Стиль постмодернизм в архитектуре, фото – Rehouz
ReHouz Частная архитектура Архитектурные стили Стиль постмодернизм в архитектуре, фото
Ироничность и парадоксальность, отсутствие пафоса и признание своей вторичности – все это о постмодернизме, представители которого преподносят привычные формы в непривычном контексте и ратуют за то, что искусством может быть все.
История постмодернизма как архитектурного стиля началась в 70-х годах прошлого века. 15 июня 1972 года в Сент-Луисе, штат Миссури, когда взрывом был уничтожен квартал Прютт-Айгоу – образец авангардной архитектуры, воплощавший фундаментальные ценности модернизма и утопические идеи градостроительства: рациональность, функциональность и стерильность. 33 высотных здания из бетона и стекла, за проектирование которых Минору Ямасаки был удостоен награды Американского института архитекторов, постепенно приходили в запустение. Квартал превратился в гетто с высочайшим уровнем преступности.
Постмодернисты решительно отказались от однообразия, аскетизма и уныния в пользу образной архитектуры, учитывающей особенности пейзажей и придающей городам индивидуальность.
Производители строительных материалов также не стояли на месте и предлагали все более широкий перечень усовершенствованной продукции, позволяющей возводить более долговечные и прочные сооружения.
Основные черты и элементы стиля
Чтобы не перепутать постмодернизм с другим стилем, достаточно запомнить несколько следующих его особенностей:
- в отличие от модернизма, который отрицает все прошлое, постмодернизм трепетно относится к истории, помогает людям обрести связь с их корнями и почувствовать приятную ностальгию по прошлому.
- первая особенность постмодернизма стала следствием второй: его можно назвать ретро-стилем, поскольку архитекторы-постмодернисты активно используют элементы старых стилей и тяготеют к академизму. Такую черту постмодернизма еще определяют как традиционализм.
- для постмодернистов крайне важно, чтобы будущее здание максимально органично вписывалось в ландшафт и гармонировало с окружающей средой. Некоторые архитекторы специально выбирают для будущих строений оттенки максимально близкие к цвету почвы выбранного места.
- представители постмодернизма отказываются от принципа автономии, подразумевающего возведение изолированных построек на открытых пространствах. Вместо этого, они как бы заново осваивают городской ландшафт, вплетая в него новые композиции с учетом традиций, вкусов и мнения жителей.
- постмодернизм иррационален. Приверженцы этого стиля большое значение придают пространству и при проектировании часто обращаются к барокко и маньеризму, создавая нечто таинственное, наполненное и замысловатое.
- главная задача архитекторов – объединение в одно целое вкусов и ценностей обычных людей и профессионального архитектурного языка. Иначе говоря – воплощение двойного кода: традиционного и современного.
Перечисленные особенности стиля повлияли на внешний облик зданий следующим образом:
- архитектура выглядит гибридной;
- фасад зданий часто внешне не связан с его внутренним устройством;
- используются все виды декора: облицовка, декоративная кладка, рельеф, роспись, орнамент и другие;
- возрождаются активные силуэты архитектурных объектов посредством отказа от плоских крыш и добавления фронтонов, мансард и щипцов разнообразных форм.
Кроме того, активно используются принципы исторического построения композиции:
- соблюдение симметрии, пропорций и перспективы;
- внешний вид глухих стен также прорабатывается – они могут сочетать различные фактуры, рельеф и цвета;
- оконные и дверные проемы имеют огромное разнообразие форм и размеров.
Материалы
При строительстве зданий и домов в стиле постмодернизм, как правило, применяются бетон, стекло и металл – современные материалы, которые позволяют воплотить в реальность самые смелые архитекторские задумки. В качестве облицовочного материала часто используется декоративная плитка, натуральный камень, но на их месте вполне могут оказаться зеркала или трубы коммуникаций, вынесенные за пределы строения, и окутывающие его со всех сторон.
Проектирование
Спроектировать объект в рассматриваемом стиле сложно, поскольку перед архитектором стоит задача не просто «нарисовать» сколько-то квадратных метров спальни кухни и гостиной, а сделать здание особенным, «говорящим», но в то же время гармонично вписывающимся в ландшафт. Создание подобного архитектурного объекта требует не только умения точно производить расчеты, но также фантазии, смелости и понимания контекста окружающей среды. Профессионал построит не просто «коробку», он создаст нечто необычное, красивое и утонченное.
