Мид сенчури – Что такое дизайн Mid-Century Modern и зачем в него инвестировать :: Вещи :: РБК.Стиль

Содержание

Что такое mid-century modern | ELLE Decoration

Mid-century modernism

Минуя всевозможные варианты эклектики и ар-деко, современный дизайн продолжил раскручивать спираль истории, обратившись к стилистике середины прошлого века. Словно из небытия на авансцену мирового дизайна вновь вышли диваны и консоли на тонких ножках, обои с ироничными принтами и мягкая мебель с деревянными подлокотниками. Это легко прослеживается как по мировым выставкам дизайна, так и по проектам ведущих дизайнеров интерьера. Mid-century настолько популярен, что начинает выплескиваться за рамки интерьерного и мебельного дизайна, вдохновляя режиссеров и модельеров по всему миру. И это не случайно: сейчас, в эпоху экономического кризиса, люди нуждаются не столько в роскоши, сколько в комфорте, уюте и защищенности — точно так же, как и в послевоенные годы.

Проект архитектора Ли Минделя Проект архитектора Ли Минделя в Нью-Йорке.

Сам термин mid-сentury ввела в обиход в 1983 году американская журналистка Кара Гринберг в своей книге Mid-century Modern: Furniture of the 1950s. И, несмотря на то что единого стиля середины века не существовало, термин mid-century modernism объединил творчество дизайнеров и архитекторов с 1940-х по 1960-е. Мастеров того времени во многом cвязывала общая гуманистическая философия и желание упростить и улучшить жизнь людей среднего класса. По сути, mid-century стал первым стилем, отвечающим на социальный запрос и сформировавшимся в ситуации глобальной смены курса мирового дизайна.

Что такое mid-century modern фото [2]1. Обои Vertigo, BoråsTapeter, студии O-Design. 2. Обои Interlock, Bradbury & Bradbury.

Повзрослевший модернизм 1950–1960-х стал ориентироваться на реальные потребности и восприятие человека и сильно отличался от модернизма 1920–1930-х, который возводил во главу угла идею — будь то функционализм или конструктивизм. Слияние национального и интернационального в творчестве гениальных скандинавов привело к формированию так называемого модернизма «с человеческим лицом», главной целью которого стали комфортные и удобные условия для жизни человека.

Что такое mid-century modern фото [3]Дом, спроектированный архитектором Виллисом Н. Миллсом в 1956 году.

Пусть и объединенный общими идеями, mid-century в архитектуре, интерьерном и предметном дизайне проявлялся по-разному. Обусловлено это было тем, что, несмотря на творчество таких универсальных авторов, как Алвар Аалто, Ээро Сааринен, Арне Якобсен и других, середина XX века стала важным этапом обособления этих профессий друг от друга.

Что такое mid-century modern фото [4]Обложка журнала House & Garden, 1951 год.

Mid-century в архитектуре

Одним из важнейших центров архитектуры в середине прошлого века стала Южная Калифорния, куда эмигрировали многие видные архитекторы и дизайнеры из Старого Света, такие как Рихард Нойтра и Грета Гроссман. Именно здесь под эгидой американского журнала Arts & Architecture и его издателя Джона Энтензы сформировалось профессиональное сообщество модернистов середины века. Энтенза предложил новую концепцию доступного и простого в реализации жилища. Его поддержали Чарльз и Рэй Имc, Ээро Сааринен и многие другие ведущие архитекторы. Одним из итогов их изысканий стала Case Study House Program — программа строительства индивидуальных жилых домов, реализованная во многом на средства самих архитекторов в 1945–1966 годах. Построенные дома были представлены как образцовые примеры, которые могли бы стать основой типовой застройки жилья для обитателей Лос-Анджелеса и Южной Калифорнии среднего класса.

Что такое mid-century modern фото [5]Диван Marshmallow, дизайн Джорджа Нельсона, 1956 год.

В качестве стройматериалов использовались промышленные новинки, разработанные во время Второй мировой вой­ны. Металлический каркас и панорамное остекление полностью стерли границы между интерьером и экстерьером. Террасы за счет раздвижных перегородок стали логическим продолжением гостиных, сами при этом органично раскрываясь в приусадебный участок. Открытые планировки, разрушающие замкнутые системы комнат-коробок, были призваны воспитать открытость и в людях. Видовые характеристики стали очень важным парамет­ром при выборе участка; порой не очень удобную конфигурацию должен был исправить архитектор, будто заключающий в рамку закаты и восходы на южном побережье.

Что такое mid-century modern фото [6]Кресло Coconut, дизайн Джорджа Нельсона, 1950 год, сегодня является частью экспозиции Музея дизайна Vitra.

Одним из лучших примеров подобной «рамочной» архитектуры стал проект Case Study House №22 Пьера Кёнига. Благодаря несущим 30-сантиметровым балкам и 10-сантиметровым квадратным колоннам, а также удачной планировке сохранялась полноценная панорама 270 градусов, которая открывалась не только из гостиной, но и из спальни хозяев.

Что такое mid-century modern фото [7]Кресло Coconut, дизайн Джорджа Нельсона, 1950 год, сегодня является частью экспозиции Музея дизайна Vitra.

Mid-century в дизайне интерьеров

Глобальные изменения произошли в 1950-е и в интерьерном дизайне. Общий курс на удешевление производства сильно изменил цвето-фактурную карту интерьеров, вытеснив дорогие породы дерева и цветные металлы. Нефункциональный декор свелся к минимуму, при этом сами предметы интерьера сильно повысили свои декоративные качества, став фокусными точками в интерьере.

Дизайнеры пришли к концепции свободной планировки и начали разрабатывать новые методы зонирования, отказываясь от лишних перегородок даже в интерьере городской квартиры. Оттенки белого и светлые тона выбирались для окраски стен с той же целью — раздвинуть границы помещения.

Что такое mid-century modern фото [8]Кресло Oculus, дизайн Ханса Вегнера, 1960 год.

