Википедия белый цвет – Список устаревших названий цветов и оттенков — Википедия

Содержание

Белый — Википедия

Disambig.svgСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на нужную статью.
На этой странице приведены:
WPanthroponymy.svgСписок статей об однофамильцах.
Compo-registre-6.svgСписок статей об одноимённых населённых пунктах.
Greenland 42.74746W 71.57394N.jpg
Список статей об одноимённых островах.
Icon river tributary L.svgСписок статей об одноимённых водотоках.
Disambig.svgДругие значения.
Splictacular.svgСм. также: полный список статей, начинающихся со слова «Белый».

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Прохождение Венеры по диску Солнца — разновидность астрономического прохождения (транзита), — имеет место тогда, когда планета Венера находится точно между Солнцем и Землёй, закрывая собой крошечную часть солнечного диска. При этом планета выглядит с Земли как маленькое чёрное пятнышко, перемещающееся по Солнцу. Прохождения схожи с солнечными затмениями, когда наша звезда закрывается Луной, но хотя диаметр Венеры почти в 4 раза больше, чем у Луны, во время прохождения она выглядит примерно в 30 раз меньше Солнца, так как находится значительно дальше от Земли, чем Луна. Такой видимый размер Венеры делает её доступной для наблюдений даже невооружённым глазом (только с фильтрами от яркого солнечного света), в виде точки, на пределе разрешающей способности глаза. До наступления эпохи покорения космоса наблюдения этого явления позволили астрономам вычислить расстояние от Земли до Солнца методом параллакса, кроме того, при наблюдении прохождения 1761 года М. В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры.

Продолжительность прохождения обычно составляет несколько часов (в 2004 году оно длилось 6 часов). В то же время, это одно из самых редких предсказуемых

астрономических явлений. Каждые 243 года повторяются 4 прохождения: два в декабре (с разницей в 8 лет), затем промежуток в 121,5 года, ещё два в июне (опять с разницей 8 лет) и промежуток в 105,5 года. Последние декабрьские прохождения произошли 9 декабря 1874 года и 6 декабря 1882 года, а июньские — 8 июня 2004 года и 6 июня 2012 года. Последующие прохождения произойдут в 2117 и 2125 годах, опять в декабре. Во время прохождения наблюдается «явление Ломоносова», а также «эффект чёрной капли».

Хорошая статья

Резня в Благае (сербохорв. Масакр у Благају / Masakr u Blagaju) — массовое убийство от 400 до 530 сербов хорватскими усташами, произошедшее 9 мая 1941 года, во время Второй мировой войны. Эта резня стала вторым по счету массовым убийством после создания Независимого государства Хорватия и была частью геноцида сербов.

Жертвами были сербы из села Велюн и его окрестностей, обвинённые в причастности к убийству местного мельника-хорвата Йосо Мравунаца и его семьи. Усташи утверждали, что убийство было совершено на почве национальной ненависти и свидетельствовало о начале сербского восстания. Задержанных сербов (их число, по разным оценкам, составило от 400 до 530 человек) содержали в одной из школ Благая, где многие из них подверглись пыткам и избиениям. Усташи планировали провести «народный суд», но оставшаяся в живых дочь Мравунаца не смогла опознать убийц среди задержанных сербов, а прокуратура отказалась возбуждать дело против кого-либо без доказательства вины. Один из высокопоставленных усташей Векослав Лубурич, недовольный таким развитием событий, организовал новый «специальный суд». День спустя дочь Мравунаца указала на одного из задержанных сербов. После этого 36 человек были расстреляны. Затем усташи казнили остальных задержанных.

Изображение дня

Эхинопсисы, растущие на холме посреди солончака Уюни

Баланс белого цвета — Википедия

Бала́нс бе́лого цве́та (также кратко называемый баланс белого) — один из параметров метода передачи цветного изображения, определяющий соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки.

Обычно употребляется как изменяемая характеристика фотографического процесса, фотоматериала, систем цветной печати и копирования, телевизионных систем и устройств воспроизведения графической информации (например, мониторов).

Баланс белого, коррекция баланса белого, настройка белой точки или цветокоррекция — технология коррекции цветов изображения объекта до тех цветов, в которых человек видит объект в естественных условиях (объективный подход), или до тех цветов, которые представляются наиболее привлекательными (субъективный подход). Аналог биологического механизма — цветопостоянства.

Объект заведомо белого цвета кажется человеку белым практически при любом освещении, потому что необходимую цветокоррекцию автоматически проводят человеческий глаз и мозг.

Если источник освещения имеет непрерывный спектр тепловой природы, то этому спектру можно поставить в соответствие некоторую температуру, до которой надо нагреть абсолютно чёрное тело, чтобы его излучение имело такой же спектральный состав. Эта температура получила название цветовой температуры. Цветовую температуру измеряют в

кельвинах (K).

Пламя свечи имеет цветовую температуру около 1800 К, лампы накаливания — 2500 К, восход солнца — 3800 К, лампа-вспышка — 5500 К, голубое безоблачное небо в летний день — 11000 К и выше.

Корректное определение цветовой температуры по спектру источника для флуоресцентных, многих ртутных и низкотемпературных газоразрядных ламп, люминофорных источников света дать невозможно, так как значительная доля излучённой энергии приходится на «линейчатую» часть спектра. Так как в природе такое освещение встречается крайне редко, глаз человека не имеет эффективных средств адаптации к таким источникам. Однако и в этих случаях мозг создаёт «ощущение белого цвета» для соответствующих объектов (например, снега или листа белой бумаги). В таких случаях говорят о «псевдобелом» источнике света и определяют его «цветовую температуру» путём визуального сравнения с образцами.

Наиболее сложная ситуация для «баланса белого» — наличие двух и более разных источников с различной цветовой температурой. В этом случае глаз и мозг человека всё равно «увидят» правильные цвета предметов, однако и плёнка, и телекамера, и цифровой фотоаппарат воспроизведут часть предметов как «цветные».

Например, если мы выставили баланс белого в цифровом аппарате на «дневной свет», то часть кадра, освещённая лампами накаливания, будет выглядеть жёлтой, флуоресцентными лампами — зелёной, розовой или фиолетовой (для разных типов ламп), на сцене, освещённой безоблачным небом, тени будут голубыми.

Зрение человека[править | править код]

Американцы Давид Хьюбл и Торстен Вайзел получили Нобелевскую премию 1981 года за исследование зрения человека, развивающее оппонентную теорию цвета Эвальда Геринга (1834—1918). Они предположили, что глаза человека выдают в мозг информацию вовсе не о красном (R), зелёном (G) и синем (B) цветах, как предполагает теория цвета Юнга — Гельмгольца (1802 г.). Согласно теории о трёх оппонентных процессах, мозг получает информацию о разнице яркости белого и чёрного (Y

max и Ymin), о разнице зелёного и красного цветов (G − R), о разнице синего и жёлтого цветов (B − yellow), а жёлтый цвет есть сумма красного и зелёного цветов (yellow = R + G), где R, G и B — яркости цветовых составляющих: красного, зелёного и синего.

Имеем систему уравнений:

  • Кч-б = Ymax − Ymin
  • Кgr = G − R
  • Кbrg = B − R − G

где Кч-б, Кgr, Кbrg — функции коэффициентов баланса белого для любого освещения.

Практически это выражается в том, что люди воспринимают цвет предметов одинаково при разных источниках освещения (цветопостоянство, цветовая адаптация).

Цветовая модель LAB — попытка представить сочетания цветов в модели, максимально приближенной к человеческому восприятию.

В цветном телевидении перед передачей видеосигнала в эфир он преобразуется из цветовой модели RGB в цветовую модель YUV. Это нужно для обеспечения совместимости цветного и черно-белого телевидения. Сигнал яркости черно-белого изображения Y=0,299R+0,587G+0,114B и сигналы цветности U=B−Y; V=R−Y, где коэффициенты сигнала яркости (0,299; 0,587; 0,114) отражают физиологические особенности нашего зрения, в том числе и баланс белого. В телеприёмниках происходит обратное преобразование из цветовой модели YUV в цветовую модель RGB.

Бала́нс цветно́го изображе́ния — более широкая характеристика свойств цветного многослойного фотоматериала (или фотографического процесса), а также изображения, им сформированного, выражающая соответствие (сбалансированность) градационных характеристик цветоделённых изображений.

Баланс экспозиции[править | править код]

Бала́нс экспози́ции — соответствие цветности используемого при съёмке освещения нормированной для данного конкретного фотоматериала цветности освещения. Нормированное освещение задаётся цветовой температурой.

В случае денситометрических измерений изображения количественно выражается отношением величин цветоделённых световых потоков используемого освещения к величинам цветоделённых световых потоков, обеспечивающим баланс светочувствительности фотоматериала.

При отличии этих отношений от единицы говорят, что при съёмке имеет место «разбаланс по экспозиции». Таковой может быть устранён при съёмке (обычно применяемые для этого фильтры называют конверсионными) или при печати фотоснимков введением коррекции.

Баланс оптической плотности[править | править код]

Баланс оптической плотности — степень соответствия плотностей цветоделённых изображений серой шкалы.

Нарушение баланса оптической плотности — следствие нарушений баланса экспозиции, баланса светочувствительности и баланса контраста. Поэтому баланс плотности может служить их интегральной характеристикой.

