Работа и жизнь ваби саби: Что такое ваби саби. История и особенности – В чём суть ваби-саби — японского мировоззрения, которое учит ценить несовершенства

Содержание

Что такое ваби саби. История и особенности

Когда дело доходит до правильной формы, мы видим одержимость западного мира совершенством, симметрией и идеальной пропорцией. Это вкус к красоте, сформированный почтением к универсальным законам, математике, жажде совершенного и вечного. Японская эстетика, однако, очень отличается, и суть различия заключена в термине, для которого западные языки не имеют прямого эквивалента: термин, известный как ваби-саби.

Понятие ваби-саби

Ваби-саби обращается к красоте непостоянного, несовершенного, деревенского и меланхоличного. Оно проистекает не из любви к непобедимости, молодости и безупречности, а из уважения к тому, что преходяще, хрупко, слегка сломлено и скромно.

Ваби-саби считает, что вещи всегда прекраснее, когда имеют отметки возраста и индивидуальности. Струйку глазури или прекрасно отремонтированную трещину на керамическом изделии следует ценить, а не делать невидимыми.

Деревянная чаша с дефектом. Ваби-саби стиль.

Деревянная чаша с дефектом.

История ваби-саби тесно связана с буддизмом и его предположением о том, что мудрость приходит от понимания мира преходящей, несовершенной и негероической природы.

Ваби-саби - эстетика и философия. История возникновения.

Дзен — философская основа ваби-саби

Эйсай - японский буддийский монах

Монах Эйсай

1191, Кюсю. Монах, известный как Эйсай, возвращается в Японию из Китая с планами создать первый в Японии Дзен-буддийский храм. Дзен бросает вызов местной религии Японии синтоизму.

Дзэн предлагает сложную философскую систему, которая представляет природу с ее постоянными циклами жизни и несовершенными образцами в качестве фокуса медитации и линзы, через которую можно понять наши собственные переходные процессы и пустоту. Дзен станет философской основой ваби-саби.

 

Значение слов 侘 и 寂

Эйсай - японский буддийский монах

14 век, Япония. Под влиянием дзен значения двух слов: Ваби ( 侘 )и Саби (寂) начинают развиваться, принимают более позитивное значение, и, таким образом включаются в эстетическое сознание японцев.

Ваби первоначально означало страдание и одиночество жизни на природе, вдали от человеческого утешения. Теперь его значение смещается к почти изысканной сладкой меланхолии одиночества.

Koukei-Kojima - японский художник Коукеи Кодзима

Автор Коукеи Кодзима (Koukei-Kojima).

Нынешнее «» является отрицанием следующих понятий: богатый, великолепный, яркий, роскошный. Слово ваби  означает: бедность, простота, осторожность, умеренность, одиночество, наивность, темный, тихий и естественный.

Саби, тем временем, первоначально означавшее холод, сухость или увядание, стало обозначать признаки старения и износа, которые могут усилить значение объекта. Это относится к положительному непостоянству и благородным отпечаткам времени.

Древний узор горшка или красиво заделанной трещины теперь называется Саби.

Керамика с дефектом.

Керамика с дефектом.

«» глубоко связано с античной оценкой предметов. Оценка японского антиквариата отличается от оценки западного антиквариата. Например, японский антиквар уделяет больше внимания следам, оставленным природой из-за концепции Саби, в то время как западные антиквары ценят больше сам антиквариат.

Чайная церемония — основа эстетики ваби-саби

Мурата Шуко

Мурата Шуко

1488, Киото. Мурата Шуко садится писать письмо своему ученику Фуруити Чоину. Этот документ станет известен как «Письмо сердца» (Кокоро-но-Фуми). Он определит идеальный способ пить чай — чайную церемонию и изложит эстетику ваби-саби. Чайная церемония возникла у монахов как способ оставаться бодрствующими в течение длительных периодов медитации Дзен.

Однако, она активно применялась правящим классом полководцев или сегунов. Они использовали ритуал чайной церемонии как способ демонстрации дорогой посуды, привезенной из Китая. Чайная церемония стала роскошной, часто в сложной и безвкусной обстановке и далеко ушла от своих духовных корней.

Чайная церемония

Теперь Шуко перепроектирует чайную церемонию с учетом идеалов ваби-саби.

В то время было модно пить чай на террасе, глядя на полную луну, но Шуко утверждает, что полнолуние бесвкусно. Он призывает своего ученика оценить более тонкое взаимодействие теней при неполной или слегка затянутой облаками Луне.

Цукиока Ёситоси. Поэтесса Оно-но Комати в старости.

Автор Цукиока Ёситоси. Поэтесса Оно-но Комати в старости.

Он подчеркивает, что следует отказаться от идеальных блестящих чайных чашек китайцев, которые как раз и отвечают безупречности полной луны. Вместо них стоит заказать простую посуду у японских ремесленников с некоторыми изъянами в глазури, и пусть эти изъяны будут тонкой частью их работы.

Сен-но-Рикю и чашки Раку

Сен-но-Рикю

Сен-но-Рикю

1582, Киото. Сен-но-Рикю служит Тоётоми Хидэёи, могущественному военачальнику, объединившему враждующие группировки феодальной Японии. Он поручает Рикю создать чайную церемонию, которая поможет укрепить мир.

Наряду с Шуко, Сен-но-Рикю почитается в Японии как отец современной чайной церемонии и самый совершенный практик ваби-саби.

История, которая чаще всего используется для иллюстрации духа ваби-саби, взята из его жизни. Однажды Рикю попросил ученика почистить его чайный домик. Мальчик работал весь день, чтобы вычистить и подмести каждый сантиметр дома и сада. Рикю подошел осмотреть работу, затем протянул руку и потряс клен, нависший над тропинкой.

Опавшие листья добавили ваби-саби на сцену. Рукотворное и естественное, искусственное и случайное были объединены в совершенном выражении красоты и мудрости.

Рикю идет дальше Шуко в подрыве высокого вкуса сегунов и снимает все несущественное с чайной церемонии. Горшки и посуду, которые он использует, часто берут прямо из крестьянской домов или изготавливают по образцам, замеченым на прогулках по местной деревне.

 

Дорожка вокруг чайного домика

Ваби-саби - эстетика и философия. История возникновения.

Рикю также определяет движения чайной церемонии, создавая совершенно экономные и изящные представления о создании чая с минимальной суетой, тем самым добавляя ваби-саби в самую суть ритуала.

Тоётоми Хидэёси

Тоётоми Хидэёси

К сожалению для Рикю, его босс, военачальник Хидэёси, будучи крестьянского происхождения, начинает опасаться, что весь процесс является сложной шуткой за его счет. Это заставляет его приказать Рикю совершить харакири. В жуткой параллели с кончиной Сократа Рикю проводит заключительную чайную церемонию среди своих ближайших друзей, прежде чем послушно вспороть себе живот.

Сегодня все великие школы чая ведут свою родословную от Рикю и следуют движениям и традициям, которые он изложил. Создатель скромной чашки, которой он так восхищался, был известен как Раку, и чашки Раку до сих пор изготавливаются и оцениваются как величайшее воплощение ваби-саби.

Чайная церемония

Если вы пьете чай в Серебряном павильоне в Киото — родине официальной чайной церемонии в Японии, то вы можете пить из той же чашки, из которой когда-то пил хлопотливый Хидэёси.

Серевбряный павильон в Киото

Серебряный павильон в Киото

 

Поэзия Ваби-Саби

Мацуо Басе

Мацуо Басе

1684, Эдо. Мацуо Басе, отец хайку и самый почитаемый поэт Японии, отправляется в первое из своих великих паломничеств. Эти бесцельные странствия приведут его к сердцу уединения и природы и помогут ему передать дух ваби-саби на словах.

Басё, депрессивный человек с огромным талантом, получает огромное удовольствие от блуждания по опасным дорогам вокруг Эдо, замаскировавшись под нищего. Здесь он передает хрупкую красоту окружающих его достопримечательностей в поэзию, которая пытается обнаружить вечное. Сквозь мимолетное мгновение мы слышим прекрасное опустошение в одном из его самых известных хайку:

Между деревьями сакуры
Стоит один
Кипарис.

Басё называют поэтом печали — саби, а сам он говорил, что без саби в поэзии нет Красоты.

Ваби-саби - эстетика и философия. История возникновения.

Ваби-Саби Стиль

2011, Нью-Йорк. Роберт Де Ниро (Robert De Niro) открывает двухэтажный пентхаус площадью 632 кв. м — TriBeCa Penthouse. Его дизайном занимались бельгийский дизайнер Аксель Вервордт (Axel Vervoordt) и японский архитектор Тацуро Мики (Tatsuro Miki). В оформлении чувствуется сильное влияние эстетики ваби-саби. Люксы Де Ниро пользуются популярностью, в них останавливаются Леонардо ДиКаприо (Leonardo DiCaprio) и Мел Гибсон (Mel Gibson).

