Виды и типы штангенциркулей и их применение
Штангенциркуль – это универсальный измерительный прибор для определения линейных размеров деталей с установленной точностью. С его помощью можно производить измерения наружных и внутренних размеров деталей, а также глубины отверстий при условии наличия выдвижной штанги.
Штангенциркуль предназначен для измерения линейных размеров (внешних, внутренних, глубин). Конструктивно штангенциркуль состоит из измерительной линейки, штанги, нониуса, фиксатора.
Одним из наиболее важных требований обеспечения точности инструмента является его чистота. Намагниченный слой металлических опилок, консервирующая смазка, грязь – все это может значительно исказить результат измерений. Также на результат влияет износ инструмента, его деформация, нарушения настроек. Во избежание этого необходима ежегодная поверка штангенциркуля специализированном сервисном центре с ремонтом и настройкой. Самая же простая проверка корректности показаний – это совпадение нулевых штрихов при полном закрытии губок.
Производство и поверка инструмента регулируется рядом государственных стандартов. Так, определяет технические условия на штангенциркули ГОСТ 166-89. Порядок поверки инструмента определён в ГОСТ 8.113-85.
Как и любой измерительный инструмент, штангенциркуль имеет шкалу делений (цена деления 0,01 означает, что инструмент измеряет размер с точностью до сотой миллиметра) и погрешность измерения. Приемлемой погрешностью считается погрешность до 10% от точности измерения инструмента. На производстве все штангенциркули регулярно один раз в 6 месяцев проходят метрологическую поверку.
Штангенциркуль должен продаваться и храниться в специальном футляре. (ГОСТ 13762-86)
При покупке следует обратить внимание, чтобы губки инструмента были ровными, а при их соприкосновении не было просвета. При сомкнутых губках шкала по нониусу должна быть установлена на нуле, линии нониусной шкалы должны быть четкими. Штангенциркуль должен комплектоваться паспортом, в котором должна стоять отметка о поверке инструмента.
Все штангенциркули подразделяются на 3 основных типа:
Нониусные штангенциркули (тип ШЦ) – классический тип штангенциркулей, отсчет показаний на которых производится по штриховой шкале. Принцип работы основан на совмещении рисок, нанесенных на штангу, с рисками на специальной измерительной планке, называемой «нониус». Штангенциркули данного типа выпускаются с точностью измерений 0,1 мм, 0,05 мм и 0,02 мм.
Цифровые штангенциркули (тип ШЦЦ) – более современная модель, отсчет показаний по которой осуществляется с использованием цифрового электронного табло. Этот тип обладает высокой точностью отсчета – 0,01 мм. Кроме того, программное обеспечение штангенциркулей позволяет установить «0» в любой точке отсчета, перевести единицы измерения в мм/дюймы, передать показания на персональный компьютер.
Стрелочные штангенциркули с круговой шкалой (тип ШЦС или ШЦК) – для снятия показаний используется стрелочный индикатор, вмонтированный в подвижную рамку штангенциркуля. Преобразование линейного перемещение рамки во вращение стрелки индикатора осуществляется посредством использования в конструкции реечно-зубчатой передачи, которая кроме ее прямого назначения, также делает всю конструкцию штангенциркуля более жесткой. Выпускаются стрелочные штангенциркули с ценой деления 0,02 мм и 0,01 мм.
Следующая важная характеристика – форма выпуска. Согласно ГОСТ 166-89, здесь также существует три типа:
Тип ШЦ-I – штангенциркуль с измерительными верхними и нижними губками и глубиномером. Данный тип позволяет измерять внутренние и внешние размеры изделий, выдвижной глубиномер служит для определения высот различных канавок, уступов, неровностей и т.п. Выпускаются длиной до 300 мм – модели ШЦ-I-125, ШЦ-I-150, ШЦ-I-200, ШЦ-I-250, ШЦ-I-300. Это самый универсальный и распространенный тип.
Тип ШЦ-II – штангенциркуль с верхними разметочными и нижними измерительными губками. Главное отличие – это острозаточенные верхние губки, позволяющие производить разметку на металлических, пластиковых и других поверхностях. Нижние губки служат для измерения наружных и внутренних линейных размеров. При измерении внутренних размеров к показаниям отсчетного устройства штангенциркуля необходимо прибавить толщину самих губок, это число указано непосредственно на губке, обычно 10 мм. Закругленная конструкция измерительных поверхностей позволяет измерять цилиндрические внутренние размеры. В отличие от типа ШЦ-I, здесь нет глубиномера. Выпускаются с длиной штанги до 2000 мм, самая «ходовая» модель – ШЦ-II-250.
