Направления в искусстве
Направления в искусстве представляют собой систему художественных приемов, средств выразительности, которые призваны выразить определенную идею, мировоззрение, доминирующее в определенном сообществе на данном отрезке времени. Стили развивались на протяжении последнего тысячелетия, последовательно сменяя друг друга. Иногда новый стиль возникал, как продолжение и развитие предшествующего, иногда становился следствием борьбы с идеями предшественника.
В отдельных случаях выделить стиль настолько сложно, что его скорее относят к категории направления. Так символизм, кубизм можно отнести, как самостоятельно сформированным стилем, так и считать их направлениями всеобъемлющего модернизма.
Каждая эпоха рождала не один художественный стиль. Изучая произведения искусства можно узнать лучше то время, в которое сформировался и господствовал тот или иной художественный стиль.
Основные направления в искусстве X – XIX веков
Романский стиль (X – XIII вв)
Господствующее направление в искусстве средневековой Европы. Характерные черты в архитектуре: монументальность, гармоничное вписывание зданий в окружающий пейзаж. Широко используются такие элементы, как башни, полуциркульные арки. Известные здания и архитектурные ансамбли: Лаахское аббатство, Лимбурсгский собор, Приорат Серрабоны, Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, Пизанский собор. В живописи романский стиль обозначен строго симметричной композицией, христианской тематикой сюжетов, привязкой масштаба фигуры к ее сюжетной ценности, доминированием в композиции фигуры Христа… подробнее
Готический стиль (XIII – XVI вв)
Пришел на смену романскому сначала во Франции, а затем распространился на всю Европу. Характеризуется, как «устрашающе величественный». В архитектуре обозначен остроугольными формами, масштабностью строений, устремленностью всех элементов вверх. Основными жанрами готической живописи стали витраж, потрет и книжная миниатюра… подробнее
Барокко (XVI – XVIII вв)
Представляет искусство излишеств, причудливости форм. Стиль развивается в эпоху Позднего Возрождения, изначально в Италии, затем в других уголках Европы. В архитектуре стиль обозначен текучестью и криволинейностью, сложностью форм. Здания, построенные Бернини в Италии, Растрелли в России, Глаубицем в Речи Посполитой – образцы стиля барокко. В живописи барокко представлен полотнами Рубенса, Караваджо, Караччи, Рени с их броскими цветами и подчеркнутой роскошью… подробнее
Классицизм (XVII – XIX вв)
Приметами классицизма в произведениях искусства является строгое следование канонам рационализма. Стройность и логичность мироздания передаются художественным или литературным языком. В архитектуре классицизм проявляется приверженностью формам античного зодчества с его монументальностью и лаконичностью форм. Известные архитектурные ансамбли и здания: парижская площадь Согласия и церковь Сен-Женевьев, триумфальная арка Септимия. Некоторые города, например, С-Петербург, Варшава, представляют градостроительство, основанное на принципах классицизма. В живописи в стиле классицизма творили художники братья Карраччи, Давид, Пуссен, Лоррен… подробнее
Сентиментализм (XVIII в)
Особенно ярко проявился в литературе и живописи. Стиль объявляет диктатуру чувства, нравственной чистоты человека, любви к природе. В живописи он представлен лирическим пейзажем и портретом художников Аргунова, Боровиковского, Хаккерта, Дэлона, Ван Дэйка… подробнее
Романтизм (XVIII – XIX вв)
Был призван утвердить самоценность личности, одухотворяющую роль природы для человека. Романтизм в живописи проявился в идейной борьбе с классицизмом. Живописные полотна романтиков часто содержат экзотический пейзаж, наделены живостью действия, иногда преувеличенной. Живописцы: Гойя, Гро, Жерико, Брюллов, Чёрч, Мэдокс, Сент-Эвр… подробнее
Реализм (XIX в)
Характеризуется стремлением к объективности и предельной достоверности изображаемого. В живописи реализму идеально соответствовали жанры пейзажа и портрета. Стиль представлен направлениями: импрессионизм (Мане, Дега), иллюзионизм (Караваджо, Веласкес), преционизм (Хоппер) и натуралистической живописью. В России он отражен творчеством художников-передвижников Николая Николаевича Крамского, Николая Николаевича Ге, Василия Георгиевича Перова, Василия Дмитриевича Поленова, Василия ивановича Сурикова… подробнее
Основные направления в искусстве XX века
Модернизм
Развился на волне протеста против традиционных стилей в искусстве и литературе. Дословно термин означает «современный». Характеризуется множеством направлений. Модернистская живопись создала кубизм, футуризм, фовизм, экспрессионизм и более поздние – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В архитектуре представлен функциолизмом, конструктивизмом, ар-деко, движением «баухаус», брутализмом, органической архитектурой… подробнее
Символизм
Вырос из модернизма и стал самостоятельным стилем. Характеризуется игрой воображения, использует символы для передачи чувств и идей. Символизм в живописи отражен полотнами Бердслея, Моро, Редона, Каррьера, Борисова-Мусатова, Врубеля, Чюрлёниса… подробнее
Импрессионизм
В основе импрессионизма лежит принцип «первого впечатления». Основанный на субъективности стиль продолжает, тем не менее, идеи реализма. Наиболее ярко представлен в живописи. В работах художники стремятся передать изменчивость окружающего мира. Известны французские импрессионисты Моне, Мане, Дега, Сёра, Писсарро… подробнее
Сюрреализм
Сложился в 1920-х годах прошлого века и представляет собой стиль парадоксальных форм и аллюзий, отражающий совмещение сна и реальности. В живописи сюрреализм ярко отражен в полотнах Магритт, Эрнста, Дали, Матты… подробнее
Кубизм
Представлен живописными полотнами с подчеркнуто выделенными геометрическими формами. Кубизм имеет самого яркого представителя в мире живописи — Пикассо. В технике кубизма писали Грис, Леже, Дюшан, Кубишта… подробнее
Футуризм
Пик развития стиля пришелся на второе десятилетие ХХ века. Дословно термин переводится, как «будущее». Стиль представляет собой тенденциозное течение в искусстве и литературе, ставящее на первое место форму, а не содержание. В живописных полотнах узнается динамичностью изображения, присутствием абстрактных линий, зигзагов, дробящих сюжетные образы в стремлении придать им движение… подробнее
Абстракционизм
Наиболее значительно проявил себя в изобразительном искусстве. Одно из первых абстракционистских произведений — картина Кандинского «Без названия», написанная в 1910 году. Стиль отражает желание художника отказаться от любого приближения к реальности. Представителями стиля стали Кандинский, Гончарова и Ларионов, Малевич, Мондриан… подробнее
Постмодернизм
Развился в конце ХХ века. Представляет собой стиль, нередко основанный на иронии, использующий приемы модернизма, но имеющий целью игру со зрителем или читателем. Постмодернизм отказывается от «изживших» себя идей прошлого и строит «новое» искусство… подробнее
Методическая работа «Стили искусства»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
«Стили искусства»
Методическое пособие к уроку «История искусств»
Подготовила: Ларионова Н.Д.,
Преподаватель художественного отделения
г.Северобайкальск
2016 год
Пояснительная записка
Методическое пособие «Стили искусства» подготовлено в помощь преподавателям художественного отделения Северобайкальской детской школы искусств к уроку «История искусств» и рассмотрено на методическом заседании отделения.
