Модернизм 20 века в архитектуре: Архитектура модернизма (XX век) – Модернизм в архитектуре /  Блог архитектора Дмитрия Новикова

Содержание

Советский архитектурный модернизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2019; проверки требует 1 правка.

Советский архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — один из трёх оригинальных советских архитектурных стилей наряду с конструктивизмом и сталинским классицизмом. Выведен критиками в отдельное направление в начале XXI века. Охватывает период с 1955 по 1991 год. Переходом послевоенного в Советском Союзе сталинского ампира к хрущевскому модернизму, стало постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве"[1].

Истоки[править | править код]

Архитектурный модернизм пришел в СССР с Запада и трансформировался в советский. Во время так называемой хрущевской оттепели в СССР стали появляться в открытом доступе для архитекторов специализированные профессиональные журналы, также начал происходить обмен опытом с архитекторами стран Польши, Кубы и Венгрии. Интернациональность модернизма, по сути, является одной из главных его отличительных черт. Если конкретизировать, то истоки советского модернизма лежат непосредственно в произведениях Ле Корбюзье, который к пятидесятым годам XX столетия переработал основы советского конструктивизма в новый, собственный архитектурный стиль.

История термина[править | править код]

Термин «советский архитектурный модернизм» был введен в начале 2010-х годов, до этого момента его фактически не существовало. Важно, что до сих пор не определено точных критериев советского архитектурного модернизма, кроме сравнительно четко определённого периода. Большую роль в выявлении данного стиля сыграл французский фотограф Фредерик Шубин[2], который в начале двухтысячных годов объездил территорию бывшего советского союза и запечатлел ряд зданий, на тот момент относившихся исключительно к брутализму.

Схожесть с брутализмом[править | править код]

По мнению большинства исследователей, брутализм и лег в основу советского модернизма, следовательно — ему характерны соответствующие черты, а именно: функциональность массивных форм и конструкций; урбанистичный облик зданий. Смелые и затейливые композиционные решения отражают, по мнению создателей, сложность советской жизни. Так же как и в брутализме, основным используемым строительным материалом является железобетон, а подход выполнения архитектурного заказа является комплексным.

Особенности стиля[править | править код]

Однако было бы неправильным целиком и полностью отождествлять данный архитектурный стиль с брутализмом, поскольку существуют некоторые различия. Так, особенностью советского модернизма является, к примеру, использование облицовочных материалов (мрамор, песчаник, ракушечник, керамика и др.). Также характерна для этого архитектурного стиля (в основном — на стадии развития) декоративность — например, наличие мозаичных панно и прочих модернистских элементов украшения, а кроме того — массовое остекление поверхностей зданий, отчасти напоминающее о конструктивизме.

Важную роль в определении стиля сыграло исследование (точнее — альбом) французского фотографа Фредерика Шубина, а также серия фотографий «Споменики» нидерландского фотографа Яна Кемпенаэрса

[3]. В этом же контексте заслуживает внимания исследование московского издательства Tatlin под названием «Советский модернизм: 1955—1985»[4] и его же работа о творчестве армянских архитекторов «Архитектура советского модернизма»[5].

Главными образцами советского модернизма можно считать следующие постройки: Кремлевский Дворец Съездов[6], ансамбль Парка Победы на Поклонной горе[7], Телевизионная башня в Останкино[8] и др.

Основная критика данного архитектурного стиля заключается в том, что после сталинской «декоративности» сугубо функциональная аскетичность модернизма (начиная с хрущевских времен) лишила архитекторов простора для творчества. Что же касается взглядов обывателей, а не деятелей данного вида искусства, многих рядовых граждан СССР не устраивали так называемые «дома-коробки», они их считали лишенными культурной и художественной ценности. Кроме того, искусство данного периода в целом и архитектуру — в частности, отличал формальный подход и следование идеологическим установкам.

Так, в открытом письме Михаилу Суслову группа художников Э. М. Белютина раскритиковала формальный подход к искусству и практику создания произведений искусства в рамках государственного заказа.