Все большее внимание уделялось бумажным обоям, которые предусматривали простоту монтажа и низкую цену, но при этом имели высокие декоративные качества. Интерьеры середины века трудно представить без акцентных обоев, на фоне которых авангардные пластиковые светильники и мебель из гнутой фанеры смотрелись еще эффектнее. Дизайнеры и художники стали создавать рисунки для обоев, выпуская целые авторские коллекции. Принты того времени очень яркие и контрастные: это либо геометрический рисунок, либо растительные мотивы, либо ироничные стилизации, созданные под влиянием поп-арта. Те же мотивы — в дизайне ковров и в рисунках интерьерных тканей.

Что такое mid-century modern фото [9]Дом в Лос-Анджелесе — проект архитектора Пьера Кёнига. В свое время это фото Джулиуса Шульмана стало символом американской мечты.

Помимо обоев и тканей с растительными мотивами, в интерьерах нередко делали акцент на крупные комнатные растения. Пальмы и монстеры, фикусы и кактусы в городских апартаментах стали той природной составляющей, без которой дизайнеры mid-century просто не представляли интерьера.

Особое внимание уделялось сценариям освещения. Альтернативой стандартным люстрам стало многообразие новых потолочных, настенных и напольных светильников, различные комбинации которых могли полностью преобразить интерьер. Сложные системы светоотражателей и рассеивателей превратили светильники в футуристические абстрактные скульптуры, характерные для интерьеров mid-century.

Что такое mid-century modern фото [10]Комод, датский дизайн, 1960-е годы.

Mid-century в мебели и предметном дизайне

Но нигде прогресс не чувствовался так остро, как в мебельном дизайне. Грандиозный рост промышленности и появление новых материалов и технологий открывали перед дизайнерами совершенно новые возможности и ставили новые задачи. Все это не могло не повлиять на формообразование мебели и предметов интерьера. Появились принципиально новые вещи: их форма определялась в первую очередь функцией и материалом, а не классическими стереотипами. Комфорт и удобство человека ставились во главу угла. Жесткие прямолинейные формы раннего модернизма сменились мягкими и криволинейными объемами, близкими к органическим. Большинству предметов того времени присуща известная легкость и изящество. В моду вошли скандинавская простота и органичность.

Многие из наиболее значимых произведений предметного дизайна XX века были созданы именно в mid-century.

Что такое mid-century modern фото [11]Интерьер в стиле 1960-х в Рио-де-Жанейро, архитектор Лоран Круасандо.

При этом они никогда не ассоциировались с определенным временем или стилистикой, оставаясь современными и по сей день. Поэтому вневременные шедевры Арне Якобсена, Джо Понти, Ээро Сааринена, Чарльза и Рэй Имс, Джорджа Нельсона, Ханса Вегнера и других выпускаются до сих пор и с успехом встраиваются в абсолютно разные интерьеры.

Что такое mid-century modern фото [12]Часы Polygon Clock, дизайн Джорджа Нельсона, Vitra.

Уникальность стиля середины XX века заключается в том, что авторы тех лет часто не только создавали произведения, но и разрабатывали технологии их производства. Изготовление прототипов было приближено к акту искусства. Так, Арне Якобсен, словно скульптор, в своем гараже лепил из глины прототип Egg Chair, Гарри Бертойя экспериментировал с точечной сваркой, а Исаму Ногучи, вдохновленный японскими фонариками, создавал свои светильники из рисовой бумаги. Плодом этих поисков и экспериментов стали не только уникальные предметы дизайна, но и вся современная мебельная индустрия.

Что такое mid-century modern фото [13]Фрагмент интерьера шоу-рума Dimore Studio.

Mid-century и коллекционный дизайн

Творческая составляющая дизайна и делает оригинальные произведения середины XX века настолько привлекательными для коллекционеров по всему миру. Многие шедевры неотделимы от личности автора. Именно эта характеристика, как правило, выступает определяющей при выборе того или иного предмета для коллекционирования. Особую ценность представляют авторские прототипы, штучные вещи или небольшие серии предметов, выпущенные для конкретного интерьера. Такие предметы наравне с произведениями искусства становятся жемчужинами коллекций ведущих галерей и выставляются на торги наиболее значимыми аукционными домами, такими как Christie’s и Sotheby’s.

Что такое mid-century modern фото [14]Торшер Akari, дизайн Исаму Ногучи, Vitra.

Авторские произведения середины прошлого века могут стать фокусной точкой в современном интерьере. Но куда интереснее использовать в проекте не признанный шедевр, а редкую вещь малоизвестного датского или финского дизайнера.

Что такое mid-century modern фото [15]Настольная лампа Nesso, дизайн Джанкарло Маттиоли, Artemide, 1967 год.

При этом авторская мебель была лишь малой частью того, что выпускалось в то время, — основной упор делался на массовое производство. Идеи знаменитых дизайнеров унифицировались, упрощались и адаптировались под фабричный процесс, часто теряя характерность и уникальность облика, но продолжая соответствовать стилистике времени. Главным была простота производства и, как следствие, доступность для среднего класса. Подобные фоновые предметы, не имеющие автора и выпущенные тысячными тиражами, просто не могут стать знаковыми для современного интерьера и стоить дорого. Тем более далеко не все предметы того времени могли похвастаться высоким качеством сборки и используемых материалов. Модернизм середины века был интернациональным стилем, и его эстетика проявилась во всех странах, независимо от уровня развития там мебельной промышленности.

Что такое mid-century modern фото [16]Дизайнеры (слева направо): Джордж Нельсон, Эдвард Уормли, Ээро Сааринен, Гарри Бертойя, Чарльз Имс, Йенс Ризом. Съемка для журнала Playboy, 1961 год.

Mid-century в СССР

Формально к mid-century относится и советская мебель тех лет. Но редкие ее экземпляры достойны второй жизни, конечно, если с ними не связана какая-нибудь важная семейная история. Сама по себе оригинальность дизайна мебели, выпущенной в СССР в середине прошлого века, вызывает большие сомнения. Как бы ни враждовали идеологии, но в ситуации технологического отставания в сфере производства товаров массового потребления очень многие предметы мебели и бытовой техники тех лет создавались путем копирования или переработки западных аналогов. Большое влияние оказала прошедшая в 1959 году при Хрущеве в парке «Сокольники» Американская выставка, где был представлен образец жилого дома, наполненный современной мебелью и бытовой техникой. Помимо прочего, была выставлена мебель Ээро Сааринена и супругов Имс, которые участвовали также в дизайне павильонов выставки.

