Технология изготовления искусственного мрамора: Производство искусственного мрамора: технология, оборудование, организация бизнеса – Изготовление искусственного мрамора из бетона

Содержание

штукатурка, как искусство • Сайт об оселковом мраморе и не только

Оселковый искусственный мрамор – такое название получил в России вид отделки в внутри помещений, родившийся, возможно, из итальянской техники скальола (scagliola – англ., scaglia – ит.), расцвет которой приходится в Италии на конец XVI – начало XVII веков. Применение получила только та часть техники, которая касалась облицовки поверхностей, другие направления скальола в России не распространились.

Немного об истории оселкового мрамора

Впервые оселковый мрамор появился в России во времена Петра I. Позднее, в частности, благодаря творчеству Джакомо Кваренги (1744-1817), В. И. Баженова (1738-1799), Чарльза Камерона (1745-1812), Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771), В. П. Стасова (1769-1848), Огюста Монферрана (1786-1858), К. И. Росси (1775-1849), отделка оселковым искусственным мрамором получила широкое распространение в интерьерах дворянских усадеб, дворцов и церквей.

Новый кабинет Императора Павла I
“Новый кабинет” Императора Павла I.

Название «оселковый», техника приобрела благодаря, применяемому при отделке поверхности «оселку» – каменному бруску, который обладает абразивными свойствами и издревле использовался на Руси для шлифовки, заточки и правки инструментов (бритв, ножей, кос, железок рубанков и т.п.). Оселок не принадлежит какой-то конкретной горной породе, данное название относится к разным, содержащим мелкие зерна кварца, породам. Чаще всего в качестве оселка использовали песчаник, подбираемый на берегах рек, поэтому оселок называют еще “водным камнем”.

 Что же такое оселковый мрамор с точки зрения технологии? Если вы зададите этот вопрос архитектору или технологу-реставратору, то они вам сразу же скажут, что оселковый мрамор – это вид декоративной штукатурной отделки в интерьерах, имитирующей отделку натуральным мрамором и выполняемый составами на основе гипса, животных клеев и сухих красящих пигментов. Если вы поговорите со специалистами еще пять минут, то они вам откроют “страшную тайну”, что технологии оселкового мрамора давно и полностью утрачены. Об утрате технологии сообщают многие печатные и интернет-источники, особенно зарубежные. Однако, это не мешает мастерам успешно выполнять работы из оселкового мрамора. Давайте попробуем разобраться – есть ли здесь противоречие.

Изначально техника скальолы применялась не массово, а уникальными мастерами, добивавшимися поразительных результатов по красоте и прочности материала, благодаря экспериментам, многочисленным пробам различных рецептур. Естественно, что художник хочет, чтобы его творение было неповторимым, поэтому каждый мастер старался изобрести свою личную технологию и рецептуру. В состав для оселкового мрамора добавлялись всевозможные компоненты – мел, сахар, виноградный сок, лимонная кислота и многое-многое другое. Специалисты говорят, что в России XVIII века было известно порядка трехсот технологических вариаций, а применялось не менее сотни, и поскольку, это были индивидуальные авторские методики, зачастую в условиях конкуренции, хранимые в строжайшем секрете, то многие из них и исчезали вместе с авторами. В этом смысле технологию можно считать утраченной – всего обилия подходов и рецептур не сохранилось. Однако, несмотря на огромное разнообразие различных составов для оселкового мрамора, базовая техника всегда неизменна – это нанесение на отделываемую поверхность состава из гипса, клеевого раствора, и сухих пигментов с последующей шлифовкой и полировкой, и даже без каких-либо хитрых добавок. Полученное при этом покрытие будет ничем иным, как оселковым мрамором, а какие при этом применять добавки и применялись ли – личное дело каждого мастера, как и 200-300 лет назад, поэтому утверждение об утрате технологии можно считать не совсем корректным.

Двухсветный овальный зал Елагинского дворца в Санкт-Петербурге.
Двухсветный овальный зал Елагинского дворца в Санкт-Петербурге.

Технология, конечно же, существует и применяется, она будет существовать и далее, но, к сожалению, чисто теоретически. Искусство же изготовления оселкового мрамора, без сомнения, умирающее – такая отделка не вписывается в условия современного строительства из-за высокой себестоимости, трудозатратности и длительности технологического процесса. Оставшихся мастеров можно пересчитать по пальцам, а тех, кто придет им на смену – нет.

Тем не менее, пока еще случаются заказы на воссоздание оселкового мрамора или на его реставрацию на Памятниках Истории и Культуры, технология применяется. Сейчас мы ее рассмотрим подробно. Следует иметь ввиду, что оселковый мрамор имеет мало общего с отделкой, так называемой, «венецианской штукатуркой», а также с литьевым мрамором. Отличие, прежде всего, в конечном результате. Оселковый мрамор – имитация, но имитация красивая и благородная, часто по красоте и изысканности не уступающая природному камню, в отличии от многих современных материалов после применения которых поверхности и изделия смотрятся как дешевый пластик.

Основания для облицовки искусственным мрамором и их подготовка

До начала повсеместного применения цемента в строительстве в качестве вяжущего, т.е. до конца XIX века, облицовка оселковым мрамором производилась по кирпичным или деревянным поверхностям. Основными требования к основанию были прочность, устойчивость, отсутствие деформаций.

Поздние облицовки оселковым мрамором, которые активно применялись в отделке московского метро или, например, сталинских высоток, уже наносились на бетонные основания или штукатурный слой, выполненный из цементного или сложного (известково-цементного) раствора.

Отчасти, выполнение оснований на основе цемента было обосновано лучшими прочностными характеристиками, модой на цемент и признания его самым перспективным строительным материалом, однако одной из причин применения цемента было и то, что по мере роста темпов строительного производства, постепенно происходило снижение качества извести – основного типа вяжущего используемого на протяжении многовековой истории строительства. Технологически правильное производство извести с длительным сроком гашения и выдерживания в известковых ямах, не обеспечивало должной скорости строительного производства. Ускоренный же выпуск извести, промышленное производство извести-пушонки снижало качество извести как вяжущего, и необходимость “подкрепления ” известковых растворов цементом стала очевидной.

На фото: колонны, облицованные оселковым мрамором в здании Федеральной службы государственной статистики (“Росстат”), выполненные по проекту Ле Корбюзье.  Основания колонн – бетон чрезвычайно высокой марки, который очень плохо обрабатывается даже современными алмазными инструментами.

Колонны здания Колонны здания “Росстата” на Мясницкой улице.

Именно в период строительства московского метро и сталинских высоток утверждены официальные технологии производства оселкового искусственного мрамора. Надо сказать, что они не так уж и сильно отличаются от технологии XVIII-XIX веков, пожалуй, только применением новых материалов, которых не было в старину – металлических сеток для армирования и цемента в качестве добавки в известковый грунт.

Отделка оселковым мрамором деревянных конструкций

Деревянные основания под облицовку искусственным мрамором должны быть прочными. Перед нанесением мрамора по деревянной поверхности необходимо выполнить армирование. Для армирования традиционно использовалась деревянная дрань, так же, как и для штукатурных работ, позднее мастера стали использовать металлическую сетку типа “рабица”, окрашенную антикоррозийными составами или оцинкованную. Перед креплением драни или сетки деревянную конструкцию обивали войлоком для лучшей тепло- и звукоизоляции.

Крепление как металлической сетки, так и дранки должно обеспечивать отступ от основной конструкции не менее 1,5-2 см. При реставрации или изготовлении вновь оселкового мрамора по деревянным поверхностям, производится также антисептическая и биоцидная обработка древесины специальными составами, которые представлены на рынке в наше время в большом ассортименте.

Оселковый мрамор по кирпичным и бетонным основаниям

Кирпичные и бетонные основания перед облицовкой оселковым мрамором должны быть очищены от пыли, грязи, остатков штукатурки или старых покрасок, а также масляных и жировых пятен. Полезна также насечка поверхности для лучшего сцепления с грунтом, а также обработка поверхности акриловыми грунтовками для обеспыливания и укрепления поверхностного слоя конструкции, усиления адгезии к поверхности.

Оселковый мрамор – технология облицовки

Накладывание грунта

Состав грунта под облицовку оселковым мрамором:

Составляющие

Соотношение составляющих (в частях по весу) 

по кирпичу и бетону

по кирпичу и дереву

по дереву

Цемент

1

1

Известь (тесто)

1

Гипс

1

Песок

3-4

5

2

Вода

до необходимой густоты

 

Грунт под облицовку оселковым мрамором наносят, как правило, двумя слоями. Толщина слоя (общая) должна быть не менее 15 мм.

