История возникновения фарфора в россии: История русского фарфора – история создания материала по эпохам

Содержание

история создания материала по эпохам

История фарфора

«Он превосходит блеском снег и иней», — так сказал китайский мудрец о фарфоре в IX веке. Он знал, о чем говорил: благородный материал пленяет прозрачностью, белизной, никогда не стареет. Его передают из поколения в поколение как дорогое наследство. Да и история фарфора увлекательна, интересна и особенна у каждой страны.

Отличия материала от керамики

Потребители по незнанию иногда путают фарфоровые и керамические изделия. Неудивительно, ведь первые являются разновидностью керамики, но на этом сходства заканчиваются. Фарфор – это смесь специальной белой глины, кварца и полевого шпата. Благодаря такому составу масса для изготовления заготовок пластичная и белая. Белизна сохраняется и в готовых изделиях.

Готовые предметы ценят за прозрачность, при этом они не впитывают влагу, устойчивы к воздействию газов, не темнеют долгие годы. А еще материал «поет»: при легком постукивании деревянной палочкой чашки, вазы, блюдца издают высокие мелодичные звуки. Почти как хрусталь.

Создание фарфора

Когда его изобрели?

В энциклопедиях и книгах, которых собрано все о фарфоре, упоминается 620 год как старт фарфорового производства. Изобретение материала приписывают китайцам – почти тысячу лет они тщательно хранили формулу его приготовления в секрете. Лишь в 1735 году мир узнал состав и технологию китайского производства. В то время у европейцев уже была собственная формула – она получена в 1708 году благодаря работе немецких ученых Иоганна Фридриха Бёттгера и Вальтера фон Чирнгауза. В том же году в Дрездене открылась первая мануфактура – первые партии, выпущенные ее рабочими, не покрывались глазурью и не расписывались.

Костяной фарфор появился в XVIII столетии в Англии и сразу полюбился покупателям за высокую прочность, практичность и эстетику. Эти характеристики объясняются наличием в его составе костной золы. Англичане специально сжигали кости крупного рогатого скота, чаще – коров. Серии изделий назывались «Bone China» — и сегодня это название многие производители используют как клеймо.

Китайский фарфор

В России аналогичное производство зародилось позднее – лишь в середине XVIII века. Точкой отсчета стало строительство и запуск Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Предприятие, основанное в 1744 году, работает и сегодня.

История фарфора из Китая

«Белое золото» – одно из наиболее значимых достижений Китая, сравнимое с производством пороха и шелка. Изначально местные умельцы делали только глиняные предметы для быта, затем появились керамические и фаянсовые предметы. В первые годы мастера Поднебесной специализировались на так называемом «бисквитном фарфоре» — он не декорировался, не покрывался глазурью. Да это и не нужно было, потому что тонкостенные изделия были почти прозрачными, что буквально светились, а благородный небесно-белый цвет не нуждался в усилителях.

Благородный китайский фарфор

Некоторые технологии, используемые в Китае, практикуются и теперь. Например, обжиг заготовок при высокой температуре (для каждого вида продукции температура своя). Популярен в Китае и низкотемпературный обжиг. Традиции и технологии этого ремесла сформировались на протяжении 18 тысячелетий, о чем свидетельствуют археологические находки. Некоторые найденные во время экспедиций керамические предметы эксперты датируют II веком. Они были примитивной формы, без рисунков и декоративных элементов, использовались в быту и при проведении ритуалов.

Прочные и твердые столовые наборы и аксессуары, получаемые в результате высокотемпературного термического воздействия, появились позднее – в эпоху династии Хань. В период правления династии Суй обычные изделия превратились в настоящие шедевры со сложным многоцветным декором. В дальнейшем, когда у власти были представители династий Сун, Мин и Цин развитие и усовершенствование производства продолжилось. Этот отрезок ознаменовался появлением глазурной росписи, инкрустацией вещей драгоценными камнями и металлами, выпуском кобальтового фарфора.

Китайские фарфоровые сервизы

Кобальтовый декор впервые изготовили при императоре Чжу Чжаньцзи – с того времени синий цвет в сочетании с золотым декором считается королевским стилем. Фарфоровая эпоха в Китае не заканчивается – современники ее продолжают и теперь.

Европейский фарфор

Итальянцы пытались изготовить сырьевую массу еще в XV столетии – заоблачная цена на китайскую посуду и статуэтки была хорошим стимулом к этому. Многочисленные попытки были тщетными – на выходе получалось «стеклянное» сырье, которое даже отдаленно не напоминало пластичный и белоснежный материал. Прошло полтора века, когда немецкому алхимику Бёттгеру и физику Чирнгаузу это удалось. Рецепт сырья они получили после того, как вблизи с Дрезденом обнаружили месторождение пластичного каолина. Именно того, который необходим для изготовления чистых белых изделий.

Европейские фарфоровые сервизы

Первая мануфактура открылась в Мейсене уже через два года – ее возглавил сам Бёттгер. Одних теоретических знаний было мало для производства продукции высокого качества. Мануфактура годами вырабатывала собственный узнаваемый стиль, совершенствовала рецептуру технологии, мастерство. В итоге мир увидел знаменитый мейсенский фарфор. С тех пор мануфактуры открывались в разных странах Европы – мастера, создававшие свои шедевры, знали все о фарфоре, его свойствах, особенностях, поэтому шлифовали мастерство каждый год. Благодаря этому европейским брендам удалось совместить классические традиции и современный дизайн, опередив китайских и японских производителей.

История фарфора в России

Первые керамические изделия, сделанные на Руси, датируются X столетием. Пару тарелок и чашку из белой глины – точнее, то, что от них осталось – археологи обнаружили недалеко от деревни Гнездово. Фарфоровое производство стало развиваться намного позднее – спустя восемь веков. Организовывавшиеся мануфактуры делились на 2 категории:

  • в первую категорию входили производства, которые поддерживались и финансировались королевской семьей;
  • вторую группу составляли коммерческие предприятия.

Фарфоровые сервизы российского производства

Поначалу фарфоровая посуда и фигурки получались грубыми, толстостенными, не издавали характерного фарфорового звона. В 1752 год свой рецепт сырья предложил Дмитрий Виноградов. Молодой талантливый ученый сделал из него чашку с виноградной лозой – по эстетике и качеству она не уступала саксонским изделиям, хотя для производства использовались материалы, добываемые в России.

Через 15 лет Виноградов участвовал в создании печей для высокотемпературного обжига заготовок на Императорском фарфоровом заводе. Благодаря этому «ноу-хау» прочность и твердость предметов повысилась – теперь они могли достойно конкурировать с продукцией Мейсенской мануфактуры. Спрос рождает предложение – в начале 19-го века в России появляются новые мануфактуры. Весомый вклад в развитие фарфоровой индустрии внес коммерсант Матвей Кузнецов. В 1832 году он основал фабрику в селе Дулево, которая вскоре стала одним из крупнейших производств в России.

Русский фарфор

Через 3 года Кузнецов открывает еще один завод, затем – еще и еще. К 1913 году Товарищество Кузнецовых уже включало 18 основанных с нуля и купленных предприятий, продукция которых активно поставлялась на внутренний рынок и на экспорт. Владельцы Товарищества вытесняли зарубежных конкурентов из страны. Довести начатое до конца помешала революция и последовавшая за ней национализация. Для отрасли начался сложный период – застой. Он длился лет десять, после чего производство фарфоровой посуды, статуэток и других предметов быта возобновилось.

У русских фабрик разная история: некоторые проработали несколько лет, другие – несколько столетий. Одни обанкротились и закрылись, другие – создают шедевры и сейчас, радуя самого взыскательного покупателя совершенством форм, росписи и материала.

Развитие фарфорового производства в России

Развитие фарфорового производства в России
Предметы из Охотничьего сервиза. Хранятся в Гатчинском дворце.

В начале 18 века фарфор считался в Европе редким и желанным предметом роскоши. И многие правители мечтали заполучить секрет прибыльного фарфорового производства.

Петр I тоже интересовался фарфором, посещал европейские заводы, направлял в Мейсен Юрия Кологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового производства в России.

