Ревущие двадцатые — Википедия
Бурные, или ревущие двадцатые (англ. Roaring Twenties) — эпоха 1920-х годов в США, Великобритании, Германии, Франции. Название характеризует динамичность искусства, а также культурной и социальной жизни этого периода. Эпоха началась с возвращения к мирной жизни после Первой мировой войны. Радикально изменились мода и стиль одежды, наступил расцвет джаза и ар-деко, радиовещание стало повсеместным, кинематограф обрёл звук и из редкого развлечения превратился в массовый вид досуга и отдельный вид искусства. В двадцатых годах был сделан ряд важных научных открытий и изобретений, имевших далеко идущие последствия, в отдельных странах отмечался беспрецедентный рост промышленности и потребительского спроса. В конце двадцатых годов произошёл крах западной экономики и наступил период Великой депрессии.
Социальные и культурные изменения двадцатых годов начинались в крупнейших городах США и Европы: Чикаго, Новом Орлеане, Нью-Йорке, Филадельфии, Париже и Лондоне. США достигли на тот момент доминирования в сфере финансов, в то время как Германия, проиграв войну, не была способна даже выплачивать репарации, наложенные на неё по Версальскому мирному договору. Чтобы решить эту проблему, был предложен план Дауэса, по которому Германии был предоставлен кредит для укрепления её экономики и рассрочка платежей в пользу победителей. США стали крупнейшим кредитором как Германии, так и других европейских стран. К середине 1920-х годов мировая экономика укрепилась, и вторая половина десятилетия даже в Германии известна как «золотые двадцатые». Во Франции и франкоязычной части Канады это время называют «сумасшедшие двадцатые»
Дух ревущих двадцатых современниками воспринимался как радикальная модернизация и разрыв с традиционными ценностями викторианской эпохи. Благодаря новым технологиям, всё казалось легко осуществимым. Жизнь представлялась фривольным танцем. Ф. С. Фицджеральд нарёк это время «веком джаза
».В конце 1929 года произошёл биржевой крах, ознаменовавший конец эпохи ревущих двадцатых. Миллионы людей внезапно лишились средств к существованию. После биржевого кризиса начался коллапс производства, умноживший бедствия за счёт роста безработицы. Последовавшая длительная экономическая рецессия получила название Великая депрессия.
Хотя фермерство и горнорудная промышленность после войны переживали трудные времена, в целом экономика США быстро перестроилась на мирное производство и продолжала расти. США стали самой богатой страной мира, их промышленность обеспечивала массовое производство, а общество привыкло к потребительству[3].
Демобилизованные солдаты по возвращении домой получили жалование и тратили его на новые продукты, появившиеся в это время на рынке. Прекращение военных заказов поначалу вызвало в экономике короткую, но глубокую депрессию, однако по мере возвращения демобилизованных солдат в мирную жизнь она прекратилась. Предложение на рынке превышало спрос, что обусловило сравнительно низкие цены на товары и стимулировало продажи в кредит, но в течение 1920-х годов потребление росло
Во время президентства Уоррена Гардинга (1921—1923 гг.) ещё не все демобилизованные нашли работу, и уровень безработицы поначалу доходил до 20 %. В 1913 году подоходный налог составлял 7 %, но в годы войны его увеличили до 77 %, что делало производство невыгодным. Чтобы оживить экономику, Гардинг начал понижать налоги (до 25 % к 1925 году) и принял ряд других мер, что в совокупности привело к экономическому буму в годы правления следующего президента Калвина Кулиджа (1923—1929 гг.)[5]. В то же время из-за широкого потребительского кредитования в экономике образовался спекулятивный пузырь, спровоцировавший крах 1929 года[6][7], когда к власти пришёл президент Герберт Гувер. Он пытался сохранить за правительством роль арбитра в делах бизнеса, не вмешиваясь непосредственно в экономические процессы, но успеха в борьбе с наступившим кризисом не добился.
Новые продукты и технологии[править | править код]
Автомобиль Ford TПоточное производство было рассчитано на сбыт продукции среднему классу[8]. В результате в 1920-х годах автомобиль, кинофильмы, радио и продукты химической промышленности стали массовыми. Быстрее всего росла автомобильная промышленность. До войны автомобили были роскошью, но в 1920-е годы они стали обычным явлением. К 1927 году было продано 15 миллионов штук модели Форда Т. Одновременно появлялись шоссейные дороги, мотели, станции обслуживания, рынок подержанных автомобилей и новые жилые дома вдалеке от линий общественного транспорта.
Радио стало первым средством массовой информации и поначалу было дорогим. Оно предложило новые развлечения и средства рекламы, благодаря чему приобрело столь высокую значимость, что стало частью массовой культуры. В США в 1927 году была создана Федеральная комиссия по радио, которая, вопреки распространённому заблуждению, не «установила государственный контроль над радио», а лишь переняла часть полномочий Департамента торговли, который прежде уже занимался вопросами радиовещания и даже выдавал соответствующие лицензии. После передачи полномочий, связанных с радиовещанием, Федеральной Радиокомиссии, был утверждён Закон о Радио, который, в связи со взрывообразным ростом числа радиостанций, ввёл регистрацию частот вещания, а также взял на себя функции своеобразной цензуры, установив три запрета: 1) выходить в эфир на частотах, уже занятых другой станцией; 2) распространять богохульство; и 3) передавать «непристойности» (то есть передачи порнографического характера), какие казались немыслимыми в 1910-х, но неожиданно оказались востребованными в 1920-х.
В 1925 году появился электрофон и электрические способы звукозаписи, что стимулировало дальнейшее распространение грампластинок. Производство кинофильмов также переживало бум, что привело к возникновению центра киноиндустрии в Голливуде и создало новый способ развлечения, вытеснивший прежний водевиль. Ходить в кино было дешевле, и оно быстро стало массовым. (О кинематографе см. ниже в разделе «Культура».)
В 1927 году Чарльз Линдберг впервые совершил трансатлантический полет, что продемонстрировало возможности коммерческой авиации, развивавшейся затем в 1930-х годах. Среди важных открытий и изобретений, сделанных в этот период и реализованных в недалеком будущем, были разработки телевидения и выделение Александром Флемингом первого антибиотика, пенициллина.
