На стенах пещеры: Attention Required! | Cloudflare – Древние рисунки на стенах пещер: какую историю они рассказывают

Содержание

Древние рисунки на стенах пещер: какую историю они рассказывают

Интересные и живописные послания из прошлого — рисунки на стенах пещер, возраст которых составляет до 40 тысяч лет — очаровывают современных людей своей лаконичностью.

Чем они были для людей древности? Если они служили только для украшения стен, тогда почему их выполняли в отдалённых уголках пещер, в тех местах, в которых, скорее всего, не жили?

Самые древние из найденных рисунков были выполнены около 40 тысяч лет назад, другие — младше на несколько десятков тысяч лет. Интересно то, что в разных уголках мира изображения на стенах пещер очень похожи — в те времена люди изображали в основном копытных и других животных, которые были распространены в их местности.

Популярным было также изображение рук: члены общины прикладывали ладони к стене и обрисовывали их. Такие картины действительно вдохновляют: прижав ладонь к такому изображению, человек может почувствовать, будто образовал мостик между современной цивилизацией и древностью!

Ниже предлагаем вашему вниманию интересные изображения, выполненные древними людьми из разных уголков света на стенах пещер.

Известковая пещера Петтакере, Индонезия

1.jpg

Пещера Петтакере в 12 километрах от города Марош. На входе в пещеру на потолке есть белые и красные контуры рук — всего 26 изображений. Возраст рисунков — около 35 тысяч лет. Фото: Cahyo Ramadhani/wikipedia.org

Пещера Шове, юг Франции

 

2.jpg

Изображения, возраст которых составляет около 32—34 тысяч лет, размещены на стенах известковой пещеры близ города Валон-пон-д'Арк. Всего в пещере, которая была открыта только в 1994 году, насчитывается 300 рисунков, которые поражают своей живописностью. Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

3.jpg

Одно из самых известных изображений из пещеры Шове. Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

4.jpg

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

5.jpg

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

6.jpg

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

7.jpg

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Пещера Эль-Кастильо, Испания

Эль-Кастильо содержит одни из древнейших образцов пещерной живописи в мире. Возраст изображений — не менее 40 800 лет.
 

8.jpg

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

9.jpg

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Пещера Коваланас, Испания

Уникальную пещеру Коваланас населяли люди менее 45 тысяч лет назад!
 

10.jpg

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

11.jpg

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Стены пещер, расположенных возле Коваланас и Эль-Кастильо, также украшены многочисленными рисунками, выполненными людьми тысячи лет назад. Однако эти пещеры не так известны. Среди них — Лас Монедас, Эль Пэндо, Чуфин, Орнос де ла Пена, Кулальвера.
 

 

Пещера Ласко, Франция

Комплекс пещер Ласко на юго-западе Франции случайно открыл в 1940 году местный житель, 18-летний парень по имени Марсель Равид. Огромное количество рисунков на стенах, которые сохранились на удивление хорошо, дают этому комплексу пещер право претендовать на звание одной из самых больших галерей древнего мира. Возраст изображений — около 17,3 тысяч лет.
 

12.jpg

Фото: PIERRE ANDRIEU/AFP/Getty Images

13.jpg

Фото: DeAgostini/Getty Images

14.jpg

Фото: PIERRE ANDRIEU/AFP/Getty Images

15.jpg

Фото: Alinari/Alinari Archives, Florence/Alinari via Getty Images

16.jpg

Фото: Sissie Brimberg/National Geographic/Getty Images

Пещера Альтамира, Испания

 

19.jpg

Фото: LIFE Picture Collection/Getty Images

17.jpg

Изображение бизона. Рисунки в пещере Альтамира относятся к периоду 35—11 тысяч лет до нашей эры. Фото: Universal History Archive/UIG via Getty images

18.jpg

Самые удивительные пещеры мира — Рамблер/субботний

Пещеры манят людей своей таинственностью. Они ассоциируются с древней историей и приключениями. Созданные самой природой, они впечатляют разнообразностью форм и живописностью.

От восхитительных гротов с бирюзовой водой до украшенных тысячами светлячков каменных стен, от горных пещер до подземелий посреди джунглей — эти потрясающие места стоят того, чтобы их посетить. Когда входишь в пещеру, кажется, что попадаешь в приключенческий фильм. Но совсем необязательно быть смелым авантюристом, чтобы открыть для себя красивейшие гроты мира. Вот самые удивительные места, которые можно увидеть и посетить, будучи обычным туристом.

1. Бенагил, Португалия

Пещеры Бенагил в португальском регионе Алгарве не перестают удивлять своих посетителей. Они расположены неподалеку от красивого пляжа, и туристы могут добраться до них на небольших экскурсионных суденышках.

2. Голубая пещера, Хорватия

Эту пещеру еще называют Голубым гротом. Она находится на острове Бишево и выглядит, как иллюстрация приключенческой книги. Потрясающий бирюзовый цвет воды — результат отблесков солнечных лучей, которые проникают сквозь отверстие вверху грота. Сюда можно добраться только на лодке или яхте.

3. Карлсбадские пещеры, США

В Карлсбадском Национальном парке в штате Нью-Мехико насчитывается 119 потрясающих пещер. Наиболее интересная среди них носит название Большая комната — это самая большая пещерная камера в Северной Америке.

4. Кристальные пещеры, Исландия

Пещеры в национальном парке Ватнайекюдль находятся внутри ледника, что создает поистине потрясающий вид. Несмотря на то, что это главная достопримечательность стандартных туристических маршрутов, их стоить посетить.

5. Пещеры Бату, Малайзия

Они находятся в 20-ти минутах езды от Куала-Лумпура в недрах известнякового холма в регионе Селангор. Пещерный комплекс состоит из трех основных камер и нескольких поменьше. Чтобы добраться к этой достопримечательности, нужно преодолеть 272 разноцветные ступени.

6. Фингалова пещера, Шотландия

Потрясающие прямоугольные каменные колонны образовались миллионы лет назад в результате извержений вулкана. Пещера находится на острове Стаффа на территории Национального природного заповедника.

7. Пещера Пхрая Након, Вьетнам

Этот огромный известняковый грот имеет отверстие в потолке и густо заполнен зелеными деревьями. Внутри пещеры расположен известный буддийский храм Куха Карухас. Достопримечательность находится в 400 метрах от пляжа Сала.

8. Пещеры летучих мышей Баттамбанга, Камбоджа

Место, которое стало обителью для тысяч летучих мышей, поражает и пугает одновременно. С наступлением темноты из недр пещеры вылетают целые стаи ее жителей.

9. Ледяная пещера Айсризенвельт, Австрия

Пещера из известняка и льда находится в Верфене. Она считается самым большим ледяным гротом в мире. О существовании этого удивительного места стало известно лишь в конце 19-го века. Потрясающие каменные и ледяные образования делают пещеру обязательным пунктом в списке чудес природы, которые стоит увидеть.

10. Пещеры светлячков Вайтомо, Новая Зеландия

Место, которое находится на краю Северного острова, стало всемирно известным благодаря своим необычным обитателям. Стены пещер усеяны миллионами светлячков, которые переливаются разными цветами и создают поистине магический вид.

11. Голубой грот, Капри, Италия

Морская пещера на Капри — одна из главных достопримечательностей острова. Она завораживает кристально чистой голубой водой с серебряными отблесками. Внутрь грота можно попасть только на маленькой деревянной лодке, потому что вход очень узкий.

12. Шондонг, Вьетнам

Пещера, высота которой достигает 200 метров, а ширина — 150 метров, растянулась на 5 километров. Она считается самой большой в мире по объему. Внутри нее течет речка и разрослись джунгли.

