Философия ваби саби: Что такое ваби-саби — японская философия умиротворяющей эстетики?

Что такое ваби-саби — японская философия умиротворяющей эстетики?

Ваби-саби — это японская философия, которая призывает отказаться от перфекционизма и учит видеть красоту в несовершенстве и простоте.

В мире, в котором царит суета, перфекционизм и стремление к богатству, древнее японское мировоззрение ваби-саби учит находить красоту в несовершенстве. Оно напоминает нам, что все в этом мире, включая нас самих, мимолётно и несовершенно. «Ваби» ассоциируется со скромной, непритязательной простотой, а «саби» можно трактовать как умение принимать мир таким, каков он есть.

Чётких правил оформления интерьера в стиле ваби-саби нет. Тем не менее, чтобы помочь понять, как создать в своем жилье аутентичную атмосферу уюта, спокойствия и умиротворения, мы собрали советы экспертов:
  • Мари Кондо (Marie Kondo) — основательница «The Life-changing Magic of Tidying Up» и «KonMari Media, Inc».
  • Карин Сан (Karin Sun) — основательница компании по производству постельного белья «Crane & Canopy», вдохновлённого эстетикой ваби-саби.
  • Ровена Лей (Rowena Lei) — основательница бренда товаров для дома «August Sage», следующих философии ваби-саби.

Основные рекомендации экспертов заключаются в продуманном выборе домашних декоров, отказе от перфекционизма, а также романтизации обычных бытовых предметов и рутины.

1. Продуманные и личные декоры

В основе философии ваби-саби лежит преклонение перед природой и ее красотой. При создании интерьера в стиле ваби-саби выбору декоров и элементов дизайна уделяется особое внимание. Красота кроется в простоте, поэтому новые, яркие и блестящие предметы не впишутся в основанный на философии ваби-саби дизайн. Основные принципы эстетики ваби-саби предполагают отсутствие излишеств, простоту, намек на ускользающий дух времени. Это могут быть льняные скатерти, глиняный горшок ручной работы, детские рисунки или раскрашенные элементы интерьера. Важно, чтобы каждая деталь была продуманной и функциональной, соответствовала ценностям жильцов и, главное, была красивой в своей простоте.

2. Забудьте о перфекционизме

Простота, асимметрия и интимность. В основе японской философии вабисаби лежит представление о неидеальности мира. В интерьере это подчеркивается природными материалами — деревом, камнем, глиной. Простота и асимметрия японской философии ваби-саби подходит для оформления спальни как нельзя лучше. Главная задача помещения — быть уютным, лаконичным, настраивать на отдых. А еще ваби-саби — это отличный повод не заправлять постель!

3. Комфорт, уют и лен

Дом — это место покоя и умиротворения, место, где царит комфорт, спокойствие и уют. Согласно философии ваби-саби, ничто в этом мире не совершенно. Комфорт, как и красота, кроется в мелочах — небрежно разбросанных мягких подушках и одеялах, приглушенном освещении и фактурных, аскетичных деталях. В свою очередь натуральные ткани природных оттенков помогут создать мягкость и уют, подчеркивая красоту неидеального мира.

4. Устойчивое качество и искусство починки разбитого

При создании интерьера в стиле ваби-саби эксперты рекомендуют выбирать элементы дизайна, которые не только радуют глаз, но и красиво стареют, становясь со временем ещё более красивыми. Это может быть сделанная вручную деревянная дощечка для кухни или покрытая патиной декоративная чаша. А еще в японской культуре есть древний вид искусства, добавляющий очарования разбитым предметам быта с помощью лака, смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Этот уникальный способ починки созвучен с философией ваби-саби и называется кинцуги. Что бы вы сделали с разбитой чашкой? Наверное, собрали бы осколки и выбросили их. Мастера кинцуги склеивают осколки золотом, даря новую жизнь вещам с недостатками. Кинцуги демонстрирует не только то, что изъяны делают вещь уникальной, но и то, как они могут менять её судьбу до неузнаваемости. Такие вещи с золотыми «шрамами» олицетворяют прочность, силу и, в то же время, несовершенство, что делает их еще более красивыми.

