Сталинская архитектура в фотографиях Наума Грановского
Кто может определить по строителным кранам точный год съёмки этого кадра Москвы 1950-х?КРУПНО
Ниже текст и иллюстрации целиком из источника по ссылке в конце поста:
Анна Броновицкая, кандидат искусствоведения, доцент МАРХИ, директор по исследованиям Института модернизма, куратор выставки «Большой стиль Наума Грановского»
Большинство людей безошибочно опознают архитектуру, созданную с середины тридцатых по середину пятидесятых, как сталинскую. Но архитектура этого времени совсем не однородна: в ней можно различить несколько разных течений и подходов, что мы и пытались показать на выставке. Здания того времени продолжают определять образ Москвы, потому что они строились на важнейших радиальных магистралях, Садовом кольце и набережных. Тогда за ними могло скрываться все что угодно — остатки исторических усадеб, сараи и бараки, но этого можно было не замечать. А не заметить высотных зданий или станций метро — невозможно. Архитектурная политика была нацелена в большой степени на создание образов, а расселение людей из подвалов и коммуналок осталось уже постсталинской эпохе.
Если бы не «Большой стиль» и резкий поворот в начале 1930-х годов в развитии архитектуры, то Москва была бы значительно более скромным, но и удобным для жизни городом. Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года сделал кварталы крупнее, сократил число улиц и переулков. Предыдущие планы предполагали развитие более тонкой и распределенной улично-дорожной сети, а заложенный в них принцип полицентричности помог бы избежать многих проблем, с которыми мы сталкиваемся сейчас.
Это время было связано с невосполнимыми потерями ценного архитектурного наследия и с огромными человеческими жертвами. Я говорю о прямом участии системы ГУЛАГ в реконструкции Москвы. Канал Москва — Волга, без которого невозможно было бы просто обеспечение водой новых домов, был выкопан руками заключенных. Красивый камень для облицовки метро, да и просто строительный лес добывали в лагерях, а сами архитекторы были поставлены в ненормальные условия. Но эти трагические обстоятельства не снижают архитектурных достоинств эпохи.
Лично я никакой ностальгии по советскому времени не испытываю, даже если говорить не о сталинском времени, а о сравнительно бескровных семидесятых и восьмидесятых годах, которые помню сама. Наверное, в какой-то степени можно позавидовать надеждам ранних шестидесятых, которые прочитываются в архитектуре и искусстве тех лет. Но в любом случае меня очень расстраивает, что то, что должно было бы уже стать достоянием истории, становится предметом спекуляций в интересах текущей политики.

Развитие набережных стало уникальным достижением своего времени: в большинстве европейских городов берега рек оставались задворками гораздо дольше. Смоленскую набережную начали застраивать в 1930-х годах, и первым здесь появился дом архитектора Щусева, на углу с только намеченным тогда Новым Арбатом. Другие дома появились только в 1950-х годах, поэтому отличаются друг от друга в своей архитектуре. Тем не менее они образуют единый ансамбль, который включает в себя и высотное здание МИДа.
Раньше этот район считался самой настоящей трущобой: здесь находились притоны, жили извозчики, мастеровые и воры, а Александр Вьюрков писал, что здесь бесследно исчезали не только краденые вещи, но и сами ограбленные. На фасаде дома по проекту архитекторов Щусева и Ростковского размещался один из самых длинных лозунгов того времени: «Да здравствует Коммунистическая партия Советского Союза».
Бараки снесли только к 50-м годам, и сцену взрыва одного из притонов можно увидеть в конце фильма «Стучись в любую дверь».
Новый Арбат построили в начале 60-х, а здание МИДа появилось в 1953 году — одной из первых сталинских высоток. Интересно, что шпиль здания решили сделать декоративным: обычного здание могло не выдержать, поэтому пришлось делать полый металлический, который теперь приходится все время красить.

Архитектор Алексей Щусев. Дата строительства — 1934 год
Одна из первых гостиниц в Баку была построена в переходном стиле от конструктивизма к так называемому сталинскому. О конструктивизме напоминают вдвинутые друг в друга кубы, сплошные горизонтальные ленты балконов и циферблаты часов на угловых гранях башни. От сталинского стиля — намек на ордер в виде карнизов, пока еще узких, но с небольшими классическими консолями, а также колонны с капителями и балюстрадой у террасы над входом. Ограда с вазонами и пиалами появляется по той же самой причине: конструктивистское здание надо было замаскировать так, чтобы оно соответствовало требованиям нового времени.
В 2000-х дом сильно повредило землетрясение, а потом и пожар: верхние этажи были полностью разрушены. В 2006 году старый «Интурист» снесли, а теперь по доброй отечественной традиции собираются построить заново примерно такую же гостиницу.

Архитекторы Даниил Фридман, Леонид Мецоян. Даты строительства — с 1935 по 1939 год
Тоже здание в переходном стиле: строить его начинали в 1933 году как Дом правительственных учреждений, и выглядеть оно должно было достаточно функционально. Но после переезда правительства в Харьков недостроенный дом решили превратить в универмаг и поручили заняться этим архитекторам из мастерской Щусева. Из нескольких предложенных вариантов почему-то был выбран тот, что больше напоминал современную американскую архитектуру ар-деко, — видимо, такой стиль лучше подходил для торгового здания.
Во время войны магазин горел и был разграблен, но, к счастью, сохранился — после освобождения города в нем раздавали карточки на предметы первой необходимости. В 60-х здесь появились первые эскалаторы, а с витринами ЦУМа работали лучшие художники: так, украшения из жемчуга в 80-х рекламировал механический водолаз.
В 2012 году магазин закрылся на реконструкцию, в результате которой, по аналогии с Детским миром, вероятно, от старого здания останутся только фасады: все демонтировано, кроме внешних стен, а два верхних этажа в принципе разобраны — взамен девелоперы обещают разработать для универмага «свой аромат и звук».

Архитекторы Микаэль Усейнов и Садых Дадашев. Дата строительства — 1934 год
Здание строилось по образу и подобию Воспитательного дома во Флоренции — в рамках общего курса на «освоение исторического наследия». Но полностью следовать историческому прототипу было нельзя. Поэтому оформление окон нижнего этажа становится проще, а на верхнем этаже появляется лоджия с колоннами. От сильно вынесенного карниза здание еще больше напоминает архитектуру Раннего Возрождения, а вот балюстрада вокруг площадки перед зданием конфликтует со всем остальным. Вероятно, она появилась уже в 1950-х годах, незадолго до того, как Грановский сделал свой снимок.
Архитектор здания Микаэль Усейнов происходил из богатой аристократической семьи, которая владела кораблями, фабриками и гостиницами, и в разгар сталинских репрессий почти все его родственники были расстреляны. В коридоре Усейнова стоял наготове собранный для лагеря чемоданчик — но от репрессий его спасло наличие Государственной премии за павильон Азербайджана на ВДНХ.

Архитекторы Каро Алабян, Василий Симбирцев. Даты строительства — с 1930 по 1940 год
На месте, где стоит театр, должны были пересекаться две главные городские трассы: «Северный луч», соединяющий Кремль с Останкино, и хордовая магистраль между Ленинградским, Ярославским, Казанским, Белорусским и Киевским вокзалами. В конкурсе на стратегическое здание победил проект Алабяна и Симбирцева — благодаря символической идее. План здания напоминает пятиконечную звезду. Такой символизм был свойственен авангардной архитектуре, и к требованиям нового времени театр пришлось адаптировать пышным декором с вариациями на тему Возрождения. На крыше театра должна была стоять еще и статуя красноармейца, которую в итоге заменили небольшой башенкой с флагштоком.
В самом здании десять этажей, и на столько же этажей здание уходит под землю, где скрываются в том числе и конструкции, поддерживающие сложную механику сцены (с двумя вращающимися кругами и двенадцатью подъемными платформами). По легендам, в некоторых спектаклях участвовали настоящие танки и кавалерия, но свидетельств тому не осталось. Что касается самого архитектора, Каро Алабяна, то он из-за конфликтов с Берией в конце 40-х потерял все свои регалии и был вынужден покинуть Москву.

Снимки Наума Грановского сильно отличались от тех, что снимали до революции: фотографы начала века пытались создавать живописные эффекты, а для Грановского было намного важнее в своих работах структурировать пространство и создавать перспективу. Пример тому — композиция «Набережной парка Горького»: четыре девушки на набережной образуют одну линию и оказываются точно посередине между двумя скульптурами. Теплоход плывет в направлении, противоположном движению девушек, а приподнятая линия реки придает динамику. Лестница на переднем плане эту динамику усиливает, а равновесие придает ровная линия многоэтажных домов на противоположной набережной. Так весь снимок оказывается выстроен на столкновении разнонаправленного движения и динамики.

