особенности дизайна, история и современная специфика
На нашем сайте по проектированию и строительству домов есть подробная статья, посвященную архитектуре Ллойда Райта – американского архитектора ХХ века. Он создал стиль, иначе называемый стиль прерий, влияние которого на современный дизайн огромно. Он до сих пор считается современным, удобным и органичным выбором для загородного дома.
Но помимо создания архитектурных проектов, Райт вплотную занимался и интерьерным дизайном. Более того – в каждой детали преследуя идеи функциональности и природной красоты, он сам делал мебель для внутреннего убранства помещений.
Эти интерьеры актуальны и по сей день, достойно продолжая традиции райтовской архитектуры.
Содержание:
Что же до характерных черт стиля прерий?
Вот они:
- протяженные по горизонтали здания
- сочетание геометрии минимализма с природными формами
- сегментированность отдельных участков здания
- этнические мотивы дикого запада и восточных храмов
- …и многое другое, но ознакомиться с деталями вы можете в основной статье об архитектуре
Форма
Первое же, что бросится вам в глаза, окажись вы в подобном доме, это целостность пространства комнаты с меблировкой.
Предметы интерьера подобраны так, чтобы подчеркивать вытянутую приземистость этого стиля – вертикальных линий меньше и они короче. Однако это совсем не значит, что в таком доме будет мало простора!
Напротив, стиль прерий – это высокие потолки, панорамные окна, большие пространства и много света. В своем стремлении к функциональному простору, стиль прерий чем-то напоминает лофт. Но если лофт был исторической необходимостью, то интерьеры Райта – историческим новаторством.
Внутренний дизайн также перенял угловатость и сегментированность внешней архитектуры. Особый антураж могут создать квадратные (или просто угловатые) светильники – они одновременно навевают ассоциации с бумажными фонарями из обихода азиатских культур и подчеркивают строгую геометрию стиля.
Частым дизайнерским решением являются максимально простые однотонные шкафы, отличного от стен цвета – каждая деталь играет на то, чтобы создать ощущение целостности из множества угловатых сегментов. Кстати, именно по этой причине в стиле прерий, вместо стандартного деления на комнаты с помощью стен, вы можете встретить границы из отделки: кухня с покрашенными стенами, а столовая отделана каменной кладкой.
Цвета
В плане цветовых решений, стиль прерий опирается на минимализм – нейтральный, спокойный и сдержанный. Конечно, несколько ярких пятен не испортят и даже оживят картину, но основным «наполнителем», будут спокойные и естественные оттенки: белый, серый, песочный, коричневый.
Что интересно – несмотря на всю подчеркнутую естественность, интерьеры Райта редко когда окрашены в зеленые цвета. Также вряд ли вы найдете вычурные узоры или хаотичность красок.
Стиль прерий благоволит сочетаниям, но только тем, которые нейтрально воспринимаются глазом, а заодно подчеркивают характерные черты: угловатость, сегментированность, естественность, простота.
Удобство
С этим, спасибо родителю стиля – минимализму – проблем не возникнет. В интерьере будет все самое необходимое и чуточку больше: на всякий случай и чтобы не оставлять пустоты. Как и все родственники минималистичных стилей, стиль Райта ставит удобство и функциональность на первое или одно из первых мест.
Такие интерьеры «помнят», что дом – жилище не только для глаз, но и для тела. Впрочем, Райтевский стиль, в виду своей самобытности, необычности и гармонии, прекрасно выполняет все эти функции: и удобства, и эстетики.
Это диктует и выбор мебели. Она проста, геометрична и максимально удобна. Квадратные тумбы с аккуратными ручками, крепко сбитое и надежное дерево, приземистые и устойчивые кровати. Весь интерьер будет дышать надежностью, но не потеряет своей легкости.
Аксессуары
Ничего лишнего и все-таки что-то есть. Пограничное состояние стиля прерий – между строгой геометрией, природной простотой и деталями этноса, позволяет ему принять практически все.
Удачно будет смотреться и специально подобранный квадратный подсвечник, и бумажные японские полотна, и пестрая безделушка, которая приглянулась вам в какой-нибудь экзотической стране. Но при этом, райтевские стили не терпят хаоса и избытка. Пресыщение деталями нарушает саму концепцию этого стиля, потому лучше не перебарщивать с украшениями. Стиль прерий – красив сам по себе.
Кстати говоря: со временем стиль преобразился и сейчас все чаще он уходит в минимализм и избавляется от разнобразных аксессуаров.
Подводя итоги
Уникальность стиля прерий в том, что он сочетает в себе лучшее из разных направлений дизайна: минимализм, этнос, органика. И если в противном случае такая мешанина называлась бы эклектикой, Ллойд Райт сумел превратить это в отдельное и самостоятельное направление. Не каждый сможет столь изящно и жизнеспособно сочетать простор и уют, удобство и красоту, простоту и уникальность.
