Сталинский ампир: Сталинский ампир — Википедия – Сталинская архитектура — Википедия

СТАЛИНСКИЙ АМПИР — Игорь Кленовый Igor Klenovy — LiveJournal

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Истоки сталинского ампира — АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal

Два проекта, два архитектора. Проектам не суждено было реализоваться. Но обоих авторов, почти ровесников, ожидало большое будущее. Они не сгорели в огне революци и репрессий, а стали очень даже успешными советскими зодчими, столпами сталинского ар-деко и неокласицизма 1930-х. Имена известные — Иван Фомин (1872-1936) и Владимир Щуко (1878-1939).

В 1912 году проводился конкурс на капитальную реконструкцию Николаевского (сейчас Московского) вокзала в Петербурге. Фактически перед участниками стояла задача постройки нового здания, концептуально обозначавшего парадные ворота имперской столицы и этому соответствовавшего высокому назначению. Поэтому проекты в значительной степени идейны, с особым подтекстом и знаковыми аллюзиями. Проект Фомина более романтичный и пиранезианский. Проект Щуко более ретроспективный, с конкретными цитатами из петербургских зданий-символов — Михайловского замка и Адмиралтейства. Оба замысла сближает принадлежность к исключительно монументальной, почти брутальной по характеру разновидности неоклассицизма 1900-1910-х — гипертрофированные укрупненные формы, колоссальный ордер и фактурный необработанный камень.

Вот откуда растут ноги сталинского ампира, расцвет которого начался всего спустя двадцать лет, если отсчитывать от 1912 года. И Фомин, и Щуко просто продолжат в рамках советской империи делать то, что уже хорошо умели. И не только они.

Еще проекты

Сталинский ампир XXI века — Per aspera ad astra — LiveJournal

Для туриста гуляющего по Малой Дмитровке от центра в сторону Садового кольца, будет неожиданностью встреча с многофункциональным комплексом «Оружейный». Только он приблизится на пересечение с Садовым, как перед ним вырастит целый айсберг из стекла и бетона. Огромное здание словно монолит возвышается над человеком, заставляя ощущать свою ничтожность, каждого попавшего в его окружение. Потрясающе. Не здание, а целая эпоха, символ, гимн. Что же мы видим, кроме гигантской постройки?

С одной стороны мощь, величие, непреклонный и жёсткий характер. Но с другой угнетение, давление, незаурядность и серость предстает перед нами. Простота и сила — неандерталец во всей красе. Из далёкого прошлого смотрят на нас глаза доисторического примата. Крепкий, мускулистый, прямолинейный и недалёкий, без затей, но с жуткой логикой. Он стоит перед нами в грубо отесанной шкуре с дубиной наперевес (вроде так их изображают в музеях). Если мы не представляем для него опасность или интерес, то он нас даже не заметит и пройдёт мимо. Мы останемся стоять на месте, провожая фигуру взглядом, наедине со своими страхами, эмоциями и впечатлениями. Бац, а давайте рассмотрим другой вариант, такой же простой и логичный, как и сам неандерталец. По какой-то причине он почувствовал угрозу от нас. Дикий крик, взмах дубина и кровь окрашивает серые камни в алый цвет. Мгновение, и нас больше нет. Равная борьба? Едва ли. Звериная ярость с врожденной физической силой, дремучая темнота передаваемая веками, жестокость и агрессия не оставляет шансов современному миру. Это вам не шахматы. Вариант, где неандерталец проявит интерес, рассматривать не будем. Сценарий Кин-Конга оставим для Голливуда.

Символизм современной России. Он, как две капли воды, похож на сталинский ампир со своим монументализмом, идеологичностью и культом героического прошлого. Конечно, нынешний Хай-тек далёк от тяжести мрамора и бронзы, но ассоциация невольно проводит параллель с былыми временами.

Беларусь. Минск: сталинский ампир — АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — LiveJournal

Наконец, собрался написать серию о родном городе. Скорее всего будет 3 поста. В первом я расскажу о сталинском ампире — главной визитной карточке нашего города. 

