Симметрия в архитектуре: гармоничное сочетание — VilingStore
Симметрия в архитектуре является мощным инструментом эмоционального восприятия города на плоскости, местности. Данное понятие проходит сквозь многовековой период человеческого творчества, противостоит хаосу, разрухе. Она – гарант уравновешенности, упорядоченности. Симметричность вездесуща, разнообразна. Для создания определенной атмосферы, зодчие используют множество приемов: криволинейность, чередование пространств, сочетание различных объемов. Самым сильным является использование одинаковых фрагментов, плоскостей. Здания получаются уравновешенными, понятными, простыми для интуитивного восприятия. Человек, абсолютно не разбирающийся в архитектуре, наравне со знатоками способен оценить всю прелесть сооружения.
Эпоха классицизма
Наибольший рассвет уравновешенная, гармоничная архитектура обрела в эпоху классицизма. Тогда установилось понятие ритма – периода повторения определенных форм, плоскостей, объемов. Преобладала вертикальность: колонны, арки, пилястры, придающие монументальным сооружениям легкости, невесомости. Горизонтальные элементы: пояса, карнизы, фризы делают зданием приземленным, более массивным.
Симметрия означает равенство
, соответствие, неизменность, проявляющихся при преобразованиях фрагментов, плоскостей. Данное понятие возникло еще до нашей эры. Через свои наблюдения Пифагор открыл красоту человеческого тела, природы, она заключалась в разделении объекта на одинаковые фрагменты. Равенство создает гармонию.
Осевая симметрия в архитектуре
Наиболее распространенный вид симметрии, использующийся при проектировании сооружений, зеркальный. Подразумевается, что правая половина, отделенная плоскостью, полностью похожа на левую. На чертежах такое соответствие показывается линией, получившей название ось симметрии. Именно поэтому данный архитектурный вид получил название осевая симметрия.
•
Кельнский собор
– готический представитель использования осевого отражения в архитектуре. Занимает почетное третье место в списке самых высоких церквей. Занесен в перечень объектов Всемирного культурного наследия. Собор хранит ценные реликвии, о нем слагают множество легенд. Архитектор Герхард долго работал над чертежами, форма собора была позаимствована у Французских строений. Первый камень фундамента заложен в 1248 году. Пилястры, арки сыграли свою значимую роль, здание получилось воздушным относительно плоскости. Острые колоны храма символизируют стремление человека к Богу. Восточная часть собора строилась первой в течение 70 лет. В начале 15 века недостроенное сооружение было закрыто крышей, первый этап возведения был завершен. В таком виде собор стоял до 18 века. Второй этап строительства начался в 1842 году, работа велась согласно изначальным чертежам Герхарда. Период Второй мировой войны практически не коснулся собора. Данный факт остается загадкой, многие историки пытаются в ней разобраться. Сейчас собор открыт для туристов, там есть, на что посмотреть. Значимые реликвии христианства приковывают интерес.
•
Тадж-Махал
– достопримечательность Индии, мечеть в Агре, является еще одним представителем осевого отражения в архитектуре. Строение также является мавзолеем. Построен Тадж-Махал по приказу Шах-Джахана, императора великих Моголов, потерявшего жену во время родов. Внутри находится две гробницы – императора, его жены. Тадж-Махал – пятикупольная мечеть, 4 минарета по углам. Возводили комплекс более 20 000 мастеров со всего мира. Стены выполнены из полированного мрамора, украшены самоцветами. При ярком солнечном освещении строение выглядит белым, на восходе розовым, при луне серебристым. К мечети примыкает бассейн, сад. На втором берегу реки планировалось возведении близнеца Тадж-Махала из черного мрамора, соединять оба сооружения должен был серый мост. Из этого следует, что осевая симметрия планировалась не просто в пределах одного здания.
•
Многие японские сооружения выстроены по принципу использования зеркального отображения
. Архитекторы данной местности всегда стремятся к упорядоченности, правильности, красоте. Равенство осевое, центральное часто встречается в японских сооружениях. Ярким представителем является Замок в Осаке. Площадь постройки один квадратный километр, пять этажей, три подземных уровня. Возводили замок 30 тысяч человек. Объект открыт для туристов, фасад приведен к современному виду. Рядом расположен замковый сад, стадион, на котором проводятся концерты популярных исполнителей.
Центральная симметрия в архитектуре
Симметрия относительно точки называется центральной. Данный вид называют поворотным, он предполагает наличие двух идентичных элементов по разным сторонам от центра. Данное равенство используется в архитектуре реже осевой. Она присуща античным круглым храмам, используется в колоннах. Своеобразный мастер советской архитектуры Мельников любил экспериментировать в данном направлении. Его конкурсный проект дворца Советов представлял собой круг, пересеченный вертикальной плоскостью. Памятник Колумбу, того же архитектора, подчинен симметрии относительно горизонтальной плоскости. Античные амфитеатры, термы проектировались по принципу центральной симметрии.
•
Колизей
– знаменитый памятник архитектуры Древнего Рима. Сооружение велось 8 лет, задействовано 50 тысяч человек. Возведение началась по поводу отстройки центра Рима. Император решил выстроить заведение для развлечения людей на месте земель своего предшественника Нерона. Такой маневр получился удачным. Территория, принадлежащая тирану, деспоту, передавалась народу.
•
Древние пирамиды
также возводились, отталкиваясь от центра симметрии. Представляли собой треугольные плоскости, ступенчатые постройки, повторяющиеся относительно центральной точки. Монументальные сооружения стали объектами сочинений множества мифов. Процесс их постройки покрыт многими загадками. Ранним представителем пирамид стал комплекс погребальных усыпальниц Джосера, возведенный под руководством египетского архитектора Имхотепа.
•
Башни
, башни церквей, колонны проектировались с учетом центральной симметрии. Такие сооружения предавали зданиям массивности. Башни одинаково роскошно выглядели с любой плоскости города.
Равенство привнесло в архитектуру необычайную совершенность, гармонию. Ее принцип продиктован самой природой, нашел себе применения во всех сферах человеческой жизни.
Симметричность мира
Загадки форм преследует нас на каждом шагу. Человек, животное, насекомое, растение сотворены по данному принципу. Мы живем в симметричном мире, тяготеем к симметрии, считаем ее красивой. Иногда нарушение такой установки привносит живость, главное, не добраться до хаоса.
Практически все законы нашего мира продиктованы симметрией. И как природа не может отдать предпочтение чему-то одному при равенстве, так и буриданов осел не смог выбрать стог сена, умер от голода.
