Мечта подростка – «Я не понимаю, зачем школы огораживают заборами». О чём мечтают российские подростки

Содержание

Доска желаний для подростка: как понять, чего ты хочешь

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Мечты как птицы. Всегда с нами, но высоко-высоко — почти не достать. В подростковом возрасте они особенно яркие и красивые. Но что если ребенок не может сказать, чего ему хочется? Не понимает, как осознать и сформулировать желания. Выбрали несколько советов из книги «Чего ты по-настоящему хочешь», которые помогут понять себя. Дайте их почитать ребёнку.

Чего хочешь ТЫ

Каждый день все говорят тебе, что нужно делать. Родители, семья, друзья, учителя — все раздают советы. Конечно, прислушиваться к близким людям — полезно. Но гораздо важнее понять, чего же ты хочешь на самом деле.

Каждый день все говорят тебе, что нужно делать. Родители, семья, друзья, учителя — все раздают советы. Конечно, прислушиваться к близким людям — полезно. Но гораздо важнее понять, чего же ты хочешь на самом деле.


Источник

Задай себе вопрос: «Чего на самом деле я хочу?». Подумай. Хочешь ли ты, чтобы тебя слушали? Одобряли. Поддерживали. Хочешь быть отличником, спортсменом, артистом, танцором? Научиться рисовать, кататься на сноуборде, сесть на шпагат? Может быть, ответы сразу возникнут в твоей голове. А может, не появится ни одного. Не переживай — это лишь повод, чтобы хорошо разобраться в себе. Чем мы и займёмся.

Анкета «Что меня вдохновляет»

Для начала советуем заполнить анкету. Анкета — отличный способ понять себя, во что ты веришь и что считаешь важным. Отвечай на вопросы честно, не пытайся казаться лучше или хуже. Можешь сохранить ответы в секрете, а можешь показать друзьям.

Чем мне нравится заниматься? Почему?

Что мне не нравится делать? Почему?

Что дает мне ощущение цели в жизни? Что придает моей жизни смысл?

К чему у меня талант? Что у меня хорошо получается? Как можно поработать над этим, чтобы у меня получалось еще лучше?

О чем мне нравится читать или смотреть фильмы?

О чем я думаю, витая в облаках?

Ответил? Прекрасно. На пути ещё один опросник.

Анкета «Найди свою мечту»

Эта анкета поможет определить твои ценности. Даже если ты ещё не определился с мечтой, ценности помогут тебе найти жизненный ориентир. Они определяют, кто ты есть и чего хочешь, делают тебя сильнее и смелее.

Эта анкета поможет определить твои ценности. Даже если ты ещё не определился с мечтой, ценности помогут тебе найти жизненный ориентир. Они определяют, кто ты есть и чего хочешь, делают тебя сильнее и смелее.
Источник

  • Напиши про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть твой друг, член семьи, учитель, тренер, сосед или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему ты считаешь их особенными?

Напиши про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть твой друг, член семьи, учитель, тренер, сосед или кто-то еще

  • Напиши о трех людях, которыми ты восхищаешься, но лично вы не встречались. Например, об известных людях, политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических личностях. За какие заслуги ты считаешь их великими?

Напиши про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть твой друг, член семьи, учитель, тренер, сосед или кто-то еще

  • Представь себя на выпускном вечере. Ты хочешь войти в праздничный зал, но тебя спрашивают: как ты думаешь, кем ты однажды станешь и чего добьешься. Что ты ответишь?

Напиши про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть твой друг, член семьи, учитель, тренер, сосед или кто-то еще

  • Через пять лет после окончания школы ты собираешься на вечер встречи выпускников, и тебя попросили сделать ролик о своей жизни. Какие события и достижения ты там покажешь?

Напиши про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть твой друг, член семьи, учитель, тренер, сосед или кто-то еще

  • Представь, что тебе исполняется семьдесят лет и твои друзья собираются наградить тебя Премией за достижения в жизни. Что они скажут о тебе? Какие твои достижения покажутся им особенными? Ты создавал произведения искусства? У тебя было свое дело? Ты был щедрым с друзьями? Хорошим родителем?

Напиши про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть твой друг, член семьи, учитель, тренер, сосед или кто-то еще

Итак, ты уже многое понял о себе. Составил карту ценностей. Написал о том, что тебе нравится. Определили свои увлечения и невероятные планы. Но как объединить эту информацию, чтобы она постоянно вдохновляла и мотивировала тебя? Очень просто — сделай доску желаний.

Доска желаний

Доска желаний — это коллекция картинок, фотографий, цитат, которые тебя вдохновляют. В них должны отражаться твои ценности, мечты и планы.

Это настоящее пространство для творчества — можно от души повеселиться и сотворить что-то необычное.

Чтобы сделать доску желаний, тебе понадобятся:

  • журналы, рекламные брошюры и прочие печатные материалы, из которых можно вырезать картинки;
  • мелкие вещи, как-то связанные с твоими мечтами: схемы или карты, билеты в театр, медиатор для игры на гитаре, горнолыжный абонемент;
  • одна или несколько твоих фотографий;
  • ножницы;
  • клей или скотч;
  • лист ватмана или плотной бумаги.

1. Из журналов вырежи изображения предметов, связанных с тем, что ты хочешь делать, что хочешь получить и кем стать. Найди картинки, которые отражают твои ориентиры. Если ты мечтаешь стать писателем, вырежи фотографию любимого литератора. Если ценишь в людях упорство, найди фото того, кто преодолел в жизни немало трудностей.

Из журналов вырежи изображения предметов, связанных с тем, что ты хочешь делать, что хочешь получить и кем стать
Источник

2. Ищи слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие черты, которые ты хотел бы видеть в себе — храбрость, ум, любознательность. Не забудь про жизненные ориентиры — сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным.

Ищи слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие черты, которые ты хотел бы видеть в себе — храбрость, ум, любознательность
Источник

3. Разбери все найденные картинки, слова и предметы и выбери то, что больше всего нравится и олицетворяет твои мечты. В середину листа прикрепи свою фотографию, а вокруг нее размести и приклей картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как тебе нравится.

Разбери все найденные картинки, слова и предметы и выбери то, что больше всего нравится и олицетворяет твои мечты
Источник

Поздравляем: твоя доска готова! Повесь ее на видном месте, чтобы видеть ее перед сном и по утрам. Можно еще сделать фотографию коллажа и вложить ее в Дневник желаний, прикрепить к зеркалу или сделать заставкой на экране смартфона, чтобы всегда помнить о своих мечтах.

Доска желаний может меняться. Когда в твоей жизни появляется новая мечта, добавляй её на доску. Чем больше ты так делаешь, тем больше мотивируешь себя и тем четче вырисовывается твой путь.

По материалам книги «Чего ты по-настоящему хочешь»

Обложка поста отсюда

«Я не понимаю, зачем школы огораживают заборами». О чём мечтают российские подростки

Когда смотришь на бесконечные конференции о будущем, кажется, что участники проводят их сами для себя: много непонятных слов и ничего конкретного. К тому же на них редко встретишь тех, от кого это самое будущее зависит на самом деле, — детей. Корреспондент «Мела» побывал на чемпионате высокотехнологичных профессий WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге и поговорил с подростками о выборе профессии, дружбе между странами и, конечно, деньгах.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

«Главное, чтобы профессию тебе никто не навязывал»

Ксения, 13 лет, учится в 8-м классе

Я хочу стать машинистом электровоза, потому что очень люблю путешествовать и смотреть на людей из других городов. Причём я ни у кого даже не спрашивала совета. У меня в семье никто не работает на железной дороге. Пока я хочу доучиться и получить высший разряд, чтобы управлять двухэтажными поездами или возить какие-нибудь делегации. Девушек сейчас берут только на поезда ближнего следования, но говорят, что с 2025 года мы сможем работать и на дальних.

