Российский фарфор: Фарфоровые заводы России — полный список производителей – Фарфоровые заводы в России – 18 производителей

Содержание

история развития прозводства ИФЗ -Farfor-Expert.ru


В начале 18 века фарфор считался в Европе редким и желанным предметом роскоши. И многие правители мечтали заполучить секрет прибыльного фарфорового производства.
Петр I тоже интересовался фарфором, посещал европейские заводы, направлял в Мейсен Юрия Кологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового производства в России.

Петра I восхищала красивая и необычная фарфоровая керамика. Наверное, в те времена она казалась настоящим чудом и волшебством: совершенная по цвету, гладкости, форме… И император выписывал себе из-за границы разные фарфоровые предметы домашнего обихода: вазы с российским гербом, бритвенные тазики, аптекарские сосуды и разные другие предметы.

Происхождение слова Фарфор

В русский слово «фарфор» пришло из персидского языка. Словом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полу-просвечивающейся керамики, которой они торговали в Европе.

Английское название фарфора — porcelain (пОрслин), порцеллан или порцелин произошло от итальянского слова porcellino (порчелИно), что переводится как «поросенок». Но порчелино — это не только маленькая свинка, но и ракушка. Во времена разгадывания секретного рецепта фарфора, итальянцы предполагали, что именно эти морские раковины, добавленные в керамическую массу, придают фарфору его неповторимые свойства.

Первоначально ИФЗ именовался Порцелиновой мануфактурой (с 1765 года превратился в Императорский фарфоровый завод). В 1917 году получил название Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма). А в 1925-м, в связи с 200-летием Российской академии наук, заводу было присвоено имя М.В. Ломоносова; он получил официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (аббревиатура клейма ЛФЗ, знакомого старшему поколению, истолковывалась и как «Ленинградский фарфоровый завод»). С 2005 года восстановлено название — Императорский фарфоровый завод. Сегодня завод располагается на том самом месте, где появился много лет назад.

Невская порцелиновая мануфактура

Первый русский фарфоровый завод появился только спустя 2 десятилетия. Придворная порцелиновая мануфактура возникла во времена правления дочери Петра — Елизаветы.

В Петербург из Стокгольма приехал специалист по керамике — Христиан Конрад Гунгер, а его помощником стал Дмитрий Иванович Виноградов, молодой русский ученый, бывший сокурсником Михаила Ломоносова. И они приступили к поиску секрета производства фарфора.

Гжельская глина считалась наиболее подходящей для опытов и в конце 1744 г. Гунгер и Виноградов начали эксперименты. Но довольно стало понятно, что заграничный специалист Гунгер не может помочь нам в этом деле, потому что не обладает достаточными знаниями. И его отстранили от дел.

Открытие тайны фарфора

И вот Дмитрий Виноградов стал проводить опыты по получению фарфора самостоятельно, судьба фарфоровой мануфактуры оказалась в его руках.

И вот, наконец, в 1747-1748 годах Виноградов сумел получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, которая не отставала от изделия. Так появился российский фарфор. Первым фарфоровым изделием Д.И. Виноградова стала чашечка, украшенная виноградной лозой и буквой W.

Первая фарфоровая чашка, произведенная в России

Клеймо на чашке

Ученый разработал точный технологический цикл производства фарфора, организовал этот процесс на мануфактуре и в 1752 году написал научную работу «Описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается». (Подробнее об этом смотрите фильм Забытый гений фарфора).

Ценность русского фарфора для нашей страны была в том, что он был изготовлен из нашего отечественного сырья, что значительно снижало расходы на производство.

Русский фарфор Виноградова был очень качественным и не уступал по этому параметру саксонскому. А полученный состав фарфоровой массы был близок к китайскому рецепту.

Первый русский фарфор

Первые изделия из раннего русского фарфора были небольшими. Порцелиновая мануфактура выпускала фарфоровые пуговицы, чашки, табакерки, курительные трубки, декоративные части для столовых предметов (ножей и вилок), набалдашники для тростей.

Спустя несколько лет, в конце 1756 года, наши мастера научились делать и крупные предметы. Для этого нужен был большой горн для обжига фарфора, который Виноградов как раз построил и успешно испытал к этому времени.

Сервиз Собственный

В эти годы Елизавета II заказала ему изготовление первого столового сервиза. Который потом стали называть «Собственный».

Первый русский фарфоровый сервиз Собственный для Елизаветы II

Сервиз «Собственный» — фарфор, надглазурная роспись, рельеф, позолота, лепнина.
На фото: тарелка, сухарница, солонка и ложка — предметы из первого русского фарфорового сервиза. Мастер — Д.И. Виноградов, автор русского рецепта изготовления фарфора. Наружная поверхность сервиза покрыта орнаментом из рельефной сеточки с маленькими лиловыми цветочками. Сухарницы и солонки украшены 2-мя гирляндами роз, которые не повторяются.

Белая поверхность фарфора сервиза Собственный покрыта рельефной сеточкой, в местах перекрещения которых посажены лиловые незабудки (они прописаны золотом и пурпуром). А глубокие предметы, чья основная поверхность для украшения находится снаружи, украшены рельефными гирляндами разноцветных цветочков, которые были вылеплены вручную.

Фарфор в России при Екатерине II

Екатерина II всегда покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод.

Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он расширил завод, привлек на него европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением. И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.

Вершиной славы Императорского завода в то время стали заказанные Екатериной II роскошные парадные столовые сервизы. «Арабесковый» сервиз, состоящий из 973 предметов, украшен орнаментом из арабесков в стиле античных, открытых при раскопках Помпеи и Геркуланума, фресок.

Предметы Арабескового сервиза, 1784 г.

Для того, чтобы продать первый русский фарфор, в эпоху правления Елизаветы Петровны, приходилось размещать объявления о приеме заказов. То есть — искать покупателей. Спрос был невелик. А при Екатерине II ситуация изменилась, появился стабильный спрос на фарфор, поэтому возникли склады и магазины фарфора.

В 1779 году на Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) пригласили талантливого скульптора — Жана-Доминика Рашетта. Он стал главным модельмейстером (заведовал скульптурной частью до 1804 г.),  то есть определял форму посуды, ее дизайн. Работы Рашетта отличала классическая строгость и ясность. И этот скульптор, в большей части, определил художественный стиль русского фарфора, который выпускался в это время на ИФЗ. Рашетт стал автором около 150 моделей фарфоровых изделий.

Фарфоровое искусство в России в начале 19 века

Гурьевский сервиз стал самым значительным произведением фарфорового искусства первой четверти 19 в.

Гурьевский сервиз, 19 век

Его назвали по имени Дмитрия Александровича Гурьева, который ведал фарфоровым производством во времена царствования Александра I. Он был главой Кабинета Его Императорского Величества. И именно за счет императорских дотаций существовал Императорский фарфоровый завод. В эти времена произошел расцвета русского классицизма, выразившийся в стиле «ампир».

Гурьев не просто наблюдал за фарфоровым производством, а решил совершенствовать его. Он пригласил высококлассных специалистов по технологии производства фарфора: Франца Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета (в 1803 г. он и стал директором завода), из Берлинской королевской мануфактуры пригласил Шульца — арканиста (это составитель фарфоровой массы), Шрейбера — механика и Зейфферта — обжигальщика.

В это же время на завод привлекли художников: Степана Пименова — известного скульптора Александровской эпохи (он был адъюнкт-профессором Академии художеств), из Севра приехали Жак-Франсуа Свебах, Анри Адам и Дени Моро. К ним присоединился севрский токарь Фердинанд Давиньон.

 

 

 

В 1844 году был столетний юбилей Императорского фарфорового завода, к которому при нем основали музей. Первыми экспонатами его коллекции стал фарфор из кладовых Зимнего дворца.