Петра I восхищала красивая и необычная фарфоровая керамика. Наверное, в те времена она казалась настоящим чудом и волшебством: совершенная по цвету, гладкости, форме… И император выписывал себе из-за границы разные фарфоровые предметы домашнего обихода: вазы с российским гербом, бритвенные тазики, аптекарские сосуды и разные другие предметы.

Происхождение слова Фарфор

В русский слово «фарфор» пришло из персидского языка. Словом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полупросвечивающейся керамики, которой они торговали в Европе.

Английское название фарфора – porcelain (пОрслин), порцеллан или порцелин произошло от итальянского слова porcellino (порчелИно), что переводится как «поросёнок». Но порчелино — это не только маленькая свинка, но и ракушка. Во времена разгадывания секретного рецепта фарфора, итальянцы предполагали, что именно эти морские раковины, добавленные в керамическую массу, придают фарфору его неповторимые свойства.

Невская порцелиновая мануфактура

Первый русский фарфоровый завод появился только спустя 2 десятилетия. Придворная порцелиновая мануфактура возникла во времена правления дочери Петра — Елизаветы.

В Петербург из Стокгольма приехал специалист по керамике — Христиан Конрад Гунгер, а его помощником стал Дмитрий Виноградов, молодой русский учёный, бывший сокурсником Михаила Ломоносова. И они приступили к поиску секрета производства фарфора.

Гжельская глина считалась наиболее подходящей для опытов и в конце 1744 г. Гунгер и Виноградов начали эксперименты. Но довольно стало понятно, что заграничный специалист Гунгер не может помочь нам в этом деле, потому что не обладает достаточными знаниями. И его отстранили от дел.

Открытие тайны фарфора

И вот Дмитрий Виноградов стал проводить опыты по получению фарфора самостоятельно, судьба фарфоровой мануфактуры оказалась в его руках.

Наконец, в 1747-1748 годах Виноградов сумел получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, которая не отставала от изделия. Его первым фарфоровым изделием стала чашечка, украшенная виноградной лозой и буквой W.

Учёный разработал точный технологический цикл производства фарфора, организовал этот процесс на мануфактуре и в 1752 году написал научную работу «Описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается».

Ценность русского фарфора для нашей страны была в том, что он был изготовлен из нашего отечественного сырья, что значительно снижало расходы на производство.
Русский фарфор Виноградова был очень качественным и не уступал по этому параметру саксонскому. А полученный состав фарфоровой массы был близок к китайскому рецепту.

Первый русский фарфор

Первые изделия из раннего русского фарфора были небольшими. Порцелиновая мануфактура выпускала фарфоровые пуговицы, чашки, табакерки, курительные трубки, декоративные части для столовых предметов (ножей и вилок), набалдашники для тростей.

Спустя несколько лет, в конце 1756 года, наши мастера научились делать и крупные предметы. Для этого нужен был большой горн для обжига фарфора, который Виноградов как раз построил и успешно испытал к этому времени.

Сервиз Собственный

В эти годы Елизавета II заказала ему изготовление первого столового сервиза. Который потом стали называть «Собственный».

Развитие фарфорового производства в России
Предметы из первого русского фарфорового сервиза «Собственный», изготовленного Д. Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны.

Белая поверхность фарфора сервиза Собственный покрыта рельефной сеточкой, в местах перекрещения которых посажены лиловые незабудки (они прописаны золотом и пурпуром). А глубокие предметы, чья основная поверхность для украшения находится снаружи, украшены рельефными гирляндами разноцветных цветочков, которые были вылеплены вручную.

Читайте также Топ-10 альфа-героинь современного кино

Художественный фарфор в России при Екатерине II

Екатерина II всегда покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он расширил завод, привлёк на него европейских мастеров. При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением. И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.

Для того, чтобы продать первый русский фарфор, в эпоху правления Елизаветы Петровн, приходилось размещать объявления о приеме заказов. То есть — искать покупателей. Спрос был невелик. А при Екатерине II ситуация изменилась, появился стабильный спрос на фарфор, поэтому возникли склады и магазины фарфора.

Расцвет русского художественного фарфора пришёлся на “золотой век” Екатерины.

В 1779 году на Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) пригласили талантливого скульптора — Жана-Доминика Рашетта. Он стал главным модельмейстером (заведовал скульптурной частью до 1804 г.), то есть определял форму посуды, её дизайн. Работы Рашетта отличала классическая строгость и ясность. И этот скульптор, в большей части, определил художественный стиль русского фарфора, который выпускался в это время на ИФЗ. Рашетт стал автором около 150 моделей фарфоровых изделий.

Фарфоровые сервизы

Конечно, небольшие вещи и наборы из фарфора, предметы домашнего обихода тоже радовали своей красотой и изяществом, но только роскошные парадные сервизы из сотен предметов могут в полной мере проиллюстрировать великие достижения художественного фарфорового искусства того времени. Поражая красотой, мастерством и изящностью мысли их автора.

Арабесковый сервиз состоял из 973 предметов. Его украшали фрески, написанные в стиле тех, что нашли при раскопках на стенах Помпеи и Геркуланума.

Ялтинский сервиз прославлял русский флот и иллюстрировал процветание отечественной торговли.

Кабинетский сервиз состоит из 800 предметов, и в его медальонах — рисунки античных архитектурных памятников Италии.

Развитие фарфорового производства в России
Кабинетский сервиз — предметы из фонда Государственного музея А. С. Пушкина.

Сервиз с камеями

В подарок Григорию Потемкину Екатерина II заказала во Франции (в Севре) знаменитый сервиз с камеями, состоявший из более чем 700 предметов. Его доставили в Россию в 1779 году с Севрской мануфактуры. И до 1782 года сервиз с камеями находился во владениях князя — в Таврическом дворце Петербурга. После его смерти его передали на хранение в сервизные кладовые Зимнего дворца и потом использовали на торжественных обедах.

Развитие фарфорового производства в России
Отдельные предметы из столового сервиза с камеями, мягкий фарфор, Севр, Франция.

Этот уникальный сервиз стал первым столовым фарфоровым сервизом Севрской мануфактуры в стиле классицизма, для которого были изготовлены специальные формы, которые больше нигде не применялись.

Сервиз с камеями выполнен в бирюзово-васильковых тонах с позолотой, декорирован вставками из камей (копиями знаменитых античных камей из коллекции Людовика XVI). Камея — это украшение в форме медальона, вырезанное из декоративного камня или морских раковин, в котором рельефное изображение выступает над поверхностью (миниатюрный барельеф).

Развитие фарфорового производства в России
Посуда из сервиза императрицы Екатерины II — сервиз с камеями, изготовлен в Севре (Франция), 1778-1779 г.г.

При изготовлении этого сервиза была применена новая технология нанесения изображения — способом печати по трафаретам. На отдельных предметах сервиза: сахарницах, мороженицах, бутылочных передачах сначала оставляли гнезда под эти рельефные украшения, а потом в них вставляли камеи. Их делали отдельно из керамической массы, которую специально изобрели для этих целей.

Читайте также Между магией и реальностью

Не удержусь, покажу вам фото Арабескового зала — парадного зала Большого Царскосельского дворца, созданного для императрицы Екатерины II по проекту архитектора Чарльза Кэмерона в античном стиле. Просто посмотрите на цвета и линии. Ничего вам не напоминает?

Развитие фарфорового производства в России
Интерьеры Арабескового зала.

Сын Екатерина II, император Павел I, тоже интересовался фарфоровым производством.

Его заказы на сервизы отражали характер государя. Дело в том, что Павел Петрович предпочитал вести уединённый образ жизни и сервизами на 8-20 персон успешно и полно сервировали его обычный стол. В то же время в моду вошли обеденные сервизы »dejeuner» (дужени) на две персоны.

Гурьевский сервиз

Гурьевский сервиз стал самым значительным произведением фарфорового искусства первой четверти 19 в. Его назвали по имени Дмитрия Александровича Гурьева, который ведал фарфоровым производством во времена царствования Александра I. Он был главой Кабинета Его Императорского Величества, и именно за счёт императорских дотаций существовал Императорский фарфоровый завод. В эти времена произошёл расцвет русского классицизма, выразившийся в стиле «ампир».

