Наличники шаблон: Шаблоны резных наличников на окна – чертежи, рисунки, эскизы, узоры и орнаменты для резьбы лобзиком своими руками + фото

Шаблоны резных наличников на окна – чертежи, рисунки, эскизы, узоры и орнаменты для резьбы лобзиком своими руками + фото

Самобытность резных наличников для окон и дверей поражает своей одухотворенностью. Если вас не пугает столярное дело и есть желание сделать деревянные наличники своими руками, то остается придумать композицию для обрамления.

Ниже приведены эскизы резных наличников в небольшом размере и в посредственном качестве. Зато, эти шаблоны можно скачать бесплатно. Главное идея, а шаблон можно сделать нужного размера.

Как сделать шаблоны для резных наличников (трафарет)

Оптимальные и простые способы, как изготовить шаблоны для вырезания.

С помощью графического редактора

Существует множество программ для обработки изображений (фотошоп и тд).

Ксерокопирование

Если разбираться с программами нет желания, можно сделать ксерокопию рисунка и сразу задать нужный размер копии (увеличить, уменьшить, сжать, расширить). Или отсканировать и распечатать эскиз на принтере в нужном формате.

Вручную — масштабирование по клеткам

В конце концов, можно сделать шаблон вручную, используя технологию масштабирования (копирование) по клеткам (линейное масштабирование).

Путем масштабирования по клеткам можно менять пропорции рисунков. Например, исходная форма не нравится, и вы хотите ее изменить. Для этого, при переносе рисунка сохраните одну из сторон в исходном размере, а вторую в новом квадрате увеличьте.

Масштабирование по клеткамИзменение пропорций рисунка при масштабировании по клеткам

От чертежа к шаблону

Шаблон для наличниковШаблон для наличников изготавливают из картона, размером в натуральную величину. Под каждый элемент, узор и орнамент делают отдельный шаблон.

Получившийся шаблон укладывают на доску и обводят контур карандашом.

Свеление отверстийМожно сразу наметить места для отверстий. Внутри узора, в местах где будет разворот при резьбе высверливаются отверстия. Сначала выпиливаются внутренние узоры, а потом внешний орнамент.

Резьба наличников

Еще один способ нанести рисунок на заготовку – копирование.

Метод предполагает использование копировальной бумаги. На доску укладывается лист копировальной бумаги, а сверху рисунок. Чертеж закрепляется канцелярскими кнопками. Карандашом обводится контур, который копируется на древесину.

Шаблон-трафарет для резных наличников

Теперь вы знаете как сделать шаблон-трафарет для резных наличников.

Шаблоны резных наличников на окна — фотогалерея

Шаблон наличников на окна — 1Шаблон наличников на окна — 2Шаблон наличников на окна — 3Шаблон наличников на окна — 4Шаблон наличников на окна — 5Шаблон наличников на окна — 6Шаблон наличников на окна — 7Шаблон наличников на окна — 8Шаблон наличников на окна — 9Шаблон наличников на окна — 10Шаблон наличников на окна — 11Шаблон наличников на окна — 12Шаблон наличников на окна — 13Шаблон наличников на окна — 14Шаблон наличников на окна — 15Шаблон наличников на окна — 16Шаблон наличников на окна — 17Шаблон наличников на окна — 18Шаблон наличников на окна — 19Шаблон наличников на окна — 20Шаблон наличников на окна — 21Шаблон наличников на окна — 22Шаблон наличников на окна — 23Шаблон наличников на окна — 24Шаблон наличников на окна — 25Шаблон наличников на окна — 26

