Работы акилле кастильони – Сказка, придуманная итальянцем: Акилле Кастильони и его индивидуальный стиль

Содержание

Акилле Кастильони: лучшие объекты мастера

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 0)

Акилле Кастильони (Achille Castiglioni, 1918 — 2002) родился 16 февраля в Милане в творческой семье: его отец был скульптором, а оба старших брата увлекались искусством и пошли по архитектурной стезе. В 1937 году Акилле вслед за ними поступил на архитектурный факультет Миланского Политеха (который закончил после войны в 1944 году) и вместе с братьями, у которых уже было собственное дизайн-бюро, начал заниматься реставрацией разрушенных во время бомбардировок зданий, выставочной сценографией и промдизайном.

В 1952 году старший брат Ливио отошел от дел, а творческий тандем Акилле & Пьер Джакомо просуществовал до 1968 года вплоть до самой смерти Пьер Джакомо (Pier Giacomo Castiglioni). Работы братьев Кастильони во многом определили развитие всего поствоенного итальянского дизайна, вошли в собрания мировых музеев и до сих пор являются культовыми для всех ценителей дизайна. Представляем самые известные из них (хотя выбор был непрост, ведь за свою более чем пятидесятилетнюю творческую карьеру Акилле Кастильони создал свыше ста пятидесяти объектов — от мебели до дверных ручек и пылесосов).

Торшер Luminator, Flos, 1954

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 3.1)Акилле Кастильони с торшером Luminator, Flos100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 3.2)Торшер Luminator, Flos, 1954

Торшер Luminator был придуман Акилле и Пьером Джакомо Кастильони в 1954 году и выпущен компанией Flos, которая производит его до сих пор. Дизайнеры делали ставку на простоту и функциональность. Светильник состоит из трех частей: треноги из гальванизированного металла, железного стержня, покрытого глянцевой краской, и лампочки без абажура. Этот объект является наглядным воплощением главного творческого кредо братьев Кастильони: «добиваться максимальных результатов минимальными средствами».

Табурет Mezzadro, Zanotta, 1957

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 2)Табурет Mezzadro, Zanotta, 1957

Табурет Mezzadro — еще одна икона итальянского дизайна конца 1950-х работы братьев Кастильони. В его основе лежит идея создания мебели из любых подручных средств. В самом деле, объект, вошедший сегодня во все учебники по истории дизайна, собран из старого сидения для трактора начала XX века, ножки в виде гнутой железяки и деревянной подставки, напоминающей ручку от штопора. Сидение сделано из штампованного крашенного металла. Гнутая железная ножка, на которую оно крепится, служила в тракторе для амортизации, а здесь выполняет противоположную функцию — позволяет сидению пружинить. Прототип был выпущен компанией Isa и впервые показан на XI Триеннале в 1957 году. С 1970 года выпускается фабрикой Zanotta.

Табурет Sella, Zanotta, 1957

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 9.1)Sella Stool, Zanotta, 1957100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 9.2)Sella Stool, Zanotta, 1957

Для той же выставки 1957 года Акилле и Пьер Джакомо мастерят еще один табурет из запчастей: велосипедного седла, стального шеста и железного основания, на котором все сооружение может качаться и крутиться в разные стороны. Название Sella в переводе с итальянского означает «седло». Об истории появления этого объекта, который весьма условно можно назвать табуретом, сам Акилле Кастильони рассказывал так: «Когда я болтаю по телефону, мне нравится ходить туда-сюда, но при этом я люблю на что-нибудь присесть». Sella позволяет делать и то, и другое. Стационарные телефоны со шнуром давно канули в лету, а Sella Stool продолжает выпускаться фабрикой Zanotta на радость всем ценителям классики дизайна.

Кресло Sanluca, Poltrona Frau, 1960

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 11)Кресло Sanluca, Poltrona Frau, 1960

Кресло Sanluca 1960 года является типичной современной интерпретацией классического кресла, у которого оно позаимствовало глубокое мягкое сидение, широкие подлокотники и удобную спинку с подголовником. При этом форма и эргономика кресла были абсолютно новаторскими для своего времени и остаются актуальными до сих пор. Процесс производства этого кресла также необычен. По задумке дизайнеров, сидение, спинка и подголовник изготавливаются отдельно и уже потом собираются в единое целое. Первые образцы были изготовлены компанией Gavina, затем его производила фабрикой Knoll (1969), Bernini (1990) и, наконец, с 2004 года Sanluca выпускается лидером итальянской мебельной индустрии Poltrona Frau вместе с пуфом Luca, которым Акилле Кастильони дополнил кресло в 1991 году.

Светильники Taraxacum и Gatto, Flos 1960

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 14)Светильник Taraxacum, Flos, 1960100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 16.1)Настольная лампа Gatto, Flos, 1960100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 16.2)Настольная лампа Gatto, Flos, 1960

В 1960-е годы Акилле и Пьер Джакомо Кастильони активно сотрудничают с фабрикой Flos, вместе с которой внедряют революционную технологию Cocoon: синтетическая смола в виде спрея распылялась на металлическую основу светильника, образуя вокруг нее своего рода прозрачный «кокон». В этой технике братья Кастильони создали несколько моделей (самые известные из них — Taraxacum, Viscontea и настольная лампа Gatto), которые быстро завоевали популярность, а молодая фабрика получила славу передовой. Кстати, эта технология используется фабрикой и в наше время: в 2005 году ее использовал Марсель Вандерс для создания своего светильника Zeppelin. Подробнее об этом процессе можно посмотреть на видео.

Торшер Arco, Flos, 1962

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 19)Торшер Arco, Flos, 1962

Торшер Arco был спроектирован братьями Кастильони для Flos в 1962 и является одним из самых подделываемых объектов за всю историю мирового дизайна. Его часто можно встретить в домах знаменитостей, на страницах глянцевых журналов, в интерьерах модных сериалов и голливудских блокбастеров (киноманы наверняка помнят, что эта модель украшала собой штаб-квартиру «Людей в черном»). Основание торшера выполнено из белого мрамора и весит целых 65 кг: чтобы просто сдвинуть его с места, придется сильно потрудиться! Но и здесь дизайнеры все продумали: с двух сторон каменного основания имеются специальные отверстия, через которые можно продеть палку.

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 21.1)Торшер Arco, Flos, 1962100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 21.2)Эскиз светильника Arco, Flos, 1962

Светильник Taccia, Flos, 1962

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 23)Акилле и Пьер Джакомо Кастильони за работой над светильником Taccia для Flos100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 24.1)100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 24.2)

«Мерседес в мире ламп» и «символ успеха» — так говорил про свой светильник Taccia Акилле Кастильони. Конструкция этой модели проста, как все гениальное: лампочка спрятана в основании, на котором стоит рассеиватель из выдувного стекла, накрытый отражателем из алюминия. В итоге создается приятный отраженный свет, направление которого регулируется простым наклоном плафона. Универсальный дизайн позволяет использовать его в качестве настольной и/или напольной лампы (в зависимости от размеров). Акилле любил эту работу и с удовольствием рассказывал о ней на мастер-классах и пресс-конференциях, в чем вы сами можете убедиться, посмотрев видео.

Радиола Brionvega RR126, 1965

Радиола Brionvega RR126, 1965Радиола Brionvega RR126, 1965

Стереорадиола Brionvega RR126 вошла в историю не только дизайна, но и техники. Спроектированная братьями Кастильони в 1965 году, она, едва появившись на рынке, произвела настоящий фурор. Главная ее «фишка» — оригинальная модульная конструкция, которая позволяла при желании сложить радиолу в компактный квадрат. Корпус изготавливался вручную из дерева, поэтому каждое изделие было штучным и не похожим на остальные. А благодаря подставке на колесиках Brionvega RR126 можно было легко перемещать по комнате.

