Производство фарфора в россии презентация – «Производство фарфоровых и керамических изделий. Производство керамической плитки Выполнила студентка 4 курса 7 группы Млынчик Алина Владимировна.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Презентация на тему:«Фарфор. Фарфоровая посуда»

Слайд 1

Презентация на тему: «Фарфор. Фарфоровая посуда» Презентация оформлена Дарьей Геращенковой и Варварой Асмановой- ученицами 5 А класса ГБОУ Школы №212 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга. Руководитель: Романова Е.А.

Слайд 2

Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) — самая благородная керамика. Фарфоровая посуда — это белая прочная посуда, характеризующаяся удивительной лёгкостью и прозрачностью. Отличить посуду из фарфора от изделий из других видов керамики можно по чёткому продолжительному звону, который она издаёт при легком ударе металлическим предметом. Фарфор: разновидности и история

Слайд 3

В основном фарфор производится из каолина, глины, кварца и полевого шпата методом спекания. Фарфор подразделяют в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге. Разновидности фарфора

Слайд 4

Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда). Фарфоровые изделия весьма разнообразны по своему химическому составу, по свойствам и назначению. Вот несколько наиболее известных типов фарфора и их характерные особенности: Разновидности фарфора

Слайд 5

Фарфор бисквитный – матовый, без глазури. Фарфор костяной – мягкий фарфор, непременной составной частью которого является зола костей крупного рогатого скота, состоящая главным образом из фосфата кальция. Фарфор фриттованный – хорошо просвечиваемый мягкий фарфор, производимый во Франции с 1738 г. Особое место в классификации фарфора занимает китайский фарфор . Разновидности фарфора

Слайд 6

История: Русский фарфор Русский фарфор — собирательное название изделий из фарфора (также, нередко, фаянса и майолики ), производимых на территории России со второй половины XVIII века и по настоящий момент. В 1744 было основано в Санкт-Петербурге. В настоящее время «Императорский фарфоровый завод» (Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) выпускает около 4000 наименований изделий

Слайд 7

Посуда из фарфора Из фарфора изготавливают широчайший ассортимент посуды : тарелки, блюдца, соусники, салатники, масленки, вазы и вазочки, чашки, кружки и многое другое. Серви́з — набор чайной, столовой, кофейной посуды. Подаются на стол на определенное количество персон, обычно от 6 до 16. Сервизы появились в начале XIV века, когда ремесленники в Китае открыли костяной фарфор, из которого впоследствии изготавливались первые сервизы. В зависимости от назначения использования подразделяются на Столовые сервизы Чайные сервизы Кофейные сервизы

Слайд 8

Столовые сервизы Твердый фарфор Состав комплекта: Тарелка глубокая 220 мм: 6 шт. Тарелка плоская 240 мм: 6 шт. Тарелка плоская 200 мм: 6 шт. Салатник большой: 1 шт. Салатник малый 140 мм: 2 шт. Блюдо овальное: 1 шт. Блюдо овальное: 1 шт. Блюдо круглое: 1 шт. Автор формы: Лепорская А.А. Автор росписи: Яцкевич А.А. Производитель: Императорский фарфоровый завод, Россия Самый известный и узнаваемый рисунок, простой и элегантный, «визитная карточка» Императорского фарфорового завода – «Кобальтовая сетка», созданный советским художником А.А. Яцкевич в 1944 году. Сервиз с этим декором получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

Слайд 9

Кофейные сервизы Твердый фарфор Состав комплекта: — Кофейник 1200 мл: 1 шт. — Сахарница 450 мл: 1 шт. — Чашка 140 мл: 6 шт. — Блюдце 117 мм: 6 шт. — Тарелка десертная: 6 шт Автор формы: Яковлева С.Е. Автор росписи: Яцкевич А.А. Производитель: Императорский фарфоровый завод, Россия

Слайд 10

Бокал в подарочной коробке «Три богатыря. Алеша Попович» Фарфоровая посуда для детей «ИФЗ»

Слайд 11

Графины Твердый фарфор Ширина: 149 мм Длина: 218 мм Высота: 195 мм Объем: 800 мл Автор формы: Криммер Э.М. Автор росписи: Воробьевский А.В. Производитель: Императорский фарфоровый завод, Россия

Слайд 12

Вазы Ваза для фруктов «Кобальтовая сетка» Форма: Молодежная Твердый фарфор Диаметр: 203 мм Высота: 135 мм Автор формы: Лепорская А.А. Автор росписи: Яцкевич А.А. Производитель: Императорский фарфоровый завод, Россия Масленка «Замоскворечье» Автор росписи: Шуляк Г.Д.

