Обманка — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 декабря 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 декабря 2018; проверки требуют 4 правки. Эта статья — о приёме в искусстве. О группе минералов см. Обманки.Обманка, или Тромплёй (фр. trompe-l’œil, «обман зрения») — технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности он нарисован в двухмерной плоскости.
Этот приём использовался уже в Древней Греции и Древнем Риме. Типичный пример античной обманки — настенное изображение окна, двери или атриума для создания ложного эффекта того, что комната больше, чем она есть.
В одной из популярных древнегреческих историй рассказывается о споре между известными художниками. Зевксис создавал настолько реальные и убедительные картины, что птицы прилетали и клевали нарисованный им виноград. Однажды Зевксис спросил своего соперника Парразия, можно ли ему скинуть изорванную в лохмотья штору с картины последнего, чтобы оценить её. Но обнаружил, что эта штора нарисована. Так Зевксис вводил в заблуждение птиц, а Парразий ввёл в заблуждение Зевксиса.
С пониманием законов перспективы итальянские живописцы позднего кватроченто, такие как Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли, начали рисовать стены и своды, в основном фрески, с использованием законов перспективы для создания эффекта увеличения пространства. Этот тип обманки известен как di sotto in sù, снизу вверх в переводе с итальянского. Наиболее известные представители жанра во Франции XVII века — Жан-Франсуа де Ле Мотт и Антуан Фор-Бра.
Законы перспективы XVII века, более полно интегрируемые в архитектурную иллюзию и использовавшиеся художниками для того, чтобы «открыть» пространство стены или свода, получили название quadratura. Один из превосходных примеров архитектурной обманки представляет собой купол Церкви иезуитов в Вене художника Андреа Поццо, который хотя лишь слегка изогнут, но создаёт впечатление реального архитектурного сооружения.
Особым жанром стала фигура-обманка — обманки в форме человеческих фигур или домашних животных, нарисованные на тонкой деревянной панели, а затем вырезанные. Они были популярны с XVII по XIX век, сначала в Европе, а затем в Америке. Фигуры-обманки обычно использовались в качестве экранов для камина, но иногда их устанавливали при входе в парадные залы. Такие фигуры представляют собой как хорошо одетых взрослых людей или детей, так и прислугу.
Один из наиболее ярких примеров сохранившейся иллюзионистической живописи в России — Галерея Гонзаго и роспись плафона Парадной столовой Павловского дворца, выполненные художником Пьетро Гонзаго.
Фрагмент росписей Галереи Гонзаго в Павловском дворце-музее
Фрагмент росписей Галереи Гонзаго в Павловском дворце-музее
Площадка между северным фасадом центрального корпуса и стеной Галереи Гонзаго в Павловском дворце-музее
Оптические эффекты вроде обманок используются создателями фильмов для съёмки сложных сцен. Для этого часть сцены изображают на стекле, которое помещается перед камерой во время съёмки. Этот способ использовался при создании ранних фильмов серии «Звёздных войн». К настоящему времени его почти полностью вытеснили компьютерные эффекты. Но иногда использование этих техник оправдано с точки зрения оптимизации бюджета, скорости производства фильма и удобства работы актёров. Так например в фильме «Властелин Колец» этот прием был использован для создания эффекта разницы в росте между героями.
Также обманки используются для создания трёхмерных татуировок и рисунков в стиле боди-арт. Эта техника получила распространение и среди художников, рисующих на асфальте или стенах домов.
Активно используется в шоу с использованием видеомэппинга — проекциях на здания и объекты.
При строительстве и реконструкции зданий используется занавешивающая сетка с нанесенным рисунком — фальшфасадом, которая кроме утилитарных свойств, призвана облагородить внешний вид здания на время проведения работ.
- Тарасов Ю.А. Trompe l’œil в голландской живописи XVII века // Голландский натюрморт XVII века. — СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. — С. 78—88.
- Жорж Перек. Зачарованный взгляд / Пер. с фр. В. Кислова. — Спб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017.
Жанр Trompe loeil: 3D рисунки и обманки в живописи
Сегодня проведу небольшой экскурс в жанр 3D, «trompe l’oeil» и «обманоки» в изобразительном искусстве. В изобразительном искусстве жанр Trompe l’oeil (тромплеи, обманки) применяется со времен Древней Греции. По легенде, на изображение виноградной грозди руки художника Зевксиса, слетались птицы ее клевать.