Для полноценного усвоения материала учебной программы «Беседы об искусстве» предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий. Данная методическая работа и направлена на решение этой задачи.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами учебного предмета является формирование:
• знаний основных этапов развития изобразительного искусства;
• знаний основных понятий изобразительного искусства;
• знаний основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
• умений определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности;
• умений в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
• навыков по восприятию произведения изобразительного искусства, умений выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
• навыков анализа произведения изобразительного искусства.
Наиболее значимые АРХИТЕКТУРНЫЕ стили:
Стиль – это художественное выражение восприятия мира, свойственно людям той или иной эпохи. В нем получают свое воплощение историческое и национальное своеобразие художественной культуры. Художественный стиль имеет как глобальное понимание, например классический, имеющий выражение в архитектуре, одежде, живописи, и т.д. так и понимание на уровне индивидуального творчества художника. Стилем может быть объединено многообразие форм, цвета (ампир, классицизм), а может и географией распространения (индийский, греческий).
СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО МИРА
Древнеегипетский стиль
Древнеегипетское искусство одно из самых древних монументальных искусств, сохранившихся до наших времен. Древнеегипетский стиль весьма условен, т.к. искусство Египта прошло много стадий развитий и достигло своего рассвета на период строительства пирамид.
Для живописи и скульптуры древнеегипетского стиля характерны канонические (установленные временем правила) изображения фигуры человека, фризовое построение композиции, разномасштабность фигур, строгая ясность линии, четкий контур, предельно обобщенные объемы, знаковая выразительность силуэтов.
Древнегреческий и древнеримский стиль
VIIIв. до НЭ — Vв. НЭ
Греция, или как она звучит на греческом, Эллада, подарила миру великое античное искусство. К нему относятся искусство древней Греции, Рима и всех стран, развивающихся под влиянием древнегреческой традиции.
Рассвет древнегреческого искусства совпал с упадком древнеегипетского. Мироощущению греков присуще было симметрия, гармония и чувство меры. Изобразительное искусство было одним из видов почитаемого мастерства. Греческая мифология занимала большинство сюжетов древнегреческих творений и нашла отражение почти во всех направлениях от живописи до храмовых строений.
Подлинные произведения живописи и скульптуры до нас почти не дошли, но и по небольшому наследию подлинников можно сказать, что греки строго соблюдали пропорции предметов и фигур, подобранность цветовой гаммы, грациозность и строгость линий. Рим продолжил традиции греков, завоевав их, они пленили их искусство, и на основе развили его далее, придавая греческой грациозности имперских характер.
СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Индийский стиль
Яркое и самобытное индийское искусство возникло во времена древности. Оно основано на множестве легенд, преданий и глубоко религиозно. «Индийский стиль» — это условное название для обозначения созданного многими течениями религий и народов Индии искусства.
В индийской архитектуре органично соединились две противоположности: четкость геометрических объемов и орнаментность отделок с их пластичностью рельефов и резьбой. Важно заметить, что привычное представление о красоте индийского стиля, переданного нам кинофильмами и фотографиями, отражает, лишь богатый стиль, коего очень мало в стране. Огромная составляющая индийского стиля посвящена иудаизму и буддизму, с уродливыми изображением и кровавыми цветами.
Китайский стиль
Искусство древнего и средневекового Китая обусловило сложение зрелого национального стиля. Безошибочно узнаваемый, он повлиял на развитие мировой художественной культуры. Характерные черты «китайского стиля»: декоративность, пронизывающая все виды искусства, и осмысление художественного произведения, как части целого, окружающего пространства. Китайские мастера с особенным отношением занимались подборкой материалов для своих творений. Они занимались художественной обработкой кости, камня, бронзы, дерева, даже человеческое тело они воспринимали, как материал для своего творения, специально создавая и выращивая уродцев. Традиционные мотивы китайских орнаментов: драконы, птицы, цветы, клубящиеся облака. Китайцы славились расписными шелками и резными фигурками помещенные одна в одной, тонким расписным папирусом.
Японский стиль
Японское средневековое искусство подарило миру яркий самобытный национальный стиль. Он сформировался во многом под влиянием корейской и особенно китайской культур. Но это не помешало японцам по-своему переломить заимствованные идеи и создать оригинальные произведения искусства, отличившиеся не внешним великолепием, а изысканной простотой и утонченным изяществом.
Характерные черты «японского стиля»: любовь к асимметрии, свободное расположение декора, подчеркивание красоты материала, сдержанная цветовая гамма. В произведениях японской живописи часто встречается цветущая сакура с нежно розовыми лепестками, согнувшиеся под тяжестью снега бамбуковые листья, выраженные угловатыми линями.
СТИЛИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ
Византийский стиль
Византийское искусство внесло в культуру многих стран новое содержание, наполнило новыми образами.
Оно формировалось, с одной стороны, на основе античной архитектуры и скульптуры, а с другой под влиянием художественной культуры Ближнего Востока.
Особенно важную роль в художественной жизни Византии сыграло христианство. Храмовое искусство, фрески, мозаики, христианская иконография — все это Боголепие, подаренное миру Византией. Отличительными чертами стало изображение библейских сюжетов. Одухотворенная чувственность наполнила великолепные купольные дворцы и храмы. Все подчеркивало нравственное совершенство, сложился новый художественный стиль, отвечающий новому идеалу красоты.
Романский стиль (X-XIII вв.)