И самое главное, будучи зарожденным в начале ХХ века, эти интерьеры выглядят современно и эстетично по сей день!
✽ ✽ ✽
Смотрите нашу галерею с более чем 4 000 фото интерьера комнат, в том числе и в стиле Райта.
Архитектурный стиль Райт
Кто такой Фрэнк Ллойд Райт?
Фрэнк Райт опередил свое время. Писатель, коллекционер, философ, он строил дома, которые полностью изменяли жизнь своих хозяев. Его архитектура свободна и естественна, как он сам.
Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 г. в семье церковного сподвижника и учительницы музыки в небольшом американском городке Ричленд-Сентер штата Висконсин. Учился он дома и обожал собирать конструктор «Киндергартен». Когда Фрэнку было 18 лет, его родители развелись. На плечи юноши полностью легла забота о матери и двух сестрах. Райт поступил в инженерный институт, но не закончил его. Работал в нескольких строительных конторах, но из последней был уволен, когда его хозяин, известный в мире чикагской архитектуры Луис Салливан, узнал, что Фрэнк проектирует дома сам. Но уже на следующий год амбициозный молодой архитектор основал собственное агентство. С этого момента началась эра органической архитектуры.
Особенности стиля Райта
Фрэнк Райт создал три уникальных стиля органической архитектуры:
Prairie (степь). Это низкие скатные крыши с нависающими карнизами, горизонтальная направленность и вертикальное деление дома колонами. Такие здания обычно двухэтажные. Внутри – открытые пространства. Благодаря использованию теплых приглушенных оттенков и исключительно натуральных материалов для отделки фасада, коттеджи идеально вписываются в окружающий ландшафт.
Текстильный. Здания строят из бетонных блоков необычной формы в виде куба, которые как бусины нанизаны на арматурные стержни. Таким образом создается оригинальная поверхность стены, декорированная узорчатым орнаментом. Панорамные окна, высокие потолки, длинные коридоры, соединяющие симметрично расположенные комнаты, – все это подчеркивает монументальность дома.
UsonianHouse. Для домов данного направления характерны изысканные линии орнамента, округлые формы и непрерывность пространства. Подобный коттедж становится скрытым архитектурным цитированием традиций Востока сквозь призму западного восприятия.
Стиль Райта и загородное строительство
Органическая архитектура – это бесконечный эксперимент с формой дома и его содержанием, неординарность проектных решений и абсолютная гармония с природой. Несмотря на свою лаконичность, загородные коттеджи в стиле Райта смотрятся оригинально и интересно.
Такие дома всегда привлекают внимание тщательно подобранными деталями, естественностью линий и внутренним комфортом. Благодаря использованию природных материалов для отделки коттедж приобретает особый колорит.
За свою жизнь Фрэнк Райт создал множество проектов, среди которых как частные коттеджи (например, знаменитый Дом над водопадом – ярчайший пример органической архитектуры), так и общественные здания (музей Соломона Гуггенхейма, Административный центр округа Марин).
Стиль прерий в архитектуре: особенности, фото – Rehouz
Природа – неисчерпаемый источник вдохновения не только для поэтов и художников, но и для зодчих. Многих она воодушевила на создание шедевров, а новатор Фрэнк Ллойд Райт, окрыленный красотами прерий, создал целую школу дизайна.
Райт и парадигма органичности
Человек, чьим именем назвали множество домов, родился в 1869 году в Висконсине. Школу будущий великий архитектор не посещал, получая образование дома, инженерный факультет так и не закончил. Несмотря на это (или напротив, благодаря подобным обстоятельствам), таланты юноши развились в полной мере.
Фрэнк Ллойд Райт обладал писательским даром, неплохо рисовал, коллекционировал предметы искусства, преуспел в дизайне мебели и тканей, а главное – отличался свежим, неизбитым взглядом на привычные предметы. Настолько неизбитым, что замыслы Райта вполне оценили лишь годы спустя. Он утверждал, что архитектура обязана предвидеть будущее, и его собственная профессиональная стезя доказала это утверждение.
В 1893 году Райт основал строительное бюро, чтобы воплощать нетривиальную идею – мечту об органической, естественной архитектуре. Зодчий-самоучка был уверен: современное строение должно буквально «вырастать» из земли, быть частью окружающей среды, её гармоничным развитием.
«Я мечтаю, чтобы здания вписывались в пейзаж и украшали его, чтобы архитектура обрела свободу», заявил он в одном из своих интервью. И, можно сказать, Райт посвятил свою жизнь решению этой задачи: он освобождал архитектуру из плена неестественности, излишка деталей и украшений, громоздкости форм, однообразия конструкций.
Постройки Райта сильно отличались от традиционных в ту пору викторианских особняков. Его манеру нельзя было спутать с чьей-либо другой, невзирая на то, что дома, придуманные Райтом, никогда не повторялись.