Тип ШЦ-III – штангенциркуль с нижними измерительными губками. Служит только для определения линейных размеров. Как и в случае с ШЦ-II, на губках указана их толщина, этот число необходимо прибавить к показаниям штангенциркуля при измерении внутренних размеров. Назначение данного типа – измерение относительно больших величин. Выпускаются длиной до 4 метров (модель ШЦ-III-4000), хотя существует и «маленький» типоразмер ШЦ-III-160.
Кроме указанных основных трех типов, еще выпускаются специальные типы штангенциркулей, конструкция которых позволяет решать специфичные, узкоспециализированные задачи. Вот некоторые из них:
Штангенциркули разметочные (обычно обозначаются ШЦР, ШЦСР). Предназначены только для разметки материалов, для чего применяется специальная конструкция с острозаточенными нижними губками. Выпускаются модели с диапазоном 0-150 мм, 0-200 мм, 0-300 мм и 0-500 мм.
Штангенциркули для измерения внутренних/наружных канавок. Имеют нижние губки определенной формы, позволяющие вставлять их в пазы канавок. Основные типоразмеры для внутренних канавок: 20-170 мм, 25-225 мм, 30-330 мм, 50-560 мм; для наружных канавок: 0-150 мм, 0-200 мм, 0-300 мм, 0-500 мм.Штангенциркули для измерения стенок труб. В данной конструкции неподвижная губка выполнена в форме стержня, что позволяет измерять толщины цилиндрических объектов даже небольшого диаметра. Выпускаются модели с диапазонами от 0-150 мм до 0-500 мм.
Штангенциркули для измерения деталей с перепадов высот (другое название – для измерения уступов). «Фишка» данной модели – неподвижную губку с помощью прижима можно регулировать по высоте, сделать ее выше или ниже подвижной губки. Особенно удобно пользоваться на деталях со ступенчатым профилем, где затруднительно снимать показания штангенциркулем обычной формы.
Ещё один важный параметр – это длина губок. Стандартно штангенциркули выпускаются со следующими губками:
Длина штанги Номинальная длина губок
125 мм, 150 мм 40 мм
200 мм 50 мм
250 мм, 300 мм 60 мм
400 мм, 500 мм, 630 мм, 800 мм 100 мм
1000 мм, 1600 мм, 2000 мм 125 мм
Чаще всего, этой длины вполне достаточно. Если же нужно измерить объемный предмет (к примеру, достаточно большой диаметр цилиндрической поверхности), или узнать размер в труднодоступном месте, здесь потребуется штангенциркуль с удлиненными губками. Такими выпускаются только штангенциркули II и III типов (ШЦ-II и ШЦ-III). Для них длина нижних губок может составлять 90, 100 , 125, 150, 200, 250 и 300 мм. Нужно определиться с необходимой в вашем случае длиной, и указать этот параметр при заказе.
Также стоит обратить внимание на материал измерительных поверхностей.
Основная масса всех штангенциркулей производится из углеродистой конструкционной или нержавеющей стали, измерительные поверхности подвергаются закалке до 60 HRC. Это позволяет обеспечить высокие эксплуатационные качества инструмента.Но бывают ситуации, когда требуется повышенная твердость поверхностей, например, при разметке высокопрочных материалов, при работе с абразивными материалами, или когда вы хотите максимально продлить срок службы штангенциркуля. Для таких случаев существуют штангенциркули с твердосплавными поверхностями. Их особенность – твердосплавные напайки в рабочей зоне инструмента. Недостаток у данной модификации только один – высокая цена, так что необходимо обоснованно подходить к их выбору.
Например, по данным ГОСТ 166-89, таблицы 5 следует что:
Наименование поверхности | Верхний предел измерения, мм | Вид обработки или покрытия штангенциркулей из стали | |
высоколегированной | инструментальной и конструкционной | ||
Штанга (кроме шкалы и торца), губки, рамка штангенциркуля, рамка микроподачи, за исключением измерительных и прилегающих к ним поверхностей | До 2000 | – | Хромирование |
Шкала штанги и нониуса | До 630 | Матовая поверхность | Хромирование матовое |
Хромирование | |||
Св. 630 до 2000 | – | Хромирование | |
Примечание. Допускается применять другие металлические и неметаллические покрытия по ГОСТ 9.303 и ГОСТ 9.032, по защитно-декоративным свойствам, не уступающим указанным в табл.5. Допускается штангенциркули с верхним пределом измерения свыше 1000 мм не хромировать. |
Что касается эксплуатации, то штангенциркули допускается эксплуатировать при температуре окружающей среды от 10 до 40 °С и относительной влажности воздуха – не более 80% при температуре 25 °С.( ГОСТ 166-89)
Штангенциркуль. Как им пользоваться и какие они бывают?
