Столовые приборы. История.15-19 век — История красоты — LiveJournal
Столовые приборы стали произведением искусства очень давно.
Здесь приборы с 15 века- из музея Виктории и Альберта и необыкновенной красоты приборы 19 века с антикварных аукционов.
———————История столовых приборов—————————
========================================
«Столовое серебро» было символом аристократизма и отличало простолюдинов от знати не только по наличию предметов роскоши, но и по умению пользоваться столовыми приборами и соблюдать этикет.
Flemish? 15th century. The fork prongs later.
late 15th century (made)
Cutlery set, Knife, Fork, Skewer, Case
Cutlery set, Knife, Fork, Skewer, Case
France (made)
* Date:1550-1600 (made)
Знатные путешественники имели при себе складные вилки и ложки, так как на постоялых дворах гостям не давали столовых приборов. Дорожные столовые приборы компактно укладывались в красивый чехол и пристёгивались к ремню.
Fork
Unknown
ca. 1670
Wedding knife and fork
Unknown
mid 17th century
Knife and fork ca. 1675 (made)
Самый старый столовый прибор – это нож. Есть мнение, что именно костяной или каменный нож, а не палка, стал первым инструментом человека умелого. Много тысячелетий нож использовался как оружие, для охоты и всех видов работ, но уже около 5000 лет назад появились специальные столовые ножи. Вплоть до средневековья люди носили с собой личные универсальные ножи, которыми пользовались не только за столом, но и в работе. В 15-16 веках на столах у знатных особ появляются дорогие ножи из золота с черенками из дорогого дерева. С течением времени в ножах менялись только материалы, появлялись новые формы клинка и рукоятки. Простые бронзовые с деревянной ручкой и изысканные серебряные и золотые с роскошными инкрустированными ручками ножи уступили место универсальным стальным с рукоятками из пластика.
Knife and fork ca. 1650
Cutlery set
Что касается формы ножа, то первые столовые ножи из меди и бронзы лишь незначительно отличаются по форме от современных. До 17 века существовали только ножи с заострёнными лезвиями. Закруглённые основания лезвий, по преданию, появились по приказу Людовика XIV, чтобы предотвратить привычку придворных ковырять в зубах и есть с ножа. Несмотря на то, что складной нож кажется недавним изобретением, он был изобретен римлянами ещё в I веке для использования во время военных походов и путешествий. Появившийся вскоре обычай носить нож в ножнах помешал дальнейшему развитию карманных ножей. В конце 16 века складной нож вновь стал необходим путешественникам и солдатам как оружие, инструмент для защиты и столовый прибор.
Cutlery set
unknown
18th century
Knife and fork
Unknown
ca.1680-1700
Unknown
1680-1720
Canteen set London (made)
ca. 1690 (made
Вторым столовым прибором после ножа стала ложка. Неизвестно, когда именно появились первые ложки, потому что делались они из глины, щепок, скорлупы орехов или из раковин. До сих пор в удалённых уголках мира люди пользуются раковинами для зачёрпывания жидкой пищи, а в латинском и древнегреческом слово «ложка» образовано от «раковины улитки». Уже начиная с III тысячелетия до н.э. появились ложки из рога, дерева и рыбных костей. Древнеримская знать уже пользовалась золотыми ложками. В Египте ложки для знати делали из драгоценных металлов, слоновой кости и камня, простолюдины пользовались деревянными ложками, а чаще ели руками. В Юго-Восточной Азии изготавливали красивые ложки из кристаллов и позже – из фарфора. В Европе делали в основном деревянные ложки.
This silver gilt travelling set may have been made as an accessory for a historic dining club. The beaker, knife, fork, spoon and spice box, were made by a London silversmith, George Reid in 1825-6. The form and decoration of the set copies in detail the style of English travelling sets of the 1690s
Cutlery set
Unknown
ca. 1650-1700
Cutlery set
unknown
early 18th century
Cutlery set
Unknown
mid 18th century
Knife box
Unknown
ca. 1775
Fork
Англо-саксонское слово «ложка» (spoon) имеет тот же корень, что и «щепка». На Руси ложка вошла в обиход простых людей намного раньше, чем в Европе. Собственную деревянную ложку было принято носить с собой в гости вплоть до 19 века. Существовало множество вариантов деревянных ложек от грубых бурлацких до тонких и резных остроконечных. Первое упоминание о серебряных ложках на Руси датируется 988 годом, когда дружинники Владимира Красно Солнышко потребовали большие серебряные ложки как компенсацию за принятие новой веры.
Unknown
ca. 1750
Mortimer and Hunt
1842-1843
The Hon. Victoria Alexandrina Jocelyn, the recepient of this christening set, was a god daughter of Queen Victoria. She gave similar christening sets to her other god children.
1864 (made)
This christening set consists of a matching knife, fork, spoon, cup, plate and bowl, in the original presentation case. The size of the pieces and the subject of the decorative motifs do not seem very appropriate for children, but the set was intended as a future heirloom rather than for a very young child’s use.