Концептуальные особенности стиля прерий
Архитектуру прерий выделяют броские приметы:
Горизонтальность, приземистость
Здания Райта тянутся вдоль, а не ввысь. «Дом не должен возвышаться на холме. Он должен быть или холмом, или его частью».
Даже постройки выше двух этажей, если речь о стиле прерий, сливаются с рельефом, припадая к земле, будто кусты, валуны и травы.
Первые дома, спроектированные Райтом, были крестообразной формы или в виде буквы Т. Позже конструкция упростилась, не теряя надежности; сегодня, дома имеют в основе либо простейший прямоугольник, либо экономный Г-образный силуэт.
Дома в стиле прерий не воспринимаются высокими, независимо от количества этажей. Этому способствуют упор на форму прямоугольника, доминирование горизонтальных линий, широкие карнизы по периметру дома, заметные выступы кровли и скрытый цоколь.
«Взяв за масштаб рост человека, я уменьшил высоту здания, – рассказывал Райт о собственном стиле. – Не веря в иную меру, кроме человеческой, я ввел её в пространственность и распластал в длину массу постройки».
Угловатость, строгость линий
Принцип органичности Райт подсмотрел не только у природы. Его сильно впечатляли японский экстерьер, облик восточных храмов и минимализм, который в те годы начинал восхождение на архитектурный пьедестал.
У минимализма Райт «одолжил» лаконизм, линейность и бескомпромиссность геометрии.
Резкую отчетливость прямоугольных фасадов он акцентировал при помощи ортогональных эркеров, пристроек в виде выступов, квадратных колон. Впрочем, несмотря на строгость, угловатость контуров, дома прерий не выбиваются из окружающей среды, не нарушают первую, самую важную заповедь – гармонии с пейзажем.
Сегменты и секции
Дома в стиле Райта целостны, но выглядят так, будто их сложили из отдельных, плоских «коробок». Горизонтально дом делят перепады накрытия, вертикально – колонны и выступы. Самостоятельность сегментов подчеркивают при помощи различия фактур: один выделяют, допустим, кирпичной кладкой, а другой бетоном.
Широкая, плоская кровля
Крыша – очень важный компонент органической архитектуры. Это выразительное средство, которым подчеркивают горизонтальность постройки. А также если дом предполагает два этажа и более, его делят на фрагменты.
Чаще всего кровли «райтовских» зданий 3 или 4-х скатные, с широкими свесами. В ритмике, заданной крышами, отчетливо видны японские мотивы.
Террасы и открытость планировки
Широкая терраса – непременный атрибут жилых построек Райта. Нередко террас даже две.
Внутри такие дома тоже привольны: минимум перегородок, все помещения перетекают друг в друга, создавая эффект бесконечности. Комнат меньше, но пространства больше – вот ключевой принцип внутренней планировки.
Огромные панорамные окна
К ним располагает и горизонтальная направленность постройки, и ровные четырехугольники стен. К тому же панорамное остекленение – лучший способ усилить связь дома с окружающей его природой. Огромные стекла, во-первых, обеспечивают достаточный уровень освещенности в дневное время, во-вторых, отражают пейзаж снаружи.
Нередко окна оснащают раздвижными механизмами, благодаря чему, если надо, они преобразуются в выход на террасу.
Условность границы между пространством наружным и внутренним – ещё один признак архитектуры прерий.
Перемычек в стенах из стекла лишь самое необходимое количество, а обрамляют панорамные окна либо бетонными полосами, либо деревянными досками. Дверные проёмы тоже размашистые, прямоугольные. Арок в домах прерий вы не увидите.
Натуральность и комбинированность отделки
Первые особняки Райта были построены исключительно из природных материалов. Бетон, кирпич и стекло сочетались с естественным камнем, керамическими блоками и деревянным брусом, поскольку эклектичность отделки тоже особенность этой стилистики.
Разнородность материалов используется для того, чтобы разграничить дом на сегменты, выделить каждый из них. Допустим, рваным камнем обозначают одну часть помещения, а гладким бетоном или декоративным кирпичом следующую.
Что касается кровельного материала, то предпочтение отдается натуральной черепице и профнастилу.
Сдержанность палитры
Приоритетные краски архитектуры прерий – оттенки коричневого, серого цвета, реже и в малых количествах встречается белый.
Сочетания красок подобраны так, чтобы отчеркивать линии дома, его углы и секции, не раздражая при этом глаз.
Крыша, как правило, темнее стен (этот приём ещё больше вытягивает постройку вдоль), а изнанка свесов либо бежевая, либо белая.
Дома, которые меняют жизнь
Вы скажете: попытки сплотить архитектуру и природу характерны не только для манеры, придуманной Райтом. То же, к примеру, проповедовал и модерн. В чем же все-таки неординарность стиля прерий?