В европейской живописи тромплеи нашли свое отражение в натюрмортах. Это необычные классические натюрморты. Мастера обманок применяют много технических приемов, чтобы ввести в заблуждение зрителя. Они вызывают у зрителя неподдельный интерес к изображению, желание прикоснуться к изображению. Художник заставляет зрителя задуматься, реальные ли это предметы или двухмерное изображение. Но как только это сближение происходит, обманка растворяется, представляя взгляду зрителя всего лишь изображение.
Нужно заметить, что речь идет не о гиперреалистичном искусстве. А о куда более тонкой грани между условностью изображения и созданием иллюзии, имитации, игры, в которую втянуты чувства зрителя.
Толстой Федор Петрович, «Ягоды красной и белой смородины», 1818г. В этой работе художник сталкивает разные типы условности: нарисованные ягоды с тенью, и капли воды как бы настоящие. Иллюзия основана на игре ощущений: ощущение рисунка как невещи, а вещи как нерисунка.
Георг Хинц «Шкафы для украшений» (1666г.).
Корнелис Норбертус Гисбрехтс (1630-1683).
Frederic Edwin Church (1826 – 1900).
Антони Леманс Йоханнес (1633 – 1688).
Samuel van Hoogstraten (1627–1678).
Сергей Судаков (н/в) — еще один тип trompe l’oeil: предметы как бы выходят за рамки картины.
Теплов Георгий Николаевич, Натюрморт с нотами и попугаем, 1737г.
Свое развитие жанр trompe l’oeil получил в монументальной и интерьерной живописи. Обманка в интерьере позволяет визуально расширить пространство, обогатить его приумноженной трехмерностью и очень богатой игрой чувств для присутствующего человека. Такая живопись вызывает желание не только потрогать, но и шагнуть за грани иллюзорного пространства.
На этом фото: роспись стен входа в аллею в виде стеллажей и предметов на них.
На этом фото: в круглой комнате прописана стена с иллюзией галереи.
Еще фото жанра trompe l’oeil в интерьере.
В настоящее время жанр trompe l’oeil развился в другое направление — 3D рисунки. 3D рисунки не только продолжают свое развитие на холсте и бумаги. Они вышли далеко за пределы холстов и помещений.
В Стрит-арт, пожалуй, самым известным художником является Курт Веннер. Он рисует свои шедевры мелом на асфальте. Нужно заметить, что для такого рода обманок уже недостаточно знаний только перспективы и свето-тени. Важно мастерское применение техники проекции (анаморфоза).
Несколько фото Курта и других художников.
А вот примеры trompe l’oeil на стенах домов.
В городе Леон.
Обманки на улицах Uskadar в Стамбуле. Испанский уличный художник Pejac.
И на последок, предлагаю посмотреть 3D рисунки, сделанные карандашом.
Наслаждайтесь!
Один из авторов этого стиля — Хогстратен Самуэл Ван, голландский художник, ученик Рембрандта. Отказавшись от драматического стиля своего учителя, он увлекся иллюзионистическим воссозданием реальных предметов и пространства в технике живописи. Хогстратен рисовал В общем этот стиль — «не паханое поле». Каждый найдёт здесь своё. |
Тромплей живопись обманки картины обман зрения
Тромлей или обман зрения – технический прием и направление в современной живописи, основанное на эффектах оптических иллюзий. Цель обманки – создать эффект пространства и объема на плоской поверхности или на нескольких поверхностях, которые под определенным углом рассмотрения складываются в трехмерные картины.
История развития
Впервые обманки использовали во времена Древнего Рима и Греции. Наиболее распространенные иллюзии – реалистичное изображение окна, алькова, двери, атриума на плоской поверхности стены. Обман зрения использовали с целью визуально расширить пространство комнаты. Верх искусства при использовании техники «тромплей» — создание максимально правдоподобной иллюзии. Одним из величайших представителей направления в Греции был Зевксис. Реалистичные обманки на стенах не позволяли усомниться в существовании изображенного предмета, даже при внимательном рассмотрении с близкого расстояния.
Средние века
Во времена Средневековья и Возрождения живопись в технике тромплей стала популярна для декорации храмовой архитектуры. Во времена Высокого Возрождения в Италии развилось направление кватроченто, представленное работами Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли. В живописи появились новые техники и каноны, способы написания фресок. Художники использовали законы перспективы для создания иллюзии и визуального увеличения пространства. Репрезентативный пример – изображение неба и ангелов под куполом собора. Пример – фрески Андреа Мантенья в Мантуанском Палаццо.