Удивительно, в нашем зеркальном, правильном мире остается большое пространство для несимметричности. Она уцелела, активно развивается, играет важную роль в мире. Чтобы познать окружающую среду, стоит начинать с себя.
На самом деле лицо человека не совсем симметрично. Именно данное обстоятельство способствует выразительности, живости внешнего вида. Правая, левая рука также далеки от сходства. В древности они имели свои особенные названия – десница, шуйца, подчеркивающие большое различие. Загадки возникновения асимметричности остаются неразгаданными.
Правша, левша – понятия присущи не только человеку.
Встречаются право-, леволапые животные. Растения также подчиняются данному разделению. Хмель, бобовые – левши, вьюнок – правша. Данные признаки присущи листьям, иголкам, корням.
Ученые выяснили, несимметричные молекулы более развиты, жизнеспособны. Равенство, асимметрия неразлучны, во всем мире находятся рядом. Разгадать из загадки, предпосылки – дело многих веков.
Тяготение к симметрии
Человеку присуще стремиться к своему подобию. Симметрия здесь играет важную роль. Она отражается во многих сферах творчества: архитектуре, поэзии, музыке, изобразительном искусстве.
Появлению нового полотна на свет предшествует длительные период обдумывания, усовершенствования замысла. Художник тщательно подбирает композицию, позы, фоны. Практически у каждого найдется полотно, тяготеющее к симметрии. Удивительно, что здесь расположилась асимметрия. Знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» является представителем именно такого сочетания. Сюжет воспринимается легко, благодаря приему правильного расположения объектов. Мадонна, младенец расположены в воображаемом равностороннем прямоугольнике. Задний план картины симметричен относительно оси. Пейзаж за окнами создает атмосферу легкости, спокойствия, умиротворения. Асимметрию привносит фигура младенца, неправильно разрезая гармоничный треугольник.
Каждое явление, вызывающее интерес подвергается критериям оценки. Мы можем говорить о гармонии, красоте, легкости/сложности восприятия, спорить о пропорциях, оттенках, композиции. На самом деле, вопрос заключается в соотношениях симметрии, асимметрии. Рассматривая произведение искусства, архитектурный ансамбль, цветок, корягу человек не думает об этом. Невозможно одновременно чувствовать, анализировать чувства.
Следует помнить, равенство является зодчим гармонии, асимметрия – некой изюминкой, оживляющим духом. Оба понятия, взаимодействуя, создают шедевры.
Самые симметричные объекты в мире / Habr
Если вы когда-нибудь пытались постричься самостоятельно, вы знаете, как тяжело достичь идеальной симметрии. Мы так высоко ценим симметрию в частности потому, что её трудно достичь.Предлагаем вашему вниманию пять самых симметричных объектов, когда-либо созданных человеком, и объяснение того, почему их так сложно создавать.
Кварцевый ротор гироскопа для Gravity Probe B
В 2004 году американская космическая миссия Gravity Probe B (GP-B) была запущена в космос на ракете Delta II. Она должна была проверить общую теорию относительности. На спутнике, находящемся на земной орбите, в числе прочего находился набор гироскопов, способный измерить два явления, предсказанных ОТО: кривизну пространства-времени (геодезическую прецессию) и искривление пространства-времени крупными объектами (увлечение инерциальных систем отсчёта). Для измерения этих явлений гироскопы должны были быть невероятно точными. Ошибка большая, чем одна стомиллиардная доля градуса в час, испортила бы эксперимент. Точность стандартных гироскопов, используемых на подводных лодках и военных самолётах, в 10 миллионов раз хуже.
Для постройки таких точных гироскопов необходимо было создать идеально симметричные роторы, быстро вращающиеся элементы, позволяющие гироскопам сохранять положение в пространстве. Они должны были быть идеально сбалансированными и гомогенными. Команда GP-B сделала эти небольшие сферы из блоков чистого кварца, выращенных в Бразилии и запечённых в Германии. Поверхность каждого гироскопа почти идеально сферичная, и отличается от сферы не больше, чем на десятимиллионную долю сантиметра.
Согласно книге рекордов Гиннеса, это самые круглые из когда-либо созданных объектов. Команда из Стэнфорда, работавшая над ними, утверждает, что более сферическими бывают только нейтронные звёзды.
Единственный реальный конкурент GP-B в области идеальных сфер, это шар, который скоро станет определять килограмм. Эта сфера – результат работы проекта Авогадро, в котором только стоимость сырья превысила миллион долларов. Цель – превзойти и заменить международный прототип килограмма (IPK). Килограмм – последняя единица измерения в международной системе единиц (метрической), всё ещё определяемая физическим объектом – цилиндром из сплава платины и иридия – а не физическими принципами. Этот цилиндр находится под тремя вложенными стеклянными колпаками в хранилище с контролируемой температурой, расположенном недалеко от Парижа.
Проблема в том, что текущий IPK немного потерял в весе, по сравнению с 40 схожими с ним цилиндрами, хранящимися в других странах – а это серьёзный недостаток объекта, призванного определять массу. В проекте Авогадро было создано две небольших сферы почти идеальной формы, полностью состоящих из кремния-28, которые должны практически вечно сохранять вес ровно в один килограмм. Кремний-28, использованный в сферах, был предварительно очищен на российских центрифугах, на которых когда-то изготавливали ядерное оружие. Очищенный кремний отправили в Германию, и там из него вырастили кристаллы.
Итоговая сфера отличается от идеальной не больше, чем на 25 нм, и скорее всего, скоро вытеснит с первого места сферы с GP-B. «Если бы наши сферы были размером с Землю, то неровности на них были бы размером от 12 до 15 мм, а от сферы они отличались бы всего на 3-5 м», – сказал главный специалист по оптике Ахим Лейстнер, из австралийского Государственного объединения научных и прикладных исследований.
Сферы готовы, и теперь исследователи разных стран попробуют подсчитать точное количество содержащихся в них атомов, чтобы выработать универсальное соглашение по поводу того, какова же масса в один килограмм.
Группа Ли Е8
Не обременяя себя досадными свойствами физического мира, математики могут представлять себе нереально симметричные структуры. К примеру, группа Ли Е8 – это набор из 248 различных форм симметрии, применимых к теоретическому 57-мерному объекту. Структуру придумали в конце XIX века, но лишь недавно исследователи из Британии и Германии объявили о создании физической системы, представляющей Е8 в реальном мире.
