Треугольное здание в нью йорке: Флэтайрон-билдинг — Википедия – Флэтайрон-билдинг (Flatiron Building) — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Флэтайрон-билдинг — Википедия

Флэ́та́йрон-би́лдинг (англ. Flatiron Building; дословно — «здание-утюг») — 22-этажный[1][# 1]небоскрёб на Манхэттене, в Нью-Йорке, расположенный на месте соединения Бродвея, Пятой авеню и восточной 23-й улицы. Своё название здание получило из-за формы, напоминающей утюг. В свою очередь, в честь небоскрёба был назван квартал, в котором он расположен.

Сегодня Флэтайрон-билдинг — национальная достопримечательность[6] и один из символов «Большого яблока».

Дом Камберленд и прилегающие строения. Видна реклама на северной стене здания

При прокладке Пятой авеню между 23-й улицей и Бродвеем образовался треугольный участок с основанием длиной в 26 метров на 22-й улице и с вершиной на 23-й улице. На этом месте прежде находилась четырёхэтажная гостиница Сен-Жермен (англ. St. Germaine) 1855 года постройки[7].

В 1857 году участок и прилегающие к нему территории были выкуплены торговцем Эймосом Эно[en]

. Напротив участка, между 23-й и 24-й улицами, в 1859 году он возвёл фешенебельный Отель Пятой авеню[en]. В 1880 году Эно снёс гостиницу Сен-Жермен и построил на его месте семиэтажный многоквартирный дом Камберленд (англ. the Cumberland) и ещё четыре трёхэтажных здания. В них в разные годы находились различные заведения вроде стоматологии и чулочного магазина. На углу находилась касса Железной дороги Эри[en][8].

Превышение Камберленда относительно соседней застройки позволило использовать его северную стену для рекламных вывесок. Этим пользовались городские газеты, включая The New York Times и New York Tribune. Со временем на стене начали выводить важные новости, в том числе о результатах выборов, что сделало «треугольник» одним из центров общественной жизни Нью-Йорка[8].

После смерти Эно, наступившей в 1898 году, участок был выставлен на аукцион. По прошествии нескольких перепродаж он был выкуплен Гарри Блэком, управляющим компании-застройщика «Фуллер». Здесь было решено построить штаб-квартиру компании и назвать её «Фуллер-билдинг» в честь основателя Джорджа Фуллера

[en], скончавшегося в декабре 1900 года[9][8].

В октябре 1871 года бо́льшая часть зданий Чикаго погибла в «великом пожаре». Многие высотные строения были уничтожены: под действием сверхвысоких температур каменная кладка осыпалась, а стальные балки погнулись[10]. Хотя пожар и послужил катализатором к новой застройке и сопутствующему экономическому росту города, в 1892 году городские власти Чикаго ввели ограничение на максимально допустимую высоту зданий[11]. В том же году была внесена поправка и в градостроительный кодекс Нью-Йорка. Она, напротив, отменяла противопожарные требования к использованию каменной кладки при строительстве зданий со стальным каркасом. Это значительно упрощало строительство небоскрёбов[10].

Авторами проекта выступили чикагские архитекторы Дэниел Бернем и Фредерик Динкелберг

[en][12]. Они воплотили в небоскрёбе многие характерные черты чикагского стиля[3][13].

Небоскрёб на разных стадиях строительства

Работы по возведению небоскрёба были начаты в середине 1901 года. Стальные балки для него изготовляла компания American Bridge Company. При этом процесс был организован таким образом, что многие элементы конструкции собирались ещё непосредственно на заводе-изготовителе[14]. В итоге рост здания составлял один этаж в неделю. К февралю 1902 года каркас Флэтайрона был готов, а к середине мая он уже был наполовину облицован. Полностью строительство было завершено в июне 1902 года, спустя всего год после начала[10]. На момент постройки Флэтайрон-билдинг стал одним из самых высоких зданий в Нью-Йорке[15].

Хотя изначально небоскрёбу было дано официальное имя «Фуллер-билдинг», оно не прижилось. Здание, как и участок, вызывало у горожан устойчивые ассоциации с утюгом (англ. flat-iron), что в итоге и дало небоскрёбу его нынешнее название

[10].

В том же году компания «Фуллер» вошла в конгломерат «U.S. Realty» общей стоимостью 66 миллионов долларов[16]. Со временем дела у новообразованной компании стали идти не очень удачно, и в октябре 1925 года Блэк был вынужден продать небоскрёб. Покупателем выступил Льюис Розенбаум, еврейский инвестор из Венгрии. Стоимость сделки составила 2 миллиона долларов — столько же, сколько ушло на покупку участка, где стоит Флэтайрон, и его возведение[17]. В 1933 году, во время Великой депрессии, разорился сам Розенбаум. Небоскрёб перешёл в собственность арендующей его страховой компании Equitable Life Insurance Company[en].

В 1946 году Флэтайрон выкупила группа инвесторов, среди которых был Гарри Хелмсли[en]. Спустя шесть лет, в 1952 году, входы со стороны Пятой авеню и Бродвея были реконструированы. Место дверей, отделанных красным деревом, заняли невзрачные «вертушки» из стали и стекла, установленные и поныне. В 1991 году фасад здания был отреставрирован компанией Hurley & Farinella

[18]. Спустя 6 лет, в 1997 году, состоялась сделка по продаже здания компании Newmark Grubb Knight Frank[en][19].

В начале 2009 года итальянская корпорация Sorgente Group[en] приобрела половину помещений небоскрёба. Сумма сделки составила около 190 миллионов долларов. Тогда же корпорация сообщила о планах увеличивать со временем свою долю, выкупая офисные помещения после окончания срока аренды текущих арендаторов. Согласно планам компании, Флэтайрон будет преобразован из офисного здания в фешенебельный отель[20].

Отзывы[править | править код]

«Океанский пароход, тянущий на буксире Бродвей». 1925 год

«Утюг» получил смешанные отзывы от современников. Неприятие новых веяний в градостроительстве исходило большей частью от европейцев[21]. Так, английский художник Филип Берн-Джонс

[en] обозвал его «необозримым кошмаром» (англ. vast horror), у Герберта Уэллса небоскрёб оставил впечатление «огромной незавершённости» (англ. immense incompleteness), а французский романист Пьер Лоти посетовал на то, что к подобным «мрачным гигантам, <…> растущим всё выше и выше; ужасающим и невероятным», будет сложно привыкнуть. Нелестно отозвался о небоскрёбе и в целом о Нью-Йорке и Максим Горький, приехавший сюда в 1906 году:

Это — город, это — Нью-Йорк. На берегу стоят двадцатиэтажные дома, безмолвные и темные «скребницы неба». Квадратные, лишенные желания быть красивыми, тупые, тяжелые здания поднимаются вверх угрюмо и скучно. В каждом доме чувствуется надменная кичливость своею высотой, своим уродством[22].

