Тимур Башкаев. Авторские практики | Портал «Строительный Эксперт»
«Строительный Эксперт» продолжает серию публикаций по материалам выступлений ведущих российских архитекторов, прозвучавших в лекционной части курса «Авторские практики» кафедры «Комплексная профессиональная подготовка» МАрхИ.
В конце октября в Центральном доме архитекторов в рамках курса лекций «Авторские практики» перед студентами МАрхИ выступил один из наиболее известных и востребованных столичных архитекторов Тимур Башкаев. Он рассказал о некоторых своих последних реализованных работах.
Тимур Истанович Башкаев родился в 1965 году. В 1988 году окончил Московский архитектурный институт и был принят на работу в архитектурный отдел института «Аэропроект». В 1992 году он становится одним из руководителей частного архитектурного бюро «Группа Арк». В 1995 году основывает и возглавляет ООО «Архитектурное бюро Тимура Башкаева». C 2009 года – профессор МАрхИ.
О проекте Московского центрального кольца
К 2010 году вся московская транспортная система работала на пределе возможностей. Количество машин постоянно росло и строительство новых автомобильных дорог, как и предсказывали многие градостроители, не уменьшало количества пробок. Столь же перегруженным оказался и самый массовый вид общественного транспорта – московский метрополитен. Уровень загрузки Таганско-Краснопресненской линии на маршруте от станции «Выхино» до «Таганской» превышал расчетную в 1,83 раза. Простое продление радиальных линий за счет строительства новых станций означало бы в этих условиях дальнейшее ухудшение ситуации. Строительство новых радиальных направлений метро тоже было невозможно из-за сильной перегрузки кольцевой линии. Ситуация казалось безвыходной.
Выход был найден за счет разработки комплексной программы решения транспортной проблемы нашего мегаполиса. Одним из ключевых элементов этой программы стало интегрирование в систему столичного метрополитена созданной еще в начале XX века Московской кольцевой железной дороги (МКЖД). Идея организовать по нему полноценное пассажирское движение высказывалась с первых лет существования МКЖД, но по-настоящему вопрос о ее практической реализации встал на повестку дня только на рубеже тысячелетий.
Еше во времена правления Юрия Лужкова были запроектированы несколько станций будущего нового пассажирского кольца, такие, как «Площадь Гагарина» и «Деловой центр» и «Лужники». Разработка комплексного проекта реконструкции МКЖД/МЦК началась в 2011 при Сергее Собянине. МЦК проектировалось с учетом необходимости создания системы взаимосвязи с существующими и строящимися линиями метро и радиальными направлениями Московской железной дороги. Как показало время, ставка на развитие МЦК была сделана совершенно правильно – на сегодняшний день оно разгрузило кольцевую ветку метрополитена на 15%. Появилась возможность строить новые радиусы метро и интегрировать их в новые кольцевые транспортные системы Москвы — МЦК и ТПК (третий пересадочный контур)
Наше бюро несколько лет работало над проектами транспортно-пересадочных узлов МЦК. Мы делали акцент на создании комплексной пассажирской инфраструктуры удобной и доступной для всех, включая маломобильные группы людей. Удалось оснастить все наземные ТПУ МЦК эскалаторами, лифтами, туалетами и гранитными полами. Некоторые части проекта были реализованы не полностью. Например, разработанная нами цветовая маркировка терминалов ТПУ из-за спешки на стройке была выполнена не на всех терминалах. Очень важно отстаивать принципиальные проектные решения перед желанием сэкономить или упростить работу строителям. Иначе качество новой транспортной системы было бы гораздо хуже. Только архитекторы до конца заинтересованы в комплексном качестве объекта — как в технологическом, так и в эстетическом аспекте.
О реконструкции зала ожидания Ярославского вокзала
У интерьеров Ярославского вокзала очень длинная архитектурная история. За 150 лет там случилось много различных напластований – здания и интерьеры, выполненные выдающимися архитекторами: Романом Кузьминым, Львом Кекушевым, Федором Шехтелем, Алексем Душкиным, Леонидом Ненаглядкиным и другими.