Хотя римляне, распространившие столовые приборы во все пределы Римской Империи, предпочитали ложки овальной формы с длинной ручкой, в Европе распространились ложки с круглой выемкой и удобной для захвата короткой ручкой, и только в 15-17 веках снова стали появляться удлиненные ложки овальной формы. Значительное удлинение ручки произошло в то время, когда были в моде пышные воротники и жабо. С появлением париков и кринолинов ручки ложек приняли изящную форму и привычную нам длину. В середине 19 века появились ложки с плоской ручкой, потому что их можно было элегантно держать тремя пальцами. В это же время появился обычай помещать фигурки 12 апостолов на ручки дорогих ложек. (Вот почему сервизы формировались на 12 персон.) Младенцу на крестины дарили серебряную ложку с изображением апостола, в честь которого он назван. До сих пор этот обычай сохранился во многих христианских странах. В России, правда, он модифицировался в дарение серебряной ложки в честь первого зуба.
————НОЖИ—————
Для сыра-
Для сыра-Sterling Cheese Knife Circa 1880
Рыбный-A rare sterling fish server presumably by the Whiting Manufacturing Company with a cast bird and branch on the handle.
Gorham Hizen Sterling Ice Cream Knife
Для мороженого
Whiting Novelty Sterling Cheese Scoop with Embossed Cat and Mouse
Сырный с кошкой и мышкой
———————-Лопаточки———
Rare Duhme Sterling Silver Exotic Crumber??
On first examination this Tiffany Olympian server with the Olympian handle
On first examination this Tiffany Olympian server with the Olympian handle
—————-Сервировочные ложки————
Для макарон Fantastic Hand Engraved Antique Silver Macaroni Server
Fantastic Hand Engraved Antique Silver Macaroni Server
Tiffany Indian Preserve Spoon
Tiffany Indian Preserve Spoon
Салат серверы A pair of salad servers marked sterling and Theodorre B Starr, circa 1880
A pair of salad servers marked sterling and Theodorre B Starr, circa 1880
К ним- ножи-
A set of twelve Gorham sterling and metal fruit knives circa 1880.
A two piece salad serving set by Tiffany and Company, circa 1880
Для льда-A Heavy sterling silver and 14K ice spoon by Shiebler
Tiffany Olympian Conch Serving Spoon
——————-Совки
A large Gorham sterling silver scoop circa 1880 with an ornate cast canopy style hood
Gorham Lady Fruit Scoop
A Gorham sterling silver fruit scoop measuring 10″ with gold washed shovel shaped bowl.
—————Ковши————
Caldwell Coin Silver Oyster Ladle
Русская глиняная утварь (XII-XIX века) — Керамика — Каталог статей
Посуда или, как ее раньше называли, утварь служила русскому народу не только как емкость для хранения и приготовления пищи, но и была отражением богатой и многообразной культуры русского народа.
Каждый предмет посуды существенно отличался от другого по материалу и способу изготовления, не смотря не то, что русской материальной культуре, в целом, свойственна общность черт. Каждый элемент утвари имел свое название, сохраняющее лексику той или иной этнографической группы русских, в зависимости от места ее проживания. Оригинальная художественная отделка каждого предмета посуды несла определенный смысл. Она не только давала возможность определить мастера, изготовившего ее, но и указывала на место утвари в быту.
Материалом для изготовления утвари служило дерево, глина, металл, стекло. Это зависело от способа приготовления блюда — варки, жарки, кипячения, соления, квашения.
За многолетнюю историю русского народа, утварь для дома существенно изменилась: многие виды старинной посуды вышли из употребления, элементы других нашли применение в современной посуде.
Данные археологов свидетельствуют о том, что первые предметы утвари наших предков были самыми простейшими. После распространения пашенного земледелия на юге и севере Древней Руси, развития производительных сил и разделения труда среди населения княжеств восточных славян, появились ремесленники. Были среди них те, которые занимались изготовлением утвари не только для себя, но и для продажи. Это и гончары (изготавливали глиняные изделия с помощью гончарного круга), и кузнецы (делали кованую утварь), и бондари (занимались изготовлением деревянной посуды) и другие мастера.
После появления в Х-ХШ веках первых русских городов, стали создаваться центры ремесел и торговли, в которых изготавливали и продавали различную посуду.
Самая распространенная утварь Древней Руси — глиняная посуда. В конце IX — начале Х века произошел переход от лепной керамики к гончарной. Глиняной посудой пользовались все славянские народы, ели из нее практически все блюда. Посуда, которая нам известна, почти вся изготавливалась с помощью гончарного круга. Исходя из ее формы, ее можно разделить на три типа: посуда в форме овала, цилиндра или перевернутого усеченного конуса. Овальные горшки служили для варки пищи. Южные и северные славяне готовили пищу в котлах, обогреваемых снизу, но овальный горшок обогревался сбоку.На территории Новгорода археологи часто находили практически все необходимые для приготовления еды элементы утвари: тарелки (глубокие и мелкие), миски, ложки, плошки,
кринки, кувшины, чаши, корчаги. На раскопках в Суздале обнаружили много изделий из керамики XI-XIV веков. По материалам раскопок ученые пришли к выводу, что видов домашней утвари в X-XI века было очень много.