Баланс светочувствительности[править | править код]

Баланс контрастности[править | править код]

В цифровой фотографии «баланс белого цвета» может быть реализован на трёх этапах:

  • Изменение коэффициентов усиления аналоговых усилителей в цветовых каналах матрицы. Данный метод позволяет получить бо́льшую фотографическую широту не при одной (оптимальной для данного типа матрицы) цветовой температуре освещения, а во всём доступном диапазоне цветовых температур. Применяется фирмой Pentax, например, в аппаратах Pentax *ist Ds.
  • Обработка оцифрованных данных при преобразовании в графический файл внутри фотоаппарата.
  • Обработка-Raw файла на компьютере.

В отличие от плёночной фотографии, постобработкой цифровых изображений легко достигается не только баланс светочувствительности, но и баланс контрастности.

Режимы в цифровом фотоаппарате[править | править код]

Установка баланса белого в современном (после 2005 года) цифровом фотоаппарате может осуществляться следующими способами:

  • Съёмка в формате Raw позволяет выставлять баланс белого после съёмки на компьютере. В этом случае установка баланса белого на аппарате полезна для правильного показа превью на экране аппарата после съёмки или при работе электронного видоискателя. Конечно же, такой способ настройки баланса белого не обходится без потерь.
  • Во многих цифровых фотоаппаратах фотограф с помощью специальной кнопки или в меню может вручную устанавливать тип освещения кадра — солнце, дневной свет, голубое (тень) и облачное небо, люминесцентная лампа, лампа накаливания с вольфрамовой нитью, фотовспышка и т. д. и камера делает поправку на соответствующую цветовую температуру.
  • Другой ручной режим — цветокоррекция по серой карте, требует некоторого времени и ухудшает оперативность съёмки, но результаты обычно получаются наилучшие. В этом режиме фотограф помещает рядом с объектом съёмки специальную карту нейтрально-серого цвета и, прежде чем начать собственно съёмку, калибрует камеру по этой карте. Цветокоррекция по листу белой бумаги не даёт идеального результата, потому что при производстве бумаги для отбеливания используются различные красители. В случае же с серой картой производитель может гарантировать, что это сочетание только чёрного и белого цветов.[источник не указан 3809 дней]
  • Некоторые «продвинутые» аппараты позволяют задать источник освещения непосредственно в кельвинах — это полезно при студийной съёмке, когда цветовая температура осветительных приборов заранее известна из их паспортов или может быть измерена колориметром.
  • Автоматический баланс белого. Логика процессора исходит из предположения, что усреднённо кадр нейтрален в цвете, и самые яркие фрагменты кадра имеют нейтрально-белый цвет, а все остальные цвета корректируются относительно них. Для цветокоррекции в цифровой технологии достаточно изменить коэффициенты усиления в нужных цветовых каналах. Мало синего? — повышаем коэффициент усиления синего канала и получаем снимок, как бы сделанный не в свете ламп накаливания, а при дневном освещении. Подобный алгоритм работает хорошо в некотором диапазоне цветовых температур и при тепловом характере спектра освещения. Но в сложных условиях, когда яркий цвет не является белым, кадр имеет искажённую цветопередачу.
  • Артюшин Л. Ф. Баланс цветного изображения // Фотокинотехника: Энциклопедия / Гл. ред. Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 447 с.
  • Фотоаппарат Pentax *ist Ds, Руководство пользователя. Фирма Pentax.

Белое движение — Википедия

За единую Россию. Плакат 1919 г. Белогвардейцы. Адъютанты, помощники и заместители командующего Добровольческой армией генерал-лейтенанта В. З. Май-Маевского на фоне его личного поезда, Полтава, 31 июля 1919 года.

ДОН

Белая гвардия, путь твой высок:
Чёрному дулу — грудь и висок.

Божье да белое твоё дело:
Белое тело твоё — в песок.

Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает…

Старого мира — последний сон:
Молодость — Доблесть — Вандея — Дон.

11 марта 1918 г.

Стихотворение Марины Цветаевой, посвящённое Белой гвардии, в рядах которой на юге России сражался её муж Сергей Эфрон.[2] Воззвание. Осень 1919 г.

Бе́лое движе́ние (также встречалось «Белое дело», «Белая идея») — военно-политическое движение разнородных в политическом отношении сил, сформированное в ходе Гражданской войны 1917—1922 годов в России с целью свержения советской власти. Включало в себя представителей как не принявших диктатуру большевиков социалистов и демократов, обще патриотически настроенных военных, так и монархистов, объединённых против большевистской идеологии и действовавших на основе принципа «Великой, Единой и Неделимой России». Белое движение было крупнейшей антибольшевистской военно-политической силой во время Гражданской войны в России наряду с национальными движениями за независимость, басмачеством в Средней Азии, а также иностранными интервентами, анархо-коммунистами («махновцы») и «зелёными» (тамбовское восстание). Термин «Белое движение» зародился в Советской России, а с 1920-х гг. стал употребляться и в русской эмиграции[3].

Ряд признаков отличает Белое движение от остальных антибольшевистских сил Гражданской войны:

  1. Белое движение было организованным военно-политическим движением против советской власти и союзных ей политических структур, его непримиримость по отношению к советской власти исключала какой-либо мирный, компромиссный исход Гражданской войны.
  2. Белое движение отличала установка на приоритет в военное время единоличной власти над коллегиальной, а военной — над гражданской. Для белых правительств[4] было характерно отсутствие чёткого разделения властей, представительные органы или не играли никакой роли или имели лишь совещательные функции.
  3. Белое движение пыталось легализовать себя в масштабе всей страны, провозглашая свою преемственность от дофевральской и дооктябрьской России.
  4. Признание всеми региональными белыми правительствами общероссийской власти адмирала А. В. Колчака приводило к желанию достичь общности политических программ и координации военных действий. Решение аграрного, рабочего, национального и других основных вопросов было принципиально схожим.
  5. Белое движение имело общую символику: трёхцветный бело-сине-красный флаг, герб, официальный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе»[5].

Идеологическое зарождение Белого движения можно отсчитывать с момента подготовки корниловского выступления в августе 1917 года. Организационное оформление Белого движения началось после Октябрьской революции и ликвидации Учредительного собрания в октябре 1917 — январе 1918 года и завершилось после прихода к власти 18 ноября 1918 года адмирала Колчака и признания Верховного правителя России главными центрами Белого движения на Севере, Северо-Западе и Юге России[6].

Несмотря на то, что в идеологии Белого движения существовали серьёзные расхождения, в нём доминировало желание восстановления в России демократического, парламентского политического устройства, частной собственности и рыночных отношений[7]. Белое движение в целом, несмотря на наличие политических оттенков: республиканцы, монархисты, непредрешенцы, представляло собой военно-политическое движение, которое отстаивало ценности столыпинской России[8].

Современные российские историки подчеркивают национально-патриотический характер борьбы Белого движения[9][10][11], солидаризируясь в этом вопросе с идеологами Белого движения[12][13][14], которыми оно со времён Гражданской войны трактовалось как русское национальное патриотическое движение.

Некоторыми участниками событий высказывалось мнение, что Белое движение зародилось весной 1917 года[15]. Милюков утверждал, что Белое движение сформировалось первоначально летом 1917 как единый антибольшевистский фронт от социалистов до кадетов[16]. Генерал Деникин связывал зарождение Белого движения (противоправительственного или противосоветского) с деятельностью проходившего в начале мая 1917 в Могилёве офицерского съезда, на котором генерал Алексеев сформулировал главный лозунг дня — «Спасать Отечество!»[17] По мнению теоретика российской контрреволюции, генерала Генерального штаба Н. Н. Головина, положительная идея движения состояла в том, что оно зародилось исключительно для спасения разрушающейся государственности и армии[15].

Некоторые участники дискуссий о дате возникновения Белого движения считали первым его шагом Корниловское выступление в августе 1917 года. Ключевые участники этого выступления (Корнилов, Деникин, Марков, Романовский, Лукомский и др.), впоследствии узники Быховской тюрьмы, стали ведущими деятелями Белого движения на Юге России. Существовало мнение о начале Белого движения со дня приезда на Дон 15 ноября 1917 генерала Алексеева.

Большинство исследователей сходилось в том, что Октябрь 1917 года прервал начавшееся после падения самодержавия развитие контрреволюции в русле спасения разрушающейся государственности и инициировал её превращение в противобольшевистскую силу, включавшую самые разнообразные и даже враждебные друг другу политические группировки.

Для Белого движения была характерна его государоцентричность. Это интерпретировалось как необходимое и обязательное восстановление законности и порядка во имя сохранения национального суверенитета и поддержания международного авторитета России[18].

Кроме борьбы против красных, Белое движение противостояло также зелёным и сепаратистам в годы Гражданской войны в России 1917—1923 годов. В этом плане Белая борьба дифференцировалась на общероссийскую (борьба русских между собой) и областную (борьба Белой России, собиравшей силы на землях нерусских народов, как против России Красной, так и против сепаратизма пытавшихся отделиться от России народов).

Участники движения именуются «белогвардейцами» или «белыми». К белогвардейцам не относят анархистов (Махно) и так называемых «зелёных», которые воевали и против «красных», и против «белых», и национал-сепаратистские вооружённые формирования, создававшиеся на территории бывшей Российской империи с целью завоевания самостоятельности тех или иных национальных территорий.

