Ліберті стиль: Очарование стиля либерти – Модерн — Википедия

Очарование стиля либерти

Либерти (англ. liberty style) – одно из названий «стиля модерн» в Западной Европе конца XIX — начала XX вв. Английский коммерсант А. Л. Либерти, представитель торговых фирм на Востоке, в 1875 г. открыл в Лондоне магазин, торговавший предметами искусства Китая и Японии.


Произведения восточного искусства – фарфор, лаки, ткани, японские гравюры – с их чистотой линий, тончайшими нюансами цвета и изысканной стилизацией природных форм привлекали внимание эстетов на фоне хаоса, эклектики «викторианского стиля», господствовавшего в Англии второй половины XIX в.

Позднее в магазине продавались изделия молодых английских художников, близкие восточному искусству. Фирма «Либерти» имела столь значительное влияние, что в Англии некоторое время произведения искусства модерна именовали «стилем либерти».

Во второй половине 19-го века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика — в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.


В 80-е годы 19-го века новые черты проявились в работах ряда мастеров — художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.

В истории мирового искусства стиль либерти прочно занял своё место. Он появился в Италии в начале прошлого века наряду с русским модерном и французским ар-нуво, немецким югендстилем и американским тиффани, шотландским макинтошем, когда творческой мысли стало тесно в классических рамках из-за развивающегося производства и новых технологий. Именно благодаря им художники, дизайнеры и архитекторы получили возможность создавать действительно уникальные предметы и интерьеры, которые поражали современников абсолютно нетипичными, но очень привлекательными формами.


Либерти в Италии, ар-нуво во Франции, модерн в России — в разных странах его называли по-разному, имея в виду один и тот же стиль конца XIX — начала XX века. Его изящные линии, которые ни с чем другим не перепутаешь, похожи на рисунок волн или гибких стеблей. Это щедрый и пышный, вычурный стиль, витиеватый и причудливый. По выразительности, эмоциональному заряду тут модерн уже близок барокко.


Основные черты стиля

Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии — суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность.

Близость к природе. Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, — это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина.


Орнаментальность. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в декоре, и в предметах искусства.

Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии — особая прелесть модерна.


Арочные формы. Арки отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам кровати и многому-многому другому.

Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение.

Витражи. Либерти характеризуется особой любовью к витражам. Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в светильниках. Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла).


Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на лестницах и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.

Палитра интерьеров в стиле либерти не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета — это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.

В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные — это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже — бронзы или серебра.


В отделке широко используется дерево. Его применяют для полов (паркет, доска), стен (панели) и для проемов. Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.

Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью. Флористический орнамент вводят в интерьер и посредством использования обоев — фактурных или с цветочным орнаментом и рисунком.


Мебель обычно деревянная — дорогая, тяжелая. Нередки и металлические предметы мебели. Тяжелым шкафам, комодам и буфетам придаются те же замысловатые арочные формы. Мало закрытых шкафов, но много открытых полок.

Шторам на окнах может быть придана асимметричная форма, а ламбрекену — причудливо-изогнутая. Сами шторы должны выглядеть дорого. Ткань может быть однотонной или с витиеватым растительным орнаментом.



В качестве аксессуаров: светильники с витражами, витражные вазочки, зеркала изогнутой арочной формы, картины с растительными мотивами, крупные вазы с цветами и павлиньими перьями, статуэтки.

Животные и птицы, перевивающиеся ветки и изящные орнаменты, растительные мотивы и естественные тона, лепнина и огромное количество декоративных элементов. Стиль либерти является сложнейшим среди всей классики, одним из самых красивых направлений в истории архитектуры и дизайна.


Как считают дизайнеры, сегодня на наших глазах идёт зарождение нового стиля – нью либерти. Это стиль новой старины, утончённого изыска и особого видения пространства, когда делается акцент исключительно на свободу самовыражения.

либерти – самый сложный и красивый стиль в интерьере

Либерти (известный в России, как модерн) – это стиль в архитектуре и изобразительном искусстве, который возник в США и в Европе в конце XIX века. Он отличается изяществом, проработкой деталей и предполагает не просто отдельный предмет искусства, а целый образ жизни. Ни одно здание в этом стиле не повторяет другое, так как каждая постройка – это особая концепция ее автора. Кроме того, этот стиль отличается приверженностью к синтезу искусств, поэтому каждая деталь в здании модерна продумана и утверждена автором. Источник вдохновения для либерти – это природные формы, с их неповторимой историей рождения, развития и угасания. Художник по интерьерам Марина Путиловская и известная итальянская фабрика Medea представляют новую уникальную коллекцию мебели New Liberty на миланской выставке ISaloni 2017. В чем состоит уникальность, красота, изящество и сложность коллекции рассказывает создатель этой коллекции New Liberty сама Марина Путиловская. Она как никто другой знает, как создавать авторские интерьеры, которые могут удивлять и оставлять незабываемое впечатление от красоты на долгие годы.

Стиль либерти для каждого из нас особенно близок, он в самом нашем русском духе: начиная от природы и цветов, характерных для него, и заканчивая самим его названием («свободный»). Русским не так близок, например, модный скандинавский стиль: в нем холодно, скучновато, и как бы нам его ни навязывали, русским он не понравится, наша женщина все равно его обустроит по-своему. А если русской женщине дать выбор, а не морочить голову модными тенденциями, то она выберет либерти или, как я бы назвала это направление сегодня – фьюжн или романтический стиль: стиль рождающийся в нашей душе. Русская душа – нежная, поющая, свободная и близкая к природе. Мы, как никакая другая нация, близки к природе: я не знаю никого, кто так любил бы растительные мотивы в декоре.

 

Лучшие примеры Либерти стали уже классикой архитектуры. Взгляните на работы бельгийского архитектора Виктора Орта – это же песня переходов цвета и изогнутых линий. Взгляните на Гауди и его шедевр Саграда Фамилия- песня свету и природе, посмотрите работы Федора Шехтеля, одного из лучших русских архитекторов. Эти постройки – это смесь утонченности, стильности, элегантности декора, особенно в фасадах и отделках!

 

Но можно ли сегодня достичь такого уровня и работать в этом стиле? Это безумно сложно, но мне посчастливилось и выполнять проекты в этом стиле и создать целую коллекцию мебели с известнейшей итальянской фабрикой Medea, которая является одним из флагманов либерти и представить ее в этом году на миланской выставкеIsaloni с 4 по 9 апреля.

 

Поэтому говоря о сегодняшнем дне, мне хотелось бы обратиться к нашему опыту. Около двадцати лет назад мы сделали один интересный объект. По счастливой случайности Заказчик дал нам карт- бланш, и родился совершенно свободный, непохожий на предыдущие, образ дома. Это было мое состояние души, полёта, свободного взгляда на пространство и детали. Исполнение было сложнейшим, причем не только для тех лет, начала наших легендарных золотых строек, но и вообще, даже на сегодня. И когда его опубликовал журнал «Архидом», да ещё и на обложке, меня стали называть «русским Гауди». Мы получили очень много отзывов, звонков – «Мы думали, что есть либо классика, либо авангард, и мы не знаем как назвать то, что ты опубликовала, но мы хотим так жить».