Горшки применяли для приготовления пищи в небольших количествах, воду носили и хранили в ведрах, кумганах, корчагах, ендовах, кувшинах, воду для умывания держали в рукомоях и лоханях. Напитки подавали в ендовах, мушормах, ведрах, кувшинах, сулеях, четвертинах, братинах. Пили из кружек, чаш, кубков, корцов, ковшей, достаканов, чарок, овкачей, болванцев.
В середине XVII века в моду вошли сложные глиняные изделия — «ценинные» сосуды. Они были покрыты глазурью и служили для подачи напитков – меда, кваса и браги.
Для замешивания теста на хлеб или пироги использовали горшки яйцевидной или конусовидной формы. Внутри такие горшки были покрыты поливой (цветной глазурью). Названий для данных горшков было множество, даже в пределах только Вологодской губернии. Их называли кринка, опарница, челпан, квашонка, пекарка, ставок, пирожная, корчага, ставка. На Алтае горшки для замеса теста называли колыванка.
У каждой хозяйки обязательно был горшок для приготовления щей. Щи оставляли в печи прямо в горшке, и они упревали, становясь наваристее и вкуснее. Это происходило благодаря специальной форме горшка. Тепло от печи равномерно распределялось по всей посудине и в ней ничего не пригорало. Были в хозяйстве и горшки помельче — для разогрева щей. Но подавали готовую пищу на стол не в горшках, а на большом блюде — глиняном или деревянном. Хозяйки Владимирской губернии имели отдельный горшок для приготовления сладких супов.
Имелись у хозяек и ухваты (северные и центральные губернии) или рогачи (южные губернии). Эти приспособления изготавливались под форму горшка и помогали ставить или вынимать горшок из печи. Ухват, как и чапельник (сковородник) и кочерга, всегда находились на одном месте — у печи. В XIX веке глиняный горшок сменил чугунок (металлический горшок). Жарили и запекали в плоских сковородах, металлических или гончарных (латках, жаровнях, плошках).
Латками пользовались для того, чтобы тушить мясо. Латка представляла собой плоскую невысокую миску с двумя ручками. В Нижегородской губернии латку называли мясницей, в Вологодской — жаровницей, жаровней, тушонкой. В Ярославской губернии для тушения использовали тушку — округлую миску с ручкой. В Тверской губернии для растапливания сала пользовались растворником — небольшим горшком с трубчатым рыльцем.Латки (глиняные сковороды) использовали для жарки рыбы и овощей. Латки на Кубани называли чапликами.
Кашники (маленькие горшочки из глины) служили для приготовления, разогрева и подачи на стол каши. В Нижегородской губернии кашники называли еще кубанами, по форме они были похожи на репку. В Вологодской губернии их называли накровками, плошками и по форме они были более круглыми.
Глиняная утварь для холодца и заливной рыбы была очень разнообразна — округлой, треугольной, квадратной формы. Такую посуду украшали рисунками сбоку и по дну, покрывали цветной глазурью.
В период сенокоса актуальна была посуда, позволяющая долго хранить тепло пищи. Например, для каши и щей использовали сдвоенные горшки в форме шара, с ручкой посередине. Их называли двоешками в Витебской и Смоленской губернии, двойничками — в Московской, шанками — в Ярославской. Кашу носили в яйцевидном горшке с ручкой, который называли полевик. Таких горшков на севере не делали.Для хранения растительного масла использовали елейники или кубышки (небольшие кувшины), которые имели форму шара или яйца. У кувшина была ручка и носик (рыльце).
Носик и горлышко кувшина закрывались пробками из дерева. В Вологодской губернии такие кувшины носили названия рыльничек, носник, кубышка, разливчик, рученька, рыльник. В Калужской губернии для хранения масла использовали бочонок — сосуд цилиндрической формы из белой глины. Он был широкий в центре и сужался к верху. Кумганы — кувшины яйцевидной формы, с ручкой и узким горлышком, которое соединялось с рыльцем пластичной перегородкой, использовали для хранения масла из семян льна в Новгородской губернии. В Московской губернии в подобных кувшинах хранили патоку.
Для хранения молока и кисломолочных продуктов использовали специальную посуду. Корову доили в дойник (подоенка, подойник) из дерева, у которого имелся выдолбленный носик из осины. Иногда его выдалбливали из цельного куска дерева, но к концу XIX века чаще стали делать бондарные дойники. Использовали и маленькие дойники из глины, с горизонтальной ручкой и высоким коротким рыльцем-втулкой (Пермская, Московская, Вологодская губернии). В Нижегородской губернии доили молоко и в цилиндрическое глиняное ведерко с крышкой. В Новгородской губернии использовали сосуд с очень широким горлом и рыльцем — носак.В Нижегородской губернии процеживали молоко в глиняные кринки через кусок холста, вставленный в деревянную воронку. Кипятили молоко в черпаке — маленьком цилиндрическом сосуде с ручкой и сливом. В Новгородской губернии для сливок использовали сливочник — округлый сосуд с ручкой и изогнутым горлом. Кринки для хранения молочного в Московской губернии называли банками, в Орловской- кубанями, в Тульской — махотками. Северяне пользовались низкими кринками, южане — высокими.