Аксель Вервордт. Интерьер пентхауса TriBeCa

Интерьер пентхауса TriBeCa

В этом же году во французских Альпах открывается отель в стиле ваби-саби Le Chalet Zannier. Мир начинает принимать традиционные японские идеи. Дизайн в стиле ваби-саби  и  японский минимализм становятся трендом.

Louis Vuitton архитектора Дзюн Аоки

Louis Vuitton архитектора Дзюн Аоки.

2013, Район Гиндза, Токио. Открывается огромный новый магазин Louis Vuitton, построенный японским архитектором Дзюн Аоки.

Сорок пять процентов всех японских женщин в настоящее время владеют сумкой от французской фирмы, специализирующейся на предметах роскоши: с западными идеалами, блеском, совершенством и симметрией.

Ваби-саби, как и многие традиционные японские идеи, находится под огромной угрозой со стороны потребительских ценностей Запада. ваби-саби — это, с одной стороны, идея, связанная с керамикой, чаепитием и историей Японии, но с другой — это урок для всех нас, потому что место, где мы действительно должны смириться с несовершенством, меланхолией и возрастом, находится в нас самих.

Ваби-саби - эстетика и философия. История возникновения.

Ваби-саби — это гигантский маркетинговый проект, который побуждает нас еще раз взглянуть на то, что мы обычно игнорируем или относимся с пренебрежением. Наши вкусы не постоянны, и если кто-то талантливо и с артистической грацией побуждает нас смотреть более сочувственно на какой-то мох, слегка шаткую чашку чая или, действительно, мудрое, морщинистое лицо друга или родственника, то мы сможем найти очарование и красоту и здесь.

Ваби-саби - эстетика и философия. История возникновения.

Наши представления о красоте и интересах относительны и открыты для изменений и улучшений. Имея ввиду идеалы ваби-саби, мы можем научиться находить большее удовлетворение в скромных моментах: в прогулке по извилистой тропинке, в пасмурном осеннем дне в небезупречном доме, лице или душе.

Ваби-саби - эстетика и философия. История возникновения.

В чём суть ваби-саби — японского мировоззрения, которое учит ценить несовершенства

Журналист BBC Лили Кроссли-Бакстер рассказала о собственном опыте знакомства с эстетикой «скромной простоты» и поисках красоты в изъянах.

Лили Кроссли-Бакстер

Журналист, пишет о культуре и путешествиях.

Я неохотно убираю руки от медленно вращающейся на гончарном круге миски и наблюдаю, как её неровные бока постепенно останавливаются. Вот бы ещё чуть-чуть их подправить. Я в древнем городе керамики Хаги в префектуре Ямагути. Хотя я доверяю мастеру, который убедил меня оставить миску как есть, не могу сказать, что понимаю его мотивы. Он с улыбкой произносит: «В ней есть ваби-саби». И отправляет мою миску на обжиг. А я сижу, размышляя над отсутствием симметрии, и пытаюсь понять, что же такое он имел в виду.

Как оказалось, непонимание этой фразы — вполне обычное явление. Ваби-саби — ключевая идея японской эстетики, древних идеалов, которые до сих пор регулируют нормы вкуса и красоты в этой стране. Это выражение не только невозможно перевести на другие языки — оно и в японской культуре считается не поддающимся определению. Его часто произносят в случае глубокого восхищения и почти всегда добавляют muri (невозможно), когда просишь объяснить подробнее. Короче говоря, выражение «ваби-саби» описывает необычный взгляд на мир.

Выражение зародилось в даосизме во времена существования Китайской империи Сун (960–1279), потом попало в дзен-буддизм и вначале воспринималось как сдержанная форма восхищения. Сегодня оно отражает более расслабленное принятие недолговечности, природы и меланхолии, одобрение несовершенства и незавершённости во всём — от архитектуры до керамики и флористики.

В чём суть ваби-саби:

Ваби примерно означает «элегантная красота непритязательной простоты», а саби — «течение времени и наступающий вследствие этого распад». Вместе они обозначают чувство, уникальное для Японии и занимающее центральное место в культуре этой страны. Но такое описание очень поверхностно, оно мало приближает нас к пониманию. Буддистские монахи вообще полагают, что слова — его враг.

Как считает профессор Танехиша Отабе (Tanehisa Otabe) из Токийского университета, начинать знакомство с ваби-саби хорошо с изучения древнего искусства ваби-ча — вида чайной церемонии, возникшего в XV–XVI веках. Основавшие его чайные мастера отдавали предпочтение японской керамике, а не популярной в то время идеально выполненной китайской. Это был вызов тогдашним нормам прекрасного. На их чайных приборах не было привычных символов красоты (яркие цвета и затейливая роспись), и гостям предлагалось рассматривать неброские цвета и текстуры. Эти мастера выбирали несовершенные, грубоватые предметы, потому что «ваби-саби предполагает что-то незаконченное или неполное, оставляя простор для воображения».

Взаимодействие с чем-то, что считается ваби-саби, даёт:

  • осознание естественных сил, участвующих в создании предмета;
  • принятие природной силы;
  • отказ от дуализма — убеждения, что мы отделены от окружающей нас среды.

Вместе эти впечатления помогают смотрящему увидеть себя частью природного мира и почувствовать, что он не отделён от него, а находится во власти естественного течения времени.

Щербинки и неровности воспринимаются не как ошибки, а как проявление созидательной силы природы – точно так же, как мох, растущий на неровной стене, или согнувшееся на ветру дерево.

«Принципы ваби-саби открыли нам глаза на повседневность и создали необычный, эстетический, подход к восприятию обыденного», — говорит профессор Отобе, особо подчёркивая важность принятия в японской культуре. В ней общество регулярно вынуждено бороться с катаклизмами. Вместо того чтобы провозглашать природу лишь опасной разрушительной силой, ваби-саби помогает представить её как источник красоты, которую стоит ценить даже в мельчайших проявлениях. Она становится местом, где рождаются цвета, формы, узоры и вдохновение, силой, с которой можно не только бороться, но и сотрудничать.

Главный же ключ к пониманию ваби-саби — неизбежность смертности, заключённая в природе. Сами по себе окружающие нас формы просто красивы. Но осознание их быстротечности, подчёркивающее нашу собственную недолговечность, делает их значительнее.

Это напомнило мне историю одной японской коллеги о её детской поездке в Киото. Тогда она наскоро прошла по территории вокруг деревянного храма Гинкаку-дзи, торопясь посмотреть более знаменитый позолоченный Кинкаку-дзи, возвышающийся над озером. Он был ярким и эффектным и впечатлял гораздо больше, чем его простой и традиционный собрат.

В чём суть ваби-саби: Храм Кинкаку-дзи, Киото

Она снова побывала там через несколько десятилетий. Хотя золотой храм по‑прежнему бросается в глаза, она заметила, что кроме быстрого удовольствия от созерцания золота в нём больше ничего нет. А вот в Гинкаку-дзи она нашла новое очарование: старое дерево имеет множество оттенков и текстур, а сады камней подчёркивают разнообразие природных форм. Она не могла оценить этого в детстве, но с возрастом стала воспринимать разрушительное действие времени как источник красоты — гораздо более значительный, чем блеск золота.

Я была заинтригована этим и решила связаться с керамистом Кадзунори Хамана (Kazunori Hamana), в чьих работах часто находят элементы ваби-саби. Он тоже подчеркнул важность старения.

«Когда ты молод, у тебя другие чувства — всё новое кажется хорошим, ты начинаешь видеть развитие истории, — объясняет он. — Когда ты вырастаешь, то видишь множество историй, в своей семье и в природе: всё растёт и умирает, а ты лучше понимаешь эти концепции, чем в детстве».

Такое отношение к отметкам времени — основная черта работ Хаманы, которые он выставляет в заброшенных сельских домах. Он объясняет, что дверные косяки, почерневшие за годы от каминного дыма, и начавшие осыпаться глинобитные стены — история дома. Они создают подходящий фон для его работ и помогают избежать холодной раздвоенности обезличенного пространства белых галерей.

Хамана применяет в своей работе важную для ваби-саби концепцию о взаимотворчестве человека и природы. «Сначала я немного обдумываю дизайн, но глина — природный материал, она меняется. Я не хочу бороться с природой, поэтому следую форме глины, принимаю её», — рассказывает он.

Иногда природа становится ещё и фоном, на котором он выставляет свои изделия. Например, он оставил несколько работ в заросшем бамбуковом лесу на территории вокруг своего дома. За годы они заросли кустарником, и на них появились неповторимые узоры от перепадов температур, сколов и окружающих растений. Но это только дополняет красоту каждого объекта, а трещины расширяют его историю.

С ваби-саби также часто связывают искусство кинцуги — метод реставрации разбитой керамики с помощью лака и золотого порошка. Этот подход подчёркивает, а не скрывает трещины, делая их частью предмета.