Вышивка на основе компьютерного изображения
Чтобы увидеть симметрии Е8, исследователи охладили кристалл из кобальта и ниобия до температур, близких к абсолютному нулю. Затем они поместили кристалл в магнитное поле, и при увеличении его силы спины электронов внутри кристалла начали выстраиваться согласно структуре Е8. Наблюдение этой симметрии говорит не только о возможности создавать очень симметричные системы – оно говорит также и о том, что в квантовом мире существуют скрытые симметрии, определяющие самоорганизацию электронов.
Тадж-Махал
Большинство людей никогда не столкнётся со сферой GP-B или с килограммом из кремния-28. Но они смогут увидеть удивительно симметричную структуру, посетив Индию. Тадж-Махал был построен падишахом Шах-Джаханом как мавзолей в память о его жене Мумтаз-Махал, умершей при родах 14-го ребёнка. Джахан хотел, чтобы здание представляло гармоничные взаимоотношения, и попросил архитектора изобразить нечто двусторонне-симметричное. В результате получилось строение, в котором симметричные детали встречаются от крупных планов до декоративных элементов.
Тадж-Махал часто называют ключевым примером симметрии в строениях, но довольно сложно определить, какое из построенных когда-либо зданий было идеально симметричным, поскольку множество архитекторов использовали симметрию в своих разработках. Многие годы математика и архитектура составляли одну дисциплину, и архитекторы ценили здания, выглядящие так же, как их отражение.
Обсидиановые ушные тоннели
Создать нечто рукотворное и при этом очень симметричное тяжело даже при нынешнем развитии технологий. Поэтому открытие этих удивительно симметричных ушных украшений, которым приписывается возраст в сотни лет, так возбудило любителей конспирологии, утверждающих, что их в принципе невозможно было сделать без современных инструментов. Археологи же с этим не согласны. Эти затычки действительно сделаны удивительно искусно, но сделали их не инопланетяне и не шутники на современных машинах – а особо искусные ацтеки. Археологи, отрывшие и мастерские, где они были изготовлены, говорят, что многие из них были сделаны при помощи камня, керамики и деревянных инструментов.
«Удивительно не только то, что они были созданы с таким искусством и точностью, но и то, что они дожили до наших дней, не будучи раздавленными», – говорит Джон Милхаузер [John Millhauser], антрополог из Государственного университета Северной Каролины, нашедший похожие туннели в городе Ксалтокан, к северу от Мехико. Так что, даже если они и выглядят сверхъестественно, то на самом деле просто служат примером удивительного мастерства.
Симметрия в архитектуре — ТолВИКИ
Какую роль играет симметрия в эмоциональном восприятии архитектуры города?
От композиции здания в первую очередь зависит впечатление, которое производит архитектурное сооружение. Сочетание различных объемов — высоких и низких, прямолинейных и криволинейных, чередование пространств — открытых и закрытых — вот основные приемы, которые использует зодчий, создавая архитектурные композиции.
Наиболее ясны и уравновешены здания с симметричной композицией. Такие здания были характерны для архитектуры эпохи классицизма.
Впечатление от здания во многом зависит от ритма, т.е. от четкого распределения и повторения в определенном порядке объемов зданий или отдельных архитектурных форм на здании (колонн, окон, рельефов и т.д.). Преобладание элементов вертикального ритма — колонн, арок, проемов, пилястр — создает впечатление облегченности, устремленности вверх. Наоборот, горизонтальный ритм — карнизы, фризы, пояса и тяги — придает зданию впечатление приземистости, устойчивости.
В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие стиля, т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приемов.
Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т.е. установили четкие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры. Отличали дорический, ионический и коринфский ордеры. Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.
В средние века возник ГОТИЧЕСКИЙ стиль. Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатление легкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму. Фасады сооружений обладали зеркальной (осевой) симметрией.
Архитекторы Возрождения создали стиль — РЕНЕССАНС, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры. Правда, они применили их по-новому, более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами. Здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с четкими прямыми линиями. Сохраняется симметрия фасадов.
На картинке покои Франциска 1 в стиле ренессанса.
БАРОККО, пришедший на смену ренессансу, отличается обилием криволинейных форм. Грандиозные архитектурные ансамбли (группа зданий, объединенных общим замыслом) дворцов и вилл, построенных в стиле барокко, поражают воображение обилием украшений на фасадах и внутри зданий. Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой. От этого создается впечатление постоянной подвижности форм.
Все здания, построенные в стиле КЛАССИЦИЗМ, имеют четкие прямолинейные формы и симметричные композиции. На фоне гладких стен выступают портики и колоннады, которые придают сооружениям торжественную монументальность и парадность. Декоративное убранство из барельефов и статуй оживляют облик зданий. Мастера классицизма сознательно заимствовали приемы античности и ренессанса, применяли ордеры с античными пропорциями и деталями.
В начале XX века появился стиль МОДЕРН. Этот стиль — попытка освободиться от долгого подражания античности, желание создать новые формы из новых строительных материалов — металла, стекла, бетона, керамики. Поиск новых форм и освоение новых материалов привели к новым видам композиций. Стиль не имеет строгих симметричных конструкций.
Доходный дом сельско- хозяйственного товарищества » Помещик»
Кроме архитектурных стилей, возникших в истории европейской культуры, существует множество других стилей. РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ стиль — встречается в церковном строительстве. Ему присущи небольшие храмы крестово-купольного типа (план передает форму креста, центр которого увенчан куполом на барабане). Украшения сооружений — в античных традициях.
Церковь Сергия в Деулине.
ДРЕВНЕРУССКОМУ стилю характерно превосходное чувство пропорций, совершенство белокаменной кладки, широкое использование декоративных элементов (арочно-колончатые пояса, скульптурные маски, резные рельефы и т.д.). В архитектуре проявляется стремление к свободной планировке, живописности композиции и богатству убранства.
Как и в любом деле, абсолютизация одной идеи не могла привести ни к чему хорошему. Симметрия в архитектуре не составила исключения. «Красота неправильная», асимметрия, стала пробивать себе дорогу, ибо сведение красоты только к симметрии ограничивало богатство ее внутреннего содержания, лишало красоту жизни. Истинную красоту можно постичь только в единстве противоположностей. Вот почему именно единство симметрии и асимметрии определяет сегодня внутреннее содержание прекрасного в искусстве. Симметрия воспринимается нами как покой, скованность, закономерность, тогда как асимметрия означает движение, свободу, случайность.
