Ольга косырева – Дизайн-лекторий Ольги Косыревой — Ольга Косырева: «Не нужно замыкаться в дизайне, нужно смотреть вокруг себя!» — Публикации

Дизайн-лекторий Ольги Косыревой — Видео-лекторий

Краткое содержание:

Какие тренды прошлого года ушли, какие уходят, какие продолжаются, какие новые появились и как долго они продержатся. Какие новинки показали известные бренды. Лучшие инсталляции, из которых можно почерпнуть идеи и вдохновение для своих проектов. 

Продолжительность: 2 часа. Количество вмонтированных в видео иллюстраций – около 300. В любой момент можно поставить видео на паузу и рассмотреть фотографию подробно.

ТРИ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСА, ОТВЕТЫ НА КОТОРЫЕ ВЫ ПОЛУЧИТЕ В ЭТОЙ ЛЕКЦИИ:

1. На что ориентироваться дизайнеру, чтобы его
 проект был актуальным в будущем, когда он будет закончен.

2. Что нужно знать поставщикам, чтобы прогнозировать закупки и продажи.

3. Всем причастным — что из актуальной мировой повестки дня нужно учесть, чтобы не остаться за бортом процесса.

ВАМ НУЖНА ЭТА ЛЕКЦИЯ, ЕСЛИ ВЫ:

• Дизайнер интерьера, декоратор
 • Архитектор
 • Предметный дизайнер
 • Владелец и/или закупщик мебельного магазина или компании
 • Поставщик отделочных и декоративных материалов для интерьера
 • Галерист, художник, фотограф
 • Студент — будущий дизайнер любого направления

Что вы увидите и услышите в лекции:

▪ анализ главных тенденций в дизайне интерьеров: какие новые возникли, какие старые продолжились и развились, какие ушли со сцены;

▪ анализ в динамике: сравнение с тем, что было год назад и полгода назад; 

▪ что стало с латунью, какой металл сегодня модно использовать, насколько популярен мрамор, какие рисунки и орнаменты преобладают, как меняется цветовая гамма в интерьерах и какие формы определяют 2019-й год — все это с указанием направления и перспектив дальнейшего развития;  

▪ немного о новых технологиях и материалах, которые применяются в дизайне ведущими компаниями в своих отраслях, такими как Kartell,  Flos, Artemide;

▪ новинки ведущих марок мебели и света;

▪ анализ этих новинок, чем именно любопытны и инновационны эти, а не другие;

▪ интересные приемы, которые были использованы в оформлении стендов и шоурумов и которые можно позаимствовать; 

▪ советы, что из показанного на Миланском салоне 2019 можно и нужно взять для частных интерьеров, что – для более модных общественных, что – для краткосрочных, остромодных;

▪ прогноз, что придёт на смену модным влияниям из 1970-х годов;

▪ и, конечно, впечатления, заряд бодрости и толчок к будущим высотам, поскольку энергетика Милана передаётся даже через фото и разговоры. А энергия и новые впечатления — это то, без чего невозможно работать дизайнеру.

Кто лектор: 

Ольга Косырева — лучший российский дизайн-критик и историк дизайна, в прошлом редактор журналов AD Россия, Vogue Россия, Interni Россия. Подробнее о ней можно прочитать здесь.

Если вам нужны отзывы, то они есть, и самые высокие — от практикующих дизайнеров, архитекторов, преподавателей:

«Когда слушаешь лекцию, чувствуешь, что Ольга — авторитетный эксперт, который может объяснить причинно-следственные связи возникновения того или иного тренда, наполнить смыслом и облечь в слова те картинки, которые вызывают восторг. Было интересно сравнить собственные впечатления, которые я получила на ISaloni, с мнением эксперта, ведь я теперь убеждена в ее большом профессиональном опыте, ее большом багаже знаний в области истории дизайна и его современного развития. Ее лекция очень вдохновляет, слушается легко, прямо на одном дыхании!» Елена Маркова, любитель дизайна, реставратор, Челябинск  

«Слушал лекцию Ольги Косыревой по итогам Миланского мебельного салона и был в шоке! Ольга посещала эту выставку 20 раз! Столько нюансов и тонкостей. 2 часа лекции пролетели, как 10 минут. Это даже не лекция, а энергетический взрыв. Большое спасибо!» Артем Воронов, светодизайнер, Челябинск

«Приобрела видеолекцию об итогах миланской выставки. Материал очень четко структурирован, Ольга все рассказывает понятно, просто, красиво и очень грамотно. В одной лекции очень большой объём информации. Качество звука, изображения тоже отличное. Смотрится на одном дыхании и очень заряжает в творческом ресурсе и в понимании общей картины в Мире Дизайна. Планирую купить ещё не один ролик. Спасибо, Ольга, за ваш вклад в интерьерное искусство». Анастасия Аккубинова, дизайнер интерьера, Казахстан