Первый слой грунта называют обрызгом. Его делают жидким раствором с толщиной слоя не более 5 мм. После того, как этот слой схватится, наносят второй слой грунта из более густого раствора. Если в состав грунта входит цемент, то грунт смачивают 2-3 раза водой на следующий день после нанесения, во избежание слишком быстрого высыхания и появления трещин и отслоений. Смачивание поверхности производят ежедневно в течение недели и более.

Если грунт для мрамора при облицовке деревянных поверхностей на основе гипса, то смачивание поверхности не приводит к замедлению схватывания – таковы свойства гипса, поэтому для замедления схватывания гипсовую смесь затворяют водным клеевым раствором (2-2,5%), используя один из животных клеев (костный, мездровый, казеиновый, рыбный).

В цементные или сложные составы добавляли раньше для дополнительного армирования слоя обрызга овечью шерсть или волокна асбеста. В современных условиях весьма полезным будет добавление в раствор, применяемый для обрызга, стекловолоконной фибры (0,6-1 кг. на 1 куб. м. раствора).

Отклонения поверхности, покрытой грунтом, от вертикали или горизонтали более чем на 2% – не допускаются.

Необходимо обеспечить хорошее сцепление отделочного слоя оселкового мрамора с грунтом. Для этого поверхность грунта не затирается, а остается шероховатой и на ней процарапывается сетка глубиной 3-4 мм.

Нельзя наносить отделочный слой до полного высыхания слоя грунта. Грунт высыхает в течение одного месяца, а оптимальная температура воздуха при этом в помещении – 18-20 градусов. При более высокой скорости высыхания возможно появление трещин. Также полностью должны быть исключены сквозняки.

Обязательность строгого соблюдения этих технологических условий, является одной из причин низкой востребованности отделки оселковым мрамором на современных строительных объектах. Заказчики зачастую не могут допустить такие протяженные сроки, а соблюдение температурно-влажностного режима мало возможно в условиях динамичного строительства и постоянных перемещений рабочих и строительной техники по объекту.

Накладывание лицевого слоя гипсового оселкового мрамора 

Щитовой и лопаточный – это два основных способа нанесения лицевого слоя мрамора из гипса поверх слоя грунта. В свою очередь щитовой способ может быть накладным или насыпным.

При любом способе нанесения выполняются следующие технологические операции:

·         установка маяков на отделываемой поверхности;

·         смешивание сухих компонентов;

·         приготовление водного клеевого раствора;

·         замешивание гипсового теста;

·         накладывание гипсового теста.

Некоторые инструменты для работы с оселковым мрамором.Некоторые инструменты для работы с оселковым мрамором.
Установка маяков (марок) на отделываемой поверхности

Сначала вся отделываемая поверхность расчерчивается на прямоугольники. Размеры этих прямоугольников, должны быть такими же, как и размеры щитов, которые будут использоваться в дальнейшем.  Гипсовые марки устанавливаются в каждой точке пересечения четырех соседних прямоугольников. Эти марки удаляются впоследствии после укладки лицевого слоя отделки, а места их установки заделываются подобранным по цвету мраморным тестом.

Смешивание сухих компонентов

 Для выполнения работ используется верстак длиной 2-3,5 м, шириной 1-1,5 м, удобной высоты. Верстак должен иметь гладкую поверхность и быть устойчивым к воздействию влаги, также быть достаточно устойчивым и прочным, поэтому мастера в качестве столешницы верстака часто используют цельную плиту из натурального мрамора или гранита, а также толстую ламинированную фанеру.

Прежде всего изготавливаются образцы. Размер образцов должен давать полное представление об окончательном виде лицевой поверхности – ее цвете, тоне, рисунке и степени полировки, поэтому может быть разным, однако в реставрации нормативами установлены размеры образцов – 25 х 25 см. и 40 х 50 см. На образцах проводится полный цикл всех операций вплоть до стадии полировки и вощения. Затем приступают к приготовлению смеси тех составов, которые были использованы при изготовлении выбранных образцов. В настоящее время образцы производятся, как правило, до начала работ или на стадии переговоров с заказчиком.

Смесь заготавливается сразу на весь объем работ из материалов одной закупочной партии. Основной материал – высокопрочный гипс. В настоящее время, как правило, используется гипс Г-16, произведенный в Самаре, также весьма положительно себя зарекомендовал гипс формовочный EUROGIPS Kartonpiyer турецкого производства. Качество этих гипсов достаточное для производства оселкового мрамора, важно чтобы гипс был свежим и сухим – у нас есть печальный опыт выполнения облицовки оселковым мрамором из замечательного самарского гипса, но пролежавшего пару месяцев зимой в металлическом контейнере. Результат плачевный. Необходимая тонкость помола этих гипсов соответствует, как правило, требованиям, предъявляемым к гипсу для оселкового мрамора, однако мастера привыкли контролировать степень помола всегда – иногда попадаются некачественные партии поставки. Тонкость помола должна соответствовать:

– через сито 64 отверстия на 1 кв. см проходит полностью;

– на сите в 900 отверстий на 1 кв. см. остаток должен быть не более 10%.

Также всегда определяется качество гипса по внешним признакам. Признаки хорошего качества гипса:

1.      Затворяют небольшое количество гипса и делают отливку на стекло. Отливка высушивается, затвердевает, потом ее отделяют от стекла. Поверхность отливки, которая была в контакте со стеклом должна быть глянцевой и не рыхлой;

2.      Партия гипса должна быть белого цвета, без посторонних включений и крупинок:

3.      Затвердевший гипс ломается с характерным треском;

4.      Гипсовая смесь через несколько минут после затворения водой становится теплой;

5.      При отстаивании смеси после затворения гипса не наблюдается расслаивание смеси на гипс и воду. 

Цвет, тон и рисунок искусственного мрамора получается благодаря применению сухих пигментов. Для получения мрамора определенного рисунка и цвета используют различные натуральные сухие пигменты: сажа, ультрамарин, различная охра, мумия, окись хрома, сурик железный и другие. В настоящее время также успешно применяются современные синтетические сухие пигменты, обладающие рядом достоинств – высокая светостойкость, существенно более богатая по сравнению с натуральными пигментами цветовая гамма. Пигменты добавляют в количестве 0,25-15% веса гипса, в зависимости от необходимого цвета и тона, добавление пигментов не должно влиять на прочность покрытия.

Современные сухие пигменты.
Современные сухие пигменты.

Сухая смесь готовится так: гипс рассыпается на верстаке слоем толщиной 6-8 см, сверху через сито просеивают нужные пигменты. После этого смесь перемешивается, и при необходимости, дважды просеивается через сито 625 отверстий на один квадратный сантиметр и, если нужно, перетирается на ручной мельнице до получения однородного цвета.

Приготовление водного клеевого раствора

Для раствора используются качественные светлые клеи животного происхождения – костный, рыбный, мездровый, осетровый, казеиновый. Процентное содержание клея в водном растворе должно составлять 1-2,5%. Сухой клей замачивают на 12-16 часов в холодной воде, в таре, неподверженной окислению. После этого растворяют до окончательного состояния, при котором комки полностью исчезают. Для перемешивания пользуются деревянной лопаткой. Растворенный клей хранится недолго – не более двух дней.

Приготовление гипсового теста
Приготовление гипсового теста.
Замешивание гипсового теста
Насыпной щитовой способ

Рассмотрим насыпной щитовой способ. Слоями толщиной от 0,5 до 5 см (зависит от рисунка) на верстак насыпают сухие гипсовые смеси нужных цветов. Сначала насыпается смесь основного цвета, затем смеси цвета прожилок, потом смеси переходных цветов.

Аналогичные слои рассыпаются поверх первых трех. Количество насыпанных слоев может быть от трех до двадцати пяти, толщиной (общей) до двадцати сантиметров, но толщина слоев при этом должна быть различной. Это необходимо для достижения естественности последующего рисунка.

Достаточно близко к верстаку вплотную один к другому раскладывают щиты размера примерно 80 на 120 см. Щиты могут быть из дерева, влагостойкой фанеры и других подходящих материалов. На щиты укладывают мешковину, размер которой должен быть несколько больше размера щитов. Для того, чтобы мешковина не мешала укладке, края ее подворачивают под щит. Количество щитов должно соответствовать площади одновременно покрываемой поверхности. Обычно кладут 10-12 щитов.