С другой стороны, американский журналист Джон Корбин[en] разглядел в небоскрёбе, доминирующем над Мэдисон-сквером, «океанский пароход, тянущий на буксире Бродвей»

. Французский иллюстратор Шарль Юар[fr] нашёл его «безграничный силуэт» совершенно будоражащим; аналогичные чувства здание, как и архитектура города, вызвала у выдающегося композитора Сен-Санса, посетившего Нью-Йорк в 1906 году[23].

Арендаторы[править | править код]

В первые годы на 19 этаже находился центральный офис компании «Фуллер». Впоследствии он переехал в другой небоскрёб, принадлежащий компании — Фуллер-билдинг на 57-й улице[24].

В здании также располагалось консульство Российской империи, а с 1914 по 1918 год — русские военные заготовительные комиссии, отвечавшие за обширные оборонные закупки России в США в годы Первой мировой войны[25][26]. Также помещения арендовали редакция журнала American Architect and Building News издателя Фрэнка Манси, страховая компания Equitable Life Assurance Society и другие[10]. На углу находились магазины табачной корпорации United Cigar Stores

[en], а на цокольном этаже — фешенебельный ресторан на 1500 персон[27].

По состоянию на 2010 год первые этажи небоскрёба по-прежнему занимали магазины, а основными арендаторами офисных помещений были различные издательства[28].

Вид из офиса на углу здания

Орнамент небоскрёба выполнен в основном в стиле итальянского ренессанса. В оформлении колонн в самой узкой части Флэтайрона, ориентированной на север, прослеживается французский ренессанс. Для украшения фронтона, а также в основании фасада использованы греческие колонны, состоящие из основания, ствола и капители. В отделке арок и колонн применены камень и терракота, основного фасада — неяркий кирпич и та же терракота; в нижней части здания — обтёсанный тёмно-жёлтый известняк[29]. Оконные рамы сделаны из огнеупорного дерева, облицованного медью

[30].

В целом стиль здания, сочетающий в себе несколько классических направлений, характеризуется как бозар[31].

«23-скиду»[править | править код]

Вследствие уникального расположения Флэтайрона на пересечении основных магистралей напротив Мэдисон-сквера, на 23-й улице около небоскрёба возникает заметный аэродинамический эффект. В начале XX столетия это место притягивало многих мужчин, заглядывавшихся на развевающиеся юбки горожанок и то, что оголяет ветер под ними. Этот «флэтайронский» эффект нашёл отражение во многих почтовых карточках и иллюстрациях того времени. Кроме того, с тех лет в обиход вошла фраза «23-скиду» (англ. 23 skidoo; дословно — «23 — делай ноги»), которой полицейские разгоняли тогдашних зевак[32][33].

  1. ↑ По другим данным — 20-[2] или 21-этажный[3][4][5]
  1. ↑ The Encyclopedia of New York City, 2010, p. 458.
  2. ↑ Guide to New York City Landmarks, 2008, p. 77.
  3. 1 2 Блохина, 2016, p. 358.
  4. ↑ New York City Guide, 1939, p. 204.
  5. ↑ Alexiou, 2010, p. 202.
  6. ↑ National Historic Landmarks Program (NHL):Flatiron Building (англ.). nps.gov. Дата обращения 12 ноября 2016. Архивировано 20 июня 2015 года.
  7. ↑ Fifth Avenue: glances at the vicissitudes and romance of a world renowned thoroughfare, together with many rare illustrations that bring back an interesting past : [англ.] // Fifth Avenue Bank of New York. — 1915. — P. 26.
  8. 1 2 3 Alexiou, 2010, pp. 26-29.
  9. ↑ J. W. Gates In Real Estate (англ.). The New York Times (9 August 1902). Дата обращения 4 ноября 2016.
  10. 1 2 3
    4
    5 Treasures of New York: The Flatiron Building (англ.). WLIW (23 April 2014). Дата обращения 12 ноября 2016.
  11. ↑ FRAME STRUCTURES AND HIGH BUILDINGS (англ.). Chicago Tribune (27 March 1892). Дата обращения 12 ноября 2016.
  12. ↑ Alexiou, 2010, p. 48.
  13. John Zukowsky, Pauline Saliga. Late Works by Burnham and Sullivan : [англ.] // Art Institute of Chicago Museum Studies. — 1984. — Т. 11, № 1. — P. 70-79. — DOI:10.2307/4115889.
  14. ↑ Alexiou, 2010, p. 94.
  15. ↑ AIA Guide to New York City, 2010, p. 237.
  16. ↑ Alexiou, 2010, p. 113.
  17. ↑ Alexiou, 2010, p. 245.
  18. ↑ AIA Guide to New York City, 2010, pp. 237-238.
  19. ↑ Alexiou, 2010, p. 264-272.
  20. Jason Sheftell. Italian real estate investor buys stake in Flatiron building, eyes hotel (англ.). NY Daily News (26 January 2009). Дата обращения 12 ноября 2016.
  21. ↑ Allen, 1995, p. 131.
  22. Максим Горький. «Город жёлтого дьявола». — Рассказы. Очерки. Воспоминания. Пьесы. — М.: Художественная литература, 1975.
  23. Bayrd Still. Mirror for Gotham: New York as Seen by Contemporaries from Dutch Days to the Present. — N. Y., 1956. — P. 258-259. — 478 p.
  24. Christopher Gray. Streetscapes/Fuller Building; Art Deco Delight Seeks to Recapture Its Past Glory (англ.). The New York Times (11 June 1995). Дата обращения 12 ноября 2016.
  25. Гайдук М. И. «Утюг»: Материалы и факты о заготовительной деятельности русских военных комиссий в Америке. — Нью-Йорк, 1918. — С. 6. — 144 с.
  26. Rielage, Dale C. Russian Supply Efforts in America During the First World War. — McFarland. — Jefferson, NC, 2002. — 164 p. — ISBN 0786413379.
  27. ↑ Alexiou, 2010, pp. 133-141.
  28. ↑ Flatiron Building — Facts & Summary (англ.). history.com (2010). Дата обращения 29 января 2010.
  29. ↑ Джонс, 2012, с. 104-106.
  30. ↑ Alexiou, 2010, p. 81.
  31. Edmund Vincent Gillon, Henry Hope Reed. Beaux-arts Architecture in New York: A Photographic Guide. — Dover books on architecture. — Courier Corporation. — P. 33-34. — 86 p. — ISBN 0486256987.
  32. Andrew S. Dolkart. The Architecture and Development of New York City (англ.). The Architecture and Development of New York City. Дата обращения 12 ноября 2016.
  33. ↑ Alexiou, 2010, pp. 149-150.
  • Блохина И. В. Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей. — Litres, 2016. — 400 с. — ISBN 5457628736.
  • Джонс У. Как читать Нью-Йорк. Интенсивный курс по архитектуре Нью-Йорка. — Рипол Классик, 2012. — 256 с. — ISBN 5386047965.
  • Alexiou A. S. The Flatiron: The New York Landmark and the Incomparable City That Arose with It. — Macmillan, 2010. — 320 с. — ISBN 1429923873.
  • Allen I. L. The City in Slang: New York Life and Popular Speech. — Oxford University Press, 1995. — 572 p. — ISBN 0195357760.
  • Dolkart A. Flatiron Building // Guide to New York City Landmarks / Matthew A. Postal, New York Landmarks Preservation Commission. — N. Y.: John Wiley & Sons, 2008. — P. 77-79. — 451 p. — ISBN 0470289635.
  • Federal Writers’ Project. Madison Square District // New York City Guide: A Comprehensive Guide to the Five Boroughs of the Metropolis: Manhattan, Brooklyn, the Bronx, Queens, and Richmond. — N. Y.: Random House, 1939. — 708 p. — ISBN 1603540555.
  • Scheiner S. M., Piscina S. Flatiron Building // The Encyclopedia of New York City / Kenneth T. Jackson, Lisa Keller, Nancy Flood. — 2. — Yale University Press, 2010. — 1584 p. — ISBN 0300182570.
  • White N., Willensky E., Leadon F. New York State Pavilion // AIA Guide to New York City. — 5. — Oxford University Press, 2010. — 1088 p. — ISBN 0199758646.