Эскиз наличников на окна — петухЭскиз наличников на окна в виде петушка на шпилеЭскиз наличников на окна — лошадьЭскиз наличников на окна — коньЭскиз наличников на окна — корабликЭскиз наличников на окна — бабочкаЭскиз наличников на окна — листочекЭскиз наличников на окна — лист кленовыйЭскиз наличников на окна — узор с рыбкой (правая)Эскиз наличников на окна — узор с рыбой (левая)Эскиз наличников на окна — узор с птичкой (левая)Эскиз наличников на окна — узор с птицей (правая)Эскиз наличников на окна — голубиЭскиз наличников на окна — орнамент с золотой рыбкойЭскиз наличников на окна — жолудиЭскиз наличников на окна — цветыЭскиз наличников на окна — цветочкиЭскиз наличников на окна — розыЭскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков (правая)Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков (левая)Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков-2Эскиз наличников на окна — орнамент из плетущихся листочков-3Эскиз наличников на окна — орнамент с виноградомЭскиз наличников на окна — орнамент с цветамиЭскиз наличников на окна — растенияЭскиз наличников на окна — подсолнухиЭскиз наличников на окна — красивый орнаментЭскиз наличников на окна — красивый узор

Узор резных наличников на окна — 1Узор резных наличников на окна — 2Узор резных наличников на окна — 3Узор резных наличников на окна — 4Узор резных наличников на окна — 5Узор резных наличников на окна — 6Узор резных наличников на окна — 7Узор резных наличников на окна — 8Узор резных наличников на окна — 9Узор резных наличников на окна — 10Узор резных наличников на окна — 11Узор резных наличников на окна — 12Узор резных наличников на окна — 13Узор резных наличников на окна — 14Узор резных наличников на окна — 15Узор резных наличников на окна — 16Орнамент резных наличников на окна и двериРезные узоры для наличников на окна — 1Резные узоры для наличников на окна — 2Резные узоры для наличников на окна — 3Резные узоры для наличников на окна — 4Резные узоры для наличников на окна — 5Резные узоры для наличников на окна — 6

Рекомендуем статьи на похожие темы


Резные деревянные наличники – виды и типы, выбор древесины, шаблоны узоров. Технология изготовления наличников из дерева – пошаговая…

Как бороться со сквозняками, ограничить проникновение холода через оконные щели. Разные способы утепления старых деревянных окон. Правила выполнения…

Как установить металлическую дверь в доме и квартире. Демонтаж старой железной двери, подготовка дверного проема, установка дверного блока (разные…

Существует много видов окон, но все они имеют общее — стеклопакет. Что это такое, принцип устройства, одно-, двухкамерные и много камерные….

Разновидности окон для мансарды (деревянные, пластиковые, глухие, поворотные). Размеры, особенности устройства. Как выбрать и рассчитать с учетом…

Шаблоны резных деревянных наличников на окна

Традиция украшать окна резными наличниками пришло со старых времён. Считалось, что отделка окна причудливыми узорами не только защищает помещение от сквозняков и холода, но и служит своеобразным защитным оберегом от нечисти или сглаза.

Подборка шаблонов для резных оконных наличниковВернуться к оглавлению

Содержание материала

  • 1 Какой узор выбрать на наличник
  • 2 Как сделать трафарет для наличника
  • 3 Перенесение контура рисунка на заготовку
  • 4 Советы по выбору трафарета

Какой узор выбрать на наличник

Самодельные резные наличники представляют собой вид декоративной накладки, которая обрамляет окна или двери с внешней стороны. При этом обеспечивается закрытие щели над коробкой, и внешний вид окна и фасада становится законченным и привлекательным. Ажурные узоры, которыми наши предки украшали не только наличники, но и другие предметы быта имели магический смысл.

Считалось, что через окна может проникнуть нечистая сила и наличники, украшенные особыми символами, защищают дом и семью от напастей и привлекают удачу.