В храмах
Изображения ангелов на сводах храмов выполнено по технике «снизу вверх»: зритель будет смотреть снизу на реалистичные картины с библейскими сценами, что усилит его веру, произведет сильное впечатление.
Тромплей продолжил развиваться в 16 – 17 веках. Правдоподобная обманка – плафон Иезуитской церкви в Вене, созданный Андреа Поццо: внутренняя поверхность плафона лишь слегка изогнута, но иллюзия зрения, использованная художником, создала эффект объема.
Наше время
Современный тромплей – это не только живопись. Техника применяется в:
- Боди-арте;
- Искусстве татуировки;
- Рисунках на асфальте;
- Кинематографии.
Техника широко применялась во время съемок фильмов в 80-90-е годы 20 века. Пример – ранние эпизоды киноэпопеи «Звездные войны».
Известные примеры
Самые известные примеры работ в технике тромплей, украшающие стены зданий:
- Театр Сен-Жорж во Франции, рисунок на фасаде;
- Тромплей голубя на стене здания по улице Эмиля Лепэ в Париже;
- Пейзаж, изображенный на стене в немецком городе Шветцинген: тромплей пейзажа, который видно сквозь нарисованный пролом в стене, создает иллюзию расширения пространства;
- Иллюзия нарисованных на стене здания полок с книгами во французском городе Лион;
- Дом-тромплей в столице Кубы – Гаване;
- Обманка в России представлена работами Пьетро Гонгазо а Павловском дворце. На стенах изображена садово-парковая архитектура, растения, колонны.
Обманка в живописи и дизайне интерьера широко применяется в стилях барокко, классика, рококо. Тромплей позволяет создать на простой, плоской или изогнутой стене, объемные изображения колонн, ниш, окон, барельефов, которые отличаются правдоподобностью.
Техника обмана зрения существует для того, чтобы создавать иллюзию, другую реальность из пустоты, заполнять пространство, вызывать эмоции у зрителя. Исследователи искусства и философы отмечают, что обманка – это декоративная деталь здания или помещения, которая не демонстрирует действия или зрелища. Философ Бодрийяр писал, что обман зрения – это симуляция другого измерения, деструктивный элемент, которые рушит реальность, очевидность.
Особенности техники
До 20 века художники использовали краски и стены или полотно для создания обмана зрения. У современных живописцев есть обширный арсенал средств, чтобы создавать гиперреалистичные оптические иллюзии:
Традиционная объемная роспись
Техника сложная, требующая тонкой работы с светом и цветом, детальной прорисовки.
Постеры
Специальные наклейки: изображения книг, дыр, декоративных деталей, растений и животных представлены современными наклейками на стены, потолок, мебель.
Фотообои
Трехмерные картины с эффектом отражения света. Бывают панорамные и обычные картины в разных жанрах. Иллюзия, созданная при помощи фотообоев, позволяет визуально расширить помещение, подчеркнуть особенности дизайна интерьера.
Значение
Обманка – специальная техника, используемая для создания иллюзии в помещениях или за их пределами. Современные уличные художники активно применяют эффект иллюзии для росписи стен зданий, дизайнеры используют обманки для маскировки дефектов в зале, комнате. Техника активно развивается в скульптуре, архитектуре, живописи.
Картины-обманки: : storm100 — LiveJournal
Как на протяжении столетий художники запутывали зрителейОптические иллюзии – явление не новое, первыми «иллюзионистами» были еще античные творцы. С развитием живописи совершенствовалось и мастерство художников в деле создания картин-обманок – поначалу сбивающих с толку, всегда завораживающих и запоминающихся.
Фальшивые занавески, фрукты и атриумы
Сейчас уже невозможно определить, кто из древних художников догадался о возможностях, которые открывает изображение на плоской поверхности объемного предмета. Но и греки, и римляне использовали рисунки на стенах для того, чтобы визуально увеличить помещение, сделать его светлее, просторнее, красивее — так появлялись фальшивые окна, двери, атриумы. Находки в Помпеях и Геркулануме — древнеримских городах, где сохранилось большинство фресок античности, — показывают, что уже в те времена картины-иллюзии пользовались популярностью.