Романский (от лат. Рома — Рим), стиль X-XIII вв, хотя и не оставил нам имен великих архитекторов, живописцев, скульпторов, был крупным художественным явлением, объединившим в одно целое монументальную живопись скульптуру, архитектуру и декоративно-прикладное искусство. Фрески покрывали стены храмов сплошь, длинными фризами, подобно узору на коврах. Скульптура декорировала не только интерьер, но и наружные поверхности архитектурных сооружений. Каменная резьба наружных стен состояла из растительного и зооморфного орнамента с изображением сказочных чудовищ.
Появившись в Средневековье, романский стиль восходил как к римскому зодчеству, так и византийскому. Замки, монастырские ансамбли, храмы имели толстые стены, глубокие порталы и башни для постоянной защиты от войн и набегов. Монументальность, рациональность конструкций, многофигурные скульптурные композиции, водный ров вокруг архитектурных сооружений, создавали тяжелое и мрачное мироощущение той эпохи.
Готический стиль
Его название произошло от того факта, что итальянские мастера эпохи Возрождения считали его низшим по сравнению с чистым классическим искусством; для них «готический» был синонимом варварского. Определение было принято также другими нациями. Этот стиль зародился на севере Франции в XII веке. В Италии и в Венеции он получил развитие в период с ХII по XV век.
Его основные характеристики следующие: стрельчатая готическая арка, крутые и легкие своды, стремление каждой части к восходящему движению, восходящие контрфорсы и арки, большие, высокие окна, разделенные на несколько частей колонками отделанные в верхней части тонким кружевным декором.
Стиль эпохи возрождения
Эпоха возрождения или Ренессанс не считается одним конкретным стилем, это период, в котором художники, скульпторы, архитекторы нашли вдохновение в греческих и римских формах, приспособив их к требованиям своего времени. Характерные признаки этого стиля: колонны, формируемые единым стержнем, полукруглые арки, фризы на карнизах и антаблементы, орнаментальные своды с кессонами, живописью и рельефами, прямоугольные окна с богатыми карнизами, поддерживаемыми пилястрами или колоннами; богатство украшений. Реалистичность и грациозность фигур, мифология и христианство в картинах, все это встречается в эпоху возрождения. Это эпоха новых открытий в архитектуре, композиции, живописи, философии и прочих наук.
Стиль Барокко
Художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца XVI до середины XVIIIвв. Название происходит от португальского «Жемчужина неправильной формы», вычурный. Основные черты Барокко: парадность, торжественность, динамичность, преобладание криволинейных форм, пышность, использование архитектурных форм (витые колонны, архитектурный декор). Широкое использование лакировки, ценных материалов в отделке: золото, серебро, медь, кость, мрамор, различные породы дерева, мозаика, облицовка шпоном. Вместо кругов и овалов предыдущего стиля – сложные очертания спиралей. Вместо гладких поверхностей – вогнутые и выпуклые. Резьба вьющихся стеблей, венков, раковин, гирлянд. Впервые появляются полноценные кабинеты с обшивкой стен в едином стиле с мебелью.
Стиль Рококо (начало XVIIIв.)
Рококо – стиль европейского искусства, сформировавшегося во Франции, получившего свое название от элемента орнамента рокайль, напоминавшего по форме морскую раковину. Утратив монументальность барокко, рококо обратилось к изяществу и удобству. Этим стилем стало обозначаться все изгибающееся, вычурное, необычной формы, утонченные линии фарфора, украшений и лепнин, стало присуще рококо, орнаменты на стенах и потолках, живописные панно, большие зеркала. В художественном стиле рококо подчеркивало изящество и красоту очертания предметов, изысканность и элегантность внешнего вида, легкость фигур. В архитектуре, вычурно-парадное барокко сменилось на чувственно-свободные формы рококо.
Классицизм и ампир
С XIIв. эпохи Людвига IV в Европе начался распространяться классицизм, противопоставивший декоративности рококо естественную простоту. В классицизме главным образом стал мужественный человек, наделенный сознанием общественного долга. В искусстве в это время доминировала живопись. Классицизм изменялся, распадался на течения и имел свои направления. Многие искусствоведы в качестве высшей стадии классицизма выделяют Ампир (от французского империя). Начало XIXв. — oн возник во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта и явил ярко выраженный имперский характер мирового господства. Мягкую ясную гармонию стиля Людвига и демократическую строгость неоклассицизма сменили парадное великолепие, помпезность и напыщенность ампира. Для классицизма характерны разбеленые цвета, для ампира яркие насыщенные тона, контрастные сочетания, бронзовые элементы интерьера.
Романтизм
Романтизм (Romanticism) — идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца XVIII — первой половине XIX века, как реакция на эстетику классицизма. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века.
Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями. Их фантазия и особое отношение к чувственности подготовили пришествие импрессионистов.
Реализм
Романтизм сменился Реализмом, после фантазий и раскованности пришел период истинности. Новым идеалом искусства стала достоверность воспроизведенной действительности. Эпоха реализма стала новой эпохой просвещения. Особенный вклад с реализм сделали русские художники.
Импрессионизм
Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить «впечатление» от того, что глаза видят в конкретный момент.
Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений. Название «Импрессионизм» возникло после выставки 1874г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне «Впечатление».
Постимпрессионизм
В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейской культуры этого времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельных направлений и индивидуальных творческих систем.
Авангард
Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала ХХ века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, сюрреализмом и т.д. Авангард — предельно противоречивое, даже в чем-то принципиально противоречащее самому себе явление. После падения культуры и нравов. Человечеству потребовались новые идеалы, которых оно не нашло и остановилось в полном противоречии и отрицании даже самых не оспоримых идей. Таким образом, напыщенное, пафосное противоречие в противоречии, туманность и неясность стали новым идеалом общества. Кои и объединил в себе авангард.
Модерн
Модерн сложился в условиях бурно развивающегося индустриального общества. В искусстве модерна, с одной стороны, проводились идеи художественного индивидуализма, а с другой — искусство утопически рассматривалось как средство социального преобразования общества. Модерн переосмысливал и стилизовал черты искусства разных эпох и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax асимметрии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa — oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Тecнo cвязaн c мoдepнoм cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй.
Сюрреализм
Художественное направление, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Это был период духовного упадка общества. В Классическом произведении искусства предполагается узнавание изображенного предмета (стол, дверь, дом, человек). В сюрреализме наоборот, главное правило – ничего узнаваемого, рисуем то, чего не существует в реальности. В соответствии с теорией сюрреализма изначально для художника не существует не только непосредственно изображаемого предмета, но и темы.
