Стрит арт для начинающих – Инструменты и приспособления для стрит-арта и граффити — Арт-стили и направления

Содержание

Как начать рисовать граффити? 10 полезных советов

17.12.2015


Хотите овладеть граффити-искусством и стать настоящим виртуозом в области стрит-арта? Российский художник и граффити-райтер Захар Евсеев расскажет, как это сделать! Специально для вас мы подготовили 10 полезных советов для начинающих художников, а также узнали у известных российских райтеров о том, с чего они начинали свой творческий путь. А множество ярких фотографий граффити-шедевров продемонстрируют, чего вы сможете достичь, если начнете рисовать сразу после прочтения статьи!

Захар Евсеев, российский художник и граффити-райтер (Красноярск):

Ваш первый граффити-опыт всегда будет сопровождаться большим волнением. У меня так и было – это я помню хорошо. Перед тем как пойти рисовать, я очень долго готовился. В этом мне помогал мой товарищ, который на тот момент уже имел опыт в граффити. Тогда он мне казался каким-то сверхчеловеком: я полностью полагался на него. Хотя сейчас-то я понимаю: как рисовать граффити, на тот момент не знали ни я, ни он. В общем, нашу первую работу мы создавали по эскизу, над которым работали очень и очень долго: рисовали, обсуждали. Итогом стал достаточно неплохой рисунок. И это учитывая, что нарисован он был 15 лет назад.


    


В ваших первых работах будет хватать ошибок. К данному факту надо относиться спокойно – нарисовал, осознал, в следующий раз не допустил. Это непрерывный процесс работы над собой, улучшения собственных навыков. Хороший райтер должен стараться рисовать все лучше и лучше, достигать большего. Я каждую свою новую работу стремлюсь сделать чуть сложнее, чем предыдущую. Это и есть развитие, как мне кажется.

Усидчивость, трудолюбие и желание развиваться – то, без чего не сможет обойтись начинающий райтер. Наличие этих качеств зачастую является залогом успеха. Глядя в интернете на фотографии классных работ, понимаешь, что за красивой картинкой стоят годы упорного труда! Это надо четко понимать, если хочешь знать, как рисовать граффити. Практически невозможно за пару лет стать хорошим уличным художником: надо упорно трудиться и развиваться в течение долгого времени. Впрочем, как и в любом другом деле, только в нашем – удовольствия во много раз больше!




При полном отсутствии навыков и знаний (или при их минимальном количестве) надо стараться набивать руку постоянным рисованием всего и вся. Только так можно добиться результата и овладеть необходимым опытом для выхода на улицу.

Сегодня рынок предоставляет начинающим райтерам огромное количество инструментов для творчества. В любом специализированном магазине вы найдете большой выбор как маркеров для эскизов, так и красок для граффити разных ценовых категорий. Вообще, чем больше у вас будет различных инструментов – кистей, маркеров, баллонов с краской, кэпов – тем лучше. Но помните, что классные рисунки и эскизы можно делать и с помощью ограниченного количества материалов. К примеру, хороший набросок можно легко создать с помощью любого начального набора из 12 маркеров и пары линеров, к которым прилагаются желание рисовать и фантазия!


    


Найти свой инструмент – очень просто. Если с его помощью у тебя все получается и результат нравится, то с этим маркером или баллоном следует поработать более плотно. Однако когда что-то не устраивает (даже слегка) или же не удается достичь поставленных целей – попробуйте в своем творчестве другие инструменты.

Как и где начинать рисовать граффити, я, к сожалению, не подскажу. У каждого есть мысли на этот счет, желания и свой подход для получения финального результата. Я никогда не старался рисовать там, где это делать запрещено. Мне очень нравится сам процесс создания рисунка, и я люблю заниматься им не спеша. Поэтому для рисования я всегда выбирал такие места, где мое творчество никому не помешает.


     


Все знают, что граффити не всегда легально. Найти место, где официально разрешено рисовать – задача довольно сложная. Практически каждый выход на улицу, чтобы порисовать, сопряжен с определенным риском. Поэтому если не получается этого избежать в силу тех или иных причин, то надо быть готовым отвечать за свои действия. Со своей стороны могу посоветовать соблюдать спокойствие при наличии адекватной реакции с противоположной стороны – можно попытаться объяснить свои намерения. И ни в коем случае не вступать в конфликт с тем, у кого есть претензии. Будьте вежливы и ведите себя достойно, ведь из самых разных ситуаций можно найти выход с помощью обычного диалога.

Не ждите, что кто-то вас возьмет под крыло и чему-то обучит. Граффити – это достаточно эгоистичное искусство, где приоритетом является самореклама автора, его творчества и уникального стиля. Есть художники, которые объединяются в команды. Но надо понимать, что это уже опытные райтеры, хорошо знающие, как рисовать граффити. Конечно, можно отыскать своеобразную граффити-школу, где более знающий художник делится своим опытом с начинающими райтерами. Но это, как правило, происходит на коммерческой основе, поэтому такой вариант будет интересен далеко не всем.