Новая инфраструктура[править | править код]
Появление новых технологий потребовало новой инфраструктуры, и её создание в основном финансировалось правительством. Для автомобилей было важно наличие хороших шоссейных дорог. Электрификация в США во время войны замедлилась, но после войны создание общенациональных электрических и телефонных сетей продолжалось. Большая часть индустрии перешла с парового привода на электричество. Строилось множество новых электростанций. Продолжающаяся урбанизация привела также к развитию современных систем канализации. Как правило, все эти заботы подлежали ответственности местных властей, которые не справлялись с финансированием решения всех проблем своих регионов и к началу Великой депрессии оказались в долгах. Помогать им пришлось федеральному правительству, которое использовало для этого доходы от военных репараций и федеральных налоговых сборов.
Урбанизация в США[править | править код]
Урбанизация в 1920-х годах достигла пика. Впервые количество городских жителей Америки превысило сельское население. В крупнейших городах проживало около 15 % населения. В Нью-Йорке и Чикаго строили небоскребы. Финансовый и страховой сектор экономики бурно росли. Количество работников категории белых воротничков увеличилось настолько, что не только в больших, но и в городах сравнительно небольших размеров они стали составлять значительную часть населения. В должности мелких клерков, работающих с бумагами, пишущей машинкой и телефоном, нередко работали незамужние женщины. Быстрее всего росли города Среднего Запада, где не было проблем со снабжением горожан продуктами питания из прилегающих сельскохозяйственных регионов. Открытие Панамского канала привело к облегчению коммуникаций с городами на тихоокеанском побережье, что привело к их бурному росту.
Литература[править | править код]
Ревущие двадцатые были периодом творчества ряда крупных американских писателей. В том числе в 1920-х годах были опубликованы следующие книги:
Последний роман произвел шумный скандал из-за обилия сексуальных и эротических сцен и был запрещен в Великобритании и некоторых других странах.
Потерянное поколение[править | править код]
Потерянным поколением называли молодых людей, призванных на фронты Первой мировой войны и не сумевших психологически приспособиться после этого к мирной жизни. Их восприятие мира отображал круг писателей, в который входили Эрнест Хемингуэй, Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Гертруда Стайн и др. Писатели потерянного поколения преимущественно были американцами, поселившимися после войны в Париже, известными также как экспатрианты. Их жанром стали романы и рассказы о наступлении эпохи материализма и индивидуализма, об ушедших романтических иллюзиях и утраченных идеалах.
Социальная критика[править | править код]
Другой круг американских писателей продолжал в своем творчестве отражать идеи прогрессистов, критикуя лицемерие и цинизм наполнявших Америку роскоши и гламура. Среди них наиболее популярен был Синклер Льюис. В романе «Главная улица» («Main Street», 1920) он сатирически описывал тупость и невежество жителей городка на Среднем Западе. В романе «Эльмер Гентри» («Elmer Gantry», 1927) высмеяна выставленная на продажу религиозность американских обывателей. Другими писателями этого литературного течения были Шервуд Андерсон и Эдит Уортон.
Ар-деко и другие стили[править | править код]
Ар-деко, характерный для «ревущих двадцатых» стиль архитектуры и дизайна, зародился в Бельгии и, завоевав Европу, докатился до США к середине 1920-х годов. В Нью-Йорке в этом стиле построено одно из самых высоких зданий — Крайслер-билдинг.В 1920-х гг. живопись в США развивалась иначе, чем в Европе, где художественные стили были более разнообразными и наряду с ар-деко развивались, например, экспрессионизм и сюрреализм. Как констатировал известный американский художник Ман Рэй в 1920 г.: «Дадаизм не может жить в Нью-Йорке». В целом живопись и архитектура США продолжали традиции модернизма.
Кинематограф[править | править код]
В начале 1920-х годов кино ещё оставалось немым и чёрно-белым. Первый цветной кинофильм появился в 1922 году, а в 1926 году киностудия Warner Bros. выпустила свой первый фильм со звуком и музыкой. Их первой работой, в которой персонажи заговорили, стал фильм «Певец джаза». Звуковое кино пользовалось бешеным успехом у публики, и студии работали круглосуточно[9].
Чрезвычайно популярна была мультипликация. Одним из первых популярных мультипликационных персонажей был кот Феликс. В конце 1920-х годов появилась студия Уолта Диснея и его Микки Маус, который дебютировал в 1928 году в мультфильме «Пароходик Вилли»[10].
Список кинозвезд того времени включает таких знаменитостей, как Рудольфо Валентино, Чарльз Чаплин, Бастер Китон, Гарольд Ллойд, Грета Гарбо, Уорнер Бакстер, Клара Боу, Луиза Брукс, Биби Даниелс, Мэри Астор, Нэнси Кэрролл, Джанет Гейнор, Чарльз Фаррелл, Джон Гилберт, Долорес дель Рио, Джон Берримор, Норма Ширер, Джоан Кроуфорд, Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, Анна Мэй Вонг, Эл Джолсон.
Гарлемский ренессанс. Популярная музыка[править | править код]
В 1920-х годах впервые в американской истории начался расцвет афроамериканской культуры (т. н. гарлемский ренессанс). Его средоточием стали этнические клубы Гарлема. Лэнгстон Хьюз и другие чернокожие сыграли ведущую роль в становлении джазового стиля поэзии. В обществе начался пересмотр стереотипных взглядов на негров, проявлением чего стал отход от блэкфейса. В 1923 году в Гарлеме создан баскетбольный клуб «Нью-Йорк Ренессанс», чья команда стала одной из лучших в мире.
Наибольшей популярностью среди музыкальных стилей 1920-х годов пользовался джаз, в особенности страйд. В эту эпоху началось творчество знаменитых джазовых певцов и музыкантов, таких как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Сидней Беше, Джелли Ролл Мортон, Бикс Байдербек, Бинг Кросби. Среди других популярных музыкальных течений этой эпохи — блюз, одной из наиболее известных исполнительниц которого была Бесси Смит, а также стиль кантри.