Поэтому нельзя сказать, что художник выражал какую-то идею, или художник что-то хотел нам сказать своим произведением. Архитектура этого стиля нарушает собственно установленные правила, т.к. невозможно начать строить, не зная что строишь, и для чего.
Древнерусский стиль
Это особенный стиль, который не распространялся на другие страны Европы, но всегда восхищал многих. Он состоял из неподражаемых стилей разных губерний, объединенных высоким мастерством и духовностью. Это стиль самобытный и связан с христианскими образами, сложившийся в периоды древней Руси, имел влияние византийского стиля, но все же остался неподражаемым и поныне. Древнерусские зодчие и мастера росписи, иконопись Андрея Рублева, вологодские кружева и хохломская роспись. Это огромное наследие высочайшей культуры и творение истинных мастеров.
Направления и стили живописи с примерами картин
Мировое искусство очень разнообразно. За долгие годы в художественной культуре сложилось множество направлений – они отличаются техниками, приёмами, методами. Мастера пытаются создать максимально достоверное изображение мира, уловить мимолётный момент, вызвать у зрителя сопереживание. Знакомство с их произведениями развивает эстетический кругозор человека и его чувство прекрасного, помогает выработать своё мнение о модных течениях, возвышает душу. Именно поэтому наш интернет-магазин «Янтарь Полесья» подготовил для Вас эту статью, в которой описаны стили живописи с примерами картин.
Неоклассицизм – обратно к античности
Данное направление господствовало в Северной Европе в XVIII-XIX ст. Мастера, работающие в подобном стиле, выше всего ставили искусство Древней Греции и Рима, считая, что этот период был временем величайшего расцвета культуры. Однако тематика их полотен была преимущественно исторической и богословской – художники запечатлевали сцены из житий святых, эпизоды Старого и Нового Заветов. Такие картины должны были воспитать в зрителях высокую мораль, привить им общественные ценности.
Живописцы, принадлежащие к этому стилю, демонстрируют виртуозное владение кистью, умение передавать игру света и тени, знание пропорций и арифметических соотношений. Чтобы убедиться в этом, стоит взглянуть на работы Жака-Луи Давида, Рафаэля, Пьетро Гонзага, Жана-Батиста Реньо. А вот импровизация и самовыражение не приветствовались – творить можно было лишь на традиционные темы. Это привело к академизму и повторам в среде художников.
Пример направления Неоклассицизм |
Романтизм – эмоции как источник познания
В XVIII ст. эпоха Просвещения достигла своего пика. Именно сделанные тогда открытия легли в основу современной науки. Однако не всем был по душе научно-технический прогресс – и как реакция на него возникло течение романтизма.
Его приверженцы (Карл Брюллов, Эжен Делакруа, Уильям Тернер) идеализировали природу, считая, что она намного более совершенна и долговечна, чем любое человеческое творение. Ещё одним источником вдохновения для них служило воображение – художники запечатлевали мир фантазий, грез и прекрасных видений, а также легенды, предания и волшебные истории.
Романтизм в живописи |
Реализм – красота окружающего мира
Живописные произведения, выполненные в подобной технике, впервые появляются во Франции во второй половине XIX ст. В каждой стране этот стиль получил своё уникальное название – так, в России он был известен как «передвижничество», в Австралии – как «Гейдельбергская школа», а американцы окрестили подобную манеру «школой мусорного ведра».
Художники-реалисты пытались создавать максимально точные, объективные и беспристрастные полотна без каких-либо прикрас и объяснений. Они часто запечатлевали людей во время работы, пейзажи, городскую архитектуру. Самые известные представители жанра – И. Репин, А. Саврасов, И. Шишкин, Эдвард Мэй, Эдуард Мане.
Пример техники Реализм |
Импрессионизм – движение, воздух и свет
Этот жанр зародился в последней трети XIX – начале XX ст. Первыми в подобной манере начали писать французские живописцы, но вскоре она распространилась по всему миру. Название стиля происходит от одного из самых знаменитых произведений – картины «Впечатление. Восходящее солнце» Клода Моне.
Мастера-импрессионисты – Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писарро – преимущественно работали не в студии, а на пленэре (на открытом воздухе). Они разрабатывали новаторские приёмы живописи, которые позволяли как можно естественнее показывать реальный мир, сохранять на картине тени и полутона, рябь на воде и солнечные блики. Так, именно эти художники впервые воспользовались техникой открытой композиции, создающей впечатление движения, а также начали писать тонкими, лёгкими мазками – это позволяло уловить изменения в освещении и продемонстрировать неуловимый бег времени.
Жанр Импрессионизм |
Экспрессионизм – эмоции и глубокий смысл
Это течение, возникшее в Австрии и Германии в первые десятилетия XX ст., словно бы отрицало все существовавшие до него стили живописи. Художники изображали субъективную реальность, свои переживания и чувства, нарочито искажая цвета, формы и пропорции рисунка. До сих пор мастера запечатлевали на холсте реальность – экспрессионисты же пытались воссоздать символические структуры, существующие лишь в их сознании.
Из-за того, что данное направление сформировалось в эпоху разрушительных войн, характерными мотивами картин являются мучения, человеческая жестокость, боль и страдания. Наиболее яркими представителями этого жанра являются Эдвард Мунк, Винсент ван Гог, Август Маке и Марианна Веревкина.
Пример течения Экспрессионизм |
Символизм – мифы, сны и сказки
Данное направление возникло как реакция на предельно сухой и беспристрастный реализм. Работающие в подобной манере мастера руководствовались только собственным воображением и мечтами, насыщали каждое полотно загадочными знаками и намёками. Кроме того, они широко использовали мифические мотивы.
Ярким примером таких картин являются работы Артура Дэвиса, М. А. Врубеля, Джорджа Уоттса, В. Васнецова.
Направления Символизм |
Модернизм – искусство и философия
Под этим названием скрывается не только произведения художников, поэтов и писателей – так можно охарактеризовать весь культурный дискурс XIX – первой половины ХХ ст. Официальной датой зарождения стиля считается 15 мая 1863 г. Именно тогда открылся «Салон Отверженных» – выставка, на которой экспонировались забракованные парижской цензурой полотна.
Работающие в подобной манере мастера пытались утвердить новые, нетрадиционные формы и методы, переосмыслить каноны, сделать свои полотна более схематичными и отвлечёнными – считалось, что так они полнее отразят внутреннюю свободу и особое видение мира, свойственное автору. Кроме того, художники часто применяли необычные материалы – скажем, Густав Климт создавал свои произведения из сусального золота. Другими известными живописцами-модернистами были Генри Матисс, Поль Гоген и Василий Кандинский.
