Геометрический орнамент в три тона: Геометрический орнамент — Мозаика и резьба по дереву

Геометрический орнамент — Мозаика и резьба по дереву

Геометрический орнамент

Категория:

Мозаика и резьба по дереву


Геометрический орнамент

Геометрический орнамент может состоять как из прямолинейных, так и криволинейных фигур. Нередко его выполняют в виде переплетений различных геометрических форм.

Выполнение орнамента в виде переплетений геометрических форм. В качестве первого упражнения можно выполнить орнамент в виде переплетений простых геометрических форм.

Основная задача этих упражнений — подобрать красивые, гармоничные сочетания древесных пород и точно, аккуратно выполнить соединения отдельных элементов орнамента.

Рис. 1. Орнаменты из переплетений прямолинейных и криволинейных фигур:
а — переплетепие квадратов и окружности, б — переплетение прямых полос с волнообразной

При выборе пород древесины для геометрического орнамента нужно учесть, что главную роль здесь играет цвет древесины.

Для изготовления элементов орнамента, особенно криволинейных, нельзя применять породы с яркой и крупной текстурой древесины. Сочетание элементов должно быть построено на контрасте их цветов. Для фона можно выбрать древесину с заметной, но не крупной текстурой (фон не должен быть слишком ярким, выступающим), для вставок — со слабо выраженной.

При выполнении орнамента из квадратов и окружности рисунок наносят на шпон красного дерева, служащий фоном. Сначала вырезают гнезда по внешнему контуру квадратов. В них вставляют квадраты из клена, причем направление волокон квадратов должно совпадать с направлением волокон фона. После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадраты и вставляют в них кусочки красного дерева. Затем приступают к вырезанию окружности. Ее можно вырезать от руки ножом или с помощью циркуля. Окружность вырезают по частям, при этом направление волокон в них должно совпадать с направлением волокон фона.

Рис. 2. Геометрический орнамент в круге (а, б):
1 — красное дерево, окрашенное в черный цвет, 2 — красное дерево натуральное, 3 — орех темного тона, 4 — клен «птичий глаз», 5 — орех светлого тона

При вырезании гнезд под элементы окружности нужно соблюдать направления резания, показанные стрелками. Резание будет производиться по слою древесины, и кромки гнезд получатся гладкими. При вырезании вставок (дуг) направление резания должно быть противоположным. Для вставок можно применить крашеную грушу.

Набор второго орнамента начинают со вставки прямых полос из груши. Направление волокон у них должно совпадать с направлением волокон фонового шпона. Закрепив полоски клеевой лентой, вырезают гнезда и вставляют в них элементы волнообразной полоски. Направление волокон на всех участках полоски должно быть перпендикулярным направлению волокон фонового шпона. Шпон режут ножом от руки, соблюдая правила криволинейного резания.

Ширина полос должна быть везде одинаковой. Кромки полос должны плотно прилегать к фону и одна к другой в местах соединения между собой.

Выполнение геометрического орнамента в круге. Для выполнения орнамента, показанного на рис. 3, а, используют красное дерево 1, окрашенное с помощью железного купороса в черный цвет, красное дерево 2 натуральное, орех 3 темного тона, клен «птичий глаз», орех светлого тона.

Из шпона черного цвета вырезают круг. Из шпона натурального красного дерева вырезают четырехугольники, склеивают их сначала попарно, а затем по четыре, получая половинки звезды. Подравняв места стыка, склеивают две половины в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы из ореха, а в них врезают лучи из клена. Затем вырезают и подклеивают лучи из ореха светлого тона. После этого врезают мелкие детали из шпона черного цвета. Полученную звезду вставляют в фоновый шпон.

Этот набор можно выполнить и по-другому. Сначала набирают звезду из красного дерева, вставляют в нее мелкие элементы из шпона черного цвета. Затем врезают звезду в фоновый шпон (не вырезая круга). Вырезают гнезда и вставляют лучи из шпона ореха и клена.