Настенные часы Firenze, Alessi, 1965

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 29.1)Часы Firenze, Alessi, 1965100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 29.2)Часы Firenze, Alessi, 1965

Настенные часы Firenze были спроектированы Акилле и Пьером Джакомо Кастильони в 1965 году для экспозиции La casa abitata в Palazzo Strozzi во Флоренции — города, чье имя они носят до сих пор. Прототип, который демонстрировался на выставке, был изготовлен компанией Lorenz, но так и не был запущен в серийное производство вплоть до середины 1990-х гг. В 1996 году компания Alessi совместно с Акилле доработали этот проект и выпустили настенные часы, сохранив первоначальный дизайн, но дополнив новыми яркими расцветками.

Бокалы Paro, Danese, 1983

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 31.1)Бокалы Paro, 1983100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 31.2)Бокалы Paro, 1983

После смерти брата в 1968 году Акилле продолжал работать — как один, так и в тандеме с другими дизайнерами. Бокалы-«перевертыши» Paro были созданы мастером в 1983 году и выпущены компанией Danese. Их идея проста, как все гениальное и до сих пор зачастую копируется другими марками: достаточно перевернуть бокал вверх дном — и ножка станет рюмкой.

Книжный стеллаж Joy, Zanotta, 1989

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 34)Модульный книжный стеллаж Joy, Zanotta, 1989

Еще одна оригинальная работа 1980-х гг — модульный стеллаж Joy (Zanotta, 1989), который по сути своей является творческой переработкой консоли Basello, созданной Акилле Кастильони двумя годами ранее. Он представляет собой несколько деревянных консолей разных размеров, нанизанных на стальной стержень, которые можно вертеть во все стороны и создавать из них самые замысловатые пространственные композиции.

Кресло 40/80, Moroso, 1999

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 36)

В последние годы жизни Акилле Кастильони не только занимался дизайном, но и преподавал в своей альма матер — Миланском политехе, воспитав многих современных звезд дизайна, его ученицей была, например, Патрисия Уркиола (Patricia Uruiola). Ему нравилось работать с молодежью, и нередко он приглашал молодых дизайнеров сделать что-то вместе. Одним из таких проектов стало кресло 40/80, созданное Акилле в соавторстве с Ферруччо Лавиани (Ferruccio Laviani) в 1999 году для Moroso. «Акилле приехал в Кремону с презентацией, и я впервые лично встретился с тем, кого считал величайшим дизайнером нашего времени. Я даже не мог и мечтать, что наше знакомство закончится совместной работой», — рассказывал про этот проект Лавиани.

100 лет мастеру: ко дню рождения Акилле Кастильони (фото 39)Акилле Кастильони в своей студии на Пьяцца Кастелло, 27 в Милане

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Кастильони, Акилле — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2019; проверки требуют 18 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 ноября 2019; проверки требуют 18 правок. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кастильони.

Акилле Кастильони (итал. Achille Castiglioni, 16 февраля 1918, Милан — 2 декабря 2002, там же) — известный итальянский дизайнер и архитектор, является одним из основателей итальянского дизайна[2][3][4][5][6].

Акилле Кастильони родился в Милане в 1918 году. Изучал архитектуру в Миланском политехническом университете, который окончил в 1944 году. Тогда же вместе со своими братьями Ливио (1911—1979) и Пьер Джакомо (1913—1968) начал заниматься промышленным дизайном. Вскоре, в 1945 году, братья станут работать отдельно от старшего брата Ливио. Работа тандема была плодотворной, но она окончилась вместе с преждевременной смертью Пьера Джакомо в 1968 году. Именно братья Акилле и Пьер Джакомо Кастильони основали в 1956 году Ассоциацию промышленного дизайна (ADI) и премию «Золотой циркуль» (с 1954 года).

В течение своей более чем пятидесятилетней карьеры Акилле Кастильони, один или в сотрудничестве с другими дизайнерами, создал более 150 объектов, включая лампы, стулья, книжные стеллажи, электрические розетки, фотоаппараты, телефоны, пылесосы и сиденья для автомобилей. Созданные им предметы знакомы многим людям, являясь частью их повседневной жизни, хотя имя Кастильони им неизвестно. В студии, где Кастильони работал последние десятилетия, до сих пор идет оцифровка его идей.

Свой опыт Акилле Кастильони передавал молодым дизайнерам: в качестве профессора он преподавал дизайн во многих университетах, в том числе в своей альма-матер.

Акилле Кастильони умер 2 декабря 2002 года в Милане.

Дизайнерские идеи Кастильони используют такие известные фирмы, как Alessi (ит.), Bernini, Brionvega, Cassina, Danese, De Padova, FLOS (ит., фирма была создана предпринимателем Артуром Айзенкайлем совместно с Дино Гавино и Чезаре Кассина в 1959 году под проекты братьев Кастильони и Тобио Скарпы), Fusital, Ideal Standard, Interflex, Kartell (ит.), Lancia, Marcatre, Olivetti, Up & Up, Vlm, Zanotta и многие другие. Четырнадцать работ Акилле Кастильони выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке, его работы представлены также во многих музеях мира. Братья Кастильони спроектировали «Льерна стул» — вертикальный обеденный стул в лакированном дереве со слегка проложенным фанерой местом — для Cassina в 1960 году, посвященный одной из самых красивых деревень озера Комо, названной Льерна, где у него была собственная студия.

1950-е годы[править | править код]

  • 1950 — «Leonardo» (совместно с Пьером Джакомо Кастильони): стол, запущен в производство компанией Zanotta в 1969 году. Название отсылает к Леонардо да Винчи и его работе «Тайная вечеря», которая находится именно в Милане.
  • 1954—1955 — «Luminator» (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Gilardi & Barzaghi (1955), Arform (1957), Flos (с 1994 года)
  • 1956 — «Spalter» (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Rem: портативный пылесос для ношения на плече, оказавшийся слишком инновационным для того времени.
  • 1957 — «Sella» (Седло) (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Zanotta: стул, комбинированный из велосипедного седла и чугунной полусферы, с эффектом «неваляшки». Создав стул, братья изобрели и новую манеру его использования, которую назвали: «сидеть стоя или стоять сидя». По поводу «Sella» сам Акилле Кастильони говорил: «Когда я звоню по телефону, я люблю двигаться, ходить вокруг телефона, но я также хотел бы сидеть, но не полностью». Благодаря этому стулу Кастильони присвоили неподходящий ему ярлык дадаиста. Розовый цвет для трубы также не случаен: в Италии лидера спортивных соревнований Giro d’Italia можно отличить по розовой майке (аналогично жёлтой майке лидера).
  • 1957 — «Mezzadro» (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Zanotta: стул первоначально сделан из седла трактора, в производство запущен много позже изобретения.
  • 1957 — «Bulbo» (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Leuci: лампа, была выпущена для 11 Триеннале в Милане.
  • 1959 — «Lierna» (совместно с Пьером Джакомо Кастильони): первоначально выпускалось Cassina, а с 1969 года Gavina.
  • 1959 — «Teli» (совместно с Пьером Джакомо Кастильони): первоначально выпускалось Kartell, а с 1973 года Flos.
  • 1959 — «Sanluca» (совместно с Пьером Джакомо Кастильони): кресло выпускалось Gavina, Knoll, Bernini, Poltrona Frau.

