Хай тек архитектура – Хай-тек в архитектуре и интерьере частного дома, история и признаки стиля, функциональность предметов — главная особенность хай-тек, возможности стиля в оформлении жилых помещений

Содержание

Хай-тек (hi-tech) в архитектуре /  Блог архитектора Дмитрия Новикова

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology высокие технологии) стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в Великобритании в недрах позднего модернизма в 1970-х, нашедший широкое применение в 1980-х и актуальный сегодня…



 

Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, Ж. Нувель, Д. Пакстон, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Основные черты стиля хай-тек:
— Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.

— Основой хай-тека становится упор на функциональность.
— Максимально ограничивается использование декоративных элементов.
— Архитектура хай-тек отдает предпочтение стеклу, металлу, пластику, бетону и другим искусственным покрытиям. Стиль противостоит направлениям, использующим натуральные материалы.

— Широкое использование серебристо-металлического цвета.
— Неприглядные технические детали больше не прячут: в век высоких технологий они становятся, скорее, украшением (использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания). Вентиляционные шахты и трубопроводы декорируются, окрашиваются в разные цвета, а потому подобные конструкции не только не портят общего впечатления от сооружения, но и имеют эстетическую ценность.

— Конструкции в своем большинстве простые, преобладают простые формы и прямые линии. Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
— Архитекторы экспериментируют с освещением, что в сочетании с зеркальными поверхностями зданий создает эффектное мерцание. Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
— Высокий прагматизм в планировании пространства.
— В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

В 70-80-х годах хай-тек был представлен чаще всего зеркальными зданиями (Пасифик дизайн центр в США).
Интерьеры зданий подчиняются тем же принципам: встраиваемая техника, стеклянные полки и полы, металлические каркасы, двери и стулья, настенные обогреватели все элементы глубоко проникнуты технологичностью. Стиль отдает предпочтение приглушенным, спокойным тонам: металлик, белый, серый.

Хай-тек не ставит целью подчеркнуть декоративный аспект сооружения, но, несмотря на это, здания имеют несомненную эстетическую ценность.
Здания а-ля хай-тек создают эффект вывернутых наизнанку (Центр Помпиду в Париже): переходы, опорные конструкции и металлические каркасы расположены с внешней стороны здания.


Сегодня стиль широко используется для офисных зданий. Он конкретный, четкий и деловитый.

(Источник: Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стиль хай-тек в интерьере и архитектуре

  Хай-тек уже с 1980-х годов выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

 

  Начиная с 1990-х годов развивается био-тек и эко-тек и — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог.

 

  Отличительной чертой данной архитектуры является идеализация и романтизация передовой технологии. Однако на пороге нового тысячелетия архитектура хай-тека решает достаточно прагматичные задачи, связанные с проблемами объединения энергии и ресурсов, экологической ситуации и современными функциональными требованиями к архитектуре. Мы являемся свидетелями  и  действующими лицами глобальной технологической революции. Она охватывает все среды существования и с огромной скоростью меняет нашу жизнь на этой планете. Хай-тек — это «полигон» для эксперимента, испытания и внедрения в массовое строительство новаторских решений.

 

  Под точкой отчета в развитии «технологического» направления в архитектуре можно рассматривать эпоху          Первой промышленной революции, когда появились такие металлические сооружения как Хрустальный дворец Джозефа Пекстопа (1851 г.), Эйфелева башня. Также можно отметить работы Шарля Роу де Флеры, Ехана Вильгельма Шведера.

 

  В конце XIX века российская архитектура была истинна. По существу русская инженерная архитектура  находилась в авангарде новых технологий, в строительстве. Изобретатели испытывали и внедряли в массовое строительство новые материалы, конструктивные решения, полученные на основе самых современных научных знаний.

 

  Воздействие на формообразование современного хай-тека оказала архитектура советского авангарда. В мировой архитектуре наблюдается возврат к русской архитектуре 20-х годов (конструктивизм, рационализм).