Нерукотворные пещеры поражают своей красотой и доказывают, что природа — лучший художник и архитектор. Эти места достойны того, чтобы ехать к ним, преодолевая тысячи километров. Эмоции и впечатления, которые вы получите здесь, станут одними из самых ярких в жизни и навсегда сохранятся в памяти.

Пещерная живопись — Википедия

Современная реконструкция творческого процесса доисторических живописцев

Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз на острове Калимантан в Малайзии.

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи. Лишь в 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей девятилетней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей. Не имевшая аналогов находка потрясла исследователя и сподвигла его на пристальное её изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Пещерная живопись являлась объектом большого интереса со стороны ученых мира с момента её открытия в XIX веке. Первые находки были сделаны в Испании, однако впоследствии наскальные рисунки были открыты в разных уголках мира, от Европы и Африки до Малайзии и Австралии, а также в Северной и Южной Америке. Наскальные рисунки являются источником ценной информации для множества научных дисциплин, связанных с изучением древности — от антропологии до зоологии. Присутствие наскальных рисунков является не просто признаком стоянки первобытных людей, но и существования у данного первобытного сообщества культуры, а возраст рисунков и изображенные на них сюжеты позволяют ученым узнать о состоянии мира и жизни первобытных сообществ на момент их создания. В некоторых случаях наскальная живопись является практически единственным источником, из которого можно узнать подробности о древней истории местности; например, благодаря пещерной живописи, найденной на территории Северной Африки, ныне занимаемой пустыней Сахара, известно, что во времена палеолита и неолита её экосистема сильно отличалась от современной и была достаточно богатой. Она также помогла определить примерное время опустынивания Сахары и появления в Северной Африке новых видов, таких как верблюды.

Фауна и первобытные люди Северной Африки времён неолита. Пещера Зверей, Египет

Наскальные изображения также позволяют прослеживать распространение первобытных людей по Земле и, совместно с другими артефактами, дают представление о быте и культуре их авторов, а также об их эволюции. Так, с помощью изучения наскальной живописи возможно проследить процесс одомашнивания животных и изменения состава фауны в близлежащей местности.

Датировка

Установление возраста наскальных рисунков сопряжено с определёнными трудностями. В связи с тем, что пещеры и скалы, на которых находятся наскальные рисунки, подвергались воздействию загрязнения в течение многих столетий, метод радиоуглеродного анализа зачастую оказывается ненадёжным и даёт ошибочные результаты[1]. Более надёжными являются методы анализа частиц красителей, из которых состоят рисунки[2]. Также возраст рисунков возможно приблизительно определить, если на них изображены животные, обитавшие в местности нахождения рисунка в прошлом, например, во времена последнего ледникового периода.

Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Развиваясь со временем, к XII тысячелетию до н. э. пещерная живопись стала выполняться с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной[3].

Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти. Иногда для достижения большей чёткости контуров применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур. Поскольку в пещеры, в которых находится большинство наскальных рисунков, практически не проникает солнечный свет, при создании рисунков для освещения использовались факелы и примитивные лампы.

Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Со временем пещерная живопись эволюционировала по мере развития первобытных общин; в живописи эпох мезолита и неолита встречаются как животные, так и отпечатки рук и изображения людей, их взаимодействия с животными и друг с другом, а также божествами первобытных культов, их обряды. Заметную долю рисунков времён неолита составляют изображения копытных, таких как бизоны, олени, лоси и лошади, а также мамонтов; большую долю также составляют отпечатки рук. Животные нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами. Более поздние наскальные рисунки изображают также одомашненных животных и другие современные авторам сюжеты. Известны изображения кораблей мореплавателей древней Финикии, замеченные более примитивными общинами Иберийского полуострова.

Финикийский корабль в пещере Лаха Альта, Кадис, Испания

Пещерная живопись широко практиковалась первобытными обществами, промышлявшими охотой и собирательством и находивших укрытие в пещерах или живших рядом с ними. Образ жизни первобытных людей мало менялся на протяжении тысячелетий, в связи с чем как красители, так и сюжеты наскальных рисунков практически не изменялись и были общими для популяций людей, живших в тысячах километров друг от друга. Тем не менее, различия между пещерной живописью различных временных периодов и регионов существуют. Так, в пещерах Европы в основном изображены животные, в то время как африканские наскальные рисунки уделяют равное внимание как человеку, так и фауне. Техника создания рисунков также претерпевала определённые изменения; более поздняя живопись нередко является менее грубой и демонстрирует более высокий уровень развития культуры.

Ввиду древности наскальных рисунков, достоверных свидетельств о причинах создания и значении пещерной живописи не сохранилось. Современные исследователи имеют ряд гипотез относительно их значения; единого мнения относительно предназначения и смыслов, которые вкладывали в свои работы древние художники, наука выработать не смогла. Анри Брейль предполагал, что наскальные рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Южноафриканский исследователь Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс, опираясь на примеры племён, по сей день живущих охотой и собирательством, считает, что пещерная живопись — часть шаманских верований первобытных людей, и что рисунки создавались шаманами племён, входившими в состояние транса и запечатлевавшими свои видения, возможно, пытаясь таким образом заполучить некие особые силы.[4] Дэйл Гатри, основываясь на известных примерах пещерной живописи разных видов, изображающих свирепых зверей, сцены охоты и фигуры женщин, пришёл к выводу, что они являются всего лишь изображениями фантазий первобытных подростков,[5] однако археолог Дин Сноу, проанализировав наскальные рисунки пещер Франции и Испании, установил, что по крайней мере часть из них сделана руками женщин.[6]

Канадский палеоантрополог Женевьева фон Петцингер из Университета Виктории с коллегами представили в книге «The First Signs» гипотезу о том, что геометрические узоры в пещерах представляли собой элементы единой коммуникационной системы, которую Homo sapiens для хранения и передачи информации: в примитивных картах или как памятки для запоминания важных мифов или обрядов[7].

Британские учёные из университетов Эдинбурга и Кента полагают, что изображения, которые обычно считают сценами охоты, на самом деле представляют из себя схемы расположения ярких созвездий во время важных событий, а древние люди уже в каменном веке знали о предварении равноденствий. Изображения из пещеры Ласко отражают факт падения на Землю крупного метеорита около 17 тыс. лет назад[8][9][10].

  1. Welsh, Liz; Welsh, Peter. Rock-art of the Southwest: a Visitor's Companion (англ.). — 1st. — Berkeley, Calif.: Wilderness Press (англ.)русск., 2000. — P. 62. — ISBN 0899972586.
  2. Valladas, Helene. Direct radiocarbon dating of prehistoric cave paintings by accelerator mass spectrometry (англ.) // Measurement Science and Technology (англ.)русск. : journal. — 2003. — 1 September (vol. 14, no. 9). — P. 1487—1492. — DOI:10.1088/0957-0233/14/9/301.
  3. ↑ Первобытное искусство (неопр.). Архивировано 28 января 2010 года.
  4. Whitley, David S. Cave Paintings and the Human Spirit: The Origin of Creativity and Belief (англ.). — Prometheus, 2009. — P. 35. — ISBN 978-1-59102-636-5.
  5. Guthrie, R. Dale. Preface: Reassembling the Bones // The Nature of Paleolithic Art (неопр.). — Chicago [u.a.]: Univ. of Chicago Press (англ.)русск., 2005. — ISBN 978-0-226-31126-5.
  6. Hammond, Norman. [http://www.thetimes.co.uk/tto/life /courtsocial/article1818692.ece Cave painters' giveaway handprints at Pech-Merle] (11 сентября 2009). Дата обращения 31 декабря 2012.
  7. ↑ У пещерных европейцев нашли первую письменность, 2016
  8. Martin B. Sweatman, Alistair Coombs. Decoding European Palaeolithic Art: Extremely Ancient knowledge of Precession of the Equinoxes // Athens Journal of History
  9. ↑ Prehistoric cave art reveals ancient use of complex astronomy, November 27, 2018
  10. ↑ В пещерной живописи нашли астрономический код, 28 ноября 2018

Ладони, отпечатавшиеся на стенах пещеры в пустыне Сахара, не человеческие

Ладони, отпечатавшиеся на стенах пещеры в пустыне Сахара, не человеческие

Пришельцы приложили руки?