Наша задача состояла в том, чтобы, разобраться со множеством слоёв и выбрать, какие слои восстанавливать, а какие можно удалить, и раскрыть наиболее ценные фрагменты. На нынешнем этапе реконструкции было принято сократить площадь междуэтажного перекрытия и сформировать единое двухсветное пространство, выстроив эстетически выразительную систему визуальных связей между первым и вторым этажами. В итоге удалось не просто создать просторный атриум, но и частично восстановить скрытые за позднейшей штукатуркой фрагменты декоративного оформления стен первого и второго этажей, выполненных в самом начале XX века по проекту Льва Кекушева. Мы стремились связать воедино элементы наследия всех наших предшественников, и, в то же время, получить на выходе выразительный общественный интерьер, который станет отражением наших идеалов. Миссия архитектора – переосмысливать мир каждый раз заново на основе новых ценностей и создавать идеальный мир будущего.
О интерьерах «Медиа-центра», «Ледяной пещеры» и «Заповедного посольства» в парке «Зарядье»
О «Зарядье» существует огромное количество мифов, укоренившихся даже в профессиональной архитектурной среде. Поверьте, все построенные объекты стоят затраченных на них денег. Парк почти полностью разбит на кровле развитого подземного общественного многофункционального центра со сложнейшей инженерией и конструкциями.
Первый конкурс на проект парка «Зарядье» имел неправильное техническое задание и представленные на него работы стали шизофреническим, «фрейдистским» срезом нашего общества. К счастью, нашлись люди, сумевшие по-настоящему грамотно организовать следующий международный конкурс на парк Зарядье. Его победителями каким-то чудом стали очень талантливые американские архитекторы, создатели нью-йоркского парка Хай-Лайн. Хай-Лайн – это проект преобразования депрессивной территории города через развитие активных общественных пространств. Проект, в котором эмоциональная составляющая важнее, чем функция. Люди туда пошли. А там, где люди, там жизнь: туда приходят инвесторы и деньги.
Реализация проекта парка «Зарядье» – это огромная заслуга Сергея Кузнецова и Сергея Собянина. Это гигантский прорыв для нашей страны. Опять же, почти чудо, что в процессе строительства проект остался под авторским контролем американских архитекторов. Они в своей концепции продумали практически, все – освещение, звук, движение, вплоть до того, какие растения должны быть представлены в парке. Они «прописали» все, кроме интерьеров. Интерьеров у них не было. На разработку проектов организации внутренних пространств нескольких объектов на территории парка был объявлен отдельный конкурс, победителем которого стало наше бюро.
Главная тема «Зарядья» – «природный урбанизм». Наша идея состояла в том, чтобы уйти от прямых литературных ассоциаций с природой. Понимая проблемы с бюджетом, мы решили делать акцент в каждом интерьере на чем-то одном, а все остальные элементы решать максимально просто. В данном случае мы выбрали за главное элементы дизайна потолка и светотехнические решения. Почти все удалось реализовать, но это было непросто. Надо стараться осуществить все идеи. Никогда не знаешь какие из них выживут, а какие нет. Это сродни чуду. Если биться до конца, то всегда будет шанс на чудо. Все проблемы и трудности уходят, а наша работа остается навсегда.
О дизайн-проекте музея корпорации «Роснано»
С частными заказчиками обычно гораздо больше возможностей добиться максимально качественной реализации проекта, чем при работе с государственными структурами. Однако из этого правила бывают счастливые исключения. Когда мы выполняли заказ по обустройству интерьера музея компании «Роснано», нам очень повезло: хотя эта корпорация и государственная, в данном случае ее руководитель Анатолий Борисович Чубайс выступал, по сути, в качестве непосредственно заинтересованного лица.
Вся экспозиция музея «Роснано» размещается за стеклянной стеной, к которой с обратной стороны крепились мониторы и витрины. Такое решение позволяет гибко менять всю экспозицию без изменения дизайна интерьера. Ключевым структурным элементом дизайна музея стала сложно перфорированная лента из белого кориана, закольцованная в ленту Мёбиуса. Изначально мы планировали перфорировать ленту разнообразными геометрическими фигурами, параметрически переходящими друг в друга, включая круги и шестигранники. А. Чубайс, однако, настоял на том, что оформить ее исключительно шестиугольниками, наподобие структур графеновых нанотрубок. Мы очень довольны получившимся результатом, достигнутым благодаря высокой степени взаимопонимания с заказчиком.
О бюро АТТБ, его истории и структуре
Наше бюро – наверное, одно из старейших частных проектных организаций в Москве. С самого начала оно было ориентировано на широкий спектр проектных задач, но со временем меня все больше привлекают задачи на стыке объёмного проектирования и градостроительных проблем. мегаполиса, особенно транспортной-пересадочные узлы и пассажирская инфраструктура общественного транспорта. Сейчас мы участвуем в конкурсе на разработку проектов концепций реновации районов сносимых московских пятиэтажек. В целом, архитектурные конкурсы – это отличный шанс повысить вес и авторитет бюро в профессиональном сообществе, не только в начале пути, но и на любом этапе деятельности .