 

  Вторая половина XX века была периодом наиболее интенсивного развития техники. Прорыв, который был сделан в 40-е годы в силу военной необходимости, по инерции давал свои результаты. Новый этап технического прогресса, связанный с высокой наукоёмкостью техники и синтезом различных областей естественно научных знаний, способствовал широкому вхождению техники в повседневную жизнь человека и, как следствие, ее «эстетическому приятию», а также к заметным изменениям в социальной, и культурной, атмосфере. Отражение этого уже проявилось в архитектуре 1950-60-х годов в постройках Ээро Саариена, Людвига Мис Ван дер Роэ, Брюса Гофа, Пьера Луиджи Нерви, Кензо Танга и многих других мастеров архитектуры.

 

  Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Национальный центр искусств им. Жоржа Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр Помпиду стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня). Здание, построенное в основном из стекла, металла и бетона, называемое часто «городской машиной», занимает площадь 100 000 кв. м. Все трубопроводы вынесены наружу здания и окрашены в разные цвета в соответствии со своим назначением, что придает сооружению нарядный и красочный вид. Лестницу заменяет эскалатор, заключенный в прозрачную трубу, находящуюся также снаружи здания.

 

  Основными характерными чертами хай-тека являются: использование высоких технологий в проектировании, строительстве, инженерии, использование прямых линий и форм, применение стекла, пластика и металла, использование функциональных элементов и вынесение их наружу здания, частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма, широкое использование серебристо-металлического цвета, почти не используются декоративные элементы.

Хай-тэк. Hi-tech | Архитектура и Проектирование

«Форма здания была осмыслена как социально более подходящая для чистой и быстро расширяющейся в XX веке индустрии электроники, чем обычные рабочие пространства и управленческие помещения с их подразумеваемыми смыслами «мы и они», «чистое и грязное», «шикарное и неряшливое», «заднее и переднее»… Где было возможно, элементы выполняли двойную или даже тройную функцию — например, металлические профили покрытия были также световыми рефлекторами для утопленных флюоресцентных трубок, равно как и структурными элементами в качестве жестких диафрагм». Norman Foster

high technology, high tech, hi-tech

— согласно формулировке Ф. Ньюби, хай-тек — это эстетизация технологии, больше обязанная наперед заданному архитектурному представлению о ней, чем ее инженерной рационализации. Хотя в рамках хай-тека архитектор тесно сотрудничает с инженером, это направление, фактически лежит вне инженерной традиции как таковой и имеет прежде всего дело с экспериментами в области технологической образности.

Термин «хай-тэк» первоначально использовался для описания архитектурных проектов середины 60-х годов XX-го века небольшой группы архитекторов («ГРУППА 4»). В эту группу входили, помимо прочих, Норман Фостер (Norman Foster) и Ричард Роджерс (Richard Rogers). Происхождение хай-тека связывают с течением Радикального дизайна, участник которого, Бакминстер Фуллер (Fuller, Richard Buckminster, 1895-1983),, работал и с Фостером, и с Роджерсом. Затем идеология хай-тека была усилена теориями группы «Archigram».

Считается, что отличительной чертой данной архитектуры является идеализация и романтизация передовой технологии. Однако на пороге нового тысячелетия архитектура хай-тека решает достаточно прагматичные задачи, связанные е проблемами объединения энергии и ресурсов, экологической ситуации и современными функциональным и требованиями к архитектуре. Мы являемся свидетелями — и в то же время действующими лицами — глобальной технологической революции. Она охватывает все среды существования и с огромной скоростью меняет нашу жизнь на этой планете. Хай-тек — это «полигон» для эксперимента, испытания и внедрения в массовое строительство новаторских решений.