Модернизм в искусстве |
Кубизм – многоплановость абстрактности
Данное направление искусства появилось в начале XX ст. во Франции. Его название связывают с репликой Анри Матисса, сказанной им при виде картины Ж. Брака: «Что за кубики!» (с французского «bizarreries cubiques»).
Отличительные признаки подобной манеры – использование простых форм и стремление представить любые объекты как набор геометрических фигур. Как и другие авангардные художественные стили в живописи, кубизм акцентировал внимание на чувствах и настроении мастера, пытаясь вызвать у зрителя сильный эмоциональный отклик.
В этом жанре работали Пабло Пикассо, Хуан Грис, Фернан Леже, Поль Сезанн. Кстати, Пикассо – ещё и самый востребованный живописец-кубист. Так, его полотно «Алжирские женщины» в 2015 г. приобрели за 179,3 млн. $, а работа «Обнажённая, зелёные листья и бюст» – за 106, 5 млн. $.
Кубизм в живописи |
Сюрреализм – психология в живописи
В начале 1920-тых гг. заострился интерес к человеческой психике. Работы З. Фрейда, К. Юнга, В. Вундта описывали удивительные законы сознания, памяти, мышления. Повлияли они и на живопись – именно под влиянием идей великих учёных возникло такое течение, как сюрреализм. Ему присущи такие особенности, как неожиданное и нелогичное совмещение разных объектов, аллюзии, коллажность, хаотичность и непредсказуемость.
Художники-сюрреалисты (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магритт) пытались изъять обыденные предметы из привычного контекста, создать образ вне формы, совместить разные реальности.
Пример Сюрреализма |
Поп-арт – вызов и эпатаж
Это направление – одно из самых неординарных и странных течений в мировом искусстве. Выполненные в такой манере произведения можно встретить как на выставках и галереях, так и в рекламных роликах, комиксах и плакатах. А знаменитый художник Энди Уорхол разработал даже этикетку для томатного супа «Campbells»! Впрочем, это не повредило его карьере – в 2013 г. полотно «Серебряная автокатастрофа (Двойная авария)» было продано за 105,4 млн. $.
Мастера, работающие в подобном жанре, иронично высмеивают вульгарность, банальность и глупость, обнажают пороки социума – массовое потребление, апатию, бездумное увлечение технологиями. Среди них – Рой Лихтенштейн, Кит Харинг, Такаси Мураками.
Пример направления Поп-арт |
А наш интернет-магазин с радостью предоставит Вам янтарные панно, демонстрирующие все стили живописи. Список жанров, в которых работают наши мастера, очень велик – а это значит, что Вы сможете подобрать уникальное и качественное произведение, которое подойдёт лично Вам!
Самые популярные стили живописи
Автор: Нона Султанян, Art News
Существует просто огромнейшее разнообразие направлений и стилей в изобразительном искусстве. Зачастую они не имеют каких-либо выраженных границ и плавно могут переходить из одного в другой, при этом находясь в непрерывном развитии, противодействии и смешении. Большинство направлений в живописи сосуществуют одновременно именно по этой причине – «чистых стилей» практически не бывает. Представляем вам самые популярные стили живописи на сегодняшний день.
Импрессионизм
Клод Моне “Впечатление. Восходящее солнце”Получил свое название благодаря картине «Impression, soleil levant» Клода Моне. Импрессионизм – стиль живописи, который, как правило, направлен на работу на открытом воздухе. Живопись в данном направлении призвана передать световое ощущение мастера.
К ключевым характеристикам импрессионизма относятся: тонкие, относительно небольшие, еле видимые мазки; точно переданное изменение освещения; открытая композиция; присутствие какого-либо движения; необычное видение предметов.
Яркие представители импрессионизма: Пьер Ренуар, Эдгар Дега, Клод Моне.
Экспрессионизм
Эдвард Мунк “Крик”Одно из современных направлений искусства, которое зародилось в Германии примерно в первой половине XX века. Вначале экспрессионизм охватывал только поэзию и живопись.
Экспрессионисты обычно изображают окружающий мир лишь субъективно, полностью искажая реальность для еще большего эмоционального эффекта. Таким образом, они заставляют своего зрителя задуматься.
Среди его представителей: Амедео Модильяни, Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер и т. д.
Кубизм
Пабло Пикассо “Дора Маар”Кубизм – это авангардное направление искусства, которое зародилось в XX веке благодаря знаменитому Пабло Пикассо. Поэтому именно он и является самым ярким представителем этого стиля. Отметим, что данное направление произвело революцию в скульптуре и живописи Европы, вдохновив также схожие направления в архитектуре, литературе и музыке.
Для произведений искусства в этом стиле характерны перекомбинированные, ломаные предметы в абстрактной форме.
Модернизм
Анри Матисс “Танцовщица в синем платье”Модернизм демонстрирует совокупность разных тенденций культуры, а также ряд объединенных направлений искусства, которые зародились в XIX и XX вв.
Живописцы называют модернизм «иным искусством», цель которого создать уникальные, ни на что не похожие картины, то есть они показывают особенное видение художника.
Известные представители: Анри Матисс и Пабло Пикассо.
Неоклассицизм
Николя Пуссен “Парнас”Неоклассицизм являлся главным направлением в Северной Европе примерно XVIII и XIX вв., для которого характерно искусство эпохи Возрождения, античности и даже классицизма.
Благодаря своим глубоким знаниям церковных законов, мастера неоклассицизма старались реконструировать, а также вводить каноны в свои работы.
Яркими представителями являются: Николя Пуссен, Франц Йозеф Гайдн, Рафаэль.
Поп-арт
Энди Уорхол “Доллар”Как стиль искусства он возник примерно в 1950-х в Великобритании и чуть позже в Америке. Говоря о поп-арте, просто нельзя не вспомнить Энди Уорхола, который является одним из наиболее популярных представителей данного направления.
Основной темой поп-арта выступают обычные предметы. Он акцентирует внимание на вульгарных и банальных элементах любой культуры, как правило, иронизируя их. Поп-арт довольно популярен в различных аспектах массового искусства: комиксах, рекламе и т. д.