После этого с помощью циркуля-резака, поставив его ножку в центр звезды, вырезают круг.

Направление волокон у всех деталей орнамента должно совпадать с направлением лучей.

Освоив резание и соединение геометрических элементов с острыми углами, можно выполнять орнаменты по собственной композиции. Примером более сложного набора может служить орнамент, показанный на рис. 37, б. В этом орнаменте наряду с прямолинейными формами используют круги, а также вставки в виде тонких прожилок по окружности.

Круги большого диаметра вырезают с помощью цир-куля-резака, маленького — от руки ножом. При серийном изготовлении для выполнения подобных наборов можно изготовить штампы-просечки.

Вставки-жилки по кольцу врезают по частям: в фоновом шпоне вырезают участок кольца (дуги) с помощью циркуля-резака или от руки ножом. Шпон вставки не подкладывают под гнездо, как обычно, а измерив ширину дуги, вырезают ее из шпона с помощью циркуля-резака или по нанесенным линиям от руки ножом. Для таких жилок используют породы с однородной плотностью, прочные, достаточно легко режущиеся: орех, бук, березу, грушу. Вставив кусочек кольца, вырезают гнездо для следующего и т. д.

Если ширина жилки составляет 0,5—0,8 мм, т. е. равна толщине строганого шпона, ее можно изготовить так. Отрезают узкую полоску шпона вдоль волокон древесины (ширина ее должна быть равна толщине шпона, применяемого для фона), изгибают ее и вставляют «па ребро» в прорезь кольца.

Наборы могут служить украшением крышек журнальных столиков.

Выполнение сетчатого орнамента. Набор выполняют из двух пород древесины. Сочетание пород может быть различным: красное дерево и клен «птичий глаз», береза и красное дерево, орех и груша и т. д. Для сьгтлого орнамента применяют породу с однородной не резко выраженной текстурой, без видимых полос, а для фона — породу с более резко выраженной, но мелкой текстурой.

Рис. 3. Сетчатый орнамент

Рисунок орнамента наносят с помощью копировальной бумаги на светлый шпон. Он требует тщательной прорисовки при переводе и большой точности при выполнении набора.

Набор ведут последовательно — слева направо, ряд за рядом, вырезая элементы фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направление волокон должно быть одинаковым у всех элементов фона и совпадать с направлением волокон шпона, применяемого для светлого орнамента.


Реклама:

Читать далее:
Растительный орнамент

Статьи по теме:

  • Отделка резных изделий
  • Выполнение орнамента на карнизе
  • Выполнение орнамента на плоскости
  • Техника рельефной резьбы
  • Контурная резьба

Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования Детская  школа искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ  НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

 

 

 

методические рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                разработана 

                                                      преподавателем

                                                     МБУ ДО ДШИ

                                                                     Н. Н. Прокусовой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Камышин, 2017

Пояснительная записка

В связи с появлением дисциплины «Декоративная композиция» в Камышинской детской школе искусств возникла необходимость теоретически обосновать основные законы построения композиции.

При составлении образовательной программы по декоративной композиции в третьем разделе «Средства гармонизации в композиции» (2 год обучения) мы предлагаем изучение геометрического орнамента в полосе, который является базой для изучения последующего материала: орнамент в круге, квадрате, декоративный натюрморт, декоративная композиция. Геометрический орнамент является частью декоративно – прикладного искусства, так как является своеобразной схемой, в которую можно вписать различные природные мотивы и символы. При планировании работы по изучению и выполнению геометрического орнамента, по мнению авторов рекомендации, целесообразно знакомство с хохломской, гуслицкой росписями, гжелью.

Изучение декоративного искусства на уроках декоративной композиции в детской художественной школе является важным этапом формирования чувства национальной гордости и патриотизма подрастающего поколения. Именно на этих занятиях изучаются истоки народного искусства, которые складывались и оттачивались веками.

