в том, что здесь держат пленных. После войны в здании действовали научно-исследовательские институты, сейчас здесь расположен бизнес-центр.

Жилой дом на Московском проспекте, 191 и 193 (1953–1956)

Два симметричных десятиэтажных дома напротив Дома советов, на двух нижних этажах которых находились большие универмаги. В июне 1962 года в дом № 193 привезли родившегося Виктора Цоя, но прожил он здесь недолго. Все детство он провел в соседнем здании, «доме со шпилем». За свою жизнь музыкант сменил много адресов, но почти все они находились рядом, в южной части города.

«Сталинский жилой фонд сейчас самый лучший в Петербурге, потому что сравнительно новый, строили очень добротно, — рассказывает госпожа Элькина. — Высокие потолки, кирпичные стены, хорошие лифты и коммуникации. Понятно, что эти квартиры были не для всех, они создавались для элиты».

Дом со шпилем на Московском проспекте, 190 (1940–1953)

Один из крупнейших долгостроев того времени: строительство «дома со шпилем» на Московском проспекте начали в 1940 году, а закончили через 13 лет. К началу войны на месте здания был только котлован с водой. Благодаря шпилю, который появился уже после сдачи дома, здание стало одним из самых высоких в Ленинграде. Шпиль высотой 76 метров позволяет видеть дом почти из любой точки Московского проспекта. Изначально в доме селились политики и военные, за что его прозвали генеральским, но через десять лет здесь жили простые люди. Цой успел пожить и тут: с 1962 года, в проходной комнате.

Институт ЛенНИИпроект на Троицкой площади, 3 (1955–1956)

Один из последних представителей сталинского ампира. Здание строили для ленинградских архитекторов. Его выделяет помпезность, монументальность, торжественная колоннада, благодаря которой дом назвали гимном колоннам. В единую композицию наравне с институтом и домом на Троицкой площади, 5, планировали включить соседний дом политкаторжан, который собирались перестроить. Но план так и не реализовали.

«Когда смотришь на дом политкаторжан и „парад колонн“, создается обманчивое впечатление, что сначала построили здание института, — говорит критик. — В этом драматизм нашей истории: мы сначала как будто резко продвинулись вперед, а потом стали консервативными».

Жилой дом на проспекте Стачек, 74, у Комсомольской площади (1959)

Комсомольскую площадь, называвшуюся Круглой до 1958 года, переименовали в честь 40-летия ВЛКСМ. Она стала композиционным центром района Автово и архитектурным акцентом проспекта Стачек. Главный архитектор Ленинграда Каменский образовал площадь тремя дугообразными, похожими друг на друга зданиями № 55 (1956), 74 (1959) и 57 (1960).

«Петербургский ампир больше тяготел к идее ансамбля, чем московский, но он уступал по масштабам, — рассказывает Мария Элькина. — Наш ампир был немного скучнее, сдержаннее и академичнее».

Исполком Калининского района на Арсенальной набережной, 13 (1952–1954)

Одно из немногих зданий, где еще сохранились и действуют уличные стрелочные часы. В годы советской власти здесь размещался исполком Калининского районного совета депутатов трудящихся и районный комитет партии и комсомола. В части здания, выходящей на Неву, находится концертный зал, где некогда выступали Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Анна Герман и Марсель Марсо.

После смерти Сталина советское руководство резко поменяло взгляд на архитектуру: на смену украшательству и излишествам пришло типовое и экономичное проектирование. В 1955 году вместо сталинского ампира появилась функциональная архитектура, которая с разными изменениями просуществовала до распада СССР.

Карина Ивченко


Фото: Денис Ефременко / «Карповка»

См. также:
Хрустальное чудо сталинского ампира

Ссылки по теме:

karpovka.com: 27.01.2020

Завершился очередной этап работ по строительству подъездных дорог к самому высокому зданию Европы.

karpovka.com: 27.01.2020

Проверку с начала года прошли более 40 тыс. человек.

karpovka.com: 27.01.2020

В результате ЧП обгорела кровля.

karpovka.com: 27.01.2020

Темпы строительства снизились.

karpovka.com: 27.01.2020

Переправу возвели на месте временного моста послевоенной постройки.

Loading…

архитектура на службе у государства

Утверждение единоличной власти Сталина совпало с появлением нового архитектурного стиля, известного как «сталинский ампир». Этот стиль многие знают и под такими названиями, как «советский монументальный классицизм» и «сталинская архитектура». Сталинский ампир занимал лидирующие позиции с 30-х по 50-тие годы прошлого века. После завершения Великой Отечественной войны сталинская архитектура распространилась на страны Восточной Европы. В сталинском ампире заметно использование стилей самых разных народов и эпох, поэтому его часто сравниваю с эклектикой.

Сталинский ампир в архитектуре

Сталинский ампир, в первую очередь, был государственным архитектурным стилем, поэтому вполне закономерно, что в нем ярко выражены главные пропагандистские идеи сталинской эпохи. К примеру, идея ожидания грядущего счастья угадывается в барельефе библиотеки им. Ленина, который изображает шествие людей с дарами (пшеничные колосья, кукуруза и другие символы изобилия). Интересно, что похожие композиции некогда существовали в древнем Вавилоне.

Для сталинской архитектуры характерны следующие отличительные черты:

  • сталинский ампир

Одним из самых известных сооружений в стиле сталинского ампира стало здание МГУ, расположенное на Ленинских горах. В архитектуре этого здания драгоценные породы камней соседствуют с папье-маше и искусственным мрамором. Нельзя не вспомнить и такие сооружения, как здание Министерства иностранных дел, гостиница «Ленинградская», станция метро «Новокузнецкая», гостиница «Украина» и жилой дом, расположенный на Кудринской площади. Все перечисленные постройки являются архитектурными памятками Москвы.

сталинский ампир в архитектуре

Сталинский ампир в интерьере

Что касается оформления интерьера, то здесь главной отличительной чертой сталинского ампира является использование бронзы, мрамора, лепнины и ценных пород дерева. При этом интерьер производит впечатление массивности и строгой добротности.

сталинский ампир в интерьере

Внутриквартирные двери застеклены и покрашены белым цветом. Окна, оформляются в темно-коричневом цвете, а ванная комната выкладывается однотонной керамической плиткой, которая иногда декорируется бордюром с рисунком. Приветствуется деревянная отделка стен. Цветовая гамма была более чем сдержанной — превалировали такие цвета, как черный, зеленый, коричневый и бежевый. Мебель, как правило, темная и громоздкая, выдержана в строгом, без любых излишеств стиле. Для неё характерны округлые формы, инкрустация шпоном, а в некоторых случаях и резьба. Последняя иллюстрирует элементы советской символики: пятиконечные звезды, снопы колосьев и лавровые венки. В советские времена резьба считалась особым шиком. Не менее оригинально она будет смотреться и в современном интерьере, решенном в стиле сталинского ампира.