Огромная просьба! Любители написать, мол «горизонт завален», «фотография засвечена» и т.п., пожалуйста. НЕ смотрите и не читайте данный отчёт. Я показываю город, а не умение фотографировать по всем канонам. Спасибо. Так же хочу оговориться, что во всей серии будут фото всех времён года и сделаны как ночью, так и днём.. 

Итак, начнём.


Раньше я относился к сталиансу очень скептически, здания казались мне громоздкими, неуклюжими. Сейчас, когда я уже немного разбираюсь в архитектуре, я смотрю на сталинскую архитектуру совершенно другими глазами. Ведь и правда, вариация как отделки, так и конструктивного решения у сталинок разнообразнейшая. Здания мощные, внушительные и, конечно, эстетически уступают по красоте дореволюционным зданиям, не говоря уж о западноевропейской архитектурной школе. Но тем не менее, сталинская архитектура такая же весомая и полноценная веха в архитектурном искусстве, как, скажем, классицизм или ампир, конечно, в меньших масштабах ввиду всего 30 лет существования превалирующей роли данного направления в СССР в 1930-1950-х гг.; и ввиду узкого ареала распространения данного стиля, ограниченного странами соц. лагеря.

И из всего соц. лагеря именно Минск может похвастаться наиболее красивым, целостным и очень мощным ансамблем в стиле «сталинский ампир». Исключительную роль нашего города для этого стиля признала и ЮНЕСКО, готовая включить начальный участок проспекта Независимости в свод памятников Всемирного наследия. Как это ни парадоксально звучит для некоторых людей, это действительно так. Ни для кого не секрет, что наиболее красивые сталинские здания были построены в 4 столицах СССР — Москве, Ленинграде, Минске и Киеве. В областных городах стройка была куда менее масштабной.

Я был и в Киеве и в Москве. Могу с уверенностью сказать, что наши сталинки получились более красивыми. В российской и украинской столицах они серые, мрачные. В Москве, если и ярко оштукатурены, то сами здания очень высокие, обычно 9-10 этажей, из-за чего вся архитектурная пластика и украшения видны только при тщательном рассмотрении здания. У нас же все сталинки «цветные» и на проспекте, например, почти все — в 5 этажей. От такой этажности лучше ощущается мощность колоннад, арок и пр. 

Для любого приезжающего в наш город, первым архитектурным комплексом становится комплекс «ворота города». Собственного фото этого комплекса у меня нет, посему привожу фото из Википедии:

Полностью целостный сталинский ансамбль, за исключением здания МИДа 1913 г.п. в Минске располагается лишь на проспекте Независимости. На прилегающих улицах — довольно интересная смесь дореволюционного и сталинского (особенно на Карла Маркса, о ней чуть ниже).

Со стороны вокзала проспект встречает помпезным зданием почтамта.

Иногда кажущийся чересчур помпезным.

Проспект мощен, он имеет прямые аналоги показательных помпезных проспектов — широких улиц с мощной ансамблевой застройкой, созданный в один временной промежуток, т.е. без наслоений, застроенные в более ранние периоды: Невский проспект (Санкт-Петербург), Елисейские поля (Париж), проспект Андраши (Будапешт). Но был застроен самым последним из всех.

Прилегающие к начальному участку проспекта улицы имеют не менее внушающую застройку.

Особенно примечательна улица Ленина, скверик которой придаёт ансамблю выразительности.

В этом здании что-то военное.

Не всё, конечно, хорошо в сталинках. 

Вот, например, замечательный сталинский жилой дом: мощные русты первых 3 этажей, на 4 этаже роскошнейшие балюстрадные балконы, двери в которых обрамлены наличниками с сандриками, витая лепнина на карнизе… но аттик… мне кажется, он лишний; куда уместнее здесь был бы парапет из балюстрады. Вообще аттики вместо балюстрад и отсутствие наличников на всех окнах здания отбирает значительную часть выразительности у наших сталинок.

Здание КГБ многие боятся фотографировать. Но не я!