Пробные занятия показали, что учащиеся не достаточно знакомы с историей народного декоративного творчества, но с интересом вели о них беседу, выразили желание попробовать рисовать геометрический орнамент, как базовое начало декоративно – прикладного орнамента. Несмотря на то, что возможно использование линейки и циркуля на таких упражнениях, выполненные задания отличаются неаккуратностью и с частичным нарушением композиционных правил при построении орнамента.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для преподавателей детских художественных школ и щкол искусств. В методических рекомендациях преподавателям предлагается опыт работы по изучению и выполнению геометрического орнамента в полосе, как  своеобразной схемой, в которую можно вписать различные природные мотивы и символы.  

Главная задача при обучении геометрического орнамента в полосе, как с одним из видов декоративного искусства, заключается в том, чтобы совместно с другими учебными дисциплинами дать учащемуся основу для свободного, всесторонне осмысленного, решения художественных задач в декоративной технике, выполненной гуашевыми красками.

Прокусова Наталья Николаевна, преподаватель Камышинской ДШИ, Высшая категория, 8 927 518 75 61.

Изложение главного тезиса:

При планировании работы по выполнению геометрического орнамента учащимися художественных школ преподавателям рекомендуется применять  схемы построения геометрического орнамента в полосе, в которые можно вписать различные природные мотивы или символы.  В рекомендациях предлагаются образцы карточек-заданий по ознакомлению учащихся с геометрическим орнаментом, примерное содержание занятия.

Содержание

             Дисциплина «Декоративная композиция» включает в себя беседы по теории композиции, практические занятия и обязательную аудиторную самостоятельную работу. Продуманная система учебных заданий разнообразна по тематическому содержанию, по учебным и творческим задачам.

Каждый из этапов обучения является переходным от простого к более сложному заданию, синтезирующему накопление ранее полученных знаний и навыков.

Практической работе над заданиями предшествует вводная лекция, в которой  освещаются:

1.     Организационные вопросы (правила проведения занятий, организация рабочего места, материалы и принадлежности). Знакомство с учебным графиком.

2.     Методическая последовательность выполнения геометрического орнамента в полосе.

Строгая логическая последовательность при выполнении геометрического орнамента постигается учащимися  не сразу, а в результате длительной практической работы, путем настойчивого преодоления многократно встречающихся проблем.

Особое внимание уделяется приобретению знаний и навыков построения шага геометрического орнамента и его многократное повторение. Анализируются и изучаются композиционные законы (закон целостности, закон контрастов, закон подчиненности всех средств композиции), основные правила композиции (ритм, симметрия или асимметрия) и средства композиции (линия, штрих, пятно, тон, цвет, колорит). Практически осваиваются декоративная техника и технология использования материалов, их изобразительные и выразительные возможности, живописно-композиционные возможности средств в декоративной композиции.

 В процессе создания геометрического орнамента в полосе размещение и распределение изобразительных элементов происходит по определенной схеме в логической последовательности, заложенной учащимся под контролем преподавателя.

Рассмотрим простейшие схемы построения геометрического орнамента в полосе:

1.     простое чередование шага геометрического орнамента в полосе,

2.     зеркальное отражение шага геометрического орнамента,

 

 

 


3.  зигзагообразное чередование шага в геометрическом орнаменте,

 

 

 

4.  чередование шага по схеме напоминающего спираль.

 

 

Во время работы над геометрическим орнаментом мы имеем дело с различными параметрами. При компоновке форм на плоскости большое значение играют масштаб, пропорции и модуль изображаемых величин.

Масштаб – это соизмерение величин изображенного объекта по отношению к действительным величинам.

Пропорции – это соотношение элементов изображаемой формы.

Модуль – единица измерения. Он находится в пропорциональном отношении к величине изображения.

Геометрический орнамент может быть выполнен из элементов разной конфигурации. Простота и сложность формы влияет на равновесие композиции шага, который может повторяться неопределенное количество раз. Квадрат в устойчивом положении – самая «тяжелая» фигура, это свойство усиливается или ослабляется цветом. Разделив его, можно корректировать восприятие его частей за счет цветовых и графических акцентов.