1960-е годы[править | править код]

  • 1960 Gatto (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos
  • 1960 Viscontea (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos
  • 1960 Taraxacum (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos
  • 1960 Viscontea (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos
  • 1960 Spluga (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Zanotta: стул был разработан для ресторана Splügen Bräu; производство было возобновлено фабрикой в 1986 году.
  • 1961 Splügen Bräu (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos: лампа для миланского ресторана с одноименным названием, дизайн которого также был разработан братьями Кастильони.
  • 1962 Taccia (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos: концепт был придуман братьями в 1958 году, годом позже был изготовлен прототип, а в 1962 году лампа была запущена в производство. В 1970 году в интервью Акилле Кастильони так выразился об этой лампе: «Это Мерседес среди всех ламп для нас».
  • 1962 Arco (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos: вдохновением для создания знаменитой лампы Arco послужил уличный фонарь. Лампа представляет собой светильник, висящий на длинной дуге, которая крепится к мраморному блоку. Лампа Arco представлена во многих музеях мира.
  • 1962 Toio (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos
  • 1962 Relemme (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos
  • 1964 Rampa (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Bernini: напоминает стойки продавцов цветов на итальянских площадях.
  • 1964 Papavero (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos
  • 1965 Firenze (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) первоначально для выставки ‘La Casa Abitata’ во Флоренции, часы производятся Alessi с 1996 года.
  • 1965 Orseggi (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) первоначально для Arnolfo di Cambio (прототип), запущен в производство Alessi в 1996 году.
  • 1965 Black & White (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для
    Flos
  • 1965 Light Ball (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos
  • 1966 Allunaggio (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Zanotta (в производстве с 1980 года)
  • 1966 Padina (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos
  • 1967 Snoopy (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos: лампа, напоминающая мультяшного пса Снупи.
  • 1967 Sciuko (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos
  • 1967 Velella (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos
  • 1968 пластмассовый выключатель для VLM: выпускался миллионными экземплярами, сам Кастильони любил носить его в кармане, так как любил звук, который издавал этот выключатель.
  • 1969 Castiglia (совместно с Marcello Minale) для Zanotta

1970-е годы[править | править код]

  • 1970 Primate для Zanotta: заметив, как подбирая под себя ноги и подкладывая подушки, на стулья забираются дети, Кастильони создал данный стул. У этого изобретения помимо небольшого сидения есть подушка, чтобы упираться коленями. Говорят также, что стул был создан для Азии, чтобы европейцы, непривычные к сидению на коленях, чувствовали себя комфортно.
  • 1970—1971 Parentesi (совместно с Пио Манзу) для Flos
  • 1971 Spirale: пепельница, изготовленная из спирали, первоначально выпускалась Bacci, а с 1984 года Alessi. Очень удобная как в использовании, так и чистке. Сам Акилле Кастильони был заядлым курильщиком.
  • 1972 Noce для Flos: симбиоз автомобильной фары и светильника.
  • 1972 Lampadina (Лампочка) для Flos: причудливый настольный светильник в виде большой лампочки с матированием, напоминающим шапочку священника (Пилеолус).
  • 1974 Ipotenusa для Flos
  • 1974 Tubino (совместно с Пьером Джакомо Кастильони) для Flos
  • 1975 Aoy для Flos
  • 1976 Bibip для Flos
  • 1978 Frisbi для Flos
  • 1979 Irma, Model No. 2280 для Zanotta

1980—1990-е годы[править | править код]

  • 1980—1981 Gibigiana для Flos: навеяно забавой пускать «солнечного зайчика».
  • 1982 Moni для Flos
  • 1982 Giovi для Flos
  • 1984 Stylos для Flos
  • 1985 Menorah для Alessi: прототип.
  • 1985 Grip для Flos
  • 1985 Plissé для Flos
  • 1987 Bisbi для Flos
  • 1988 Taraxacum 88 для Flos
  • 1988 Replissé для Flos
  • 1988 Comodo (совместно с Giancarlo Pozzi): первоначально выпускался Interflex, а с 1997 года Longoni
  • 1989 Record для Alessi: минималистские наручные часы. Самая известная фотография Кастильони в старости (где он рукой закрывает левый глаз) была сделана именно в них.
  • 1989 Parter для Flos
  • 1990 Joy для Zanotta: семь полок собраны на единую ось и могут вокруг неё свободно вращаться. Таким образом, повернув все полки в одну сторону, конструкцию можно поставить вдоль стены или, развернув полки в разные стороны, поставить её в центре комнаты.
  • 1992 Brera для Flos
  • 1995 Mate, Supermate, Minimate для De Padova
  • 1995 T95 для De Padova
  • 1995 Fruit Stand \ Colander для Alessi
  • 1996 Fucsia для Flos
  • 1996 Scrittarello для De Padova
  • 1997 Bavero для Alessi
  • 1998 Diabolo для Flos: этот алюминиевый светильник напоминает детскую игрушку diabolo (увеличенная разновидность йо-йо).

Акилле Кастильони — эксцентричная легенда итальянского дизайна

Итальянец Акилле Кастильони (Achille Castiglioni, 16.02.1918 – 2.12.2002) — один из тех, благодаря кому появилось понятие «современный дизайн». Он автор предметов, ставших настоящими символами материальной культуры ХХ века — достаточно назвать торшер Arco и табуреты Sella и Mezzadro. Кастильони был высококлассным проектировщиком: за более чем 50 лет карьеры он создал около 150 объектов, далеко не только мебель и свет. В его портфолио электровыключатели, автомобильные кресла, дверные ручки, наручные часы, телевизоры, стиральные машинки, радиоприемники, пылесосы, госпитальные кровати, наушники и многое другое. Его дизайн четкий, выразительный, запоминающийся, функциональный. В его произведениях сразу считывается и инженерное мышление автора, и его ироничный взгляд на предметный мир.

Tacciа. 1970. Flos

Кастильони 9 раз получал Compasso d’Oro — высшую награду итальянского дизайна. 14 его произведений находятся в постоянной коллекции MoMA. Он преподавал дизайн в Туринском и в Миланском Политехах, и далеко не одно поколение итальянских дизайнеров и архитекторов прошло его школу. Помимо проектирования Кастильони активно занимался выставочной сценографией: оформил бесчисленное множество стендов компаний на международных ярмарках в самых разных отраслях промышленности, делал арт-экспозиции в музеях и декорировал шоу-румы брендов. Как архитектор он занимался реконструкцией и восстановлением зданий в Милане.

Акилле Кастильони позирует вместе с напольной лампой Luminator (1955).

Акилле Кастильони родился в Милане в 1918 году, его отец был известным скульптором, два его старших брата — Ливио и Пьер Джакомо — первыми получили дипломы архитекторов еще в конце 1930-х в Миланском Политехе и открыли собственную дизайн-студию. Они занимались интерьерным и предметным дизайном, оформляли выставки. Акилле получил диплом архитектора в 1944-м и сразу стал полноправным партнером семейного бизнеса. В 1952 году Ливио стал работать самостоятельно, а Акилле и Пьер Джакомо продолжали проектировать совместно, не разделяя авторства: все предметы, созданные в их студии с 1952-го по 1968-й, когда Пьера Джакомо не стало, подписаны ими вдвоем. Вплоть до самой своей смерти в 2002-м, Акилле любил привлекать к своим проектам других архитекторов и дизайнеров, работая в тандеме.

«Человек, создающий изделие, значит гораздо меньше, чем та польза, которую оно принесет. Главное, чтобы оно было нужно людям и получилось доступным всем».

Акилле и Пьер Джакомо Кастильони. Рабочий процесс.