Приверженец философии ваби-саби, автор книги «
Wabi Sabi. Японские секреты истинного счастья в неидеальном мире» Бет Кемптон (Beth Kempton) сказал:

«Ваби-саби позволяет быть собой, но не сходить с ума от стремления к непостижимой цели совершенства. Она мягко подталкивает туда, где человек может расслабиться, притормозить и наслаждаться жизнью. Она также показывает, что красоту можно найти в самых невероятных местах, давая возможность каждый день радовать себя и других»

.  

Что такое «ваби-саби», или Японская философия красоты


Олеся Ахмеджанова

Если спросить японца, что такое ваби-саби, то он, скорее всего, покачает головой, замешкается, извинится и скажет, что это очень сложно объяснить. А мы попробуем: скоро у нас выйдет чудесная книга «Ваби-саби», которая посвящена японской философии. Рассказываем, почему тренд на ваби-саби захватывает и мир и что такое красота по-японски.

Тренд, который покорил мир

В 2017 году философия ваби-саби стала трендом. Удивительно, как понятие, которое продвигает простоту и аскетизм, дошло до Голливуда. Поклонниками ваби-саби стали актриса Джессика Альба и основатель Twitter Джек Дорси.


«Ваби-саби»


В Инстаграме* по хештегу #wabisabi более 400 тысяч публикаций! Источник: @elea.ceramics

Истоки ваби-саби скрываются в философии дзен. Если сравнивать с западным миром, то ваби-саби занимает то же место, что и греческие идеалы красоты. В широком смысле это понятие обозначает образ жизни. В узком — определенный тип красоты.

Хотя свести японский идеал можно к трем основополагающим принципам: ничто не вечно, не совершенно и не закончено.

Значение «ваби» и смысл «саби»

Изначально значения слов «ваби» и «саби» были далеки друг от друга. Значение «саби» — холодный, худой, увядший. А «ваби» — уединенная жизнь в окружении природы, вдали от общества. Сегодня японцы говоря «ваби», часто подразумевают «саби» — и наоборот.

«Ваби-саби не так просто постичь, поскольку логические построения тут бессильны, а зрение оказывается куда важнее разума, — рассказывает о японском понятии Александр Раевский, историк-японист, заведующий кафедрой психологии языка МГУ. — Но умеющий увидеть ваби-саби в окружающем мире становится богаче и мудрее, а умеющий выразить его в творчестве получает мощный инструмент воздействия».

Стиль ваби-саби

Рассказать о ваби-саби не так просто. Лучше показать. Мы выбрали несколько полезных мыслей и иллюстраций, которые объясняют, какие вещи красивы по мнению японских философов.

Земные

Вещи в эстетике ваби-саби выглядят грубыми и неотшлифованными. Обычно они изготовлены из материалов, которые недалеко ушли от своего первозданного состояния — земли, из которой их извлекли или с которой их подняли.

Это необработанные текстуры и шероховатые поверхности.


Источник

Простые

Простота — это важнейший элемент объектов ваби-саби. Обычно такой подход ограничивает выбор материалов и требует, чтобы отвлекающих внимание особенностей было как можно меньше.

Но это никак не уменьшает «интересность»: нам хочется взглянуть на объект еще, и еще, и еще раз.


Источник

Покорные естественным процессам

В предметах ваби-саби будто застыло время. Они сделаны из материалов, которые сохраняют прикосновения человеческих рук и природы. Солнце, ветер, дождь, жара и холод оставляют свои знаки на них: выцветшую краску, ржавчину, налет, пятна, коробления, усадку, морщинки и трещинки.


Источник

Чуть-чуть неправильные

Философия ваби-саби равнодушно относится к обычным представлениям о хорошем вкусе. Она предлагает «неправильные» творческие решения. Сначала объекты ваби-саби кажутся странными, бесформенными, неуклюжими. Но они хранят следы историй и случайных происшествий, как, например, чашка, склеенная из осколков.

Неброские

Вещи в духе ваби-саби выглядят непринужденно и нетребовательно. Они не размахивают транспарантом, крича: «Я имею большое значение», и не желают быть в центре внимания. Они скромны и ненавязчивы, спокойно соседствуя с другими предметами обстановки.

Потемневшие

Ваби-саби проявляет себя через бескрайний спектр серых оттенков: серо-голубой с коричневым, серебристо-красный с темно-серым, желто-зеленый, индиго. Коричневых: насыщенный коричневато-синий, приглушенный зеленый. И черных: красно-черный, сине-черный, черно-зеленый.