Треугольник – самая «стремительная» форма для восприятия – устойчив только тогда, когда одна из сторон горизонтальна. Все динамичные формы стремятся к треугольнику.

Круг – форма, сосредоточенная в себе, в ней соединены центробежная, центростремительная силы и круговые движения. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив.

 В композиции шага все формы взаимосвязаны, создавая ту или иную композиционную ситуацию.

 Характеристика заданий, способствующих освоению учащимися геометрического орнамента в полосе.

Методика изучения геометрического орнамента в полосе в детской художественной школе, на наш взгляд, хорошо видна в системе описания заданий для учащихся. Последовательность выполнения каждого задания объясняется преподавателем и представлена на специальной карточке, имеющей свой номер, название, описание выполнения работы и зрительно — наглядный ряд. Использование карточек-заданий, как дидактического материала, дополняется наглядным материалом, необходимыми средствами, позволяющими освоить основные схемы построения геометрического орнамента в полосе.

Данные задания сами по себе несложные и связаны с последующим изучением геометрического орнамента в квадрате и круге. Учащийся, выполняя задания, изучает предложенный ему дидактический материал, что подготавливает его к последующей более сложной работе. Преподаватель должен четко обозначить цели и задачи занятий, не перегружая излишней информацией, незнакомыми терминами, которые мешают усвоению нового материала.

Для качественного выполнения задания на урок необходимо заготовить раздаточный материал (карточки-задания, индивидуальные для каждого ученика).

Мы рекомендуем их использовать в той же последовательности, в которой они расположены.

Особое внимание следует уделить подготовке к занятию по декоративной композиции. На мольберте или столе у учащихся должны быть необходимые материалы. Для обучения геометрическому орнаменту необходимо подготовить гуашь, кисти, баночку, палитру. Для выполнения хорошей качественной работы желательно иметь плотные листы.

Карточка-задание № 1

«Простое чередование шага геометрического орнамента в полосе«.

Выполнение задания поможет учащимся ознакомиться с самым простым видом геометрического орнамента. Неоднократное повторение шага поможет освоить и закрепить полученные навыки. Задание выполняется в трех тонах с использованием белой и черной гуаши. При выполнении данного задания можно воспользоваться наглядным материалом и эскизами шага, выполненными в качестве домашней работы. Орнамент выполняется за одно занятие.

Карточка-задание № 2

«Зеркальное отражение шага геометрического орнамента».

Прежде чем приступить к выполнению работы на карточке № 2, следует обратить внимание на технику работы с гуашевыми красками. Определенный тон или цвет намешивается в углублении пластиковой палитры и ровно, укрывисто наноситься на фрагмент орнамента. При необходимости можно добавить клей ПВА. Необходимо обратить внимание на положение руки с четкой фиксацией локтя, т.е. в процессе работы он должен опираться на поверхность стола, а кисть руки должна свободно перемещаться в нужном направлении.

Работа начинается с копирования шага и его зеркального отражения. Геометрический орнамент выполняется в теплой цветовой гамме.

Карточка-задание № 3

«Зигзагообразное чередование шага в геометрическом орнаменте».

Для композиционного решения характерно: чередование по диагонали, движение вверх и вниз, пропорциональность и соразмерность элементов.

Для цветового решения характерно: использование холодной цветовой гаммы с введением теплого цвета в самый светлый тон. Цвета намешиваются на пластиковой палитре и на бумаге просматриваются высохшие образцы колеров. При необходимости колера дорабатываются.

Изучение цветовых сочетаний поможет ребятам подобрать интересные цветовые решения и выполнить творческую работу. Опыт показывает, что учащиеся, усвоив принцип чередования цветов, выполняют бесконечное количество вариантов орнамента.

Карточка-задание № 4.

«Чередование шага по схеме напоминающего спираль«.