Когда дочь Хаманы случайно разбила некоторую его керамику, он на несколько лет оставил осколки на улице, чтобы природа придала им цвет и форму. Когда местный специалист по кинцуги склеил их, разница цветов была настолько тонкой и неравномерной, что её ни за что бы не удалось воссоздать намеренно.

Принятие природных эффектов и отражение семейной истории создают неповторимую ценность предмета, который во многих культурах сочли бы бесполезным и выбросили.

Стремление к безупречности, так распространённое на Западе, задаёт недостижимые стандарты, которые только вводят в заблуждение. В даосизме идеал приравнивается к смерти, потому что он не предполагает дальнейшего роста. Стремясь создавать безупречные вещи, а затем пытаясь сохранить их в таком состоянии, мы отрицаем саму их цель. А в результате теряем радость перемен и развития.

На первый взгляд эта концепция кажется абстрактной, но восхищение недолговечной красотой лежит в основе самых простых японских удовольствий. Например, в ханами — ежегодной церемонии любования цветами. Во время цветения сакуры устраивают вечеринки и пикники, катаются на лодках и участвуют в фестивалях, хотя лепестки этого дерева быстро начинают опадать. Узоры, которые они образуют на земле, считаются такими же красивыми, как и соцветия на деревьях.

Такое принятие мимолётной красоты вдохновляет. Хотя оно и окрашено меланхолией, но учит наслаждаться каждым приходящим моментом, ничего не ожидая.

Вмятины и царапины, которые есть у всех нас, напоминают о приобретённом опыте, и стереть их — значит игнорировать жизненные сложности. Когда через несколько месяцев мне пришла миска, сделанная мной в Хаги, её неровные края больше не казались мне недостатком. Вместо этого я увидела в них желанное напоминание о том, что жизнь неидеальна и не нужно пытаться её такой сделать.

Читайте также 🎎🇯🇵🧐

Ваби Саби — осознанный выбор личности

Если миру необходимо быстрое движение, истоки его на западе, если миру нужна мудрость — глаза устремляются на восток.

Ритмы больших городов все больше и больше превращают нашу жизнь в гонку. И единственным укромным местом, где суета отступает, остается дом. Где восполняется энергия для новых побед, рождаются мечты и уходят тревоги. Просто необходимо создать атмосферу, которая будет способствовать расслаблению и зарождению силы.

Во всем мире трендом стал японский стиль Ваби Саби, он как и Хьюгге завязан на еле уловимых ощущениях. Но если Хьюгге это о умиротворяющей безопасности и тепле, то Ваби Саби это о свободе и зарождении внутренней энергии.

Изначально это понятие пришло в мир от монахов, который искали мудрость в аскетизме. Они искали красоту, мир и покой, при минимуме вещей, чтобы не отвлекаться от поиска главного смысла и учиться находить красоту и смысл в окружающем мире, не улучшая и не совершенствуя его искусственно или излишне. «Ничто не вечно, ничто не закончено, ничто не совершенно» — вот три столпа японской философии.

Чтобы понять основу, необходимо обратиться к истории. В Японии существует легенда, как молодой человек Сен-но-Рикю пришел на обучение к старцу. Тот прежде, чем принять юношу, решил испытать его, и дал задание убрать сад. Рикю убирал сорняки, старые листья, косил траву, раскладывал камни, приведя все в совершенство. Но прежде чем звать старца и показывать работу, тряхнул дерево вишни, чтобы несколько цветов упали на землю.

Именно, так можно объяснить «красоту в несовершенстве», дословный перевод Ваби Саби. Хрупкость, недолговечность, изъян, минимализм, простота – вот какие слова станут хэштегом к этому понятию.

Мне в интерьерах, сделанных в этом стиле удивительно легко дышать, голова не подпускает ни одной негативной мысли, сосредотачиваясь на дне сегодняшнем или завтрашнем, в таком интерьере я спокойна, нет места суете или беспокойству. Начинаешь замечать мелкие детали, которые обычно теряются: рельеф дерева, переплетение волокон льна, причудливый узор на вазе, созданный природой. Это все дает понятие собственной цельности и внутреннего ликования, как в те моменты, когда случайно останавливаясь, замечаешь: «Какой закат!»

Интерьеры Ваби Саби не требуют большого пространства, наоборот. Именно в Японии самые маленькие в мире квартиры из-за нехватки территорий в стране. Площадь квартир измеряется татами(90*180см) – 1,62 кв.м.. Студенты в основном имеют в распоряжении квартиру около 3 татами, то есть меньше 6 кв.м.! Работающие люди перебираются в квартиры из расчета 6 татами на человека. То есть семья из 3 человек будет жить на площади 29 м2 . При таких данных оказывается, что несчастные хрущевки выигрывают 2 м2 ,а там еще и балкон!!!!!

Это традиционно для Японии, исторически из-за небольшой территории, колоссальной сейсмической активности жилища были маневренными и маленькими, чтобы их было легко восстановить. Именно по тем же причинам зародилась их склонность к минимализму.

В основе дизайна японцев лежит цветовая гамма: выбираются спокойные тона белый, бежевый, серый, коричневый, зеленый. Светлые тона придают легкость и пространство, зеленый и коричневый символизируют единение с природой, которое транслируется во всех интерьерах.

Отдается предпочтение неяркому, рассеянному освещению. Окна, выходящие на солнечную сторону, будут декорированы тканью, пропускающую приглушенный свет.

Материалы всегда натуральные, причем будут выбраны те, которые легкодоступны в конкретном регионе. Если неподалеку сосновый лес и гранитные камни, то именно они будут будут использованы, несмотря на цвет венге и замысловатый рисунок мрамора. Именно эта черта и определяет стиль и суть. Искать красоту вокруг себя, создавать идиллию самым доступным способом.

Отсутствие декоративных элементов и орнаментов, в привычном для нас понятии, компенсируется вниманием к фактуре.

Интерьер подчеркивает течение времени, поэтому очень кстати окажется видавший виды табурет или старая статуэтка.

Видимые дефекты на предметах: потертости, трещины, сколы — еще одно напоминание о том, что ничто не вечно. Из за этого вещи не выкидывают — их реставрируют и сохраняют.

Для реставрации посуды используется уникальная техника: кинцуги. Дословно переводится, как «залить золотом». Восстанавливают с помощью специального клея, приготовленного на основе urushi — густого и вязкого сока лакового дерева, смешанного с порошковым серебром или золотом.

Философия этого исскуства в том, что жизнь недолговечна, но достойна быть сохраненной и не заслуживает забвения.

Для японцев чрезвычайно важно единение с природой. Каждый мечтает иметь небольшой участок земли, чтобы создать на нем свой сад.

Именно поэтому в доме появляется искусство бонсаи и изображения цветущей сакуры, хвойных ветвей и стеблей бамбука. Также часто используют настоящие ветки деревьев, цветущие или высушенные.

Текстиль выбирается с ярко выраженной фактурой, натуральный, колоритный. Для спальни подойдет ласковый сатин,натуральный хлопок или лен. В такой кровати очень приятно просыпаться.

В холодное время года очень уютно впишется шерстяное полотно.

Современный мир не терпит недостатков, ожидает от нас с Вами постоянного стремления вверх. Ваби саби признает жизнь такой, какая она есть, демонстрируя прекрасное в изъянах, уникальность в несовершенстве и истинную красоту в мимолетности. Напоминает о том, что окружающий нас мир прекрасен без фильтров, стоит только остановиться и увидеть это. Это дарит умиротворение и спокойствие, чувство единения с тем, что вокруг.

Ваби саби удалось выйти за пределы каталогов об интерьерах: вновь обретя силу если не учения, то стиля жизни. И для того, чтобы понять подходит ли мне это не обязательно переделать свой дом в мгновение ока! Есть несколько упражнений, которые помогут почувствовать настроение....

Выявлять скрытую красоту.

Обратите внимание на несовершенства, как пылинки танцуют в луче света, на узор морщин пожилого человека, на красоту сухих листьев или поникшего цветка. Все это обладает едва уловимой красотой, которая достойна внимания.

Различать оттенки эмоций и наслаждаться ими.

Переберите дорогие сердцу вещи. Спросите, почему они дороги, какие эмоции вызывают? Поразмыслив, прислушавшись к себе обнаруживается, что спектр ощущений гораздо больше,чем мы привыкли определять. Поняв это, вы станете чувствовать себя увереннее и сможете различить в ваших эмоциях целый спектр разнообразных оттенков, которые помогут делать осознанный выбор.

Выбирать то, что делает нас счастливее.

Ваби саби это не принужденный минимализм, а осознанный выбор, основанный на индивидуальных потребностях. Убрать из дома все лишнее, не означает лишить себя, а означает сделать выбор в пользу вещей, которые радуют. А если сделать то же самое в жизни? Стоит всего лишь создать список дел и занятий, которые радуют, и разобраться, достаточно ли времени выделяется на это? А если нет, может что то убрать?