Слайд 13

Блюдо Блюдо круглое «Русский модерн» Форма: Европейская Твердый фарфор Диаметр: 320 мм Автор росписи: Белова-Вебер О.Г. Производитель: Императорский фарфоровый завод, Россия

Слайд 14

Чашка с блюдцем Чашка с блюдцем чайная «Фантастические бабочки» Форма: Наташа Костяной фарфор Диаметр блюдца: 148 мм Высота чашки: 74 мм Объем: 220 мл Автор формы: Троицкий Ю.Ф. Автор росписи: Воробьевский А.В. Производитель: Императорский фарфоровый завод, Россия

Слайд 15

Декоративные тарелки Декоративная тарелка «Ваза с васильками и маками» Форма: Эллипс большая Твердый фарфор Автор росписи: Винсент Ван Гог Производитель: Россия

Слайд 16

Коллекционная фарфоровая посуда Сервиз дербского фарфора из 85 предметов. Изготовлен для 8-го герцога Гамильтона в 1780-е гг.

Слайд 17

Коллекционная фарфоровая посуда Государственный эрмитаж. Кабинетский сервиз. Изготовление в период 1793-1803 гг Парадный сервиз Екатерины II

Слайд 18

Сервский фарфор (Франция) Коллекционная фарфоровая посуда

Слайд 19

Коллекционная фарфоровая посуда Сервский фарфор (Франция)

Слайд 20

Эксклюзивная фарфоровая посуда Изготавливается по индивидуальному дизайну из дорогих сортов фарфора с последующей ручной росписью золотой и серебрянной глазурью.

Презентация к уроку по технологии (4 класс) на тему: Императорский фарфоровый завод

Слайд 1

Презентация к уроку «Технология» Императорский фарфоровый завод ГБОУ гимназия 526 Учитель Трошина Наталья Викторовна Санкт – Петербург, 2018

Слайд 2

Экскурсия на Императорский фарфоровый завод

Слайд 3

История создания завода В начале 18 века фарфор считался в Европе редким и желанным предметом роскоши. И многие правители мечтали заполучить секрет фарфорового производства. Петр I тоже интересовался фарфором, посещал европейские заводы, с целью узнать секрет его изготовления, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового производства в России. Однако ему это не удалось.

Слайд 4

Завод был основан дочерью Петра Первого императрицей Елизаветой Петровной , в 1744 году. А открыл секрет изготовления фарфора и разработал технологию его производства русский ученый Дмитрий Виноградов. Надо сказать, что в то время секрет фарфора был известен только китайским ремесленникам.

Слайд 5

Сначала завод назывался « Порцелиновая мануфактура».

Слайд 6

Порцелин в переводе с английского – фарфор , произошло от итальянского слова порчелино , что переводится как «поросенок» и «ракушка». Во времена разгадывания секретного рецепта фарфора, итальянцы думали, что именно эти морские раковины, добавленные в керамическую массу, придают фарфору его неповторимые свойства.

Слайд 7

Процесс производства Процесс изготовления фарфоровых изделий весьма сложен. Чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80 технологических операций.

Слайд 8

Фарфоровая масса изготавливается из смесей каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и включает до 40 различных добавок. Подготовленную смесь заливают в специальные гипсовые формы, пустые внутри. В них внешний слой заготовки твердеет. Ненужный раствор сливают, а заготовку вытаскивают, обжигают в печи при температуре 1400 градусов , затем покрывают глазурью и расписывают.

Слайд 9

Первым фарфоровым изделием мастера Виноградова стала чашечка, украшенная виноградной лозой и буквой W.

Слайд 10

Сейчас «Императорский фарфоровый завод » выпускает около 4000 различных изделий – чайные, кофейные и столовые сервизы, скульптуры , декоративные блюда, банкетные сервизы для президента и подарки главам зарубежных государств, призы для крупнейших соревнований и фестивалей и многое другое.

Слайд 11

Самый знаменитый узор Императорского фарфорового завода — «кобальтовая сетка ». Был создан ленинградской художницей после войны, а позже, на всемирной выставке завоевал весь мир.

Слайд 12

В музее Императорского фарфорового завода собрана великолепная коллекция, которая хранит в себе 260 лет истории первого фарфорового завода в России.

ФАРФОР — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

Презентация к уроку по химии по теме: Презентация по теме «Фарфор»

«Холодный фарфор»
«
Холодный фарфор» — особая
смесь из кукурузного крахмала,
клея ПВА,
масла и глицерина, которая используется для художественной лепки.
Придумали
«холодный фарфор» в Аргентине в начале прошлого века.

16.01.2013
Алферова М.В.

Изделия из «холодного фарфора»
16.01.2013
Алферова М.В.
16.01.2013
Алферова М.В.

Фарфор
  — вид 
керамики,
непроницаемый для 
воды
 и 
газа.
В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук.
Керамика
 
 
— изделия из неорганических материалов (например, 
глины)
и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением
.

Керамика – это глина, прошедшая
 
обжиг.