Строительные уровни. Обзор основных моделей
Строительный уровень – измерительный прибор для контроля поверхностей относительно горизонтальной или вертикальной плоскости. Старое название инструмента – ватерпас. Изделие прямоугольной формы имеет встроенные ёмкости, заполненные спиртосодержащим раствором. Внутри них перемещается воздушный пузырёк, по которому судят о величине отклонений. Уровень стандартного типа оснащён двумя рабочими колбочками с этанолом. Жидкость обладает нужной вязкостью, не замерзает на улице. Профессионалам необходим контроль углов. Для них предлагают модели с третьей поворотной колбой. Для более точного измерения используют уровни с дублирующими глазками, по паре на каждую сторону. Строительный уровень Строительные уровни FIT HQ Строительный уровень – устройство крайне необходимое в строительстве и ремонтных работах. С помощью этого прибора можно вычислять отклонения поверхностей от горизонтали или вертикали, а также использовать их для переноса углов наклона одних элементов конструкций на другие. От предварительной разметки зависит конечный результат любого строительства и ремонта. Прежде чем купить строительный уровень, следует определиться, для каких целей он необходим, ведь вариаций этого прибора существует довольно много. Конечно же некоторые модели универсальны, но все-таки в некоторых случаях покупка универсального инструмента не всегда оправдана.
Почему мы заменяем суппорты при обслуживании тормозов
Ваши тормоза всегда нуждаются в тренировке, когда вы забираете детей с тренировки или направляетесь в горы. Каждый раз, когда вы нажимаете на эту педаль тормоза или активируются системы контроля тяги, контроля устойчивости или предотвращения столкновений, множество гидравлических систем и механизмов работают в унисон, чтобы полностью остановить ваш автомобиль.
Из-за этого, когда тормоза изнашиваются, вы хотите заменить не только изношенные тормозные колодки. Вот почему.
Суппорты заставляют ваши тормоза работать
Да, есть много других движущихся частей, входящих в вашу тормозную систему, но суппорты обеспечивают прижимное усилие, благодаря которому все это происходит. Они снимают давление с педали тормоза и передают его на тормозные колодки. Это, в свою очередь, заставляет трение замедлять ваш автомобиль.
Les Schwab Совет: Узнайте больше о типах тормозов в нашем Полном руководстве по дисковым и барабанным тормозам.
Конечно, новый комплект тормозных колодок позволяет быстро исправить изношенные тормоза. Но за последние 30 с лишним лет и тысячи ремонтов тормозов мы узнали, что замена только колодок часто приводит к другим проблемам с торможением, таким как пульсация педали тормоза, скрип или визг тормозов или изношенные резиновые уплотнения. Все это может привести к неравномерному или более быстрому износу тормозных колодок с течением времени.
Грязь, скопившаяся на поршнях и направляющих суппорта, которая становится более открытой по мере износа тормозных колодок, может привести к неисправности суппорта, если ее не устранить при замене колодок. Это короткое видео демонстрирует, что происходит, когда заменяются только тормозные колодки, а поршни суппорта вдавливаются обратно в отверстие.
Важные детали
Суппорты состоят из нескольких деталей, включая поршни, поршневые уплотнения, детали суппорта и пыльники. Для работы все подвижные части суппорта должны быть чистыми и гладкими. Вот роль, которую каждый из них играет в остановке вашего автомобиля.
- Уплотнения поршня изгибаются при движении поршня. Они втягивают поршень обратно в корпус суппорта. Эта маленькая деталь может вызвать много серьезных проблем, если ее не заменить тормозными колодками.
- Пылезащитные чехлы защищают суппорт от мусора, другой дорожной грязи и грязи. По мере старения пылезащитные чехлы изнашиваются, позволяя этой грязи проникать в суппорт, поршень и уплотнение.
- Крепление суппорта должно позволять суппорту плавать и скользить. Если оборудование заржавеет или подвергнется коррозии, детали не смогут работать должным образом.