Фарфоровое производство во второй половине 19 века

При Александре I и до конца 60-х годов 19 века выросло производство ваз. В декоре художественных фарфоровых изделиях стало больше золота, сюжеты фарфоровой живописи, в большинстве своем, были батальными и видовыми. Как и прежде, фарфоровые заводы продолжали изготовлять уникальные дворцовые сервизы.

К началу царствования Александра II (1855-1881) Императорский фарфоровый завод полностью работал на иностранном сырье. Керамические краски выписывались из Берлина, Парижа и Лондона. Механическая паровая машина сменила живую конную тягу. На заводе продолжали работать французские живописцы Пьер Бодэ (мастер цветочной живописи) и Виван Босе (первый рисовальщик «цветов и амуров»), художники Федор и Константин Красовские, Алексей Васильев и Василий Корнилов.

Александр II не очень интересовался ИФЗ, при нем сократилось производство фарфора, выпускали только праздничные поднесения ко двору (пасхальные и рождественские). Все постепенно затухало. Уменьшились и размеры изделий, более скромным стал декор и отделка. мастера, в основном, копировали восточную и европейскую керамику. Подумывали даже о закрытии производства, которое не приносило прибыли.

С 1885 г. на заводе начал работать первоклассный саксонский копиист Карл Липпольд, мастер из Дрездена. Скульптура изготавливалась, в основном, по моделям Августа Шписа, который с 1849 г. был главным модельмейстером завода.

Существенным нововведением начала 1870-х гг. явилась выделка терракоты, а также новые способы украшения фарфора — цветные глазури и роспись жидкой фарфоровой массой по кобальтовому или хромовому фону (техника «pâte-sur-pâte»).

Годы правления императора Александра III

(1881-1894) отмечены особым вниманием царя к деятельности Императорского фарфорового завода. Считая, что «распространение искусства есть дело государственной важности», император повелел поставить завод «в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности».

При Александре III было принято рациональное и полезное решение — делать высокохудожественный фарфор в 2 экземплярах — для двора и для музея.

В 1880-е гг. на заводе установили новые машины и станки, выписанные из Лиможа, а также горны новой конструкции, заимствованной из Мейсена, Берлина и Севра. С целью улучшения техники производства заводских мастеров посылали за границу на лучшие фарфоровые и стекольные заводы Европы.

В 1888 г. Копенгагенский завод представил на Всемирную выставку изделия с подглазурной росписью. Серия ваз с пейзажами была настолько эффектна, что многие заводы перешли на выпуск изделий, расписанных красками, которые наносились на необожженный черепок и сверху покрывались глазурью. В Санкт-Петербург по рекомендации директора Копенгагенского королевского завода приехали художники подглазурной росписи Карл Лиисберг и Карл Мортенсен.

С 1892 г. Императорский фарфоровый завод начал работать в технике подглазурного декорирования и к 1906 г. выпустил около двухсот ваз с подглазурной росписью.

Во времена правления Александров (II и III) и Николая I были изготовлены фарфоровые сервизы, практически, для всех резиденций Петербурга. Сервизы различались по художественным стилям.

Одним из ведущих направлений было «русское». И вот в этом стиле, на основании исторических и этнографических сведений, по проекту известного ученого Ф. Солнцева, на ИФЗ изготовили сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Сервиз ВККН

Во времена правления Александра III появились крупные заказы на сервизы: «Коронационный» и сервиз с рисунками Рафаэлевских лоджий в Ватикане (которые редактировал лично император).

Рафаэлевский сервиз

Самым крупным и дорогостоящим произведением завода последней четверти XIX в. стал «Рафаэлевский» сервиз. Его проект разрабатывался и утверждался при непосредственном участии Александра III. Богатый орнамент сервиза был заимствован из фресковой росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане. В его исполнении подкупает тонкость работы, чисто прорисованные орнаменты, мастерство миниатюры. «Рафаэлевский» сервиз изготавливался в течение 20 лет и был завершен в 1903 г.

Художественный вкус императора существенно повлиял на художественный стиль фарфорового завода. Александр любил вазы: китайские и японские, цветные глазури, терракоту. С его подачи подглазурная живопись стала активно использоваться на ИФЗ.

В конце 19 века Императорский фарфоровый завод был признанным лидером в фарфоровой живописи, что подтверждалось дипломами всемирных выставок в Лондоне, Париже и Вене.

Фарфор во времена Николая II

К концу 19-началу 20 века производство фарфора усовершенствовалось за счет внедрения новых современных технологий и оборудования. Высокий уровень развития художественных технологий в сочетании с научными достижениями способствовал появлению промышленного (химического и электротехнического) фарфора, (который и сейчас используется, например, в электрических изоляторах).

Большие заказы на сервизы поступили от императрицы Александры Федоровны. В результате появились сервизы «Александринский» и «Царскосельский».

Царскосельский сервиз, ИФЗ, 1903-1906

А для Николая II ИФЗ выпустил серию военных тарелок с военными в мундирах времен Александра III и фарфоровые скульптуры серии большой этнографической достоверности «Народы России» (их изготовили по моделям П. Каменского). Серия была призвана укреплять идеи русской государственности.

В начале 20 века завод сотрудничает с большими русскими художниками из объединения «Мир искусства»: Сомовым, Лансере и Чехониным.

В дореволюционные годы завод находился в образцовом состоянии и по части технологии, и художественных достижений.

История фарфора (русского)

Как многие другие новшества в жизни России, приказ о производстве своего фарфора был спущен с самого административного верха. Первым об этом задумывался император Пётр1. Царственный реформатор выписывал из-за границы великое множество всякой фарфоровой и фаянсовой посуды для преобразования русского быта. Она служила как для обихода, так и для украшения жилища. Питал Пётр и личный интерес к производству фарфора при посещении различных европейских государств. Желал он наладить производство этой тонкой и прочной керамики и в своём государстве. По заданию Петра его заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет в Майссене, но неудачно. Тогда секрет фарфора был великой тайной, за рецептом идеального фарфора охотились и заграничные засланцы многих европейских государей.

В 18 веке производство фарфора стало престижной отраслью в каждом уважающем себя государстве. Не одни лишь гранит и мрамор, но теперь уже и столь хрупкий материал как фарфор, стал воплощать величие и мощь державы. Взирая через прорубленное Петром окно в Европу, Россия просто не могла не изобрести своего фарфора. Но заветная идея Петра о порцелиновой мануфактуре осуществилась только спустя два десятилетия, при правлении Елизаветы Петровны.

В 1744 году камергер императрицы барон Николай Корф, отправленный со специальной дипломатической миссией в Стокгольм, по поручению Елизаветы заключил договор с неким Христофором Гудгером, обязавшемся организовать в российской столице производство фарфора «как оный в Саксонии делается». Но оказалось, что Гудгер не был настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля. Промучившись несколько лет, он сумел произвести лишь полдюжины чашек, которые были черны и искривлены.

Положение спас суздалец Дмитрий Виноградов, однокурсник Михайло Васильевича Ломоносова. В 1747 году Виноградов полностью проник в суть сложнейшей технологии производства фарфора – от разработки состава фарфора до составления рецепта глазури и предназначенных для керамики красителей разных цветов. Параллельно с этим Виноградов постигал свойства разных сортов глины, возводил печи, разрабатывал горны и решал многие сложнейшие вопросы. Полученную информацию он, согласно указаниям свыше, шифровал, применяя для этого латинские, итальянские и немецкие слова, пользуясь особыми сокращениями. В результате этого прилежного труда, как говорил сам Виноградов, и появился самобытный русский фарфор.