«Ольга – удивительно позитивный человек и мега-специалист в области дизайна и всего, что с ним связано. Кто еще не знаком с ее профилем – рекомендую подписаться! Он крайне информативен. Ольга недавно вернулась с iSaloni-2019 и подготовила объемный срез по трендам в интерьере. Все просто обязаны ее посмотреть! Не жадничайте заплатить за это. Поверьте: то, какой объем информации вы из нее почерпнете, то, как она подобрана, структурирована и наложена на видеоряд – абсолютно стоит своих денег. Видно, какая большая работа для этого проведена. Это не просто про фото рассказать, это обобщение огромного количества материала всей Миланской недели дизайна, с выходом за рамки собственно выставки, это включает весь культурный контекст». Екатерина Деркач, дизайнер интерьера, Москва

Дизайн-лекторий Ольги Косыревой — О нас

Лекции дизайн-критика и историка дизайна Ольги Косыревой хорошо известны в профессиональном дизайнерско-архитектурном кругу не только в Москве. Их основные темы – это тенденции, новые идеи и актуальные направления в современном предметном дизайне и дизайне интерьера, впечатления от посещения столиц дизайна и мебельных выставок.

Пополнить свой багаж знаний, освежить, расширить и упорядочить представления о дизайне, а также задать вопросы в Дизайн-лекторий приходят практикующие дизайнеры интерьеров, декораторы, архитекторы; владельцы и сотрудники мебельных компаний и компаний-поставщиков товаров и услуг для оформления интерьера, текстильных и флористических студий, а также неспециалисты, которым интересна и близка данная тема.

Эксперт в области дизайна, дизайн-критик, дизайн-промоутер, а также известный журналист и редактор с 20-летним опытом работы в популярных, специализированных и деловых изданиях. Кандидат филологических наук.

В 2012 году основала Дизайн-лекторий Ольги Косыревой – программу авторских лекций об истории и современном состоянии дизайна.

С 2010 года преподает в Школе дизайна интерьера «Детали». Преподавала историю дизайна в Школе дизайна Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Являлась членом ГЭК кафедры дизайна мебели Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова. Неоднократно выступала перед аудиторией Московского музея дизайна, Московского музея архитектуры и Московского музея современного искусства. Проводила и модерировала публичные дискуссии, круглые столы с ведущими итальянскими и российскими профессионалами в сфере дизайна и архитектуры. C 2011 года по приглашению итальянских организаторов мебельной выставки Salone del Mobile Moscow выступает куратором лекционной программы с участием лидеров дизайнерской индустрии Италии. 

Многократно входила в жюри различных конкурсов в области предметного дизайна, дизайна интерьеров и архитектуры. Семь раз являлась членом жюри российского этапа SaloneSatellite (2006, 2012-2018). Была председателем жюри конкурса «Придумано и сделано в России» Российского государственного музея декоративно-прикладного искусства (2018), а также входила в жюри конкурса на разработку дизайна для народных промыслов “Дизайн и ремесло» (2019), московского городского фестиваля «Цветочный джем» (2018),  конкурса на лучший дизайн станций «Солнцево» и «Новопеределкино» Московского метрополитена (2014) и др. 

В 2002-2012 гг. участвовала в выходе российских версий журналов AD/Architectural Digest, Interni, Objekt©Russia и Psychologies Luxe (в последних двух – в качестве главного редактора). Работала старшим редактором журнала Vogue, отвечая среди прочего за раздел «Стиль жизни». Более 1000 её статей опубликованы в журналах Vogue, AD/Architectural Digest, Interni, InStyle, CNTraveller, Tatler, Forbes, Robb Report, «Афиша» и др., а также в «Ведомостях», «Коммерсанте» и «Независимой газете». Среди публикаций – репортажи о лучших интерьерах мира и работах авторитетных российских архитекторов, обзоры важнейших событий и главных тенденций в области дизайна в России и за рубежом, интервью со знаменитыми дизайнерами: Филиппом Старком, Марком Ньюсоном, Патрицией Уркиолой, Марселем Вандерсом, Микеле де Лукки и др. Для таких звёзд дизайна, как Гаэтано Пеше, Карим Рашид, Йоб Сметс и Нинке Тинагел из Studio Job, Ольга стала первым гидом по Москве и первым журналистом, разносторонне показавшим их творчество российской публике.

Дизайн-лекторий Ольги Косыревой — Блог

12 декабря 2019 | БЛОГ

Завершился российский этап конкурса Lexus Design Award 2020. Ольга Косырева была членом экспертного совета конкурса и принимала непосредственное участие в отборе победителей.