Источник

Вселенная ваби-саби

Вещи в духе ваби-саби — компактные, тихие и обращенные внутрь. Они зовут: подойди ближе, потрогай, породнись. Они вдохновляют сократить психологическую дистанцию между человеком и вещью. Надо сказать, что тренд особенно укоренился в производстве посуды: у многих брендов появились простые, грубоватые, с потертостями и псевдотрещинками коллекции.


Источник

Конечно, философия ваби-саби гораздо шире. Это величие, которое заключено в неприметных деталях.

И хрупкий баланс между удовольствием от обладания вещами и радостью свободы от вещей.

«С помощью ваби-саби, — пишет Леонард Корен, автор книги „Ваби-саби“ — я разрешил мучившую меня художественную дилемму: как создавать красивые вещи и не впадать в удручающий материализм, который обычно окружает творческий процесс».

Хотите узнать о японской философии больше и создавать красивые вещи? Открывайте книгу «Ваби-саби». «Уверен, книга поможет читателям овладеть этим инструментом или, по крайне мере, научит тому, что у красоты есть несколько измерений», — пишет историк-японист Александр Раевский.

Обложка отсюда

*Инстаграм принадлежит компании Meta, которая признана в России запрещенной экстремистской организацией

4 способа практиковать ваби-саби, японский секрет счастья

10 комментариев

Бывают моменты, когда жизнь разворачивается совсем не так, как нам хотелось бы или представлялось, когда мы не имеем контроля и вынуждены смотреть в лицо несовершенству ситуации. Сейчас мы переживаем один из таких моментов с COVID-19: ситуация, которую никто не ожидал и которая перевернула нашу жизнь с ног на голову. Именно в такие моменты мы можем вернуться к простой, но глубокой философии ваби-саби, одному из японских секретов счастливой жизни.

Ваби-саби относится к эстетической философии и видению, применяемому к объектам, которое намекает на красоту в несовершенстве и ценность течения времени, и открыто принимает разрушение и быстротечность существования, как человеческого, так и материального. Например, прекрасная фарфоровая чашка, которая использовалась много лет — она потрескалась и поцарапалась от использования, но приобрела ценность и красоту благодаря своей богатой истории. Но, помимо эстетической точки зрения, ваби-саби также дает уроки для наших повседневных действий и того, как мы воспринимаем мир и саму жизнь.

Ричард Пауэлл, автор книги Wabi Sabi Simple , отмечает, что «ничто не вечно, ничто не закончено, ничто не совершенно» — и я бы добавил к этому, что это прекрасно.

Необходимо усвоить, что мы можем найти красоту в несовершенстве, что мы должны чтить мимолетную природу переживаний и самого существования, наслаждаясь и живя настоящим моментом, что жизнь не совершенна и не будет совершенной, но что она прекрасна и что ничто не вечно, поэтому каждое мгновение священно.

Мы можем быть разочарованы ситуацией, мы можем чувствовать, что все идет не так, как нам хотелось бы, мы можем желать, чтобы некоторые вещи длились дольше, а другие закончились раньше. Мы страдаем, когда наши планы идут не так, как мы ожидали, или когда опыт не так совершенен, как мы надеялись. Ваби-саби может помочь нам здоровым образом адаптироваться к изменениям и бесконечным циклам жизни. Как писал Чарльз Дарвин, выживают не самые сильные или самые умные виды, а самые гибкие и приспосабливаемые.

В это время мы сталкиваемся с призывом к вниманию и напоминанием вернуться к главному — простым и волшебным аспектам жизни. Мы можем научиться распознавать красоту и ценить несовершенство и непостоянство как возможность расти и жить полной жизнью.

Как начать заниматься ваби-саби? Вот четыре способа применить эту философию в повседневной жизни.

Насладитесь настоящим моментом. Сейчас много говорится и пишется о практике внимательности — искусстве жить настоящим — и о том, как мы можем приучить свой ум быть здесь и сейчас, чтобы мы могли наслаждаться позитивными моментами каждого дня. Мы можем начать с того, что ежедневно уделяем несколько минут тому, чтобы сосредоточиться на дыхании, телесных ощущениях или эмоциях. Практика осознанности предлагает нам присутствовать в течение дня: наслаждаться первой утренней чашкой кофе, с изумлением созерцать облака и их движение, слушать более внимательно и (когда мы можем делать это безопасно) обнимать друг друга. сердцем к сердцу.