Примером удивительного сочетания симметрии и асимметрии является Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Эта причудливая композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Симметричные архитектурные детали собора кружатся в своем асимметричном, беспорядочном танце вокруг его центрального шатра: они то поднимаются, то опускаются, то как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника. Без своей удивительной асимметрии храм Василия Блаженного просто немыслим!
Виды симметрии. Симметрия в архитектуре Волгоградской области
Авторы: Заводова Виктория, Рогожина Анна
Тема: Виды симметрии. Симметрия в архитектуре Волгоградской области
Цели: Определить взаимосвязь симметрии и архитектуры Волгоградской области.
Задачи: 1)Изучить виды симметрии;
2) Рассмотреть применение принципов симметрии в архитектуре;
3) Развивать умения анализировать и сравнивать предметы;
4) Научиться распознавать симметричные фигуры среди других;
5) Оформить результаты проекта в виде документации на компьютере;
Проблема: Как симметрия повлияла на облик нашего города?
Актуальность: Симметрия вокруг нас. Мы видим ее в образе: зданий, сооружений, даже в природе. Если можно так сказать, то симметрия в нашей жизни встречается везде.
Гипотеза: Как симметрия влияет на облик города?
Методы исследования:
- Подбор литературы
- Рассмотреть различные виды симметрии
- Провести опрос по изученной теме
Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания. Возникло оно в связи с изучением живого организма, а именно человека. И употреблялось скульпторами ещё в 5 веке до нашей эры. Слово “симметрия” греческое, оно означает “соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей”.
Симметрия в широком смысле — соответствие, неизменность (инвариантность), проявляемые при каких-либо изменениях, преобразованиях (например: положения, энергии, информации, другого). Так, например, сферическая симметрия тела означает, что вид тела не изменится, если его вращать в пространстве на произвольные углы (сохраняя одну точку на месте). Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково.
Отсутствие или нарушение симметрии называется асимметрией или аритмией.
Симметрии могут быть точными или приближёнными.
Симметрия является одной из наиболее фундаментальных и одной из наиболее общих закономерностей мироздания: неживой, живой природы и общества. С ней мы встречаемся всюду. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Действительно симметричные объекты окружают нас буквально со всех сторон, мы имеем дело с симметрией везде, где наблюдается какая-либо упорядоченность. Получается, что симметрия – это уравновешенность, упорядоченность, красота, совершенство. Она многообразна, вездесуща. Она создает красоту и гармонию. Симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир, именно поэтому выбранная мной тема всегда будет актуальной.
Его широко используют все без исключения направления современной науки. Немецкий математик Герман Вейль сказал: “Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”. Его деятельность приходится на первую половину ХХ века. Именно он сформулировал определение симметрии, установил по каким признакам усмотреть наличие или, наоборот, отсутствие симметрии в том или ином случае. Таким образом, математически строгое представление сформировалось сравнительно недавно – в начале ХХ века.
Симметрия выражает сохранение чего-то при каких-то изменениях или сохранение чего-то, несмотря на изменение. Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии. Рассмотрим все виды более подробно.
Осевая симметрия
Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а, если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему. Каждая точка прямой а считается симметричной самой себе.
Фигура называется симметричной относительно прямой а, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой a также принадлежит этой фигуре.
Прямая а называется осью симметрии фигуры. Говорят также, что фигура обладает осевой симметрией.
Осевой симметрией обладают такие геометрические фигуры как угол, равнобедренный треугольник, прямоугольник, ромб.
Если присмотреться к буквам алфавита, то и среди них можно найти, имеющие горизонтальную или вертикальную, а иногда и обе оси симметрии. Объекты, имеющие оси симметрии достаточно часто встречаются в живой и неживой природе.
Имеются фигуры, у которых нет ни одной оси симметрии. К таким фигурам относятся параллелограмм, отличный от прямоугольника, разносторонний треугольник.
В своей деятельности человек создаёт много объектов (в том числе и орнаменты), имеющих несколько осей симметрии.
Центральная симметрия
Две точки А и А1 называются симметричными относительно точки О, если О — середина отрезка АА1. Точка О считается симметричной самой себе.
Фигура называется симметричной относительно точки О, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре.
Простейшими фигурами, обладающими центральной симметрией, является окружность и параллелограмм.
Точка О называется центром симметрии фигуры. В подобных случаях фигура обладает центральной симметрией. Центром симметрии окружности является центр окружности, а центром симметрии параллелограмма — точка пересечения его диагоналей.
Прямая также обладает центральной симметрией, однако в отличие от окружности и параллелограмма, которые имеют только один центр симметрии у прямой их бесконечно много — любая точка прямой является её центром симметрии. Примером фигуры, не имеющей центра симметрии, является треугольник.
Зеркальная симметрия
Зеркальной симметрией (симметрией относительно плоскости) называется такое отображение пространства на себя, при котором любая точка М переходит в симметричную ей относительно этой плоскости точку М1.
Зеркало не просто копирует объект, а меняет местами (переставляет) передние и задние по отношению к зеркалу части объекта. Зеркальный двойник оказывается «вывернутым» вдоль направления перпендикулярного к плоскости зеркала.
Прямая призма обладает зеркальной симметрией. Плоскость симметрии параллельна её основаниям и расположена на одинаковом расстоянии между ними.
Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря двойственности отдельных элементов сооружение “читается” целиком даже при восприятии с одной стороны.
Зеркальная симметрия-это симметрия окружающего нас мира. Построение изображения с помощью зеркальной симметрии сходно с изображением в зеркале.
Симметрия в архитектуре
Ещё в древности задачи архитектуры определяли тремя качествами — пользой, прочностью, красотой. Известное стремление человека к красоте вдохновляет творческую фантазию архитектора на поиск всё новых необычных архитектурных форм, неповторимости облика и яркости художественного образа сооружения.
Впечатление от здания во многом зависит от ритма, т.е. от четкого распределения и повторения в определенном порядке объемов зданий или отдельных архитектурных форм на здании (колонн, окон, рельефов и т.д.). Преобладание элементов вертикального ритма — колонн, арок, проемов, — создает впечатление облегченности, устремленности вверх. Наоборот, горизонтальный ритм — карнизы, фризы, пояса и — придает зданию впечатление приземистости, устойчивости.
В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие стиля, т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приемов.
Наиболее распространена в архитектуре зеркальная симметрия. Ей подчинены постройки Древнего Египта и храмы античной Греции, амфитеатры и триумфальные арки римлян, дворцы и церкви Ренессанса, равно как и многочисленные сооружения современной архитектуры.