Танец[править | править код]
В американской культуре обучение танцам в специальных клубах издавна входило в курс обучения молодежи, но к концу 1920 гг. их популярность резко возросла. Классические пьесы, оперетты, народные песни были аранжированы так, чтобы принять вид легкой танцевальной музыки, ожидаемой публикой. Клубы спонсировали танцевальные конкурсы, на которых участники демонстрировали новые танцевальные движения. Профессионалы демонстрировали искусство степа и других популярных танцев той эпохи в турах по США. С появлением звукового кино популярными стали и киномюзиклы.
Заметную роль в развитии танцевальных стилей сыграл Гарлем, особенно клуб Коттон (Cotton Club), который привлекал публику всех рас, классов и образов жизни. Исполнителями в нём были афроамериканцы, но клиентами преимущественно белые. Другие клубы Гарлема собирали в основном публику из цветных.
Самыми популярными танцами эпохи были фокстрот, вальс и американское танго. В 1920-х годах распространились также чарльстон и блюз, основанные на афроамериканских ритмах. Чарльстон стал популярным после его появления в двух шоу бродвейского театра. В 1927 г. главным бальным танцем стал линди хоп, сопровождаемый страйдом в ритме рэгтайма. Позже из линди хопа развился свинг.
Моды[править | править код]
По фильмам и журналам тех лет можно получить представление о своеобразной моде ревущих двадцатых. Для молодых девушек (т. н. флэпперов) носить короткие юбки, коротко стричься и слушать джаз было одновременно модной тенденцией и социальной позицией, эпатажным разрывом с традиционными ценностями викторианской эпохи с её корсетами и длинными юбками, закрывающими ноги. В моду вошли фетровые шляпы; наиболее популярным дамским фасоном стала шляпка-клош. Популярным стало также использование косметики, которая ранее считалась атрибутом проституток[11].
Изменения в социальном положении женщин[править | править код]
Популярные в 1920-е развлечения на обложке журнала Vanity Fair (апрель 1921 г.)После принятия в 1920 года поправки к конституции о предоставлении женщинам всей полноты гражданских прав образовалось новое поколение женщин, менталитет которых существенно отличался от прежних. Ранее даже феминистки считали, что женщина должна иметь выбор между семьей и карьерой, так как уделять достаточно времени и тому и другому не представлялось возможным. Новое поколение 1920-х годов желало совместить семейные ценности и успешную карьеру[12]. Эти женщины стали уделять меньше внимания общественной активности по сравнению с поколением прогрессисток, они стремились на равных участвовать и побеждать в конкурентной борьбе[13].
После того, как в годы Первой мировой войны женщины заняли рабочие места мужчин, ушедших на фронт, они начали работать в химической, автомобильной и даже сталелитейной промышленности, что ранее считалось для женщин невозможным[14]. Места низкооплачиваемых работников, в том числе на тяжёлых работах, нередко занимали афроамериканки. Около 75 % из них было занято на сельскохозяйственных работах, в прачечных, а также выполняло обязанности домашней прислуги[15].
Поскольку законодательство к 1920-м годам ввело ограничения на продолжительность рабочего дня и размер минимальной заработной платы, работодатели усилили давление на работников с тем, чтобы заставить их работать быстрее и эффективнее, в частности, используя системы премирования[15]. Рост экономики позволял создавать все новые рабочие места, так что даже представители низших классов могли выбирать себе работу. В отличие от предшествующих поколений, молодые работницы не были вынуждены работать, чтобы обеспечивать семью и нередко предпочитали получать профессиональное образование, чтобы иметь ещё больший выбор. За счет этого росла и социальная мобильность[16].
Получив избирательные права, феминистки не прекратили политическую борьбу, но теперь они сфокусировали свою активность на борьбе с дискриминацией работников по признаку пола[17]. В школах и университетах было введено совместное обучение детей и молодежи обоих полов. Различия в обучении заключались лишь в том, что девушки обычно выбирали курсы домашней экономики, «Муж и жена», «Материнство» и «Семья как экономическая ячейка». Многие девушки поступали в колледж с целью выбрать себе подходящего жениха[18]. С распространением автомобилей свидания стали возможны в более интимной обстановке, а «петтинг», сексуальные отношения без настоящей половой близости, — социальной нормой студенческой жизни[19]. Кроме того, в обществе распространилось убеждение, что женщины не меньше мужчин нуждаются в половой жизни и что, согласно теории Зигмунда Фрейда, подавление сексуальных желаний разрушительно для психики[20]. В то же время американские представления о семейных добродетелях в целом не изменились. Считалось, что все добропорядочные женщины должны выйти замуж, заботиться о детях, доме и домашней кухне, а также иметь достаточно средств, чтобы не ограничивать себя в покупках, важных для дома и семьи[21].
Толерантность к меньшинствам[править | править код]
Ревущие двадцатые известны смягчением отношения к этническим меньшинствам. В частности, впервые в американской истории белые и чернокожие американцы могли вместе появляться на сцене и в кинофильмах[22]. В ночных клубах можно было видеть представителей разных рас, сидящих за одним столом и даже танцующих вместе. См. подробнее гарлемский ренессанс.
В эту эпоху женщины начали носить брюки, а мужчины завивать волосы. В популярной песне тех лет старшее поколение не понимает новых мод и осуждает тенденцию к унификации одежды и манер обоих полов:
Маскулинные девы, фемининный мужик,
Кто петух, а кто курица из них?
Их теперь не разгонишь, и посмотри:
Сестра себе пытается что-то брить,
Братишка завился на перманент,
Их теперь не приструнишь. Нет и нет.
Когда я был молод, было попроще
Разобрать, где тут зять, а где тут теща,
А теперь не поймешь, кто из них кто.
Трусики, брюки шириной с пальто,
Никто не скажет, кто в них одет.
Женомужчинами полон весь свет!Оригинальный текст (англ.)
Masculine women, Feminine men
— слова Эдгара Лесли (Edgar Leslie) на музыку Джеймса Монако (James V. Monaco)[23]
Which is the rooster, which is the hen?
It’s hard to tell ’em apart today! And, say!