Примите свою личную историю. Поразмышляйте о пройденном вами пути, обо всех взлетах и ​​падениях и обратите внимание на моменты радости, обучения и трансформации (как внешней, так и внутренней), которые вы пережили с течением времени. У каждого человека есть уникальная история со своей подлинной и особенной красотой. Размышляя об этих моментах и ​​описывая их, мы развиваем перспективу и чувствуем чувство выполненного долга и расширения возможностей. Не менее важно любить шрамы, которыми отмечена наша жизнь; мы не должны забывать, что каждый из них увеличивает ценность нашей личной истории.

Извлечь обучение. Когда что-то идет не так, как мы ожидаем, или нас удивляют события, которые меняют порядок нашей жизни, чему мы можем научиться из этой ситуации? Обучение превращает нас из жертв в созидателей, позволяя нам адаптироваться и развивать устойчивое отношение к изменениям, потерям и переходу.

Найдите красоту в простоте. Мы можем научиться по-новому определять красоту, расширять свой взгляд и выделять элементы, вызывающие радость и признательность. Мы можем делать это с предметами, которые собрали вокруг себя, с нашими повседневными взаимодействиями с теми, кого мы встречаем или с кем живем, а также с природой. Вы можете попробовать фотографировать красоту, которую наблюдаете каждый день, и создать альбом ваби-саби.

Пришло время принять перемены, мимолетность и несовершенство как источник красоты, мудрости и роста. Мы часто говорим о «разрушении времени»; мы приучены сопротивляться старению и искать вечную красоту и молодость. Время не сеет хаос — время формирует произведения искусства и придает ценность как объектам, так и людям. Как прекрасно уметь рассказывать истории и иметь морщины и шрамы (внутренние и внешние), которыми отмечен путь всей жизни.

Валентина Марин из Боготы (Колумбия) изучала коммуникации в университете, но нашла свое призвание в области счастья и позитивной психологии. Она закончила CiWPP в 2018 году и в настоящее время получает сертификат в области исследований счастья. Валентина является национальным директором по вопросам счастья в университете в Боготе, работает с компаниями и командами, предоставляя им инструменты для построения их путей радости, и проводит ежемесячные семинары. Узнайте больше о Валентине на senderosdealegria.com.co.

5 учений японской философии ваби-саби, которые могут кардинально улучшить вашу жизнь — OMAR ITANI

В мире, который пронизан высокими уровнями стресса, стремительной жизнью, нереалистичными стремлениями к совершенству и пагубным недугом материального богатства, существует древний японский образ жизни, который может быть именно тем, что нам нужно прямо сейчас, чтобы спасти нас от нашей полной гибели.

Ваби-саби — это элегантная философия, обозначающая образ жизни, более связанный со связью — образ жизни, при котором мы глубоко связаны с природой и, таким образом, лучше связаны с нашим истинным внутренним миром.

Ваби-саби — это концепция, которая побуждает нас постоянно искать красоту в несовершенстве и принимать более естественный цикл жизни. Он напоминает нам, что все вещи, включая нас и саму жизнь, непостоянны, неполны и несовершенны. Таким образом, совершенство невозможно, и непостоянство — единственный путь.

Взятые по отдельности, wabi и sabi представляют собой две отдельные концепции:

  • Wabi — это признание красоты в скромной простоте. Он предлагает нам открыть свое сердце и отрешиться от суеты материализма, чтобы вместо этого мы могли испытать духовное богатство.

  • Саби касается течения времени, того, как все вещи растут, стареют и распадаются, и как это прекрасно проявляется в объектах. Это предполагает, что красота скрыта под поверхностью того, что мы на самом деле видим, даже в том, что мы изначально воспринимаем как сломанное.

Вместе эти две концепции создают всеобъемлющую философию подхода к жизни: принимайте то, что есть, оставайтесь в настоящем моменте и цените простые, преходящие этапы жизни.

В самой ткани этой вековой философии заключено множество мудрости. Вот пять из этих учений ваби-саби, которые могут лучше помочь вам полностью отойти от современной борьбы, связанной с быстрым движением, стремлением к совершенству и погоней за неорганическими формами успеха.

Лично я очарован принципами ваби-саби, потому что они действительно помогли мне добиться большей уравновешенности и грации в моей повседневной жизни.