  • Рыков А.В. Искусство модернизма и идея прогресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2014. Выпуск 3. С. 73-82.
  • Феликс Новиков, Владимир Белоголовский. Советский модернизм: 1955—1985 // Tatlin, ISBN 978-5-903433-43-8
  • Карен Бальян. Архитектура советского модернизма. Мастер | Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Грачья Погосян. // Tatlin, ISBN 978-5-903433-77-3

Архитектурный модернизм — Википедия

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «

modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это создание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций,
  • рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  • их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого — это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Истоки — вторая половина XIX века

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и другие. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.

В Соединённых Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи покрытым ещё декоративной облицовкой из камня) — в Чикаго, в Нью-Йорке. Благодаря каркасу здания уже могли достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегчённом» плане (дом Монаднок в Чикаго, (1891) арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, арх. Л. Салливэн. 1899—04 и другие).

Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественных мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и другие).

Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX — начале XX века — югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

Архитекторы — предтечи модернизма — это: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливэн, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауса в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Лубеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1967, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

Ссылки

Литература

  • Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
  • William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569.

Архитектурный модернизм — Википедия

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это создание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций,
  • рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  • их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого — это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Видео по теме

Истоки — вторая половина XIX века

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и другие. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.

В Соединённых Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи покрытым ещё декоративной облицовкой из камня) — в Чикаго, в Нью-Йорке. Благодаря каркасу здания уже могли достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегчённом» плане (дом Монаднок в Чикаго, (1891) арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, арх. Л. Салливэн. 1899—04 и другие).

Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественных мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и другие).

Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX — начале XX века — югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

Архитекторы — предтечи модернизма — это: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливэн, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауса в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Лубеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1967, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

Ссылки

Литература

  • Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
  • William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569.

Архитектурный модернизм - это... Что такое Архитектурный модернизм?

Здание Баухауз в Дессау после реконструкции.

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение "модернизм" употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе - «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20-30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах России, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений  — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

 — использование самых современных строительных материалов и конструкций,
 — рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
 — отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
 — их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Истоки — вторая половина 19 века

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 г. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно легкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролетами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведенные с применением металлических конструкций — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д.Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и др. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса 19 века.

В Соединенных Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи покрытым ещё декоративной облицовкой из камня) — в Чикаго, в Нью-Йорке. Благодаря каркасу здания уже могли достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегченном» плане (дом Монаднок в Чикаго, (1891) арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, арх. Л.Салливэн. 1899—04, и др.).

Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъем в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественные мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и др).

Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце 19 — нач. 20 века — югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проемами и пролетами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

Архитекторы — предтечи модернизма это: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливэн, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауза в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

См. также

Ссылки

Литература

  • Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
  • William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569

Архитектура советского модернизма: vladimirtan — LiveJournal

Во многом этот стиль перенял черты брутализма, еще одного популярного архитектурного течения двадцатого века. Зданиям были присущи функциональность, подчеркнутая массивность форм и конструкций, смелость и сложность композиционных решений. По замыслу архитекторов, это подчеркивало «сложность жизни». Для создания построек использовался железобетон.

Однако у советского модернизма существовали и особенности стиля. Проявлялись они, в частности, в оформлении. Архитекторы использовали такие облицовочные материалы, как мрамор, песчаник и ракушечник. Мрамор иногда заменялся на искусственный или более дешевые аналоги по экономическим причинам. Для ранних работ в стиле советского модернизма характерны мозаичные панно. Пожалуй, самое заметное отличие от брутализма — массовое остекление поверхностей.

Перейдем непосредственно к примерам. Множество зданий, считающихся знаковыми для России, построены в стиле советского модернизма. К ним можно отнести здание Информационного агенства ТАСС, Останкинскую телебашню и здание Академии Наук РАН.