Для облицовки криволинейных поверхностей, например, круглых колонн, вместо щитов используются гибкие маты из планок. Планки соединяются ремнями или плотной тканью.

Насыпной способ применяется при желании получить усложненный рисунок. Смесь с верстака переносится на щиты. Для этого используют плоский совок.  При этом раскладываемый слой должен поворачиваться в вертикальной плоскости по возможности на 90 градусов – это необходимо для формирования будущего рисунка. Слой смеси должен быть больше расчетной толщины мрамора в два раза и составлять толщину от 1,5 до 3 см. После разравнивания смеси на щитах и покрытия ее мешковиной (можно марлей), смесь поливают из лейки клеевым раствором до полного пропитывания смеси.

Накладной способ

Отличается от насыпного тем, что вместо сухих смесей на щиты кладут уже готовое гипсовое тесто.

Тесто приготавливается разных цветов, в необходимом соответствии утвержденному образцу. Его укладывают на шиты с мешковиной. Сначала укладывается тесто основного цвета покрытия, затем укладывают тесто, соответствующее рисунку мрамора (прожилки, включения). Лицевой поверхностью мрамора будет поверхность со стороны щита. Тесто выравнивается правилом по деревянным или алюминиевым рейкам, укрепленным по краям щита. Щиты нумеруются, для того чтобы укладывать мрамор на поверхность в определенном порядке по номерам.

Гипсовое тесто при накладном способе изготовления Гипсовое тесто при накладном способе изготовления “оселка”.

Таким способом можно получить мрамор тонкого рисунка. Можно усложнить рисунок вдавливая комья мраморного теста нужных цветов в уложенную на щитах массу. Также часто встречается оселковый мрамор, имеющий включения натуральных камней, в частности, природного гипса или оникса.

Нанесение гипсового теста на поверхность
Щитовой накладной способ нанесения мрамора 

Подготовленный грунт обмазывается жидким гипсом толщиной слоя не более 2 мм. Тесто уже разложено на щитах. Рабочие прикладывают щит с гипсовым тестом, начиная снизу, упираясь низом щита, быстро и с усилием прижимают щит к поверхности, покрытой грунтом. После этого щит убирается, мешковина пока остается, через нее прохлопывают и выравнивают наложенное гипсовое тесто для того, чтобы обеспечить его максимальный контакт с грунтом и удаление воздушных пузырей, которые при необходимости убираются с помощью проколов. При укладке щитов нужно соблюдать шахматный порядок. Рисунок подправляется вручную, особенно по границам щитов.

Нанесение оселкового мрамора с помощью лопаток (лопаточный способ)

 Перед накладкой грунт смазывается жидким гипсом с толщиной слоя не более двух миллиметров. Наверное, не имеет смысла подробно описывать траекторию движения руки мастера с зажатой в ней лопаткой для того, чтобы была понятна суть процесса нанесения гипса, которая заключается в том, что тесто определенным образом перекладывается с одной лопатки на другую с переворачиванием таким образом, чтобы при нанесении лопаткой на отделываемую поверхность получился нужный рисунок. Тесто основного цвета накладывается руками. Для того, чтобы получить мрамор с прожилками укладывают на верстаке несколько слоев теста толщиной (общей) порядка 20 см. Этот пласт режется на куски, которые набрасываются или накладываются, затем разравнивается. После накладки пространство между набросанными кусками, на которых наиболее выраженный рисунок, заполняют тестом основного цвета.

Очистка и острожка оселкового мрамора

 Для очистки поверхности применяют цикли, а также царапки. Дожидаются схватывания теста, а спустя 2-3 часа производят очистку. Результатом очистки и острожки должно стать устранение мелких неровностей и проявление цвета мрамора.

Острожка оселкового мрамора.Острожка оселкового мрамора.

К острожке поверхности приступают на следующий день после очистки.  Для этого используется инструмент под названием шерхебель. Сначала определяется толщина снимаемого слоя облицовки с целью доведения толщины покрытия до проектной, при этом нужно ориентироваться на установленные ранее марки и маяки, которые необходимо предварительно очистить. В труднодоступных местах, где нет возможности произвести острожку шерхебелем, используют стамески. В процессе снятия лишнего слоя мрамора поверхность периодически проверяют правилами, рейками, шаблонами. После доведения толщины покрытия до проектной, марки и маяки удаляются, а места их установки заделываются гипсовым тестом соответствующего цвета. После затвердения гипса в местах докомпоновок производят окончательную зачистку поверхности. Криволинейные поверхности зачищаются рубанками, железки рубанка используются самодельные, с соответствующим профилем.

После острожки поверхности можно приступать к окончательной отделке оселкового мрамора. Пожалуй, отделка – это самый важный этап всего технологического процесса, потому что в результате ее мрамор приобретает крайне привлекательный внешний вид, аналогичный виду натурального полированного мрамора, а иногда, благодаря бесшовности и необычной цветовой гамме, вид даже превосходящий по декоративности натуральный мрамор.

Отделка поверхности облицовки

Отделка оселкового мрамора заключается в многократном повторении циклов шлифования, полировки и шпаклевания увлажненной поверхности.  Эта длительная и кропотливая работа, выполняемая только вручную при низком давлении на поверхность, приводит к постепенному уплотнению изначально мягкого материала – гипса, который в процессе приобретает прочность, сравнимую с прочностью мягких пород натуральных мраморов (прочность – 1,2 – 1,6 МПа и средняя плотность – 1100 – 1300 кг/м3).

Мы можем прекрасно разбираться в аэродинамике, знать о законах Бернулли, о том, что такое сопло Лаваля и число Маха, знать о том, как летают самолеты, и тем не менее, глядя на них, задаваться вопросом: «А как эта махина летает?» Из этой же серии тема постепенного упрочнения искусственного мрамора в результате его отделки. Вроде бы все понятно, но то, что под руками мастера гипс превращается в камень, принять сложно. Однако, по факту именно это и происходит.

Отделка оселкового мрамора.
Отделка оселкового мрамора.
Грубое шлифование и шпаклевание оселкового мрамора

Первичное шлифование выполняется природными абразивами – печорой или пемзой. Для справки поясним, печора – это точильный камень, природного происхождения, который разрабатывался в России в XIX в. в районе Печоры – города в Республики Коми РФ, ну а, пемза – вулканическое стекло, имеющее пористую структуру.

Поверхность подверженную шлифованию периодически смачивают водой, шлифовку производят во всех направлениях при равномерном давлении на брусок. В процессе шлифовки, возникающую грязь постоянно убирают влажной губкой. Шлифование продолжается до исчезновения следов острожки и царапин. После завершения шлифования, поверхность мрамора промывают водой, губкой собирают всю влагу.

Высохшая поверхность затем шпаклюется. Шпаклевание необходимо для устранения мелких дефектов, заделки раковинок и каверн, мелких царапин. Для шпаклевания применяется гипсовое тесто нужного цвета, для затворения теста используется 5-6% клеевой раствор. Шпаклевочная масса наносится кистью. После того как она впитается, ее разравнивают, излишки шпаклевки снимают деревянным шпателем. Также шпатель используется для шпаклевания отдельных мест покрытия, или в последнее время, мастера успешно используют для этих целей ненужные пластиковые карточки. Важно – толщина шпаклевочного слоя должна быть по возможности минимальна.

Шпаклевание оселкового мрамора.Шпаклевание оселкового мрамора.

Поверхность снова подвергается шлифованию через два-три дня. Только шлифование должно быть уже не грубое, а более тонкое. Если же поверхность еще не готова к более тонкому шлифованию – шпаклевка имеет толстый слой, наблюдаются заметные царапины и раковины, то повторяют шлифование грубыми абразивами (печора или пемза). Если же слой шпаклевки не толстый, то используют шифер (черный) №1.

Шифер – это природный материал, относящийся к сланцам. Сланец – натуральный камень, имеющий слоистую структуру, способный раскалываться на тонкие пластины. В старину пластины природного шифера использовали для устройства кровель. Кроме того, пластины шифера обладают явными абразивными свойствами. Современный искусственный кровельный материал – шифер (как правило, волнистый), имеет такое же название, как и шифер природный.

Всю последовательность отделки (шпаклевки и шлифовки) повторяют столько, сколько необходимо. Поверхность должна получится ровной и гладкой. После чего поверхность протирается, вся влага удаляется. Это можно делать губкой.