    


Когда ты чем-то занимаешься и увлекаешься, то должен с головой погружаться в свое дело, знать обо всех изменениях и новшествах в данной сфере. Это же актуально и для граффити. К примеру, посещение различных выставок отлично мотивирует меня и помогает узнавать, как рисовать более сложные граффити или картины. Смотришь на холсты других художников и энергетически подзаряжаешься. Всегда интересно разглядывать детали, думать, как это было сделано, и прикидывать: а сможешь ли нарисовать так же? Граффити для меня – это общение в самых разных его проявлениях. За годы творчества я познакомился с огромным количеством хороших людей, мне часто пишут художники всех возрастов – и я благодарен за это судьбе. Очень радуюсь, если мой совет или рассказ помогает им в творчестве, дает стимул расти, развиваться и творить!

Известные российские райтеры о том, как они начали рисовать граффити

TRUBA (TAD/FF), граффити-райтер и художник (Москва):

– Когда я начинал рисовать, граффити было другим: словно небольшая эпидемия. Тогда еще никто не знал друг друга в лицо, а каждый увиденный классный рисунок откладывался в памяти, становился стимулом творить дальше, развивать свои умения. Была конкуренция, были фестивали, на которых мы встречались, показывали друг другу пленочные фотографии своих работ, обсуждали их, договаривались о создании совместных рисунков. Мне забавно вспоминать свои первые работы. Мы покупали аэрозольную краску в автомагазине и целый день ходили по району – искали место, где могли бы что-нибудь нарисовать, бегали от каждого взрослого, даже если на то и не было причины.


    


Современным новичкам граффити-искусства я бы посоветовал

не терять времени в Сети. Выходите, творите и рисуйте, а не просиживайте штаны дома!

SAKVO (KNRS), граффити-райтер и художник (Москва):

– Я начинал рисовать еще в то время, когда в России не было специализированной брендовой краски для граффити. Приобрести можно было только автоэмали, которые имели плохую укрывистость и малую плотность, из-за чего рисовать граффити ими было достаточно сложно: требовался хороший навык. Именно поэтому в то время технически сложные работы – вайлдстайл, 3D, реализм (насколько он тогда им являлся) – производили действительно сильное впечатление на зрителя.


    


Сейчас же на нашем рынке много хороших брендовых продуктов, научиться рисовать которыми на приличном уровне достаточно просто – нужны только время, практика и желание. Поэтому мой совет начинающим райтерам будет концептуальным: настоящий стайл не нуждается в технике! Прекращайте прорисовывать эффекты. Работайте над формой, ведь именно она и является базисом для всего рисунка. Без этого уровень ваших работ будет заслугой исключительно аэрозольных брендов.

RETRO (TAD CREW), граффити-райтер и художник (Санкт-Петербург):

– Быть начинающим райтером в наше время непросто. Огромный объем имеющейся информации может как помочь в развитии, так и серьезно сбить с толку. Это я знаю по себе – ведь начинал рисовать, когда все вокруг было заполнено информацией, связанной с граффити. Видео, фильмы, журналы, интернет-порталы – все это помогло мне основательно подготовиться к моей первой работе, которую я нарисовал красками Montana Cans.


    


На начальном этапе главное не потеряться, а правильно использовать все доступные инструменты и, конечно же, любить свое дело всем сердцем. Помните, что вам всегда доступно живое общение с людьми, которые уже добились определенных высот в нашем искусстве. Уточняйте непонятные моменты, узнавайте что-то новое и совершенствуйте свое мастерство!

Игорь Мульти, граффити-райтер и художник (Санкт-Петербург):

– Рисовать я начал просто так. Можно даже сказать – ни с чего. Знакомых у меня из граффити-среды не было. На первых порах заинтересовало творчество райтера с ником К-19. Не знаю, чем меня так привлекли его рисунки, но с той поры все закрутилось: я заболел граффити! Начал очень много времени тратить на поиск любой доступной информации о том, как рисовать граффити.


    


Сначала было трудновато, но с появлением интернет-кафе стало проще находить новые источники информации, изображения, фотографии. В их изучении я провел практически весь 2004 год, параллельно рисуя различные скетчи. И только лишь в 2005 попробовал что-то изобразить с помощью баллонов. Первым опытным граффити-райтером, с которым я познакомился, был Егор Каби. Именно он подстегнул мое желание рисовать граффити и помог развиваться в данной сфере. Сейчас я вспоминаю те события с улыбкой – хорошее было время.

Начинающим райтерам я бы посоветовал вот что

: уважительно относитесь друг к другу и к трудам других уличных художников. Особенно тех, кто обладает значительно большим опытом и знаниями, чем вы.

Порекомендовать друзьям

Доступно каждому: восемь простых приемов стрит-арта

В наше время уличных художников все меньше называют вандалами, а граффити на стенах давно перестали быть признаками неблагополучия района. Работы графиттиста Бэнкси дошли до музеев, а значит, мы окончательно признали уникальность этого уличного стиля. «МИР 24» рассказывает, какие приемы стрит-арта может освоить любой желающий.

Представьте продавщицу уличной лавки, которая утром обнаруживает на своем рабочем месте записку: «Вы сегодня хорошо выглядите». Или работника офиса, спешащего на службу, который вдруг видит на стене цитату Ральфа Уолдо Эмерсона: «Не будьте излишне скромными в своих действиях, вся жизнь – эксперимент». Или вообразите бредущего по улице грустного человека, который замечает у себя под ногами пробившийся через дырку в асфальте цветок, и маленькую надпись: «Все только начинается». Какие новые чувства и эмоции появятся у этих людей? Как пройдет их день? Незаметный подарок может, как минимум, поднять настроение, а то и спасти кому-то жизнь! В книге «Оставь миру послание» канадская художница, преподаватель Университета искусств и дизайна в Ванкувере Кери Смит предлагает несколько простых и остроумных способов ненавязчивого стрит-арта.