Древнеримская фреска, г. Геркуланум
Древнеримская фреска, вилла Поппеа
Уровень исполнения картин-обманок иллюстрирует спор, который однажды заключили между собой древнегреческие художники Зевксис и Паррасий. Мастера взялись создать образы, которые не отличишь от реальных предметов. Зевксис изобразил виноград – да так достоверно, что на картину тотчас же слетелись окрестные птицы. Довольный своим мастерством, он предложил и Паррасию откинуть с его работы смятую изорванную занавеску, чтобы можно было оценить картину. Однако тот признался, что занавеска — лишь изображение.
Древнеримская фреска из г. Помпеи
От художников Средних веков, строго следовавших канонам в изобразительном искусстве, подобных экспериментов ожидать не приходилось, но с приходом Ренессанса продолжились начатые в античности исследования законов перспективы и светотени – в том числе и для того, чтобы удивлять и запутывать зрителя.
Барокко и тромплей
Особый размах приобрело развитие «обманных» изображений в Италии и Франции периода барокко (XVII — XVIII вв.). Архитектурное и живописное пространство возводимых в это время зданий сливались в единое целое, новая реальность возникала буквально из пустоты – неудивительно, что эта техника была так интересна человеку Возрождения. Как и в период античного искусства, одной из главных целей создания таких иллюзий было стремление визуально расширить помещение, создать впечатление, что своды выше, а сам интерьер – объемнее и воздушнее.
А. Мантенья. Фреска Капеллы дельи Споси
Одним из первых мастеров, кто использовал эту идею в своей работе, стал Андреа Мантенья. Прием, при котором достигался эффект вытягивания пространства вверх, получил название di sotto in su (с итальянского – «снизу вверх»). Ярким примером иллюзии, искажающей представление о реальных пропорциях и положении элементов здания стала роспись купола в Церкви иезуитов в Вене. В реальности своды имеют совсем небольшой изгиб, но благодаря совершенному применению законов перспективы купол кажется массивным конструктивным элементом храма.
Плафон Церкви иезуитов в Вене, автор — Андреа Поццо
Во времена барокко появляется и термин, который затем будут использовать как наименование живописных «обманок» — тромплей (trompe l’oeil в переводе с французского – «обмани глаз»). Тромплей стал одним из главных развлечений при декоре и отделке дворцов и замков, а за ними – и домов горожан, любящих искусство и желающих удивлять.
С. ван Хогстратен «Мужчина в окне»
Обманки в домах и на домах обычных горожан
Один из самых простых и распространенных способов ввести зрителя в заблуждение заключался в изображении фальшивой рамы – к этому приему стали прибегать и нидерландские художники. Именно в этой части Европы иллюзорная живопись приобрела особую популярность. Голландские домовладельцы любили обустраивать и украшать свои жилища, а главное — могли себе это позволить, а потому спрос на работы мастеров живописи порождал большое количество произведений, среди которых встречались настоящие шедевры.
К.Н. Гийсбрехтс «Тромплей»
У.М. Харнетт «Старина»
Придать написанному на плоском холсте предмету иллюзию объемности, трехмерности, тем самым запутав на некоторое время смотрящих на картину людей, стало на долгое время модным направлением в изобразительном искусстве XVII века и развлечением ценителей живописи. Среди тех, кто достиг в искусстве создания картин-обманок особых высот, были Самуэль ван Хогстратен, ученик самого Рембрандта, Корнелиус Норбертус Гийсбрехтс, позже в Англии – Иоганн Генрих Фюссли.
И.Г. Фюссли «Обманка»
Ф. де ля Мотт «Обманка с картиной, гравюрой и инструментами художника»
Во Франции такую технику развивал Франсуа де ла Мотт. В Российской империи своей реалистичностью и тщательностью исполнения привлекали внимание работы художника Федора Петровича Толстого.
Ф. Толстой «Ветка винограда»
Помимо картин-обманок в интерьерах часто встречались и фигуры-обманки – их устанавливали в комнатах, в залах, в саду для того, чтобы «оживить» обстановку и удивить гостей. Такие доски-манекены изготавливались путем рисования на деревянной панели фигур людей, после чего изображение вырезали и устанавливали вертикально на подставки. Популярность на подобные украшения интерьера в Европе приносила художникам того времени неплохой доход.
Фигура-обманка XVII в.
В интерьерах часто можно было встретить и натюрморты — но выполненные с тем расчетом, что зрителю предметы на холсте покажутся не изображенными, а реальными и каким-то образом закрепленными.
Изображенная на двери скрипка в поместье Чатсуорт-хаус, Дербишир, Англия
В современном мире тромплей не сдает позиции, смещая акцент с интерьеров на уличную роспись – и удивляя, таким образом, значительно большее число зрителей.
