Фарфоровый завод попова: Фарфор Алексея Попова | Сергиевская кухмистерская

Содержание

описание, основная тематика ручной росписи, фирменное клеймо

«Завод Попова. Деревня Горбуново», — поясняют надписи под изящными фарфоровыми статуэтками и посудой, хранящимися в краеведческих музеях России. Фарфор Попова начал выпускаться тогда, когда в стране уже было несколько фабрик.

Начало и становление

Завод успешно работал больше 50 лет, хотя многие производства закрывались через 1-3 года. В середине 19 века эксперты сравнивали его продукцию с английскими и французскими изделиями и признавали, что поповская посуда почти приблизилась к ним. Подмосковное Хотьково не особо известно, хотя его вклад в русскую художественную культуру значимый. В начале 19 века северная часть городка называлась сельцо Горбуново – именно в нем началась история поповского фарфора.

В 1801 году Карл Мелли построил собственный фарфоровый завод, а через 5 лет продал его русскому купцу Алексею Попову. Алексей Гаврилович с энтузиазмом взялся за дело. Поначалу рабочие копировали чужие работы и выпускали их – это была незамысловатая посуда.

От позолоченной каймы к ампиру

Первыми работами стали трактирные сервизы. Они были простой формы, декорированы позолоченной каймой. Некоторые модели украшали осенние пейзажи – в них преобладали желто-коричневые цвета. Следующим этапом развития стало изготовление сервизов со сплошным фоном. Украшали его вставки с изображением цветочных букетов.

Постепенно сформировался собственный самобытный стиль. Один из журналов того времени написал, что молодая фабрика достигла большого мастерства в изготовлении фарфоровых изделий, а используемая в них живопись говорит о хорошем вкусе фабриканта. Заметка, опубликованная в 1815 году, стала первым общественным признанием. Через 10 лет Алексей Гаврилович расширил производство: у него работало свыше 280 человек – почти столько же, сколько на Императорском фарфоровом заводе.

Расширялось производство – росла и слава о продукции завода в Горбуново. Теперь уже он выпускал изделия в стиле ампир, декорированные пейзажами и сюжетными сценками. У изделий, выпускавшихся на этом этапе, была характерная форма: горлышко и ручки высокие, в декоре преобладали крылья, профили и цветочные композиции.

С годами форма становилась проще, а роспись – сложнее. Мастера покрывали изделия сплошным фоном, а на него наносили цветы и другие рисунки. В фарфоре середины 19 столетия присутствует тот самобытный колорит, который ценили покупатели того времени и ценят коллекционеры сегодня. До самой смерти купца его фабрика работала и процветала, выпуская простые и дорогие изделия для людей разного достатка.

Закат

Попов умер в 1850 году – дело его жизни перешло к сыну Дмитрию и дочери Татьяне. Пожилые наследники вскоре умерли, а семейный бизнес унаследовали их дети. Со смертью основателя начался закат производства. Художественное качество и ценность фарфоровых изделий постепенно падала, завод был почти разорен. Он перепродавался несколько раз, но ни один из новых собственников так и не возобновил выпуск фарфора.

В 1875 году последний владелец Фомичев закрыл производство и распродал его остатки. Гипсовые формы для изготовления сервизов приобрели представители завода Иконникова, а рецептура уникальных красок отошла к братьям Корниловым. Так закончилась эра фабрикантов Поповых, а их уникальная посуда и статуэтки теперь выставляются в музеях, продаются с аукционов и хранятся в частных коллекциях.

Особенности и отличия

У фарфора Поповых есть свои особенности и отличия. Главная особенность изделий – их художественный декор с доминирующей английской темой. Изначально фабрика выпускала классические изделия, но Алексей Григорьевич с присущим ему энтузиазмом искал собственный уникальный стиль. И нашел.

При оформлении изделий мастера уделяли особое внимание каждому элементу, тщательно его прорабатывали. Тарелки, чашки, вазы, сервизы расписывались вручную. Профессионализм мастеров и использование передовых техник обеспечили производству конкурентные преимущества. Художники, работавшие на заводе, первыми получили синюю и каштаново-коричневую эмали.

Основные темы ручной росписи

В поповских изделиях преобладают сложные орнаментальные композиции – мастера использовали огромное количество элементов. Настолько огромное, что иногда они перекрывали основной рисунок.

В качестве основного рисунка использовались:

  • цветочные букеты;
  • сюжетные композиции;
  • пейзажи.

В готовой посуде чувствовался композиционный переизбыток, при этом она была настолько сочной и самобытной, что пользовалась хорошим спросом. Ничего подобного не выпускали российские и европейские фабрики того времени. Изделия Попова с удовольствием покупали московские купцы.