Пока машинистами работают только мужчины, потому что считается, что мы слабый пол. При этом девушки работают и строителями, и в армии служат, для меня это странно, конечно. Плюс не хотят делать разнополые бригады, чтобы девушки не уходили в декрет.

Мне кажется, что профессия машиниста не устареет, потому что скоро появятся скоростные поезда, которые будут ездить на магнитной подушке. В любом случае эта сфера будет развиваться. Уверена, что скоро разработают какой-нибудь поезд, который сможет в течение 5 минут доехать до другого города или даже страны. И без водителя он всё равно не сможет.

Конечно, ещё мне хотелось бы завести семью, дать своим детям всё самое лучшее: образование, жильё. Для этого нужно много зарабатывать. Думаю, что мне бы хватило 100 тысяч в месяц на всё это. Я бы смогла совмещать работу машиниста и семью, потому что есть длинные выходные и отпуска. Для меня главное, чтобы профессия была любимой, чтобы тебе её никто не навязывал, а ты выбрал сам по зову сердца.

Соревновательные площадки WorldSkills Hi-Tech 2019

«Я увлекаюсь робототехникой, а родные даже не понимают, чем я занимаюсь»

Варвара, 16 лет, учится в 11-м классе

Я хочу стать робототехником. Мне кажется, эта профессия будет очень востребована в будущем, а таких специалистов мало где учат. Сейчас участвую в соревнованиях как раз по этой компетенции. WorldSkills мне дал много практики, больше в моём возрасте её просто негде получить. Я думаю, опыт и полученные навыки позволят мне стать востребованным специалистом и устроиться работать на реальное производство.

В этой профессии мне нравится сам процесс: придумывать, что конкретно будет делать робот, какие проблемы он будет решать. Я занимаюсь роботами, которые работают на заводах — например, доставляют какие-то детали.

Чтобы стать крутым специалистом, лучше определиться с выбором будущей профессии как можно раньше, как это получилось у Варвары. Помочь в этом может проект «Билет в будущее», который запустили в школах в 2018 году. Ученики с 6-го по 11-й класс проходят специальную онлайн-диагностику, а эксперты-наставники рассказывают им, где в их регионе есть подходящие кружки, курсы или как, например, заявиться на профильную олимпиаду.

Робототехнику я выбрала сама, мои родные даже не понимают, чем я занимаюсь и что вообще тут происходит. Получилось так, что я начала увлекаться программированием, которое у нас было в школе: мы изучали какие-то несложные языки. Потом я записалась на курсы, решила попробовать, и как-то закрутилось. Причём, что удивительно, учусь-то я в языковой школе.

Позже нас водили на экскурсию в Академию цифровых технологий (учреждение дополнительного образования в Петербурге. — Прим. ред.), и я решила туда пойти заниматься робототехникой. Там есть специальный факультет госкорпорации «Ростех», где школьники пробуют разные современные специальности. В итоге «Ростех» меня отправил от академии сюда на соревнования.

Мне бы очень хотелось, чтобы у нас в России робототехника вышла на новый уровень, потому что сейчас она есть, по сути, только в производстве и в армии. Роботы должны помогать человеку, тогда у нас появится больше времени, чтобы развиваться ещё лучше, например интеллектуально.

Соревновательные площадки WorldSkills Hi-Tech 2019

«Хочу построить небоскрёб из резины»

Пётр, 16 лет, учится в 10-м классе

На соревнования я приехал со школой на экскурсию. Интересно было посмотреть, как участники выполняют задания, особенно те, кто управляет беспилотниками или строит роботов. Сам бы я хотел стать архитектором или проектировщиком домов. Я пока ни с кем это не обсуждал, только немного с родителями. Я хожу в художественную школу, где у нас есть занятия по черчению. Мы проектируем здания, пытаемся делать проекты, например изобразить какое-нибудь строение будущего.

Здание, которое мне особенно нравится, — это Эмпайр-стейт-билдинг (англ. Empire State Building, 103-этажный небоскрёб в Нью-Йорке. — Прим. ред.). Оно на самом деле очень простое в строительстве, но при этом высокое и красивое, и это удивительно. Моя мечта — спроектировать и построить собственный дом и сделать его необычным с точки зрения законов физики, чтобы он как-то по-особенному трансформировался, например, или был упругим.

Хочется ещё экспериментировать с материалами. Сделать, например, небоскрёб из резины, как ластик. Чтобы каждый прохожий (возможно, проектировщик или инженер) кусочек оторвал, что-нибудь стёр и приделал обратно.

Соревновательные площадки WorldSkills Hi-Tech 2019

«Мне хочется поменять все детские площадки»

Анастасия, 16 лет, учится в 10-м классе

На соревнованиях мне нравится, что есть участники из других стран. Ведь сейчас главные проблемы человечества — это войны и терроризм. Решить их можно, только если все будут жить дружно. Да и вообще человечество станет более продвинутым.

С 28 октября по 1 ноября в Екатеринбурге прошёл VI чемпионат представителей высокотехнологичных профессий WorldSkills Hi-Tech. Участники в возрасте от 12 до 49 лет соревновались в умении строить роботов, управлять дронами, программировать и многом другом. За состязаниями также наблюдали ученики местных школ, которые приезжали на чемпионат с экскурсиями.

Здесь есть компетенция, где ребята занимаются городским планированием. Я тоже хочу заниматься благоустройством улиц и создавать проекты городских пространств, чтобы было больше зелени и природных материалов, меньше пластмассовых конструкций.

Ещё мне хочется поменять все детские площадки, потому что сейчас они слишком яркие, и это отталкивает детей. Сначала да, им нравится, но потом они к этому привыкают и перестают на них играть. Для детей на улице должно быть больше интерактива, чтобы город был не серым, а запоминающимся и более экологичным. Каждый из нас скоро ведь станет родителем, поэтому я хочу, чтобы мои дети жили в более комфортных и безопасных условиях.

Я мечтаю, чтобы улицы в России были удобными для всех. Мне нравится, что во многих странах города открыты для людей, нет почти никаких ограничений, — к этому должны стремиться и мы. Например, в Екатеринбурге банально очень мало даже туалетов на улице или заведений, где можно комфортно посидеть с ребёнком. Ещё я не понимаю, зачем у нас школы огораживают заборами. В [детском] садике это понятно: там дети разбегаются, а в школе, мне кажется, они не нужны, они портят внешний вид и создают какую-то гнетущую атмосферу.

Соревновательные площадки WorldSkills Hi-Tech 2019

«В России роботы точно никому не угрожают»

Александр, 16 лет, студент колледжа

Я учусь на системного администратора, но здесь, на экскурсии, мне очень понравилось, как работают сварщики. Если получится, я бы хотел в будущем заниматься сваркой. Раньше я как-то по-другому относился к этой работе, мне она казалась неинтересной, но оказалось, что это довольно творческое занятие, на котором можно неплохо зарабатывать.