Успехи Виноградова были столь заметны, что 19 марта 1753 года в Санкт-Петербургских ведомостях появилось объявление о приёме заказов на фарфоровые пакетовые табакерки от частных лиц. В первые годы открытый завод по производству фарфора выпускал небольшие изделия и стилистически близкие к мейсенскому фарфору, и не только табакерки, но и чашки с блюдцами, конфетницы, солонки, набалдашники для тростей, черенки для ножей и вилок, пуговицы и многое другое. Однако, гениального Виноградова, как и многих других самородков, одолевал зелёный змей. Изобретатель русского фарфора умер в 1758 году в возрасте тридцати восьми лет. Однако дело было сделано – фарфор Виноградова не уступал саксонскому и производился из отечественного сырья.

Именно на основе беложгущихся гжельских глин Дмитрий Иванович Виноградов и создал в 1848 году первое русское фарфоровое изделие на императорском заводе в Санкт-Петербурге, а однокашник Виноградова Ломоносов отзывался о гжельской глине: «Нигде не видал я белизною превосходнее.» Эта самая гжель и есть колыбель русского фарфора. Историческая гжельская волость ныне входит в состав Раменского района Московской области. А первое упоминание о гжели можно обнаружить в духовной грамоте Ивана Калиты 1328 года. Нередко само происхождение слова «гжель» связывают по созвучию с глаголом «жечь», то есть обжигать глину. Так это или не так –не столь важно, главное другое –уникальные месторождения глин, выходящих на поверхность, дали начало керамическому промыслу гжели с тех пор, как здесь поселились люди.

Гжельская глина высоко ценилась уже в середине 17 столетия. Ещё в 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ: в гжельской волости для аптекарских сосудов приискать глины. Многое происходило за почти семь столетий в истории гжели. Менялась мода на предметы быта, появлялись новые технологии, и рождался особый гжельский стиль, который при этом ещё и варьировался у каждого мастера. Без гжели истории русского фарфора не было бы.
Новая эпоха в истории императорского фарфорового завода началась с царствования Екатерины 2. В ту пору диктовал свои вкусы классицизм. Переход к этой стилистике связан с деятельностью модельмейстера императорского завода француза Жака Доминика Роше. Он возглавил производство в 1779 году и проработал в Петербурге четверть века. Яков Иванович Рошет, как его именовали в новом отечестве, был автором многих замечательных работ. Это и знаменитая историко –этнографическая фигурка «Народы российского государства», и 27-сантиметровый фарфоровый бюст императрицы.

Но подлинной вершиной славы императорского завода эпохи Рошета стали заказанные Екатериной 2 роскошные парадные столовые сервизы, насчитывавшие до тысячи и более предметов. В 19 веке на императорском фарфоровом заводе было рождено немало шедевров. Взять, хотя бы знаменитую вазу «Россия» — она была создана к пятнадцатилетнему юбилею победы в войне с Наполеоном, также в память благословенного императора Александра Первого. Ваза «Россия» стала одним из самых грандиозных произведений такого рода в Европе. Преподнесён этот шедевр был императору Николаю 1 к новому, 1829 году и пополнил собрание реликвий Дома Романовых в Эрмитаже. Примечательно, что создали этот памятный знак в честь победы над Галлом два француза – художник и декоратор Дени Жозеф Моро и проектировщик Фердинанд Довеньон.

Одновременно с императорским заводом во второй половине 18-го, начале 19 века возникли коммерческие частные производства. В 1766 году английский купец Франц Гарднер открыл в подмосковном селе Вербилки фарфоровое производство. Сейчас это Дмитровский фарфоровый завод. Там выпускали не только дорогие сервизы и мелкую пластику, но и доступную широкому кругу покупателей посуду.
В первой половине 19 века в России возникает много частных фарфоровых заводов, большая часть из которых была сосредоточена вокруг знакомой нам Гжели. Крупнейшим из них был завод Попова, основанный в 1811 году недалеко от Сергиева Посада в селе Горбуново. Открывались и иные подобные производства – к 70-м годам 19-го столетия их число достигало семидесяти, но к концу века их поглотила фарфоров-фаянсовая Матвея Сидоровича Кузнецова.

Продолжение истории фарфора в России

Фарфор. Новый российский бренд. | Журнал Ярмарки Мастеров

Приветствую мастеров, покупателей, а также гостей Ярмарки мастеров.

Вопрос. Знаете ли вы, есть ли в России прозводство фарфора? Конечно, ответят многие. Императорский фарфор (бывший ЛФЗ), Дулево, Гжель, Вербилки, Кисловодский фарфор... может быть еще? Хочу рассказать о мастерской по производству авторского коллекционного фарфора в Москве.

Фарфоровая мастерская Klimenkoff начала свою работу в Москве в 2003 году в качестве экспериментальной студии, под руководством Игоря Клименкова. К открытию производства основательно готовились - консультировались с мастерами фарфоровых мануфактур Франции и Германии. Оборудование, сырье и кадры подбирали самые лучшие: печи американские, массы - французские и английские, художники - русские. Дело в том, что мастерская специализируется на редком в наши дни виде деятельности - ручное производство высокохудожественных изделий из фарфора - авторская скульптура, дизайн и роспись сервизов, декоративных тарелок, пасхальных яиц и ваз, а также ручная ювелирная лепка фарфоровых цветочных композиций.

Высокопрофессиональные художники, используя классические технологии росписи и золочения, создают произведения, не уступающие по качеству изделиям Севрской, Мейсенской мануфактур и Императорского фарфорового завода. Все изделия имеют ограниченный тираж и маркируются с присвоением индивидуального номера.

Позади чуть менее десяти лет труда, мастерская с полным циклом производства живет, и существуют уже две фарфоровые марки. Одна по имени Klimenkoff — это марка коллекционного фарфора с полнокровной ручной росписью, всего под этим лейблом выпускается 248 предметов в год. Вторая — бренд Far4 — предлагает более массовый, бюджетный продукт.

Фарфор выходит разный. Есть "французские штучки" вроде фарфоровых капустных кочанов, нарезных батонов, чеснока, лука. Есть парадные ампирные образцы с золочением, с блестящими, словно надушенными портретами русских императоров. Есть "дамский" фарфор — будуарные безделушки вроде статуэток толстеньких шиншилл, фарфоровые влюбленные парочки, вазы, таблетницы, подставки для мелочи. Есть "детский" фарфор, есть расписные елочные игрушки.
Отдельная история — это советский фарфор, который выходит как под дорогим брендом Klimenkoff, так и под демократичным Far4. Фарфоровое наследие советской империи стоит разделить на две части. Первая — предметы в духе легендарного агитационного фарфора. Вторая — советский бытовой фарфор. К последней части относятся и забавные экзерсисы — фарфоровые пакеты из-под молока, отрывные календари из фарфора, посуда с изображением советских лидеров от Ленина и Сталина до Брежнева. "Советские вещи" — скульптуры или посуду — делают по старым фотографиям, которые приносятся художники из дома. Все это долгая работа. Ведь это не совсем копии, а эскизы. Это воспоминания, это ностальгическое настроение, застывшее в фарфоре.

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 1Фарфор. Новый российский бренд., фото № 2

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 3

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 4

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 5

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 6

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 7

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 8

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 9

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 10

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 11

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 12

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 13

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 14

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 15

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 16

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 17

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 18

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 19

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 20

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 21

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 22

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 23

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 24

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 25

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 26

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 27

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 28

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 29

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 30

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 31

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 32

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 33

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 34

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 35

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 36

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 37

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 38

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 39

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 40

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 41

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 42

Фарфор. Новый российский бренд., фото № 43

Спасибо за внимание. При подготове публикации использовались материалы сети интернет.

С уважением, Татьяна.

Фарфоровые заводы России, действующие - Я-коллекционер

Фарфоровые заводы России, действующие

Первые предприятия по производству фарфора появились в XVIII веке. Под влиянием немецкой культуры, Петр Первый решил в стране построить завод. Он долгое время изучал новый материал в Германии, восхищаясь посудой из фарфора. Спустя какое-то время Российская Империя была охвачена новым веянием с Запада.