Скандинавский дизайн, который также стремится к единству с природой, ставит во главу угла комфорт, функциональность и практичность, модерн – художественность подачи. А строения Райта продолжают ландшафт, черпая из него всё необходимое.
Дома прерий вмещают в себе простор и уют, масштабность и лёгкость, скромность и элегантность.
Райт вспоминал, что когда его фирма начала строить жилища, к ним хлынули письма от признательных клиентов. Заказчики благодарили архитектора и утверждали: несуетливая и вольная эстетика домов, спроектированных Райтом, изменила их характер, кардинально повлияла на судьбу.
«Зодчество – это жизнь, — повторял родоначальник стиля прерий. – Во всяком случае, дома должны быть формой, которую жизнь создает».
Дома в стиле прерий — фото
Видео
Райт, Фрэнк Ллойд — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Райт.Райт родился 8 июня 1867 года в городе Ричленд-Сентер (англ.)русск., Висконсин, США, в семье Уильяма Рассела Райта, учителя музыки и церковного деятеля, и Анны Ллойд, учительницы из известной в Висконсине семьи Ллойдов. Воспитывался в канонах унитарианской церкви. В детстве много играл с «развивающим» конструктором «Киндергартен», разработанным Фридрихом Фрёбелем. Родители Райта развелись в 1885 году, по причине неспособности Уильяма содержать семью. Фрэнку пришлось принять на себя груз финансовой ответственности за мать и двух сестер. В это время он взял фамилию матери в качестве второго имени [5].
Райт обучался на дому, не посещая школу. В 1885 году он поступил на инженерный факультет Висконсинского университета (англ.)русск.. Учась в университете, он подрабатывает помощником местного инженера-строителя. Райт покинул университет, не получив при этом учёной степени. В 1887 году он переехал в Чикаго, где устроился в архитектурную контору Джозефа Лаймана Силсби. Через год перешёл на работу в фирму «Адлер и Салливан», возглавляемую идеологом «чикагской школы» Луисом Салливаном. С 1890 года в этой фирме ему поручались все проекты по строительству жилой недвижимости. В 1893 году Райту приходится уйти из компании, когда Салливан узнает, что Райт проектирует дома «на стороне».
В 1893 году Райт основывает собственную фирму в чикагском пригороде Оук-Парк. К 1901 году в его послужном списке насчитывается уже около 50 проектов.
Стиль Прерий[править | править код]
Известность Райту приносят «дома прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры», идеалом которой является целостность и единение с природой[7]. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.
В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы[8]. Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство. Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби (англ.)русск..
Своим учителем Райта называл советский архитектор Мержанов, строивший государственные дачи для Сталина.
Резиденция «Талиесин»[править | править код]
Резиденция ТалиесинСвой собственный дом, летнюю резиденцию Талиесин (англ.)русск., Райт построил также в стиле «Домов Прерий» в 1911 году. Стимулом к постройке послужило увлечение Мартой (Мама) Босвик Чейни (англ.)русск., женой его клиента Эдвина Чейни (англ.)русск., которая позже станет его гражданской женой и поселится в этой летней резиденции.
Вид на Талиесин с воздуха Знак на въезде в поместье.Долина, в которой находится Талиесин, принадлежала до Гражданской войны семье матери Райта. Его дед по материнской линии и дядя, иммигранты из Уэльса, были пасторами унитарианской конгрегации, и его две тёти в 1887 году открыли в долине школу совместного обучения.
Мать Райта, Анна Райт, отправляла сына на каникулы в долину каждое лето, начиная, с одиннадцати лет. Семья, её идеи, её религия и идеалы, оказали большое влияние на формирование личности молодого Райта, который позже изменил своё второе имя с «Линкольна» (в честь Авраама Линкольна) на «Ллойд» — в знак уважения к этой ветви семьи.
Когда Райт решил построить дом в этой долине, он выбрал имя валлийского барда Талиесина, которое в переводе означает «сияющий лоб». Райт расположил дом на «лбу» холма, любимом с детства, а не на пике, поэтому «Талиесин» смотрится возникшим из естественного ландшафта. Говоря его словами — «… Не в земле, но из земли». Дом состоял из с трёх крыльев, которые включали жилое помещение, офис и хозяйственные постройки[9].
Помимо того, что здание органично вписалось в ландшафт, Райт применил в его постройке свои идеи органической архитектуры. Дымоходы и каменные опоры были построены из местного известняка, в штукатурке стен использовался песок с отмели соседней реки Висконсин[10].
«Талиесин» дважды пострадал от пожаров. Первый пожар в 1914 году устроил слуга, убивший перед этим проживавшую в доме Марту Босвик и двух её детей. Второй пожар возник в 1925 году. Здание полностью перестраивалось, переименовываясь, соответственно, в «Талиесин II» и «Талиесин III».
В 1910 году Райт во время путешествия по Германии публикует своё двухтомное портфолио, и его работы становятся известны в Европе.
