Модернизм в архитектуре 20 века – МОДЕРНИЗМ в архитектуре — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Содержание

Архитектурный модернизм — Википедия

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, советский модернизм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Кредо архитектурного модернизма заключено в самом его названии — это создание чего-то нового, что соответствовало бы духу современности, требованиям сегодняшнего дня. То есть в модернизме присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних пластических форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций (в частности, стального или ж/б каркаса).
  • рациональный подход к решению внутренней планировки (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  • «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого — отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Торговый дом Шлезингер и Майер, 1899—04. Арх. Л.Салливен

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и другие. К той же Всемирной выставке в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.

В Соединённых Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи все ещё покрытым декоративной облицовкой из камня). Благодаря каркасу здания могли уже достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегчённом» плане (дом Монаднок в Чикаго, 1891, арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, 1899—04, арх. Л. Салливен). Приоритетная роль в проектировании и строительстве первых высотных зданий принадлежит так называемой Чикагской школе, идеологом которой был Луис Салливен, активный поборник функционального подхода, автор знаменитого изречения «форма следует функции» (известен также и как учитель молодого Ф.Л. Райта).

Существенную роль в развитии новых тенденций сыграло движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин. Значение рационального подхода в архитектуре отстаивал в своих теориях и проектах талантливый архитектор Чарльз Ренни Макинтош, лидер английского модерна, один из участников так называемой Школы Глазго.

Школа искусств в Глазго. 1897—1909 Арх. Ч.Р. Макинтош.

Следует отметить также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании Объединенных промышленно-художественных мастерских в Мюнхене (1898), в крупных Художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и другие).

Большую роль в развитии новых тенденций архитектуры сыграл Отто Вагнер, ведущий архитектор венского сецессиона (дворец Хойос, 1890-е гг., многоквартирные дома в Вене, конец 1890-х гг.).

Упомянутые уже «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX — начале XX века, — немецкий югенд, сецессион в Австрии, французский ар-нуво, русский модерн — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала сталь и железобетон, являясь таким образом прямой предшественницей модернизма.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция), Луис Салливен.

Архитекторы — предтечи модернизма: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливен, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Начало XX века. Успехи нового строительства в предвоенный период[править | править код]

Многоквартирный дом по ул. Б. Франклина, 25, Париж. 1913. Арх. Огюст Перре

   Первое в Европе жилое здание из железобетона было построено в 1904 году — это известный многоквартирный дом в 10 этажей на улице Бенджамина Франклина, 25, в Париже, по проекту Огюста Перре. Ничем не скрытый ж/бетонный каркас явственно читается на его фасаде, легком и ажурном, хотя все еще не свободном от украшений. Огюста Перре называют во Франции «отцом бетона», он был пионером и успешным практиком строительства зданий с применением этого материала.

   Однако ж/бетон не сразу завоевал признание у архитекторов, конструкции из него выглядели, по их мнению, «неэстетично» — слишком тонко, несолидно и немонументально. По этой причине его считали материалом совершенно непригодным для «зданий с красивыми фасадами». К овладению конструктивными и пластическими возможностями ж/бетона гражданская архитектура пришла значительно позже. Промышленный подъем конца XIX — начала XX века вызвал потребность в строительстве большого числа новых производственных предприятий и других промышленных объектов. Проектировщики, главным образом инженеры, относившиеся к новым строительным материалам без предубеждения и не связанные требованиями архитектурного украшательства, смело использовали современные конструктивные решения и ресурсы, добиваясь при этом иногда весьма впечатляющего художественного эффекта — что можно видеть, скажем, на примере «летящих» мостов швейцарца Р.Майара или выразительно-пластичных ангаров для дирижаблей француза Э.Фрейсине.  

   Особенно преуспевала в этом Германия, на тот момент лидер экономического прогресса в Европе. Крупный промышленный концерн AEG (Всеобшее Электрическое Общество) пригласил известного архитектора Петера Беренса на пост главного архитектора и проектировщика AEG. Его фабричные комплексы AEG в Берлине, и особенно турбинный завод, построенный им для концерна в 1909 г. — массивные, строгие, подчеркнуто монументальные здания — стали своего рода символом промышленной мощи и силы капитала.

Фабрика турбин AEG, Берлин. 1909. Арх. П. Беренс

  Беренс последовательно отстаивал принципы функционализма в архитектуре — так же, как и работавший в его мастерской Вальтер Гропиус, будущий создатель «Баухауза». В 1911 году по проекту Гропиуса (в сотрудничестве с А.Мейером) была построена фабрика сапожных колодок «Фагус-верк» в г. Альфельд-на-Ляйне. Трехэтажное здание фабрики, с ее огромными, вытянутыми по горизонтали окнами и безопорными стеклянными углами — что опрокидывало устоявшиеся представления о тектонике, — стало вехой в развитии нового архитектурного языка. Еще одна заметная довоенная постройка В.Гропиуса — показательное фабричное здание, спроектированное им (совместно с А.Мейером) для выставки германского Веркбунда 1914 года. Здесь спиральные лестницы на обоих торцах здания заключены в сплошную стеклянную оболочку, разделенную горизонтальными тягами, да к тому же еще частично скругленную, что создавало невероятный по тому времени эффект невесомости конструкции.

