Современная застройка: особенности планировки территории, инфраструктура. Современные тенденции градостроительства – Как строить удобные города – Варламов.ру – ЖЖ

Содержание

особенности планировки территории, инфраструктура. Современные тенденции градостроительства

В последние годы в России на государственном уровне активно пропагандируется мысль о том, что квартальная застройка должны вытеснить микрорайонную. По причине того, что она считается не только более современной, но и более удобной для жителей. Давайте выясним, в чем состоят ее особенности.

Текущая ситуация

Застройка города считается основным этапом его развития. От того, каким образом будет застроена территория, зависит многое, начиная логистическими решениями и заканчивая наличием конфликтных вопросов между жильцами одного дома или двора.

Рассматривать застройку можно абсолютно с разных позиций. Например, обсуждая исключительно дорожную сеть или, наоборот, расположение жилых зданий и общественных объектов.

Какая ситуация наблюдается на рынке градостроительства на текущий момент? Едва ли не в каждом городе есть исторический центр, который отличает преимущественно среднеэтажная застройка с компактным расположением жилых объектов и довольно узкими по современным меркам улицами.

Есть целая категория объектов, которые появились в период существования Советской власти. Подобная застройка довольна типична. Дома стоят, как правило, в отдалении от дорог и расположены хаотично. Подобные районы также отличаются неразвитой дорожной сетью. При этом наблюдается немало пустых, неиспользованных территорий.

Особенности современной застройки

Старые районы обычно имеют небольшие улицы, так как в период их застройки, в городах не было больших потоков автомобилей. На текущий момент ситуация кардинально меняется. Все большее количество граждан обзаводится личными транспортными средствами. Это накладывает особый отпечаток на тенденции современного строительства.

Градостроители планируют объекты таким образом, чтобы они располагались вдоль дорог, а не в удалении. Применяя принципы квартальной застройки, удается довольно четко разграничить личные и общественные территории. Улица воспринимается как общественное место, а территория внутри квартала становится личным пространством, предназначенным исключительно для его жителей. Такой подход имеет важный психологический фактор. Жильцы начинают более бережно относиться к общему имуществу. При микрорайонной застройке дома располагаются хаотично, нет четкого понимания, что личное, а что – общее, поэтому многие граждане нередко наплевательски относятся к территориям, расположенным за порогами их собственных квартир.

Квартальная застройка в России

Если верить экспертам, главный архитектор Москвы ориентируется именно на вышеназванный тип при планировании новых столичных зданий. Однако данная тенденция не ограничивается пределами МКАДа, а распространяется на всю территорию страны. Тенденцию, направленную на квартальную застройку, можно наблюдать по всему государству. Основная причина состоит в том, что таким способом стремятся повысить уровень комфорта для городских жителей.

Пример подобной застройки в других городах — ЖК «Огни Сибири» в Новосибирске. Квартал располагается в Центральном районе города, а на его территории планируется строительство нескольких жилых зданий высотой от шести до двадцати пяти этажей. Внутри квартала будут размещены социально значимые для населения объекты. Кроме того, ЖК «Огни Сибири» в Новосибирске отличается хорошей транспортной доступностью, так как находится недалеко от метро.

Современные тенденции градостроительства

На текущий момент в сфере строительства наблюдается повсеместный переход к квартальной застройке, которая несет в себе принципиально новые особенности.

У многих городских жителей формируется ощущение, что город – это место не для физического существования, а для осмысленной жизни. Вот почему стремление к обеспечению высокого качества жизни закладывают еще на этапе проектирования будущих кварталов. Это позволяет градостроителям разрабатывать функциональные общественные пространства, контролировать высотность застройки, заботиться о комфорте пешеходов, создавать уникальный дизайн фасадов и т. д.

Стоит сказать, что большинство сегодняшних зданий, например, в столице появились еще в середине прошлого века. Тогда основная задача строительства сводилась к тому, чтобы обеспечить население жильем. Причем уровню комфорта уделялось гораздо меньше внимания, чем в современное время. Создавая генплан квартальной застройки, градостроители делают акцент на удобства, которые получат будущие жители. Такой подход нередко нравится потребителям. В отличие от микрорайонной застройки, современные пространства становятся более удобными.

Преимущества

  • Уличная сеть. Если говорить о микрорайонах, то они занимают довольно большую площадь с хаотично расположенными домами и улицами. Как правило, их границы очерчены проходящими рядом магистралями. Поэтому движение нередко осуществляется по внутридворовым дорогам, что считается небезопасным и приводит к возникновению пробок. Квартальный тип застройки – это меньшие территории. Улицы в них расположены перпендикулярно. Это создает дополнительное удобство для водителей, препятствует возникновению пробок. Вот почему так популярна квартальная застройка в Европе.
  • Личное пространство. При вышеназванном типе планировки жилого пространства внутренний двор как бы отделен от окружающей территории жилыми домами. Как утверждают специалисты, это создает больший психологический комфорт для местных жителей, чем наличие заборов. При этом снаружи обустраивают общественные заведения типа магазинов, кафе и т. д.
  • Обустроенные дворы. При квартальной планировке дворы превращаются в общественные пространства, комфортные для пешеходов. Это могут быть небольшие скверы, парки, пешеходные зоны.
  • Архитектурное разнообразие. В пределах микрорайона все здания имеют однообразный вид. Если дом хоть как-то выделяется внешним видом среди остальных, он воспринимается как нечто инородное. Каждый квартал имеет уникальный дизайн фасадов. При этом в городе создается ощущение архитектурного разнообразия.
  • Более развитая инфраструктура. Квартал обладает меньшими размерами территории, чем микрорайон. Однако градостроителям это ничуть не мешает воссоздать в нем все объекты, необходимые для комфортной жизни.

Особенности планировки территории

  • Современная квартальная застройка предполагает формирование общественной среды не внутри вдали от дорог, а, наоборот, вдоль улиц, которые делят весь район на небольшие секторы. При этом пространство внутри квартала остается личным, а не общественным.
  • Одна из особенностей также состоит в наличии целой сетки узких улиц. В микрорайонах дорог заметно меньше, но при этом они более широкие. В пределах квартала присутствует непрерывная сеть дорог с плотно расположенными улицами.
  • Предполагается высокая плотность застройки, совмещенная с небольшой этажностью. Одна сторона квартала составляет в среднем сто-триста метров. Если расстояние между улицами составляет триста метров, внутри жилых комплексов нередко предполагается наличие сквозных участков для пешеходов.
  • По периметру современных кварталов располагаются улицы, рассчитанные не только на проезд автомобилей, но и на пешеходное движение. Дома, как правило, выходят на тротуар, считающийся общественным пространством. При этом каждый блок жилых зданий имеет собственную внутридворовую территорию.
  • Внутри жилого комплекса можно более эффективно использовать территорию, разделив ее на личные и общественные пространства. Каждый квартал объединяет в себе несколько зданий разной этажности, первые этажи которых нередко заняты общественными зданиями, выходящими на улицу.
  • Особенность квартальной застройки состоит в том, что она предполагает компактное расположение объектов, а также высокую плотность. С одной стороны, российским гражданам, привыкшим к огромным территориям, это кажется не только непривычным, но и одновременно неудобным. Однако есть и другая – противоположная – точка зрения на этот вопрос. В масштабах всего города плотная застройка позволяет сократить расстояния. Это значит, что до нужного объекта горожане смогут добираться быстрее и затрачивать меньше времени и, соответственно, средств, находясь в пути. Кроме того, пустые, неиспользуемые пространства создают ощущение психологического дискомфорта, вызывая у людей желание скорее их покинуть.

Квартал или микрорайон?

Ранее строительство жилья велось по принципу микрорайонов, которые были отделены автомобильными магистралями от основной части города. При этом внутри не было сквозного проезда. Дороги предназначались исключительно для подъезда к домам. Такое расположение считалось безопасным, так как основные инфраструктурные объекты находились внутри микрорайона, поэтому жителям не приходилось пересекать проезжую часть, чтобы добраться до нужного объекта. В том числе это было удобно для детей.

Несмотря на то что в микрорайоне предполагается наличие большого количества свободного пространства, эта особенность способна обернуться недостатком. Например, неиспользованные пространства довольно быстро запустевают, так как не имеют четко определенного функционального назначения. Кроме того, в микрорайоне просторный двор рассчитан сразу на несколько домов. Большое пространство сложнее контролировать и обеспечивать безопасность для его жителей.

Современное жилье строится по несколько иным принципам. Прежде всего это касается осваиваемой территории. Квартал, как правило, состоит всего из нескольких зданий, опоясанных узкими улицами. По мнению градостроителей, это удобно и для пешеходов, и для водителей. Автолюбители получают большее количество проезжих дорог и могут выстраивать альтернативные маршруты. Пешеходы могут наслаждаться внутридворовым пространством, свободным от излишнего автомобильного трафика.

Итак, что лучше — квартальная или микрорайонная застройка? Каждая планировка имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Однако на текущий момент градостроители в качестве основной тенденции предпочитают более компактную современную планировку.

Инфраструктура

Квартальная застройка по своим принципам напоминает частный сектор, отгороженный от внешней среды. Покупателей на рынке недвижимости нередко привлекает самодостаточная среда, которая удачно вписывается в общее городское пространство.

Предполагается, что вся необходимая инфраструктура должна располагаться не внутри, как это делают в микрорайонах, а снаружи. Жилой квартал отделен от общего пространства сетью довольно узких улиц. Внутри находится дворовое пространство, обустроенное для комфорта жителей, а снаружи – различные объекты инфраструктуры. Например, первые этажи зданий нередко занимают общественные заведения по типу магазинов, ресторанов и т. д.

В целом квартальная застройка создает благоприятный климат для развития коммерческой инфраструктуры, так как делает ее более предсказуемой для потенциальных потребителей. Если торговая точка расположена вдоль общественного тротуара, выше вероятность, что ее будут регулярно посещать. В микрорайонах вся инфраструктура находится внутри, поэтому в качестве потенциальных покупателей рассматривать можно преимущественно местных жителей.

Квартальную застройку нельзя назвать идеальной. На российском рынке она по-прежнему остается не до конца понятой потребителями. Многие из них привыкли к большим расстояниям между домами и широкими дорогами. Далеко не всем нравится плотная застройка с нагромождением жилых зданий. Это несет в себе определенный психологический дискомфорт.

Сложности

Проект планировки территории в рамках квартальной застройки должен соответствовать действующим нормам. Однако на практике соблюсти все установленные правила довольно затруднительно. Строительные нормы по-прежнему базируются на принципах больших пространств. Власти, несмотря на активную пропаганду квартальной застройки, не принимают достаточных мер, чтобы помочь градостроителям.

Например, в соответствии с требованиями закона, жилые дома должна располагаться не ближе двадцати метров к дорогам. Для детских садов и школ эти нормы несколько выше, что создает дополнительные сложности для тех, кто планирует на практике реализовать проект квартальной застройки.

Однако это не всегда получается. Некоторым градостроителям приходится корректировать этажность будущих зданий, некоторым не удается предусмотреть сквозные проезды. В итоге вместо полноценных обособленных территорий получаются современные кварталы внутри устаревших микрорайонов. Такова неизбежная реальность.

Функциональное назначение пространства

Ранее в тенденциях градостроительства было принято условное разделение на спальные и деловые районы. Первые предназначались исключительно для жизни, а вторые – для работы.

Однако современная концепция отходит от подобного разделения по причине его существенных недостатков. Например, большинству людей утром приходится покидать район, отправляясь на работу, а вечером совершать обратный путь. Это создает повышенную нагрузку на дорожную сеть и становится причиной возникновения пробок, в которых горожане теряют немало собственного времени. Кроме того, это делает их повседневный досуг более скудным, заставляя вечерами сидеть по домам. Еще один недостаток спальных районов в снижении уровня безопасности, связанного с небольшим потоком людей в дневное и вечернее время.

Вот почему современное градостроительство приходит к решению делать застройку более смешанной. При такой концепции неподалеку от жилых домов или отдельностоящих кварталов располагаются офисные или торговые общественные пространства. Таким способом удается сократить поток маятниковой миграции, когда утром многие жители района выезжают на работу, а вечером возвращаются обратно. Кроме того, отсутствие необходимости регулярно использовать автомобиль благоприятно сказывается на экологической обстановке в городе.

Этажность

Логика градостроительства, как правило, проста. Чем дороже земля, тем больше этажей. Среднеэтажными считаются здания высотой не более десяти этажей. Есть мнение, что чем выше жилой дом, тем сложнее проживающим в нем поддерживать соседские отношения.

Однако противоположную крайность – малоэтажное строительство – тоже нельзя назвать удачным решением. Это приводит к увеличению территории застройки и создает повышенную нагрузку на дорожную сеть, так как расстояния между объектами значительно увеличиваются. Люди начинают чаще пользоваться автомобилями, ухудшая экологическую обстановку.

Источник: fb.ru

Как строить удобные города – Варламов.ру – ЖЖ

? LiveJournal
  • Find more
    • YOUR 2019 IN LJ
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • YOUR 2019 IN LJ
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)
varlamov.ru — 1 position in common rating Subscribe
Log in
No account? Create an account

особенности планировки территории, инфраструктура. Современные тенденции градостроительства

В последние годы в России на государственном уровне активно пропагандируется мысль о том, что квартальная застройка должны вытеснить микрорайонную. По причине того, что она считается не только более современной, но и более удобной для жителей. Давайте выясним, в чем состоят ее особенности.

современная квартальная застройка

Текущая ситуация

Застройка города считается основным этапом его развития. От того, каким образом будет застроена территория, зависит многое, начиная логистическими решениями и заканчивая наличием конфликтных вопросов между жильцами одного дома или двора.

Рассматривать застройку можно абсолютно с разных позиций. Например, обсуждая исключительно дорожную сеть или, наоборот, расположение жилых зданий и общественных объектов.

Какая ситуация наблюдается на рынке градостроительства на текущий момент? Едва ли не в каждом городе есть исторический центр, который отличает преимущественно среднеэтажная застройка с компактным расположением жилых объектов и довольно узкими по современным меркам улицами.

Есть целая категория объектов, которые появились в период существования Советской власти. Подобная застройка довольна типична. Дома стоят, как правило, в отдалении от дорог и расположены хаотично. Подобные районы также отличаются неразвитой дорожной сетью. При этом наблюдается немало пустых, неиспользованных территорий.

Особенности современной застройки

Старые районы обычно имеют небольшие улицы, так как в период их застройки, в городах не было больших потоков автомобилей. На текущий момент ситуация кардинально меняется. Все большее количество граждан обзаводится личными транспортными средствами. Это накладывает особый отпечаток на тенденции современного строительства.

квартальная планировка

Градостроители планируют объекты таким образом, чтобы они располагались вдоль дорог, а не в удалении. Применяя принципы квартальной застройки, удается довольно четко разграничить личные и общественные территории. Улица воспринимается как общественное место, а территория внутри квартала становится личным пространством, предназначенным исключительно для его жителей. Такой подход имеет важный психологический фактор. Жильцы начинают более бережно относиться к общему имуществу. При микрорайонной застройке дома располагаются хаотично, нет четкого понимания, что личное, а что – общее, поэтому многие граждане нередко наплевательски относятся к территориям, расположенным за порогами их собственных квартир.

Квартальная застройка в России

Если верить экспертам, главный архитектор Москвы ориентируется именно на вышеназванный тип при планировании новых столичных зданий. Однако данная тенденция не ограничивается пределами МКАДа, а распространяется на всю территорию страны. Тенденцию, направленную на квартальную застройку, можно наблюдать по всему государству. Основная причина состоит в том, что таким способом стремятся повысить уровень комфорта для городских жителей.

Пример подобной застройки в других городах — ЖК «Огни Сибири» в Новосибирске. Квартал располагается в Центральном районе города, а на его территории планируется строительство нескольких жилых зданий высотой от шести до двадцати пяти этажей. Внутри квартала будут размещены социально значимые для населения объекты. Кроме того, ЖК «Огни Сибири» в Новосибирске отличается хорошей транспортной доступностью, так как находится недалеко от метро.

Современные тенденции градостроительства

На текущий момент в сфере строительства наблюдается повсеместный переход к квартальной застройке, которая несет в себе принципиально новые особенности.

У многих городских жителей формируется ощущение, что город – это место не для физического существования, а для осмысленной жизни. Вот почему стремление к обеспечению высокого качества жизни закладывают еще на этапе проектирования будущих кварталов. Это позволяет градостроителям разрабатывать функциональные общественные пространства, контролировать высотность застройки, заботиться о комфорте пешеходов, создавать уникальный дизайн фасадов и т. д.

план застройки

Стоит сказать, что большинство сегодняшних зданий, например, в столице появились еще в середине прошлого века. Тогда основная задача строительства сводилась к тому, чтобы обеспечить население жильем. Причем уровню комфорта уделялось гораздо меньше внимания, чем в современное время. Создавая генплан квартальной застройки, градостроители делают акцент на удобства, которые получат будущие жители. Такой подход нередко нравится потребителям. В отличие от микрорайонной застройки, современные пространства становятся более удобными.

Преимущества

  • Уличная сеть. Если говорить о микрорайонах, то они занимают довольно большую площадь с хаотично расположенными домами и улицами. Как правило, их границы очерчены проходящими рядом магистралями. Поэтому движение нередко осуществляется по внутридворовым дорогам, что считается небезопасным и приводит к возникновению пробок. Квартальный тип застройки – это меньшие территории. Улицы в них расположены перпендикулярно. Это создает дополнительное удобство для водителей, препятствует возникновению пробок. Вот почему так популярна квартальная застройка в Европе.
  • Личное пространство. При вышеназванном типе планировки жилого пространства внутренний двор как бы отделен от окружающей территории жилыми домами. Как утверждают специалисты, это создает больший психологический комфорт для местных жителей, чем наличие заборов. При этом снаружи обустраивают общественные заведения типа магазинов, кафе и т. д.
  • Обустроенные дворы. При квартальной планировке дворы превращаются в общественные пространства, комфортные для пешеходов. Это могут быть небольшие скверы, парки, пешеходные зоны.
  • Архитектурное разнообразие. В пределах микрорайона все здания имеют однообразный вид. Если дом хоть как-то выделяется внешним видом среди остальных, он воспринимается как нечто инородное. Каждый квартал имеет уникальный дизайн фасадов. При этом в городе создается ощущение архитектурного разнообразия.
  • Более развитая инфраструктура. Квартал обладает меньшими размерами территории, чем микрорайон. Однако градостроителям это ничуть не мешает воссоздать в нем все объекты, необходимые для комфортной жизни.
квартальная застройка в россии

Особенности планировки территории

  • Современная квартальная застройка предполагает формирование общественной среды не внутри вдали от дорог, а, наоборот, вдоль улиц, которые делят весь район на небольшие секторы. При этом пространство внутри квартала остается личным, а не общественным.
  • Одна из особенностей также состоит в наличии целой сетки узких улиц. В микрорайонах дорог заметно меньше, но при этом они более широкие. В пределах квартала присутствует непрерывная сеть дорог с плотно расположенными улицами.
  • Предполагается высокая плотность застройки, совмещенная с небольшой этажностью. Одна сторона квартала составляет в среднем сто-триста метров. Если расстояние между улицами составляет триста метров, внутри жилых комплексов нередко предполагается наличие сквозных участков для пешеходов.
  • По периметру современных кварталов располагаются улицы, рассчитанные не только на проезд автомобилей, но и на пешеходное движение. Дома, как правило, выходят на тротуар, считающийся общественным пространством. При этом каждый блок жилых зданий имеет собственную внутридворовую территорию.
  • Внутри жилого комплекса можно более эффективно использовать территорию, разделив ее на личные и общественные пространства. Каждый квартал объединяет в себе несколько зданий разной этажности, первые этажи которых нередко заняты общественными зданиями, выходящими на улицу.
  • Особенность квартальной застройки состоит в том, что она предполагает компактное расположение объектов, а также высокую плотность. С одной стороны, российским гражданам, привыкшим к огромным территориям, это кажется не только непривычным, но и одновременно неудобным. Однако есть и другая – противоположная – точка зрения на этот вопрос. В масштабах всего города плотная застройка позволяет сократить расстояния. Это значит, что до нужного объекта горожане смогут добираться быстрее и затрачивать меньше времени и, соответственно, средств, находясь в пути. Кроме того, пустые, неиспользуемые пространства создают ощущение психологического дискомфорта, вызывая у людей желание скорее их покинуть.
проект планировки территории в рамках квартальной застройки

Квартал или микрорайон?

Ранее строительство жилья велось по принципу микрорайонов, которые были отделены автомобильными магистралями от основной части города. При этом внутри не было сквозного проезда. Дороги предназначались исключительно для подъезда к домам. Такое расположение считалось безопасным, так как основные инфраструктурные объекты находились внутри микрорайона, поэтому жителям не приходилось пересекать проезжую часть, чтобы добраться до нужного объекта. В том числе это было удобно для детей.

Несмотря на то что в микрорайоне предполагается наличие большого количества свободного пространства, эта особенность способна обернуться недостатком. Например, неиспользованные пространства довольно быстро запустевают, так как не имеют четко определенного функционального назначения. Кроме того, в микрорайоне просторный двор рассчитан сразу на несколько домов. Большое пространство сложнее контролировать и обеспечивать безопасность для его жителей.

Современное жилье строится по несколько иным принципам. Прежде всего это касается осваиваемой территории. Квартал, как правило, состоит всего из нескольких зданий, опоясанных узкими улицами. По мнению градостроителей, это удобно и для пешеходов, и для водителей. Автолюбители получают большее количество проезжих дорог и могут выстраивать альтернативные маршруты. Пешеходы могут наслаждаться внутридворовым пространством, свободным от излишнего автомобильного трафика.

Итак, что лучше — квартальная или микрорайонная застройка? Каждая планировка имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Однако на текущий момент градостроители в качестве основной тенденции предпочитают более компактную современную планировку.

что лучше квартальная или микрорайонная застройка

Инфраструктура

Квартальная застройка по своим принципам напоминает частный сектор, отгороженный от внешней среды. Покупателей на рынке недвижимости нередко привлекает самодостаточная среда, которая удачно вписывается в общее городское пространство.

Предполагается, что вся необходимая инфраструктура должна располагаться не внутри, как это делают в микрорайонах, а снаружи. Жилой квартал отделен от общего пространства сетью довольно узких улиц. Внутри находится дворовое пространство, обустроенное для комфорта жителей, а снаружи – различные объекты инфраструктуры. Например, первые этажи зданий нередко занимают общественные заведения по типу магазинов, ресторанов и т. д.

В целом квартальная застройка создает благоприятный климат для развития коммерческой инфраструктуры, так как делает ее более предсказуемой для потенциальных потребителей. Если торговая точка расположена вдоль общественного тротуара, выше вероятность, что ее будут регулярно посещать. В микрорайонах вся инфраструктура находится внутри, поэтому в качестве потенциальных покупателей рассматривать можно преимущественно местных жителей.

Квартальную застройку нельзя назвать идеальной. На российском рынке она по-прежнему остается не до конца понятой потребителями. Многие из них привыкли к большим расстояниям между домами и широкими дорогами. Далеко не всем нравится плотная застройка с нагромождением жилых зданий. Это несет в себе определенный психологический дискомфорт.

Сложности

Проект планировки территории в рамках квартальной застройки должен соответствовать действующим нормам. Однако на практике соблюсти все установленные правила довольно затруднительно. Строительные нормы по-прежнему базируются на принципах больших пространств. Власти, несмотря на активную пропаганду квартальной застройки, не принимают достаточных мер, чтобы помочь градостроителям.

Например, в соответствии с требованиями закона, жилые дома должна располагаться не ближе двадцати метров к дорогам. Для детских садов и школ эти нормы несколько выше, что создает дополнительные сложности для тех, кто планирует на практике реализовать проект квартальной застройки.

Однако это не всегда получается. Некоторым градостроителям приходится корректировать этажность будущих зданий, некоторым не удается предусмотреть сквозные проезды. В итоге вместо полноценных обособленных территорий получаются современные кварталы внутри устаревших микрорайонов. Такова неизбежная реальность.

квартальная застройка

Функциональное назначение пространства

Ранее в тенденциях градостроительства было принято условное разделение на спальные и деловые районы. Первые предназначались исключительно для жизни, а вторые – для работы.

Однако современная концепция отходит от подобного разделения по причине его существенных недостатков. Например, большинству людей утром приходится покидать район, отправляясь на работу, а вечером совершать обратный путь. Это создает повышенную нагрузку на дорожную сеть и становится причиной возникновения пробок, в которых горожане теряют немало собственного времени. Кроме того, это делает их повседневный досуг более скудным, заставляя вечерами сидеть по домам. Еще один недостаток спальных районов в снижении уровня безопасности, связанного с небольшим потоком людей в дневное и вечернее время.

Вот почему современное градостроительство приходит к решению делать застройку более смешанной. При такой концепции неподалеку от жилых домов или отдельностоящих кварталов располагаются офисные или торговые общественные пространства. Таким способом удается сократить поток маятниковой миграции, когда утром многие жители района выезжают на работу, а вечером возвращаются обратно. Кроме того, отсутствие необходимости регулярно использовать автомобиль благоприятно сказывается на экологической обстановке в городе.

Этажность

Логика градостроительства, как правило, проста. Чем дороже земля, тем больше этажей. Среднеэтажными считаются здания высотой не более десяти этажей. Есть мнение, что чем выше жилой дом, тем сложнее проживающим в нем поддерживать соседские отношения.

Однако противоположную крайность – малоэтажное строительство – тоже нельзя назвать удачным решением. Это приводит к увеличению территории застройки и создает повышенную нагрузку на дорожную сеть, так как расстояния между объектами значительно увеличиваются. Люди начинают чаще пользоваться автомобилями, ухудшая экологическую обстановку.

Микрорайоны как проклятие современных городов

Неплохая статья от Сергея Щелкунова:

В начале ХХ века архитекторы-модернисты – как, например, швейцарец Ле Корбюзье – мечтали о новых величественных городах. Маленькие и тесные «капиталистические» кварталы должны были остаться в прошлом, на смену им приходили «микрорайоны» — широкие автомобильные магистрали, панельные многоэтажки посреди огромных общественных парков, все бытовые сервисы — в пешей доступности. Было время — первые послевоенные десятилетия — когда они массово строились не только в социалистических странах, но и в пострадавших от бомбежек городах Европы. Однако уже в 1970-х европейцы начали их сносить. Зато постсоветские архитекторы и застройщики продолжают проектировать и возводить бетонные муравейники, а горожане — покупать в них квартиры…

Микрорайонная застройка не учитывает интересы отдельного человека и отдельных домовладений, а сразу делит городское пространство на своеобразные зоны с разным функциональным назначением: сюда гражданин приезжает ночевать, а сюда – работать, здесь для него расположена зона отдыха, а вон – автотранспортная магистраль, с помощью которой можно добраться в соседнюю «зону». Там, где старый квартал располагался скученно и компактно, микрорайон растягивался на целые километры; многоэтажные однотипные дома хаотично разбрасывались по огромным дворам-пустырям — это должно было создавать ощущение вольного простора.

Справедливости ради стоит сказать, что в начале-середине ХХ века такая концепция была даже прогрессивной: промышленные зоны уводили от жилых помещений, между домами разбивались скверы и парки, автомобили мчались по широким проспектам вместо узких исторических улочек. Но довольно скоро начались проблемы, ведь город существует лишь во всем его функциональном многообразии, а подобные районы предлагают весьма скудный набор возможностей. Одни закономерно превратились в гигантские парковки, другие — в необъятные промышленные зоны, а «спальники» и вовсе вымирали, едва на них опускались сумерки. Всё это порождало неизбежные «маятниковые перемещения» по городу, поскольку жители микрорайона не имели возможности реализоваться у себя же дома. Жизнь в городе – это не только работа и сон, но и образование, медицина, развлечения, гастрономия. И если всего этого нет по соседству, то горожанин начинает испытывать серьезный дискомфорт.

Ведь что предлагала людям старая квартальная застройка? Разнообразные общественные пространства – улицы, переулки, скверы; на первых этажах зданий расположены продуктовые магазины, кафе, книжные лавки. Дворы – уютны и компактны, дети могут гулять там в безопасности. Застройка соразмерна горожанам, а значит — воспринимается более человечно, да и при транспортных передвижениях город становится более узнаваем.

А вот окрестные пейзажи микрорайонов повергали горожанина в полнейшее уныние. Земля микрорайона – общая и ничейная, обдуваемые всеми ветрами панельные дома – дешевые, типовые и однообразные, магазины приходится размещать в подвалах: цокольные этажи устраивались так, что организовать в них привычную торговую точку было невозможно. Большие дома «давили» на психику, а к большим общественным дворам нельзя было прикипеть душой — они воспринимались как нечто чужеродное. Их можно было «очеловечить», но с большими затратами, поэтому они так и оставались неблагоустроенными пустырями.

Кроме того, микрорайонная застройка всегда начинается на определенной дистанции от пешеходных тротуаров (от 15 до 25 метров). В жизни вся эта территория превращается в своеобразный «бермудский треугольник», где ничего не происходит и пролегают лишь инженерные сети. Эта территория не принадлежит местным жителям, они не могут ее использовать.

Неудивительно, что населению микрорайонов жилось тоскливо, они не чувствовали себя в безопасности, у них пропало «чувство локтя». Здесь начинало процветать мелкое вредительство и порча, буквально за полвека районы превращались в обветшалые трущобы (продолжая при этом бесконтрольно разрастаться), тут оседали люди, приезжающие на заработки или криминальные «гастроли», и такой контингент создавал зону повышенной конфликтности — разрасталась эпидемия тяжких преступлений.

Ситуация усугублялась и тем, что жители микрорайонов начали самовольно огораживать свои придомовые территории («каждый дом захочет иметь свою парковку, детскую площадку и охрану»). Добрались сюда вездесущие застройщики, принявшиеся лепить на «ничейных» пустырях дешевые «свечки» безо всякой сопутствующей инфраструктуры. Психологи утверждают, что подобная перенаселенность — когда ты не можешь запомнить постоянно сменяющиеся лица — неизбежно приводит к «безличности общения». К этому надо прибавить расстояния, которые преодолевает житель микрорайона, чтобы выбраться в центр — приехав на работу после преодоления большого количества самых разных препятствий, он уже чувствует себя измотанным и уставшим. И, кстати, несмотря на большие расстояния, которые приходится преодолевать, жители таких районов страдают от недостатка движения и гиподинамии. А есть еще и обычная депрессия:
«Прямые линии, четко прочерченные углы и любое однообразие — это агрессивная видеосреда. Такие сооружения еще называют «домами-вампирами». У 80 процентов пациентов столичных психиатров налицо так называемый синдром большого города. Может быть, отчасти и из-за этого в спальных районах, где больше всего унылых однотипных зданий, преступность растет год от года».

«Постройки с голыми серыми стенами, большими поверхностями стекла, ровными линиями крыш считаются наиболее опасными для глаза. Ему при такой картинке не за что “зацепиться”. Напряженно сканируя пространство, глаз получает однообразную информацию и “не знает”, какой из элементов должен зафиксировать, выделить. Зрительная система работает в некомфортном, непривычном режиме».
— считает доктор биологических наук Василий Филин.

Как видим, микрорайоны давно уже не соответствуют ни социальному укладу, ни требованиям современного градостроительства. Но многие чиновники и «девелоперы» продолжают считать застройку 25-этажными зданиями коммерчески выгодной и утверждают, что это очень удобно для будущих жильцов.

Впрочем, все больше архитекторов говорят о том, что новые микрорайоны строить нельзя, а старые должны быть преобразованы: сетку улиц надо уплотнить, а этажность — уменьшить. Фактически, спальные кварталы нужно возвращать обратно в город, добавив им все недостающие функции. Например, «открыть там ресторан или локальный культурный центр».

Но вот отечественные застройщики мало заинтересованы в этом, как и в хорошей и качественной архитектуре. Они вроде и понимают, что микрорайонные джунгли – малопривлекательны и морально устарели. Но раз квартиры продаются, то и менять ничего не хочется: чем тратить время на разработку интересных архитектурных решений, проще штамповать старые модели.
Да и чиновники с депутатами не прочь заработать, выделяя им под строительство очередной лакомый земельный кусочек…

Посты по теме:
Как застраивать города?

Подборка постов про застройку города

Почему типовая застройка российских городов превращает их в гетто: Общество: Россия: Lenta.ru

За последние полвека в нашей стране произошли колоссальные социальные изменения: миллионы людей переселились из деревень в города, а в самих городах — из бараков и коммуналок в отдельные квартиры многоэтажных домов спальных районов. Как ускоренная урбанизация повлияла на российское общество? Почему массовая типовая застройка уродует города и их пригороды? Чем опасно разрастание многоэтажных жилых кварталов? Почему в советские времена строились преимущественно пяти- и девятиэтажные дома? Какая высота жилого дома оптимальна для здоровья человека? Об этом «Ленте.ру» рассказал доцент Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, кандидат архитектуры Виталий Стадников.

«Лента.ру»: Правда ли, что подавляющее большинство населения современной России живет в типовых многоэтажках?

Виталий Стадников: Да, это так. Примерно три четверти городского населения нашей страны проживает именно в многоэтажных многоквартирных домах. Учитывая, что на города приходится около 80 процентов всего населения России, то такой тип жилья действительно для россиян является основным. В этом мы отличаемся от большинства других стран мира.

Почему так получилось?

Это сложилось еще при Хрущеве, взявшем курс на быстрое массовое строительство жилья для населения. С одной стороны, программа была очень успешной, поскольку никогда до этого в истории нашей страны в такой короткий срок (20-30 лет) не происходило столь массового переселения людей в индивидуальное жилье. В то же время это привело к чудовищным последствиям в отношении качества сформированной городской среды и, соответственно, к тяжелым социальным последствиям.

У нас до сих пор господствует устаревшее представление о жилье как об убежище, а под качеством жилой среды подразумевается своя квартира с собственным холодильником и унитазом, за дверями которой можно плевать и мусорить. Но сегодня жилье должно быть полноценным элементом городской среды, от которой теперь в значительной степени зависит качество жизни людей.

Качество самой городской среды от чего зависит?

От морфологии городской застройки: индивидуальные жилые дома, таунхаусы (малоэтажные жилые дома на несколько квартир — прим. «Ленты.ру»), среднеэтажная плотная застройка дореволюционного типа, квартальная застройка 1950-х годов и застройка многоэтажными микрорайонами. Но именно микрорайонный морфотип застройки и доминирует в современной России: от пятиэтажных «хрущевок» до 17-24-этажных высотных муравейников, которыми застроены окраины Москвы, Петербурга и других крупных городов.

Москва. Спальный район

Москва. Спальный район

Фото: Олег Никишин / «Коммерсантъ»

Почему эти районы называют спальными?

Потому что массовая многоэтажная застройка, вмещающая в себя основную долю населения, предназначена только для жилья и ни для чего другого. Выйдя из дома, обитатель спального района стремится поскорее вырваться оттуда — либо в центр на работу, либо в ближайший торгово-развлекательный центр. Отсюда пресловутая маятниковая миграция и пробки на дорогах.

Действительно ли идея массовой типовой застройки городов при Хрущеве была позаимствована с Запада?

Конечно. Концепция поточно-массовой застройки возникла еще в 1930-х годах в странах Западной Европы — в Германии, Нидерландах и Франции. Правда, повсеместное распространение на Западе она получила только после Второй мировой войны, на рубеже 1940-1950-х годов. Например, в той же Франции в это время панельными домами были застроены многие города. Но уже в конце 1960-х и начале 1970-х годов эти районы стали постепенно сносить — власти европейских стран быстро поняли, что в долгосрочном плане панельная застройка порождает огромные проблемы.

У нас большинство хрущевок стоят до сих пор. Хрущевки — это кристаллизованная форма чисто утилитарного сознания, противостоящая эстетическому пониманию архитектуры и городской среды. Краткосрочную задачу они, конечно же, решили — миллионы людей переселились из бараков и коммуналок в отдельные квартиры. Ради этого Хрущев фактически запретил архитектуру. Известно, что высотка МГУ на Воробьевых горах с ее лепниной, мозаикой и колоннами обошлась в сумму, на которую можно было построить город из пятиэтажных панельных домов на сорок тысяч жителей.

На какой срок эксплуатации были рассчитаны хрущевки?

Первые серии — на двадцать пять лет, более поздние — на пятьдесят, но при надлежащем уходе они смогут простоять еще долго. Главная проблема с хрущевками заключается в том, что с каждым годом эксплуатации стоимость их обслуживания будет лишь расти. Поэтому когда-нибудь неизбежно встанет вопрос об их сносе, тем более что они давно устарели морально.

Сколько эти хрущевки могут еще простоять?

Пока арматура в несущих конструкциях не проржавеет. Потом они начнут просто складываться. Но это если за ними не следить надлежащим образом.

Каков запас прочности у более поздних многоэтажек, построенных при Брежневе?

Я не исключаю, что при хорошем содержании значительно больше заявленного срока эксплуатации. Вопрос в другом — брежневки тоже морально устарели.

Москва. Снос пятиэтажного жилого дома на Ярцевской улице

Москва. Снос пятиэтажного жилого дома на Ярцевской улице

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

Почему в СССР строились в основном пятиэтажные и девятиэтажные дома? Экономили на лифтах?

Да, это правда. По градостроительным нормам для жилого дома свыше пяти этажей требовался лифт, а свыше девяти этажей — еще и грузовой лифт. Эти нормы, кстати, действуют до сих пор. Экономия на лифтах могла быть оправданной лишь в плановом хозяйстве, когда в расчет не принималось воздействие такой застройки на городскую среду и другие факторы.

Почему затем стали строить высотные дома в 17 и 24 этажа?

Потому что появились технологии, позволившие в массовом порядке строить дешевые высотные дома.

Говорят, что у жителей высотных домов повышенный риск сердечно-сосудистых и нервных заболеваний и даже существенно выше склонность к самоубийствам.

Высотные дома действительно психологически давят на человека. Известно, что для сердечников проживание на верхних этажах, начиная с восьмого, чревато обострением проблем со здоровьем. Да и для здоровых людей жить высоко тоже не очень комфортно с медицинской точки зрения.

Какое количество этажей оптимально?

Примерно на высоту дерева — пять-семь этажей. Но проблема не только в этом. Построенные из многоэтажек спальные районы наносят колоссальный вред городу.

В чем этот вред?

Они формируют унылую депрессивную среду обитания, которая плодит своих маргиналов и притягивает чужих. Но любое маргинальное население ничего не дает городу, а только потребляет его ресурсы.

То есть районы массовой типовой застройки формируют в наших городах гетто?

Безликая, депрессивная и во многом античеловеческая среда многоэтажных микрорайонов действительно способствует формированию в них криминогенной обстановки. На Западе с этим столкнулись давно: например, в США в 1972 году в городе Сент-Луис снесли жилой комплекс «Пруитт-Айгоу», который считался шедевром модернизма, но постепенно превратился в самое настоящее гетто. Американские власти тогда поняли, что такого рода социальное жилье приносит больше проблем, чем пользы. У нас сейчас складывается аналогичная ситуация, но она осложняется тем, что ее уже не исправить столь радикальным способом, как в США.

Снос «Пруитт-Айгоу»

Снос «Пруитт-Айгоу»

Фото: By Michael J. Baldridge / s68 / Zuma / Globallookpress.com

Почему?

Потому что значительная часть жилого фонда в нашей стране приватизирована. Попробуйте выселить законного собственника жилья из его квартиры, чтобы снести дом. У нас в этом смысле почти тупиковая ситуация.

Можно ли сказать, что советская урбанизация, когда в города переселились миллионы вчерашних крестьян, во многом сформировала современное российское общество?

Конечно, агрессивная безликая среда панельных муравейников, в которой и сегодня живут россияне, оказывает определенное воздействие на их поведенческие установки. Она формирует у них тотальную отчужденность и индивидуализм в самом худшем смысле. Эта среда не способствует общению людей — жильцы многоэтажных домов зачастую не знают даже своих соседей по лестничной клетке. Дворы в таких домах не выполняют свою главную функцию пространства социализации, а служат лишь промежуточной зоной между квартирой и улицей.

Поэтому наше общество такое разобщенное и в нем так трудно выстроить устойчивые горизонтальные связи?

В том числе и поэтому. Попробуйте хотя бы объединить двести хозяев квартир в ТСЖ, чтобы самостоятельно содержать свой дом и прилегающую к нему территорию. Двадцать человек в подъезде пятиэтажного дома хоть как-то могут самоорганизоваться, но двести человек в многоэтажке — вряд ли.

Можно ли вообще решить эту проблему?

Нужно срочно менять нынешний вектор строительства в российских городах с массового типового жилья экономкласса на более сбалансированный тип застройки, ориентированный на повышение качества городской среды. Застройка должна быть разнообразной: индивидуальная, таунхаусы, малоэтажные дома. Строительство многоэтажных домов тоже может продолжаться, но не должно доминировать.

Однако сейчас, как и в советское время, все оглядываются на планы по вводу жилья. Огромное число квартир в новых домах сейчас стоят пустыми, поскольку их зачастую покупают не для проживания, а для вложения денег. В Москве, например, пустует примерно десять процентов жилого фонда.

Все должны понять, что строительство и развитие — это не одно и то же. Пять последних лет благоустройства центра Москвы принесли ей гораздо больше пользы, чем предыдущие двадцать лет бездумного строительства жилья. Нужно сосредоточиться на проблемах ЖКХ и повышении качества городской среды, а у нас до сих пор гонятся за квадратными метрами и плодят новые спальные районы.

Новая Москва в районе аэропорта «Внуково»

Новая Москва в районе аэропорта «Внуково»

Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»

Чем это грозит?

Массовая типовая застройка приводит к неэффективному использованию земли. Те 17-этажные монстры, которые сейчас заполонили пригороды Москвы, по выходу квадратных метров с гектара ничуть не эффективнее плотной малоэтажной застройки в центре столицы. В Подмосковье бывшие колхозные поля и зеленые пояса вокруг столицы сдаются под застройку самого отвратительного качества, не обеспеченную коммуникациями и социально-экономической инфраструктурой.

Та же самая проблема и в других городах. Это похоже на яблоки со сгнившей сердцевиной. Окраины застраиваются многоэтажными домами, а исторический центр ветшает, поскольку весь бюджет уходит на новостройки и на поддержание в приемлемом состоянии существующего жилого фонда ничего не остается. Города расползаются, но не в виде американских субурбий (от латинского. suburbia — «пригород» — прим. «Ленты.ру») с ее комфортной для человека средой обитания, а в форме чудовищных безликих многоэтажных муравейников.

Какое будущее ждет нынешние спальные районы? Их придется когда-нибудь сносить, как в Сент-Луисе?

Я не знаю, что с ними можно сделать. Сейчас спальные районы еще не похожи на гетто, поскольку наше общество пока остается смешанным. Но уже в последние годы в Москве заметны процессы территориального размежевания между бедными и богатыми. Известно, что на западе и юго-западе столицы проживает более зажиточное население, в восточных районах — бедное, а юго-восток уже давно считается непрестижным и неблагополучным. Такая социальная сегрегация с превращением отдельных районов Москвы в настоящие гетто в будущем лишь усилится, если продолжится порочная советская градостроительная политика по возведению в городах джунглей из многоквартирных типовых домов.

Может быть, поэтому нынешнее российское общество воспроизводит многие стереотипы советского поведения?

Советское общество — это совокупность бесправных людей, а спальные районы — это их среда обитания. В состоящем из таких районов городе вся жизнь его обитателей скучна, уныла и однообразна: в будни дорога на работу и обратно по автомобильным пробкам, в выходные выезды в гипермаркеты за покупками, а остальное время — перед телевизором или за компьютером. Если нашим властям выгодно и дальше плодить бесправное и озлобленное население, то многоэтажные микрорайоны — как раз то что надо.

особенности планировки территории, инфраструктура. Современные тенденции градостроительства

В последние годы в России на государственном уровне активно пропагандируется мысль о том, что квартальная застройка должны вытеснить микрорайонную. По причине того, что она считается не только более современной, но и более удобной для жителей. Давайте выясним, в чем состоят ее особенности.

Текущая ситуация

Застройка города считается основным этапом его развития. От того, каким образом будет застроена территория, зависит многое, начиная логистическими решениями и заканчивая наличием конфликтных вопросов между жильцами одного дома или двора.

Рассматривать застройку можно абсолютно с разных позиций. Например, обсуждая исключительно дорожную сеть или, наоборот, расположение жилых зданий и общественных объектов.

Какая ситуация наблюдается на рынке градостроительства на текущий момент? Едва ли не в каждом городе есть исторический центр, который отличает преимущественно среднеэтажная застройка с компактным расположением жилых объектов и довольно узкими по современным меркам улицами.

Есть целая категория объектов, которые появились в период существования Советской власти. Подобная застройка довольна типична. Дома стоят, как правило, в отдалении от дорог и расположены хаотично. Подобные районы также отличаются неразвитой дорожной сетью. При этом наблюдается немало пустых, неиспользованных территорий.

Особенности современной застройки

Старые районы обычно имеют небольшие улицы, так как в период их застройки, в городах не было больших потоков автомобилей. На текущий момент ситуация кардинально меняется. Все большее количество граждан обзаводится личными транспортными средствами. Это накладывает особый отпечаток на тенденции современного строительства.

Градостроители планируют объекты таким образом, чтобы они располагались вдоль дорог, а не в удалении. Применяя принципы квартальной застройки, удается довольно четко разграничить личные и общественные территории. Улица воспринимается как общественное место, а территория внутри квартала становится личным пространством, предназначенным исключительно для его жителей. Такой подход имеет важный психологический фактор. Жильцы начинают более бережно относиться к общему имуществу. При микрорайонной застройке дома располагаются хаотично, нет четкого понимания, что личное, а что – общее, поэтому многие граждане нередко наплевательски относятся к территориям, расположенным за порогами их собственных квартир.

Квартальная застройка в России

Если верить экспертам, главный архитектор Москвы ориентируется именно на вышеназванный тип при планировании новых столичных зданий. Однако данная тенденция не ограничивается пределами МКАДа, а распространяется на всю территорию страны. Тенденцию, направленную на квартальную застройку, можно наблюдать по всему государству. Основная причина состоит в том, что таким способом стремятся повысить уровень комфорта для городских жителей.

Пример подобной застройки в других городах — ЖК «Огни Сибири» в Новосибирске. Квартал располагается в Центральном районе города, а на его территории планируется строительство нескольких жилых зданий высотой от шести до двадцати пяти этажей. Внутри квартала будут размещены социально значимые для населения объекты. Кроме того, ЖК «Огни Сибири» в Новосибирске отличается хорошей транспортной доступностью, так как находится недалеко от метро.

Современные тенденции градостроительства

На текущий момент в сфере строительства наблюдается повсеместный переход к квартальной застройке, которая несет в себе принципиально новые особенности.

У многих городских жителей формируется ощущение, что город – это место не для физического существования, а для осмысленной жизни. Вот почему стремление к обеспечению высокого качества жизни закладывают еще на этапе проектирования будущих кварталов. Это позволяет градостроителям разрабатывать функциональные общественные пространства, контролировать высотность застройки, заботиться о комфорте пешеходов, создавать уникальный дизайн фасадов и т. д.

Стоит сказать, что большинство сегодняшних зданий, например, в столице появились еще в середине прошлого века. Тогда основная задача строительства сводилась к тому, чтобы обеспечить население жильем. Причем уровню комфорта уделялось гораздо меньше внимания, чем в современное время. Создавая генплан квартальной застройки, градостроители делают акцент на удобства, которые получат будущие жители. Такой подход нередко нравится потребителям. В отличие от микрорайонной застройки, современные пространства становятся более удобными.

Преимущества

  • Уличная сеть. Если говорить о микрорайонах, то они занимают довольно большую площадь с хаотично расположенными домами и улицами. Как правило, их границы очерчены проходящими рядом магистралями. Поэтому движение нередко осуществляется по внутридворовым дорогам, что считается небезопасным и приводит к возникновению пробок. Квартальный тип застройки – это меньшие территории. Улицы в них расположены перпендикулярно. Это создает дополнительное удобство для водителей, препятствует возникновению пробок. Вот почему так популярна квартальная застройка в Европе.
  • Личное пространство. При вышеназванном типе планировки жилого пространства внутренний двор как бы отделен от окружающей территории жилыми домами. Как утверждают специалисты, это создает больший психологический комфорт для местных жителей, чем наличие заборов. При этом снаружи обустраивают общественные заведения типа магазинов, кафе и т. д.
  • Обустроенные дворы. При квартальной планировке дворы превращаются в общественные пространства, комфортные для пешеходов. Это могут быть небольшие скверы, парки, пешеходные зоны.
  • Архитектурное разнообразие. В пределах микрорайона все здания имеют однообразный вид. Если дом хоть как-то выделяется внешним видом среди остальных, он воспринимается как нечто инородное. Каждый квартал имеет уникальный дизайн фасадов. При этом в городе создается ощущение архитектурного разнообразия.
  • Более развитая инфраструктура. Квартал обладает меньшими размерами территории, чем микрорайон. Однако градостроителям это ничуть не мешает воссоздать в нем все объекты, необходимые для комфортной жизни.

Особенности планировки территории

  • Современная квартальная застройка предполагает формирование общественной среды не внутри вдали от дорог, а, наоборот, вдоль улиц, которые делят весь район на небольшие секторы. При этом пространство внутри квартала остается личным, а не общественным.
  • Одна из особенностей также состоит в наличии целой сетки узких улиц. В микрорайонах дорог заметно меньше, но при этом они более широкие. В пределах квартала присутствует непрерывная сеть дорог с плотно расположенными улицами.
  • Предполагается высокая плотность застройки, совмещенная с небольшой этажностью. Одна сторона квартала составляет в среднем сто-триста метров. Если расстояние между улицами составляет триста метров, внутри жилых комплексов нередко предполагается наличие сквозных участков для пешеходов.
  • По периметру современных кварталов располагаются улицы, рассчитанные не только на проезд автомобилей, но и на пешеходное движение. Дома, как правило, выходят на тротуар, считающийся общественным пространством. При этом каждый блок жилых зданий имеет собственную внутридворовую территорию.
  • Внутри жилого комплекса можно более эффективно использовать территорию, разделив ее на личные и общественные пространства. Каждый квартал объединяет в себе несколько зданий разной этажности, первые этажи которых нередко заняты общественными зданиями, выходящими на улицу.
  • Особенность квартальной застройки состоит в том, что она предполагает компактное расположение объектов, а также высокую плотность. С одной стороны, российским гражданам, привыкшим к огромным территориям, это кажется не только непривычным, но и одновременно неудобным. Однако есть и другая – противоположная – точка зрения на этот вопрос. В масштабах всего города плотная застройка позволяет сократить расстояния. Это значит, что до нужного объекта горожане смогут добираться быстрее и затрачивать меньше времени и, соответственно, средств, находясь в пути. Кроме того, пустые, неиспользуемые пространства создают ощущение психологического дискомфорта, вызывая у людей желание скорее их покинуть.

Квартал или микрорайон?

Ранее строительство жилья велось по принципу микрорайонов, которые были отделены автомобильными магистралями от основной части города. При этом внутри не было сквозного проезда. Дороги предназначались исключительно для подъезда к домам. Такое расположение считалось безопасным, так как основные инфраструктурные объекты находились внутри микрорайона, поэтому жителям не приходилось пересекать проезжую часть, чтобы добраться до нужного объекта. В том числе это было удобно для детей.