Сливочное масло готовили сбиванием сметаны мутовкой (или руками) в узких кринках или комошницах. В невысокой миске с небольшим рыльцем топили масло. Эту миску называли топтушка, мазильница, рыльник, тпушка, роговик, масляник, рожонка (рожанка). Масло топили в масленке — горшочке с расширяющимся стенками, с ручкой и сливом. Масленки бывали с крышками и без. Хранили масло в небольших широкогорлых кувшинчиках с ручкой. Емкость для сметаны называли сметанник, носушка, латочка.
Готовое масло хранили в больших бочках для продажи на ярмарках, или держали в маленьких глиняных корчагах или туесах (сосудах с вставным дном цилиндрической формы).
Напитки, которые употребляли каждый день, вроде чая и кваса, пили из кандюшек — глиняных цилиндрических кружек. Были и деревянные кружки для кваса, их украшали фигурками коней, знаками, изображающими солнце. Корцы (большие ковши с длинной ручкой, выдолбленные из дерева) служили для зачерпывания питьевой воды из бочек, для розлива жидкостей.Посудой из стекла до начала ХХ века пользовались совсем мало, зато широко пользовались металлической — медной и чугунной. Кроме того, пользовались стаканами и стопками из цинка.
Процедура чаепития стала распространенной с конца XVIII века, для кипячения воды и заваривания чая использовали чайники из глины и металла. До появления самоваров использовали сбитенники, внешне они похожи на чайники, но с внутренней трубкой для угля и поддувалом. В них варили и сбитень — напиток из меда, шалфея, зверобоя и пряностей. Сбитень продавали прямо на улицах.
Затем появились чайные наборы посуды. Зажиточные семьи использовали фарфоровую посуду, бедные — глиняную. В конце XIX века популярностью пользовался кузнецовский фарфор.
В Нижегородской губернии кофе заваривали в глиняных округлых кофейниках, которые были оснащены подставкой на ножках.
Соль на столе стояла в солонках или солоницах. На Севере пользовались деревянными солонками в форме уточки. Были солонки и в форме стула, с изображением людей и животных. Украшали солонки резьбой. Для дороги и работы иногда плели солонки из бересты. В Смоленской губернии в конце XIX — начале ХХ века начали делать токарные соломки с резьбой. Были в обиходе и солонки из глины, на широкой ножке.Для особых случаев, например, церковных праздников, в доме каждого крестьянина была специальная посуда. На Спас (6 августа) для освящения ржи, гороха, и яблок в Тверской губернии использовался небольшой кувшин из глины с горлом в виде трубочки. Был у каждой семьи и горшок шаровидной формы с рукояткой, в котором готовили кутью. Во время поста пользовались не той посудой, что в обычные дни.
Многую посуду (корчаги, горшки, кувшины и т.д.) освящали одновременно с пищей — ставили на дне утвари крест в окружности.
Была специальная посуда и для приготовления киселей — кисельницы, латки. Внутри такую посуду красили, делали волнистые края, изображения рыб или раков, круги. Кисель после застывания выкладывался на тарелку вверх узором.
Квас готовили в корчагах из глины или в кадках из дерева. Внизу емкостей имелось отверстие для слива сусла. Во Владимирской губернии квас хранили в кваснике из глины. Этот квасник имел необычную дисковидную форму, благодаря которой он долго оставался холодным. В Московской губернии квас хранили в чернолощеном округлом кувшине с высоким горлом. В Вологодской губернии для хранения кваса использовали рученьки — глиняные сосуды с рыльцем, ручкой и крышкой. В Петербургской губернии квас держали в горшке с широким горлом. К столу квас или брагу подавали в кумганах — красивых шаровидных кувшинах.
Пиво было обязательным праздничным напитком, и для его приготовления в доме был целый набор утвари. Для варки пива использовали: русло (длинное корыто), сливальник (круг из дерева с дырочками для процеживания пива), лопатку для перемешивания сусла, железный или деревянный чан, лейку со сливом, ковши для вычерпывания сусла. Пиво варили не только для небольших семейных праздников, но и для коллективных. Дома его готовили в глиняных корчагах, в общественных пивоварнях — в больших металлических чанах. Готовое пиво хранили в больших сосудах, таких как горлач (Тверская губерния, сосуд из красной глины, с узким горлом), корчага (Московская губерния, чернолощеный сосуд яйцевидной формы с высоким горлом), пивной кувшин (Ярославская губерния, сосуд с расширяющимся стенками, большой ручкой и рыльцем).
Квас хранили в небольшом бочонке из дерева с квадратным отверстием сверху- логуне. В Новгородской губернии медовуху хранили в цилиндрическом сосуде из глины, с широкой центральной частью и узким горлом, которое затыкали красивой пробкой. Мед хранился в глиняных банках, которые называли в Нижегородской губернии ставнями.
Реформы Петра I, проведенные им в XVIII веке, способствовали расслоению общества, что привело к значительным изменениям в быту. Выделился особый класс — дворяне. Они стремились подчеркнуть свое отличие от низов общества, сознательно приобретали дорогую посуду, которая в то время была мерилом богатства владельца.