Центральная и осевая симметрии реже использовались в истории архитектуры. Ей подчинены античные круглые храмы и построенные в подражание им парковые павильоны. Эти виды симметрии определяют также форму некоторых архитектурных деталей — например колонн и их капителей.
Прочие виды симметрии в архитектуре используются крайне редко, но и они могут обеспечить практическую и художественную целесообразность формы.
К редко используемым видам симметрии относится и винтообразная. Она издавна применялась для элементов зданий — винтовых лестниц и пандусов, витых стволов колонн.
Абсолютная симметрия в крупных и сложных сооружениях, строго говоря, невозможна. Сложность функциональных систем вызывает частичные отклонения от основной, определяющей характер композиции симметричной схемы. Нарушенную, частично расстроенную симметрию мы называем диссимметрией.
Свободное расположение деталей в пределах симметричной схемы обычно для русского народного зодчества и придает особенную привлекательность и индивидуальность его произведениям.
Частично нарушенная симметрия, отвечающая сложности жизненных процессов и в то же время служащая художественным средством выражения этой сложности, часто встречается и в современной зарубежной архитектуре.
С точки зрения математических понятий асимметрия — лишь отсутствие симметрии. Однако обширная категория приемов композиции совсем не покрывается этим негативным определением. В архитектуре — симметрия и асимметрия — два противоположных метода закономерной организации пространственной формы. Подчиненная собственным внутренним законам, асимметрия отнюдь не исчерпывается разрушением симметрии. Единство является целью построения асимметричной системы так же, как и симметричной, однако достигается оно иным путем. Тождество частей и их расположения заменяется зрительным равновесием. Асимметричные композиции в процессе развития архитектуры возникли как воплощение сложных сочетаний жизненных процессов и условий окружающей среды. Конкретные формы таких композиций вырастают как результат неповторимого сочетания факторов. Асимметрия поэтому индивидуальна, в то время как в самом принципе симметрии заложена общность, признак, связывающий все сооружения, имеющие симметрию данного типа.
Соподчиненность частей — основное средство объединения асимметричной композиции. Соподчинение проявляется не только в соотношении размеров, расстановке силуэтных и пластических акцентов, но в направленности системы пространств и объемов к главным частям здания или ансамбля, расположение которых не совпадает с геометрическим центром.
Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей, связи между которыми не подчиняются закономерностям симметрии. Такой характер имеют и многие природные формы — симметрии подчинены части, целое асимметрично (пример — листья и дерево в целом).
Архитектура – удивительная область человеческой деятельности. В ней тесно переплетены и строго уравновешены наука, техника, искусство. Только соразмерное, гармоничное сочетание этих начал делает возводимое человеком сооружение памятником архитектуры.
Симметрия в архитектуре зданий г. Волгоград
Примером удивительного сочетания симметрии и дисссимметрии является Храм Всех Святых на Мамаевом Кургане, композиция из куполов, каждый из которых обладает симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Храм обладает выверенными пропорциями, строгой симметрией фасадов, изяществом украшений, при взгляде на него создается ощущение ясности и уравновешенности.
Симметричные архитектурные детали церкви кружатся в своем симметричном танце: они то поднимаются, то опускаются, создавая впечатление радости и праздника.
В архитектуре оси симметрии используются как средства выражения архитектурного замысла. Примером использования осевой симметрии в архитектуре является здание Волгоградского планетария.
Затейливое сочетание переносной, зеркальной и поворотной симметрии присутствуют в Казанском кафедральном соборе.
Примером асимметрии является Историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва».
Практическая часть исследования
Для того, чтобы узнать на сколько подростки владеют информацией о симметрии, было проведено анкетирование.Результаты анкетирования:
Результаты опроса показали, что большинство школьников (10-17 лет) имеют представление о симметрии, но не обращают внимание на симметрию в архитектуре и жизни. На математике и ИЗО детей знакомят с понятием симметрии.
С практической точки зрения мы решили изучить архитектуру г. Волгоград. Для этого мы прогулялись по городу и рассмотрели различные здания и сооружения. Выяснили, какие из них построены по законам симметрии, а какие нет. Результаты нашего исследования мы предлагаем в виде презентации.
Презентация
Выводы и рекомендации
В своей работе мы рассмотрели архитектурные сооружения своего города и выявили, что в них просматриваются различные виды симметрия.
Исследования показали, что все виды симметрии используются при проектировании и конструировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий.
Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей жизни буквально во всём, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем этого. Но как бы мы к ней не относились, она есть в нашей жизни. Как бы ни развивалось в дальнейшем искусство, элементы симметрии в нем все же будут преобладать и совершенствоваться.
Таким образом, мы доказали, что наша гипотеза верна.
Результативный опрос
Презентация для защиты
Источники информации:
1) Электронный словарь. (Дата обращения:2.07.2018)
2) Сайт научных конференций. (Дата обращения:3.07.2018)
3) Свободная энциклопедия.(Дата обращения:4.07.2018)
4) Свободная энциклопедия. (Дата обращения:4.07.2018)
5) Энциклопедия школьника по геометрии. (Дата обращения:4.07.2018)
6) Учебник школьника. (Дата обращения:4.07.2018)
«Осевая и центральная симметрия в архитектуре» Выполнила ученица 8 «А» класса Кошель Екатерина. Руководитель Иванова Т.В.
Просмотр содержимого документа
«»Осевая и центральная симметрия в архитектуре» Выполнила ученица 8 «А» класса Кошель Екатерина. Руководитель Иванова Т.В.»
Осевая и центральная симметрия в архитектуре.
Подготовила: Кошель Екатерина ученица 8 «А» класса.
Виды симметрии
Центральная симметрия
Осевая симметрия
Зеркальная симметрия
Определение Симметрия (от греч. Symmetria – соразмерность), в широком смысле – неизменность структуры материального объекта относительно его преобразований. Симметрия играет огромную роль в искусстве и архитектуре. Но ее можно заметить и в музыке, и в поэзии. Симметрия широко встречается в природе, в особенности у кристаллов, у растений и животных. Симметрия может встретиться и в других разделах математики, например при построении графиков функций.