Здание страховой компании Swiss-Re, Лондон, архитектор Норман Фостер (Norman Foster)  

Здание Мэрии (Sity Holl), Лондон, архитектор Норман Фостер (Norman Foster)
  

Под точкой отчета в развитии «технологического» направления в архитектуре можно рассматривать эпоху Первой промышленной революции, когда появились такие металлические сооружения как Хрустальный дворец Джозефа Пекстопа (1851 г.), Эйфелева башня. Также можно отметить работы Шарля Роу де Флеры, Ехана Вильгельма Шведера.

В конце XIX века российская архитектура была истинна. По существу русская инженерная архитектура в лице Шухова В.Г., Лолейта А.Ф., С. Кербедзи, Д. Журавского, П. Белолобова, Ф. Ясенского, А. Кузнецова находилась в авангарде новых технологий, в строительстве. Изобретатели испытывали и внедряли в массовое строительство новые материалы, конструктивные решения, полученные на основе самых современных научных знаний.

Воздействие на формообразование современного хай-тека оказала архитектура советского авангарда. В мировой архитектуре наблюдается возврат к русской архитектуре 20-х годов (конструктивизм, рационализм).

Вторая половина XX века была периодом наиболее интенсивного развития техники. Прорыв, который был сделан в 40-е годы в силу военной необходимости, по инерции давал свои результаты. Новый этап технического прогресса, связанный с высокой наукоёмкостью техники и синтезом различных областей естественно научных знаний, способствовал широкому вхождению техники в повседневную жизнь человека и, как следствие, ее «эстетическому приятию», а также к заметным изменениям в социальной, и культурной, атмосфере. Отражение этого уже проявилось в архитектуре 1950-60-х годов в постройках Ээро Саариена, Людвига Мис Ван дер Роэ, Брюса Гофа, Пьера Луиджи Нерви, Кензо Танга и многих других мастеров архитектуры.

«Компьютерная революция» 70-х поставила новые задачи и открыла новые возможности перед архитектором. Главный революционер — Билл Гейтс предсказал, что недалекое будущее — это мир постоянно увеличивающейся скорости.

Общее состояние оптимизма относительно первых успехов в области электроники, информатики, и, главным образом, космонавтики, атмосфера романтических ожиданий и футуристических поисков архитекторов — все это способствовало появлению экстраординарного проекта Центра Помпеду (Centre Pompidou), (Р.Роджерс и Р. Пиано) в Париже.

Waterside Office England, архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers) 1999 — 2004  

Центр Помпиду (Centre Pompidou), Париж, архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers) 1971-1977  
Antwerp Law Courts, Belgium, Antwerp, архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers)  1998 — 2005  

 

Современный хай-тек как синтез архитектуры и науки

В мире постоянно увеличивающейся скорости архитектура хай-тека по возможности стремится выразить давнюю мечту человека — преодолеть время и пространство. В итоге мы становимся свидетелями: наука и религия, рациональное и мистическое вступают па площадку искусства, понятого, как что-то связанное с техникой, как «искусство-техника» в новое, почти незнакомое XX веку отношение, залогом непротиворечивости которого выступает рождающийся в хай-теке новый художественный образ.


Индустриальный хай-тек

В этом направлении архитектура построена как на широком использовании индустриальных элементов, так и на символическом решении индустриальной темы, на использовании художественно-иконических метафор, образов фабрик, и заводов, ТЭЦ, депо, пакгаузов. Основой здания служит «этажерка» — объёмный металлический или железобетонный каркас (вертикальные опоры — колонны, и горизонтальные перекрытия). Для данной архитектуры также характерны обнажение, вынос на фасад элементов коммуникаций (лестниц, лифтов и т.п.), скульпторизация элементов конструкций.

Современный индустриальный хай-тек создаётся такими мастерами как Р.Роджерс, Р.Пиано, Н.Фостер и др. Произведения эстетически небезынтересны: детали выполнены очень тщательно, здания восхищают своей открытой экспрессией тектоники. Но, можно заметить, что практически ничего не изменилось с 1975 года, когда был завершен Центр Помпиду. Футуристический пафос архитектуры отныне осуществляется в новой форме.