1. Откажитесь от идеи, что искусство вечно. Пусть ваше искусство будет временным и прекрасным. Например, вместо перманентной краски можно использовать обычную гуашь – и пусть ее смоет дождь! Рисовать можно по трафаретам – это убыстряет работу. Трафареты полезны, когда нужно написать какое-то высказывание. Например, «Привет!», «Ты здесь», «Думай за себя», «Сомневайся во всем», «Дыши» или «Хо-хо!». Трафареты можно дополнять несложными рисунками. Например, стрелочка вверх и надпись: «Смотри!». Ее можно разместить рядом с чем-то, по-вашему, интересным. Это обратит внимание человека на простые вещи.

2. Домашние наклейки – простой, недорогой и быстро удаляемый способ повеселить жителей своего города и отвлечь их от негативных мыслей. Чтобы их сделать, потребуется желатин, вода и сахар, а также бумажные заготовки. Сначала нарисуйте на бумаге будущую наклейку, затем растворите желатин в одной ложке холодной воды, добавьте три ложки горячей воды и пол-ложки сахара. Получившейся смесью намажьте наклейку с обратной стороны и дайте высохнуть. Затем можно вырезать наклейку из листа, чуть-чуть облизать ее сзади, где желатиновый слой, и клейте. На наклейки можно также наносить цитаты и рисунки, а также фразы типа: «Обрати внимание на дерево слева», «Как проходит твой день?», «О чем ты думаешь прямо сейчас?» или «Vita sine libertale nihil» («Жизнь без свободы – ничто»). Можно наклеить кусочек карты, распечатанной на принтере, и сделать яркую метку: «Вы – здесь». Кто знает, вдруг это кому-то поможет ориентироваться в городе!

3. Сделайте необычное объявление с желаниями. Пример: «Возьмите, пожалуйста, купон!» и снизу – полоски, которые можно оторвать. На полосках написано: «Этот купон дает право делать все, что хочешь, в течение 24 часов». Можно писать разные послания на полосках и в тексте объявления предложить выбрать одну из них. Например: «Как вы хотите порадовать себя сегодня?» И варианты: «погулять в лесу», «выдувать мыльные пузыри», «попрыгать в классики», «сходить в кино» или «сделать массаж». Будет еще лучше, если такое необычное объявление появится на обычной «серьезной» доске. Представляете, чтобы бы вы почувствовали, увидев это? 

4. «Партизанская почта» – еще один способ удивить сограждан и порадовать друзей. Вы можете раскидать в общественных местах самодельные открытки с креативным дизайном и написать: «Дорогой друг! Если ты нашел эту открытку, ты можешь оставить ее себе, или, добавив в нее что-то свое, переслать или отдать кому-нибудь еще». Чем дольше такая открытка будет ходить по рукам, тем интереснее она станет.

5. Записки в книгах для буккроссинга. Сейчас полки с книгами, которые люди приносят на обмен, есть во многих местах. Если вы тоже принесли ненужную вам книгу, положите в нее записку примерно такого содержания: «Эта книга мне, ее предыдущему владельцу, очень понравилась. Например, то место, где они приезжают в замок и встречаются с его родителями. На стр. 54 тебя ждет сюрприз. Желаю хорошего чтения! Если не трудно, после прочтения передай ее кому-нибудь еще!»). На страницу 54 можно вложить засушенный цветок или подрисовать усики на иллюстрации.

6. Моховое граффити. Автор этой идеи – Хелен Ноддинг из Британии. Это приятная и экологичная альтернатива краскам в баллончиках. Смысл в том, чтобы рисовать на стене «краской», сделанной из… мха! Чтобы ее приготовить, нужно собрать несколько комков мха и взбить их в блендере с кефиром. С помощью трафарета эту «краску» нужно нанести на стену, и затем несколько дней проверять, осталась ли она влажной. Когда мох закрепится на стене и прорастет, контуры будущего рисунка позеленеют и появившийся рисунок будет «расти» и становиться более ярким.

7. «Придуманные друзья». Повсюду нас окружают сооружения, которые кажутся неживыми: столбы, будки, гидранты, парковочные автоматы. Но стоит включить фантазию, и они «оживут», приобретут характер и настроение. Для этого нужно нарисовать на бумаге глаза, рты, носы и размножить. Затем вырезаем, и наклеиваем их на предметы – например, при помощи обычного клейстера из муки.

8. Заброшенные дома, который вот-вот пойдут под снос – хороший холст для стрит-артера. Можно придумать картину из разных деревяшек и прибить ее к стене. Например, так, как это сделали какие-то неизвестные, но, видимо, веселые люди в Калуге. Эта инсталляцию я увидела в Калуге, на фасаде заброшенного дома. Она живет на стене уже несколько лет, и будет жить, пока дом не разрушат.

Важно только помнить, что уличный художник  всегда выбирает для своих произведений уместные пространства. Лучше наносить изображения на временные конструкции и так вписывать свои объекты в городскую среду, чтобы не нарушать свободу других людей.

как нарисовать граффити на бумаге и перенести на стену?