Тонкое шлифование поверхности оселкового мрамора

 После завершения всех циклов грубого шлифования и шпаклевания поверхности и ее просыхания в течение двух-трех дней, наносится снова тонкий слой шпаклевки, который затем шлифуется плотным шифером №2 (серым), опять-таки при смачивании водой. Движения при шлифовке должны быть плавными, круговыми, пересекающимся, с равномерной силой нажатия. Поверхность периодически протирают губкой. Через 4-6 часов после окончания шлифования и просыхания поверхности, мрамор проклеивают 8-10% раствором клея, наносимого кистью до полного насыщения.

Через один-два дня влажную поверхность шлифуют шифером №2 (серый) и лощат оселком №1 (зеленый). Перед каждым шлифованием обязательно выполняется шпаклевание поверхности. Лощение проводится до появления «бархатистости» – некоторого специфического блеска. В результате всех этих операций получается плотная поверхность, без раковин, пор и царапин.

Полировка мрамора

После лощения, поверхность оселкового мрамора очередной раз покрывается раствором клея, пару дней она просушивается. Затем начинается полировка твердым оселком (черным), которая продолжается до появления матового блеска. Полировка производится по увлажненной поверхности, для того, чтобы она не нагревалась, нагревание поверхности – недопустимо. После полировки черным оселком, поверхность должна быть блестящей, если же наблюдаются пятна без блеска, то поверхность снова покрывают клеевым раствором и через 1-2 часа снова полируют. Весь цикл повторяется то тех пор, пока вся поверхность не приобретет равномерный блеск.

Еще одним интересным абразивным материалом, который применяется для полировки профилированных и труднодоступных поверхностей, является многолетнее травянистое растение – хвощ полевой. Хвощ обладает высокими абразивными свойствами, которые испокон веков использовали на Руси, например, для чистки металлической посуды.

Следует отметить, что помимо традиционных абразивных материалов – печоры, шифера, оселков, можно применять современные «губки» для полировки натурального камня, и даже влагостойкую шлифовальную шкурку, но почему-то эффект от их применения хуже. Также ни к чему не привели попытки механической обработки поверхности шлифмашинами – степень полировки существенно хуже, чем при полировке оселками, на стадии грубой шлифовки применять можно, но не имеет смысла, потому что грубая шлифовка – не самая значительная часть технологического процесса.

Вощение поверхности оселкового мрамора

 Лощеной и просохшей в течение 6-8 дней поверхности, придается зеркальный блеск с помощью воско-канифольной мастики. Эта мастика очень часто применяется для различных реставрационных работ – при реставрации живописи, натурального камня. Профессиональные реставраторы считают воско-канифольную мастику одним из лучших материалов. Есть даже такие, которые для антикоррозийной защиты днища своих автомобилей используют только ее, не доверяя современным материалам. Воск, как известно обладает прекрасными консервирующими свойствами, придает визуальный блеск, однако, при этом восковое покрытие непрочное и имеет низкую температуру плавления. Добавление к воску канифоли как раз увеличивает прочность смеси и температуру плавления, то есть придает стойкость покрытию.

Состав воско-канифольной мастики:

Воск натуральный                                                 1  часть по весу

Канифоль                                                                 0,3 части по весу

Скипидар живичный                                               2  части по весу

Воск натирается на крупной кухонной терке, канифоль измельчается в порошок, все это заливается скипидаром и подогревается на водяной бане при перемешивании до получения однородной массы.  Мастику наносят на поверхность холщевой тряпкой, затем сразу растирают до блеска мягкой тканью – фетром или замшей.

Окончательное придание блеска, а также уход за поверхностью в процессе эксплуатации можно производить с помощью восковой пасты следующего состава:

Воск натуральный                                                  1 часть по весу

Мыло хозяйственное (40%)                                  0,2-0,25 части по весу

Бензин                                                                      до получения нужной                                                                                                                                консистенции

Прежде чем натирать мрамор этой пастой, необходимо протереть поверхность небольшим количеством растительного масла.

Поверхность оселкового мрамора после полировки и вощения.Поверхность оселкового мрамора после полировки и вощения.

Заключение

На этом процесс облицовки оселковым мрамором заканчивается. Нужно сказать, что окончательную прочность мрамор набирает еще в течение примерно двух месяцев. Мы описали технологию изготовления новой облицовки – это то, что реставраторы называют “новоделом”. В последующих статьях мы расскажем о технологии реставрации оселкового мрамора – в настоящее время эта работа более востребована на многих Памятниках Истории и Культуры, а также уделим внимание упрощенному способу изготовления оселкового мрамора и, так называемому, утюжковому мрамору.

Как видно, процесс облицовки искусственным мрамором весьма трудоемкий и длительный, но результат того стоит. Нам не нравится слово «искусственный» в официальном строительном названии этого уникального вида облицовки, слово «искусственный» как бы подчеркивает ненатуральность, суррогат, а также не совсем правильно считать оселковый мрамор имитаций природного камня, потому что в течение веков, облицовка оселковым мрамором стала обособленным, не связанным, благодаря любой мыслимой цветовой гамме, с натуральным камнем видом высокохудожественной отделки. Российские государи, а также представители знаменитых российских фамилий – Юсуповы, Шереметьевы, Голицыны и другие, несмотря на то, что могли бы себе позволить покрытие стен и колонн, не то что натуральным камнем, но и чистым золотом, тем не менее хотели видеть в интерьерах своих дворцов именно оселковый мрамор.

Изготовление искусственного мрамора в домашних условиях

Я предлагаю в качестве домашнего бизнеса очень интересную, реальную и при этом доступную каждому  технологию.

В КАЧЕСТВЕ ЭПИГРАФА:

С удивлением обнаружил, что по подобной технологии построены Египетские пирамиды, стеллы, памятники и другие архитектурные сооружения. Поэтому ни одна фирма, будь то так называемые создатели SHOCK, Corian и др., не может претендовать на авторские права. Искусство принадлежит народу.

Для пробного образца использовался РЕДОНТ-3. Он является сырьем в стоматологии для изготовления базисов.

Его аналоги ЭТАКРИЛ и ФТОРАКС. Но эти материалы удобны только для пробы, поскольку выпускаются в небольшой упаковке (250гр.) и немного дороже по сравнению с техническими АСТ-Т, БУТАКРИЛ. И их можно свободно преобрести в стоматматериалах, а иногда даже в аптеке. АСТ-Т и БУТАКРИЛ продаются в минимальной упаковке 5кг порошка и 5л жидкости. Т.е. для приобретения опыта и навыка можно потренироваться на малых объемах. В качестве наполнителя я использовал мелко набитый щебень (до 4мм). Можно использовать

обычный песок, окрашенный щебень и песок. Данные пластмассы используются также для изготовления пресс-форм для отливки из полиэтилена и т.п.

Можно изготовить стол, или дверку, или надгробный памятник.  Изготавливается рамка из железа соответствующей формы. Ну, допустим для стола метр на метр вы изготовили рамку с внутренним размером метр на метр. Желательно чтоб эта рамка была разъемной для удобства доставания готового изделия. Внутренняя часть рамки фрезеруется под тот профиль который вы хотите придать кромке стола. И главное хорошо полируется. Эта рамка ложиться на стекло. Стекло должно быть очень идеально протерто. Потому что на соприкосковении отливки со стеклом образуется идеально прозрачная и ровная глянцевая поверхность. И даже обычный отпечаток пальца прилипнет на отливку. Затем в рамку заливается смесь материала со щебенкой или тем наполнителем, что вы выберете. В количестве щебенки можно не стесняться. Чем больше — тем меньше расхода материала. Дальше — опять же удешевление изделия — вкладываете в залитую рамку плиту ДСП соответствующего размера, но чуть меньше от рамки, чтобы по краям эта плита тоже оказалась залитой материалом. Даете час высохнуть и подогреваете теплым воздухом. Через полчаса все окончательно затвердеет.

Если вы изготовили форму из полиэтилена или гипса, то полученное изделие придется полировать. Но мой вам совет — на стекле получается такая классная отливка, что ни одной полировкой не достичь. Если на готовом изделии произошло повреждение любого типа — не отчаивайтесь. Разведите опять немного материала и заливаете повреждение. Этот материал сам с собой настолько целостно соединяется, что снова становится монолитом.

Склеивание.