Статуэтки

Не посудой единой славилось производство Алексея Гавриловича. Поповские статуэтки пользуются высоким спросом до сих пор. Мужчина и женщина, пастух, мальчик с барашком, судья, подросток с флейтой, цветочница, крестьянка – все персонажи выполнены реалистично, за что и ценятся.

Серию обывателей, в которую входят перечисленные выше герои, завод выпустил в 30-х годах 19 столетия. Она самая известная, но были и другие скульптуры:

  1. Аллегорические скульптуры, выпускавшиеся в 30-40-е годы.
  2. Герои романов и популярных пьес – в тот же период, что и аллегории.
  3. Уличные торговцы – в 40-50-е годы. Их прототипами стали иллюстрации в журналах.
  4. Эротические статуэтки. Мода на них была в середине 19-го века.

Единого стиля в скульптурах не было – выпускали не только фигурки людей, а и здания, мебель, плоды, другие предметы сложной формы.

Изначально художники расписывали фигурки в пастельных тонах, без глазури. Затем уже в росписи начала использоваться глазурь. Мастера уделяли особое внимание прорисовке одежды персонажей, позам, эмоциям. Каждая деталь изображалась точно и живо. В итоге герои получались естественными, узнаваемыми, без театральной наигранности.

Клеймо

Российские предприятия обязаны были ставить клеймо на свою продукцию, чтобы защитить ее от подделок. Фарфоровые изделия исключением не являлись, но многие заводчики не желали этого делать, искали способы, чтобы уклониться от выполнения царского указа.

Предприятие купца Попова маркировало свою продукцию уже в первые годы работы. Владелец использовал клеймо-монограмму «АП» в многочисленных вариациях: красная, золотая, синяя, черная, нанесенная надглазурным, подглазурным способом или вдавливанием. Единого размера нет.

Заключение

Предприятию Алексея Гавриловича Попова удалось войти в число наиболее значимых фарфоровых фабрик России. Уровень Императорского завода оно не превзошло, зато оставило далеко позади других конкурентов. В их числе был и завод Гарднера.

Богатое наследие и большие возможности Хотькова

Завод А.Попова — известнейшее фарфоровое предприятие России первой половины XIX века.

Хотьково — город удивительный, сочетающий науку и производство с огромным творческим потенциалом и богатейшим историко-культурным наследием. Одна из драгоценных бусин  в истории Хотькова — фарфоровый завод Алексея Попова.

Алексей Гаврилович покупает завод в 1811 году. Спустя 10 лет фарфор Попова приобретает индивидуальность и становится узнаваемым. Этому немало способствовала собственная лаборатория красок. Именно здесь появились характерные для поповского фарфора: зеленые, ярко-синие, каштановые тона.

Этим летом хотьковские краеведы сделали небольшое открытие, касающееся фарфорового завода Попова. Похоже сохранилось здание, которому больше полутора веков и которое построил фабрикант Попов.

Долгое время считалось, что на фабрике Попова в 1-й половине XIX века и до самого его закрытия существовали только деревянные корпуса: складские помещения, цеха, жилые помещения, лаборатория.

Благодаря нашему последнему походу на эту территорию, мы нашли в основании самого старого корпуса, который считался корпусом ткацкой фабрики, металлическую балку с датой 1859 год. В это время, абсолютно точно известно, это была еще фарфоровая фабрика Попова — Наталья Малашина, историк, краевед Хотькова, сотрудник культурного центра «Елизавета Мамонтова»

Историки продолжат исследовать эту тему. Но члены Общественного совета Хотькова и мастера-керамисты уже  некоторое время работают над тем, как наследие Попова вплести в современность города.

Вы только вдумайтесь. Человек, который родился в середине XVIII века, работал в основном в XIX веке. Он сработал так, что плоды его труда, его изделия дорожают с каждым днем в наше время, в XXI веке. Этот процесс не останавливается. Это говорит о том, что надо жить и работать так, как жил и работал Попов —

Мария Дайн, председатель Общественной палаты Сергиево-Посадского городского округа 

На встрече хотьковской общественности с депутатом Государственной Думы Сергеем Пахомовым говорили о том, что  современного творческого потенциала  города хватит на то, чтобы, следуя традициям поповского фарфора, создать современную фабрику. Ведь выпускники Абрамцевского колледжа, коих в окресностях немало, способны  повторить декоративность, тонкий колорит, живопись чистыми красками с крупным декоратитвным пятном, присущим поповскому фарфору.

Реплики очень известных произведений в любом материале — очень популярная тема в любой культуре, в европейской прежде всего. Я думаю, что мы можем быть к этому причастны. Из современных материалов, пусть они будут не идентичны поповским, мы можем это производить. В небольших количествах, разумеется. Но это будет высокохудожественно, потому что у нас есть хорошо обученные люди, умеющие расписывать. Я думаю, что это будет возможно —

Анна Филиппова, керамист

Говорили и о том, что галерея Алексея Попова могла бы стать популярным местом экспонирования частных коллекций, а само Хотьково местом притяжения фарфористов со всей страны, например в рамках фестиваля фарфора. Да и украсить въезд в Хотьково чайной парой фарфорового завода Попова — тоже  красивая и  исполнимая идея.

Обсудили проект реконструкции общественного пространства вокруг прудика, который располагается на въезде в Хотьково. Как облагородить, сделать тематическую приветственную зону, въезд в город в Хотьково. Есть некоторые картинки, мысли, идеи. Вот этот вопрос прикладной —

Сергей Пахомов, депутат Государственной Думы 

Сегодня произошло очень важное событие. Вот такая всеобщая поддержка и Сергей Александрович нас поддержал. Здесь сразу развязался живой разговор между краеведами, керамистами, специалистами по фарфору. Вы знаете, как люди зажигаются общей идеей, видели, как у них глаза горели. А таких единомышленников у нас очень много — Рита Тихомирова, председатель Совета депутатов Сергиево-Посадского городского округа 

У хотьковчан действительно уже многое  получилось: проходят скульптурные симпозиумы «Хотьковские сезоны», Объединение «Сделано в Хотьково» проводит выставки и арт-базары. Так, почему бы не состоятся еще одной творческой инициативе.

Мануфактура Попова | Лоток | Россия, Горбуново

Мануфактура Попова | Лоток | Россия, Горбуново | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Поднос

Мануфактура: Мануфактура Попова (1811–75)

Дата: ок. 1815–20

Культура: Россия, Горбуново

Середина: Твердый фарфор

Размеры: 10 7/8 × 10 дюймов (27,6 × 25,4 см)

Классификация: Керамика-фарфор

Кредитная линия: Дар Милдред Р.

Моттахеде, 1980 г.

Регистрационный номер: 1980.141.2

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Похожие произведения искусства

  • Мануфактура Попова
  • Европейская скульптура и декоративно-прикладное искусство
  • Керамика
  • Глина
  • Стекло
  • Стеклянная паста
  • Твердый фарфор
  • Фарфор
  • Лотки
  • Из Азии
  • Из России
  • С 1800 по 1900 г. н.э.

Ресурсы для исследований

Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.

API-интерфейс Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

Европейская скульптура и декоративно-прикладное искусство в Метрополитене

Обширная коллекция европейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства Метрополитена отражает развитие ряда форм искусства в странах Западной Европы с начала пятнадцатого до начала двадцатого века.

Фарфор Попова — 2 для продажи на 1stDibs

Марк Фрэнсис

Немецкие фарфоровые тарелки

Русский медведь

Российский императорский фарфор

Русский кубок

Немецкие стеклянные тюльпаны

Зелено-белый фарфор

Бело-голубые подсвечники

Еще популярные поисковые запросы

Сервиз из русского позолоченного фарфора XIX века от Мануфактуры Попова

Расположен в Лондоне, Великобритания

Этот изысканный центральный предмет был изготовлен из фарфора и позолоты русской мануфактурой Попова.

Категория

Антикварный русский неоклассический фарфор XIX в. В 12,6 дюйма Дм 9,85 дюйма

Пара старинных русских фарфоровых изделий в стиле рококо Подсвечники

Расположен в Лондоне, Великобритания

Эти изысканные фарфоровые подсвечники были изготовлены в XIX веке знаменитым русским Поповым

Категория

Старинные русские подсвечники в стиле рококо XIX века

Материалы

Фарфор

Пара старинных русских фарфоровых подсвечников в стиле рококо

H 12. 21 дюйм 5,12 дм

Недавние продажи

Набор из четырех десертных тарелок «Попов»

Расположен в Хилверсюме, Нидерланды

. Фарфоровая мануфактура Попова была основана немцем Карлом Мелли в 1806 году в селе Горбуново 9.0007

Категория

Старинный русский фарфор 1820-х годов

Материалы

Фарфор

Набор из четырех десертных тарелок «Попов»

H 1.19 дм 8,27 дм

Чашка Попова с блюдцем, ок. 1820 г.