Sister is busy learning to shave,
Brother just loves his permanent wave,
It’s hard to tell ’em apart today! Hey, hey!
Girls were girls and boys were boys when I was a tot,
Now we don’t know who is who, or even what’s what!
Knickers and trousers, baggy and wide,
Nobody knows who’s walking inside,
Those masculine women and feminine men!
Некоторые кинозвезды почти открыто жили в гомосексуальных парах. Среди них, в частности, называют известную американскую актрису русского происхождения Аллу Назимову[24]. В 1927 г. Мэй Уэст написала пьесу о гомосексуальности (The Drag) с аллюзиями к творчеству Карла Генриха Ульрихса[25][26], которая имела колоссальный успех у публики. Мэй Уэст предлагала рассматривать право на секс как одно из неотъемлемых прав человека и стала одним из ранних представителей движения за права сексуальных и гендерных меньшинств.
Законы об иммиграции[править | править код]
В 1920-х годах в Америке усилилась ксенофобия. В 1924 году принят новый закон об ограничении иммиграции, который практически свел на нет массовую иммиграцию европейцев в Америку, имевшую место до Первой мировой войны. Кроме того, Калифорния и многие другие штаты ввели ограничения на покупку земли иностранцами. Они не распространялись лишь на филиппинцев, так как Филиппины в то время были одной из заморских территорий США. Чтобы обойти эти законы, японцы и другие выходцы из Азии переводили права собственности на недвижимость на своих детей, рождённых в США и имевших гражданские права по праву рождения.
Сухой закон и мафия[править | править код]
Руководитель полиции Нью-Йорка Джон Линч (справа) руководит операцией слива ликёра в канализацию после проведённого рейда.К 1920-м годам специальной восемнадцатой поправкой к Конституции в США было запрещено производство, продажа и импорт спиртных напитков. Поправка была проведена при поддержке протестантских религиозных организаций и прогрессистов. Поскольку употребление спиртных напитков не запрещалось, их контрабанда и сбыт стали монополией организованной преступности, что значительно увеличило её доходы и способствовало её распространению в американском обществе. Одним из руководителей американских преступных организаций того времени, ставших символом американской мафии и эпохи ревущих двадцатых, стал знаменитый Аль Капоне. Другим известным мафиози был Лаки Лучано.
Питейные заведения того времени, в которых подавали алкогольные напитки, называли спикизи. Распространённые на всей территории США, они зависели от контрабандных поставок спиртного и контролировались региональной организованной преступностью. На торговцев спиртными напитками вели охоту полиция и специальные правительственные агенты, но они, как правило, ловили лишь мелких торговцев и подставных лиц, формально владевших спикизи, в то время как боссы мафии уходили от ответственности и помогали своим попавшимся подчинённым выйти из тюрьмы или облегчали им отбывание наказания. В крупных городах спикизи нередко были фешенебельными заведениями с хорошей кухней, живой оркестровой музыкой и сценой, на которой исполняли популярные песни и давали шоу. Их владельцы нередко подкупали полицейских, чтобы те либо закрывали глаза на деятельность заведения, либо предупреждали о готовящихся полицейских акциях.
Одиночный полет через Атлантику[править | править код]
В 1927 г. весь мир прославлял ранее малоизвестного американского лётчика Чарльза Линдберга, впервые совершившего одиночный беспосадочный перелет через Атлантический океан. Он вылетел из Нью-Йорка на одномоторном самолете американского производства 20 мая и приземлился в Париже через 33,5 часа. Там президент Франции вручил ему орден Почётного легиона, а по возвращении в США флотилия военных кораблей и самолетов сопровождала Ч.Линдберга в Вашингтон, где он первым получил американский крест лётных заслуг из рук президента Кулиджа.
Спорт[править | править код]
Билл Тилден — теннисная звезда 1920-х гг. Впоследствии попал в тюрьму за однополые связи.Ревущие двадцатые были десятилетием, в котором во всем мире резко изменилось отношение к спорту. Во всех регионах США спортивные соревнования были чрезвычайно популярны. Интерес к спорту подогревала и только что появившаяся спортивная журналистика. Спортивные достижения стали новой формой героизма, отличавшейся от прежних моделей мужественности[27]. Высшие учебные заведения поощряли и поддерживали спортивные соревнования и достижения своих студентов. Некоторые виды спорта, ранее недоступные для среднего класса, такие как гольф, теперь пользовались массовой популярностью. Появились новые виды спорта, например, гонки на автомобилях.
Самым популярным американским атлетом 1920-х годов был бейсболист Бейб Рут. Очень популярны были также боксер в супертяжелом весе Джек Демпси и теннисист Билл Тилден.
Уоррен Гардинг выиграл президентские выборы 1920 года под лозунгом возвращения к «нормальности», под которой подразумевались возвращение США после мировой войны к политике американского изоляционизма и невмешательства в европейские дела, обеспечение привилегированного положения урождённых американцев по сравнению с иммигрантами и иностранцами («нативизм»), сворачивание экономической активности правительства и возвращение к политике laissez-faire, невмешательства властей в экономическую деятельность. Кроме того, Гардинг впервые использовал возможности американского кинематографа и фотографии, в том числе с популярными киноактерами: Элом Джолсоном, Дугласом Фэрбенксом, Мэри Пикфорд и др., а также другими знаменитостями: Томасом Эдисоном, Генри Фордом, Гарви Самуэлом Файрстоуном.
Одним из важнейших достижений администрации Гардинга была Вашингтонская конференция (1921—1922) по сдерживанию гонки вооружений. В то же время члены его администрации были уличены во взяточничестве, и его преждевременную кончину от болезни сердца связывают с волнением из-за этих скандалов.
После внезапной смерти Гардинга его пост занял вице-президент Калвин Кулидж, который затем стал избранным президентом по итогам выборов 1924 г. Инаугурация Кулиджа впервые в истории США транслировалась по радио. В 1924 г. он же впервые произнес по радио политическую речь. В целом Кулидж продолжал политику Гардинга, в том числе придерживаясь идей изоляционизма, что впрочем не помешало ему подписать один из важнейших документов международного права того времени, пакт Бриана — Келлога.