16.01.2013
Алферова М.В.
Изделия из фарфора
16.01.2013
Алферова М.В.
16.01.2013
Алферова М.В.
16.01.2013
Алферова М.В.
Фарфор
16.01.2013
Алферова М.В.
Мастерская по изготовлению холодного фарфора 8 «А»
16.01.2013
Алферова М.В.
СОСТАВ ФАРФОРА
Al
2
O
3
*
2SiO
2
*2H
2
O
К[
AlSi
3
O
8

]
SiO
2
Al
2
O
3
*
SiO
2
*
H
2
O
16.01.2013
Алферова М.В.
Фарфор в России
Алферова М.В.
Отец русского фарфора –
Д.И. Виноградов
(сподвижник Ломоносова).
Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод.
Дмитрий Иванович Виноградов
(1720 – 1758).
Императорский фарфоровый завод
Проспект
Обуховской
Обороны, 151
Успехов в творчестве!
16.01.2013
Алферова М.В.
16.01.2013
Алферова М.В.
Мастерская по изготовлению холодного фарфора 8 «А»
Мастер-класс по лепке розы
Главный мастер –
Носуля
Ксения
16.01.2013
Алферова М.В.
Из истории фарфора
Фарфор впервые был получен в 
620 г.

в Китае
.
В
1708 г.
был получен
европейский фарфор
.
Алферова М.В.
Эренфрид
Вальтер фон
Чирнгауз

(1670 -1732)
Иоганн Фридрих
Бёттгер

(1700-1719)
В 1710 году  Лейпциге была представлена посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.
Способ приготовления
16.01.2013
Алферова М.В.
Изделия из «холодного фарфора»
16.01.2013
Алферова М.В.

«Фарфор. Фарфоровая посуда» Презентация оформлена 104й — презентация на Slide-Share.ru

Презентация на тему: «Фарфор. Фарфоровая посуда» Презентация оформлена 104й группой Эдвардом Фроловым и Резниченко Эдемом Тронько Алексей

Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) — самая благородная керамика. Фарфоровая посуда — это белая прочная посуда, характеризующаяся удивительной лёгкостью и прозрачностью. Отличить посуду из фарфора от изделий из других видов керамики можно по чёткому продолжительному звону, который она издаёт при легком ударе металлическим предметом. Фарфор: разновидности и история

В основном фарфор производится из каолина, глины, кварца и полевого шпата методом спекания. Фарфор подразделяют в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге. Разновидности фарфора

Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда). Фарфоровые изделия весьма разнообразны по своему химическому составу, по свойствам и назначению. Вот несколько наиболее известных типов фарфора и их характерные особенности: Разновидности фарфора

Фарфор бисквитный – матовый, без глазури. Фарфор костяной – мягкий фарфор, непременной составной частью которого является зола костей крупного рогатого скота, состоящая главным образом из фосфата кальция. Фарфор фриттованный – хорошо просвечиваемый мягкий фарфор, производимый во Франции с 1738 г. Особое место в классификации фарфора занимает китайский фарфор. Разновидности фарфора

История: Русский фарфор Русский фарфор  — собирательное название изделий из фарфора (также, нередко, фаянса и майолики ), производимых на территории России со второй половины XVIII века и по настоящий момент. В 1744 было основано в Санкт-Петербурге. В настоящее время «Императорский фарфоровый завод» (Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ) выпускает около 4000 наименований изделий

Посуда из фарфора Из фарфора изготавливают широчайший ассортимент посуды : тарелки, блюдца, соусники, салатники, масленки, вазы и вазочки, чашки, кружки и многое другое. Серви́з  — набор чайной, столовой, кофейной посуды. Подаются на стол на определенное количество персон, обычно от 6 до 16. Сервизы появились в начале XIV века, когда ремесленники в Китае открыли костяной фарфор, из которого впоследствии изготавливались первые сервизы. В зависимости от назначения использования подразделяются на Столовые сервизы Чайные сервизы Кофейные сервизы

Столовые сервизы Твердый фарфор Состав комплекта: Тарелка глубокая 220 мм: 6 шт. Тарелка плоская 240 мм: 6 шт. Тарелка плоская 200 мм: 6 шт. Салатник большой: 1 шт. Салатник малый 140 мм: 2 шт. Блюдо овальное: 1 шт. Блюдо овальное: 1 шт. Блюдо круглое: 1 шт. Автор формы: Лепорская А.А. Автор росписи: Яцкевич А.А. Производитель: Императорский фарфоровый завод, Россия Самый известный и узнаваемый рисунок, простой и элегантный, «визитная карточка» Императорского фарфорового завода – «Кобальтовая сетка», созданный советским художником А.А. Яцкевич в 1944 году. Сервиз с этим декором получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

Кофейные сервизы Твердый фарфор Состав комплекта: — Кофейник 1200 мл: 1 шт. — Сахарница 450 мл: 1 шт. — Чашка 140 мл: 6 шт. — Блюдце 117 мм: 6 шт. — Тарелка десертная: 6 шт Автор формы: Яковлева С.Е. Автор росписи: Яцкевич А.А. Производитель: Императорский фарфоровый завод, Россия

Бокал в подарочной коробке «Три богатыря. Алеша Попович» Фарфоровая посуда для детей «ИФЗ»

Графины Твердый фарфор Ширина: 149 мм Длина: 218 мм Высота: 195 мм Объем: 800 мл Автор формы: Криммер Э.М. Автор росписи: Воробьевский А.В. Производитель: Императорский фарфоровый завод, Россия

Вазы Ваза для фруктов «Кобальтовая сетка» Форма: Молодежная Твердый фарфор Диаметр: 203 мм Высота: 135 мм Автор формы: Лепорская А.А. Автор росписи: Яцкевич А.А. Производитель: Императорский фарфоровый завод, Россия Масленка «Замоскворечье» Автор росписи: Шуляк Г.Д.