 

После этого мы построили несколько объектов в этом стиле. Позже у нас в интерьерах появилось много декора, мы начали работать технологиями дорогих интерьеров – с лепнинами, с красивыми паркетами, с дверями, с мраморными панно – стало больше деталей в наших работах. Но все время, когда меня спрашивают, в каком стиле я работаю, я отвечаю- в Либерти, не как принадлежности к какому либо точному стилю, но как признак свободы в душе и творчестве.

 

Классический интерьер – вообще вещь сложная. Он не умещается в понятие между колоннами и позолотой. Кажется, наполни дом лепниной, паркетами, мебелью с резьбой – и все, дело сделано! У меня есть мастер-класс, и в конце меня часто спрашивают: чем отличается Дом Мечты от просто хорошего дома? В хорошем доме вам все нравится, все отлично, но выйдя из него, вы не вспомните отдельных деталей – это просто хороший интерьер. В Доме Мечты вы будете долго вспоминать отдельные моменты интерьера, грамотно представленные Вам: «Помнишь, какой там пол!!!». И вы через десять лет будете помнить какой там был пол…

 

Меня спрашивают, почему мы так долго работаем над интерьером? Потому что наш интерьер, как дорогая шкатулка, проработан в одной концепции, связан единым декором, цветом, деталями – это и есть то, что называется «классический интерьер», в разных его стилях и направлениях – уникальность образа, многослойность концепции. Чтобы создать образ «золотого» интерьера, не нужно покрывать его золотом. Я лично контролирую все, что связано с нашим Объектом, даже то, как снимает и корректирует фотограф. И вся эта работа происходит ради того, чтобы человек, увидев одну картинку, через десять лет сказал мне: я и сейчас помню тот ваш дом, помню, какая там была спальня…

 

Стиль либерти – один из самых сложных стилей, подтверждением тому служат как плохие, так и хорошие образцы этого направления. Ведь даже сегодня, чтобы сделать интерьер в стиле либерти, надо начинать все сначала. Сейчас все привыкли работать на готовых образцах: например, открыть каталог из Петергофа – и взять оттуда лепнину, открыть каталог паркета – и купить его. А в стиле либерти это не проходит. Там нужны тонкие подходы и идеология, нужно чувствовать линию, разрабатывать историю под проект. Классический Стиль Либерти или Ар-нуво, как его ещё называют– самый сложный в исполнении из всех традиционных стилей.

 

Когда мы первый раз сделали объект в классическом стиле Либерти, нам пришлось перевернуть огромное количество каталогов мировых производителей в поисках необходимого – и все зря! Самое трагичное сегодня – это утерянные технологии. Ведь простой паркет, который сегодня делают, не подходит для стиля либерти. Паркет в интерьере либерти – это когда уникальные цветы украшают пол. Нельзя взять и готовую лепнину, назвав либерти: надо делать ее специально. В результате мы сами отрисовать каждый элемент, каждую деталь интерьера, нашли производителей, готовых это исполнять.

 

Позже мне никто не поверил, что лепнину мы изготовили сами, при том, что мы ее сами даже лепили в лепной мастерской, была разработана специальная технология установки. Например, установка огромных купольных плафонов в комнатах площадью 40-50 кв.м.И когда профессионалы приходили и смотрели на наши интерьеры, они говорили: ты просто вывезла все это из реставрационных образцов из особняков Шехтеля. Я отвечала: «Ну каким же образом это можно сделать? Даже просто нарисовать заново невозможно. Можно только заново придумать. Потом Произвести и поставить».

Это уникальная работа, даже двери в стиле либерти: арка – не просто арка, а проем, состоящий из трех сложных дуг. Все, чего ни коснешься – все нужно рисовать заново.. И потом собрать все воедино – концептуально, по цвету, по стилистике, по переходу одной линии в другую – все это требует сложнейшей подготовки и большой проработки каждой детали.

 

Причем когда ты проектируешь ту или иную вещь, то сначала ты не знаешь, будет это красиво или ужасно. Может быть красиво на рисунке, а на потолке плохо, так что, грань между китчем и либерти очень тонкая. Поэтому в нем так легко уйти в китч, например, изогнутые линии превратить в очертания змей… И технологически он тоже очень сложный. И работать в стиле либерти сложно и он требует большого профессионализма и глубокого погружения в тему, уважения к каждой детали.

 

И я рада, что вместе с фабрикой Medea мы создали уникальную современную коллекцию мебели в стиле либерти, которая будет доступна покупателям, независимо от того, в каком направлении решены их интерьеры – Ведь мы стремились создать вещи в узнаваемой стилистике Либерти, но актуальные сегодня, современные для любого интерьера, созданные как прекрасные детали и украшения ,но в реальной ценовой категории, понятные каждому человеку, созданные с традиционным итальянским качеством резьбы и отделки дерева, но с использованием самых современных технологий и материалов, для тех, кто по-настоящему ценит качество и любит красоту.

Посмотреть новую лимитированную коллекцию New Liberty созданную художником по интерьерам Мариной Путиловской совместно с фирмой MEDEA можно будет с 4 по 9 Апреля на миланской выставке ISaloni в Павильоне 2 на Стенде Е30.


стиль Либерти в итальянском дизайне

3 февраля 2016 г.

В начале XX века в Италии декоративное искусство, несущее в себе неудержимое желание прогресса недавно объединившегося государства,  переживает свой расцвет. Мастера – краснодеревщики, керамисты, стеклодувы, унаследовавшие древние традиции, зачастую работают вместе с художниками, воплощая в жизнь новые идеи настоящего «итальянского стиля».

Художественное течение рубежа XIX–XX веков, по-разному называвшееся в европейских странах: ар нуво во Франции, Сецессион в Австрии, каталонский модерн в Испании, в Италии получает имя «стиль Либерти».

Цель «стиля Либерти» – улучшить при помощи декора предметы интерьера промышленного серийного производства. Художники искали вдохновение в элегантных линиях самой природы: цветочные мотивы, нежные текстуры и изогнутые линии стали отличительными чертами этого стиля, который распространился по всей стране после Международной выставки декоративного искусства 1902 года в Турине и до начала Первой мировой войны главенствовал в итальянском дизайне.

Один из главных и, пожалуй, самый известный представитель либерти в Италии – Карло Бугатти, отец инженера-конструктора автомобилей Этторе Бугатти.

Родившийся в Милане в 1856 году и закончивший Академию изящных искусств в Париже дизайнер становится знаменитым после Выставки в Турине, когда на комплименты итальянской королевы по поводу его мебели в «мавританском стиле», отвечает: «Вы ошибаетесь, Ваше величество, это мой стиль».

Комната, очертания которой повторяют форму спиралеобразной раковины улитки, становится результатом творческих поисков Бугатти. Четыре стула и стол в центре комнаты представляют собой настоящие скульптурные модели, в которых четкость конструкции гармонично сочетается с изящностью декора.  По словам критиков, Бугатти становится «первым итальянским дизайнером, не просто мечтающим, но проектирующим настоящую современную мебель».

Еще один герой итальянского либерти – Галилео Кини – архитектор, реставратор и керамист. Вдохновляясь открытиями стеклодувов компании «Тиффани» в области цветного стекла, Кини создает свои первые керамические вазы с подобными эффектами, а затем начинает использовать майолику как ключевой элемент декора интерьеров и экстерьеров, например в кафе «Маргарита» в Виареджио.