15 октября 2019 | БЛОГ

Salone Satellite этого года вызвал море вопросов. И к тому, что выставлялось, и к тому, что победило. Коротко на все вопросы не ответишь, но я постараюсь по пунктам прямо.

11 сентября 2019 | БЛОГ

Новая лекция про новый скандинавский дизайн – уже сегодня, 12 сентября. У вас есть еще шанс успеть: одна лекция в 12:00, а другая – в 19:00. Москва, метро «Чистые пруды».

9 сентября 2019 | БЛОГ

Про скандинавский дизайн, каким вы его не видели, про то, зачем нужен дизайн и кому он нужен, ну и про главные тренды на ближайшее и отдаленное будущее – такими будут лекции Ольги Косыревой в Москве, Владивостоке, Новосибирске. И редкая возможность поехать в дизайн-тур в Голландию и Бельгию в октябре 2019. Приглашаем!

11 апреля 2019 | БЛОГ

Мини-программа на день или полтора. Если вы cейчас не там, то хотя бы отследите в инстаграме.

6 апреля 2019 | БЛОГ

В Милане за неделю проходит больше тысячи различных мероприятий, и все интересные. Что выбрать? Советы Ольги Косыревой

19 марта 2019 | БЛОГ

Памятка для тех, кто едет в Милан — неважно, на Миланский мебельный салон или просто погулять.

Дизайн-лекторий Ольги Косыревой — Видео-лекторий

Краткое содержание:

Какие тренды прошлого года ушли, какие уходят, какие продолжаются, какие новые появились и как долго они продержатся. Какие новинки показали известные бренды. Лучшие инсталляции, из которых можно почерпнуть идеи и вдохновение для своих проектов. 

Продолжительность: 2 часа. Количество вмонтированных в видео иллюстраций – около 300. В любой момент можно поставить видео на паузу и рассмотреть фотографию подробно.

ТРИ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСА, ОТВЕТЫ НА КОТОРЫЕ ВЫ ПОЛУЧИТЕ В ЭТОЙ ЛЕКЦИИ:

1. На что ориентироваться дизайнеру, чтобы его
 проект был актуальным в будущем, когда он будет закончен.

2. Что нужно знать поставщикам, чтобы прогнозировать закупки и продажи.

3. Всем причастным — что из актуальной мировой повестки дня нужно учесть, чтобы не остаться за бортом процесса.

ВАМ НУЖНА ЭТА ЛЕКЦИЯ, ЕСЛИ ВЫ:

• Дизайнер интерьера, декоратор
 • Архитектор
 • Предметный дизайнер
 • Владелец и/или закупщик мебельного магазина или компании
 • Поставщик отделочных и декоративных материалов для интерьера
 • Галерист, художник, фотограф
 • Студент — будущий дизайнер любого направления

Что вы увидите и услышите в лекции:

▪ анализ главных тенденций в дизайне интерьеров: какие новые возникли, какие старые продолжились и развились, какие ушли со сцены;

▪ анализ в динамике: сравнение с тем, что было год назад и полгода назад; 

▪ что стало с латунью, какой металл сегодня модно использовать, насколько популярен мрамор, какие рисунки и орнаменты преобладают, как меняется цветовая гамма в интерьерах и какие формы определяют 2019-й год — все это с указанием направления и перспектив дальнейшего развития;  

▪ немного о новых технологиях и материалах, которые применяются в дизайне ведущими компаниями в своих отраслях, такими как Kartell,  Flos, Artemide;

▪ новинки ведущих марок мебели и света;

▪ анализ этих новинок, чем именно любопытны и инновационны эти, а не другие;

▪ интересные приемы, которые были использованы в оформлении стендов и шоурумов и которые можно позаимствовать; 

▪ советы, что из показанного на Миланском салоне 2019 можно и нужно взять для частных интерьеров, что – для более модных общественных, что – для краткосрочных, остромодных;

▪ прогноз, что придёт на смену модным влияниям из 1970-х годов;

▪ и, конечно, впечатления, заряд бодрости и толчок к будущим высотам, поскольку энергетика Милана передаётся даже через фото и разговоры. А энергия и новые впечатления — это то, без чего невозможно работать дизайнеру.

Кто лектор: 

Ольга Косырева — лучший российский дизайн-критик и историк дизайна, в прошлом редактор журналов AD Россия, Vogue Россия, Interni Россия. Подробнее о ней можно прочитать здесь.