В то время расширились и экономические связи России с Европой, из-за чего в Россию стали попадать различные предметы роскоши, посуда из стекла, фарфора, фаянса. Появилось много новшеств и под влиянием иностранной кухни, особенно французской. В быт русских людей проникло много новых вещей, сервизов примерно в середине XVIII века. Это было связано с производством фарфора в Европе. В 1762 году был издан манифест о вольности дворянства, и дворянство стало окружать себя роскошью.
Пиры и застолья длились несколько дней и требовали большого количества посуды. Часто использовался фарфор мануфактур Западной Европы (венский, мейсенский, берлинский).
В конце XVIII века система питания снова изменилась. Это произошло за счет расширения границ Российской империи, развития земледелия, животноводства. Пища знати становилась все более изысканной, популярными стали зарубежные блюда, много внимания уделялось сервировке стола. Конечно, увеличился и ассортимент посуды. Иногда для приготовления пищи использовали до 56 предметов! Это были и квашни с лоханями, и бочонки с ведрами, и горшки, и корчаги, и ухваты.
Популярность европейской кухни привела к использованию металлических форм для пудингов, венчиков для взбивания сливок и других приспособлений. Очевидной становилась необходимость изготовления своего фарфора.
В 1744 году открылось первое предприятие по производству фарфора в России — Императорский завод в Петербурге. Он изготовлял как обычную посуду, так и посуду на заказ. Вся посуда, изготовленная на заводе, отличалась тщательной росписью, белизной фарфора, блеском и чистотой красок.
Позже (в 1740-е годы) появился завод Гребенщикова, на котором выпускались майоликовые изделия: тарелки для супа, блюда, судочки с коричневой, синей и белой росписью.
В 1763 году открылся частный фарфоровый завод Гарднера в селе Вербилки (Дмитровский уезд, Московская губерния). Здесь выпускали изделия, доступные всем. Небогатые люди могли себе позволить купить белые фаянсовые сосуды. В 1811 году в городе Горбунове того же уезда открылся завод А.Г. Попова.
Большой вклад в историю развития русского фарфора внесли и другие мелкие заводы, особенно Гжельского района. Это заводы братьев Новых, Дунашевых, Квартальных, Кустаревых, Самсоновых, Храпуновых и др. Их продукцию любили и могли себе позволить широкие массы.
Конец XIX — начало XX веков связано с деятельностью огромного концерна «Товарищество М.С. Кузнецова», которое производило фарфор. Существовало много частных фирм, производивших фарфор, например, в Москве известны были фирмы во главе с братьями Анохиными, Бармиными, Гулиными, Кудиновыми, в Петербурге — с братьями Корниловыми. Мастера этих заводов создавали самобытный, разнообразный фарфор.
Необычная посуда 19 века, которая была нарасхват у студентов
В конце 19 — начале 20 века среди немецких студентов-медиков бешеной популярностью пользовались пользовались оригинальные фаянсовые кружки специфического дизайна. В тавернах того времени в окрестностях университетов часто можно было услышать тост за Гипократа, при этом вверх взлетали кружки в форме человеческих черепов.
Смотрелось это эпично — группа студентов в мантиях, душистое немецкое пиво пенится в бокале-черепе, и звучит самый популярный в студенческой среде тост — «Gaudeamus igitur, juvenes dum sumus!» («Будем радоваться и жить, пока мы молоды!» с латыни).
Такие удивительные кружки делали на фарфоровом заводе Эрнста Боне в Рудольштадте. Всего было разработано 12 моделей «черепов», но собой популярностью пользовался «череп на книге». Считалось, что это книга со студенческими застольными песнями.
Кстати, кружку также украшала и музыкальная шкатулка, из которой играла самая популярная мелодия у студентов — тот самый Gaudeamus Igitur.
© Ribalych.ru
Керамика и стекло XVIII-XIX вв.
Коллекция керамики Сергиево-Посадского музея XVIII – XIX вв. дает представление о развитии этого вида декоративно-прикладного искусства в России. В основу этой коллекции музея легло собрание Троице-Сергиевой лавры. Это были разнообразные предметы для широкого использования в повседневной жизни монастыря. В 1930 году в музей поступило собрание А.А. Александрова, в котором находилось значительное количество фарфоровой и фаянсовой посуды. Значительно пополнилась коллекция в связи с экспедициями 1978-1985 гг., целенаправленно исследовавшими районы Московской области, где издавна существовало традиционное производство керамики.Самые ранние экспонаты собрания относятся к середине XVIII века—времени, когда господствующим был стиль барокко. В коллекции музея – уникальные произведения из майолики, выполненные на заводе первом в России заводе, открытом в Москве в 1724 году и принадлежавшем Афанасию Кирилловичу Гребенщикову. Его продукция не уступала аналогичным изделиям европейских стран и высоко ценилась уже в то время. Для гребенщиковских изделий характерны большие размеры, массивность, черепок желтовато-розового цвета, синевато-белая эмаль, роспись по эмали, напоминающая китайский и западноевропейский фаянс и майолику XVIII века. Эта посуда была распространена, главным образом, в быту высших слоев общества.