Размер бюро позволяет контролировать все текущие проекты. Такой формат для меня максимально комфортен. Объем работ большой, но все остается непосредственно в поле моего зрения и это позволяет получать огромное удовольствием от работы.
Интервью брал
Николай Лукьянов
«Транспортно-пересадочный узел «Рязанская» сможет разгрузить даже Курский вокзал» — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
ТПУ «Рязанская» — мощный транспортно-пересадочный узел, который свяжет в одном пространстве две линии метро и две железнодорожные ветки. С его открытием улучшится транспортное сообщение на юго-востоке столицы. Эффект почувствуют не только жители ближайших районов — Нижегородского и Лефортово, но и пассажиры из Подмосковья, прибывающие в столицу на электричке.
![]() |
генподрядчика и генпроектировщика ТПУ «Рязанская», занимаясь разработкой проекта, предусмотрели в составе ТПУ и возможность удобной пересадки, и благоустройство территории, и создание новых рабочих мест, и появление социально-значимых общественных пространств. В общем, постарались сделать так, чтобы ТПУ подарил пассажирам комфорт, а местным жителям — пользу.
О том, почему необходимо будет перенести платформу Карачарово, появятся ли в составе ТПУ «Рязанская» офисы и гостиницы, и когда планируется начать строительство — в интервью порталу Стройкомплекса рассказал главный архитектор проекта Тимур Башкаев.
— Тимур Истанович, когда говорят о ТПУ, специалисты понимают, о чем идет речь, а обычные горожане — нет. Могли бы Вы объяснить, что же это такое?
— ТПУ необходимы для того, чтобы на единой площадке горожане в комфортных условиях могли пересесть с одного вида транспорта на другой. Например, с метро — на электричку или автобус, и наоборот.
Комплекс может быть холодным (плоскостным) и теплым (капитальным). В первом случае высадка и посадка пассажиров происходит на огороженной площадке с остановочными комплексами.
Другое дело — капитальные ТПУ, где пассажирам не страшны капризы погоды. Вместо того чтобы идти под дождем или снегом по улице, они будут делать переход по крытым пешеходным галереям с эскалаторами. В составе капитальных ТПУ могут появиться также офисы, гостиницы, торговые залы.
— Некоторые считают, при помощи ТПУ в магазины будут заманивать потенциальных клиентов.
![]() Общий вид ТПУ (рисунок) |
— Нужно понимать, что все рассчитывается еще на этапе проектирования транспортно-пересадочного узла, магазины не могут появиться спонтанно. Любой из форматов торговли — стрит-ритейл, торговый зал, магазины и молл — должен соотноситься с ожиданиями и потребностями конкретного района, в котором строится ТПУ. Для этого перед началом проекта проводятся маркетинговые исследования и опросы жителей района.
— Каким образом создаются ТПУ? Ведь на территориях возле метро, где они должны появиться, итак плотная городская застройка.
— Транспортно-пересадочные узлы могут расти ввысь и опускаться под землю. Все зависит от пассажиропотока и размера самого комплекса. Если узел небольшой, все умещается на небольшом пятачке. Но есть и исключения. Типичный пример — ТПУ «Рязанская». В этом месте сойдутся Кожуховская линия метро и Второе кольцо столичной подземки, две автомобильные эстакады, железнодорожная платформа Карачарово Горьковского направления и станция Нижегородская на Малом кольце железной дороги. В здании этого ТПУ главный пересадочный уровень будет расположен на минус первом этаже, где разместятся станции метро.
![]() Объекты ТПУ «Рязанская» в разрезе |
— В транспортно-пересадочном узле «Рязанская» помимо торговой составляющей предусмотрены еще какие-то дополнительные объекты?
— Вместе с транспортной инфраструктурой во всем мире в ТПУ развивают и другие коммерческие направления — размещают офисные и жилые здания. Сам я к идее строительства жилья в составе транспортно-пересадочного узла отношусь настороженно, а вот строительство гостиниц и офисов вполне допускаю. Они могут находиться немного поодаль от ТПУ.
В этом случае многие горожане смогут работать недалеко от транспортно-пересадочного узла в своем спальном районе — им не придется ехать в перегруженный центр города.