У меня крёстный — сварщик, и за пять лет он выбился из обычного рабочего в начальника, сейчас у него хорошая зарплата. В идеале я бы хотел зарабатывать 120 тысяч в месяц. В этой профессии, кстати, многое делают роботы, но они всё равно никогда не заменят людей полностью. Они ломаются, и обучает их в любом случае человек, который получает знания и им передаёт. В России сейчас вообще не хватает технических специалистов, так что нам роботы точно не угрожают.

С другой стороны, у нас процветает компьютерная сфера, IT-технологии, поэтому это перспективная работа в любом случае. В будущем можно доучиться ещё в институте на управляющего и стать начальником завода или какого-то предприятия.

Я пока точно не определился, но решать буду сам, без совета родителей или кого-то ещё. Моя жизнь — мои правила

Нам нужно повышать уровень счастья в стране. Звучит, возможно, глупо, но хочется, чтобы не было бездомных на улице, чтобы повысился уровень жизни в целом, ведь всё это так или иначе завязано на деньгах. А мир вообще должен сплотиться и действовать сообща: тогда будет заметен прогресс у всего человечества. Сейчас мы живём врозь с большинством стран, так не должно быть. И Россия, и Запад навязывают людям стереотипы, которые разобщают, а не объединяют.

Стереотипы часто мешают нам воплощать мечты. Например, существует много предубеждений о рабочих профессиях: сантехники априори любят выпить, а работники заводов еле сводят концы с концами. На самом же деле хороший сварщик часто зарабатывает больше журналиста или менеджера. Поэтому совсем не обязательно тратить деньги и время на высшее образование. Проект «Билет в будущее» как раз помогает подросткам определиться с профессией. Школьники проходят онлайн-диагностику и получают советы от опытных экспертов-наставников, а потом устраиваются в крупные компании, занимаются любимым делом и хорошо зарабатывают.

Как научить подростка ставить цели и достигать их

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Чем раньше вы научите ребенка ставить цели и добиваться желаемого, тем лучше. Сегодня этот навык поможет ему сдать контрольную на отлично, получить место в спортивной команде, подготовиться к поступлению в институт или найти подработку на лето, а завтра — стать успешным и счастливым взрослым человеком.

Делимся советами для подростков из книг «Чего ты по-настоящему хочешь» и «Целься!».

Чего я хочу?

Каждый день тебе говорят, чего ты должен хотеть и кем должен быть. Семья, друзья, учителя, интернет, телевизор, журналы — все это источники «предписаний». Но самые сокровенные мечты и надежды исходят изнутри.

Спроси себя: «Чего я на самом деле хочу?» А затем слушай, что сам себе отвечаешь. Хочу ли я, чтобы меня знали как человека, помогающего другим? Или как любителя приключений? Хочу ли я стать отличником, играть в футбол или научиться рисовать?

Ирина Балманжи

Не исключено, что тебя осенит в тот же момент: я мечтаю стать писателем… побывать в других странах… заняться скалолазанием… хорошо учиться в школе. Но не всегда ответ приходит сразу. И это повод углубиться в вопрос. Разобраться, чего ты хочешь и почему, помогут следующие упражнения.

1. Что меня вдохновляет

Ответь на вопросы:

  • Чем мне нравится заниматься? Почему?
  • Что мне не нравится делать? Почему?
  • Что дает мне ощущение цели в жизни?
  • Что придает моей жизни смысл?
  • К чему у меня талант?
  • Что у меня хорошо получается?
  • Как можно поработать над этим, чтобы у меня получалось еще лучше?
  • О чем мне нравится читать или смотреть фильмы?
  • О чем я думаю, витая в облаках?

2. Кто меня вдохновляет

  • Напиши в личном дневнике про трех своих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть человек из числа твоих друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему ты считаешь их особенными?
  • Напиши о трех людях, которыми ты восхищаешься, но лично вы не встречались. Например, о политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических личностях. За какие заслуги ты считаешь их великими?

3. Кем я вижу себя в будущем

  • Через пять лет после окончания школы ты собираешься на вечер встречи выпускников, и тебя попросили сделать ролик о своей жизни. Какие события и достижения ты там покажешь?
  • Представь, что тебе исполняется семьдесят лет и твои друзья собираются наградить тебя Премией за достижения в жизни. Что они скажут о тебе? Какие твои достижения покажутся им особенными? Ты создавал произведения искусства? У тебя было свое дело? Ты был щедрым с друзьями? Хорошим родителем?

Список желаний

Теперь, когда ты задумался о своих мечтах и ценностях, самое время составить список желаний: перечисли, кем бы ты хотел стать в один прекрасный день, чем заниматься, что иметь. Пиши как можно быстрее, у тебя есть на это около пяти минут.

Записывай все, что приходит в голову. Не беспокойся, если твои идеи выглядят глупыми, недостижимыми или даже дикими и нелепыми. Не ограничивай и не останавливай себя! Потом мы придумаем, как превратить эти желания в цели.

Доска визуализации

Доска визуализации — это коллекция картинок, цитат, фотографий и предметов, связанных с твоими надеждами, желаниями и жизненными ценностями. Она поможет тебе четче представить свои мечты. Так они станут немного реальнее, а значит, достичь их будет легче.

Тебе понадобятся:

  • журналы, каталоги магазинов, рекламные брошюры и прочие печатные материалы, из которых можно вырезать картинки;
  • мелкие вещи, как-то связанные с твоими мечтами: схемы или карты, билеты в театр, медиатор для игры на гитаре, горнолыжный абонемент;
  • одна или несколько твоих фотографий;
  • ножницы;
  • клей или скотч;
  • лист ватмана или плотной бумаги.

1. Из журналов вырежи изображения предметов, связанных с тем, что ты хочешь делать, что хочешь получить и кем стать. Еще найди картинки, иллюстрирующие твои ориентиры. Например, если ты мечтаешь стать писателем, вырежи фотографию любимого литератора. Если ценишь в людях упорство, найди фото того, кто преодолел в жизни немало трудностей.

2. Ищи слова, подписи, цитаты из книг и высказывания людей, отражающие либо те черты, которые ты хотел бы видеть в себе (храбрость, ум, любознательность), либо твои жизненные ориентиры (сделать мир лучше, продолжить обучение, проявлять доброту к животным).

Ирина Балманжи

3. Разбери все найденные картинки, слова и предметы и выбери то, что больше всего нравится и олицетворяет твои мечты. Теперь пора приниматься за Доску желаний. В середину листа прикрепи свою фотографию, а вокруг нее размести и приклей картинки, записки со словами и все остальное — в любом порядке, так, как тебе нравится.

Доска готова! Повесь ее на видном месте в своей комнате. Можно еще сделать фотографию коллажа и прикрепить к зеркалу или сделать заставкой на экране смартфона, чтобы всегда помнить о своих мечтах.

SMART-цели

Претворить мечты в жизнь можешь только ты сам. И вот тут-то и пригодится умение ставить цели.

Ирина Балманжи

Каждая цель должна соответствовать SMART-критериям, то есть быть: Specific — конкретной; Measurable — измеримой; Achievable — достижимой; Relevant — актуальной; Time-bound — со сроком выполнения.