Блюдо Блюдо круглое «Русский модерн» Форма: Европейская Твердый фарфор Диаметр: 320 мм Автор росписи: Белова-Вебер О.Г. Производитель: Императорский фарфоровый завод, Россия

Чашка с блюдцем Чашка с блюдцем чайная «Фантастические бабочки» Форма: Наташа Костяной фарфор Диаметр блюдца: 148 мм Высота чашки: 74 мм Объем: 220 мл Автор формы: Троицкий Ю.Ф. Автор росписи: Воробьевский А.В. Производитель: Императорский фарфоровый завод, Россия

Декоративные тарелки Декоративная тарелка «Ваза с васильками и маками» Форма: Эллипс большая Твердый фарфор Автор росписи: Винсент Ван Гог Производитель: Россия

Коллекционная фарфоровая посуда Сервиз дербского фарфора из 85 предметов. Изготовлен для 8-го герцога Гамильтона в 1780-е гг.

Коллекционная фарфоровая посуда Государственный эрмитаж. Кабинетский сервиз. Изготовление в период 1793-1803 гг Парадный сервиз Екатерины II

Сервский фарфор (Франция) Коллекционная фарфоровая посуда

Коллекционная фарфоровая посуда Сервский фарфор (Франция)

Эксклюзивная фарфоровая посуда Изготавливается по индивидуальному дизайну из дорогих сортов фарфора с последующей ручной росписью золотой и серебрянной глазурью.

История появления фарфора в России: vitalidrobishev — LiveJournal

Что такое фарфор и какова история его возникновения? Почему европейцам пришлось заново его изобретать и как появились знаменитые фарфоровые статуэтки? А также как «белое золото» попало в Россию.

Фарфор ещё несколько столетий назад был настолько редким и дорогим материалом, что по праву назывался «белым золотом». Изготовленная из него посуда, украшения, статуэтки, бюсты, пепельницы и другие милые вещицы считались символом богатства и высокого статуса. И всё из-за того, что в Китае секрет получения фарфора много веков держался в строжайшем секрете от иностранцев. Зато когда он попал в руки европейских мастеров в 18-ом веке, они подарили миру изысканные фарфоровые статуэтки.
А в России этот материал появился благодаря Д. И. Виноградову – талантливому химику, которого постигла трагическая судьба.

В 1744 году по высочайшему повелению императрицы Елизаветы Петровны было подписано соглашение об устройстве мануфактуры по производству фарфора. Эта дата считается отправной точкой в истории его изготовления в России. Фарфор, купить который ранее можно было только за границей, наконец-то стал изготавливаться в России. Хотя первое знакомство россиян с фарфором произошло еще в XV веке, благодаря тверскому купцу Афанасию Никитину, его производство стало возможным лишь спустя три столетия.

Технология изготовления «белого золота» тщательно скрывалась его создателями —китайцами, поэтому долгое время разгадать тайну его производства не удавалось никому. Петр I всеми силами пытался раскрыть «большой фарфоровый секрет». С этой целью он даже посылал своего агента Юрия Кологривого на уже обладавшую секретом изготовления фарфора Мейсенскую фабрику, проводил эксперименты над специально купленной в Китае аптечной посудой и сервизом, наконец, выписал из-за границы порцелиновых дел мастера (порцелином тогда называли фарфор, купить который можно было только за большие деньги). Но, несмотря на все эти хитрости и уловки, технология фарфоровой керамики еще долгое время оставалась тайной за семью печатями.

«Белое золото»

Слово «фарфор» пришло к нам из турецкого языка, и означает оно особый вид керамики. Сегодня мы называем так изделия из этого восхитительного материала. Они легки и хрупки настолько, что в тонких местах просвечивают на яркий свет. А при лёгком ударе по ним, слышится высокий мелодичный звон, очень приятный для слуха.

Чтобы получить фарфор, нужно, грубо говоря, смешать растёртые в порошок кварц, полевой шпат, мелкозернистую и белую глины в особых пропорциях, а затем подвергнуть изделие из этой смеси обжигу высокой температурой. Фарфор бывает двух видов: мягкий и твёрдый. Мягким мастера называют керамику, с которой на стадии лепки трудно работать, так как она очень пластичная и легко может потерять форму. Из неё изготовляют статуэтки и прочие милые вещички. Твердым фарфором называют керамику более плотной консистенции, которая достаточно хорошо держит форму при лепке. Из него трудно изготовить мелкие детали, но зато этот фарфор обладает фантастической белизной.

Все изделия из фарфора (кроме бисквитных – фигурок и скульптур «под мрамор») покрывают глазурью. Это особое покрытие, придающее им изумительный стекловидный блеск. Оно наносится для защиты от условий внешней среды, а также в эстетических целях.

