Ар деко стиль в архитектуре: Арт-деко в архитектуре и интерьере: что это, особенности, фото

Содержание

Арт-деко в архитектуре и интерьере: что это, особенности, фото

Блеск и роскошь, отчаянное желание наслаждаться жизнью, «пир во время чумы» — так обычно характеризуют ар-деко. Этот стиль расцвел между двумя мировыми войнами, но пользуется популярностью до сих пор

Фото: shutterstock

Интерьеры в духе фильма «Великий Гэтсби»: изысканность, строгая геометрия и общее ощущение праздника — все это ар-деко. Каков этот стиль в архитектуре и чем отличается от других — рассказываем в нашей статье.

  • Что такое ар-деко
  • Особенности стиля
  • Ар-деко в интерьере

Эксперт в этой статье: Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии dvekati

www.adv.rbc.ru

Что такое ар-деко

Ар-деко — стиль, который появился во Франции в начале XX века, затем распространился в Западной Европе и США и проявил себя в архитектуре, дизайне, изобразительном искусстве. Он стал популярным после Международной выставки декоративно-прикладного искусства и современной промышленности, которая прошла в Париже в 1925 году.

Ар-деко появился на стыке модернизма и неоклассицизма. Ар-деко быстро стал синонимом богатства, шика, богемы, а его приверженцы активно использовали в своих работах достижения технического прогресса и новые качественные материалы. Это означает в том числе, что в богатых интерьерах и в архитектурном облике домов для элиты впервые начали массово использоваться штампованные заводские элементы.

С появлением ар-деко декораторы, которые до этого не считались представителями творческой интеллигенции, получили новый статус: у них появилось профессиональное сообщество и такие же авторские права, как у художников и скульпторов.

Салон Павильона коллекционера. Всемирная выставка (1925) (Фото: SiefkinDR/wikipedia)

После Второй мировой войны ар-деко стал менее востребован, в архитектуре начали брать верх более функциональные и строгие стили.

Екатерина Сванидзе:

— Об ар-деко обычно говорят, что это или последний большой стиль, или вообще не стиль, а стилевое течение. Как бы то ни было, ар-деко до сих пор остается одним из главных источников вдохновения для архитекторов по всему миру. Среди стилей, повлиявших на ар-деко, называют модерн, неоклассицизм, конструктивизм, футуризм, кубизм, древнеегипетскую, доколумбову и мавританскую архитектуру, африканский примитивизм, древнегреческую архаику.

Стиль, получивший известность как ар-деко, во Франции сначала называли «шикарным» — в интерьерах было изобилие ценных пород камня и дерева, металлов, слоновой кости и прочей «крокодиловой кожи». Его подхватили парижские мебельщики, легендарные стекольщики Лалик и Марино, часовщики и ювелиры Картье, а также авторы «малых бронзовых форм».

Бронзовая скульптура становится одним из символов ар-деко для истории искусств и воплощением той самой «дорогой и солидной красивости». Стиль действительно стал последней в истории искусств громкой попыткой совместить высокое и низкое, больших художников и ремесленников, сочетать небоскребы и гранд-отели с холодильниками и светильниками.

Особенности стиля ар-деко

Основными характеристиками архитектуры ар-деко стали прямоугольные геометрические формы, разделенные изогнутыми декоративными элементами. Серия отступов, создающих ступенчатый контур, создает монолитный внешний вид, типичный для фасадов в этом стиле.

При строительстве зданий в стиле ар-деко использовались штукатурка, бетонный блок, глазурованный кирпич, гладкий камень и терракота, сталь и алюминий. Широко задействовалось декоративное непрозрачное остекление.

Некоторые здания этого стиля отличаются элементами исключительно ручной работы, другие декорировались украшениями массового производства, которые были дешевле.

Плоские крыши украшались парапетами, шпилями или башнеобразными сооружениями, чтобы подчеркнуть угол или вход. Декоративное стекло или стеклянные блоки использовались для максимально естественного освещения. Сложные пилястры и фронтоны украшали дверные проемы.

Элементы Крайслер-билдинг в Нью-Йорке

Проекты в стиле ар-деко мультиформатны — они часто создавались в сотрудничестве архитекторами, художниками, скульпторами и дизайнерами. Рокфеллер-центр, Крайслер-билдинг, Эмпайр-стейт-билдинг и другие небоскребы Нью-Йорка, которые были построены в 20–30-х годах XX века, — наиболее известные примеры ар-деко.

Основные черты ар-деко

Строгая геометрия

Ар-деко стремится к строгой геометрии. Архитекторы, дизайнеры, художники-декораторы, работающие с такими зданиями, предпочитают овал, прямоугольник, ромб, треугольник, зигзаг и другие четкие формы.

Дворец Стокле в Брюсселе (Фото: PtrQs/wikipedia.org)

Симметричные узоры

Используются в основном симметричные, повторяющиеся узоры природного или геометрического характера. Они присутствуют как в интерьерах, так и на фасадах зданий.

Этнические и природные мотивы

Художников вдохновляют идеи творчества американских индейцев, египтян, а также природный орнамент. Характерные мотивы включают обнаженные женские фигуры, животных, листву, цветы, птиц и солнечные лучи.

Мост Hope Memorial, Кливленд (Фото: Erik Drost/wikipedia.org)

Дорогие материалы

В декоре и отделке предпочтение отдается дорогостоящим натуральным и искусственным материалам — нефриту, серебру, перламутру, слоновой кости, обсидиану, хрому, горному хрусталю, бакелиту, железобетону.

Блеск

Множество различных металлических акцентов, вплоть до золотых поручней на дверях, обилие зеркал, витражных стекол смелых расцветок и блестящих поверхностей. Все эти детали создают ощущение праздника и торжественности.

Зиккурат

Заимствованный из вавилонской архитектуры, зиккурат играет важную роль в архитектуре ар-деко. Современная интерпретация в основном выглядит как отступающие уровни или многоярусные элементы, которые придают строению или декоративному элементу форму пирамиды.