По мнению же деникинского генерала П. И. Залесского, и соглашавшегося с ним лидера партии кадетов П. Н. Милюкова, положившего эту мысль в основу своей концепции Гражданской войны в труде «Россия на переломе»[18], белогвардейцы (или белоармейцы, или просто белые) — это гонимые большевиками люди всех слоёв русского народа[19], которые силой событий, из-за убийств и насилия, чинимых над ними ленинцами, были вынуждены взяться за оружие и организовать белогвардейские фронты.

Костяк Белого движения составляло офицерство старой русской армии. При этом, подавляющее большинство младших офицеров, а также юнкеров вышло из крестьян. Крестьянское происхождение имели и самые первые лица Белого движения — генералы Алексеев, Корнилов, Деникин и другие.

Руководство

В первый период борьбы — представители генералитета Русской императорской армии:

В последующие периоды на первый план выходят военачальники, заканчивавшие Первую мировую войну ещё офицерами и получившие генеральские чины уже в ходе Гражданской войны:

  • Генерального штаба генерал-майор М. Г. Дроздовский
  • Генерального штаба генерал-лейтенант В. О. Каппель,
  • генерал-лейтенант А. И. Дутов,
  • генерал-лейтенант Я. А. Слащёв-Крымский,
  • генерал-лейтенант А. С. Бакич,
  • генерал-лейтенант А. Г. Шкуро,
  • генерал-лейтенант Г. М. Семёнов,
  • генерал-лейтенант барон Р. Ф. Унгерн фон Штернберг,
  • генерал-майор Б. В. Анненков,
  • генерал-майор князь П. Р. Бермондт-Авалов,
  • генерал-майор Н. В. Скоблин,
  • генерал-майор К. В. Сахаров,
  • генерал-майор В. М. Молчанов,

а также военачальники, по различным причинам не присоединившиеся к белым силам в момент начала их вооружённой борьбы:

Происхождение термина «белые» связано с уже традиционным использованием к началу XX века красного и белого цветов в политических целях. Во времена Великой французской революции монархисты (то есть противники революционных изменений) использовали королевский цвет французской династии — белый — для выражения своих политических взглядов[20].

В российской истории термин «белые…», относящийся к сторонникам антиреволюционных сил, впервые употребляется во время октябрьских боёв в Москве — отряд московской учащейся молодёжи, взявший в руки оружие для отражения большевистского выступления, надел нарукавные опознавательные повязки белого цвета и получил название «белая гвардия» (в противовес большевистской «красной гвардии»)[21].

Различных повстанцев, воевавших с большевиками, как в самой Советской России, так и совершавших нападения на приграничные районы страны, большевики именовали «белобандитами», хотя к Белому движению они в основной своей массе отношения никакого не имели. При именовании иностранных вооружённых подразделений, оказывавших поддержку белогвардейским войскам или действовавших самостоятельно против советских войск, в большевистской печати и в обиходе также использовался корень «бело-»: «белочехи», «белофинны», «белополяки», «белоэстонцы». Аналогично применялось и наименование «белоказаки». Примечательно и то, что зачастую в советской публицистике «белыми» называли любых представителей контрреволюции вообще, вне зависимости от их партийной и идеологической принадлежности (исключение — «зелёные»).

Историк Д. Фельдман отмечал, что большевистские идеологи и пропагандисты намеренно именовали многих своих противников «белыми…», пытаясь таким образом через белый цвет связать их образ с образом монархиста-консерватора, радеющего за возврат к самодержавию, который противится прогрессивным революционным изменениям, хотя в анти-большевистском лагере действительных монархистов было ничтожное меньшинство, а сторонников самодержавной монархии не было практически вовсе, да и сами «белые» себя так не называли. Белый цвет в данном случае исторически связан с монархистами — противниками Французской революции; оттуда же в частности ведёт свою родословную и красный цвет как цвет революции в её наиболее радикальной фазе. При этом исторические коннотации обоих цветовых обозначений в большевистских агитационных материалах в основном не озвучивались, хотя были хорошо известны в то время. По мнению Фельдмана, эта пропагандистская уловка работала весьма эффективно — в глазах многих современников «белые» стали ассоциироваться с возвратом к старым, пережившим себя порядкам, со слепым стремлением к реставрации самодержавия[20].

Значительная часть русской эмиграции 20—30-х годов XX века во главе с политическим теоретиком И. А. Ильиным, Главнокомандующим Русской армией генерал-лейтенантом бароном П. Н. Врангелем и князем П. Д. Долгоруковым ставили знак равенства между понятиями «Белая идея» и «государственная идея». В своих работах Ильин писал о колоссальной духовной силе противобольшевистского движения, которая проявлялась «не в бытовом пристрастии к родине, а в любви к России как подлинно религиозной святыне»[12]. Современный учёный и исследователь В. Д. Зимина подчёркивает в своём научном труде[22]:

«Для него Белая идея — это идея религиозности и одновременно борьбы «за дело Божье на земле». Без этой идеи «честного патриота» и «русского национального всеединства», по убеждению русского философа, «белая» борьба была бы обычной Гражданской войной.»

Генерал барон Врангель во время своего выступления по случаю образования наделённого полномочиями антисоветского правительства Русского совета говорил, что Белое движение «безграничными жертвами и кровью лучших сынов» вернуло к жизни «бездыханное тело русской национальной идеи», а поддерживавший его князь Долгоруков утверждал, что Белое движение, даже в эмиграции должно сохранить идею государственной власти.

Лидер кадетов П. Н. Милюков называл Белое движение «ядром с высоким патриотическим закалом», а Главнокомандующий Вооружённых сил на Юге России Генерального штаба генерал-лейтенант А. И. Деникин — «естественным стремлением народного организма к самосохранению, к государственному бытию». Деникин очень часто подчёркивал, что белые вожди и солдаты погибали «не за торжество того или иного режима… а за спасение России», а А. А. фон Лампе — генерал его армии — считал, что Белое движение — это одна из стадий большого патриотического движения.

Историк С. В. Волков давал такое определение идеологической программы Белого движения[23]: «Идеология участников белой борьбы не представляла собой какой-то специфической партийной программы. Она была всего лишь выражением движения нормальных людей против ненормального: противоестественной утопии и преступных результатов попыток её реализации». В идеологии Белого движения существовали расхождения, однако превалировало стремление восстановления в России демократического, парламентского политического устройства, частной собственности и рыночных отношений[7]. Целью Белого движения провозглашалось — после ликвидации советской власти, окончания гражданской войны и наступления мира, и стабильности в стране — определение будущего политического устройства и формы правления России через созыв Национального учредительного собрания (принцип непредрешения)[24].

Манифест о целях Добрармии от 9 января 1918[25]:

«Новая армия будет защищать гражданские свободы, чтобы позволить хозяевам русской земли — русским людям — выражать через выбранное Учредительное собрание свою верховную волю. Все сословия, партии и другие группы населения должны подчиняться этой воле. Армия и все те, кто создал её, должны безоговорочно подчиняться этой воле. Армия и все те, кто создал её, должны безоговорочно подчиняться законной власти, назначенной Учредительным собранием.»

На время Гражданской войны Белые правительства ставили перед собой задачу свержения советской власти и установления на удерживаемых территориях режима военной диктатуры. При этом вновь вводилось в силу законодательство, действовавшее в Российской империи до революции, скорректированное с учётом приемлемых для Белого движения законодательных норм Временного правительства и законов новых «государственных образований» на территории бывшей империи после Октября 1917 года. Политическая программа Белого движения в области внешней политики провозглашала необходимость соблюдения всех обязательств по договорам с союзными государствами. Казачеству было обещано сохранение самостоятельности при формировании собственных органов власти и вооружённых формирований. При сохранении территориальной целостности страны для Украины, Кавказа и Закавказья рассматривалась возможность «областной автономии»[26].

Белое движение в общем тяготело к кадетским общественно-политическим ценностям и именно взаимодействие кадетов с офицерской средой определило как стратегические, так и тактические установки Белого движения. Монархисты и черносотенцы составляли лишь небольшую часть Белого движения и правом решающего голоса не пользовались[27].

С. В. Волков пишет, что «в целом дух белых армий был умеренно-монархическим», при этом Белое движение не выдвигало монархических лозунгов[28]. А. И. Деникин отмечал, что громадное большинство командного состава и офицерства его армии были монархистами, при этом он же пишет, что собственно офицерство политикой и классовой борьбой интересовалось мало, а в основной своей массе оно являлось элементом чисто служилым, типичным «интеллигентным пролетариатом»[28][29]. Историк Слободин предостерегает рассматривать Белое движение в качестве партийного монархического течения, так как никакая монархическая партия не возглавляла Белое движение[30].

Белое движение составляли силы разнородные по своему политическому составу, но единые в идее неприятия большевизма. Таким было, например, Самарское правительство, «КОМУЧ», главную роль в котором играли представители левых партий — эсеры. По словам руководителя обороны Крыма от большевиков зимой 1920 года генерала Я. А. Слащёва-Крымского Белое движение представляло собой смешение кадетствующих и октябриствующих верхов и меньшевистско-эсерствующих низов[31].

Как отмечал Деникин: «Добровольческая армия желает опираться на все государственно мыслящие круги населения. Она не может стать оружием какой-либо одной политической партии или организации». Известный русский философ и мыслитель П. Б. Струве тоже писал в «Размышлениях о русской революции» о том, что контрреволюция должна объединиться с другими политическими силами, возникшими в результате и в ходе революции, но антагонистическими по отношению к ней. Мыслитель видел в этом принципиальное отличие русской контрреволюции начала XX века от противореволюционного движения во времена Людовика XVI[32].