Несмотря на активное развитие фарфорового производства, на сегодняшний день это направление считается самым слабым. Например, до развала Советского Союза на территории страны насчитывалось около 60 заводов, которые работали на полную мощность. Однако в современной России ситуация в корне изменилась, так как действующих предприятий всего 10. При этом большая часть заводов сейчас работает не на полную мощность.

Чтобы подробно ознакомиться с производством фарфора, нужно рассмотреть все фарфоровые заводы России действующие.

Фарфоровое предприятие Царской России

В России самым знаменитым предприятием считается Императорский фарфоровый завод, который возведен в Санкт-Петербурге. Этот завод олицетворяет историю создания фарфорово-фаянсовой промышленности. Основная деятельность фабрики – это изготовление художественных фарфоровых предметов. Нет сомнений в том, что завод имеет богатую и насыщенную историю. Ведь в данном месте работало большое количество мастеров, включая Илью Чашника, Алексея Воробьевского и Каземира Малевича. Все они оставили частичку себя на заводе.

Продукция Императорского завода ценится во всем мире, поэтому ее представляют в различных музеях мира. Также товары можно найти на аукционах «Кристи» и «Сотбис».

Александр Третий в конце XIX века издал указ о том, чтоб все фарфоровые изделия изготавливались в двух видах. Другими словами, один экземпляр всегда оставался в музее при предприятии. Несмотря на революцию и приход большевиков к власти, данная традиция сохранилась, музей пополнялся новыми уникальными предметами из фарфора.

Мануфактура Гарднеръ

Завод по изготовлению фарфоровых изделий Гарднеръ построен в Вербилках, Московская область. Помимо того, что на фабрике делают посуду, также изготавливают оригинальные шахматы, шкатулки, скульптуры и другие необычные вещи.

Франц Гарднер из Великобритании в 1766 году основал завод на территории Императорской России, чтобы делать красивые изделия европейского качества. Стоит отметить, что сервизы и статуэтки всегда производились в данном заводе и отправлялись в императорский дворец. Екатерина Вторая была очарована сервизом, который был посвящен победе русских над Османской Империей. Также в Мануфактуре Гарднеръ делали сервизы в честь орденов (Александр Невский, князь Владимир и др.).

Даже в наши дни завод ценится своими изделиями высокого качества и традициями. Предприятие известно не только в России, но и в Европе и США.

Фарфоровые заводы России, действующие

Дулевское предприятие

На данный момент в России незавидное положение с изготовлением фарфоровых предметов. Но даже в такой непростой обстановке Дулевский завод нашел выход из положения и вырвался в лидеры на рынке российской фарфоро-фаянсовой продукции. Напомним, что построена фабрика во Владимирской области посреди густого леса.

В этой местности крестьяне не могли себя прокормить из-за лесистой земли. Поэтому было решено возвести предприятие по изготовлению глиняных и фарфоровых вещей. Как и в соседней Гжели поселение смогло реализовать свои идеи в данном направлении. Ко всему прочему, для строительства завода использовались дрова, которых было очень много в округе. Поэтому их продавали задешево.

Организатором необходимой постройки был купец Терентий Кузнецов. Он со своими помощниками смог отстроить фабрику и запустить производство. Случилось это в 1832 году. Спустя несколько десятилетия после основания фабрики, завод занял лидирующие позиции по изготовлению посуды из фарфора.

Как и в XIX веке завод выпускает высокого качества фарфор для нужд граждан. При этом приобрести изделия могут все слои населения, для каждого найдется свой уникальный вариант. Продукция Дулевского предприятия украшает музеи Европы, США и России. Фарфоровые изделия пользуются спросом у коллекционеров всего мира.

 

Клейма российского антикварного фарфора. Клейма фарфоровых заводов России

Первые клейма в царской России
Виды клейм на фарфоре царской России
Два клейма
Проблемы с определением клейм
Особенности клейм советского периода

Первые клейма в царской России

В России необходимость использования клейм появилась сразу же, как были открыты первые фарфоровые заводы. Вплоть до середины восемнадцатого века Россия могла только мечтать о собственном фарфоровом производстве, пока невероятное трудолюбие Дмитрия Ивановича Виноградова на первой в стране порцелиновой мануфактуре не привело к открытию рецепта русского фарфора. В 1747-1749 годах появились первые успешные изделия, которые стали клеймить буквой W (начальная буква фамилии Виноградова) и годом выпуска изделия.

kleima-1.jpg

Для первых клейм еще не было никаких стандартов, поэтому они отличались друг от друга по размеру, расположению и стилю знаков. Уже тогда начала зарождаться традиция указания в клейме места производства и номера рецептуры фарфоровой массы.

С превращением Невской порцелиновой мануфактуры в Императорский фарфоровый завод, открытием завода Ф.Я. Гарднера и других предприятий клейма помогали отличать одну фарфоровую продукцию от другой. Более того, предприимчивые люди не только стали массово открывать собственные фарфоровые заведения, но и активно создавали подделки изделий известных заводов, что привело к необходимости создания качественных клейм.

Проблема стала приобретать массовый характер не только внутри страны, поскольку возникла потребность отличать русский фарфор от зарубежного. Для этого в разное время было издано несколько постановлений, описывающих порядок клеймения фарфоровой продукции. В частности, указы, изданные с середины XVIII по середину XIX века, предписывали обозначать в клеймах владельца фабрики и ее местонахождение. При этом на изделии обязательно должно было стоять русское клеймо, даже если предполагалось еще одно клеймо для зарубежных рынков. С 1857 года клейма должны были ставить с помощью красной краски.

Все эти требования наложили существенный отпечаток на клейма русского фарфора, хотя и не являлись для мелких производителей непреложной истиной. Многие не гнушались всячески нарушать установленные правила, поэтому на фарфоре, выпущенном в Российской империи, встречается множество клейм в самых разных исполнениях.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

1 500 000 a

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Виды клейм на фарфоре царской России

Варианты нанесения

Традиционно в России использовали несколько способов клеймения фарфора. Весьма распространенными были надглазурные и подглазурные и клейма. Первые из них ставили сверху обожженной глазури, а вторые — до ее нанесения, поэтому сохранялись лучше первых. Более надежным способом клеймения, который было труднее подделать, считается вдавливание в массу необожженной глины. Однако расплатой за надежность при таком способе являются сниженные художественные возможности.

Сложность изображения

По содержанию клейма были очень разнообразны даже на одном и том же предприятии. В первые годы производства могли использовать простые клейма в виде одной или нескольких букв, а в последующие перейти к сложным орнаментам. Например, если первые клейма на Дулевском фарфоровом заводе представляли собой аббревиатуры СТК или ЗСК, за которыми скрывались имена их владельцев, то позднее к ним добавились живописные орнаменты и герб, а фамилию владельца стали прописывать полностью. Аналогичная практика существовала и на других российских фарфоровых мануфактурах.


Царская символика

Изображение российского герба было привилегией, которую получили лишь некоторые заводы. Такое право давалось тем заводчикам, фарфоровые изделия которых особо выделяли на выставках, отмечали при Дворе. Выпуская фарфор отличного качества, фабрики часто получали заказы от самого Императорского двора. К их числу принадлежали завод братьев Корниловых, фабрика Гарднера, предприятия Кузнецова, Ауэрбаха и некоторые другие. На заводе Корниловых московский герб вырисовывали со всей тщательностью, используя для одного клейма краски разного цвета.

kleima-3.jpg

Чаще всего государственную атрибутику наносили на дорогие изделия или тот фарфор и фаянс, который предназначался для экспорта. Именно здесь герб изображали очень тонко, аккуратно вырисовывая каждую деталь.