За редкими исключениями фарфоровые изделия всегда расписывают. Для этого используют краски на скипидарном масле. Существует надглазурный и подглазурный способ росписи, какой из них лучше – трудно сказать, но первый метод отличается богатым разнообразием используемых цветов. Особым великолепием отличаются краски с добавлением серебра, золота и даже платины. Вы только вообразите себе стоимость вещей, расписанных ими!

Как появился восхитительный фарфор

В истории не сохранилось имени мастера или мастеров, впервые получивших фарфор. Зато достоверно известно, что он возник в Китае в 7-ом века нашей эры. А некоторые учёные высказывают версию, что он появился пятью столетиями ранее этой даты. Как бы то ни было, китайцы с древних времён умели получать фарфор, который сейчас относится к типу мягкого, и делать из него художественные изделия, украшения и посуду. Она и прославила фарфор далеко за пределами Китая: сначала в арабских странах, а затем и в Европе.

Фарфор был неотъемлемой частью китайской культуры, поэтому секрет его получения хранился в тайне. Мастера, раскрывшего тайну, карали смертью. Эта мера пресечения была столь эффективна, что европейцы так и не узнали секрета. Они столетиями пытались самостоятельно получить фарфор, но у них ничего не выходило. И лишь в 1708 году немецкий изобретатель Э. В. Чирнгауз экспериментальным путём получил яшмовый фарфор твёрдого типа. В последующие несколько лет его состав и способ получения совершенствовался, что, в конце концов, позволило Европе производить качественный белый фарфор.

Фарфоровые статуэтки

Фарфоровые изделия до 18-го столетия завозили из Китая. Знатные леди и джентльмены с большой охотой покупали посуду и элементы декора, но самым желанным приобретением были статуэтки. Благодаря своей красоте, элегантности и, конечно же, дороговизне, они считались предметами роскоши и богатства, ими украшали виллы аристократов и дворцы королей.

Поначалу европейские мастера, осваивая новый для себя материал, копировали китайский стиль и сюжеты. Однако приблизительно с середины 18-го века они начали отдаляться от восточных традиций, и вскоре на рынках фарфоровых изделий появились статуэтки в стиле рококо: пастушки, танцовщицы, кавалеры и музыканты. Они покорили аристократию своей утончённостью, чего не хватало строгим китайским фигуркам.

114287368_106738289_large_posuda2.jpg

В ту эпоху были весьма популярны коллекционные фигурки производства немецкой «Мейсенской фарфоровой мануфактуры». Они были настолько милыми и трогательными, что окончательно вытеснили китайский стиль. Фабрика «Каподимонте» в Италии прославилась своими портретными бюстами из бисквита. А «Севрская фарфоровая мануфактура» во Франции получила широкую известность благодаря своим античным статуэткам и любовным сюжетам.

Фарфор в России

Россия не отставала от Европы в производстве «белого золота». Напротив, открывшаяся в 1744 году в Петербурге «Невская Порцелиновая мануфактура» (позже Императорский фарфоровый завод), была одним из первых в Европе предприятий по изготовлению керамических и фарфоровых изделий. Правда, начало её работы было бесславным: приглашённый из Швеции «специалист» Х. К. Гункер не смог должным образом организовать производство и за 4 года работы изготовил всего 6-7 чашек из керамики (не фарфора)!

После такого провала на должность руководителя мануфактурой был назначен ученик Гункера Дмитрий Иванович Виноградов – талантливый химик, который проходил обучение в Марбургском университете в Германии вместе с Михаилом Васильевичем Ломоносовым. После длительных экспериментальных поисков в 1748-ом году ему удалось получить настоящий фарфор. С этого началось производство отечественной посуды из «белого золота», а через два года табакерок и других элементов декора. Они помечались клеймом Виноградова – латинской буквой W.

114287368_106738289_large_posuda2.jpg

Казалось бы, отец русского фарфора должен был утопать в роскоши, похвалах и наградах. Но так сложилась его судьба, что при жизни Виноградов не получил ни одной благодарности за то величайшее дело, которое он сделал для своей родины. Напротив, фарфорового мастера подвергали всяческим мукам, заставляли жить и работать в нечеловеческих условиях.

Опасаясь, что Виноградов может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода. Дошло до того, что в 1754 году надсмотрщик за Виноградовым Черкасов приказал неотлучно держать мастера у работающей печи. Черкасов не понимал, что в развивающемся производстве фарфора неизбежны трудности, неудачи. Его интересовало только увеличение производства, поэтому за любой неуспех Виноградова лишали жалованья и били плетьми.

Не имея права отправиться в родной Суздаль, не видя свою семью, страдая от одиночества и перенося издевательства, русский гений сильно ослаб, заболел физически и психически. В один из дней он написал в рабочем дневнике о том, что рано стал стариком. Позже Виноградова посадили на цепь, как собаку. В результате такой тяжелой жизни в 38 лет создатель русского фарфора скончался, а его кладбище затерялось еще в 18 веке.