Быть идеальным — это недостижимый миф, быть реальным, признавать себя — это радость. Философия японцев предлагает не маскировать изъяны в погоне за несуществующим совершенством, а выделить красоту и глубину того, чем мы обладаем. Отказаться от лишнего в пользу лучшего. Не гнаться за объемом, а сосредоточиться на качестве, осознавая, что именно оно приносит удовлетворение.

Читать книгу Wabi Sabi. Японские секреты истинного счастья в неидеальном мире Бет Кемптон : онлайн чтение

Ваш дом, ваше пространство

Пространство, в котором мы живем, влияет на наш образ жизни и отношение к повседневности. Если хотим жить иначе, то смена среды и деталей жилого пространства может сыграть важную роль в этой перемене. Наши дома могут быть святилищами гармонии, хранилищами любви и смеха, одиночества и покоя. Они могут быть утешающими, вдохновляющими и комфортными. Это места, где пишутся наши истории.

Красота «душевной простоты» в том, что она помогает превращать любое жилище, вне зависимости от размера и бюджета, в уютное место, где приятно находиться. Какое облегчение для тех, кто с тоской изучает журналы по дизайну и часами сидит в Pinterest и Instagram, но по-прежнему терзается тяжким ощущением, что его дом никогда не будет выглядеть так. Ваби-саби напоминает, что он и не должен так выглядеть. Дома для жизни, а жизнь никогда не бывает идеально аккуратной. Но есть и хорошие новости. Хаос реальной жизни, если его чуть-чуть подредактировать, может многое открыть. У большинства уже есть уютные, симпатичные дома. Уделите им немного времени и внимания, и они могут стать святилищем, отражающим ваши истинные ценности. Попробуйте вдохновиться традиционной чайной комнатой – воплощением ваби-саби. И сможете создать чистое, простое, незахламленное пространство. Нужно решить, что сохранять, а от чего избавляться, что показывать, а что скрывать, чем пользоваться повседневно, а чем лишь в особые моменты.


ДОМ ВАБИ-САБИ: В НЕМ ЖИВУТ, ЕГО ЛЮБЯТ, ОН НИКОГДА НЕ БУДЕТ ИДЕАЛЬНЫМ, И ЭТО НИКОГО НЕ БЕСПОКОИТ.

Вам не нужно выжидать идеальное время – когда появятся деньги на ремонт, когда дети уедут из дома, когда будет время разобраться в каждом ящике и шкафу. Можно начать прямо сейчас. Правил не существует. Есть только идеи и вопросы, которые нужно обдумать, и действовать по собственному усмотрению.

Эмоциональная связь

Надо признать: дома многих захламлены, хотя почти никому это не нравится. Мы многое покупаем, хотя нам это не нужно. Мы твердим себе, что должны привести все в порядок, но вместо этого просто включаем телевизор. Я много лет работаю с людьми, которые пытаются кардинально изменить свою жизнь, и поняла, что избавление дома от хлама – это важнейшая часть пути. Когда люди начинают избавляться от ненужного, они замечают, что вместе с хламом их покидают негативные мысли, ощущение собственной неэффективности, суета, привязанность к прошлому и желание жить чужой жизнью, не связанной с их личностью и истинными ценностями. Так к человеку приходит дух ваби-саби.

ДУШЕВНАЯ ПРОСТОТА ВЕДЕТ К УМИРОТВОРЕННОСТИ.

С пониманием, что вы идеально неидеальны, исчезнет потребность в материальных вещах, которые ранее поднимали самооценку. В целом можно сказать, что душевная простота дома – это вы и тот опыт, который вы хотите создать для себя, своей семьи и друзей. Сделайте дом местом, которое будете любить и которое будет дарить вам истинное вдохновение. Он должен быть вашим миром, вашим выбором. Забудьте о суждениях и сосредоточьтесь на том, что можно сделать с тем, что у вас есть.

Дом ваби-саби – это спокойное место, куда с радостью приходят гости и где гармонично течет семейная жизнь. Место для драгоценных вещей, которые несут любовь и будят воспоминания. Но не место для новых вещей, купленных просто так, под влиянием импульса. В нем нет ни правильного, ни неправильного. В нем нет претензий – он идеально неидеален.

В этой главе я дам несколько советов по избавлению от лишнего и душевному упрощению вашего пространства в духе ваби-саби. Но для начала давайте поговорим о японской красоте, которая лежит в основе всего.

Творим красоту

Если вы прижметесь носом к стеклу и заглянете в окно старой художественной студии, то сможете увидеть, как Макико Хастингс крутит гончарный круг, сидя на деревянном стуле, покрытом частицами глины и призрачными отпечатками пальцев ремесленника за работой. Вы увидите, как ее плечи поднимаются и опускаются в плавном ритме, а пальцы придают глине форму. На полках за спиной девушки расположились ряды сохнущих изделий, каждое из которых сделано с любовью и отражает ее внутреннее чувство красоты.

Я познакомилась с работами Макико семь лет назад – покупала набор подставок под палочки для еды в виде птичек. Она создала их, чтобы собрать средства для жертв сильнейшего землетрясения в Японии в 2011 году. Всего было сделано больше тысячи керамических птичек, чтобы поддержать жителей города Минамисанрикю, который на 70 % разрушило волнами цунами после землетрясения. Макико и самой жилось нелегко, но она преодолела все трудности и тяготы, сохранив глубокую любовь к своей семье и своему творчеству.

Каждое изделие девушка делает тщательно и с любовью. Она продает их через Интернет23
  Познакомиться с Макико и ее работами можно в Интернете: www.makikohastings.com.

[Закрыть] и в розницу. Когда я спросила об эстетических предпочтениях, Макико объяснила, как простота в одном позволяет перейти к детальности в другом. В качестве примера она привела набор столовых тарелок, которые ей недавно заказал шеф-повар местного ресторана, – необычно плоские тарелки, покрытые великолепной кобальтовой глазурью. Ни одна не была похожа на другую, и это позволяло каждому гостю по-своему воспринимать поданное блюдо.

Макико продумала не только форму, украшение и цвет. Свои тарелки она воспринимает не как блюдо для еды, а как хранилище воспоминаний. Она искренне считает, что гости ресторана дополнят красоту каждой тем, что будут пользоваться и любоваться ими. В этом кроется самое важное: японская красота раскрывается не только визуально, но и тактильно.

Разберемся в японской красоте

Единого подхода к определению японской эстетики не существует, поэтому я отобрала самые популярные идеи, чтобы сделать их удобными и пригодными для вашей жизни. В целом можно сказать, что японская красота – это вкус (визуальный), за которым скрывается аромат (опыт).

Представьте на мгновение то, что мы привыкли ассоциировать с японской красотой: поразительная элегантность майко24
  Слово «майко» (в переводе «танцующее дитя») обозначает ученицу гейко (гейш из Киото называют «гейко»). Гейши – это женщины, обученные традиционным японским искусствам: пению, танцам и музыке. В глазах иностранцев они давно стали символом Японии. Майко часто носят яркие кимоно с длинными рукавами. Широкий пояс оби обычно завязан на спине, и концы его спускаются до пола.

[Закрыть] в роскошном зеленоватом шелковом кимоно, затянутом изысканно расшитым малиновым оби,25
  Оби – это пояс для кимоно.

[Закрыть] тщательность костюма делового жителя Токио, одиночество цветка камелии в глазурованной вазе хагияки26
  Хагияки (萩焼), или «керамика Хаги», – это японская керамика из города Хаки в префектуре Ямагучи.

[Закрыть] пепельного цвета или простота традиционной комнаты, застеленной татами. Как же все это – столь разное по стилю, цвету, фактуре, рисунку и сложности – может являться частями единой эстетической философии?

Красота на поверхности

Если нам нужно составить спектр основных типов японского вкуса, то схема будет выглядеть так:



Хадэ (派手). Нечто яркое, показное, свободное. Яркое кимоно, блестки на ногтях, цветные персонажи манга. Цвета могут быть любыми – от классических до неоновых.

Ики (粋). Шикарное, стильное, светское, изысканное. Ощущение стиля без усилий (хотя для этого требуются немалые усилия): деловые костюмы и элегантная офисная одежда, уверенное использование цвета.

Сибуи (渋い). Иногда это понятие переводят как нечто суровое, приглушенное, тонкое или сдержанное, хотя «для японцев это более сложное слово, подразумевающее спокойствие, глубину, простоту и чистоту».27
  Yanagi, The Unknown Craftsman, p.148.

[Закрыть] В последнее время словом «сибуи» стали называть нечто близкое к элегантному, тщательно продуманному стилю. Если говорить о цветах, то здесь преобладают темные, глубокие и богатые цвета в сочетании с нейтральными и слегка приглушенными акцентами – например, палитра гортензии.28
  Изначально слово «сибуи» означало «вяжущий» – вкус недозрелой хурмы. С годами термин приобрел важное эстетическое значение. В 1960 году в журнале House Beautiful этот термин провозгласили вершиной японской красоты (см.: Gordon (ed.) House Beautiful, August 1960, USA edition).