Изделия из акриловых пластмасс хорошо склеиваются. В качестве клея применяются растворы дробленного органического стекла 2-3% в дихлорэтане, ледяной уксусной кислоте, хлороформе и др.

Окрашивание.

Окрашивание акриловых пластмасс производится путем смешения в шаровой мельнице порошка с пигментами соответствующих цветов. При применении жирорастворимых красителей последние растворяют в жидкости акриловых пластмасс. Окраску готовых изделий производят готовыми лаками, масляными красками, эмалями и др. обычными методами.

Механическая обработка.

Изделия из акриловых пластмасс обрабатывают точением, фрезерованием, сверлением, шлифованием, полированием и др. методами.

Сведения по технике безопасности и промсанитарии.

ЛИТЬЕВОЙ МРАМОР

С точки зрения химии полимербетон — это отвержденная высоконаполненная полиэфирная смола (18-21% смолы и 78-81% кварцевого песка или другого инертного минерального наполнителя). По заключению финской фирмы NESTE Chemicals защитно-декоративное покрытие изделий из искусственного камня выполняет все требования, необходимые для использования на улице и в помещениях.

Тротуарные плиты из литого мрамора, уложенные на опытном участке 11ИИЖБ в 1967г., и тротуар, выложенный в те же годы в Брестской крепости, находятся и по сей день в хорошем состоянии.

В Средней Азии с 1962г. облицовка из искусственного мрамора скатов гидротехнических сооружений, подвергающаяся сильному воздействию сбрасываемого (60-80%) годового стока и донных наносов (40-100 тыс.м3 наносов). В межпаводковые периоды облицовка подвергается атмосферному воздействию и высокой солнечной радиации.

Одним из направлений применения искусственного камня являются сантехнические изделия.

Практически во всем мире можно встретить элементы фасадов и крыш, подоконники, оконные проемы, лестничные ступени, перила, столешницы, умывальники, ванны, унитазы, изготовленные из искусственного мрамора.

Дополнительную информацию по теме искать по ключевым словам: SHOCK, Corian и литьевой мрамор

< Предыдущая   Следующая >

Искусственный мрамор — полимерный, гипсовый или бетонный камень

искусственный мрамор 2

 

Искусственный мрамор в зависимости от условий применения изделия может быть изготовлен на основе смолы, гипса или бетона.


С о д е р ж а н и е

  1. Искусственный мрамор и его преимущества перед натуральным камнем.
  2. Мрамор на основе смол.
  3. Искусственный мрамор из гипса.
  4. Мрамор из бетона.

Современные материалы и технологии позволяют заменить натуральный камень его имитацией, получая изделие с рядом преимуществ и улучшенных характеристик:

  1. Наиболее важным преимуществом является цена. У имитации она значительно ниже, чем у натурального мрамора.
  2.  Другим аспектом является устойчивость. Мрамор довольно чувствителен, и во время разлива соков, вина или при контакте с черникой у него возникают окраска и химические ожоги поверхности. Изделия с имитацией мрамора прочны, их легко очистить.
  3. Материалы из искусственного мрамора Вы оцените также при строительстве и отделочных работах. Их толщина (и, следовательно, вес) намного меньше, чем у натурального камня.
  4.  При изготовлении изделий из искусственного мрамора можно получить значительно больше цветовых оттенков.
  5.  Имитация мрамора разнообразнее и интереснее выглядит на кухонных столешницах, раковинах, на облицовке каминов и в изготовленных малых архитектурных формах для приусадебных участков.

Мрамор на основе смол


мрамор на основе смолы

 

Этот полимерный искусственный камень имеет еще несколько названий: жидкий камень, акриловый камень или литьевой камень.

Основой такого мрамора является смола (полиэфирная, акриловая и другие). В смолу в различных количествах добавляют наполнители и пигменты. В качестве наполнителей чаще всего используют каменную крошку, кварцевый песок, соли металлов и другие химические соединения.

Изделия из литьевого мрамора достаточно распространены и часто заменяют изделия из традиционных материалов.

Искусственный мрамор идеален для всевозможных отделочных работ. Сантехника из литьевого мрамора уже не кажется большинству людей излишней роскошью. В первую очередь надо отметить ванны и кухонные принадлежности. Конкуренцию сантехнике по части востребованности составляют и подоконники из этого искусственного материала. Возвращаясь к ваннам из литьевого мрамора, можно отметить, что их поверхность всегда воспринимается теплой. Она не вступает в реакцию с бытовыми моющими средствами. Помимо этого, такие ванны “не склонны” к образованию трудно удаляемых отложений. Литьевой мрамор столешницы отмывается одним движением руки.

 

столешница из искусственного мрамора

 

Стол из мрамора может выполняться произвольных размеров и разнообразной конфигурации. Поэтому чаще всего для их изготовления приходится каждый раз делать новую опалубку.

К группе особо ходовых товаров относятся также подоконники. Искусственный материал не теряет геометрии даже при неблагоприятных атмосферных воздействиях. Подоконники из искусственного мрамора намного надежней в эксплуатации, чем традиционно выпускаемые. Постоянное развитие технологии производства делает мраморные подоконники все более доступными в цене.


Искусственный мрамор из гипса


Существует большое количество методов изготовления изделий из гипса, имитирующих натуральный мрамор. Рассмотрим некоторые из них.

Первый способ и самый простой

 

искусственный мрамор из гипса

 

Отдельно готовятся два гипсовых раствора различного цвета. Желательно, чтобы они гармонировали между собой. Если один из них значительно темнее второго, то его можно сделать в меньшем количестве.

Для того, чтобы не было спешки в работе, необходимо в состав растворов ввести замедлитель схватывания и  дополнительно использовать приемы, о которых указывалось при отливке гипсовой фигурки.

В качестве замедлителей лучше всего использовать свежегашеную известь (около 2,5 %), так как она кроме замедления добавит прочность изделию. Можно использовать и лимонную кислоту (1%), но это снижает прочность отливки.

Сам пигмент и пластификатор также являются замедлителями схватывания гипсового раствора. Поэтому в зависимости от их количества время возможной работы с пластичным материалом сильно варьируется и подбирается опытным путем.

Хорошими свойствами обладает бура (6-10%), она и замедляет процесс затвердевания (до нескольких часов), и укрепляет гипс. Для этих же целей можно добавлять столярный клей, но об этом в следующем методе.

Возвращаемся к подготовленным разного цвета растворам гипса. Их необходимо смешать. Делать это надо не спеша и осторожно, вливая тонкой струйкой более темный раствор в светлый и слегка все перемешивая. Главное, чтобы они не сливались и не получался третий цвет. Хотя частично этого не избежать – будут цвета перехода.

Приготовленную таким образом смесь постепенно заливаем в форму. Если форма плоская, то места заливки можно менять в зависимости от получаемого рисунка.

Второй способ изготовления мрамора из гипса

 

искусственный мрамори из гипса 1

 

Как обычно готовится гипсовый раствор, но в воду добавляется заранее разведенный в горячей воде столярный клей. Затем в эту смесь вливается растворенная в теплой скипидарной ванне не водорастворимая смола.

После этого добавляется необходимое количество пигмента и смесь перемешивается до получения разводов от внесенной смолы. Готовый раствор можно не спеша заливать в форму.

Третий способ: оселковый мрамор

Видов и рецептов оселкового мрамора огромное количество. Его название пошло от названия абразивного бруска (оселок), который используется на последних стадиях обработки и полировки изделия.

Рассмотрим основные подходы к составлению рецептуры, которая может меняться в зависимости от используемых ингредиентов, также как формируется в зависимости от применения состав пластичного декоративного  и мелкозернистого бетона.

При изготовлении оселкового мрамора необходимо получить разноцветные и отличающиеся по густоте пластичные и долго не застывающие куски гипсового теста.

В качестве замедлителя используют винную кислоту и сахар (в небольших количествах). Водный раствор по вкусу напоминает чай с лимоном. Сахар пластифицирует вяжущее, смесь становится более “жирной” и это помогает снять напряжения в изготовленном изделии.

Если планируется наносить гипсовое тесто на какую-то основу (как в видео по изготовлению колонны), то комки гипса должны иметь консистенцию густой сметаны или очень мягкого пластилина. Когда нужно набивать форму, то чем плотнее будут куски, тем лучше. Если их еще и утрамбовать, то можно получить повышенную прочность. Предварительно в полости между комьями можно заливать (вносить) более жидкий гипс для получения фонового цвета.