Издавна человек использовал симметрию в архитектуре. Особенно блистательно использовали симметрию в архитектурных сооружениях древние зодчие. Причем древнегреческие архитекторы были убеждены, что в своих произведениях они руководствуются законами, которые управляют природой. Выбирая симметричные формы, художник тем самым выражал свое понимание природной гармонии как устойчивости и равновесия. Храмы, посвященные богам, и должны быть такими: боги вечны, их не волнуют людские заботы. Наиболее ясны и уравновешенны здания с симметричной композицией. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям симметрия придает гармоничность, законченность.
Центральная симметрия
- Симметрия относительно точки называется центральной симметрией.
- Центральная симметрия в архитектуре применяется в узорах ограды, росписи храмов и дворцов.
Осевая симметрия.
- Осевая симметрия – это симметрия относительно прямой. Осевую симметрию можно увидеть в архитектурных строениях.
Зеркальная симметрия
- Зеркальная симметрия – это симметрия относительно плоскости. Это самый распространённый вид симметрии в архитектуре.
Заключение
Симметрию можно обнаружить почти везде, если знать, как ее искать. Многие народы с древнейших времен владели представлением о симметрии в широком смысле – как об уравновешенности и гармонии. Творчество людей во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. Посредством симметрии человек всегда пытался, по словам немецкого математика Германа Вейля, «постичь и создать порядок, красоту и совершенство».
Исследовательская работа «Симметрия в архитектуре»
Выполнила ученица 6 «В» класса
Кузьмина Надежда
Руководитель: Гусевская О.А.
Учитель математики
город Ангарск,
2014-2015 уч.год
Содержание:
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Теоретическая часть.
2.2. Симметрия вокруг нас
2.3. Симметрия в архитектуре.
2.4. Симметрия в архитектуре города Ангарска
3.Заключение
4. Приложения
5. Литература
ВВЕДЕНИЕ
«…быть прекрасным значит быть
симметричным и соразмерным»
Платон
С давних времен математика считается одной из главных наук. Математика одна из древнейших и необходимых для прогресса разных дисциплин наука.
С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. Отметим, например, симметрию, свойственную бабочке и кленовому листу, симметрию автомобиля и самолета, симметрию в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрию орнаментов и бордюров, симметрию атомной структуры молекул и кристаллов. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии. Числа, формулы, геометрические фигуры в математике, внешне холодные и сухие, но полные внутренней красоты.
«Можно ли с помощью симметрии создать порядок, красоту и совершенство? Во всём ли в жизни должна быть симметрия?»– эти вопросы я поставила перед собой уже давно, и попробую ответить на них в этой работе.
Предметом данного исследования является симметрия как одна из математических основ законов красоты, взаимосвязи науки математики с окружающими нас живыми и неживыми объектами.
Актуальность проблемы заключена в том, чтобы показать, что красота является внешним признаком симметрии и, прежде всего, имеет математическую основу.
Цель работы — на примерах найти и показать симметрию как основу красоты в архитектуре.
Задачи работы:
изучить понятие «симметрии»;
собрать информацию по рассматриваемой теме;
выяснить: во всех ли архитектурных сооружениях соблюдается симметрия?
исследовать архитектурные сооружения города Ангарска, сделать фотографии.
Гипотеза: Я думаю, что архитектурные строения были бы не так красивы, если бы они были построены без применения симметрии.
2.1. Теоретическая часть.
Симме́три́я (др.-греч. συμμετρία — «соразмерность»), в широком смысле — неизменность при каких-либо преобразованиях. Так, например, сферическая симметрия тела означает, что вид тела не изменится, если его вращать в пространстве на произвольные углы (сохраняя одну точку на месте). Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково.
Виды симметрии:
— центральная (относительно точки),
— осевая (относительно прямой),
— зеркальная (относительно плоскости).
Центральная симметрия.
Фигура называется симметричной относительно точки О, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре. Точка О называется центром симметрии фигуры. Говорят также, что фигура обладает центральной симметрией.
Осевая симметрия.
Фигура называется симметричной относительно прямой g, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой g, также принадлежит этой фигуре. Прямая g называется осью симметрии фигуры. Говорят также, что фигура обладает осевой симметрией.
Зеркальная симметрия.
Зеркальной симметрией (симметрией относительно плоскости) называется такое отображение пространства на себя, при котором любая точка P переходит в симметричную ей относительно этой плоскости точку P’.
2.2. Симметрия вокруг нас.
Симметрия в природе.
В отличие от искусства или техники, красота в природе не создаётся, а лишь фиксируется, выражается. Среди бесконечного разнообразия форм живой и неживой природы в изобилии встречаются такие совершенные образы, чей вид неизменно привлекает наше внимание. К числу таких образов относятся некоторые кристаллы, многие растения.
Примеры трансляции подобия в природных формах. Лист подчиняется принципу зеркальной симметрии с одновременным уменьшением элементов (направленностью симметрии), цветок отличается соединением радиальной и спиральной (в трех измерениях) симметрии. Подобным же образом строятся динамично-симметричные формы раковин, листьев папоротника. Приложение [1, 2, 3, 4].
Каждая снежинка- это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией — поворотной симметрией 6-го порядка и, кроме того, зеркальной симметрией. Приложение [5,6]
В пространстве существуют тела, обладающие винтовой симметрией, т.е. совмещаемые со своим первоначальным положением после поворота на какой-либо угол вокруг оси, дополненного сдвигом вдоль той же оси. Если данный угол поделить на 360 градусов– рациональное число, то поворотная ось оказывается также осью переноса. Приложение [7].
Симметрия в технике.
Большинство самых необходимых для нас предметов — от книги, ложки, чайника и молотка до газовой плиты, холодильника и пылесоса обладает либо осевой, либо зеркальной симметрией.
Большинство транспортных средств, от детской коляски до сверхзвукового реактивного воздушного лайнера, предназначенных для движения по земной поверхности или параллельно ей имеют осевую симметрию.Например космическая ракета, устремляющаяся вверх, в небо имеет и осевую, и центральную симметрию. Приложение [8]
Симметрия в искусстве.
Различные фигуры, чаще симметричные, используются для составления орнаментов в народном творчестве. Приложение [9]
В искусстве существует математическая теория живописи. Это теория перспективы. Так как перспектива — это учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающим мир таким, как мы его видим. Оно основано на соблюдении нескольких законов. Законы перспективы заключаются в том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше, совсем нечетким, на нем меньше деталей, основание его выше. Приложение [10].
Если мы будем соблюдать все правила, то картины будут получаться гармоничными, они будут иметь ощущение устойчивости, равновесия. Если мы нарушим некоторые правила, то изображение сразу же станет оригинальным, своеобразным и интересным, таким, например, как на данном рисунке:[11].