[Закрыть]

Дзими (地味). В буквальном смысле это «земной вкус» – трезвый, консервативный, ненавязчивый. Нейтральные, бежевые, пыльно-серые тона. Если присутствует рисунок или узор, то он будет сдержанным, не контрастным.

В каждом вкусе есть место элегантности, но на поверхности они кажутся совершенно разными. Их можно использовать и для описания отношения.

К чему подходит ваби-саби?

Какое-то время этот термин на Западе использовался в качестве прилагательного для описания определенной эстетики. Обычно его связывали с сельским пейзажем, несовершенствами и потертостью, экологичными материалами и фактурами. С этим понятием ассоциировались приглушенные и природные цвета – зелень, синева, нейтральные, серые, ржавые. Мне нравятся предметы, обладающие этими качествами. Меня к ним тянет, и я украшаю ими свой дом. Но это не ваби-саби в истинном смысле слова, о котором мы говорим.

Полагаю, такой сдвиг смысла произошел довольно давно, когда любознательные иностранцы, заинтригованные странным понятием, попытались понять его смысл. Представляю, как добрые японцы, которых они расспрашивали, не могли подобрать слов для описания. И в ответ просто указывали на предметы – простые чаши, комнаты для чайной церемонии или пожелтевшие осенние листья. Все эти предметы связывались с ощущением, хотя не являлись этим ощущением по факту. В результате мы оказались в любопытном состоянии: многие из нас, неяпонцев, знакомы с понятием, но называем им нечто, характеризующееся несовершенством и следами времени. Нам по-прежнему недоступен истинный, глубинный смысл ваби-саби.

Чтобы не путаться, я придумала термин «вабисабильный», которым описываю особый визуальный вкус (поверхностно). А вот термин «ваби-саби» – это философское понятие, ощущение сущности красоты (глубоко).

Вот несколько определений, которые чаще всего связывают с «вабисабильными» предметами:

• АСИММЕТРИЧНЫЙ

• АТМОСФЕРНЫЙ

• НЕСОВЕРШЕННАЯ КРАСОТА

• СКРОМНЫЙ

• НЕИДЕАЛЬНЫЙ

• НЕПРАВИЛЬНЫЙ

• С ОТМЕТИНАМИ ВРЕМЕНИ

• СДЕРЖАННЫЙ

• ЕСТЕСТВЕННЫЙ

• НОСТАЛЬГИЧНЫЙ

• ЭКОЛОГИЧНЫЙ

• НЕОБРАБОТАННЫЙ

• ГРУБЫЙ

• СЕЛЬСКИЙ

• БЕЗМЯТЕЖНЫЙ

• ПРОСТОЙ

• ДУШЕВНЫЙ

• ТОНКИЙ

• ФАКТУРНЫЙ

• ЭЛЕГАНТНЫЙ

Если перенести эту «вабисабильность» на спектр вкуса, то, по-моему, ее нужно разместить где-то между сибуи и дзими (хотя где именно ее расположить, конечно же, личное дело каждого):


Каков ваш естественный стиль

Подумайте о том, в каком месте спектра располагается ваш личный вкус. Чтобы понять это, оглядите собственный дом, подумайте о тех местах, которые вас вдохновляют. Помните: визуальный интерес порождают фактуры, формы, масштабы и тени, а не только цвета.

• Если ваш вкус хадэ или ики, то вабисабильный стиль может добавить немного покоя и безмятежности, поможет воссоединиться с природой.

• Если ваш вкус сибуи, то вабисабильный стиль для вас совершенно естественен и, возможно, уже присутствует в жизни. Он поможет проявить характер и жизненную историю.

• Если ваш вкус дзими, то вабисабильный стиль добавит теплоты и глубины.

Красота, скрывающаяся под поверхностью

Японское чувство красоты не ограничивается одним лишь внешним «видом». Напротив, существуют особые слова для описания эмоциональных свойств внутренней красоты, связанных с ее восприятием. Слов таких очень много, и каждое отражает определенный аспект, но некоторые пересекаются друг с другом по смыслу. Чтобы было проще, перечислю здесь только самые важные.29
  К числу других важных эстетических принципов можно отнести мияби (изысканная элегантность) и суки (изысканность с налетом эксцентричности, своеобразия или неправильности).

[Закрыть]

Моно но аварэ (物の哀れ)

Обозначает тонкую чуткость и эмоциональный отклик на красоту, ограниченную во времени. Термин переводят по-разному: «пафос предметов», «сладкая и острая горечь вещей», даже «бренность вещей». Это красота в тленности. На первый взгляд может показаться, что определение сходно с идеей ваби-саби, но есть одно очень важное различие: моно но аварэ связано с красотой (и грядущим ее исчезновением), тогда как ваби-саби обращает внимание на то, что именно эта красота нам напоминает, о чем заставляет задуматься. Когда японцы описывают эти термины метафорами, то часто вспоминают ускользающую красоту нежных розовых цветков сакуры перед тем, как они облетят. Это моно но аварэ. А ваби-саби скорее свяжут с опавшим осенним листом.


Юген (幽玄)

Означает глубину мира в восприятии нашего воображения. Его можно сравнить с красотой благодати, тайны, осознания, что мы – лишь малая часть чего-то гораздо большего. Юген – один из важнейших принципов «Но» – традиционной японской драмы. Он родился из рафинированной культуры знати эпохи Хэйян.30
  Период Хэйян в японской истории (794—1185) был «временем полной ассимиляции китайской культуры и расцвета элегантной придворной культуры» (The KoЇdansha Bilingual Encyclopedia of Japan, p.100).

[Закрыть] Со временем термин стал означать изумленный восторг, рожденный поэтической природой красоты.

Ваби (侘)

Как мы говорили в первой главе, это чувство, порожденное осознанием красоты, обнаруженной в простоте, чувство спокойного удовлетворения, которое возникает, когда мы вырываемся из ловушек материалистического мира. Дух ваби глубоко связан с идеей того, что наши истинные потребности довольно просты и скромны. Нужно научиться быть благодарными за красоту, которая уже существует прямо там, где мы есть.

Саби (寂)

Об этом понятии тоже говорили в первой главе. Это глубокая и безмятежная красота, которая рождается с течением времени. Визуально это благородная патина, следы времени, некая блеклость, налет старения. Термин можно использовать для описания внешнего вида предметов. И все же это нечто более глубокое. Это особая красота – уважения и созерцания. Она напоминает о естественном цикле жизни, будит эмоциональный отклик – от задумчивости и меланхолии до печали и томления.

Эти эмоциональные элементы красоты имеют огромное значение для эстетического чувства японца. Чтобы оценить их, нужно остановиться, обратить внимание, настроиться и целиком раскрыться.

В 1958 году редактор журнала House Beautiful Элизабет Гордон писала о японской красоте. В то время она занималась исследовательским проектом, посвященным Японии, который продолжался пять лет.

«Во-первых, вам никогда не научиться видеть красоту, если вы сохраните привычный, проверенный временем настрой. Вы должны смотреть на все свежим взглядом. Нужно забыть о цене, возрасте, социальном контексте, престиже и т. п. Отбросьте все суждения других людей и реагируйте на предмет так, словно это объект природы, такой же, как деревья, закаты, облака и горы. Во-вторых, вам не научиться видеть красоту, если будете смотреть на предметы в изоляции друг от друга. Особенно на те, что неразрывно друг с другом связаны. Красота вещей возрастает или сжимается – в зависимости от того, в какой среде вы их воспринимаете».31
  «What is Beauty? Can you afford any of it?» by Elizabeth Gordon, in Gordon (ed.) House Beautiful, May 1958, USA edition.

[Закрыть]

Одна из величайших американских законодательниц вкуса своего времени была потрясена Японией. Она призывала читателей перестать оценивать то, что находится в их домах, по поверхностной ценности предметов, по тому, что подумают другие. Она призывала людей воспринимать эти вещи инстинктивно, на подсознательном уровне.

Внутренняя красота

Японскую красоту одним словом и логикой не опишешь. Ее нужно видеть глазами и сердцем, участвовать в ней, ощущать ее. Самый важный урок ваби-саби по включению красоты в нашу жизнь и личное пространство таков:

КРАСОТА В СЕРДЦЕ СМОТРЯЩЕГО.

Но если так, что это означает для нас в плане открытия нового образа видения?


А означает это умение искать красоту всеми чувствами. Готовность отказаться от постоянного стремления к большему, чтобы заметить то, что уже находится в нашем поле зрения. Желание притормозить настолько, чтобы начать видеть, и обратить внимание на то, что скрывается под поверхностью. Стремление окружать себя вещами, людьми и идеями, которые мы любим и ценим. Желание размышлять сейчас и потом о том, что жизнь – это цикл, она не вечна, а коротка и драгоценна.

Это означает готовность открыть свое сердце возможностям и удивлению. Научитесь искать дары простой жизни.