Наиболее примечательное в воистину дворце комитета гос. безопасности, помимо размаха и помпезности является приметный бельведер в правом крыле — т.н. башня белорусского Берии — Лаврентия Цанавы. Легенду о построении башни, уверен, слышали многие. Не буду здесь повторяться, пересказывая её.

Интересна и башенка с часами на жилом доме напротив КГБ. Мало кто знает, что после войны по приказу вышеназванного Цанавы на верх башенки установили колокол отлитый в 1920-е года во Второй Речи Посполитой. Цанава хотел, что бы этот колокол отбивал часы, служил курантами. Готов спорить, что слушать звон колокола он хотел как раз из выстроенного по его личному приказу бельведера.

Показателен и нынешний президентский дворец, бывший ЦК КПБ. Фото тут не моё. Спасибо интернету.

Интерес в том, что здание, начатое строиться в 1941 и достроенное после войны в конце 1940-х является очень интересным примером советской показухи: мол, людям шикарные просторные жилые дома на проспекте, украшенные лепниной и прочими архитектурными излишествами, а главному зданию ЦК компартии целой республики, строгое спокойное здание, притаившееся в глубине проспекта, за Михайловским сквером. Всё для людей. Очень показательный и интересный момент того времени.

Красиво и здание Национального Банка. Да-да, того самого, обесценившее нашу нац. валюту

А вот здание ГУМа, как по мне, — уродливо.

Дворец Профсоюзов мне напоминает классицистский костёл, только в акротерион вместо статуй рабочих — статуи святых. Возможно, так бы строили в католических регионах в крупных советских городах при товарище Сталине, не будь гонений на веру.

Здание Бел. Гос. Цирка было построено уже при Хрущёве, но тем не менее достойно зданий, построенных при Сталине. Интересно, как здание цирка не попало под вандальский указ о арх. излишествах… Здание недавно прошло реставрацию. Что-что, а совок наши горе-реставраторы умеют имитировать прекрасно.

А вот дом. Напротив — зеркальная копия. На мой вкус — это самая удачная, красивая и изысканная реализация проекта сталинского ампира в нашем городе.

Очень красивые входные порталы, здание серого цвета, но это его нисколько не портит. На начальном участке проспекта цоколи всех домов отделаны мрамором, что только добавляет шика.

Всем, кто интересуется минским сталиансом прекрасно известно, что после Октябрьской площади ансамблевость проспекта заметно падает.

Идём по мостику и смотрим на здание Генштаба и первый дом в стиле «сталинский ампир», именуемый «Дом под шпилем», в городе. 1938 г.п. Ведь до войны в Минске почти не велось капитального строительства. Разве что произведения выдающегося беларусского архитектора Иосифа Лангбарда, но там конструктивизм. О нём — в другой серии.

Сталинский ампир в Москве

Пугающий и прекрасный архитектурный стиль.

 

Сталинский ампир стал ведущим направлением в архитектуре СССР с 1936 по 1955 год. Помпезность и величественность сооружений должны были символизировать торжество идей социализма, а также мощь государства рабочих и крестьян. Узнать такие здания очень легко по отделке из мрамора, гранита и бронзы с позолотой, а также по скульптурным фигурам трудящихся, спортсменов и военных. Столица должна была стать воплощением архитектурного стиля, основанного на классическом искусстве Древнего Рима.

 

Главное здание МГУ

 

 

Знаменитые «высотки» стали настоящими жемчужинами сталинского ампира. Всего таких было построено семь (хотя планировали восемь). Великолепное главное здание Московского университета – самое высокое, 240 метров. Оно было построено по проекту архитектора Л. Руднева, со скульптурными оформлениями из мастерской В. Мухиной. Громадное здание с колоннами из яшмы, гранита и мрамора должно было символизировать заботу государства о науке и образовании. Венчает здание высокий шпиль, облицованный стеклянными пластинами, с пятиконечной звездой на вершине.