Развитие производства фарфора в начале 19 века

Гурьев не просто наблюдал за фарфоровым производством, а решил совершенствовать его. Он пригласил высококлассных специалистов по технологии производства фарфора: Франца Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета (в 1803 г. он и стал директором завода), из Берлинской королевской мануфактуры пригласил Шульца — арканиста (это составитель фарфоровой массы), Шрейбера — механика и Зейфферта — обжигальщика.

В это же время на завод привлекли художников: Степана Пименова — известного скульптора Александровской эпохи (он был адъюнкт-профессором Академии художеств), из Севра приехали Жак-Франсуа Свебах, Анри Адам и Дени Моро. К ним присоединился севрский токарь Фердинанд Давиньон.

Особенности Гурьевского сервиза

Гурьевский столовый сервиз (заказанный Гурьевым для Александра I) считался парадным, предназначался для Зимнего дворца и был рассчитан на 50 персон. Его хранили в покоях супруги Александра I — Елизаветы Алексеевны.

Степан Пименов, ставший модельмейстером Императорского фарфорового завода, разработал художественный проект сервиза.

Гурьевский сервиз выполнен в красно-коричневых тонах с золотом — такие гамма считается парадной. Фарфор сервиза украшен сценами из крестьянской жизни и пейзажами Петербурга, Москвы, Петергофа и Гатчины, которые перенесены с картин и гравюр художников: Андрея Ухтомского, Степана Галактионова, Семёна Щедрина и Фёдора Алексеева.

А изящные фарфоровые скульптуры в виде сельских юношей и девушек с корзинами, чашами и вазами над головой, служат декоративным поддерживающим элементом предметов Гурьевского сервиза, которые стоят на ножках или подставках.

Развитие фарфорового производства в России
Предметы из Гурьевского сервиза. Изготовлены в стиле Ампир.

Причины появления простых людей на фарфоре

Рисунки крестьян на Гурьевском сервизе появились неспроста. Эта фарфоровая посуда прославлял народ, одержавший победу в Отечественной войне 1812 года.
Отечественной войне 1812 года была посвящена и серия Военных тарелок, на которой были изображены офицеры и солдаты всех родов войск.

В то же время стали появляться фарфоровые чашки с портретами императоров, полководцев и видных деятелей эпохи.

Стали делать больше ваз

При Александре I и до конца 60-х годов 19 века выросло производство ваз. В декоре художественных фарфоровых изделиях стало больше золота, сюжеты фарфоровой живописи, в большинстве своём, были батальными и видовыми. Как и прежде, фарфоровые заводы продолжали изготовлять уникальные дворцовые сервизы.

Читайте также Марианна или Символ Франции (Эвелин Тома)

Фарфоровый завод в николаевские и александровские времена

Во времена правления Александров (II и III) и Николая I были изготовлены фарфоровые сервизы, практически, для всех резиденций Петербурга. Сервизы различались по художественным стилям.

Одним из ведущих направлений было «русское». И вот в этом стиле, на основании исторических и этнографических сведений, по проекту известного учёного Ф. Солнцева, на ИФЗ изготовили сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Развитие фарфорового производства в России
Сервиз ВККН, фарфор, ИФЗ

Развитие фарфоровой живописи в России

Николаевский фарфор поражал тонкой работой живописцев (хотя, наверное, их правильнее было бы назвать вазописцами). Рисунок ваз виртуозно копировал великие произведения Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Корреджо, Мурильо и других художников эпохи Возрождения, которые были, большей частью, в коллекции Эрмитажа.

Развивалась и иконопись по фарфору, портретная и миниатюрная живопись. Императорский фарфоровый завод был признанным лидером в фарфоровой живописи, что подтверждалось дипломами всемирных выставок в Лондоне, Париже и Вене.

Музей ИФЗ

В 1844 году был столетний юбилей Императорского фарфорового завода, к которому при нем основали музей. Первыми экспонатами его коллекции стал фарфор из кладовых Зимнего дворца.

А при Александре III было принято рациональное и полезное решение — делать высокохудожественный фарфор в 2 экземплярах — для двора и для музея.

Угроза закрытия ИФЗ

Однако, Александр II не очень интересовался ИФЗ, при нём сократилось производство фарфора, выпускали только праздничные поднесения ко двору (пасхальные и рождественские). Всё постепенно затухало. Уменьшились и размеры изделий, более скромным стал декор и отделка. Мастера, в основном, копировали восточную и европейскую керамику. Подумывали даже о закрытии производства, которое не приносило прибыли.

Новая жизнь ИФЗ

Никто не вечен. Императором стал Александр III, который спас ИФЗ от закрытия. На заводе активизировалось производство, Александр III интересовался фарфором, появились заказы на крупные сервизы: «Коронационный» и сервиз с рисунками Рафаэлевских лоджий в Ватикане (которые редактировал лично император).

Художественный вкус императора существенно повлиял на художественный стиль фарфорового завода. Александр любил вазы: китайские и японские, цветные глазури, терракоту. С его подачи подглазурная живопись стала активно использоваться на ИФЗ.

Фарфор во времена Николая II

К концу 19-началу 20 века производство фарфора усовершенствовалось за счет внедрения новых современных технологий и оборудования. Высокий уровень развития художественных технологий в сочетании с научными достижениями способствовал появлению промышленного (химического и электротехнического) фарфора, (который и сейчас используется, например, в электрических изоляторах).

Большие заказы на сервизы поступили от императрицы Александры Фёдоровны. В результате появились сервизы «Александринский» и «Царскосельский».

А для Николая II ИФЗ выпустил серию военных тарелок с военными в мундирах времен Александра III и фарфоровые скульптуры серии большой этнографической достоверности «Народы России» (их изготовили по моделям П. Каменского). Серия призвана была укреплять идеи русской государственности.

Развитие фарфорового производства в России
Архангельская женщина из серии Народы России.

В начале 20 века завод сотрудничает с большими русскими художниками из объединения «Мир искусства»: Сомовым, Лансере и Чехониным.

Развитие фарфорового производства в России
Влюблённые. Автор — Константин Сомов. ИФЗ

В дореволюционные годы завод находился в образцовом состоянии и по части технологии, и художественных достижений.

краткая история развития, виды и описание, технология

Изделия из керамики – древнейший вид ремесла из всех освоенных человеком умений. Еще первобытные люди изготавливали для личного пользования примитивную посуду, охотничьи манки и даже глиняную утварь вроде печек-мазанок для приготовления пищи.

Разумеется, никакой тяги к творчеству или искусству в те времена у людей не было, и любое ремесло рассматривалось лишь как очередное вспомогательное средство для выживания. Однако позже человек научился находить прекрасное в любом виде труда.

В статье рассказывается об истории фарфора, его видах и способе получения, а также о распространении данного материала и его пути в художественном творчестве различных народов.

Фарфор

Произведения искусства из фарфора по праву считаются вершиной керамических изделий, а также самой сложной в гончарном производстве группой изделий, так как обработка фарфора – занятие не из самых легких, и лишь мастерство стеклодува может сравниться с ним по опасности и сложности.

Классическая статуэтка влюбленных из фарфора.

Именно фарфор как вид керамики считается самым благородным материалом. В отличие от большинства других материалов, он имеет множество подвидов, для каждого из которых существуют особые условия обработки.

Виды фарфора

Они напрямую зависят от консистенции, а также от пропорции соотношения самой фарфоровой массы и глазурита в его основе. На основании данных показателей в составе фарфора выделяют три вида этого материала:

  1. Твердый. В его составе всего два материала: каолин и полевой шпат. Именно полевому шпату фарфор обязан своей тугоплавкостью и тянучестью структуры. Твердый материал не используют в керамическом производстве в чистом виде. Обычно в него добавляют кварц и песок для укрепления. Из него изготавливают музыкальные инструменты, а также сувенирные колокольчики, ведь благодаря твердой полуметаллической структуре материал способен издавать высокие чистые звуки. Первым получил твердый фарфор немецкий химик и стеклодув Иоганн Фридрих Бетгер.
  2. Мягкий. Именно из этого материала создано большинство известных нам произведений искусства. Благодаря своей мягкой структуре материал легко поддается обработке и быстро принимает любую заданную форму, мгновенно застывая в принятом положении. Такой структурой материал обязан находящимся в своем составе кремнию, селитре, соде, а также алебастру. Изобретен был мягкий фарфор в конце XVI века в Италии, и сразу же был направлен в русло искусства, дав жизнь большинству известных нам предметов керамической роскоши.
  3. Костяной. Этот материал является, по сути, смесью отходов первых двух видов. Изготавливается он довольно просто, путем смешения отходов и добавления в них небольшого количества полевого шпата, что приводит к получению ломкого материала. Из костяного фарфора долгое время делали дешевую посуду и предметы быта. В сфере искусства данный материал никогда не использовался из-за грязного желтоватого цвета и излишней хрупкости. Открыт был костяной фарфор в 1748 году нидерландским химиком Томасом Фраем.