Получите комплексное обслуживание тормозов в Les Schwab
Углы — это не то, что вы хотите срезать, когда говорите о тормозах. Когда мы заменяем ваши тормоза, вы получаете полное обслуживание. Это включает в себя тормозные колодки премиум-класса и восстановленные тормозные суппорты, которые так же хороши, как и те, которые были у вашего автомобиля, когда он был новым.
Восстановленные суппорты поставляются с новыми уплотнениями и пылезащитными чехлами, винтами для выпуска воздуха и крепежными элементами, которые были тщательно очищены и проверены на предмет качества, производительности и безопасности.
Суть в том, что ваша машина остановится, когда вы нажмете на тормоз. И это то, что мы все можем оценить.
Les Schwab Совет: Узнайте все тонкости ремонта тормозной системы с помощью нашего руководства по обслуживанию тормозов 101: советы по правильному выполнению работ.
Назначить встречуЗачем мне новые тормозные суппорты?
Поделись этой историей, выбери свою платформу!
Большинство тормозных суппортов не нужно ремонтировать или заменять при первой замене тормозных накладок. Но после 75 000 миль или от семи до десяти лет службы суппорты могут оказаться в конце пути. По мере старения и затвердевания резиновых уплотнений возрастает риск прилипания и протечек.
В наши дни лишь немногие мастерские восстанавливают свои собственные суппорты, потому что это занимает слишком много времени и повышает риск возврата, если суппорт заклинит или даст течь. Проще, быстрее и безопаснее просто заменить старые суппорты новыми или восстановленными суппортами. Нагруженные суппорты даже лучше, потому что они дают вам все, что вам нужно, в одной коробке, и вероятность несоответствия деталей намного меньше.
Замена суппорта требуется, если из суппорта протекает тормозная жидкость, если поршень заедает, суппорт изношен или поврежден. Утечки очень опасны, и их никогда нельзя игнорировать, поскольку потеря жидкости может привести к отказу тормозов.
Утечки со временем возникают по мере старения суппорта, а уплотнения поршня становятся твердыми и теряют свою эластичность. Коррозия внутри отверстий поршней или на самих поршнях также может ускорить износ уплотнений. Когда вы вставляете поршни обратно в суппорт, чтобы установить новые колодки, это заставляет уплотнение поршня царапать участки отверстия, которые могут быть шероховатыми от коррозии. Если раньше суппорт не подтекал, то вскоре может начаться.
Состояние направляющих суппортов, штифтов и втулок на плавающих суппортах также следует тщательно проверить на предмет износа, ржавчины, трещин или других повреждений. Если вы заменяете суппорт, используйте новые направляющие, втулки и монтажное оборудование и обязательно смажьте эти детали высокотемпературной влагостойкой тормозной смазкой.
Если направляющие или втулки плавающего суппорта заржавели, изношены или повреждены, суппорт может не двигаться свободно, что приведет к неравномерному износу колодок. «Залипший» или «застывший» суппорт также может вызвать заедание тормозов, если суппорт не скользит так, что внешняя колодка может отскочить от ротора. Это может привести к повышенному износу внешней колодки, а также к уводу руля в сторону из-за постоянного сопротивления. Неподвижные суппорты не страдают от этой проблемы, потому что положение суппорта фиксировано, и он не перемещается. Но как фиксированные, так и плавающие суппорты могут иногда «зависать» или блокироваться, если поршень заедает или застревает в отверстии из-за коррозии или вздутия.
Когда поршень заедает, может произойти одно из двух: тормоз может не сработать или не отпустить. Возникающее в результате неравномерное торможение может привести к сильному уводу в сторону «хорошей» стороны при торможении и/или уводу руля в сторону «плохой» стороны при отпускании тормозов.
Если вы обнаружите неравномерный износ колодок между внутренней и внешней колодками дискового тормоза, это верный признак того, что суппорт (или поршень суппорта) заедает.
Суппорты обычно следует заменять парами, особенно на автомобилях с большим пробегом. Но если из-за утечки или проблемы необходимо заменить только один суппорт, сменный суппорт должен иметь тот же тип поршня (стальной или фенольный), что и поршень на противоположной стороне, а также тот же тип фрикционного материала (неасбестовый). органические или полуметаллические). Несоответствие между сторонами может привести к неравномерному торможению. Другие элементы, которые могут понадобиться при замене суппортов, включают новые тормозные шланги (замените, если они протекают, треснуты, ломки или изношены) и, конечно же, тормозную жидкость.