 

Министерство иностранных дел

 

 

Хотя все высотки и имеют между собой внешнее сходство, но у каждой – свое композиционное решение. Здание Министерства иностранных дел – ниже и строже, чем здание МГУ. Высота МИДа – 172 метра, фасад выполнен из керамических блоков, а цоколь – из красного гранита. Архитекторы В. Гельфрейх и М. Минкус изначально задумывали здание без шпиля, но в конце концов он все же был надстроен, правда, выполнен из очень легкой стали. Именно поэтому на нем нет пятиконечной звезды или другой символики – конструкция просто не выдержала бы веса скульптуры. Главным украшением здания является огромный герб Советского Союза на фасаде, выполненный скульптором Г. Мотовиловым.

 

ВДНХ

 

 

Выставка достижений народного хозяйства – настоящий апофеоз сталинского ампира. Начиная с арки, которая служит входом в парк, и заканчивая самым маленьким павильоном. Кстати, свой павильон был у каждой из республик СССР, что служило символом единства и послевоенного восстановления. Фронтоны, портики, шпили и скульптуры, изображающие рабочих и крестьян огромной страны, – парк стал излюбленным местом москвичей и отечественных режиссеров. Многие советские фильмы были сняты здесь.

 

Станция метро «Комсомольская»

 

 

Отдельно стоит сказать о станциях московского метрополитена, которые оформлялись как настоящие произведения искусства. Но символом сталинского ампира в подземке стала станция «Комсомольская» архитектора А. Щусева. Внутри – аванзал с куполом, своды которого украшены пятиконечной звездой с расходящимися во все стороны лучами, декорированными золотой смальтой. У наземного вестибюля также есть свой купол с лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов скульптора Г. Мотовилова. Стены станции облицованы светло-бежевым мрамором. Уличный павильон – также здание, выполненное в силе сталинского ампира, с колоннами и шпилем. А. Заболотная, одна из авторов проекта, предполагала, что станция у вокзалов станет своеобразными «воротами» в столицу, которые сформируют первое впечатление о городе.

 

Центральный академический театр Российской армии

 

 

Ранее театр носил название Центрального театра Красной Армии и имел важное значение. Архитекторы здания, К. Алабян и В. Симбирцев, спроектировали его в форме пятиконечной звезды, с портиком из высоких колонн по всему периметру. Внутри располагается уникальная сцена невероятных размеров. Невероятных настолько, что на ней воспроизводили танковые бои. Это самая большая сценическая площадка в Европе. Лучи здания-звезды указывают на крупные транспортные узлы Москвы – Белорусский, Савеловский, Рижский вокзалы и на Комсомольскую площадь. А пятый луч – на центр столицы.

 

Фото: shutterstock, архив пресс-служб

Сталинский ампир — это… Что такое Сталинский ампир?

Сталинский ампир (от фр. empire — «империя» и по аналогии с ампиром) — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.

Сталинский ампир в декоре помещений — это, в частности, массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники и статуэтки.

Характерные черты

Стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко, сочетание помпезности, роскоши, величественность и монументальность.

Один из примеров интерьеров, оформленных в стиле сталинского ампира, — банкетный зал в здании Центрального Московского ипподрома.

В декоре мебели, используемой в оформлении интерьеров в стиле сталинского ампира, — резьба, включающая в себя изображения лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд.

Деталь сталинского ампира — люстры, освещающие помещение, имеющие парадный вид, часто изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений часто используются натуральные материалы — дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь.

См. также

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 мая 2012.

Сталинский ампир — это… Что такое Сталинский ампир?

Сталинский ампир (от фр. empire — «империя» и по аналогии с ампиром) — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.

Сталинский ампир в декоре помещений — это, в частности, массивная деревянная мебель, лепнина под высокими потолками, резные шкафы, бронзовые светильники и статуэтки.

Характерные черты

Стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко, сочетание помпезности, роскоши, величественность и монументальность.

Один из примеров интерьеров, оформленных в стиле сталинского ампира, — банкетный зал в здании Центрального Московского ипподрома.

В декоре мебели, используемой в оформлении интерьеров в стиле сталинского ампира, — резьба, включающая в себя изображения лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд.

Деталь сталинского ампира — люстры, освещающие помещение, имеющие парадный вид, часто изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений часто используются натуральные материалы — дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь.

См. также

Question book-4.svgВ этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 26 мая 2012.