Примерно с середины XVIII в. посуда из майолики, доступная различным слоям населения, стала выпускаться керамическими мастерскими подмосковного Гжельского завода, в начале подражавшими изделиям гребенщиковской фабрики. Довольно быстрое распространение высококачественной керамики было обусловлено высокими достижениями народного гончарного производства. Несколько изделий обыденной гжельской посуды, практически не дошедшей до нашего времени, сохранилось в коллекции нашего музея.
В 1744 году был основан первый в России фарфоровый завод, получивший название императорского. Секрет производства фарфора открыл сподвижник М.В. Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов в 1746-1747 гг., который и наладил его выпуск на Императорском фарфоровом заводе. Работая, в основном, по заказам императорского двора, завод выпускал и более дешевые «ординарные» изделия. Они представлены в собрании музея и их отличает черепок теплого белого цвета, мягкий блеск глазури, чистые краски.
В коллекции хранится и несколько тарелок Императорского завода с марками-вензелями русских царей XVIII — начала XX века. Еще при Екатерине II, в Германии, на Мейссенском фарфоровом заводе был заказан так называемый «Охотничий» сервиз, предназначенный для охотничьего домика императрицы в Ораниенбауме. В 1850—1880 годах на Императорском заводе были выполнены по сохранившимся образцам недостающие изделия к этому сервизу.
Постепенно из предмета роскоши фарфор становился принадлежностью самых широких слоев населения и получил в XIX веке широчайшее распространение. Первым частным производством стал завод Франца Гарднера, основанный в 1766 году в деревне Вербилки, близ города Дмитрова под Москвой. Особое место среди изделий завода XVIII века занимали четыре «орденских сервиза», выполненные по заказу императорского двора для ежегодных приемов кавалеров высших государственных наград – орденов святых Андрея Первозванного, Георгия, Александра Невского, Владимира.
Эти сервизы включали огромное количество разнообразных предметов, украшенных эмблемами орденов и орденскими лентами. Некоторые из них представлены в коллекции музея. Одновременно с выпуском роскошных дорогих заказных изделий, гарднеровский завод начал производить посуду, доступную самым широким слоям населения. Она замечательно представлена в коллекции музея. Эти изделия расписывались в основном цветами: крупный букет или цветок на зеркале и мелкие цветки по борту. Роспись по своим ярким и сочным краскам близка русской народной керамике.
Замечательной областью керамического производства был фаянс, получивший наибольшее распространение в XIX веке. Его выпускали практически на всех заводах. На заводе Гарднера этот материал был освоен в 1820—1830-е годы. Фаянсовая посуда заменила более раннюю гончарную и майоликовую в кустарной среде Гжельского района в середине и второй половине XIX в. Этот пластичный, с белой поверхностью материал, более дешевый, чем фарфор, нашел широкое распространение в самых различных слоях населения.
В коллекции музея хранится большое число фаянсовой посуды, украшенной так называемой «печатью» — техникой, когда изображение наносилось на предмет механическим способом. На нескольких фаянсовых блюдах дан общий вид Троице-Сергиевой лавры или ее монограмма (СТСЛ). На многих заводах использовали как печать, так и роспись, что было связано со стремлением сохранить традиционную живописность орнаментики.
В первой половине XIX века в России возникает множество частных фарфоровых заводов. Крупнейшим из них был завод А. Г. Попова, основанный в 1811 году в с. Горбунове Дмитровского уезда, недалеко от Сергиева Посада. Продукция этого завода отличалась высоким качеством фарфора, большим разнообразием форм, выразительностью росписи и отвечала вкусам самых различных слоев населения.
Высокими художественными достоинствами отличается столовый сервиз этого завода с оригинальными — в виде квадратов, ромбов и треугольников — формами десертных тарелок. Нарядность и в то же время торжественность этому сервизу придает роспись золотом: гирлянды и венки из виноградных листьев, фигурные розетки на зеркале тарелок и широкая полоса волнистого стилизованного растительного орнамента по их борту и тулову бутылочных или рюмочных передач и соусников.
Искусство русского фарфора XIX века связано с деятельностью не только крупных, но и огромного количества мелких частных заводов, расположенных, в основном, в Гжельском керамическом районе, славившемся своими белыми глинами. Мастера этих предприятий создавали собственные формы посуды, разрабатывали приемы росписи. В коллекции представлены изделия заводов И. А. Иконникова, братьев Корниловых, В. И. Жадина, С. И. Масленникова, братьев Самсоновых, Марковых, Храпунова-Нового и других. Некоторые из них существовали одно-два десятилетия и представлены небольшим количеством предметов.
Насыщенностью украшений отличаются чашки-бокалы и блюдца завода П. И. и И. Квартальных (Фартальных), внешняя поверхность которых расписана архитектурными видами Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой лавры, а внутренняя почти полностью вызолочена. Лаконичное сочетание яркого фона и простых цветочных мотивов характерна для предметов чайного сервиза, расписанного в живописном заведении Я. Орлова.
Конец XIX—начало XX века было временем деятельности огромного фарфорового концерна М. С. Кузнецова, объединившего несколько крупнейших фарфорово-фаянсовых заводов. Постоянно совершенствовались технологические приемы. В 1900-х годах стали широко применять многоцветную печать – деколь, широкое распространение получила работа с аэрографом. Тем не менее, наряду с широким распространением механических способов украшения фарфоровой посуды сохранялись традиции ручной росписи.