Флэтайрон-билдинг (Flatiron Building) — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Паровое судно, океанский лайнер был наиболее мощной метафорой начала XX века. Морской, флотский дизайн требовал подчинения формы и внутреннего пространства объекта, исключительно сообразуясь с его функциональным назначением. И это не случайное совпадение, то, что здание Flatiron (Утюг) чрезвычайно напоминает сделанный из камня пароход.

История возведения этого оригинального здания берет начало в самом начале века — 1901-1902 гг. Автор сего примечательного строения — Дэниэл Бернхэм (Daniel Burnham). Кстати, Флэтайрон-билдинг было одним из первых многоэтажных строений, конструкции которого крепились на каркас из стальных балок. Высота небоскреба — 94 метра, на которых разместился 21 этаж. Вообще же, идея треугольных небоскребов, стоящих на пересечении улиц, уже была ранее реализована в Филадельфии, и здание также получило название ‘Утюг’; а следом появились канадский треугольный небоскреб в Торонто, аналогичное здание в Ливерпуле, затем — в Коннектикуте. Так, можно уверенно сказать, что ‘Утюг’ как часть городского пейзажа был в конце позапрошлого века довольно модным.

Американский фотограф-модернист Альфред Стиглиц (Alfred Stieglitz [1864 -1946]), показавший на своих снимках наиболее известные образы здания Флэтайрон, невесомо плывущего над снегом Мэдисон Сквер парка, писал: «Здание как будто двигалось на меня, подобно носу огромного океанского парохода. Это как бы картина новой Америки в процессе её создания». С его волнистой терракотовой отделкой, Флэтайрон, и действительно, как будто выплывает из классического прошлого в грядущую эпоху, эпоху стального небоскрёба. Прекрасный образец небоскрёба, подобно двуликому Янусу, смотрящего назад в прошлое, но, одновременно и предвосхищающего будущее.


На момент постройки здание явилось одним из самых высоких строений в Нью-Йорке, а его первоначальным названием стало Fuller Building (Здание Фуллера), и лишь в 30-х годах прошлого века оно получило нынешнее название. Шли годы, обстановка (и, особенно — высота) в городе менялась, и сегодня высота Флэтайрон-билдинг, конечно, уже никого не может удивить, однако, здание по-прежнему остается самой примечательной частью городского пейзажа.

Примечательно, что, глядя на сохранившиеся фотографии строительства небоскреба Флэтайрон-билдинг, можно заметить довольно интересную деталь — дело в том, что строители начала века имели довольно оригинальные представления о технике безопасности, не пользовались страховками и выполняли совершенно безумные трюки на верхних этажах.
Флэтайрон-билдинг — неизменная и обязательная деталь городского пейзажа Нью-Йорка, предмет гордости горожан и восхищения туристов.



Первоначально построенное, как штаб-квартира строительной компании Джорджа А. Фуллера (George A. Fuller), здание только в течение короткого срока называлось зданием Фуллера (Fuller Building). Довольно скоро, благодаря своей характерной форме, оно получило прозвище Утюг (Flatiron). Компания Фуллера построила многие известные здания в Нью-Йорке, такие, как вокзал Пенсильвания, отель Плаза, а после Второй Мировой войны, Lever House (1952) и Seagram Building (1958), ставшими, между прочим, одними из первых небоскрёбов со сплошным остеклением фасада. А 21-этажное здание Flatiron, 307 футов (93, 6 м) высотой, было на момент окончания строительства, самым высоким к северу от Уолл-Стрит.

Весьма распространена ошибка, повторяемая во многих источниках, говорящих о том, что небоскрёб Утюг был в то время самым первым зданием со стальным каркасом или самым высоким зданием в мире. Однако, это не так. Например, здание Парк Роу было возведено в 1899 году с применением той же технологии и было более высоким.




Фуллер правильно заметил, что Flatiron датирован эпохой, когда «архитекторы всё ещё притворялись, что не существует стали». Но Чикагская архитектурная фирма Дэниэла Х. Бёрнхэма (Daniel H. Burnham) была уже на один шаг впереди других. Бёрнхэм максимально использовал дельтовидный участок для возведения небоскрёба как свободностоящего скульптурного объекта. Но любой созерцатель этого объекта интуитивно чувствует, что стены здания вроде как тонковаты для того, чтобы выдержать его вес. Случайный пешеход помимо собственной воли будет сметён в водоворот движения на острие этой шестифутовой вершины в пересечении Бродвея и Пятой Авеню. Чрезвычайно узкий угол как будто сжимает пространство, заставляя зрителя посмотреть вверх в поисках потерявшегося объёма здания, усиливая для себя ощущение его безграничной высоты.

Иногда называемые «Барокко Бёрнхэма», как будто подёрнутые мелкой рябью, терракотовые стены украшены объёмными изображениями львиных голов, венков и масок. Несомненно, в этом ощущается связь с классическим наследием архитектуры прошлых веков. На уровне четвёртого этажа изображения овальных венков чередуются с таинственными древнегреческими женскими масками. Терракотовые облицовочные блоки украшены глубоким рельефным орнаментом, создающим витиеватую игру света и тени по всей поверхности здания. Глубоко утопленные окна выглядят как тёмные пустоты на поверхности стен.