Удивительное открытие сделала антрополог Эммануэлль Оноре (Emmanuelle Honore) из Археологического института Макдональда (McDonald Institute for Archaeological Research). Она измерила миниатюрные отпечатки ладоней, оставленные в египетской пещере Wadi Sura II - пещера расположена в пустыне Сахара на скалистом плато Гилф Кебир. Исследовательница пришла к выводу: не человеческие они эти отпечатки. Хотя и очень похожи - пятипалые.

Эммануэль Оноре в пещере, "залапанной" древними людьми и кем-то еще.

Эммануэль Оноре в пещере, "залапанной" древними людьми и кем-то еще.

Пещера Wadi Sura II была обнаружена в 2002 году. Как и ее соседка - так называемая "Пещера пловцов" - она полна наскальных рисунков, выполненных охрой. Обитатели этих пещер, жившие тут примерно 10 тысяч лет назад, изобразили фигурки людей, животных. Некоторые оставили отпечатки своих ладоней - наших - человеческих - размеров. Но рядом с крупными отпечатками имеются и мелкие.

Египетская пещера: просто галлерея художественная.

Египетская пещера: просто галлерея художественная.

Считалось, что мелкие - это детские ладошки. А Эммануэлль Оноре усомнилась. Отпечатки были крошечными. Что это за дети такие?

Исследовательница посетила несколько родильных домов, в которых измеряла ладошки новорожденных. Они были крупнее. Измерили ладошки детей, родившихся семимесячными. И такие не походили. Чьи же тогда эти крошечными отпечатки?

Логично предположить, что ладошки к стенам прикладывали инопланетяне. Ведь они, если верить многочисленным рассказам, гораздо мельче людей - и телами, и конечностями. Стало быть, прилетали все-таки? Общались с местными дикарями?

Ладошка даже недоношенного ребенка крупнее, чем та. которая отпечаталась на стене.

Ладошка даже недоношенного ребенка крупнее, чем та. которая отпечаталась на стене.

У Эммануэлль появилось более оригинальное предположение. Сначала она отмела мелких обезьян - пальцы на отпечатавшихся ладошках были гораздо длиннее и тоньше, чем у каких-нибудь мартышек. А вот местные вараны (Monitor lizards) - не очень крупные - подошли по размеру и пропорциям своих "ладошек". Исследовательница, правда, не исключает, что вместо варанов могли бы быть крокодилы.

Конечно, не сами вараны или крокодилы создавали рисунки на стенах пещерах. Люди прикладывали их лапы, обмазывали охрой, чтобы получить отпечатки. Вот только зачем? Неизвестно.

С инопланетянами было бы понятнее - хотели оставить след в истории Земли. И оставили.

Варан, чьи лапки могли бы отпечататься в египетской пещере.

Варан, чьи лапки могли бы отпечататься в египетской пещере.

А В ЭТО ВРЕМЯ

В пещерах Индии обнаружены наскальные изображения, которым тоже около 10 тысяч лет. Похоже, что уж тут точно нарисованы инопланетяне

О находке сообщила индийская газета Times of India. Расположены наскальные рисунки, соответственно, в Индии - в штате Чхаттисгарх (Chhattisgarh) примерно в 130 километрах от города Райпур (Raipur). Их обнаружили в пещерах, которые тянутся под деревнями Чандели и Готитола (Chandeli and Gotitola).

На рисунках фигуры. Но на человеческие они не похожи. Некоторые - в скафандрах и с предметами, напоминающими оружие. Изображен и объект - на трех ногах-опорах, который можно принять за "летающую тарелку".

Загадочный рисунок в индийской пещере.

Загадочный рисунок в индийской пещере.

Рисункам примерно 10 тысяч лет, как уверяют индийские археологи. Они и, конечно же, уфологи полагают: древние художники изобразили инопланетян, прилетевших на Землю. Запечатлели момент их появления.

Опять же, по данным индийских археологов, среди местных жителей распространена легенда, передаваемая из поколение в поколение: будто бы когда-то с небес сюда несколько раз спускались люди маленького роста - "рохела". И забирали с собой одного — двух селян. Обратно не возвращали.

Некоторые фигурки, изображенные в индийской пещере, похожи на инопланетян - как их сейчас описывают.

Некоторые фигурки, изображенные в индийской пещере, похожи на инопланетян - как их сейчас описывают.

А вот и "летающая тарелка". Где пришельцы, там и они - "тарелки".

А вот и "летающая тарелка". Где пришельцы, там и они - "тарелки".

Власти штата относятся к находке крайне серьезно - верят, что на стенах пещер изображены пришельцы. Они - власти - намерены привлечь к изучению рисунков экспертов НАСА и Индийского национального космического агентства (ISRO). Да и не худо было бы им и Эммануэлль Оноре пригласить, которая критически подошла бы к рисункам. Или наоборот, изучив их, решила бы, что погорячилась с варанами. И не они, а все-таки инопланетяне прикладывали ладошки, прибыв из Индии в Египет. Кстати, стили рисунков в этих пещерах очень похожи.

Наскальных рисунков, на которых энтузиасты углядывают пришельцев, на удивление полно. Например, вполне можно принять за инопланетян в скафандрах фигуры, изображенные в долине Камоника в Италии. Им тоже около 10 тысяч лет. А лица из Австралии - ну, вылитые инопланетные.

Инопланетяне из итальянской наскальной живописи.

Инопланетяне из итальянской наскальной живописи.

Так изобразили пришельцев аборигены древней Австралии.

Так изобразили пришельцев аборигены древней Австралии.

Знаменитый петроглиф из Северной Африки. Был нарисован примерно 8000 тысяч лет назад.  Чем не пришелец в скафандре? Расположен в Тассили ( Пустыня Сахара).

Знаменитый петроглиф из Северной Африки. Был нарисован примерно 8000 тысяч лет назад. Чем не пришелец в скафандре? Расположен в Тассили ( Пустыня Сахара).

Подобные картинки служат уфологам подтверждениями теории палеоконтакта - то есть, гипотезы о том, что нашу планету в глубокой древности посещали представители внеземного разума.