С практической точки зрения изображение граффити можно разделить на спокойную работу по договору, когда у художника имеется вся полнота уверенности в том, что его не заберут в полицию, и активность в полевых условиях создания нелегального или полулегального граффити. В обоих случаях свой отпечаток накладывает материал. Достаточно быстро приходит понимание того, что сделать качественное граффити невозможно без умения идти на компромисс. От каких-то идей приходится отказываться уже из-за того, что на стене изображение может выглядеть совсем не так, как в тетради. Немаловажным является ещё и пространственное воображение, а так же умение передать настроение наименьшим количеством линий. Попробуем поставить себя на место художника или артиста уличной сцены и рассмотрим самые важные этапы становления мастера.

Люди, которые никогда на ней не были искренне полагают, что граффити можно научиться идя от простого к сложному. Это не заблуждение, всё так, но такое утверждение — штука в равной степени полезная и бесполезная. Рисовать учат в художественных школах и академиях, в колледжах дизайна и прикладного искусства. Так же в настоящее время довольно популярными стали и мастер-классы для всех, которые иногда проводят известные личности или те же самые художественные школы. Общие азы мастерства живописи и графики лучше осваивать всё же именно таким образом, не пытаясь срисовать что-то у другого автора, не внося ничего от себя и не развиваясь должным образом.

Что потребуется для рисования граффити

Для этого нужен баллончик с аэрозольной краской. Она довольно ядовита, поэтому ещё и средства защиты дыхательных путей, не исключено, что ещё и глаз, кожи рук. Если создаётся что-то масштабное, то одном баллончиком рисовать мы будем очень долго. Поэтому в ход идут самые разные приспособления — валики, молярные пистолеты, краскопульты и всё то, что придумали люди для нанесения краски на стену.

В баллончиках находятся шарики, которые издают посторонние звуки, поэтому некоторые художники берут с собой ещё и магниты, которые крепятся к дну баллончика.

Рекомендации новичку

Чётко и ясно поставьте перед собой цель. Что вы хотите, какую задачу решаете. Стрит-арт даёт широкие возможности для самовыражения, но нельзя забывать важности концепции и творческого замысла. Автору нужно чётко представлять, что именно он намерен донести до зрителя. Рисовать граффити можно из чувства протеста, из желания поставить перед людьми какой-то вопрос, из стремления сделать мир необычным или для того, чтобы заявить о себе. В любом случае нужно понимать, как это будет сделано. Для бомбинга важно выработать какой-то узнаваемый стиль, а потом оставлять характерную надпись. Сама по себе она может не представлять никакой художественной ценности, но тогда артист должен быть азартным человеком, одержимым идеей проявлять активность в уличной среде. Отсюда и этот термин «артист уличной сцены». Это значит, что простые граффити компенсируются частотой их появления и тем смыслом, или его отсутствием, который они несут.

Выбор стиля и эффектов

Понять сущность стилей граффити можно с помощью логического движения от обратного. Представьте себе ровную и красивую рекламную вывеску. Может быть в ней есть какой-то особый шрифтовой дизайн. Хорошо. А теперь возьмите баллончик и создайте её копию на стене — без разметки, просто от руки. У вас ничего не получится. Не расстраивайтесь — не получилось бы у любого известного художника граффити.

Попытка сделать какую-то элегантную и ровную надпись кончится провалом. Сразу же в голову приходит идея — рисовать так, как получится, но чтобы это смотрелось. Вот так и родились все стили граффити. На самом деле выбор не велик. С практической точки зрения можно:

  • рисовать буквы круглыми, большими, с плавным закруглениями всех углов шрифтового начертания, — так появился Bubble style. Напоминающие пузырьки буквы стали классикой самых простых вариантов граффити, которое очень удобно для всех тех, кто занимается бомбингом и различными видами нелегального уличного творчества;
  • делать буквы простыми, не задумываясь при этом об округлости. Это всё то, что вошло в семейство, получившее название Old School;
  • создавать огромные буквы, изображения которых чаще всего выполняет команда. Такое творчество может носить название Blockbusters или Throw-up. Последний более простой и выполняется одним или двумя цветами;
  • всё запутать и перепутать, уйти с головой в процесс прорисовки завитушек и орнаментов, которые в результате могут даже сделать надпись нечитаемой. Это уже стили новых школ, а наиболее ярким его направлением является дикий стиль — WildStyle.

Выбор какого-то направления — дело довольно условное. Граффити не было бы искусством, если бы всё строилось на канонах и правилах. Творческий человек предпочтёт работать так, как ему удобнее передавать свои эмоции и решать основную задачу общения с целевой аудиторией.

Тренировка простых элементов

Всем тем, кто ещё не в теме, но очень хочет в ней оказаться, будет полезным один маленький совет. Не пренебрегайте в своих первых шагах контурами. Вы можете использовать мелки или угольные карандаши. Чуть позже у вас получится взять баллончик и создать надпись или рисунок используя только его. Но сначала нужно «приучить» руку двигаться в заданном диапазоне.

Большую пользу приносит и умение создать не сложные надписи на одном нажатии на головку распылителя краски.

Копирование

Однажды крупное книжное издательство предложило широко известному художнику Бенуа Оллива написать большую книгу, которая должна была бы стать учебником граффити для начинающих. Он долго думал, но даже солидный гонорар не стал должным стимулом для того, чтобы создать такой самоучитель. Просто нечего сказать о том, как это делается. Это берётся и делается. Поэтому появился его собственный бестселлер. Он представлял собой книгу с вырезанными изнутри листами. Таким образом образовалась ниша, а в неё был заложен баллончик с аэрозольной краской. Граффити создаётся не по этапам, а по спонтанному движению руки. Для того чтобы она двигалась правильно нужна практика. Но мир уличного искусства очень своеобразен. С одной стороны он основывается на свободе, а с другой — каждая удачная идея подхватывается кем-то ещё. Таким образом появляются течения, что в этой среде часто называют волнами.