Свой подход к проектированию он характеризовал так: «Начинать с нулевой черты. Держаться здравого смысла. Помнить о целях и средствах». Рациональный подход всегда сочетался у него с ироничным взглядом и умением находить парадоксы. Знаменитый табурет Sella — велосипедное сиденье, поставленное на металлическую опору, они с братом спроектировали в 1957 году. Импульсом для создания табурета было поведение человека во время разговора по стационарному телефону: «Разговаривая, я хожу вокруг аппарата с трубкой, в то же время я хочу присесть, но как бы не до конца». Оказалось, что велосипедное сиденье может как нельзя лучше помочь в этой ситуации. Позже Кастильони спроектировали не менее хрестоматийный объект — табурет Mezzadro с пластиковым сиденьем от трактора. Обе модели сегодня выпускает Zanotta.

Вертящийся табурет для телефонных разговоров Sella (Седло) был создан Акилле Катильони совместно с Пьером Джакомо в 1957 году.

Одним из его девизов было утверждение: «Дизайнер должен наблюдать».

Кастильони любил брать в свой арсенал уже существующие, придуманные неизвестно кем и когда предметы и благодаря буквально нескольким дополнительным штрихам показывать их с новой стороны, улучшать их свойства или сообщать новые функции. Табуреты с велосипедным и тракторным сиденьем, светильники, сделанные из автомобильных фар или люминисцентных трубок, тумбочки и столики, составленные из деревянных коробок. Естественно, все эти предметы — отнюдь не похожи на поделки из раздела «новая жизнь старых вещей» или на пресловутый ready-made, как их иногда называли критики и классификаторы творчества Кастильони. Их контуры вычерчены рукой мастера, пропорции просчитаны, эргономика идеальна, они — воплощенное совершенство и в плане формы, и в плане функциональности, но принцип, по которому они созданы, подсмотрен внимательным автором в мире окружающих вещей.

Кастильони много десятков лет собирал всевозможные, порой даже курьезные предметы, не имеющие автора, но представляющие, по его мнению, большую дизайнерскую ценность. В его квартире-студии есть целый шкаф, до верху набитый подобными найденными «раритетами». Студенты вспоминают, что он использовал свои находки в качестве наглядных пособий. На занятия он приходил с саквояжем, из которого вдруг начинал доставать купленные им в Тегеране игрушки, сделанные из пивных банок, резиновые галоши из Советского Союза, безумные оправы для очков, защитные маски сварщиков, сколоченные американскими амишами табуретки, дуршлаги, резиновые присоски… Все это были, согласно его концепции, яркие примеры воплощения здравого смысла и четкого достижения цели с помощью доступных средств — иными словами, все эти предметы были образцами качественного дизайна, которому стоило поучиться.

Viscontea. 1960. Flos.

Его лекции по промдизайну — с 1969-го по 1980-й на архитектурном факультете в Турине, потом с 1980-го по 1993 в миланском Политиехе — были похожи на артистические шоу и пользовались сумасшедшей популярностью у студентов. Одна из его бывших учениц, Паола Антонелли, ныне старший куратор департамента архитектуры и дизайна в МоМА, вспоминает, как однажды Кастильони демонстрировал им сочетание формы и функции на примере доильного стула, изображая в пантомиме одновременно и доярку, и корову.

Табурет Mezzadro. Zanotta. 1957. Первоначальный вариант создан из сиденья трактора. Модульный книжный стеллаж Joy. 1989. Zanotta.

Помимо преподавания и собственно проектирования Кастильони занимался общественной работой, участвуя в организации различных институций, необходимых для становления и развития итальянского дизайна как целой отрасли экономики и культуры — а именно этот процесс активно шел с конца 1940-х и все 1950-е годы в Италии.

Cтереорадиохронограф Brionvega RR126. 1965.

Вместе с братьями и коллегами по цеху — Джо Понти, Марко Дзанузо, Вико Маджистретти, Этторе Соттсассом, Альберто Росселли и мн. др. — он принимает активное участие в организации миланских Триеннале, в учреждении и установлении авторитета премии Compasso d’Oro в 1954 году, становится соучредителем Ассоциации промышленного дизайна Италии (ADI) в 1956-м. В те годы у многих молодых дизайнеров завязывались прочные связи с такими же молодыми итальянскими брендами, открытыми всему новому и современному.

Кресло Sanluca.1961. Poltrona Frau. Настольная лампа Snoopy. 1967. Flos.

Для Кастиьони таким брендом стала фабрика светильников Flos, для которой он спроектировал массу моделей, причем около 20 моделей производится до сих пор. Всего же Кастильони поработал для более чем 30 компаний, среди которых Alessi, B&B Italia, Driade, De Padova, Cassina, Ideal Standard, Lancia Auto, Moroso, Olivetti, Knoll International, Kartell, Zanotta.

Торшер Arco, Flos. 1962. Высота све­тильника 2,32 м, ширина 2,2 м.

 

Торшер Arco, Flos. 1962. У мраморного высота 55 и ширина 24 см.

Кроме нью-йоркского МоМА его работы есть в лондонском Музее Виктории и Альберта, в Музее дизайна Vitra и других музеях декоративно-прикладного искусства по всему миру от Праги до Иерусалима. Еще при его жизни во многих ведущих культурных институциях мира, так или иначе связанных с дизайном, прошли его персональные выставки, в том числе в Центре Жоржа Помпиду, в МоМА, в Музее прикладных искусств в Вене и в миланском Триеннале. Он лауреат многочисленных премий, почетный доктор Королевского колледжа искусств в Лондоне и Миланского политехнического университета. Права на переиздание спроектированных им объектов принадлежат Фонду его имени, к которому также относится и музей-квартира. Квартира дизайнера на площади Кастелло, напротив Замка Сфорца в Милане, в которой он работал и жил с 1962 года, сегодня стала мемориальным музеем и открыта для посетителей.

Sancarlo. Tacchini. Первоначально кресло было выпущено компанией Driade под названием Babela в 1957. Обеденный стол Tavolo 95. 1995. De Padova. Дерево, мраморная столешница.

Современные дизайн-бренды продолжают интересоваться его наследием. Например, датская Karakter объявила о переиздании стеллажей Libreria Pensile (1957) и Lungangolo (1991), столика Comodo (1988) и этажерки Trio (1991), созданных им вместе с Джанкарло Поцци. Буквально месяц назад фабрика dnd by Martinelli представила дверные ручки С-1918, спроектированные Кастильони в 2001 году вместе с архитектором Джанфранко Кавальей. И, видимо, в ближайшем будущем нас ждут новые переиздания его работ.

Дверные ручки С-1918, dnd by Martinelli. 2016.

Aкилле Кастильони (Achille Castiglioni) – пионер итальянского предметного дизайна

Его называют одним из основоположников мирового промышленного дизайна. Он умел проникать в самую суть предметов, видеть их потенциальные возможности и превращать их в настоящие шедевры дизайнерского искусства на все времена.

 

Кастильони был важной частью золотого поколения талантливых итальянцев, которые подняли национальный дизайн на новый уровень и способствовали возрождению своей страны после Второй мировой войны. Акилле – один из основателей Ассоциации промышленного дизайна (ADI) и главный герой многочисленных изданий Миланской триеннале. Его работы выставлены в ведущих музеях мира и представлены в качестве образцов в энциклопедиях и учебных пособиях. В 2018-м ему могло бы исполниться 100 лет, но в 2002 году маэстро покинул этот мир, оставив великое наследие в итальянском и мировом дизайне.

Люстра TaraxacumЛюстра Taraxacum

Люстра Taraxacum

Творческое братство

 

Он появился на свет 16 февраля 1918 года в Милане и был третьим ребенком в семье скульптора Джаннино Кастильони. Отец отдал его в лицей Джузеппе Парини, где мальчика обучали классическим наукам, а затем в лицей ди Брера, где Акилле осваивал навыки живописи и искусства. Два его старших брата – Пьер Джакомо и Ливио – стали архитекторами и в 1938 году организовали собственную студию. После окончания архитектурного факультета Миланского политехнического университета Акилле к ним присоединился.