Древние резные орнаменты и рисунки мастеров прошлого дошли и до наших времён и продолжают использоваться в резных изделиях, как красивый декоративный приём для придания колорита дому и интерьеру. Вот некоторые значения символов и узоров на наличниках:

  1. Богиня Берегиня. Символ, дарующий жизнь, женское начало. Резной символический мотив, всегда занимающий центральное место в основном узоре наличника.
  2. Солнце. Считается очень сильным мужским знаком. Свет отгоняет любую нечисть, дарит покой. Чем больше у солнца лучей, тем мощнее оберег.
  3. Вода. Волнообразные узоры у резных наличников символизируют воду. Вода это жизнь для всего живого и благосостояние для всей семьи.
  4. Аграрные знаки. Ромбы, с точками внутри, перекрещивающиеся полосы в орнаментах наличников – это не что иное, как поля, засеянные урожаем. Символы земли – самые распространённые знаки на резных изделиях.
  5. Змеи. Наличники со змеями символизируют мудрость и плодородие.

    Пример резного оконного наличника со змеями

  6. Птица. Символ хранителя времени, считалось, что в птиц вселяются души умерших, и чтобы защититься от бед посредством умершего предка, на наличники наносились изображения пернатых.
  7. Крылья. Древний сильный символ. Считалось что дом, окна которого украшены таким наличником, находится под особой защитой.
  8. Растения и цветы. Наличники с растительными и цветочными мотивами означают единство с природой.

Изготовить резные наличники на окна своими руками сможет даже новичок с навыками столярного дела. Главное, для первых работ выбирать несложные узоры. При изготовлении резных наличников можно применить опыт предыдущих поколений и придумать композицию для оформления окна, используя готовые трафареты и шаблоны для резьбы по дереву.

Вернуться к оглавлению

Как сделать трафарет для наличника

Трафарет – это приспособление для нанесения одинаковых узоров и символов на нужную поверхность. Прежде чем начинать работу по изготовлению наличников, понадобится достать трафареты и шаблоны.

Найти эскиз для резного наличника не составит труда – их можно бесплатно и в большом многообразии скачать в интернете, приобрести в специализированных магазинах или найти в журналах.

В готовом виде трафареты и шаблоны могут быть изготовлены на бумаге, картоне или древесном волокне. Их нужно только приложить к поверхности будущего наличника и обвести. Сделать трафарет самостоятельно можно несколькими способами:

  1. С помощью графического редактора. Вначале выбирается нужный эскиз рисунка для резьбы или несколько понравившихся изображений и обрабатывается любой программой фотошопа. Например, в любом компьютере установлено приложение Paint, с помощью которого можно редактировать изображения. шаблон наличника в редакторе

    Здесь можно создать индивидуальный эскиз для резных наличников. Сложность рисунка будет зависеть от уровня мастерства резьбы по дереву.

  2. Сделать ксерокопию или распечатать орнамент для наличника. Приглянувшийся рисунок увеличивается до нужного размера при копировании или при распечатке. Полученный бумажный трафарет можно переносить на дерево.
  3. Если нет принтера (и желания его искать), можно поступить следующим образом. Вначале подбирается нужный масштаб узора на компьютере, бумага прикладывается к монитору и просвечивающие контуры узора обводятся маркером или фломастером без сильного нажима на экран. Если рисунок не поместился полностью на экране, его нужно передвинуть и продолжить рисовать трафарет.
  4. Вручную – масштабированием по клеткам. С помощью линейного масштабирования рисунок копируется по клеткам. При этом можно изменить пропорцию узора. Чтобы увеличить размер, увеличивается масштаб клеток, и рисунок копируется в больших клетках, чем клетки исходника.

    Масштабирование наличника по клеткам

Трафареты и шаблоны – главные помощники в создании резных наличников. В чертеже нужно учесть, какой рисунок будет выбран для различных составляющих наличника.

Резные наличники включают в себя следующие основные детали:

  • верхняя планка наличника;
  • вертикальные рейки наличника или рама;
  • нижняя планка или профилированный подоконный поясок.

Это только основные элементы, резные наличники могут включать ещё множество декоративных деталей: диадема, плечики, вазончики и прочее.

Вернуться к оглавлению

Перенесение контура рисунка на заготовку

После того как эскиз создан, нужно изготовить непосредственно трафарет, на который переносятся все элементы рисунка для резных наличников.