   В целом гражданская архитектура того периода (жилые дома, городские постройки) шла еще по пути «художественных» стилизаций — среди архитекторов были в ходу альбомы с образцами декоративных форм готики, романского, испанского стиля, неоклассики; в России, например, также и русского национального стиля. Сейчас постройки такого рода объединяют общим термином «эклектика». Модерн (югенд, ар нуво), хоть и являлся в своей основе таким же «художественным» стилем, однако ему не чужды были и прогрессивные тенденции — в отношении принципа целесообразности формы, очищения плоскости стены от орнамента. В архитектурной среде велась дововольно жесткая полемика на эти темы — о необходимости решительного обновления архитектуры в связи с новыми задачами и новыми возможностями строительных технологий. Австрийский архитектор Адольф Лоос опубликовал программное, во многом провокационное эссе «Орнамент и преступление» (1913), в котором подверг разгромной критике «художественный романтизм» разного рода псевдо-стилей (также и модерна), что в то время воспринималось как резкий вызов общепринятым представлениям.

  На американском континенте подобную же кампанию за обновление архитектуры вел архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Достаточно продолжительная работа в фирме «Адлер и Салливен», под началом Луиса Салливена, первого строителя высотных зданий, идеолога рационализма, сформировала его систему взглядов, сделав его приверженцем рационального, функционального подхода. Уже работая самостоятельно, примерно с 1900 по 1917 годы он спроектировал и построил ряд довольно своеобразных частных домов — с «открытым» планом, с вытянутыми по горизонтали линиями фасадов, широкими свесами крыш — домов невысоких, как бы льнущих к земле, и невероятно просторных и уютных внутри. Эти дома получили название «дома прерий», возможно, по той причине, что построены в основном в пустынных районах штата Иллинойс, вокруг Чикаго.

Дом Айвери Кунли, Риверсайд, Иллинойс. 1908-12. Арх. Ф.Л.Райт

  Среди лучших райтовских построек «стиля прерий» можно назвать Дом Уорда В. Виллитса, (Хайланд Парк, Иллинойс, 1902), Дом Мейер Мэй (Гран Рапидс, Мичиган, 1908), дом Айвери и Куини Кунли (Риверсайд, штат Иллинойс, 1908), дом Фредерика Роби (Чикаго, 1910). Эти и другие проекты, созданные Райтом между 1900-м и 1009 годами, были отобраны им для рекламного альбома-портфолио Wasmuth (издан в 1910 году в Берлине), благодаря которому работы Райта стали известны в Европе и оказали большое влияние на европейских архитекторов после Первой мировой войны.

  Хотя достижения архитекторов-новаторов в предвоенную эпоху достаточно осязаемы, но по настоящему это лишь своего рода переходный этап, время больших открытий модернизма еще не наступило. Разрыв между «техникой» и «искусством» все еще присутствует, его только предстоит преодолеть. Архитектура постепенно освобождается от фасадных декораций, осваивая мышление в трех измерениях, внимание архитектора все больше привлекают проблемы взаимодействия объемов, пространств, проблемы функциональности, «чистоты» материалов — того, что эстетика югенда обычно отодвигала на второй план. Наконец, становится очевидным, что современная техника и особенно открытие ж/бетона предоставляют архитектору такие возможности, каких наверняка не имели строители предыдущих десятилетий.

Видные архитекторы этого периода и их постройки:

В Германии: Петер Беренс, Вальтер Гропиус.

В Австрии:  Отто Вагнер (вилла Вагнер-2, 1913, Австрийский почтовый сберегательный банк , 1906)

Йозеф Хоффман (Дворец Стокле в Брюсселе, 1905-1911)

Адольф Лоос (частные виллы в Австрии, в Швейцарии, 1904 — 1917).

Нидерланды: Хендрик П. Берлаге (здание Амстердамской биржи, 1897 – 1903)

США: Ф.Л.Райт («дома прерий», 1900 — 1917)

Л.Г.Салливен (универмаг Ван Аллена, Клинтон, Айова, 1914; здание Аудиториума, Чикаго)

Двадцатые и тридцатые годы. Расцвет модернизма[править | править код]

Классические примеры модернизма в архитектуре[править | править код]

  • Здание Баухауса в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Лубеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1967, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.
  • Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
  • William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569.
  • Архитектура современного Запада. Изогиз, Москва, 1932.
  • Фремптон К. «Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития». М.: Стройиздат, 1990

основные черты и разные направления

Модернизм в архитектуре — направление, сфокусированное на поиске новых форм зодчества, отказавшееся от традиционных решений. Основными принципами образования стиля становятся рациональный подход и эргономичность.

Модерн

Модернизм в архитектуре — интересное решение.

Возникновение и особенности стиля

Научно-техническая революция и промышленный прогресс послужили катализатором преобразований во всех сферах жизни общества 19 в. С появлением железобетона и технологий каркасного строительства архитектура ставит перед собой новые глобальные задачи.

Идеологи модернизма создают инженерные технологии, позволяющие увеличить скорость и объем работ до индустриальных масштабов. Теоретики школы создают «концепцию жизни», которая направлена на создание нового общества в соответствии с социалистическими воззрениями.