В 20-е годы в итальянском дизайне превалируют две тенденции: одна из них тесно связана с миланским неоклассицизмом, вторая основывается на достижениях либерти и венского сецессиона. В русле второго течения создает свои первые керамики Джо Понти.

В 1922 году молодой архитектор начинает сотрудничать со знаменитой фабрикой «Richard-Ginori». Интерес к промышленному дизайну и внимание к итальянским традициям мануфактурного производства, способность «поймать» направление вкусов современников и необычайный талант сделали Понти идеальным директором для «Richard-Ginori».  Дизайнер был способен одновременно реализовать несколько идей, работать днем и ночью, постоянно создавая эскизы.

 Понти пристально следит за всем процессом производства, создает новые цвета (например, голубой Понти), упаковки и этикетки, придумывает товарный знак продукции, а также обсуждает цену продуктов и рекламную кампанию. Кроме серийной продукции появляются уникальные объекты дизайна от Джо Понти, например «Рука колдуньи», ваза «Мои женщины» или бонбоньерка «Подарок снобам», иронизирующая  над элитарной культурой.

Деятельность Джо Понти, зарождение рационализма в области декоративного искусства отмечают поворот к серийному производству и дизайну в его современном понимании, дизайну, который принято называть «Made in Italy».

Ар-нуво, он же либерти, он же югендстиль, он же тиффани… Многоименный стиль модерн в интерьере

Витиеват и причудлив

Этот знаменитый стиль оказался вдруг замешанным в масштабной путанице. В основе неразберихи — русское название стиля. Когда клиенты говорят дизайнерам, что хотят заказать интерьер в стиле модерн, профессионалам приходится уточнять: а какой именно «модерн» имеется в виду? Дело в том, что в народе модерном все чаще называют современный стиль — этакий классический минимализм, лаконичный европейский дизайн. Однако это ошибка, причем очень глубоко укоренившаяся.

Слово «модерн» используют применительно к современным интерьерам не только обыватели, но и многие авторы статей по дизайну, составители мебельных каталогов и даже дизайнеры мебельных салонов. Одним словом, масштаб путаницы грандиозен. Мы решили внести свою скромную лепту в распутывание этого «ложного узла» и рассказать нашим читателям о настоящем модерне в интерьере.

Итак, модерн — это не современный, а исторический стиль, зародившийся в конце 19-ого века, но довольно быстро уступивший модное первенство своему преемнику — стилю Ар-деко. В России стиль назвали «Модерном», но у него много и других имен. Так, в Германии он известен как «Югендстиль», в Италии — как «Либерти», в Шотландии — как «Макинтош», а в США — как «Тиффани». Международное название, известное большинству — «Ар-нуво» (Art Nouveau).

В чем причина путаницы, возникшей в нашей стране? Все просто: на английском языке слово «modern» означает все новое, современное. Когда продавцы мебели и материалов стали переводить иностранные каталоги с продукцией, они, ничтоже сумняшеся, калькировали знакомое им слово. То есть просто написали его кириллицей, не утруждая себя переводом. Кто-то ошибся по незнанию, а остальные подхватили.

Настоящий модерн: немного из истории стиля

Во второй половине 19-ого века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика — в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.

В 80-ые годы 19-ого века новые черты проявились в работах ряда мастеров — художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.

«Удар бича» Обриста

Стиль получил стремительное развитие и молниеносно завоевал высокую популярность. Он широко распространился в мире искусства и проявил себя не только в живописи и архитектуре, но и в оформлении книг, мебели, предметах быта. Новые черты быстро сложились в единый стиль с целым рядом характерных признаков.

Картина Альфонса Мухи, яркого представителя стиля модерн

Кульминационной точкой можно считать 1900-ый год, когда в Париже прошла всемирная выставка. Новый стиль проявил себя во всей красе и одержал блестящую победу. Впереди было еще 10 лет триумфа, в течение которых стиль модерн главенствовал в мире искусства, но после 1910-ого года он начал потихоньку сдавать позиции. Ситуация в мире усложнялась день ото дня, и такой нарочито декоративный, плавный, женственный стиль становился все менее востребованным. В начале 20-ых годов на смену модерну пришел более современный, техничный и энергичный стиль ар-деко.

Стиль ар-нуво, он же модерн в интерьере: основные черты

1. Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии — это сама суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность.

2. Девиз «Назад к природе!». Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, — это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина.

3. Орнаментальность — яркая черта стиля Ар-нуво. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в декоре, и в предметах искусства.

Спальня в стиле ар-нуво. Дизайнер: Дарья Григорьева

4. Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии — особая прелесть модерна.

5. Арочные формы. Арки в стиле модерн отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они очень плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам кровати и многому-многому другому.

6. Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение.

7. Витражи. Ар-нуво характеризуется особой любовью к витражам. Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в светильниках. Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла).

8. Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на лестницах и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.

Дизайн интерьера в стиле модерн

Наверное, каждый дизайнер мечтает создать интерьер в этом стиле. Это проникновение в историю, прикосновение к прекрасному, творческая интерпретация на современный лад. Одним словом, работа интересная и… дорогая. Вообще, интерьеры в стиле ар-нуво — это роскошь, доступная лишь обеспеченным людям. Материалы и мебель, необходимые для создания обстановки в этом стиле, являются далеко не бюджетными. Да и не в каждом жилище этот стиль будет уместен, ведь ар-нуво требует больших пространств.

Рассмотрим некоторые детали дизайна в стиле модерн.

Основные цвета для интерьера в стиле ар-нуво, модерн, югендстиль

Палитра интерьеров в стиле ар-нуво, как правило, не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета — это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.

В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные — это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже — бронзы или серебра.

Отделка помещений в стиле модерн

Наиболее широко используемый материал — дерево. Его применяют и для полов (паркет, доска), и для стен (панели), и для проемов.

Источник

В интерьерах ар-нуво дерево на первом месте. Источник

Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.

Повсеместно встречаются орнаменты и завитки, напоминающие «удар бича». Для создания орнаментов на полу и стенах во влажных помещениях применяют мозаику. Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью. Флористический орнамент вводят в интерьер и посредством использования обоев — фактурных или с цветочным орнаментом и рисунком.

Мебель для интерьера в стиле модерн

Мебель обычно деревянная — дорогая, тяжелая. Хотя нередки и металлические предметы мебели, что неудивительно, ведь металлу можно придавать самые причудливые формы, а это является важнейшей составляющей стиля.

Тяжелым шкафам, комодам и буфетам придаются те же замысловатые арочные формы. Мало закрытых шкафов, зато много открытых полок.

Часть мебели может быть стеклянной — это совсем не противоречит концепции ар-нуво. Особенно если стекло будет украшено витражной росписью или пескоструйным рисунком.

Текстиль и декор

Шторам на окнах может быть придана все та же асимметричная форма, а ламбрекену — причудливо-изогнутая. Сами шторы, конечно, должны выглядеть дорого. Ткань может быть однотонной или с витиеватым растительным орнаментом.