Выступающие из стен на высоту восьми этажей, выпуклости, относительно редко встречающиеся в Нью-Йоркских офисных зданиях, более характерные для небоскрёбов Чикаго, таких, как Fisher Building, построенный Бёрнхэмом в 1896 году, придают фасаду ритмичность струящейся волны. Терракотовые блоки имеют чёткие горизонтальные границы, усиливая ощущение множества слоёв, расположенных один поверх другого.

Флэтайрон является одной из наиболее ярких реализаций высотного здания в виде классической колонны с чётко выделенным основанием, правильно оформленным стволом и орнаментальным завершением в верхней части. Основание, которым могут считаться нижние четыре или пять этажей (из-за того, что первый этаж имеет двойную высоту) отличается массивным рельефом крупных блоков известнякового облицовочного камня. Бёрнхэм оснастил верхнюю часть здания массивным, нависающим зубчатым карнизом. Тот факт, что с определённых углов зрения здание видится как колонна, является удивительной буквальной демонстрацией эссенции свободно стоящей башни.

Форма колонны была результатом для небоскрёба такой высоты, но для высот в 30-40 этажей, которых вскоре достигли здания в Нью-Йорке, тяжёлый классический карниз казался довольно нелепым. Однако Флэтайрон является вполне современным объектом в том смысле, что он требует от смотрящего на него завершения общей картины, поскольку не существует единственного образа этого здания. Его образ зависит от точки обзора, в которой находится наблюдатель в данный момент. Задрав голову вверх, можно увидеть летящий в небе клин, вблизи здание кажется головокружительной стеной, похоже, толщиной своей не превышающее колонну. Сбоку, 190-футовый (58 м) фасад, обращённый к Бродвею, напоминает палаццо почти невообразимой высоты. Массивная стена заостряется подобно носу корабля. Образ здания не постоянен, он резонирует между статикой и движением, даёт ощущение динамизма, предвосхищая собой весь динамичный XX век.


Клкикабельно 2000 рх

После окончания строительства прошло 10 лет. На улицах все еще много конных повозок, все еще мало автомобилей, но обратите внимание — из за Флэтайрона по 22ой улице выезжает настоящий даблдеккер.

Для фанатов Джека Финни напомню — 1912г. — это время действия «Меж трех времен». Ключевая сцена книги — Сай Морли присутствует при встрече «Тедди» Рузвельта с его таинственным посланником в Европе в окрестностях Флэтайрон билдинг. Для того , чтобы остаться незамеченным, Сай залазит на карниз над вторым этажом. Вот кусок текста, описывающий как он это сделал.

Поднявшись со скамейки ( в сквере — см. в левом нижнем углу снимка), я вновь пересек Бродвей и остановился возле «Флэтирон-билдинг». Что дальше? Я много раз проходил мимо этого здания, но лишь сейчас, подойдя совсем близко, присмотрелся к нему как следует и заметил, что его стены сложены из больших каменных блоков, между которыми выдолблены борозды. Я вцепился пальцами в борозду на уровне плеч, поставил правый ботинок боком на первую от тротуара борозду, выпрямил колено — и так стоял, повиснув на стене здания в десяти дюймах над тротуаром. А потом понял, что должен сделать это снова, немедленно, сейчас, не задумываясь, иначе вообще никогда на это не решусь.
Одной, затем другой рукой я дотянулся до следующей борозды, переставил выше носок левой ноги, выпрямил колени. И тотчас же проделал это снова и снова. Грубо отесанный камень царапал мою одежду, цеплялся за пуговицы, задевал, холодный на ощупь, щеку.

Растопырясь по-крабьи, я полз все выше и выше по стене «Флэтирон-билдинг», не смея задуматься, отметая прочь все мысли, покуда не ткнулся макушкой в каменный карниз, который тянулся вдоль всего здания. Карниз преградил мне путь, и я висел на стене, отчетливо сознавая, что если свалюсь с этой высоты — примерно тридцать футов, — насмерть, скорее всего, не разобьюсь, хотя кто знает? Но уж наверняка переломаю себе кости, запросто сломаю спину, если падение окажется особенно неудачным, а то и разобью голову — такое тоже возможно. Не думай об этом, сказал я себе, действуй, и все; и я очень осторожно разжал пальцы правой руки, протянул ее вверх, задев костяшками низ каменного уступа; пальцы ощупью проползли по нему и вцепились в его край. Тогда я ухватился за карниз и второй рукой — очень быстро, потому что моим ногам не было никакой опоры, и я едва заметно покачивался, подвешенный над тротуаром; наконец я подтянулся и лег подбородком на карниз. Еще усилие — и я выпрямил руки, перегнулся вперед и сумел лечь на карниз всем телом; ноги, правда, все еще болтались без опоры в воздухе, но теперь я был в безопасности и мог облегченно вздохнуть.
Отдохнув, я подтянул колени, вскарабкался на карниз и уселся на этом любимце мойщиков окон, который тянулся, ни разу не обрываясь, вокруг всего здания.

Несколько мгновений я мысленно поздравлял себя с победой, восседая в темноте на стене «Флэтирон-билдинг», удобно привалившись спиной к тесаному каменному блоку между окнами какой-то конторы — на окнах была надпись, но я, как ни поворачивал голову, не мог ее разобрать.

Если внимательно изучить ФлэтАйрон Билдинг, например с помощью Google Maps, то видно — то что сделе Сай реально но только в двух местах — у входов в здание со стороны 5ой Авеню и Бродвея. Да и то — требуется приличная сила и решительность. Судя по всему и сам автор романа тщательно изучил проблему.



Кликабельно 3000 рх

Флэтайрон — один из самых популярных небоскрёбов в Нью-Йорке, его образ запечатлён на множестве фотографий, во многих фильмах, с ним связано немало интересных историй и событий. Вскоре после завершения его строительства в 1902 году, обнаружилось, что рядом со зданием часто возникают сильные восходящие воздушные потоки, это явление породило то, что потом назвали «23-skidoo». Вообще-то, в ту пору далеко не каждый отваживался прогуливаться рядом со зданием, поскольку, многие опасались, что оно может упасть на них (и их можно понять, учитывая невероятно тонкий острый угол небоскрёба, обращённый к перекрёстку Бродвея и Пятой авеню).

Стены здания украшены объемными венками, львиными головами, всевозможными масками. На уровне 4-го этажа венки перемежаются с изображениями женских древнегреческих масок. Окна утоплены глубоко, и на поверхности стен они выглядят темными пустотами. Горизонтально расположенные блоки создают видимость многослойности здания. Нижние 4-5 этажей служат основанием здания, на котором установлена классическая колонна. Верхняя часть небоскреба украшена довольно массивным зубчатым карнизом.

Сегодня Флэтайрон-билдинг — один из главных символов Нью-Йорка, описанный во множестве литературных произведений, не говоря уже о фильмах и видеоматериалах.