Модерн или модернизм — как разобраться

Обе школы зародились в одно время, по этой причине их часто путают. Также причиной путаницы являются похожие названия.

Общим признаком является обращение к будущему через взаимодействие с новыми строительными технологиями, материалами. Модерн является последним представителем традиционной архитектуры. От академических стилей он перенял присутствие декоративных элементов, индивидуальность образа. Этот стиль архитектуры претендует на элитарность, каждый его памятник ставит перед собой задачу стать центральной фигурой в зодчестве.

Архитектурный модернизм разрывает связь с классической школой, он обращен к массовому сознанию, потреблению. Индивидуализм и пафос отсутствуют.

Направления модернизма в архитектуре

В начале 20 столетия в мире произошло множество социально-политических преобразований, которые кардинально повлияли на архитектуру. Под влиянием протестных настроений модернизм развивался как отдельное направление.

После Октябрьской революции в СССР находят признание конструктивизм и авангард, индустриализация в Европе формирует футуризм и минимализм, в Латинской Америке широкое распространение получили функционализм и техницизм.

Футуризм

Движение зародилось в Италии. Основоположником архитектурного стиля является Антонио Сант-Элиа. Идеолог стиля создал манифест и спроектировал первые эскизы, проектные работы.

Концепция школы представляет собой открытый взгляд на искусство, культивирующий будущее в отрыве от прошлого и текущего времени. Преобладают идеи унификации и урбанизации, отказ от индивидуализации. Ритмика и динамика линий, скорость, присутствие хроматической гаммы характерны для этого стиля.

Абстрактные идеи стиля не были реализованы на ранних этапах развития модернизма, но нашли широкое практическое применение в урбанизме нового времени. Концепция стиля нашла отражение в проектах Ивана Леонидова. Лазарь Лисицкий, вдохновленный эскизами футуристов, изобрел концепцию горизонтального небоскреба, которая стала основополагающей в высотной архитектуре текущего времени.

Примером стиля является оперный театр в Сиднее, Кафедральный собор в Бразилиа, культурный центр в Чанша.

Стиль авангард

Стиль

Стиль авангард в архитектуре.

Радикальные перемены на рубеже веков порождают новое восприятие архитектуры.

Следуя за художественными воззрениями кубизма и футуризма, авангард отказывается от традиционных принципов градостроительства, противопоставляя себя зодчеству, создает архитектуру новой эры.

Утилитарное назначение и функциональность преобладают над художественным замыслом творчества. Строитель становится организатором пространства и уходит от роли декоратора.

Общие черты стиля отражены в лаконичности линий и общей сдержанности образа, при этом создается контраст за счет противопоставления цвету. Главенствующими материалами становятся стекло, металл и дерево.

Ярчайшими примерами архитектуры авангарда стала резиденция Гаса Гомес в Канкуне, мавзолей Ленина в Москве, культурный центр в Мюлузе.

Конструктивизм

Школа появилась и получила широкое распространение в социалистических странах. Пионерами направления были братья Веснины, Иван Леонидов, Моисей Гинсбург. Школа развивает идеи авангарда. Лаконичный образ обрамлен монументальностью. Большое внимание уделяется геометрии сооружения.

В поздний период разрабатывается функциональный метод проектирования, основанный на математическом подходе соотношения каждой плоскости и ее функции. Инженерами направления впервые были спроектированы общественные сооружения нового образца: дома культуры, общежития, фабрики-кухни. Конструктивизм изучает общественные сооружения, производственные объекты, градостроительные комплексы. Стилем заложена концепция урбанистики.

Первым зданием, отразившим принципы течения, стал павильон всемирной выставки в Великобритании. Самым популярным образцом конструктивизма является Эйфелева башня.

Абстрактный стиль, или абстракционизм

Направление зародилось в Европе. В двадцатых годах Казимир Малевич создал эскизные модели архитектурных сооружений — архитектоны, которые стали прообразами трехмерных моделей.

С их помощью автор транслировал организационную систему для любой архитектуры, без привязки к плоскости. Автор представил возможность восприятия построек из любой точки в пространстве.

Работы Малевича изменили мир архитектуры, позволив работать с объемом в асимметрии. Теории мастера смог реализовать его ученик Лазарь Лисицкий. Идеи абстракционизма оказали большое влияние на создание художественных образов современной архитектуры и дизайна.

Наиболее популярными примерами практического исполнения абстракционизма стали аттракцион «Атриум» в Брюсселе, «Дом ста лиц» в Бильбао, скульптура «Облачные врата» в Чикаго.

Функционализм

Течение строго регламентировало соответствие целевого назначения сооружений их внешнему облику.

Направление создало технологические нормативы и методы распределения, планировки. Упорядочило градостроительные строения в кварталы, а сооружения — в секции.

С появлением функционализма формируется стандартизация жилья, индустриализация архитектуры приобретает образ, близкий к современному. Для стиля характерны использование простых монолитных решений, рационализм в создании конструкции.

Функция

Функционализм в архитектуре.

Минимализм

Концепция школы была создана нидерландским обществом художников. Общие термины и принципы архитектуры отражены в рациональном использовании эргономики сооружения, полном отсутствии декоративных элементов, внимании, акцентированном на инженерных функциях сооружения, где геометрия дополняет свет и объем конструкции, здания имеют большие оконные проемы. Каркасом служат металлоконструкции и стекло.