Предметов декора в интерьерах стиля модерн совсем не много. Будут к месту светильники с витражами, витражные вазочки, зеркала изогнутой арочной формы, картины с растительными мотивами, крупные вазы с цветами и павлиньими перьями, статуэтки. Однако важно знать меру и осторожно дозировать количество декора.

Чтобы подчеркнуть историческую суть стиля, царящего в интерьере, можно ввести винтажные элементы: например, старинные часы, винтажный манекен, искусственно состаренные фото в рамках и т.п.

Смотрите ещё:

Экостиль в интерьере

Итальянский стиль в интерьере

Античный стиль в интерьере

Стиль барокко

Милан и либерти — Блог Об Италии с Любовью — LiveJournal

Милан – уникальный город. Здесь есть место каждой эпохе: вы найдете памятники Римской империи, постройки загадочного Средневековья, а также дворцы времен барокко и классицизма.
Итальянское Возрождение представлено величественными произведениями, хранящимися в церквях и музеях, а минималистичное Новеченто привносит строгость и современность. Но один из самых миланских стилей – это легкий и утонченный либерти, аналог модерна, популярный на рубеже XIX — XX веков в Европе и России.

A-Milano-puoi_Casa-Campanini-1024x768.jpg

Достопримечательности Милана богаты изысканными палаццо с характерными деталями, необычными окнами и панно. Дело в том, что в конце XIX века северную столицу Италии наводнила буржуазия, которая жаждала чего-то нового. Архитектура прошлого их не устраивала: хотелось порвать со старыми традициями и привнести нечто помпезное и оригинальное в свои дома. Модерн, в Италии называемый либерти, пришелся новому поколению по вкусу и быстро стал любимым стилем. К тому же, итальянская культура задействовала новые материалы: чугун, бетон, стекло, а традиционная мозаика и скульптура в мгновение ока обрели второе дыхание. Так где же Милан прячет всю эту красоту?

Palazzo-Castiglioni-Corso-Venezia-Pictures-1-3.jpg

Начните с района Порта-Венеция, где сосредоточено сразу несколько известных построек. Например, палаццо Кастильони (Corso Venezia, 47/49), в народе называемое не очень прилично – «Дом задниц» («Ca’ de ciapp»). Прозвище приклеилось к зданию из-за обнаженных фигур на фасаде, так поразивших миланцев своей смелостью. В итоге, ворота были переставлены на боковой вход виллы Факканони, выходящей на улицу Via Buonarotti, 48. Так всем стало спокойнее.

берри-мерегалли1.jpg

Продолжая путь дальше, вы встретите Каза Берри-Мерегалли (via Cappuccini, 8) – оригинальный дом, где мирно соседствуют ангелы, горгульи, представители флоры и фауны. Плавные линии, мозаики и росписи дополняются пластичной ковкой, автором которой стал знаменитый на весь Милан Алессандро Мадзукотелли. Впрочем, с его творчеством вы еще не раз столкнетесь, любуясь архитектурой в стиле модерн.

DSCN5414.JPG

Еще одно эпохальное здание поджидает на via Malpighi, 3 – это дом Галимберти. Он украшен разноцветной майоликой с женскими и мужскими фигурами, разбавленными растительностью и орнаментами. Изображения занимают практически весь фасад, что даже для Милана и его любви к либерти случается не часто.

she53ex.128399_tb-4.jpg

В двух шагах от легендарного дома есть еще одна достопримечательность – отель «Sheraton Diana Majestic» (via Piave, 42). Это бывший курзал, который поражал своей нарядностью и красотой. Здесь же располагался первый в Италии общественный бассейн, известный как «Bagno di Diana» и любимый всем городом. Не смотря на переделки и изменение статуса, здание остается жемчужиной архитектуры новой эпохи. К тому же в отеле можно выпить чашечку кофе и полюбоваться его интерьерами.

99291484.jpg

Но не только дворцы украшались изящным либерти. На via Frisi, 2 есть небольшой кинотеатр «Dumont» с запоминающимся фасадом. К тому же, вокруг раскинулись улицы, где здания, построенные на рубеже XIX – XX веков одно краше другого. Здесь же имеется район, дополняющий достопримечательности Милана – это via Pisacane – практически музей либерти под открытым небом. По ней можно долго гулять, удивляясь разнообразию идей и смелости авторов, ведь ни одна деталь на этой улице ни разу не повторяется!

DSCN6044.JPG

Не меньшее количество нарядных особняков ждут и рядом с Санта-Мария-делле-Грацие – церковью, прославившейся на весь мир благодаря «Тайной Вечере» Леонардо да Винчи. На тихих улицах, где практически нет туристов (via Saffi, via Fratelli Ruffini, via Zenale, via Gioberti), один за другим вырастают эффектные здания с балконами, ставнями, скульптурами и причудливыми деталями. А на piazzale Baracca притаилась старинная аптека Santa Teresa, которая существует на протяжении долгих лет и удивляет интерьером с текучими линиями, мягкими формами и незабываемыми орнаментами.

bar-magenta-home-view-milano.jpg

И в завершении, отправляйтесь в бар Magenta – идеально подходящий для прогулки в стиле либерти (via Carducci, 13). И внешний облик, и внутренний декор напоминают о воздушном стиле, пленившем весь город и изменившем его облик. Хотя, это далеко не все достопримечательности Милана, которые вам стоит увидеть. Ведь северная столица таит в себе еще так много интересных сюрпризов для любителей искусства, истории и культуры.
Фото — часть мои, часть из гугла.

Рождение стиля Модернъ. | Журнал Ярмарки Мастеров

О моём любимейшем стиле.))

Модерн.
Искусство этого стиля существовало с середины XIX столетия по начало Первой Мировой.

Время Арт Нуво текло параллельно Викторианской, а в последствии, и Эдвардианской эпохам. Но текло оно быстрее, след оставило, может быть, даже более заметный, а уж с точки зрения ювелирного искусства — явилось прообразом всех самых прогрессивных современных течений.

Рождение стиля Модернъ., фото № 1

Рене Лалик.
Датой рождения стиля арт нуво принято считать 1880 год. В переводе с французского Art Nouveau – новое искусство. Сам же термин происходит от названия парижского магазина-музея “Maison Bing, L’Art Nouveau” (владелец Самуэль Бинг).
Следует отметить, что возникший в Париже стиль Art Nouveau быстро распространился по всей Европе. Но в этом случае (т.е. применительно ко всем странам) мы уже говорим о стиле модерн.

Рождение стиля Модернъ., фото № 2

«Модерн», стиль «модерн» (франц. moderne — новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца 19 — начала 20 вв.
В Бельгии, Великобритании и США оно известно как «новое искусство» (Art Nouveau), в Германии — «югендстиль» (Jugendstil), в Австрии — «стиль Сецессиона» (Sezessionstil), в Италии — «стиль Либерти» («stile Liberty»), в Испании — «модернизм» (modernismo).
Новый стиль стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве. Модерн, проникший почти во все сферы искусства в последнее десятилетие ХIХ в., очень быстро распространился по всей Европе и, перемахнув через океан, нашел приверженцев в Соединенных Штатах.
Модерн возник в условиях кризиса буржуазной культуры как один из видов неоромантического протеста против антиэстетичности буржуазного образа жизни, как реакция на господство позитивизма и прагматизма. Эстетика Модерна развивала идеи символизма и эстетизма, «философии жизни» Ф. Ницше.