Так, самой необычной деталью здания ТАСС стали множество скругленных окон. Под ними подразумевались телевизионные экраны, «окна», из которых советские люди смотрят на мир. Идея была по-настоящему футуристичной и предвосхитила наш информационный век.

Останкинская телебашня давала особый повод для гордости, как и освоение космоса. В течение 9 лет после ее запуска в эксплуатацию башня сохраняла титул самой высокой в мире при высоте 533 метра.

Создание дома Академии Наук курировал Мстислав Келдыш. Его исследования в области космических полетов и вычислительной техники отразились во внешнем облике здания. Он же нарисовал и эскиз навершия дома, конструкцию, которую прозвали «золотыми мозгами».

Значимым проектом архитектуры советского модернизма стал целый город. Зеленоград видели советским аналогом Кремниевой Долины. Один из важных для облика города элементов — жилой «Дом-флейта», построенный в 1969 году. Здание спроектировано по заветам архитектора Ле Корбюзье: дом на бетонных «ногах», плоские кровли и ленты-окна.

Впечатляющий дом на тысячу квартир, расположенный на улице Тульской в Москве, это еще один пример масштабности построек того времени.

Напоследок хочется отметить культурные здания, чей облик позволял архитекторам развернуться. Историко-этнографический музей в Киргизии расположился прямо в теле горы. Дворец торжественных обрядов в Тбилиси напоминает шедевры Гауди своими плавными, текучими формами. Ялтинский санаторий дружба также находится на краю холма. Его отличительная особенность — многоуровневое остекление.

На улицах множества городов России встречаются очень необычные памятники архитектуры разных эпох. Часто мы проходим мимо, не обращая внимания на красоту здания и сложность архитектурной мысли. Смотрите по сторонам -и архитектурные шедевры найдут, чем вас удивить!

Стиль модернизм в архитектуре

 

Здание Баухауз - модернизмАрхитектурный модернизм является нового образца стилем в архитектуре 20-го века, который в корне отличается от всех предшествующих стилей, так как в основе его лежит первым делом рациональность и функциональность.

 

Архитектор модернизма отказывается от монументальной и других тематик, присущих ранним архитектурным стилям; отсутствует лепной декор и остальные украшения.

 

Стиль модернизм в архитектуре, сооружения, которые выполненные в этом стиле, возведены исключительно из нового образца материалов, как железобетон, стекло, кирпич. Кроме того, фасады, выполненные в данном стиле в большей степени были облицованы стеклом, то есть выполнены в сухом способе отделки. Ежели и были типичные бетонные стены и другие конструктивные элементы, то декорирование их отсутствовало напрочь.

 

музей Гуггентхейма в Нью-ЙоркеАрхитектура модернизма была стилем международного, можно сказать, межконтинентального уровня и проявилась в большей степени при сооружениях зданий-небоскребов, отсюда следует, что стиль выполнялся в городах и являлся стилем общественных, в большей степени не жилых построек.

 

Но стиль модернизм проявлял себя не только в прямоугольных незамысловатых остекленных «коробках» с полным остеклением фасадов, были и проекты различных форм и конструкций, довольно сложных и оригинальных, как например, музей Гуггентхейма в Нью-Йорке, который Вы можете наблюдать на рисунке выше (здание округлой формы), а также для наглядности представлена фотография ниже кафе «Жимчужина» в Азербайджане. Весьма замысловатые формы, не так ли? Но при этом замете, никакого декора, росписей и т. д., только формы конструктивных элементов, в этом и есть весь модернизм.

 

Кафе жемчужинаМодернизм в архитектуре 20 века совмещает в себе несколько ответвлений, как европейский функционализм, (20-30г), рационализм (20 г России), конструктивизм, «баухауз» (германия), органическая архитектура, брутализм, ар-деко, интернациональный стиль.

 

Кроме того, стоит отметить стили-предшественники модернизма (класс неостили): ар-нуво (Франция), югендстиль (германия), сецессион (Австралия), неоклассицизм.