Широкое распространение течение получило в послевоенное время. После изучения аналогичных тенденций на востоке стиль был дополнен в новое время. Минимализм стал одним из самых популярных направлений нового времени.

Брутализм

Направление позднего модернизма, сформированное в послевоенные годы. Родоначальниками стиля были братья Смитсоны.

Разрушенные войной города Великобритании требовали быстрых и недорогих решений жилищного вопроса. Развитие архитектуры их железобетонных сооружений стало ответом на все вызовы времени. Бетон приобретает широкую популярность и становится главным строительным материалом нового времени.

Идеологами движения был создан стиль, соответствующий всем градостроительным тенденциям и требованиям нового времени. Главными признаками брутализма становятся использование грубых материалов, эффектность композиционных решений, монолитность объема и фактуры. Созданные ранее в теориях модернистов идеи урбанизма находят широкое применение в строительных решениях инженеров школы.

Виднейшими представителями школы стали Бэзил Спенс, Эрно Голдфингер, Ле Корбюзье.

Модернизм в архитектуре Голландии, Де Стейл (De Stijl)

Направление неопластицизма было основано голландскими художниками в 1917 г. Основоположниками движения De Stijl стали Тео ван Дусбург, Ян Вилс, Антони Кок. Школа ставит перед собой задачу развития эстетического сознания через радикальное обновление внутреннего мира человека с помощью всех видов искусства.

Художники обращаются к чистому образу и пренебрегают экспрессивными средствами, эмоциями. В зодчестве идеи авторов отразились через поиск строгих геометрических проекций.

Преобладают следующие цвета:

  • красный;
  • синий;
  • желтый.

В принципах создания инженерных решений направление следовало идеям функционализма. Теория неопластицизма повлияла на авангард, баухаус.

Идеи стиля были воплощены в здании школы в Хильверсуме, доме Шредера в Утрехте.

Модернизм в архитектуре Германии, баухаус

модернизм в архитектуре

Модернизм в архитектуре Германии.

Художественное объединение было создано в 1919 г. в стенах высшей школы строительства в Веймаре. Идеолог движения Вальтер Гропиус разработал базовые идеи дизайна.

Он доказал необходимость взаимодействия всех видов искусств и внедрения технологического процесса в творческую деятельность.

Теоретики движения искали универсальные решения, направленные на функциональное и практичное использование пространства, при этом была учтена художественная составляющая образа.

Множество ранних направлений модернизма получило второе рождение, воплотив теорию в идеях баухауса. Идеи конструктивизма, функционализма и футуризма были собраны в общую концепцию урбанизма и воплощены в первых типовых застройках. После внедрения прикладных технологий в строительный процесс архитектура становится индустриальной.

Модернизм в архитектуре: стили, особенности и примеры

Модернизм в архитектуре представлен разными течениями, которые появились в начале 20 века в противовес романтическому Модерну. Заметим, что существует много путаницы в определениях этих двух стилей или направлений.

Модерн или модернизм: как разобраться

В статье Модерн в архитектуре приведены названия стиля в разных странах, откуда можно видеть, что Модерн в Испании именуют Модернизмом. Видимо по этому работы архитектора Гауди в некоторых информационных источниках рунета идут в одном ряду с модернисткими. Зрите в корень: отличительные черты работ Гауди относятся к Модерну.

Другой момент путаницы — французское слово modernisme (новейший, современный) и английское modern (новый, современный). Поэтому в англоязычных источниках о Модернизме говорят Modern architecture. И это правильно.  А сам стиль Модерн в США и Великобритании называют Тиффани и Макинтош, часто используют термин Ар нуво. Но сложнее, если разговор заходит о Рациональном модерне, т.к. он очень близок к Модернизму. Всегда нужно учитывать время, место и обстоятельства, когда идёт разговор об этих стилях.

Модернизм в архитектуре: стиль Авангард

Avant-garde — это инновационная и радикальная архитектура, которая хотела отличаться от «бездушного» вида современной архитектуры. Он включил в свои структуры прихоть и стилизацию, создавая уникальные здания. Его можно назвать модернистким, так как это бунтарский стиль, возникший в период революционных настроений в начале ХХ века. Молодёжь свергала устоявшиеся отношения, создавала новые контрастные образы, смело играла с формой и цветом, нарушала все правила и каноны в искусстве и архитектуре. Стилеобразующие направления: конструктивизм и рационализм.

архитектурные стили: авангардСальвадор Дали. Испания

Футуризм

Этот стиль Модернизма родился в Италии в начале XX века. Для него характерны сильный хроматизм (гамма полутонов), длинные динамические линии, передающие движение и скорость. Не лишён лиричности. На фото внизу автомобильный завод в Турине, Италия.

Fiat Lingotto veduta-1928.jpg
Автор: Изначально этот файл был загружен участником Dgtmedia — Simone из итальянский Википедия — Перенесено с it.wikipedia на Викисклад., CC BY 3.0, Ссылка

Модернизм в архитектуре. КонструктивизмМодернизм в архитектуре СССР (Конструктивизм)

Конструктивизм

Получил признание в Советском Союзе в прошлом веке в 1920-е годы и начале 1930-х годов. Он сочетал передовые технологии и технику с общепризнанной в государстве целью — построения коммунизма. Наделён механистическими и динамическими формами.