![]() |
![]() |
В качестве перспективы мы предложили построить на Рязанке торговый центр и офисно-гостиничную башню, площадь которой составит около 60 тысяч квадратных метров. В проекте ТПУ учитываются и замечания горожан, их просьбы. Именно поэтому в составе транспортного узла «Рязанская» предусмотрен многофункциональный центр «Мои документы». В проектах других ТПУ по решению москвичей появляются суды, районные администрации, дома культуры и другие бюджетные или социальные учреждения.
![]() Схема движения пешеходов |
— Будет ли удобной пересадка с метро на ж/д платформу Карачарово, которая находится в некотором удалении?
— Станция «Карачарово» переместится непосредственно к Малому кольцу железной дороги и станет единым целым транспортного узла. В настоящее время ведется проектирование новой платформы.
Рассматривается возможность создания на базе платформы Карачарово зонной железнодорожной станции (конечного пункта движения и оборота пригородных поездов), для реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань. Если такое решение будет принято, то электропоезда по Рязанскому направлению не будут идти в центр до Курского вокзала, а основная масса пассажиров сможет на удалении от центра города пересаживаться на метро.
![]() Схема границ ТПУ |
В перспективе Карачарово может стать местом, где сойдутся две линии высокоскоростной железнодорожной магистрали — в направлении до Казани и Адлера.
— Как меняется ситуация в районе с появлением транспортно-пересадочного узла?
— Транспортная доступность части города, где расположен ТПУ, однозначно улучшается. Сейчас в этом районе на Рязанке нет ни метро, ни МКЖД. После того, как туда проведут две линии метрополитена и наземную ветку Малого кольца железной дороги, район изменится до неузнаваемости. Развитие получат офисные, торгово-развлекательные центры, начнет расти стоимость земли и недвижимости.
— На каком этапе находится сейчас проект ТПУ на Рязанке?
— Мы подошли к стадии «П» — проект практически закончен. Скоро нас ждет экспертиза. В 2017 году начнется строительство.
Алена Терновая
stroi.mos.ru
обновлен состав Архсовета Москвы — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов представил новых членов Архитектурного совета Москвы.
В его состав вошли:
- Андрей Асадов, руководитель «Архитектурного бюро Асадова»
- Тимур Башкаев, руководитель ООО «Архитектурное бюро Т. Башкаева»
- Сергей Скуратов, руководитель ООО «Архитектурное бюро Сергея Скуратова».
«Мы проводим в Архсовете регулярную ротацию. Из членов Архсовета выбывают Андрей Боков, Юрий Григорян и Алексей Воронцов – мы выражаем им благодарность за работу», – сказал С. Кузнецов.
Члены совета рассматривают и принимают решения по наиболее значимым для столицы архитектурным объектам и главным градостроительным проектам.
Напомним, Тимур Башкаев – основатель и руководитель «Архитектурного Бюро Тимура Башкаева» (АБТБ). Автор множества транспортных и инфраструктурных проектов Москвы.
Его бюро победитело в конкурсе на дизайн станции метро «Мнёвники». Он спроектировал ряд транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) для Московского центрального кольца (МЦК) и пригородных поездов, интерьеры павильонов «Медиа-центр» и «Заповедное посольство» в парке «Зарядье».
«Для меня приглашение в Архитектурный совет – большая честь. Авторитет совета всегда признавался в профессиональном сообществе, в него входят лучшие архитекторы, к мнению и советам которых прислушиваются. Поэтому для меня участие в Архсовете Москвы одновременно и признание нашей работы в городе, и необходимость соответствовать высокому статусу», – сказал Т. Башкаев.
Сергей Скуратов – основатель и руководитель бюро SERGEY SKURATOV ARCHITECTS. Среди его работ – Дом на Мосфильмовской, многофункциональный комплекс «Арт Хаус», жилой комплекс Art House и др.
Александр Асадов – основатель и творческий директор «Архитектурного бюро Асадова». Он создал множество знаковых объектов, среди которых «стеклянная кора» в парке «Зарядье», медкластер в «Сколково», фасады центра МЕДСИ и др.
«Для меня приглашение стало приятной неожиданностью. Работа в совете усиливает работу ума. Его функция ведь состоит не в том, чтобы зарубить или одобрить проект, а чтобы мозговым штурмом найти правильное решение. И, конечно, это расширяет кругозор, ведь мы буквально из первых рук узнаем о том, что происходит в городе», – подчеркнул он.
Мэр столицы Сергей Собянин в 2013 году утвердил положение об Архитектурном совете, который постоянно действует при Москомархитектуре для создания в городе благоприятных условий для жизни человека и устойчивого развития Москвы.