Стаканы Vaso Lapis Стаканы Vaso Lapis

Стаканы Vaso Lapis

Семейное трио экспериментировало в области промышленного дизайна, исследовало «новые» формы, методы и материалы, стремилось к реализации «целостного» процесса проектирования. Одна из значимых архитектурных работ братьев Кастильони – реконструкция миланского дворца изящных искусств (Palazzo della Permanente), который был частично разрушен в годы Второй мировой войны. В сфере предметного дизайна особенно известны такие работы братьев, как: обеденный стул Lierna из лакированного дерева с фанерным сидением и дугообразный торшер Arco на мраморном основании – рекордсмен по количеству подделок.

Пьер Джакомо и Акилле КастильониПьер Джакомо и Акилле Кастильони

Пьер Джакомо и Акилле Кастильони

В начале 50-х трио покинул Ливио и шефство над компанией взяли Пьер Джакомо вместе с Акилле. Свое сотрудничество они называли «гармоничным симбиозом: два тела с одной головой». В период их совместной работы было осуществлено много знаковых проектов и по-настоящему культовых предметов дизайна: кресло Sanluca, табуреты Mezzadro и Sella, радиола RR126, настольная лампа Snoopy, светильник Taccia и др. Но в 1968 году Пьер Джакомо умер, и руководство студии Кастильони переходит к Акилле.

 

Достойный продолжатель традиций

 

Младший брат оправдал доверие семьи и более чем достойно продолжил развитие бренда. С ним сотрудничали ведущие компании мира по производству приборов освещения, мебели и предметов интерьера: Kartell, Flos, Zanotta, Siemens, Bernini, Poggi, Arflex, Ideal Standard, Lancia, Alessi, Knoll и др. Объекты под авторством Кастильони можно было встретить во многих уголках планеты. Творения мастера отражали становление не только итальянского, но и мирового дизайна второй половины ХХ века.

Радиола Brionvega RR126Радиола Brionvega RR126

Радиола Brionvega RR126

Акилле были подвластны все области предметного дизайна и архитектуры. Он разработал стулья и столы, пепельницы и вешалки-камердинеры, светильники и книжные шкафы, школьные парты и больничные кровати, посуду и столовые приборы, раковины и унитазы, кофемашины и дозаторы пива, ручки и открывашки для бутылок, частные дома и музеи. Среди значимых его работ: лампа Parentesi, пепельница Spirale, стол Cumano, наручные часы Record, книжная полка Joy и др.

Настольная лампа Lampadina Настольная лампа Lampadina

Настольная лампа Lampadina

В начале 80-х с большим успехом прошли персональные выставки Акилле в Вене, затем в Берлине, Париже и еще в нескольких крупных городах Европы. Талантливому дизайнеру девять раз вручали награду Compasso d´Oro – «итальянский оскар» в области промышленного дизайна. Работы Ахилла Кастильони были представлены на престижной выставке MoMA в Нью-Йорке. В 1987 он получил почетную степень по дизайну в Королевском колледже искусств в Лондоне, и еще одну – в Миланском политехническом университете в 2001 году.

Из частей в целое

 

Большинство творений Акилле созданы из обычных материалов и предметов, вдохновленных привычными вещами и явлениями. К примеру, культовый торшер Arco навеян маэстро образом уличного фонаря, а внешний вид лампы Snoopy напоминает нос одноименного героя комиксов. Кастильони был внимательным наблюдателем и коллекционером практичных, функциональных вещей. Он тщательно изучал их структуру, механизмы и материалы, а затем интерпретировал их в своих проектах.

Настольная лампа Taccia Настольная лампа Taccia

Настольная лампа Taccia

Акилле выступал за дизайн вне времени и был против гонки за трендами. «Дизайнеру не нужно быть модным», – отмечал Кастильони. – Хороший дизайн должен быть актуальным в течение длительного времени, пока он не износится». Несмотря на любовь к иронии, он не называл свои творения забавными: «Вы часто слышите, что дизайнерский продукт должен быть забавным, но какого черта он должен быть забавным? Это должно быть полезно!».

Торшер ArcoТоршер Arco

Торшер Arco

Еще одна особенность творческого подхода Кастильони – отсутствие лишних деталей. Его метод заключается в том, чтобы удалить все ненужное и «найти знак минимума или форму минимума, необходимую для выполнения основной функции, когда меньше уже невозможно сделать». По мнению Акилле, в предметах не должно быть ничего избыточного и бесполезного, а только все самое необходимое, но при этом не лишенное эстетики и стиля.

Великий учитель

 

Еще в 1969 году Министерство образования Италии уполномочило Акилле преподавать «Художественный дизайн для промышленности» в Туринском политехническом университете, а с 1980 года он стал профессором факультетов архитектуры и дизайна в Миланском университете. Кастильони успевал сочетать дизайнерскую и преподавательскую деятельность с научно-критической, публикуя в различных журналах обзоры и статьи о дизайне.

Табурет Mezzadro BlancoТабурет Mezzadro Blanco

Табурет Mezzadro Blanco

На свои занятия Акилле приносил самые разные вещи, которые он приобретал на блошином рынке, в сувенирной лавке, магазинах или просто находил на улице. В течение всего урока студенты и маэстро размышляли о том, что может получиться из обычного переносного стакана, механической куклы, газовых баллонов и пр. Дизайнер учил видеть скрытые возможности объектов и находить способы их оптимального преобразования без лишних деталей. Нередко из совместных рассуждений с учениками выходили новые хиты дизайна: например, кресло Moroso, которое Акилле создал в соавторстве с Ферручо Лавиани.

Кресло MorosoКресло Moroso

Кресло Moroso

Кастильони вырастил целую плеяду успешных профи. Среди его учеников такие знаменитости в мире дизайна, как: Патриция Уркиола, Мишель де Лучи, Константин Грчич. Их творения отличаются высокой функциональностью, эстетикой, необычными формами и легкой иронией, что было свойственно изделиям маэстро. В 1980 году большой архив исследований в области архитектуры и дизайна, проведенных Акилле вместе с его братом Пьером Джакомо, был приобретен Пармским университетом.

 

Студия-музей

 

Сегодня бывший офис Кастильони на Пьяцца Кастелло 27 в Милане – это музей и культовое место для почитателей творчества Акилле и дизайнерского искусства. Домом маэстро заведуют его дочь Джованна и его жена Ирма. В этом офисе родились некоторые из величайших шедевров современного дизайна. Творения Акилле часто связаны с историей его семьи: лампа для дочери-любительницы комиксов о Снупи или удобное кресло Sanluca для жены, у которой болела спина.

Настольная лампа SnoopyНастольная лампа Snoopy

Настольная лампа Snoopy

Эскиз настольной лампы SnoopyЭскиз настольной лампы Snoopy

Эскиз настольной лампы Snoopy

Визит в дом-музей Акилле обычно начинается с «мастерской» – большой комнаты, выложенной деревянными полками, которая больше похожа на столярную мастерскую, чем на офис архитектурной фирмы. Это было место для экспериментов и бесконечного креатива. Акилле любил устраивать «мозговой штурм» для своих домочадцев и друзей, чтобы послушать мнения других, поиграть с идеями и уловить самую важную. Огромное зеркало в его кабинете остается именно под тем углом, который позволял ему наблюдать за посетителями и своими помощниками, не покидая своего стола.