Если вам нужны отзывы, то они есть, и самые высокие — от практикующих дизайнеров, архитекторов, преподавателей:

«Когда слушаешь лекцию, чувствуешь, что Ольга — авторитетный эксперт, который может объяснить причинно-следственные связи возникновения того или иного тренда, наполнить смыслом и облечь в слова те картинки, которые вызывают восторг. Было интересно сравнить собственные впечатления, которые я получила на ISaloni, с мнением эксперта, ведь я теперь убеждена в ее большом профессиональном опыте, ее большом багаже знаний в области истории дизайна и его современного развития. Ее лекция очень вдохновляет, слушается легко, прямо на одном дыхании!» Елена Маркова, любитель дизайна, реставратор, Челябинск  

«Слушал лекцию Ольги Косыревой по итогам Миланского мебельного салона и был в шоке! Ольга посещала эту выставку 20 раз! Столько нюансов и тонкостей. 2 часа лекции пролетели, как 10 минут. Это даже не лекция, а энергетический взрыв. Большое спасибо!» Артем Воронов, светодизайнер, Челябинск

«Приобрела видеолекцию об итогах миланской выставки. Материал очень четко структурирован, Ольга все рассказывает понятно, просто, красиво и очень грамотно. В одной лекции очень большой объём информации. Качество звука, изображения тоже отличное. Смотрится на одном дыхании и очень заряжает в творческом ресурсе и в понимании общей картины в Мире Дизайна. Планирую купить ещё не один ролик. Спасибо, Ольга, за ваш вклад в интерьерное искусство». Анастасия Аккубинова, дизайнер интерьера, Казахстан

«Ольга – удивительно позитивный человек и мега-специалист в области дизайна и всего, что с ним связано. Кто еще не знаком с ее профилем – рекомендую подписаться! Он крайне информативен. Ольга недавно вернулась с iSaloni-2019 и подготовила объемный срез по трендам в интерьере. Все просто обязаны ее посмотреть! Не жадничайте заплатить за это. Поверьте: то, какой объем информации вы из нее почерпнете, то, как она подобрана, структурирована и наложена на видеоряд – абсолютно стоит своих денег. Видно, какая большая работа для этого проведена. Это не просто про фото рассказать, это обобщение огромного количества материала всей Миланской недели дизайна, с выходом за рамки собственно выставки, это включает весь культурный контекст». Екатерина Деркач, дизайнер интерьера, Москва

Ольга Косырева: «Дизайн — это не абстрактное понятие»

Часто ли можно поговорить с настоящим знатоком своего дела? Это редкость, но сегодня нам выпал такой шанс. Ольга Косырева, основатель и руководитель «Дизайн-лектория Ольги Косыревой», эксперт в области современного дизайна, журналист, лектор и кандидат филологических наук, рассказывает об увлечении всей жизни.

Westwing: Ольга, Вы по образованию редактор. В каком возрасте вы почувствовали любовь к текстам и писательскому искусству?

Редактирование книг или журналов — это аналитическая работа над чужими текстами. Редактор совсем не обязательно должен быть писателем.

А редактором я решила стать, потому что с детства люблю книги – люблю читать, а не писать. В детстве систематизировала большую родительскую библиотеку – у нас было около 3000 томов, в основном художественная литература, а также альбомы, мемуары, научно-популярные издания, энциклопедии. Я играла в библиотекаря: составляла каталог, переставляла книги в шкафах по алфавиту, по темам. Это был большой мир, благодаря которому у меня появился интерес к тому, что впоследствии стало моей первой профессией, хоть и не буквально.

W.W. Какими книгами вы зачитывались в юности? Был ли любимый литературный жанр?

Я, как любой ребенок, узнавала мир через книги. Любила приключенческие романы, Жюля Верна и Стивенсона, любила исторические авантюры у Дюма и Бальзака, детективы Агаты Кристи, Себастьяна Жапризо и Иоанны Хмелевской. Разумеется, читала советских авторов и многому у них училась: и честности, и порядочности, и воле. Это и «Два капитана» Каверина, и «Динка» Валентины Осеевой, и «Белеет парус одинокий» Катаева и многое другое. Вообще, мир детства для меня – это мир книжек, я книжный ребенок, и очень этому рада.

W.W. С чего началась ваша карьера?  Вы сразу сфокусировались на теме интерьерного дизайна и архитектуры?

После окончания института я пробовала себя в бизнес- и финансовых изданиях, но недолго. В принципе, все получалось, но не зажигало. А вот когда попала в архитектурный журнал, открылись новые горизонты. До этого интересовала культура в целом – театр, живопись, декоративно-прикладное искусство, но с момента, когда я начала работать в журнале «Архитектура и строительство России», архитектура, интерьеры и предметный дизайн интересуют меня больше всего.

W.W. Сейчас  вы признанный эксперт в области дизайна, журналист, редактор и дизайн-критик. Последнее направление  вы придумали сами. Что вы вкладываете в это понятие?