Производство фарфора

Это длительный процесс, требующий большой и кропотливой подготовки. На смешение ингредиентов, взвешивание сырья и формирование изделия уходит масса времени, тогда как результат этого труда достигается почти мгновенным обжигом в печи при высокой температуре.

Детская игрушка. Россия.

При подготовке сырья к смешению в особых формах производится тщательная очистка компонентов от вторичных примесей. Чем ниже процент примеси, тем выше качество фарфора. Сырье тщательно просеивается на производственных ситах, просушивается в горячем воздушном потоке и смешивается с водой, перемешиваясь специальным устройством до консистенции густого желе.

Получившуюся массу длительное время перемешивают для придания ей однородности и разливают по заранее приготовленным формам, которые поступают в печи для обжига.

После обжига получившиеся произведения ждет шлифовка мокрой тканью, полировка, роспись и упаковка.

Фарфор на Востоке

Твердый фарфор был изобретен в Китае в начале VI века. Китайский фарфор, история которого насчитывает уже почти полтора тысячелетия, долгое время производился лишь на личных заводах императора, в атмосфере строжайшей тайны.

Нет нужды говорить, что у простых китайцев в то время не было доступа к изделиям из фарфора. В VII веке его производство начинает стремительно развиваться. Долгое время китайские химики ставят эксперименты над природой, консистенцией и цветом нового материала, и вот уже к началу XV века китайское фарфоровое производство достигает периода своего расцвета. Именно китайские мастера первыми в мире освоили технологию покраски горячих поверхностей красками из соединений кобальта, гематита, хрома, что ввело китайский фарфор в историю как один из самых качественных в мире.

Вазы. Работа китайских мастеров. Экспортный товар.

Спустя век португальские мореплаватели завозят секрет производства керамики в Европу, однако первое время новое ремесло не приживается.

В середине XVI века фарфор начинает массово производиться в Японии. Качество японского аналога было не таким высоким, как произведения из Поднебесной. Однако мастера быстрее освоили технологию производства различных сложных форм. Также японцы были первыми, кто придумал декорировать фарфоровые изделия тончайшими листами золота.

Китайский чайный сервиз. Фарфор, золото.

Фарфор в Италии

История создания фарфора в Италии также занимательна. Дело в том, что первое время все фарфоровые изделия, появлявшиеся в Европе, были исключительно привозными. Так как предметы роскоши поставлялись в довольно ограниченном количестве, то те редкие экземпляры, что не попадали в сокровищницы различных монархов, оседали в хранилищах, принадлежавшим различным аббатствам.

Первое время средневековые мастера Европы пытались скопировать состав нового материала. Однако все попытки были неудачными. Фарфор либо лопался почти сразу же после отливки изделия, либо не желал превращаться в густую желеобразную консистенцию.

Работы русских мастеров начала XX века.

Те редчайшие образцы опытного европейского фарфора, что сохранились до наших дней, находятся в Ватикане, в сокровищнице Папы Римского.

Больших успехов достигли итальянские мастера, сумевшие наладить небольшое производство фарфора в конце XV века. Однако вскоре выяснилось, что производимые ими изделия были вовсе не из фарфора, а из очень тонкой отполированной глины.

Различные письменные источники, а также записи мастеровых тех времен, не содержат более точных сведений ни о фарфоре, ни об его экспорте в Европу до самого конца XVI века.

В 1575 год легендарный герцог Франческо Медичи открывает ан своей вилле первую в Европе фабрику по производству художественного фарфора. Находчивые итальянцы решили изготавливать его высшего качества, не тратя время на выпуск пробной серии изделий среднего и низкого качества. Риск оправдал себя. Фарфор, полученный Медичи, стал уникальным белым материалом. В его состав входила белая глина из Виченцы, а также серый кварц. Глазурь по настоянию графа тоже использовалась только белая, что придавало готовому продукту матово-белесый оттенок.

Вазы работы китайских мастеров династии Хань.

Поскольку производство было довольно небольшим, до наших дней сохранилось всего около пятидесяти артефактов – тонких столовых блюд, крупных ваз, подносов, а также около семи полевых фляг для питьевой воды.

Все эти произведения искусства были тщательно расписаны лучшими художниками Италии, изобразившими на них цветочные орнаменты и различные натюрморты, что для того времени было довольно модной тенденцией.

Фарфор в Германии

История создания фарфора в Германии не так романтична. Из Италии при содействии венецианских купцов материал попадает в Германию, где к нему сразу же проявляют интерес ведущие производители керамических изделий.

Мать и дитя. Работа русских мастеров.

Город Мейсен в Западной Германии был в то время ведущим в области гончарного дела. И именно здесь под руководством графа Эренфилда фон Чирнхауза начались опыты по выявлению и улучшению свойств фарфора, а также эксперименты по созданию новых его составов. Граф был заинтересован в создании мануфактуры, обеспечившей бы страну экспортным сырьем и внесшей бы ощутимый вклад в экономику Германии. Опыты по выдуванию стекла уже проходили успешно под надзором Чирнхауза. Однако граф понимал, что стеклоплавильная промышленность еще не стала настолько популярной, чтобы на нее можно было делать ставку.

Но именно здесь зародилось клеймо Kahla. История фарфора имеет свои корни в истории легендарного химика Бергера, подписывавшего все свои работы именно так.

Блюдца. созданные в Японии.

В 1704 году под ответственность Чирнхауза из королевской тюрьмы выпускают легендарного двадцатилетнего пиротехника Бергера, чьи опыты были сочтены слишком опасными не только для граждан страны, но и для королевской власти. Ведь Бергер активно занимался созданием бомб и фугасов усиленной мощности.

Чирнхауз предлагает Бергеру работу в полноценной лаборатории в обмен на помощь и совместную работу над проблемой мягкого фарфора. Спустя полгода Бергер понимает, что твердый фарфор отличается от мягкого лишь количеством находящейся в его составе кварцевой пыли. Так началась стория фарфора Kahla.

К концу XVIII века были открыты почти все известные нам виды, а также налажено массовое производство изделий различного качества. В основном это была стильно украшенная посуда, различные декоративные фигурки, которые охотно приобретались богатыми коллекционерами для украшения домов и загородных вилл.

В России

История русского фарфора тоже полна интересных фактов и занимательных деталей. В нашей стране его производство прижилось далеко не сразу, ведь на протяжении многих лет в стране был свой, «народный» материал – майолика. Ее изготовление к концу XVIII века в России было настолько масштабным, что на международных показах и выставках русский продукт ничуть не уступал мировым конкурентам.

Пастораль, выполненная французскими мастерами.

В 1724 году был основан первый завод про производству майолики, где под руководством купца-энтузиаста А. К. Гребенщикова началось изготовление художественной майолики. Именно с нее и началась история фарфора в России.

Майолика отличалась своей тонкостью и изяществом, а роспись на покрытии всегда выполнялась в традиционных русских стилях, таких как гжель, хохлома, палех. Подобные произведения искусства невероятно ценились в Италии, Франции, Германии и Испании.

Помимо майолики, завод Гребенщикова выпускал и обычную глиняную посуду в промышленных масштабах, которую расписывали гжельские мастера. Техника гжели изначально славилась грубоватыми, но яркими мазками, сливающимися в одно изображение. Ручная роспись стоила в то время недешево, однако даже глиняная посуда с завода расходилась в считанные дни. Эмалированные чашки с цветочными узорами были популярны по всей средней полосе Российской Империи, связав историю страны с фарфоровой эпохой.