Мастерская-музей Акилле КастильониМастерская-музей Акилле Кастильони

Мастерская-музей Акилле Кастильони

За более 60 лет творчества Акилле создал 306 объектов промышленного дизайна, около 200 архитектурных проектов, 400 временных экспозиций для выставок, а также фотографии, технические чертежи и бесчисленные бытовые предметы, собранные со всего мира для изучения. Кастильони называл их «анонимными шедеврами». В 2018 году в честь 100-летия дизайнера его соотечественники сняли документальный фильм «Все из ничего».

 

Известные высказывания Акилле

 

«Дизайнер должен быть любопытным и наблюдать за ежедневными жестами и обычными формами, чтобы понять, что он может сделать что-то по-другому». 

 

«В дизайне и предметах должна быть ирония. Я вижу вокруг себя профессиональную болезнь – воспринимать все слишком серьезно. Один из моих секретов – постоянно шутить».

Выключатель Nara BociniВыключатель Nara Bocini

Выключатель Nara Bocini

«Нет такого понятия, как стиль Кастильони, есть только метод Кастильони».

 

«Работа дизайнера – это синтез, который выражает общие усилия. Особенность дизайна заключается в непрерывном отношении между несколькими игроками, от предпринимателя до работника на заводе”.

Акилле в своей мастерскойАкилле в своей мастерской

Акилле в своей мастерской

 

«Хорошие дизайнерские проекты никогда не исходят из стремления оставить свой след, но из желания построить отношения с неизвестным конечным пользователем».

Дизайнер Акилле Кастильони

Его называют патриархом промышленного и мебельного дизайна XX столетия. В течение пятидесяти лет он один и в соавторстве с другими дизайнерами создал более 150 объектов, включая лампы, стулья, книжные стеллажи, электрические розетки, фотоаппараты, телефоны, пылесосы и сиденья для автомобилей. Сотворённые им предметы знакомы многим людям, некоторые даже являются частью нашей повседневной жизни, хотя имя этого дизайнера известно не всем. Знакомьтесь — Акилле Кастильони.

«Я вижу вокруг меня профессиональную болезнь – способность относиться ко всему слишком серьезно. Одна из моих тайн состоит в том, чтобы шутить все время», – говорил известный дизайнер и архитектор Акилле Кастильони, один из основателей итальянского дизайна. Эта способность шутить прослеживается во всех его творениях.

Он был одним из самых выдающихся проектировщиков за всю относительно недолгую, но бурную и насыщенную историю дизайна. Кастильони спроектировал ряд самых выразительных, практичных и красивых предметов нашего времени. В дальнейшем его творения дали немало работы критикам, классификаторам и исследователям дизайна.

Все дело в том, что творчество Акилле Кастильони, затрагивающее идеи модернизма, минимализма, классицизма и постмодернизма, отвергает любую из этих категорических классификаций, оставаясь сугубо индивидуальным и своеобразным.

Акилле родился в Милане в 1918 году в семье скульптора. Архитектуру он изучал в Миланском политехническом университете, который окончил в 1944 году. В это время у двоих его старших братьев – Ливио и Пьера Джакомо – уже было свое проектное бюро, где он практиковался еще во время учебы. Но через год Акилле и Пьер Джакомо стали работать отдельно от старшего брата Ливио, иногда привлекая его к сотрудничеству.

Творческий союз братьев был очень прочным и продуктивным. Но в 1968 году Пьера Джакомо не стало. За эти 25 лет их совместная работа оказала серьёзное влияние на итальянский дизайн. Они основали миланскую выставку «Триеннале» и Ассоциацию индустриального дизайна АDI, а в 1954 году учредили премию «Золотой циркуль», которая и сейчас пользуется устойчивым авторитетом во всем мире.

Акилле Кастильони является обладателем девяти наград премии «Compasso d’Oro» («Золотой циркуль») и множества других международных призов. Сегодня дизайнерские находки Кастильони используют такие фирмы, как Alessi, Bernini, Brionvega, Cassina, Danese, De Padova, Flos Fontana Arte, Fusital, Ideal Standard, Interflex, Kartell, Lancia, Marcatre, Olivetti, Up & Up, Vlm, Zanotta и другие.

Четырнадцать работ Акилле Кастильони выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке, есть его творения и в музеях Лондона, Монако, Праги, Иерусалима, Гамбурга, Денвера, Цюриха и других городов мира.

Дизайн подразумевает наблюдение

Источником своего вдохновения Акилле Кастильони видел весь мир. Он смотрел на то, что его окружало, как на богатый каталог объектов, которые могут обеспечить дизайнера необходимыми идеями. В его личной коллекции было много повседневных объектов, которые дизайнер находил и собирал в течение всей жизни. Девизом творчества Кастильони стало утверждение: «Дизайн подразумевает наблюдение».

Предметы повседневности не только вдохновляли дизайнера, но и часто служили непосредственно материалом для новых объектов. Например, в 1957 году совместно с Пьером Джакомо был изготовлен вертящийся стул для телефонных разговоров – Sella (Седло).

В его основе велосипедное седло, насаженное на розовый металлический стержень, основанием которого служит чугунная полусфера. Общая высота стула – 71 см., но она способна регулироваться. После этого изобретения к Кастильони приклеили неподходящий ему ярлык дадаиста (франц. «dadaisme», от «dada» – деревянная лошадка; в переносном смысле – «бессвязный детский лепет»).
У Акилле было свое объяснение появлению необычного табурета: «Когда я говорю по телефону, я люблю ходить вокруг него, но в то же время люблю сидеть, но не совсем». Так появилась новая манера использования стула, которую назвали: «сидеть стоя или стоять сидя». Эту линию продолжил стул Mezzadro, разработанный братьями чуть позже.

Первоначально он был сделан из сидения трактора, находящегося в производстве с начала 20 века. По словам дизайнера, возможно, проект Mezzadro является наилучшим примером желания использовать часть уже существующего объекта.

Оба эти произведения свидетельствуют о том, что значительное влияние на итальянский дизайн середины 20 века оказал американский поп-арт, толкавший дизайнеров к избавлению от старых канонов. Сам Кастильони относил стулья Sella и Mezzadro к объектам ready-made, то есть к объектам, созданным из готовых предметов повседневной жизни. Дизайнер не менял их внешний вид, а лишь дал уже привычным вещам новое воплощение.

Используя свой принцип наблюдения, Кастильони заметил, как, забираясь на стул, дети подбирают под себя ноги и подкладывают подушки. В результате в 1970 году он создал стул Primate, у которого помимо небольшого сидения есть еще и подушка, чтобы упираться коленями.

«На Востоке такая поза не означает ничего недостойного и вульгарного. Впрочем, я сознаю, сколь трудно изменить формы поведения, к которым люди давно привыкли», – говорил дизайнер. По его мнению, модель Primate подчеркивает возвращение к эргономике, внимание к природе человеческого тела.
Для своего времени такой дизайн вещей оказался слишком прогрессивным и непонятным. В массовое производство стулья были запущены только в 1983 году фабрикой Zanotta.

Среди вещей, опередивших свое время, был и портативный пылесос Spalter, который можно было носить на плече. Братья Кастильони сотворили его в 1956 году для компании Rem. Революционная модель Spalter легко катилась по полу, а прикрепив ремни, ее можно было повесить на спину.

В дизайне пылесоса Акилле и Пьер Джакомо нашли ту магическую формулу, благодаря которой предмет смотрелся технически впечатляющим, внушающим доверие, он был удобен для потребителя и одновременно легко вписывался в домашнюю среду.