Дэва Сандзан — малоизвестный горный массив на севере Японии. С 8-го века это священное место паломничества монахов Ямабуси, которые участвуют в ежегодных ритуалах в поисках возрождения и просветления для своего разума, тела и души. Основная философия их обучения может быть выражена одним словом Укетамо , что означает «Я смиренно принимаю с открытым сердцем».

Вот как это работает:

  • Вы вот-вот потеряете работу? Укетамо .

  • Прогноз внезапно изменился на ливень, и теперь вы должны отменить мероприятие на открытом воздухе? Укетамо .

  • Вы попали в дурацкую аварию, сломали левую ногу и весь следующий месяц должны быть в гипсе?

    Укетамо .

Укетамо означает принятие до глубины души. Ямабуси понимали, что чем раньше вы сможете принять все хорошее и плохое, что преподносит вам жизнь, тем легче вы себя почувствуете. Они поняли, что мы обретаем свободу через принятие, а благодаря принятию мы находим путь к росту.

Какая свобода? Свобода остановить все формы страдания.

Какой рост? Возможность учиться и расширяться из нашей собственной борьбы.

Видите ли, мы склонны считать, что дзен — это жизнь в бесконечном беззаботном состоянии блаженства и спокойствия. Вот проверка на практике: это не так.

Дзен рассказывает о том, как вы встречаете вызовы и трудности, которые бросает вам жизнь. Речь идет о том, как вы справляетесь с неизбежными реалиями неудач, горя, беспокойства и одиночества. Дзен в вашем ответе. Примете ли вы несовершенный поток жизни? Или будешь бороться? Найдёте ли вы покой в ​​том, что происходит прямо здесь и сейчас? Или вы будете отрицать это и таким образом продолжите свою борьбу с этим?

Идея довольно проста: продолжая сопротивляться, вы будете продолжать усугублять свои страдания.

Таким образом, первое учение философии ваби-саби состоит в том, чтобы практиковать благодарность и принятие. Это не о том, чтобы сдаться. Речь идет о том, чтобы сдаться серьезности сложившейся ситуации, а затем активно играть роль в решении того, что произойдет дальше.

Укетамо напоминает мне то, что стоики называли Amor Fati , любовь судьбы. И ваби-саби проповедует то же самое: вы найдете покой и свободу, и вы ступите на путь роста, как только вы начнете уступать и сдаваться несовершенному потоку жизни.

Если в природе все постоянно меняется, то ничто и никогда не может быть абсолютно полным. А поскольку совершенство есть состояние завершенности, то ничто и никогда не может быть совершенным. Следовательно, философия ваби-саби учит нас, что все вещи, включая нас и саму жизнь, непостоянны, неполны и несовершенны.

Проблема, однако, в том, что наше ошибочное мышление затуманило наше понимание того, что такое совершенство на самом деле.

Откройте тезаурус и найдите антонимы к слову «идеальный», и вы найдете следующие слова: Ущербный, коррумпированный, неполноценный, плохой, второсортный, неумелый, сломанный, неправильный, плохой… Боже мой. Весь этот негатив. Неудивительно, что мы так одержимы поиском совершенства.

Мы лепим идеальное тело, основываясь на том, как общество считает, что оно должно выглядеть, чтобы пройти тест на совершенство. Мы ищем идеальную карьеру и идеального партнера, основываясь на чьем-то определении этого совершенства. И как создатели, мы откладываем до вечности, прежде чем когда-либо выпустить это несовершенное произведение искусства.

В 2020 году мировой рынок антивозрастных средств оценивался примерно в 60 миллиардов долларов США. Люди отчаянно хотят выглядеть моложе. Но разве старение не естественный цикл жизни? Разве старение с течением времени — это не красота?

Все это происходит из-за того, что нас кормят ложным верованием, что мы недостаточно хороши. И мы приняли это мнение, которое даже не является нашим собственным. Мы позволили ему определять нас. И теперь мы преследуем эту иллюзию совершенства, думая, что это заставит нас чувствовать себя достойными и достаточно хорошими внутри себя.

Но вот проверка реальности: Совершенства не существует, потому что несовершенство — это естественное состояние жизни: вы цельны, являетесь всей полнотой, такой, какой вы есть.