Основные задачи Архсовета – профессиональная оценка градостроительных и архитектурных проектов, научно-исследовательских работ в сфере архитектуры и градостроительства, анализ действующих и вновь разрабатываемых нормативов в сфере градостроительства и др.
Председателем Архитектурного совета является главный архитектор Москвы, который имеет право решающего голоса.
Архсовет Москвы: состав и архитектурные новости
Тимур Башкаев — архитектор. Биография, портфолио, фото реализованных объектов.
«Архитектурное бюро Тимура Башкаева» существует на рынке проектных услуг с 1998 г. За это время выполнено более 300 проектов зданий различного назначения, более 60 из которых реализованы.
По проектам бюро построены торговые центры, пешеходные мосты над МКАД, рестораны, многоуровневые паркинги и несколько жилых домов, включая эффектный комплекс с аквапарком в Подольске, а также сложные энергетические объекты (Центр управления сетями ОАО «МОЭСК», диспетчерский пункт объединенного диспетчерского управления энергосистемами Северо-Запада и т.д.). Благодаря именно архитекторам бюро под руководством Тимура Башкаева преобразился облик железнодорожных станций «Лось», «Мытищи», «Выхино» и «Люберцы», реконструированы залы ожидания на Ярославском вокзале, возведены некоторые коттеджные поселки в ближнем и дальнем Подмосковье. Есть в портфолио бюро и реализации за пределами Москвы и Московской области – например, офисное здание в Пятигорске, жилой комплекс в Сыктывкаре, гостиница в Атырау (Казахстан).
В числе заказчиков:
ОАО «РЖД»
Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы
ФГУП «МЖД»
ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС»
Филиал ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» ОДУ Северо-Запада
Филиал ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» ОДУ Юга
Филиал ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» ОДУ Центра
ГК «Оптима»
ОАО «МСС» (Межрегиональный союз строителей)
Корпорация «Инком-Недвижимость»
ЗАО «РЕНОВА-СтройГруп»
ООО «Ренова Девелопмент»
Корпорация «Микарс груп»
ООО «Система-Галс»
ООО «Диал Строй инвест»
ООО «Ведис Девелопмент»
ООО «Хорус кэпитал»
ОАО «Строительная компания НОВАЯ»
ГУП г. Москвы «ОРИОН»
Выставки:
2010г. — «Новое деревянное», МУАР, Москва, Россия
2010-1997 гг. — Фестиваль «Архмосква», Москва, Россия
2009г. — Юбилейная выставка «АБТБ-10!», Галерея «Культпроект», Москва, Россия
2009, 2008, 2007г. — Венецианская биеннале «Роддом», Венеция, Италия. Москва, Россия. Лилль, Франция
2009, 2006, 2005г. — Фестиваль архитектуры и дизайна интерьера. Москва, Россия
2007-1996 гг. — «Золотое сечение», Москва, Россия
2001г. — «Время перемен», десять лучших Московских архитекторов, Лондон, Великобритания
Награды:
2010 г. — XI Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома…» Номинация «Общественный интерьер». Реконструкция Центра управления сетями ОАО «МОЭСК», диспетчерский зал, 1 место
2008 г. — XIII Международная выставка архитектуры и дизайна «Арх-Москва». Номинация «Лучший дизайн объект»», 1 место
2006 г. — VIII Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера. Реализация Основной диспетчерский пункт объединенного диспетчерского управления энергосистемами Северо-Запада, Санкт-Петербург, специальный приз Москомархитектуры
2005 г. — VII Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера. Номинация «Общественный интерьер». Реализация. Ресторан на улице Лодочная, Москва
2005 г. — Международная ассоциация союзов архитекторов. Международный смотр-конкурс на лучший проект года. Проект Многофункционального центра г. Москва, 1 место
2004-2005 гг. – «Золотое сечение». Лауреат Московского смотра за лучшее произведение архитектуры
2003 г. – «Золотое сечение» Проект частного дома в пос. Ландшафт, Московская область. Номинация «Общественный интерьер»
2000 г. – «Золотое сечение» Реализация. Ограждение участка НИИСА Волгоградский пр.1. Номинация «Дизайн»
1998 г. — Международный смотр-конкурс лучших архитектурных произведений года, Баку. Проект многоэтажного гаража-стоянки на 600 м/м, Полесский пр., 1 место
1998 г. — VI Российский фестиваль «Зодчество» смотр лучших архитектурных произведений, Москва. Проект многоэтажного гаража-стоянки на 600 м/м, Полесский пр., Диплом II степени
1996 г. – «Золотое сечение», проект реконструкции московского Планетария, 1 место
Магистратура МАРХИ: Башкаев Тимур Истанович
Магистратура МАРХИ: Башкаев Тимур Истанович Башкаев Тимур Истанович
кафедра АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ
Название профиля на который ведется набор:
Профиль 1. Современные тенденции в архитектуре общественных зданий
Профиль 2. Архитектура городских общественных пространств
Количество магистрантов к набору: 3
Примеры тем исследований:
«Планировочные решения транспортно-пересадочных узлов, территорий и промзон, примыкающих к железным дорогам».