В изделиях заводов Кузнецова нашли отражение многообразные традиции росписи, форм, набора предметов, накопленные почти за два века развития фарфора в России. В это время фарфор становится неотъемлемой частью быта как аристократических, так и широких демократических слоев населения. Кузнецовские заводы выпускали продукцию очень высокого качества, удовлетворяя, таким образом, самые различные вкусы.
Фарфоровая скульптура
Наряду с производством посуды неотъемлемой частью русского фарфора была мелкая пластика, которую выпускали на многих заводах. Нередко в создании скульптуры из фарфора участвовали известные художники. Так, например, популярная «Водоноска» выполнялась по модели С. С. Пименова. Жанровая скульптура завода Гарднера создавалась на сюжеты народного быта, народных типов: «Собирание холста», «Жена ведёт пьяного мужа» и др.
В конце XIX — начале XX века на заводе Гарднера, а затем М. С. Кузнецова производилась многофигурная серия «Народы России», первоначально созданная на императорском фарфоровом заводе по рисункам академика Н. Георги, и отразившая разнообразие этнографического состава населения России. Скульптуры на крестьянские темы, а также многочисленная серия «Народы России» интересны с точки зрения этнографической достоверности.
Столовые приборы. 15-19 век | Блогер prodeus на сайте SPLETNIK.RU 18 февраля 2012
Столовые приборы стали произведением искусства очень давно. Здесь приборы с 15 века- из музея Виктории и Альберта и необыкновенной красоты приборы 19 века с антикварных аукционов. История столовых приборов «Столовое серебро» было символом аристократизма и отличало простолюдинов от знати не только по наличию предметов роскоши, но и по умению пользоваться столовыми приборами и соблюдать этикет. Знатные путешественники имели при себе складные вилки и ложки, так как на постоялых дворах гостям не давали столовых приборов. Дорожные столовые приборы компактно укладывались в красивый чехол и пристёгивались к ремню. 1670 год 1675 год
Гончарные изделия XIX — XX вв.
Коллекция народного гончарства Сергиево-Посадского музея представляет большой интерес своим разнообразием традиционных изделий XIX — XX века. Она сформировалась за время многолетних научных экспедиций сотрудников музея и представлена в музее многими регионами: Витебским, Владимирским, Вологодским, Вятским, Калужским, Нижегородским, Новгородским, Петербургским, Псковским, Рязанским, Смоленским, Тверским, Ярославским, Московской областью. Горшечное производство было связано с местонахождением высококачественных гончарных глин. Для посуды XIX века использовалась обычная красная глина, повсеместно распространенная, значительно меньше — серая и синяя, и наиболее редко встречающаяся — белая.Особого мастерства в изготовлении требовали крупные архаичные по формам изделия: горлачи для зерна, корчаги для пива, кубы для браги, сосуды для воды, называемые «медяниками», глубокие горшки «растворники», «опарники», «блинницы» для теста, разные горшки для приготовления пищи, кубышки для льняного масла, тазы для мытья, глубокие миски и чаши для еды, блюда и сковородки. В разных областях изготавливались и всевозможные сосуды с рыльцами: кувшины для пива и кваса, «дойники», «носушки», «подаяшки» для растопленного масла, широкие и довольно низкие кисельные «латки», подвесные рукомойники с одним или двумя рыльцами. Разнообразны предметы небольших размеров: молочные кринки, так называемые, «мурашки», «кубаны», «махотки», формы для холодца «розвалки», «студеницы», сдвоенные горшки с крышками — «двоешки», в которых носили щи и кашу в поле, кашники — для приготовления каши, различные свистульки.
Некоторые изделия имели специальное назначение. Небольшие горшочки для кутьи — «рукоятки»– использовались в течение сорока дней для поминальных обрядов. Маленькие кадильницы с ладаном — «кацеи» – ставились в головах покойника. Кадиленками окуривались животные в первый день выгона скота. В ритуальных кувшинчиках в день Спаса освящались зерна ржи, сберегаемые для посева, горох и яблоки. В большом количестве употреблялись горшки во время свадебного ритуала, они разбивались в знак целомудрия невесты.
В разных районах вырабатывались свои локальные особенности и своеобразные приемы, несмотря на несомненное влияние Москвы, главного керамического центра русского государства с XV столетия. Удивительны по своей совершенной пластике изделия, докрасна прокаленные, с красочными поливами. Но особенно красивы черные сосуды, отливающие различными оттенками цвета. Во многих районах сохраняется высокое мастерство изготовления красноглиняных сосудов. В наиболее крупных по форме предметах ярко выявляется неповторимая красота материала. В этих сосудах, будто пронизанных огнем, единство утилитарного и художественного достигает своего полного совершенства.
Орнаментация глиняных изделий XIX века довольно архаична как по технике исполнения, так и по узорам. Основу простых орнаментов, образующих однорядные или многорядные узорные пояски, составляют отпечатки в виде ямочек, нанесенных заостренной палочкой, зубчатым колесиком, зубьями гребенки, штампом. Свободным росчерком палочки по мягкой сырой глине наводились волнистые узоры, завитки, елочки, косые насечки, ломаные в виде зубчиков линии.