ДАЖЕ В КОМНАТЕ НА ТЫСЯЧУ ТАТАМИ ТЫ СПИШЬ ТОЛЬКО НА ОДНОМ. Японская пословица

Сделайте дом по-настоящему своим

Вокруг меня на полу лежит множество журналов по дизайну интерьеров и книг, которые я собирала в Японии много лет. Стараюсь выбрать именно то, что давно притягивает меня в японском дизайне и стиле. Мои глаза скользят по обложкам, руки перелистывают страницы, а сама я перенеслась в начало 2000-х годов, когда жила и работала в Токио в мире спорта и работа была очень напряженной. Но в свободное время – во время обедов и выходных – я проводила часы в уютных кафе за книгами по архитектуре, дизайну интерьеров, керамике, тканям и стилю. Редкие свободные дни – на выставках и в маленьких магазинах в районах Дзиюгаока, Дайканияма и Кагурадзака, радуясь не только изысканным предметам, но и тому, как они представлены и упакованы.

Раздумывая, что делать по завершении контракта, я решила поучиться на «координатора интерьеров». Мне хотелось помогать людям менять стиль их домов. В то время большой бум переживали магазины дзакка – если перевести буквально, получится что-то вроде «тысячи мелочей». Но это настоящие кладовые сокровищ. Там можно было найти вещи, которые отражали личный вкус и характер, которые создавали новые слои в истории дома. Многие предметы в таких магазинах были небольшими. Они отражали любовь японцев к деталям и практичности. Примерно в то же время у меня развилась настоящая одержимость японскими канцтоварами, любовь, которая сохранилась и по сей день. Я открыла для себя талант японцев по организации дома и креативному подходу к хранению вещей.

Моя крохотная квартирка в уютном жилом районе Усигомэ-Янагитё находилась вдали от небоскребов, и район более напоминал деревню, чем оживленный мегаполис. Входная дверь открывалась в генкан (прихожую), где нужно было снимать обувь, прежде чем проходить в квартиру-студию. Единственным изолированным помещением была маленькая ванная. Окно кухни выходило на небольшой пустырь, где буйно росла мята. До сих пор вспоминаю эту квартиру каждый раз, когда ощущаю прохладный, освежающий запах.

Я обставляла ее неспешно и тщательно, экономя деньги и учитывая особенности столь малого пространства. Каждый предмет был драгоценен, и с каждым связаны воспоминания. Стены задрапировала бумагой васи, купив ее в своем любимом бумажном магазине. Я отправилась туда ранней весной, когда начали опадать цветки сливы. Льняные салфетки, палочки для еды ручной работы, любимая посуда – все это подарки друзей. Я пользовалась этим каждый день, даже когда обедала в одиночестве – а так случалось чаще всего. Книги о цветах, керамике и «медленной жизни» лежали аккуратными стопками, а сверху красовались чайник или ваза. Я использовала их в качестве украшений, не разоряясь на дорогие вещи.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ УКРАШАТЬ, НУЖНО УПРОСТИТЬ И ОСВОБОДИТЬ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ИМЕЮЩЕГОСЯ ПРОСТРАНСТВА.

В те дни у нас был колоссальный выбор. Можно было покупать множество недорогих вещей. И мы покупали, потребляли, исчерпывали лимиты кредитных карт. Наша жизнь и шкафы стремительно заполнялись тем, что было совершенно не нужно. Недавно, когда моя семья увеличилась – появились две маленькие дочки, которые страшно любят розовый пластик и кукол, – меня вновь потянуло в Японию за идеями, которые помогут создать атмосферу покоя и безмятежности, не опустошая при этом банковский счет.

Темы, которые вас вдохновляют

Обдумывая сходство разбросанных у моих ног японских книг и журналов по дизайну интерьеров, я заметила нечто важное: простые, свободные пространства, фактура обстановки, тщательно подобранные предметы, не нарушающие общей гармонии, малые вещи в малом пространстве (никакой громоздкой мебели, к примеру), больше убрано, чем показано, присутствие природы (маленький садик у порога или цветы и камни в комнатах), ощущение времени года, игра света и тени, обилие нейтральных тонов, гибкость использования пространства, поразительное ощущение покоя.

И в каждом интерьере почти всегда присутствовала деталь, вызывающая чувство изумления и интереса. Одинокий цветок в крохотной вазе. Частично скрытый вид, намекающий, но не говорящий открыто. Это заставило задуматься о том, что всем было бы полезно не выставлять сокровища напоказ, не загромождать каждый свободный сантиметр пространства, не выкладывать историю своей жизни при первой встрече и не спешить заполнять все паузы в разговоре.

Эти элементы я собрала в пять тем, которые предлагаю вам исследовать в собственной жизни: простота, пространство, гибкость, природа и детали.32
  Более формальный анализ японской эстетики можно найти в статье 1998 года «Японская эстетика» известного ученого Дональда Кина (Japanese aesthetics, in Japanese Aesthetics and Culture: A Reader (ed. Nancy G. Hume), by Donald Keene). Опираясь на труды поэта и эссеиста Ёсиды Кэнко «Цурэдзурэгуса» («Записки от скуки»), Кин выделил четыре ключевые темы японского эстетического вкуса в его временном развитии: намек, неправильность, простота и мимолетность. Эти элементы я включила в темы для душевного упрощения вашего дома, но добавила современный дизайн, что делает их пригодными для любого дома в любой точке земного шара. Кроме этого, в книге «Дзен и изящные искусства» 1982 года философ Син’ичи Хисамацу, суммируя собственные наблюдения, выделяет семь характеристик эстетики дзен, а именно: асимметрия, простота, суровая возвышенность или возвышенная сухость, естественность, тонкая глубина или глубокая скрытность, свобода от привязанностей, безмятежность. Эти понятия переводятся на японский язык по-разному, но чаще всего так: фукинсэй (不均整), кансо (簡素), сибуми (渋味), сидзен (自然), юген (幽玄), дацудзоку (脱俗) и сейдзяку (静寂) соответственно.

[Закрыть]


ПРОСТОТА

Я много лет восхищалась одним японским брендом, Fog Linen Work.33
  См. сайт foglinenwork.com.

[Закрыть] Более двадцати лет назад его создала дизайнер и предприниматель Юмико Секинэ. Ее магазин расположен на узкой улочке модного района Токио Симо-Китадзава. Это настоящий оазис спокойствия и безмятежности в бурной столице. Голые бетонные стены являют собой фактурный, но в то же время нейтральный фон для широких открытых полок, на которых в проволочных корзинках лежат льняные салфетки, небольшие стопки деревянных тарелок и открытые подносы с крохотными пуговицами. Льняная одежда и сумки пастельных тонов развешаны на длинной стойке. Мне больше всего нравятся замечательные фартуки, при одном виде которых хочется немедленно отправиться домой и приняться за готовку. Внутри магазина возникает ощущение пространства. Кажется, что время здесь останавливается.

Секинэ-сан много лет сотрудничала с западными рынками. Она импортировала текстиль и товары для дома из США. Но потом придумала «Туман» и теперь сотрудничает преимущественно с литовскими поставщиками, которые производят льняные вещи по ее дизайну, что делает их еще более доступными. Эти вещи везде выглядят уместно – и в квартире в Сан-Франциско, и в лондонском таунхаусе, и в маленьком японском жилище.

Я попросила Секинэ-сан рассказать о ее стиле.

«Мой стиль простой, минималистический, организованный. Европейский дистрибьютор говорит, что в том, как я располагаю наши товары, есть нечто совершенно японское. Я люблю спокойные, нейтральные цвета, но иногда использую акценты в одежде – это зависит от времени года. Моя цель – делать вещи спокойные, которые с легкостью войдут в жизнь и дома людей, неся с собой ощущение невыразимого покоя. Мне нравится жить в окружении натуральных материалов. Люблю лен, хлопок, дерево и немного металла. Никакого пластика. Это соответствует моему характеру и моей любви к простоте».

Каждый раз, когда я вхожу в магазин Секинэ-сан, сразу хочется сделать собственные полки более открытыми, просторными и выставить на них лишь то, что я по-настоящему люблю. Когда мы перестаем использовать полки для хранения и видим в них витрины для сокровищ, все кардинально меняется. Пространство не закрывается для нас, а, наоборот, открывается.

Вернувшись из Токио, я повесила льняной фартук на крючок так, чтобы его видеть, положила на подоконник несколько кулинарных книг, поставила пару винтажных бутылок и старые фотографии, застелила стол любимой скатертью и поставила в центр вазу с полевыми цветами. Это заняло всего несколько минут – и ничего мне не стоило. Но сразу же захотелось приняться за дело на своей красивой кухне и приготовить для семьи что-то вкусненькое.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ ХЛАМА

Хорошо известно, что избавление от хлама материального способствует избавлению от хлама ментального. Кроме того, этот процесс экономит время и деньги. Попробуйте воспользоваться следующими простыми советами.

1. Во-первых, изучите советы ведущего специалиста по организации жилого пространства Мари Кондо.34
  KondoЇ, The Life-Changing Magic of Tidying, p. 49.