Всё значимое граффити в этом мире создано посредством копирования, к которому добавлялось что-то от себя. Когда-то самые первые художники в СССР просто рассматривали картинки в западных журналах и делали что-то подобное сами, додумывая всё остальное на ходу. Фото становились лишь стимулом для того, чтобы делать что-то подобное, но не повторяя слепо.

Как нарисовать граффити поэтапно

Ну вообще-то руками… Глядя на огромное разнообразие результатов можно подумать, что существуют какие-то особые техники, приёмы и методики рисовать граффити поэтапно. Давайте разделим всё то, что сделали уличные художники с середины 20-го века до наших дней на две большие группы.

  • В одну попадут произведения людей, имеющих специальное образование в области графики, дизайна и живописи. В таком случае граффити — это традиция художественной деятельности, которая представляет собой нечто среднее между искусством и ремеслом.
  • В другую работы личностей ярких, творческих, странных, неординарных. Кто-то гонится за адреналином, кто-то актуализирует свой характер, кто-то и сам не знает, что он делает, но попробовав раз делает и делает, тогда и сейчас.

Представители обоих групп никогда не задавались вопросом о том, как нарисовать граффити. Как? Покупали краску в баллончиках и рисовали.

Хотите делать это на профессиональном уровне, — поступайте в колледж и учитесь на дизайнеров, в художественные училища, а если вы школьники, то в художественные школы и студии. Хотите чисто для уличной сцены, то выбросьте из головы стандарты и миф о том, что этому можно научиться как-то пошагово.

Рисуем граффити карандашом

Умение рисовать граффити карандашом на бумаге не помешает любому художнику. Продумывать композиция в условиях улицы может быть просто невозможно. Однако разница между домашними и студийными условиями так велика, что обычное понимание эскиза перестаёт иметь значимость.

Карандашные зарисовки имеют смысл для решения задач, связанных с оформлением помещений или созданием коммерческого граффити на внешних стенах клубов и магазинов. Нелегальное и любое экстремальное граффити очень плохо сочетается с домашними заготовками. Другое дело — трафареты, использование которых создаёт отдельный вид городского творчества.

Граффити на бумаге стоит рисовать уже для того, чтобы научиться строить полноценные композиции, продумывать пропорции, сюжет рисунков и обогащать их каким-то своеобразием. Переносить рисунок на стену «один в один» или ограничиться лишь отображением основной идеи, доверившись уличному материалу целиком, — каждый художник находит ответ на этот вопрос сам.

Однако с самого начала нужно иметь в виду, что техника рисования на бумаге — акварелью, гуашью или обычной ручкой крайне сильно отличается от работы аэрозольными красками. Освоить технику граффити можно только на улице.

Выходим на улицу: рисуем граффити на стене

Некоторые думают, что существует какое-то граффити для новичков — более простое, которое можно создавать на начальном этапе. Это большое заблуждение, следствие неверного представления о том, что представляет собой стрит-арт.

Как уже говорилось выше, граффити — это способ самовыражения. Если им занимается творческий человек, который не имеет отношения к изобразительному искусству, то он ищет какие-то свои формы. Профессиональный же художник будет использовать среду для той же цели, но уже на своём уровне. Но в городском пространстве подходящую нишу может найти каждый. В этом основная особенность уличного искусства. По этой причине совершенно ничего не дадут картинки для срисовки граффити. Они могут украсить какой-то школьный альбом, не не станут основой для развития мастерства уличного художника.

Собственный стиль неразрывен с практикой. Для начала нужно искать не рисунки граффити для начинающих, а находящуюся где-то в нейтральном месте стену или заборчик, что компактно огораживает гаражный кооператив или стройку. Подойдут и стены заброшенных строений. Вы можете взять с собой эскиз на листе бумаги, но не надейтесь на него очень уж сильно. Одним из условий нужного восприятия является умение художника органично вписаться в окружающую обстановку. Можно попробовать и противоречить ей, но тогда это противоречие должно быть частью творческого замысла.

Если вам это не нужно, то не гонитесь за сложными решениями с большим количеством хитрого переплетения линий. Некоторые авторы всю жизнь создают легкие граффити, но пользуются довольно большой популярностью. Вы можете взять самим рисунком, можете идеей, можете количеством выполненных работ или местом размещения. Смысловой посыл может быть совершенно любым. Это зависит от огромного ряда факторов, включая настроение.

Не доверяйте тем, кто говорит о том, что где-то рисовать можно, а где-то нельзя. Художника, который попробует проявить себя в переходе станции столичного метро или на стене возле универмага, расположенного в центре города, сражу же заберут в полицию, потому что кругом стоят камеры видеонаблюдения. А какая-нибудь подворотня в компактном дворике не вызывает особого к себе отношения. В остальном разницы никакой. Обычно стражи порядка не пытаются очень уж ревностно блюсти закон, если речь идёт о нежелательном стрит-арте. Ничего страшного с художниками не происходит, хотя большая часть граффити, включая легальное, рано или поздно закрашивается соответствующими службами.