«Дом над водопадом»[править | править код]
В начале XX века Райт оказался в списке самых модных и успешных архитекторов США, сумев реализовать множество своих проектов, большая часть которых содержала весьма новаторские для того времени архитектурные решения. Но к 1930-м годам от былой популярности не осталось и следа — у Райта практически не было крупных заказов. Чтобы поправить своё материальное положение, Райт открывает у себя в Талиесине творческую мастерскую. Эту мастерскую начинает посещать Эдгар Кауфман (англ. Edgar Kaufmann) — сын успешного бизнесмена из Питтсбурга Эдгара Кауфмана, решивший по совету отца изучать архитектуру.
Постепенно смелые архитектурные идеи Райта захватывают Эдгара Кауфмана-младшего, и вместе им удаётся уговорить Кауфмана-старшего выделить средства на постройку макета целого города, который спроектировал Райт. После завершения строительства макет был размещён для всеобщего обозрения в универмаге, принадлежащем семье Кауфманов.
Райт становится частым гостем в доме семейства Кауфманов и вскоре получает от них заказ на разработку проекта их загородного дома. Для этих целей Кауфманы приобрели живописный участок в местности под названием «Медвежий ручей» (англ. Bear Run), который представлял собой сплошной скалистый выступ, возвышавшийся над окрестностью, а рядом находился маленький водопад.
Начался второй пик в творчестве Райта. Он начинает использовать элементы заводского изготовления и железобетонные конструкции[11], продолжая противопоставлять техницистским устремлениям функционализма романтические идеи единения с природой[12]. В 1935—1939 годах Райт строит для И. Дж. Кауфмана «Дом над водопадом» («Fallingwater»), шт. Пенсильвания.
Интерьер «Дома над водопадом», разработанный РайтомВ ноябре 1934 года Райт посетил «Медвежий ручей» для определения конкретного места под строительство загородного дома Кауфманов. Он остановил свой выбор на участке с водопадом, решив сделать сам водопад структурной частью будущего дома. Заказчиков эта смелая идея архитектора поначалу обескуражила, но Райт — заявивший в частности: «Я хочу, чтобы вы жили с водопадом, а не просто смотрели на него. Он должен быть частью вашей жизни» — всё же смог заразить Кауфманов этой идеей, убедил их в самой возможности строительства такого дома, а главное — в полной его безопасности для их проживания в нём. Дом представляет собой композицию из бетонных террас и вертикальных поверхностей из известняка, расположенных на стальных опорах прямо над ручьем. Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась Райтом как деталь оформления интерьера. Райт стремился к тому, чтобы при строительстве дома не было бы срублено ни одного дерева, все крупные горные валуны остались бы на своих местах, а будущий дом стал бы просто частью естественного ландшафта. Строительство дома обошлось в 155 000 долларов, из которых оплата работы архитектора составила 8 000 долларов. С учётом инфляции эта сумма в 2009 году была эквивалентна примерной сумме в 2,4 млн долларов США. Однако более точное отражение относительной стоимости проекта в 1930-х годах показывают затраты на ремонтно-восстановительные работы на этом объекте — объявленная стоимость таких работ в 2002 году составила 11,4 млн долларов США. Не всё в конструкции дома оказалось совершенным, и он дважды реконструировался в 1994 и 2002 годах, с добавлением дополнительных стальных опор.
В период с 1937 по 1963 годы «Дом над водопадом» служил семейству Кауфманов загородной резиденцией. В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал здание в виде пожертвования организации Western Pennsylvania Conservancy (англ.)русск. (Охрана природы Западной Пенсильвании). В 1964 году дом стал музеем и был открыт для публичных посещений. По состоянию на январь 2008 года «Дом над водопадом» посетило около шести миллионов человек. Несмотря на своё расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания (примерно в двух часах езды от Питтсбурга), в настоящее время к «Дому над водопадом» приезжают более 120 000 посетителей в год.[13]
«Юсоновский» период, 30-е годы[править | править код]
Для клиентов среднего класса Райт в этот период разрабатывает дома умеренной стоимости. Сам Райт называет их «юсоновскими» или «североамериканскими», от аббревиатуры U.S.O.N.A. (Unites States of Nothern America). Компактные, экономичные и технологичные, «юсоновские» дома развивали принципы, заложенные ещё в «Домах Прерий». Широкая крыша домов парила над стенами за счет применения узких ленточных окон под самым потолком. Дома проектировались в основном одноэтажными и L-образными в плане, что позволяло им вписываться в участки сложной формы. Каркасная конструкция позволяла удешевить строительство.
«Юсоновские» дома должны были стать строительными блоками градостроительной концепции Райта — «Города широких горизонтов». Концентрированный перенаселённый город должен был естественным образом «деурбанизироваться», распределившись по сельскохозяйственным пригородам, а основным средством передвижения в нём должен был стать автомобиль. Концепция «Города широких горизонтов» существенно повлияла на характер застройки американского малоэтажного пригорода.