Помимо собственно герба в клеймах изображали символы царской власти. В частности, в клеймах известного на весь мир Императорского фарфорового завода корона была наиболее частым элементом. Ее начали изображать с приходом к власти императора Павла I и использовали вплоть до Октябрьской революции, когда с приходом советской власти из клейм убрали всю царскую символику. Корону также изображали условно или расписывали со всей тщательностью.


Использование монограмм

Частой практикой на заводах было использование монограммы. Например, на фабрике братьев Новых и Храпунова-Нового она состояла из инициалов владельцев: Ивана Нового и затем Якова Храпунова-Нового. У Алексея Попова буква «А» плавно переходила в «П», а у Андрея Миклашевского «А» сливалась с «М».

Клейма с инициалами Андрея Миклашевского (слева) и Алексея Попова (справа).

На Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) монограммы представляли собой начальную букву имени монарха и конкретную цифру его титула. Например, для Екатерины II римская двойка была прописана внутри большой буквы Е. Поскольку за время существования ИФЗ на российском престоле побывало много царей, так появились клейма с монограммами АI, АII, АIII, НI и другие согласно именам царей.


Цветочные и иные орнаменты

Наиболее частым элементом сложных клейм, которые обычно ставили на самую качественную продукцию, являются всевозможные цветочные и иные орнаменты. Например, на заводе Храпунова-Нового со второй половины XIX века стали использовать целые корзины цветов с именем владельца фабрики на самой корзине. На Дулевской фабрике в середине XIX века появилось золотое клеймо «ЗСТК в Дулёве» с красивым цветочным узором. Его ставили только на дорогие изделия. Клейма многих мануфактур обрамляли завитками, заключали в овальные, круглые и иные фигуры.


Клейма на фарфоре братьев Новых.

Разнообразие символов

Клейма российских фарфоровых заводов поражают многообразием символики. Царские указы предписывали обозначать в клеймах владельца и адрес фабрики, но не запрещали выражать свою индивидуальность. Это выразилось в том, что предприятия использовали собственные символы, так или иначе характеризующие их деятельность. Например, в клеймах завода Миклашевского присутствует семейный герб, у Юсупова был собственный символ в клейме, на кузнецовском фарфоре можно встретить среди прочего звезды, ордена и медали, Гарднер изображал всадника на коне, а после Великой Октябрьской революции в клеймах появились атрибуты советского времени.

Клеймо завода Миклашевского с изображением семейного герба.

Сведения о наследниках

Так как успешные фарфоровые предприятия существовали несколько десятилетий и даже веков, за время их работы менялось несколько владельцев. Если прежнему хозяину фабрики удавалось добиться значительного успеха и прославить свой фарфор, то новый владелец старался сохранить его имя или использовал переходные клейма. Например, потомки фабриканта Батенина использовали надпись «НАСЛ: БАТЕН», обозначающую наследников Батенина. Кузнецов, выкупивший пришедший в упадок завод Ауэрбаха, некоторое время использовал клеймо «Быв. Ауербахъ», чтобы сохранить прежнюю клиентуру. А Яков Храпунов и вовсе принял решение взять другую фамилию после того, как вступил в право владения заводом своей супруги Новой.


Особые пометки

На многих заводах в клеймах делали особые пометки, которые могли объяснить только сами мастера завода. В некоторых случаях это были обозначения адресата, которому предназначался тот или иной сервиз или статуэтка. На ИФЗ для этого делали пометку «ПК», обозначающую, что конкретные изделия создавались для придворной конторы. У Корниловых шла отметка «ПО ОСОБ. ЗАКАЗУ». Кстати, именно на заводе Корниловых встречается надпись на фарфоре о запрете воспроизведения, которая стала первой для России попыткой защитить права авторов на фарфоровую продукцию.


Если на заводе экспериментировали с фарфоровой массой, то могли проставлять на изделиях номер конкретного рецепта или делать другие пометки, относящиеся непосредственно к производству.

На некоторых изделиях встречаются имена мастеров по фарфору в виде инициалов или полного указания фамилии. Так, на заводе Юсупова на фарфоре встречается подпись мастера Ламбера. Впрочем, талантливый живописец Севрской мануфактуры не только способствовал расцвету завода Юсупова, но и некоторое время был его владельцем. На ИФЗ клейма с именами мастеров встречаются примерно с середины 19 века. Чем известнее был мастер, тем дороже ценилось изделие с его именем.

Подпись и монограмма Ламбера
на фарфоре Юсупова.

Два клейма

На ряде фарфоровых работ присутствуют сразу два клейма. Причин такого явления существует несколько. Первая заключается в том, что мастеру просто не удавалось с первого раза поставить клеймо с достаточным нажимом. Тогда он ставил еще одно, пытаясь попасть в предыдущее или на новом месте. Так как попытка поставить одно клеймо в другое не всегда заканчивалась желаемым результатом, появлялись нечеткие клейма со сдвоенными символами. Примером может послужить фарфор Батенина.

Вторая причина заключалась в том, что белье (покрытый глазурью фарфор без росписи) делал один завод, а роспись совсем другой. Так, на заводе братьев Корниловых дважды в год распродавали фарфор низкого качества, включая и белье. В итоге на конечных изделиях появлялось клеймо изготовителя фарфора и мастера по росписи. Некоторые заводы не занимались изготовлением фарфоровой массы, а просто закупали заготовки и расписывали их. В частности, так поступали в мастерской князя Юсупова, который приобретал белье у Попова, Гарднера и у других крупных заводчиков.

Еще одна причина была связана с необходимостью перехода от одного периода к другому. Чаще всего это относилось к смене владельца, который уже успел заявить о себе на фарфоровом рынке. Чтобы не растерять прежних клиентов, новый владелец ставил рядом со старым клеймом новое, в котором фигурировала уже его фамилия.

Были и другие причины для простановки двух клейм, например, их ставили на продукции, предназначенной для экспорта.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

1 500 000 a

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Проблемы с определением клейм

До сих пор специалистам приходится прикладывать немало усилий, чтобы причислить ту или иную продукцию к конкретному заводу. Это обусловлено не только низким качеством клейм или их отсутствием, но и желанием мелких мастерских подражать именитым предприятиям.

Небольшим заведениям часто не удавалось добиться фарфора высокого качества, так что опытный глаз быстро отличал подделку. Однако бывали случаи, когда подделки получались на уровне оригинала. В частности, завод Сафронова начинал с подражания прославленным изделиям фабрики Гарднера. Есть версия, что именно с этим подражанием связан тот факт, что в первые годы существования завода Сафронова на нем использовали точно такие же клейма в виде крючкообразной буквы «С», как и на известном в то время заводе Гарднера. На гарднеровском заводе в одно время буква G стала походить на «С».


Интересно, что со временем завод Сафронова обрел собственную славу благодаря фарфору хорошего качества и оригинальной художественной росписи. В то время на одной из московских выставок об изделиях завода отозвались как о таких, которые заслуживают одобрения и похвалы. В начале XIX века по своей художественной ценности фарфор Сафронова стоял на третьем месте после именитых заводов Попова и Гарднера.

Российские заводы подражали клеймам не только своих соотечественников, но и зарубежным мануфактурам. Например, на заводе Гарднера в 1770–1790-х годах использовали клеймо с изображением скрещенных мечей, характерное для мейсенского фарфора. Этот символ использовали в разных вариациях, включая и такую, в которой присутствовала буква G.


Другая проблема заключалась в особенностях самих клейм или их стирании со временем. Например, некоторые клейма на фарфоре Батениных можно различить только в том случае, если очень медленно направлять источник света к изделию, меняя угол наклона.