Яркие цвета

Архитекторов и дизайнеров привлекают яркие, насыщенные цвета, которые броско контрастируют друг с другом. Полутона, оттенки и пастельная гамма отходят на второй план. Основными становятся бирюзовый, рубиновый, желтый, зеленый, баклажановый, бордовый и другие яркие цвета.

Лобби Guardian Building в Детройте (Фото: Michael Barera/wikipedia.org)

Гладкие поверхности

Помимо блеска, в ар-деко часто используются гладкие, ровные поверхности — нержавеющая сталь, алюминий, мрамор, стекло.

Небоскребы

Во многих зданиях в стиле ар-деко есть башня или шпиль. Это также связано с восхищением техническим прогрессом, которое было характерно для того времени. Стальной каркас и металлические акценты здания Крайслер-билдинг в Нью-Йорке придают ему блестящий, гламурный вид.

Дженерал-электрик-билдинг (Фото: Chris06/wikipedia.org)

Екатерина Сванидзе:

— На мировом уровне в некоторых частях света ар-деко быстро выбирает в крестные отцы функционализм, а за океаном, в США, и вовсе превращается в так называемый streamline modern — по мнению одних историков архитектуры, американизированную версию стиля, по мнению других — совершенно отдельное стилевое течение или даже стиль, нашептанный, собственно, индустриализацией, новыми технологиями и особенно воздухоплаванием.

Здание в стиле streamline modern в Вашингтоне (Фото: Superbass/wikipedia. org)

Во Франции схожая история происходит с paquebot («морской лайнер»), который выделяется и оформляется после спуска «Нормандии» с колоннами из лаликовских кристаллов на воду в 1935 году.

Здание paquebot в Париже (Фото: VPeheu/wikipedia.org)

Впрочем, это было характерно для всего стиля, который недаром называли «лоскутной эклектикой» — в каждой стране он был отдельным и особенным, а мастера, к нему принадлежавшие, даже не всегда об этой принадлежности догадывались. Нервный и рваный — с одной стороны, надежный — с другой; его любили все — от владельцев первых массовых кинотеатров до автомобильных заводов и производителей холодильников. Бакелит, нержавейка, стекло, различные эмали — все это вместе с красным деревом, хрусталем, акульей и крокодиловой кожей (или их имитациями) приходило тогда чуть ли не в каждый дом и с самыми привычными в быту вещами.

Считается, что именно «ширпотреб» стал причиной затухания ар-деко и его ответвлений в большинстве стран. И дело не только в начавшейся Второй мировой войне, но и в том, что из иконы стиля ар-деко стал для общества аляповатой картинкой из глянца и синонимом подделки и пошлости. Правда, так было не везде и не сразу — в некоторых британских и французских колониях ар-деко главенствовал до конца 1960-х.

Ар-деко в интерьере

Большинство выдающихся представителей ар-деко создавали индивидуальные предметы или ограниченные серии. Среди них дизайнеры мебели Жак Рульман и Морис Дюфрен, архитектор Элиэль Сааринен, кузнец по металлу Жан Пуифоркат, дизайнер стекла и ювелирных изделий Рене Лалик, художники-ювелиры Раймонд Темплиер и Вивен Нильссон.

Готтлиб Элиэль Сааринен. Вокзал в Хельсинки (Фото: shutterstock)

Дизайнеры выбирали экзотические материалы для интерьеров, такие как акулья кожа, перламутр, слоновая кость, лакированное и окрашенное дерево, а также декоративные вставки, подчеркивающие геометрию.

Самым выдающимся дизайнером мебели на выставке декоративного искусства 1925 года был Эмиль-Жак Рульманн.

Эмиль-Жак Рульманн. Кресло (Фото: Sailko/wikipedia.org)

Он считал, что кресла должны быть спроектированы в соответствии с функциями комнат, в которых они появились: для гостиной — уютными, в офисе — удобными, а в салоне — роскошными. Мебель Рульманна изготавливалась в небольших количествах, и средняя цена одной из его кроватей или шкафов довольно часто была выше, чем стоимость небольшого дома.

Меблировка особняка Жозефа Бернара, 1930-е годы. Эмиль-Жак Рульманн (Фото: Jean-Pierre Dalbéra/wikipedia.org)

Текстиль стал важной частью стиля ар-деко: использовались красочные обои, обивка для мебели, ковры. На них изображались стилизованные промышленные сцены, городские пейзажи, локомотивы и другие современные темы, а также женские фигуры и геометрические узоры. В 1920-х годах дизайнеры вдохновлялись декорациями русских балетов, дизайнами тканей и костюмами Льва Бакста.

Екатерина Сванидзе:

— Пусть в экспертном сообществе термин «советское ар-деко» официально не принят до сих пор, но в СССР история стиля началось в 1920-х годах со строительства Фрунзенского универмага в Ленинграде. По словам историка архитектуры Александры Селивановой, в СССР ар-деко пришел резко — сказалась усталость от бескомпромиссности и жесткости авангарда, совпавшая с надрывной индустриализацией, партийные интриги в искусстве и один из самых мощных расколов внутри профессионального сообщества.

Телефонная станция Фрунзенского района (Фото: Shakko/wikipedia.org)

Щусев, Иофан, Гефрейх, Руднев, Васильковский, Катонин, Душкин, Голосов, Лангман, станции первых очередей Московского метрополитена, дом СТО, библиотека им. Ленина, военная академия Фрунзе, Мавзолей, наркомат в Колымажном, АТС на Зубовской площади, многочисленные жилые дома по всей стране, включая легендарный дом на Яузском бульваре в Москве, Даниловский универмаг, вокзалы, ВДНХ, московские высотки — все это имена и объекты советского ар-деко.

Даниловский универмаг (Фото: Ludvig14/wikipedia.org)

Ар-деко повлиял в СССР на всю массовую городскую застройку — именно из него во многом вырос сталинский ампир. Владимир Гельфрейх, который стал автором как первого образца советского ар-деко — библиотеки им. В. И. Ленина, так и последнего — здания МИД, был наиболее близким к чистой стилевой версии.