 

Геометрический хай-тек

Данное направление на современном этапе получило самое широкое распространение в архитектуре «Хай- тек». Геометрический хай-тек характеризуют поиски новых несущих систем здания, создание новой, более сложной каркасной системы на основе современнейших материалов и элементов конструкций. Отсюда появление новой геометрии здания.

Например: Г. Борисовский в 60-х годах утверждал, что в связи с упрочнением материала конструкции, работающие на растяжение, ставятся все тоньше и легче, здесь нет ограничений, свойственных конструкциям, работающим на сжатие. Отсюда вывод: нужно стремиться к конструкциям, работающим в основном на растяжение. Современные несущие конструкции здания в своей массе стремятся в одну точку опоры.

▲ — символ старой тектоники, где конструкции работают на сжатие, тектоники положенных и поставленных друг на друга строительных элементов.
▼ — символ новой тектоники, здесь конструкции работают в основном на растяжение. Объем сооружения имеет сложную геометрию.

В настоящее время растянутые конструкции получили достаточно широкое распространение: гибкие нити и висячие покрытия, вантовые (подвесные) и комбинированные конструкции, тросовые сетки, мембранные перекрытия. Внимание инженеров и архитекторов привлекают мягкие оболочки — особый класс пространственных конструкций, выполненных из материалов, обладающих высокой прочностью при растяжении. В строительных конструкциях мягкие оболочки создаются двумя способами: механическим и пневматическим. Первый способ приводит к созданию тентовых конструкций, второй — пневматических.

Различают два типа пневматических конструкций: воздухоопорные и воздухонесомые. Воздухоопорная конструкция — это оболочка настолько больших размеров, что образует целое здание или, по крайней мере, его покрытие. Поддерживается оболочка в состоянии способности противодействия внешним нагрузкам при сравнительно невысоком (200.. .500 Па) внутреннем избыточном давлении воздуха. Воздухонесомые конструкции, в отличие от воздухоопорных, представляют собой не целые здания, но только его конструктивные элементы — пневматические стержни (балки, стойки, арки, рамы) и панели.

использован текст: http://cih.ru/k2/  

Сайт Ричарда Роджерса (Richard Rogers) : http://www.rsh-p.com/

Hesperia Hotel and Conference CentreSpain, Barcelona, архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers)  1999 — 2006Channel 4 Television Headquarters, England, London, архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers)Hesperia Hotel and Conference CentreSpain, Barcelona, архитектор  Ричард Роджерс (Richard Rogers)  1999 — 2006

Стройка компании Петротрест «Хайтек Сити», или Как реализуется стиль позднего модернизма

История существования человечества сопровождалась многочисленными примерами созидания различной архитектуры. Каждая очередная попытка реставрировать пережитки прошлого и создать нечто новое, в конечном итоге, приносила свои плоды. Точно так произошло и в случае с необычным стилем hi-tech (high technology), который впервые дал о себе знать в 1970-х годах, а ещё через десять лет полностью завладел умами следующего поколения архитекторов и представителей современного общества.

Новый стиль хай тек в архитектуре современности

Существует мнение, что базовой основой зарождения стиля явились идеи, взятые от изобразительного искусства и научной фантастики. Действительно, когда рассматривается любой из проектов, какими теперь часто бравирует современное строительство, постоянно рядом присутствует чувство чего-то необычного, странного, но исключительно точного. Прагматичный взгляд на вещи и своеобразная элитная архитектура объединяются в единое целое, формируя ряд свойств, какими и отличаются сооружения в стиле хайтек:

  • скульптурные формы;
  • сложная простота;
  • выраженная технологичность;
  • функциональность и удобство;
  • монументальное искусство;
  • отсутствие историчности.