Надглазурные клейма сохранялись плохо и легко подделывались, а вдавленные в массу зачастую зависели от качества штемпеля и силы надавливания. Более того, многие оригинальные работы вовсе не имеют никаких обозначений. Это относится, например, к продукции завода Юсупова. Князь создавал свою мастерскую, не имея коммерческого интереса, поэтому и в клеймах необходимости не было. Большая часть продукции Юсупова поступала в его имение или была подарена князем знатным особам.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Статуэтка Малахитовая шкатулка. СССР, Дулевский фарфоровый завод, 1953 год. Фарфор.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

Ваза с живописью в виде цветов. Москва, фабрика Гарднера, конец 19 века. Фарфор, роспись.

1 500 000 a

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Статуэтка Странник -слепец. Россия, частный завод Гарднера, сер. 19в. Фарфор, роспись

Особенности клейм советского периода

После Октябрьской революции в 1917 году началась массовая национализация фарфоровых предприятий. Какие-то из них полностью прекратили свое существование сразу после прихода советской власти, другие были переименованы и продолжали свою работу. Первое, что изменилось в клеймах этого периода, стало полное исчезновение символов царской власти. Единственным напоминанием был двуглавый орел без царской атрибутики, который еще некоторое время присутствовал в клеймах ИФЗ. Заметим, что клеймо с датой 1917 ставили только в период работы Временного правительства. В это время выпустили небольшое количество предметов с таким клеймом, поэтому их коллекционная ценность высока.

kleima-14.jpg

Теперь на смену царям с их коронами и скипетрами пришел серп и молот. Звезды, колосья пшеницы, изображение земного шара и другие элементы, характерные для советского периода, использовали практически на каждом заводе. А прежние имена хозяев вытеснили многочисленные аббревиатуры и новые названия предприятий. Так, ИФЗ превратился вначале в ГФЗ, а затем и в ЛФЗ. Клейма с надписью ЛФЗ известны многим, так как с их помощью клеймили фарфор на протяжении восьмидесяти лет с 1925 по 2005 годы.


Аббревиатуры касались не только новых названий фабрик, но и различных организаций, возникающих на их базе, или тех, через которые фарфор продавали. Так появились надписи Мособлгорспецторг, Главунивермаг, аббревиатуры ТД (торговый дом), ТФ (тверской фарфор), ЦФФТ (Центрофарфортрест) и многие другие.


Особый интерес для коллекционеров всего мира представляет так называемый агитационный фарфор, которому практически нет аналогов. Его происхождение связано с не менее интересным планом «монументальной пропаганды», к которой призвал В.И. Ленин. Смысл этой пропаганды сводился к тому, чтобы как можно скорее перейти от всего, что символизировало царскую Россию, к России рабочих и крестьян. Однако на практике агитационный фарфор получался слишком дорогим для простого человека и оседал в собраниях коллекционеров. Более того, со временем интерес к нему иностранных коллекционеров вырос настолько, что цена на такие изделия поднялась в несколько раз.

kleima-17.jpg

Для агитационного фарфора характерны разнообразные призывы и лозунги: «Царству рабочих и крестьян не будет конца!», «Да здравствует советская власть!» и т.д. Что касается клейм, то основными их элементами были перекрещенные серп и молот. Также в клеймах встречаются и некоторые надписи, например ««В пользу голодающим».


Если в царской России клейма одного и того же завода сильно отличались по размеру букв, стилю письма, рисунку и вообще зависели от настроения мастера, то для клейм советского периода характерен одинаковый размер букв, трафаретность, достаточная четкость изображений. Все-таки механизация производства наложила свой отпечаток и на качество клейм.


Клейма Дулевского фарфорового завода.

Еще один характерный элемент для клейм советского фарфора — это слова латинскими буквами с обозначением страны: USSR или SOVIETUNION, а также приписка made in. В эту же тему и клеймо Torgsin, обозначающее «Торговый синдикат». До революции каждый завод сам придумывал, какими должны быть клейма для экспорта. Одни использовали надписи на французском языке, другие изображали арабески и иные элементы для восточных клиентов. Существовала практика и использования надписи Made in Russia, первенство использования которой принадлежит заводу братьев Корниловых.

В советское время в клеймах часто указывали группу сложности рисунка и сорта изделия. Например, на ЛФЗ применяли разные цвета для обозначения того или иного сорта, а сами сорта обозначали как «1 с», «2 с», «3 с». Для групп использовали знаки «6 гр», «7 гр» и т.д. или «ВНЕ ГР» для изделия особенно высокого класса. На Довбышевском заводе для сортов также использовали разные цвета. Аналогичная практика существовала и на других фарфоровых предприятиях.

Клейма ЛФЗ с указанием сортов продукции.

Если проследить историю появления в клеймах разных заводов того или иного символа, то станет очевидно, как одна и та же идея кочевала с фабрики на фабрику. Так, в определенный период в клеймах заводов советского периода стали изображать животных. Это лоси, олени, птицы, ящерицы, львы и многие другие представители фауны. Вероятно, для каждого предприятия то или иное животное символизировало свои свойства, но для некоторых фабрик за таким выбором стояла конкретная история. Например, знаменитая дулевская птица появилась на фарфоре Дулевского завода после того, как в 1958 году скульптору завода А. Сотникову вручили золотую медаль за его работу «Сокол».

Клейма Дулевского фарфорового завода

Клейма Дулевского фарфорового завода.


Трагедия отца русского фарфора Д.И. Виноградова: клейма, выпускаемая продукция

История фарфорового гения
Работы Виноградова
Клейма Виноградова

История фарфорового гения

Учеба

Дмитрий Иванович Виноградов, которого по праву считают отцом русского фарфора, родился в Суздале в 1720 году. В начале 1730-ых годов отец отправил мальчика на учебу в московскую академию, где юный Дмитрий встретился с молодым М. Ломоносовым. Несмотря на девятилетнюю разницу в возрасте два будущих гения стали хорошими друзьями и вместе осваивали премудрости разных наук в России и за ее пределами.

Дмитрий Иванович Виноградов

Получив образование в московской Славяно-греко-латинской академии, Виноградов в числе лучших учеников продолжил учебу в Санкт-Петербурге, где добился небывалых успехов. После этого Виноградова и Ломоносова отправили в Германию к известнейшему в Европе профессору Х. Вольфу и советнику И. Генкелю. Там Виноградов в деталях осваивал горное дело. В 1741 году он также изучал рудники в трех немецких городах.


Список студентов, принимаемых в Марбург. 17.11.1736 г. На третьей и четвертой строке списка значатся Ломоносов и Виноградов.

Вернувшись на родину, просвещенный молодой человек с таким блеском сдал экзамены Берг-коллегии, что президент заведения В.С. Райзер отозвался весьма высоко о его успехах. Райзер отметил, что не знает ни одного заграничного мастера, который разбирался бы в своем деле лучше Виноградова. Молодого специалиста по горному делу наградили чином бергмейстера, который обязывал распоряжаться работами на руднике.

Первые эксперименты с фарфором

Виноградов должен был отправиться работать на рудники, однако у императрицы Елизаветы Петровны были свои виды на талантливого технаря. Она велела направить его в Кабинет для выполнения секретного дела. Как выяснилось позже, этим тайным и невероятно трудным делом оказалось создание в стране фарфорового производства.

О фарфоре в России тогда могли только мечтать, поскольку рецепты уже выпускаемых в Китае и Европе фарфоровых изделий хранили в строжайшем секрете. Многие заграничные умельцы, выдававшие себя за знатоков фарфорового производства, на самом деле были обычными мошенниками. Одним из них оказался Христоф Гунгер, приглашенный императрицей в Санкт-Петербург с целью организации здесь производства. К Гунгеру приставили смотрителя И.А. Черкасова и специалиста по горному делу Д.И. Виноградова. Однако иностранный плут два года водил всех за нос, так и не сумев получить фарфор. В итоге Гунгер был выставлен из России, что освободило место Виноградову.

Чтобы открыть рецепт изготовления фарфора, Виноградову пришлось совершить настоящий подвиг. Он шаг за шагом ставил опыты с глинами разных месторождений, изменял условия обжига, сам сконструировал печи, пока не получил фарфор высокого качества.