Предложения со словосочетанием СТЕНА ПЕЩЕРЫ

Неточные совпадения

Заметив углубление, они зашли в небольшую пещеру, и... в свете фонарей увидели на стене нарисованные фигурки астронавтов высоких ростом с удлинённой формой черепа, а рядом огромный по сравнению с их фигурами объект, напоминающий звездолёт. Сделав над собой усилие, я направился к выходу из пещеры, но сильное головокружение отбросило меня к боковой стене, и я навзничь упал на землю. Все стены этой пещеры, сколько хватало света фонаря, были выложены камнем. Когда в пещере наконец затих грохот камнепада и стены прекратили дрожать и качаться, стало ясно, что в занавешенном сухой пылью зале остались только двое. Длинная, похожая на пещеру комната сияла — отполированные до блеска полы медового оттенка и стены цвета слоновой кости ловили свет точечных ламп, размещённых так, чтобы подчеркнуть красоту драгоценных камней и усилить их блеск. Коридор пологий, дно пещеры глинистое, кое-где разбросаны куски породы, когда-то оторвавшейся от потолка и стен. Но на стенах палеолитических пещер сохранились значки, которые проще всего истолковать как счётные, и загадочные рисунки, весьма напоминающие топографические планы местности. Они двигались друг за другом в какой-то тёмной пещере с узкими стенами и очень низким потолком. Дом старца правильней было бы назвать пещерой — вход в неё закрывала бревенчатая стена, а комната уходила вглубь скалы. Более 100 лет назад другая маленькая испанская девочка, сидя на плечах у отца, увидела на стенах и потолке пещеры удивительные рисунки, известные нынче всему миру как шедевры первобытного искусства. Неровный свет огня высветил серую каменную стену, перегораживающую пещеру. Если бы тебе всё померещилось — вход, коридор, пещера, шары, ты и в сотый раз нашёл бы расщелину с каменными стенами. В отражении зрачков её чарующих глаз раздвигались, уходя к горизонту, стены замка, увлекая за собой его обитателей, а иллюзорные своды пещеры поднимались вверх, до самого неба. Вначале первая пещера показалась довольно маленькой и глухой, но стоило зайти за выступающий валун у дальней стены, как открывалась широченная, метра в полтора, вполне естественная промоина, по которой здесь когда-то протекала река. Попав внутрь корабля-матки, пилоты ещё раз обошли узкие пещеры и, наконец, обнаружили нечто подобное сложному техническому сооружению за толстой полупрозрачной стеной. Даже на фоне чёрной стены вход в пещеру был ещё более тёмным пятном. Подобно тому как в платоновском мифе о пещере узники пещеры принимают тени, отбрасываемые реальными объектами на её стены, за саму реальность, мы часто принимаем символы — знамения трансцендентности и беспредельности — за саму беспредельность, забывая, что они являются лишь отражениями, которые напоминают о существовании иного и открывают к нему дорогу. За поворотным камнем открывался вход в огромную пещеру, аккуратно обработанные стены указывали на то, что убежище знавало и других хозяев, более искушённых в премудростях жизни, нежели нынешние — семья чёрных горных созданий. На стенах этой пещеры сверкали кристаллы, а сама она уходила, пока хватало глаз, куда-то в глубину земли. Когда мимо входа в пещеру проходят люди и проносят разные вещи, человек видит на стене, противоположной входу в пещеру, лишь тени этих людей и вещей, но принимает их — эти тени — за подлинный мир. Короткое время, проведённое в стенах ставшей родной пещеры, наполнило сердце лёгкой грустью от осознания скорой разлуки, но задерживаться не стоило, — чем больше оттягивается момент расставания, тем оно сложнее. Сначала отшельники жили в пещере, а потом стали строить стены монастыря, собирая камни и скрепляя их глиной. Чем больше я рассматривал в полумраке пещеры её отлепившихся от стен обитателей, тем меньше те мне нравились. Слабый луч прорезал пещеру, обежал пол, ступени, стены и глыбы камней, завалившие единственный выход. Например, изотопный состав алтайского мумиё оказался близким к составу остатков горной растительности, характерной для пояса от 1500 до 3000 м над уровнем моря, возраст натёков мумиё на стенах алтайских пещер — от сотни до тысячи лет. Очень скоро жерло пещеры резко сомкнулось, превращаясь в узкий, еле-еле протиснуться человеку, лаз в полупрозрачной стене. Молдавский монах провёл нас, сквозь разные скважины, в довольно пространную пещеру; наружная стена из дубовых досок с ружейными бойницами. А вот сама конструкция была упрятана за гранитные стены, которые собой представляли громадную пещеру. Он молча смотрел на стену дождя, закрывающую выход из пещеры, и только иногда шмыгал носом. Это заставило монстра совершать слепые броски на стены и потолок пещеры, ввинчиваться в замерзающую воду и с шелестом уноситься в сторону подвала. В этой отвесной стене было небольшое углубление, как будто бы вход в пещеру, но никакой пещеры или входа в скалу дальше не было. Кряхтя и придерживаясь рукой за стену, принц принялся обследовать пещеру. Говорят, что, прежде чем достичь просветления, он девять лет просидел в пещере лицом к стене, «вглядываясь в самого себя». На сей раз пиршественная зала располагалась внутри гигантской пещеры — с потолка свешивались сталактиты и летучие мыши; первобытную тьму разгонял фосфоресцирующий свет лишайников на полу и стенах, а гости рассаживались на сиденьях, вырезанных из каменных глыб или сталагмитов. Древнее устройство могло повести себя самым непредсказуемым образом, и потому он жестом предложил всем отойти на безопасное расстояние к стенам древней пещеры. Как я узнал позже, они были в подземных пещерах, в которых сохранялись яйца, и перенесли их в инкубатор, стену которого они затем снова заделали на новый пятилетний период. С этой стороны пещеры на стене также был нарисован олень.

Волшебный мир пещер | Блогер aniase на сайте SPLETNIK.RU 24 июня 2013

Мир пещер можно смело назвать одним из последних «белых пятен» на Земле. Пещеры обладают странным очарованием: они притягивают и пугают одновременно. В древности они считались воротами в мрачный подземный мир с чудовищами и загробной жизнью, также в доисторические времена они служили людям жильём и убежищами.
 Большинство интересных подземных объектов доступно только спелеологам и прочим специалистам, но многие из них давно уже превращены в великолепные туристические достопримечательности.
Из всего их многообразия очень трудно выбрать хотя бы пару десятков самых интересных объектов, поскольку существует как минимум сотня пещер, разбросанных по всему миру, каждая из которых по-своему красива, загадочна и уникальна.

Мраморная пещера в Крыму

Плато крымской горы Чатыр-Даг буквально усыпано колодцами, шахтами и пещерами. Самое известное тут место - Мраморная пещера. В самом начале, на спуске в пещеру, посетителям открывается огромное помещение в форме трубы, длиной около двадцати метров. Из трещин в своде свисают сталактиты и сталагмиты, завораживающие внимание. При этом практически никто не обращает внимания на то, что этот тоннель имел идеально ровные стены, уходящие в горную глубь под уклоном к морю. Стены тоннеля отлично сохранились: они не имеют никаких следов эрозии от текущих вод, при этом не существует и карстовых каверн, являющихся следствием растворения известняка.

Получается, что это — часть тоннеля, ведущего в никуда. Однако, учитывая, что сама впадина Черного моря создавалась около тридцати миллионов лет назад, на самом стыке эпох эоцен и олигоцен, в результате падения гигантского астероида, который срезал и разрушил гряду крымского горного хребта, можно предположить, что эта Мраморная пещера – один из фрагментов древнего тоннеля, тогда как его основная часть осталась в разрушенном горном массиве.

Эта пещера была открыта совсем недавно, в 1980 году, группой крымских спелеологов. Длина только разведанных ходов составляет 2050 метров. По оценке известнейших спелеологов, Мраморная пещера входит в пятерку самых красивых оборудованных пещер планеты.

Пещеры Джейта, Ливан

О Джейте (она находится недалеко от Бейрута) люди знали очень давно, но особо никогда ею не интересовались пока в 1836 году её не обнаружил американский миссионер Уильям Томсон .
Затем, спустя 40 лет, Джейту изучили бейрутские водопроводчики : они прошли почти километр вдоль по реке и поняли, что пещер здесь много (сегодня известно, что их общая протяженность — 9 км). Так Джейта стала одной из главных достопримечательностей Ливана .