Постмодернизм в архитектуре — фото
Сейчас постмодернизм все еще не сформирован окончательно – он постоянно находится в поиске. Архитекторы и дизайнеры экспериментируют, играют с формами и материалами. Благодаря антиутопичным идеям, постмодернизм не теряет своей актуальности и постепенно стирает границы между массовостью и элитарностью, что выражается в коммерческом успехе проектов, выполненных в этом архитектурном стиле.
5 3 голоса
Рейтинг статьи
- Частная архитектура
- Архитектурные стили
⚹ ПОДЕЛИТЬСЯ ⚹
Следующая статьяЦвет в интерьере кухни: варианты, сочетания, фото
+ Читайте далее
ReHouz в соцсетях
Рекомендуем
Вы планируете ремонт в этом году?
- Да, планирую
- Нет необходомости
- Возможно
- Уже делаю
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
15 фото и факты — Roomble.com
Архитектура
2022-02-28T09:07:24+00:00 2022-02-28T09:25:24+00:00 Постмодернизм в архитектуре: 15 фото и факты 2022-02-28T09:07:24+00:00 Постмодернизм в современных городах. Характерные признаки этого стиля в архитектурных строениях Постмодернизм в архитектуре: 15 фото и факты
Постмодернизм в современных городах. Характерные признаки этого стиля в архитектурных строениях
Тип архитектурного дизайна, который мы называем постмодернизмом, не всегда можно узнать с первого взгляда. Модернизм визуально более знаком, а вот его преемник — один из самых странных и наименее понятных стилей XX века.
Поскольку постмодернизм приходит как реакция на модернизм, как страсть к чистым формам, он представляет себя как антагонист и нарушает все правила, призывает к анархии, борется с утончённой классикой и традициями в любых формах.
В 1960-е орнамент и скульптура вернулись на пьедестал. Увы, ещё более ненужные из-за полной несовместимости урезаний строительного бюджета и существования настоящего искусства. С 1960-х до конца 1980-х в мире появилось много зданий в стиле постмодерна, и многие из них до сих пор служат предметом жарких споров и обсуждений.
Архитектура модернизма основана на принципе, который впервые сформулировал американский архитектор Луис Салливан: «Форма следует за функцией». Салливан — известный архитектор, наставник Фрэнка Ллойда Райта, но сам не был приверженцем типично модернистского дизайна.
Его заявление хорошо приняли в узких (а затем и в широких) кругах и истолковали как концепцию для всего, что станет позже модернизмом.
Форма действительно выполняла свою функцию, но архитектура в стиле модернизм пренебрежительно относилась к деталям: здание «очищали» от всех якобы избыточных элементов, украшений. Несмотря на определённое признание, которое модернизм получил в первой половине XX века, его всегда критикуют за отсутствие индивидуальности. Да, Ле Корбюзье говорил, что «дом — это машина для жизни», но уже через пару десятков лет все задавались вопросом: а действительно ли мы хотим жить в машинах?
Как любое постдвижение, в архитектуре постмодернизм стремится бросить вызов или ответить на тренд, словно в первую очередь показывая несовершенства своего предшественника. Мы говорим о новых элементах постмодернизма — именно о том, что напрочь отсутствует в модернизме: об орнаментах, сложных формах, некоторой витиеватости и даже театральности. Критики модернизма и поклонники постмодернизма называли такую современную архитектуру с проблесками этнической или тематической мысли «настоящей, перспективной» и максимально «нативной».
Постмодернизм оказался стилем, не приспособленным к реальности. Из-за инноваций и стремления к декоративности основа зданий уступала в практичности даже своему предшественнику — модернизму. Эстетическая часть в дизайне фасада (а иногда и в его причудливой форме) была настолько ироничной и сюрреалистичной по сравнению с фоном, где использовались готовые формы, ячейки, блоки зданий, что выглядела откровенно вульгарно.
Постмодернизм часто толкуют как безрассудную, упрямую форму отрицания модернизма и оппозиции ему. На самом деле это всего лишь здоровая попытка пересмотреть любимую догму модернистов. Благодаря ей мы узнали, «как делать не надо», и наконец-то осознали минусы самого модернизма, которые были не менее реальны, чем неуклюжесть постмодерна.
Постмодернизм в Москве не так распространён, как модернизм или конструктивизм, тем более примечательны примеры зданий в этом стиле. Рассмотрим некоторые из них.
Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина
Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина построен в 1989 году по проекту архитектора Виталия Гинзбурга в сотрудничестве с другими советскими архитекторами. Академик АН СССР и лауреат Нобелевской премии по физике, он имел особый взгляд на архитектуру и будущее городской среды. В Москве по его проекту построено много общественных зданий, но главной его страстью всегда была физика. Новый корпус Военно-политической академии им. Ленина стал одним из примеров архитектуры постмодернизма в Москве и стал популярен даже за рубежом. Интересно, что у здания нет дверей на парадных фасадах.
Президиум Академии наук в Москве
Здание Российской Академии наук построено в 1990 году, хотя продолжалось с перерывами 23 года. Оно отлично просматривается с Воробьёвых гор и даже из центра Москвы. Его иногда называют «зданием с короной» или «золотыми мозгами», так как здесь работают лучшие умы столицы — в Государственной академии наук РФ, крупнейшем в стране центре фундаментальных научных исследований.
Здание администрации города Чехова
Один из самых ярких примеров постмодернизма можно найти в Чехове Московской области. Необычное для административного здания остекление, кубическое крыло асимметричной формы и отсылки к конструктивизму в дизайне боковых фасадов выглядят примечательно.
Философия и своеобразная эстетика постмодернизма придаёт городской среде более аутентичный, тематический облик благодаря нестандартным решениям и необычному подходу. Отсутствие конкретной тематики, сюжета или стилистики компенсируется насыщенностью образа. Важно, что создаваемый образ — ироничная версия городской среды.
Например, в Нью-Йорке и Питтсбурге небоскрёбы в стиле постмодернизм после возведения выглядели как сюрреалистичное убежище Бэтмена в Готэме, а в Лас-Вегасе здания в этом стиле копировали архитектуру со всего мира, отражая весьма примитивное восприятие «тематичности».
Вся философия постмодернизма строилась на противостоянии модернизму как «безликому» стилю, поэтому постмодернизм оказался таким заметным со своей игрой формами и орнаментами. Архитекторы-постмодернисты брали тематику для зданий отовсюду, будь то городская легенда, религиозный образ, местная архитектура, поэтому их проекты оказываются иногда противоречащими самим себе.
Сегодня мы видим, что такая философия не предоставляет условий для развития архитектуры, а скорее заводит её в тупик — в рамках противостояния модернизму что-то принципиально новое придумать невозможно.
Постмодернизм существует ради самого себя и по сути деструктивен. Он искажал рисунки, символы и орнаменты, а затем перешёл к спонтанной экспрессии, огрублению фактур и рельефов, образам чистой агрессии и распада. Самое удивительное, что в зданиях в стиле постмодернизм, которые в отличие от модернизма провозглашали тематическими, напрочь исчезал смысл самого сюжета и нивелировалась его значимость. А вот манера оформления, элементы конструкции выходили на первый план.
В отличие от деконструктивизма, который вошёл в моду уже в 1980-е, постмодернизм был хаотичным, рассеивающим внимание, комбинированным и почти тотально анархическим, тогда как деконструктивизм стал более целенаправленным, центрированным и жанровым.
Деконструктивизм стал более утончённым, практичным, он использовал необычные детали и оригинальный подход к формам только для того, чтобы добиться оригинального образа здания, не эксплуатируя его при этом для создания тематичности.
Такие архитекторы, как Рем Колхас (Rem Koolhaas) и Заха Хадид (Zaha Hadid), Фрэнк Гери (Frank Owen Gehry), Ма Янсунь (Ma Yansong из MAD architects) и многие другие легендарные последователи деконструктивизма, считают, что сегодня форма должна соответствовать функции, а не насаждать тематику или идеалы.
Поделитесь:
Оцените статью:
Спасибо за Вашу оценку! Хотите оставить комментарий?
нетотправить
Благодарим Вас за оставленный голос.
Подпишитесь на нас:
Подписаться в Facebook
Подписаться во Вконтакте
Что такое постмодернистская архитектура?
Постмодернистская архитектура — это движение 20-го века, которое характеризуется часто непочтительной и эклектичной мешаниной классического и современного стилей для создания уникальных произведений архитектуры, стремящихся выглядеть не так, как раньше. Некоторые из самых противоречивых, провокационных, своеобразных и запоминающихся зданий в мире появились в результате постмодернистского архитектурного движения.