 

Модернизм в архитектуре 20 века

                                            Содержание.

 

 

Введение………………………………………………………………….2    

Модерн……………………………………………………………………5

Функционализм…………………………………………………………..8

Органическая архитектура……………………………………………..12

Баухауз…………………………………………………………………..12

Интернациональный стиль……………………………………………..13

Конструктивизм…………………………………………………………14

Рационализм……………………………………………………………..15

Ар-деко…………………………………………………………………...16

Тенденции в архитектуре после Второй мировой войны……………..17

Заключение……………………………………………………………….20

Список использованных источников…..……………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

                                                             Введение.

 

 

                       Наиболее широкое определение модернизма ( от фр. moderne – новейший, современный) – исторический период развития искусства конца 19 – 80-х годов 20 века. Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания. Первые модернисты — это люди конца XIX века, взращенные всеобщим кризисом европейской культуры. Многие из них отвергали методы социально-политического радикализма в изменении жизненного уклада, но все они были ярыми приверженцами духовной революции, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира. Для мастеров модернизма характерно стремление к обновлению художественного языка, форм, отказ от стилей прошлого.

                    В данной работе делается обзор основных стилей и тенденций в развитии архитектуры данного периода. Поскольку рассмотреть подробно всё многообразие архитектурных достижений и веяний в рамках настоящей работы не представляется возможным, здесь даются лишь общие черты и краткие характеристики.

                   Из всех видов искусства архитектура наиболее тесно связана с материальной культурой, поэтому изменения, происходящие в обществе, находят в ней непосредственное  отражение. Создаётся новое, то, что соответствует сегодняшнему дню, что идёт в ногу с жизнью. Углубление социальных противоречий западноевропейского общества в начале века, возможно, наиболее отчетливо сказалось в архитектуре. Стихийный рост городов, численности населения, занятого в промышленном производстве, и несоответствие этому темпов жилищного строительства повлекли за собой переуплотнение застройки, повышение этажности, неизбежное уничтожение зелени. Все это вызвало к жизни массу проблем, которых не знали предыдущие эпохи.

                 Для общества начала 20 века характерны следующие процессы: рост численности населения, прежде всего в городах, рост числа промышленных предприятий, рост городов, развитие научно-технической и промышленной революции. Появляются новые материалы – такие, как бетон, железобетон. Поскольку железобетон – это прочный и устойчивый к нагрузкам материал,  его стали использовать в промышленном строительстве, а позже и в жилых общественных зданиях. Было освоено строительство из металла – металл применялся при возведении мостов, вокзальных перронов. Примеры построек  с применением металла – Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже(1889), Бруклинский мост(1883), Библиотека Сен-Женевьев в Париже(1850). В 1889 году в Париже была построена Эйфелева башня, поначалу как временное сооружение Всемирной выставки, вызвавшее массу противоречивых откликов, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса. Она была выполнена  целиком из обнажённых металлических конструкций, чтобы подчеркнуть выразительные возможности нового материала. В США в это же время возводились высотные здания с металлическим каркасом, благодаря которому здание могло достичь 15-20 этажей. Важную роль для развития новых тенденций сыграло движение « искусства и ремесла» в Великобритании, промышленный подъём в Германии.

В связи с ростом численности населения появляются тенденции к уплотнению застроек, увеличение этажности, функциональности. Наблюдается установка на новизну архитектуры – как в проекте, так и во внешних формах.

 

                     Некоторые исследователи выделяют основные принципы архитектурного модернизма:

1. Отказ от старых форм  и стилей.

2. Использование современных  материалов и конструкций.

3. Рациональный подход  к решению внутренних пространств.

4. Отказ от излишнего  украшательства в угоду функциональности.

5. «Интернациональность»  стиля.

                        Теоретическую основу этого направления подготовили труды таких архитекторов и теоретиков, как Готфрид Землер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

За модернизмом последовал постмодернизм, возродивший использование элементов традиционных стилей.