Лаконичный орнамент из графических линий и ритмически повторяющихся лунок создавал необычайное единство с простой выразительной формой. В гончарном производстве XIX века значительно реже применялся примитивный и весьма трудоемкий способ украшения предметов лощением. Перед обжигом округлой галькой наносились простые поперечные, вертикальные и ломаные узкие полосы. Блестящие, глубоких темных тонов, они красиво выделялись на обожженной матовой поверхности.
Наибольшим спросом в XIX веке пользовалась вырабатываемая почти повсеместно «муравленая» посуда, называвшаяся гончарами «обливной». Покрывалась она легкоплавкими свинцовыми глазурями, так называемыми поливами. Желтый цвет, наиболее распространенный, получали кз окиси железа или свинца, красивые глубокие коричневые и фиолетовые тона — из марганца, а самые необычные и разнообразные зеленые цвета давала окись меди.
Особенно широко использовался сурик для излюбленных красновато-коричневых полив. Одноцветная глазурь наносилась на необожженный черепок, изредка для его грунтовки употреблялось предварительное ангобное покрытие посуды тонким слоем белой глиняной массы (белая глина и кварц). Обычно предметы окунались в раствор с поливой или же обливались этим составом, реже они обмазывались кистью. Глазури обладали большими художественными качествами. Неповторимое своеобразие придавала поливным изделиям неравномерная окраска предмета, то густая и темная, то светлая с разными тональными оттенками. В собрании музея преобладают одноцветные простые узоры из волнистых или ломаных линий, колец, горошин, розеток, стилизованных веток.
К концу XIX века наблюдается спад художественного уровня народной керамики. Конкуренция с фабричными промышленными изделиями вызвала значительное изменение ассортимента в гончарном производстве. Появляются чуждые для глиняных изделий формы, подражающие металлическим и фарфоровым предметам. Такие изделия вырабатывались в большом количестве в селе Богородском и широко сбывались по всему Поволжью, вплоть до Астрахани.
В некоторых наиболее утилитарных предметах отразились запросы жителей степных районов Волги и Каспия. Более дешевые глиняные изделия воспроизводили восточную медную посуду. Это ведерки для молока с крышкой и длинногорлые кувшины с уплощенным туловом. В 1920—1930-е годы в большом количестве изготовлялись предметы повседневного обихода: чайники, кружки, банки, жаровни для рыбы в виде глубоких лотков, «мясницы» для мяса, фляги, керосинницы и многое другое. В разных по форме, величине, объему и назначению простых предметах крестьянского обихода прослеживаются глубокие традиции народного искусства.
Из истории заварочного чайника. 19 век
О заварочных чайниках 18 века мы поговорили, теперь посмотрим на век 19.
Европа
Первая половина 19 века. Майсеновская мануфактура. Германия.
19 век. Джозайя Веджвуд и сыновья. Англия.
19 век. Джозайя Веджвуд и сыновья. Англия.
1800-35 г. Джозайя Веджвуд и сыновья. Англия. Модная в те времена «египетская» тема, которая захватила Европу после похода Наполеона в Египет. Впрочем ни форма, ни рисунок не связаны с древнеегипетской культурой. Рисунок был выбран из каталога, содержащего множества ошибок и более поздних итальянских наслоений.
1805 г. Париж, Франция.
1810 г. Англия.
1813 г. Севр. Франция.
1813-14 г. Лондон, Англия.
1823-43 г. Англия. Для американского рынка.
1832-34 г. Севр. Франция. Чайник выполнен в модном в те времена стиле «жапанизм» (то есть японский). Мотивы (бабочка, листья лотоса, резная ручка) взяты из традиционного японского искусства, но выполнены в европейской эстетике.
Чайник был приобретен королевой Франции Марией-Амелией в 1837 году.
1838–50 г. Америка.
1842-1848 г. Франция.
1845 г. Америка. Серебрянный чайник.
1848 г. Россия.
1857-1858 г. Англия.
1862-63 г. Америка.
1876 г. Америка. Чайный сервиз.
1880-89 г. Америка. Griffen, Smith and Hill.
1880-89 г. Америка. Griffen, Smith and Hill.
1888 г. Америка. Tiffany & Co.
1891-94 г. Америка. Сервиз.
1899 г. Голландия. Чайник в стиле Ар-Нуво.
Конец 19 века. Майсонская мануфактура. Германия.
19 век. Европа. Двойной чайник.
Азия
19 век. Китай.
19 век. Камбоджа.
19 век. Китай.
19 век. Япония.
19 век. Китай. Металлический чайник с эмалью.
19 век. Япония.
19 век. Япония.
19 век. Япония. Бронза.
1800 г. Китай.
1825 г. Япония.
1850 г. Япония.
1865-1875 г. Япония.
Конец 19 века. Япония.
Конец 19-начало 20 века. Япония.
19 век.Тибет. Медный чайник с серебряной отделкой.
Тибет.
Автор публикации — Ольга Дмитриева, «Лето на даче»