Я придумала только название, а не направление. Направление сложилось само. Его смысл – тот же, что вкладывается в понятие «художественная критика», «театральная критика», «архитектурная критика». Дизайн-критик –  это не тот, кто критикует. Это человек, который  изучает дизайн, рассматривает его пристально, видит с разных сторон, анализирует, прогнозирует, дает экспертную оценку.

W.W. Ольга, вы долгое время писали для российских и зарубежных изданий. В какой момент вам стало тесно в этих рамках и вы решили создать «Дизайн-лекторий»?

Я и до сих пор пишу для многих российских и некоторых зарубежных изданий – для Vogue, Forbes, InStyle, «Ведомостей» и др. Только теперь это не основное мое занятие, и я не работаю нигде в штате. С 2012 года главное, чем я занимаюсь – это лекции: подготовка, организация, поиск и сбор материала, выступления, поездки с лекциями по стране и в ближнее зарубежье. Помимо этого я  организую семинары и круглые столы, модерирование, публичные встречи с представителями западного дизайна.

Как так получилось? Работая в Vogue, AD/Architectural Digest, Interni, я действительно чувствовала, что мне тесно. Работы много, ответственность большая, но прямого диалога с читателем нет и рассказать ему то, что я знаю и хочу рассказать, невозможно — королевство маловато. Ведь когда ты встречаешься с дизайнерами на главных мировых выставках, узнаешь изнутри всю кухню дизайна, а поведать об этом тебе надо пятью строчками или одной страницей поверхностного репортажа – это действительно разочаровывает. Зато теперь у меня есть возможность делиться всем, что я знаю, со всеми, кого это интересует, и в большем объеме.

W.W. В чем принципиальное отличие живого формата общения на встречах? Какие основные преимущества для аудитории?

Самое лучшее и приятное – что можно смотреть людям в глаза, видеть их реакцию, удивление, их интерес. Без такой обратной связи все время гореть очень трудно. А аудитория, я это вижу, заряжается моим энтузиазмом, моей энергией, эмоциями. Многие говорят, что после моего рассказа чувствуют, будто сами побывали где-то на выставке дизайна и вдохновились, подпитались свежими впечатлениями и драйвом. Плюс, конечно, можно не только задать вопросы, но и поделиться своими впечатлениями и знаниями, познакомиться с коллегами и единомышленниками. А это уже немало.

W.W. На ваши лекции приходят как профи, так и просто люди, влюбленные в дизайн. Как вам удается правильно и понятно донести информацию до каждого из них?

А в дизайне очень мало терминологии. И даже заимствованных слов немного. Так что то, что я рассказываю, понятно без перевода. К тому же дизайн – это не что-то абстрактное. Это люди, которые его создают, это вещи, которые нас окружают, это дома и пространства, город и улицы, скамейки и фонари. Дизайн несет общечеловеческие ценности, а не является тайным знанием узкого круга посвященных. Странно, что этого не понимают люди, которые каждое мгновение своего будничного дня имеют дело с дизайном: от автомобиля и мобильного телефона, до чашки, тарелки и постельного белья.

W.W. Ольга, Вы постоянный гость всех знаменитых выставок дизайна. По сравнению с 2017, раньше было больше сенсаций и свежих идей?

Нет, отнюдь. Я не устаю поражаться, как можно создать что-то новое в мире, где, казалось бы, давно все изобретено – но это новое все время появляется. Даже когда берется что-то старое и возрождается,  все равно создаются новые вещи, интерпретируются в новом ключе, в духе нашего времени.  И технологии, конечно, влияют – а они развиваются скоростными темпами. Мир дизайна не каждый год, а каждый день приносит что-то новое.

W.W. Работая нон-стоп, путешествуя из города в город, как вам удается не перегореть? Как часто вы устраиваете перерывы в работе?

Я постоянно нахожусь в контакте с новыми людьми, вижу новые идеи, бываю в новых местах. Как можно перегореть, если все время в костер кидаются новые дрова?

Мне нравится то, чем я занимаюсь. Перерывов в работе у меня не бывает, потому что работа меня не напрягает и я не отделяю для себя жизнь и работу. Даже когда во время отдыха, я замечаю, как одеты люди, какие вещи вокруг, думаю о чем-то, планирую, записываю впечатления. Мне интересна жизнь!

W.W. Находясь дома после напряженной недели, для вас важно окружить себя спокойными цветами в интерьере? В какой обстановке вы чувствуете себя максимально уютно?

Я дома не только отдыхаю, я часто дома и работаю – не вижу смысла ходить в офис. Плюс для меня понятие отдыха – очень растяжимое. Я отдыхаю и когда кино смотрю, и когда посуду мою, и когда готовлю, например. Ведь отдых – это перемены, смена видов деятельности, это давно известно. И для всей этой деятельности мне совсем не нужны спокойные цвета! Тем более, что, когда говорят «спокойные», часто имеют в виду «нейтральные». Нет, мне нужны краски, они дают энергию, впечатления, они будят эмоции.