Романтизм
Франсиско Гойя “Трибунал инквизиции”Романтизм как направление искусства зародился в XVIII веке в Европе. Истинным источником эстетического познания считались сильные эмоции. Больше всего ценились такие эмоции, как благоговение, страх, ужас и трепет.
Среди его представителей: Франсиско Гойя, Исаак Левитан, Иван Шишкин, Иван Айвазовский, Уильям Тернер.
Реализм
Илья Репин “Мужичок из робких”Реализм возник как реакция на академизм и романтизм, впервые проявив себя в 1850-х во Франции. Художники-реалисты обычно старались изобразить различные предметы через призму мирских правил. Они были лишены каких-либо объяснений и приукрашиваний.
Реализм верил лишь в существование объективной реальности, поэтому протестовал против сильной эмоциональности романтизма. Точность и истина были главными целями в творчестве большинства представителей данного стиля.
Представители реализма: Илья Репин, Иван Шишкин, Жюль Бретон, Эдуард Мане.
Сюрреализм
Сальвадор Дали “Постоянство памяти”Возник в 1920-х годах.
Сюрреализм – это обнажение психологической истины с помощью отделения предметов от их обыденного значения с целью создать сильный образ, дабы вызвать сопереживание зрителя.
Известные представители этого стиля: Макс Эрнст, Рене Магритт и Сальвадор Дали.
Символизм
Михаил Врубель “Поверженный демон”Символизм – это некий протест в пользу духовности, мечтаний и воображения, развившийся в некоторых странах Европы в конце XIX века.
Художники-символисты произвели достаточно сильное влияние на сюрреализм и экспрессионизм в живописи. Эти два направления произошли непосредственно от символизма.
Среди представителей стиля: Михаил Врубель, Гюстав Моро, Хуго Симберг, Виктор Васнецов и т. д.
3.5k
Поділитися
Загрузка…Виды современного искусства
21 июня 2018
Художники прошлых времен, вряд ли могли себе представить какие странные формы примет современное искусство.
А таковое приняло следующие формы:
1. Анаморфоз. Этот вид современного искусства подразумевает технику изображения, которую можно полностью понять, взглянув на нее только с определенного места или под определенным углом. Некоторые картины можно увидеть только глядя на них в зеркало. Этот вид искусства появился во времена Леонардо да Винчи (15 век).
На протяжении веков анаморфоз развивался и в современном виде выглядит как уличное искусство. При этом виде рисунков художники реально имитируют трещины в земле, либо отверстия в стенах.
Работа Иштвана Ороса
2. Фотореализм. Этот вид искусства зародился в 60-х годах прошлого столетия, и художники пытались воспроизвести настолько реалистические изображения, которые не отличались бы от фотографии. Фиксируемые фотокамерой мельчайшие детали создавали «картину картины жизни». Критики неоднозначно относятся к фотореализму, некоторые из них считают, что механическое производство предметов искусства довольно сильно превалирует над идеями и стилем.
«Rich Art», Одри Флэк, 1973 год
3. Рисунки на грязных автомобилях. Профессионалы этого вида искусства не стремятся изобразить на грязной машине банальную надпись «помой меня». Специалисты используют для своей работы специальные щетки и кисти. В этой области ведущим мастером считается 52-ий Скотт Уэйд (графический дизайнер). Он создал множество оригинальных и удивительных рисунков, используя всего лишь грязь на стеклах автомобилей. Кстати, начинал он с того, что в качестве холста применял слой пыли на Техасских дорогах. Там он рисовал карикатуры, используя небольшие сучья и собственные пальцы.
Сегодня Уэйда приглашают рекламировать свою продукцию большие корпорации и художественные выставки.
Работа Скотта Уэйда
4. Применение жидкостей организма для производства произведений искусств. Это естественно странно, но многие художники используют в своих работах жидкости своего организма. Любой образованный человек об этом слышал, но на 100% то, о чем он слышал – это лишь «верхушка неприятного айсберга».
Например, Херманн Нич, австрийский художник, использует для работ свою мочу, либо кровь крупного рогатого скота. Эти пристрастия появились у него во время Второй Мировой войны, когда он был ребенком. А в настоящее время из-за его пристрастия к необычному виду искусства его несколько раз привлекали к судебной ответственности.
Бразильский художник Винициус Кесада в работах использует только свою кровь, не прибегая к крови животных. Его картины имеют болезненный оттенок зеленого, желтого и красного и выражены очень мрачной сюрреалистической атмосферой.
Херманн Нич и его работы
5. Картины собственным телом. В современном искусстве не только художники, которые применяют для производства картин жидкости собственного тела, имеют популярность. Довольно известны и затребованы мастера, которые пишут работы своим телом.
Кира Айн Варседжи создает абстрактные портреты, используя свою грудь. За это ее довольно сильно критикуют. Тем не менее, эта женщина является полноценным художником, который работает по классический схеме, с применением красок и кистей.
Есть еще странные художники, которые вместо кисти для написания картин применяют совершенно не предназначенные для этого части тела. Например, Ани К. – рисует языком и Стивен Мармер (школьный учитель) – рисует ягодицами.
«Ани К за работой»
6. Трехмерное изображение. Самым знаменитым художником в этой области есть Лос-Анджелеский мастер Мид Алекса. В его работах применяется не токсичная акриловая краска, тем самым, ассистенты становятся похожими на неодушевленные двухмерные картины. Свою технику Мид предоставил публике в 2009 году. Другая значительная фигура в этой области Детройтская художник и фотограф Синтия Грейг. В своих произведениях искусства она использует обычные и практичные предметы бытового обихода, а не людей. Их она покрывает белой краской, либо углем. От этого вещи со стороны выглядят плоскими и двухмерными.
Одна из работ Алексы Мид
7. Искусство и тени. Досконально неизвестно когда человечество стало применять тень для произведений искусства. Но, не смотря ни на что, современные художники достигли невиданных высот. Мастера используют тени для позиционирования разнообразных объектов и даже для того, что бы создать теневые образы слов, предметов и людей.
У теневого искусства немного жутковатая репутация, однако, это не мешает «теневым художникам» использовать этот стиль в разработке тематик разрухи, упадка, ужасов.
Работа художника Теодосио Ауреа
8. «Обратное граффити». Этот вид искусства подразумевает создание картин при помощи удаления грязи, но без добавления краски. Очень часто художники применяют моечные машины, удаляя грязь с фасадов домов, при этом создают прекрасные произведения искусства. Данный вид искусства со стороны общественности считается довольно спорным, именно поэтому у людей, которые занимаются «обратным граффити» практически постоянно случаются стычки с полицией.