Ирина Балманжи

Конкретная цель определенна, не сбивает с толку, путь к ней ясен. В формулировке всегда присутствует глагол действия (например, «плавать», «петь» или «играть»).

Измеримость цели определяется тем, чего именно ты хочешь достичь. Конечный результат должен измеряться в цифрах, сроках, навыках или других показателях. К примеру, «прочесть 20 книг к концу учебного года» или «пробежать 40 километров за месяц».

Если цель достижима, значит она тебе по силам.

Актуальные цели важны именно для тебя (соотносятся с твоими жизненными ценностями) и не вызывают негативных эмоций (стараясь их достичь, ты испытываешь положительные ощущения).

Цель должна иметь конкретные сроки (к семи вечера, к среде, до начала учебы, до дня рождения). Ограничение по времени поможет тебе не расслабляться.

Ирина Балманжи

Шаг за шагом

Переформулируй свои желания так, чтобы они соответствовали SMART-критериям. Выбери одну цель, над которой начнешь работать с завтрашнего дня. Не пытайся взвалить на себя слишком много! Помни, что в твоей жизни должно остаться время на сон, друзей, удовольствия и приключения.

Теперь разбей выбранную цель на небольшие задачки и составь поэтапный план действий. Каждый шаг должен приближать тебя к желаемому результату, как лестница.

Иди вверх и не останавливайся, тогда в итоге окажешься там, куда шел.

Допустим, ты хочешь найти стажировку. Примерно так может выглядеть твоя лестница к цели:

Ирина Балманжи

Для достижения одних целей потребуется сделать меньше шагов, для других — больше, особенно если они долгосрочные. Но убедись, что «лестница» не настолько велика, что конца-края не видно.

Как только ты закончишь подписывать ступеньки, определи сроки для каждого этапа и запиши их рядом. Для некоторых пунктов сроки будут «ежедневно» или «после школы по понедельникам», а для других — «до следующего вторника» или «до конца года». Все варианты хороши, если ты чувствуешь, что можешь уложиться в заданные рамки.

Когда лестница будет готова, начинай подниматься. Ждать нечего!

Управление временем

Каждый день состоит из 1440 минут. На что ты их тратишь? Скорее всего, не на то, чтобы достичь своих целей. Вот несколько советов и инструментов, которые помогут тебе лучше управлять временем.

1. Не жди, пока у тебя появится свободный день или вечер, чтобы начать работать над достижением цели. Улучи время, даже если у тебя есть всего лишь школьная перемена или пять минут, пока ждешь транспорт на остановке.

2. Пересмотри свой досуг. Посчитай, сколько времени ты тратишь на телевизор, видеоигры, соцсети. Пару часов в неделю? Или несколько часов в день? Попробуй отдать хотя бы половину этого времени новым целям, и ты увидишь, как растет твоя продуктивность.

Ирина Балманжи

3. Помни: самое сложное — начать. Если тебе очень не хочется приступать к какой-то задаче, заставь себя сделать первый крошечный шаг (например, достать учебник и решить один пример по математике). Дальше работа пойдет легче.

4. Пользуйся таймером. Установи его на 20–30 минут и полностью сконцентрируйся на задании, которое нужно сделать. Ни на что не отвлекайся: не отвечай на телефонные звонки, не проверяй соцсети. Затем, когда таймер сработает, установи его на пять минут — это время отдыха. Послушай любимую песню, попереписывайся с друзьями. И снова к работе!

Пусть за каждым периодом интенсивной умственной нагрузки следует короткий перерыв.

5. Делай пометки в календаре, чтобы помнить о любых событиях, привязанных к датам (например, контрольных и днях рождения), и не забывать про сроки с «лестницы к цели».

6. Составляй списки дел на каждый день (или на неделю) и вычеркивай пункты один за другим.

Ирина Балманжи

7. Говори «нет». Если ты все равно ничего не успеваешь, может быть, пора отказаться от дел, которые съедают твое время? Оцени, все ли занятия в твоем плотном расписании приближают тебя к цели и приносят удовольствие.

Отслеживание прогресса

Обращай внимание на то, чего ты добился, а не на то, сколько еще осталось до исполнения желания. Отмечать успехи полезно для мотивации: когда ты видишь, чего уже достиг, тебе хочется и дальше двигаться вперед.

Ирина Балманжи

Если ты мечтаешь научиться играть на гитаре, фиксируй, сколько часов в неделю проводишь за занятиями. Если хочешь добрых отношений в семье, рисуй себе золотую звездочку каждый день, когда ни разу не поругался с мамой. Если твоя цель — улучшить свои результаты в спорте, веди дневник тренировок.

Прогресс должен быть хорошо заметен. Подойди к его оценке творчески (придумай что-нибудь веселое) и делай отметки почаще. Поднимаясь по «лестнице к цели», можешь закрашивать ступеньки в разные цвета, рисовать звездочки рядом с заданиями, которые выполнил, или писать «Молодец!» на полях.

Конец — это начало

Ты достиг своей цели? Молодец! Обязательно отпразднуй достижение. Сделать это можно по-разному: поужинать в ресторане, подарить себе букет цветов, остаться ночевать у друзей, устроить шумную вечеринку, нарядиться, купить новую книгу или почитать давно заброшенную на дальнюю полку.

Один-два дня погрейся в лучах славы, насладись победой, а потом задумайся, что будешь делать дальше. Еще раз загляни в список целей. Ты можешь прийти к выводу, что некоторые из них тебя больше не привлекают. Тогда лучше с ними распрощаться. Если у тебя появились новые мечты и желания, запиши их.

Выбери одну из актуальных целей — и продолжай идти вперед!

Ирина Балманжи

По материалам книг «Чего ты по-настоящему хочешь» и «Целься!»

Обложка поста отсюда

Современный подросток и его мечты.

Прошла эпоха шашек, шахмат, нард. На смену им пришли WaRcraft, Counter Strike, которые заполняют всё свободное, а порой и предназначенное для учебы, время подростков. Сегодняшний подросток вряд ли пойдёт по своей инициативе в театр или музей, он скорее будет скачивать в Интернете картинки и мелодии для мобильного телефона, а по собственному желанию отправится разве только в кино на хорошо разрекламированный фильм.

На смену книгам пришли глянцевые журналы различного качества. Теперь мальчики и девочки больше не хотят стать космонавтами или врачами, они мечтают попасть на телевиденье, прославится, познакомиться с дежурной шоу-звездой. Потолок мечтаний у современных тинэйджеров не высок. Мечты и те формируются по указке массовой культуры.

Подростковый возраст, рожденных, например, в 60-70-е годы ХХ века проходил в существенно иных условиях. Формирование системы нравственных ориентиров, ценностных ориентаций осуществлялось в границах социума, в котором существовало достаточно определенное понимание «правильного» и «неправильного», добра и зла. А это давало своеобразную точку отсчета для формирования собственного мировоззрения, собственной системы ориентиров. В условиях советского прошлого функции встраивания подростка в общество выполняли пионерская и комсомольская организации, которые были частью мощной государственной машины, повторяя ее бюрократическое устройство. Участвуя в выборах совета отряда, в пионерских сборах, комсомольских собраниях, сдавая планы и рапорты, получая поощрения и взыскания, подростки в деятельности осваивали устройство взрослого общества, его социальных институтов.