Парадная лестница главного здания Российской государственной библиотеки в Москве (Фото: A. Savin/wikipedia)

К ар-деко возвращаются и сегодняшние российские девелоперы — аллюзии на эту тему появляются в архитектуре и интерьерах.

Стиль Ар-деко в архитектуре и дизайне – особенности, история возникновения и развития

Интерьер

Ар-деко неуловим: его трудно описать, но его ни с чем не спутаешь. О стиле, который вечно уходит и возвращается, рассказывает Дмитрий Швидковский.

Ар-деко неуловим: его трудно описать, но его ни с чем не спутаешь. О стиле, который вечно уходит и возвращается, рассказывает Дмитрий Швидковский.

Когда я учился в Московском архитектурном институте, в курсах истории искусства и истории зодчества о стиле под названием “ар-деко” практически не упоминали, и возникала путаница. Получалось, что это самое ар-деко и модерн, стиль особняков Федора Шехтеля и гостиницы “Метрополь” (который во всем мире называют вслед за французами ар-нуво) – это почти одно и то же. Или казалось, что ар-деко – какая-то “опоздавшая” часть модерна, пережившая Первую мировую войну. На самом деле все было не так.

Cтро­и­те­ли Chrysler Building (1930) ус­т­ро­и­ли пе­ре­кур на сталь­ной го­ло­ве ор­ла на 59-м эта­же.

архивы пресс-службы

Произведения ар-деко – здания, мебель, ювелирные украшения – принадлежат к одному из самых изысканных и привлекательных стилей искусства ХХ века. Он передает особое настроение и образ жизни, появившиеся на Западе после шока Первой мировой войны и русской революции. Датой его рождения считается 1925 год, когда в Париже прошла грандиозная Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий. На ее основе опубликовали двенадцать томов энциклопедии новых произведений декоративного искусства – там и появилось название “ар-деко”.

архивы пресс-службы

Ар-деко – стиль намеренно дорогой и солидной красивости, предназначенный для “среднего класса”, поэтому о нем в советское время избегали говорить. В отличие от своей современницы, строгой и функциональной архитектуры авангарда, деко не строил новый и справедливый мир будущего. Он давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Несколько снобистское отношение к деко у некоторых искусствоведов на Западе связано с тем, что этот стиль процветал в Америке – и доказал, что кое в чем Новый Свет может превзойти “старую” Европу. Коктейли, джаз и ар-деко переносили в Лондон, Париж и Милан ощущение радости жизни, охватившее Америку, не видевшую разрушений и жертв Первой мировой. И хотя Европу вскоре настигли новые политические и военные конфликты, а Америку – Великая депрессия, ар-деко стойко противостоял пессимизму. Его “добило” лишь вступление США во Вторую мировую войну.

Автомобиль Pontiac, модель 1938 года.

архивы пресс-службы

Самым известным архитектором ар-деко во Франции был Робер Малле-Стивенс – он застроил в Париже целую улицу, которую назвали его именем. Легендарные дизайнеры – Жак-Эмиль Рульманн, Андре Гру и Поль Ириб – создавали интерьеры, где мебель, аксессуары, росписи объединялись в единое, предельно декоративное целое. В Нью-Йорке все то же самое с успехом делал Эли Жак Кан – он оформил вестибюли двух десятков небоскребов. Джозеф Урбан выстроил в стиле деко павильоны на выставке “Век прогресса” (1933) в Чикаго.

Настольная зажигалка Ronson, 1925.

архивы пресс-службы

В США ар-деко приобрел статус официального стиля – его символом в Новом Свете, да и во всем мире, стал Chrysler Building. В 1930-м Уильям ван Аллен построил этот небоскреб для знаменитого автомобильного концерна. На уровне 59-го этажа над городом парят эмблемы “Крайслера” – хромированные стальные головы орлов. Не избег влияния деко и Голливуд – звезды его и в жизни, и в кино селились в декошных интерьерах.

Салон красоты в отеле Jefferson в Сент-Луисе, конец 1920-х годов.

архивы пресс-службы

За два десятилетия существования ар-деко выработал собственный характер, отчетливо видный при сравнении с ар-нуво. Оба стиля по-своему противостояли прагматизму и культивировали изысканность. Но методы борьбы были совсем разные. Ар-нуво создавал новое искусство. Ар-деко соединял все, что нравилось его авторам – восточную экзотику, исторические темы, новую технику, дорогие материалы и современное искусство, особенно кубизм. Увлечение экзотическими мотивами, почерпнутыми у ацтеков, майя и древних египтян, возросло после находок древних городов в лесах Мексики и открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона.

Тумбочка Tournicol, дизайнер Жак-Эмиль Рульманн, 1920-е годы.

архивы пресс-службы

В ар-нуво, при всей рафинированности, формы рождались на основании функции, причем органическим путем. Для ар-деко главным было украшение. Художники и архитекторы модерна придавали своим работам сложную внутреннюю символику. Ар-деко принципиально искал внешнего эффекта. Ар-нуво претендовал на универсальность, ар-деко мог удовлетвориться фрагментарностью. В особняках модерна все – от плана до дверной ручки – нужно было выдержать в едином стиле. Мастеров ар-деко вполне устраивала возможность украсить фасад стилизованными эмблемами.

Брон­зо­вый Пегас с ка­по­та автомобиля, Ита­лия, 1920-е го­ды.

архивы пресс-службы

У ар-нуво и ар-деко был очень разный “почерк”. Для модерна характерна тянущаяся, изогнутая, вьющаяся линия. Для деко – ломаная линия, любовь к многогранникам, ступенчатым завершениям, странным, как бы “припухшим” кривым. В модерне чаще использовались растительные мотивы – изображения цветов. Ар-деко больше любил животных. Кроме того, деко нравился вид новейшей техники: машин или аэропланов. Ар-нуво предпочитал сдержанные цвета – различные оттенки кремового, серого, голубого, фиолетового. Ар-деко любил цвета интенсивные – белый с черным, золотой и золотисто-коричневый – и яркие вкрапления красного, зеленого, синего, сверкавшие, как драгоценные камни.

Проект Дворца Советов (1934), архитекторы Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко.

архивы пресс-службы

В модерне часто сочетались темный металл и светлое дерево. Для ар-деко характерны блестящие сталь и латунь и темное дерево, причем с инкрустациями. В ар-нуво господствовала керамика – от настенных плиток до великолепных фризов из майолики. Ар-деко обожал контраст сверкающей поверхности полированного металла и изысканной фактуры редких пород камня или дерева.

Эс­киз кух­ни в сти­ле ар-де­ко ди­зай­нер Ре­не Га­б­ри­эль опуб­ли­ко­вал в жур­на­ле Interieurs en Couleurs в 1925 го­ду.

архивы пресс-службы

Фрэнсис Скотт Фицджеральд в одном из своих рассказов назвал время расцвета ар-деко “потерянным десятилетием”. Но, похоже, сами создатели и “потребители” ар-деко это время потерянным не считали. Они не строили планов на будущее – они испытывали эйфорию от краткой эпохи процветания, в которую им довелось жить. И тем самым сильно ее украсили.

“Ма­я­ков­ская” (1936) ар­хи­тек­тора Алек­сея Душ­кина — ше­девр ар-де­ко. И не толь­ко со­вет­ско­го: арки из хро­ми­ро­ван­ной ста­ли мог­ли бы ук­ра­сить холл са­мо­го рос­кош­но­го не­бо­скре­ба в Нью-Йор­ке.

архивы пресс-службы

Текст: Дмитрий Швидковский

Фото: архивы пресс-службы

10 зданий в стиле ар-деко по всему миру

Продолжаем знакомить вас со знаковыми зданиями в разных стилях: на очереди роскошный и загадочный ар-деко, родившийся между двумя мировыми войнами.

Chrysler Building, Нью-Йорк, 1928-1930 гг.

Проект этого небоскреба заинтересовал основателя автомобильной корпорации Уолтера Крайслера, и архитектор Уильям Ван Ален при оформлении здания использовал узнаваемые элементы дизайна машин Chrysler. Например, ребристый фасад напоминает решетку радиатора некоторых моделей, а треугольные окна на полукруглых выступах башни — спицы в колесах. Украшающие небоскреб головы орлов ассоциируются с эмблемой автомобиля Chrysler Plymouth. Фреска с изображением индустриальных сцен на потолке треугольного лобби посвящена веку прогресса и символизирует триумф человеческой мысли, как и эпоха ар-деко в целом. Уолтеру Крайслеру очень хотелось поразить других автомобильных магнатов, поэтому для отделки холла специально закупались самые дорогие материалы: красный гранит с африканского континента, итальянский травертин, бельгийский мрамор, мексиканский оникс и ценные породы дерева. Ван Алену удалось возвести самую высокую конструкцию в мире, хотя в то же время архитектор Крейг Реверанс строил здание банка траста Манхэттена, которое должно было превзойти небоскреб Chrysler на два фута. Зная об этом, Ван Ален спроектировал шпиль, позволивший ему обойти соперника. Тем не менее уже через год в Нью-Йорке появилось здание Empire State Building, ставшее новым мировым рекордсменом по высоте.


Getty Images


Архитектура в деталях: 10 зданий в стиле модерн

Офис компании «Бакарди», Гавана, 1930 г.

Двенадцатиэтажное здание площадью 7000 квадратных метров в центре Гаваны возвели меньше, чем за год: строители уложились в установленный для них срок в 300 дней. Новый офис для компании-производителя рома Bacardi проектировал кубинский архитектор, а строительством занималась немецкая компания. Гранит и мрамор для внутренней отделки на Кубу везли со всей Европы. Верхние части фасада облицованы цветной керамической плиткой: считается, что авторы вдохновлялись каталонским модерном. Крыша выполнена в форме пирамиды-зиккурата — характерной для ар-деко фигуры, отсылающей к сооружениям древневосточных цивилизаций. Венчает ее бронзовая летучая мышь — символ компании Bacardi. Сегодня в здании размещаются офисы: после революции 1959 года семья Бакарди эмигрировала в Америку, а ее штаб-квартира в Гаване закрылась.

Фасад здания Bacardi

Getty Images

Панно из плитки на верхней части фасада

Getty Images

Marine building, Ванкувер, 1929-1930 гг.

В 1914 году был построен Панамский канал — это означало, что добираться по морю от восточного побережья североамериканского континента до западного стало значительно быстрее (судам больше не приходилось огибать Южную Америку). Предприниматель из Торонто Джозеф Хоббс предположил, что в новых условиях возрастет стратегическое значение Ванкувера как торгового порта, и решил построить в городе здание, которое станет его символом. В новом небоскребе разместились Торговая биржа и офис компании, занимавшейся коммерческим судоходством.

По задумке архитекторов из бюро McCarter & Nairn постройка должна была напоминать скалу, которая поднимается из морских глубин. Именно поэтому некоторые детали выполнены в сине-зеленом цвете, а элементами декора стали изображения представителей морской флоры и фауны. До 1939 года здание было самым высоким в Ванкувере.

На полу лобби Marine Building изображены знаки зодиака.

Getty Images

Верхняя часть Marine Building выполнена в форме пирамиды.

Getty Images

Eastern Columbia Building, Лос-Анджелес, 1930 г.

Это здание считается самой узнаваемой работ архитектора Клауда Билмана, создавшего множество построек в стиле ар-деко в Лос-Анджелесе. Билман проектировал его для универмага Eastern-Columbia, который разместил там не только свой 39-й магазин, но и главный офис. Во время работы архитектора над проектом власти города ввели высотное ограничение застройки, но для небоскреба Eastern Columbia сделали исключение: его высота составила 264 фута при разрешенных 150 футах. 13-этажное здание стало одной из архитектурных доминант Лос-Анджелеса: фасад, облицованный голубой плиткой и декорированный медными панелями, сразу обращал на себя внимание.

Фасад здания Eastern Columbia

Getty Images

Входной портал, украшенный изображением солнца

Дворец Порт-Доре, Париж, 1930-1931 гг.

В 1931 году в Париже открылась Международная колониальная выставка, посвященная культуре и традициям колониальных владений Франции. Он продолжалась на протяжении полугода и по сути стала глобальным форумом для обсуждения колониализма. Одной из основных площадок для мероприятий, приуроченных к экспозиции, был Колониальный музей, здание которого спроектировал архитектор Альберт Лапрад. До этого он уже экспериментировал с ар-деко на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в 1925 году: именно ее принято считать первой важной вехой в развитии нового стиля.

Для размещения Колониального музея Лапрад построил дворец Порт-Доре со строгим симметричным фасадом, украшенным рельефной композицией скульптора Альфреда Жаннио. На здании изображены пейзажи и сцены быта французских колоний, символизирующие их важное значение для культуры Франции. Фрески на стенах залов внутри повторяют этот мотив. Сегодня во дворце находится Музей иммиграции и Тропический аквариум.

Фасад Дворца Порт-Доре

Getty Images

Деталь рельефной композиции на фасаде

Getty Images

Подъемник Ласерда, Салвадор, 1930-1932 гг.

Первый городской автоматизированный лифт в Салвадоре появился в 1873 году, строительство велось под руководством инженера Аугусто Фредерико де Ласерда. Спустя несколько десятилетий подъемник модернизировали и перестроили в стиле ар-деко. Архитектор Флеминг Тисен усовершенствовал конструкцию подъемника: расширил две уже существующие кабины лифта и добавил еще две (каждая из них могла перевозить по 27 пассажиров). Он также возвел вторую башню подъемника и соединил ее с уже имевшейся мостом. Кабины для лифтов разработала американская компания Otis, и они преодолевали расстояние в 59 метров всего за 22 секунды. Подъемник до сих пор используется как средство перемещения между Верхним и Нижним городом.

Подъемник Ласерда

Getty Images

Мемориал Anzac, Сидней, 1932-1934 гг.

ANZAC — это аббревиатура, обозначавшая название австралийского и новозеландского армейского корпуса, который принимал участие в Первой мировой войне. В битвах на стороне стран Антанты погибло более 60 000 его членов, и их память решили увековечить в мемориалах в разных городах Австралии. Конкурс на строительство в Сиднее выиграл архитектор Брюс Деллит, предложивший проект мемориала в стиле ар-деко. «Стойкость, мужество и способность к самопожертвованию — вот, чем был вдохновлен этот дизайн», — написал Деллит в пояснении к проекту. Фасад здания украшен рельефными панелями и двадцатью каменными памятниками военнослужащим. В интерьере центральное место занимает бронзовая скульптура погибшего солдата, которого держат на щите три женские фигуры — мать, сестра и жена.

Мемориал Anzac

Getty Images

Бронзовая скульптура погибшего солдата

Getty Images

Здание страховой компании “Новая Индия”, Мумбаи, 1936 г.

В индийском городе Мумбаи первые здания в стиле ар-деко начали появляться в 1930-е годы: практически на 10 лет позже, чем в Европе. В это время в городе увеличивается численность населения, поэтому встает вопрос о строительстве новых жилых и общественных зданий. Работая над проектом городской застройки, местные архитекторы ориентировались на иностранные образцы стиля ар-деко: новости о последних тенденциях дизайна они получали в том числе и от индийских бизнесменов, которые путешествовали по всему миру и приезжали в крупный торговый порт Бомбея (прежнее название Мумбаи). Одной из самых заметных построек этого периода стал офис страховой компании «Новая Индия», построенный бюро Master, Sarhe and Bhuta. В большом семиэтажном здании была предусмотрена современная централизованная система воздушного охлаждения — инновационная по тем временам технология.

Фасад здания страховой компании «Новая Индия»

Getty Images

Рельеф на фасаде

Архитектура в объективе: ар-деко Мумбаи

Бывший театр «Эден», Лиссабон, 1929-1937 гг.

Уже в 1906 году на Площади Реставраторов в Лиссабоне работал театр — его организовал в бывшем гараже Антонио дос Сантос, который привез в город один из первых в мире кинопроекторов. Через 8 лет на месте гараже из стекла и бетона появилось здание с фасадом в эклектичном стиле, а в конце 1920-х годов его решили перестроить из-за несоответствия требованиям безопасности. На первом этаже нужно было разместить магазины, а на втором — зал на 1440 зрителей, и перед архитектором Кассиано Бранко стояла задача не допустить слишком большого скопления людей на входе в дни спектаклей. Для этого он спроектировал систему сразу из пяти лестниц, которые вели на разные ярусы зала. Строгий фасад был украшен рельефным фризом с изображением актеров, разыгрывающих сцены, в том числе и перед оператором с киноаппаратом. С середины прошлого века здание начало использоваться преимущественно как кинотеатр, а в 2001 году в нем разместили отель — оригинальные интерьеры не сохранились.

Фасад бывшего кинотеатра «Эден»

Getty Images

Электростанция «Баттерси», Лондон, 1929-1953 гг.

Здание электростанции состоит из двух частей, построенных в разное время: сектор «A» возвели во времена расцвета ар-деко, а вот сектор «B» — спустя 20 лет, после окончания Второй мировой войны. Строительством занимались одна и та же команда инженеров и архитекторов, поэтому конструкции получились практически идентичными, и сегодня они воспринимаются как единое здание. Одним из тех, кто разрабатывал проект электростанции, был архитектор Джайлс Гилберт Скотт — автор дизайна знаменитой лондонской телефонной будки. Руководил группой архитектор Тео Холлидей, который решил выполнить интерьер станции «А» в стиле ар-деко: внутри появились кованые лестницы, на пол положили полированный паркет, а турбинный зал отделали итальянским мрамором. Из-за сокращения финансирования после войны станция B была оформлена гораздо скромнее. Здание стало крупнейшим кирпичным строением в Европе, и в середине прошлого века его окрестили «храмом энергии». На протяжении нескольких десятилетий электростанция не функционировала и оставалась заброшенной, а сейчас ее реконструируют под офисы и апартаменты.

Электростанция «Баттерси»

Интерьеры станции «А» в стиле ар-деко

Интерьер электростанции в 1933 году

Фото: Getty Images

Что такое архитектура ар-деко?

По

Лорен Томанн

Лорен Томанн

Лорен Томанн — эксперт по ювелирным изделиям, увлеченный ремеслом и обустройством дома своими руками, пишет на обе темы. Она занимается антикварным ювелирным бизнесом более 13 лет. Она прошла формальное обучение на курсах по бриллиантам и драгоценным камням в Геммологическом институте Америки и делает свои украшения из переработанных материалов и антиквариата. Самостоятельно ремонтируя свое бунгало 1916 года, она делится уроками, полученными в своих статьях «Сделай сам» и обустройстве дома.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Обновлено 04.03.22

Факт проверен

Александра Кей

Факт проверен Александра Кей

Александра Кей — писатель, специалист по проверке фактов, исследователь и редактор, проверяющая статьи The Spruce на точность и добавляющая ссылки на источники. Алекс часто пишет для b2b и b2c изданий. Когда она не пишет и не проверяет факты для печатных или онлайн-статей, Алекс работает адъюнкт-профессором английского языка в местном колледже.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

The Spruce / Sarah Crowley

Термин «ар-деко» относится к периоду дизайна, который был популярен в США и Европе в 1920-х и 30-х годах. Это недолговечное движение повлияло на моду, искусство, товары для дома и стили строительства на протяжении бурных двадцатых и Великой депрессии. Таким образом, эстетика тщательно балансировала между богатством и практичностью.

Архитектура ар-деко представляет собой гладкий, но не минималистичный стиль здания. Архитекторы того времени были изобретательны в своем подходе к дизайну. Они стремились создать структуры, которые были бы свежими, современными и непохожими на предыдущие стили возрождения. Здания в стиле ар-деко безошибочно узнаваемы и представляют эпоху, которая была в центре века машин.

История 

Стиль ар-деко был замечен по всему Парижу в начале 1920-х годов, но впервые официально появился в 1925 году на Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes . Это дизайнерское шоу проходило в Париже, и на нем были представлены работы нескольких перспективных молодых дизайнеров. В конечном итоге движение было названо в честь этого события.

После этого события эстетика дизайна взлетела. Париж является домом для многих ранних образцов архитектуры ар-деко. В Соединенных Штатах Американское здание радиатора является самым ранним зданием в стиле ар-деко 19 века.24.

Только в начале 1930-х годов известные архитекторы построили несколько других ныне известных зданий в стиле ар-деко в американских городах. В частности, американские небоскребы представляли собой самые роскошные и впечатляющие образцы стиля.

Эмпайр-стейт-билдинг, Рокфеллер-центр и Крайслер-билдинг — все это примеры архитектуры в стиле ар-деко в Нью-Йорке.

Характеристики

Идентифицировать здание в стиле ар-деко несложно, но полезно ознакомиться с некоторыми из этих общих элементов.

  • Современные и традиционные строительные материалы. В зданиях в стиле ар-деко использовались такие материалы, как лепнина, терракота, декоративное стекло, хром, сталь и алюминий.
  • Богато украшенные геометрические детали. На здание наносились различные мотивы и орнаментальные детали. Некоторые распространенные мотивы ар-деко включают шевроны, пирамиды, стилизованные солнечные лучи или цветы, зигзаги и другие геометрические фигуры.
  • Последовательная детализация. Дизайнер или архитектор должен включать одинаковые элементы ар-деко как в экстерьер, так и в интерьер, чтобы каждое здание соответствовало единой теме.
  • Смелое использование контрастных цветов. Яркие, роскошные цвета являются синонимом эпохи ар-деко. Здания выполнены в ярких цветах, таких как черный и белый или золотой и серебряный, для создания контраста.
  • Фрагментарные формы. Многие фасады были созданы с использованием вертикальных линий, которые были угловатыми и направлены вверх и наружу. Эти треугольные формы были завершены рядом шагов, которые в конечном итоге привели к точке.
  • Декоративные геометрические окна. Окна и двери украшены геометрическим орнаментом. Окна могли быть стеклянными блоками или серией вставок из непрозрачного стекла и часто располагались в длинном горизонтальном ряду.
  • Парапеты и шпили. Углы зданий часто украшались башнеобразными конструкциями, благодаря которым простое квадратное здание казалось более роскошным.

Ель / Сара Кроули

Ель / Сара Кроули

Интересные факты

Эта эпоха охватывает два разных периода.

Возможно, самая интригующая часть эпохи ар-деко — это период, в который она воплотилась. С одной стороны, у вас есть период дизайна, олицетворяющий роскошь, богатство и подъем промышленности. Последняя часть эпохи охватывает Великую депрессию, которая резко контрастирует с предыдущим периодом. Когда разразилась Великая депрессия, дизайнеры захотели реализовать роскошные стили ар-деко, но им нужно было сделать это разумно, практично и экономично.

Строители адаптировали стиль к более экономичным многоквартирным домам и тому подобному. Более умеренные дизайнеры смогли относительно недорого построить базовые конструкции и использовать механические украшения. Декоративные стили были зарезервированы для самых видных и заметных частей здания, что также позволило сэкономить деньги.

Качество и степень украшения сильно различаются в архитектуре ар-деко. Большая часть этой детализации зависит от бюджета, известности строителя и качества сборки.

Архитектура ар-деко не является стилем возрождения.

Ранние дизайнеры в стиле ар-деко четко осознавали свои намерения. Они хотели создать стиль, которого никто раньше не видел. В отличие от возрождения Тюдоров или классического возрождения, движение ар-деко было эстетикой, которую раньше не видели в зданиях.

Однако многие элементы дизайна были вдохновлены предшествующими движениями или культурами. Мотивы ар-деко берут творческую лицензию от форм искусства коренных народов, Египта и классического искусства.

Немногие дома были построены в стиле ар-деко.

Стиль ар-деко преимущественно использовался в зданиях и коммерческих помещениях. Таким образом, не так уж много домов построено в стиле ар-деко. Тем не менее, некоторые люди будут включать элементы ар-деко в свои уже существующие дома.

Например, в 1930-х годах традиционные входы с деревянной отделкой были заменены простыми арками. Светильники и декор были заменены на более элегантные варианты в стиле ар-деко. Люди выбрали цвета краски, вдохновленные ар-деко, и выбор плитки был выбран в соответствии с этой более современной тенденцией.

В дизайне в стиле ар-деко особое внимание уделяется симметрии и острым углам.

В отличие от архитектуры ар-нуво, движение ар-деко было гораздо менее прихотливым и более практичным. Эстетика дизайна сосредоточена на новых способах представления традиционных форм. Вы увидите много необычных подходов к симметрии и геометрическим формам в архитектуре ар-деко.

Здания в стиле ар-деко появились раньше современной архитектуры.

Движение ар-деко просуществовало примерно до 1940 года, когда многие известные современные дизайнеры начали добиваться успехов в современной архитектуре. Таким образом, архитектуру ар-деко можно рассматривать как переходный период между традиционными стилями, такими как викторианский, и более современными стилями дизайна.

Таким образом, архитектура ар-деко представляет собой переходный период между традиционными и современными подходами к строительству. Период охватывает 1925 — 1940 и является легко узнаваемым стилем в выдающихся американских городских зданиях.

Ар-деко | Определение, характеристики, история, художники, архитектура и факты

Леон Бакст: эскиз костюма для Ballets Russes

Смотреть все медиа

Похожие исполнители:
Ева Зейзель Рене Лалик Элиэль Сааринен Эрте Роберт Маллет-Стивенс

Просмотреть весь связанный контент →

Самые популярные вопросы

Что такое ар-деко?

Арт-деко — популярный стиль дизайна 1920-х и 30-х годов, характеризующийся гладкими геометрическими или стилизованными формами и использованием искусственных материалов.

Чикагская торговая палата

См. пример стиля ар-деко, принятого для здания Чикагской торговой палаты.

Когда была эпоха ар-деко?

Характеристики стиля ар-деко, зародившегося во Франции в середине-конце 19 века.10-х годов, достиг зрелости во время выставки Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, проходившей в Париже в 1925 году, и превратился в основной стиль в Западной Европе и Соединенных Штатах в 1930-х годах.

Всемирная выставка: соперничество модернизма и холодной войны

Узнайте больше о Международной выставке современного декоративного искусства и промышленности.

Каковы основные характеристики стиля ар-деко?

Характерные черты ар-деко отражают восхищение современностью машин и неотъемлемыми конструктивными качествами машинных объектов, например, относительной простотой, плоскостностью, симметрией и неизменным повторением элементов. Объекты в стиле ар-деко часто демонстрируют простые, чистые формы, обычно с «обтекаемым» видом; орнамент, который является геометрическим или стилизованным из репрезентативных форм, таких как цветы, животные и солнечные лучи; и использование искусственных материалов, включая пластмассы, вита-стекло и железобетон, часто в сочетании с такими природными материалами, как нефрит, серебро, слоновая кость и хром.

Крайслер-билдинг

Одним из популярных узоров в стиле ар-деко были стилизованные солнечные лучи. Посмотрите на стальной шпиль Крайслер-билдинг.

На что повлиял ар-деко?

Среди формирующих влияний на ар-деко были ар-нуво, Баухаус, кубизм и «Русские балеты» Сержа Дягилева. Практики ар-деко также черпали вдохновение в американских индейских, египетских и ранних классических источниках, а также в природе.

Баухаус

Узнайте о Баухаузе, школе дизайна, архитектуры и прикладного искусства в Германии, оказавшей влияние на искусство 20 века, в том числе на ар-деко.

Чем ар-деко отличается от ар-нуво?

Подобно ар-деко, ар-нуво — это орнаментальный стиль, применяемый в таких областях, как архитектура, дизайн интерьера, украшения и иллюстрация. Оба стиля были популярны в Европе и США, но модерн процветал раньше, между 1890 и 1910 годами; Арт-деко достиг своего расцвета в конце 1920-х – начале 30-х годов. Стиль модерн подчеркивал природу, а предметы характеризовались особенно асимметричными извилистыми линиями, часто принимая форму цветочных стеблей и бутонов, усиков виноградной лозы, крыльев насекомых и других нежных природных объектов. Арт-деко, с другой стороны, прославлял современную машину и продвигал геометрические линии и гладкие формы.

Ар-нуво

Узнайте больше об ар-нуво, стиле, который отличался от ар-деко.

Узнайте о стиле ар-деко и его влиянии на архитектурный дизайн здания Чикагской торговой палаты. в 1920-х годах и превратился в основной стиль в Западной Европе и Соединенных Штатах в течение 19-го века.30 с. Его название произошло от Международной выставки декоративного искусства и современной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году, где этот стиль был впервые представлен. Дизайн в стиле ар-деко представлял собой модернизм, превратившийся в моду. Его продукция включала как предметы роскоши индивидуального изготовления, так и товары массового производства, но в любом случае целью было создать гладкую и антитрадиционную элегантность, которая символизировала богатство и изысканность.

Отличительные черты стиля — простые, четкие формы, часто имеющие «обтекаемый» вид; орнамент геометрический или стилизованный под изобразительные формы; необычайно разнообразные, часто дорогие материалы, в состав которых помимо природных (жадеит, серебро, слоновая кость, обсидиан, хром, горный хрусталь) часто входят искусственные вещества (пластики, особенно бакелит, витастекло, железобетон). Хотя предметы в стиле ар-деко редко производились серийно, характерные черты стиля отражали восхищение современностью машин и неотъемлемыми конструктивными качествами машинных предметов (например, относительная простота, планарность, симметрия и неизменное повторение элементов). ).

Подробнее по этой теме

Латиноамериканская архитектура: ар-деко

За короткое время этот академизм неоколониального движения уступил место успеху геометрической декоративной архитектуры Арт…

Среди формирующих влияний на ар-деко были ар-нуво, Баухаус, кубизм и «Русские балеты» Сержа Дягилева. Декоративные идеи пришли из американских индейцев, египтян и ранних классических источников, а также из природы. Характерные мотивы включали обнаженные женские фигуры, животных, листву и солнечные лучи, все в условных формах.