Интересно, что знаменитый Утюг имеет и одну довольно примечательную особенность — образ здания не одинаков и всякий раз зависит от точки обзора, в которой находится наблюдатель в данный момент. Так, задрав голову вверх, можно увидеть некий летящий в небе клин, а вблизи здание кажется головокружительной стеной, при этом его толщина покажется не более колонны. Со стороны Бродвея Утюг напоминает палаццо почти нереальной высоты, а его стена напоминает своим заострением нос корабля. Вообще же, здание это выглядит удивительно динамичным, насколько бы неуместно это ни звучало.

Однако, находились «отважные мужчины», которые буквально «дежурили» рядом с «Утюгом» в ожидании момента, когда воздушным потоком задерёт кверху юбку у кого-нибудь из прогуливающихся поблизости от здания дам, и тогда взору счастливчика откроются прекрасные дамские лодыжки. Вот такие были времена!

Стали возникать даже целые группы таких ценителей женских прелестей. Их-то и прозвали «23-skidoo», по названию улицы, пересекающей Бродвей и Пятое авеню рядом с Флэтайроном. «Skidoo» — это устарелый вариант слова «Scrum!», которое на американском сленге означает «уходить», «сматываться», «проваливать». Именно так, по-видимому, обращались нью-йоркские полисмены к группам зевак мужского пола, слоняющимся поблизости небоскрёба в надежде улицезреть дамские прелести, открытые порывами ветра.

Сейчас Нью-Йорк можно по праву назвать городом небоскребов. Здесь их ровно 140 — зданий  из бетона и стали, разной этажности, разного стиля и назначения, которые рассекают небесную гладь американского «большого яблока».


Кликабельно 2000 рх


Кликабельно 1600 рх

Broadway In Times Square To Become Pedestrian Walkway

cc by-nc-nd Bruno Monginoux www.photo-paysage.com & www.landscape-photo.net

cc by-nc-nd Bruno Monginoux www.photo-paysage.com & www.landscape-photo.net

cc by-nc-nd Bruno Monginoux www.photo-paysage.com & www.landscape-photo.net

Stitched Panorama

Stitched Panorama

Stitched Panorama

А теперь нажимайте на картинки ниже и попадайте прямиком в Нью-Йорк


Еще один из символов Нью Йорка. «Здание-утюг» | Блогер hakuna_matata на сайте SPLETNIK.RU 13 августа 2019

Добрый день, дорогие сплетницы! Продолжим экскурсию по интересным зданиям Нью Йорка. Герой сегодняшнего поста — знаменитый «утюг», он же Flatiron Building. К концу XIX века в Америке начали строить первые высотные здания, невиданные до этого в других странах мира. Лидерами в этом новом архитектурном деле оказались Чикаго и Филадельфия. Но Нью-Йорк тоже не хотел оставаться в стороне и в 1901 году строительная компания «Fuller» решила возвести один из первых в городе небоскрёбов. Его треугольное основание диктовалось очертаниями места, которое был выкуплено для строительства. А ещё — взглядами архитектора Дэниэла Барнэма. Он уже строил высокие дома в Чикаго и решил возвести здание в стиле итальянского неоклассицизма с обилием колонн.

Flatiron Building был построен в 1902 году, на тот момент он считался настоящим небоскребом — целых 22 этажа высотой 87 метров. Треугольник стал наилучшим решением для того, чтобы вписать здание в неудобное для строительства место на пересечении Бродвея и Пятой авеню. Если смотреть на Утюг сверху, то большие стороны небоскреба образуют между с собой угол всего в 25 градусов.

На момент постройки здание явилось одним из самых высоких строений в Нью-Йорке, а его первоначальным названием стало Fuller Building (Здание Фуллера), и лишь в 30-х годах прошлого века оно получило нынешнее название.

Считается, что здание прозвали утюгом из-за его формы. На самом деле это не совсем так. Этот треугольный участок городской земли был известен под кличкой «утюг» еще до начала строительства.

Шли годы, обстановка (и, особенно — высота) в городе менялась, и сегодня высота Flatiron Building, конечно, уже никого не может удивить, однако, здание по-прежнему остается самой примечательной частью городского пейзажа.

При строительстве впервые в мире применили технику «стального каркаса». Многие элементы сваривали заблаговременно, на заводе-изготовителе. Впоследствии их собирали на месте, подобно домику из кубиков. Это обеспечило невиданные по тем временам темпы — один этаж за неделю. Стальной каркас здания возвели всего за полгода, и тут же начали облицовывать его терракотовой плиткой. Оконные рамы сделаны из огнеупорного дерева, облицованного медью. К лету 1902 года здание было сдано в эксплуатацию; его постройка заняла всего один год. 

При немалой высоте он производит впечатление не слишком устойчивого. По-видимому, именно так думали жители Нью-Йорка, наблюдая за возведением здания: горожане полагали, что штормовой ветер непременно повалит строение, и заключали пари – как далеко разлетятся в этом случае обломки. Здание даже именовали «глупость Бернхэма». Однако архитектор предусмотрел в конструкции мощную стальную раму, которая брала на себя любые нагрузки. За время своего существования Flatiron Building выдержал множество штормов и не покачнулся.

Но связь между зданием и сильными ветрами всё же обнаружилась – правда, совсем иного рода. Как выяснилось, сходящиеся под острым углом стены небоскрёба в ветреную погоду действуют подобно аэродинамической трубе, создавая мощные завихрения. Модницам, направлявшимся в магазины «Женской мили» (отрезок Пятой авеню, где в начале века концентрировались модные лавки), было опасно проходить тут: потоки воздуха вздымали у них юбки, молодые люди специально приходили поглазеть на такое зрелище.

                           

Кроме самой формы дома, многие не восприняли и обилие окон на его фасаде, и слишком узкие, треугольные комнаты внутри «носика». Скептики утверждали, что только дурак снимет офис в таком здании.

Flatiron Building быстро сделал Пятую авеню популярным местом на Манхеттене. Его несколько раз перепродавали, последний раз — в 2009 году, когда половину здания выкупила итальянская инвестиционная компания Соргенте Групп, которая по окончании долгосрочных договоров по аренде помещений в здании имеет планы по его реконструкции и трансформации Flatiron Building из офисного комплекса в пятизвездочный отель.

Самые дорогие и престижные коммерческие площади Flatiron Building расположены в его острой части, средний ряд окон которой смотрит на Пятую Авеню и другой, расположенный на этой же улице, легендарный небоскреб города — Эмпайр Стэйт Билдинг.

 Лобби  

 Балконный офис на 19 этаже

Немного интересных фактов. 

-Оригинальные лифты Otis здания были водогидравлическими, работающими от давления, по словам очевидцев, были «медленными и упругими», поездка на лифте занимала 30 минут. В 1998 году лифты сломались и залили водой некоторых несчастных сотрудников. Наводнение было частым явлением. 