Перенести контур на заготовку можно следующими способами:

Вырезание наличника по шаблону
  1. Самый распространённый способ, когда рисунок вырезается из плотной бумаги или картона. Полученные шаблоны прикладываются к доске и обводятся по контуру ручкой, фломастером или карандашом.
  2. Трафарет можно не вырезать, а перенести на будущие наличники через копировальную бумагу.
  3. Можно продавить контур эскиза через бумагу на дерево ручкой (остаётся малозаметный след). Сделать контур более чётким можно и без копирки, нанеся с обратной стороны листа слой графита мягким простым карандашом.

Располагать трафареты на заготовке нужно вдоль волокон дерева: в будущем резьба такого наличника не растрескается. Для удобства места, где будут выполнены пропилы, можно сделать цветными.

Вернуться к оглавлению

Советы по выбору трафарета

Шаблоны и трафареты для резных наличников представлены в большом количестве – это и простые повторяющиеся орнаменты, изображение животных, растений и даже целые картины.

При выборе рисунка на наличники следует помнить:

  1. Новичкам следует выбирать самые лёгкие узоры с крупными элементами, которые легко будет выпилить. Картины и фантазийные орнаменты не для тех, кто впервые взялся за резак.
  2. Чтобы резные наличники получились аккуратными и красивыми, нужно старательно переносить рисунок с шаблона и использовать только рисунки, предназначенные для техники прорезной резьбы.


Как без эскиза не начнёт создавать картину настоящий художник, так и без шаблона не работает мастер по резьбе. Выбор и изготовление трафарета – это первый шаг вначале довольно сложного и кропотливого пути по созданию резных изделий из дерева.

Архитектура Древней Греции | Эссе | Метрополитен-музей

Древнегреческие архитекторы стремились к точности и мастерству исполнения, которые являются отличительными чертами греческого искусства в целом. Формулы, которые они изобрели еще в шестом веке до нашей эры. оказали влияние на архитектуру последних двух тысячелетий.

Два основных ордера в архаической и классической греческой архитектуре — дорический и ионический. В первом, дорическом ордере, колонны рифленые и не имеют основания. Столицы состоят из двух частей, состоящих из плоской плиты, абака, и подушкообразной плиты, известной как эхин. На капители опирается антаблемент, состоящий из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Архитрав обычно не украшен, за исключением узкой полосы, к которой прикреплены колышки, известные как гутты. На фризе чередуются ряды триглифов (три полосы) и метоп, каменных плит, часто украшенных рельефной скульптурой. Фронтон, треугольное пространство, окруженное фронтонами с обеих сторон здания, часто украшали скульптурой, сначала рельефной, а затем круглой. Среди наиболее хорошо сохранившихся образцов архаической дорической архитектуры — храм Аполлона в Коринфе, построенный во 2-й четверти 6 в. до н. э., и храм Афайи на Эгине, построенный около 500—480 до н. э. К последним относятся по крайней мере три различные группы фронтонной скульптуры, представляющие собой образец стилистического развития между концом шестого и началом пятого века до н.
э. в Аттике.

В архитектуре ионического ордера основания поддерживают колонны, которые имеют больше вертикальных канавок, чем в дорическом ордере. Ионные капители имеют две волюты, которые опираются на полосу орнамента из пальмовых листьев. Счеты узкие, а антаблемент, в отличие от дорического ордера, обычно состоит из трех простых горизонтальных полос. Важнейшей особенностью ионического ордера является фриз, на котором обычно вырезана рельефная скульптура, расположенная сплошным узором вокруг здания.

В целом дорический ордер чаще встречается на материковой части Греции и в местах на итальянском полуострове, где было много греческих колоний. Ионический орден был более популярен среди греков в Малой Азии и на греческих островах. Третий порядок греческой архитектуры, известный как коринфский, впервые развился в поздний классический период, но был более распространен в эллинистический и римский периоды. Коринфские капители имеют колоколообразный эхин, украшенный листьями аканта, спиралями и пальметтами. На каждом углу также есть пара маленьких завитков; таким образом, столица обеспечивает одинаковый вид со всех сторон.

Архитектурный порядок регулировал не только колонну, но и отношения между всеми компонентами архитектуры. В результате каждая часть греческого здания является неотъемлемой частью его общей структуры; фрагмент лепнины часто можно использовать для реконструкции всего здания. Хотя древние греки возводили здания многих типов, греческий храм лучше всего иллюстрирует цели и методы греческой архитектуры. Храм обычно имел продолговатый план и один или несколько рядов колонн, окружающих все четыре стороны. Вертикальная структура храма соответствовала порядку, фиксированному расположению форм, объединенных принципами симметрии и гармонии. Обычно был пронаос (переднее крыльцо) и опистодомос (заднее крыльцо). Верхние элементы храма обычно сооружались из сырцового кирпича и дерева, а платформа здания — из тесаной каменной кладки. Колонны вырезались из местного камня, обычно известняка или туфа; в гораздо более ранних храмах колонны были деревянными.

Мрамор использовался во многих храмах, таких как Парфенон в Афинах, который украшен пентелийским мрамором и мрамором с кикладского острова Парос. Интерьер греческого храма характерно состоял из целлы, внутреннего алтаря, в котором стояла культовая статуя, а иногда и одной или двух прихожих, в которых хранилась сокровищница с вотивными приношениями.

Добыча и транспортировка мрамора и известняка были дорогостоящими и трудоемкими и часто составляли основную стоимость возведения храма. Например, богатство, накопленное Афинами после персидских войн, позволило Периклу приступить к его обширной программе строительства, которая включала Парфенон (447–432 гг. до н. э.) и другие памятники на афинском Акрополе. Как правило, греческий общественный или религиозный орган нанимал архитектора, который участвовал во всех аспектах строительства. Обычно он выбирал камень, следил за его добычей и руководил мастерами, которые грубо обрабатывали каждый кусок в карьере. На строительной площадке опытные резчики придавали блокам окончательную форму, а рабочие устанавливали каждый на место. Плотного прилегания камней было достаточно, чтобы удерживать их на месте без использования раствора; металлические зажимы, заделанные в камень, укрепили конструкцию от землетрясений. В возведении храма участвовали самые разные квалифицированные рабочие. Были наняты рабочие, чтобы построить деревянные леса, необходимые для подъема каменных блоков и скульптуры, а также для изготовления керамической черепицы для крыш. Металлисты были наняты для изготовления металлической арматуры, используемой для укрепления каменных блоков, и для изготовления необходимой бронзовой утвари для скульптурных сцен на фризе, метопах и фронтонах. Скульпторы из материковой Греции и из-за рубежа вырезали отдельно стоящие и рельефные скульптуры для карнизов здания храма. Для украшения скульптурных и архитектурных элементов расписными деталями привлекались живописцы.


Цитата

Хемингуэй, Колетт. «Архитектура Древней Греции». В Heilbrunn Хронология истории искусств. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/grarc/hd_grarc.htm (октябрь 2003 г.)

Дополнительное чтение

Эйвери, Кэтрин Б., изд. Справочник по греческому искусству и архитектуре нового века . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1972.

Хорнблауэр, Саймон и Энтони Спофорт, ред. Оксфордский классический словарь . 3-е изд., испр. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2003.

.

Лоуренс, А. В. Греческая архитектура . 4-е изд., ред. Р. А. Томлинсон. Хармондсворт: Пингвин, 1983.

.

Педли, Джон Гриффитс, Греческое искусство и археология . 2 изд. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1998.

.

Помрой, Сара Б. и др. Древняя Греция: политическая, социальная и культурная история . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1999.

.

Робертсон, Мартин. История греческого искусства . 2 тт. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1975.