Д.И. Виноградов за работой по производству фарфора

Д.И. Виноградов за работой по производству фарфора.

Достижения Виноградова

После огромного количества экспериментов Виноградову удалось получить отличный фарфор, который мог сравниться с мейсенскими работами. Чтобы потомкам не пришлось «вновь того в поте лица» искать, свои открытия первооткрыватель русского фарфора изложил в рукописях, прибегая к шифрованию.

Виноградов не только открыл секрет изготовления фарфора, но и исследовал разные месторождения глин, написал инструкции по промывке глин, экспериментировал с разными видами топлива для обжига изделий, сам разрабатывал проекты печей и горнов, а затем руководил их строительством, сам же открыл формулы красок для росписи по фарфору и занимался другими вопросами. Одновременно с организацией всего производства Виноградов готовил специалистов разного уровня по изготовлению и росписи фарфора.

Таким образом, за несколько лет работы в тяжелейших условиях Виноградову удалось не просто открыть тайну изготовления фарфора и глазури для росписи, но и создать завод с налаженным фарфоровым производством. На порцелиновой мануфактуре, созданной Виноградовым, выпускали изделия ко Двору, которые императрица часто использовала в качестве дипломатических подарков.

Причины ранней смерти

Казалось бы, отец русского фарфора должен был утопать в роскоши, похвалах и наградах. Но так сложилась его судьба, что при жизни Виноградов не получил ни одной благодарности за то величайшее дело, которое он сделал для своей родины. Напротив, фарфорового мастера подвергали всяческим мукам, заставляли жить и работать в нечеловеческих условиях.

Опасаясь, что Виноградов может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода. Дошло до того, что в 1754 году надсмотрщик за Виноградовым Черкасов приказал неотлучно держать мастера у работающей печи. Черкасов не понимал, что в развивающемся производстве фарфора неизбежны трудности, неудачи. Его интересовало только увеличение производства, поэтому за любой неуспех Виноградова лишали жалованья и били плетьми.

Не имея права отправиться в родной Суздаль, не видя свою семью, страдая от одиночества и перенося издевательства, русский гений сильно ослаб, заболел физически и психически. В один из дней он написал в рабочем дневнике о том, что рано стал стариком. Позже Виноградова посадили на цепь, как собаку. В результате такой тяжелой жизни в 38 лет создатель русского фарфора скончался, а его кладбище затерялось еще в 18 веке.

Скульптура «Д.И. Виноградов». Скульптор Г.Б. Садиков, художник Л.И. Лебединская. ЛФЗ. 1970-1075 гг

Скульптура
«Д.И. Виноградов».
Скульптор Г.Б. Садиков,
художник Л.И. Лебединская.
ЛФЗ. 1970-1075 гг.

Память о Д.И. Виноградове

Современники не оценили вклада Дмитрия Ивановича Виноградова в появление и развитие в России фарфорового производства, однако потомки помнят его заслуги.

На Ленинградском фарфоровом заводе есть мемориальная доска, отдающая дань основателю российского фарфорового производства:

В Суздале в честь изобретателя русского фарфора назвали улицу Виноградова, расположенную рядом с кремлевским комплексом

В Суздале в честь изобретателя русского фарфора назвали улицу Виноградова, расположенную рядом с кремлевским комплексом.

В Суздале в честь изобретателя русского фарфора назвали улицу Виноградова, расположенную рядом с кремлевским комплексом.

До настоящего времени дошло лишь несколько фарфоровых изделий Д.И. Виноградова и некоторые его книги, описывающие секреты производства фарфора. Весь сохранившийся фарфор Виноградова имеет на сегодняшний день огромную ценность.

Работы Виноградова

К своим первым опытам по изготовлению фарфоровых изделий Виноградов приступил в 1747 году. Опознать эти работы можно по характерному клейму, в котором прописан год изготовления и начальная буква фамилии создателя.

Работы по открытию рецепта первого в стране русского фарфора продолжались вплоть до 1752 года. Чтобы не утратить добытые в ходе многочисленных опытов рецепты качественного фарфора, Виноградов записывал их в рабочем дневнике. Записи приходилось делать на смеси латинского, немецкого, древнееврейского и других языков, чтобы рецепт фарфора оставался в строжайшем секрете.

Пробная чаша Д.И. Виноградова. Невская порцелиновая мануфактура. Около 1747 г.

Пробная чаша
Д.И. Виноградова.
Невская порцелиновая
мануфактура.
Около 1747 г.

Для самых первых изделий порцелиновой мануфактуры Виноградова характерен желтоватый или голубоватый оттенок черепка. Это связано с тем, что мастер пробовал разные составы фарфоровой массы, менял горн и качество обжига. В 1750-1751 гг. фарфоровые заготовки начали расписывать красками, которые специально привозили из других стран.

Чаша с виноградной лозой. Мастер Д.И. Виноградов. 1749 г.

Чаша с виноградной лозой.
Мастер Д.И. Виноградов.
1749 г.


Кружка с крышкой. Мастер Д.И. Виноградов. 1750-е гг.

Кружка с крышкой.
Мастер Д.И. Виноградов.
1750-е гг.

Всего за несколько лет успешных экспериментов Виноградов добился таких выдающихся результатов, что весной 1753 года организованная им порцелиновая мануфактура стала принимать заказы от частных лиц на изготовление фарфоровых табакерок. В двадцать третьем номере газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 1753 года было опубликовано соответствующее объявление.

Табакерка в виде яблока с надписью «Пастух и пряха». Мастер Д.И. Виноградов. 1750-е гг.

Табакерка в виде яблока
с надписью
«Пастух и пряха».
Мастер Д.И. Виноградов.
1750-е гг.

Созданные табакерки были достаточно изящны. В них прослеживаются все элементы, которые в дальнейшем были характерны для российского фарфора: тонкая роспись с мельчайшей прорисовкой деталей, позолота, рельефный декор и изящность форм. Вот почему табакерки мануфактуры Виноградова так быстро обрели популярность. Им придавали самые разные формы: делали овальными, круглыми, многоугольными, в виде фруктов или корзин. Также были популярны пакетовые табакерки, которые представляли собой почтовые пакеты с именем владельца.

Табакерка в виде «комода» с изображением мопсов на крышке. 1752 г.

Табакерка в виде
«комода» с изображением
мопсов на крышке.
1752 г.


Табакерки порцелиновой мануфактуры. Мастер Д.И. Виноградов

Табакерки порцелиновой
мануфактуры.
Мастер Д.И. Виноградов.

Кроме табакерок изготавливали чернильницы, трубки, пасхальные яйца, подсвечники и другую необходимую в быту утварь. Из посуды делали чашки, кружки, масленки и некоторые другие предметы. Их характерной особенностью были небольшие размеры, округлые формы, гармоничное сочетание формы и цвета. В качестве основных сюжетов брали военную или романтическую тематику, а также изображали цветочные композиции.

Отсутствие таких крупных изделий, как подносы или вазы, объяснялось тем, что в первое время у завода не было горна, который позволял бы обжигать большие предметы. Лишь в 1756 году, когда Виноградов построил большой горн, завод перешел на изготовление крупных изделий.

В этот период специально для императрицы был создан первый сервиз «Собственный». На ложках, чашках, блюдцах и других элементах сервиза присутствует узор, напоминающий известную на весь мир кобальтовую сетку. Некоторые авторы считают, что работница завода ЛФЗ А.А. Яцкевич создала ее, глядя на этот сервиз. Однако сама Анна Адамовна утверждает, что идея создания кобальтовой сетки пришла ей на ум при взгляде на заклеенные окна дома блокадного Ленинграда, где она в то время проживала.

Сервиз «Собственный», созданный для императрицы

Сервиз «Собственный»,
созданный для императрицы.