Что такое mid-century modern фото [19]Советская промышленная выставка в Сокольниках, мебель советского дизайнера Юрия Случевского, 1959 год.

В 1962 году открылся Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), задачей которого стала разработка оригинального дизайна предметов массового потребления. Но, как правило, самые интересные проекты оставались на бумаге или в виде прототипов, а в производство шли вещи проще, дешевле и подходящие под возможности советского производства. Так что в вопросе советского дизайна гораздо важнее идеи и проекты того времени, а не выпускаемые предметы.

Что такое mid-century modern фото [20]Farnsworth House, архитектор Людвиг мис ван дер Роэ, 1951 год. Вверху Обои в стиле mid-century modern, Walnut Wallpaper.

Mid-century в современном дизайне

Помимо переиздания культовых предметов и восстановления исторических паттернов обоев и тканей, сегодня многие бренды, такие как Minotti, Arflex, Baxter и другие, выпускают совершенно новые предметы в стилистике mid-century. Пусть они и не имеют аналогов в прошлом, но созданные из современных качественных материалов способны стать отличной альтернативой винтажным предметам, легко вписываясь в интерьеры mid-century.

Что такое mid-century modern фото [18]Кресло Prince, дизайн Родольфо Дордони, Minotti, 2012 год.

Вдохновляются эстетикой того времени и многие современные дизайнеры, например, Эмилиано Сальчи и Бритт Моран из Dimore Studio, которые работают со стилем по-новому, делая его богемным и респектабельным. И сегодня возможно создать актуальный интерьер, передающий эстетику 1950-х. Ведь стиль интерьера определяют даже не вещи, а то, как дизайнер сочетает их между собой.

Что такое mid-century modern фото [17]Квартира в Париже, проект дизайнера Саши Айот.

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

5 ключевых моментов и отличий

Разбираем, какие особенности есть у актуального стиля mid-century modern, чтобы легко воплотить его дома.

Mid-century Modern

Mid-century modern в буквальном переводе означает «модерн середины века». Этот стиль возник в период после Второй мировой войны, когда функциональность и стилистика модерна были еще актуальными, но людям хотелось сделать интерьеры психологически более теплыми и уютными. Сейчас этот стиль снова в тренде и это неудивительно: он заряжающий, комфортный, обладает яркой индивидуальностью и хорошо вписывается в наши современные ожидания от интерьера. Давайте разберемся, без каких идейных вещей стиль mid-century modern не стал бы самим собой.

mid century modern

Открытая планировка и минимализм

Дизайнеры середины ХХ века вдохновлялись минимализмом скандинавских и бразильских интерьеров: меньше визуального мусора, больше воздуха и открытого пространства. Стилю характерны открытые планировки, в которых одна зона плавно перетекает в другую. В идеале, поддерживать это ощущение должны большие окна — от пола до потолка, — чтобы интерьер выходил за рамки дома, не имел четких границ.

Минимализм в mid-century modern призывает иметь меньше мебели и декора, но важно, чтобы при этом каждый предмет быть особенным и стоящим внимания.

Мебель, ставшая легендарной

На период 50-60 годов прошлого века выдался настоящий мебельный бум. Технологическое развитие позволило делать мебель, технику и предметы декора из искусственных материалов. Например, большое распространение получила пластмасса. Появилось много новых, более обтекаемых форм. Новинки производились и из привычных материалов, но взгляд на дизайн все равно был свежим и необычным.

Вот лишь некоторые из предметов мебели, которые сейчас относятся к классике дизайна: кресло Eames Lounge Chair, пластиковый стул Panton Вернера Пантона и Tulip Table Ээро Сааринена.

mid century modern

кресло Eames Lounge Chair,

mid century modern

стул Panton

в интерьере

стол Tulip Table

Не обязательно вся мебель в современной стилизации под mid-century modern должна быть легендарной, но, тем не менее, лучше следовать канонам. Тумбы, комоды, столики и даже диваны и кресла должны быть сделаны из дерева и стоять на тонких широко расставленных ножках — одинарных или двойных, в форме шпилек.

Всплески цвета

Базовая гамма стиля выглядит очень спокойной и создает атмосферу надежности и уверенности — то, в чем люди нуждались в тот исторический период. В интерьерах правят природные цвета: белый, серый, коричневый, темно-зеленый, бежевый, песочный. Они задают отличный фон для яркого декора и текстиля с активными узорами. Для акцентов можно использовать теплые оттенки: терракотовый, оранжевый, горчичный, болотно-зеленый. Уместны в стиле mid-century modern сливовый, бордовый, небесно-голубой, золотой, цвет авокадо.

В 50-60 гг. доминировала поп-культура, она проявлялась и в интерьерах. Поэтому естественными в mid-century modern будут яркие работы в стиле Энди Уорхолла и поп-арт-постеры с героями комиксов.

Необычные светильники

В стиле mid-century modern светильники выполняли не только функциональную роль, но и декоративную. Источников света стало больше: вместо одной люстры в центре потолка стали использовать разделение на световые зоны с помощью торшеров и настольных ламп. Сами светильники поражали воображение. Многие из них, как и мебель, теперь относят к классике.

Удивительные узоры

В середине прошлого века люди перестали бояться экспериментировать с принтами: появилось много смелых решений и сочетаний. Особенно популярными были паттерны из геометрических фигур и абстракции, но и узоры из неожиданных и причудливых объектов, например, ламп или человечков, были нередки. Цветными обоями с геометрическим принтом, конечно, не стоит оклеивать все стены в комнате, но вот для одной акцентной стены они подойдут идеально. Узоры могут быть и на ткани, и даже в качестве абстрактных постеров на стенах.

Фотографии: cutypaste.com, daniellenoce.com, homeadore.com, waldfriedenstate.com, coachdecostyle.com, thepich.com, pinterest.com

стиль интерьера, midcentury modern, модерн

Как оформить интерьер в стиле mid-century modern — INMYROOM

Стиль mid-century modern появился в Америке середины 1940-х: война закончилась, и людям хотелось удобной мебели, демократичных и жизнеутверждающих интерьеров. Название стилю придумала американская журналистка Кара Гринберг в восьмидесятых и описала его в своей книге «Mid-century Modern: Furniture of the 1950s».