При поддержке государства они встраивались в тоталитарную, одну на всех, но ясную и понятную систему культурно-общественных идеалов. В качестве примеров «идеальной взрослости» можно привести набор плакатов с описаниями подвигов комсомольцев-героев, барельефы и мозаики, изображающие сталевара, инженера, учителя и т.д.

Сейчас же другое время и подростки не виноваты в том, что на них обрушивается огромное количество информации, через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить.

Но в любое время подросткам свойственно мечтать.

Текучесть и многозначность явлений, обозначаемых понятием «мечта», во многом аналогична явлениям интереса. Подобно тому, как интересом порой называют простую заинтересованность в чем-либо как в средстве достижения определенной цели, так и мечтой нередко именуют одно лишь сильное желание. Интерес в смысле заинтересованности еще не является непосредственным интересом, но может перерасти в него. Равным образом страстное желание нередко рождает мечту в более полном и строгом значении этого слова.

Динамика мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую внешнюю ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Это не значит, что такая мечта не зависит, от внешних условий жизни человека. Но если раньше она возникала при переизбытке эмоций, то теперь она появляется также при их недостатке. Более того, мечта сама становится как бы своеобразным эмоциональным переживанием, без которого подросток жить уже не может. С этой внутренней динамичностью мечты, очевидно, связана и динамичность ее влияния на поведение человека.

По мнению современных психологов, еще более важное значение мечтаний подростов состоит в том, что в них «проектируется» их будущее отношение к миру. Происходит это чаще всего не прямо, а в форме многочисленных воображаемых ситуаций, в которых эти отношения переживаются и реализуются, в тех воображаемых ролях, которые личность разыгрывает в своей мечте.

Очевидно, особенно важна роль мечты в подростковом возрасте, хотя для людей творческого склада она, несомненно, сохраняет свое большое значение на протяжении всей их жизни. Как писал А. Франс: «Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл».

Таким образом, мечта — это важнейший элемент духовной жизни и важнейший механизм формирования личности.

Мечты и идеалы современых подростков

 

1.1    Характеристика и психологические особенности подросткового возраста.

           Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» [37].

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

•              чувствительность к оценке посторонних своей внешности;

•              крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;

•              внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров.

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

            Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. В первую очередь в раннем пубертате (11-13 лет) начинает меняться тело ребенка: удлиняются руки и ноги, утолщаются бедра, грудь, ягодицы, появляются признаки оволосения, пигментация, меняются черты лица, голос. Вместе с этим возникает масса странных, необычных ощущений, которые связаны либо с характерными для подросткового периода вегетососудистыми нарушениями, либо с половым созреванием и появляющимся половым влечением. Подростку обычно не нравится его внешность. Мальчики обычно надеются, что станут выше ростом, что волосы станут гуще, что вырастут вширь плечи. Девочки же надеются, что формы ее тела приблизятся к классическим, увеличатся глаза, удлинятся ресницы, выпрямится нос, стройнее станут ноги и т.д.

           Между тем, кроме изменения тела и новых странных ощущений, наблюдаются и изменения в эмоциональной сфере: часто меняется настроение, подросток болезненно реагирует на все, что вокруг происходит. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Он раним, сверхчувствителен, хотя и пытается скрыть свои чувства за маской безразличия, высокомерия и снисходительности или за грубостью, дерзостью, бравадой. Настроение часто меняется без причины или по незначительному, с точки зрения взрослого, поводу. Преобладающим оттенком настроения в это время является тревога, чередующаяся с конкретным страхом перед будущим: «Каким я вырасту?», «Каким стану?», «Вдруг мои планы и мечты не смогут осуществиться?», «Правильно ли я выбрал профессию?», «Смогу ли я вынести ответственность взрослого человека?» и т.д.Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

 

Для подростков характерна полярность психики:

•              Целеустремленность, настойчивость и импульсивность;

•              Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;

•              Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

•              Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

•              Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

•              Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

•              Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Советская психология установила, что движущими силами психического развития в этом возрасте является возникновение и преодоление диалектических противоречий между порождаемыми деятельностью подростков новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми, сложившимися ранее формами его взаимоотношений с окружающими, старыми видами и уровнями его деятельности; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения,подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых психологических качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение [36].

           Подростки – это уже не те дети, которые слушались, поддавались родительскому влиянию. Наоборот, они становятся критичными, отрицают авторитет родителей. Подросток начинает видеть недостатки своих родителей, болезненно переживает их ласки, замечания, требования, их образ жизни, их попытки подчинить его своей воле, их бестактность, обусловленную непониманием того, что их ребенок переживает мучительную ломку и уже перестал быть ребенком. Подросток со всей страстью и безрассудством начинает бороться за свою независимость, отрицая идеалы отцов и матерей и противопоставляя им свои, еще несформированные, часто меняющиеся идеалы. Это противопоставление часто имеет единственную цель – вырваться из привычного, душного, с точки зрения подростка, мирка, показать, что он свободен, продемонстрировать свою оригинальность и независимость.

           Если в жизни подростка появляется взрослый человек, который с пониманием относится к его стремлению к независимости, ненавязчив, не пытается поучать, не читает моралей, способен понять то, что переживает подросток, который вызывает уважение и преклонение, то подросток постепенно раскрывается перед ним, доверяет самые сокровенные тайны, советуется. Каждый подросток желает обрести помощь и поддержку хотя бы одного взрослого.

            Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять — таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости»: курение сигарет, употребление жаргона, поездки за город (внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений — это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка — еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, — как трагедию.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» — еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое — это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа — это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться [30].

          Очень важной особенностью подросткового периода является повышенная рефлексия – самокопание, анализ своих и чужих поступков, «раскладывание по полочкам», непрерывное обдумывание и определение своего места в мире, обществе, попытки оценить себя.

          Подросток, начинающий оценивать то общество, в котором существует, как правило, разочарован. Он видит, прежде всего, жестокость, ложь, недоброжелательность, противоречивость и т.д. Ему тревожно и страшно в этом мире, в котором предстоит жить и выбрать свой путь, свое отношение к окружающему. Выработка мировоззрения у подростка, особенно если нет рядом взрослого, которому он по-настоящему доверяет, — процесс особенно мучительный и длительный. В результате, подросток приходит к более или менее устойчивым идеологическим установкам, адекватным его личностным особенностям (уровню интеллекта, образованности, активности, агрессивности, способности к сопереживанию, сексуальности, степени оппозиционности к взрослым и т.п.), способным объяснить происходящие в нем перемены, определить такие необходимые понятия, как «смысл жизни», счастье, любовь и т.п., обозначить цели и средства для их осуществления.

          Центральным новообразованием подросткового возраста является становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающейся в стремлении понять себя, свои возможности, свои отличия и сходства с другими людьми, уникальность и неповторимость [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Определение понятия о мечте и ее значении в подростковом возрасте.

        Текучесть и многозначность явлений, обозначаемых понятием «мечта», во многом аналогична явлениям интереса. Подобно тому, как интересом порой называют простую заинтересованность в чем-либо как в средстве достижения определенной цели, так и мечтой нередко именуют одно лишь сильное желание. Интерес в смысле заинтересованности еще не является непосредственным интересом, но может перерасти в него.Равным образом страстное желание нередко рождает мечту в более полном и строгом значении этого слова.