Уличная роспись во Франции
Современный тромплей — уличная роспись
Картины-обманки – возможно, один из результатов исследования возможностей живописи и искусства в целом – попытка стереть грань между реальностью и иллюзией, продолжить видимый мир за гранью его существования, создать новое измерение, проводником в которое становится искусство.
Автор: kulturologia
Обманки в живописи: как на протяжении веков художники запутывали зрителей.
1
0
1
0
0
1,146
просмотров
Оптические иллюзии – явление не новое, первыми «иллюзионистами» были еще античные творцы. С развитием живописи совершенствовалось и мастерство художников в деле создания картин-обманок – поначалу сбивающих с толку, всегда завораживающих и запоминающихся.
Фальшивые занавески, фрукты и атриумы
Сейчас уже невозможно определить, кто из древних художников догадался о возможностях, которые открывает изображение на плоской поверхности объемного предмета. Но и греки, и римляне использовали рисунки на стенах для того, чтобы визуально увеличить помещение, сделать его светлее, просторнее, красивее — так появлялись фальшивые окна, двери, атриумы. Находки в Помпеях и Геркулануме — древнеримских городах, где сохранилось большинство фресок античности, — показывают, что уже в те времена картины-иллюзии пользовались популярностью.
Древнеримская фреска, г. Геркуланум Древнеримская фреска, вилла ПоппеаУровень исполнения картин-обманок иллюстрирует спор, который однажды заключили между собой древнегреческие художники Зевксис и Паррасий. Мастера взялись создать образы, которые не отличишь от реальных предметов. Зевксис изобразил виноград – да так достоверно, что на картину тотчас же слетелись окрестные птицы. Довольный своим мастерством, он предложил и Паррасию откинуть с его работы смятую изорванную занавеску, чтобы можно было оценить картину. Однако тот признался, что занавеска — лишь изображение.
Древнеримская фреска из г. ПомпеиОт художников Средних веков, строго следовавших канонам в изобразительном искусстве, подобных экспериментов ожидать не приходилось, но с приходом Ренессанса продолжились начатые в античности исследования законов перспективы и светотени – в том числе и для того, чтобы удивлять и запутывать зрителя.
Барокко и тромплей
Особый размах приобрело развитие «обманных» изображений в Италии и Франции периода барокко (XVII — XVIII вв.). Архитектурное и живописное пространство возводимых в это время зданий сливались в единое целое, новая реальность возникала буквально из пустоты – неудивительно, что эта техника была так интересна человеку Возрождения. Как и в период античного искусства, одной из главных целей создания таких иллюзий было стремление визуально расширить помещение, создать впечатление, что своды выше, а сам интерьер – объемнее и воздушнее.
А. Мантенья. Фреска Капеллы дельи СпосиОдним из первых мастеров, кто использовал эту идею в своей работе, стал Андреа Мантенья. Прием, при котором достигался эффект вытягивания пространства вверх, получил название di sotto in su (с итальянского – «снизу вверх»). Ярким примером иллюзии, искажающей представление о реальных пропорциях и положении элементов здания стала роспись купола в Церкви иезуитов в Вене. В реальности своды имеют совсем небольшой изгиб, но благодаря совершенному применению законов перспективы купол кажется массивным конструктивным элементом храма.
Плафон Церкви иезуитов в Вене, автор — Андреа ПоццоВо времена барокко появляется и термин, который затем будут использовать как наименование живописных «обманок» — тромплей (trompe l’oeil в переводе с французского – «обмани глаз»). Тромплей стал одним из главных развлечений при декоре и отделке дворцов и замков, а за ними – и домов горожан, любящих искусство и желающих удивлять.
С. ван Хогстратен «Мужчина в окне»Обманки в домах и на домах обычных горожан
Один из самых простых и распространенных способов ввести зрителя в заблуждение заключался в изображении фальшивой рамы – к этому приему стали прибегать и нидерландские художники. Именно в этой части Европы иллюзорная живопись приобрела особую популярность. Голландские домовладельцы любили обустраивать и украшать свои жилища, а главное — могли себе это позволить, а потому спрос на работы мастеров живописи порождал большое количество произведений, среди которых встречались настоящие шедевры.