- ↑ Hakim, Joy. War, Peace, and All That Jazz (англ.). — New York, New York: Oxford University Press, 1995. — P. 41—46. — ISBN 0-19-509514-6.
- ↑ based on data in Susan Carter, ed. Historical Statistics of the US: Millennial Edition (2006) series Ca9
- ↑ George Henry Soule, Prosperity Decade: From War to Depression: 1917—1929 (1947)
- ↑ Joseph A. Schumpeter, «The Decade of the Twenties, » American Economic Review vol. 36, No. 2, (May, 1946), pp. 1-10 in JSTOR
- ↑ The Harding/Coolidge Prosperity of the 1920s (неопр.) (недоступная ссылка). Calvin-coolidge.org. Дата обращения 30 марта 2009. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ Edward Teach — CFO Magazine. The Bright Side of Bubbles — CFO Magazine — May 2007 Issue (неопр.). CFO.com (1 мая 2007). Дата обращения 30 марта 2009. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ Coolidge’s Legacy (неопр.) (недоступная ссылка). Calvin-coolidge.org (5 марта 1926). Дата обращения 30 марта 2009. Архивировано 14 августа 2012 года.
- ↑ George Soule. Prosperity Decade: From War to Depression: 1917—1929 (1947)
- ↑ Geduld, Harry M. (1975). The Birth of the Talkies: From Edison to Jolson. Bloomington: Indiana University Press. ISBN 0-253-10743-1
- ↑ emmickey_UNCG http://disney.go.com/vault/archives/characterstandard/mickey/mickey.html
- ↑ Kitch, Carolyn. The Girl on the Magazine Cover. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2001. pp. 122-23.
- ↑ Brown, Dorothy M. Setting a Course: American Women in the 1920s. Boston: Twayne Publishers, 1987. p. 33.
- ↑ Woloch, Nancy. Women and the American Experience: A Concise History. New York: McGraw-Hill, 2002. p. 256.
- ↑ Kessler-Harris, Alice. Out to Work: A History of Wage-Earning Women in the United States. New York: Oxford University Press, 2003. p. 219.
- ↑ 1 2 Kessler-Harris, Alice. Out to Work: A History of Wage-Earning Women in the United States. New York: Oxford University Press, 2003. p. 237.
- ↑ Kessler-Harris, Alice. Out to Work: A History of Wage-Earning Women in the United States. New York: Oxford University Press, 2003. p. 288.
- ↑ Woloch, Nancy. Women and the American Experience: A Concise History. New York: McGraw-Hill, 2002. p. 246.
- ↑ Woloch, Nancy. Women and the American Experience: A Concise History. New York: McGraw-Hill, 2002. pp. 282-3.
- ↑ Woloch, Nancy. Women and the American Experience: A Concise History. New York: McGraw-Hill, 2002. p. 281.
- ↑ Woloch, Nancy. Women and the American Experience: A Concise History. New York: McGraw-Hill, 2002. p. 274.
- ↑ Schwartz Cowan, Ruth. Two Washes in the Morning and a Bridge Party at Night: The American Housewife between the Wars. Great Britain: Gordon and Breach Science Publishers Ltd., 1976. p. 184.
- ↑ The Drag by Mae West Opens June 19 Retrieved: 2010-03-14. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 21 июля 2011. Архивировано 10 ноября 2011 года.
- ↑ Из музыкальной комедии Хью Уарда (Hugh J. Ward) «Lady Be Good.», 1926 г. Музыкальный видеоклип, поет Ирвин Кауфман (Irving Kaufman).
- ↑ Mann, William J., Wisecracker : the life and times of William Haines, Hollywood’s first openly gay star. New York, N.Y., U.S.A. : Viking, 1998: 12-13, 80-83.
- ↑ Ibid. Retrieved: 2010-03-14. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 21 июля 2011. Архивировано 10 ноября 2011 года.
- ↑ Three Plays by Mae West: Sex, The Drag and Pleasure Man (Hardcover) Retrieved: 2010-03-14.
- ↑ David Imhoof, «The Game of Political Change: Sports in Göttingen during the Weimar and Nazi Eras, » German History, July 2009, Vol. 27 Issue 3, pp 374—394
20 уникальных цветных фотографий Нью-Йорка 1940-х годов
Автор:31 июля 2015 19:30
Вы уже наверняка знакомы с циклом великолепных цветных фотографий дореволюционной России, которые сделал талантливый фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Теперь настало время другой стороны океана и совсем другой эпохи. С конца 1930-х годов по 1969 год, фотограф-любитель Чарльз Кушман путешествовал по стране и делал цветные фотографии всего, что попадалось ему на пути: людей, пейзажей, бытовых повседневных сцен. Вашему вниманию 20 уникальных цветных фотографий Нью-Йорка 1940-х годов.
1. Трое нищих из ночлежек South Ferry сидят на скамейке в полдень. Battery Park. 6 июня 1941 года.
Источник:
2. South Street, кишащая автомобилями. 6 июня 1941 года.
Источник:
3. Бруклинский мост, Ист-Ривер. 6 июня 1941 года.
Источник:
4. Вид на Буффало с поста береговой охраны. 12 сентября 1941 года.
Источник:
5. Еврейские жители нижней части Clinton Street субботним днём. 27 сентября 1941 года.
Источник:
6. Магазины в нижнем Ист-Сайде. 27 сентября 1941 года.
Источник:
7. Вид на Fulton Street. 27 сентября 1941 года.
Источник:
8. Старый рынок на Fulton Street, нижний Ист-Сайд. 27 сентября 1941 года.
Источник:
9. Вид из Джерси на небоскрёбы нижнего Манхэттена. 27 сентября 1941 года.
Источник:
10. Приближаясь на пароме к Liberty Street. 27 сентября 1941 года.
Источник:
11. Одна из улиц нижнего Манхэттена. 3 октября 1942 года.
Источник:
12. Бедняки нижнего Ист-Сайда, молодые и старые, чёрные и белые. 4 октября 1942 года.