Для его выполнения мы предлагаем более сложный по композиции шаг орнамента. Если первые упражнения проводятся с предварительным показом преподавателю, то в данном задании учащийся может проявить больше самостоятельности, так как он уже ознакомился с последовательностью выполнения работы. Чтобы у учащихся не пропадал интерес к работе, задания постепенно усложняются, и их выполнение будет требовать все больше внимания и трудолюбия, совершенствования навыков.

В качестве творческой работы мы предлагаем выполнить иллюстрацию к русской народной сказке, в орнаментальной рамке.

Особое внимание при изучении геометрического орнамента нужно уделить соблюдению последовательности при выполнении задания, учитывая возраст, знания и умения учащихся. Задача преподавателя — помочь учащемуся включиться в творческий процесс, увлечься им и ощутить удовлетворение от выполненной работы. При этом обучение тесно переплетается с воспитанием. Последнее на наш взгляд становится особенно действенным, так как оно не навязчиво, косвенно, а потому не встречает сопротивления.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Раздел III. Средства гармонизации в композиции.

 

Тема 3.1. Ритм. Геометрический орнамент в полосе. 

Урок-беседа. Беседа носит познавательный характер и способствует расширению кругозора, развивает внимание, мышление, память. История возникновения и развития орнамента. Важно создать условия, чтобы учащиеся смогли убедиться в схематизме и лаконичности геометрического орнамента.

Ритм. Чередование изобразительных масс в определенной последовательности для создания гармоничной композиции. Виды ритма: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д. Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративной композиции.

Задачи: развитие чувства ритма в композиции, отработка понятий «удар» и «пауза»; выявление композиционных центров за счет чередования размера, цвета и тона изобразительных элементов; определения соотношения мотивов и интервалов между ними, превращение композиции в единый орнамент.

Объем заданий: два упражнения (черно-белый  и в цветной варианты). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.      Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции». – М.: Просвещение, 1983

2.     Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. «Рисунок», «Живопись»,   «Композиция». – М.: Просвещение, 1981

3.     Кулебякин Г.И. Рисунок и основы композиции, — М.: Высшая школа, 1983

 

Geometric Ornament — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )

  • Как сделать простой геометрический орнамент Himmeli • Винтажные возрождения

    Манди • 03. 12.2013

    285 акции

    Когда я решил сделать своими руками все свои рождественские украшения в этом году, я знал, что хочу начать с Himmeli. Я видел мобильные телефоны и держатели для растений в Интернете, но, честно говоря, они выглядят действительно устрашающе. Если вы не одарены знанием пространственного рода, это будет головной болью, ожидающей своего часа.

    К счастью для вас, я прошел все 3 игры Professor Layton на Nintendo DS, так что я своего рода эксперт в таких вещах.

    Одной из самых больших проблем, с которыми я столкнулся, был тот простой факт, что я понятия не имел, как это называется. Узкие геометрические трубчатые подвески? Никогда бы не догадался, как называется этот вид искусства.

    Так было до тех пор, пока кто-то не приколол великолепную подвесную люстру под названием «Свет, вдохновленный Химмели». И я был весь «Что такое Heeemellleeeee?» Поэтому я погуглил.

    И тогда моя жизнь изменилась навсегда.

    И вот мы сегодня.

    Традиционно химмели изготавливают из соломы (подобной той, что растет из земли) и веревки. Поскольку соломинки нет в наличии, я остановился на следующей ближайшей вещи, соломинках для коктейлей. Я пытался использовать веревку, но, поскольку я работал с более длинной соломой, игла была слишком короткой (даже те, которые я купила очень длинными). Поэтому я поменял вещи и использовал флористическую проволоку 30-го калибра.

    Сделать базовый многогранник Химмели очень просто.

    Все, что вам нужно, это пакет соломинок, цветочная проволока и ножницы. Я нашел черные соломинки для коктейлей в магазине Target, а белые — в местном продуктовом магазине.

     

    Вам понадобится 12 соломинок одинаковой длины.

    Начните с обрезки проволоки примерно в 15 раз длиннее вашей соломинки. Итак, если ваши соломинки 4 дюйма, вам понадобится кусок проволоки длиной около 60 дюймов.