Этот список, безусловно, вызывает интерес даже у самого безразличного представителя цивилизации. Для тех же, кто не безразличен к искусству созидания, стиль хай тек в архитектуре являет собой нечто особенное и, конечно же, инновационное. Даже поздний модернизм, куда причисляют hi-tech, нисколько не снижает количество инноваций, представленных данным стилем. Наверное, благодаря тесным связям с новой, современной материальной базой.

Первые примеры необычного строительства

Примечательным строением, имеющим самое непосредственное отношение к данному стилю, является Центр Помпиду, выстроенный в столице Франции. Этот первенец был сооружен в 1977 году, как раз в те времена, когда hi-tech только ещё набирал силу в архитектуре. Изначально французское общество не поняло замыслов создателей. Центр Помпиду некоторое время (более десятка лет) подвергался жесткой критике. Безусловно, те критические высказывания не сравнить с другими, более современными, какие в свое время получал, например, проект Петротрест «Хайтек Сити», но каждому свое. Между тем, ближе к периоду 90-х годов французский объект перестали критиковать, а ещё через пару лет Центр Помпиду и вовсе приобрел статус парижской достопримечательности. Причем по своей архитектурной значимости строение оказалось почти на одной позиции с известной Эйфелевой башней.

Взяв пример с французов, внимание к новому стилю вскоре уделили англичане. Правда, строительство зданий и сооружений, соответствующих стилю хай-тек, началось в Англии несколько позже. Реализация таких проектов отметилась концом 80-х, началом 90-х. В качестве примера интересного сооружения можно привести здание рынка страхования в ЛондонеЛлойдз (Lloyd’s).

Что интересно, работа английских архитекторов тоже первоначально воспринималась, мягко говоря, без выраженного восторга. Напротив, высокопоставленные лица страны нередко пускались в критику, характеризуя созданные творения удручающими конструкциями, негативно влияющими на классические Лондонские виды. Так что, стиль хай тек в современной архитектуре достаточно трудно пробивал себе дорогу.

Российским архитекторам довелось столкнуться с новым строительством итого позже. Повышенное внимание к идеям и активное строительство в рамках создания и реализации проектов нового стиля отметилось после 2000 года.

Проект Петротрест хайтек сити – проба пера

Реализацию российских проектов из серии «высоких технологий» решили начать с петербургского проекта под названием «Хайтек Сити». Собственно, обычный жилой дом, но обладающий оригинальным фасадным исполнением. Здание на 25 этажей, внутренняя планировка которого выполнялась на основе европейских стандартов. Внешний вид действительно приближает строение к тем вариантам, где определяющими являются принципы позднего модернизма. Между тем, этот проект всё-таки достаточно трудно назвать истинно «высокотехнологичным», так как внутренние проектные решения фактически соответствуют традиционной классике.

Детали, напрямую относящиеся к тем свойствам и принципам, которые поддерживаются стилем хайтек, в петербургском проекте это, прежде всего:

  • метод единого остекления
  • наличие больших панорамных окон
  • присутствие овальных форм (гипербола)

Вот, пожалуй, и всё из того набора, какой позволяет причислить данный проект к необычному и оригинальному творению. Но, главное – попытка внедрения нового.

Такие попытки, кстати, имели место и ранее. Один из примеров – казанская «Пирамида». Это здание — проект развлекательного центра, который действительно напоминает нечто интересное и творческое, максимально приближенное к позднему модернизму и достаточно удаленное от даты начала строительства компанией Петротрест комплекса «Хайтек сити», который был сдан в эксплуатацию совсем недавно.

Опираясь на подобные примеры, наверное, можно с полной уверенностью заявлять о том, что в России новые архитектурные идеи начали активно воплощаться в реальность.