[Закрыть] Составьте список основных категорий «хлама» в доме – например, книги или игрушки. А затем выберите какую-то категорию и соберите все, что к ней относится. Отберите только то, что вам нужно и что вы по-настоящему любите. От остального избавьтесь – продайте, сдайте в утиль, пожертвуйте. Если «хлам» разбросан по всему дому, сделать это нелегко. Но зато решения будут основаны на полной информации. Когда поймете, что у вас пять соломенных шляп, но в жаркие страны вы выезжаете лишь раз в год, будет легче избавиться от лишнего. А когда начнете возвращать оставшееся на места, старайтесь складывать все в одно место, чтобы было легко пользоваться.

2. Подумайте, что из техники можно заменить или вообще исключить: например, можно пользоваться музыкальными приложениями, а не покупать диски; фотографии можно хранить в цифровом виде, напечатав только несколько особо дорогих. Попробуйте читать с электронной книгой или брать книги в местной библиотеке, а дома оставьте только самые любимые.


3. Подумайте, что можно хранить в памяти, а не в шкафах. Например, если умер дальний родственник и вы получили целую коробку вещей, с ним связанных, выберите что-то одно на память, а от остального избавьтесь.

4. Соберите все бумаги и рассортируйте их на три стопки: а) для пользования; б) для хранения; в) в корзину. Выделите время, чтобы разобраться со всеми из первой стопки. Не отлынивайте. Бумаги из второй отсканируйте и храните в цифровом виде, а оригиналы пропустите через шредер (если, конечно, хранение таких документов не предписано законом – как, например, документы о праве собственности на дом). Все личные документы из третьей стопки пропустите через шредер, а остальное сдайте в макулатуру или пустите на переработку. Выберите место, где будете хранить все скапливающиеся бумаги, и каждую неделю проводите ту же процедуру: делите их на три стопки и обрабатывайте.

5. Один брошенный предмет одежды, непрочитанное письмо или забытая игрушка словно магнитом притягивают к себе другие. Разработайте простую систему для легкой уборки.

6. Привлеките к этой работе тех, кто живет с вами. Превратите это в игру.

7. Не забывайте избавляться от хлама в собственной сумочке или бумажнике. Этим пространством вы пользуетесь гораздо чаще, чем любыми другими.

ПРОСТРАНСТВО

Хотя обычный японец не живет в доме, спроектированном знаменитым архитектором, принципы архитектуры могут многому научить нас в отношении организации собственного пространства. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, я обратилась к доктору Теруаки Мацудзаки, одному из лучших историков архитектуры Японии. Он выделил основные характеристики:

• Ма (間, пространство)35
  Как считает архитектор Мэтью Клодел, понятие «ма» (間, «пространство») выходит за пределы западного представления о физическом пространстве как о естественном расстоянии между двумя или более предметами, существующими в целостности, естественной паузе или интервале между двумя или более явлениями, случающимися непрерывно, и пространством, определяемом шестами и ширмами в традиционной японской архитектуре. Claudel, Ma: Foundations for the Relationship of Space-Time in Japanese Architecture, p. 3.

[Закрыть]

• Природа и связь между внутренним и внешним

• Чувство красоты

• Понимание игры света и тени

• Тщательный выбор материалов (качество, источник, фактура, аромат)

• Концепция «чем меньше, тем лучше».

Вторя словам Макико о том, что пользователи ее керамики играют важную роль в красоте этих изделий, Мацудзаки-сенсей сказал, что секрет эстетического гения – умение оставлять что-то незаконченным, чтобы вовлечь зрителя. Изысканные каллиграфические свитки иногда оставляют недописанными, чтобы читатель мог закончить их в своем воображении. Великолепные произведения искусства что-то недосказывают, и зритель участвует в работе художника, напрягая любознательность. То же самое относится к архитектуре и интерьерам. Совершенство и завершенность – это не идеал, даже если в журнале все кажется идеальным. Мацудзаки-сенсей говорит: «Пространства создаются для того, чтобы в них жить и пользоваться ими. Если они не отвечают этой цели, то их нельзя считать удачными».

Что же из этого можно использовать при организации собственного дома? Можно создать пространство. Можно привнести в него природу. Можно решить, что кажется красивым, и включить это в него. Можно осознать не только свет, но и тени. Можно выбрать материалы, которые будут долго вам служить. И сделать выбор, который поможет жить с тем, что мы любим по-настоящему.

Стиль жизни вабисаби – основные принципы

В 2017 году в моду вошел новый стиль жизни – вабисаби. Это японское мировоззрение, позволяющее находить счастье в простых вещах. Причем вабисаби влияет на работу, быт и жизнь в целом. Многим «путь простоты» пришелся по вкусу, и сегодня данное искусство совмещения внешней и внутренней гармонии человека привлекает огромное число людей из разных стран.

В чем заключается стиль жизни вабисаби

Стиль жизни вабисаби, в принципе, характерен для японского мировоззрения. Истоки его находятся в философии дзен. В их основу положены не западные идеалы, которые во многом сформировались под воздействием древнегреческих понятий красоты, а типичная восточная философия о том, что ничего в этом мире не вечно и не совершенно.

Вспомним знаменитое – «Все суета и погоня за ветром».  Поэтому стиль вабисаби учит не суетиться, а находить радость в обычных вещах, не усложнять, а, наоборот, упрощать свою жизнь. По мнению японцев, иметь дома гораздо приятнее какие-то старинные вещи с их домашним очарованием и милыми сердцу воспоминаниями, чем новые дорогие, но «без эмоций», предметы.

Слово ваби саби состоит из двух частей:

Ваби. В основном переводе означает «непритязательная простота», но также под ним можно понимать «скромность», «бедность» и «одиночество».

Саби. Переводится как «умиротворение от старины», но другие значения слова трактуются как «безмятежность», «красота безмолвия» и даже «пресность».

Таким образом, стиль вабисаби означает скромное спокойствие, тихое счастье. Это не яркое буйство красок и постоянно меняющихся неординарных событий, а путь простоты и нахождение счастья в простых вещах.

К примеру, старинный семейный стол будет дарить своим хозяевам больше положительных эмоций, чем такой же, но только что привезенный из магазина. А неспешная прогулка по обычному зимнему лесу станет предметом большей релаксации, чем отдых на модном горнолыжном курорте.

Какие преимущества есть у «счастья в простых вещах»

Основную массу людей в XXI веке беспокоит проблема постоянного стресса и вечного забега по жизни. Они не успевают жить с удовольствием, а обычное человеческое счастье, состоящее из мелочей, у них все откладывается на потом. В результате они живут в постоянном стрессе и понимании, что ничего не успевают.

Не случайно, многие современные люди в последние годы «заболели» стилем жизни хюгге. Речь идет о скандинавском взгляде на жизнь, который учит находить маленькие радости в повседневных вещах. Следуя ему, мужчины и женщины стали учиться разглядывать снежинки и приходить в восторг от того, что среди них нет ни одного «повтора», а также находить счастье в других простых вещах.

Стиль жизни вабисаби похож на хюгге, но он побуждает людей обратиться к старинным вещам «с историей», по возможности отказаться от товаров массового производства, пусть даже дорогих и новых, от стереотипов, что нужно для «нормальной» жизни, и самое главное – упрощать свою жизнь, а не усложнять ее.

В тоже время стиль вабисаби, как и хюгге, побуждает людей перестать бежать в толпе все быстрее и быстрее, а остановиться и поискать умиротворение в тихом дождичке или, скажем, в треснувшей вазе. Или – если говорить об остальных аспектах жизни – пойти поесть не в ресторан, а нажарить себе картошечки, как в детстве, и получить от этого больше удовольствия, чем от «привычных» изысков.

Простота и гармония стиля жизни вабисаби настолько пришлись по душе обычным людям, что многие богатые знаменитости вовсю начали хвалить данное мировоззрение. К примеру, основатель Twitter Джек Дорси считает, что счастье в простых вещах помогло ему избавиться от лишней суеты и стать более довольным жизнью. Такого же мнения придерживается и голливудская актриса Джессика Альба.

Таким образом, японский стиль стал настоящей находкой мировоззрения для тех, кто устал от погони за совершенством, и желания не отстать от уровня жизни других людей. Используя указанную философию, они стали более спокойными, уравновешенными и, главное, действительно счастливыми.

Ведь, как известно, счастье не зависит от материального богатства. «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть». Конечно, деньги дают защиту, но сами по себе они не приносят счастья. Если вы в этом сомневаетесь, то почитайте биографии звезд – на самом ли деле они счастливые и в их жизни нет проблем?

В результате, поклонники стиля вабисаби среди главных его преимуществ выделяют:

  • переход на более спокойный образ жизни,
  • снижение уровня стресса,
  • улучшение физического и эмоционального здоровья,
  • экономию личных финансов.