          Этим, однако, аналогия далеко не исчерпывается. Как и чувство интереса, процесс мечтания может быть и проявлением особого механизма в личности, ее склонности, и чисто ситуативной реакцией на внешнее воздействие. Наконец, как мы увидим далее, мечту тоже можно разделить на два разных вида, один из которых легко ассоциируется с процессуальными, а другой — с процессуально —  целевыми интересами.

           Мечты следует отличать от грез. Но дело не в том, что мечта осуществима, а греза — нет, как иногда думают. Дело в степени их осознанности в связи с ведущими программами личности. Нам представляется во многом удачной мысль французского психолога М. Гарсии-Баррозу, что мечты и бессознательные фантазии находятся на двух противоположных полюсах по отношению к активности Я: они соответствуют одобряемому и неодобряемому желанию. В его формулировке следовало бы, однако, заменить “неодобряемое желание” “несанкционированным”, то есть не оцененным личностью всесторонне, не сопоставленным с другими ее стремлениями [16].

          Настоящая мечта, во-первых, всегда проявляется в работе воображения, рождающего образы желаемого будущего; во-вторых, имеет яркую эмоциональную окраску; в-третьих, осознанна. И, наконец, в-четвертых, прочно закреплена в личности. Если мы с такими предварительными критериями подойдем к проблеме мечты, то прежде всего должны будем констатировать, что в отличие от проблемы интереса она разрабатывалась в психологической литературе чрезвычайно слабо.

         Старым зарубежным авторам вообще было свойственно пренебрежительное отношение к мечте. Известный французский психолог Т. Рибо, например, смотрел на нее как на своего рода пустоцвет, появляющийся на “древе” творческого воображения, когда оно “загнивает” вследствие “бессилия воли” субъекта. Мечта, по его мнению, удел сентиментальных. “Действительно страстные люди не бывают мечтателями” [41].

           В современной англо-американской и отчасти французской психологической литературе отдельных статей, посвященных мечте, можно найти немало, но большинство из них касается частных вопросов, главным образом связи содержания мечтаний с социальным статусом личности. В тех же работах, где затрагивается сущность и функции мечты, трактовка ее дается с психоаналитических или бихевиористских позиций. Такова, например, точка зрения Анны Фрейд, пытающейся вывести многие мечты из подавленной “потребности в мастурбации” [46].

           Взгляд отечественных авторов на мечту отличается прежде всего ярко выраженной положительной ее оценкой.

           Исключительно большое значение мечты в стимуляции человеческой активности было подчеркнуто В. И. Лениным [28], и ленинская оценка мечты стала основополагающей для советских психологов. Она была развита в ряде работ, посвященных проблеме воображения (А. Я. Дубецкий, А. В. Петровский, М. Б. Беркинблит), где высказаны отдельные интересные замечания о мечте. Однако специально ей не посвящено ни одного монографического исследования.

          Зарубежные, главным образом психоаналитические, концепции мечты ставят последнюю в тесную связь с фрустрацией. Мечта, фантазирование рассматриваются как своеобразный способ разрядки нестерпимого эмоционального напряжения. Т. Шибутани, например, пишет по этому поводу: “…чаще всего мечтания выполняют функции компенсации. Они способствуют поддержанию слабых надежд, смягчению чувства неполноценности или уменьшению каких-то действительных обид” [49]. И все же точка зрения, сформулированная Т. Шибутани, кажется односторонней. Во-первых, существует довольно значительный процент случаев, когда мечта впервые появляется у подросток-школьника не в результате фрустрации, а, напротив, как реакция на успех, одобрение, на захватывающее зрелище и т. д. Во-вторых, и это главное, функция мечты не остается неизменной. Вопреки мнению Т. Шибутани, мечта не является чем-то вроде пилюль от головной боли, от приема которых школьники сразу отказываются, как только боль прошла. Возникшая даже под влиянием фрустрации, мечта продолжает “жить” в сознании ученика и после того, как первоначально породившие ее причины исчезли. Явившись сначала способом заглушить душевную боль, обиду, мечта с течением времени нередко превращается в средство “насыщения” личности желанными переживаниями. Не случайно многие подростки упоминают, что впоследствии они начинали чаще всего мечтать, оказавшись в одиночестве, на скучном уроке или дома, то есть в состоянии известного эмоционального голодания.

        Динамика мечты, следовательно, состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую (чаще всего травмирующую) внешнюю ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Это не значит, что такая мечта не зависит, от внешних условий жизни человека. Но если раньше она возникала при переизбытке эмоций, то теперь она появляется также при их недостатке. Более того, мечта сама становится как бы своеобразным эмоциональным переживанием, без которого подросток жить уже не может.

         С этой внутренней динамичностью мечты, очевидно, связана и динамичность ее влияния на поведение человека. Зарубежные исследователи подчеркивают преимущественно замещающую функцию мечты (способ уйти от реального действия, связанного со слишком большим риском или трудом). Посредством мечты люди, так сказать, “спускают пары” своих излишне горячих стремлений. Экспериментально было доказано, например, уменьшение реальной агрессивности человека после “агрессивных” мечтаний [20]. Подобные взгляды являются следствием метафизического подхода к оценке мечты, неспособности рассмотреть явление во всей его противоречивости. В действительности все обстоит сложнее. Мечтание, фантазирование иногда помогают человеку отступить от цели, заменяя реальное действие воображаемым, но в то же время они же мешают “уйти” от цели совсем, забыть о ней, ибо в процессе мечтания всегда “проектируются цели”, создаются внутренние модели “потребного будущего”, которые обладают большой побуждающей силой.

         Таким образом, функции мечты оказываются диалектически изменчивыми. Мечтание может и ослаблять внутреннее эмоциональное напряжение личности, и создавать его. Оно как бы помогает человеку легче перенести свое отступление от цели и в то же время закрепляет в его сознании эту цель. Мечтая, субъект сплошь и рядом стремится к одному — доставить себе удовольствие. Но объективно это мечтание всегда так или иначе сказывается на его поведении, на его восприятии жизненных явлений.

          Значение компенсаторной, насыщающей (эмоциями) и побуждающей функций мечты-процесса трудно переоценить. Но только ими дело не ограничивается. Анализ ретроспективных отчетов студентов об их мечтах позволяет утверждать, что параллельно и в тесной связи с компенсаторной функцией мечты, при помощи ее осуществляется еще один важнейший процесс — процесс переработки и сложной, подчас неожиданной психической ассимиляции тех внешних воздействий, которые привели к фрустрации.

          Закономерность формирования личности далеко не всегда можно предугадать, руководствуясь только “здравым смыслом”. В частности, иногда получается так, что антипедагогическое по своей сути воздействие на личность не только не “портит” ее, но, напротив, способствует выработке ценных человеческих качеств. Случаи, когда конечный эффект внешнего воздействия оказывается противоположным характеру этого воздействия, негативной ассимиляцией, противопоставив ее ассимиляции позитивной [19]. Очевидно, именно мечта является тем специфическим психологическим “механизмом”, который делает возможным такую негативную ассимиляцию личностью отрицательных факторов действительности.