Пещеры разделены на два уровня. В нижнем течет река (она дает начало реке Нахр Аль-Кальб, которая поит весь Бейрут) с порогами и водопадами. Туристов здесь катают на лодках под низкими сводами, с которых свисают тысячи подсвеченных сталактитов, а на берегах стоят оплывшие "колонны" и каменные "скульптуры". К верхним галереям с Белым и Красным гротами ведет 120-метровый тоннель.

Мраморные пещеры в Чили Чико, Чили.

Это чудо природы, лабиринт из пещер цвета бирюзы, находится на границе Чили с Аргентиной, в высокогорном озере Lago General Carrera, расположенном в Андах. На самом деле стены удивительного лабиринта, промытого в скалах бросившего вызов водам Lago General Carrera полуострова, вовсе не из мрамора – скалы полуострова известковые.

Однако в гамме цветов сводов глубоких и сквозных гротов преобладает белый и голубоватый оттенки, весьма эффектно смотрящийся на фоне бирюзовой воды.

Пещера "Постойнска Яма", Словения

"Постойнска Яма" - это самая большая пещера всей Словении и одна из самых крупных в Европе вообще. Здесь подземные галереи раскинуты на 20 километров. Природа создала такую красоту в недрах известнякового плато Красе с помощью речки Пивки. Однако, несмотря на свое название, пещера никогда не выступала в качестве постоялого двора. Зато уже в XIX веке ее благоустроили специально для посещения туристов. Здесь появилось электричество и первая в мире пещерная железная дорога.

Поезд преодолевает 7 километров пути мимо необычных сталактитов и сталагмитов, дальнейший путь приходится совершать пешком. Самый большой зал в пещере называют Концертным, неудивительно, что именно тут когда-то состоялась даже целая конференция спелеологов.

Интересны и местные водоемы, ведь тут водятся даже живые существа - протеи. У них нет глаз, они похожи на смесь ящерицы-альбиноса и червяка. Протеи являются дальними родственниками саламандр.

Кунгурская Ледяная пещера, Россия

Жемчужиной Урала, подлинным национальным достоянием является Кунгурская ледяная пещера - седьмая в мире по протяженности среди гипсовых пещер и одна из  первых по красоте. Магия подземных озер и исполинских гротов, застывшая поэзия льда и камня переносят туристов в фантастический мир древней пещеры.

Кунгурская Ледяная пещера относится к уникальным памятникам природы. Она находится на правом берегу реки Сылвы в Ледяной горе на северо-восточной окраине города Кунгур. По определению ученых, возраст пещеры – 10–12 тысяч лет. Она образовалась на месте Великого Пермского моря.

Это старейшая экскурсионная пещера России. Экскурсии по ней проводились еще в середине XIX в. Началом же профессиональной экскурсионно-туристической деятельности на базе Ледяной пещеры считается 1914 год.

Сегодня Кунгурская Ледяная пещера, по оценкам специалистов, считается единственной в мире гипсовой пещерой с обширным оледенением.  В пещере имеется 70 подводных озер разных размеров.

Мамонтова пещера в Кентуки, США.

 Национальный парк Мамонтова пещера расположен в центральном Кентукки в США. Мамонтовая пещера это 500 км подземных тоннелей. Это самые длинные системы пещеры, известные миру. Многочисленные спелеологические экспедиции установили, что Мамонтова пещера соединяется с рядом близлежащих малых пещер. А экспедиция 1972 года открыла, что из Мамонтовой пещеры есть проход в пещерную систему Флинт-Ридж и истинная протяжённость всех тоннелей ещё не установлена.  В пещере есть три подземных озера, текут  реки с восемью подземными водопадами. Один из огромных залов достигает в длину 163 м. Пещера была обнаружена в 1809 году и получила такое название из-за своих огромных размеров.

Воронья пещера, Абхазия

А самая глубокая пещера в мире находится в Абхазии, в горном массиве Арабика. Вход в нее расположен на высоте около 2250 метров над уровнем моря, в урочище Орто-Балаган.

Пещера Крубера-Воронья была открыта и впервые исследована до глубины 95 метров грузинскими спелеологами в 1960 году. Тогда же она получила свое первое название: пещера Крубера, в честь отца русского карстоведения А.А. Крубера. Вторично пещеру исследовали красноярские спелеологи до глубины 210 метров уже в 1968 году. Они называли ее Сибирской пещерой. В 1982—1987 годах о пещере снова вспомнили. На этот раз ее исследовали киевские спелеологи до глубины 340 метров. Появилось третье название: пещера Воронья.

В начале XXI века исследованием пещеры занялась Украинская Спелеологическая Ассоциация при участии московских спелеологов. На 2012 год глубина исследованной части пещеры составляет 2191 метр.

До этого самой глубокой считалась австрийская пещера "Лампрехтсофен", глубиной 1632 м. На глубине 1710 м пещера Воронья (Крубера) имеет обширный зал с озером. Этот зал был назван, как "Зал советских спелеологов". Первооткрыватели говорят, что рекорд этой пещеры - заслуга всех советских спелеологов.

Пещера Фингала, Шотландия

Фингалова пещера (Fingal’s Cave) или как ее еще называют «пещера мелодий» находиться на острове Стаффа (Staffa), входящем в состав внутренних Гебридских островов Шотландии.

Стремительно возносясь вверх, вулканическая лава медленно остывала, образуя невероятные шестиугольные колонны… Внизу волновалось море… А лучший в мире архитектор – Природа – удовлетворенно потирал руки. Новый шедевр удался на славу! Быть ему островом Стаффа. Но море не унималось: то ласково поглаживая, то ожесточенно набрасываясь на базальтовые скалы, оно все же получило право считаться соавтором шедевра, вымыв, в конце концов, в скале, удивительную и уникальную пещеру – пещеру Фингала.

Длина Фингаловой пещеры – около 113 метров, а ширина при входе 16,5 метров. Попасть на лодке в пещеру невозможно – слишком узок внизу вход. Так что единственный путь внутрь – узенькая тропка, проходящая над самой водой.

Фингалова пещера больше похожа на затопленный морем базальтовый храм. Ее стены – это стройные ряды темно-серых колонн, высота которых достигает 20 метров.

Но не только чудесная «архитектура» пещеры ее главная особенность. Звуки прибоя, отражаясь от стен и куполообразного свода пещеры, складываются в волшебные мелодии в тихую погоду и грозный шум, слышный далеко в море, – в бурю и во время приливов.

Пещера Хан Сон Дунг. Вьетнам.

Пещера Ханг Сон Дунг (Пещера горной реки) находится в Национальном парке Пхонг Нха-Ке Банг, была открыта в апреле 2009 года британскими спелеологами. Пещерная система оказалась огромной. Британские исследователи предполагают, что данная пещера является самой большой по объему в мире!

В подземном зале пещеры Ханг Сон Дунг места хватит даже для 40-этажного небоскреба. Самый большой зал пещеры имеет общую протяжённость более 5000 метров. Общая длина пещеры - 9000 метров. Ширина залов и коридоров составляет 100 метров, а высота достигает 200 метров.

Пещера Ханг Сон Донг - пещера джунглей! В сводах пещеры имеются провалы, через которые проникает свет, и в результате этого в пещере растут растения - известковые уступы покрыты ковром нежной зелени. Вслед за растениями в пещеру спускаются не только насекомые и змеи, но даже обезьяны и птицы. Река Рао Туонг за много веков создала в твердых горных породах туннели. Во время засушливых месяцев река становится небольшим ручьем, но в сезон дождей подземная река снова становится полноводной, так что в некоторых местах она выходит на поверхность земли.