Портленд Билдинг Стив Морган / Wikimedia CommonsИстория постмодернистской архитектуры
Постмодернизм возник в 1960-х и 1970-х годах как критическая реакция архитекторов и ответ на преобладающую модернистскую архитектуру середины 20-го века, которую постмодернистские архитекторы воспринимали как лишенную места и жесткую, построенную из гладких современных материалов, таких как сталь и стекло, и лишенную орнамент и эмоции. Постмодернистские архитекторы считали, что утопические идеалы модернизма как демократической формы доступной для масс архитектуры потерпели крах и что его культурный момент прошел (утверждение, которое, судя по непреходящей популярности модернистской эстетики в 21 веке, не выдержало испытания время). В то время как модернизм был посвящен порядку и простоте, постмодернизм включал в себя сложность и противоречие, как утверждалось во влиятельном 1966 книга американского постмодернистского архитектора Роберта Вентури под названием: Сложность и противоречие в архитектуре .
Самые успешные постмодернистские здания источают индивидуальность, остроумие и иронический взгляд на архитектурные элементы и движения прошлого, избегая традиционной красоты и представлений о том, что составляет хороший вкус. Используя смесь разрозненных стилей, постмодернистские здания могут быть сложными для непосвященных, склоняясь к китчу и кэмпу.
Постмодернизм процветал во время экономического бума 19-го века. 80-х и продолжалось до 1990-х, оставив после себя множество громких, гордых, бросающих вызов жанру архитектурных памятников, сначала в Соединенных Штатах, а затем по всему миру в таких местах, как Европа, Япония и Австралия, где распространилось его влияние. Постмодернизм влияет на современную архитектуру и по сей день.
Виктор Хуан / Getty ImagesОсновные характеристики архитектуры постмодерна
- Смешение архитектурных стилей и периодов
- Скульптурные формы
- Частое использование ярких цветов, иногда в виде керамической плитки или цветного стекла
- Свободное использование классических декоративных деталей, взятых из прошлых архитектурных течений, часто смешиваемых и сочетающихся нетрадиционными способами
- Использование абстракции
- Характеризуется игривостью, прихоть, юмор, ирония
- Использование trompe l’oeil
- Идиосинкразические формы, нарушающие правила, бросающие вызов догматическим кодексам модернизма
Известные примеры постмодернистской архитектуры
Портлендское здание, спроектированное покойным архитектором Майклом Грейвсом, представляет собой муниципальное офисное здание в Портленде, штат Орегон, которое произвело фурор своим нетрадиционным использованием цвета, материалов поверхности и декоративных украшений, когда оно открылось в 1982 году. должно было выглядеть офисное здание. Он был внесен в Национальный реестр исторических мест в 2011 году.
Дом Ванна Вентури в Честнат-Хилл, Филадельфия, был построен в 1964 архитектора Роберта Вентури. Построенный для матери Вентури, с его нетрадиционными размерами и сломанной двускатной крышей, он был одним из первых признанных произведений постмодернистской архитектуры. «Мне нравятся элементы, которые являются скорее гибридными, чем чистыми, компромиссными, а не ясными, искаженными, а не прямыми», — писал архитектор.
Новая Государственная галерея в Штутгарте, Германия, открылась в 1984 году после пяти лет строительства. Он был спроектирован Джеймсом Стерлингом, Майклом Уилфордом и партнерами и содержит коллекцию современного искусства 20-го и 21-го веков.
Фред Ромеро / Wikimedia CommonsШтаб-квартира здания Секретной разведывательной службы (SIS) или здания M16 в Лондоне, построенного в 1994 году, была спроектирована Terry Farrell and Partners. Его причудливый дизайн был вдохновлен всем: от британских промышленных электростанций 1930-х годов до храмов майя и ацтеков. Здание практически является персонажем фильмов о Джеймсе Бонде, таких как GoldenEye (1995), И целого мира мало (1999), Skyfall (2012) и Призрак (2015).
Центр Помпиду, возведенный с большой помпой и спорами в Париже в 1970-х годах, сейчас является одной из главных достопримечательностей города. Этот музей современного искусства, спроектированный архитекторами Ренцо Пиано и Ричардом Роджерсом, представляет собой постмодернистское здание, функциональные элементы которого, в том числе трубопроводы и лифты, явно перемещены наружу, чтобы оставить как можно больше места внутри для искусства и людей. Красочная аномалия, расположенная в самом сердце величественного османовского Парижа 19-го века, делает его еще более примечательным даже сегодня.