Воплощение стиля хай-тек в современной архитектуре

Для того чтобы добиться положительного результата, не требуется слишком много с точки зрения архитектурных изысков. Ведь основа стиля – сложная простота. Достаточно лишь применить:

  • высокие технологии проектирования
  • стекло, пластик, металл
  • функциональные элементы на базе металлоконструкций
  • множество зеркальных, металлизированных деталей
  • пространственный прагматизм
  • децентрированный свет

Дань таким принципам отмечается сегодня в области строительства малоэтажного загородного жилья. Это одно из направлений, где архитектурным фантазиям hi-tech нет предела.

Хай-тек — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Считается, что отличительной чертой данной архитектуры является идеализация и романтизация передовой технологии. Однако на пороге нового тысячелетия архитектура хай-тека решает достаточно прагматичные задачи, связанные с проблемами объединения энергии и ресурсов, экологической ситуации и современными функциональным и требованиями к архитектуре. Мы являемся свидетелями — и в то же время действующими лицами — глобальной технологической революции. Она охватывает все среды жизни и с огромной скоростью меняет нашу жизнь на этой планете. Хай-тек — это «полигон» для эксперимента, испытания и внедрения в массовое строительство новаторских решений.

Современный хай-тек это синтез архитектуры и науки.В мире постоянно увеличивающейся скорости архитектура хай-тека по возможности стремится выразить давнюю мечту человека — преодолеть время и пространство. В итоге мы становимся свидетелями: наука и религия, рациональное и мистическое вступают па площадку искусства, понятого, как что-то связанное с техникой, как «искусство-техника» в новое, почти незнакомое XX веку отношение, залогом непротиворечивости которого выступает рождающийся в хай-теке новый художественный образ.

 

Индустриальный хай-тек

В этом направлении архитектура построена как на широком использовании индустриальных элементов, так и на символическом решении индустриальной темы, на использовании художественно-иконических метафор, образов фабрик, и заводов, ТЭЦ, депо, пакгаузов. Основой здания служит «этажерка» — объемный металлический или железобетонный каркас (вертикальные опоры — колонны, и горизонтальные перекрытия). Для данной архитектуры также характерны обнажение, вынос на фасад элементов коммуникаций (лестниц, лифтов и т.п.), скульпторизация элементов конструкций. Современный индустриальный хай-тек известен такими мастерами как Р.Роджерс. Р.Пиано, сэр Н.Фостер. Футуристический пафос архитектуры отныне осуществляется в новой форме. Детали выполнены очень тщательно, здания восхищают своей открытой экспрессией тектоники. 

Геометрический хай-тек

Данное направление на современном этапе получило самое широкое распространение в архитектуре хай-тека. Геометрический хай-тек характеризуют поиски новых несущих систем здания, создание новой, более сложной каркасной системы на основе современнейших материалов и элементов конструкций. Отсюда появление новой геометрии здания. 

Например, Г. Борисовский в 60-х годах утверждал, что в связи с упрочнением материала конструкции, работающие на растяжение, ставятся все тоньше и легче, здесь нет ограничений, свойственных конструкциям, работающим на сжатие. Отсюда вывод: нужно стремиться к конструкциям, работающим в основном на растяжение. Современные несущие конструкции здания в своей массе стремятся в одну точку опоры. В настоящее время растянутые конструкции получили достаточно широкое распространение: гибкие нити и висячие покрытия, вантовые (подвесные) и комбинированные конструкции, тросовые сетки, мембранные перекрытия. Внимание инженеров и архитекторов привлекают мягкие оболочки — особый класс пространственных конструкций, выполненных из материалов, обладающих высокой прочностью при растяжении. В строительных конструкциях мягкие оболочки создаются двумя способами: механическим и пневматическим. Первый способ приводит к созданию тентовых конструкций, второй — пневматических. 

Различают два типа пневматических конструкций: воздухоопорные и воздухонесомые. Воздухоопорная конструкция — это оболочка настолько больших размеров, что образует целое здание или, по крайней мере, его покрытие. Поддерживается оболочка в состоянии способности противодействия внешним нагрузкам при сравнительно невысоком (200.. .500 Па) внутреннем избыточном давлении воздуха. Воздухонесомые конструкции, в отличие от воздухоопорных, представляют собой не целые здания, но только его конструктивные элементы — пневматические стержни (балки, стойки, арки, рамы) и панели.