К.Н. Гийсбрехтс «Тромплей» У.М. Харнетт «Старина»Придать написанному на плоском холсте предмету иллюзию объемности, трехмерности, тем самым запутав на некоторое время смотрящих на картину людей, стало на долгое время модным направлением в изобразительном искусстве XVII века и развлечением ценителей живописи. Среди тех, кто достиг в искусстве создания картин-обманок особых высот, были Самуэль ван Хогстратен, ученик самого Рембрандта, Корнелиус Норбертус Гийсбрехтс, позже в Англии – Иоганн Генрих Фюссли.
И.Г. Фюссли «Обманка» Ф. де ля Мотт «Обманка с картиной, гравюрой и инструментами художника»Во Франции такую технику развивал Франсуа де ла Мотт. В Российской империи своей реалистичностью и тщательностью исполнения привлекали внимание работы художника Федора Петровича Толстого.
Ф. Толстой «Ветка винограда»Помимо картин-обманок в интерьерах часто встречались и фигуры-обманки – их устанавливали в комнатах, в залах, в саду для того, чтобы «оживить» обстановку и удивить гостей. Такие доски-манекены изготавливались путем рисования на деревянной панели фигур людей, после чего изображение вырезали и устанавливали вертикально на подставки. Популярность на подобные украшения интерьера в Европе приносила художникам того времени неплохой доход.
Фигура-обманка XVII в.В интерьерах часто можно было встретить и натюрморты — но выполненные с тем расчетом, что зрителю предметы на холсте покажутся не изображенными, а реальными и каким-то образом закрепленными.
Изображенная на двери скрипка в поместье Чатсуорт-хаус, Дербишир, АнглияВ современном мире тромплей не сдает позиции, смещая акцент с интерьеров на уличную роспись – и удивляя, таким образом, значительно большее число зрителей.
Уличная роспись во Франции Современный тромплей — уличная росписьКартины-обманки – возможно, один из результатов исследования возможностей живописи и искусства в целом – попытка стереть грань между реальностью и иллюзией, продолжить видимый мир за гранью его существования, создать новое измерение, проводником в которое становится искусство.
Тромплей — это… Что такое Тромплей?
Убегая от критики, Пер Боррель дель Касо, 1874Тромплей (фр. trompe-l’œil, «обман зрения») — это технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.
Тромплей в античный период
Этот приём использовался уже в Древней Греции и Древнем Риме. Типичный пример античного тромплея — настенное изображение окна, двери или атриума для создания ложного эффекта того, что комната больше, чем она есть.
В одной из популярных древнегреческих историй рассказывается о споре между известными художниками. Зевксис создавал настолько реальные и убедительные картины, что птицы прилетали и клевали нарисованный виноград. Зевксис спросил своего соперника Парразия (Parrhasius), можно ли ему скинуть изорванную в лохмотья штору с картины, чтобы оценить её. Но обнаружил, что эта штора нарисована. Так Зевксис вводил в заблуждение птиц, а Парразий ввёл в заблуждение Зевксиса.
Тромплей в период Ренессанса
С пониманием законов перспективы итальянские живописцы позднего кватроченто, как Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли, начали рисовать стены и своды, в основном фрески, с использованием законов перспективы для создания эффекта увеличения пространства. Этот тип тромплея известен как di sotto in sù, снизу вверх в переводе с итальянского.
Тромплей после Ренессанса
Купол Иезуитской церкви в Вене работы художника Андреа Поццо (1703)Законы перспективы XVII века, более полно интегрируемые в архитектурную иллюзию и использовавшиеся художниками для того, чтобы «открыть» пространство стены или свода, получили название quadratura. Один из превосходных примеров архитектурного тромплея представляет собой купол Иезуитской церкви в Вене художника Андреа Поццо, который хотя лишь слегка изогнут, но создаёт впечатление реального архитектурного сооружения.
Применение тромплея в различных сферах
Тромплей используется создателями фильмов для съёмки сложных сцен. Для этого часть сцены рисуется на стекле, которое помещается перед камерой во время съёмки сцены. Этот способ использовался при съёмке ранних фильмов серии Звёздных войн.
Также тромплей используется для создания трёхмерных татуировок и рисунков в стиле боди-арт.
Тромплей получил распространение среди художников, рисующих на асфальте.
Примеры тромплея в скульптуре
-
Мраморный бюст с прозрачной вуалью, ХХ век, Музей Бэнкфилда
-
Этот эффект не пропадает под любым углом и на любом расстоянии.
-
Современный тромплей, фонтан-мозаика в форме ковра
Примеры настенного тромплея
Ссылки
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 15 мая 2011. |