Таким образом, красота живописи обусловлена, в первую очередь, законами математики.
2.3. Симметрия в архитектуре.
Симметричность очень приятна глазу. Я часто любовалась и любуюсь листьями, цветами, птицами, животными или творениями человека: зданиями, техникой, — всем тем, что нас с детства окружает, тем, что стремится к красоте и гармонии.
Одним из самых наглядных использований законов симметрии в жизни служат строения архитектуры. Это то, что чаще всего мы можем увидеть. В архитектуре оси симметрии используются как средства выражения архитектурного замысла.
Сколько живёт человек, столько он и строит. Велика роль симметрии и пропорций в архитектуре. Человек всегда использовал симметрию и пропорциональность в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придаёт гармоничность, законченность. Только неотступно следуя законам геометрии, архитекторы древности могли создавать свои шедевры. Приложение [12]
Прошли века, но роль симметрии не изменилась.
Появляются новые строительные материалы, но математические основы законов красоты в архитектуре остаются неизменными. Одним из художественных средств, которые он использует, является композиция здания. От неё в первую очередь зависит впечатление, которое оставляет архитектурное сооружение. Элементы симметрии можно увидеть в архитектуре фасадов, в оформлении внутренних помещений, колоннах, потолках и т.д. В большинстве случаев они обладают осевой симметрией. В скульптуре основу композиции и изображения фигур составляет тоже теория пропорций. Использование симметрии в конструкции зданий, симметричных элементов в отделке, расположенные строения создают красоту и гармонию. На этих изображениях мы видим средневековую архитектуру, в ней тоже присутствует симметрия. Приложение [13,14,15,16,17]
И даже в нашем 21 веке мы наблюдаем удивительный мир симметрии в архитектурных строениях, где соблюдены все правила зеркальной, осевой и центральной симметрии. Приложение [18].
2.4. Симметрия в архитектурных сооружениях города Ангарска.
Я предлагаю прогуляться по городу и особенно обратить внимание на композиции зданий и сооружений, на их симметричность.
Рассматривая симметрию в архитектуре, особое внимание уделим геометрической симметрии – симметрии формы как соразмерности частей целого. Замечено, что при выполнении определенных преобразований над геометрическими фигурами, их части, переместившись в новое положение, вновь будут образовывать первоначальную фигуру.
Если мы рассмотрим одно из старейших и известнейших зданий нашего города, то по фасаду здания легко определить осевую симметрию. Приложение [19].
Следующее старейшее архитектурное строение нашего города — Ангарские колонны. Если мы мысленно проведем посередине дороги плоскость, то получим две симметричные части, которые будут являться отражением друг друга. Тем самым мы пронаблюдаем зеркальную симметрию. Приложение [20].
Самое для меня известное здание – это моя школа, в которой я учусь. На данном примере очень легко увидеть пример осевой симметрии – фасад здания (приложение [21]), а также зеркальной симметрии – при рассмотрении плана школы. Т.е. если мы рассмотрим план эвакуации нашей школы и проведем плоскость, то мы увидим – что правое крыло здания есть зеркальная симметрия левого крыла.
В нашем городе есть очень красивые здания и практически все фасады зданий обладают осевой симметрией, например стадион «Ермак» (приложение [22]), гостиница «Саяны» (приложение [23]), Храм Пресвятой Троицы и многие другие строения нашего города
3. Заключение
«Принцип симметрии охватывает все новые области. Нет сомнения, что его проявления мы найдем в еще более далеком от окружающих нас комплексов мире электрона, и ему подчинены будут явления квантов», – это слова академика В. И. Вернадского, занимавшегося изучением принципов симметрии в неживой природе.
Во всём мире не существует архитектуры без симметрии. Симметрия придаёт зданиям эстетичность, устойчивость и завершённость композиции.
Симметрия, проявляясь в самых различных объектах материального мира, несомненно, отражает наиболее общие, наиболее фундаментальные его свойства.
Можно увидеть, что это кажущаяся простота уведет нас далеко в мир науки и техники и позволит время от времени подвергать испытанию способности нашего мозга (так как именно он запрограммирован на симметрию). Природа создала гармонию, симметрия – это гармония.
Вывод: моя гипотеза подтвердилась, архитектурные здания не были бы так совершенны и красивы, если бы в них не соблюдались пропорции и различные виды симметрии.
Приложение.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7.
8
.
9.
1
0.
1
1.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
5. Литература:
1. Тарасов Л. В. Этот удивительно симметричный мир. – М.: Просвещение, 1982.
2. Гончарова С. Г., Кукин Г. П. Конструктор «В мире симметрии» //Математика в
школе. – 1996. — № 3. – С. 60.
3. Кошелев А. И. Проявление симметрии в различных формах материи.
4. Иванова О. Этот симметричный мир. — Первое сентября. – 2006 № 6.
5. Гильде В. Зеркальный мир. — М.: Мир, 1982г.
6.Урманцев Ю. А. Симметрия природы и природа симметрии. — М.: Мысль,
1974г.
7. Пидоу Дэн Геометрия и искусство М.: Мир, 1979г.
8. Трофимов В. Введение в геометрическом многообразии с симметриями
М.: МГУ 1989г.
Научно-исследовательская работа «Симметрия в архитектуре»
Инфоурок › Геометрия ›Презентации›Научно-исследовательская работа «Симметрия в архитектуре»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Симметрия в архитектуре Работу выполнила учащаяся 9 класса Занорина Юлия Алексеевна Глазковского филиала МБОУ Кочетовская СОШ Мичуринский район Тамбовская область Руководитель — Л.А.Щекочихина учитель математики I категории 2015 «…быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным» Платон
2 слайд Описание слайда:Симметрия в архитектуре Актуальность: Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство. Объект исследования: связь между симметрией и архитектурой сооружений. Предмет: симметрия как одна из математических основ законов красоты Цель: изучить симметрию, ее виды, использование в архитектурных сооружениях. Задачи: выделить симметрию как математическую основу законов красоты; изучить основные направления применения симметрии; повести фотосъёмку архитектурных сооружений Мичуринска и села; проанализировать постройки с точки зрения понятия «симметрия» . .
3 слайд Описание слайда:Симметрия в архитектуре Гипотеза: Если в архитектуре будет использоваться симметрия, то построенная конструкция будет пропорциональной и гармоничной. Геометрическая симметрия – симметрия формы как соразмерности частей целого.