Конечно, комфорт важен – удобное эргономичное кресло, диван, куда можно забраться с ногами и вдвоем, хорошая кровать, вместительный шкаф, компактная и вместительная кухня. Но эти вещи – необходимый минимум, а для полноты жизни обстановку хочется одушевить. Добавить виды, воздух, солнце, добавить интересные сложные вещи, которые хочется трогать и разглядывать.

«Идеальный интерьер» для Ольги Косыревой — это пространство без лишнего пафоса, в котором видны слои времени и есть как современные вещи, так и налёт ретро, а также обязательно — предметы искусства и живые растения. Как пример можно привести фрагменты московских квартир, оформленных дизайнером Юлией Голавской. 

Плюс ко всему, простые качественные вещи, с которыми так прекрасно сосуществовать в гармонии, словно не замечая друг друга. Еще мне нужны растения, потому что они живые, и картины, потому что они будят воображение. Мир вокруг должен быть разным, цветным, богатым на впечатления и ощущения – а мир, в котором все закручено вокруг обыденного представления об «уюте», мне неинтересен.

Дизайн-лекторий Ольги Косыревой — Ольга Косырева: «Не нужно замыкаться в дизайне, нужно смотреть вокруг себя!» — Публикации

Опубликовано в журнале Le Tabouret.Иркутск | ПУБЛИКАЦИИ

http://ru.calameo.com/read/004775971a5bb2dba0e25\

 Ольга, вы много пишете, у вас есть собственные колонки в модных журналах и на популярных сайтах. Как вам удается попасть в точку с материалом? 

– Мои колонки востребованы, потому что  я хорошо знаю читательские вкусы. У меня узкая специализация и большой опыт работы в медиаиндустрии (уже более 20 лет), так что я знаю вопрос глубоко, как никто, и выбираю среди тем то, что интересно широкой аудитории неспециалистов, непрофессионалов в области дизайна. Я заметила, что очень мало людей в любых профессиях могут представить себя на месте своего потребителя/заказчика, а я всегда призываю это делать!  Как и в лекциях: если я вижу в аудитории своих постоянных слушателей, то могу говорить на более глубокие, более специальные темы, погружаться в частности, потому что мы с ними на одной волне, они меня уже слушали и прекрасно понимают то, о чем я говорю. Но если я вижу в аудитории новые лица, то стараюсь дать побольше пояснений, отступлений, захватить тему более широко.

 Так и в паре «дизайнер – заказчик»?

– Именно! Дизайнер должен не себя представить на месте клиента, а влезть в шкуру и душу своего клиента, вообразить себя, например,  человеком  лет 45, с его стереотипами, привычками, ритмом жизни и т.д. Дизайнер сродни психологу, это не я придумала. Многие сложности в отношениях дизайнеров с заказчиками возникают из непонимания друг друга, из нежелания стать на позицию другого, высокомерного отношения «сверху» или, наоборот, заискивания, непонимания расстановки баланса сил и заинтересованности – то есть тут психологические проблемы. И в целом в этой области многое определяется психологией: так, люди,  выросшие в советское время, жили в «хрущевках», в тесных квартирах с простой и одинаковой мебелью, неудивительно, что они часто хотят в своем интерьере видеть классические формы, выбирают проекты а-ля Эрмитаж – потому что это всегда было для них недостижимой мечтой. И наоборот, люди, выросшие  в классическом интерьере с антиквариатом, часто стремятся к лаконичности и хотят поселиться в лофте.

А что еще нужно для крепких отношений с заказчиком? 

– Большую роль в выборе заказчика и работе с ним играет сам дизайнер, ведь не только заказчик выбирает дизайнера, но и дизайнер выбирает заказчика. Он должен решить, подходит ему этот клиент или нет, сработается он с ним или нет. Если с самого начала нет общего языка – лучше не продолжать. Это вам любой опытный дизайнер скажет. Ничего хорошего не выйдет. Можно конечно «продавить» свое мнение, воздействовать авторитетом, но результат будет не тот.

Есть у меня история на эту тему. В прошлом году в Москву приезжали итальянские дизайнеры из студии Lazzarini Pickering – римское бюро, которое существует более 30 лет. Два немолодых джентльмена из этой студии читали лекцию, и по окончании им задали вопрос из зала: «Если заказчику не нравится ваше предложение, он его не принимает, то что вы делаете?»  У итальянских гостей было замешательство.  Они долго совещались и сказали:  «Это весьма странный вопрос,  потому что мы не понимаем, как такое может случиться, что заказчику не нравится наша идея. Мы же не на улице с ним встретились, и не делаем ему абстрактное предложение. Прежде, чем мы согласились с ним работать, мы долго беседовали, узнавали его как человека, его пожелания, представления о будущем жилье и прочее.  И встречались не один раз». Дизайнер – профессионал, и он лидер в этой паре. Заказчик же порой не понимает, что он хочет, у него может не быть опыта самостоятельного обустройства или строительства жилья, он заведомо меньше знает, чем дизайнер. Поэтому дизайнеру нужно выяснить ситуацию, исходные данные, мировоззрение, видение будущего дома и дать лучшее решение, учитывая все составляющие жизни заказчика.