Большинство выдающихся мастеров ар-деко создавали предметы индивидуального изготовления или выпускали ограниченным тиражом. Среди них были дизайнеры мебели Жак Рульманн и Морис Дюфрен; архитектор Элиэль Сааринен; мастер по металлу Жан Пуифорка; дизайнер стекла и украшений Рене Лалик; модельер Эрте; художники-ювелиры Раймонд Темплиер, Х. Г. Мерфи и Вивен Нильссон; и фигуральный скульптор Чипарус. Модельер Поль Пуаре и художник-график Эдвард Макнайт Кауффер представляют тех, чьи работы непосредственно достигли более широкой аудитории. Рокфеллер-центр в Нью-Йорке (особенно его интерьеры, которыми руководил Дональд Дески; построен между 1929 и 1940), Крайслер-билдинг Уильяма Ван Алена и Эмпайр-стейт-билдинг Шрива, Лэмба и Хармона — самые монументальные воплощения ар-деко. В 1930-х годах этот стиль захватил Саут-Бич в Майами, Флорида, создав район, известный как исторический район в стиле ар-деко.

Хотя этот стиль вышел из моды в большинстве мест во время Второй мировой войны, с конца 1960-х годов интерес к дизайну в стиле ар-деко возродился. В 21 веке ар-деко продолжал оставаться источником вдохновения в таких областях, как декоративное искусство, мода и дизайн ювелирных изделий.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.

Факты и история архитектуры в стиле ар-деко | Путеводитель по архитектурным стилям

Модернистский архитектурный проект, разработанный в 1922 году известным финским архитектором в ответ на всемирную конкуренцию.

Обзор

Canopy, Kennedy-Warren Apts, Вашингтон, округ Колумбия

Творческое, но недолговечное движение, дизайн в стиле ар-деко не только повлиял на архитектуру большинства американских городов, но также оказал влияние на моду, искусство и мебель. , слишком. с 19С 25 по 1940 год американцы восприняли архитектуру в стиле ар-деко как освежающую перемену по сравнению с предшествовавшими ему эклектичными и возрожденческими чувствами. Стиль получил свое название от Международной выставки декоративного искусства, проходившей в Париже в 1925 году как демонстрация нового вдохновения.

Bethesda Theatre, Bethesda, MD

Стиль ар-деко в основном был стилем декоративно-прикладного искусства. Здания были богато украшены резными низкорельефными узорами, геометрическими фигурами (включая шевроны и зиккураты) и стилизованными цветочными узорами и узорами восхода солнца. Формы и украшения, вдохновленные произведениями искусства коренных американцев, были одними из архетипов лексикона ар-деко. Хотя в некоторых зданиях использовались дорогие украшения ручной работы, в других использовались повторяющиеся украшения машинного производства. Чтобы снизить затраты, декоративная обработка часто ограничивалась наиболее видимыми частями здания.

Проекты в стиле ар-деко привели к динамичному сотрудничеству между архитекторами, художниками, скульпторами и дизайнерами, что иногда приводило к созданию полной среды в стиле ар-деко, такой как Старый Майами-Бич, Флорида.

Greyhound Terminal, Washington, DC

В свое время то, что мы сейчас называем архитектурой в стиле ар-деко, часто называли Moderne или Art Moderne , термин, используемый для описания самых передовых дизайнерских идей 1930-х годов. до конца Второй мировой войны. Будучи близкими родственниками, ар-деко и модерн имели урезанные формы, но модерн имел горизонтальный, а не вертикальный акцент, закругленные, а не угловатые углы и небольшое поверхностное украшение.

Дизайн в стиле ар-деко впервые был применен к общественным и коммерческим зданиям в 1920-х годах. Хотя отдельные дома редко проектировались в стиле ар-деко, архитекторы и застройщики, особенно в Большом Вашингтоне, округ Колумбия, обнаружили, что стиль ар-деко довольно хорошо адаптируется к многоквартирным домам. Большинство этих зданий все еще используются, что свидетельствует о богатой архитектурной истории города.

Серебряный театр AFI, Силвер-Спринг, Мэриленд

При всем своем щегольстве архитектура ар-деко была чрезвычайно практичной в исполнении. Для проектов с ограниченным бюджетом простая коробка могла быть украшена мотивами и украшена придатками, которые делали концептуально рудиментарную структуру модной и современной. Визуальный интерес можно еще больше усилить, растянув линейные формы по горизонтали и вертикали по всему зданию. Это часто делалось с помощью полос кирпича, навесов или бордюров.

В книге 1984 года Washington Deco Ханса Вирца и Ричарда Стринера каталогизировано более 400 зданий в стиле ар-деко в Вашингтоне, округ Колумбия. Два примера дизайна в стиле ар-деко находятся на Капитолийском холме: бывший магазин Kresge на 666 Pennsylvania Avenue SE, построенный в 1936 году и недавно расширенный, и Penn Theater на 650 Pennsylvania Avenue SE, построенный в 1935 году. Хотя сам Penn Theater был снесен, шатер и часть фасада была включена в новое здание.

Дополнительными примерами стиля ар-деко в Вашингтоне, округ Колумбия, являются апартаменты Kennedy-Warren на 3133 Connecticut Avenue NW, склад Hecht Company на New York Avenue NE и знак бывшего автовокзала Greyhound на New York Avenue NW.

Характеристики

В классическом ар-деко прямоугольные блочные формы часто имели геометрическую форму и разбивались на изогнутые декоративные элементы. Целью классического ар-деко всегда было достижение монолитного вида с применением декоративных мотивов.

Материалы

Материалы в стиле ар-деко включают штукатурку, бетон, гладкий камень и терракоту. Часто использовались сталь и алюминий, стеклоблоки и декоративное непрозрачное листовое стекло (витолит).

Крыша

Дизайнеры в стиле ар-деко украсили плоские крыши парапетами, шпилями или башнеобразными конструкциями, чтобы подчеркнуть угол или вход. Для дальнейшего улучшения дизайна были добавлены декоративные элементы, такие как дымоходы.