4 слайд Описание слайда:Основные виды симметрии Центральная Осевая Зеркальная Зеркально-осевая
5 слайд Описание слайда:Виды симметричных преобразований Поворотная симметрия Отражение Переносная симметрия Главная ось, объединяющая всю композицию
6 слайд Описание слайда:Архитектурные стили Романский стиль Готические сооружения Стиль Ренессанс Стиль Барокко Стиль Модерн Русско-византийский стиль Чистых стилей в архитектуре практически нет. Все они существуют одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Стили не сменяются механически один другим, они не устаревают, не возникают ниоткуда и не исчезают бесследно. В любом архитектурном стиле есть что-то от предшествующего и будущего стиля. Относя здание к определенному архитектурному стилю, необходимо понимать, что это условная характеристика, так как каждое произведение архитектуры по-своему уникально и неповторимо.
7 слайд Описание слайда:Стиль русского конструктивизма в Мичуринске В Мичуринске есть два здания в стиле русского конструктивизма, что в Росси большая редкость. Это угловое четырехэтажное здание улицы Коммунистической и Советской и здание кинотеатра «Октябрь». Это направление создавалось специально под советские реалии, а развитие получило на Западе. Интересно то, что в их архитектуре применялась радиальная симметрия.
8 слайд Описание слайда:Осевая симметрия на примере зданий Мичуринска Фасады домов, построенных в 60-х годах, имеют осевую симметрию. Если встать в центре здания и слева от вас окажется то же количество этажей, колонн, что и справа, значит здание симметрично. Если бы можно было перегнуть его по центральной оси, то обе половинки дома совпали бы при наложении. Крыши таких домов также имеют ось симметрии, которую можно наблюдать, построив равнобедренный треугольник и проведя в нём прямую, проходящую через вершину треугольника.
9 слайд Описание слайда:Зеркальная симметрия на примере зданий г.Мичуринска Буквально в каждом архитектурном сооружении мне удалось найти симметричные элементы. Часто встречается зеркальная симметрия, примерами которой могут служить здания Медицинского училища, Педагогического института, торговый дом Кожевникова. Медицинское училище Педагогический институт Торговый дом Кожевникова
10 слайд Описание слайда:Русско-византийский стиль Мичуринских храмов Основание Боголюбской церкви выполнено в виде равноконечного креста с одинаковыми фасадами с четырех сторон. Фасад подчинен точным законам осевой симметрии. Здание церкви Илии-пророка – яркий пример асимметрии. Данная композиция складывается из симметричных частей, связи между которыми не подчиняются закономерностям симметрии. Центральной симметрии подчинены лишь части, а целое – асимметрично. Стиль куполов всех храмов соответствует общему характеру зданий, выполненному в русско-византийском стиле: они вверху сужаются, и маленькие купола симмет-ричны относительно большого купола. Центральные входы храмов зеркально симметричны: их правые части точь- в-точь повторяют левые.
11 слайд Описание слайда:Классический стиль на примере зданий города Мичуринска Фасады зданий современной постройки, в основном, выполнены в классическом стиле. Они имеют четкие, прямолинейные формы и симметричные композиции.
12 слайд Описание слайда:Особенности архитектуры частных строений Местные жители разнообразят улицы города частными домовладениями, используют в строительстве все виды симметрии – это и колонны, и карнизы, и навесы
13 слайд Описание слайда:Реклама в городе Иногда реклама подчеркивает красоту симметрии здания, например, на магазинах. Но чаще реклама закрывает оригинальность и единственность сооружения, лишая улицы города красоты симметрии. Реклама должна быть на световых пилонах, на специальных секциях уличных ограждений или на придорожных баннерах.
14 слайд Описание слайда:Особенности сельской архитектуры Башня и арка главного входа Глазковской школы отвечают оси всей композиции. Оси второго порядка, объединяющие крылья, выделены большими портиками. Благодаря этому равенство частей ни в чем не нарушает целостности. Церковь сравнительно не- большая по размерам. С западной стороны примы кает шатровая колокольня с тремя рядами слухов. Однако наличие полукруг лой аспиды расстраивает симметрию здания. Перед нами пример асимметрии, нарочито несимметричное построение. Это композиция, в которой главный элемент расположен на оси и подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей.
15 слайд Описание слайда:Дом моей мечты Все составляющие элементы архитектуры компонуются с помощью изгибов взятой за основу призматической формы. Некоторые их части существуют внутри этой формы, другие явно принадлежат улице, не покидая при этом зоны интерьера. Однако, ось, диктующая направление движения, имеет достаточно сильное зрительное завершение. Заметим, что мощность завершений определяется здесь не физической протяженностью осей, а их смысловой значимостью.
16 слайд Описание слайда:Выводы Проблема исследования симметрии в архитектуре была насущной всегда. Принцип симметрии играет важную роль в архитектуре. Однако, в каждом здании присутствуют отклонения от симметрии, необходимые для эксплуатации зданий. Абсолютной симметрии добиться очень сложно. Но законы симметрии никогда не нарушаются. Они трансформируются из одной формы в другую. Симметричные формы могут производить впечатление волевой организованности, величественности. Но вместе с тем симметрия сковывает, жестко регламентирует не только здание, но и самого пользующегося им человека. Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а значит внутреннего порядка. Внешне этот внутренний порядок воспринимается как красота.
17 слайд Описание слайда:Теоретическая значимость Тема исследования помогает понять связь математики с окружающим миром. Это исследование могло бы привлечь внимание окружающих к математике, в частности, к симметрии. Его можно использовать в школьной программе, на уроках геометрии.
18 слайд Описание слайда:Список литературы Атанасян Л.С. Геометрия 7-9, 10-11. – М.: «Просвещение», 2009 Бурмистрова Л.Л. Я познаю мир. Энциклопедия. — ООО «Издательство Астрель», 2006 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание. Что такое? Кто такой? Том 1,2. — Издательство «Педагогика», 1990. Франсис Д.К. Чинь. Архитектура. Форма, пространство, композиция. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – Архитектура, М., 1990 http ://www.elohovo.narod.ru. http ://www.ru.wikipedia.org. http ://www.hist-singhts.ru http://schools.techno.ru/sch758/2003/geomet/new!!/prav.html http://architecturesss.blogspot.ru/2010/12/blog-post_14.html
19 слайд Описание слайда:Симметрия в архитектуре Спасибо за внимание !
Курс профессиональной переподготовки
Учитель математики
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-401498
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий