Сенсорный парк: советы из первых рук — Roomble.com – Сенсорный сад

Тактильный парк — что это такое?

Концепция тактильного проекта состоит из трех частей.

1. Тактильная дорожка с различными видами покрытия — камешки, пробки, отполированные доски и т. д.

Опыт установки тактильных дорожек был подсмотрен в Южной Корее. Там параллельно тротуару идут тактильные дорожки, по аналогии с нашими велосипедными. Люди, прогуливаясь по парку, снимают обувь и часть дороги идут по тактильным дорожкам.

2. Тактильная стена — стена с утопленными вглубь фигурами или наоборот, приклеенными наружными элементами: искусственная трава, пробки, пуговицы, щетки и т. д.

«Тактильную стену я увидела в Германии, в интернате для людей с ментальными нарушениями. Это были просто вкрапления в бетонную стену различных элементов: от зеркал до щеток для обуви. Посетители шли в столовую и параллельно проводили рукой по стене. Немного напоминает детский бизиборд», — говорит Алина Хабирова, автор проекта #уфатактильная.

Тактильный парк

Тактильный парк в Уфе

3. Сенсорные клумбы — пряные растения и яркие цветы, расположенные в деревянных клумбах на различной высоте.

Первый сенсорный сад в России был открыт в Москве для слепоглухих, незрячих и маломобильных людей. Подобные сады сейчас функционируют во многих странах — в Италии, Румынии, Великобритании, ЮАР, Чехии и США.

Каков реальный эффект?

Тактильная дорожка для прогулок босиком снимает напряжение и мышечные спазмы, способствует профилактике плоскостопия, улучшает иммунитет и активизирует защитные силы организма, а также улучшает координацию и равновесие.

Наталья Степанова, клинический психолог, детский и семейный психотерапевт, специалист проекта #УзнайКакЛучшеДляРебенка: «Некоторое время назад я работала в детском саду для детей с особыми возможностями. Там была прекрасная сенсорная комната, помогающая детям развивать моторику, чувствительность и координацию, а также учиться регулировать свое эмоциональное состояние: успокаиваться, «снимать стресс» и переключаться. Конечно, такая комната просто необходима детям с особыми возможностями, но я огорчалась оттого, что здоровые дети лишены этой возможности. Сделать открытую, общедоступную площадку — отличная идея!»

Тактильный мини-парк в Уфе

Тактильный мини-парк в Уфе

Тактильная стена обогащает тактильные ощущения, стимулирует развитие речи и моторику рук, помогает познать окружающий мир, снимает мышечную нагрузку.

Елена Лаштабега, детский нейропсихолог, клинический психолог, коуч, специалист проекта #УзнайКакЛучшеДляРебенка: «От тактильной, кинестетической чувствительности зависит даже грамотность на письме. Часто дети допускают ошибки, когда не понимают точность произношения звука, то и на письме пишут, как чувствуют. И важно развивать тактильное восприятие, как языка, так и всего тела, например, пальцев и кистей рук, так как ощущение пальцев рук и ощущения языка взаимосвязаны. Полезно всё трогать, описывать свои ощущения от прикосновения, понимать и различать текстуру на ощупь».

Сенсорные клумбы с пряными растениями дополняют мироощущение богатым спектром ароматов, непривычных форм и фактур, активизируют тактильные и обонятельные ощущения, улучшают самочувствие и поднимают настроение, разгружают психоэмоционально.

Тактильные клумбы

Тактильные клумбы

Елена Калашникова, эксперт Центра социальных технологий «Ломая барьеры», руководитель логопедического центра «Король говорит»: «Очень важно развивать речь не только по книжкам. Когда ребенок и родитель занимаются на улице, то максимально развиваются тактильные ощущения. А это дает больше образов и способствует гармоничной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество».

Что делать в тактильном мини-парке?

Приходя в тактильный мини-парк, все смогут наслаждаться ароматом цветов, ощущать ногами необычную поверхность, трогать руками тактильные стены. Эта методика развивает способность выполнять мелкие и точные движения и приносит пользу даже если выполняется самостоятельно и неумело. Авторы проекта #уфатактильная будут организовывать на территории мини-парка просветительские и творческие занятия с подопечными Центра «Ломая барьеры» — с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Посещать можно хоть каждый день, единственное ограничение — пользоваться им можно только летом и пользоваться аккуратно. Создатели мини-парка рассчитывают на воспитанность посетителей, которые бережно будут относиться к объекту.

Можно ли самим создать тактильный мини-парк?

Конечно, можно и даже нужно. Тактильная площадка полезно воздействует на всех, не только на людей с ограниченными возможностями здоровья. Мы работаем, устаем, порой перетруждаемся. Тактильный мини-парк будет для вас местом силы и восстановления. У вас пожилые родители, или кто-то перенес инсульт — вперед к тактильному мини-парку.

Тактильные клумбы

А создать можно и во дворе приусадебного участка, во дворе дома, да где угодно. Лишь бы было желание и четкое понимание, что тактильный мини-парк — это не только место досуга, а возможность уделить внимание своему здоровью и здоровью близких.

Хотите узнать больше про тактильный мини-парк — пишите организаторам [email protected]

По материалам пресс-службы

Сенсорный сад — функции и советы по проэктированию

Сенсорный сад – новое слово в организации садового участка, которая направлена на активизацию работы органов восприятия.

Такие сады особенно полезны для детей – здесь они могут изучить новые для них растения и ароматы, развить моторику.

Однако, сенсорный сад также придется по вкусу и взрослым: прогулка позволит снять стресс и напряжение, погрузиться в атмосферу природы и гармонии.

Функции сенсорных садов

Сенсорные сады предназначаются для различных типов посетителей: дети, взрослые или люди с инвалидностью.

Дети с помощью сенсорного сада готовятся к жизни в социуме, учатся общаться с природой, познают новые свойства предметов – их форму, цвета, вкус или запах.

В Европе такие сады создаются при учебных заведениях и их помещение входит в часть образовательной программы.

Сенсорные сады могут также использоваться при медицинских организациях в целях реабилитации или терапии, для активизации определенного органа восприятия.

Здесь люди с различными заболеваниями могут восстановиться в плане физическом и в духовном.

В сенсорном саду возможно в прямом смысле этого слова прикоснуться к природе: люди, часто подверженные стрессам, могут отдохнуть в этом пространстве, восполнить свои жизненные силы и получить позитивные эмоции.

Поэтому сенсорный сад всегда будет уместен на дачном участке – в нем будут чувствовать себя комфортно как взрослые, так и дети.

Сенсорный сад: воздействие на органы чувств

Зрение. На стимулирование работы зрительных органов влияют контрасты различных оттенков, а также форма и освещение.

При этом цвет — это главный элементов в визуальном восприятии, он формирует целостное восприятие объекта.

Теплые оттенки (красный, рыжий, желтый) придают эмоциональность и движение, в то время как холодные оттенки (голубой, фиолетовый) символизируют спокойствие и душевное умиротворение.

При планировании сенсорного сада необходимо учитывать и особенности зрительного восприятия предметов людьми с плохим зрением: они более отчетливо различают яркие цвета.

Поэтому не стоит перегружать композицию слишком контрастными растениями и архитектурными элементами.

Визуальную привлекательность сада обеспечивают цветы и плоды ярких оттенков, их контраст с листвой или корой деревьев. Особые ощущения помогут получить растения с грубой или ворсистой текстурой.

Звуки. Сенсорный сад – пространство, наполненное звуками природы – шелест листьев, шуршание растений, пение птиц.

Чтобы приманить птиц, в саду устанавливаются специальные кормушки и скворечники, высаживаются растения, привлекающие их.

Обоняние. Ароматы растений пробуждают давние воспоминания, а также создают глубокие чувственные переживания от контакта с природой.

Мир запахов особенно важен для посетителей со слабым зрением: они чаще всего распознают растения по их запахам.

При оформлении сенсорного сада следует выбирать приятно благоухающие растения – настурция, гардения или хвоя.

При этом стоит учитывать, что у некоторых растений запах активизируется в определенное время суток – к примеру, звездчатый жасмин, который можно включить, если сад предназначается для вечернего посещения.

Кроме того, многие съедобные плоды обладают сильным запахом, такие как томаты или цитрусы.

Высаживать благоухающие растения рекомендуется рядом со скамейками и местами для отдыха, а также вдоль дорожек.

Осязание. В сенсорном сад растения можно трогать, срывать листья и лепестки. В этой связи необходимо высаживать растения, способные долго выдерживать тактильное взаимодействие.

Удовлетворение приносит ощущение от касания различных форм – деликатных лепестков, мха, твердой коры, а также растений, выделяющих смолу или сок.

При этом одно растение может позволить испытать различные ощущения, например, розы, которые сочетают в себе нежные лепестки и колючие шипы.

Однако, сажать их рекомендуется вдали от бортика, чтобы исключить возможность получения травм от нечаянного касания людьми с нарушениями зрения.

Кроме того, в некоторых сенсорных садах располагаются дорожки с разными текстурами, по которым можно пройтись босиком – галька, песок, камни.

Вкус. В сенсорном саду можно попробовать различные фрукты, ягоды и овощи, а также пряные травы.

При составлении проекта стоит выбирать те растения, которые способны к быстрому воспроизводству (мята, съедобные цветы).

Сделайте ДОБРО, ПОДЕЛИТЕСЬ этой страницей в соц. сетях

Вконтакте

Google+

Pinterest

Facebook

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

E-mail

Оформление сенсорного сада | Мир сада

Сенсорный сад – это новейший подход к организации садовых участков, сущность которого заключается в стимулировании работы чувствительных органов. Для этого при его оформлении используются особые дизайнерские элементы, вызывающие различные ощущения. Идея создания такого сада была заложена в Европе: во многих европейских парках можно найти сенсорные маршруты.

Виды сенсорных садов

Существует три вида сенсорных садов:
1. Моносад. Он стимулирует работу одного органа восприятия (например, сад ароматов, богатый пряными травами).
2. Сад, направленный на активизацию двух органов восприятия. При этом он должен быть разделен на несколько участков один из которых будет воздействовать, например, на орган обоняния, а другой – на визуальное восприятие.
3. Сад, в котором активизируются все чувствительные органы. Он имеет большую территорию и обязательно разделяется на несколько участков, отвечающих за то или иное ощущение.

dsc03226.jpg

Оформление сенсорного сада

При создании проекта сенсорного сада в первую очередь следует учитывать особенные нужды его посетителей. Клумбы, различные по высоте, хорошо будут восприниматься людьми со слабым зрением, а клумбы, расположенные на грунтовой поверхности, будут интересны детям.
Если сад будут посещать люди с инвалидностью, передвигающиеся на специализированных креслах, то для обеспечения доступности растений необходимо обустроить приподнятые клумбы и построить особые дорожки. При этом их ширина должна составлять от 115 до 150 см для предоставления доступного перемещения людей на инвалидных креслах. Для оформления садовых дорожек можно применять различные материалы – блок, дерево, камень: однако, стоит помнить, что под воздействием воды они могут стать скользкими.
Сиденья в сенсорном саду рекомендуется выполнять из натуральных материалов с природными неровностями, что будет способствовать большему погружению посетителей в атмосферу природы и лучшей активизацией органов восприятия.

Одним из важнейших элементов оформления сада служат указатели: таблички с названиями растений будут способствовать лучшему контакту посетителей с природой. Также на табличках можно указать, на какой именно орган воздействует растение. Если предполагается, что сад будут посещать люди со слабым зрением, необходимо размещать текст с использованием азбуки Брайля, а тем, кто ей не владеет, выдавать аудиогиды.

Выбор растений

Растения следует подбирать, прежде всего, исходя из климатических условий в регионе. Стоит помнить, что в сенсорном саду поощряется тактильный контакт посетителей с растениями (можно срывать листья, попробовать на вкус): поэтому не стоит использовать растения, требующие обработки химическими веществами для быстрого взращивания, а также взывающие аллергическую реакцию.
Для оформления сенсорного сада хорошо подойдут такие цветы, как роза, мать-и-мачеха, сирень, пионы, обладающие приятным и узнаваемым запахом. Из деревьев советуется использовать тую, ель, липу, пихту, декоративный каштан. При этом стоит выбирать и такие растения, которые одновременно воздействуют на обоняние и вкусовые органы – мята, жасмин или ревень, осязание и вкус – пшеница, петрушка, укроп, горох.

le-gd-pre-cieux-1-fleurs_format_661x387.jpg

Сенсорный сад стимулирует наши чувства, помогает нам общаться с природой, улучшает настроение. Он очень полезен для детей и для людей пожилого возраста.

Интервью с дизайнерами и архитекторами

24 июля 2015 г.

Доктор педагогических наук, профессор – о том, почему важно помнить о природе, имея дело с урбанистикой.

 

 

Десять лет назад в Харитоновском парке Екатеринбурга появился сенсорный сад. Как объясняет автор идеи Галина Сикорская, это «особо организованная природная среда в урбанизированном пространстве для городских детей». Но об этом проекте стоит все же поговорить подробнее, потому что он уникальный и, самое главное, важный и нужный.

Перед встречей с Галиной Петровной я отправляюсь в Харитоновский парк, чтобы осмотреться. Честно говоря, испытываю смешанные чувства: с одной стороны, сенсорный сад до сих пор существует – и это хорошо. С другой – от первоначальной задумки практически ничего не осталось: площадка выглядит заброшенной и разрушенной. Оказывается, корни проблемы уходят глубоко – аж в реформу образования: детский экологический центр, который курировал проект, судя по всему, в скором времени перестанет быть самостоятельной единицей, и пока повисла пауза, до сада особо никому нет дела.

Галина Петровна с улыбкой вспоминает о том, как все начиналось:
– Мы долго выбирали площадку: хотелось, чтобы рядом были и парк, и образовательное учреждение, и чтобы место находилось в центре. Усадьба Расторгуевых-Харитоновых по этим показателям подходила. Но так как это памятник архитектуры федерального значения, любые вмешательства строго пресекаются. Городу долгое время даже не разрешали провести там реконструкцию. Тем не менее, выход нашелся: наш проект поддержал Комитет по экологии и природопользованию, и нам отвели территорию, которая формально в Харитоновский парк уже не входила – задворки ТЮЗа, где десять лет тому назад было болото, ничего не росло, и этот участок облюбовали бомжи. Оказалось, что там почти гектар земли!
Кстати, проект сенсорного сада был включен в стратегический план развития Екатеринбурга, и тогда мы впервые добились, чтобы там появилась такая фраза: «Охрана окружающей среды и экологическая культура». Нигде, ни в одном плане развития городов нашей страны нет такой формулировки. Это была наша охранная грамота, под которой мы все и разрабатывали.

– Какова была концепция Вашего сенсорного сада?
– Мне хотелось создать особую среду, которая позволяла бы детям научиться созидать, бережно относиться к природе. Проект состоял из трех модулей: исследовательского, игрового и созерцательного. Исследовательский должен был помочь ребенку осмысливать себя в природе, природу для себя и природу саму по себе. Там мы устроили, как мы его называли, детский сад, где ребята могли выращивать саженцы для другой территории парка, и там же были экзотические растения, за которыми надо было бы ухаживать, как за детьми. Это было что-то типа маленького городского огородика.
Мы разработали клумбы по биогруппам: светолюбивые растения, тенелюбивые; что с чем дружит, какие цветовые гаммы и запахи сочетаются, что когда цветет, движение солнца и воздуха – все это учитывали. Знали ли вы, что чем больше разных красок окружает человека, тем больше в его жизни радости?

– Если не ошибаюсь, в этот модуль входила и сенсорная дорожка? Детям в Екатеринбурге негде даже походить босиком, а эта задумка, простая, как все гениальное, лично меня приводит в восторг.
– Да, дорожка из разных природных материалов входила в этот модуль. Дети ходили босыми ногами по гальке, шишкам, глине, песку и ощущали разнообразие природы. Это и эмоции, и закалка. И была у нас еще сенсорная стенка. Правда, она быстро разрушилась, потому что подростки стали использовать ее для паркура. Но для них тоже ничего нигде нет, поэтому я сказала: пусть. А мы сделали выносные стеллажи. Так дети же от них не отходят! Причем что-то подобное каждый может сделать у себя на даче для своих детей, стоит это копейки.


Еще в исследовательском модуле у меня были задуманы солнечные часы – их разрушили вообще через несколько недель. Но идея эта у меня все равно есть: в городе должны быть хотя бы одни солнечные часы! Маленькие люди – они же дети Солнца: встают по Солнцу и укладываются спать тоже по нему. Мы все находимся под влиянием космоса, и с космосом дети должны знакомиться с самых ранних лет.

– Расскажите, что прежде входило в игровой и созерцательный модули и что сохранилось на данный момент?
– Мы сделали игровую зону, где установили дорожки из бревен разной высоты для развития вестибулярного аппарата. А стояли эти снаряды в огромной песочнице. Песок – прекрасный природный строительный материал, и мне хотелось, чтобы дети не просто делали куличики или фигурки с помощью формочек, а строили города. Первые годы было любо-дорого на это смотреть. Сейчас же от этой большой песочницы почти ничего не осталось: песок надо было все время подвозить, а даже машину песка найти проблема. Туда же надо было периодически завозить по 3-4 машины.



В большей степени первоначальная задумка сохранилась в созерцательном модуле, уголке, в котором можно послушать тишину. Там мы сделали разноуровневые клумбы, чтобы каждый ребенок, даже с ограниченными возможностями, мог подышать, потрогать, понюхать, помолчать и полюбоваться.

– Как у Вас родилась идея создать в нашем городе такое пространство?
– Я много думала об этом проекте, когда ездила по разным странам. Помню, как в Бирмингеме нам показывали уголок для слепых людей в ботаническом саду. Там высажены цветы с ярким запахом, а возле них стоят таблички со шрифтом Брайля: это лаванда, это жасмин. Потом, когда человек где-нибудь услышит этот запах, он поймет, что это за растение. Мы тоже задумывали такие таблички, но до этого дело не дошло.
Но мы долгое время сотрудничали с организацией «Солнечные дети», и ребята с синдромом Дауна приходили в наш сенсорный сад, где они могли заниматься как отдельно, так и вместе с другими детьми, и мы видели, как они раскрывались.

– Вам, должно быть, грустно наблюдать за тем, как сенсорный сад постепенно разрушается?
– Знаете, я оптимист. В первые годы существования сада было очень много случаев вандализма и воровства. Например, британское консульство подарило нам кустарники – их выкопали пенсионеры для своих огородов. Но потом мы заметили, что этот процесс сменился созиданием: люди стали приносить в наш сад растения и идеи. У нас даже появилась клумба «Подарки жителей города». А сейчас начался третий этап: все время приходится доказывать, что это нужно. Думаю, это тоже пройдет: после отторжения будет новое притяжение. Кроме того, подобные сенсорные площадки появились в некоторых детских садах как Екатеринбурга, так и других городов. Проект продолжает жить, и лично меня это очень радует.

Сенсорный сад

клумбаЛандшафтный дизайн не перестаёт удивлять и радовать нас новыми возможностями.  Благодаря многогранности природы и кропотливой работе селекционеров, ландшафтных дизайнеров, биологов сегодня можно создавать уникальные живописные композиции на своих участках, которые сочетают и передают в реальности красоту, декоративность и изящество природной флоры.

Одним из инновационных направлений ландшафтного дизайна можно назвать сенсорный сад.

Сенсорный сад-конструктор – инновационный, довольно оригинальный вариант ландшафтного обустройства, основной функцией которого является активизация органов восприятия. Такой вариант озеленения можно использовать для оформления парков, скверов, любых небольших по площади территорий. Идеально подходит для озеленения больших мегаполисов. 

В сенсорных садах можно расслабиться, снять эмоциональное, физическое напряжение. Отдохнуть от проблем, суеты, стрессов, насладившись различными видами зелёных насаждений и натуральных покрытий. Сенсорные сады позволяют полностью погрузиться в атмосферу гармонии, уединения, спокойствия. Здесь каждый сможет почувствовать комфорт, земную гармонию. 

Сенсорные сады-конструкторы особенно полезны для маленьких детей, незрячих, людей, с ограниченными физическими возможностями. Именно поэтому такой вариант ландшафтного дизайна используют для оформления территории учебных, медицинских заведений, санаториев, лечебниц. Их часто используют для терапии и реабилитации, в целях активации какого-либо органов восприятия. 

Важно! Сенсорные сады представляют собой органично структурированное особым образом пространство, которое позволяет незрячим, слабовидящим людям узнавать знакомую им местность. Прогулка для людей с ограниченными возможностями будет лёгкой, комфортной, приятной. По сути – это вариант терапии.  

Все люди могут восстановить физическое, психоэмоциональное состояние, духовное равновесие. У детей сенсорные садики способствуют улучшению моторики, внимания. 

обустройство сада

Растения

Обустройство сенсорного сада не требует больших затрат. Нет необходимости проводить комплекс земельных работ, разрабатывать сложные план-схемы. Такой вариант садика не испортит засаженный травой газон и его легко можно организовать на небольшой по площади территории. 

В качестве покрытия можно использовать песок, ракушечник, гравий, гальку, цветные мелкие камни. Ландшафт дополняют соломой, сеном, мхом, мелкими архитектурными формами. Как правило, при оформлении используют несколько зон различной формы, с разным покрытием, текстурой, фактурой, дизайном.

Что касаемо зелёных насаждений, при обустройстве сенсорных садов отдают предпочтение низкорослым невысоким кустарникам, вечнозелёным лианам, деревьям с мягкими, приятными на ощупь красивыми яркими листочками (карликовая ива, цистус, хебе, канадский клён, бамбук). 

Органично смотрятся хвойники (пихта, можжевельник, туи), цветущие растения, обладающие приятным ароматом во время цветения, а также многолетники, декоративные пряные травы (розмарин, лаванда, мята). 

Дополнить общую композицию сенсорного сада можно фруктовыми кустарниками, плодовыми деревьями, ягодами. При этом любые плодово-ягодные культуры не должны быть обработаны химикатами, пестицидами. 

тактильный сад

Важно! Аромат благоухающих цветочных разновидностей зелёной флоры – основной акцент большинства сенсорных садов. Растения с явно выраженным сильным ароматом высаживают на участках, которые хорошо продуваются ветрами.  

Не стоит высаживать в сенсорном садике зеленые насаждения с колючками, шипами. Такие растения можно использовать для оформления, высадив их в недосягаемых зонах сенсорного сада. Избегать также следует любых разновидностей ядовитых растений и культур.  

Для удобства газоны, клумбы окантовывают невысокими оградками, каменными валунами, кирпичом, стриженными живыми оградами. Можно разместить перголы, арки, интересные конструкции, обвитые, к примеру, плетистыми розами, вьющимися растениями, скамейки для отдыха. Посадки мульчируют измельчённой корой, сеном, соломой, гравием.  

Сенсорный сад должен быть спроектирован таким образом, чтобы он одновременно стимулировал, тонизировал и расслаблял, восстанавливал душевное равновесие, силы. Можно систематизировать растения в соответствии с их видовой принадлежностью. Общая композиция должна смотреться и выглядеть максимально органично, напоминая максимально природный ландшафт.

Материал по окружающему миру на тему: Детский сенсорный парк «Мозаика»

Детский сенсорный парк «Мозаика»

«Окружающий мир входит в сознание ребенка

через дверь его внешних органов чувств.

Если дверь закрыта, этот мир становится недоступен для восприятия

во всём его многогранном облике»

Вильям Прейер

Все мы хотим видеть наших детей успешными. Успешными в умственном, физическом, эстетическом воспитании. В значительной степени это зависит от уровня сенсорного развития детей. Т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Мы пришли к выводу, что необходимо организовать специально обустроенный парк. Посещение территории парка детьми будет способствовать формированию полноценного восприятия окружающей действительности как основы познания мира. Так родилась идея создания детского сенсорного парка «Мозаика».

Специальное обустройство территории парка предусматривает включение в работу всех сенсорных систем ребенка: как элементы мозаики, расположены зоны формирования полноценного восприятия через зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Центральное место занимает «Экосфера познания», где можно проводить беседы с детьми, собирая в единое целое все части мозаики. Как ручейки, стекаются дорожки от каждой зоны к центру, образуя полное представление в сознании ребенка картины мира.

Первая станция в нашем парке получила название «Гляделкино». Зрение доминирует в нашем мироощущении. При помощи глаз мы можем созерцать прекрасное: изящные цветы или шедевры художников.  Глаза наши помощники в восприятии цвета, формы, величины и расположения предметов. Здесь расположена клумба в форме палитры художника. Также здесь располагается площадка с геометрическими фигурами.

Отправляясь на следующую станцию «Ушкино», дети получают представление о разнообразных звуках. Они могут послушать звон хрустальных подвесок при дуновении ветра. Или помочь глиняным колокольчикам спеть песню в сопровождении деревянных трубочек. Также на этой станции расположено дерево со звучными колокольчиками из металла.

На станции «Ароматная» дети найдут домики, в которых живут разнообразные ароматы. Здесь дети встретят бодрящий аромат лимона и успокаивающее благоухание лаванды. Тонизирующий аромат эвкалипта наполнит жизненными силами. А древесные ароматы сандала и кедра подарят гармонию.

 Основные вкусовые ощущения — кислое, соленое, сладкое, горькое, дети могут получить, дегустируя съедобные растения с зеленой клумбы, расположенной на станции «Вкусная»

Станция «Трогательная» отвечает за развитие осязания. Здесь расположен стол с ячейками, наполненными разнообразными материалами для игр детей. Дополнением служат трогательные столбики, отличающиеся фактурой, высотой и объемом. В этой зоне предусмотрено воздействие не только на кожу рук, но и всего тела. Арки с легким и тяжелым материалом дают более цельное тактильное представление. Также зона имеет «Тайный ход», по которому можно пройтись босыми ножками.

На территории парка формируются условия для проведения занятий организованных групп по разработанной программе. Есть место для общения педагога с детьми.  Каждая зона может использоваться как площадка для исследований.

Педагоги детского сада приступили к созданию картотеки «Игры в сенсорном парке». Разрабатываются игры как для каждой зоны отдельно, так и объединяющие квест-игры для всех частей «Мозаики».

Проводятся встречи с родителями в форме бесед и совместных мероприятий, направленные на повышение уровеня знаний родителей по сенсорному воспитанию детей.

На территории парка планируется создание станции «Поляна тишины», посещение которой будет способствовать снятию психологического напряжения. Продолжается работа по создание ландшафтных групп различных растений. Ведь их многообразие не только радует глаз, но и дает возможность отдыха на зрительные и слуховые системы.

| Нейродвигательный парк, сенсорная интеграция

Когда мозг слабо интегрирует ощущения, это влияет на многие сферы жизни человека. И пока ребёнок не пойдёт в школу и не столкнётся с трудностями в усвоении навыка письма, чтения и счета,  родители стараются игнорировать проблемы, успокаивая себя – “перерастет…”.
Можно говорить о некоторых ранних симптомах нарушения сенсорной интеграции:

– некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции позднее своих сверстников начинают ползать, переворачиваться, сидеть, стоять. Возможно потом им будет трудно завязывать шнурки на ботинках или кататься на двухколесном велосипеде;

– в дошкольном возрасте у детей бывают плохо развиты игровые навыки. Ребёнок просто не может интегрировать, соединить информацию от уха, глаза, руки, тела, и поэтому не в состоянии дать правильный ответ на то, что он слышит. Он пропускает детали, не понимает действия других детей. Ему не интересны игры, в которые играют другие дети. Он часто ломает предметы, не умеет играть с игрушкой, не понимает что с ней делать;

– распространённая проблема – задержка речевого развития. Уже в раннем возрасте это может быть сигналом и о том, что мозг функционируете не совсем правильно.

– некоторые дети не слышат собеседника, хотя со слухом у них все в порядке: они слушают речь, но слова теряется где-то, проходя сквозь. Есть дети, которые знают что хотят сказать, но не справляется с артикуляций.

– не получая ясных сообщений от руки и глаза, ребёнок не может складывать мозаику, совмещать края двух листов бумаги. Им все кажется труднее, чем другим детям.

Вам может показаться, что ребёнку просто не интересно, но не интересно ему потому, что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения!

– у некоторых детей неразвита тактильная организация, они сердятся или тревожатся, когда до них дотрагиваются, стараются вообще не подходить.

слабая сенсорная интеграция у многих детей является причиной гиперактивности. Даже иногда ребёнка раздражает свет и шум, внимательный человек заметит на лице ребёнка возмущение.

трудности обучения в школе. В классе его постоянно отвлекают разные звуки, свет, большое количество людей. Его мозг перевозбужден и отвечает слишком активно. Гиперактивный Ребёнок бегает по всему классу не потому, что он хочет, а потому, что его мозг вышел из-под контроля. Когда детки маленькие, они занимаю собой все пространство. Из-за нервной возбудимости не может поддерживать порядок в комнате, собирать портфель. Вы можете заметить, что положил ручки – забыл тетрадь, положил тетрадь – забыл завтрак и тд. Если мозг не может организовать сенсорные сигналы, он не может выполнить последовательные действия.

– ребенку трудно оставаться на месте, не любит носить носки, новую одежду, мыть голову, стричься. Ребенок может быть чрезмерно чувствительным к прикосновениям, они причиняют ему дискомфорт, раздражают его. Избегают контактов, могут неожиданно ударить в ответ, так как им покажется, что кто-то причинил им боль.