Как выглядели города США в начале 20 века, фотографии с описанием
Соединенные Штаты Америки – страна молодая, огромная и урбанизированная – больше 80% населения проживает в городах (273 города с населением больше 100 тыс. человек), хотя миллионников в США всего девять : Нью-Йорк (самый крупный американский город с населением более 8млн.), Лос-Анджелес, Чикаго, Хьюстон, Филадельфия, Финикс, Сан-Антонио, Сан-Диего, Даллас.Жизнь в США начала 20 века
Двадцатое столетие – самое успешное в короткой истории Соединенных Штатов. Сорок лет тому назад закончилась Гражданская война, отменившая рабство и объединившая страну. За тридцать лет до наступления нового века у Российской империи была приобретена Аляска, а в 1898-м США в вооруженном противостоянии с Испанией отвоевали себе Гавайи и Пуэрто-Рико, распространили влияние на Кубу, Филиппины и другие государства Юго-Восточной Азии и Карибского региона.
С многолетней изоляцией от международной политики было покончено и 20-е столетие обещало США богатую сытую жизнь, стимулируемую научно-технической революцией и предыдущей “позолоченной” эпохой, социально-общественными движениями, увеличением среднего класса и осуществлением важнейших политических реформ. Белый Дом занял Теодор Рузвельт, самый либеральный и молодой президент в истории, боровшийся с монополией и коррупцией. Потом началась Первая мировая война, кошмарная для Европы и крайне выгодная для Штатов. Из пламени мирового побоища США вышли экономическим и политическим гигантом, приблизившись к статусу главного государства на планете.
Фотографии городов США начала 20 века
Практически все главные мегаполисы современных Штатов были таковыми в начале 20 века. Нью-Йорк в 1898-м разросся до сегодняшних границ, объединив пять боро – Манхэттен, Бронкс, Бруклин, Куинс и Статен-Айленд. Лос-Анджелес соединился с остальной страной недавно построенной железной дорогой (1876-й) и в следующие тридцать лет увеличил свое население с двух тысяч до 100 000 жителей. Чикаго к концу XIX превратился в город-миллионник и почти догнал соседний Нью-Йорк. Хотя черным пятном на репутации мегаполиса выступали мафиозные группировки, исчислявшиеся сотнями – тревожная тенденция, которая опять-таки до боли напоминала соседний Новый Йорк. Далее коллекция ретро фотографий, датируемых началом 20 века, которые показывают, как выглядели американские города сто лет назад.
Детройт, штат Мичиган, 1917 год (Detroit, Michigan).
Атлантик Сити, 1910 год (Atlantic City).
Город Мэмфис, 1910 год.
Почтовое отделение в Бруклине, Нью-Йорк, 1906 год.
Железнодорожная станция городов Луисвилла и Нэшвилла, Пенсакола, Флорида, 1910 год (Louisville and Nashville, Florida).
Джексонвилл, Флорида, 1910 год (Jacksonville, Florida).
Пляж Алантик Сити, 1915 год (Atlantic City).
Перевозка молочных продуктов Томпсон, Вашингтон, 1927 год (Washington).
Детройт, штат Мичиган, 1916 год (Detroit, Michigan).
Вашингтон, 1915 год (Washington).
Город Нью-Йорк, 1910 год (New York).
Филадельфия, штат Пенсильвания, 1905 год (Philadelphia).
Вид на Манхэттенский мост из Бруклина, Нью-Йорк, 1909 год
Фото Нью-Йорка, 1915 год (New York). Также не пропустите черно-белые фотографии жизни Нью-Йорка 1940-х годов
Нью-Йорк, 1913 год (New York).
Чикаго, штат Иллинойс, 1907 год (Chicago)
Нью-Йоркская публичная библиотека, Нью-Йорк, 1915 год
Город Монтгомери, штат Алабама, 1906 год (Montgomery, Alabama).
Город Вашингтон, 1913 год (Washington).
Нью-Йорк, 1913 год (New York).
Цинциннати, штат Огайо, 1905 год (Cincinnati, Ohio).
Вашингтон, округ Колумбия, 1913 год (Washington, D.C.)
Сан-Франциско после землетрясения, 1906 год (San Francisco)
Нью-Йорк, 1913 год (New York).
Город Ричмонд, штат Вирджиния, 1905 год (Richmond, Virginia).
Вашингтон, округ Колумбия, 1914 год (Washington, D.C.)
Главное почтовое отделение Нью-Йорка, 1905 год.
Цинциннати, штат Огайо, 1905 год (Cincinnati, Ohio).
Фото города Нью-Йорк, 1915 год (New York).
Бостон, Массачусетс, 1906 год (Boston, Massachusetts).
Уолл-стрит, Нью-Йорк, 1911 год.
Город Нью-Йорк, 1905 год (New York).
Центральный вокзал и отель Манхэттен, Нью-Йорк, 1903 год.
Как выглядел и жил Нью-Йорк 1920-х
В 1920-х годах в Нью-Йорке проживали почти 6 миллионов человек. Этот период стал временем великих перемен для города и сделал его центром строительства, культуры и консьюмеризма. Кроме того, «ревущие двадцатые» были синонимом гламура и избытка. Так как же выглядели Нью-Йорк и его жители в эти золотые годы?
Строительство
Гарлемский ренессанс
Женщины
Запрет на алкоголь
Поделитесь этим постом со своими друзьями!
Американское общество в 1920-е годы
За десятилетие, прошедшее после окончания Первой мировой войны, американское общество изменилось до неузнаваемости (во всяком случае, его городская часть). По переписи 1920 года численность городского населения США впервые в истории оказалась выше численности сельских жителей. Американские города преображались не только количественно, но и качественно. Автомобили стремительно вытесняли с улиц гужевой транспорт. Центральные районы активно застраивались небоскребами. Постоянно дешевеющая электроэнергия все ярче освещала улицы, превращая ночь в день, меняя суточные ритмы работы и отдыха.
Рост семейных доходов позволял все большему числу молодых людей посвящать время учебе и развлечениям, коллективному времяпрепровождению. Молодежь превратилась в серьезную социальную силу, начала активно бороться за “место под солнцем”, бунтовать против “архаичных” социальных устоев. Никто из политиков прошлого, ни рабочее, ни фермерское движение, ни популисты или прогрессисты не смогли сделать то, что сделала в 1920-е годы американская молодежь: она создала новую массовую культуру.