Во имя экономии человек в производственной деятельности всегда использует любые представившиеся возможности. С прогрессом это требование все более обостряется. Так, например, после окончания второй мировой войны инженеры и архитекторы начали внимательно присматриваться к живой природе. Их привлекли, например, упругие пленки живой природы, хорошо работающие на растяжение. Современная же наука позволила углубиться в законы развития живой природы, а техника дала возможность моделировать живые структуры. В результате в архитектуре в конце 40-х годов появились формы, воспроизводящие на сознательной научной и технической основе конструктивные структуры живой природы. Сюда нужно отнести покрытие большого зала Туринской выставки инженером П. Л. Нерви, вантовые и палаточные сооружения Ф. Отто и др. 

В Советском Союзе бионические идеи пользовались большим вниманием архитекторов и инженеров (МАИ, ЦНИИСК Госстроя СССР, Лен-ЗНИИЭП и др.). 

Большую роль в 90-е годы сыграло неожиданное стремительное вторжение в нашу жизнь компьютерных технологий. Культурные долгосрочные последствия этого «тихого переворота» пока еще трудно предсказать, но в направлении их прояснения движется мысль представителей нового поколения. Благодаря компьютеру возможно описать сложный биологический объект, например, человеческий скелет на привычном для архитектора языке рабочего чертежа. 

Подводя итог историческим предпосылкам архитектурной бионики, можно сказать, что архитектурная бионика как теория и практика сложилась в процессе эволюции специфической связи архитектуры и живой природы и что это явление не случайное, а исторически закономерное.

Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в архитектуре заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и архитектуры. На современном этапе архитекторами используются не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функций того или иного организма, аналогичные функционально-утилитарным сторонам архитектуры. 

От функций к форме и к закономерностям формообразования — таков основной путь архитектурной бионики. 

Важным моментом, сыгравшим свою роль в обращении архитекторов и конструкторов к живой природе, явилось внедрение в практику пространственных конструктивных систем, выгодных в экономическом отношении, но сложных в смысле их математического расчета. Прообразами этих систем во многих случаях были структурные формы природы. Такие формы начали успешно применяться в различных типологических областях архитектуры, в строительстве большепролетных и высотных сооружений, создании быстротрансформирующихся конструкций, стандартизации элементов зданий и сооружений и т. д. 

Использование конструктивных систем природы проложило дорогу другим направлениям архитектурной бионики. В первую очередь это касается природных средств «изоляции», которые могут быть применены в организации благоприятного микроклимата для человека в зданиях, а также в городах.

Архитектурная бионика призвана не только решать функциональные вопросы архитектуры, но открывать перспективы в исканиях синтеза функции и эстетической формы архитектуры, учить архитекторов мыслить синтетическими формами и системами.

Хай-тек (стиль) — это… Что такое Хай-тек (стиль)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Хай-тек.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Истоки

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность[1]. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре[2].

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты

  • Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
  • Использование прямых линий и форм.
  • Широкое применение стекла, пластика, металла.
  • Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
  • Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
  • Широкое использование серебристо-металлического цвета.
  • Высокий прагматизм в планировании пространства.
  • Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
  • В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.

Примечания

  1. Jenks C. Current architecture. London, 1982.
  2. Architectural Design. № 1/2. London, 1988.

Литература

  • Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М., 1982.
  • Рябушин А. В., Шукурова А. Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. М., 1986.
  • Modern British architecture since 1945. London, 1984.

Ссылки

Современный стиль хай-тек. Хай-тек в интерьере и в архитектуре — IK-architects

Современный стиль хай-тек. Хай-тек в интерьере и в архитектуре

Опубликовано 26.08.2013

В серии статей под названием «Стили в дизайне интерьеров и архитектуре» IKarchitects уже рассказывали Вам о таких стилях как шале, минимализм и фьюжн. Пришло время и такого современного стиля как хай-тек.