Знаменитый фонарь-удочка

Помимо мебельной сферы, Кастильони очень много работал в области дизайна света, сотрудничая с такими известными производителями, как Arteluce, Flos, Fontana Arte. Светильники, спроектированные для них, принесли ему подлинную славу.

Если до этого момента вам никогда не приходилось видеть или слышать о стульях Sella и Mezzadro, то образ лампы Arco, созданной Аккилле Кастильони совместно с братом, наверняка вам встречался. На это творение Аккилле вдохновил… обычный уличный фонарь. Работая над дизайном данного светильника, Акилле хотел совместить в одном предмете функции торшера и подвесной лампы.

Лампа Arco представляет собой светильник, висящий на длинной дуге, которая крепится к мраморному блоку весом 65 кг. Изогнутая телескопическая штанга лампы регулируется по длине. С помощью регулировки плафона можно задать направление света. По всему миру были проданы тысячи этих ламп. Сегодня такой светильник можно найти в каждом третьем интерьере.
Из-за популярности Arco стало появляться большое количество незаконных копий светильника. За простые и ясные линии лампу полюбили не только почитатели коллекционных дизайнерских предметов, но и кинематографисты: за свою сорокалетнюю историю светильник снялся во многих фильмах. Кроме того, он выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Менее популярное изобретение Кастильони (но не менее великолепное) – напольная лампа Luminator, простая, как рисунок ребенка. Главное тело лампы – труба, которую венчает маленькая луковица. Труба опирается на треногу из тонких ножек. Электрический провод идет от основания как хвост. Простота и изящество – в этом весь Кастильони.

Настольную лампу Lampadina, похожую на обычную лампочку Ильича, дизайнер сделал в 1971 году в честь открытия магазина Flos в Турине. Сегодня, когда лампа накаливания доживает последние дни, интерес к этому творению может снова возрасти.

Новая жизнь старых вещей

Другая группа объектов, созданных Кастильони, – это объекты, которые были подвергнуты изменениям и получили благодаря новому дизайну необычное решение. Например, к этой группе можно отнести складной кофейный столик Cumano, созданный в 1979 году. Здесь явно прослеживается прием Кастильони: он выбирает объект, который существует десятилетиями, а иногда веками, и изменяет его согласно новым технологиям и требованиям современной жизни.

Так дизайнер взял классический маленький кофейный стол и, введя складное соединение, сделал его складным. Также он проделал небольшое отверстие в столешнице, чтобы стол было удобно брать при переноске или даже повесить на стену в качестве декоративного элемента.

Кофейный стол Basello из той же серии. В нем 2-3 полки нанизаны на ножку, что позволяет им вращаться вокруг оси. По подобному же принципу организована и книжная полка Joy: семь полок собраны на единую ось и могут вокруг нее свободно вращаться. Таким образом, повернув все полки в одну сторону, конструкцию можно поставить вдоль стены или, развернув полки в стороны, поместить ее в центре комнаты.

Вызвать любопытство

На счету итальянского дизайнера Акилле Кастильони более полторы сотни созданных им уникальных объектов. Это и хрустальные бокалы-перевертыши, и пепельница, по периметру которой вместо традиционных выемок для сигарет – закрученная в спираль металлическая проволока, и бутылки для масла, и поднос, превращающийся в сервировочный столик, и набор кухонных и столовых приборов, и даже улыбающийся стереофонический радиофонограф.

Мастер всегда считал, что «задача дизайнера в том, чтобы вызывать любопытство, доставлять радость и будоражить чувства». И ему это удавалось. В созданных Кастильони объектах удивительно удачно соединились их функциональность и оригинальный дизайн.

Прежде всего дизайнер исходил из потребительских качеств предмета, считая, что «человек, создающий изделие, значит гораздо меньше, чем та польза, которую оно принесет. Главное, чтобы оно было нужно людям и получилось доступным всем».

Кастильони также являлся автором дизайна временных конструкций для многочисленных выставок, ярмарок и демонстрационных залов. Он немного занимался градостроительством и графическим дизайном, проектировал интерьеры и шоу-румы.
С 1969 года Кастильони преподавал на архитектурном факультете в Турине и Милане, где готовил новые поколения дизайнеров. «Новый дизайн должен определяться в большей степени потребностями, а не страстью к стилистическим изменениям. В конечном счете, дизайн – это просто проектирование», – говорил Кастильони своим студентам.

«Начинайте всегда с черты. Простота всегда приведёт вас к нужной цели». Это главное правило, которому Кастильони всю жизнь учил своих студентов. Светильник-удочка Arco – наглядное доказательство того, что сам маэстро всегда неотступно ему следовал.

Акилле Кастильони умер 2 декабря 2002 года в Милане. Но в студии, где дизайнер работал последние десятилетия, до сих пор идет оцифровка его идей…

 

ATABLE — Блог » Акилле Кастильони: фантазёр с юмором

Акилле Кастильони (Achille Castiglioni), младший из трёх сыновей знаменитого итальянского архитектора Джанинно Кастильони, родился в 1918 году в Милане. Пойдя по стопам отца, в 1944 году окончил Миланский политехнический университет, в котором изучал архитектуру. Свой творческий путь Акилле начал сразу же после окончания университета, основав со своим средним братом Пьером Джакомо собственную студию промышленного дизайна. Работа тандема была плодотворной, но окончилась в 1968 году в связи со скоропостижной смертью Пьера Джакомо. Работая в паре, они успели создать большое количество предметов мебели и аксессуаров, а также основали в 1954 году премию «Compasso d’Oro» или «Золотой циркуль» (одна из старейших и наиболее престижных наград в сфере международного дизайна по сей день) и «ADI», Ассоциацию промышленного дизайна в 1956 году.

Акилле Кастильони рассматривал мир как полноценный каталог объектов, которые служили дизайнеру главным источником вдохновения. В 1954 году братья представили табурет Mezzadro на X Триеннале в Милане. Сам Кастильони относил этот объект к категории ready-made, в основе которой были предметы ежедневного обихода. Дизайнеры лишь дорабатывали и переосмысливали элементы в новом контексте. Основная смысловая нагрузка Mezzadro – яркое сиденье из окрашенной листовой стали, которое было взято из тракторной кабины. Остальные детали предмета также можно распознать: металлическая изогнутая ножка является отсылкой к амортизатору трактора, а деревянное основание напоминает его ступеньку. Все эти предметы пусть даже в относительной степени нам знакомы, но пытливый взгляд дизайнера применил их в совершенно иной комбинации.


Mezzadro

Следующий предмет, который Акилле сделал вместе со своим братом Пьером Джакомо, был табурет «Sella» (табурет-седло). Импульсом для создания табурета было поведение человека во время разговора по телефону: в 50-е гг. большинство стационарных телефонов висели на стене, а говорящий был вынужден стоять, переминаясь с ноги на ногу. Сам Акилле говорил: «Разговаривая, я хожу вокруг аппарата с трубкой, в то же время я хочу присесть, но не совсем до конца». Удивительно, но для достижения этой цели идеально подошло сидение велосипеда, поставленное на чугунное основание полусферу. Табурет-седло выглядел настолько необычно и революционно для своего времени, что фабрика Zanotta начала его производить только в 1983 году.

Sella

У кого-то истина рождается в споре, у Акилле Кастильони истина рождалась в наблюдении. Его девизом в работе была очень простая фраза: «дизайнер должен наблюдать». Наблюдая за привычкой детей садиться на стул и ставить подушку под колени, он придумал кресло «Primate».