Работа художника Moose
9. Иллюзии боди-арт. Рисованием на теле человечество занималось буквально со своего возникновения. И майя, и древние египтяне практиковали боди-арт. Этот вид искусства подразумевает использовать человеческое тело в виде холста, на котором будет создано произведение искусства, способное с разного ракурса обмануть наблюдателя. Иллюзии на теле могут иметь вид раны, автомобиля либо животного. Японский мастер Хикару Чо стал известен тем, что рисует на человеческом теле мультяшных героев.
Работа Хикару Чо
10. Рисование светом. Рисование светом начало использоваться в 1914 году, в практических целях – на производстве начальство записывало передвижение рабочих. После проработки данных работники либо увольнялись, либо искались методы найти более простой способ работы для персонала.
В 1935 году художник-сюрреалист Ман Рэй применил фотоаппарат с открытым затвором для снятия самого себя, стоящего в потоках света. Довольно долго никто не мог догадаться, что за световые завитки отобразились на фото. Только в 2009 году, благодаря техническому прогрессу стало понятно, что это не случайные завитки, а зеркальное отображение подписи самого художника.
Теги
Леонардо да Винчи, Анаморфоз, Фотореализм, Одри Флэк, Скотт Уэйд, Винициус Кесада, Херманн Нич, абстрактные портреты, грудь, Трехмерное изображение, Синтия Грейг, Искусство и тени, Обратное граффити, боди-арт.
Рекомендуем почитать
История европейского искусства — Википедия
Статуя Давида, МикеланджелоЗападное искусство, западноевропейское искусство — искусство европейских стран, а также тех регионов, которые следуют европейским культурным традициям (например, Северная Америка).
Искусство Древнего мира[править | править код]
Древний Египет[править | править код]
Искусство Древнего Египта, равно как и предшествующее ему искусство Месопотамии де факто не являются западноевропейским. Но оно оказало значительное влияние на минойскую и, опосредованно, на древнегреческую цивилизацию. Характерными чертами египетского искусства является огромное значение погребального культа, ради которого создавалось множество художественных произведений, имевших для современников более утилитарную функцию. Из дошедших до нас произведений самыми значимыми являются архитектурные (храмовые и погребальные) постройки, а также скульптура, рельефы и декоративно-прикладное искусство.
Характеристика изобразительного языка — плоский силуэт, ярко выраженный контур, плоскостность, отсутствие перспективы, симметрия, люди изображались с лицом в профиль, а с телом в трехчетвертном обороте.
Древняя Греция[править | править код]
Античное древнегреческое искусство заложило основы для развития всего европейского искусства в дальнейшем, создав ряд эталонных образцов (например, Парфенон и Венера Милосская). Греки создали архитектурный ордер и идеальные образцы классической скульптуры. Значительным (но оказавшим гораздо меньшее влияние на последующие поколения) был жанр вазописи. Образцы живописи Древней Греции не сохранились.
Характеристика изобразительного языка — идеальность облика, просчитанный анатомический канон, гармония и уравновешенность, золотое сечение, учитывание оптических искажений. На протяжении следующих веков искусство несколько раз будет обращаться к наследию Древней Греции и черпать из него идеи.
Периодизация древнегреческого искусства:
- Геометрический стиль
- Архаика
- Классика
- Эллинизм
Древний Рим[править | править код]
Древнеримское искусство испытало влияние как древнегреческого, так и местного италийского искусства этруссков. Наиболее значительными памятниками этого периода являются мощные архитектурные сооружения (например, Пантеон), а также тщательно разработанный скульптурный портрет. До нас также дошло большое количество живописных фресок.
Характерные черты: утилитарность в сочетании с торжественностью. Раннехристианское искусство воспримет из римского иконографию и типы архитектурных сооружений, значительно переработав их под воздействием новой идеологии.
Периодизация римского искусства:
- (Искусство этрусков)
- Республика
- Империя
- Августовский классицизм
- Поздняя империя (Раннехристианское искусство)
Средневековье[править | править код]
Искусство Средневековья характеризуется упадком изобразительных средств по сравнению с предшествующей эпохой античности. Наступление Тёмных веков, когда было утрачено большое количество как навыков, так и памятников, привело к бо́льшей примитивизации произведений искусства. Дополнительный аспект — приоритет духовного, а не телесного, что вело к ослаблению интереса к материальным предметам и к более заметной обобщенности, огрублению произведений искусства. Ключевой пункт — потеря реализма, превращение изображения в символ. На протяжении всего Средневековья европейские мастера будут постепенно улучшать своё искусство, что приведет к стремительному взлёту в эпоху Возрождения.
Большинство дошедших памятников являются сакральными или заказанными с целью принесения в дар Церкви. Основным заказчиком был клир, монастыри, а также богатые светские покровители, заинтересованные в спасении своей души.
Византия[править | править код]
Иисус Пантократор. Мозаика в Святой Софии, КонстантинопольВизантийское искусство сначала было наследником позднеримского, обогащенного богатой христианской идеологией. Характерными чертами искусства этой эпохи является сакрализация, а также возвеличивание императора. Из новых жанров: превосходные достижения в жанре мозаики и иконописи, из старых — в храмовой архитектуре.
Древняя Русь[править | править код]
Раннее Средневековье[править | править код]
Искусство раннего Средневековья (примерно до 1000 г. н. э.) создается в Тёмные века, когда ситуация осложняется миграциями варварских народов по территориям бывшей Римской империи. В частности, это кельтское искусство VI—VII веков, иберо-саксонский стиль, на материковой Европе — искусство эпохи Меровингов, Каролингов, а затем Оттоновское возрождение. Практически все сохранившиеся памятники этого периода — иллюминированные рукописи, хотя можно также найти архитектурные объекты и небольшие декоративно-прикладные изделия.
Романика[править | править код]
Романское искусство (ок. 1000—1200 гг.) продолжалось, пока на смену ему не пришла готика. Это был период повышения благосостояния европейцев, и впервые можно увидеть общеевропейский стиль, последовательно встречающийся от Скандинавии до Испании.
Характерные черты: энергичные и прямые формы, яркие цвета. Основной жанр — архитектура (толстостенная, с использованием арок и сводов), но витражи, работа по эмали также становятся важным жанром. Развивается скульптура.