В этот период Райт строит и общественные здания, среди которых наиболее известна штаб-квартира «Джонсон Вакс» (англ.)русск. (1936—1939) в Расине в штате Висконсин. Основой конструкции является центральный зал с «древовидной» колоннадой, в которой каждая колонна расширяется кверху. Структуру дерева повторяет и лаборатория — её помещения группируются вокруг центрального ядра-«ствола», несущего шахты лифтов, а плиты перекрытий чередуются по форме — квадратные плиты образуют каркас здания, в который вписываются круглые плиты. Освещение через систему полупрозрачных стеклянных трубок способствует созданию атмосферы «святости» рабочего места[14].
Музей Соломона Гуггенхейма[править | править код]
Апофеозом творчества Райта стал музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, который архитектор проектировал и строил в течение 16 лет (1943—1959). Снаружи музей представляет собой опрокинутую спираль, а его интерьер напоминает раковину, в центре которой находится остекленный внутренний дворик. Райт предполагал, что экспозиции должны осматриваться сверху вниз: посетитель поднимается на верхний этаж на лифте и постепенно спускается по центральному спиральному пандусу. Картины, висящие на наклонных стенах, при этом должны находиться в том же положении, что и на мольберте художника. В качестве орнамента забора музея Райт использовал фигуры находящихся в экспозиции картин В. В. Кандинского.
Руководство музея выполнило не все требования Райта, и сейчас осмотр экспозиций происходит снизу вверх.
Поздние работы. Итоги[править | править код]
В 1950-е годы Райт стал отходить от органической архитектуры и в целом перешёл к проектированию зданий в более универсальном, интернациональном стиле. В жилых домах этого периода Райт также отказался от прямого угла как от «искусственной» формы и обратился к спирали и циркульной окружности.[15]
Не все проекты Райта были реализованы при жизни. Излишне декорированное и граничащее с китчем[16] здание суда округа Марин было достроено через 4 года после его смерти. В 1956 году Райт хотел построить небоскрёб в Чикаго Mile High Illinois общей высотой в милю (1609 метров), с лифтами, работающими на атомной энергии[17], рассчитанный на 130 000 жителей и представляющий собой сужающуюся кверху треугольную призму. Но проект отменили.
Умер 9 апреля 1959 года в Финиксе в штате Аризона[18].
Семья и личная жизнь[править | править код]
Став преуспевающим архитектором, Фрэнк Ллойд Райт жил, стараясь ни в чём себе не отказывать, и часто становился мишенью для жёлтой прессы. Он был женат официально три раза и состоял в ряде гражданских браков ещё до оформления предыдущего развода.
- Первый раз Райт женится на Катерине «Китти» Ли Тобин в 1889 году. Брак распался к 1909 году, развод был получен к 1922 году.
- Сожительство с Мамой Чени, женой одного из своих клиентов, окончилось трагической смертью Чени — она и оба её ребёнка были убиты слугой в доме Райта «Талиесин I», а сам дом был сожжён.
- Брак с Мириам Ноэль (1923 год) распался из-за пристрастия Мириам к морфину в 1927 году.
- Последней женой Райта была Ольга Ивановна Гинценберг («Ольгиванна»). Он похоронен с ней и её дочерью в Западном Талиесине в г. Скоттсдейл, шт. Аризона. На семейном кладбище в Висконсине осталась пустая могила Райта с надгробием.
У Райта осталось семь детей: три сына и четыре дочери. Двое детей Фрэнка Ллойда Райта — Фрэнк Ллойд Райт-младший и Джон Ллойд Райт также стали архитекторами. Внучка Фрэнка Ллойда, Энн Бакстер — актриса, лауреат премии «Оскар».
Всего Райт построил 363 дома. К 2005 году из них сохранились примерно 300. Два дома были уничтожены во время урагана «Катрина» в 2005 году, один — во время урагана «Камилла» в 1969 году. Самая плотная концентрация построек Райта находится в Оук-Парке в штате Иллинойс.