Несмотря на то что в микрорайоне предполагается наличие большого количества свободного пространства, эта особенность способна обернуться недостатком. Например, неиспользованные пространства довольно быстро запустевают, так как не имеют четко определенного функционального назначения. Кроме того, в микрорайоне просторный двор рассчитан сразу на несколько домов. Большое пространство сложнее контролировать и обеспечивать безопасность для его жителей.

Современное жилье строится по несколько иным принципам. Прежде всего это касается осваиваемой территории. Квартал, как правило, состоит всего из нескольких зданий, опоясанных узкими улицами. По мнению градостроителей, это удобно и для пешеходов, и для водителей. Автолюбители получают большее количество проезжих дорог и могут выстраивать альтернативные маршруты. Пешеходы могут наслаждаться внутридворовым пространством, свободным от излишнего автомобильного трафика.

Итак, что лучше — квартальная или микрорайонная застройка? Каждая планировка имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Однако на текущий момент градостроители в качестве основной тенденции предпочитают более компактную современную планировку.

Инфраструктура

Квартальная застройка по своим принципам напоминает частный сектор, отгороженный от внешней среды. Покупателей на рынке недвижимости нередко привлекает самодостаточная среда, которая удачно вписывается в общее городское пространство.

Предполагается, что вся необходимая инфраструктура должна располагаться не внутри, как это делают в микрорайонах, а снаружи. Жилой квартал отделен от общего пространства сетью довольно узких улиц. Внутри находится дворовое пространство, обустроенное для комфорта жителей, а снаружи – различные объекты инфраструктуры. Например, первые этажи зданий нередко занимают общественные заведения по типу магазинов, ресторанов и т. д.

В целом квартальная застройка создает благоприятный климат для развития коммерческой инфраструктуры, так как делает ее более предсказуемой для потенциальных потребителей. Если торговая точка расположена вдоль общественного тротуара, выше вероятность, что ее будут регулярно посещать. В микрорайонах вся инфраструктура находится внутри, поэтому в качестве потенциальных покупателей рассматривать можно преимущественно местных жителей.

Квартальную застройку нельзя назвать идеальной. На российском рынке она по-прежнему остается не до конца понятой потребителями. Многие из них привыкли к большим расстояниям между домами и широкими дорогами. Далеко не всем нравится плотная застройка с нагромождением жилых зданий. Это несет в себе определенный психологический дискомфорт.

Сложности

Проект планировки территории в рамках квартальной застройки должен соответствовать действующим нормам. Однако на практике соблюсти все установленные правила довольно затруднительно. Строительные нормы по-прежнему базируются на принципах больших пространств. Власти, несмотря на активную пропаганду квартальной застройки, не принимают достаточных мер, чтобы помочь градостроителям.

Например, в соответствии с требованиями закона, жилые дома должна располагаться не ближе двадцати метров к дорогам. Для детских садов и школ эти нормы несколько выше, что создает дополнительные сложности для тех, кто планирует на практике реализовать проект квартальной застройки.

Однако это не всегда получается. Некоторым градостроителям приходится корректировать этажность будущих зданий, некоторым не удается предусмотреть сквозные проезды. В итоге вместо полноценных обособленных территорий получаются современные кварталы внутри устаревших микрорайонов. Такова неизбежная реальность.

Функциональное назначение пространства

Ранее в тенденциях градостроительства было принято условное разделение на спальные и деловые районы. Первые предназначались исключительно для жизни, а вторые – для работы.

Однако современная концепция отходит от подобного разделения по причине его существенных недостатков. Например, большинству людей утром приходится покидать район, отправляясь на работу, а вечером совершать обратный путь. Это создает повышенную нагрузку на дорожную сеть и становится причиной возникновения пробок, в которых горожане теряют немало собственного времени. Кроме того, это делает их повседневный досуг более скудным, заставляя вечерами сидеть по домам. Еще один недостаток спальных районов в снижении уровня безопасности, связанного с небольшим потоком людей в дневное и вечернее время.

Вот почему современное градостроительство приходит к решению делать застройку более смешанной. При такой концепции неподалеку от жилых домов или отдельностоящих кварталов располагаются офисные или торговые общественные пространства. Таким способом удается сократить поток маятниковой миграции, когда утром многие жители района выезжают на работу, а вечером возвращаются обратно. Кроме того, отсутствие необходимости регулярно использовать автомобиль благоприятно сказывается на экологической обстановке в городе.

Этажность

Логика градостроительства, как правило, проста. Чем дороже земля, тем больше этажей. Среднеэтажными считаются здания высотой не более десяти этажей. Есть мнение, что чем выше жилой дом, тем сложнее проживающим в нем поддерживать соседские отношения.

Однако противоположную крайность – малоэтажное строительство – тоже нельзя назвать удачным решением. Это приводит к увеличению территории застройки и создает повышенную нагрузку на дорожную сеть, так как расстояния между объектами значительно увеличиваются. Люди начинают чаще пользоваться автомобилями, ухудшая экологическую обстановку.

Автор: Лазарева Валерия

Как застраивать города: gre4ark — LiveJournal

Застройка города — основополагающий элемент городского развития. Многие полагают, что это связано исключительно со строительным сегментом экономики — стройка подтягивает много других отраслей и даёт неплохие налоги, но это лишь краткосрочная и малая часть важности застройки. От того, как будет застроена территория, зависит всё. В прямом смысле всё: городская мобильность и среда, развитие малых предприятий и уличная жизнь, экология, добрососедские отношения и так далее. Писать об этой теме можно с разных точек зрения, но мы поговорим о том, как нужно строить, чтобы новые городские районы не превращались в человейники и стимулировали развитие поселения, района и каждого конкретного дома.

Но для начала давайте посмотреть на то, что у нас есть уже сейчас. Практически каждой город можно разделить на центр и спальные районы. В центре будет пересечение транспортных потоков, человеческий размер городской среды: историческая мало или среднеэтажная компактная квартальная застройка, небольшие улицы и так далее.

Остальные районы, как правило, застроены либо во времена СССР, либо уже в наше время. Тут кардинально иная картина: транспортная доступность падает, расстановка домов не поддаётся логике — дома оторваны от улицы и расположены свободно на территории, много пустого пространства и так далее. Плюс исключительная зонированность района — он либо спальный, либо промышленный, либо научный и так далее. Улично-дорожная сеть слаборазвита, но преобладают широкие многополосные проспекты.

Где находится большинство точек притяжения, типа кофейнь, офисов, магазинов? Где лучшие улицы и площади города? Где течёт городская жизнь? Какое из двух мест вы бы выбрали, чтобы провести свободное время? Больше чем уверен, что всё-таки центр. Почему?

Во-первых, улично-дорожная сеть. Да, говорим про застройку, но именно с улиц стоит начать, ведь именно по ним люди передвигаются, именно это главное общественное пространство города, именно там сосредоточена городская жизнь — всё это напрямую влияет на качество жизни горожан. Чем шире сеть улиц и меньше кварталы — тем больше вариантов для доступности местности и общественного пространства. Обращаю внимание, что в плане доступности речь не идёт только об автомобилях (скорее даже не о них) — это о городской мобильности в целом, и в первую очередь для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта. Кроме того нужно разделять понятие сеть и площадь улиц — чем шире улица (а точнее проезжая часть, но у нас это примерно равнозначные вещи) — тем хуже улица с точки зрения удобства и безопасности. Условно, 10 однополосных улиц человеческого масштаба и 1 десятиполосная — вещи совершенно разные, и если 10 улиц будут способствовать развитию города, то 1, но большая, скорее просто убьёт сначала местность, а потом и бюджет города.

Вокруг улиц формируется застройка. В исторических районах, это в основном небольшие кварталы, что хорошо, ведь тогда повышается компактность района — практически все нужные объекты либо в пешей, либо в велосипедной доступности, но даже без этого повышается транспортная доступность домов благодаря общественному транспорту (который опять же в пешей доступности) и автотранспорту — перепробеги и расстояния между объектами минимальны:

слева- автомобильноориентированная застройка, справа- пешеходная

В старых районах улицы небольшие, ведь застраивались они либо в доавтомобильную эру, либо на ранних этапах её развития — улицы были в прямом смысле для людей. В итоге эти улицы намного приятнее тех, что были построены позже, но почему? Ответ прост — чем больше дорога, тем больше машин, чем больше машин, тем меньше места для всех остальных. Плюс, из-за широких дорог больше шума, пыли, больше скорости и больше опасности, её сложнее пересечь — всё вместе формируют плохую городскую среду для жителей, пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта. Именно поэтому небольшие улицы, на которых можно сесть поговорить/ открыть окно в квартире, не отвлекаясь на шум и грязь от машин, или которые можно без труда пересечь там, где тебе удобно — приятнее для людей. В настоящее же время мировая практика такова, что в городской среде не принято строить улицы больше 4 полос (2+2).