Каждый мастер выполняет эту работу по своему уникальному алгоритму. Рисунок никогда не повторяется. Известь в смеси укрепляет ее и дает возможность лучшей обработки и полировки.

Для примера состав очень похожей гипсовой смеси (шпатлевки) для заделки стыков между листами гипсокартона (с использованием “химии”):

Гипс ГВВС-16 – 60ч.

Микрокальцит (60 – 100 мм ) – 36 ч.

Гидратная известь – 3 ч.

РПП – 1 ч.

Эфиры целлюлозы – 0,3 ч.

Винная кислота – 0,05 ч.

Отдельно изготовленные цветные комья можно делить на более мелкие и снова смешивать между собой (как делают с цветной детской термоглиной для моделирования). К ним можно подсыпать сухой железоокисный пигмент и снова перемешать. Таким образом в конечном изделии из оселкового мрамора можно получить более мелкий рисунок с прожилками. Цвета при этом не смешиваются.


Мрамор из бетона


мрамор из бетона

 

Ранее в статье про изготовление тонкостенных декоративных плиток из мелкозернистого бетона уже приводилось несколько фотографий искусственного мрамора из бетона. В целом процесс изготовления чем-то напоминает первый способ про искусственный мрамор из гипса.

Метод – искусственный мрамор из бетона – использовался также при изготовлении вазы для верхней части фонтана. Ваза получилась бело-розовой, напоминающей по своей структуре камень туф.

Меняя цвет и пропорции пигмента, а также используя дополнительные приемы (как при изготовлении декоративных плиток) можно получить не только мраморные рисунки, но и поверхность, имитирующую другие натуральные камни.

При изготовлении большого количества искусственного мрамора из бетона (например, тротуарной плитки) нужен бетоносмеситель принудительного действия (растворомешалка). При этом не будет использоваться щебень, а только песок, цемент, пигменты, пластификатор и добавки.

Бетон по этой технологии должен иметь минимум воды и быть жестким. От этого зависит его качество и глянцевая поверхность. Вместо принудительного бетоносмесителя (он достаточно дорогой) для изготовления небольшого количества бетона можно использовать миксер или дрель с насадкой.

Естественно, что мрамор из бетона может использоваться в любых климатических условиях, что недоступно мрамору из гипса.

Всем удачи в вашем творчестве и до новых встреч на страницах kamsaddeco.com.


 

Статьи на тему

Технология окраски под мрамор

Сухие строительные смеси и их состав

Окраска бетона

Применение пластификаторов

Как сделать вазу из бетона

Делаем декоративную вазу с изготовлением силиконовой формы

Как правильно использовать формы-трафареты

Видео: искусственный мрамор из гипса

Оселковый мрамор — технология изготовления своими руками

Оселковый мрамор – это искусственный материал, который также называют, декоративным, который имитирует натуральный мрамор по своей фактуре и цвету. По своему составу, декоративный мрамор состоит из гипсовой массы, которая разбавляется клеевыми составами на основе воды, с добавлением необходимых красителей.

Декоративный мрамор различается: по виду рисунка (цветной, однотонный, многоцветный, разнотонный, орнаментный), по технологии изготовления (насыпной и «под лопату»), по способу нанесения (щитовой, лопаточный, упрощенный, шаблонный, штукатурный).

Использование искусственного мрамора позволяет создать структуру натурального мрамора и других природных камней, таких как: гранит, оникс, опал, яшма, малахит, лазурит и другие. Изделия из оселкового мрамора не уступают природным аналогам, но превосходят их по цветовой гамме, теплоте и индивидуальности.

Технология изготовления

Изготовление осёлкового мрамора в печиИзготовление осёлкового мрамора в печи

Оселковый (гипсовый) мрамор, это более легкий материал, в сравнении с натуральным мрамором. Для изготовления используется формовочный гипс тонкого помола, без примесей песка и исключительно белого цвета. В качестве замедлителя схватывания используется клей, разведенный в воде, за некоторое время до замешивания гипса. Для создания требуемого окраса мрамора, используются краски, изготовленные на основе минеральных, органических и искусственных красителей.

При изготовлении материала используется специальный и строительный инструмент: сита с отверстиями различного диаметра, совки, ковш, кельма, лейка, ведра, царапка, шерхебель, цинубель, цикля, отборник, стамеска, нож, кисти и губка.

Процесс производства происходит в несколько этапов, это: подготовка, острожка, шлифовка и полировка.

Подготовка выполняется двумя способами.

Насыпной способ

При подготовке данным способом, сухая гипсовая смесь насыпается в несколько слоев, на заранее подготовленной поверхности (верстаке). Слои различаются по цвету, в зависимости от рисунка и требуемой текстуры.

Вначале укладывается слой цвета основного фона, затем цвета прожилок, затем переходного цвета, и повторно, в аналогичной последовательности. Толщина слоя зависит от требуемого рисунка и текстуры, и составляет 5,0 – 50,0 мм. Схема укладки приведена ниже.

После этой операции, на щит, изготовленный из дерева, или иного материала, уложенный на второй верстак (так называемый «мокрый верстак»), укладывается мешковина, промоченная в клеевом составе, при этом ее края должны свисать с верстака.

Подготовленная гипсовая смесь, при помощи совка, переносится на «мокрый верстак, и укладывается в плоскость, расположенную перпендикулярно, по отношению к исходной (схема укладки приведена ниже).

Толщина укладываемого гипса, должна быть больше, чем толщина мрамора, который должен быть получен в результате изготовления.

После укладки всей требуемой площади, поверхность разравнивается и покрывается еще одним слоем мешковины, после чего проливается клеевым составом.

Когда гипсовая смесь пропитается, верхний слой мешковины снимается, излишки раствора удаляются.

Способ под лопатку

Данный способ используется при необходимости создания тонкого рисунка мрамора, с доминирующим основным фоном. От ранее рассмотренного метода, данный способ отличается приготовлением гипсовой массы и способом ее укладки.


Работа выполняется следующим образом – гипсовая смесь разных цветов, замешивается раздельно для каждого цвета, до тестообразного состояния, после чего плотно укладывается на верстак, в виде полосок разного цвета. В этом случае получается рисунок с прожилками, при необходимости создания конгломератов, в пласт основного цвета, вдавливаются части других цветов.

Острожка

После того, как подготовленная гипсовая смесь застынет, необходимо удалить лишние части получившейся плиты, а также вскрыть созданный рисунок.

В начале данной операции, определяется требуемая толщина плиты и необходимые габариты, подлежащие дальнейшей обработке.

Для вскрытия рисунка используется царапка и шерхебель – для выполнения грубой острожки, и цинубелем – для, чистовой острожки.

При необходимости, могут использоваться стамески и отборники.

  • Грубая шлифовка.

Данная операция выполняется при помощи пемзы или «печоры», путем шлифования поверхности изготавливаемой плиты. Имеющиеся царапины – шпаклюются.

  • Тонкая шлифовка.

После того, как плита высохнет естественным путем (2 – 3 суток), необходимо выполнить тонкую шлифовку. Для этого используется оселок с №1, после чего поверхность моется и снова шпаклюется. После высыхания, выполняется шлифовка оселками №2 и №3, при этом после каждой операции, вновь выполняется шпаклевка.

После завершения процесса шлифования, должна получиться гладкая поверхность достаточной плотности, без раковин и иных повреждений.

Данная операция выполняется изначально при помощи оселка №3, с предварительным покрытием обрабатываемой поверхности клеевым раствором. Когда обработка оселком выполнен, плита снова покрывается клеевым составом и через 24 часа, полируется, с использованием оселка №4.

Данный процесс выполняется несколько раз, до достижения зеркального блеска обрабатываемой поверхности.

Данная операция выполняется для предохранения искусственного мрамора от воздействия влаги и прочих негативных явлений. Поверхность обрабатывается воском, который разводится в бензине или скипидаре, и втирается в обрабатываемую поверхность.

Технология изготовления оселкового мрамора своими руками

Изготовление мрамора домаИзготовление мрамора дома

При желании, наличии свободного времени и умении работать ручным инструментом, можно изготовить оселковый мрамор своими руками. Для этого потребуется: гипс, столярный клей, смола, красящий пигмент, форма для заливки.