114287368_106738289_large_posuda2.jpg

 И хотя он оставил после себя налаженное производство фарфора и научный труд о керамике, жизнь его была лишена счастья.
Некоторые историки правда утверждают, что Виноградов  якобы сильно завидовал головокружительным успехам своего товарища Михаила Ломоносова, и от этого часто злоупотреблял алкоголем. Длительные запои и вынудили барона Ивана Черкасова (управляющего Порцелиновой мануфактурой) держать  учёного взаперти и под караулом, на цепи, чтобы он завершил свой научный труд «Обстоятельное описание чистого порцелина». Точную история тех событий сейчас установить увы не возможно.

Труды Д. И. Виноградова принесли большую пользу российской фарфоровой промышленности: разработанные им технологии и рецепты ещё долгое время использовались на других заводах и фабриках, открытых вскоре после «Невской порцелиновой мануфактуры» в столице, Москве, Киеве.

Наилучшим временем для развития фарфора в России стал период правления Николая I.Именно в этот период его производством начинают активно заниматься керамисты Гжели.

114287368_106738289_large_posuda2.jpg

Знаменитое «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», более известное как «кузнецовский завод», не было исключением. Занимавшаяся прежде фаянсом и полуфаянсом, семья Кузнецовых начинает изготавливать и фарфор (сервиз из кузнецовского фарфора и по сей день может украсить любую коллекцию произведений прикладного искусства). Фарфор, фаянс и стекло отечественного производства ценились все больше. Производители из Германии, Англии и Франции были потеснены на рынке. У потребителей появился выбор: приобрести мейсенский фарфор, купить английский костяной фарфор, сервиз кузнецовского фарфора или что-либо еще.

Наибольшего развития фарфоровое производство в России получило в 19-ом веке: тогда было открыто несколько новых предприятий, работавших по новейшим технологиям того времени. В начале 20-го столетия все они были национализированы, и некоторые из них существуют до сих пор.

Источники:
Фарфор: история «белого золота»
История российского фарфора
Трагедия отца русского фарфора Д.И. Виноградова

«Русский фарфор» — история развития фарфора в России

Историки считают, что в России мода на фарфор была введена Петром I, который, посетив в 1712 году королевскую резиденцию Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и был восхищён увиденным. По его указанию была создана Китайская комната Монплезира и закуплен иностранный фарфор. Вскоре мода на фарфор распространилась среди русских придворных. Начались массовые закупки фарфора за рубежом. (20).

Фарфор в то время был доступен только богатой аристократии. Но несмотря на это, спрос на фарфор был велик. В Россию ввозился, в основном, немецкий фарфор производства мейсенской фабрики. Продукция закупалась в больших количествах, но иногда заказывались и уникальные сервизы, и отдельные изделия. В честь бракосочетания великого князя Петра Федоровича с принцессой Ангальт-Цербской в 1745 году король Август III прислал в дар императрице Елизавете роскошный фарфоровый сервиз в декоре «Holzschnittblumen». Сохранились около 100 предметов мейсенского сервиза графа Орлова-Чесменского. Русский посол в Париже Барятинский постоянно приобретал на Севрской мануфактуре фарфор для Екатерины II. Фридрих II прислал в дар Екатерине II парадный десертный сервиз Берлинской фарфоровой мануфактуры.
В России фарфор вместе с фаянсом и керамикой называли цениной, от слов чиницин — «Китай». Предполагается, что происхождение слова фарфор происходит от персидского «фагфур» — китайский император.

Попытки организовать собственное производство фарфора в России начинаются при Петре I. Из Европы он приглашает Петера Эггербрехта – голландского мастера, владельца фаянсовой фабрики в Дрездене, знающего секрет изготовления фарфора. Эггебрехт пробыл в России недолго и не дал ничего полезного.

Таким образом, для нахождения состава фарфора и способов его изготовления к середине XVIII в. в России был один путь — самостоятельная исследовательская работа.

Разрешить этот вопрос в России удалось двум русским людям — Дмитрию Ивановичу Виноградову и Михаилу Васильевичу Ломоносову. Д.И. Виноградов — химик, организатор первого в России фарфорового производства. Родился в Суздале. В 1732 г. закончил суздальскую цифирную школу, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в которой познакомился с М.В. Ломоносовым, в 1735 г. в числе 12 лучших учеников направлен для продолжения образования в Санкт- Петербургском университете при Петербургской Академии наук. В 1736 г. вместе с М.В. Ломоносовым и Г.У. Рейзером командирован Академией Наук в Германию для изучения металлургии. В1739–1743 гг. учился во Фрейбургской горной академии. Изучал горное дело, химию, минералогию, металлургию, механику, строительное искусство, пробирное дело. Составил «Каталог различных руд» с образцами. В 1744 г. Д.И. Виноградов вернулся в Петербург был назначен заниматься организацией «порцелиновой манифактуры» на берегах Невы. (21). А М.В. Ломоносов по собственной инициативе поставил перед собой задачу — разработать состав фарфоровой массы из отечественных сырьевых материалов.