Белые использовали лозунг «Законность и порядок!» и рассчитывали дискредитировать этим власть своих противников, одновременно укрепляя восприятие себя народом как спасителей Отечества. Усиление беспорядков и накала политической борьбы делало аргументы белых вождей более убедительными и приводило к автоматическому восприятию белых как союзников той частью населения, что психологически не принимала беспорядки. Однако вскоре этот лозунг о законности и правопорядке проявился в отношении населения к белым с совершенно неожиданной для них стороны и, к удивлению многих, сыграл на руку большевикам, став одной из причин их итоговой победы в Гражданской войне[33]:

«Когда уходили красные — население с удовлетворением подсчитывало, что у него осталось… Когда уходили белые — население со злобой высчитывало, что у него взяли… Красные грозили, и грозили весьма недвусмысленно, взять всё и брали часть — население было обмануто и… удовлетворено. Белые обещали законность, брали немногое — и население было озлоблено… Белые несли законность, и поэтому им ставилось всякое лыко в строку.»

Участник Белого сопротивления, а впоследствии — его исследователь — генерал А. А. фон Лампе свидетельствовал, что лозунги большевистских лидеров, игравших на низменных инстинктах толпы, вроде «Бей буржуев, грабь награбленное», и говоривших населению, что каждый может взять всё, что угодно, были бесконечно более притягательны для пережившего катастрофическое падение нравов в результате 4-летней войны народа, нежели лозунги белых вождей, говоривших, что каждому причитается лишь то, что положено по закону[34].

Продолжая далее свою мысль, фон Лампе писал, что «красные отрицали решительно всё и возвели в закон произвол; белые, отрицая красных, конечно не могли не отрицать и применяемые красными методы произвола и насилия…… Белые не сумели или не смогли быть фашистами, которые с первого момента своего бытия стали бороться методами своего противника! И, быть может, именно неудачный опыт белых и научил впоследствии фашистов?»

Вывод генерала фон Лампе был следующим[33]:

«Белые могли бы победить красных, если бы они сами, в своих методах, в своей деятельности… стали тоже красными. Но несомненно и то, что они могли быть только белыми! За ними осталось их незапятнанное прошлое, их беспредельная любовь к родине, их горький опыт былых неудач… И я хочу верить, что они добьются столь необходимых им материальных и политических возможностей и, оставаясь сами собой, победят как белые!»

Большой проблемой для Деникина и Колчака был сепаратизм казачества, особенно кубанского. Хотя казаки были самыми организованными и злейшими врагами большевиков, они стремились прежде всего к освобождению от большевиков своих казачьих территорий, с трудом подчинялись центральной власти и неохотно воевали за пределами своих земель.

Белые вожди мыслили будущее устройство России как демократического государства в его западноевропейских традициях, адаптированное к реалиям российского политического процесса. Российская демократия должна была базироваться на народовластии, ликвидации сословного и классового неравенства, равенстве всех перед законом, зависимости политического положения отдельных национальностей от их культуры и их исторических традиций[35]. Так, Верховный Правитель России адмирал Колчак утверждал, что: «Новая свободная Россия будет создана на единении правительственной власти с народом». А. И. Деникин писал, что «после… …неизбежной, но кратковременной борьбы разных политических течений в России установился бы нормальный строй, основанный на началах права, свободы и частной собственности»[36].

Верховный Правитель указывал на устранение большевиками автономии местного самоуправления и первой задачей в своей политике ставил установление всеобщего избирательного права и свободную работу земских и городских учреждений, что в совокупности считал началом возрождения России. Он говорил, что соберёт Учредительное собрание только тогда, когда вся Россия будет очищена от большевиков и в ней наступит правопорядок. Александр Васильевич утверждал, что он разгонит собрание, избранное Керенским, в случае, если оно соберётся самочинно. Колчак также говорил, что при созыве Учредительного собрания будет ориентироваться только на государственно здоровые элементы. «Вот такой я демократ», — подытоживал Колчак. По мнению теоретика русской контрреволюции Н. Н. Головина из всех белых вождей один только адмирал Колчак «нашёл в себе мужество не сойти с государственной точки зрения».

Говоря о политических программах белых вождей, следует отметить, что политика «непредрешенчества» и стремление к созыву Учредительного собрания не были, всё же, общепризнанной тактикой. Белая оппозиция в лице крайних правых — в первую очередь верхов офицерства — требовала монархических знамён, осенённых призывом «За Веру, Царя и Отечество!». Эта часть Белого движения смотрела на борьбу против большевиков, опозоривших Россию Брест-Литовским миром, как на продолжение Великой войны. Такие взгляды высказывали, в частности М. В. Родзянко и В. М. Пуришкевич. «Первая шашка Империи» генерал от кавалерии граф Ф. А. Келлер, с 15 ноября 1918 года осуществлявший общее командование всеми белыми войсками на Украине, критиковал Деникина за «неопределённость» его политической программы и объяснял ему этим свой отказ присоединиться к его Добровольческой армии: «Народ ждёт Царя и пойдёт за тем, кто обещает вернуть его!»

Резюмируя анализ политических и идеологических моделей, предлагаемых белыми правителями, историк и исследователь Белого движения и Гражданской войны В. Д. Зимина пишет[37]:

«Неизменным было одно — Белое движение представляло собой альтернативный большевистскому процесс вывода (спасения) России из многостороннего имперского кризиса путём соединения мировых и отечественных традиций политического, социально экономического и культурного развития. Иными словами, вырванная из рук большевизма и демократически обновлённая Россия должна была остаться «Великой и Единой» в сообществе развитых государств мира.»

Белое движение и Национальное учредительное собрание[править | править код]

Ещё в сентябре 1917 года во время нахождения будущих вождей Белого движения в заключении в Быхове в «быховской программе», которая являлась плодом коллективного труда «узников» и основные тезисы которой перешли в «проект конституции генерала Корнилова» — самую первую политическую декларацию Белого движения, которая была подготовлена в декабре 1917 — январе 1918 Л. Г. Корниловым говорилось: «Разрешение основных государственно-национальных и социальных вопросов откладывается до Учредительного Собрания…»[38] В «конституции…» эта мысль была детализирована: «Правительство, созданное по программе генерала Корнилова, ответственно в своих действиях только перед Учредительным Собранием, коему она и передаст всю полноту государственно-законодательной власти. Учредительное Собрание, как единственный хозяин Земли Русской, должно выработать основные законы русской конституции и окончательно сконструировать государственный строй».

Так как главной задачей белого движения была борьба с большевизмом, то белые лидеры не вводили в повестку дня никаких иных задач государственного строительства пока эта основная задача не была бы разрешена. Такая непредрешенческая позиция была теоретически ущербна, но, по мнению историка С. Волкова, в условиях, когда отсутствовало единство по этому вопросу даже среди лидеров белого движения, не говоря о том, что в их рядах присутствовали сторонники самых разных форм будущего государственного устройства России, представлялась единственно возможной[23].

Верховный главнокомандующий Русской армией — адмирал А. В. Колчак.

Борьба на Северном Кавказе и Юге России[править | править код]

Ядром Белого движения на юге России стала Добровольческая армия, созданная в начале 1918 г. под руководством генералов Алексеева и Корнилова в Новочеркасске. Районами первоначальных действий Добровольческой армии были Область Войска Донского и Кубань. После гибели генерала Корнилова во время неудавшегося штурма Екатеринодара командование белыми силами перешло к генералу Деникину. В июне 1918 года 8-тысячная Добровольческая армия начинает свой второй поход на поголовно восставшую против большевиков Кубань[39]. Разгромив кубанскую группировку красных в составе трёх армий (около 90 тысяч штыков и сабель), добровольцы и казаки 17 августа берут Екатеринодар, а к концу августа полностью очищают территорию Кубанского войска от большевиков (см. также Развёртывание войны на Юге).

Зимой 1918—1919 гг. войска Деникина установили контроль над Северным Кавказом, разгромив и уничтожив действовавшую там 90-тысячную 11-ю армию красных. Отбив в марте—мае наступление Южного фронта красных (100 тысяч штыков и сабель) в Донбассе и Маныче, 17 мая 1919 года Вооружённые силы Юга России (70 тысяч штыков и сабель) перешли в контрнаступление. Они прорвали фронт и, нанеся тяжёлое поражение частям Красной армии, к концу июня овладели Донбассом, Крымом, 24 июня — Харьковом, 27 июня — Екатеринославом, 30 июня — Царицыном. 3 июля Деникин поставил своим войскам задачу овладеть Москвой.

В ходе наступления на Москву (подробнее см. Поход Деникина на Москву) летом и осенью 1919 1-й корпус ВСЮР под командованием ген. Кутепова взял Курск (20 сентября), Орёл (13 октября) и начал движение на Тулу. 6 октября части ген. Шкуро заняли Воронеж. Однако сил для развития успеха у белых не хватило. Поскольку основные губернии и промышленные города центральной России находились в руках красных, последние имели преимущество как в численности войск, так и в вооружении. К тому же польский лидер Пилсудский предаёт Деникина и, вопреки договорённости, в разгар наступления на Москву заключает с большевиками перемирие, временно прекратив военные действия и позволив красным перебросить с неугрожаемого более их фланга дополнительные дивизии в район Орла и увеличить и без того подавляющее количественное преимущество перед частями ВСЮР. Деникин позднее (в 1937 г.) напишет, что предприми поляки в этот момент какие-нибудь минимальные военные усилия на своём фронте, советская власть бы пала, напрямую з

Белый цвет — это… Что такое Белый цвет?