Работы следует выполнять в следующей последовательности:

  • В подготовленной емкости, при помощи строительного миксера, необходимо замесить гипс, с использованием воды и столярного клея.
  • В подготовленную массу заливается растопленная смола.
  • Полученный состав перемешивается и в него добавляется красящий пигмент.
  • Вновь получившаяся масса перемешивается, до момента, когда в ней не появятся вкрапления и разводы.
  • Готовая масса переливается в подготовленную форму.
  • Удаляются образовавшиеся излишки.
  • В течении 10,0 часов происходит сушка, после чего полученная плита извлекается из формы.
  • Поверхность плиты обрабатывается кремнекислым калием, что повысит сопротивляемость изготавливаемого изделия, воздействию влаги.
  • Плита сушится и полируется с помощью мягкого фетра или специальных абразивных материалов. Полировка выполняется до образования зеркальной поверхности.

Достоинствами оселкового мрамора являются:

  • Хорошие показатели по прочности и эксплуатации.
  • Возможность выполнять различную степень декорации, при оформлении объектов.
  • Доступная стоимость.
  • Возможность изготовления своими руками.
  • Является не горючим материалом, не поддерживающим горение;
  • Инертен в отношении химических веществ.
  • Имеет незначительный удельный вес.
  • Обладает продолжительными сроками эксплуатации.
  • Не требует дополнительного ухода, в процессе эксплуатации.
  • Обладает стойкостью по отношению к природным явлениям (солнечные лучи, температура окружающего воздуха и т.д.).

Недостатки оселкового мрамора:

  • Сложность выполнения работ, требующая навыков работы с подобными материалами и профессионализма работника.
  • Прочность ниже, чем у натурального мрамора.
  • При эксплуатации в тяжелых условиях (лестничные марши и т.д.), изделия из данного материала, подвержены истиранию, могут быть поцарапаны и расколоты.
  • При длительном воздействии влаги, подвержен разрушению.

Использование и ремонт изделий из искусственного мрамора

Подоконник из мрамораПодоконник из мрамора

Благодаря своим достоинствам, оселковый мрамор стал достойной заменой натуральному камню при отделке внутренних помещений, облицовке наружных поверхностей, создании архитектурных элементов и сооружений, а также при устройстве ландшафтного дизайна.

В процессе эксплуатации, бывает случается так, что установленные изделия или смонтированные отделочные элементы, теряют свой внешний вид или частично повреждены. В этом случае необходимо выполнить реставрационные работы, которые, в зависимости от степени повреждения выполняются следующим образом:

  • При отсутствии блеска – необходимо реставрируемую поверхность очистить от грязи и пыли, после чего выполнить шлифование и полировку поверхности, как и при изготовлении реставрируемой поверхности.
  • При наличии небольших царапин и трещин – необходимо имеющиеся повреждения расшить и зашпаклевать. Для этого подбирается требуемый пигмент, соответствующий пигменту реставрируемой поверхности, и готовиться вяжущий состав, на основе гипса. Поврежденные места шпаклюются и полируются. Места подверженные реставрации, не должны выделяться на общем фоне ремонтируемого объекта, для этого шлифование и полирование, необходимо выполнять по всей площади плиты.
  • При значительных повреждениях –  если это возможно, то необходимо срезать поврежденный участок, а вместо него изготовить и установить новый. Мероприятия по отделке новых элементов, выполняются аналогично, как и при изготовлении искусственного мрамора.

Искусственный мрамор своими руками технология изготовления

Искусственный мрамор технология изготовленияШирокую популярность в последнее время получило применение камня в качестве отделочного материала. Но не всегда строительные материалы такие как, например мрамор или натуральный гранит нам по карману (цены кусаются). Но ведь зачем платить больше, да к тому, же тратить свои нервы и время при выборе, когда есть вариант создать искусственный мрамор своими руками в домашних условиях?

Искусственный мрамор уже давно применяют для изготовления таких изделий как раковины, подоконники, барыне стойки, столешницы и многое другое. Огромный плюс данного материала заключается в том, что с ним очень легко работать, чем и объясняется такое широкое применение в отделке мрамора. Все что нам необходимо перед тем как сделать искусственный мрамор своими руками — это приготовить форму для отливки детали.

Искусственный мрамор — это простое соединение акриловой смолы с минеральным наполнителем. Этот материал по твердости легко сравним с натуральным камнем, и он очень простой в обработке, может принять абсолютно любую форму. Так же достаточно большим плюсом искусственного камня от натурального является теплота, он на ощупь теплый и приятный. Кстати, по стойкости к износу искусственный материал ничем не уступает натуральному.

Основные составляющие искусственного продукта

В основе искусственного мрамора заложены полиэфирные смолы. Они и являются основным элементом прочности этого уникального материала. Еще в состав входят наполнители и цветовые пигменты (красители). При правильном смешивание красителей мы получаем на материале так званый эффект мрамора (имитированные прожилки, разводы, пятна). Так же в ходе производства искусственного мрамора можно добиться любой окраски материала.

Искусственный мрамор своими руками

Уникальности искусственного мрамора:

  • Пожаробезопасный материал, не горюч, не токсичен, не проводит напряжение. И это объясняет его широкое применение в сфере электрооборудования, для отделки печей, духовок, радиаторов отопления.
  • Искусственный камень совсем не реагирует на химические элементы, что используют в бытовой химии (щелочам, растворителям, кислотам), поэтому широко применяется для столешниц на кухне. Так же искусственный материал стоек к бензину и ацетону.
  • Технология изготовления материала позволяет добиться хорошей удароустойчивости для выдерживания всевозможных ударов. Конечно в пределах разумного.
  • Не гниет, не расслаивается, легко чистятся обычными моющими средствами или водой. Всевозможные пятна, от самых стойких продуктов легко удаляются и не оставляют следов. Даже когда Вы случайно оставите непогашенную сигарету на столешнице, то на ней не останется никаких следов. Поэтому часто мрамор используют для изготовления именно кухонных столешниц.
  • Относиться к экологично-чистым видам материалов. Не выделяет токсичных ядов даже при нагревании, поэтому на столешницу с такого материла можно с чистой душой ставить горячие кастрюли.

Все эти уникальности обеспечивают данному продукту широчайший круг применений в любой сфере деятельности.

Искусственный мрамор технология изготовления

Прежде всего, для изготовления искусственного мрамора своими руками выделите отдельное помещение, так как способ изготовления подразумевает работу с химическими веществами. Выберите место там где по больше пространства, для размещения форм, что бы не чувствовать себя загнанным в угол, а чувствовали себя свободно.

Как делают мраморные плиты1. Перед тем как приступить непосредственно к технологии изготовления продукта проверьте список всех составляющих для изготовления мрамора: матрица из полиуретана для готового изделия, две части песка (речного). Одна часть цемента, воды 0,2 части, краситель (с расчетом примерно один процент от части цемента), галька для наполнения, пластификатор (рассчитывается, как и краситель, один процент от веса цемента), смеситель и пленка (целлофановая).

2. Сначала изготавливают формы для будущего изделия. Они не должны быть загрязненными или мокрыми. Так же заранее надо будет приготовить смесь для изготовления, для этого берем и смешиваем цемент, песок и гальку. Перемешиваем до тех пор, пока вся эта сухая масса не станет однородной, пока все не приобретет один цвет, после тщательного перемешивания добавляем красители, благодаря чему искусственный мрамор и становиться похож на натуральный мраморный камень, появляются прожилки, пятна и разводы.

В этом случае имеет смысл цитата: «чем хуже, тем лучше», от неравномерности размещения красителя в массе и зависит естество искусственного мрамора и более высокая схожесть с натуральным.

3. Наступает момент добавить воды в эту сыпучую массу, добавляем порядка 0.8 % плюс пластификатор и тщательно мешаем. Через некоторое время перемешивания смесь приобретает пластичность, именно тогда следует вылить всю остальную воду, приготовленную для изготовления продукта. Теперь берем смеситель и все это тщательно перемешиваем, именно этому моменту нужно уделить особое внимания, поскольку именно от однородности этой массы завесит качество мрамора.

4. Приготовленную смесь в домашних условиях помещаем в заранее приготовленную форму детали, при помещении смеси нужно стараться запихнуть в форму как можно больше эластичной массы выгоняя оттуда воздух. Чтобы пористость изделия была как возможно ниже и не появлялись раковины после извлечения с форм прямо на поверхности изделия, в большой промышленности для этого используют специальные виброплощадки.

Как делают мраморПоложили на площадку форму со смесью, и при помощи вибрации смесь утрамбовывается, придавая продукту высокую прочность и долгий срок службы. В домашнем производстве тоже при наполнении формы смесью своими руками необходимо придавать ей вибрации, только тогда продукт приобретет высокое качество и желаемый внешний вид.