Сегодня  модерн середины века (как этот стиль иногда называют у нас) снова в моде, во многом благодаря невероятно популярному на западе сериалу «Безумцы», где особое место отвели интерьерам Америки 1960-х. В чем же особенность mid-сentury modern и как оформить интерьер в этом стиле самостоятельно — разбираемся сегодня.

ДНК стиля

Когда и где появился: США, 50–60-е годы
Основа стиля: простые формы, плавные линии, темное дерево, приглушенная палитра, геометрические паттерны
Яркие имена: Чарлз и Рэй Имзы, Гарри Бертойя, Эро Сааринен, Арне Якобсон

5 правил оформления интерьера в стиле mid-century modern

1. Планировка должна быть открытой

Открытое пространство – основа планировки жилья этого периода. Приветствуются окна в пол и минимум перегородок. Для зонирования используйте сквозные стеллажи, ажурные или раздвижные перегородки. 

Что такое mid-century modern | Журнал Ярмарки Мастеров

Что такое mid-century modern?

Мы продолжаем раскручивать спираль истории стиля Mid-century Modern (MCM)
Число наших публикаций стремительно растёт, каждый пост — это целая история становления и развития стиля MCM.
Скажу честно, наша любовь к Mid-century Modern вспыхнула неожиданно, вспыхнула и поглотила все наше внимание. Мы окунулись в это с головой и начали черпать информацию из всех возможных источников. Так появилась эта страница — как способ вести дневник!

Мы начали с основ изучив влияние на современный дизайн и архитектуру школы Баухаус.

  • Вместе с ее последователями эмигрировали в Америку из разрушенной послевоенной Европы.
  • Открыли для себя бразильский модерн (это наша великая любовь, и о ней мы еще напишем) и его, пожалуй, самые элегантные предметы мебельного дизайна эпохи МСМ.
  • Мы вернулись в Европу, где в то время творилась история лаконичного и практичного Скандинавского стиля (под «Cкандинавией» подразумеваются страны северной Европы — Финляндия, Дания, Швеция и Норвегия).
  • И загляну в эпоху СССР и в ряде постов попробовали раскрыть историю становления советского мебельного дизайна. (Блог готовится) Но, нужно отметить, что остался большой и интересный пласт информации, который Вы сможете изучить в книге «Дизайн мебели в СССР. Книга III. Вторая половина 1955-х​ — 1980-е годы», автор Александр Семёнов. Можете написать нам в ЛС и мы поделимся ссылкой на онлайн издание этой уникальной книги!
  • А дальше, мы снова переместились в Америку середины прошлого века.

Здесь вы нас и застали!
Ну что же! Поехали дальше!

У нас есть много любимых предметов — иконы стиля Mid-century Modern! И конечно, с реди них была наша любимая софа Marshmallow, созданная Джорджем Нельсоном в 1956 году для компании Herman Miller. (В ближайшее время ждите блог о George Nelson!)

Диван Marshmallow, дизайн Джорджа Нельсона, 1956 год.

Для многих имя Джорджа Нельсона ассоциируется с софой Marshmallow Sofa и креслом Coconut Chair.

Кресло Coconut, дизайн Джорджа Нельсона, 1950 год, сегодня является частью экспозиции Музея дизайна Vitra.

В период с 1945-1979 гг. Нельсон работал главным дизайнером Herman Miller. Именно под его руководством были созданы лучшие коллекции, которые сформировали лицо компании. Он смог привлечь в Herman Miller для совместной работы таких гигантов промышленного дизайна как Рэя и Чарлза Имзов, Исаму Ногучи, а также Гарри Бертойя.

Не менее яркими предметами, созданными Джорджем Нельсоном, являются его часы! Настенные, настольные, металлические, керамические модели, напоминающие солнце, многоконечные звёзды, цветы, разноцветные шары, турбины и многое другое, в которых Джордж Нельсон отказался от банальных форм и цифр намного опередили своё время. А ведь первые экземпляры были представлены ещё в 1947 году.

Часы Polygon Clock, дизайн Джорджа Нельсона, Vitra.

И даже сегодня их минималистичный, но такой привлекательный дизайн можно сравнить со своеобразными произведениями искусства.
В 1950-1960 годах Джордж Нельсон создал более 100 моделей настенных часов. Сегодня они, возможно, кажутся винтажными, но тогда эти часы воспринимались как механизмы из будущего!

MID-CENTURY MODERNISM

Минуя всевозможные варианты эклектики и ар-деко, современный дизайн продолжил раскручивать спираль истории, обратившись к стилистике середины прошлого века. Словно из небытия на авансцену мирового дизайна вновь вышли диваны и консоли на тонких ножках, обои с ироничными принтами и мягкая мебель с деревянными подлокотниками. Это легко прослеживается как по мировым выставкам дизайна, так и по проектам ведущих дизайнеров интерьера. Mid-century настолько популярен, что начинает выплескиваться за рамки интерьерного и мебельного дизайна, вдохновляя режиссеров и модельеров по всему миру. И это не случайно: сейчас, в эпоху экономического кризиса, люди нуждаются не столько в роскоши, сколько в комфорте, уюте и защищенности — точно так же, как и в послевоенные годы.

Проект архитектора Ли Минделя в Нью-Йорке.

Сам термин mid-сentury ввела в обиход в 1983 году американская журналистка Кара Гринберг в своей книге Mid-century Modern: Furniture of the 1950s. И, несмотря на то что единого стиля середины века не существовало, термин mid-century modernism объединил творчество дизайнеров и архитекторов с 1940-х по 1960-е. Мастеров того времени во многом cвязывала общая гуманистическая философия и желание упростить и улучшить жизнь людей среднего класса. По сути, mid-century стал первым стилем, отвечающим на социальный запрос и сформировавшимся в ситуации глобальной смены курса мирового дизайна.

1. Обои Vertigo, BoråsTapeter, студии O-Design. 2. Обои Interlock, Bradbury & Bradbury.