Подводные пещеры Юкатана, Мексика

Крупнейшая на планете подводная пещерная система, получившая обычное название Большая пещера, расположена в северной части мексиканского полуострова Юкатан, где покоятся руины городов древней цивилизации майя. С 1987 года там ведутся специальные исследования, которые возглавляют М. Мэдден и Р. Уникер. Они уже подтверждают уникальность этого подземного естественного водохранилища. 

Усилиями спелеодайверов были исследованы свыше 550 км подводных и подземных проходов, сотни различных пещерных систем, но какова полная протяженность всех пещер и какие еще тайны они хранят – никто не знает. 

На полуострове Юкатан сформировались невероятно красивые и большие пещеры, и весь полуостров практически состоит из разнообразных гротов и подземных пещер. В этой местности не протекают реки, однако, пресной воды здесь достаточно много. Вся вода находится под землей именно в этих сенотах. На языке майя сенот звучало как «цонот» — нечто глубокое.

  Сеноты были священными для индейцев майя, из священных сенотов воду брали лишь во время религиозных церемоний. Майя называли их «вратами в царство мертвых» и считали их воды священными.

На карте показано расположение сенотов в северо-западной части Юкатана. Видно, что часть их выстроилась в виде ясно выраженной дуги – эти колодцы расположены по ходу тектонических разломов по периметру древнего метеоритного кратера Чиксулуб – от того самого метеорита, падение которого авторы популярных статей и фильмов обычно объявляют причиной вымирания динозавров. Система пещер  сообщается с водами Карибского моря, и во многих из них под слоем пресной воды на глубине 30-60 м – слой воды морской.

Это аксиома: сталактиты и сталагмиты не образуются в подводных пещерах. Но здесь они буквально на каждом шагу. Когда-то здесь было сухо, когда-то здесь жили люди. Радиоуглеродный анализ копоти с потолка полузатопленного зала дал примерный возраст 8100 лет. Угли костра на дне соседней пещеры анализу уже не поддаются, но в свалке обглоданных костей найдены останки доисторического слона гомфотерия, вымершего 10 000 лет назад. Этот же возраст имеют человеческие останки, извлеченные в 2010 г., и найденные рядом фрагменты скелета пещерного медведя.

Любители дайвинга приезжают сюда со всего мира из-за удивительного подводного пейзажа и совершенно прозрачной воды. Здесь можно плавать мимо тысяч огромных сталагмитов и сталактитов, которые сформировались более чем 65 миллионов лет назад. Солнечный свет, проникая через различные трещины, делает это место сказочно красивым и необычным.

 Наверное,  забавно путешествовать под корнями тропического леса в воде такой прозрачности, что она неотличима от воздуха. В местах соединения соленой океанской воды с пресной можно увидеть необычное оптическое явление – галоклин, при котором ощущается призрачная граница слоев, а любое движение, перемешивающее воду, создает невероятное переливающееся облако. Температура воды почти во всех сенотах ровна и постоянна — 24-25 °C.

Пещера Тростниковой Флейты, Китай

Пещера Тростниковой Флейты является самой крупной и живописной из карстовых пещер в китайском туристическом городе Гуйлине. Когда-то на этом месте был океан. Природные катаклизмы заставили воду уйти, подняв на поверхность фантастические горы с диковинными ущельями, расселинами, гротами и пещерами.

Пещера Тростниковой Флейты, входящая в систему пещер и тоннелей со множеством хрупких сталактитов и сталагмитов, одна из наиболее известных пещер.Эта карстовая пещера уходит в глубину на 240 метров. Пещере дано очень меткое название: со свода свешиваются сотни маленьких сталактитов, многие из которых напоминают тоненькие дудочки.

Но  пещера получила своё название благодаря зарослям бамбука, покрывающем окрестности холма. Бамбук с этого места местные жители использовали для производства музыкального инструмента – флейты. Пещера Флейты огромна, заблудиться здесь не составит труда.

Подсвеченные сталактиты образуют картины, по китайской традиции поэтично названные в духе ‘хрустальный дворец короля драконов’. Благодаря уникальной подсветке и отражению в подземном озере, — создается впечатление застывших действ, которые имеют по китайской традиции поэтичные названия: «Хрустальный Дворец», «Башня Дракона», «Сосна на снегу», «Заря в Львиной роще», «Красный порог» и так далее. Внутри пещера разделена на несколько сказочных залов. В одном из них есть озеро, одно из прекраснейших подземных в мире.

Куевас-дель-Драк (Майорка, Испания)

Название пещер происходит от древней легенды, согласно которой вход в них охранялся драконом. Согласно средневековой легенде, пещеры Дракона охраняло огнедышащее чудовище. Жители Майорки сложили сказки о драконе, который охранял несметные сокровища пещер. Пещеры Дракона или Драк – это уникальное произведение природы, созданное на протяжении веков. Их протяжённость около 2400 метров. Глубина пещер в самой нижней точке достигает 25 метров. Это одна из самых протяженных на острове цепей пещер и полностью они были исследованы лишь в конце XIX века.

В настоящее время для посещения открыт туристический маршрут протяженностью около 1 км. Среди подземных залов выделяются пещера Людовика Сальвадора и смотровая площадка Циклопов. Отличительной чертой пещер Драк являются шесть подземных озер. Самым большим из них является озеро Мартель, которое является самым большим в мире подземным озером. Его длина 177 метров, ширина 40. Оно названо в честь французского спелеолога Мартеля, который впервые обнаружил пещеры Дракона в 1896 году. Пещеры уникальны еще и своим светотехническим оснащением.

Вода в озере настолько чиста и прозрачна, что отчетливо видны мельчайшие камушки находящиеся на дне озера. У озера Мартель есть амфитеатр с великолепной акустикой и зрительным залом. Для туристов там устраиваются камерные концерты. Под звуки классической музыки из темноты выплывают лодки, подсвеченные свечами, с музыкантами.

Пещера ласточек, Мексика

В тропиках центральной Мексики расположена очередная поражающая достопримечательность — огромная яма глубиной 330−375 метров. Она имеет вид пещеры, расширяющейся к основанию. Из-за того, что это таинственное место населяют птицы, ее прозвали Пещерой Ласточек.

Известно, что пернатые любят тихие места для вывода потомства, куда и возвращаются каждый вечер переночевать. У птиц мексиканской Пещеры было всё именно так, но лишь до тех пор, пока это место не открыли для себя бейс-джамперы и спелеологи.

Пещера ласточекПещера привлекает их своим необыкновенным строением. Сверху она смотрится черной дырой в горе с более чем 50 метров в диаметре. Если спускаться вниз, то в начале будет лишь узкий вертикальный проход, а далее он расширится до 130−160 метров. Такое строение весьма осложняет спуск в пещеру, не говоря уже о подъеме наверх. Однако спортсменов это только воодушевляет и бодрит.

Экстремалов со всего мира пещера заманивает попробовать свои силы. Но потребуется не только отличная физическая форма, но и техническая подготовка. Подъем наверх по уже закрепленным веревкам занимает около полутора часов.

Однако когда подобные мероприятия стали набирать обороты, мексиканские ученые-биологи забеспокоились за сохранность пещеры, птиц и природный баланс из-за неосторожных действий людей. Поэтому в настоящее время туристы посещают пещеру только тогда, когда птицы улетают из нее — около 12 — 16 часов.