Абстрактный стиль или абстракционизм

Данное направление соприкасается с авангардом и продвигает отказ от изображения реальных форм вещей. Такие архитектурные стили и их особенности, как кубизм и супрематизм — его производные.

Заменяет симметрию и статику на асимметрию и равновесие масс.

Модернизм в архитектуре. АбстракционизмМодернизм в архитектуре СССР (Абстракционизм). Я. Чернихов. Композиция №28 (1925–1933 гг.)

Модернизм в архитектуре Голландии: Де Стейл (De Stijl)

Данный стиль образован как художественное движение обществом художников, в голландском городе Лейден в 1917 году. Ещё именуется неопластицизмом. На движение Де Стейл повлияли картины кубистов и движение DaDa с их идеями об идеальных геометрических формах. А работы Де Стейл, в свою очередь, повлияли на стиль Баухауз и Интернациональный стиль. Влияние этого движения на архитектуру можно увидеть больше всего в доме Ритвельд Шредер, который является единственным зданием, созданным исключительно с использованием принципов De Stijl — белые и серые стены, черные дверные рамы и множество элементов, окрашенных в яркие основные цвета.

модернизм в архитектуреСтиль Де Стейл. Дом Ритвельд Шредер, Голландия

Модернизм в архитектуре Германии: Баухаус

архитектурные стили модернизма: баухаусЗдание Bauhaus, Дессау, Германия

Стиль получил название, благодаря одноимённому художественному объединению, основанному в Германии немецким архитектором Вальтером Гропиусом. Несмотря на свою относительную недолговечность (с 1919 по 1933 год), он оказал огромное влияние на дизайн двадцатого века, классический современный стиль и авангард.

Одной из основных целей Баухауза было сочетание широкого спектра искусств — архитектуры, скульптуры, живописи с ремеслами и техникой, где функциональность стоит на первом месте.

Минималистский внешний вид зданий, ориентация на упрощенные геометрические формы, отсутствие декора является признаком революционных принципов Баухауза — красоты и простоты.

Минимализм

Истоки минималистской архитектуры восходят к кубизму, De Stijl и Bauhaus. В некотором роде, эти движения были похожи между собой.

минимализмЗдание Farnsworth House, 1951, Mies, штат Иллинойс, США

Например, движение Де Стиль одобрило простоту и абстракцию и уменьшило художественное оформление до его основной формы и цвета. Они основывали свою философию дизайна на функционализме, прямолинейности плоскостей и устранении декоративной отделки поверхности, как это показано в доме Шредера Ритвельда.

С другой стороны, Баухаус был основан как художественная школа в Германии с целями продвижения массового производства и объединения ремесел с технологиями. Баухаус разделял принципы Де Стиль в функционализме, чистоте и уменьшении формы.

Всего несколько секунд на видео показывают суть минимализма:

В дополнение к Bauhaus и De Stijl минималистская архитектура находилась под влиянием традиционной японской архитектуры, оценив её простоту.

Этот стиль демонстрирует определенные характеристики формы, света, пространства и материала наряду с такими методами как

  • сокращение,
  • упрощение и
  • унификация.

Минималисты считают эти характеристики сущностью архитектуры.

Минимализм устраняет несущественные детали, уменьшая и уплотняя содержимое проекта до минимума необходимых элементов, параметров и средств, таким образом определяя его форму.

Функционализм

Архитектурный стиль 20 века, который привёл в соответствие здания и сооружения с их функциями. Зародился в Германии, в школе «Баухауз», и Нидерландах. Хотя функционализм и не является исключительно современной концепцией, он тесно связан с современным стилем архитектуры, который сложился в течение второй четверти 20-го века.

Bellavista-Klampenborg-Arne Jacobsen.jpg
Автор: Foto: Jonn Leffmann, CC BY 3.0, Ссылка

Прогрессивная строительная техника, необходимость в новых типах зданий, изменения культурных и эстетических идеалов повлияли на популярность этого направления. Главным лозунгом в архитектуре становится удовлетворение практических потребностей. Самое сильное влияние направления наблюдалось в Германии, Чехословакии, СССР и Нидерландах.

Брутализм

Модернизм в архитектуре: брутализмМодернизм в архитектуре Индии. Брутализм. Здание Текстильной ассоциации (Mill Owners’ Association Building), Ахмедабад

Модернизм в архитектуре Брутализм представляет с 1950-х до середины 1970-х годов. Бруталистские здания имеют повторяющиеся модульные элементы функциональных зон, которые отчетливо сформулированы и сгруппированы в единое целое. Поверхности литого бетона сделаны, чтобы подчеркнуть основной материал конструкции с текстурой деревянной опалубки, используемой для литейных форм. Строительные материалы, используемые в этом стиле включают кирпичи, сталь, стекло, необработанный камень. Представляет резкий контраст с изысканными и орнаментированными зданиями, построенными в элитном стиле Beaux-Arts (Боз-Арт).

Как иллюстрацию путаницы в течениях Модерн и Модернизм, можно посмотреть короткое видео (скорее всего сделанное на основе англоязычных источников), в котором модернистские здания идут в одном ряду с Модерном.