Белый
— Цветовые координаты —
HEX#FFFFFF
RGB¹(r, g, b)(255, 255, 255)
CMYK²(c, m, y, k)(0, 0, 0, 0)
HSV(h, s, v)(0°, 0%, 100%)

¹: Нормализовано к [0–255]
²: Нормализовано к [0–100]

Бе́лый цвет — так называемый ахроматический цвет, наряду с чёрным и оттенками серого. Дневной солнечный свет, а также свет от источника, испускающего равномерное для всех длин волн видимого спектра электромагнитное излучение, вызывает при попадании на сетчатку здорового глаза человека ощущение белого цвета.

  • Благодаря явлению метамерии, ощущение белого цвета может быть вызвано также путём смешивания; например, с помощью целого ряда наборов цветов (или же смешиванием света от нескольких источников).

Эталоны белого цвета

В зависимости от цветовой адаптации человеческого глаза, ощущение белого цвета может возникать при наблюдении спектрально различных излучений.

Белые пигменты

Белыми мы называем пигменты, в максимальной степени отражающие свет всех видимых длин волн в электромагнитном спектре источника света. Важно, чтобы отражение было диффузным, а не зеркальным.

Белый свет

Человеческий глаз имеет естественную способность цветокоррекции за счёт адаптации. Считается, что белый свет — это свет от дневного неба и солнца, имеющий цветовую температуру около 6500К.

Получение белого цвета с помощью разных источников

Аддитивный синтез цвета, в связи с особенностью устройства человеческого зрения, позволяет получать белый цвет смешением красного, зелёного и синего спектральных цветов, что применяется, например, в кинескопах.

Для случая субтрактивного синтеза цвета, белый является начальным цветом, «фоном». Например, цветом бумаги при печати на принтере.

Добавлять голубого, пурпурного или жёлтого дополнительных цветов не требуется. Человек видит поверхность белой, если она полностью отражает (то есть поглощает и тут же испускает с той же интенсивностью) падающий на неё поток света, состоящего равномерно из излучения всех длин волн видимого спектра. Если тело частично поглощает видимый свет всех длин волн (излучает с меньшей интенсивностью, чем у падающего излучения), поверхность такого тела вызовет ощущение серого цвета.

Белый цвет имеет наивысшую яркость, оттенок — 0.

Белый цвет, полностью аналогичный по спектру солнечному цвету, невозможно получить, смешивая различные другие основные цвета и оттенки.

Баланс белого цвета

Психология восприятия белого цвета

Белый цвет обладает особенностью зрительно увеличивать пространство.

Исторические и этнографические данные, связанные с белым цветом

Белые цветы камелии Белое платье невесты
  • В культуре некоторых стран Средиземноморья и Индии белый — цвет траура, в культуре большинства стран Запада — символ чистоты.
  • Белый месяц — новогодний праздник монголоязычных народов.
  • Белый Старец — божество долголетия и плодовитости в монгольском буддизме.
  • Белое духовенство в православии — немонашествующее духовенство.
  • Белый — традиционный цвет свадебного платья в европейских странах и в Японии. Белое платье считалось символом чистоты и невинности
  • Белый флаг — международный символ капитуляции или перемирия.
  • Белый танец — танец, на котором дамы приглашают кавалеров.
  • Белый человек — так часто называют представителя европеоидной расы представители других рас.
  • Белый билет — жаргонное название справки, дающей освобождение от призыва в армию.[1]
  • Белая Русь — словосочетание, от которого происходит название страны Белоруссия.
  • Белая горячка — состояние возникающее в период прерывания запоя или уменьшения дозы принимаемого алкоголя после длительного его употребления. Сопровождается повышением температуры тела, ознобом и появлением галлюцинаций.
  • Карт бланш (в букв. переводе с фр. — «белая карта») — чистый бланк, подписанный доверителем, предоставляющий доверенному лицу неограниченные полномочия, полную свободу действий.
  • Белая одежда по народным поверьям защищает от дурного глаза, порчи.
  • Белый слон — это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют «белым слоном».
  • «Показать белое перо» — проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и чёрной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов.
  • Традиционно на территории южных республик Советского Союза в белый цвет окрашиваются автомобили, выполняющие официально-представительские функции.[2][3][4]
  • В инкской узелковой письменности кипу белый цвет обозначал — серебро; мир.[5] Этот цвет в кипу встречается наравне с каштановым чаще всего.
  • В буддийской мандале белый цвет соответствует центру.

В вексиллологии

Белый цвет в культуре

В литературе

В кино

В музыке

В живописи

Примечания

Литература

 Просмотр этого шаблона Оттенки белого цвета

Флаг России — Википедия

Флаг России (Госуда́рственный флаг Росси́йской Федера́ции) — один из официальных государственных символов Российской Федерации[4], наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3[4].

Пропорции флага России

Федеральный конституционный закон о Государственном флаге Российской Федерации оттенки цветов не устанавливает.

Согласно ГОСТ Р 51130-98 цвет каждой полосы флага должен соответствовать номеру цвета Атласа (каталогу) цветов ВЦАМлегпрома или Атласу (каталогу) цветов Pantone[5]. Ряд российских государственных органов при заказе полотнищ Государственного флага России указывают следующие цвета Pantone: белый (цвет без дополнительных оттенков), синий (pantone 286С) (solid coated), красный (pantone 485С) (solid coated)[6][7][8][9][10].

ЦветБелыйСинийКрасный
PantoneWhite286C485C
RGB255-255-255 (#ffffff)0-57-166 (#0039a6)[11]213-43-30 (#d52b1e)[12]
HTML#FFFFFF#0039A6#D52B1E

Нормы цветов Государственного флага Российской Федерации, наносимых на государственные регистрационные знаки транспортных средств, устанавливаются по эталону (приложение Г к ГОСТу Р 50577-93).

Альбом национальных флагов, издаваемый Гидрографической и Океанографической службой морского флота (фр.)русск. Франции, приводит следующие оттенки в цветовой модели Пантон[13]:

ЦветБелыйСинийКрасный
PantoneWhite293C485C

«Государственный цвет проявлялся в древности на военных знаменах-стягах, хоругвях-штандартах и в печатях и гербах на государственных грамотах»[14].

Русский археолог и историк права Дмитрий Самоквасов на основании изысканий для разработки вопроса о русском государственном цвете, произведённых в документах Московского архива Министерства юстиции, утверждал, что во время господства монгольского хана над русской землёй русские великокняжеские грамоты имели чёрный цвет, чёрного же цвета было и военное знамя Московского великого княжества, в то время как алый цвет имели ханские грамоты-ярлыки, издававшиеся верховной властью завоевателей. После прекращения даннических отношений Москвы с Ордой и при переходе верховной власти к Московскому великому князю при Иване III Васильевиче чёрный цвет Московского великого княжества меняется на красный цвет Московского государства, что выразилось в применении красной печати для государевых грамот и цвете «государева знамени»[14].

Существует предположение, что знамя Московского княжества было не чёрным, а «чермным», то есть багровым, тёмно-красным. Слово «чермный» якобы было искажено последующими переписчиками «Сказания…». Лингвист Владимир Колесов касательно наименования цветов в древнерусском языке приводит такую выдержку из летописи 1230 года (ссылка на сам источник не приводится)[15]:

явились на оба пол (на обе стороны от) солнца столпы — черлены и желты, зелены, голубы, сини, черны,…

то есть спектр радуги описывается так: красный — ? — жёлтый — зелёный — голубой — синий — чёрный. Чёрный здесь приводится вместо фиолетового.

Красный цвет древние славяне обозначали несколькими словами, из которых главными были червен, и багрян. Фактически же их было больше, так как они имели варианты: червен, черлен, червлен, чермен или багр, багор, багрян, багрен. Обозначали все они красный, он же румяный, он же кровавый, он же рыжий, он же алый, он же огненный цвет. Вот только багряный чуть темнее чермного, он находится по другую (фиолетовую) сторону известного нам теперь спектра;…

Что важно, так это четкое противопоставление красного цвета чёрному, никаких других слов для обозначения чёрного древние славяне не знали[15].

Знамёна XVI—XVII веков[править | править код]

В 1552 году русские полки шли на победоносный штурм Казани под стягом «Всемилостивейшего Спаса». В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: «и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружён животворящий крест, иже бе у прародителя его, государя нашего, достохвалного великаго князя Дмитриа на Дону». Знамя Ивана Грозного полтора века сопровождало русскую армию. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при Петре I — в Азовском походе и на войне со шведами.

В Лицевом летописном своде помещено изображение знамени Ивана Грозного в Казанском походе — раздвоенное белое с изображением Спаса и восьмиконечным крестом над ним. По другим данным знамя (вероятно полковое) было красным с изображением Спаса. Копия этого знамени, много раз отреставрированная, по сей день хранится в Оружейной палате Кремля.

Хорошо известен так называемый «Великий стяг» Ивана Грозного. Это полотнище в виде трапеции (с откосом). У древка на лазуревом поле изображён архангел Михаил на коне. На откосе «сахарного» цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму «брусничного цвета», у откоса дополнительно кайма «макового» цвета.