5. После правильного наполнения все лишнее удаляем с краев формы шпателем и накрываем ее толстой целлофановой пленкой. Приготовленному изделию дают время для полного затвердения, это происходит в течении десяти — двенадцати часов. После затвердения аккуратно убирают пленку из изделия и извлекают его с формы.

6. Приготовленные мрамора по такой технологии плиты можно использовать для разнообразной отделки помещения, так же можно немного постараться и доработать продукт, придавая ему нужную форму. Полуденный материал обладает низкой пористостью, поэтому он стоек к различного рода обработке и внешним воздействиям.

Мрамор из бетона – технология производства искусственного мрамора своими руками

Вопрос о том, зачем делать мрамор из бетона, мог бы задать, наверное, только какой-нибудь древний правитель, для которого этот шикарный строительный материал добывали и привозили рабы, причем совершенно бесплатно. В нынешние времена настоящий мрамор, учитывая стоимость его непростой добычи и доставки от месторождения, далеко не всем по карману. А между тем сегодня, как и в древности, внешняя или внутренняя отделка здания мрамором придает ему великолепный, благородный, даже царственный облик. Поэтому нет ничего удивительного, что наши практичные современники, вооруженные новыми технологиями, научились делать искусственный мрамор из бетона. И, как оказалось, для этого не нужно крупных промышленных мощностей да и вообще никакого серьезного производства. Изготовить такой строительный материал вполне можно в домашних условиях и своими руками.

Надо отметить, что «бетонный мрамор» изготавливают с помощью разных техник, в результате чего получаемый в итоге материал называют по-разному: декоративным (или цветным) бетоном, систромом, искусственным мрамором и пр. При изготовлении декоративного бетона, например, иногда добавляют мраморную крошку определенного оттенка, что позволяет придать материалу неповторимый «мраморный» рисунок. Однако принцип и суть технологии производства от этого не меняются: несмотря на разные названия, это один и тот же материал.

Сплошные достоинства

Мрамор из бетонаМрамор из бетона

Если человек не сноб, для которого натуральный мрамор предпочтительнее только потому, что является признаком роскоши и богатства (то есть поводом для превосходства над окружающими), то он обязательно оценит все достоинства мрамора из бетона. А их у этого замечательного материала довольно много. Если вкратце, то достоинства “бетонного мрамора” таковы:

  • доступность – как мы уже говорили, искусственный мрамор не надо везти с далеких мраморных каменоломен, где его не так-то легко добыть, а потому этот материал во много раз дешевле и доступнее натурального материала;
  • экологичность – причем не только самого материала, который столь же безопасен для окружающих, как и натуральный камень, но его производства: изготовление мрамора из бетона является практически безотходным;
  • низкая теплопроводность – благодаря этому искусственный мрамор может не только выполнять отделочную и эстетическую функции, но и служить неплохим дополнительным утеплителем;
  • влагостойкость – позволяет материалу долго сохранять свое качество и выполнять определенные защитные функции;
  • прочность – благодаря использованию «тяжелых» марок цемента и специальных пластификаторов эта характеристика искусственного стройматериала ничуть не уступает прочности природного камня, тем более что прочность “бетонного мрамора” можно еще увеличить с помощью армирования металлической сеткой;
  • широкие возможности для творчества – в отличие от натурального мрамора, цвет, размер и форму которого во многом определяет природа, искусственный мрамор имеет те свойства, которые задает производитель в процессе изготовления (с помощью наполнителя, добавок, в том числе цветных, формовки и т.п.).

Иначе говоря, мрамор, изготовленный из бетона, практически не уступает по своим качественным характеристикам натуральному камню, а кое в чем даже превосходит свой «прототип». Отделка таким современным стройматериалом выглядит не менее благородно и эстетично, чем отделка природным камнем, а порой дает больше возможностей дизайнеру для его творчества. И при этом отличается прочностью и долговечностью, а также – что немаловажно – весьма приемлемой стоимостью.

Подготовка к изготовлению

Изготовление мрамора из бетонаИзготовление мрамора из бетона

Любая технология предполагает подготовительный этап производства, а именно – подбор материалов и инструментов. Следует подчеркнуть, что доступность изготовления искусственного мрамора обеспечивается, прежде всего, простотой и дешевизной необходимых для этого материалов. Каждый из них можно купить в любом строительном магазине. Материалы понадобятся следующие:

  • вода – само собой, чистая, это единственное требование к естественному растворителю, который будет использован для производства «псевдо-мрамора»;
  • полиэтиленовая пленка – понадобится только в конце процесса изготовления строительного материала, однако должна быть под рукой, чтобы в самый ответственный момент не пришлось ее искать;
  • мелкий песок – чем мельче и чище он будет, тем лучше; желательно изначально брать песок самый мелкозернистый и без посторонних примесей, чтобы не тратить время на его дополнительную очистку;
  • наполнитель – на эту роль сгодится гравий или мелкая галька, при этом наполнитель, как и песок, должен быть достаточно чистым и однородным, чтобы не испортить благородную «мраморную» фактуру;
  • краска – она должна быть масляная и очень качественная; с ее помощью можно придать искусственному мрамору нужный колор, причем специалисты часто используют несколько оттенков, однако здесь нужно соблюдать чувство меры;
  • пластификатор – специальная добавка для повышения прочности и других качественных характеристик бетона;
  • цемент – пожалуй, один из главных компонентов изготавливаемого стройматериала, основа будущей бетонной смеси, для которой в данном случае больше всего подойдет цемент с маркировкой М500 или М400.

Заметим, что тщательность и аккуратность на подготовительном этапе позволят избежать разочарования в конечном итоге.

Подготовка инструмента

Понятно, что все перечисленные материалы нужно будет где-то смешивать, поэтому для того, чтобы изготовить мрамор из бетона своими руками, понадобится подходящая емкость. Это может быть и специальный бетоносмеситель, и любая другая емкость, в которой смесь можно изготовить с помощью обычной дрели с насадкой-миксером. Понадобятся и специальные формы для бетонных «отливок». Их можно купить готовые, полимерные, однако в случае нестандартного “заказа” реально изготовить и самостоятельно, используя для этого подходящие чистые пластиковые емкости или конструкции.

Этапы изготовления

Итак, материалы и инструменты находятся в боевой готовности, технология «мрамор из бетона» изучена – пора приступать к делу. Производство «бетонного мрамора» предполагает несколько этапов.

  1. Приготовление бетонной смеси. Она изначально готовится самым традиционным способом, исходя из пропорции 1:3, только цемент используется максимально качественный (как уже говорилось, лучше брать маркировки М400 или М500), а песок – очень мелкий и чистый. При необходимости его можно предварительно просеять сквозь мелкую сетку, как через сито. Все это следует очень хорошо перемешать и только после этого добавить наполнитель (мелкую гальку, щебень, мраморную крошку и т.п.).
  2. Колорирование. Цвет будущему изделию придает добавление пигмента – масляной краски. На этом этапе, добавляя в сухую смесь колор, важно не усердствовать с перемешиванием – в данном случае неоднородность и разводы только улучшают качество материала, поскольку именно они создают неповторимый «мраморный» эффект.
  3. Добавление воды. Ее нужно взять из расчета 1:2 к сухой смеси, но вливать не сразу. Сначала добавляют около 80% всей воды, и вот здесь тщательное перемешивание необходимо. После этого в раствор добавляют пластификатор (примерно 1% от всего объема смеси), опять все тщательно перемешивают и оставляют на несколько минут, чтобы раствор немного загустел. И только после этого добавляют оставшуюся воду.
  4. Формовка. Для придания окончательного облика будущим «бетонно-мраморным» изделиям должны быть заранее подготовлены формы. Их можно изготовить даже своими руками (например, скрепить между собой пластиковые панели для получения простой плиты из искусственного мрамора), однако лучше приобрести в строй-маркете полимерные формы. В них заливается подготовленный раствор, который обязательно нужно вовремя накрыть полиэтиленовой пленкой – до того, как он окончательно застынет. Если готовый материал по каким-то причинам должен обладать особой прочностью, можно после заливки форм погрузить в раствор металлическую сетку, которая станет для искусственного мрамора своеобразным каркасом.

После полного застывания и высыхания готовые детали можно использовать сразу или подвергнуть шлифовке и полировке специальным инструментом, чтобы придать им блеск и красоту мраморного «прототипа».