Рождение стиля Модернъ., фото № 3

Модерн, по мысли ряда его теоретиков (бельгиец Х. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистические утопии У. Морриса, должен был стать стилем жизни нового, формирующегося под его воздействием общества, создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приёмов, современных материалов и конструкций.
Наиболее последовательно Модерн осуществил свои принципы в узкой сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Но в духе Модерн, стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисленные деловые, промышленные и торговые здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома.
Модерн пытался преодолеть характерное для буржуазной культуры 19 в. противоречие между художественными и утилитарным началами, придать эстетический смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к искусству все сферы жизни и сделать человека частицей художественного целого. Стремление изменить искусством мир в рамках капиталистического общества было глубоко утопичным. Практически же Модерн явился первым относительно цельным стилем художественного оформления различных сфер буржуазного быта.
Рождение стиля Модернъ., фото № 4
Основным средством выражения в стиле Модерн является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. В интерьерах бельгийских архитекторов изящные линейные плетения, подвижные растительные узоры рассыпаны по стенам, полу и потолку, концентрируются в местах их сопряжения, объединяют архитектурные плоскости, активизируют пространство. Бесконечно текущие, то плавно, то взволнованно извивающиеся, чувственно-сочные линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлечённым, живое с неживым, одухотворённое с вещным.

Рождение стиля Модернъ., фото № 5
Стиль Арт Нуво явился художественным протестом против устоявшихся правил игры и способов художественного осмысления таковых. Ни социальное самосознание викторианцев, не гедонизм эдвардианцев не казались адептам Арт Нуво сколь-нибудь эстетичными. Любые проявления классицизма, в любом случае, апеллировали к тем или иным канонам, для художника Арт Нуво единственной инстанцией для апелляций явилась душа человека, его эмоции и желания, подчас скрытые, и весьма неоднозначные
Понятно, что такое искусство не могло стать мэйнстримом в обществе, где определяющей моральной доминантой была чопорная сдержанность, а значит, на первых порах, художникам Арт Нуво не светила работа с дорогим материалом и запредельно богатыми заказчиками. Украшения этого стиля не претендовали на титул статусных аксессуаров, а были призваны служить выражением чувственной натуры носителя или дарителя. Соответственно, дорогие камни первого ряда были ювелирам, скорее всего, недоступны, но, главное, не нужны. Формализм бриллиантов, их монохромная прямота с точки зрения Арт Нуво проигрывала богатству красок опалов, лунного камня, халцедона, турмалина, аметиста, аквамарина, топаза, зеленых гранатов. Бриллианты использовались, но лишь в качестве декоративного элемента.
Появлялись новые, возрождались старые техники нанесения эмалей:
Рождение стиля Модернъ., фото № 6

Рождение стиля Модернъ., фото № 7
«Клуазоне» (Cloisonne — перегородчатая эмаль, ячейки заполнялись эмалями разного цвета)

Рождение стиля Модернъ., фото № 8

«Шамплеве» (Champleve — небольшие углубления в метале заполняли эмалью)

Рождение стиля Модернъ., фото № 9

Рождение стиля Модернъ., фото № 10

«Плик-а-жур» (Plique-A-Jour — золотые полости заполняли прозрачной эмалью для достижения эффекта подкрашенного стекла)
Рождение стиля Модернъ., фото № 11

Рождение стиля Модернъ., фото № 12

«Эмаль гильоше» (Guillocher — эмаль наносили на специально гравированную поверхность)
Рождение стиля Модернъ., фото № 13Рождение стиля Модернъ., фото № 14

«Пат-де-верр» (Pate-De-Verre — расплавленное матовое стекло заливали в сложные формы), витражная эмаль и многие другие.

Рождение стиля Модернъ., фото № 15

Рождение стиля Модернъ., фото № 16

Рождение стиля Модернъ., фото № 17

Рождение стиля Модернъ., фото № 18

Ювелиры стремились к работе с насыщенными яркими цветами, подражая художникам. Вспомните картины М. А. Врубеля и П. Гогена: очень сочные цвета анилиновых оттенков становятся значимы не менее чем выписанные ими образы. Идея украшения стала ценится больше чем материал, из которого оно изготовлено. Можно говорить, что эпоха Арт Нуво — начало эры Дизайна — времени, когда идея дороже золота и авторское украшение ценится в разы, а то и на порядки дороже серийного изделия.

Рождение стиля Модернъ., фото № 19

Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина. Длинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и мягкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрастиям модерна. На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина. Да и весь характер стиля – женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. Здесь стремление к внешней красивости дополняется склонностью к самолюбованию и изрядной долей кокетства. Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна – стиль женщин и цветов.
Рождение стиля Модернъ., фото № 20

Рождение стиля Модернъ., фото № 21
Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха. Родился он в 1860 г. в моравском городке Иванчице и на исходе столетия добился громкой славы в столице мирового искусства Париже. Во Франции художника называли Мюша. Но прежде чем добиться триумфа и позволить себе превратить мастерскую в музей драгоценных вещей и раритетов, ему пришлось испытать все тяготы и невзгоды жизни безвестных, непризнанных художников, которых в Париже всегда было в избытке.
Возможность стать профессиональным художником появилась у Альфонса Мухи только в 25 лет, хотя рисовать он начал чуть ли не в младенчестве, притом левой рукой. Учился он сначала в Мюнхене, а затем в Париже. Здесь ему не сразу, но повезло – он устроился работать в театр божественной, как ее тогда величали, Сары Бернар. С 1894 по 1901 гг. Альфонс Муха писал для спектаклей ее театра декорации и плакаты.
Первой работой, моментально прославившей имя чешского художника, была афиша к спектаклю театра Сары Бернар «Жисмонда», появившаяся утром 1 января 1895 г. на плакатных щитах Парижа. Уже в ней вполне определяется характер многих последующих плакатов, календарей и декоративных панно Альфонса Мухи.

Рождение стиля Модернъ., фото № 22

Вслед за «Жисмондой» появились другие, не менее удачные плакаты, они время от времени переиздавались, а потом были выпущены в виде почтовых открыток. Заказы сыпались на художника как из рога изобилия.
Альфонс Муха не был ювелиром. Все началось с тех же афиш Сары Бернар, где часто присутствовали необычные ювелирные украшения. Для их создания Муха изучал историю и фольклор. И лишь потом Муха начал разрабатывать эскизы украшений на заказ. Эта необычная ювелирка и была выполнена в материале известным парижским ювелиром Жоржем Фуке.