Стрит-арт-художники — о том, как рисовать граффити, чтобы их не закрашивали

Сегодня коммунальные службы всё чаще закрашивают работы даже самых известных уличных художников. При этом к ним же зачастую обращаются застройщики и культурные организации, чтобы преобразить свои внутренние дворики и стены зданий. Strelka Mag поговорил с тремя уличными художниками о том, каково это — рисовать на улицах, зачем делать проекты под заказ и чем особенны выставки стрит-арта.

Источник: Андрей Адно / facebook.com/andreyadno

 

О РИСУНКАХ ПОД ЗАКАЗ

Анастасия Владычкина, арт-группа «Явь»

Источник: Арт-группа Явь / vk.com/yav_zone

Источник: Арт-группа Явь / vk.com/yav_zone

Источник: Арт-группа Явь / vk.com/yav_zone

«Все наши самостоятельные работы в городе мы делаем на свои деньги. При средней зарплате и полном рабочем дне в офисе довольно сложно заниматься стрит-артом. Самые интересные, масштабные и дорогостоящие идеи реализовать не получается, а денег зачастую не хватает и на личные потребности. Мы стремимся к тому, чтобы у нас появилась возможность уйти из офиса и заниматься только „Явью“ — хотим зарабатывать любимым делом, а не тратить годы на работу в офисе. В этом помогают коммерческие проекты: они дают ресурсы для новых уличных работ, а также возможность создать действительно большие проекты. Такие рисунки намного проще делать: полиция не заберёт в отделение, прохожие не будут приставать, а коммунальщики потом ничего не закрасят. Но при этом такие проекты никогда не будут политическими или остросоциальными. На эти темы мы не рисуем за деньги.

Мы берёмся за те заказы, в которых у нас есть большая свобода действий, а заказчик не политизирован и готов дать нам время, оплатить работу и выполнить райдер. Он у нас простой: туалет, раковина, место для хранения вещей, розетка и подъёмники, если для работы это нужно. Одним из последних наших заказчиков была строительная компания „ЦДС“: они хотели, чтобы на стене их здания просто появился рисунок. У нас не было чёткого ТЗ и никаких ограничений, и сроки мы себе поставили сами. Поскольку проект находится в спальном районе, мы решили сделать что-то спокойное, не вызывающее. Здесь же расположена детская площадка, поэтому наш рисунок должен был быть понятен и доступен детям. Мы также решили, что он должен выполнять не только эстетическую, но и образовательную функцию — так мы и выбрали сюжет романа „Евгений Онегин“. Мы стремились по-новому переосмыслить роман, отразить на стене наше восприятие, а зрителя заставить задуматься. Готовый макет отправили на согласование, и его приняли без правок. Позже мы узнали, что был конкурс, и свои наброски прислали ещё несколько стрит-артистов. Получается, мы скорее выиграли грант, чем реализовали коммерческий проект».

 

О ПРОЕКТАХ ДЛЯ ВЫСТАВОК

Алексей Luka

Источник: Алексей Luka

«Проекты для выставки требуют больше времени, чем уличные, но в таких случаях есть возможность всё спланировать заранее, найти нужные материалы и тщательно подготовиться. Работы, созданные сразу на улице, спонтанны и всегда связаны с окружающим пространством — вписываются или продолжают и дополняют его. Галерея — это полностью чистое место, поэтому в ней такого эффекта добиться сложнее, нужно создавать атмосферу с нуля.

Последняя групповая выставка, в которой я принял участие, прошла в 2018 году и была посвящена выходу книги „Части стен 2“. Это первое масштабное исследование уличного искусства России от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Конкретных требований к проекту не было: идея заключалась в том, что работа должна была быть не только вписана в определённый контекст, но и иметь прикладную функцию. В моём случае это была серия работ на старых зданиях: работа в виде колонны поддерживала крышу или закрывала оконный проём без стекла».

 

О ГРАФФИТИ НА УЛИЦАХ

Андрей ADNo

Источник: Андрей Адно / facebook.com/andreyadno

Источник: Андрей Адно / facebook.com/andreyadno

Источник: Андрей Адно / facebook.com/andreyadno

Источник: Андрей Адно / facebook.com/andreyadno

«Все свои работы на улицах я всегда рисую один и делаю это только днём. За последние десять лет я ни разу не сталкивался с проблемами с полицией — единственный раз меня забрали в отделение в 2008 году. Когда долго живёшь в городе, всегда подмечаешь места, подходящие для нового рисунка. Карта потенциальных пространств для работ есть в голове у каждого уличного художника. В 2012 году я даже создал мобильное приложение, с помощью которого можно было сохранить такие места себе в карты.

Рисуя в городе, нужно всегда быть готовым к тому, что работу могут закрасить уже через час, ведь улица принадлежит всем. Но большинство моих работ всё ещё сохранились. На самом деле, для меня реализация собственных идей на улицах не сильно отличается от создания инициированных кураторами или организаторами фестивалей работ. Во втором случае художнику лишь предоставляют все условия, например материалы и гонорар, а в сам процесс вовлекаются минимально: организаторы всегда заранее знакомы со стилем и видением художника, поэтому обычно не вмешиваются в творчество».

В феврале «Стрелка» совместно с посольством Великобритании и организацией Create London провели серию семинаров и лекций City&Culture в пяти российских городах. Эксперты обсуждали, как искусство помогает решать социальные проблемы, почему будущее городов зависит от художников и могут ли авторы стрит-арта договориться с городскими администрациями.