Профессор кафедры
Лауреат конкурсов и премийЛауреат премии «Золотое сечение» 1999 г., 2001 г., 2003г.;
Лауреат премии «Зодчество» 2001 г.;
Лауреат конкурса журнала «Архитектурный Вестник» 2007.;
победитель конкурса на концепцию комплексного
преобразования территории «Апраксиного двора»,
г. Санкт-Петербург, 2013 г.;
победитель конкурса на архитектурно-художественное решение станции московского метрополитена «Нижние Мневники»; 2016г.
член Союза архитекторов
Автор проектов• Пешеходные мосты, Третье Транспортное кольцо, 2000 г. ;
• Реконструкция залов ожидания Ярославского вокзала, 2004 г. ;
• Офисное здание ПМЗ на ул. Сергея Макеева, 2005 г.;
• Офисное здание, г. Пятигорск.ю 2009 г.;
• Павильон «РОСНАНО» на ЭКСПО-2010, г. Шанхай;
• Транспортно-пересадочные узлы на Московской кольцевой железной дороге.
Руководитель архитектурного бюро Тимура Башкаева, автор архитектурной и градостроительной концепции развития промышленных территорий, прилегающей к Московской кольцевой железной дороге.
Главный архитектор Московской кольцевой железной дороги.
Руководитель группы дипломного проектирования с 2004 года, профессор МАрхИ.
«Форма – первооснова работы мозга»

Тимур Башкаев, руководитель АБТБ
То, что сейчас происходит в практике бюро Тимура Башкаева, напоминает кардинальный качественный скачок – его история словно бы развивается по законам физики, где накопление и концентрация энергии приводит к взрыву. После 20 лет проектирования жилых и общественных зданий, а также специализации на транспортных объектах, эпопеи проектирования и строительства МЦК, в 2016 году Тимур Башкаев победил в конкурсе на интерьеры сразу трёх ключевых объектов «Зарядья», вышел в финал конкурса на реновацию. Что не может не радовать, поскольку у бюро есть индивидуальный почерк на грани деконструктивизма, хайтека и бионики. Подробнее о своем видении качества в архитектуре и способах его достижения Тимур Башкаев рассказывает в интервью для нашего проекта «Эталон качества».
Видеосъемка и монтаж: Сергей Кузьмин.
Тимур Башкаев,
руководитель АБТБ:
«Вопрос, что такое качественная архитектура – огромный и многоаспектный. Все аспекты важны, интересны и влияют в итоге на восприятие. Применительно ко мне… я первым делом отсеку полезное, социальное, нужное. Это, понятно, важно, но не определяет качество для меня. Надежное, устойчивое тоже отсеку. Затем я отброшу то, что касается строительства и качества воплощения. Это тоже очень важно, но мы знаем массу примеров, когда и в некачественном исполнении архитектура производит сильное впечатление – конструктивизм и так далее. Это я тоже отброшу. И в середине останется то, что я считаю внутренним качеством, по которому я оцениваю и свои решения, и чужие, – это качество формы. То, что мы воспринимаем – форма, соотношение формы в пространстве – чувственные вещи. Они во многом связаны пропорцией. До какой-то степени. Но есть еще более глубокое, «нутряное» чувство. Чем дальше ты работаешь, тем больше это чувство обостряется, тренируется. И когда ты видишь настоящую форму – правильно спропорционированную, правильно поставленную, происходит совпадение вибраций – сразу задевает. Наверняка у всех по-разному, наверняка у всех своё чувство. Но если я бы брал качество в архитектуре, качественную архитектуру, то первооснова – правильно спропорционированная, сделанная форма, правильно стоящая в пространстве.
«Красиво» – не очень применимо, «скульптурно» – тоже не очень применимо. Форма, на мой взгляд, может стать лучше, чем эти параметры. Нечто, присущее материи – метафизическое такое понятие и тема. Хотя в итоге форма может быть красива, она может быть и скульптурной. А может и не быть, но при этом производить впечатление, и ты понимаешь, что это – настоящая архитектура.