Д.И. Виноградов принимал живейшее и непосредственное участие в организации фарфорового дела в России с первых же дней его возникновения. Ученый понимал, что для успешного завершения начатого дела необходима упорная творческая работа, опирающаяся на экспериментах. Д.И. Виноградов писал, что первым делом надо тщательно подготовить сырьевые материалы. Кварц сначала отчистить от посторонних примесей, в особенности от металлических включений, затем прокалить и обжечь на сильном огне в глиняных горшках и снова отчистить от примесей. Масса должна быть измолота очень тонко, так, чтобы при растирании ее между зубами не чувствовались песчаные частицы.

После расшифровки первый рецепт русского фарфора, разработанный Д.И. Виноградовым, может быть записан так:

Возьми:

  • Кварца прокаленного 768 частей
  • Глины подготовленной 384 части (песчанки)
  • Алебастра отсеянного 72 части

Многочисленные опыты по опробованию различных составов фарфоровых масс позволили Д.И. Виноградову подобрать массу, обладающую наилучшими пластическими свойствами при формировании изделий и дающую белый прозрачный фарфоровый черепок. Перед ученым встает вопрос – как сохранить состав массы и звонкие фарфоровые образцы и одновременно снизить усадку изделий при сушке? Поэтому Д.И. Виноградов вводить еще один компонент — обожжённою глину.

В начале 1747 г. Виноградов уже получил фарфор удовлетворительного качества; 30 января того же года он писал про состав одной из своих масс: «лучшая, если материалы хорошо подготовлены». (28)

Эта масса Виноградова, обозначенная № 24, состояла из 12 ф. глины обожженной, 6 ф. глины необожженной, 6 ф. кварца и 1 ф. алебастра. В 1748 г. Невская порцелиновая мануфактура уже выпускала живописные изделия из фарфора Виноградова. Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Д.И. Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а употреблял малоизвестные итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова и сокращал их. Это объясняется тем, что Д.И. Виноградов получал специальные указания о том, чтобы его работа по возможности была засекречена.

Фарфор Ломоносова отличается и от русского фарфора Виноградова. Последний в качестве плавня применял алебастр (гипс), начав работы над фарфором на несколько лет раньше Ломоносова. В 1746-1747 гг. работы Виноградова по нахождению оптимального состава фарфора из русских сырьевых материалов находились в полном разгаре.

М.В. Ломоносов избрал для своих работ по фарфору гжельскую глину, о свойствах которой ему было известно. М.В. Ломоносов на основе своих проб в изготовлении фарфоровой массы составил свое собственное мнение о качествах гжельской глины. Кварцевые материалы М.В. Ломоносов вводит либо горным хрусталем, либо кварцем; он подвергает их той или иной предварительной обработке — обжигу-промывке, отмучиванию и различной степени измельчению.

Подчеркнем, что нигде в мире трудное дело создания фарфора не было выполнено так быстро и так блестяще, как в России: в одни и те же сороковые годы 18 века эта задача была решена вполне самостоятельно сразу двумя людьми, одним из которых был М.В. Ломоносов – факт, не имеющий аналогии в мировой истории керамического производства.

Ученые предполагают, что М. В. Ломоносов приступил к своим исследованиям по фарфору тогда, когда Д.И. Виноградов уже решил в основном задачу получения своего фарфора. Это видно из того, что лаборатория М. В. Ломоносова начала работать лишь осенью 1748 г., а Д. И. Виноградов уже в это время изготовлял свой фарфор. Тем не менее М. В. Ломоносов вел свои исследования вполне самостоятельно и совсем другим путем, чем Д. И. Виноградов. Это доказывается сравнением фарфоровых составов обоих ученых.

Императорский Фарфоровый Завод имени М. Ломоносова. 

Открытия М.В. Ломоносова в области изготовления российского фарфора дали толчок для развития производства фарфоровых изделий в разных городах России.

Порцелиновая мануфактура была основана в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра I императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Директором был назначен Д.И. Виноградов.

После смерти Д.И. Виноградова 25 августа 1758 г. и порцелиновая мануфактура стала постепенно приходить в упадок, так как он был душой всего дела. В 1762 г. фабрика находилась в таком состоянии, что требовалось вмешательство извне. В самом начале царствования Петра III, в январе 1762 г. фабрика была передана из ведения кабинета е. и. в. в распоряжение Сената. Последний 29 января 1762 г. вынес решение о назначении М.В. Ломоносова директором фабрики. Причины такого назначения совершенно непонятны, так как М.В. Ломоносов в то время имел достаточно забот на своей усть-рудицкой «фабрике делания цветных стекол» и был поглощен многими другими делами, среди которых мозаика занимала не последнее место. 25 февраля 1762 г. Сенат передал фабрику снова в ведение кабинета е. и. в. Не известно, почему Сенат так быстро отменил свое решение.

Так М.В. Ломоносов пробыл в 1762 г. директором фарфоровой фабрики менее месяца и был освобожден от этой должности, вероятно, вследствие своего отказа.

В первые годы на Невской Порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков.

Екатерина II покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он расширил завод, привлек на него европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением. И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.

В результате культурного подъема конца 1770-х гг. возрос интерес императорского двора к развитию российского фарфорового производства. По мнению некоторых специалистов, Екатерина II отдавала предпочтение фарфору зарубежного производства, но в дальнейшем обратила свое внимание на отечественный фарфор.