Повзрослевший модернизм 1950–1960-х стал ориентироваться на реальные потребности и восприятие человека и сильно отличался от модернизма 1920–1930-х, который возводил во главу угла идею — будь то функционализм или конструктивизм. Слияние национального и интернационального в творчестве гениальных скандинавов привело к формированию так называемого модернизма «с человеческим лицом», главной целью которого стали комфортные и удобные условия для жизни человека.

Дом, спроектированный архитектором Виллисом Н. Миллсом в 1956 году.

Пусть и объединенный общими идеями, mid-century в архитектуре, интерьерном и предметном дизайне проявлялся по-разному. Обусловлено это было тем, что, несмотря на творчество таких универсальных авторов, как Алвар Аалто, Ээро Сааринен, Арне Якобсен и других, середина XX века стала важным этапом обособления этих профессий друг от друга.

Обложка журнала House & Garden, 1951 год.

MID-CENTURY В АРХИТЕКТУРЕ

Одним из важнейших центров архитектуры в середине прошлого века стала Южная Калифорния, куда эмигрировали многие видные архитекторы и дизайнеры из Старого Света, такие как Рихард Нойтра и Грета Гроссман. Именно здесь под эгидой американского журнала Arts & Architecture и его издателя Джона Энтензы сформировалось профессиональное сообщество модернистов середины века. Энтенза предложил новую концепцию доступного и простого в реализации жилища. Его поддержали Чарльз и Рэй Имc, Ээро Сааринен и многие другие ведущие архитекторы. Одним из итогов их изысканий стала Case Study House Program — программа строительства индивидуальных жилых домов, реализованная во многом на средства самих архитекторов в 1945–1966 годах. Построенные дома были представлены как образцовые примеры, которые могли бы стать основой типовой застройки жилья для обитателей Лос-Анджелеса и Южной Калифорнии среднего класса.

В качестве стройматериалов использовались промышленные новинки, разработанные во время Второй мировой вой­ны. Металлический каркас и панорамное остекление полностью стерли границы между интерьером и экстерьером. Террасы за счет раздвижных перегородок стали логическим продолжением гостиных, сами при этом органично раскрываясь в приусадебный участок. Открытые планировки, разрушающие замкнутые системы комнат-коробок, были призваны воспитать открытость и в людях. Видовые характеристики стали очень важным парамет­ром при выборе участка; порой не очень удобную конфигурацию должен был исправить архитектор, будто заключающий в рамку закаты и восходы на южном побережье.

Одним из лучших примеров подобной «рамочной» архитектуры стал проект Case Study House №22 Пьера Кёнига. Благодаря несущим 30-сантиметровым балкам и 10-сантиметровым квадратным колоннам, а также удачной планировке сохранялась полноценная панорама 270 градусов, которая открывалась не только из гостиной, но и из спальни хозяев.

Кресло Coconut, дизайн Джорджа Нельсона, 1950 год, сегодня является частью экспозиции Музея дизайна Vitra.

MID-CENTURY В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРОВ

Глобальные изменения произошли в 1950-е и в интерьерном дизайне. Общий курс на удешевление производства сильно изменил цвето-фактурную карту интерьеров, вытеснив дорогие породы дерева и цветные металлы. Нефункциональный декор свелся к минимуму, при этом сами предметы интерьера сильно повысили свои декоративные качества, став фокусными точками в интерьере.

Дизайнеры пришли к концепции свободной планировки и начали разрабатывать новые методы зонирования, отказываясь от лишних перегородок даже в интерьере городской квартиры. Оттенки белого и светлые тона выбирались для окраски стен с той же целью — раздвинуть границы помещения.

Кресло Oculus, дизайн Ханса Вегнера, 1960 год.

Все большее внимание уделялось бумажным обоям, которые предусматривали простоту монтажа и низкую цену, но при этом имели высокие декоративные качества. Интерьеры середины века трудно представить без акцентных обоев, на фоне которых авангардные пластиковые светильники и мебель из гнутой фанеры смотрелись еще эффектнее. Дизайнеры и художники стали создавать рисунки для обоев, выпуская целые авторские коллекции. Принты того времени очень яркие и контрастные: это либо геометрический рисунок, либо растительные мотивы, либо ироничные стилизации, созданные под влиянием поп-арта. Те же мотивы — в дизайне ковров и в рисунках интерьерных тканей.

Дом в Лос-Анджелесе — проект архитектора Пьера Кёнига. В свое время это фото Джулиуса Шульмана стало символом американской мечты.

Помимо обоев и тканей с растительными мотивами, в интерьерах нередко делали акцент на крупные комнатные растения. Пальмы и монстеры, фикусы и кактусы в городских апартаментах стали той природной составляющей, без которой дизайнеры mid-century просто не представляли интерьера.

Особое внимание уделялось сценариям освещения. Альтернативой стандартным люстрам стало многообразие новых потолочных, настенных и напольных светильников, различные комбинации которых могли полностью преобразить интерьер. Сложные системы светоотражателей и рассеивателей превратили светильники в футуристические абстрактные скульптуры, характерные для интерьеров mid-century.

Голландия создал William Watting для Fristho Franeker в 1956 году.

MID-CENTURY В МЕБЕЛИ И ПРЕДМЕТНОМ ДИЗАЙНЕ

Но нигде прогресс не чувствовался так остро, как в мебельном дизайне. Грандиозный рост промышленности и появление новых материалов и технологий открывали перед дизайнерами совершенно новые возможности и ставили новые задачи. Все это не могло не повлиять на формообразование мебели и предметов интерьера. Появились принципиально новые вещи: их форма определялась в первую очередь функцией и материалом, а не классическими стереотипами. Комфорт и удобство человека ставились во главу угла. Жесткие прямолинейные формы раннего модернизма сменились мягкими и криволинейными объемами, близкими к органическим. Большинству предметов того времени присуща известная легкость и изящество. В моду вошли скандинавская простота и органичность.

Многие из наиболее значимых произведений предметного дизайна XX века были созданы именно в mid-century.

Интерьер в стиле 1960-х в Рио-де-Жанейро, архитектор Лоран Круасандо.