Рождение стиля Модернъ., фото № 23

Сотрудничество между художником и ювелиром началось в 1898 году или около того. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Фуке показал ювелирную коллекцию Мухи, наделавшую много шума. Действительно, коллекция состояла из фантастических театральных предметов, которые были составлены из большого числа компонентов и соединяли множество техник и материалов.
Как и украшения, изображенные на графических работах Мухи, которые теперь превратились в модели для реальных вещей, воспроизведенные предметы в большинстве своем были необыкновенно восточными и византийскими одновременно. В своей утонченной роскоши эти сокровища соперничали с современным живописным ювелирным искусством, вдохновленным символизмом, таким, как искусство Рене Лалика. С тем, чтобы привлечь более широкую клиентуру, в последующих произведениях Муха отбросил орнаментальную избыточность в пользу большей строгости.
Рождение стиля Модернъ., фото № 24
Самое известное украшение, созданное Фуке по эскизам Мухи — это золотой браслет, получивший в Европе название «роза руки». Украшение было изготовлено в 1899 году для Сары Бернар, игравшей роль Клеопатры. Невиданный ранее в Европе браслет свернувшейся кольцом змеей обвивал предплечье, жало переходило в кольцо с помощью тонкой цепочки. Впервые его изображение появилось на афише к «Медее». Браслет и кольцо шокируют своей натуралистичностью (свернувшиеся кольцом змеи), которую до определенной степени сглаживает экзотика материалов — опалов, рубинов, бриллиантов и эмали.

Рождение стиля Модернъ., фото № 25
Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет». Разработка сценографии спектаклей потребовала от художника изучения исторического и фольклорного материала. И вот театральные украшения и аксессуары появились на рекламных плакатах и декоративных панно в качестве необходимых декоративных элементов.

Рождение стиля Модернъ., фото № 26

Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы. Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др.). Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»).
Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Последний заказывал эскизы рисовальщику Э. Грассе, — тут-то и подвернулась со своими советами Сара Бернар, и Жорж Фуке нанял Муху в качестве рисовальщика.

Рождение стиля Модернъ., фото № 27

И что же?.. Необычные проекты Мухи смутили критиков и вызвали упреки в недостатке связи с текущей модой. Украшения, выполненные Фуке, действительно громоздки и несколько эклектичны, как, например, предназначенная для Сары Бернар, брошь для корсажа отягощенная гроздьями маленьких камешков неправильной формы. Если на афишах эти украшения выглядели убедительно, — как и абсолютно все изображения украшений, сделанные Мухой, — то при воплощении оказались чем-то спорным. Однако мнение это, конечно же, разделили не все. И вот тому подтверждение: серии украшений, выполненные по эскизам Мухи, обеспечили успех Фуке на ряде Всемирных выставок, покорив публику своей новизной.

Рождение стиля Модернъ., фото № 28
В 1902 году Муха издал альбом «Декоративные документы» (Documents decoratifs), включивший коллекцию из 72 работ в карандаше оттенённым белым, эскизы Ар Нуово для дизайнеров в области искусств и ремесел.
Портфолио также содержит разнообразие орнаментальных и натуралистических цветочных украшений, этюдов женской головы и обнаженной натуры. В этих работах илюстративный натурализм, обрамлен абстрактными узорами.

Рождение стиля Модернъ., фото № 29
Рисунки для ювелирных украшений, мебели, столовых приборов, других предметов обихода того периода, указывают на то что цель Мухи в создании этих работ была двоякой.
С одной стороны он каталогизировал огромный опыт работы в декоративной области, опыт который вышел за рамки двухмерного пространства в трехмерное, как это показано в его работе для парижской международной выставки 1900 года и величественный позолоченный интерьер бутика Fouquet (к нему мы вернемся).

Рождение стиля Модернъ., фото № 30

С другой стороны его целью было выразить безусловное визуальное утверждение Арт Нуво.
Даже принимая во внимание тот факт, что в это продвинутое время эра Art Nouveau уходила в забвение, нужно отдать должное искусному стилю исполнения Мухи и его способности создавать унифицированный стиль, трансформируя материальный мир в элегические и идеализированные формы.
Рождение стиля Модернъ., фото № 31
Альфонс Муха проявил себя не только как замечательный плакатист, не менее известны его ювелирные украшения, книжные иллюстрации и скульптура. Его признали не только в Европе, но и в США, где, уже будучи знаменитым, художник преподавал и работал несколько лет.
Рождение стиля Модернъ., фото № 32
Завершил свой путь всемирно признанный мэтр на родине. Здесь в 45-летнем возрасте он женился на своей ученице Марушке Хитиловой, которой тогда было 26 лет. Последние годы жизни художник посвящает созданию монументального цикла из двадцати полотен – «Славянского эпоса», на сюжеты славянской мифологии, в которых открылись новые грани его разностороннего дарования. Однако монументальная живопись Альфонса Мухи не привлекла того внимания, которое вызвали плакаты и панно, созданные в конце прошлого столетия.
Рождение стиля Модернъ., фото № 33
К 1890-м годам мода перестала быть привилегией высших классов. Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самыми последними ее тенденциями, рождавшимися в мире богемы и в модельных домах Парижа, которые, как и поэты того времени, создавали культ «инфернальной» женщины, капризной и томной, чувственной и экзотической. В соответствии со вкусами той эпохи силуэт женщины приобрел змеевидные контуры и стал напоминать латинскую букву S. Наиболее активно стиль модерн вторгался в оформление вечерних нарядов, необычайно эффектных из-за асимметрии и манерно изогнутых линий.
Рождение стиля Модернъ., фото № 34
Новый костюм требовал соответствующих аксессуаров, и прежде всего украшений нового типа. Появились оригинальные виды колье — ожерелья с жемчужной или бриллиантовой «бахромой», хорошо сочетавшиеся с мысообразными декольте; широкие ошейники, обильно украшенные камнями; тонкие обручи с камнем на длинном стержне, спускавшемся на грудь; поразительной красоты гребни, декорированные золотом и камнями. Но и традиционные виды украшений приобрели новые оригинальные черты.
Рождение стиля Модернъ., фото № 35
В эпоху модерна на первый план в ювелирном деле вышел не мастер-ремесленник, изготавливавший похожие друг на друга «коммерческие драгоценности», а ювелир, создававший индивидуальные и по-настоящему художественные украшения, которые обладали новой образностью, отражавшей дух времени. Благодаря таланту авторов таких украшений ювелирное искусство, наряду с архитектурой и художественным стеклом, вышло на авансцену развития искусства, во многом определив декоративные особенности нового стиля.
Рождение стиля Модернъ., фото № 36
Рождение стиля Модернъ., фото № 37
На первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral — цветочный), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлениям того времени. В основе его лежала трансформация мотивов, рожденных природой, причем если для эпохи историзма было характерно натуралистическое изображение цветов и насекомых, то мастера стиля модерн трактовали их как своеобразные знаки, несущие в себе нервную символику рубежа веков.
В орнаментальном декоре флорального направления модерна нашел отражение волшебный и поэтичный мир растений и животных: изумрудные ящерицы и змеи, пестрокрылые стрекозы и бабочки, величавые подсолнухи и камыши, роскошные орхидеи, элегантные ирисы, нежные ландыши, эффектные цикламены и особенно много любимых поэтами «серебряного века» лилий.
Рождение стиля Модернъ., фото № 38
Своего рода отличительным знаком орнаментального декора модерна стал мотив изгибающегося в воздухе бича, который получил название «удар бича». Среди излюбленных мотивов художников-ювелиров были также морская волна, лебединая шея, томные женские головки или фигуры с распущенными волосами и извивающимися руками в «летящих» рукавах.
В ювелирных украшениях своеобразная изощренность флорального направления модерна проявлялась также в плавной текучести асимметричных форм с изысканными, отточенными очертаниями, в прихотливой изощренности композиционных построении и и почти мистическом колорите вещей, который возникал от сочетания мерцающих как старинные витражи, эмалей и зеленых, лиловых, голубых, белых, красных камней. В украшениях много жемчуга, опалов, рубинов, демантоидов, аметистов, алмазов, хризопразов, перламутра, при этом выбор камней определялся не их стоимостью, а декоративными качествами и цветом.
Рождение стиля Модернъ., фото № 39
Работы ювелиров модерна были столь прекрасны, что, возможно, впервые публика увидела в украшениях не просто драгоценный аксессуар костюма, а подлинное произведение искусства. В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители «высокого искусства» изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные выставки художников-ювелиров, их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями. Искусство ювелиров модерна получило всеобщее признание на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году.
Рождение стиля Модернъ., фото № 40
Стиль модерн вполне исчерпал себя к началу первой мировой войны. В 10-х и 20-х гг. над модерном издевались авангардисты всех мастей. Затем о модерне просто забыли, было забыто и богатейшее наследие Альфонса Мухи. Трагически завершилась его жизнь: в 1939 г. Прага была оккупирована фашистами, гестапо одним из первых арестовало Альфонса Муху. 79-летнего старика подвергли допросам, на которых он простудился и, хотя вскоре был отпущен на свободу, быстро скончался от воспаления легких.