 Хочу спросить про ваших любимых мировых дизайнеров? На кого ориентироваться? 

Очень сложно выделить кого-то одного, многих люблю за их работы, многих – потому что знакома, общалась и нахожусь под обаянием их личности. Например, Патрисия Уркиола – прекрасная  женщина, очень харизматичная и энергичная. Она испанка, давно живущая в Италии. Замечательный дизайнер, всегда смотрит вперед, задает тренды.  У нее тонкое обращение с цветом, я считаю, она один из самых сильных колористов в современном дизайне. В ее предметах есть мягкость и подход, который  выдает в этих вещах автора-женщину, и это их «очеловечивает», а сейчас это интересно, потому что в жизни слишком много функционализма, рационализма, технологий – не хватает эмоциональности.

Очень люблю голландца Марселя Вандерса, пусть его популярность уже не на пике, но его работы всегда эффектны, притягательны, интересны. Хотя внешне он напоминает больше шоумена, на самом деле он очень глубокий человек, философ в дизайне.

Еще отмечу испанца Хайме Айона, чей дизайн я до недавнего времени недооценивала: мне казалось, что  он слишком детский, фантазийный, слишком сильно в нем игровое начало. Но сейчас его работы выглядят крайне актуально, они прямо в точку, на гребне волны. Широко прогремела пара его проектов на Миланском мебельном салоне в этом году, причем он работал не с авангардными мебельными брендами, а с достаточно консервативными, и сумел полностью обновить им имидж. Осовременил их, вдохнул новую жизнь.

Отдельно отмечу  голландских дизайнеров. Это своя дизайнерская школа, у них иной образ мысли. Они привыкли к экономичному использованию ресурсов, к работе с вторичным материалом и  мыслят небанально. Сегодня они находятся на передовой дизайна. Например, Пит Хайн Ек, который еще 25 лет назад стал работать со старой древесиной и металлом, и сделал эстетику облезлости и обшарпанности модной. Дирк ван дер Кой – вчерашний студент, который пять лет назад окончил академию дизайна, а сегодня уже известен всему миру: первый его стул из вторично переработанного пластика от отправленной на свалку бытовой техники попал сразу в несколько музеев дизайна. Лекс Потт прославился своими экспериментами с патинированием металла, дающими очень свежие, непривычные фактуры и позволяющими вещам «жить», изменяться с течением времени. Drift Studio – авторы нашумевшей и очень популярной люстры из живых одуванчиков, пушинки которых пересажены и приклеены на светодиоды. Они делают не массовый продукт, а инсталляции и арт-дизайн. Они выходят за границы привычного и тем самым двигают дизайн вперед.

 У нас в Иркутске достаточно большое дизайнерское сообщество, но мы живем далеко от центра мирового  дизайна. Несколько лайфхаков, как быть в теме и держать нос по ветру?

– Я считаю, что есть три вещи, которые дизайнерам всегда помогут. Первое – это посещение международных  дизайнерских выставок. Обдуманное и подготовленное. С одной стороны, не нужно стремиться ездить на все существующие – это бессмысленно, дорого и займет полжизни.  Достаточно один раз в два-три года выбираться на iSaloni в Милан, а дальше выбирать, что тебе близко и нужно для твоих работ: если нравится декор, то ездить один раз в два-три года в Париж на Maison et Object, если нужен авангард и «честный дизайн», то можно в Голландию, Бельгию. А если близок скандинавский дизайн, то имеет смысл посетить стокгольмскую неделю дизайна, выставку мебели и света в Стокгольме.

Второе – постоянно мониторить Instagram  и Pinterest, изучать и следить за всем, что происходит в этом мире. Практически все дизайнеры, дизайнерские компании и интерьерные журналы/порталы с оригинальным контентом там есть. Instagram – информативный, а Pinterest  больше для вдохновения.  

Ну и третий совет: не нужно замыкаться в дизайне, нужно смотреть вокруг себя. Изучать современное искусство – нравится или не нравится, но делать это необходимо! Хотя бы виртуально отслеживать, а когда есть возможность  посетить – обязательно посещать, в любых городах и странах мира. Это развивает, расширяет фантазию и мировоззрение.