Александр II не очень интересовался ИФЗ, при нем сократилось производство фарфора, выпускали только праздничные поднесения ко двору (пасхальные и рождественские). Все постепенно затухало. Уменьшились и размеры изделий, более скромным стал декор и отделка. Мастера, в основном, копировали восточную и европейскую керамику. Подумывали даже о закрытии производства, которое не приносило прибыли.

Никто не вечен. Императором стал Александр III, который спас ИФЗ от закрытия. На заводе активизировалось производство, Александр III интересовался фарфором, появились заказы на крупные сервизы: «Коронационный» и сервиз с рисунками Рафаэлевских лоджий в Ватикане (которые редактировал лично император).

Художественный вкус императора существенно повлиял на художественный стиль фарфорового завода. Александр любил вазы: китайские и японские, цветные глазури, терракоту.

С его подачи подглазурная живопись стала активно использоваться на ИФЗ.

В 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова, предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод, и только в 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в Императорский фарфоровый завод.

В 1844 году был столетний юбилей Императорского фарфорового завода, к которому при нем основали музей. Первыми экспонатами его коллекции стал фарфор из кладовых Зимнего дворца.

А при Александре III было принято рациональное и полезное решение — делать высокохудожественный фарфор в 2 экземплярах — для двора и для музея.

Продукция Императорского Фарфорового Завода — художественный фарфор, первый фарфор России по времени своего возникновения и значительному вкладу в российскую и мировую культуру. Изделия завода завоевывали высокие награды на международных выставках в разных городах мира. Фарфор завода представлен в собраниях крупнейших музеев мира и в частных коллекциях. Императорский фарфоровый завод с его музеем – это уникальное место, где на протяжении почти трех столетий создается и хранится воплощенная в фарфоре история и культура России.

Список литературы

  1. Гладков А.К. »Творчество М.В. Ломоносова и культура России Нового времени». Сибирская благозвонница, 2014
  2. Наталия Сиповская «Фарфор в России 18 века». Питакотека, 2008
  3. Салтыков А.Б. «Избранные труды». Советский художник, 1962
  4. Пиотровский М.Б. «Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет». АРС/ Государственный Эрмитаж, 2009
  5. Андреев А.И. «Ломоносов» — сборник статей и материалов. Академия Наук СССР, 1946
  6. Принцева Г.А. «Памятники русской культуры времени М.В. Ломоносова в Гос. Эрмитаже». Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961
  7. Половцов А.В. К биографии М.В.Ломоносова. Ломоносов — директор фарфоровой фабрики. // Известия ОРЯС… С.1 — 6.
  8. Павлова Г.Е., Федоров А.С. «М.В. Ломоносов: жизнь и творчество». М: Наука, 1980
  9. Бояринцев В. «Михайло Ломоносов». Книжный мир, 2011
  10. Лаврова Т.В. «Декоративно-прикладное искусство в контексте эстетического воспитания»
  11. Три века Санкт-Петербурга : энциклопедия : в 3 т. / [гл. ред. В.В. Яковлев]. – СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2003-.
  12. Ченакол В.Л., Андреева Г.А. «Летопись жизни и творчества Ломоносова». Академия Наук СССР, 1961
  13. Некрасова Е.А. Ломоносов — художник. — М.: Искусство,с.: ил. — Прил.: Ломоносов М.В. [Проекты памятников Екатерине II, Елизавете Петровне и Петру I]. М.: Искусство, 1988
  14. Лихоткин Г.А. Ломоносов в Петербурге. (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге — Петрограде — Ленинграде). Лениздат, 1981
  15. Жуковская, И.И. Михаил Васильевич Ломоносов и его вклад в развитие русского фарфорового производства / И.И. Жуковская // Православная церковь и русская культура : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 130-летию светлой памяти великого русского мыслителя и писателя Ф.М. Достоевского и десятилетнему юбилею С.-Петерб. обществ. организации «Собор православной интеллигенции» во имя святого преподобного Серафима Вырицкого, 11-12 февр. 2011 г. : М.В. Ломоносов и духовные ориентиры России в свете православия : материалы Междунар.науч.-практ. конф., посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, 19 нояб. 2011 г. / Обществ. орг. «Собор православной интеллигенции». — СПб. : Лема, 2012. — С. 297-300.
  16. Литвина Л.П. 250 лет жизни первого фарфорового завода России: [Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод, Санкт-Петербург] // Обсерватория культуры / Рос. гос. б — ка. — 2006. — № 1. — С. 73-81. —
  17. Баранова, Светлана Измайловна. «Изыскал фарфоровые составы…». Родина, 2011
  18. М.Н.Кречетова и Э.X.Весгфален. Китайский фарфор. Гос. Эрмитаж, Л.,1947
  19. Марко Поло. Путешествие. Перевод со старо-франц. И. П. Минаева. Гос. изд. худож. литер., Л., 1940
  20. Н. Спилиоти. Фарфор на исторической выставке предметов искусства в С.-Петербурге, 1904 год. Художественные сокровища России, т. IV, №№ 6. 7 и 8, 1904