Прыжки в Пещеру ласточек требуют знания и выполнения массы нюансов. Так, например, из-за того, что площадка для приземления весьма невелика, открывать парашют необходимо в строго определенное время. Если сделать это раньше, то он может зацепиться за стенки узкого прохода. До раскрытия парашюта время падения составляет 6−7 секунд. По глубине эта пещера занимает почетное 2-е место в Мексике, и 11-е место в мире.

Пещера Шульган-Таш (Капова), Россия

Пещера Шульган-Таш (Капова) расположена на правом берегу реки Белой, в Башкирии. Пещера протянулась более чем на два километра. Внутри нее протекает река Шульган. Эта трехэтажная спелео-система протяженностью около 3 км и высотой 165 м известна издревле и привлекла внимание ученых еще в XVIII в.

Входное отверстие пещеры напоминает гигантский тоннель, уходящий в глубь  горы. Входная арка огромна и имеет ширину около 40 м и высоту до 20 м. Слева из под этой арки бурным потоком вытекают воды реки Шульган. Все вместе это создает поистине величественную и неповторимую картину, потрясающую воображение даже тех, кому уже приходилось видеть что-то подобное. Слева от входа – Голубое озеро, из которого вытекает речка Шульган. Озеро маленькое – всего около трех метров в диаметре, зато его глубина – более 80 метров!

Возраст Каповой пещеры – около миллиона лет, осваивать ее люди начали минимум 14 тысяч лет назад. В пещере обнаружены древние настенные рисунки (мамонты, носороги, дикие лошади, различные знаки и т.д.), выполненные красной охрой, растворенной в животном жире. Достаточно сказать, что подобных природно-исторических памятников нет не только в России, но и во всей Восточной Европе.

Наскальным рисункам Каповой пещеры от 14 до 18 тысяч лет, то есть они практически ровесники изображений в знаменитых пещерах Ласко (Франция) и Альтамира (Испания). Это период верхнего палеолита, эпоха т.н. солютрейской и мадленской культур, очаг которых находился на юге Западной Европы — потому обнаружение столь же древней галереи на далеком Урале, в советской (тогда еще) Башкирии стало сенсацией.

Пещера Мелиссина, Греция

Уединенный остров Кефаллония является крупнейшим в Ионическом море. Здесь подобающая атмосфера - роскошные пейзажи с чистыми пляжами, вкусное вино и древние монастыри. Славится остров и своими пещерами, Мелиссина - самая красивая из них. Только вот неумолимые время и природа сделали пещеру дырявой - после землетрясения купол частично обрушился и теперь внутрь проникает солнечный свет. Однако это только приукрасило подземное убранство.

Теперь озеро в пещере просвечивается насквозь солнечными лучами, посетители могут полюбоваться прозрачной водой изумительно голубого оттенка. Но пить ее нельзя - она соленая, так как прибывает из моря по скрытым каналам. Это место задолго до туристов облюбовали древнегреческие жрецы, устроившие тут святилище бога Пана. Немало вокруг пещеры и легенд, а разве можно в Греции обойтись без них?

Хрустальная пещера, Мексика

В 2000 году, при бурении шахты Найка в штате Чиуауа (Мексика) на глубине 300 метров под землей, была найдена хрустальная пещера, в последствии названая пещерой Найка. Внутри пещеры находятся тысячи с кристаллов длинна которых достигает 10 метров. Самый большой силинитовый кристалл пещеры весит 55 тон его длинна 11 метров. Установлено что такого размера он мог достичь примерно за 1 миллион лет.

Область Найка находится на древнем геологическом разломе. Кристаллы в пещере образовались под действием вулканического очага, который находится под пещерой из потоков грунтовых вод, обогащенных минералами в основном гипсом.Температура внутри пещеры достигает 65°C при постоянной влажности 90-99%. В связи с этим посещения этой пещеры  без специального оборудования просто не возможны. Кристаллы извлеченные на поверхность из пещеры на свежий воздух – начинают мутнеть, а затем и разрушатся.

Пещера Мовиле, Румыния

На самом деле, эта пещера не представляет собой какой-либо туристический объект. С пещерой Мовиле не связана какая либо легенда или миф. Ее не посещали великие и знаменитые люди. Более того, в ней темно и сыро. Да и открыта она была всего лишь в 1986 году. Так в чём же её секрет?

В 1986 году во время геологических исследований перед строительством электростанции неподалеку от румынского города Мангалия на глубине около 18 метров была обнаружена закрытая пещерная система со своеобразными условиями. Питаемая подземными водами со значительным содержанием сероводорода, пещера, названная Мовиле, имела свою атмосферу, бедную кислородом, богатую углекислым газом  и содержащую значительное количество метана . Ее исследование началось в 1990 году.

 Пещера Мовиле практически полностью затоплена водой. Образовалась эта пещера примерно пять миллионов лет назад, и, все это время была запечатана. Т.е. туда практически не поступал воздух. В результате чего, в данной пещере образовался поистине уникальный микроклимат (экосистема).

Когда ученые вскрыли и проникли внутрь пещеры, то обнаружили там более тридцати новых, ранее не известных видов живых существ. Эти существа (преимущественно ногохвостки, скорпионы, черви и пиявки) все это время прекрасно уживались в этой пещере в полной темноте  более пяти миллионов лет. Отличительной особенностью всех новых, обнаруженных в пещере живых существ является то, что у них, во-первых, были особенности окраски (обесцвечивание), т.к. жили они в полной темноте. Главным отличием служило то, что у всех видов был прекрасно развит симбиоз. Другими словами, каждое живое существо в процессе своего существования помогает существовать и развиваться другому.

Само по себе человеческое присутствие в этом месте серьезно угрожает жизни экосистемы: один только процесс дыхания спелеолога может вызвать дисбаланс газового состава атмосферы гротов. Поэтому доступ в пещеру разрешен только в исследовательских целях с разрешения хранителей. Посещения ограничены двумя часами по два раза в месяц, группами не более трех человек в чистых комбинезонах и обуви… а лучше даже без оной.

Саравакский зал на острове Борнео, Малайзия

Размеры этой пещеры примерно 600х450 м и высота около 100 метров. Такова примерно площадь 16-ти футбольных полей. Такова примерно высота 40-этажного дома. Учитывая, что этот объем пространства находится не на открытом воздухе, а под землей, размеры потрясают. Учитывая, что это подземное пространство заполнено сталактитами и сталагмитами, подсвечено цветными фонарями, а со стометрового потолка летят вниз струи воды, зрелище потрясающее. Учитывая, что пещера населена примерно тремя миллионами летучих мышей, нахождение внутри волнующе.

Сверху над потолком пещерного зала в толще земли находится огромное подземное озеро. Сверху над озером еще толстый пласт земли. А еще сверху на поверхности пласта земли уже под открытым небом растет тропический дождевой лес. Получается своего рода «бутерброд». Этот «бутерброд» находится в толще горы, т.к. джунгли Мулу растут по склонам гор. Поскольку лес тропический и дождевой, то тропические ливни и небольшие дожди идут очень часто. Падающая с небес вода поливает джунгли, просачивается сквозь толстый пласт земли и заполняет огромное подземное озеро. Далее под действием силы тяжести вода снова начинает просачиваться сквозь дно озера вниз, доходит до потолка Саравакского пещерного зала и тонкими струями водопада в свете цветных фонарей летит вниз со стометрового потолка. Есть крохотная вероятность, что когда-нибудь вода подземного озера размоет и прорвет своды Саравакского зала, как плотину. Тогда многотонная масса воды обрушится вниз с высоты 40-ка этажей, сметая все на своем пути.