 Часть водной гидравлической системы, которая когда-то приводила в действие лифты

В подвале второго уровня находятся массивные резервуары для воды и трубы, которые когда-то поддерживали систему лифта. Оригинальная мраморная оболочка с выгравированными надписями «Инженеры и подрядчики LH Prentice Co. Нью-Йорк и Чикаго» все еще существует. 

-В Утюге проводятся художественные выставки. За стеклом Flatiron Prow Art Space регулярно проводятся инсталляции. Здесь размещают произведения искусства, которые являются уникальными и привлекательными, как само здание.

-Верхний этаж Flatiron Building был достроен через три года после открытия здания, и, согласно The New York Times, туда можно было попасть только на дополнительном лифте с 20-го этажа.

-В начале 19 века на одном из этажей здания располагалось консульство Российской Империи, а в годы Первой мировой здесь работала Русская военная миссия, отвечавшая за закупки в США вооружения.

-В здании не было женских туалетов. Когда здание открылось, в нем было по туалету на этаже — в то время никто даже предположить не мог, что там будут работать женщины. Впоследствии руководство стало чередовать туалеты по этажам — на одних располагались мужские, на других — женские. Так обстоят дела с уборными в Утюге и сегодня.

-Отсюда начинались экскурсии по городу. Здание Flatiron было настолько популярным среди туристов, что компания Seeing New York устраивало открытые туры по Нью-Йорку от Утюга каждый час, все семь дней недели. Стоила такая поездка «с ветерком» 1 доллар.

-Мозаика на станции метро показывает курьезы здания Flatiron. Всем местным известно, что возле Утюга на перекрестке 23-й улицы и Пятой авеню обычно очень шальной ветер — издавна он поднимал женские юбки, а с мужчин срывал шляпы.  И хотя женщин с поднятыми юбками вы там не увидите, зато можно заметить множество сорванных ветром модных шляп.

Необычный облик здания на протяжении десятилетий привлекал художников, фотографов, кинематографистов. Эдвард Штайхен в 1904 году сделал знаменитый снимок Flatiron Building в зимние сумерки – эта фотография стала образом Нью-Йорка начала 20 века.

Давайте полюбуемся на квартиру, которую мне удалось найти в этом здании

 Неожиданно)

Спасибо за внимание! 

 

Обновлено 13/08/19 17:48:

P.S.: Ошибочка, квартир в этом здании нет) Эта квартира находится в доме напротив) просто на нее полюбуемся))

Флэтайрон-билдинг в Нью-Йорке — подробная информация с фото

Видео: Флэтайрон-билдинг

Основные моменты

Необычная высотка привлекала многих фотографов и кинематографистов. В 1904 году, через два года после строительства, знаменитый американский фотохудожник Эдвард Стайхен сделал фотографию дома-утюга при ночном освещении. Этот снимок популярен по сей день и считается одним из символов Нью-Йорка начала прошлого века.

Дом-утюг рисовали художники и снимали в кино. Некоторые известные писатели отзывались о Флэтайрон-билдинге скептически. Он получил нелестные отзывы от Герберта Уэллса, Пьера Лоти и Максима Горького. В 1998 году вышел фантастический фильм «Годзилла», и в нем американская армия, гоняясь за огромным ископаемым ящером, случайно разрушила Флэтайрон-билдинг.

В наши дни небоскреб имеет статус национальной достопримечательности. Высотка используется как офисное здание, ее первый этаж отдан под магазины, а в цокольном помещении располагается большой роскошный ресторан. Наиболее дорогими здесь являются офисы, расположенные в самой узкой части, потому что из них открывается отличный вид на перекресток Пятой авеню и 23-ей улицы. С 2009 года половина помещений небоскреба принадлежит итальянской компании «Sorgente Group», которая объявила, что собирается перестроить Флэтайрон-билдинг в дорогой отель.

История строительства небоскреба Флэтайрон-билдинг

С середины XIX века небольшой треугольный участок земли возле восточной 23-ей улицы занимал четырехэтажный отель. В 1880 году его снесли и поставили здесь многоквартирный дом Камберленд, имеющий 7 этажей. В те времена высокое здание значительно превосходило окружающую застройку, поэтому на его стенах вывешивали рекламу. Особенно часто здесь появлялись тексты из популярных нью-йоркских газет. На Камберленде висели горячие новости и результаты выборов, поэтому вокруг него бывало многолюдно.

В 1898 году владелец участка умер, и дорогую землю выставили на продажу. По результатам проведенного аукциона новым хозяином участка стал управляющий строительной компании «Фуллер».

В 1901 году строительная компания наняла талантливого архитектора из Чикаго Дэниэла Бернхэма, чтобы тот создан проект нового небоскреба. Бернхэм с энтузиазмом взялся за дело и отошел от существовавших в те времена традиций небоскребов-пирамид. Он предложил возвести здание, которое бы не сужалось кверху, а имело одинаковую ширину у основания и на последнем этаже.

Когда строители начали наращивать этаж за этажом, наблюдавшие за ними жители Нью-Йорка были убеждены: от ветра небоскреб непременно обрушится, потому что со стороны он не выглядел устойчивым. Некоторые даже заключали пари, как далеко разлетятся каменные обломки. Отношение к стройке было столь пренебрежительным, что проект незаслуженно получил название «глупости Бернхэма».

Однако, опытный архитектор рассчитал абсолютно все. Большая часть для конструкций для Флэтайрон-билдинга собиралась прямо на заводе и доставлялась к строительной площадке в готовом виде. Благодаря этому, строители успевали возводить по одному этажу в неделю. Бернхэм заложил для высотки надежную опору. Ею стала мощная рама из стали, которая была способна выдержать любые нагрузки.

Стальной каркас смонтировали к февралю 1902 года, а к концу весны его наполовину облицевали. В июне 1902 года небоскреб был готов, и процесс строительства занял всего год. В те времена Флэтайрон-билдинг считался одним из самых высоких зданий в городе. Его прочность подтвердило время – манхэттенская высотка перенесла все шторма и показала большую устойчивость.

Архитектурные особенности и декор

Флэтайрон-билдинг поднимается на 93 м и имеет 22 этажа. Острым углом небоскреб обращен в сторону 23-ей улицы. Если взглянуть на здание с этой стороны, оно кажется абсолютно плоским.

Острый угол высотки создает завихрения, «втягивая» воздух снизу вверх. После окончания строительства жители Нью-Йорка быстро почувствовали на себе этот аэродинамический эффект. В начале прошлого века на 5-ой авеню располагались лавки, где торговали модной одеждой и обувью. Это был участок Манхэттена, который называли «Женской милей». Когда модницы шли сюда за покупками, порывы ветра поднимали их юбки, и молодые ньюйоркцы специально приходили к небоскребу, чтобы посмотреть на это зрелище.

За более чем вековую историю фасады высотки не потеряли былой красоты. Они богато декорированы в стиле итальянского ренессанса. Для отделки здания использованы известняковый руст, эркеры и терракотовая лепнина. Рамы для окон сделаны из огнеупорного стекла и облицованы медью.