Грановский долго искал подходящую точку съемки для своей знаменитой фотографии «Ночная Москва», или «Москва, Смоленская набережная», — этот снимок можно было часто увидеть в передачах московского телевидения.
Центром композиции должен был стать высотный дом, и в поисках подходящего ракурса Грановский по очереди просил пустить его в квартиру жителей восьмиэтажного дома на набережной. Вид с четвертого этажа убивал мосты, c восьмого — давил излучину и заставлял дома казаться ниже. Балкон на шестом этаже подходил лучше всего, но теперь оказалось, что не подходит погода: мокрый асфальт добавил бы снимку бликов и контрастов. Первый осенний снег стал большой удачей Грановского: его белая линия выразительно подчеркнула поворот реки. Так подробно рассказывает историю этого кадра журнал «Советское фото» за август 1965 года.

Мастерская Александра Власова. Построены в середине 1950-х годов
Ленинский проспект был главной радиальной магистралью в новом Юго-Западном районе столицы. Поэтому декором здесь занимались особо тщательно: на зданиях должны были быть колонны, пилястры, лепнина, карнизы, балюстрады, цветная штукатурка, даже скульптура. Но строительство этих домов началось незадолго до постановления 1955 года о борьбе с излишествами в архитектуре. В результате сохранился только общий замысел, а от всех украшений фасады очистили. Их заменила простая светлая керамическая облицовка. За это москвичи прозвали дома обдирными.

Архитектор Владимир Ершов. Даты строительства — с 1949 по 1956 год
Во многих советских городах после войны строили дворцы культуры, похожие на античные храмы, и в каждом случае типовой проект дорабатывали с учетом пожеланий и возможностей местного руководства. Дворец культуры профсоюзов в Минске украшен большим количеством декора, хотя строился уже во время борьбы с «излишествами». Напротив дворца должен был стоять памятник Сталину — но он не простоял и трех лет, после смерти вождя был уничтожен. Сам дворец также подвергся резкой критике.

В своей статье «Из практики архитектурной съемки» Наум Грановский пишет: «По поручению Фотохроники ТАСС я выезжал в Волгоград для съемки архитектуры города — улиц, площадей, бульваров, набережных, достопримечательностей. С утра, в день прибытия, я прошелся пешком по городу, ознакомился с ним в общих чертах. Сложилось первое впечатление.
Следующие дни были посвящены составлению тематического и рабочего плана. Вместе с объектами, намеченными для фотографирования, я записывал предполагаемые точки и примерный час съемки, крупность планов, учитывая,что наиболее выигрышное время (в хорошую погоду) — раннее утро и сумерки.
График работы помог уплотнить время и закончить работу в сравнительно короткий срок. Отсюда вывод: не снимайте с ходу, на авось, не побывав предварительно на месте, не присмотревшись к тому, как расположено здание, как оно освещено в различные часы дня. В архитектурной съемке торопливость — плохой союзник».
Источник
Строгий и сталинский классицизм
Сталинский классицизм. Оперный театр. г. Челябинск.
Разные исторические эпохи представляли определенные варианты классицизма. Сравним строгий классицизм и классицизм советских времен, который нередко называют сталинским.
Строгий классицизм
Строгим классицизмом называют стиль времен правления Екатерины Великой в России (1762-1796 гг.) Этот стиль властвовал несколько лет: с 1780-х гг. до конца 18 в., но оставил после себя значительные памятники архитектуры. Строгий классицизм как стиль сложился в конце 18 в. в архитектуре Петербурга. Для периода строгого классицизма характерно цитирование классических архитектурных ордеров, которые описывали в своих трудах Витрувий и Палладио. Сооружения имели прямоугольные симметричные конструкции, колоннаду, фронтоны, портики, колоннады, украшались копиями античных скульптур, рельефными сюжетами на античные темы. Для декора использовались орнаменты античности.
Камероновы галереи в стиле строгий классицизм. Царское село. г. Пушкин. Колоннада из нескольких рядов предназначалась для прогулок. Шотландский архитектор Ч.Камерон (Charles Cameron; 1745-46 —1812гг.), работавший в России.
Укреплению стиля способствовали исторические события, развитие государственной экономики, рынка, промышленности, торговли, градообразующего строительства по новым генеральным планам, в котором использовались принципы строгого классицизма. В этот период стало очень популярным усадебное строительство, особенно широко оно было развито в Поволжье и на юге России. Здания с портиками, колоннами, фронтоном были символом престижа.
Усадьба Сиворицы (Никольское). Архитектор И. Старов. 1870-е гг.
Дворцы в стиле строгого классицизма стали мировым достоянием. В стиле строгий классицизм одним из первых начал строить архитектор Чарльз Камерон. Классические элементы украшали здания В. И. Баженова, И. Е. Старова, Д. Кваренги, Н. А. Львова. Их сооружения гармоничны, композиционно завершены, пропорциональны и лаконичны. Образцом строгого классицизма стал Таврический дворец (1783—1789 гг. архитектор И. Е. Старов) с галереей, параллельной фасаду и парными колоннами ионического ордера. В композиции Таврического дворца присутствуют боковые пристройки, которые связаны с центральным зданием переходами. Стены окрашены насыщенным цветом, на их фоне выделяются белые колонны, подчеркивая архитектонику стен из кирпича.
Таврический дворец.1783—1789 гг. Архитектор И. Е. Старов.
В стиле строгого классицизма построен Дом Пашкова (1784-1786 гг. архитектор В. Баженов (1737-1799 гг.)), старое здание Библиотеки В.И.Ленина, загородная царская дворцово-парковая резиденция в подмосковном селе Царицыно, Михайловский замок в Петербурге (1797-1800 гг. построен Винченцо Бренна. (1745—1820 гг.), без участия зодчего были внесены изменения в трактовку главного фасада). В манере строгого классицизма архитектором М. Казаковым (Матвей Фёдорович Казаков.1738 -1812 гг.) построен Петровский дворец (1776—1780-е гг.) Здание Сената в московском Кремле (1776—1787 гг.), церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.) — примеры классицизма этого периода. Архитектор Ф. Волков (Федор Иванович Волков.1755-1803 гг.) к 1790 г. создал на основе принципов классицизма проекты-образцы казарменных домов. Наиболее известными являются здание Морского Кадетского корпуса (1796-1798 гг.), ансамбль Главного Почтамта в Петербурге(1782-1789 гг.) Черты строгого классицизма проявились в работах Джакомо Кваренги (Quarenghi.1744-1817 гг.): дача А.А.Безбородко (1783-1788 гг.), здание Академии Наук (1783-1789 гг.), Эрмитажный театр (1783-1787 гг.), здание Ассигнационного банка (1783-1790 гг.), Александровский дворец (1792-1796 гг.) в Царском селе, Триумфальная арка в 1814 году – Нарвские ворота. Строгий классицизм отразился в гранитных набережных Петербурга, памятниках, обелисках, городских площадях, ансамблях.
Сенат в московском Кремле. 1776—1787 гг. Архитектор М. Казаков.
Сталинский классицизм
Советский классицизм, который иногда называют «сталинским классицизмом» занял лидирующие позиции в архитектуре советской страны с середины 1930-х до середины 1950-х гг. Этот стиль сменил конструктивизм и рационализм в зодчестве во времена правления Сталина. В послевоенное время сталинский классицизм получил свое развитие в Восточной Европе. Со строгим классицизмом это направление роднит создание городских ансамблей, использование античных ордеров, элементов античного орнамента, который преимущество состоял из орудий сельскохозяйственного и промышленного труда, фигур трудящихся, декор с геральдическими композициями. Здания сталинского классицизма величественны, торжественны. В отделке используется рустированный камень, мрамор, гранит, бронза, лепнина. В этом стиле создавались не только здания органов государственной власти, также строились дворцы культуры, спортивные комплексы, научно-исследовательские институты, медицинские центры, университеты. Архитекторы того времени работали в творческих мастерских, проектных институтах под руководством ведущих мастеров советского зодчества. Проекты сооружений в стиле сталинского классицизма нередко создавались на основе всесоюзных конкурсов. Сталинский классицизм в советской архитектуре поддерживался сооружениями в стиле «сталинский ампир» (ссылка на статью). Здания в этом стиле должны были внушать уважение к государственному строю, выражать уверенность, оптимизм, веру в победу советского строя и образа жизни. К этому стилю относятся ансамбль Тверской улицы, проспекты Кутузовский, Ленинский, Ленинградский, проспект Мира, застройки улиц Щербаковской, Красносельской, площадей Москвы — Лубянской, Суворовской, Садового кольца; здания, построенные вдоль канала им. Москвы, ВСХВ, станции Московского метро того периода.
Дом на Кутузовском проспекте в стиле сталинский классицизм. Фото: Романчук Д. А.
В Ленинграде (Петербурге) примерами стиля стали Дом Советов, строения проспекта Стачек, Московского проспекта, площади Калинина, станции метрополитена (Кировско-Выборгская линия).
Дом Советов в Петербурге. 1936-1941. архитекторы Н. Троцкий, Я. Лукин, Я. Свирский, Л. Тверской, М. Шепилевский, инж. Голушкевич С. С.
В г. Сталинграде (ныне г. Волгоград) в стиле советского классицизма создали набережную, театр Драмы, проспект Ленина, аллею Героев, педагогический институт.
Театр драмы в г. Волгограде. Послевоенная реконструкция здания была закончена к 1952 г.
В бывшем городе Горьком (ныне г. Нижний Новгород) сталинский классицизм получил отражение в проекте Дворца Культуры горьковского автозавода. В этом стиле были построены дома вдоль Октябрьской улицы, площади Лядова, проспекта Гагарина, университет им. Лобачевского.
Дворец культуры горьковского автозавода.
В г. Свердловске ( ныне г. Екатеринбург) — стиль отразился в зданиях Уральского университета, Дворце металлургов, здании городского совета.
Уральский университет в г. Екатеринбурге. 1930-е гг.
Большинство городов советской страны имели сооружения, созданные в стиле сталинского классицизма. Строгий классицизм и советский классицизм имели много общих внешних черт при разных идейных основах. Классицизм при Екатерине Второй основывался и поддерживался идеологией нарождающейся буржуазии, которая могла благодаря этому стилю приблизиться к дворянству: демократичный классический стиль сблизил разные слои общества. Советский классицизм основывался на идеологии социалистического реализма, провозглашенного в начале 30-х годов в качестве основного вида искусства в СССР и был призван продемонстрировать силу и основательность государственного строя. В настоящее время элементы советский классицизм используется при возведении общественных и частных строений.
Фрагмент бокового фасада дворца бракосочетания в Тюмени выполнен по мотивам советского классицизма.
Автор текста: М. Костин
10 самых красивых зданий сталинской эпохи – Архив

«Я давно увлекаюсь изучением советской архитектуры 1930–1950-х, собираю книги и журналы тех лет, пишу статьи. В определенный момент я подумал, что тем объемом информации, который содержится в собранной мной литературе, было бы здорово поделиться с другими. Тем более что достойных сайтов, посвященных этой теме, в сети не было. Так в 2012 году я создал паблик MCMXXXV. Название — дата 1935 римскими цифрами. В 1935 году был утвержден Генеральный план развития Москвы, оказавший огромное значение на развитие, характер застройки и архитектуру не только столицы, но и всего СССР.
Советская архитектура периода 1930–50-х уникальна. Я не пытаюсь выставлять той эпохе оценки, плоха она или хороша, она была, и о ней надо знать. А чем больше мы знаем, тем легче нам самостоятельно разбираться в вопросах истории, культуры и искусства».
Школа №518

Садовническая наб., 37, архитектор — И.А.Звездин, 1935 год
Фотография: dic.academic.ru
Экспериментальная школа на Садовнической набережной была спроектирована архитектором Иваном Звездиным в начале 1930-х как большой школьный комбинат, рассчитанный на 600 учащихся, со спортивными площадками и мастерскими.
Фасад школы является характерным примером переходного стиля середины 1930-х: остекление и большие круглые окна-иллюминаторы остались в наследство от конструктивизма, однако они сочетаются с легкой колоннадой на уровне второго и третьего этажей, характерной уже для сталинского ампира.
В 1996 году школу хотели снести ради строительства нового здания. Однако после историко-архитектурного обследования, проведенного по инициативе теоретика советской архитектуры Селима Хан-Магомедова, школа получила статус выявленного памятника архитектуры. В 2002 году здание пережило масштабную реконструкцию с сохранением исторического фасада и некоторых интерьеров.
Дом ИТР НКТП

Большая Сухаревская пл., 14/7, архитектор — Д.Д.Булгаков, 1935 год
Фотография: pastvu.com
У жилого дома на Большой Сухаревской площади интересная история. Первоначальный проект здания был разработан в 1930 году немецким архитектором Ремеле в духе популярного в то время конструктивизма для расселения высшего состава Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. Однако вскоре конструктивизм оказался в опале, что отразилось на вкусах правящей элиты. Строгий, аскетичный фасад уже не устраивал заказчика в лице НКТП, поэтому архитектурно обогатить уже построенную коробку здания позвали молодого и амбициозного архитектора Дмитрия Булгакова. Он декорировал здание карнизами, кронштейнами и консолями, угол здания на уровне последнего этажа выделил башней с колоннадой. Фасад по Ананьевскому переулку украсила декоративная аркада. Основные работы по реконструкции здания завершили к концу 1935 года. Несмотря на преимущественно негативную оценку современников за излишнюю бутафорию, жилой дом ИТР НКТП СССР является одной из самых неординарных московских построек 1930-х и своеобразным памятником творческим поискам нового стиля.
Подстанция Московского метрополитена

Большая Никитская ул., 7/10, архитектор — Д.Ф.Фридман, 1935 год
Фотография: vk.com/mcmxxxv
Здание центральной тяговой подстанции Московского метрополитена построили на Большой Никитской улице в 1935 году по проекту профессора Даниила Фридмана, который в то время руководил 5-й архитектурно-планировочной мастерской Моссовета. Особый интерес представляет фасад здания, характерный для творчества Фридмана в 1930-е годы. Архитектор придумал необычное остекление и некоторые детали на фасадах. Ниши антаблемента украшали уже утраченные стеклянные светильники, а под карнизом располагалась подсвечивающаяся надпись «Мосметро». Это здание Илья Ильф в своих «Записных книжках» назвал «вдохновенным созданием архитектора Фридмана».
Жилой дом ударника НКПС

Краснопрудная, 22–24, архитектор — З.М.Розенфельд, 1937 год
Фотография: vk.com/mcmxxxv
В 1935 году Краснопрудную улицу включили в состав проектируемой магистрали, соединяющей проспект Дворца Советов и Кировский проспект по Генеральному плану реконструкции Москвы.
Жилой дом ударника Народного комиссариата путей сообщения СССР — первый в многоэтажной застройке Краснопрудной улицы. Проектированием здания занимался молодой Зиновий Розенфельд, ставший впоследствии одним из крупнейших советских архитекторов жилищного строительства.
Розенфельд хотел, чтобы здание производило впечатление гигантской постройки, поэтому украсил фасад кессонами, которые в массе должны были передать это ощущение. Небольшую часть стены архитектор намеренно оставил пустой — чтобы фасад выглядел динамичным. Розенфельд работал с освоением архитектурного наследия очень осторожно, не допуская прямого копирования тех или иных приемов и элементов стилей прошлых эпох.
Фрунзенская АТС

Зубовская пл., 3 (К.И.Соломонов, 1935 год)
Фотография: wikipedia.org
Здание автоматической телефонной станции Фрунзенского района на Зубовской площади построили в 1935 году по проекту Касьяна Соломонова. На рубеже 1920–30-х индустриальные сооружения играли важную общественную роль, олицетворяя собой технический прогресс, поэтому их виду уделяли особое внимание. Главный фасад здания симметричный и простой. Боковые стены декорировали популярными в 1930-е кессонами. А на нижнем этаже — стеклянные эркеры, наследие уже почти забытого конструктивизма.
Здание Метростроя

Просп. Академика Сахарова, 16, архитектор — Д.Ф.Фридман, 1936
Фотография: vk.com/mcmxxxv
Новокировский проспект (ныне проспект академика Сахарова) трактовался в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года как магистраль, соединяющая центр города с вокзалами Комсомольской площади. С начала 1930-х проспект стал застраиваться важными общественными сооружениями, среди которых — здание Центросоюза легендарного Ле Корбюзье. На противоположной стороне улицы в 1936 году по проекту Даниила Фридмана построили комплекс зданий Метростроя. Здание главного управления решили строить монументальным и величественным, чтобы обозначить важную роль Метростроя в жизни Москвы 1930-х. Сооружение так понравилось наркому оборонной промышленности Михаилу Кагановичу (брату лидера московских большевиков и метростроевцев Лазаря Кагановича), что тот внес в правительство предложение передать весь комплекс его наркомату, что и было сделано еще до войны. 16 скульптур метростроевцев в касках с отбойными молотками украшали фасады здания до середины 1980-х — тогда они стали разваливаться и их демонтировали.
Жилой дом Военной академии РККА

Яузский б-р, 2/16, архитектор — И.А.Голосов, 1936 год
Фотография: pastvu.com
Илья Голосов в 1920-х получил признание как талантливый конструктивист, однако именно он стал одним из первых архитекторов, начавших глубокий поиск нового стиля в 1930-е. Ярким примером творческих экспериментов Голосова над большой архитектурной формой является жилой дом Академии РККА на Яузском бульваре, построенный в 1936 году. Несмотря на то что само здание классическое, архитектурно-декоративные детали выполнены в другом стиле: колоннада, пилястры, консоли и венчающий карниз намеренно абсолютно непохожи на классические прототипы.
Военная академия РККА им. Фрунзе

Пр. Девичьего Поля, 4, архитекторы — Л.В.Руднев, В.О.Мунц, 1937 год
Фотография: vk.com/mcmxxxv
Архитектурный конкурс на проект Военной академии РККА им. Фрунзе прошел в 1931 году. Победителем стал представитель ленинградской школы Лев Руднев. Выбор его монументального проекта среди большинства конструктивистских работ обозначил сдвиги в архитектурной жизни СССР. Здание академии характерно для романтического творчества Руднева. Основная мысль композиции — мощь и величие Красной Армии. Прямоугольный объем монументального здания возвышается над высоким глухим стилобатом. На тяжелом кубе, врезанном в угол стилобата, по проекту Руднева должен был выситься мощный силуэт танка, однако временный деревянный макет демонтировали во время войны, а сейчас на его месте стоит БМП, установленная в конце 1990-х. Фасад здания геометрически расчленен на кессоны. Фасад с одинаковыми членениями и симметрией вызывает ассоциацию с построением военной колонны. В этом сила художественного образа и основная удача замысла архитектора.
Северный речной вокзал

Ленинградское шоссе, 51, архитектор – А.М.Рухлядев, 1937 год
Фотография: РИА Новости
Канал Москва — Волга (ныне им. Москвы), запущенный в эксплуатацию в 1937 году, сделал столицу портовым городом. По каналу стали проходить не только грузопассажирские линии, но и популярные туристические круизы. В том же году на берегу Химкинского водохранилища по проекту архитектора Алексея Рухлядева соорудили Северный речной вокзал — новое лицо Москвы на воде. Вдохновляясь архитектурной итальянского Ренессанса, Рухлядев спроектировал здание вокзала в образе круизного теплохода: это выражает не только форма здания, но и легкость самого сооружения. Двухъярусная галерея по всему периметру придает постройке воздушность и переходит в ступенчатую башню, увенчанную шпилем с пятиконечной звездой, которая в 1935–1937 годах украшала Спасскую башню Московского Кремля.
Здание являлось не только вокзалом, но и местом отдыха. Крыша использовалась в качестве террасы ресторана, с которой открывался живописный вид на водохранилище. К сожалению, сейчас выдающееся сооружение 1930-х находится в безобразном состоянии и уже несколько лет ожидает ремонта.
Кинотеатр «Родина»