Форма лежит в основе очень многих понятий и смыслов. И соотношение формы и смысла, формы и содержания – это глубины гигантские. Лучше всего глаз человека натренирован на восприятие формы. Это первооснова восприятия, глубинное, прототипическое, необходимое, то, что воздействует сразу на многие отделы мозга. Чем древнее навык и умение, тем более глубоко он уходит в мозг и связан с ним. И форма – это одно из таких понятий и первооснова работы мозга.
Форма – ретранслятор между какими-то сферами, людьми, обычным социумом. Мы обязаны придумывать иногда такие формы, которые будут постигаемы и воспринимаемы нашим потребителем, этим обществом, для которого мы работаем. Мы, к сожалению, не можем делать как художники – мол, через 300 лет нас оценят. Наши вещи, идеи, наши проекты должны радовать и восторгать людей нашего поколения, нашей жизни.
Соответствие формы той задаче, которая ставится – целое маленькое чудо. Ты делаешь для конкретного места, конкретного участка какие-то ограничения. И на итоговую форму влияет всё, что здесь есть: и территория, и инсоляция, и ограничения, и люди, и задание заказчика, и вкус. И в этом и чудо: эта форма все интегрирует загадочным образом, все вмещает в себя и транслирует вовне. Каждый раз, когда я проектирую, меня удивляет, восхищает, завораживает то, что форма может быть универсальным интегратором всего, в том числе философии, смыслов и так далее.
Сегодня налицо эволюция развития форм. С развитием технологий, работа с формообразованием стала свободнее и интереснее. Но я не могу сказать, что раньше этого не было. Всегда в архитектуре форма была важна. Были этапы, когда важнее был декор, но все равно есть и огромное количество памятников, которые работают именно формой, первоформой, протоформой. Где кончаются детали и начинается форма – градация зыбкая. В определенной иерархии и колонны для меня во многом – форма. И детализация – обработка формы. Форма – это все, что подвержено эволюции развития. Человек так устроен, что новизна – это один из важнейших критериев и творчества, и развития. Поэтому и формы развиваются и усложняются и более разнообразны по закону творческого в человеке.
Классические примеры: Заха Хадид и Фрэнк Гери до 40–45 лет были абсолютно невостребованы. Они работали в своей стилистике, но общество их не воспринимало, они не были отражением идеалов более крупных трендов. Они были сильными художниками, первопроходцами. Как только общество дозрело и совпало, они стали востребованными, эти объекты стали появляться. И, конечно, дело не в творческих личностях, а именно в развитии общества. Оно выбирает тех художников, которые первыми нашли, почувствовали, прекрасно это отобразили – тогда общество и делает их своими выразителями.
Почему лучшие заказы делает Заха Хадид, а не кто-то другой? Потому что для какой-то части общества – может быть, более продвинутой – это стало воплощением новизны, идеалов, энергичных, динамичных. Совпало, и стало востребованным. Я считаю, что общество во многом делает заказ на отображение своих идеалов.
Каждый раз, показывая свой проект заказчику, презентуя его, мы объясняем, почему это хорошо, почему мы считаем это правильным. Объясняем свои критерии качества, обосновываем это. И да, это нужно обязательно делать.
Если мы делаем работу для кого-то, показываем, конечно, она будет качественной. Если ты не считаешь, что она качественная, тогда не показывай её, а делай, пока не станет качественной. И важно объяснить, почему ты считаешь её качественной, что в ней такого, почему ты считаешь, что это достойно быть сделанным».
«Нижние Мневники» будут отличаться от других станций в московском метро» — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Станцию «Нижние Мневники» на Третьем пересадочном контуре метро планируется открыть в 2018 году. Она будет непривычной для столичной подземки — пути расположатся посередине, а платформы — по краям. А чтобы интересным стало и ее оформление, Стройкомплекс Москвы провел архитектурный конкурс по разработке дизайна станции, победителем которого стало архитектурное бюро Тимура Башкаева.
Почему для отделки «Нижних Мневников» выбран бетон, как продумана система навигации на станции с двумя платформами и почему эскалаторы будут спускать пассажиров сразу в центр платформы, в интервью порталу Стройкомплекса рассказал руководитель архитектурного бюро-победителя Тимур Башкаев.
— Тимур Истанович, в одном из интервью Вы говорили, что при разработке дизайна «Нижних Мневников» хотели бы создать идеальную станцию метро. Как она должна выглядеть?