Рождение стиля Модернъ., фото № 41
К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития. И хотя отдельные проявления этого стиля встречались вплоть до 1914 года, формы изделий стали менее изощренными, а волнистые линии заменил геометризированный декор. На смену флоральному течению модерна пришло геометрическое, однако оно проявилось в ювелирных украшениях не столь ярко и выразительно. В архитектуре и произведениях декоративно-прикладного искусства позднего модерна уже прослеживались черты конструктивизма.
Хронологические рамки эпохи модерна очень узки, немногим более двух десятилетий, но значение этого стиля для развития ювелирного искусства необычайно велико. Соединив традиции Запада и Востока, античности и средневековья, аристократического и фольклорного искусства, обобщив опыт всего предыдущего художественного развития, художники-ювелиры эпохи модерна создали яркое самобытное искусство.

стиль либерти или рациональный модерн в искусстве, современной архитектуре и скульптуре

Модерн – художественное направление в искусстве, скульптуре и архитектуре, распространившееся по территории европейских стран к концу 19-го века. Популярность этого движения продлилась до начала I Мировой войны. Главная характеристика стиля – избавление от четких и угловатых форм. “Природные” композиции начинают занимать главенствующие позиции. Появляются новейшие техники и способы исполнения живописных и скульптурных творений. Наблюдается интерес к прикладному искусству (одежда, посуда, элементы интерьера и прочее).

История возникновения

Этот стиль пришел на смену эклектике – направлению, характеризуемому повторением образов предыдущих исторических стилей.

Значительное влияние на возникновение модерна оказало искусство восточных стран (преимущественно Японии), а художники и зодчие того времени вдохновлялись египетским стилем.

В европейских странах модерн имел определенное название:

  • Соединенные Штаты – «тиффани».
  • Австрия – «сецессион».
  • Германия – «югендштиль».
  • Франция – «ар-нуво».
  • Италия – «либерти».

модерн в архитектуре

модерн в архитектуре

Черты стиля

Модерн сочетал в себе особенности художественного характера в различных произведениях, чем в значительной степени вовлекал во все сферы жизни и деятельности человека черты прекрасного и возвышенного. Это движение подразделялось на два основных вида:

  • Декоративное – во Франции, Бельгии, Германии.
  • Конструктивное – в Шотландии и городах Австрии.

А в итальянских и русских городах на развитие модерна оказали традиции национального характера (например, в неорусский стиль).

Неорусский стиль – архитектурное направление в русском (московском) зодчестве (конец 19 – начало 20-го столетия). Творцы того времени широко использовали древнерусские мотивы для возрождения русской своеобразной культуры.

Стоит отметить, что стиль модерн в архитектуре, скульптуре и искусстве совместил в себе невероятное количество различных направлений и развивался под влиянием множества национальных культур и их традиций. Даже специалисты затрудняются определить границы конца эклектики и начала модерна, а также возникновения последующего стиля под названием ар-деко.

Ярчайшим примером этого всеобъемлющего и разностороннего стиля является «Удар бича» – скульптура Германа Обриста.

В Европе создаются ассоциации художественной направленности:

  • 1888 г. – Выставочное общество искусств и ремесел (Великобритания).
  • 1890 г. – Мир Искусства (Россия).
  • 1897-99 гг. – Объединенные искусственно-ремесленные мастерские, Немецкие мастерские художественных ремесел (Германия).
  • 1903 г. – Венские мастерские (Австрия).
Югендстиль в РигеЮгендстиль в Риге

Югендстиль в Риге

Архитектура

Архитектурный модерн (так же как и стиль Хай-Тек в архитектуре) в Европе был распространен в 1890-1910 гг. Особенностью является стремление создавать не только красивые, но и функциональные здания. Все элементы конструкции каждого строения поддавались художественной обработке (двери, лестницы, столбы и прочее).

Виктор Орта (Бельгия) был одним из первых зодчих, проектирующих здания в стиле модерн. Несущие конструкции выполнялись преимущественно из железа и напоминали фантастические формы необычных растений. Он также использовал новые строительные материалы, среди которых были стекло и железо. Все детали от дверных ручек и до лестничных перил выполнялись в одном стилевом направлении.

Эпоха модерна

Эпоха модерна

Модерн во Франции развивался благодаря Эктору Гимару, который спроектировал павильоны в метро Парижа. А дома в стиле модерн, сооруженные Антонио Гауди, превосходно вписывались в пейзаж. Они больше походили на чудеса природы, нежели на настоящие сооружения, созданные человеком.

Архитектура этого направления отличается своим многообразием. Строения напоминают одновременно и замки, и мавританские дворцы и корпуса заводских зданий.

С течением развития модерна начали выделяться такие направления, как:

В определенных регионах и городах модерн отличался особенными чертами, и поэтому появились термины: берлинский, московский, русский, провинциальный, венский, парижский, рижский и множество других направлений. На территории России можно наблюдать строения в «северном стиле (финском)» (в Санкт-Петербурге, Сортавале, Выборге).

По сей день существуют споры о том, являются ли вышеперечисленные направления самостоятельными стилями, или же они представляют собой разновидности модерна.

Стиль модерн возник в то время, когда появилась необходимость не только в шикарных замках и церквях, а еще и в магистралях, вокзалах, выставочных залах, аэродромах, заводах. Появляется необходимость в использовании новых строительных материалов: стекла, бетона, стали. Кроме того, наблюдаются изменения в технологиях производства кирпича, камня и древесных материалов.

В архитектуре происходит отказ от симметричности форм: появляются огромные окна в виде витрин («магазинные окна»). Получает развитие идея строительство многоэтажных зданий, проектируются окончательные варианты жилых домов в стиле модерн (на фото).