В 1612 году над ополчением, вышедшем из Нижнего Новгорода к Москве, развевалось знамя Дмитрия Пожарского. Оно было малинового цвета и на одной своей стороне несло образ Господа Вседержителя, а на другой — архангела Михаила. Народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского положило конец Смуте и освободило Москву от захватчиков. Знамя князя Пожарского, по наступлении мирного времени, было помещено в церкви и почиталось наравне с иконами. Во время наполеоновского нашествия со знамени Пожарского была сделана точная копия и вручена Нижегородскому ополчению.

Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича, например, изображался лик Спасителя.

Гербовое знамя 1669 и 1696 гг.[править | править код]

Гербовое знамя 1696 г.

В 1669 году приглашённые царём Алексеем Михайловичем польские живописцы Станислав Лопуцкий и Иван Мировский нарисовали для царского дворца в Коломенском «клейма (то есть гербы) государевы и всех вселенских сего света государств». Затем Лопуцкий изобразил «на полотне герб Московского государства и иных окрестных государств гербы или клеймы, а под всяким гербом планеты, под которым каковы» — это было белое прямоугольное знамя с «откосом», с широкой красной каймой с титулатурой, в центре которого изображался золотой двуглавый орёл и эмблемы, символизирующие подвластные царства, княжества и земли. В описи Оружейной палаты о гербовом знамени сказано: «В кругу изображён двуглавый орёл, коронованный двумя коронами, а в груди у него царь на коне колет копием змия»[16].

Гербовое знамя Петра I создано в 1696 году по отцовскому образцу старой формы с центральной частью и откосом. Изготовлено из красной тафты с белой каймой, в центре изображался золотой орёл, парящий над морем, на груди орла в круге — Спаситель, рядом — Святой Дух и святые апостолы Пётр и Павел[17]. Вероятно, знамя было изготовлено ко второму Азовскому походу.

Гипотезы о флаге корабля «Орёл»[править | править код]

До второй половины XVII века о флагах в России ничего не известно, за исключением изображения корабля «Фредерик», на котором в 1636 году в Персию отправился русский посланник Алексей Савин Романчуков совместно с голштинским посольством[18].

Различные варианты возникновения флага можно проследить только со времён царя Алексея Михайловича, когда в 1668 году был построен первый русский военный корабль «Орёл». Летом 1667 года участвовавший в организации строительства корабля голландский купец Иоганн ван Сведен (нидерл. Jan van Sweeden) подал царю «Роспись, что ещё надобно к корабелному строению, опречь того, что ныне куплено за морем», в которой просил отпустить киндяки (ткань) на изготовление флагов, при этом уточнял, что «а цветами те все киндяки как Великий Государь укажет, только на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает знамя»[19][20] (по другим источникам, капитан корабля Давыд Бутлер[21]; согласно другим источникам[22] — О. Бутлер), руководивший постройкой корабля, обратился к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг»[22]).

По этому случаю для царя Алексея Михайловича было подготовлено «Писание о зачинании знак и знамён или прапоров», где были приведены изображения знаков библейских 12 колен Израилевых, а также флаги морских держав того времени — Англии и Шотландии, Дании, Швеции и Нидерландов[23].

Конраад Деккер. Вид города Астрахани и фрегата «Орёл» с флотилией. XVII век.

Для изготовления флагов 9 (19) апреля 1668 года царём Сибирскому приказу было велено прислать из меновных (то есть импортных) товаров «триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт черчатых белых лазоревых, к корабельному делу на знамена и на »[24][25] (по другим сведениям, на просьбу Бутлера Дворцовый приказ ответил, что в практике такого обстоятельства не случалось, а Оружейная палата «строит знамёна, хоругви и прапоры для войсковых частей и воевод, а как быть с корабельным знаменем, Царь приказал спросить его, Бутлера, какой есть на то обычай в его стране». Бутлер доложил царю, что флаг Нидерландов представляет собой полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос равной ширины: красной (верхней), белой (средней) и синей (нижней), в результате чего была составлена «Роспись, что ещё надобно к корабельному строению, опричь того, что ныне куплено за морем», которая свидетельствует, что для флагов была закуплена «киндяк-алая», белая и синяя материя[22]).

24 апреля (4 мая) 1669 года датирован второй из двух сохранившихся указов царя Алексея Михайловича, касающихся флагов, который гласил: «Караблю, который в селе Дединове сделан вновь, …прозванье дать Орлом; …поставить на носу и на корме по орлу, и на знамёнах и на еловчиках нашивать орлы же»[26][27][28]. Кроме этих двух указов царя Алексея Михайловича (9 (19) апреля 1668 года и от 24 апреля (4 мая) 1669 года) больше никаких документов и сведений о флагах корабля «Орёл» не сохранилось. Из данных указов следует только то, что для изготовления флагов для корабля «Орёл» была отпущена красная, белая и синяя ткань, а на изготовленных флагах предписывалось изображать орлов.

Существуют различные гипотезы относительно того, как могли выглядеть флаги для корабля «Орёл», изготовленные в 1667—1668 годах.

  • В ранних работах П. И. Белавенец, К. А. Иванов и А. А. Усачёв предполагали, что на флаге был изображён синий прямой крест и два белых и два красных крыжа[29][30][31], подкрепляя это предположение изображениями флагов на известной гравюре «Взятие крепости Азов. 1696 год» голландского художника Адриана Шхонебека, хотя на оригинале гравюры из фондов ЦВММ ясно видна геральдическая штриховка флагов эскадры, показывающая, что часть флагов — синие с прямым красным крестом, а остальные — белые с прямым красным крестом[32].
  • А. Н. Басов и Ф. Ф. Веселаго считают, что «из цветов материй, употребляемых на флаге корабля „Орёл“, и из того, что при вооружении его главными распорядителями были голландцы, можно с большой вероятностью допустить, что тогдашний флаг в подражание голландскому состоял из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной»[33][34], и, судя по царскому указу, — с изображением золотого двуглавого орла в центре[35].
  • P. M. Оленин, В. В. Карманов и Н. В. Шишкова, основываясь на изображении первого российского корабля «Орёл» на речном рейде у Нижнего Новгорода весной 1669 года на гравюре Ван дер Аа в изданной в 1681 году в Амстердаме книге «Странствования Яна Стрюйса»[36], являвшегося корабельным плотником на «Орле», считают, что у корабля на корме и стеньге грот-мачты были трёхполосные флаги с белой полосой в середине[37]. Эту же версию подтверждает и гравюра Конраада Деккера «Вид города Астрахани и фрегата „Орёл“ с флотилией» из той же книги[38].

Резюмируя появившиеся ранее предположения и анализируя сохранившиеся документы, Н. А. Соболева осторожно предполагает, что на «Орле» был поднят флаг с двуглавым орлом, помещённым на полосное полотнище[39].

  • Предполагаемый вид флагов корабля «Орёл»:
  • Flag of the Netherlands.svg

На возможное существование ещё в 1674—1676 годах бело-сине-красного знамени указывал в 1927 году вексиллолог П. И. Белавенец: «Очень интересно знамя, потерянное при Нарве, бело-сине-красное, с золотым двуглавым орлом (об изготовлении таких знамён есть указание в архиве Оружейной палаты, они делались при Алексее Михайловиче для игр царевича Петра Алексеевича»)[40].

Флаг царя Московского (1693)[править | править код]

6 (16) августа 1693 года[41], во время плавания Петра I в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске, на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» впервые[42] был поднят так называемый «флаг царя Московского» — сшитое из флагдука[43] полотнище размером 4,6 × 4,9 метров, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Оригинал этого старейшего из сохранившихся российских флагов находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге (инвентарный номер 10556).

  • Флаг царя Московского
  • Flag of Oryol (variant).svg

    Оригинал, 1693 год, (ЦВММ)

  • Flag of Oryol (variant).svg

    Современная прорисовка

Флаги Русского царства[править | править код]

В 1693 году Франц Тиммерман получил привилегию на строительство в Архангельске торговых судов и торговлю с Европой на построенных судах. В грамоте, выданной ему, говорилось:

На всяком судне на кормах герб вообразить Его Царского Величества Российского царствия, подобием распростёртого крылами двоеглавого орла с тремя над ним венцами, а на персях у того орла воина на коне, с копьём, в сбрую воинскую устроенного, в челюсти змеиные прободающего, а в ногах у того ж орла, в правой скиптр, а в левой яблоко с крестом, да и на знаменах и на прапорах на тех кораблях, на щоглах и на носу и на корме, нашить ему, Францу, такие ж его Царского Величества гербы, что на корме, по тафте белой, на обе стороны, в середине чёрною тафтою, или иною материею того ж цвета.

Точно такая же грамота была выдана в 1696 году двинским посадским людям Осипу и Фёдору Бажениным на постройку судов в принадлежащей им вотчине деревне Вавчуге Двинского уезда и на отправление этих судов в море под такими же белыми флагами с гербом, но на этот раз о змее не упоминалось, а сказано было только «воина на коне с копьём, в сбрую конную устроенного»[44].

Flag of Oryol (variant).svg Абрахам Сторк. Показательный бой на реке Эй в честь Петра I 1 сентября 1697 года. Ок. 1700 года

Д. М. Поссельт, описывая в своей работе «Адмирал русского флота Франц Яковлевич Лефорт или начало русского флота» плавание Петра I на Белом море в 1693 году, говорит:

Хотя… Пётр и имел на мачте своего судна «различные флаги», между которыми один, побольше, был с русским гербом, а другой из Иерусалима, с нашивными крестами, и эти флаги вместе с ботом подарил архиепископу архангельскому; но без сомнения, ему ни один из них не нравился более, и не мог быть выбран им для плавания в открытом море [в 1694 году]

Уже 13 (23) июня 1694 года под бело-сине-красным флагом на амстердамском рейде, по сообщениям голландских газет того времени, стоял купленный Россией 44-пушечный фрегат, построенный в Роттердаме (позже, в Архангельске, Пётр I назвал корабль «Святое пророчество»)[46].

В 1695 году в Амстердаме было издано сочинение Карла Алярда «Новое голландское корабельное строение»[47], в котором приведены корабельные флаги морских держав того времени, в их числе три московских. По повелению Петра I сочинение было переведено на русский язык с голландского издания 1705 года и напечатано в Москве в 1709 году. Описание этих флагов из русского издания следующее[48]:

ФЛАГЪ Его ЦАРСКОГО ВЕЛІЧЕСТВА МОСКОВСКОГО, раsдѣленъ на трое, верхняя полоса бѣлая, средняя сіняя, ніжняя красная. На сінеi полосѣ sолотоi съ царскою каруною вѣнчанъ двоеглавоi орелъ, iмѣющеi въ сердцѣ красное клеімо, съ серебрянымъ святымъ Георгіемъ беsъ sмія.

Второi Флагъ отъ ЕГО ЦАРСКОГО ВЕЛІЧЕСТВА МОСКОВСКОГО, на трое раздѣленъ, въ верху полоса бѣлая, по средѣ сіняя, въ нisу красная, тотъ флагъ сінiмъ святаго Андрея крестомъ прорѣзанъ.

Еще МОСКОВСКОI ФЛАГЪ, опредѣленъ сінiмъ крестомъ, Первоi i Четвертоi квартіеръ бѣлоi, второi i третеi красноi.

Аналогичный третьему флаг изображён на медали «На строительство Кроншлота»[49] в ознаменование строительства Петром I форта Кроншлот в Кронштадте в 1704 году — цвета флага определяются по шраффировке.

Flag of Oryol (variant).svg Филипп Генрих Мюллер. Медаль «На строительство Кроншлота». 1704 Flag of Oryol (variant).svg Абрахам Сторк (Шторкк). Показательный бой на реке Эй в честь Петра I 1 (11) сентября 1697 года. 1697—1700. Музей Амстердама[50]

В 1696 году в устье Дона вышла российская флотилия вооружённых гребных судов, прервавшая снабжение османской крепости Азов. На гравюре 1700 года художника-гравёра А. Шхонебека «Взятие крепости Азов. 1696 год», изображены суда этой флотилии, несущие на кормовых флагштоках прямоугольные полотнища, геральдическая штриховка которых показывает, что часть флагов синие с прямым красным крестом, а остальные — белые с прямым красным крестом. Ряд исследователей, ссылаясь на то, что А. Шхонебек не был свидетелем изображённых событий, а также изобразил на гравюре фрегат «Святой Пётр», не бывший под стенами Азова, сомневается в исторической достоверности этой гравюры[32].

В инструкции Великому посольству, данной Петром I в 1697 году, было сказано: «Гарусу на знамёна, на вымпелы, на флюгели, белого, синего, красного аршин 1000 или 900, всякого цвета поровну»[51]. Изображения различных бело-сине-красных флагов присутствуют на трёх поздних картинах мастерской Абрахама Сторка (англ.)русск., посвящённых приезду в Амстердам Петра I. Для русского царя на реке Эй 1 (11) сентября 1697 года было разыграно развлекательное морское сражение с участием береговой батареи. Пётр I принял участие в этом представлении, находясь на борту яхты Объединённых Ост-Индийских компаний[52]. На картинах Абрахама Сторка, изображающих этот показательный бой, данная яхта идёт под кормовым бело-сине-красным флагом с двуглавым орлом, или же под бело-красно-синим вымпелом и кормовым бело-красно-синим флагом с двуглавым орлом.

Рисунки флагов, сделанные Петром I. 1699 год

В октябре 1699 года Пётр I на обороте листа с инструкциями, направленными находящемуся в Стамбуле русскому посланнику Емельяну Украинцеву, нарисовал эскиз трёхполосного бело-сине-красного флага[53].

А 10 (20) декабря 1699 года австрийский посол Плейер в письме к Императору дал перечень вооружения и флагов, виденных на судах Азовской флотилии:

  1. На первой и самой большой яхте St. Peter, над рулём Большой флаг, на мачте Большой вымпел и в других местах три маленьких флага бело-красно-синего цветов; 2 полковые знамя красно-белого цветов перемешанные различными цветами, 12 медных пушек.
  2. На второй яхте S. Boris, 1 побольше и 3 меньших флага тех же цветов, 10 чугунных пушек…
Предполагаемый сухопутный штандарт Петра I[55] или полковое знамя[56], захваченное шведами под Нарвой в 1700 году, хранившийся в Риддарсхольмской кирхе

В апреле 1700 года Пётр I приказал Оружейной палате «построить» бело-красно-лиловые[57] «морские знамёна». По мнению В. Миланова и Н. Семеновича, рисунок и размеры этих знамён соответствуют рисунку и размерам полкового знамени, хранящегося под номером 136 среди других 352 трофейных русских знамён в усыпальнице шведских королей — Риддарсхольмской кирхе в Стокгольме, где его обнаружил в 1911 году основоположник российского флаговедения П. И. Белавенец[56]. В. Миланов и Н. Семенович предполагали, что это знамя было использовано в 1700 году Петром I в сражении при Нарве в качестве своего личного сухопутного штандарта[55] и было захвачено там шведами, что не соответствует действительности, так как Пётр I в сражении не участвовал[58].

Трёхполосный бело-сине-красный флаг, так же как и флаг с красным Иерусалимским крестом использовались и на военных кораблях до 1720 года, как сигнальные[59].

Военно-морские флаги России[править | править код]

Помимо вышеуказанного бело-сине-красного флага в собственноручном рисунке Петра I был изображён и трёхцветный флаг с синим косым Андреевским крестом — этот рисунок, датируемый октябрём 1699 года, считается первым известным изображением Андреевского креста на флаге, появившемся вслед за учреждением Петром I в марте 1699 года ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.

С 1703 года известны изображения флагов с андреевским крестом в крыже[65]. В 1712 году появился новый вариант Андреевского флага с «висячим крестом», хотя вплоть до 1720 года источники продолжают фиксировать использование белого адмиральского флага с андреевским крестом в крыже[66]. Лишь в Морском уставе 1720 года Андреевский флаг приобрёл тот вид, который сохранился до настоящего времени:

Флаг белый, через который синий крест Св. Андрея, того ради, что от сего Апостола приняла Русь Святое Крещение.

В начале XVIII века Пётр I создал ещё один флаг: кейзер-флаг или флаг Цесарский, как он иногда называется в Морском уставе 1720 года[68]. В описи имущества галиота под командой капитана Андрея Грота, сделанной 8 (19) сентября 1700 года в Азове, значится

знамя большое красное полосатое, полосы на крест синия и белыя

Рисунок кейзер-флага составлен из двух крестов: прямого белого на красном фоне — символа Святого Георгия Победоносца, исторического покровителя Московского царства, и синего косого — символа Святого апостола Андрея Первозванного. По-видимому, кейзер-флаг Пётр I задумал как чисто воинский царский флажный символ. Первое известное его применение было в 1710 году как гюйса каждого корабля эскадры, которой командовал царь[70]. После заключения Ништадтского мира в знак особых заслуг кейзер-флаг был подарен генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину и был поднят им как флаг командующего флотом в Бакинском походе 1722 года. С 1722 года для всех кораблей парусного флота России введён носовой флаг единого рисунка кейзер-флага[71]. Кейзер-флаг сходен по рисунку и идее с флагом Великобритании:

Торговый флаг России[править | править код]

Flag of Oryol (variant).svg Флаг торговых судов, упомянутый в 1709 году[29], утверждённый Морским уставом 13 (24) января 1720 года

Елагин[44] со ссылкой на Шерера[72], а также Хьюм[73] приводят версию, что первым российским торговым морским флагом был сине-бело-красный триколор. Причём последний сообщает и о следующем варианте, когда на средней белой полосе флага появился маленький синий Андреевский крест.

20 (31) января 1705 года приложенным к указу Петра I «О флагах на торговых речных судах» рисунком был установлен флаг, который должен был подниматься «на торговых всяких судах, которые ходят по Москве-реке и по Волге и по Двине и по иным по всем рекам и речкам ради торговых промыслов»[74]. В датированной 1709-м годом «Киевской» таблице «Изъявление морских флагов (флаг — то есть знамя, которое ставится на корме, а гуис — на носу на бух-сприте) всея государств вселенныя», отредактированной Петром I, бело-сине-красный флаг был помечен как «обычайно торговых и всяких российских судов флаг»[29][75]. Датский посланник в Петербурге Юль Юст, описывая в своём дневнике поход русского флота для доставки снаряжения, боеприпасов и продовольствия армии под Выборг, сделал 1 (12) мая 1710 года следующую запись, касающуюся транспортных судов военного флота:

Феномен синего или белого платья — Википедия

TheDress.jpg

Сине-чёрное/бело-золотое платье (англ. thedress, dressgate)[1][2] — интернет-феномен и мем, возникший после того, как 26 февраля 2015 года в социальной сети Tumblr была опубликована фотография кружевного платья дизайнера Roman Originals[3]. Фактически сразу развязался горячий спор относительно того, какого цвета платье на фотографии: голубое с чёрными полосками или белое с золотыми. Впоследствии было выяснено, что платье, показанное на фотографии, на самом деле синего и чёрного цветов[4], однако дискуссии относительно того, какие цвета видят разные пользователи, продолжались на многих форумах. Феноменом заинтересовались нейробиологи, установившие, что причина заключается в оптической иллюзии из-за неправильной светоотдачи, отчасти из-за того, что фотография была обработана[5]. После того как фотография стала популярной, многие заинтересовались покупкой таких же платьев, и их продажа возросла в несколько раз[6].

Возникновение феномена

Первой фото в социальной сети Tumblr заметила Кэйтлин Макнил, член музыкальной группы, исполняющей шотландскую народную музыку, когда искала свадебное платье для своих знакомых Грейс и Кейна. Кэйтлин собиралась играть вместе со своей группой во время их свадьбы на острове Колонсей. Грейс в свою очередь отправила фотографию своей матери, после чего между ними завязался спор относительно того, какого цвета её платье — синего с чёрным или белого с золотым. Грейс переслала фотографию другим пользователям сети, что привело к новой волне дискуссии[7][8].

Даже после того, как Макнил, увидев платье во время свадьбы, убедилась в том, что оно сине-чёрное, она продолжила публиковать фотографию в Интернете, создавая новые дискуссии. 26 февраля 2015 года Макнил опубликовала изображение в своём личном блоге в Tumblr, где задала вопрос своим подписчикам, какого цвета платье, что вызвало дискуссию и положило начало распространению нового интернет-мема[7][8].

Распространение

Начиная с 27 февраля 2015 фотография набрала большую популярность в Интернете и начала распространяться по многим социальным сетям, включая Twitter. Появились такие хештеги, как #whiteandgold, #blueandblack, и #dressgate с последующими спорами относительно того, какого же цвета платье. Феномен привлёк внимание некоторых известных новостных изданий, включая The Washington Post[7][9][10]. Некоторые статьи объясняли феномен плодом экзистенциального кризиса и предрекали, что это может навредить межличностным отношениям[7][11].

Наибольшую популярность фотография приобрела после публикации на новостном портале Buzzfeed, которую по состоянию на 2 марта просмотрели 37 миллионов раз[12][13].

68 % пользователей Buzzfeed решили, что платье было белым с золотыми полосками[14]. Некоторые отмечали, что платье меняет цвет само по себе. На фотографию также отреагировало множество знаменитостей: так, например, Тейлор Свифт, Джейден Смит, Фрэнки Мунис, Деми Ловато, Минди Калинг и Джастин Бибер пришли к выводу, что платье сине-чёрное, в то время как Анна Кендрик, Джозеф Новак, сенатор Кристофер Мерфи, Джулианна Мур и Сара Хайленд увидели платье белым и золотым. Ким Кардашян в своём твиттере отметила, что она видела платье белым, а её муж Канье Уэст — синим. Люси Хейл, Фиби Тонкин и Кэти Нолан увидели различные цветовые оттенки. Леди Гага отметила, что платье имеет цвет песка и перванша, а Дэвид Духовны приписал платью морской цвет. Другая группа знаменитостей, как, например, Эллен Дедженерес и Ариана Гранде, так и не смогла прийти к выводу, какого цвета платье[1][15][16][17][18][19].

В средствах массовой информации было отмечено, что цветовые тона фотографии были обработаны, что нарушило баланс белого. В результате это помешало правильному восприятию цветов платья и ввело в заблуждение[7][20].

Само платье на самом деле ярко-синего цвета с чёрным кружевом. Помимо этого производитель предлагал и другие цветовые решения платья: в красных и розовых тонах с чёрными кружевами. Белое платье с золотыми кружевами в продаже отсутствовало. На следующий день после публикации фотографии Макнил платья были проданы за 30 минут[6]. Дизайнер платья объявил, что работает над бело-золотым вариантом и представит его на благотворительном аукционе Comic Relief[21].

Научное объяснение

TheDress.jpg Картинка, показывающая, как хроматическая адаптация человека образует иллюзии абсолютно разных цветов на примере двух платьев с разным освещением

Нейробиологи Бевил Конуэй и Джей Нэйтц отметили, что изображение представляет собой оптическую ловушку, так как многих людей подводит хроматическая адаптация, выработанная в процессе эволюции для того, чтобы лучше ориентироваться в пространстве и различать предметы[22]. Из-за яркого света на заднем плане человек может воспринимать голубой цвет как неосвещённую сторону, и мозг подсознательно игнорирует голубые оттенки, отчего человеку кажется, что он видит белый цвет. То же самое с чёрными полосками: из-за низкого качества фотографии некоторые участки чёрного приобрели золотой оттенок, из-за чего человек подсознательно игнорирует чёрный цвет и думает, что это золотой. Обратный эффект наблюдается у тех, кто видит платье чёрно-голубого цвета, так как они подсознательно игнорируют золотые оттенки[5]. Другие учёные предполагают, что на самом деле все люди воспринимают цвета одинаково, однако многие люди могут сделать для себя неправильный вывод, таким образом проявляется эффект нового платья короля[23]. Нейрофизиолог Бевил Конуэй также предполагает, что восприятие цвета платья связано с тем, что же именно человек желает видеть, а также тем фактом, что у многих свадебное платье ассоциируется с белыми оттенками. Те же люди, которые ведут ночной образ жизни, по наибольшей вероятности увидят синие цвета[24].

См. также

Примечания

  1. 1 2 #Dressgate: The white and gold dress making our mind work until it’s black and blue (неопр.). Sydney Morning Herald. Дата обращения 27 февраля 2015.
  2. Klassen, Anna What Colors Are This Dress? White & Gold or Black & Blue? The Internet Is Going Insane Trying To Find Out — PHOTO (неопр.). Bustle (26 February 2015). Дата обращения 27 февраля 2015.
  3. Spargo, Chris What colors are this dress? White and gold or blue and black? Fierce internet debate is sparked by two-tone outfit — and even Kim and Kanye are divided! (неопр.). Daily Mail Online (27 February 2015). Дата обращения 27 февраля 2015.
  4. ↑ Optical illusion: Dress colour debate goes global (неопр.). bbc.co.uk. Дата обращения 28 февраля 2015.
  5. 1 2 The Science of Why No One Agrees on the Color of This Dress (неопр.). Wired. Дата обращения 27 февраля 2015.
  6. 1 2 ‘The Dress’ flying off racks following Internet sensation: ‘We sold out in the first 30 minutes of our business day’ (неопр.). New York Daily News. Дата обращения 27 февраля 2015.
  7. 1 2 3 4 5 The inside story of the ‘white dress, blue dress’ drama that divided a planet, Washington Post. Дата обращения 27 февраля 2015.
  8. 1 2 The Dress Is Blue And Black, Says The Girl Who Saw It In Person (неопр.). BuzzFeed. Дата обращения 27 февраля 2015.
  9. ↑ Color Bind: This Dress is White and Gold, Right?, Boston.com. Дата обращения 27 февраля 2015.
  10. ↑ The Official Live Blog: Is This Dress Blue and Black or White and Gold? (неопр.). Slate. Дата обращения 27 февраля 2015.
  11. King, Kirsten This Dress Is Ruining People’s Lives (неопр.). BuzzFeed (February 26, 2015). Дата обращения 1 марта 2015.
  12. Fischer, Ben The Dress phenomenon didn’t happen by accident. It took big money. (неопр.). New York Business Journal. American City Business Journals (February 27, 2015). Дата обращения 1 марта 2015.
  13. Holderness, Cates What Colors Are This Dress? (неопр.). BuzzFeed (February 26, 2015). Дата обращения 1 марта 2015.
  14. Holderness, Cates What Colors Are This Dress? (неопр.). Buzzfeed (February 26, 2015). Дата обращения 1 марта 2015.
  15. ↑ The Dress That Broke the Internet, and the Woman Who Started It All (неопр.). Дата обращения 27 февраля 2015.
  16. ↑ ‘I feel like it’s a trick somehow’: Taylor Swift and Kim Kardashian join other celebrities in dress debate taking over the internet (неопр.). Дата обращения 27 февраля 2015.
  17. ↑ ‘What color is this dress’ confused celebrities, too (неопр.). Дата обращения 27 февраля 2015.
  18. ↑ A White and Gold Dress Overloads the Internet (неопр.). The New York Times. Дата обращения 27 февраля 2015.
  19. Iyengar, Rishi Taylor Swift Says The Dress is Black and Blue (неопр.). Time (February 26, 2015). Дата обращения 1 марта 2015.
  20. ↑ Why that dress looks white and gold: It’s overexposed (неопр.). Mashable. Дата обращения 27 февраля 2015.
  21. ↑ Roman (неопр.). Facebook (February 28, 2015). Дата обращения 1 марта 2015.
  22. ↑ Viewpoint: Blue and black or white and gold? (неопр.). Дата обращения 27 февраля 2015.
  23. ↑ The Emperor’s New Dress: #thatDress: A Case of Crowd syndrome? (неопр.). Дата обращения 28 февраля 2015.
  24. ↑ Ученые: несовершенство глаз породило интернет-скандал вокруг платья