           Разумеется, мечта служит своеобразным “механизмом” переработки и усвоения внешних воздействий не только в момент своего возникновения, но и в дальнейшем. В детском и подростковом возрасте предмет желаний часто бывает настолько нереальным, что его неосуществимость осознают даже сами мечтатели. Такие мечты мы называем мечтами-играми. Чаще всего дети и подростки прибегают к таким мечтам ради самоутешения или “самоуслаждения”. Эти мечты следует отличать от более рациональной их формы — мечты-плана. В современной советской психологии закрепилось резкое противопоставление обеих форм. “Здоровую, действенную, общественно направленную мечту, которая поднимает человека на борьбу, вдохновляет на труд, нельзя смешивать с пустой, бесплодной, необоснованной мечтательностью, расслабляющей человека, заменяющей ему жизнь в реальном мире жизнью в воображении, фантазии, в мире грез, которые никогда не найдут своего воплощения в действительности” [25]. С этой оценкой мечты-плана и мечты-игры нельзя не согласиться, когда речь идет о взрослой, уже сформировавшейся личности. Однако, очевидно, было бы неверным ее абсолютизировать. Возможно, что в юношеском, подростковом, а тем более в младшем школьном возрасте такое мечтание-фантазирование, подобно игре и сказке, является не только неизбежным, но и необходимым элементом душевной жизни развивающейся личности.

          Вполне очевидно, что к мечтам подростка, юноши и зрелого человека нельзя подходить с одной и той же меркой. Оценивая мечты, мы обычно фиксируем свое внимание на цепях, которые в них представлены. Высказывая мнение о мечтах ребенка, надо, очевидно, прежде всего принимать в расчет не столько их целевую направленность, сколько “проектируемые” в них отношения к окружающему. Надо предполагать, что чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность (она еще не успела сформироваться), сколько “созидает” ее. Впрочем, формирующую функцию мечты нельзя сбрасывать со счета и по отношению к лицам более старшего возраста. Значение мечты, следовательно, не ограничивается тем, что она утешает или “услаждает” ребенка, подростка или юношу. Оно не ограничивается и тем, что мечта, в общем, побуждает его настойчивее стремиться к цели.

           По мнению современных психологов, еще более важное значение мечтаний подростов состоит в том, что в них “проектируется” их будущее отношение к миру. Происходит это чаще всего не прямо, а в форме многочисленных воображаемых ситуаций, в которых эти отношения переживаются и реализуются, в тех воображаемых ролях, которые личность разыгрывает в своей мечте. Законность такого предположения становится вполне очевидной в свете данных советского психолога Р. Г. Натадзе о возможности выработки фиксированной установки на основе воображения. Такая установка отличается широко иррадиированным, целостно-личностным характером и, по мнению Р. Г. Натадзе, “особенно легко возникает… в детском возрасте” [35].          

           Таким образом, мечта — это важнейший элемент нашей духовной жизни и важнейший механизм формирования нашей личности. «Это форма духовности личности каждого человека»,- Ю.Б. Гиппенрейтер.

          Очевидно, особенно важна роль мечты в подростковом возрасте, хотя для людей творческого склада она, несомненно, сохраняет свое большое значение на протяжении всей их жизни. Как писал А. Франс: “Есть великая мудрость в том, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл”.

          Фантазии и мечты призваны удовлетворять индивидуальные потребности человека. Человек зрелый стремится уйти от них, потому что, когда он выстраивает в мечтах определенные ситуации в своем будущем, то неизменно начинает привязываться к этим грезам, что незаметно приводит человека к состоянию, когда он начинает внутренне требовать обязательного исполнения своих пожеланий. Но пожелания человека и реальность не всегда совпадают. Когда же мечта не воплощается в реальном мире, то взрослый испытывает великую неудовлетворенность. Ребенок же способен мечтать и фантазировать беспредельно, не испытывая мук неудовлетворенности. Он все воспринимает как должное. И легко переходит от ожидаемого к свершившемуся, после чего вновь, мечтает о предстоящем. А свершившееся принимает открыто и радостно, потому что способен увидеть в нем наилучшее [31].

          В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим, особое значение приобретает мечта как образ желаемого будущего. Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Раскрытие определения «идеал» и его влияние на мечты подростка.

Анкетирование «Мечты подростка» и «Мои ценности»

В приюте «Камские зори» педагогом-психологом совместно было проведено анкетирование «Мечты подростка и мои ценности». Мы считаем, что данная тема очень актуальна, т.к. важно знать какие мысли и ценности являются основополагающими у современных подростков и что, может быть, необходимо сделать, для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло.

Цель и задача исследования: проанализировать интересы и ценности современных подростков.

 Таким образом, мечта — это важнейший элемент духовной жизни и важнейший механизм формирования личности.

Исследуем какие же интересы и мечты присутствуют у современных подростков.

Для исследования нами была предложена анкета. В исследование приняли участие подростки 12-17лет, в количестве 6 человек.

В результате нашего исследования подросткам были заданы следующие вопросы: Что для тебя ценно в жизни? Есть ли у тебя друзья?,Чем ты занимаешься в свободное время?, Хорошая жизнь –это…,Жить плохо без…Я мечтаю и мои ценности.

  У каждого человека есть своя заветная мечта, только не каждый может открыть ее посторонним людям. Ведь все мы, мечтая, верим, что наши мечты обязательно сбудутся. Кто-то мечтает о семье, кто-то о машине, карьере, большой собаке, а кто-то просто счастлив, и хочет, что б так было всегда.

Мечта современного подростка играет очень важную роль в его жизни. Это своеобразный план его жизни, который диктует как, зачем и для чего нужно жить, развиваться. Мечта для каждого определенного подростка – это «эволюционный путь» от состояния ребенка до взрослости и мудрости.

В приюте «Камские зори» педагогом-психологом совместно было проведено анкетирование «Мечты подростка и мои ценности». Мы считаем, что данная тема очень актуальна, т.к. важно знать какие мысли и ценности являются основополагающими у современных подростков и что, может быть, необходимо сделать, для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло.

Цель и задача исследования: проанализировать интересы и ценности современных подростков.

 Таким образом, мечта — это важнейший элемент духовной жизни и важнейший механизм формирования личности.

Исследуем какие же интересы и мечты присутствуют у современных подростков.

Для исследования нами была предложена анкета. В исследование приняли участие подростки 12-17лет, в количестве 6 человек.

В результате нашего исследования подросткам были заданы следующие вопросы: Что для тебя ценно в жизни? Есть ли у тебя друзья?,Чем ты занимаешься в свободное время?, Хорошая жизнь –это…,Жить плохо без…Я мечтаю и мои ценности.

  У каждого человека есть своя заветная мечта, только не каждый может открыть ее посторонним людям. Ведь все мы, мечтая, верим, что наши мечты обязательно сбудутся. Кто-то мечтает о семье, кто-то о машине, карьере, большой собаке, а кто-то просто счастлив, и хочет, что б так было всегда.

Мечта современного подростка играет очень важную роль в его жизни. Это своеобразный план его жизни, который диктует как, зачем и для чего нужно жить, развиваться. Мечта для каждого определенного подростка – это «эволюционный путь» от состояния ребенка до взрослости и мудрости.

В приюте «Камские зори» педагогом-психологом совместно было проведено анкетирование «Мечты подростка и мои ценности». Мы считаем, что данная тема очень актуальна, т.к. важно знать какие мысли и ценности являются основополагающими у современных подростков и что, может быть, необходимо сделать, для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло.

Цель и задача исследования: проанализировать интересы и ценности современных подростков.

 Таким образом, мечта — это важнейший элемент духовной жизни и важнейший механизм формирования личности.