Сегодня IKarchitects поделится с Вами своими знаниями о стиле хай-тек и его применению в дизайне интерьеров и архитектуре.

Стиль хай-тек относят к позднему модернизму, это отражение постоянно меняющегося мира, развитие новейших технологий и техники. Слово «high-tech» с английского языка переводится как «высокие технологии». Как Вы уже поняли этот стиль можно назвать молодым относительно его большого семейства. Он появился в середине прошлого века. Хотя многие обвиняют стиль хай-тек в создание некоторой виртуальности в интерьере, хай-тек остается популярным и по сей день.

Этот стиль создан для молодых и энергичных людей, которые, прежде всего, ценят рационализм и функциональность.

Стиль хай-тек в архитектуре

Главными создателями стиля можно назвать английских архитекторов Нормана Фостера, Николаса Гримшоу, Ричарда Роджерса. Они то и решили обновить архитектуру под влиянием технического прогресса. Модифицировать её.

Главными особенностями стиля хай-тек в архитектуре можно назвать монументальность, технологичность, антиисторичность. Хай-тек не создает взаимосвязи с природой, а наоборот противоречит ей. Но он поклоняется технике и технологиям.

Отличительным признаком этого стиля в архитектуре можно назвать применения стержневых элементов открытого сечения в несущих конструкциях. Композиционные особенности, отличающие стиль хай-тек, это трактовка габаритов сечений несущих конструкций, громоздкость конструкций, большое число и сечения диагональных крестовых связей.

Хай-тек осваивает эстетическое сочетание металлических конструкций и стекла.

Уже с 1980-х годов хай-тек выражает престижность, здания, построенные в этом стиле очень дорогие. Ч Дженкс когда-то назвал их «банковскими соборами». Сегодня хай-тек стал имиджем крупных коммерческих фирм.

В тоже время, развиваются такие направления как био-тек и эко-тек, которые пытаются связать архитектуру с природой, а не идти против неё.

Стиль хай-тек в дизайне интерьеров

Как Вы уже поняли, основной фишкой стиля хай-тек в дизайне является использование различной современной техники. Кроме этого, все должно быть рационально и функционально.

Общее впечатление

В общем, стиль хай-тек направлен на то, чтобы интерьер был как можно более просторным и светлым. Поэтому все мебель должна занимать мало места и быть простой в конструкциях и геометрии. Кстати, геометричность и простоту форм также можно отнести к особенностям стиля хай-тек. И как можно больше света!

Материалы

Стиль хай-тек приветствует эстетику материала. Очень распространено стекло и металл, за отделку также выступают дерево, бетон и камень. Но ваше воображение безгранично. Открытая кирпичная кладка смотрится также превосходно. Хай-тек не против неприродных материалов. Фактура в таком интерьере является единственным украшающим элементом. Говоря о материалах, обычно в интерьере хай-тек применяются натяжные потолки и ламинат или паркет в качестве напольного покрытия.

Цвет

Цветовая гамма в дизайне интерьера в стиле хай-тек колеблется между черным, серым, белым и бежевым. А для контраста обычно используются такие цвета как красный, синий, зеленый и желтый.

Освещение

Если мы говорим о хай-теке, то забудьте о хрустальных люстрах. Все, чем вы можете себя порадовать это естественный свет, локальная подсветка и один главный источник света.

В этой статье мы, IKarchitects, хотели донести, что в хай-теке главное это простота и высокие технологии. Но не забывайте, что сделать интерьер простым очень непростая задача. Вы должны тщательно подбирать мебель и материалы, и создать простой интерьер, но и дорогой.

Если Вы захотели интерьер или архитектуру в стиле хай-тек, то обращайтесь в IKarchitects.