Находится в Сент-Луис, Миссури

Чашка и блюдце Попова, каждая деталь с розовым эмалевым покрытием, украшенные черным неоклассическим орнаментом

Категория

Старинный русский неоклассический фарфор начала XIX века

Материалы

Фарфор

Чашка и блюдце Попова, ок. 1820 г.

H 4 дюйма, дм 5 дюймов

French Paris Фарфоровая тарелка, вид на Парижскую оперу

900 06 Расположен в Бруклине, Нью-Йорк

French Paris фарфоровая тарелка в стиле русского поповского фарфора, лицевая сторона мелко

Категория

Антиквариат Начало XIX века Французский неоклассический фарфор

Материалы

Фарфор

Фарфоровая тарелка French Paris, вид на Парижскую оперу

H 0,1 дюйма, дм 9 дюймов

Пара континентальных фарфоровых ваз, вероятно, русских ваза, изготовленная заводом Попова, изображенная в «Русском фарфоре»

Категория

Антикварные неизвестные вазы XIX века

Пара континентальных фарфоровых ваз, вероятно, русских

В 12,5 дюйма Ш 3,75 дюйма Г 3,75 дюйма

Будьте в курсе новых поступлений

Сохраните «Фарфор Попова», и мы сообщим вам, когда появятся новые объявления в этой категории.

В поисках подходящего фарфора

Сегодня вы, скорее всего, достанете свой старинный и винтажный фарфор, чтобы украсить свой обеденный стол к особому блюду.

Фарфор, прочная и непористая керамика из глины и камня, впервые была изготовлена ​​в Китае и распространилась по миру благодаря торговым путям на Дальний Восток, проложенным голландскими и португальскими купцами. Учитывая его происхождение, носители английского языка называли фарфор «тонким фарфором» — выражение, которое можно услышать и сегодня. Действительно «прекрасно» — уже более тысячи лет этот материал пользуется большим спросом.

Meissen Porcelain, одна из первых фабрик, производивших настоящий фарфор за пределами Азии, популяризировала центральные фигурки в Германии в 18 веке, в то время как изделия Capodimonte, фарфоровой фабрики в Италии, являются синонимом цветов и, как известно, труднодоступны. Современные фарфоровые дома, такие как Maison Fragile из Лиможа, Франция — долгое время центр частного производства фарфора — поддерживают давние традиции города, сотрудничая с смелыми современными художниками, такими как иллюстратор Жан-Мишель Тиксье.

Фарфор не совсем неудобен для гостей, но он удивительно прочен и легко моется. Его низкая проницаемость и твердость сделали фарфоровые изделия одним из основных продуктов на кухнях и в столовых, а также обычным материалом для раковин в ванных комнатах и ​​зубных виниров. Хотя заманчиво хранить свой фарфор за закрытыми стеклянными дверцами шкафа и оставлять его только для демонстрации, ваши фарфоровые обеденные тарелки и сервировочные тарелки могут безопасно выдержать «опасности» столовой и использоваться во время еды.

На 1stDibs просмотрите обширную коллекцию антикварного и старинного фарфора, выполненного в различных стилях, включая Регентство, скандинавский модерн и другие образцы, созданные в эпоху середины века, а также рококо, который черпал вдохновение в природе и гончарном ремесле. фигурки животных и интеграцию органических мотивов, таких как цветочные узоры, в свои работы.

Подробнее

Вместе с Dansk Йенс Квистгаард привнес датскую простоту на американские столы

Когда дальновидный дизайнер из Копенгагена объединился с предприимчивой парой с Лонг-Айленда, магия скандинавского стиля приземлилась на кухнях и столовых по всей территории Соединенных Штатов.

Экстраординарная хозяйка Аэрин Лаудер делится интересными советами и аукционными решениями

Судья хорошего вкуса, курировавшая коллекцию для аукциона 1stDibs, приглашает 1stDibs в семейный амбар в Хэмптоне, чтобы воочию увидеть ее гостеприимный стиль.

Изготовленный вручную из лабораторного стекла, этот графин вмещает ваши любимые коктейли

Художник Симона Крестани вызывает в воображении очарование, которое вы помните из химии 101.

28 веселых домашних баров, где все (буквально) знают ваше имя

Простые или изысканные, оборудованные консолью, тележкой или нестандартной мебелью, эти стильные бары заслуживают внимания.

Познакомьтесь с прославленной хозяйкой, чьи волшебные столешницы украшают любой праздник

Для Стефани Бут Шафран прием гостей означает открытие ее сердца, а также ее дома.

Как отличить настоящий фарфор Capodimonte

Трудно найти ранние образцы итальянского производителя, но лучшие более поздние изделия обладают таким же невероятным шармом.