Чтобы устранить это негативное клеймо вокруг несовершенства, нам сначала нужно полностью отвергнуть его как «противоположное» той вымышленной конструкции, которая есть совершенство. Нам нужно написать новый нарратив, который гласит: Несовершенство — это не компромисс; несовершенство — это единственный способ, потому что несовершенство — это истинная природа вещей.

Второе учение философии ваби-саби простое: Стремись не к совершенству, а к совершенству.

Другими словами, просто сделайте все возможное, чтобы быть лучшим, чем вы можете быть.

Это соответствует одному из четырех соглашений Дона Мигеля Руиса о достижении личной свободы. В ваших отношениях с партнером постарайтесь быть лучшим партнером, которым вы можете быть. В своем творчестве стремитесь к мастерству. Работайте над улучшением формы своего ремесла, даже не ожидая достижения абсолютного совершенства.

Все в жизни, включая вас, находится в несовершенном состоянии. Изменение — единственная константа. Все преходяще и ничто никогда не бывает завершенным. И поэтому совершенства не существует.

Больше в инстаграме.

Древний вид искусства происходит от ваби-саби, при котором вы чините сломанные предметы золотыми пломбами, придавая им «золотые шрамы». Он известен как Кинцуги.

Представьте себе миску или чайник, упавшие на пол. Что бы вы сделали с ним? Скорее всего, вы соберете осколки и выбросите их. Но не с Кинцуги. Здесь вы собираете осколки разбитой глиняной посуды и склеиваете их жидким золотом. Разве это не сделало бы их несовершенными, постоянно и неизбежно испорченными, но каким-то образом более красивыми?

Кинцуги  напоминает нам, что в сломанных вещах есть великая красота, потому что шрамы рассказывают историю. Они демонстрируют стойкость, мудрость и стойкость, заработанные с течением времени. Зачем скрывать эти несовершенства или золотые шрамы, если мы должны праздновать их?

Пример чаши кинцуги. Источник .

Идея здесь проста: в вашей жизни будет много раз, когда вы будете чувствовать себя сломленным. Будут события, которые оставят у вас эмоциональные или физические шрамы. Не прячьтесь в тени собственного солнечного света. Не затемняй свой свет мраком облака. Вместо этого пусть эти шрамы будут перерисованы золотом.

Учтите, что ваши неудачи должны научить вас тому, как , а не , чтобы что-то делать, ваши ошибки должны научить вас важности прощения, а ваши морщины должны напомнить вам о смехе, который их вызвал.

Начните принимать эту концепцию Кинцуги – сломанные объекты нельзя прятать, их нужно демонстрировать с гордостью — и вы постепенно начнете понимать, как растворяете этот образ совершенства и заменяете его новая божественная концепция красоты: всецело вас.

Вам может быть интересно, но как вы можете увидеть красоту под поверхностью? Как вам удается находить красоту в повседневной жизни, когда все кажется таким мрачным и мрачным?

Ответ на эти вопросы содержится в четвертом учении философии: замедлите и упростите свою жизнь. В противном случае вы пробежитесь по нему, дойдете до конца и удивитесь: «А в чем был смысл?» Это учение довольно простое, но его непосредственные и долгосрочные последствия очень глубоки.

И вот почему:

  1. Замедление является противоядием от жизни в ритме спешки. Замедление — это то, что помогает вам стать более наблюдательным человеком. Который затем поможет вам стать более самосознательным. Почему? Потому что, как только вы замедляетесь, вы начинаете создавать пространство для паузы и размышлений, удивления и вопросов. Вы естественным образом становитесь более присутствующим. Как вы думаете, почему большинство людей достигают дна или полного выгорания, прежде чем до них наконец доходит, что их образ жизни нежизнеспособен? Это потому, что они двигались слишком быстро и никогда не замедлялись, чтобы выделить ментальное и эмоциональное пространство для наблюдения и анализа своего самосаботажного поведения.

  2. Упрощение жизни — это противоядие от сложной жизни. В любой момент времени, как только вы попытаетесь что-то изменить в своей жизни, вы снова и снова поймете, что первый шаг — не спрашивать: «Что мне нужно добавить», а «Что мне нужно добавить?» нужно удалить ?» Когда вы собираетесь переехать в новый дом, вы выбрасываете некоторые старые вещи. Когда вы составляете бюджет, вы отбрасываете ненужные расходы. Когда вы вступаете в новые отношения, вы задаетесь вопросом, от каких привычек мне нужно избавиться, чтобы освободить место для этого человека в моей жизни. Расхламление — неотъемлемая часть пути к росту и изменениям. Отказ от того, что вам больше не служит, — это то, как вы оставляете место для того, что будет.