Виды уличного искусства. Стрит-арт для свободных художников

Стрит-артом называют вид изобразительного искусства, характеризующийся ярко выраженным урбанистическим стилем. Многим знакомо одно из его направлений – граффити, но это не единственная форма самовыражения уличных художников. Есть еще трафаретная печать, создание постеров и инсталляций, рисование стикерами, монументальная живопись и другие формы уличного искусства.

Зарождаться стрит-арт начал еще в древнем мире. В принципе, и наскальную живопись можно отнести к его проявлениям. В современном виде такое творчество зародилось в Америке во второй половине XX века. Одним из основоположников граффити стал Taki-183 из Нью-Йорка, полное имя которого в историю не вошло. Работая курьером и перемещаясь по городу, он оставлял на стенах, заборах, в метро свою подпись, состоящую из имени и номера улицы, где он жил. Позже о нем написали газеты, и уже толпы его последователей стали оставлять свои метки (tags), все больше разрисовывая улицы города.

В качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий. Фото: thinkstockphotos.comИз Америки стрит-арт пока только в форме граффити распространяется дальше. В Европе это движение стало более «интеллектуальным». Художники стали призывать людей подумать, бороться за свои права, протестовать против несправедливости, быть активными. Изначально в качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий, основания мостов, станции метро. Позже художники переключились на стены исторических достопримечательностей, что и определило уличное искусство вне закона. Его стали считать вандализмом, и продолжалось так несколько десятилетий.

Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир. Фото: thinkstockphotos.comСейчас уличное искусство не всегда воспринимается окружающими именно как искусство. Некоторые направления стрит-арта до сих пор считаются вандализмом и незаконны во многих странах. Однако умные руководители пересмотрели отношение к такому проявлению творчества молодежи и решили направить ее энергию в нужное русло. Власти поручают группам художников разрисовывать безликие стены производственных зданий и жилых домов, устраивают конкурсы и дают гранты. Нередко крупные магазины, кафе или галереи прибегают к такому способу декорирования зданий. Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир.

Постепенно этот вид творчества выбирается из подполья. Для уличных художников проводят вполне легальные фестивали, конкурсы, выставки и другие мероприятия, где молодежь может поучиться у мастеров или продемонстрировать свои работы.

Стрит-артом занимаются люди, которые хотят сделать город лучше и краше. Фото: thinkstockphotos.comОтносительно новым течением в стрит-арте считается 3D-граффити. Художники умудряются создавать уникальные и реалистичные шедевры на асфальте, которые с определенной точки кажутся объемными. Создание объемной картины может занимать несколько дней, а жизнь ее довольно коротка: до первого дождя или уборки дорог. Здесь важно успеть запечатлеть свой шедевр на фото.

Стрит-артом занимаются люди, которые изначально не ищут признания или известности. Им важно сделать окружающий мир чуть лучше и красивее, затронуть какие-то важные социальные проблемы, показать скрытые грани современного города и свой взгляд на мир. Если человек может увидеть прелесть в трещине на асфальте, дефекте на стене здания или обычном бетонном заборе и украсить это место, стоит ли ему мешать?

Как создавать шедевры уличного искусства (стрит арт) — ЗнайКак.ру

Рисовать на стенах плохо! Этому нас учили в детстве, приводя в качестве примеров нехорошие надписи на улицах любого города. Надписи в стиле «Маша дура» и «Здесь был Петя» действительно не могут вызывать позитивную реакцию. Однако каждый год подобные надписи появляются снова и снова, и вот уже более 10 лет улицы российских городов заполоняют никому не понятные граффити. Таким образом, отношение ко всему визуальному уличному искусству стало резко негативным. Более того, за рисование на стенах можно получить штраф, навсегда отбивающий желание продолжать заниматься подобной деятельностью.

Негативное отношение общества к уличным надписям характерно для многих городов мира. Практически везде рисование на стенах карается законом: за любую надпись можно получить большой штраф или попасть на исправительные работы. Однако запрет зачастую вызывает гораздо большее желание продолжать заниматься любимым занятием и придумывать новые формы его реализации. Многим из нас знакомо имя британского стрит артиста Бэнкси, виртуозно воплощающего свои идеи на стенах Лондона, несмотря на запрет властей. Более того, Бэнкси умудрился разрисовать в 2005 году стену, отделяющую Израиль от Палестины, что сделало артиста легендарной личностью.

Ниже приведены две известные работы с официального сайта Бэнкси:

Как создавать шедевры уличного искусства (стрит арт)

Как создавать шедевры уличного искусства (стрит арт)
 

Помимо Бэнкси, в мире существует несколько тысяч артистов, великолепно рисующих на стенах улиц. Аргентинская столица Буэнос Айрес с недавнего времени превратилась в своеобразный уличный музей, где каждый район имеет свои настенные шедевры. Лояльность общества и отмена запрета на рисование на улицах в 2010 году помогли артистам не только спокойно развивать стрит-арт движение, но и придумывать новые техники.


 

Так что же делать, если рисовать хочется много, а времени на реализацию мало? И что делать, когда после часовых трудов по нанесению рисунков, строгие соседи удаляют их за 5 минут? Для того чтобы рисунки остались навечно и желательно в больших количествах, несколько лет назад было решено использовать трафарет или стэнсил (от английского слова stencil), который позволяет быстро и четко оформлять рисунки любой сложности. Для многих стрит артистов отпала необходимость работать по ночам, когда большинство бдительных соседей спит, а полиция занимается своими первоочередными задачами — отлавливанием преступников.