Конечно же, не только молодые люди увлекались в это время джазом, кинематографом, танцами, новым профессиональным спортом, не только они писали и читали книги, придумывали новые стили в одежде — но именно поколению 20—30-летних американских горожан 1920-х годов мы обязаны возникновением большинства новых культурных феноменов, которые потом распространились по всему миру.
Вступление Америки в эпоху массового потребления происходило на фоне возрождения в стране изоляционизма и политического консерватизма. Эти разнонаправленные векторы общественного развития создали в 1920-е годы уникальную среду, прекрасно описанную в великих романах Ф. Фицджеральда, Т. Драйзера, С. Льюиса, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя и других классиков американской литературы.
Неотъемлемым элементом “ревущих двадцатых” была негритянская культура — сотни тысяч чернокожих переселились на Север во время Первой мировой войны и принесли с собой мощнейший культурный фермент, который расцвел в виде нового джаза, литературы, театра и других проявлений т.н. “гарлемского ренессанса”.
Одновременно, “старая”, консервативная Америка все еще прочно удерживала нити политического контроля и пыталась отгородиться от внешнего мира с помощью запретов на иммиграцию, остановить “падение нравов” с помощью нового акцента на религиозном воспитании. Однако знаменитый “обезьяний процесс” 1925—1926 года, направленный против преподавания в школах теории эволюции, хотя и закончился формальной победой фундаменталистов, привел лишь к дальнейшей дискредитации консервативного религиозного мировоззрения.
Своеобразным символом “ревущих двадцатых” стал “сухой закон”, принятый в 1920 году. Интересно, что исполнению давней мечты американских борцов за трезвость поспособствовал “сухой закон”, принятый в царской России во время Первой мировой войны. Американские прогрессисты решили не отставать и действовать еще более решительно — в результате единственный раз в истории США одну поправку к конституции (18-ю), вводящую запрет на продажу, производство и транспортировку алкоголя, пришлось в 1933 году отменять с помощью другой, 21-й поправки.
Конечно же, все безудержное веселье 1920-х годов не могло обойтись без алкоголя — просто его производством и распространением занялись разного рода теневые структуры: так в США возникла знаменитая мафия, а главный чикагский мафиози Аль Капоне стал одним из колоритнейших персонажей этой неповторимой эпохи.
США начала XX-го века в высоком разрешении
Сказочная страна Эльдорадо… Сразу вспоминается «Титаник», и герой Лео ДиКаприо, мечтавший об Америке с её необозримыми горизонтами и грандиозными возможностями.Году в 1981-82 дедушка мне с укоризной говорил: «Ну что вы бредите этой Америкой? Ездил туда сын нашего соседа, вернулся, и сказал что ничего особенного…»
— А когда это было? — спрашиваю
— Году в 1913...- отвечал дедушка.
Фото из библиотеки Конгресса США в большом разрешении
Здание почты в Бруклине, Нью-Йорк (1906).
Пожарная команда на одной из улиц Вашингтона (1914).
Регулировщик движения, Вашингтон (1913).
Центральный вокзал и гостиница в Манхэттене, Нью-Йорк (1903).
Площадь правительства в Цинциннати (1905).
Нью-Йоркские суфражистки прибывают в Вашингтон (1913).
Уолнат-стрит в Цинциннати (1910).
Вашингтон-стрит, Бостон (1906).
Рынок Джефферсона (теперь библиотека), Нью-Йорк (1905).
Декстер-авеню, Монтгомери (1906).
Бродвей, Нью-Йорк (1915).
Брод-стрит, Филадельфия (1905).
Манхэттенский мост со стороны Бруклина, Нью-Йорк (1909).
Пожар в метро на Западной 55-й улице в Нью-Йорке (1915).
Пятая авеню, Нью-Йорк (1913).
Пятая авеню и 42-я улица в Нью-Йорке (1910).
Уэбеш-авеню, Чикаго (1907).
Площадь Кадиллак, Детройт (1916).
Мэрия и центральная почта Нью-Йорка (1905)
Мейн-стрит, Ричмонд (1905).
Девятая улица, Вашингтон (1915).
Мост вздохов в Манхэттене, Нью-Йорк (1907).
Нью-йоркская публичная библиотека (1915).
Вудворд-авеню, Детройт (1917).
Уолл-стрит, Нью-Йорк (1911).
Форсайт-стрит в Джексонвилле (1910).
Мейн-стрит в Мемфисе (1910).
Саттер-стрит в Сан-Франциско после землетрясения (1906).
Пляжная зона Атлантик-сити (1915).
Мейн-стрит, Нью-Йорк (1912).
Железнодорожный вокзал в Пенсаколе (1910).
Атлантик-сити (1910).
Великая депрессия в США 1930-х годов. Часть 2
В США двадцатых годов прошлого века уровень потребления достиг невиданных масштабов. На фоне всеобщего процветания акции росли в цене ‑ за два года ценные бумаги подорожали в среднем на 40 процентов, в день торговались акции на $5 млн., что в 2,5 раза превышало предыдущие показатели. Американцы стремились использовать свой шанс и активно вкладывали деньги в корпоративные акции, надеясь сорвать большой куш на продаже…Ажиотаж раздул огромный мыльный пузырь, и в «черный четверг» он лопнул, как и должно было случиться. В этот день значение индекса Доу-Джонса упало до 381,17, началась паника, держатели акций старались сбыть их по любой цене. 24 октября продали почти 13 миллионов акций, но индекс продолжал падать и опустился на 11 процентов.
Четверг 24 октября 1929 года в Соединенных Штатах Америки до сих называют «черным» – в этот день обвалился фондовый рынок и начался тяжелейший для страны период Великой депрессии. Крах на бирже случался и раньше, но длились тяжелые периоды не больше четырех лет, в «черный четверг» начался отсчет 12 депрессивных лет.
Паника на Уолл-стрит.
В 30-е годы прошлого века в США не существовало сплошного учёта населения , не существовало ни паспортной системы, ни системы регистрации населения по месту жительства, по факту отсутствовала обязательная регистрация рождения и смерти у представителей власти.