Что можно увидеть поблизости

Рядом с небоскребом Флэтайрон-билдинг раскинулась зеленая территория Мэдисон-сквера. Общественный парк занимает 2,75 га. Он был открыт в 1847 году и назван в честь четвертого президента страны Джеймса Мэдисона. В особняках, которые окружают парк, появились на свет мать Уинстона Черчилля – Дженни, президент Теодор Рузвельт и писательница Эдит Уортон. Многие приходят сюда, чтобы погулять по пешеходным дорожкам в тени деревьев и полюбоваться на установленные в сквере памятники. В 150 м с востока от Флэтайрон-билдинга находится художественная галерея Burden Gallery.

Как добраться

Флэтайрон-билдинг стоит на Манхэттене, на пересечении 23-ей, 22-ой восточных улиц и Пятой авеню. Возле него находится станция метро «23rd Street», на которой останавливаются поезда трех маршрутов нью-йоркского метро: A – ночью, C – днем и Е – все время. Кроме того, мимо небоскреба ходят автобусы № М1, М2, М3, М55, М23-SBS, Х1, Х7, Х9, Х12, Х14, Х17, Х27, Х28 и Х37.

Путеводитель по Нью-Йорку — Флэтайрон Билдинг

Путеводитель по Нью-Йорку — Флэтайрон Билдинг

 

Здание — небоскреб расположенный в средней части Манхеттена в Нью-Йорке на Медисон Сквер, в месте слияния Пятой Авеню, Бродвея и 23-й Стрит (адрес: 175 Fifth Avenue).

Название Flatiron переводящееся как утюг — здание получило за счет своей треугольной формы, действительно напоминающей утюг.

Строительство Флэтайрон Билдинг было завершено в 1902 году и на тот момент здание  являлось самым высоким в мире и сразу приобрело статус символа Нью-Йорка. Благодаря названию самого небоскреба, район в округе так же иногда называют Флэтайрон Дистрикт (Flatiron District).

В 1989 году Флэтайрон Билдинг приобрел статус Национальной Исторической Достопримечательности США

Флэтайрон Билдинг был спроектирован Чикагским архитектором Даниэлем Барнхемом (Daniel Burnham) в стиле дворца времен Реннесанса — в неоклассическом архитектурном стиле.

Несмотря на то, что в те времена, для решения проблемы устойчивости, высокие здания проектировались инженерами с широкой нижней частью и узкой башней-надстройкой, Флэтайрон Билдинг, благодаря своей треугольной форме не имел проблемы устойчивости, что позволило архитектору сохранить единую ширину здания от его подножия до кровли на 87 метров (22 этажа).

Флэтайрон Билдинг является первым зданием Нью-Йорка, которое имеет в своей основе стальной каркас, который за тем был облицован терракотовым камнем. Именно эта конструкция позволила архитектору в то время создать самое высокое здание в мире. Острие здания направленное на север Нью-Йорка имеет ширину всего в 2 метра, и семитрично расходится к основанию с наклоном плеча 22 градуса. 

После своего завершения Флэтайрон Билдинг стал символом Нью-Йорка. Однако, многие архитекторы в то время отзывались о нем очень критично, так, главный редактор архитектурного журнала Монгомери Шуйлер (Montgomery Schuyler) заявлял, что «Здание совершенно неказистое, построенно без единой попытки скрыть эту никазистость, если она вообще подлежит какому-либо лечению. Его острие, вместо того, чтобы быть замаскированным наоборот было дополнительно украшено, что еще более подчеркнуло его нелепость и экстравагантность».

Кроме того, было раскретиковано обилие окон в здании: «вы просто предположите, что у арендатора будет необходимость кроме письменного стола, который еще можно кое-как впихнуть в простенок между окнами, куда-то разместить книжный шкаф? Несомненно, теперь арендатор имеет множество возможностей, чтобы пялиться на проходящие по улицам толпы, но а как же дела?!»

Однако опасения оказались напрасны — здание было полностью заполнено арендаторами в течение превого года своего существования. Благодаря необычной форме здание привлекло в качетсве арендаторов много известных художников и другой богемной публики, благодаря чему сразу приобрело статус самого престижного. 

Сегодня Флэтайрон Билдинг остается престижным офисным зданием, где размещают свои штаб-квартиры несколько известных американских корпораций. Причем, наиболее дорогие площади именно те, которые имеют доступ к его острому углу, откуда открывается потрясающий вид на другой, самый известный небоскреб Нью-Йорка — Эмпайр Стэйт Билдинг (Empire State Building).

В январе 2009 года итальянская инвестиционная фирма купила более 50% здания, с планами превратить его в отель категории люкс, однако, реализации этого проекта придется ждать не менее 10 лет, пока у нынешних арендаторов не закончатся договора аренды.

Интересные факты

Когда строительство Флэтайрон Билдинг было завершено, местные жители начали обсуждать и делать ставки на то, как далеко разлетятся обломки небоскреба, после того, как ветер его повалит.

Мужчины Нью-Йорка заметили особенность, что при северном ветре, который здание «разрезало» острием, потоки которого снисходили по его стенам и ударяясь о мостовую образовывали вихри, которые задирали дамам юбки выше головы. Эта особенность собирала на вокруг здания десятки мужчин, которых то и дело разгоняли полицейские. 

От себя

Я считаю Флэтайрон одним из самых удивительных и красивых зданий Нью-Йорка. Эта достопримечательность города стоит в одном ряду со Статуей Свободы и Эмпайр Стэйт Билдинг и не может быть обделена Вашим вниманием! Я с удовольствием познакомлю Вас с этим выдающимся произведением архитектурного искусства на моей экскурсии в Нью-Йорке.

 

 

Нью-Йорк, Нью-Йорк… Flatiron Building (здание-утюг): neznakomka_18 — LiveJournal

Давно ничего не писала о нью-йоркских небоскребах.

Вот один из них — 22-этажный Flatiron Building, знаменитое здание-утюг.

Этот небоскреб считается одной из главных достопримечательностей Нью-Йорка и одним из самых узнаваемых его символов.

В 1989 году он получил статус Национальной исторической достопримечательности.

Расположено это 82-метровое здание на треугольном участке — месте соединения Бродвея, Пятой Авеню и East 23 Street.

Началось все с того, что в 1855 году на этом месте была построена четырехэтажная гостиница Сен-Жермен.

В 1880 году новый хозяин снес гостиницу и на ее месте построил семиэтажный жилой дом Камберленд и еще четыре трехэтажных здания, в которых находились магазины и врачебные кабинеты.

Из-за того, что семиэтажный Камберленд был выше соседних зданий, его стену стали использовать в рекламных целях. Этим пользовалась, например, газета Нью-Йорк Таймс.