При этом они никогда не ассоциировались с определенным временем или стилистикой, оставаясь современными и по сей день. Поэтому вневременные шедевры Арне Якобсена, Джо Понти, Ээро Сааринена, Чарльза и Рэй Имс, Джорджа Нельсона, Ханса Вегнера и других выпускаются до сих пор и с успехом встраиваются в абсолютно разные интерьеры.

Уникальность стиля середины XX века заключается в том, что авторы тех лет часто не только создавали произведения, но и разрабатывали технологии их производства. Изготовление прототипов было приближено к акту искусства. Так, Арне Якобсен, словно скульптор, в своем гараже лепил из глины прототип Egg Chair, Гарри Бертойя экспериментировал с точечной сваркой, а Исаму Ногучи, вдохновленный японскими фонариками, создавал свои светильники из рисовой бумаги. Плодом этих поисков и экспериментов стали не только уникальные предметы дизайна, но и вся современная мебельная индустрия.

Фрагмент интерьера шоу-рума Dimore Studio.

MID-CENTURY И КОЛЛЕКЦИОННЫЙ ДИЗАЙН

Творческая составляющая дизайна и делает оригинальные произведения середины XX века настолько привлекательными для коллекционеров по всему миру. Многие шедевры неотделимы от личности автора. Именно эта характеристика, как правило, выступает определяющей при выборе того или иного предмета для коллекционирования. Особую ценность представляют авторские прототипы, штучные вещи или небольшие серии предметов, выпущенные для конкретного интерьера. Такие предметы наравне с произведениями искусства становятся жемчужинами коллекций ведущих галерей и выставляются на торги наиболее значимыми аукционными домами, такими как Christie’s и Sotheby’s.

Торшер Akari, дизайн Исаму Ногучи, Vitra.

Авторские произведения середины прошлого века могут стать фокусной точкой в современном интерьере. Но куда интереснее использовать в проекте не признанный шедевр, а редкую вещь малоизвестного датского или финского дизайнера.

Настольная лампа Nesso, дизайн Джанкарло Маттиоли, Artemide, 1967 год.

При этом авторская мебель была лишь малой частью того, что выпускалось в то время, — основной упор делался на массовое производство. Идеи знаменитых дизайнеров унифицировались, упрощались и адаптировались под фабричный процесс, часто теряя характерность и уникальность облика, но продолжая соответствовать стилистике времени. Главным была простота производства и, как следствие, доступность для среднего класса. Подобные фоновые предметы, не имеющие автора и выпущенные тысячными тиражами, просто не могут стать знаковыми для современного интерьера и стоить дорого. Тем более далеко не все предметы того времени могли похвастаться высоким качеством сборки и используемых материалов. Модернизм середины века был интернациональным стилем, и его эстетика проявилась во всех странах, независимо от уровня развития там мебельной промышленности.

Дизайнеры (слева направо): Джордж Нельсон, Эдвард Уормли, Ээро Сааринен, Гарри Бертойя, Чарльз Имс, Йенс Ризом. Съемка для журнала Playboy, 1961 год.

MID-CENTURY В СССР

Формально к mid-century относится и советская мебель тех лет. Но редкие ее экземпляры достойны второй жизни, конечно, если с ними не связана какая-нибудь важная семейная история. Сама по себе оригинальность дизайна мебели, выпущенной в СССР в середине прошлого века, вызывает большие сомнения. Как бы ни враждовали идеологии, но в ситуации технологического отставания в сфере производства товаров массового потребления очень многие предметы мебели и бытовой техники тех лет создавались путем копирования или переработки западных аналогов. Большое влияние оказала прошедшая в 1959 году при Хрущеве в парке «Сокольники» Американская выставка, где был представлен образец жилого дома, наполненный современной мебелью и бытовой техникой. Помимо прочего, была выставлена мебель Ээро Сааринена и супругов Имс, которые участвовали также в дизайне павильонов выставки.

Советская промышленная выставка в Сокольниках, мебель советского дизайнера Юрия Случевского, 1959 год.

В 1962 году открылся Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), задачей которого стала разработка оригинального дизайна предметов массового потребления. Но, как правило, самые интересные проекты оставались на бумаге или в виде прототипов, а в производство шли вещи проще, дешевле и подходящие под возможности советского производства. Так что в вопросе советского дизайна гораздо важнее идеи и проекты того времени, а не выпускаемые предметы.

Farnsworth House, архитектор Людвиг мис ван дер Роэ, 1951 год. Вверху Обои в стиле mid-century modern, Walnut Wallpaper.

MID-CENTURY В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ

Помимо переиздания культовых предметов и восстановления исторических паттернов обоев и тканей, сегодня многие бренды, такие как Minotti, Arflex, Baxter и другие, выпускают совершенно новые предметы в стилистике mid-century. Пусть они и не имеют аналогов в прошлом, но созданные из современных качественных материалов способны стать отличной альтернативой винтажным предметам, легко вписываясь в интерьеры mid-century.

Кресло Prince, дизайн Родольфо Дордони, Minotti, 2012 год.

Вдохновляются эстетикой того времени и многие современные дизайнеры, например, Эмилиано Сальчи и Бритт Моран из Dimore Studio, которые работают со стилем по-новому, делая его богемным и респектабельным. И сегодня возможно создать актуальный интерьер, передающий эстетику 1950-х. Ведь стиль интерьера определяют даже не вещи, а то, как дизайнер сочетает их между собой.

Квартира в Париже, проедизайнера Саши Айот.Квартира в Париже, проект дизайнера Саши Айот.

Комод by Arne Vodder for N.C. Møbler. 1950-е

Комод от Alfred Hendrickx

Вечный и бесконечно стильный. Легендарное кресло Dinamarquesa от Хорхе Залзупин.

Софа, диван, скамья от Liceu de artes e oficios.

Софа, диван, скамья от Liceu de artes e oficios.

Часть статьи написана Виктором Дембовским!

Знакомьтесь с миром Mid-century Modern. Подписывайтесь и следите за нашим блогом!

8 ключевых приемов создания стиля мид сенчури в интерьере

Стиль мид сенчури модерн появился после Второй мировой войны, когда людям хотелось функциональных, уютных и комфортных интерьеров для жизни. Так стали появляться яркие элементы декора и текстиля с геометрическими узорами, теплые цвета, разбавляющие естественную гамму. Благодаря использованию искусственных материалов, особенно пластика, мебель приобрела плавные линии, а острые углы отошли на второй план.