.
Дополнительные эссе Колетт Хемингуэй
  • Хемингуэй, Колетт. «Искусство эллинистической эпохи и эллинистическая традиция». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Греческие Hydriai (кувшины для воды) и их художественное оформление». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Эллинистические украшения». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Интеллектуальные поиски эллинистической эпохи». (апрель 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Микенская цивилизация». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Ретроспективные стили в греческой и римской скульптуре». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Африканцы в древнегреческом искусстве». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Древнегреческая колонизация и торговля и их влияние на греческое искусство». (июль 2007 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Греческие боги и религиозные обряды». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Искусство классической Греции (ок. 480–323 до н. э.)». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Подвиги Геракла». (январь 2008 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Легкая атлетика в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Возвышение Македонии и завоевания Александра Македонского». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Техника изготовления бронзовых скульптур в Древней Греции». (октябрь 2003 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Женщины в классической Греции». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Кипр — медный остров». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Музыка в Древней Греции». (октябрь 2001 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Эрнест Хемингуэй (1899–1961) и искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Этрусское искусство». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Доисторическое кипрское искусство и культура». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Сарды». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Медицина в классической древности». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Южно-итальянская вазопись». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Театр в Древней Греции». (октябрь 2004 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Кифара в Древней Греции». (октябрь 2002 г.)
  • Хемингуэй, Колетт. «Минойский Крит». (октябрь 2002 г.)

наличников | Architecturefarm

Флоренция вчера. Я устроился в Болонье по будням, и это оказалось продуктивным, но выходные в этом месяце полностью посвящены тому, чтобы быть туристом (или, извините меня, для пользы моей кафедры здесь — получить хорошие слайды для курса ARCH 423 следующей осенью). По опыту знаю, что поездка во Флоренцию без рабочего плана и острых локтей — это прямой путь к катастрофе, особенно в разгар весеннего туристического сезона, поэтому вчерашний маршрут я повесил на одну историю из Вазари, которая поразила меня в прошлом году, когда я читал о Брунеллески для класса:

СВОИМИ РУКАМИ он сделал…модель дома и лоджии Инноченти, свод которых был выполнен без каркаса, метод, которому все следуют и в наши дни. Говорят, что Филиппо был вызван в Милан, чтобы сделать модель крепости для герцога Филиппо Марии, и что он оставил это здание Инноченти на попечение Франческо делла Луна, который был его большим другом. Этот Франческо сделал архитрав-орнамент, идущий сверху вниз, что неправильно по правилам архитектуры. Поэтому Филиппо, вернувшись, укорил его за то, что он сделал такое, и тот ответил, что скопировал это из древней церкви Сан-Джованни. — В этом здании есть одна единственная ошибка, — сказал Филиппо, — и ты следовал ей.

Итак, для тех из вас, кто не в восторге от классических элементов, архитрав в Лоджии Инноченти Брунеллески (1419-1427) представляет собой прочную горизонтальную полосу, которая проходит прямо поверху арок. Arch-  (примерно на латыни) означает «верх» или «основной», а trave  – это простое слово, означающее «балка». Таким образом, архитрав начал свою жизнь как главная балка, поддерживаемая колоннами, и со временем мигрировал в любую сильная горизонтальная полоса, которая визуально поддерживается опорами, колоннами или пилястрами. Это хороший способ разделить истории, подчеркнуть горизонтальную текстуру или просто связать вместе, скажем, несколько арок.

Чего лучи не делают , по крайней мере, в классическом языке и структуре, так это внезапно поворачиваются на 90° и ныряют в землю, что и сделал Франческо делла Луна в рассказе Вазари (несомненно преувеличенном):
Это деталь в самом конце лоджии, и можно с уверенностью сказать, что ее нет во многих учебниках истории, потому что она просто выглядит странно (одно исключение — эссе Тима Бентона в сборнике под названием « Создание искусства эпохи Возрождения из 2007). Структурный рационалист указал бы, что колонна уже выполняет «работу» по поддержанию балки в этом намеке, так с какой стати вам также нужна балка/колонна, поддерживающая угол? Брунеллески вправе назвать это «ошибкой», по крайней мере, так, как это выглядит здесь.