Создание и использование трафаретов — одновременно сложный и легкий процесс, в котором следует учитывать разные факторы:

  • материал самого трафарета;
  • вид режущего предмета и способы вырезания;
  • изображение.

Материалом трафарета сумеет послужить как бумага, так и картон, дерево, пластик и другие предметы, которые можно видоизменять. Считается, что для переложения изображения на стену лучше всего применять крепкие материалы, поскольку возможность повреждения таких изображений достаточно высока. Многие артисты отдают предпочтение картону или даже дереву — и таким образом имеют возможность частого воспроизведения своих рисунков.

Новичкам имеет смысл попробовать бумагу и пластик.

Режущий предмет способен значительно облегчить или усложнить процесс подготовки трафарета. Бритва подходит для небольших рисунков, а канцелярский нож незаменим для крупных изображений с многочисленными деталями. При вырезании трафарета важно помнить, что мы избавляемся от тех частей рисунка, на которые в дальнейшем будет применен аэрозоль либо краски. При вырезании необходимо выделять не закрашиваемые островки еле заметными мостами, чтобы эти островки не удалялись.

Посмотрим на примере буквы В. Очевидно, что не оставив маленьких мостов между правой палочной частью I и полукругами З, мы потеряем целостность рисунка. На данном изображении видны целых 3 моста между правой частью и тремя пунктами соединения.


 

Для более сложных рисунков требуется немалое внимание и концентрация. Любая ошибка может быть фатальной. В данном случае опытные артисты рекомендуют обозначить мосты маркером или белым корректором. Такая подстраховка позволит расслабиться и выполнять работу без стресса.


 

После того, как трафарет вырезан (иногда процесс может занять больше недели), его можно приставить к стене и далее распылить аэрозоль. Важно наносить аэрозоль с осторожностью, чтобы рисунок не размазался.


Таким образом, в конце мы имеем свежий и готовый рисунок, который можно воспроизводить в любых цветах и количествах, не прибегая к вырезанию.

Выбор изображения для трафарета — это широчайший простор для фантазии. Чаще всего пальму первенства держат определенные фразы и надписи, портреты знаменитых людей или даже автопортреты. Рисунок изготавливается либо самостоятельно, либо выбирается готовый. Для автопортретов можно использовать и Photoshop.

Нанеся рисунок на выбранную стену на улице, следует быть готовыми к тому, что на следующий день он будет стерт или перечеркнут другими надписями или рисунками. Что ж, в этом заключается философия стрит-арта: ничто не вечно и всему есть замена!

Терпения всем в постижении данного ремесла!

15 лучших стрит-арт-художников из России

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Стрит-арт не расправится с мировой нищетой, но он может заставить вас  думать и улыбаться».

Уличные рисунки давно уже перешагнули ту грань, когда они считались только вандализмом и не несли в себе ничего разумного, доброго, вечного. Нет, конечно, бессмысленные и чаще всего бесталанные «теги» есть и никуда не денутся. Но современный стрит-арт уже куда глубже и шире, чем просто теги, выражение протеста или своей позиции. Он разросся и принял в себя, помимо всего прочего, социальную функцию.

AdMe.ru подготовил список художников, работы которых делают города красивее, а людей немножко лучше и счастливее. 

15 лучших стрит-арт-художников из России

Его проект «Живые стены» известен далеко за пределами страны, работы регулярно попадают в мировые подборки лучшего стрит-арта. Добрые глазастые создания Никиты, органично вписанные в пространство, обыгрывающие форму стен, существуют уже во многих городах России: в его родном Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Перми, Казани и так далее.

Алексей Меньшиков

15 лучших стрит-арт-художников из России

Художник из Пензы Алексей Меньшиков украшает улицы своего города забавными рисунками, удачно вписывая их в окружающий пейзаж. Его позитивные герои не оставят равнодушным никого и заряжают позитивом на весь день.

15 лучших стрит-арт-художников из России

Этот талантливый уличный художник из России является приверженцем сюрреалистического стиля, который тонкой нитью пронизывает все его работы. Тематика работ  весьма разнообразна – начиная с рисования представителей героев субкультур и различных явлений и заканчивая сюрреалистическими и сказочными мотивами.

15 лучших стрит-арт-художников из России

Активный и самобытный городской романтик и художник. В прошлом участник команд «Зачем?» и No Future Forever пытается бороться с серостью, опасными рекламными конструкциями, нехваткой комфортного общественного пространства в городах.

15 лучших стрит-арт-художников из России

Художник из Екатеринбурга Слава PTRK — настоящий экспериментатор, нередко выбирающий для своих работ странные и непривычные объекты. Все его рисунки и инсталляции — это зашифрованное послание, призыв включить воображение и задуматься о проблемах современности.

15 лучших стрит-арт-художников из России

Еще один художник из Екатеринбурга, знаменит благодаря своим необычным и злободневным работам, часто связанным с политическими событиями.

15 лучших стрит-арт-художников из России

Московский уличный художник Женя 0331С (Оззик) привык сравнивать то, что рисуют в его родном городе и на улицах мира. Это помогает ему осознать, для чего он создает свои работы. Для Оззика стрит-арт — это полноценное искусство, возможность передать чувства или эмоции через то, что ты умеешь делать.