Это направление до сих пор занимает лидирующие позиции в сфере дизайна. Сегодня ReRooms расскажет о восьми ключевых приемах создания стиля мид сенчури в интерьере квартиры.

Фото № 1: 8 ключевых приемов создания стиля мид сенчури в интерьереФото: elledecor.com

Признаки стиля

  1. плавные линии и простые формы в мебели и декоре,
  2. открытая планировка,
  3. естественная цветовая палитра,
  4. геометрические узоры,
  5. яркий декор,
  6. необычные светильники,
  7. легендарная мебель.

Фото № 2: 8 ключевых приемов создания стиля мид сенчури в интерьереФото: elledecor.com

Цветовые решения для стиля

Базовая палитра для мид сенчури представлена природными оттенками:

  • белыми,
  • бежевыми,
  • серыми,
  • коричневыми,
  • молочными,
  • зелеными.

Фото № 3: 8 ключевых приемов создания стиля мид сенчури в интерьереФото: elledecor.com

Все эти цвета помогут в создании уютного и спокойного интерьера и будут служить отличным фоном для контрастных предметов декора и мебели. В качестве акцентов мы советуем использовать теплые цвета, которые сделают интерьер ярче и насыщеннее, при этом не перегрузят его чрезмерной пестротой. Для этого подойдут оранжевый, горчичный, терракотовый, коралловый, золотой. Однако не стоит забывать и про холодные оттенки, главное — не перестарайтесь с их количеством. Отлично подойдут голубой, фиолетовый, бордовый, сливовый, изумрудный.

Отделка стен

Стены можно покрасить в белый цвет — классический для этого стиля. Однако чтобы разнообразить белизну, используйте декоративные деревянные панели — ими можно отделать как одну стену, например возле дивана, так и всю комнату.

Для смелых и творческих личностей предлагаем еще один интересный вариант: обои с геометрическими узорами или абстрактными рисунками. Если такой вариант кажется вам слишком ярким, отлично подойдут постеры или гобелены с яркими рисунками.

Отделка пола

В отделке пола приветствуются:

  • ламинат темных пород дерева,
  • плитка с геометрическим узором неярких оттенков,
  • смешение материалов для зонирования помещения.

Текстиль

Используются преимущественно ткани с абстрактными принтами или геометрическими узорами, которые применяются в обивке мебели. Что касается штор, то их либо нет вовсе, либо используются легкие ткани, пропускающие солнечный свет в комнату.

Обязательный атрибут в стиле мид сенчури — ковер. Как правило, это палас с коротким ворсом всевозможных цветов и рисунков — здесь ваша фантазия может разгуляться вовсю.

Освещение

В интерьерах мид сенчури, как правило, применяется зонированное освещение — это не только практично, но и очень стильно. Помимо классической люстры используются разные напольные и настенные светильники, которые вместе образуют гармоничную композицию. Осветительные приборы выполняют и функциональную, и декоративную роли.

Светильники в стиле mid century порой поражают своей необычностью: это могут быть многоярусные железные конструкции или торшеры в форме абстрактных фигур. Предела оригинальности в этом направлении просто не существует.

Мебель

Визитная карточка стиля мид сенчури — мебель, которая стала классикой для мира дизайна. Это могут быть предметы, изготовленные как из пластмассы, так и из натурального дерева. Стиль непривередлив к отделочным материалам.

Фото № 4: 8 ключевых приемов создания стиля мид сенчури в интерьереФото: elledecor.com

Яркие примеры легендарной мебели

Tulip Table, созданный Ээро Саариненом (Eero Saarinen) в 1964 году. Это круглый стол на тонкой и изящной ножке белого цвета. Его универсальность заключается в том, что использовать его можно как в качестве журнального, так и обеденного стола.

Фото № 5: 8 ключевых приемов создания стиля мид сенчури в интерьереФото: donpedrobrooklyn.com

Стул Panton, созданный Вернером Пантоном, станет отличным дополнением к круглому столу. Пластмассовые стулья обтекаемой формы произвели настоящий фурор в середине прошлого века своей необычностью. Они и по сей день вызывают у покупателей восторг.

Фото № 6: 8 ключевых приемов создания стиля мид сенчури в интерьереФото: home-designing.com

Eames Lounge chair — еще один узнаваемый предмет мебели стиля мид сенчури. Такой стул — удовольствие, конечно, не из дешевых, однако он станет незаменимой вещью для того, чтобы расслабиться, отдохнуть от городской суеты и почитать любимую книгу.

Фото № 7: 8 ключевых приемов создания стиля мид сенчури в интерьереФото: home-designing.com

Однако не обязательно покупать все выше перечисленное, чтобы создать стиль мид сенчури. Выбирайте деревянные предметы мебели на широко расставленных тонких ножках. Приветствуется также мебель на х-образных ножках.

Аксессуары

Именно декор призван сделать мид сенчури ярче и оригинальнее. В послевоенное время все большую популярность стала приобретать поп-культура — практически во всех сферах. Очень активно она проявила себя и в интерьерах. Так что обязательно используйте работы Энди Уорхола в своей квартире: это могут быть постеры с неоновыми бананами или же картины с клонированной Мэрилин Монро. Отлично подойдут постеры с сюжетами из комиксов.

Что еще выбрать:

Планировка

Планировка мид сенчури основывается на открытом пространстве, которое не заставлено большим количеством предметов мебели и декора. Это направление любит много воздуха и естественного освещения, когда зоны не разделены между собой монолитными стенами. Чтобы одна зона плавно перетекала в другую, используйте следующие предметы:

  • стеллажи,
  • раздвижные и ажурные перегородки,
  • стеклянные перегородки.