Согласитесь, что в наше стремительное и нестабильное время такие достижения, получаемые только за счет изменения мировоззрения, очень ценятся. Тем более, что это доступно, как богатым людям, так и «среднему» классу.

Как применить стиль вабисаби в жизни

Стиль вабисаби при использовании в работе и в жизни только на первый взгляд может показаться сложным. В действительности, здесь нет строгих правил. К примеру, при создании интерьера в стилистике вабисаби главное выполнять следующие требования:

  • Избавьтесь от ненужных вещей в доме. При этом ненужными считаются все предметы, которыми вы год не пользовались. Они воруют ваше время и силы на уход за ними, а, на самом деле, такие предметы вам не нужны.
  • Не покупайте и не несите в дом ничего лишнего. Это, значит, не приобретать товары под воздействием эмоций или из-за того, что «такое» сейчас стоит у всех.
  • Не выставляйте на обзор множество вещей. Пусть это будет всего одна или две вещи, которые вам, действительно дороги.
  • Не старайтесь заполнять всю комнату вещами, а, наоборот, сделайте ставку на свободное пространство.
  • Приведите в порядок вещи, которые наполнены приятной вам «историей», подчеркните их колорит.
  • Сделайте акцент на предметы, изготовленные из натуральных материалов и близких к естественной природе той местности, в которой вы живете, и которая вам является родной.

В жизни философия вабисаби выражается в любви к простоте, ко всему натуральному и естественному. Речь идет о функциональности, а не о демонстративной роскоши. Например, используя в жизни и работе стиль вабисаби, Джессика Альба основала фирму, осуществляющую производство натуральной косметики для ухода за детской кожей.

А Роберт де Ниро, тоже влюбленный в принципы японской философии, при отделке 630-метрового отеля «Гринвич», одним из владельцев которого он является, использовал материалы, естественные для территории, где расположено строение, — камень и дерево. В результате здание стало более спокойным по эстетике и казалось более милым и домашним.

Еще одной важной стороной стиля жизни вабисаби является то, что такой «путь простоты» не требует больших вложений. Его может внедрить в свою жизнь практически каждый человек. К примеру, следуя такому мировоззрению, для покрытия пола в квартире можно выбрать не роскошный и дорогой орех, а простую сосну, растущую в России повсеместно, а ее естественный рисунок воспринимать не как асимметрию, а как гармоничную природную красоту.

Также любимый вязаный свитер можно привести в порядок с помощью стильных заплаток, а трещинки в плитке в ванной комнате заполнить красивым лаком. В результате вещи сохранятся, не придется покупать что-то новое, а их родное тепло будет еще долго согревать ваше сердце.

Спецпроект Хюгге

Научитесь радоваться тому, что у вас есть, упрощайте свою жизнь, и тогда суета и беспокойства уйдут от вас, и вы, на самом деле, станете гораздо спокойнее и счастливее.

Может быть интересно

Ваби-саби — что за зверь такой?

Эту публикация про философию личного пространства.

Ва́би-са́би (в переводе с японского «скромная простота»; ваби «непритязательная простота» + саби «налёт старины; умиротворение одиночества»). «Ваби» ассоциируется со скромностью, одиночеством, не яркостью, однако внутренней силой; «саби» — с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.

Удивительная японская философия основанная на познании трех простых реалий:

ничто не вечно,

ничто не закончено,

и ничто не совершенно.

Говорят, «Ваби-саби — новое слово в мире дизайна», которое учит ценить красоту в ее мимолетности и неподдельности: мятые простыни, старый стол, покрытый царапинами, или потемневшая ложка с зазубринами, по мнению японцев, имеют гораздо большую ценность, чем новые, пусть даже более дорогие вещи — так как именно несовершенства делают каждую вещь уникальной.

Философия и эстетика ваби-саби понятна и близка не только японцам — отказ от демонстративной роскоши, не-тираж, а функциональность и простота становятся все популярнее в Европе и США

Ваби-саби — что за зверь такой?, фото № 1

Ваби-саби — что за зверь такой?, фото № 2

Ваби — это равнодушие к богатству, осознание того, что за деньги нельзя купить все.

Ваби — это однозначно позитивное отношение к жизни, не подверженное воздействию трудностей и страхов. Оно помогает увидеть за желаниями то, что действительно необходимо для жизни.

Ваби-саби — что за зверь такой?, фото № 3

Ваби-саби — что за зверь такой?, фото № 4

Ваби-Саби присутствует в жизни, в питании натуральными продуктами, экологичности, гармонии. Оно в ценности неспешной беседы, в гармоничности уютного жилища, в скромности поведения.

Ваби-саби — что за зверь такой?, фото № 5

Ваби-саби позволяет человеку освободиться от зависимости накопительства и чрезмерных материальных благ.

Ваби-саби — что за зверь такой?, фото № 6

Ваби-саби — это умение радоваться простым вещам в жизни, умение получать удовольствие от будничных событий, прожитых в полной мере.

Ваби-саби — что за зверь такой?, фото № 7

По мнению британского интерьерного журнала House Magazine, философия ваби-саби позволяет ценить то, что есть, не стараясь постоянно улучшать себя и свой дом, и является «отличным противоядием для общества, построенного на одноразовых товарах и товарах, похожих друг на друга». Ваби-саби для тех, кто ценит аутентичность и небезупречность: глиняный горшок для цветка, сделанный своими руками, чайная чашка, покрытая сеточкой трещин, собственноручно связанный шарф или зачитанная книга — все это, по мнению поклонников японской философии, отражает ход времени, помогает увидеть истинную красоту вещей и влюбиться в них.

Ваби-саби — что за зверь такой?, фото № 8

Ваби-саби — что за зверь такой?, фото № 9

Ваби-саби — что за зверь такой?, фото № 10

Ваби-саби — что за зверь такой?, фото № 11

Ваби-саби — что за зверь такой?, фото № 12

Ободрать старые выцветшие обои в цветочек, заново увидеть цветок в старинном глиняном горшке, далеком от совершенства, рассмотреть повнимательнее бабушкин поднос и наслаждаться его неровностям и шероховатостям, освободить квартиру от кучи ненужных и действительно никому не нужных вещей, добиться минимализма в своем личном пространстве, в гардеробе — дело непростое, но оно того стоит.

Проверено на собственном опыте, поверьте мне.

Японский стиль ваби-саби: красота несовершенства, случайности и времени

Словосочетание ваби-саби является определением японского стиля, но этот стиль, по своей сути, выходит за рамки только японской культуры и может быть знаком и близок любому человеку. Я хочу поделиться своим ощущением этого стиля, не вдаваясь в его историю, уходящую корнями в буддийские традиции, чтобы вы смогли тоже почувствовать его.

Японский стиль ваби-саби: красота несовершенства, случайности и времени, фото № 1

Японский стиль ваби-саби: красота несовершенства, случайности и времени, фото № 2

Японский стиль ваби-саби: красота несовершенства, случайности и времени, фото № 3

Если у вас в детстве была любимая игрушка, которая не отличалась яркой красотой, не была новой и возможно у нее не было какой-то части, но она была ценней, чем новые вещи из магазина, то это ваби-саби. Большой глиняный горшок, с отколотым краем, который живет в доме уже несколько поколений и хранит в себе историю в царапинах и сколах, это ваби-саби. Это потертая и залатанная одежда старца монаха, в сравнении с новым автомобилем церковного чиновника. Это необработанный алмаз в сравнение с блеском стеклянной люстры и истлевающая осенняя листва в сравнении с вечно яркими пластмассовыми цветами.

Японский стиль ваби-саби: красота несовершенства, случайности и времени, фото № 4

Японский стиль ваби-саби: красота несовершенства, случайности и времени, фото № 5

Это красота несовершенства, случайности и времени. В то же время Ваби Саби нельзя назвать прохудившуюся крышу дома, так как это разрушает функциональность предмета, но крыша, заросшая мхом, с потемневшей черепицей — это ваби-саби.

Ваби-саби никогда не сможет быть создано промышленным способом, где любое проявление человеческого и природного несовершенства просто станет браком. И напротив, как пример, производство традиционной японской керамики, которая обжигается дровами в специальной печи — Анагаме. Результат такого обжига всегда уникален, так как расплавленная зола по разному покрывает изделия, создавая разнообразную цветную глазурь, да и сами изделия могут немного оплавиться. Но это не является браком, а наоборот, делает керамику более ценной, ведь при таком обжиге невозможно добиться двух однотипных вещей.

Так же в предметах, созданных в стиле ваби-саби подчеркнуто видно, что это сделано руками, но не потому что мастеру было лень заглаживать неровности, а обусловлено стремлением к природной уникальности. Случайности и небольшие несовершенства делают предметы аутентичными и более человечными, противопоставляя их однотипным промышленным тиражам.

Японский стиль ваби-саби: красота несовершенства, случайности и времени, фото № 6

Японский стиль ваби-саби: красота несовершенства, случайности и времени, фото № 7

Японский стиль ваби-саби: красота несовершенства, случайности и времени, фото № 8