Но Франческо был также прав, если Брунеллески сказал ему скопировать Баптистерий (1059-1128), потому что единственное место, где существует настоящий архитрав, находится на верхнем этаже, где он пересекает четыре колонны, а затем, по краям каждой стены, он ныряет вниз точно как деталь на Ospedale. (Если бы строители Баптистерия были хорошими классицистами, то, конечно, горизонтальную линию над арки , на нижнем этаже тоже настоящий архитрав…)

Ну и что дает? Во-первых, Вазари был печально известен тем, что повторял сплетни, обоснованные или нет, и кажется маловероятным, чтобы, как бы ни был занят Брунеллески, такая деталь осталась бы в руках подчиненного. Он был известен тем, что отдавал словесные приказы вместо того, чтобы рисовать, но все же это был рев. И, конечно, если бы он только что сказал «скопируйте баптистерий», любой хороший заместитель нижний этаж , у которого были арки, подобные аркам Лоджии, верно?

Проблема, я думаю, заключается в смешении, которое было очевидным в средневековом строительстве — и в этом отношении в первых двух поколениях Ренессанса — между структурным и графическим языком классицизма. Архитрав — это горизонтальная пунктуация в чистом виде — графика, предназначенная для того, чтобы отбрасывать глубокую линию тени на фасад и, таким образом, подчеркивать различие между тем, что вверху, и тем, что внизу. Но строители Баптистерия столкнулись с любопытной проблемой, связанной с его восьмиугольной формой. Как сделать визуально сильные углы — необходимые, если вы хотите обозначить монументальное присутствие одной из самых важных религиозных и политических структур в городе — языком столбчатых точечных элементов? На нижнем этаже они прибегли к зелено-белым полосам, знакомым по средневековым зданиям по всему городу, — визуально эффектно. Но вершина призвана быть визуально легче, и здесь видно, что строители вернулись к графическому образцу, который позаимствовал множество линий классических наличников и просто повторил их в тупых углах. Там есть некий вертикальный акцент, который позволяет завершить межколонную перемычку и позволяет одному фасаду немного «дышать», не застревая в углу соседнего. Он не слишком изящный, но в белом камне тоже нежный.

В сером pietra serena , однако, это довольно жестокое столкновение, и какой бы ни была реальная история, можно представить, что Брунеллески отчаянно пытается обвинить в результатах кого угодно. Какой бы ни была реальная история, урок был явно усвоен. Вот Альберти, который научился каждому трюку у Брунеллески, используя очень похожий на баптистерий архитрав, чтобы отвлечь внимание от того факта, что графические «колонны» на фасаде Санта-Мария-Новелла (1448-1470) на самом деле не выстраиваются в линию ( обратите внимание, что он повторяет «ошибку», соединяя колонну, в данном случае, с опорой… но опора имеет те горизонтальные полосы, из-за которых она, по крайней мере, кажется частью другой системы):

А чуть позже Альберти с более археологически правильным архитравом во дворце Ручеллаи (1446-1451, и, может быть, больше Росселлино, чем Альберти):

Это правильно, по крайней мере, по классическим правилам. Горизонтальная линия делает абсолютное различие между этажами, и она проходит по всему углу, создавая впечатление, что колонны в углах делают то, что делают колонны, а именно несут балку над собой. Он также свободен от арок, что также делает важное различие, которое Брунеллески так и не понял: если колонны несут балку, арки на самом деле не нужны, за исключением того, что они несут часть стены между ними и балкой. сам. Имеет смысл отделить их и поставить арки на отдельные опоры, чтобы показать, что здесь имеют место два разных порядка строения.

Сеять волосы? Конечно. Но преподавание архитектуры эпохи Возрождения в промежутках между исследованиями бетона, стали и т. д. доставляет удовольствие. Во Флоренции в 15 веке было потрачено очень много дополнительных денег и времени, а это означало, что впервые за столетия архитекторы получили разбрасываться идеями и думать о том, как орнамент или детали могут помочь рассказать историю или заставить разборчивый фасад споткнуться о собственные ноги.