Влюбленные. Работа немецких мастеров.

Долгое время отечественные ученые не могли определить состав фарфора. История фарфора в России даже чуть было не прекратила свое существование. Известно, что еще во время правления Петра I в Германию была отправлена специальная экспедиция, целью которой было узнать состав. Однако экспедиция потерпела неудачу, провалив миссию. Позже один из ее лидеров, Юрий Кологривый, все-таки сумеет получить фарфор опытным путем в своей лаборатории в Санкт-Петербурге.

В 1724 году Гребенщиков оставляет опыты с фарфором и переключается на фаянс, более доступный и дешевый в обработке материал. Буквально за два года купцу удается добиться промышленного производства, а также получить репутацию одного из самых качественных производителей фаянсовой посуды и других бытовых и художественных изделий. Большое распространение получили чайные сервизы, ставшие непременным атрибутом каждой уважающей себя семьи того времени.

Кузнецовский фарфор, история которого поистине занимательна, обязан своим появлением работе отечественного химика Дмитрия Ивановича Виноградова – друга и сподвижника самого Михаила Васильевича Ломоносова.

30 января 1746 года войдет в историю как день русского фарфора. Именно в этот день Дмитрию Виноградову удалось получить первый опытный состав в своей лаборатории. История возникновения фарфора в России началась тогда, когда на заводе Петра Афанасьевича Кузнецова были отлиты первые миски из этого материала.

Производство фарфора продолжил потомок Петра Афанасьевича – Михаил Сергеевич Кузнецов. Он стал первым русским монополистом в области производства изделий из фарфора и фаянса. Помимо предметов быта, Кузнецовская мануфактура прославилась своими невероятными по красоте художественными изделиями и предметами роскоши.

Упадок русского фарфора приходится на конец XIX века, когда вместо концептуального воплощения идей заводчики ориентируются на сложность форм, выпуская абсолютно бессмысленные вазы, чайники или сервизы с мутными акварельными узорами. С изделий исчезли качественно прорисованные гравюры, уступив место безвкусным пейзажам.

В эпоху модерна история фарфора в России окончательно прекращает свое существование. На смену ручной работе именитых мастеров приходит стандартное заводское литье с одинаковыми, выполненными под трафарет изображениями закатов и рассветов.

История советского фарфора

После революции, когда советская власть отчаянно хваталась за любую возможность агитации, превращая все доступные ей сферы искусства в средства массовой пропаганды, русский фарфор не был забыт. Более того, он стал одним из основных, надежных и многолетних исполнителей заказов государственной пропаганды. Фарфоровый завод в Санкт-Петербурге был закрыт на реорганизацию в 1917 году, а в 1919 уже начал выпуск изделий нового типа.

Образец советского фарфора.

Буквально за два года на заводе была собрана команда лучших мастеров своего дела. Привлечены писатели и художники, мастера литья, росписи и золотой вязи.

Первая опытная партия состояла из агитационных фигурок рабочих и вооруженных матросов с красными знаменами. Эти керамические солдатики сразу же стали предметом восхищения мальчишек и породили целый бум среди скупщиков и коллекционеров. На каждом из таких солдатиков стояло клеймо завода, и сотни людей заинтересовались историей клейм фарфора.

Следующая партия включала в себя предметы быта и обихода, украшенные символикой новой власти.

В последующие годы производство агитационного фарфора только набирало обороты. Постепенно заводы стали производить детские игрушки, кухонную утварь, коллекционные бюсты известных деятелей революции, елочные игрушки.

Советский фарфор становится ближе к народу, выпуская одновременно нужные населению и в то же время идеологически верные с точки зрения власти предметы.

В СССР история фарфора краткая. Она закончилась в середине 1980-х годов, когда население перестало нуждаться в идеологической продукции. Поскольку все заводы были настроены на выпуск лишь идеологической продукции, то производство пришлось свернуть, так как найти опытных художников-оформителей в то время не представлялось возможным.

Русский фарфор в наше время

Японские вазы. выполненные в традиционной технике.

Несмотря на резкий спад популярности изделий из фарфора и почти угасшее производство, он все рано остался народным промыслом и продолжал появляться на прилавках магазинов. Только вот выполнен он был теперь кустарным методом. Разумеется, качество подобной продукции оставляло желать лучшего, однако это не влияло на спрос. Население привыкло к незатейливым советским игрушкам из дешевого фарфора. Поэтому кустарные аналоги пользовались довольно большой популярностью, тем более что многие производители были уволены с заводов рабочими и неплохо разбирались в технике создания произведений искусства из фарфора и фаянса.

В 1994 году в Санкт-Петербурге был заново открыт завод имени Михаила Васильевича Ломоносова. В 1995 году он выпустил опытную партию новогодних игрушек. К восстановлению завода привлекли мастеров росписи со всей страны.

Фарфоровый набор, расписанный в народной технике.

История советского фарфора была продолжена потомками, вернувшимися к истокам появления на русской земле этого удивительного искусства. Спустя несколько лет завод стал не только перевыпускать уже некогда отлитые фигурки, но и разрабатывать собственные дизайн, а также макеты новых произведений искусства. С 1998 года регулярности выпуска новых коллекций завода могут позавидовать лучшие производители во всем мире. Качество русской продукции снова становится эталонным, завоевывая первые места не только на художественных выставках, но и на рынке сбыта подобных изделий.

В 2008 году завод получает грант от президента России Владимира Владимировича Путина, а также средства на обновление оборудования.

Современный кустарный фарфор существует до сих пор и представляет собой довольно крупный народный промысел. На территории России есть даже целые деревни заводчиков, создающих уникальные произведения искусства в исконно русских техниках варения фарфора и его росписи.

В деревне Дулево Самарской области уже много лет трудится мастер-промысловик Петр Васильевич Леонов, работающий в уникальной технике росписи мазком. Он расписывает горячий фарфор при помощи пальцев, мазками втирая краску в еще не остывшее произведение. Несмотря на кажущуюся грубость движений, работы Петра Леонова невероятно ценятся во всем мире.

«История холодного фарфора давно изжила себя» – так считает художник, объясняя журналистам, что «в тепле фарфора кроется его душа, и нельзя быть с ней холодным».

Возрождение популярности фарфора

В последнее время на фоне растущей популярности почти забытого в стране искусства работы с фарфором, все больше детей интересуются этим ремеслом. Во многих городах России открыты школы росписи фарфора и фаянса. Там ученики узнают много интересного. Им не только рассказывают об истории производства фарфора, но и обучают росписи материала в различных техниках.

Современные тенденции по возрождению ремесел являются ключевыми в возрождении русской культуры и обычаев, что является невероятно важной частью общественного мировоззрения.

История фарфора и клейм может быть интересна не только взрослым, но и детям. В 2008 году издательство «Азбука» выпустило серию развивающих книг о русских ремеслах. Серия имела огромный успех и не раз переиздавалась. По заверениям многих критиков, сложно найти книгу, которая изложила бы материал подобного рода для детей более доступным способом.

Конечно, издание «Истории фарфора для детей» — всего лишь малая ее часть, но ведь популярными среди молодежи становятся и другие ремесла, что говорит о возрождении традиционного русского искусства.

Производство фарфора в России

История производства фарфора в России уходит корнями в 18-й век, в эпоху шумных балов и роскошных дворцов. В те времена в моде было увлечение европейской культурой, а Европа, в свою очередь, замерла в восхищении перед тысячелетними восточными традициями, почетное место среди которых занимало производство фарфоровой посуды, элементов убранства и безделушек.

Козел цветной с золотом.

Козел цветной с золотом.