                      Среди архитектурных стилей модернизма можно выделить – модерн, английский функционализм, конструктивизм и рационализм в России в 20-х годах, движение «баухауз» в Германии, ар-деко, брутализм, органическую архитектуру, интернациональный стиль.

Основные представители архитектурного модернизма —  Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Модерн.

 

 

                     Со 2-й половины 19 века по мере широкого использования новых строительных материалов, в первую очередь, железобетона и стекла, развития инженерного дела, значение архитектурного творчества стало падать. Возникло разделение труда инженеров и архитекторов. Архитекторы занимались в основном декорированием сооружений, сконструированных инженерами без особых мыслей о целостности композиции. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства. В 90-е годы 19 века стиль модерн определился как архитектурный стиль. Он преследовал цель создание нового универсального синтетического стиля – как преодоление эклектики ( в одном произведении соединялись архитектура, пластика, живопись, декоративно-прикладное искусство).  С другой стороны, модерн возник в противовес рационализму 19 века. С появлением в строительстве чугуна и стали в общественных, а затем в промышленных и жилых зданиях стал формироваться новый тип здания, исходя из функционального назначения. Архитектуру модерна отличает стремление к созданию одновременно и эстетически красивых,  функциональных зданий.

                 Одним из родоначальников стиля модерн считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные, фантастические формы. Построенный им в Брюсселе в 1901 году магазин «Инновассион» - сплошь остеклённый, с металлическими переплётами – по праву считается новаторским.

                В архитектуре стиль модерн расцвёл бурно и пышно. Модерн использовался чаще в строительстве особняков и парадных зданий – для официальных зданий он был слишком волен. При формировании планов архитекторы модерна смело шли на применение ассиметричных решений в группировке объёмов и расположении оконных и дверных проёмов. Наиболее заметной чертой модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу плавных, изогнутых линий. Характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных изогнутых линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались круглыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проёмов, использованием решёток из кованого металла и глазурованной керамики. Ряд орнаментальных мотивов заимствовался из искусства Древнего Востока, прежде всего Японии.

                    Большую роль в формировании интерьеров в стиле модерн сыграло появление электричества. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам – выразительность.

                    В оформлении фасадов, оконных и дверных проёмов использовался плоский гипсовый лепной орнамент. В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов выступали цветы – ирисы, маки, водяные лилии, некоторые травы. Использовался и геометрический орнамент.

Архитектурные формы словно пытались приблизиться к скульптурной пластике. Оконные, арочные проёмы, их декор и заполнение стали особым выражением стиля. Большое внимание уделяется не только внешнему виду, но и интерьеру зданий. Стены помещений часто окрашивались в пастельные тона – с ними тонко сочеталась мебель новых форм.

                    Для этого стиля характерно множество кривых линий и нагромождение декоративных элементов. Модерн некоторые исследователи называют олицетворением красивого,  которое невозможно найти в окружающей жизни. Отсюда разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание геометрических форм с пластическими чертами, тенденция к ассиметричным формам и композициям.

Здания, построенные по проекту испанского архитектора А. Гауди(1852-1926) поражают причудливостью форм, даже фантастичностью. Они настолько органично вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся творением природы, а не делом рук человека. Таковы недостроенный кафедральный собор «Ла Саграда Фамилия» в Барселоне (1883-1926), жилой комплекс в Барселоне «Коса Мила» - волнообразный фасад, необычные вытянутые кованые балконы.

                  Одно из замечательных зданий  в стиле модерн – Метрополь. Инициатором проекта был Савва Иванович Мамонтов. Это здание строилось в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л.Кекушева и А. Эриксона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проёмами подчёркивает игру светотени. Используются материалы разной фактуры и цвета. Здесь и характерная для модерна многобашенность, вызывающая ассоциации со Средневековьем.  Главенствующее место на фасаде, обращённом к Охотному ряду, занимает панно «Принцесса Грёза», выполненная по рисунку М. Врубеля. Это демонстрирует стремление архитекторов модерна к синтезу в одном сооружении разных видов искусств.