Primate chair

Помимо ready-made объектов у Кастильони была еще одна классификация: redesigned objects. Сюда также входят предметы из повседневного обихода, но они не разбираются на отдельные составляющие как «ready-made», а подвергаются редизайну полностью. Например, столик Basello и его в последующем увеличенная версия Basellone. Этот предмет представляет собой L-образный элемент, который вращается вокруг модуля в виде перевернутой буквы U. Таким образом, маленький журнальный столик обзавелся дополнительной поверхностью, а его большая копия – компактной скамейкой, когда необходимо присесть к столешнице.

Basello table

Стеллаж «Joy» построен на схожем принципе вращения поверхностей в одной плоскости. В основе стеллажа «Радость» — столик «Basello» и семь L-образных полок. Благодаря движению поверхностей вокруг вертикальной опоры, стеллаж подстраивается под окружающее пространство. Его можно поставить и в угол, и в качестве межкомнатной перегородки.

Joy shelf

Кофейный столик «Cumano» также можно отнести к предметам редизайна Кастильони. Столик для кафе под открытым небом был придуман еще в XIX веке. Но Акилле привел в движение его третью ножку, что позволило объемный предмет сделать плоским.


Cumano table

Кресло «Sanluca» прекрасно сочетает в себе оригинальный дизайн и функциональность. При создании кресла братья Кастильони отвергли классическую эргономику кресла, оставив только строгую структуру для обеспечения максимальной поддержки корпуса с тремя точками опоры. Сиденье, спинка и подголовник визуально и структурно разделены, а затем собраны вместе с помощью винтов. Удобство достигается также и за счет использования наполнителя разной степени плотности. За свою долгую историю существования «Sanluca» пережило множество переизданий: выпуском в разное время занимались фабрики Gavina, Knoll, Bernini и Poltrona Frau, которая и производит предмет в настоящее время.


Sanluca chair

Отдельная глава творчества Акилло Кастильони – сотрудничество с фабрикой светильников Flos. Самый узнаваемый и самый подделываемый светильник дизайнера для Flos Lighting – торшер с основанием из белого каррарского мрамора Arco Lamp, так похожий на силуэт уличного фонаря. Эту лампу бесперебойно выпускает Flos с 1962 года.


Arco lamp

В созданных Кастильони объектах удивительно удачно соединились их функциональность, органичность и оригинальный дизайн. Прежде всего, дизайнер исходил из потребительских качеств предмета, считая, что: «Человек, создающий изделие, значит гораздо меньше, чем та польза, которую оно принесет. Главное, чтобы оно было нужно людям и получилось доступным всем». Никогда не забывая про «полезность» изделия, своими функционально ясными, но в то же время шутливыми объектами, Кастильоне показал, что форма и функциональность, хотя и являются главными составляющими успешного проекта, не могут являться единственными интересами дизайнера. Кастильони считал, что «задача дизайнера в том, чтобы вызывать любопытство, доставлять радость и будоражить чувства».

Акилле Кастильони

Акилле родился в семье скульптора. В 1944 году закончил Миланский политехнический институт. В начале своей карьеры, еще будучи студентом, работал в дизайнерском бюро своих братьев Ливио и Пьера Джакомо, где экспериментировал с новыми технологиями и материалами. В 1952 году Ливио ушел из семейного бизнеса, а его братья продолжали работать вместе вплоть до смерти Пьера. Совместная работа братьев Кастильони в течение 25 лет оказала серьезное влияние на итальянский дизайн. Они основали миланскую выставку TRIENNALE и Ассоциацию индустриального дизайна АDI, а в 1954 году учредили премию «Золотой циркуль».

В ассортименте компании Zanotta стул SELLA фигурирует как барный Еще одно оригинальное уличное сиденье ALLUNAGIO («луноход») братья Кастильони придумали в 66-м, вскоре после первой в истории высадки человека на Луну Ложки и полиметилметакрилата, изначально придуманные для рекламной кампании производителя майонеза, в 1966-м начала производить компания Alessi На стуле PRIMATE нужно сидеть по-особенному, как это обычно делают восточные люди: поджав под себя колени и не облокачиваясь на спинку

Именно тогда были созданы ставшие «визитной карточкой» дизайнеров табурет MEZZARDO (тракторное сиденье, соединенное с изогнутой спинко-ножкой) и табурет SELLA (велосипедное седло, насаженное на металлический стержень), предназначенный для кратких разговоров по телефону. Для своего времени этот дизайн оказался слишком прогрессивным и непонятным. В производство модели были запущены лишь в 1983 году фабрикой Zanotta.

В 1952-1953 годах по проекту братьев Кастильони реконструировали фасад офисного здания в Милане Церковь архангела Габриэля в Милане в 1956 году тоже проектировали Кастильони Потолки штаб-квартиры министерства Коммерции, Промышленности и Сельского хозяйства, интерьерами которой занимались Кастильони в 1959-м, были обшиты деревянными панелями со встроенными воздуховодами и флуоресцентной подсветкой Фрагмент интерьера частного дома, который Акилле Кастильони сделал в конце 70-х для семьи миланских банкиров

Помимо мебельной сферы, Кастильони очень много работал в области дизайна света, сотрудничая с такими известными производителями, как Arteluce, Flos, Fontana Arte. Светильники, спроектированные для них, принесли ему подлинную славу. Самой эффективной была работа Кастильони с фирмой Flos. Он и Пьер Джакомо сделали для нее массу необычных осветительных приборов. Благодаря замечательному дизайну и техническому совершенству эти модели успешно выпускаются и сегодня.

Подвесная лампа TARAXACUM из синтетического волокна переиздана компанией Flos в 2005 году Торшер ARCO компания Flos произвела еще в 1962-м, и с тех самых пор он стал одним из самых узнаваемых светильников в мире Настольную LAMPADINA Кастильони сделал в честь открытия магазина Flos в Турине в 1971 году. Сегодня, когда лампа накаливания доживает последние дни, модель обрела второе дыхание Настольная лампа направленного действия GIBIGIANA для Flos

В 1962 году ими был придуман знаменитый торшер Arco (источником вдохновения послужил уличный фонарь), который и сейчас встретишь в каждом втором дизайнерском интерьере. Светильники Tojo, Relemme, Taccia, Parentesi, Brera, Fucsia тоже стали классикой итальянского индустриального дизайна.

Раскладывающаяся система стеллажей JOY – семь полок собраны на единую ось и могут свободно вращаться вокруг нее (1990) Хрустальные бокалы-перевертыши PARO для Danese В пепельнице SPIRALE для Alessi вместо традиционных выемок под сигареты - закрученная по периметру в спираль металлическая проволока Бутылки для масла ACETOLIERE в 1984 году производила компания Alessi

С 1969 года Кастильони преподавал на архитектурном факультете в Турине и Милане, где готовил новые поколения дизайнеров.

«Новый дизайн должен определяться в большей степени потребностями, а не страстью к стилистическим изменениям. В конечном счете дизайн – это просто проектирование. Человек, создающий вещь, значит гораздо меньше, чем та польза, которую вещь принесет. Главное, чтобы она была нужна людям и получилась доступной всем».

Настольный светильник SNOOPY был переиздан Flos в 2003 году Стоит подставить поднос MATE на складные ножки, и он превратится в сервировочный столик. Модель для DePadova, 1995 В светильнике TARAXACUM 88 для Flos лампы-абажуры насажены на основу в форме икосаэдра, многогранника с 20 сторонами, по площади повехности близкого к сфере аналогичного радиуса Набор кухонных и столовых приборов DRY для Alessi

Акилле Кастильони умер в 2002 году. О его трудолюбии и творческой энергии свидетельствуют девять высших дизайнерских наград Италии, Compasso d’Oro («Золотой циркуль»), 14 предметов, выставленных в престижном Музее современного искусства в Нью-Йорке и 150 уникальных изобретенных предметов.