Пещера поражает своим каменным многоцветием. Земная порода окрашена во многие цвета, да еще и подсвечивается цветными фонарями.

Пещера Вайтомо,  Новая Зеландия

Эта пещера также претендует на звание самой красивой пещеры. Изюминка пещеры это – местные светлячки, вернее их личинки, которые светятся в темноте. Пещера состоит из трех уровней, которые связаны между собой шахтой. Туристы передвигаясь по подземной реке на лодке, любуются красивейшим зрелищем, напоминающим россыпь звезд на ночном небе.

При этом нужно соблюдать тишину, личинки услышав шум могут потухнуть. Пещера известна уже очень давно, туристов в нее стали водить еще в 1889 году.

 

9 древних пещер с наскальными рисунками

Есть что-то магически-притягательное и одновременно грустное в петроглифах. Имена талантливых художников древности и их истории мы никогда не узнаем. Все, что нам осталось, – наскальные рисунки, по которым можно попробовать представить жизнь наших далеких предков. Давайте заглянем в 9 знаменитых пещер с наскальными рисунками.

Пещера Альтамира

Открытую в 1879 году Марселино де Саутола пещеру Альтамира в Испании неспроста называют Сикстинской капеллой первобытного искусства. Приемы, которые были на вооружении у древних художников, импрессионисты начали использовать в своем творчестве только в 19 веке.

Живопись, обнаруженная дочерью археолога-любителя, наделала немало шума в ученом сообществе. Исследователя даже обвинили в фальсификации – никто не мог поверить, что такие талантливые рисунки создавались тысячелетия назад.

Картины выполнены реалистично, некоторые из них объемные – особого эффекта удалось достичь, используя естественный рельеф стен.

После открытия в пещере могли побывать все желающие. Из-за постоянных визитов туристов внутри изменилась температура, на рисунках появилась плесень. Сегодня пещера закрыта для посетителей, однако недалеко от нее находится Музей древней истории и археологии. Всего в 30 км от пещеры Альтамира можно познакомиться с копиями наскальных рисунков и любопытными находками археологов.

Пещера Ласко

В 1940 году группа подростков случайно обнаружила рядом с Монтильяком во Франции пещеру, вход в которую открыло упавшее во время грозы дерево. Она небольшая, но под сводами находятся тысячи рисунков. Некоторые из них древние художники начали наносить на стены еще в 18 веке до нашей эры.

Тут изображены люди, символы и животные в движении. Исследователи разделили пещеру на тематические зоны для удобства. Далеко за пределами Франции известны рисунки Зала быков, другое его название – Ротонда. Тут находится самый крупный наскальный рисунок, из всех обнаруженных – 5-метровый бык.

Как и Альтамира, Ласко закрыта для входа. Туристы могут заглянуть в ее копию, расположенную всего в 200 метрах от удивительного места. Внутри необычного музея в натуральную величину воссоздана часть пещеры – тут можно побывать в Зале Быков и Осевом проходе.

Пещера Шове

Еще одно место во Франции, где была обнаружена древняя живопись, – пещера Шове на юге страны. Если Ласко известна в первую очередь рисунками внушительных размеров, то Шове – самыми древними изображениями, когда-либо найденными людьми.

Под сводами находится более 300 рисунков, в том числе тут можно увидеть животных ледникового периода. Предполагают, что возраст некоторых картин – около 30 тысяч лет.

Пещера Нио

На юго-востоке Франции находится пещера Нио, о живописи внутри которой местные жители знали еще в 17 веке. Однако должного значения рисункам они не придавали, оставляя рядом многочисленные надписи.

В 1906 году капитан Моляр обнаружил внутри зал с изображениями животных, который позже получил название Черного салона.

Внутри можно увидеть бизонов, оленей и козлов. Ученые считают, что в древности тут проводили ритуалы для привлечения удачи на охоте. Для туристов рядом с Нио открыт Пиренейский парк доисторического искусства, где можно больше узнать об археологии.

Пещера Коске

Недалеко от Марселя расположена пещера Коске, попасть в которую могут только те, кто умеет хорошо плавать. Чтобы увидеть древние изображения, надо проплыть по 137-метровому тоннелю, расположенному глубоко под водой. Открыл необычное место в 1985 году дайвер Анри Коске. Ученые считают, что некоторые изображения зверей и птиц, обнаруженные внутри, были сделаны 29 тысяч лет назад.

Капова пещера (Шульган-Таш)

Шульган-Таш открыта зоологом Александром Рюминым в 1959 году. Он изучал летучих мышей и неожиданно обнаружил внутри наскальную живопись. Под сводами можно увидеть изображения лошадей, носорогов и даже мамонта с мамонтенком, которые были нарисованы 14 тысяч лет назад. Большинство изображений нанесено красной охрой. До этого открытия ученые считали, что наскальная живопись каменного века есть только в Западной Европе.

Пещера Куэва-де-лас-Манос

На юге Аргентины в 1941 году тоже обнаружили древнюю живопись. Тут находится не одна пещера, а целая серия, общая протяженность которых 160 км. Самая известная из них – Куэва-де-лас-Манос. Ее название переводится на русский как «пещера рук».

Внутри много изображений человеческих ладоней – наши предки делали на стенах отпечатки левыми руками. Кроме того, тут можно увидеть сцены охоты и древние надписи. Изображения сделаны от 9 до 13 тысяч лет назад.

Пещеры Нерха

Пещеры Нерха находятся в 5 км от одноименного города в Испании. Наскальные рисунки были открыты случайно подростками, как это ранее случилось и в пещере Ласко. Пятеро ребят отправились ловить летучих мышей, но случайно увидели отверстие в скале, заглянули внутрь и обнаружили коридор со сталагмитами и сталактитами. Находка заинтересовала ученых.

Пещера оказалась внушительных размеров – 35 484 квадратных метра, что равнозначно пяти футбольным полям. О том, что в ней обитали люди, свидетельствует множество находок: орудия, следы очага, керамика. Внизу расположены три зала. Зал привидений пугает гостей необычными звуками и странными очертаниями. Зал водопадов оборудовали под концертный зал, в нем могут одновременно расположиться 100 зрителей.

Тут выступали Монсеррат Кабалье, Майя Плисецкая и другие известные артисты. Вифлеемский зал поражает причудливыми колоннами со сталактитами и сталагмитами. Наскальные рисунки можно увидеть в Зале копий и Зале гор.

До открытия этой пещеры ученые предполагали, что самые древние рисунки находятся в пещере Шове. По последним исследованиям, наши далекие предки начали заниматься творчеством еще раньше, чем считала современная наука. Результаты радиоуглеродного анализа показали, что шесть изображений тюленей и морских котиков были сделаны предположительно 43 тысячи лет назад – соответственно, они еще старше наскальной живописи, обнаруженной в Шове. Однако выводы пока делать рано.

Пещера Магура

Магура — одна из самых знаменитых пещер в северо-западной части Болгарии, куда приезжают туристы, чтобы познакомиться с наскальной живописью.

Протяженность галерей составляет 3 км. Внутри нее, как и в пещерах Нерха, можно полюбоваться на сталактиты и сталагмиты.

В пещере обнаружено 700 рисунков вырезанных и написанных на ее стенах. Тут изображены танцующие женщины, мужчины во время охоты, животные, звезды, инструменты и растения. Одна из самых удивительных находок исследователей – солнечный календарь с точными данными на 366 дней.

Изображения во всех этих пещерах и способы нанесения рисунков совершенно разные. Тем не менее, есть и общие черты. Художники древности передавали с помощью творчества свое восприятие мира и делились взглядом на жизнь, только делали это не словами, а рисунками.