Готика[править | править код]
Готика — следующий интернациональный стиль, охвативший Европу. Возник во Франции, как следующая ступень развития приемов архитектуры (подробнее см. каркасная система готической архитектуры). Самой узнаваемой деталью готики является стрельчатая арка, витраж. Активно развивается сакральная живопись.
Проторенессанс[править | править код]
Возрождение[править | править код]
Наступление эпохи Ренессанса кардинально меняет идеологию. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам. Смена темперы на масляную живопись позволяет достичь новых вершин в технике живописи. Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения. Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи — античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.
Позднее Возрождение (маньеризм)[править | править код]
Маньеризм является финальной стадией Возрождения, переходной к эпохе барокко. Для маньеризма характерна потеря гармоничности Ренессанса, кризис личности, обращение к более мрачным, искривленным или динамичным трактовкам.
Новое время[править | править код]
Барокко[править | править код]
Рубенс. «Похищение дочерей Левкиппа»Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. Образование национальных художественных школ в европейском искусстве XVII века. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
Рококо[править | править код]
Рококо — направление в искусстве XVIII века, в основном придворное «жеманное» искусство.
Тенденции: стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.
Архитектура: павильон Амалиенбург (Нимфенбург, Германия), отель Субиз (Париж).
Мастера: Антуан Ватто, Фрагонар, Франсуа Буше.
Произведения: севрский фарфор, английский стиль мебели чиппендейл.
Классицизм[править | править код]
Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко.
Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом, так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»).
Тенденции: для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского) искусства: рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.
Архитектура: архитектор Роберт Адам
Мастера: Жак Луи Давид, Энгр, Менгс, скульпторы Канова и Торвальдсен.
Произведения: шератон, мебель в стиле александровского ампира.
Периодизация неоклассицизма:
- Неоклассицизм (стиль Людовика XVI)
- ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х)
- строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е)
- Стиль Директории (1795—1799)
- Стиль Консульства (1799—1804)
- Ампир (1804—1821/30)
В России дополнительно:
- Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».
В Великобритании:
- Эпоха Регентства
- «стиль Георга IV» (1820—1830)
- Второй «Британский ампир» (1830—1890) — правление королевы Виктории
Романтизм[править | править код]
Сентиментализм[править | править код]
Прерафаэлитизм[править | править код]
Историзм (эклектика)[править | править код]
- Стиль Карла X (с 1824)
- Стиль Наполеона III (1852—1870)
Бидермайер[править | править код]
Академизм[править | править код]
Академическое искусство развивалось на основе классицизма и эклектики.
Реализм[править | править код]
Модернизм и авангард[править | править код]
Импрессионизм[править | править код]
Модерн[править | править код]
Ар деко[править | править код]
Постимпрессионизм[править | править код]
Фовизм[править | править код]
Кубизм[править | править код]
Экспрессионизм[править | править код]
Сюрреализм[править | править код]
Примитивизм[править | править код]
Современное искусство[править | править код]
Поп-арт[править | править код]
Оптическое искусство[править | править код]
Стили в искусстве, их виды и особенности
На протяжении всего существования человечества его сопровождало искусство. За это время оно много раз меняло свое направление и течение, приобретая новые формы и стили. Какие же основные стили в искусстве выделяют?
Еще в Х веке на территории стран Восточной, Центральной и Западной Европы возник художественный стиль под названием романский. В этом стиле наблюдаются признаки архитектуры Рима, которые отличаются своей рациональностью и монументальностью конструкций, многофигурными скульптурами. Это создавало впечатление мощи и приземленности.
На смену романскому стилю в XIII веке пришел готический. Он продолжил развитие искусства в Западной и Центральной Европе. Отличался этот стиль своими вытянутыми формами, как бы стремившимися вверх. Многие католические храмы и костелы с элементами готического стиля можно увидеть и сейчас.
После готического стиля в Италии в XVI веке зародился стиль барокко. Он смог воплотить в себе совершенно новые представления о безграничности, единстве и многообразии мира. Главным его отличием являются декоративные композиции, изображающие сюжеты из мифологии и религии.
После барокко наступил классицизм. Зародился он во Франции в XVII веке. Особенно широкое применение этот стиль приобрел в живописи и литературе. Тогда же и появились такие жанры литературы, как оды, комедии, басни и трагедии. Появились и новые стили в живописи. Впервые стали разграничивать понятия портрета, натюрморта и пейзажа. Базировался классицизм на патриотизме и служении государству. Оставил свой отпечаток этот период и на развитии архитектуры. В постройках этого времени можно наблюдать логичные планировки, четкие геометрические формы и оригинальное сочетание гладких стен со сдержанным декором.
Одним из направлений классицизма в ХІІІ веке стало рококо. Искусство этого стиля основывалось на вымысле, декоративной театральности, утонченности, изысканности и интимных переживаниях. Никаких драм и трагедий, только легкие эмоции, светлые краски и много любви.
В XVII веке классицизм сменил стиль под названием сентиментализм. Отличался он раскрытием внутреннего мира и индивидуализацией образов.
После сентиментализма настало время правления романтизма. Сюжеты этого стиля были необычными и фантазийными. Подробно изучалась человеческая душа, которая приравнивалась к Вселенной и космосу.
После романтизма пришло время реализма. Появился он в 20-30 годы ХІХ века. Все полеты романтического стиля сошли на землю и стали более банальными и жизненными.
Потом следовал натурализм. Он отличался своим точным отображением окружающего. Всем непонятным явлениям приписывались свои законы, которые объясняли природу вещей. Исследовалась суть человеческой души.
С конца ХІХ века правление в свои руки взял модернизм. Этот стиль считался искусством неизведанного будущего. Гонясь за всем новым, он открыл множество новых направлений. Некоторые из них искусстве пользуются и сейчас большой популярностью.
В течение ХХ века появились многочисленные новые стили в искусстве. Основными из них были модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, дадаизм, абстракционизм, постмодернизм.
Помимо того, что существовали основные вышеперечисленные стили изобразительного искусства, были и другие подвиды, такие как пуантилизм, фовизм, примитивизм, сезанизм, академизм, вортицизм, фэнтези, трансавангард, неореализм, материализм, соц-авангардизм, соц-реализм. Появились также такие стили в искусстве, как концептуализм, гиперреализм, минимализм, поп-арт, оп-арт, ташизм, неопластицизм, метафизическая живопись и много других.
Современное творчество не стоит на месте. Появляются новые стили в искусстве, новые направления и течения. Продолжают развиваться и уже существующие стили, приобретая новые оттенки и формы.