— Горожане по-прежнему хотят видеть метро ярким, образным и интересным. Но при этом городские власти не готовы тратить безумные деньги на внутреннюю отделку и декор станций.
Когда мы говорим про идеальное, то в это понятие входит некая новизна. Это касается не только станции, но и архитектуры в целом. Для меня идеальная станция метро — та, на которой минимальными, простыми средствами достигнут максимальный визуальный и образный эффект. И, конечно, чтобы она была удобной для пассажиров.
— Главная особенность вашего проекта заключается в том, что в отделке вместо традиционных материалов — мрамора, гранита и металла — предлагается использовать бетон. Чем обусловлено такое решение?
— Нам хотелось попробовать материал, который привнес бы новизну в метрополитен. Качество бетона за последние годы сильно выросло, у него огромные декоративные возможности. Главный акцент в нашем проекте сделан на сочетании необработанного строительного бетона и бетона декоративного с обработанной лицевой поверхностью.
— Станция будет выполнена в серой цветовой гамме с красными акцентами. Почему выбрано именно такое сочетание цветов, и не будет ли станция темной?
— Это основа образа, немножко драматичного, театрального, что тоже входило в нашу задачу. Бетон не совсем темно-серый. Он скорее светло-серый. Когда мы будем дорабатывать дизайн, то более точно подберем гамму красок.
Чтобы на станции не было темно, предусмотрены специальные светильники. Все нормативы, а они у метрополитена очень жесткие, будут выдержаны, но при этом сохранится атмосфера с элементом драматичности.
— Что вас вдохновило на этот образ — расположение станции в Мневниковской пойме, где в будущем появится Парламентский центр, или другое?
— Мы больше ориентировались на ощущение, что рядом расположится такой важный и крупный объект как Парламентский центр. Нам не хотелось прибегать к мелкому декору, хотелось настоящей архитектуры, приподнятой, серьезной, немного даже торжественной, но при этом эффектной.
— Станция «Нижние Мневники» будет необычной для столичного метро не только в плане дизайна. Она строится по так называемому испанскому методу — пути расположатся посередине, а платформы по краям. Как здесь продумана система навигации?
— Станция действительно будет отличаться от всех других в московском метро. Обычно эскалатор линейно продолжает платформу в обе стороны и выходит в торец станции. В «Нижних Мневниках» будет по-другому: пассажиры смогут купить билет, зайти на эскалатор, а спустившись с него, очутиться сразу в центре платформы.
Система навигации это отдельная задача. У нас не было условия проработать ее в проекте, потому что сейчас метрополитен разрабатывает единый стандарт навигации. Однако кроме обычной навигации есть такой прием как супер навигация, которая используется на плоскостях стен, ее видно издалека. Она активно применяется в мире. И у нас в переходах супер навигация будет дополнением к обычной системе. Так что людям не придется бегать с платформы на платформы в поисках своего направления.
— Как павильоны станции метро впишутся в будущую застройку района?
— Сейчас нет утвержденного проекта Парламентского центра и застройки территории, есть только общие планы по ее развитию. Поэтому для павильонов выбрана та же стилистика, как и на самой станции. Они будут простой лаконичной формы и подойдут к любой застройке.
— Это ваш первый опыт разработки дизайна станции метро?
— В прошлом году мы участвовали в конкурсе на разработку дизайна станции «Новопеределкино» Калининско-Солнцевской линии метро и вошли в пятерку лидеров. До этого прорабатывали дизайн станций для Кожуховской линии. Именно тогда познакомились с технологией строительства метро по испанскому методу.
— Можете ли вы отметить какие-то удачные идеи, представленные в проектах других участников?
— Мы очень много наработали идей и перебрали огромное множество подходов к дизайну. Эти наработки перекликались с идеями других участников: сложная параметрика (стиль, направленный на создание модели, выходящей за рамки простых форм и конструктивных решений. — Прим. Ред.), белый минимализм или, наоборот, что-нибудь цветное, экологические материалы и так далее.
Когда мы проанализировали все проекты, то поняли, что многие направления не очень перспективны в наших условиях. Сложные параметрические формы выполнить в метрополитене очень тяжело.
Многие из понравившихся нам работ других участников не являются идеальным вариантом для метро по своей стоимости. Город сейчас не может тратить такие деньги на отделку.
— Планируете ли вы продолжать участие в подобных конкурсах?
— В будущем посмотрим. Но нам очень интересна транспортная тема, и задача творчески очень интересная.
Ольга Большакова, собственный корреспондент