Семеновская пл., 5, архитектор — В.П.Калмыков, 1938 год
Фотография: www.arhplan.ru
Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года предусматривал постройку в Москве в течение десяти лет пятидесяти кинотеатров. Кинотеатр «Родина» на Семеновской площади был построен одним из первых. За основу проекта приняли вариант типового кинотеатра, разработанный архитектором Виктором Калмыковым. Однако автор внес в свой типовой проект ряд изменений, чтобы здание выглядело более парадным. Портал главного входа украсило панно из керамических плиток, а боковой фасад — балкон в духе итальянского Ренессанса. Открывшийся в 1938 году кинотеатр до сих пор выполняет свою функцию, а в фойе сохранился первозданный интерьер.
Метро. Большой сталинский стиль. — Мудрость не всегда приходит с возрастом… — LiveJournal
«Большой сталинский стиль» — мы посмотрим несколько станций разного времени и разных веток.Все первые ветки — первая, вторая, третья, а также частично кольцевая — выдержаны в едином ключе.
Красная, первая — это период поиска стиля, поиска новой архитектуры.
Московское метро не первое в мире, были уже запущены метрополитены в Лондоне, в Будапеште, Париже, Нью-Йорке… Но все они были очень утилитарны.
Советскую страну это не устраивало, во-первых, мы должны били быть лучшими, во-вторых, вообще общественным пространствам и помещениям общественным уделялось особое внимание.
Но чтобы нащупать верное решение, надо было пробовать, искать.
В те годы господствовал конструктивизм с простыми формами и отсутствием украшений.
Но в метро конструктивизм постепенно дополняется цветным камнем, фресками, рельефами…
По сути, то же самое происходит в архитектуре Европы, приобретая название Арт-деко. Считается, что у нас этого стиля не было, но, по сути, в метро мы видим именно его.
В 1933г. создается бюро-метропроект, подтягиваются как молодые, так и опытные инженеры и архитекторы. Во главе стоит некто Кравец.
****Первые вагоны были лимоннно-оливковые.
После войны появились бежевые с коричневым (по красной ветке ходит такой состав «Сокольники»)
1. Станция Кропоткинская.
Планировалось, что это должна стать самая главная станция, с выходом в вестибюль Дворца Советов.
Перед автором Душкиным стояла сложная задача — это должна быть парадная станция, но не перебивающая впечатление от Дворца.
И первоначально она была кипельно-белая, мрамор, который мы видим сейчас — реконструкция 60-х годов.
Если мы вспомним Арбатскую Филевской линии, то там на стенах плитка, вот тут была такая же, только белая.
На время реконструкции Душкин был еще жив, он был очень расстроен тем, что мрамор оказался темнее, чем планировалась, буквально собственноручно отбирал и сортировал, чтобы вниз разместить более темные плиты.
2. Станция Библиотека.
Здесь мы выходим буквально на минутку.
Это односводная станция мелкого залегания, первой очереди.
В прямоугольниках на стенах размещалась карта метро, теперь она туда уже не помещается.
На полу изначально был дубовый паркет, как и в самой Библиотеке, но тут он продержался всего три месяца, а вот в библиотеке под шкафами сохранился. )
Центральный мостик перехода появился в 50-е годы.
**** Когда начинали строить метро, то эскалаторы и проходные щиты закупали в Америке-Англии, использовали и заодно копировали для собственного производства.
А вообще проходческие щиты были придуманы Брюнелем, за основу взято продвижение моллюска. И он еще в начале 19 века предлагал Александру Первому с помощью такого устройства сделать туннель под Невой. Александр отказался, а через 15 лет англичане построили туннель под Темзой.
3. Станция Охотный ряд.
Тут мы не выходим, поэтому фото из сети.
Арочные проходы тут не просто так, а имитация гостиного двора.
4. Станция Лубянка.
Первоначально называлась Дзержинская.
Тут еще конструктивизм. Архитектор Ладовский.
В этом месте очень сложный грунт, поэтому сначала трехзальная станция не получалась, была двухзальная — из аванзала возле эскалаторов были проходы на перроны, а центрального зала не было.
Перестроили станцию уже в 70-х, заодно с переходом на Кузнецкий мост.
Поэтому так различны перронные залы (см.решеточки) и центральный.
Перепад первычного перронного зала и после реконструкции
****Перестройкой руководила арх. Алешина. Понимая, что фактически уничтожает первоначальный замысел автора, она на Серпуховской сделала реплику Лубянки.
фото из сети
***** Та же самая проблема с грунтами была на станции Чистые пруды (тогда Кировская), но там удалось в 1965г. осуществить именно первоначальный проект, раскрыв центральный зал.
5. Станция Красные ворота.
Римская архитектура.
Автор — Фомин, поклонник классики, имел мнение, что именно античность лучше прочего выражает новое время.
Трехпролетная пилонная станция.
И здесь тоже столкнулись в плывунами в грунте, и тоже хотели ограничиться перронными залами, но метростроевец Гоциридзе (легендарный человек, построивший впоследствии Тбилисское метро) тогда впервые заявил о себе, вызвавшись на свой страх и риск пройти центральный зал. Да, пилоны пришлось объединить, чтобы усилить. Из-за этого в бело-красное решение станции добавился третий, желтоватый оттенок крымского мраморовидного известняка. Красный цвет — это азербайджанский мрамор, с ним произошла ужасная вещь: к олимпиаде-80 его, чтобы освежить блеск, покрыли лаком. И лак буквально сожрал камень. А поскольку месторождений такого мрамора не осталось, приходится подкрашивать краской. Так вот печально.
6. Станция Комсомольская.
Это одна из заглавных станций, принимающая пассажиров трех вокзалов, самые большие ворота города. Она изначально рассчитывалась на большой пассажиропоток, поэтому тут организована верхняя галерея.
Архитектор Чечулин.
****Уже в начале 20 века трамваи в районе Каланчевской площади трамваи ходили с интервалом 2-3 минуты. В метро же к 1939г. был достигнут рекорд интервала в 115 секунд.
Это станция мелкого заложения, колонного типа.
Потолок кессонированный, сейчас восстановлена система освещения авторская, с лампой в каждом кессоне, которая была демонтирована после появления ламп дневного света.
Интересно решены колонны — квадратной формы, что недопустимо в классике, они завершаются декором, близким к коринфскому ордену. В декоре — аббревиатура КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи) — первоначальное название комсомола. И аббревиатура тут не случайна, как и название станции, рабочее название которой было Каланчевская.
Рядом с площадью когда-то был пруд, который постепенно мелел, потом его совсем засыпали, но речки продолжали течь. И вот во время строительства грунты подмылись, прорвало плывун. И бригада комсомольцев спасла стройку, даже были жертвы, но плывун был сперва заморожен, затем загерметизирован составом с жидким стеклом.
И вот в честь героических действий комсомольцев название станции было изменено.
Поднимаемся на балкон, тут сохранилась оригинальная плитка и изящные вентиляционные решетки.
В вестибюле выхода в город — оригинальные панно с подглазурной росписью. Это сложная технология, когда белая плитка клеится на полотно, производится роспись, затем панно окунается в глазурь, затем обжигается. Сложность в том, что в зависимости от расположения в печи цвета на плитках могут проявиться по разному.
Ну, без самолетов в те годы никуда. )))
В другую сторону — вестибюль перехода, это уже послевоенные годы и использование русской архитектуры, наша история перестает быть запретной, наоборот, негативным становится ориентация на запад, пропагандируется борьба с западным влиянием. Тогда взлетает слава архитекторов прошлого — Баженова, Казакова.
Панно в комбинации смальтовой и флорентийской мозаики.
7. Станция Комсомольская-кольцевая.
Станция кольцевая открывалась уже после 1955г., когда была объявлена «борьба с архитектурными излишествами». Но вот несмотря и вопреки в 1962г. получилась такая нарядная станция, хотя она открылась во времена Хрущева, но можно сказать, что это — апофеоз сталинского стиля.
Автор — Щусев.
Высота свода центрального 9 метров, он выше перронных. И это самая широкая станция.
В качестве экономии тут широко была использована техника обманки, которой в совершенстве владели старые русские мастера, делающие из гипса и имитацию дерева. и малахита.
Первоначально смальтовой мозаики по стенам не было, был гипсовый декор также.
Купольные же мозаики были изначально, девять мозаик — цитата речи Сталина от 7 ноября 1941г., когда он впервые упомянул и поставил в пример подвиги русских полководцев:
— Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!
И мы видим на мозаиках последовательно всех полководцев.
Автор мозаик — живописец Корин.
В 1958г. изображения Сталина, держащего знамя, убрали.
То, что это мозаика изначально была о другом времени, можно понять по фирме солдат на заднем плане.
На знамени мозаики, изображающей парад Победы, тоже было изображение Сталина. Теперь — Ленина.
8. Станция Курская-кольцевая.
Тут мы просто переходим на Курскую-радиальную, возвращаясь из 50-х в 1938г. под Моцарта в круглом вестибюле.
9. Станция Курская.
Станцию делает Поляков, ученик Фомина. Тут таких проблем с грунтами не было, все проходы сделаны своевременно.
Потолок кессонированный.
10. Станция пл.Революции.
В прошлом Фрунзенская.
Синяя ветка изначально планировалась до Стадиона СССР (нынешняя Партизанская).
****После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион СССР»
После начала войны строительство было заморожено, станции открылись в 1944г.
А в перегон малого залегания между Александровским садом и Киевской попала бомба, после чего Арбатский радиус перестроили на глубокое.
Автор станции Душкин, заложена была в 1936г., открывалась в 1937г., это 20-летие сов.власти, фактически — мемориальная станция под мемориальной площадью.
Станция с невысоким сводом, из-за грунтов тут был возможен только пилонный вариант.
На стенах присутствуют любимые Душкиным профили.
А на скульптуру был объявлен конкурс, который выиграл ленинградский скульптор Манизер. Он делает полнорельефные скульптуры, что не соответствовало первоначальному замыслу архитектора, Душкин был в шоке, и многие граждан были недовольны:
— А что это наши люди в таких скованных позах?
Но Сталин одобрил, полемика прекратилась.
Сначала были поставлены гипсовые фигуры, к 1940г. — отлиты бронзовые.
Скульптуры пережили эвакуацию.
Каждая группа имеет историю, а некоторые — и имена.
Часовые перед кабинетом Ленина плюс влияние фильма «Человек с ружьем»
Герои гражданской войны
Сигнальщик линкора «Марат» Олимпий Рудаков, дослужился до капитана 2 ранга, был разжалован за неудачный маневр с потерей судна, чуть не расстрелян, на фронте оказался в штрафном батальоне, снова умудрился дослужиться до капитана 2 ранга, назначен на крейсе «Свердлов», в команде оторого отправляется в Англию на коронацию Елизаветы, удостоен королевского рукопожатия, потому что прежде, на «Марате» присутствовал на коронации ее отца.
Такая история.
Девушка -парашютистка со значком Авиахима.
И пограничник Карацупа с Индусом (бедный собакин нос).
Карацупа родом из села, пришел проситься в пограничники. Ему сказали «Ростом не вышел», «Так это даже лучше, — ответил, — прятаться проще».
За сообразительность был зачислен, отправлен в школу кинологов, где ему не хватило собаки. Тогда берет щнка дворняи и оказывается лучшим в выпуске.
За время службы задержал около 150 нарушителей, приобрел огромную известность, фактически славу. Известен эпизод, когда по долгу службы Карацупе понадобилась машина. Он тормознул первый же грузовик, выгрузил зерно, оставил записку «Не брать. Карацупа» и, когда вернулся, все было на месте. Вспомним, в какое время это было.
Прожил долгую жизнь, до 84 лет.
Инженер-рационализатор с утраченным циркулем и Стахановец.
Крестьянка и сельскохозяйственный рабочий, механизатор.
Студенты
И здесь снова портрет реального человека, преподаватель Центрального института физической культуры Аркадий Антонович Гидрат.
В августе 1941 года сержанта Гидрата отправили на курсы для младших командиров, а уже в сентябре рота курсантов под командованием Гидрата насмерть встала на Синявинских высотах.
Дочь родилась после гибели отца. И в детстве мама приводила ее на станцию и показывала портрет отца.
Физкультурники.
Отцовство и материнство
Школьники.
Одна скульптура была к 1940 году переделана, автор увидел фотографию школьников, которая вдохновила его. Более позднюю можно определить по разному узлу пионерских галстуков.
Переходим на Театральную через верхний переход, нижний появился только в 1952г. Это фойе несостоявшегося кинотеатра СССР.
11. Станция Театральная.
Автор Театральной — Фомин. Как мы уже говорили ранее, тут станция должна должна была соответствовать названию, и в то же время нести идеологическую нагрузку к 15-летию СССР.
И вот появляются фарфоровые фигуры танцоров мастера по фарфору Нитальи Данько, человека, фактически возродившей Императорский фарфор в Ленинграде, ученицы скульптора Леонида Шервуда.
Она успела поработать со многими архитекторами Модерна, после революции занималась агитационным фарфором.
Девять композиций, девять национальностей.
Освещение станции дорабатывал уже Поляков, Фомин умер в 1936г.
12. Станция Маяковская.
Эту знаменитую станцию Душкина мы уже тоже видели.
Из новой информации — то, что наверху Триумфальная площадь (в прошлом), где строится театр Мейерхольда (сейчас концертный зал Чайковского). И планируется станция в стиле ренессанса, которую планируют Кравец и инженер Ушаков.
В качестве эксперимента решили построить колонную станцию глубокого заложения с продольными аркадами.
Случается ошибка в расчетах, собирается совет, где Душкин отодвигает Кравица. Проект переходит к нему., привлекается инженер Путилин.Это первая станция со стальной колонной системой.
Строительство ведется в пять проходов.
В потолке закладываются мощные стальные балки. Для защиты от протечек используется раст — смесь чугунных опилок с аммиаком, при воздействии воды чугун вступает в реакцию, расширяется и затыкает дырку.
На заводе «Дирижаблестрой» в Долгопрудном для отделки станции были изготовлены ленты из нержавеющей стали.
Станция была представлена на выставке в Нью-Йорке — несколько пролетов в натуральную величину с зеркалами для эффекта бесконечности. (а рабочий на крыше павильона держал рубиновую звезду, как на кремлевских башнях)
Автор осмотренных в прошлый раз мозаик художник Дейнека. Но он счел, что мозаики разместили слишком высоко для правильного восприятия, разругался с архитектором и зарекся делать работы для метро.
**** В следующий раз Дейнеку уговорили к сотрудничеству братья Веснины для станции Павелецкая.
Дейнеку всё устраивало: в проекте Павелецкой мозаики должны были размещаться прямо на своде, без углублений и куполов, что позволяло рассматривать их издалека, а также размер мозаик был больше.
Но строительство было заморожено из-за войны. Металлоконструкции, предназначенные для Павелецкой попали на временно оккупированную территорию. Проект станции пришлось срочно менять и делать ее без центрального зала – двухсводчатой . Мозаики становились ненужными. Таранов, архитектор Новокузнецкой, узнав об этом, решил установить мозаики на своей станции. Но, конечно, все вышло не так, как хотелось бы. Больше Дейнека для метро не работал.
13. Станция Белорусская.
Архитектор Наталья Быкова.
Только Советский Союз мог себе позволить отделывать стены ониксом, что шокировало иностранцев.
14. Станция Белорусская-кольцевая.
Здесь мы можем видеть начало конца сталинского стиля, начало упадка. Когда происходит неимоверное смешение стилей, используется много различных вариантов декора, которые каждый в отдельности хорош, но все вместе представляет адскую смесь, кич.
Тут и белорусские орнаменты, и римские элементы, и флорентийская мозаика…
На потолке здесь использован новый изоляционный материал — асбоцемент, украшенный тиснением.
И тут заканчивается сегодняшняя экскурсия. На моменте начала конца.
Так что же это такое
В обсуждении предыдущей темы некоторые комментаторы (не говоря уже о собственно жж-троцкистах) выразили мысль, что мол, все-таки сталинский стиль — в архитектуре, одежде, интерьере и в чем угодно — был «безвкусным», «излишне помпезным» и «не соответствовал представлениям о пролетарском государстве».Возможно, он и не соответствовал представлениям отдельных современных граждан о пролетарском государстве — мало ли какие у них представления.
Но думается, что именно этот стиль отвечал интересам и желаниям рабочего класса в те времена.
Почему я так думаю?
Во-первых, почему я пишу слово «сталинский» в кавычках? Потому что, в отличие от антисталинистов, я не верю во всемогущую и зловещую руку ИВС, которая буквально все в огромной стране творила по своему произволу и против желания советского народа. Сталин не является автором данного стиля, и хотя, безусловно, архитектурой и многими другими вещами он интересовался, но вряд ли мог бы в одиночку навязать архитекторам и потребителям что-то вовсе им не нужное и отвратительное.
Но дело не в этом.Никто из нас не жил в ту эпоху, но мы можем восстановить ее по воспоминаниям родственников, по художественной литературе. И вот я хочу вспомнить одну из знаковых — и в то же время взятых непосредственно из жизни — книг той эпохи, «Педагогическую поэму» Макаренко.
Ситуация там такая: колония имени Горького, передовое учебно-трудовое заведение, расположено по соседству с обычной , деревней. И вот девушка из колонии, Оля Воронова, влюбляется в деревенского парня, и они решают пожениться. У крестьян принято в таком случае давать за девушкой приданое. Но Оля- сирота, разумеется. Колония принимает решение дать ей приданое, чтобы крестьяне видели: колонистка — не голодранка какая-нибудь.
И не просто какое-нибудь приданое.
Хлопцы были задеты за живое всеми предыдущими переговорами и назначили Ольге приданое, по каким угодно меркам совершенно выдающееся. Позвали Шере, боялись, что он запротестует против больших выдач, но Шере и минутки не подумал и сказал строго:
— Это правильно. Пусть нам будет тяжело, но Воронову нужно выдать богато, богаче всех в округе. Куркулям нужно показать место.
Поэтому при обсуждении приданого если и быди возражения, то только такого типа:
И что ты мелешь: лошонка! Не лошонка, а коня нужно дать.
Через час отдышавшихся на свежем воздухе сватов вызвали в совет, и Колька Вершнев поднялся за своим столом и произнес, немного закикаясь, такую внушительную речь:
— Совет командиров постановил: Ольгу выдать за павла. Павло переходит в отдельную хату, и батько выделяет ему хозяйство, какое может. Никаких попов, записаться в загсе. Первый день свадьбы у нас празднуем, а вы там, как хотите. Ольге на хозяйство даем: корову с теленком симментальной породы, кобылу с лошонком, пятеро овец, свинью английской породы…
Колька успел охрипнуть, пока дочитал длиннейший список Ольгиного приданого. здесь были и инвентарь, и семена, и запасы кормов, одежда, белье, мебель, и даже швейная машинка.Зачем колонисты хотели дать Ольге приданое, да еще такое богатое?
А речь шла о мирной конкуренции, о соревновании: куркулям нужно показать место. Кто сильнее и богаче — колония, общественный труд, советская власть — или частный собственник-куркуль? Кто сможет лучше помочь молодой семье — зажиточный единоличник или колония? Для хлопцев это было чести — доказать, что колония сильнее. Даже если это приведет к ухудшению материального положения для всех колонистов (напомню, что это решение было принято сверхдемократически, на совете, и с этим были согласны все).
Думается, весь «сталинский» стиль возник именно из таких соображенчий.
Возможно, у некоторых представления о «пролетарском государстве» сводятся к рядам одинаковых коробок (вроде домов Тиссена в Дуйсбурге), упаси боже, без архитектурных излишеств, одинаковой скромной одежде, в крайнем случае — с какими-нибудь татуировками и пластмассовыми фенечками…
Но думается, представления о счастье советского народа, только начинающего подниматься из вековой нищеты, были другими.
Это была советская сказка, понимаете? Вот есть американская легенда о том, что каждый (якобы) может стать миллионером. А есть советская, где человек от вот этого:
Приходит вот к этому:
Это, конечно, только легенда. Это — советская мечта. Она никак не могла воплотиться сразу и для всех. Постепенно, помаленьку.
Но люди видели, что советская власть — строит дворцы, причем дворцы для всех. За сталинские годы было построено, например, более двух тысяч домов и дворцов пионеров, и это не считая тех, что располагались в особняках и дворцах, отобранных у прежних хозяев жизни, как, например, Воронцовский дворец в Одессе. Плюс многочисленные дома и дворцы культуры, отдыха. Да, Советская власть не могла сразу дать каждому рабочему отдельный особняк и личный автомобиль — но она строила дворцы для рабочих.
Дворец культуры металлургов в Нижнем Тагиле.
По логике нынешних «куркулей», если каждый рабочий и крестьянин еще не живет в двухэтажном особняк с личным автомобилем — ни в коем случае нельзя строить красивые общественные здания. Ведь это не соответствует идее пролетарского государства (по их мнению). Ведь пролетарий может подумать — «они вот отгрохали роскошный театр, а я тут в очереди на квартиру пять лет стою».
Но у тех людей, тогда, была другая логика. Красота и богатство общественных зданий говорили о силе Советской власти. О том, что когда-нибудь будут и квартиры, и даже особняки для каждого — потому что Советская власть — это власть простого народа, и она сильна. Она дерзает строить храмы — не для богов, а для людей.
А улучшение жизни и так постепенно шло, и и это говорило за себя.
Думаю, современному человеку сложно понять эту психологию. Напомню притчу: трехх каменщиков однажды спросили, что они делают. Первый ответил: кладу камни. Второй: занимаюсь любимой работой. Третий: я строю храм.
Так вот, советские люди строили храм. Это ощущение радости от того, что родная страна — сильна, что социализм — это новая жизнь, и эта жизнь будет прекрасной, роскошной, как у царей. Да, не все сразу. Не каждый мог сразу получить квартиру-«сталинку». Но вот в Метрополитене ездили все советские граждане. Эта красота была — для всех.
ДДа, вот весь этот мрамор, лепнина — подземные дворцы — для обычных рабочих и крестьян. «Золотое шитье», или кабинеты сталинского ампира?
Да, это уже, разумеется, «для начальства» — но не надо забывать, что это лишь верхушка айсберга, вот тех самых домов культуры, пионеров, санаториев, больниц, школ — и все это роскошное, с высокими потолками, с лепниной и статуями, с мраморной отделкой.
Это было воплощение мечты. Да, для нас оно, возможно, диковатое. Но о чем мог мечтать крестьянин, выросший в курной избе? Что было пределом его представлений о счастье и богатстве? Да вот это: дворцы, лепнина, статуи. «Как у господ». Да, не все сразу — но эта советская архитектура позволяла каждому немного почувствовать себя «господином», хозяином жизни, и это было обоснованно, это было зримое доказательство того, что они действительно живут в государстве, где рабочие и крестьяне — хозяева.
Что жизнь становится лучше год от года, что страна сильна, что ей не страшны враги.
Это была — мечта. Это был дерзновенный порыв к будущему. Важно ли это — или следовало ограничиться увеличением индивидуального потребления? Что-то подсказывает мне, что последняя задача — бесконечна, как Вселенная. А вот дать людям смысл жизни, мечту, ощущение — прямо сейчас — себя, советского человека, исполином и богачом — это очень много. .
В этом и был смысл «сталинского ампира».
А потом пришли прагматичные узколобые ревизионисты. Они содрали золотое шитье с мундиров — но почему-то индивидуальные дачи партаппарата год от года высились все роскошнее. Правильно, мундир напоказ не важен, важно построить мини-коммунизм для себя лично и своей семьи. Тем более, что уже не угрожает опасность внезапно «исчезнуть в ночи» (совсем ни за что, ну подумаешь, дачка из стройматериалов по блату).
Они практично построили для людей массу серых мышиных пятиэтажек с типовыми квартирами. Дали все. Брежневская эпоха — эпоха сытости и благополучия. И никакой помпезности, что вы! Никаких излишних высот помещений — советский человек и под серым потолком в два метра поживет. А гордиться можно практическими достижениями страны — балет там, космос…
Вот только люди почему-то становились все более и более недовольны. Чего им не хватало? Непонятно. Да и с достижениями как-то становилось все хуже.
Далее понятно. Разумеется, я не хочу сказать, что стиль сталинского времени — неоттъемлемый признак социализма. Совсем нет. Социалистические стили различны в разных странах.
Стиль будущего будет таким, каким мы сами захотим его создать. Вряд ли в наше время кого-то вдохновит помпезная тяжеловесность ампира. Если мы когда-нибудь все же начнем строить социализм — безусловно, стиль его будет совершенно другим, чем в сталинскую эпоху.
Но понятно, что эстетика новой эры должна быть самой современной, самой футуристической и самой роскошной, какую только можно будет представить на тот момент.
Из уже описанных соображений.
Сталинские высотки — Википедия

2 — гостиница «Украина»
3 — жилое здание на Кудринской площади
4 — здание МИД СССР
5 — Дворец Советов (не построен)
6 — административное здание в Зарядье (не построено)
7 — гостиница «Ленинградская»
8 — административно-жилое здание на пл. Красных Ворот
9 — жилое здание на Котельнической набережной Сталинские высотки на карте Москвы:
1 — МГУ
2 — дом на Котельнической набережной
3 — гостиница «Украина»
4 — здание МИД
5 — дом на Кудринской площади
7 — гостиница «Ленинградская».
«Ста́линские высо́тки» — семь (по планам девять) высотных зданий, строившихся в Москве в 1947–1957 годах, а также строившийся ранее Дворец Советов в Москве и подобные здания в ряде других городов и стран.
Во многих иностранных путеводителях эти здания называют «семь сестёр»[1].
По предложению И. В. Сталина, 13 января 1947 года Совет министров СССР принял постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий»[2], где были описаны планы по строительству восьми высотных зданий. Предполагалось, что количество зданий должно символизировать 800-летие Москвы, отмечаемое в 1947 году, и все они были заложены в день юбилея. Однако строительство последнего, центрального и самого высотного из восьми зданий, которое велось на месте снесённого китайгородского района Зарядье, было прекращено после смерти Сталина[3]. На стилобате этого здания позже к 1967 году возвели гостиницу «Россия», которую в XXI веке снесли, а место отдали под парк Зарядье. Как утверждает Александр Васькин, первые восемь высоток представляли собой лишь начало грандиозного архитектурного проекта, цель которого состояла в том, чтобы застроить высотными зданиями всю Москву. Кроме того, в каждом крупном областном центре и в столицах союзных республик также должны были появиться свои высотки[4].
Авторам проектов московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. К строительству зданий привлекались лучшие специалисты того времени, например В. А. Сапрыкин[5].
Сталинские высотки являются вершиной послевоенного «советского ар-деко» в городской архитектуре, они должны были стать окружением так и не возведённого Дворца Советов. Выдержанные в духе «высоток» здания возведены в тот же период в Риге, Варшаве, Бухаресте и Киеве — урезанный вариант гостиницы «Москва» (ныне «Украина»): первоначальный проект пострадал из-за Постановления об архитектурных излишествах. Из-за постановления был изменён проект здания главного учебного корпуса Челябинского политехнического института — по проекту 1952 года корпус должен был быть высотным и венчаться шпилем, однако в 1957 году стройка была прекращена, возведено только 7 этажей; первоначально запланированный вид здания (с небольшими ситуационными изменениями) был реализован только при реконструкции в 2004 году[6]. Изначальный проект Дома Советов в Воронеже, выполненный автором главного здания МГУ Л. В. Рудневым, предполагал, что здание увенчает двухъярусная башня в стиле сталинских высоток. Проект был изменён уже в ходе строительства: после начала борьбы с «архитектурными излишествами» в 1955 году новый проект здания (без башни) выполнил воронежский архитектор А. В. Миронов[7].
Архитектура «сталинских высоток» по стилю перекликалась со зданиями муниципалитета на Манхэттене, Вулворт-билдинга и самого высокого на то время небоскрёба Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах[править | править код]
55°42′11″ с. ш. 37°31′49″ в. д.HGЯOL
До строительства «Триумф-Паласа» Главное здание МГУ на Воробьёвых горах на протяжении более чем полувека было самым высоким зданием в Москве: высота 240 м, этажность центрального объёма — 36. Выстроено в 1949–1953 годах (архитекторы Л. В. Руднев, С. Е. Чернышёв, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков, В. Н. Насонов). Является центром огромного комплекса Московского университета, первоначально уже насчитывавшего 27 зданий.
В Главном здании размещены механико-математический, геологический и географический факультеты, администрация, научная библиотека, музей, актовый зал на 1500 человек. В боковых флигелях — жилая зона (общежитие для студентов, квартиры профессорско-преподавательского состава). Как и другие «высотки» административно-жилого характера, оно было задумано как дом с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой (кинотеатр, почта, предприятия бытового обслуживания и т. д.).
Первоначальный проект здания не имел шпиля, на крышу вместо него должны были поставить памятник Ломоносову[8][9].
Гостиница «Украина»[править | править код]
Гостиница «Украина»55°45′05″ с. ш. 37°33′55″ в. д.HGЯOL
Вторая по высоте 206-метровая «высотка» (Кутузовский просп., 2/1) построена в 1953–1957 годах (архитектор А. Г. Мордвинов при участии В. К. Олтаржевского, В. Г. Калиша, инженера П. А. Красильникова), став, таким образом, последней по времени сооружения. Центральный объём включает 34 этажа. Здание открывает Кутузовский проспект — новую московскую магистраль, созданную в послевоенное время. В пристроенных крыльях расположены 254 квартиры.
28 апреля 2010 года гостиница «Украина» после завершения масштабной реставрации начала работать под новым названием Radisson Royal Hotel Moscow.
Жилой дом на Котельнической набережной[править | править код]

55°44′50″ с. ш. 37°38′34″ в. д.HGЯOL
Дом (Котельническая набережная, 1/15), замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы, строился в 1938–1940 (по первому проекту) и 1948–1952 годах (по проекту сталинских высоток, архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман). Центральный объём имеет высоту 176 метров и насчитывает 26 этажей. В здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г. С. Улановой. Курировал строительство, в том числе настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия.
Здание Министерства иностранных дел[править | править код]

55°44′46″ с. ш. 37°35′04″ в. д.HGЯOL
Высотка (Смоленская-Сенная пл., 32/34) построена в 1948–1953 годах (архитекторы профессор В. Г. Гельфрейх, М. А. Минкус). Центральный объём включает 27 этажей, высота здания — 172 м. Здание завершает панораму с Бородинского моста, образуя площадь. В здании располагается Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России). Характерной особенностью высотки является огромный герб СССР на её фасаде. Герб, смонтированный из железобетона, расположен на высоте 114 м и занимает площадь в 144 кв. м.[10]
Первоначальный проект здания не имел шпиля, но впоследствии план был доработан. Причина изменений точно не известна, но согласно распространённой легенде тут не обошлось без личного указания Сталина[10][11]. Расчёты показали, что здание не выдержит каменной надстройки, поэтому шпиль соорудили из листовой стали, окрасив охрой, поэтому заметно было, что он заметно отличался от по цвету от основного объема здания. В настоящее время шпиль перекрашен, и различие практически отсутствует[12].
Здание МИД — единственная из семи высоток, чей шпиль не увенчан пятиконечной звездой. Вероятная причина этого состоит в том, что шпиль здания оказался очень хрупким и не мог выдержать веса звезды.
Жилой дом на Кудринской площади[править | править код]

55°45′32″ с. ш. 37°34′50″ в. д.HGЯOL
Дом на Кудринской площади (назывался «Высотка на площади Восстания», так как Кудринская пл. с 1925 по 1992 год именовалась площадью Восстания) построен в 1948–1954 годах по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.
Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем — 156 м) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих структурно единый массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании свыше 450 квартир.
Технические этажи боковых корпусов были впоследствии модернизированы и превращены в жилые (на них можно попасть по лестнице, поднявшись из подъезда, либо по открытым переходам из центральной башни).
Основная часть здания включает в себя три больших подъезда (по одному на каждый из корпусов) и большое количество малых, отличающихся планировкой. Малые подъезды оснащены одним лифтом, обладают небольшим количеством этажей (не более 12), имеют по 1–4 квартиры на этаж.
Большие подъезды (1-й, 4-й и 14-й), обслуживаются тремя лифтами каждый. Центральный лифт 1-го подъезда (центральный корпус) способен подниматься до 23 и 24 этажей. Также все три лифта 1-го подъезда не останавливаются на втором этаже. На каждом этаже расположено от 4 до 8 квартир, вестибюли богато отделаны (зеркала, роскошные люстры) и могут запираться, изолируя этаж от лестниц и площадки перед лифтами (фактически каждый этаж делится лифтовой зоной на два вестибюля).
Расположенный в башне лифт, предназначенный для обслуживания 24–30-го этажей, длительное время находившийся в запустении, в настоящее время восстановлен владельцем жилого помещения на 25-м этаже. Помещения башни на верхних этажах в настоящее время используются в качестве служебных или сдаются в аренду коммерческим структурам, в основном для размещения аппаратуры связи.
На первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр «Пламя» (в настоящее время не работает), в подвальном помещении — подземные гаражи. Часть цоколя была переоборудована под казино, прекратившее работу в 2004 году. В настоящее время на его месте размещается боулинг-клуб.
Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.
Административно-жилое здание возле «Красных Ворот»[править | править код]
Административно-жилое здание на площади Красных Ворот55°46′10″ с. ш. 37°38′58″ в. д.HGЯOL
Архитекторы: А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев.
Было построено с 1947 по 1952 годы. 138-метровое здание состоит из 24-этажного центрального корпуса, занимаемого в советский период Министерством транспортного строительства (в настоящее время — «Корпорация Трансстрой»), и двух жилых корпусов переменной этажности (от 11 до 15 этажей).
В правом крыле здания находится один из двух вестибюлей станции метро «Красные Ворота», выходящий на Каланчёвскую улицу, а также размещаются ювелирный и продовольственный магазины и аптека. Общий подвал связывает все три корпуса, не имеющие наземных и чердачных переходов. Подвал также связан со служебными помещениями метро и сетью подземных специальных сооружений. Во дворе дома действует ресторан, пристыкованный к центральному корпусу; в левом крыле здания расположен детский сад.
Гостиница «Ленинградская»[править | править код]

55°46′26″ с. ш. 37°39′05″ в. д.HGЯOL
Архитекторы: Л. М. Поляков, А. Б. Борецкий. Инженер Е. В. Мятлюк. 1949–1954 гг.
В семействе сталинских высоток гостиница «Ленинградская» самая маленькая — всего 21 этаж и 136 метров высоты. Внушительная башня «Ленинградской» возвышается на Комсомольской площади, рядом с тремя вокзалами — Ленинградским, Ярославским и Казанским.
Ее интерьер выполнен в духе московского барокко. Древнерусские мотивы, умело обыгранные в решетках, лепнине, мозаиках, люстрах, напоминающих церковные паникадила. Люстра-гирлянда, занимающая 4 этажа, даже попала в книгу рекордов Гиннесса. Через год после окончания строительства вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», после которого архитекторы Поляков и Борецкий были лишены званий лауреатов Сталинской премии, а Полякова, помимо прочего, сняли с должности руководителя Архитектурной мастерской института «Моспроект».
По состоянию на начало 2018 года является частью международной сети отелей Hilton.
Дворец Советов[править | править код]

В 1922 году на Первом Всесоюзном съезде Советов возникла идея сооружения в Москве Дворца Советов, которая не покидала Сталина до конца его жизни. Первый проект (Дворец Труда) к реализации принят не был. В 1931 году организовали Всесоюзный конкурс на лучший проект Дворца Советов, в котором приняли участие известные архитекторы и трудящиеся. Всего было представлено 160 работ, тем не менее, проекта, отвечающего всем требованиям, представлено не было, и в 1932–1933 годах проектирование продолжили. За основу в итоге был принят проект Б. Иофана, окончательную доработку которого он делал совместно с архитекторами В. Щуко и В. Гельфрейх. Здание высотой 420 метров должно было стать самым высоким в мире на тот момент, иметь 100 этажей и венчаться гигантской скульптурой Ленина. Дворец решено было построить на месте прежнего Храма Христа Спасителя. В 1931 году Храм был взорван, и в 1939 году началось строительство. Во время войны стройку приостановили, а после её окончания возобновить такую гигантскую стройку уже не смогли. Станция московского метро «Дворец Советов» была переименована в «Кропоткинскую», а в котловане был устроен открытый бассейн «Москва».
Административное здание в Зарядье[править | править код]

55°45′05″ с. ш. 37°37′44″ в. д.HGЯOL
275-метровое 32-этажное административное здание в Зарядье было последним, самым центральным и высотным из восьми сталинских небоскребов, заложенных в день 800-летнего юбилея Москвы. Его не достроили — помешала смерть Сталина. Впрочем, работы по сооружению стилобата к весне 1953 года успели практически завершить. Под стилобатом скрывался технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который, вероятно, планировалось использовать в качестве бомбоубежища. В восьмой высотке хотели разместить Наркомат тяжёлого машиностроения СССР. Но стройку законсервировали, а 1954 год уже внес ясность в дальнейшие планы высотного строительства, которые в виде сталинских высоток были отменены как «архитектурные излишества». В 1964–1967 годах на уже имевшемся стилобате была построена гостиница «Россия».
Прочие[править | править код]
По архитектуре к духу Дворца Советов и сталинских высоток были близки нереализованные проекты 1934 года здания Наркомата тяжелой промышленности на Красной площади (вместо ГУМа) и Дома Аэрофлота архитектора Чечулина, а также первоначальный проект 1947 года архитекторов Олтаржевского и Кузнецова жилого дома на площади Восстания.
Помимо построенных в упрощенном виде зданий в Киеве, Челябинске и Воронеже, подобные высотки также планировались, но не были реализованы в других столицах союзных республик и крупных областных центрах СССР. Например, сталинские высотки проектировались (а в случае реализации позже были заменены более простыми проектами) для зданий Харьковского университета, Домов Советов в Казани, Сталинграде, Челябинске, Свердловске, Новосибирске, Барнауле, Каменск-Уральском, гидропроекта и «Куйбышевэнерго» в Куйбышеве, двух жилых домов у парка Победы в Ленинграде и т.д.[13]
К сталинским высоткам также часто причисляют здание Академии наук Латвии (Рига), Дворец культуры и науки (Варшава), главный учебный корпус ЮУрГУ (Челябинск), урезанную гостиницу «Украина» и жилой дом по улице Крещатик, 25 (Киев), гостиницу «International» (Прага) и Дом свободной прессы (Бухарест).
Дворец культуры и науки в Варшаве является самым высоким зданием в Польше и самой высокой сталинской высоткой за пределами СССР и России. Построено в качестве подарка Советского Союза польскому народу (возведено на советские деньги советскими строителями). Жители Варшавы называют эту высотку «сувенир Сталина».
Сталинские высотки в советской филателии[править | править код]
5 зданий в стиле сталинской неоклассики
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected]. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — напишите нам.