Отдельно настаиваю и без этого никуда: изучайте своих предшественников в дизайне и историю дизайна в целом!  У нас никто не знает даже главных западных дизайнеров и декораторов  ХХ века, а там есть десяток имен, которые надо знать как «отче наш». Это знание позволяет, глядя на современный интерьер, уметь сказать, откуда «ноги растут», где корни.  Сейчас многие вдохновляются вторичными интерьерами, берут за образец интерьеры современных авторов, чьи работы построены уже на чьей-то идее. Знать, что было «до» – это и есть образованность. Это сложно, этому не учили в вузах, но надо искать источники, книги читать  – сейчас все это доступно.

 Какие вещи всегда будут актуальны?

– Однозначно – натуральные и «подлинные» материалы: дерево, мрамор, стекло и фарфор, настоящий металл, не имитация, не покраска под металл, а чугун, сталь, латунь, бронза и т.д. Ничего нового в этом отношении не изобретено, вопрос всегда – в каком контексте что используется. Вот, например, сейчас самый модный предмет мебели – это диван в бирюзовом, темно-синем или темно-зеленом бархате. И это реально вещь, которая никогда не выйдет из моды. У Тургенева в усадьбе был темно-зеленый бархатный  диван. Эпохи сменились, а диван остался. Или паркет «елочкой» – нам такой до боли родной, такой знакомый, даже кажущийся чрезмерно простым, избитым. Во всем мире его называют «французской елочкой» – он лежал всегда в дворцах и усадьбах. В Советском Союзе его упростили и стандартизировали, но он жив и по-прежнему актуален. Вещи подлинные и качественные – всегда в тренде.

 А что вы считаете моветоном в интерьере? 

– Серьезный моветон – несоответствие экстерьера интерьеру. Нужно уметь исходить из пространства, которое тебе дано – это отправная точка. А у нас доходит до курьезов: панельный дом, а внутри барокко; потолок 2,60 м, а внутри – «Эрмитаж» (там, отмечу, в парадных залах потолки выше семи метров). Когда я вижу заголовок в журнале: «Классика в однушечке» – я дальше не читаю. Потому что это не просто дурной тон, это непрофессионализм и не имеет права на существование. Архитекторы во все времена шли от общего к частному, проектировали здания, а потом проектировали в них интерьер и мебель специально для этого интерьера – если опережали свое время и не могли найти соответствующих предметов. Так делали и Гауди, и Федор Шехтель, и Людвиг Мис ван дер Роэ, и Эйлин Грей. И это правильно. Да что там ХХ век! Микеланджело проектировал мебель, чтобы она была под стать его архитектуре. Фасад определяет интерьер – это закон.

А вторая печаль – когда в принципе интерьер старается казаться тем, чем он не является: «Денег нет, но у нас тут Эрмитаж». Поэтому все страшно дешевое, пластмассовое и фальшивое. Это одно из главных отличий западного  интерьера от российского: если вы видите ложные потолки, ложные карнизы, фальшпанели, натяжной потолок, гипсокартон – то это всегда российский интерьер, на западе это не используют уже лет сто. Фейки не популярны ни в какой области. Все хотят чего-то подлинного и настоящего. Я однажды в Подмосковье на 40 сотках видела копию Елагинского дворца, построенного Александром I для своей матери – это уже не дурной тон, это не профессионально и не практично, и с любой стороны не хорошо.  К сожалению, таких примеров много.  Но, к счастью, осознание, что так быть не должно, постепенно приходит.

Истоки лежат, конечно, в истории нашей страны. Для многих из нас дворцы – единственный образец  достойного жилья, других нет перед глазами: Эрмитаж, Кусково, старые дворянские усадьбы, которые теперь стали музеями. А вот квартиры московской интеллигенции советского времени видели немногие, и именно там были антиквариат, паркет, высокие потолки, большие окна, лепные карнизы и розетки, дубовые двери с раскладками – то есть классические формы в их изначальном виде. И такие интерьеры, к сожалению, примером не стали, по причине их недоступности и непубличности. Но ведь никто не задумывается, что в «эрмитажах» цари не жили, у них были другие усадьбы для повседневной жизни, или отдельные комнаты, которые совершенно не похожи на дворцы. Потому что в жилье важна камерность, нужен другой масштаб. Да и мы не в XIX веке живем. Как можно ездить на порше и жить в Эрмитаже – я ума не приложу. Поэтому так рада встречать единомышленников среди дизайнеров в разных регионах, которые это тоже понимают. А понимают – значит, транслируют эту точку зрения дальше, распространяют ее. И это главное сейчас: образовываться самим и образовывать других. Чтобы не было у нас эрмитажей в панельных девятиэтажках и повсеместных лофтов в совершенно не предназначенных для этого помещениях.