Медленно и просто — это единственный способ почувствовать радость от того, что значит быть живым. Почему? Потому что только так вы позволите себе стать более присутствующим и в гармонии с окружающим миром. Только так вы погрузитесь в ткань этой вселенной и оцените ее такой, какая она есть: радость поливать цветы по утрам, радость смотреть на заходящее солнце, радость слушать тихий дождь, радость выпечки. торта или чтения книги под долей дерева.

Красота есть во всем живом.

И в этом суть четвертого учения: замедлитесь, упростите свою жизнь и сконцентрируйтесь на том, что действительно важно для вас. Станьте более преднамеренными, если вы хотите испытать радость повседневной жизни.

Современное общество одержимо поиском счастья. Честно говоря, я сам стал жертвой этого. Я провел значительную часть своей юной взрослой жизни, стремясь к следующему большому делу: следующей большой работе, следующему большому стартапу, следующему большому переезду в новую страну. И каждый раз, когда я переутомлялся, чтобы достичь того, чего, как мне казалось, я хотел быть, эта волна пустоты захлестывала меня.

Эта волна безнадежности — это то, что гарвардский позитивный психолог Тал Бен-Шахар назвал ошибкой прибытия, «иллюзией, что как только мы это сделаем, как только мы достигнем своей цели или достигнем пункта назначения, мы достигнем прочного счастья». Но, конечно, это не так, потому что навязчивая постановка целей не ведет к счастью, а ведет к бездумной и напряженной игре в апорт.

Правда в том, что наша одержимость поисками счастья ослепила нас, и мы не понимаем, что такое счастье на самом деле: Эмоция.

Это просто еще одна эмоция.

Мы чувствуем себя счастливыми и несчастными точно так же, как мы злимся, грустим, напуганы или взволнованы. Вы не можете быть счастливы все время так же, как вы не можете все время быть взволнованными.

Так в чем проблема погони за счастьем? Во-первых, он всегда будет уклоняться от вас. Во-вторых, практически невозможно быть счастливым все время.

Здесь начинается последнее учение о ваби-саби.

На 17-м веке 9Камень 0009 tsukubai (бассейн с водой) в храме Рёандзи в Киото, на камне есть древняя надпись, где на камне написаны четыре китайских иероглифа. По отдельности эти символы не имеют значения. Но в сочетании с границами центральной площади их можно прочитать как «ware tada taru wo shiru», что означает «я знаю только изобилие» или «я знаю только довольство».

Я знаю только удовлетворение. как вы невероятно довольны состоянием счастья.

А как насчет более поэтичного перевода этой надписи?

Как насчет «богат тот, кто доволен тем, кто он есть и что у него есть». Или, как насчет этого: «Все, что у меня есть, — это все, что мне нужно».

Видите ли, корень всех несчастий рождается в недовольстве тем, где вы находитесь и что у вас есть. Это действительно так просто.

Корень всех несчастий рождается в том, что ты проводишь все часы бодрствования, устремляя взгляд в далекое будущее и глядя за пределы своей жизни, вместо того, чтобы открыть глаза на настоящее и заглянуть внутрь него.

Быть довольным тем, что имеешь и где находишься, значит быть благодарным. Быть довольным тем, что у вас есть и тем, где вы находитесь, работая над достижением того, чего вы хотите, и полностью веря в то, что вы можете этого достичь, значит действовать намеренно. А благодаря благодарности, намерению и действию вы обретаете счастье.

Но красота всего этого? Он возвращается к первому учению о ваби-саби: Принятие — это удовлетворение, а удовлетворение — это принятие.

Ваби-саби — это прекрасная философия, которую можно внедрить и практиковать в повседневной жизни. Семь принципов оптимизма прочно закреплены в ней.

Но по своей сути ваби-саби напоминает вам, что жизнь хрупка и преходяща, она так же непостоянна, как и все остальное в природе, так почему бы не разрешить себе быть именно этим, самим собой?

Как написала Бет Кемптон в своей книге « Ваби-саби, японская мудрость для совершенной несовершенной жизни» :

«Проще говоря, ваби-саби позволяет вам быть самим собой.