Архитектор Фрэнк Гери считается мастером постмодерна благодаря своим знаковым зданиям, таким как Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, завершенный в 2003 году, который выглядит так, как будто он сделан из огромных крыльев из нержавеющей стали фантастического корабля.
Постмодерн | Словарь архитектуры и дизайна
Реакция на модернизм
Постмодернизм зародился как критика. К концу 1960-х и началу 1970-х модернизм уже не считался радикальным или даже актуальным. Дизайнеры начали задаваться вопросом, действительно ли архитектура может быть утопическим средством для решения социальных проблем, как утверждали более радикальные модернисты. Чикагский архитектор и провокатор Стэнли Тайгерман проиллюстрировал эту кончину в своем памятном 19-летнем романе.78 фотомонтаж, Титаник . В нем Тайгерман показывает культовый Краун-холл Людвига Мис ван дер Роэ 1956 года в Иллинойском технологическом институте (альма-матер Тайгермана), погружающийся в озеро Мичиган. В 2015 году Тайгерман представил ответ на свою оригинальную работу под названием New Titanic «The Epiphany» .
Смутное время
Постмодернистские тенденции и идеи возникли в 1960-х годах, когда проекты обновления городов привели к повсеместному сносу многих исторических построек в городских центрах, таких как Чикаго. Битвы за сохранение скромных кварталов, а также городских икон (например, Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке) заставили многих задуматься о том, как страна признала свое историческое наследие и признала ли она вообще. На протяжении последних десятилетий 20-го века глобальные перспективы и массовая культура определялись такими вещами, как нефтяное эмбарго ОПЕК; ранние попытки разработки пассивной энергии; окончание холодной войны; корпоративный избыток; новые направления в абстрактном искусстве; и подъем хип-хопа. Многие постмодернистские архитекторы и художники отреагировали на эти культурные сдвиги.
Влиятельные книги
В эпоху постмодерна было опубликовано несколько влиятельных текстов, которые представили новые фразы, теории и способы видения искусственной среды конца 1960-х и начала 1970-х годов. В 1966 году архитектор Роберт Вентури написал проект «Сложность и противоречие в архитектуре» , в котором утверждалось, что в зданиях «богатство смысла, а не ясность смысла». «Меньше скучно», — заявил он в ответ на знаменитую цитату Миса ван дер Роэ «Меньше значит больше». В 1968 лет Вентури, его партнер Дениз Скотт Браун и архитектор Стив Изенур взяли свой класс студентов-архитекторов Йельского университета в Лас-Вегас, утверждая, что коммерческая полоса была американским эквивалентом римской площади или площади и, следовательно, заслуживала изучения. Позже исследование было опубликовано под названием « Learning from Las Vegas », в котором были введены термины «утка» и «украшенный сарай» для описания архитектуры того времени. К 1977 году архитектор и теоретик Чарльз Дженкс написал книгу «Язык постмодернизма».0008 — термин, заимствованный из литературы, — в попытке объяснить международный отход от модернизма.
Характеристики
В 2011 году Музей Виктории и Альберта в Лондоне организовал масштабную выставку, посвященную постмодернизму. Архитектурные критики сегодня могут смотреть на последние десятилетия 20-го века и качать головой из-за декоративного излишества и «поп-культурной пародии» того времени. Но кураторы V & A серьезно подошли к исследованию общих черт постмодернизма. Они выделили четыре характеристики: цитата, метафора, множественность и пародия. Постмодернистское здание, такое как 19Библиотека Гарольда Вашингтона 91 года с ее преувеличенным орнаментом и отсылками к историческим зданиям Чикаго ясно иллюстрирует эти идеи.
Постмодернизм пересекает все аспекты жизни и дизайна
Очень сложно дать определение постмодернизму, и многие архитекторы и художники сопротивляются его классификации. Постмодернистские идеи можно было найти в самых разных творческих областях, растворивших границы между ними, в том числе: в литературе, изобразительном искусстве, графике, промышленном дизайне, театре и танце. В архитектуре постмодернизм — это не столько отдельный стиль, сколько объединение многих стилей, заимствованных из истории, реагирующих на городской контекст и охватывающих декоративные традиции. Постмодернизм был, как писала историк Мэри Маклеод, «желанием сделать архитектуру средством культурного самовыражения».