- Дом и студия Фрэнка Ллойда Райта (англ.)русск. в Оук-Парке в штате Иллинойс, 1889—1909
- Дом Уинслоу (англ.)русск. в Ривер-Форест (англ.)русск. в штате Иллинойс, 1894
- Дом Уиллитса (англ.)русск. в Хайленд-Парк в штате Иллинойс, 1901
- Административное здание «Ларкин» (англ.)русск. в Буффало в штате Нью-Йорк, 1903
- Дом Мартина (англ.)русск. в Буффало в штате Нью-Йорк, 1903—1905
- Юнити-Темпл (англ.)русск. в Оук-Парке в штате Иллинойс, 1904
- Дом Уэсткотта (англ.)русск. в Спрингфилде в штате Огайо
- Дом Роби (англ.)русск., Чикаго, шт. Иллинойс, 1909
- Талиесин (англ.)русск. в Спринг-Грин (англ.)русск. в штате Висконсин, 1911
- Imperial Hotel (англ.)русск. в Токио в Японии, 1923 — единственное каменное строение в Токио, которое пережило Великое землетрясение Канто
- Дом Изабеллы Мартин (англ.)русск. в Дерби (англ.)русск. в штате Нью-Йорк, 1928
- «Дом над водопадом», Беар Ран, шт. Пенсильвания, 1935
- Штаб-квартира «Джонсон Вакс» (англ.)русск. в Расине в штате Висконсин, 1936
- Талисин-Уэст (англ.)русск. в Скоттсдейле в штате Аризона, 1937
- Прайс-тауэр (англ.)русск. в Бартлсвилле в штате Оклахома, 1956
- Музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1943—1959
- Административный центр округа Марин (англ.)русск. в Сан-Рафеле в штате Калифорния, 1957—1966
- ↑ 1 2 3 архитекторы, работающие в Швеции — 2014.
- ↑ 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
- ↑ 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #11863531X // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- ↑ Museum of Modern Art online collection
- ↑ 1 2 3 Frank Lloyd Wright | Biography, Architecture, & Facts | Britannica.com
- ↑ BW Online | July 28, 2004 | Frank Lloyd Wright: America’s Architect
- ↑ Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. М., Прогресс-Традиция, 2001, т.1, стр. 201
- ↑ Фремптон, 1990, с. 90.
- ↑ Welcome to Taliesin Preservation, Inc
Все о проекте дома в стиле райта. Чем он привлекателен для истинных ценителей?
Архитектурный стиль Райт или Ориент распространен в современном строительстве жилых домов.
Он «пришел» в Россию из удивительной и прекрасной Японии, привнеся восточный колорит в развитие архитектуры.
Главная особенность домов в стиле Райт – это интересные крыши плоской формы, которые весьма необычно выглядят. Они имеют большие выносы, что также характерно для этого направления.
Знаменитый американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт явился основоположником этого стиля в Америке и странах Европы.
Особенности стиля Райт
Стиль считается весьма органичным для загородных домов и коттеджей.
Сам известный архитектор придерживался мнения о том, что здания должны быть приземистыми и угловатыми.
Роскошные пилястры и величественные колонны – это не его направление.
Дома, созданные в стиле Райта, должны являться продолжением земли, то есть смотреться максимально естественно – ничего вычурного и эпатажного.
Также для указанного стилевого направления характерны сегментированные постройки.
Это одноэтажные или двухэтажные эклектичные дома.
Натуральное дерево и природный камень удачно сочетаются с бетонными и стеклянными элементами отделки. Дома, построенные в стиле Райт – это небольшие контрастные здания, которые редко можно увидеть в России.
Декорированные фасады для данного архитектурного направления не характерны. «Изюминка» стиля – это огромные панорамные окна, которые позволяют заполнить внутреннее пространство естественным светом.
При возведении загородных построек стиль Райта уже давно является очень востребованным. С годами его популярность только возрастает.
Настоящие поклонники функциональности, эстетичности и лаконичных деталей должны по достоинству оценить подобный архитектурный замысел.
В чем особенность интерьера кухни в стиле прованс? Какие основные отличительные черты стиля?Обсуждаем красочный экостиль в интерьере. Узнаем как создать атмосферу природы в доме.
Знакомимся с мебелью в стиле лофт в нашей статье.
Особенности проектов домов в стиле райт
Дома, которые были построены по замыслу знаменитого американского архитектора, уже давно стали историческими памятниками. Но в создании новых жилых зданий этот стиль продолжает активно использоваться.
Как выглядят проекты домов Райта? Они могут быть иметь свои нюансы, но общее направление все равно будет просматриваться.
К основным чертам, присущим всем подобным сооружениям относятся:
- Большие широкие окна;
- Использование горизонтальных линий;
- Ощущение целостности здания, разделенного на сегменты;
- Навесные плоские крыши с оригинальной отделкой;
- Сочетание минимализма с естественными, природными формами.
Для архитектурных проектов в данном стиле характерно комбинирование нескольких материалов.
Штукатурка, мрамор и кирпич идеально смотрятся вместе и создают ощущение какой-то монолитности, внушительности зданий.
Модерн ближе всего к стилю Райта по своим уникальным особенностям.
Поэтому в проекте можно учесть создание оригинальной лестницы с коваными перилами с узорами в форме листьев. Впрочем, многое должно зависеть и от индивидуальных пожеланий самого заказчика.
В домах можно сочетать прямоугольные объемы в разных плоскостях.
В зависимости от проекта создаются неповторимые внутренние интерьеры.
К примеру, объединенная гостиная и кухня, а также раздельные ванная комнат с санузлом могут занимать самые большие территории.