Первые образцы немецкого фарфора, завезенные в Россию, были очень дорогими, и позволить себе их могла только царская семья да аристократическая верхушка. Петр Первый, знаменитый реформатор и поборник прогресса, повелел оказывать всяческую поддержку ремесленникам, которые взялись бы за освоение новой технологии. Сейчас сказали бы – выделил государственные субсидии. На освоение производства фарфора были брошены лучшие умы, и через несколько десятков лет соученику Ломоносова Дмитрию Виноградову наконец удалось получить достойные образцы оного из гжельской глины. Открытие не принесло мастеру прижизненной славы – такова судьба многих великих творцов, но на основе его трактата было пущено серийное производство фарфоровых изделий на Императорском фарфоровом заводе, старейшем российском мануфактурном предприятии. Славную историю имеет этот завод. Его мастерами для царского двора и других знатных семей были произведены чудесные образцы высокохудожественных сервизов. После чего инициативу подхватили частные мануфактурщики, по всей России стали открываться новые и новые фабрики, отцы передавали сыновьям секреты производства фарфора, из поколения в поколение переходила древняя традиция… Так, уже десятилетиями работают на славном поприще производства сувениров из фарфора,

керамики
компании, которые переняли все лучшее, что было создано предшественниками, и внесли в дело производство фарфора новые, свежие веяния.

Овечка цветная.

Овечка цветная.

Фарфоровые изделия – традиционный сувенир, а также окраса праздничного стола

Каждый иностранец, побывавший в России, закономерно хочет увезти с собой на память частичку этой страны, что-то, в чем живет ее душа, в чем хранятся вековые традиции. Каждый россиянин, отправляясь в чужие страны, хочет взять с собой хоть небольшие российские подарки для друзей, которых он планирует там обрести. Маленький подарок помогает сделать великое дело – расположить человека к себе, показать ему свою открытость. Что может подойти для этого лучше, чем русские сувениры из фарфора и керамики?

Козлик цветной с золотом.

Козлик цветной с золотом.

Новый Год в России не обходится без водки, ибо известно, что «без пития нет веселия». Оформить стол оригинально помогут фарфоровые штофы для алкоголя, выполненные в виде животного – символа года, Деда Мороза или роскошной кареты, подобной той, в которой Золушка ездила на новогодний бал. Дополнят картину с выдумкой расставленные по столу мини-штофы для водки в виде елочных игрушек. Такие забавные фигурки сослужат добрую службу в традиционных новогодних играх в фанты – конечно же, для взрослых. Штофы из фарфора и керамики – это не только красиво, но и функционально! Прекрасным дополнением к такому подарку станет премиальная водка.

Орел золотой в коробке.

Орел золотой в коробке.

Выбор подарков из фарфора поистине безграничен, а по желанию заказчика сегодня возможно изготовление корпоративных подарков на заказ с логотипом компании. Фарфор на заказ – прекрасная альтернатива привычным и уже надоевшим подаркам. Проявляйте выдумку, дарите оригинальные сувениры, делайте Новый Год запоминающимся и счастливым, как в детстве!

Реклама

История и расцвет мануфактуры ИФЗ

Сервиз Александра II в Государственном Историческом музее

В то время, как китайский фарфор существовал и был в почете уже много веков, в России об этом виде керамики задумались лишь в начале 18 века. Петр I, побывав в Дрездене, познакомился с мейсенским фарфором, который уже несколько лет был в ходу при саксонском дворе. Царю заграничное изобретение так понравилось, что мысль о создании чего-то подобного в России не покидала его: начались предприниматься попытки раскрыть тайну изготовления порцеляны. Удалось это Дмитрию Виноградову – горному инженеру, изучавшему металлургию.

Виноградовский фарфор по качеству оказался не хуже мейсенского, а по составу был близок к китайскому. При этом, сырье использовалось исключительно отечественное. Первый сервиз из русской порцеляны был изготовлен для дочери Петра Елизаветы. Он назывался «Собственный» и был расписан золотом и пурпуром. Когда Елизавета Петровна пришла к власти, она учредила Порцелиновую мануфактуру – первую в России.

Расцвет отечественного фарфора пришелся на годы царствования императрицы Екатерины II. Мануфактуру переименовали в Императорский фарфоровый завод, и задачей его было приносить прибыль, выпуская высокохудожественную продукцию. Заказов было достаточно, поэтому за дешевизной ИФЗ не гнался. К сотрудничеству были приглашены лучшие скульпторы и художники-миниатюристы, а ввоз в страну иностранных фарфоровых изделий был запрещен.

Однако, в начале 19 века у ИФЗ появились конкуренты – частные мануфактуры, предлагавшие аналогичный, но более дешевый товар. Чтобы избежать убытков, царскому заводу пришлось разделить производство: в одних мастерских стали производить дешевую посуду для масс, в других – привычный дорогой фарфор для императорских нужд.

Когда на трон взошел Николай I, глина для русской керамики стала завозиться из французского Лиможа – городка, прославившегося изящнейшим фарфором. Начало царствования Александра II ознаменовалось полной заменой отечественного сырья заграничным. Заказов становилось меньше, а брака – больше. ИФЗ стал убыточным и готовился к закрытию. Репутацию Императорского завода поднял Николай II, и уже в начале 20 века русский фарфор успешно конкурировал с европейским.

Первая Мировая война сильно повлияла на производительность ИФЗ: немногочисленные фарфоровые художественные изделия, которые успевал выпускать завод, продавались на вечерах благотворительности. Заработанные деньги передавались лазаретам. Государственным фарфоровым заводом ИФЗ стал после Октябрьской революции.

Русский фарфор — Википедия

Русский фарфор — собирательное название изделий из фарфора (также, нередко, фаянса и майолики), производимых на территории России со второй половины XVIII века и по настоящий момент. В искусствоведении рассматривается как одно из значимых направлений российского декоративно-прикладного искусства.

История

Появление фарфора в России

Фарфор привлёк внимание европейцев сразу же, как только установились более-менее регулярные торговые отношения с Китаем. Первоначально фарфор в Европе был исключительно привозной, стоил баснословно дорого и являлся принадлежностью лишь знатных и богатых домов. В Европе была известна лишь майолика — изделия из обожжённой глины, покрытые глазурью и расписанные красками. Разумеется, начались попытки разгадать секрет изготовления фарфора, которые привели европейских мастеров к успеху: в начале XVIII века в Европе появилось несколько крупных фарфоровых мануфактур (в частности, Севрская и Берлинская), развернувших выпуск как массовых, так и уникальных, заказных фарфоровых изделий и сервизов. В России мода на фарфор считается введённой Петром I, который, посетив в 1712 году резиденцию короля Пруссии Ораниенбург, осмотрел имевшиеся там две палаты, убранные в «китайском стиле», и был восхищён увиденным. По его указанию была создана Китайская комната Монплезира и произведены первые закупки фарфора. Вскоре мода на фарфор распространилась среди русских придворных. Начались массовые закупки фарфора за рубежом.

Даже европейский фарфор, не говоря уже о китайском, был доступен только богатейшей аристократии. Тем не менее, спрос на фарфор был велик. В Россию ввозился, в основном, немецкий фарфор производства майсенской фабрики. Ординарная продукция закупалась в больших количествах, но иногда заказывались и уникальные сервизы и отдельные изделия. В честь бракосочетания великого князя Петра Федоровича с принцессой Ангальт-Цербской в 1745 году король Август III прислал в дар императрице Елизавете роскошный фарфоровый сервиз в декоре «Holzschnittblumen». Сохранились около 100 предметов сервиза графа Орлова-Чесменского, в предметах которого использованы практически все варианты рельефов и декоров мейсенского фарфора того времени. Русский посол в Париже Барятинский постоянно приобретал на Севрской мануфактуре фарфор для Екатерины II. Только в одном 1779 году было потрачено 81000 ливров на покупку фарфоровых скульптур работы Буазо. Фридрих II прислал в дар Екатерине II парадный десертный сервиз Берлинской фарфоровой мануфактуры. По заказу Екатерины II Дж. Веджвудом был изготовлен уникальный «Сервиз с зелёной лягушкой» из фаянса.

Первые попытки собственного производства

Вообще, нельзя говорить, что фарфоровое производство в России в XVIII веке было организовано «с чистого листа». По меньшей мере с XVI века существовал и развивался так называемый «ценинный промысел» — изготовление посуды и других бытовых предметов из обожжённой глины, покрытой белой или цветной глазурью, нередко с художественной росписью (русская майолика). Чаще, правда, по этой технологии изготавливались изразцы, применявшиеся для облицовки печей и для украшения церквей и богатых домов. В описаниях царских и боярских покоев XVI века можно нередко встретить «ценинную печь», то есть печь, покрытую глиняными изразцами, обычно белыми с синим рисунком. Ещё в начале XVIII гжельские мастера начали делать из местной белой глины посуду, в том числе покрытую разноцветной глазурью и расписанную красками, однако, заметно уступающую западному и китайскому фарфору.