В первых изделиях порцелиновой мануфактуры одноцветное покрытие золотой, пурпурной или иными красками применяли в основном для того, чтобы скрыть недостатки фарфоровой массы. В это время рисунки были простыми и не отличались богатой цветовой гаммой. В более поздний период необходимость в сплошных фонах отпала, так как удалось достичь равномерно белого черепка. Улучшились и техники росписи, что выразилось в появлении более сложных цветочных орнаментов, ландшафтов.

Интересно, что золотую краску для росписи, которая придавала изделию вид драгоценной вещи, Виноградов делал из золотых монет императорской казны. Золото ему поставлял Управляющий кабинетом Её Императорского Величества Черкасов.

Клейма Виноградова

Как только фарфоровый завод начал выпускать первую удовлетворительную продукцию, на изделиях появились клейма. В первых клеймах ставили букву W, обозначающую первую букву фамилии Виноградова, и указывали год изготовления.


Клеймо ставили до нанесения глазури синей краской. Поскольку никаких стандартов относительно размера, наклона, формы букв и цифр в то время просто не существовало, клейма отличались по технике исполнения и зависели от почерка и настроения мастера.

vinogradov-15.jpg

Кроме года изготовления в клеймах указывали и конкретную дату или номер рецептуры фарфоровой массы.


Также на дошедших до нашего времени изделиях встречается золотое рельефное клеймо, в котором кроме года изготовления и буквы W встречается сокращение «С.П.Б.», обозначающее Санкт-Петербург, то есть место производства данного изделия.


История российского фарфора

02.05.2009

     В 1744 году по высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны было подписано соглашение об устройстве мануфактуры по производству фарфора. Эта дата считается отправной точкой в истории его изготовления в России. Фарфор, купить который ранее можно было только за границей, наконец-то стал изготавливаться в России. Хотя первое знакомство россиян с фарфором произошло еще в XV веке, благодаря тверскому купцу Афанасию Никитину, его производство стало возможным лишь спустя три столетия.

     Технология изготовления «белого золота» тщательно скрывалась его создателями —китайцами, поэтому долгое время разгадать тайну его производства не удавалось никому. Петр I всеми силами пытался раскрыть «большой фарфоровый секрет». С этой целью он даже посылал своего агента Юрия Кологривого на уже обладавшую секретом изготовления фарфора Мейсенскую фабрику, проводил эксперименты над специально купленной в Китае аптечной посудой и сервизом, наконец, выписал из-за границы порцелиновых дел мастера (порцелином тогда называли фарфор, купить который можно было только за большие деньги). Но, несмотря на все эти хитрости и уловки, технология фарфоровой керамики еще долгое время оставалась тайной за семью печатями.

     Приоткрыть завесу тайны удалось лишь четверть века спустя. Это стало возможным, благодаря исследованиям выдающегося российского ученого Дмитрия Ивановича Виноградова. Его разработки технологии изготовления фарфора основывались не на выведанных через третьих лиц секретах, а стали результатом кропотливой работы и тщательного анализа. Благодаря этому, к 1760 году, Императорский фарфоровый завод, или, как его тогда называли, Невская порцелиновая мануфактура, стал одним из четырех крупных европейских заводов, производивших фарфор (чашки, сервизы, столовая фарфоровая посуда). Началась продажа фарфоровых статуэток, изготовленных на этом заводе.

     Первое время, завод производил лишь маленькие предметы, так как печи для обжига были небольшими по объему. Небольшие огрехи производства (фарфор был недостаточно белым) скрывали при помощи росписи или позолоты. В то же самое время европейцы уже научились производить так называемый костяной фарфор, который отличался особой тонкостью и прозрачностью. Это побуждало российских мастеров к новым поискам и экспериментам. В конце 1760-х годов один из первых мастеров завода Андрей Черный получил так называемый мелкозернистый бисквит (неглазурованный фарфор), который отличался красивой матовой поверхностью и большой пластичностью, что позволяло изготавливать из него декоративные скульптуры с множеством мелких деталей. Продажа фарфоровых статуэток, благодаря этому, стала приносить больший доход. Они, как и элитная фарфоровая посуда, стали предметом коллекционирования.  Постоянное совершенствование технологии на порцелиновой фабрике позволило получить белый фарфор, чашки из которого по качеству не уступали саксонским (именно с чашек началось производство этого фарфора). По составу массы, приготовленной из отечественного сырья, русский белый фарфор приближался к самому дорогому и престижному китайскому.

     Поначалу весь фарфор — статуэтки, столовые сервизы, фарфор в виде отдельных предметов посуды — шли только на обеспечение нужд императорского дворца и в свободную торговлю не поступали. Однако каждому коммерсанту было понятно, что столовая фарфоровая посуда будет пользоваться успехом и на широком рынке. Это обстоятельство поспособствовало развитию частных фарфоровых заводов. 18 января 1766 г. в селе Вербилки на Дубне, англичанином Францем Яковлевичем Гарднером был основан первый в России частный фарфоровый завод. Будучи хорошим коммерсантом, Гарднер использовал готовые формы от императорских заказов для того, чтобы в продажу поступила менее дорогая, но не менее качественная посуда, сервизы, фарфор для украшения интерьера. Его магазин фарфора императорский ассортимент посуды предлагал по относительно доступным ценам. Хотя, конечно, до массового приобретения фарфора населением было еще далеко.
 
     С приходом к власти Екатерины Великой наступает расцвет художественного фарфора. Восхищенная европейской культурой императрица приглашает в Россию иностранных художников, которые надолго определили стилистику российского искусства, в том числе и изделий порцелиновых мануфактур, на которые, так же, как и на все остальное, распространились веяния рококо. Английские статуэтки, фарфоровые немецкие сервизы, французские столовые сервизы, костяной фарфор старательно копировались российскими мастерами. К концу XVIII века на смену рококо приходит классицизм, вытесняя былую самобытность российского фарфора. «Блеск и изящество» сменила характерная для этого стиля простота форм и сюжетов.

     Наилучшим временем для развития фарфора в России стал период правления Николая I.Именно в этот период его производством начинают активно заниматься керамисты Гжели. Знаменитое «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», более известное как «кузнецовский завод», не было исключением. Занимавшаяся прежде фаянсом и полуфаянсом, семья Кузнецовых начинает изготавливать и фарфор (сервиз из кузнецовского фарфора и по сей день может украсить любую коллекцию произведений прикладного искусства). Фарфор, фаянс и стекло отечественного производства ценились все больше. Производители из Германии, Англии и Франции были потеснены на рынке. У потребителей появился выбор: приобрести мейсенский фарфор, купить английский костяной фарфор, сервиз кузнецовского фарфора или что-либо еще.

     Начало XX века обозначено влиянием на искусство стиля модерн. Мода на него, несомненно, повлияла и на развитие русского фарфора. Подражательная тактика, заимствование чужих технологий привели к тому, что последнее место на выставке 1890 года занял петербургский императорский фарфор. Москва же в то время еще не имела собственных фарфоровых производств.

     После революции, в период всеобщей национализации, фарфоровые заводы занимаются производством изделий на революционную тематику. Тонкое искусство фарфора превратилось в изготовление «агитки на тарелке» и стало одним из средств революционной пропаганды.

     В двадцатые годы прошлого столетия большинство частных коллекций фарфора, включавших как сервизы, так и отдельные предметы, были национализированы и переданы в государственные музеи. Фарфор, фаянс и стекло знаменитых русских производителей и сегодня можно увидеть в музеях. Это столовые сервизы, фарфор для чая и кофе, элитная фарфоровая посуда, декоративный фарфор, статуэтки и т. д. Посуда, сервизы, фарфор для украшения интерьера — все это по праву может быть выделено в отдельный вид прикладного искусства, популярный и востребованный самыми широкими слоями населения.