Как разбавить интерьер элементами стиля mid-century — INMYROOM

По сути, дизайн середины века — это сочетание модерна, ретро, конструктивизма, Баухауза, скандинавского и классического американского стилей. Заимствуя лучшие идеи из этих тенденций, стиль середины века стал умным сочетанием функциональности, плавных линий и форм, а также элегантных аксессуаров, миссия которых — завершить общий облик интерьера. При использовании mid-century в домашнем интерьере нет никаких строгих ограничений и правил. Другие стили, в том числе современный, деревенский и поп-арт, гармонично интегрированные в стиль эпохи modern, будут отлично смотреться в вашей гостиной как приятное дополнение.

C мебелью эпохи modern — в основном она из дерева, натуральных оттенков — в доме ощутимо уютнее. Mid-century — универсальный и комфортный стиль для повседневной жизни.  Эти предметы узнаваемы, ассоциируются с детством и старым кино. Чтобы стилизовать дом под середину века, добавьте в интерьер светильники, ковры, настенный декор. Сделайте акцент на 1–2 предметах мебели, характерных для mid-century. Стены и текстиль нейтральных приглушенных оттенков станут идеальным фоном.

Стиль Mid Century Modern в интерьере

Эклектика или минимализм, современность или ретро? Всё это есть в mid-century. Выберите свою сторону!

Непрерывная любовь к стилю середины прошлого века вполне себе закономерна: четкие линии, подчеркнутая функциональность, глубокие цвета и свежий микс различных материалов освобождают стиль от времени и жестких правил. Простой, эстетичный, очень комфортный – mid-century modern как никакой другой вписывается в современный образ жизни с нашей скоростью и проживанием в многоквартирных домах.

Истоки и развитие mid-century modern

Дизайн интерьера, выполненный в стиле “Баухауз”

История стиля начинается в 40 годах XX века, когда в Америку во время Второй мировой войны эмигрировали представители немецкой школы баухауз, отдающие предпочтение функциональному дизайну и отказу от ненужной роскоши классических стилей.

Война и послевоенное восстановление привели к масштабным изменениям в экономике и технологиях. В это время в штатах росли города, повышалась потребность в современной мебели для новых, быстро построенных домов с открытой планировкой, огромными окнами и естественным освещением. Технологические достижения привели к разработке новых материалов, позволяющих использовать новые текстуры, цвета и формы.

Посмотрите, к примеру, на один из домов, повторяющих стиль культового в 50-х годах прошлого века архитектора Джозефа Эйхлера. Оптимальное использование небольшого пространства, глубокая связь с природой, комфортный, уютный дворик.

Представители модерна середины века придерживались следующих правил:

Функциональность первична, дизайн следует и подстраивается под функцию

Послевоенная экономия сменила фокус потребления в обычной американской семье. Большая часть мебели должна была складываться, раскладываться, трансформироваться, взаимозаменяться и следовать всего одному принципу – быть удобной.

Чистые, гладкие линии простых геометрических форм

Чистый и современный образ комнат получается из простых линий и гладких поверхностей. Для стиля важен геометрический минимализм, каждая деталь которого служит определенной функции и находится на своем месте. Большая и тяжелая мебель сменилась светлыми и воздушными пространствами с аккуратными пропорциями.

Использование различных, иногда контрастных материалов

Послевоенный всплеск новых материалов, особенно пластика и органического стекла, вдохновлял дизайнеров на эксперименты. Натуральные и искусственные материалы свободно соединялись друг с другом в одном помещении или даже предмете.

 

Дизайнеры mid-century любили смешивать традиционные материалы, такие как дерево, металл и стекло, с нетрадиционными – винилом, фанерой, плексигласом (органическое стекло), пластмассой, стекловолокном. Впервые пластик использовался не в качестве имитации более дорогих материалов (как дерево), а сам по себе.

Широкий спектр цветов

Модерн середины века – теплый и оптимистичный стиль, окутывающий хозяев своим уютом благодаря позитивной цветовой гамме. Выбор неограничен.

 

Совмещайте теплые природные цвета: оливково-зеленый и цвет сожженной травы, горчичный и тыквенный, гвоздичный и маковый. Используйте глубокие стильные оттенки: кричаще-розовый, насыщенный серый, бирюзовый, графичный черный. Добавьте традиционных красок: бордовой, синей, изумрудно-зеленой. Не забудьте про яркие сахарные оттенки для пластмассовых предметов и текстиля. Да, и не мешайте голым текстурам: дереву, металлу, мрамору, бетону, кирпичной кладке.

Разнообразные текстуры

Текстуры и узоры очень важны для любого современного стиля, склонного к минимализму. Теплые ковры, каменные камины, гладкий стеклянный стол, керамическая плитка, пластмассовое кресло, кожаная обивка, соломенный пуф и текстиль с геометрическим узором делают комнату ещё интереснее. Яркие абстрактные узоры появляются на картинах, подушках, аксессуарах.

Геометрическое освещение

Напольные светильники или геометрические люстры придерживаются двух правил: или круглые изогнутые контуры, или прямые четкие линии. Как правило, предметы освещения изготовлены из металла, но иногда встречаются деревянные ножки. Уникальные светильники не просто выполняют свою работу, но являются своеобразным произведением искусства.

Вы  можете миксовать отдельные предметы мебели или освещения и с другими стилями интерьера. 

Уникальная мебель

Мебель того времени выделяется прямыми, чистыми линиями, соединением разных материалов, с гладкими изогнутыми углами. Обязательно на тонких ножках. Предметы минималистического дизайна часто используют деревянную основу, но могут включать стекловолокно, пластик и металл. Такая мебель универсальна и вписывается в любой стиль интерьера.

Самое потрясающая вещь в рассматриваемом стиле – то, что знаковые вещи универсальны, узнаваемы, свежи и актуальны даже спустя столько лет. Посмотрите, к примеру, на самые популярные предметы стиля: стул Эймсов и Egg Chair.

Стул от Чарльза и Рей Эймс

 

Egg Chair от Арне Якобсен

 

Стиль середины века настолько хорош, что привлекает внимание даже спустя многие годы. Современные дизайнеры нередко заимствуют и переосмысляют элементы и предметы стиля, заново наполняя их жизнью. Живой и свежий – mid-century может выглядеть очень современно, а может помочь вам в создании ретро-образа. Добавьте к этому красоту и функциональность, а также благосклонность к эклектике – и вот, вы уже получили трендовый и уютный декор на многие годы.