Президенты США в период Великой депрессии.
Имя Герберта Гувера – президента США в годы начала депрессии – печально известно не только в связи с голодом, безденежьем и безработицей. «Гувервилями» называли города из лачуг, построенные специально для бездомных.
«Гувервилль» для бездомных.
«Гуверовская похлебка»
«Гуверовской похлебкой» звалась бесплатная еда в столовых. «Гуверовскими одеялами» были газеты, которыми укрывались обнищавшие американцы, «гуверовы свиньи» ‑ отловленные для пропитания зайцы, «гуверовы повозки» ‑ поломанные автомобили, в которые впрягали лошадей.
«Сухой закон», утверждённый 17 января 1920 года, откроет двери криминальному бизнесу. В них войдет и Аль Капоне, сильно потеснив других желающих. Он будет возить в Чикаго контрабандный алкоголь в гробах.
Аль Капоне 1930 год.
Но прибыль от торговли нелегальным спиртным надо было как-то легализовать и Капоне создает сеть прачечных. Там отмывали деньги от контрабанды алкоголем и прочего незаконного бизнеса. В 1930 году на пике теневой славы доходы синдиката Капоне составили $60 млн. Он сделал состояние на проститутках, гробах и прачечных. Покупал безнаказанность у полицейских, лояльность у политиков, молчание у журналистов. Единственные, кто добрым словом вспоминал его имя и желал здоровья были бедные и бездомные: для них по приказу Аль Капоне были открыты бесплатные столовые.
Бесплатные столовые.
Сумма биржевых потерь в «черную неделю» составила $30 млрд., что превысило все военные расходы США в Первую мировую войну. Основатель клана Кеннеди (отец будущего президента!) Джозеф Патрик Кеннеди продал все свои акции точно перед началом «Черного Вторника», причем по максимальной цене. Это дало аргумент последующим исследователям обвинять крупный бизнес в сговоре для обмана мелких вкладчиков.
Джозеф Патрик Кеннеди.
5 миллионов американских фермеров были согнанны банками с земель за долги и не обеспеченных правительством США ни землёй, ни работой, ни социальной помощью, ни пенсией по старости. Каждый шестой американский фермер попал под каток, лишенные земли, своего родного дома и имущества, люди шли в охваченную массовой безработицей, голодом и повальным бандитизмом, неизвестность.
Безработные Чикаго.
Начало Великой депрессии сопровождалось волной самоубийств среди биржевых брокеров и мелких вкладчиков. . Служащие отелей спрашивали у вновь прибывших гостей, не собираются ли те тихо покончить с собой в номере. В этом случае за отдельную плату предлагались услуги вызова полиции, скорой помощи или ритуального агентства.
Марш безработных. Торонто.
В 1932 году в Детроите полиция и частная охранная служба Генри Форда расстреляло шествие голодающих рабочих, которые проводили «голодные марши». Было убито 5 человек, десятки ранены, неугодные были подвергнуты репрессиям.
Женская мода в Великую депрессию кардинально изменилась – теперь дамам предлагались подчеркнутая талия, обувь на низких каблуках, удлиненные юбки и минимум макияжа. Чтобы сэкономить на одежде, женщины покупали больше аксессуаров.
В 1933 г. каждый четвертый американец был безработным, еще 25% работающим снизили зарплату и уменьшили продолжительность рабочего дня. Заработная плата составляла 5 долларов в неделю. Строили каналы, дороги, мосты, зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах страны. Эмпайер стейт билдинг, Крайслер билдинг, мост Golden Gate Bridge («Золотые ворота»), Рокфеллер – центр были построены во время депрессии.
Биржа труда.
Строительство Эмпайер стейт билдинг.
Golden Gate Bridge ( мост«Золотые ворота»).
Половина детей плохо питались, не получали медицинской помощи и были бездомными. Многие болели рахитом. Только в Нью-Йорке в 1931 г. было зарегистрировано около 2 тыс. случаев голодной смерти.
Не имея денег на билет, люди путешествовали на крышах поездов. Около 50 000 американцев получили травмы или погибли, перепрыгивая с крыши на крышу.
С начала Великой депрессии, страна охвачена танцевальными марафонами. Эти марафоны стали тем развлечением, которое могло отвлечь обедневший, голодный народ от насущных проблем. Для танцующих пар участие давало надежду на получение денежного приза. В 1935 году появилась игра «Монополия» ‑ воплощение народных фантазий о богатстве.
Диснеевский мультфильм «Три поросенка», снятый в 1933 году мультик учил американцев (поросят) объединяться, чтобы победить депрессию в образе волка. Американцы в трудные времена часто посещали кинотеатры. 75 млн. зрителей каждую неделю приходили в кино, чтобы посмотреть «Кинг Конга», «Унесенных ветром» или «Волшебника страны Оз».
Цветных американцев при сокращениях увольняли первыми. Больше остальных от Депрессии пострадали афроамериканцы. Негритянское население, которое к тому времени уже успело обосноваться в ряде крупных городов, пополнило армию безработной и бездомной нищеты. В стране резко усилился расизм, прошла новая волна физических расправ над черными. Только по официальным данным за 1929—1933 гг. было подвергнуто линчеванию 69 негров, это при том, что многие случаи такой жестокой расправы так и остались незафиксированными.
В 1935 г. в Америке появились известные всем «письма счастья», обещавшие быстрое обогащение. Неизвестно, кому принадлежала идея, но у почтальонов была работа.
Преступниками в то время становились еще недавно благонадежные граждане. Бонни и Клайд, Лестер Джозеф Гиллис по прозвищу «малыш Нельсон», Джон Джиллинджер, возможно они никогда не стали бы на скользкую тропу в других обстоятельствах.
Бо́нни Элизабет Па́ркер и Клайд Честнат Бэ́рроу.
Лестер Джозеф Гиллис «малыш Нельсон».
Джон Джиллинджер
Оригинал взят у kohama_natalia в Великая депрессия в США 1930-х годов. Часть 2 — Как это было. Редкие фото 30-х годов.