старое — приятное


новое — не очень

Во-вторых, публичное и частное, планировка. Для комфортной городской среды, а также с условием того, что улицы — это общественные пространства, нужно, чтобы застройка была не в глубине улицы, а контактировала с ней, становясь неотъемлемой её частью и полноценным общественным пространством. Именно поэтому квартальная застройка наиболее подходит для улиц и города. Дело в том, что это позволяет чётко разграничивать общественное и частное пространства. Улица — общественная зона с горожанами, магазинами и прочим, то, что внутри квартала — частная территория жильцов. В кварталах не будет магазинов во дворе, как и чужаков — зачем им туда заходить, если улица идёт по внешнему периметру дома?

Такое разграничение позволяет уменьшить нигилизм жильцов, которые зачастую считают, что всё, что за порогом их квартиры — не их дело. Зато такое отношение распространено в микрорайонах, когда двор вроде как часть твоего дома, но одновременно это двор для трёх других домов и вообще частично улица. Если сложно понять чьё это, то и беречь и использовать эффективно вроде как не надо (это хорошо доказывает институциональная экономика). Кроме того, с точки зрения управления территории и содержанием имущества, квартальная застройка позволяет делить удобно делить участки, а дом, который формирует контур застройки, чётко определяет границы управляющей компании и снижает затраты за счёт меньшего количества пустого пространства. Для сравнения, в случае мкр застройки, понять где чьё практически невозможно — в Москве из-за этого в своё время понаставили очень много заборов — ими пытались обозначить подведомственность территории разных организаций (именно поэтому часто забор просто идёт вдоль пустыря).

Когда вдоль улицы фасад дома, то легче выстроить активные первые этажи, что является залогом успешного эксплуатирования улицы как общественного пространства. Это в-третьих. Логика проста — если точка притяжения идёт вдоль тротуара, то куда больше шансов, что в неё кто-нибудь зайдёт, осознано или случайно, а там где люди — там и бизнес. Плюс наличие витрин улучшает пешеходность города, делая ходьбу интересной. Для жильцов же это означает шаговую доступность магазинов, кофейнь, сервисов, гос.учреждений и так далее. За счёт этого на улице появляется жизнь и социальная безопасность, а у жителей меньше потребностей тратить своё время на поездки.


структура тротуара — общественного пространства


слева как не надо строить, справа — как надо

А что у нас в мкр? Линия домов часто находится либо в удалении от улицы, либо застройка вообще где-то в глубине участка. Первые этажи в принципе не приспособлены для бизнеса, поэтому часто для этих целей переделывают квартиры, а если не переделывают, то на уровне окон людей ходят «чужаки». Поэтому в наших мкр очень мало тех же магазинов и кафе: как правило, открывают либо самое необходимое (аптека, продуктовый), куда люди точно пойдут, либо там, где большой поток людей (например, у метро). Сложно назвать такой подход удачным, согласитесь.

Конечно же, входы в здания должны быть на уровне земли, все эти лестницы и тому подобное — нежелание делать для людей и только. Снег, на который любят все кивать, тут не играет вообще никакой роли — посмотрите на дома, которые строили несколько веков назад — даже там нет лестниц, хотя с уборкой всё было хуже.

В-четвёртых, компактность — квартальная застройка позволяет строить компактно, с высокой плотностью, но с удобной городской средой. Первоначально может показаться, что это неправильно, но это не так. За счёт высокой плотности добивается компактность города, когда до нужной точки не 10 километров, а, условно, 3. За счёт этого улучшается доступность большинства точек притяжения. К примеру, сравните с этой точки зрения старый район Москвы и новый (масштаб одинаковый):

старый


новый

С точки зрения управления уже затрагивалось, что большие пустые пространства — плохо, но кроме того, это ещё и негативно воспринимаются человеком. Пустыри — мёртвое пространство города, которое хочется быстрее покинуть. Как и дома нечеловческого размера, пустая территория давит на людей и уничтожает социальный контроль.

Чтобы высокая плотность не превратила район в муравейник, необходимо соблюдать несколько условий. Для начала, не просто так во всём нормальном мире давно отошли от концепции исключительного зонирования (спальный район/деловой район) — они порождают концентрированную массовую маятниковую миграцию внутри города (утром весь район едет на работу, вечером обратно), что в свою очередь приводит к тому, что днём спальные районы вымирают — все работающие люди выезжают из него, а вечером все сидят по домам и отдыхают. Что из-за этого происходит? Вымирание территории само по себе плохо — безопасно там, где многолюдно, но это также ставит крест на разнообразии бизнеса и сервисом, ведь для этого нужны люди, а их нет. В таких условиях, конечно, можно открыть что-то, но магазин можно будет смело закрывать с 11 часов утра и до 5 вечера. Исключения составляют разве что продуктовые и аптеки, но для запуска улиц как общественных пространств этого крайне мало. Аналогично с деловыми районами.

Именно поэтому застройка должна быть смешанной, когда идёт, условно, жилой дом или квартал, а за ним офисный квартал, или торговый дом и корпус университета и так делее. В этом случае получится ослабить маятниковую миграцию, или, как минимум, «размазать» её по городу, чтобы она была более-менее равномерной, ослабить транспортную проблему, за счёт перераспределение транспортных сценариев в пользу выбора пешего или велосипедного маршрута, подтянуть экономику города, сделать улицы безопаснее и удобнее для жителей.

Другой важный момент — этажность. Общепринято застраивать территорию среднеэтажными жилыми домами (примерно до 6-7 этажей). Ян Гейл аргументирует это тем, что при такой застройке возможен визуальный контакт человека в здании с улицей и наоборот, то есть здания не превращаются в обезличенные железобетонные коробки.

Я же не столь категоричен, считая, что максимальная этажность жилого дома — 8 этажей. Дело в том, что чем выше дом, тем больше нагрузка на инфраструктуру города и себестоимость содержания. С точки зрения урбанистики, основной минус больших домов в том, что в них пропадают добрососедские отношения, ведь запомнить всех жильцов становится элементарно невозможно, а это порождает тот же самый нигилизм. Так что многоэтажные же российские джунгли ещё аукнутся нашим городам. А вот бизнес-центры и подобное можно строить хоть до небес.

В малоэтажное строительство тоже уходить не следует — расширение города негативно сказывается на транспорте, ведь если город компактный, ты легко и быстро можешь добраться пешком/на велосипеде/на общественном транспорте, но если ехать километров 20-30, то выбор падёт скорее всего на машину. Поэтому город должен быть плотным, а не расплывчатым. Плюс с нашим климатом города не потянут прокладку центральных коммуникаций к каждому дому, да и на дорогах можно будет разориться. Для жителей же главным минусом будет ухудшение выбора — чем меньше плотность жителей, тем меньше разнообразие благ.


такого счастья нам не надо

С точки зрения этажности, кварталы, по сравнению с мкр, ещё хороши тем, что одну и ту же площадь квадратных метров можно обеспечить меньшим количеством этажей. К примеру, с 1 га получится из 16 этажей в мкр сделать 13 в кварталах, а с 10 га — в 9 этажей.

С эстетической точкой зрения всё сложнее, каждому нравится своё, но могу сказать точно, что нельзя строить привычные нам однотипные панельки. Это страх, ужас и тлен.

Панельное домостроение позволяет строить быстро и дёшево — ведь дом уже готов, его надо просто собрать, но это порождает однотипность, которое убивает разнообразие и городскую среду. Тут можно провести параллель с путешествиями, в которые все мы ездим, чтобы получить что-то новое и непривычное — город должен давать именно что-то отличное от другого и непривычное, делая это за счёт домов.

Весь мир этот страх уже давно не строит, отойдя от понятия типовых домов в пользу типовых элементов (типа кубиков Лего), из которых, в свою очередь, можно также быстро и недорого построить дома, которые будут разными и с точки зрения формы, и с точки зрения функционала.

Иными словами, можно строить быстро и недорого, но нужно идти в ногу со временем, а не строить говно из прошлого века.

И последнее, пятое, — квартирография домов. Чтобы социальная обстановка в городе, районе и городе была спокойной и дружелюбной, необходимо в рамках жилых домов делать разные квартиры, как для богатых, так и для социально незащищённых. Тут примерно так же, как и с исключительной зонированностью районов — однотипные квартиры до добра не доведут. Поэтому текущие проекты домов, состоящие только из однушек или типа того, меня очень пугают — это всё быстро превратится в трущобы без постоянных жителей (типа расшатанной общаги).

Таким образом, можно сказать, что массовая застройка должна быть квартальной, с хорошей сетью улиц, рассчитанной в первую очередь на пешеходов, плотной, смешанной, среднеэтажной и на разные вкусы.

Советую также подписаться:

Подборка постов про застройку города

Почему нельзя строить мкр и как окупить кварталы

Будущее микрорайонов или как спасать города