                Модерн широко представлен в  архитектуре Санкт-Петербурга –  например, здания на Каменноостровском проспекте на Петроградской стороне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Функционализм.

 

                  Постепенно стиль модерн в архитектуре сменяется функционализмом, составляющими которого являются утилитаризм, техницизм и рационализм. Такие материалы, как бетон и железобетон, становятся «королями» этого стиля.

                 Функционализм сложился в начале 1920-х годов 20 века как попытка облегчить средствами архитектуры жилищный кризис, дать минимум бытовых удобств широким слоям населения. В этом отношении функционализм был как бы ответом на подъем рабочего движения в послевоенной Европе. Основное внимание представителей функционализма было направлено на такие объекты, как жилая ячейка, жилой поселок, фабрики, школы, больницы, магазины, а также мебель и внутреннее оборудование зданий.

                Функционализм был противоречивым архитектурным направлением, что нашло выражение во многих его крайностях: в утилитаризме Бруно Таута, в техницизме и рационализме Л. Мис ван дер Роэ. Распространению принципов функционализма способствовал Шарль Эдуард Жаннере, более известный в истории как Ле Корбюзье (1887—1965), один из крупнейших архитекторов XX века, внесший принципиально важные как функциональные, так и формально-эстетические решения, под знаком которых архитектура развивалась в течение десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день. «Пять принципов» Ле Корбюзье: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально-протяженные окна, свободная композиция фасада.

                 Подъем функционализма приходится на период от середины 1920-х до начала 1930-х годов. Наиболее крупные представители функционализма — В. Гропиус, JI. Мис ван дер Роэ, Б. и М. Таут, Г. Мейер, Э. Май (Германия), Ле Корбюзье, А. Люрса (Франция), И. А. Бринкман (Голландия), Р. Нейтра , И. Гавличек (Чехословакия), С, Маркелиу с (Швеция), X. Вильягран Гарсиа, X. О'Горман (Мексика). В это время идеи функционализма частично совпадают с органической архитектурой.

                 Сходные задачи, но на иной социальной основе, ставили в то же время советские архитекторы братья Веснины, М. Гинзбург, А. Никольский, М. Барщ, Н. Ладовский.

                 К наиболее употребительным композиционным приемам функционализма следует отнести: асимметричное расчленение различных по назначению объемов, построение этих объемов в соответствии с внутренним пространством; использование навесных стен и больших поверхностей остекления, цветовых и ритмических закономерностей. Были выдвинуты идеи гибкого плана, универсального пространства, его трансформации. Некоторые представители функционализма недооценивали идейно-эстетическую сторону архитектуры, считая, что функционально совершенная форма есть синоним прекрасного. Однако, по выражению Эрнста Гомбриха, лучшие создания функционализма красивы только потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьём.

 

                  Для этого стиля характерна  особая эстетика. Пример - работы братьев Огюста и Гюстава Рэрэ – галерейные, коридорного типа дома, горизонтально протяжённые окна, плоская крыша с садом, свободная планировка интерьера, встроенное оборудование в квартирах.

В 20-30-е годы сложились две противоположные теории строительства – урбанистическая и дезурбанистическая.

                    В 1925 году Ле Корбюзье представил проект реконструкции центра Парижа – «План Вуазен». По этому плану город должен был стать сочетанием небоскрёбов и свободного пространства земли, зелени и транспортных коммуникаций. В этих планах была выражена идея города будущего, не имеющая ничего общего со сложившимися преимущественно в средние века европейскими городами. Архитектор применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах здания, свободную планировку. Принцип, высказанный Ле Корбюзье – «Дом – машина для жилья», нашёл выражение в проектировании домов-коммун. Известный пример такого здания, воплощавшего идею обобществления быта, в нашей стране – общежитие-коммуна Текстильного Института на улице Орджоникидзе в Москве (автор проекта – И. Николаев, 1930-1931).