Исследуем какие же интересы и мечты присутствуют у современных подростков.

Для исследования нами была предложена анкета. В исследование приняли участие подростки 12-17лет, в количестве 6 человек.

В результате нашего исследования подросткам были заданы следующие вопросы: Что для тебя ценно в жизни? Есть ли у тебя друзья?,Чем ты занимаешься в свободное время?, Хорошая жизнь –это…,Жить плохо без…Я мечтаю и мои ценности.

  У каждого человека есть своя заветная мечта, только не каждый может открыть ее посторонним людям. Ведь все мы, мечтая, верим, что наши мечты обязательно сбудутся. Кто-то мечтает о семье, кто-то о машине, карьере, большой собаке, а кто-то просто счастлив, и хочет, что б так было всегда.

Мечта современного подростка играет очень важную роль в его жизни. Это своеобразный план его жизни, который диктует как, зачем и для чего нужно жить, развиваться. Мечта для каждого определенного подростка – это «эволюционный путь» от состояния ребенка до взрослости и мудрости.

 

Просмотр содержимого документа
«Анкетирование «Мечты подростка» и «Мои ценности»»

В приюте «Камские зори» педагогом-психологом совместно было проведено анкетирование «Мечты подростка и мои ценности». Мы считаем, что данная тема очень актуальна, т.к. важно знать какие мысли и ценности являются основополагающими у современных подростков и что, может быть, необходимо сделать, для того, чтобы направить эти ориентиры в нужное русло.

Цель и задача исследования: проанализировать интересы и ценности современных подростков.

Таким образом, мечта — это важнейший элемент духовной жизни и важнейший механизм формирования личности.

Исследуем какие же интересы и мечты присутствуют у современных подростков.

Для исследования нами была предложена анкета. В исследование приняли участие подростки 12-17лет, в количестве 6 человек.

В результате нашего исследования подросткам были заданы следующие вопросы: Что для тебя ценно в жизни? Есть ли у тебя друзья?,Чем ты занимаешься в свободное время?, Хорошая жизнь –это…,Жить плохо без…Я мечтаю и мои ценности.

У каждого человека есть своя заветная мечта, только не каждый может открыть ее посторонним людям. Ведь все мы, мечтая, верим, что наши мечты обязательно сбудутся. Кто-то мечтает о семье, кто-то о машине, карьере, большой собаке, а кто-то просто счастлив, и хочет, что б так было всегда.

Мечта современного подростка играет очень важную роль в его жизни. Это своеобразный план его жизни, который диктует как, зачем и для чего нужно жить, развиваться. Мечта для каждого определенного подростка – это «эволюционный путь» от состояния ребенка до взрослости и мудрости.

Как воплотить мечту в жизнь. Советы для подростков

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Наша новинка «Целься!» научит подростка определять приоритеты, грамотно формулировать цели, намечать план действий и последовательно двигаться к его выполнению. Под обложкой собрано множество лайфхаков, упражнений и мотиваторов, которые помогут воплотить мечты в жизнь. Делимся советами из этого вдохновляющего и суперполезного блокнота.

Преврати мечты в цели

Преврати мечты в цели

Правда, было бы здорово, если бы все твои мечты исполнились?! Однако претворить их в жизнь можешь только ты. И здесь тебе пригодится

Правда, было бы здорово, если бы все твои мечты исполнились?! Однако претворить их в жизнь можешь только ты. И здесь тебе пригодится

Зачем это нужно? Дело в том, что мечта — это просто желание, которое может и не осуществиться. А цель — руководство к действию. Вот простой пример:

Зачем это нужно? Дело в том, что мечта — это просто желание, которое может и не осуществиться. А цель — руководство к действию. Вот простой пример:

Упражнение 1. Составь список своих желаний, а потом преврати их в цели.

Конкретизируй

Чтобы цель со временем превратилась в результат, она должна быть:

Чтобы цель со временем превратилась в результат, она должна быть:

конкретной, то есть четкой. Чем больше конкретики, тем легче достичь цели.

Чем больше конкретики, тем легче достичь цели.

измеримой: конечный результат должен измеряться в цифрах, сроках, навыках или других показателях.

конечный результат должен измеряться в цифрах, сроках, навыках или других показателях.

достижимой: ставь цель, которая тебе по силам. Проанализируй, что для ее достижения у тебя уже есть, чего не хватает и где это можно взять.

ставь цель, которая тебе по силам. Проанализируй, что для ее достижения у тебя уже есть, чего не хватает и где это можно взять.

значимой: спроси себя: «Зачем мне это нужно? Почему я хочу достичь именно этого?» Может, на самом деле тебе это не очень-то и важно?

«Зачем мне это нужно? Почему я хочу достичь именно этого?» Может, на самом деле тебе это не очень-то и важно?

ограниченной по времени, то есть иметь конкретные сроки. Установи крайний срок: это поможет тебе не расслабляться.

Упражнение 2. Перепиши свои цели так, чтобы они отвечали всем этим требованиям.

Перепиши свои цели так, чтобы они отвечали всем этим требованиям.

Выбери несколько целей из списка

Как быть, если целей слишком много и ты не знаешь, за какую из них взяться в первую очередь? Воспользуйся «Колесом баланса»!

1. Выбери восемь наиболее значимых для тебя сфер (ценностей). Это могут быть семья, учеба, работа, здоровье, материальное положение и другие.

2. Над каждым из секторов круга напиши одну из выбранных сфер.

3. Закрась каждый сектор настолько, насколько ты доволен этой сферой своей жизни: 1 — совершенно недоволен, 10 — полностью доволен.

Закрась каждый сектор настолько, насколько ты доволен этой сферой своей жизни: 1 — совершенно недоволен, 10 — полностью доволен.

Упражнение 3. Нарисуй свое «Колесо баланса» и внимательно посмотри на него. Ответь на следующие вопросы:

  • В каких сферах ты вполне доволен собой?
  • Чем ты недоволен?
  • Что, по-твоему, нужно сделать, чтобы исправить ситуацию к лучшему?
  • Какие качества тебе для этого нужны?
  • Чему следует научиться?

В первую очередь выбирай цели, которые помогут восстановить баланс в сферах, вызывающих недовольство.

Продумай шаги

Теперь надо разбить выбранные цели на маленькие задачи. Продумай все шаги, которые необходимо предпринять для достижения нужного результата. Всегда спрашивай себя: «Что я должен сделать, чтобы перейти на новый уровень?»

Записывая каждое действие, ты как бы строишь из них лестницу к своей цели. Она становится более наглядной, конкретной и реально достижимой.

Записывая каждое действие, ты как бы строишь из них лестницу к своей цели. Она становится более наглядной, конкретной и реально достижимой.

Упражнение 4. Нарисуй лестницу для всех целей, с которыми решил работать.

Примени SWOT-анализ

Каждый раз, ставя перед собой цель, распиши свои сильные и слабые стороны. Подумай, что тебе может помочь, а что — помешать.

Каждый раз, ставя перед собой цель, распиши свои сильные и слабые стороны. Подумай, что тебе может помочь, а что — помешать.

Упражнение 5. Посмотри на цель под разными углами, чтобы учесть все нюансы и просчитать риски.

Посмотри на цель под разными углами, чтобы учесть все нюансы и просчитать риски.

Больше полезных советов — в блокноте для подростков «Целься!»
Обложка поста отсюда