Популярность фарфора и высокая потребность в нём в сочетании с высокой стоимостью импортной продукции естественным образом привела к мысли об организации собственного производства фарфоровых изделий, базирующегося на местных материалах. Для обучения русских мастеров и организации местного производства уже начиная с 1717 года приглашались иностранные мастера гончарного дела.

В 1723 году указом Петра I были предоставлены льготы предпринимателям, которые сумеют «куриозное художество ввести и распространить», в особенности — с использованием местного сырья. Мануфактур-коллегия специально отметила необходимость развивать ценинный промысел: «…рассуждая о ценинной всякой посуде, которая делается из белой глины и вывозится в Россию из других государств, а в России такая белая глина находится, из которой имеется надежда, что можно делать в России всякую ценинную посуду и табачные трубки, понеже, как видно, что во многих местах крестьяне от неискусства делают из той глины простую белую посуду». В 1724 году в Москве Афанасий Кириллович Гребенщиков открыл ценинный завод — первый в России, производивший майолику с росписью по сырой эмали. Сначала завод производил только курительные трубки, позже к ним добавились изразцы, а в конце 1730-х годов — посуда, покрытая эмалью. Гребенщиков стал официальным «поставщиком Её Императорского Величества».

Открытие русского фарфора

В 1744 году по указанию императрицы Елизаветы под руководством барона И. А. Черкасова на берегу Невы, в 10 км от Петербурга началось строительство «порцелиновой мануфактуры» («порцелином» в то время называли белый фарфор, от итальянского porcellino — «поросенок»). Для организации производства был приглашён арканист (алхимик) Кристоф Конрад Хунгер (в России его называли Гунгером), имевшим большой опыт работы в фарфоровом производстве в Европе. Работа Гунгера привела к провалу: фарфора из местной глины так и не получил, настроил против себя всех, в итоге был уволен, вошел в историю как шарлатан и умер в 1748 году в Петербурге, всеми забытый. Возможно, причиной его неудачи было то, что он пытался действовать на основе готовых рецептов западноевропейских предприятий, без учёта особенностей местных глин. Приставленный к Гунгеру берг-мейстер Дмитрий Виноградов, соученик и товарищ Ломоносова, параллельно занимался собственными экспериментами, и после долгих поисков ему удалось в 1746 году получить приемлемый по качеству фарфор на основе нескольких сортов гжельской белой глины, олонецкого кварца и алебастра. Ещё несколько лет ушло на доводку и совершенствование технологического процесса. Если первый русский фарфор уступал европейскому, то после нескольких лет доработок удалось получить фарфор, по качеству не уступавший саксонскому, а по составу близкий к китайскому, хотя и производившийся исключительно из местного сырья. Любопытно, что сын вышеупомянутого Гребенщикова, Иван Афанасьевич, независимо от Виноградова создал технологию производства фарфора в 1747 году, однако не смог получить разрешения на производство; более о его опытах по созданию фарфора ничего неизвестно.

Первыми художниками мануфактуры в 1749 г. стали мастер Иван Чёрный и его сыновья и внуки. Для изготовления фигурок Черкасов пригласил австрийского резчика по дереву Й. Ф. Дункера Старшего. Также на невской мануфактуре работали рисовальщик Вестерини и двое мастеров с мануфактуры Гребенщикова. До настоящего времени сохранилось также девять изделий с личной маркой самого Виноградова. Первыми изделиями мануфактуры были посуда, первоначально копировавшая форму широко применяемой металлической, и мелкие декоративные вещи, такие как табакерки и небольшие фигурки людей и животных. Вся продукция поставлялась исключительно ко двору, фарфоровыми табакерками Елизавета жаловала придворных за заслуги. Лишь в 1756 году был построен большой горн, в котором начали изготавливать более крупные предметы. Тогда же был выпущен первый известный сервиз: «Собственный», принадлежащий лично императрице.

Труды по созданию русского фарфора не принесли Виноградову ни богатства, ни известности, он был измучен недоеданием и постоянным упорным трудом, к тому же начал злоупотреблять спиртным. В 1758 году, в возрасте 38 лет он тяжело заболел и вскоре умер. В 1765 году невская порцелиновая мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод.

Первая половина XIX века

Вторая половина XIX — начало XX века

Советский фарфор довоенного периода

Советский фарфор послевоенного периода

Производители

Императорский фарфоровый завод

Императорский фарфоровый завод — старейшее в России и третье в Европе крупное промышленное предприятие, производившее фарфор. Созданный по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году, название «Императорского» он получил в 1765 (до этого именовался «Невская порцелиновая мануфактура»).

Историю завода принято делить на следующие периоды:

Виноградовский период
Виноградовское клеймо и марка фарфора, 1749 г.

Начальный период существования завода, когда под руководством Дмитрия Ивановича Виноградова был найден рецепт производства фарфора из материалов, добываемых в России. Началом периода можно считать 1746 год, когда был получен первый фарфор и выпущены первые изделия, а концом — приблизительно 1760 (Виноградов умер в 1758).

В начале Виноградовского периода роспись предметов была одноцветной и относительно простой. К концу — на фарфоре делались многоцветные тонкие рисунки, настоящие художественные миниатюры. Золотая краска для росписи изделий готовилась из золотых монет, предоставлявшихся казной.

Известный пример фарфора этого периода — первый столовый сервиз, выпущенный на заводе. Он получил наименование «Собственный» и принадлежал лично императрице. Сервиз украшен рельефным декором и расписан пурпуром и золотом. Ранний русский фарфор отличался самобытностью форм и декора, копирование европейских образцов началось позже. Для росписи изделий приглашались ученики Петербургской академии художеств. Самые первые рисунки утверждала лично Елизавета.

1762—1801. Ранний классицизм

К периоду раннего классицизма относят так называемый Екатерининский фарфор и фарфор периода царствования Павла I, длившийся, соответственно, с момента воцарения Екатерины II (1762 год) до смерти Павла I (1801). И Екатерина, и Павел проявляли большой интерес к развитию фарфорового производства в России. Екатерина инициировала реорганизацию Невской мануфактуры, которая с 1765 года получила название «Императорский фарфоровый завод», поставив задачу: «удовольствовать всю Россию фарфором». Однако фактически невысокие объёмы выпуска и большая потребность императорского двора в фарфоре приводили к тому, что двор был практически единственным покупателем завода и скупал всю его продукцию по высоким ценам, что позволяло не гнаться за прибылью а сосредоточиться на создании ценных в художественном отношении предметов. Для создания новых моделей в 1779 году был приглашён французский скульптор Жан Доминик Рашет. Живописную палату завода с 1783 года возглавлял миниатюрист Алексей Захаров. В продукции завода утвердились популярные в то время в Европе классические традиции, к которым к концу периода прибавилось сильное влияние эллино-римских мотивов.

К концу XVIII века Императорский завод стал одним из ведущих в Европе. Были созданы по заказу Екатерины II сервизы — «Арабесковый», «Яхтинский», «Кабинетский», насчитывающие каждый до тысячи предметов. Роспись настольных украшений была посвящена деяниям императрицы, её добродетелям и событиям её царствования. Серия скульптур «Народы России», содержавшая изначально около ста фигур, изображала национальный состав Российской Империи, в дальнейшем к ней были добавлены типажи промышленников, ремесленников и торговцев. Выпускалось множество различных предметов, в том числе большой ассортимент ваз. Екатерининский фарфор ценился наряду с лучшими произведениями живописи и скульптуры.

Павел I, вступивший на престол в 1796 году, унаследовал интерес матери. Он сам был ценителем хорошего фарфора, посещал завод и показывал его высоким гостям. Множество крупных заказов, сделанных по инициативе императора, позволили заводу и далее активно работать. В художественном отношении павловский фарфор отличается от екатерининского: павловские сервизы не столь роскошны, более скромны и утилитарны, рассчитаны на использование в узком кругу приближённых. С подачи императора в моду вошли сервизы на две персоны — «дежене». Последним сервизом XVIII века стал сервиз, заказанный Павлом I для Михайловского замка. Этим сервизом был сервирован стол в канун гибели императора.