Модернизм в архитектуре — это лишь одно направление в этом искусстве. Какие есть течения и когда они появились читайте в статье Архитектурные стили: краткое описание

Access to the site is allowed only for human.

Вы используете прокси или другую странную штуку.
Подтвердите что вы человек.
Отвечать нужно быстро

You are using a proxy or other strange thing.
Confirm that you are a person.

Архитектура модерна — Википедия

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон).

Новые материалы и технологии позволили повысить этажность зданий, увеличить масштаб арок и окон (витрина). «Ярким харизматическим примером модерна» называют металлическую Эйфелеву башню в Париже (1889 год)[1], высота которой достигла 324 метров. В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке (майоликовые панно) и кованных металлоконструкциях. Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он отвечал запросам массового, индустриального общества. В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.

Исторически модерну предшествовала эклектика, с которой модерн объединяют ряд общих моментов[2]. Поскольку на Западе эклектика практически полностью поглощалась романтизмом[3], в северном модерне (национальном романтизме) граница с эклектикой оказывается полностью стертой. Например, Собор св. Михаила в Турку (1905 год) рассматривается и как модерн и как неоготика. Как вариант модерна рассматривают и неорусский стиль.

Поскольку отправной точкой архитектуры модерна является Эйфелева башня (1889)[1], то за данным стилем закрепился французский синоним «ар нуво» (фр. Art nouveau, «новое искусство»), поскольку он радикально отличался от романтических попыток воспроизвести архитектурные образцы прошлого.

Из Франции, через Луиса Салливана, модерн проник в США, где формируется Чикагская архитектурная школа. Металлические конструкции позволили создать первые небоскрёбы (16-этажный Монаднок-билдинг, 1893), в которых кирпич превращался в декоративный элемент. За американским модерном закрепилось название органической архитектуры, поскольку здания органично вписывались в окружающую среду. Это отразилось в фильме Кинг-Конг (1933), когда гигантская обезьяна приняла небоскрёб (103-этажный Эмпайр-стейт-билдинг) за скалу.

В Европе архитектура модерна достигает пика своего оформления в работах бельгийца Виктора Орта, который широко использовал металл и стекло (Отель-Тассель, 1894), значительное внимание уделяя и декору интерьера в виде металлического растительного орнамента (светильники, перила, дверные ручки) и мозаичных полов. Ученик Орта Эктор Гимар распространил бельгийскую версию модерна на Францию, создав входные павильоны парижского метро (1900).

Оригинальный очаг модерна сложился в Барселоне (Каталония, Испания) благодаря архитектурному творчеству Антонио Гауди. Начав как эклектик, Гауди вскоре освобождается от попыток стилизации под архитектуру минувших эпох. В декоре он широко использует кованные элементы и изразцы (Каса-Батльо, 1906). При постройке жилого дома Каса-Мила (1910) основным строительным материалом становится железобетон, проектом предусматривается система вентиляции, подземный гараж и лифты.

Немецкая версия модерна получила название «югендстиль». Её отличала большая сдержанность, обилие стекла[4] (Стеклянный павильон) и бетона (Памятник битве народов, 1913). Большим изяществом отличался австрийский модерн, получивший название сецессион. Его лидером стал венский архитектор Отто Вагнер. Примером австрийского модерна может служить Церковь Ам-Штайнхоф (1907).

Дальнейшая судьба модерна дискуссионна. По одной версии, после Первой мировой войны он перетёк в функционализм (Ле Корбюзье), который начисто отказался от декора и орнамента, оставив от модерна только стекло и железобетон. По другой версии, после Первой мировой войны модерн сменился стилем ар деко[5], хотя существует версия, что ар деко это поздняя разновидность модерна[6].

  1. Бельгийская школа (Виктор Орта)[7]
  2. Французская школа[7]
  3. Каталонский модерн (исп. Modernismo catalán; Антонио Гауди)[8].
  4. Русская школа[7]
  5. Чикагская школа (Луис Салливен)
  6. Венский сецессион (Отто Вагнер)[9]
  7. Венгерский сецессион (Эдён Лехнер)
  8. Рижский модерн (Михаил Эйзенштейн)
  9. Северный модерн (дат. Nationalromantik: национальный романтизм; Элиэль Сааринен)
  10. Шотландский модерн (Ч. Р. Макинтош)[10]
  11. Итальянский модерн (либерти)[11]: Туринский модерн (итал.)

Первым по времени произведением модерна в России считается дача великого князя Бориса Владимировича, построенная архитекторами Шернборном и Скоттом в 1897 году в Царском Селе (Московское шоссе, д. 11)[12]. Одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна в Санкт-Петербурге является дом компании «Зингер» (сейчас «Дом книги») на Невском проспекте. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, архитектор П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, архитектор Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль, 1913—1914). К этому стилю относится и Дом Ф. Г. Бажанова (архитектор Ф. П. Алёшин), до настоящего времени там сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова: Парадной лестницы, Приёмной, Кабинета, Холла, Гостиной, Фойе, Малой и Большой столовых, Белого зала. В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — С. А. Бржозовский).

Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве стал построенный в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым особняк О. А. Листа[13]. Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и Дерожинской работы Ф. О. Шехтеля, Особняк Ивана Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева, доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в стиле модерн.

Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель), ЦУМ (б. «Мюр и Мерилиз»), гостиница «Метрополь» в Москве, и многие другие. В Москве работал целый ряд архитекторов, Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В., которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.

Несмотря на важность архитектурных памятников эпохи модерн для истории архитектуры и культуры России в целом, на данный момент не существует ни одного полноценного музея, посвящённого этому стилю. Более того, нет ни одного крупного музея, посвящённого самым ярким представителям московского модерна — Ф. Шехтелю и Л. Кекушеву. Многие здания недоступны не только для гражданских лиц, но и для научных сотрудников, основная причина заключается в том, что многие здания отданы, например, посольствам. Десятки зданий находятся на грани разрушения, поскольку по каким-либо причинам не занесены в реестр охраняемых государством памятников (последний крупный скандал связан с пожаром в доходном доме работы Кекушева; здание долгое время было заброшено, по некоторым данным было незаконно заселено приезжими рабочими из ближнего зарубежья)[15].

См. также полный список архитекторов модерна, о которых есть статьи в Википедии.

  1. 1 2 Модерн в интерьере. Основные черты модерна. (неопр.). stroika-art.ru. Дата обращения 11 июля 2018.
  2. ↑ Барокко, ампир, классицизм, неоклассицизм, модерн, рококо и модерн в архитектуре: чем отличаются стили (рус.), Domosedi.ru (10 августа 2016). Дата обращения 11 июля 2018.
  3. ↑ ЭКЛЕКТИКА (Романтизм, Боз-ар, Историзм) – Glamour&Chic (рус.) (недоступная ссылка). glamourchic.eu. Дата обращения 11 июля 2018. Архивировано 12 июля 2018 года.
  4. ↑ Австрия и Германия. Вариации в югендстиле / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов — наглядная история архитектуры и стилей (рус.)  (неопр.) ?. Дата обращения 11 ноября 2019.
  5. ↑ Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко»: разбираемся в сложностях стиля.. Дата обращения 11 июля 2018.
  6. ↑ Стиль ар-деко: история возникновения (англ.), www.admagazine.ru. Дата обращения 11 июля 2018.
  7. 1 2 3 Школы модерна в архитектуре (рус.). designcapital.ru. Дата обращения 11 июля 2018.
  8. ↑ Каталонский модерн (неопр.) (недоступная ссылка). www.planengo.ru. Дата обращения 11 июля 2018. Архивировано 11 июля 2018 года.
  9. ↑ Венский модерн | Архитектура и Проектирование | Справочник (неопр.). arx.novosibdom.ru. Дата обращения 11 июля 2018.
  10. ↑ Шотландский модерн Чарльза Макинтоша — декаданс+интеллект (рус.), styleupyourday (25 января 2015). Дата обращения 11 июля 2018.
  11. ↑ Архитектура итальянского модерна (экскурсия Трипстера в Риме) (рус.). experience.tripster.ru. Дата обращения 11 июля 2018.
  12. Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — 3-е изд.. — СПб.: Коло, 2008. — С. 51. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1.
  13. Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп.. — СПб.: Коло, 2011. — С. 354—358. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1 250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
  14. ↑ Храм Святого Духа в Талашкино будет отреставрирован
  15. ↑ Пожар в доходном доме купца Быкова (неопр.). archi.ru. Дата обращения 11 июля 2018.
  • Стернин Г. Ю. Русская художественная культура 2-й половины 19- начала XX века. М.,1984.
  • Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Л.,1992.
  • Костылев Р. П., Пересторонина Г. Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII — начало XX века). — СПб.: «Паритет», 2007. — 256 с — ISBN 978-5-93437-127-3
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.
  • Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  • Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб.: Коло, 2008. — Т. 1. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1.
  • Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. — СПб.: Коло, 2011. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-901841-80-8.
  • Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп. — СПб.: Коло, 2011. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
  • Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. Альбом. — М.: Советский художник, 1990. — 360 с. — ISBN 5-269-00028-8.

Карта московского модерна (неопр.) (недоступная ссылка). Архивировано 2 июля 2015 года.

Архитектурный очерк «Нетипичный петербургский модерн Дома Бажанова»

Архитектура 20 века: архитектурный модернизм

Каждая эпоха в истории представлена грандиозными сооружениями, однако, именно архитектура 20 века характеризуется тем, что достигла совершенно новых высот — от парящих небоскребов к инновационным дизайнерским конструкциям. Начало ей было положено на рубеже 20 века одним из первых направлений, известным как модерн, сочетавшим функционализм с эстетическими идеалами, но отвергавшим классические заповеди. Он старался объединить принципы, лежащие в основе архитектурного дизайна, с тенденциями быстрого технологического прогресса и модернизации общества в целом.

Архитектура 20 векаВообще архитектура 20 века — это всеобъемлющее движение, принявшее форму многочисленных дизайнерских школ, направлений и разнообразных стилей. Среди важных имен людей, которые стали реформаторами в архитектурном искусстве и проложили путь к оригинальным дизайнам и ультрасовременным новшествам, следует назвать Ле Корбюзье, Людвига Мис ван дер Роэ, Вальтера Гропиус, Фрэнка Ллойда Райта, Луиса Салливана, Оскара Нимейера и Альвара Аальто.