Остальная площадь может равномерно распределяться между холлом и прихожей. Дом в стиле Райта с небольшой летней террасой – это предпочтительный вариант для многих заказчиков.
В проекте могут быть предусмотрены длинные свесы кровли.
Такая конструкция предохраняет от излишнего попадания солнечных лучей в помещение знойным летом и позволяет не вешать жалюзи. Разработка архитектурного и конструктивного проектного плана может занимать примерно полтора месяца.
В домах «райтовского стиля» сразу же бросается в глаза некая целостность пространства комнаты с меблировкой.
Обычно дизайнеры подбирают предметы интерьера таким образом, чтобы вертикальных линий было как можно меньше. Это обеспечивает наличие большого свободного пространства.Сегментированность и угловатость внешней архитектуры нашла отражение и во внутреннем интерьере.
Светильники квадратной формы, подвешенные к потолкам, создают еще большее ощущение безграничного простора.
Цветовая гамма стиля
Стиль Райта предполагает уникальные сочетания. Оформление столовой с помощью природного камня и стандартная кухня станут отличным примером подчинения данному архитектурному направлению.
Что касается цветовой гаммы, то предпочтение отдается спокойным и нейтральным оттенкам. А вот хаотичность расцветок и вычурные золоченые узоры явно не будут соответствовать классическим представлениям о домах Райта.
При разработке проекта уместно будет вспомнить о сочетании черт этноса и минимализма. Стиль прерий (Райта) всегда поражает своей простотой и уникальностью. Внешне одинаковые дома отличаются оригинальными чертами внутреннего убранства.
К сожалению, проекты таких жилых сооружений не очень востребованы на территории России. Только понемногу эти японские домики с плоскими крышами начинают возводиться в некоторых городах.
Фото домов
На снимках, сделанных профессиональными фотографами, можно увидеть основные черты, присущие «райтовсим» домам.
Можно применить к ним множество эпитетов. Но лучшим описанием станет яркий и выразительный снимок, позволяющий еще раз убедиться в неповторимости стиля.
Школа прерий — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Школа прерий (англ. Prairie School) или стиль прерий — архитектурное направление конца XIX — начала XX века, распространённое в основном на Среднем Западе США. Является одним из течений «органической архитектуры».
Стиль характеризуется обилием горизонтальных линий, преобладанием плоских крыш, широких выступающих карнизов и замысловатого орнамента. Школа прерий обозначила разрыв с традициями архитектуры XIX века. Горизонтальные детали построек напоминали пейзажи Великих равнин, чем и объяснялось образное название школы. В то же время на стиль оказали влияние конструкции японских храмов, с которыми американцы впервые познакомились незадолго до возникновения нового течения в архитектуре.
Инициатором и родоначальником движения стал Луис Салливан. Среди видных представителей школы прерий можно назвать следующих архитекторов:
- Kristin Visser. Frank Lloyd Wright & the Prairie School in Wisconsin : an architectural touring guide. — 2nd ed. — Madison, Wis.: Prairie Oak Press, 1998. — 258 с. — ISBN 1-879483-51-3.
Шедевры мировой архитектуры | Блогер alfa-omega на сайте SPLETNIK.RU 17 января 2016
Немного об архитекторе — Фрэнке Ллойде Райте.
Фрэнк Ллойд Райт (8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре.
Наиболее известное его творение — «Дом над водопадом».
Однако известность Райту первоначально принесли «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры» и одного из ее направлений «школы прерий», идеалом которой является целостность и единение с природой.
Школа прерий или стиль прерий — архитектурное направление конца XIX — начала XX века, распространённое в основном на Среднем Западе США.
Стиль характеризуется обилием горизонтальных линий, преобладанием плоских крыш, широких выступающих карнизов и замысловатого орнамента. Школа прерий обозначила разрыв с традициями архитектуры XIX века. Горизонтальные детали построек напоминали пейзажи Великих равнин, чем и объяснялось образное название школы.
В то же время на стиль оказали влияние конструкции японских храмов, с которыми американцы впервые познакомились незадолго до возникновения нового течения в архитектуре.
Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.
В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы.
Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство.
Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.
Дом Уиллитса, Willits House
Один из наиболее ярких примеров сооружения «органической архитектуры» в стиле «Домов Прерий» — дом Уиллитса, спроектированный в 1901 году.
План
Фасад
Интерьеры
Дом Мартина, Martin house
Построен в 1904 году. Для стиля «Дом Прерий» характерно деление фасада на отдельные выступающие объемы и большие площади остекления.
План
Фасады
Интерьеры
Дом Роби, Frederick Robie House
Дом Роби в Чикаго считается одним из шедевров в серии «Домов Прерий» и одной из самых популярных работ Райта. Дом был спроектирован в 1908 году. Особняк выходит продольным фасадом на улицу. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, способствуют затенению окон и защите террас и балконов от прямых солнечных лучей и осадков.
Общий вид
Фасад
Интерьеры