В целом екатерининский и павловский фарфор считается вершиной деятельности Императорского фарфорового завода, на что повлияла как взыскательность основных потребителей — царской фамилии, — так и экономические условия, когда заводу был гарантирован сбыт высокохудожественной, а значит очень дорогой, продукции. Но уже к концу XVIII века на заводе наметился первый кризис: производство выросло настолько, что придворная контора — единственный постоянный покупатель, — уже не могла скупить весь произведённый товар, а других рынков, за пределами Петербурга, у завода не было, так как его исключительно дорогая продукция не выдерживала конкуренции с продукцией частных фарфоровых заводов, появившихся к тому времени в России во множестве.

Товарищество Кузнецова

Литература

  • Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Спб.: Азбука-классика, 2004—2009.

Ссылки

Что такое фарфор: состав, история происхождения, отличие от керамики. Виды фарфора: бисквитный и глазурованный

фарфоровый лебединый сервиз Meissen

Фарфор — вид керамики, получаемый из смешанных в разных пропорциях каолина, кварца, полевого шпата и особых разновидностей глины. Белую пластичную смесь обжигают при температуре от +1 000 °С, часто неоднократно. В готовом виде она становится непроницаемой для воды и воздуха, а тонкий слой пропускает свет. При легком ударе деревянной палочкой по фарфору получается высокий и чистый звук, почти как у хрустального бокала.

 

Разновидности фарфора

Масса фарфора может иметь разный химический состав, в зависимости от которого весь фарфор разделяют на 2 группы.

ТВЁРДЫЙ ФАРФОР. Содержит от 47 до 66 % каолина, до 25 % кварца и полевого шпата. Обжигается при повышенной температуре (1400-1460 °C). Из твердых масс делают прочную посуду и технические изделия, например, электроизоляторы.

МЯГКИЙ ФАРФОР. Доля каолина снижена до 25-40 %, а на кварц и полевой шпат приходится до 45 % и 30 % соответственно. Для обжига достаточно 1300-1350 °C. Прочность у мягких масс меньше, зато они более пластичные и легче принимают сложную форму.

 

Бисквит

Как правило, после обжига изделие покрывают стекловидной глазурью и обжигают повторно. Именно защитное покрытие делает посуду непроницаемой. Неглазурованный фарфор называют бисквитом. Он имеет пористую структуру и матовую, слегка шероховатую поверхность белоснежного цвета. Материал похож на высококачественный мрамор. Из него делают статуэтки, бюсты, кукол и другие декоративные предметы.

Два вида росписи фарфора

ПОДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят после первого обжига, затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают повторно. Подобрать краску, способную выдержать температуру обжига, непросто. Часто используется синяя кобальтовая, реже — медная красная. Подглазурная роспись наиболее долговечна и выдерживает регулярное мытье.

НАДГЛАЗУРНАЯ РОСПИСЬ. Краски наносят поверх глазури, после чего следует обжиг при пониженной температуре (780-850 °C). Пигмент сплавляется с глазурью и становится более стойким. Рисунок смывается быстрее, зато оттенки получаются более яркими и блестят. Это оптимальный вариант для декоративных предметов.

 

История происхождения фарфора

Впервые фарфор был создан в Китае во времена династии Юань до 620 года нашей эры. Открытие сделано благодаря долгому усовершенствованию обычной керамики. Центром нового производства стал город Цзиндэчжэнь. Китай тщательно берег тайну и в течение 1 000 лет оставался монополистом. Драгоценная посуда, которую называли «белым золотом», экспортировалась в другие страны Азии, на Ближний Восток и в Европу.

Примерно в IX-XII веках секрет изготовления фарфора становится известен в Монголии, Корее и Вьетнаме, но местные мастера не могут сравниться с китайскими. Конец XVII века считают высшей точкой расцвета производства в Поднебесной. Уже во второй половине XVIII это искусство стало угасать, а к XIX его центр окончательно сместился в Европу.

 

Европа

Еще в XV веке итальянцы, французы и англичане пытались разгадать секрет китайского фарфора. Лишь в конце XVI первого успеха добилось семейство Медичи. Их керамика была хрупкой и несовершенной — с пузырьками, трещинами и неровной окраской.

В 1708 году оказались успешными эксперименты немцев Эренфрида фон Чирнхауса (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) и Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) по поиску твердого фарфора. Перед этим они открыли красную (яшмовую) разновидность, которая сейчас называется «бёттгеровской». В результате дальнейшей работы с разными видами глины и добавками был получен белый цвет. По прочности образцы даже превосходили китайские оригиналы. Вскоре был подобран и оптимальный состав глазури. Заложенная в 1710 году Мейсенская мануфактура в Дрездене стала первой выпускать европейский фарфор.

Большой вклад в раскрытие китайских технологий внес миссионер Франсуа Ксавье д’Антреколь (François Xavier d’Entrecolles), проживавший в Цзиндэчжэне. Он отправил на родину во Францию письма и иллюстрированные альбомы, в которых описал процессы производства. Когда недалеко от французского Лиможа нашли месторождение каолина, получил распространение лиможский твердый фарфор. Мягкие разновидности еще раньше стали выпускать на Севрской и других мануфактурах.

В Великобритании в 1751 году появилась фабрика Royal Worcester. В XVIII веке на заводе Веджвуда был получен костяной фарфор, который не имеет пор даже в стадии «бисквит». Способ его производства долгое время держался в тайне.

 

Россия

Считается, что в нашей стране моду на элитную керамику ввел Петр I, впечатленный увиденными в Пруссии палатами в «китайском стиле». Русские придворные закупали фарфоровую посуду и украшения для интерьера за рубежом. Наиболее доступной была продукция мейсенской фабрики. Для царской семьи заказы делали на Севрской мануфактуре и у Веджвуда.

Собственное производство началось при императрице Елизавете I. Готовые рецепты из Европы не подошли для местных условий, но в 1746 году Дмитрий Виноградов получил образцы приемлемого качества на основе гжельской белой глины. Несколько лет материал совершенствовался, и вскоре по качеству уже не уступал европейскому. В 1765 мануфактура, на которой отрабатывалась технология, получила название Императорского фарфорового завода. Это старейший в России и третий в Европе крупный производитель. В советские годы он был переименован в Ленинградский фарфоровый завод.

 

Применение фарфора

Чаще всего из фарфора производят качественную посуду. Несмотря на высокую стоимость, она ценится за многочисленные достоинства. Известно, что в тонкостенной фарфоровой кружке чай быстро остывает до оптимальной температуры и сохраняет ее некоторое время. Посуда не влияет на вкус и запах еды или напитков, она подходит для длительного хранения продуктов. В числе ее преимуществ — прочность и легкий вес.

Фарфор также используют для изготовления других утилитарных и декоративных предметов. Из него делают:

  • вазы и подсвечники;
  • статуэтки и скульптурные композиции;
  • часы и настольные лампы;
  • живописные произведения;
  • пасхальные яйца и прочие сувениры;
  • шкатулки и канцелярские принадлежности;
  • бижутерию.

 

Фарфор как объект коллекционирования

Фарфоровые изделия эстетичны, и с течением времени их красота не уменьшается. Они относительно доступны, если сравнивать с живописью, антикварным серебром и ювелирными украшениями. Поэтому фарфором увлекаются многие почитатели искусства. Собирать коллекцию статуэток, расписных тарелок или чайных пар — хорошее вложение средств. С годами стоимость таких вещей становится только выше, и продать их несложно.

Наибольшую ценность, как и в других сферах коллекционирования, представляют раритетные изделия. В первую очередь, старинные, поскольку до начала XX века они обычно создавались ограниченными сериями. Современные производители тоже периодически выпускают лимитированные коллекции. В России примерно 30 % рынка приходится на Императорский фарфоровый завод. Еще четверть — это продукция марки Мейсен. Большой интерес сейчас вызывает советский фарфор, в том числе агитационный, хотя еще в 90-е он почти ничего не стоил.