Итак, в первую очередь архитектура 20 века представлена движением, известным как архитектурный модернизм и охватывающим период с 1900-х до 1970-1980-х годов (в европейских странах и России). Оно включает в себя несколько направлений (функционализм и конструктивизм, брутализм и рационализм, органическая архитектура, баухауз и ар-деко, интернациональный стиль), но всех их объединяют общие характеристики.

Архитектура 20 века в РоссииАрхитектурный модернизм стремился к созданию дизайна домов, следовавшего вне классических идей и вдохновлявшегося месторасположением, функциями будущих структур, их окружающей средой. «Форма следует за функцией» (слова Луиса Салливана, означающие, что дизайнерская идея должна основываться непосредственно на функциональном предназначении строительного объекта). Например, Фрэнк Ллойд Райт был известен тем, что при проектировании домов он, прежде всего, ориентировался на место, на котором собирались построить здание. Он говорил, что оно должно быть «вместе с землей», то есть составлять одно целое.

Архитектура начала 20 века включает также следующие объединяющие характеристики для названных выше направлений — это использование при строительстве новейших в технологическом отношении строительных материалов (например, железобетон), отсутствие декоративных деталей, иначе говоря, никаких исторических реминисценций во внешнем облике домов, которые должны иметь простые ясные формы.

Архитектура 20 века в России популяризирована в форме конструктивизма, особенно процветавшего в 1920-1930-х годах. Конструктивизм объединил передовые технологии и новую эстетику с коммунистической философией и социальными целями строившегося государства. Один из основоположников движения — Константин Мельников, спроектировавший знаменитый Дом Мельникова в Москве, который является символом конструктивизма и советского авангарда вообще. Хотя движение разделялось на несколько конкурирующих школ, в период его существования было построено много замечательных зданий, пока оно не попало в немилость у руководителей СССР примерно в 1932 году. Но конструктивистские эффекты можно найти и в более поздней советской архитектуре.

Архитектура начала 20 века

С начала 1980-х годов архитектура 20 века испытывает определенные сложности с точки зрения структурных систем (услуги, энергия, технологии), становится мультидисциплиной со специализациями для каждого отдельного проектного типа. Кроме того, проявилось разделение в архитекторской профессии на архитектора-дизайнера и проектировщика, гарантирующего, чтобы будущий строительный объект соответствовал всем необходимым технологическим стандартам. Но, конечно, главной и господствующей проблемой, глубоко отразившейся на современной архитектуре, является её экологическая устойчивость.

Архитектура советского модернизма: vladimirtan — LiveJournal

Во многом этот стиль перенял черты брутализма, еще одного популярного архитектурного течения двадцатого века. Зданиям были присущи функциональность, подчеркнутая массивность форм и конструкций, смелость и сложность композиционных решений. По замыслу архитекторов, это подчеркивало «сложность жизни». Для создания построек использовался железобетон.

Однако у советского модернизма существовали и особенности стиля. Проявлялись они, в частности, в оформлении. Архитекторы использовали такие облицовочные материалы, как мрамор, песчаник и ракушечник. Мрамор иногда заменялся на искусственный или более дешевые аналоги по экономическим причинам. Для ранних работ в стиле советского модернизма характерны мозаичные панно. Пожалуй, самое заметное отличие от брутализма — массовое остекление поверхностей.

Перейдем непосредственно к примерам. Множество зданий, считающихся знаковыми для России, построены в стиле советского модернизма. К ним можно отнести здание Информационного агенства ТАСС, Останкинскую телебашню и здание Академии Наук РАН.

Так, самой необычной деталью здания ТАСС стали множество скругленных окон. Под ними подразумевались телевизионные экраны, «окна», из которых советские люди смотрят на мир. Идея была по-настоящему футуристичной и предвосхитила наш информационный век.

Останкинская телебашня давала особый повод для гордости, как и освоение космоса. В течение 9 лет после ее запуска в эксплуатацию башня сохраняла титул самой высокой в мире при высоте 533 метра.

Создание дома Академии Наук курировал Мстислав Келдыш. Его исследования в области космических полетов и вычислительной техники отразились во внешнем облике здания. Он же нарисовал и эскиз навершия дома, конструкцию, которую прозвали «золотыми мозгами».

Значимым проектом архитектуры советского модернизма стал целый город. Зеленоград видели советским аналогом Кремниевой Долины. Один из важных для облика города элементов — жилой «Дом-флейта», построенный в 1969 году. Здание спроектировано по заветам архитектора Ле Корбюзье: дом на бетонных «ногах», плоские кровли и ленты-окна.

Впечатляющий дом на тысячу квартир, расположенный на улице Тульской в Москве, это еще один пример масштабности построек того времени.

Напоследок хочется отметить культурные здания, чей облик позволял архитекторам развернуться. Историко-этнографический музей в Киргизии расположился прямо в теле горы. Дворец торжественных обрядов в Тбилиси напоминает шедевры Гауди своими плавными, текучими формами. Ялтинский санаторий дружба также находится на краю холма. Его отличительная особенность — многоуровневое остекление.

На улицах множества городов России встречаются очень необычные памятники архитектуры разных эпох. Часто мы проходим мимо, не обращая внимания на красоту здания и сложность архитектурной мысли. Смотрите по сторонам -и архитектурные шедевры найдут, чем вас удивить!