Главный офис сайта "ВКонтакте" в Санкт-Петербурге, на Невском проспектеГлавный офис сайта "ВКонтакте" в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте

Главный офис сайта “ВКонтакте” в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте

Интерьер

Модерн в организации интерьера отличается элегантностью линий, а также разреженность форм всех элементов декора. Значительную роль в оснащении внутренней обстановки строений сыграла увлеченность японскими мотивами.

Интерьер в стиле модерн

Интерьер в стиле модерн

Основным материалом художников стиля модерн было стекло. Но интересные узоры можно было также наблюдать на изделиях из фарфора. Медь и бронза использовались при изготовлении светильников. Мастера модерна активно разрабатывали новые модели светильных приборов, дизайном ювелирных украшений и столового серебра. На фото представлены светильники, выполненные в стиле этого направления.

Годуин и Макинтош – наиболее известные художники, которые трудились над дизайном мебели в стиле модерн.

На работы Годуина очень повлияло искусство японской мебели – деревянные детали гарнитуров окрашивались в светлые тона (серый или белый). Мода на японские мотивы возродила ширмы, которые были особенно популярны в 18-м столетии. Мебельные гении занимались также художественной росписью. Выпускники школы Нанси придавали различным предметам мебели из черного дерева необычные орнаменты и очертания в стиле модерн. Кресла-бержеры, диваны и стулья были оснащены резными панно, имеющими гибкие формы цветков ириса или ветвей деревьев, а ножки изготавливались в виде волнообразных композиций. На фото можно видеть, как стиль модерн в интерьере идеально сочетает в себе различные материалы, отлично гармонирующие друг с другом (стекло, метал, камень, дерево, обои, роспись).

Макинтош, в свою очередь, работал над эскизами мебели, имеющей удлиненные формы. Ему принадлежит дизайн кресел-тронов, оснащенных коротенькими ножками и несоразмерно вытянутыми спинками.

Для отделки стен использовались обои с элементами росписи и шпалер. Рисунки являли собой символический характер. Особенно популярны были цветочные и растительные композиции, а также вязь. Не менее важную роль играет мозаика – ее изготавливают из керамики, стекла и прочих материалов. Мозаичными картинами украшают полы, стены и потолки.

Ведущие цвета модерна – мягкие ненавязчивые оттенки природного характера (белый, бежевый, светло-голубой, нежно-розовый, бирюзовый и т.д.)

Современные дизайнеры часто используют идеи модерна при создании интерьеров для гостиных комнат, спален и даже кухонь. На фото представлены наиболее удачные примеры в этом направлении.

Современный модерн в интерьере

Современный модерн в интерьере

Скульптура и живопись

В значительной степени на развитие стиля модерна в искусстве живописи и скульптуры повлиял символизм. Традиционные формы 19-го века сменялись новейшими течениями европейских стран. Панно и картины в стиле модерн представляли собой элементы декорирования помещений, что вносило в общую композицию новизну эмоциональной окраски. Благодаря этому основной отличительной чертой живописи стала декоративность.

Искусство модерна

Искусство модерна

На первом плане находились преимущественно лица и фигуры, выполненные с особой четкостью. Для картин также характерны «ковровые фоны» с орнаментами и сочетание условностей декоративного характера (М.А. Врубель, Г. Климт). Широта цветовых плоскостей наблюдается в работах Э. Мунка и Л.С. Бакста. Работы Бенуа и Врубеля отличаются четкими линиями и нюансами, что придавало живописи стиля модерн выразительность.

В композициях картин использовались идеи на тематику смерти, мировой скорби, а также эротизма. Значительное распространение получили работы Густава Климта, который обращался на своих полотнах к миру легенд, снов, и сказок.

Скульптурные творения эпохи модерна отличаются динамикой композиций и рельефностью форм. Наблюдается гармоничное взаимодействие хрупких и массивных линий, а также силуэтов разных размеров. На фото показаны черты модерна на примере скульптуры «Поцелуй» Огюста Родена.

Скульптура модерна

Скульптура модерна

Модные веяния

Дизайн женской одежды в стиле модерн относился к салонному типу. Прелестные дамы того времени – изящные, с вытянутой фигурой (готической), развивающимися длинными волосами, а также с выразительным мечтательным томным взглядом. В своем становлении и развитии модные тенденции модерна разделились на несколько этапов:

  • 1898-1900 гг. – особое внимание уделялось правильно осанке. Женский наряд состоял из юбки по типу колокола (подол удлинялся). Трен на подоле отделывался оборками. Рукава-жиго расширялись к плечам.
  • 1901-05 гг. – популярен S-образный силуэт (узкая талия и большая грудь). Женщины носили шляпы больших размеров, линия плеча в наряде принимает более естественные формы. Юбки обильно декорируются, а буфы на рукавах сдвигаются ближе к локтям. Талия милой прелестницы затягивалась в корсет (до 55-60 см), поэтому верх женского торса наклонен вперед. Такой силуэт носил название “голубиная грудь”. Выразительная выпуклая форма сзади создавалась за счет клеша на юбке, который прилегал к упругим бедрам. Юбки для бальных платьев имели одну особенность – вокруг элегантных туфелек они ложились веерообразно. Этот эффект достигался благодаря дополнительному трену.
  • 1905-07 гг. – во время третьего периода укорачивались юбки (открывался носок туфель), а элементы декорирования исчезают почти полностью. Женский силуэт возвращается к обычному виду (вертикальному), что отражается на примерах одежды в стиле модерна. Постепенно выходят из моды корсеты, а после 1903 года покрой нарядов становится более просторным и не стесняет движений.

Мода модерна

Мода модерна

На смену спокойным оттенкам приходят яркие красочные цвета.

Для пошива использовали шелка – тончайший крепдешин, шифон и парча, а также тафта. Применялся тяжелый бархат, полотно, репс и велюр.

Верхняя одежда: короткие жакеты, пелерины, пальто (средней длины), мантильи, меховые манто.

Отделкой для нарядов служили: шарфы, банты, тесьма, плиссе, роспись, кружева, искусственные цветы, вышивка (золотые нити, бисер, мишура), кораллы, яркие блестки, бусы. Обувь на каблуках: сапоги на шнуровке, туфли.

Использовали также дополнительные аксессуары: шляпки-ток, элегантные тросточки, зонтики с тканевыми оборками, перчатки, муфты.

Стиль одежды в стиле модерн

Стиль одежды в стиле модерн

Варианты поклейки обоев, где комбинирование разных типов обоев является ключевым элементом.

Дизайн маленькой кухни с обоями вы найдете в этой статье, где предложены еще и фото.

Виды недорогой напольной плитки: https://trendsdesign.ru/materialy/plitka/nedorogaya-napolnaya-plitka.html

Секреты стиля

Выводы

Стиль модерн возник в конце 19-го столетия и пришел на смену эклектике. В отличие от предшествующего направления, модерн сочетает в себе множество различных течений искусства и не стремится в точности копировать идеи прошлых веков. В области архитектурного строения широко использовались металлические каркасы, а также видоизменялись технологии производства строительных материалов. Модерн, как ни один другой стиль, содержит в себе невероятное количество направлений, детали которых гармонично сочетаются в общей композиции. На смену ему пришел модернизм, а затем мир знакомится с минимализмом.

Читайте также про классицизм в скульптуре.