Затем рекламу сменили новостные сообщения. Люди стали приходить к этому зданию, чтобы получить какую-то важную информацию. Таким образом этот треугольник стал центром притяжения жителей города.

В 1898 году после смерти владельца участок было выставлен на аукцион и в итоге было выкуплен управляющим компании-застройщика «Фуллер».

На этом месте решили строить штаб-квартиру этой компании и назвать ее в честь основателя компании «Фуллер-билдинг».

Автором проекта стал американский архитектор Daniel Burnham, известный тем, что он играл ведущую роль в разработке планов развития Чикаго и Вашингтона.

Небоскреб начали строить в 1901 году. Темпы строительства были такие высокие, что уже в 1902 году все работы были завершены. Это произошло потому, что здесь стали применять новую технологию и использовали стальные каркасы.

На момент постройки Фуллер-билдинг стал одним из самых высоких зданий в Нью-йорке и в мире.

Интересно, что среди его арендаторов было даже консульство Российской империи.

По какой-то причине официальное имя «Фуллер билдинг» не прижилось. И хотя в разное время его сравнивали то с океанским лайнером, то с куском пирога, в народ ушло другое название — «утюг», с которым и ассоциировалось это треугольное здание у горожан.

Если смотреть с этой точки, то небоскреб кажется узким и плоским. Это впечатляет, конечно же, так как ширина узкой стороны всего лишь два метра.

Кстати, сразу после постройки небоскреба люди боялись гулять неподалеку, так как опасались, что из-за сильных восходящих воздушных потоков, которые часто возникали рядом со зданием, оно может не устоять и обрушиться.

Однако благодаря этим уникальным воздушным потокам, которые возникали на 23 улице, определенная часть мужчин, наоборот, дежурила у здания, поскольку ветер часто задирал юбки у прогуливающихся мимо дам. Полицейские разгоняли этих зевак, прозвав их «23-скиду»  (23-skidoo; 23 -сматывайся, делай ноги).

Этот сюжет в те годы нашел отражение во многих почтовых открытках и иллюстрациях.

Ну и несколько фотографий, изображающих близлежащие к Утюгу улицы и здания.

Несмотря на то, что это деловой центр, здесь очень приятно гулять: много зелени, парков, фонтанов, детских площадок, различных инсталляций.

Куда ни глянь, открываются роскошные виды.

На заднем плане виднеется здание со шпилем — это Empire State Building.

чего вы еще не знали о Flatiron Building

Только ленивый, наверное, не писал об этом здании, которое, несомненно, давно стало одним из символов Нью-Йорка. Вы наверняка пробегаете часто мимо Flatiron Building, но похоже пора остановиться и присмотреться — главное — держите юбку!

Flatiron Building был спроектирован Чикагским архитектором Даниэлем Барнхемом и построен в 1902 году, на тот момент он считался настоящим небоскребом — целых 22 этажа. Треугольник стал наилучшим решением для того, чтобы вписать здание в неудобное для строительства место на пересечении Бродвея и Пятой авеню. Если смотреть на Утюг сверху, то большие стороны небоскреба образуют между с собой угол всего в 25 градусов.

Считается, что здание прозвали утюгом из-за его формы. На самом деле это не совсем так. Этот треугольный участок городской земли был известен под кличкой «утюг» еще до начала строительства. Несмотря на то, что это здание не было самым высоким в городе, оно отличалось от остальных небоскребов того времени тем, что у него стены казалось вырастали прямо из земли — у остальных же верхние этажи возвышались над тяжеловесным основанием. Это стало возможным благодаря новой технологии при строительстве.

Далеко не все были в восторге от формы здания — газеты встретили строительство нового небоскреба шквалом критики.  The New York Tribune назвала его  «Кусок пирога, отрезанный скупцом» и  «чудовищем».  А главный редактор архитектурного журнала Монгомери Шуйлер (Montgomery Schuyler) заявлял, что «Здание совершенно неказистое, построено без единой попытки скрыть эту неказистость, если она вообще подлежит какому-либо лечению. Его острие, вместо того, чтобы быть замаскированным наоборот было дополнительно украшено, что еще более подчеркнуло его нелепость и экстравагантность». Кроме того, было раскритиковано обилие окон в здании: «вы просто предположите, что у арендатора будет необходимость кроме письменного стола, который еще можно кое-как впихнуть в простенок между окнами, куда-то разместить книжный шкаф? Несомненно, теперь арендатор имеет множество возможностей, чтобы пялиться на проходящие по улицам толпы, но а как же дела?!»

Однако публика приняла Утюг с восторгом — здание было полностью заполнено арендаторами в течение первого года своего существования. Благодаря тому,  что две длинных стороны здания выходят на улицы, в его  помещениях много света. Самые большие начальники, как правило, занимают комнаты, находящиеся на острие треугольника.

Правда, есть у Утюга свои тайные неудобства. Так, например, когда архитекторы строили этот дом, они, наверное не предполагали  что в офисах могут работать не только мужики, но и дамы,  и на каждом этаже был спроектирован только один туалет.  Так что теперь мужские туалеты находятся на четных этажах, а женские — на нечетных.

Единственное что смущало местных жителей — устойчивость здания. Когда строительство Флэтайрон Билдинг было завершено, ньюйоркцы всерьез стали обсуждать и делать ставки на то, как далеко разлетятся обломки небоскреба, после того, как ветер его повалит. Ветер не повалил, зато после постройки «дом-утюг» прославился у мужчин. Благодаря особенностям расположения возле здания возникали сильные восходящие потоки, поднимающие женские юбки. Это привлекало большое количество зевак, наблюдающих за проходящими мимо женщинами — говорят, их даже разгоняли полицейские. Через  год после  постройки  в 1903 году английская  кинокомпания Crescent Films сняла видовое кино «Здание Утюг в ветреный день» («The Flatiron Building on a Windy Day») — загляните по этой ссылке, увидите, как это вживую. 

В декабре 2012 года в Нью-Йорке открылся музей математики, который расположен совсем рядом с Утюгом. В честь года со дня своего рождения и для того, чтобы привлечь посетителей,  музей организовал очень странное мероприятие — они решили проверить, действительно ли основание Утюга имеет форму прямоугольного треугольника. Около пятисот энтузиастов выстроились в цепочку вокруг здания, у каждого в руках было по две светящиеся палочки, из которых они должны были  сделать три светящиеся прямые линии. Потом число палочек подсчитали и выяснили, что размеры утюга в палочках — 75, 180 и 195. Если вспомнить теорему Пифагора и подсчитать, то получится как раз 75 *75 +180*180 = 195*195! Мы не знаем, зачем вам эта информация — но решили поделиться напоследок, просто чтобы напомнить — прогуляйтесь еще раз к этому зданию, его можно рассматривать и изучать снова и снова. 

 

Вас также может заинтересовать: