Фарфоровые заводы – Императорский фарфор. ИФЗшоп | Официальный магазин Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода.

Содержание

Производители — Классика фарфора

Уважаемые покупатели! В нашем магазине представлена фарфоровая продукция ведущих фарфоровых заводов России и Чехии:

Дулёвский фарфоровый завод

Дулёвский фарфоровый завод

1832 год ознаменовался для российского фарфорового производства открытием нового завода в Дулёво (сейчас носит название Ликино-Дулёво, располагается в Орехово-Зуевском районе Московской области). Его основателем стал купец Терентий Кузнецов, прибывший с целью расширения семейного бизнеса. Благодаря богатому опыту, накопленному на отцовской фарфорово-фаянсовой фабрике, располагавшейся неподалеку, в селе Ново-Харитоново (родине гжельского керамического промысла), Терентию удалось быстро отстроить и запустить новый завод. Предприятие оснастили по последнему слову техники, а мастеров для художественной росписи приглашали из местных и гжельских сел, благодаря чему очень быстро сформировалась своя собственная манера декорирования, отражавшая самобытность народа, национальные особенности и традиции творчества. К характерным особенностям растительно-орнаментальной росписи добавилась уникальная «агашка» – крупный розан, писавшийся, в отличие от гжельских цветов розово-пурпурной краской.

Всего через 20 лет предприятие в Дулёво стало крупнейшим в России производителем фарфоровых изделий. Наибольший успех и всемирное признание завод получил благодаря Матвею Кузнецову, внуку знаменитого купца Терентия. Матвей Сидорович продолжил и развил семейные традиции до небывалых высот. В 1887 году дулёвская фабрика вошла в «Товарищество фарфоровых и фаянсовых производств М. С. Кузнецова», объединившее семь основных заводов страны.

В 80-х годах XIX века в Западную Европу пришла мода на использование переводных рисунков вместо ручной росписи на фарфоре. Они выполнялись методом многоцветной печати с применением керамических красок. От ручной работы подобное произведение отличить было довольно сложно. Преимуществом такого подхода стало существенное увеличение объемов производства. Уже в 1900-е годы количество видов переводных рисунков в Дулёво достигало 900. В 1902 году фарфорозаводчика М. Кузнецова включили в список поставщиков Императорского двора. Вдохновленный этим почетным званием, он стал приглашать на производство знаменитых художников и активно реализовывать новые идеи. Одним из таких гостей стал В. А. Врубель, создавший уникальные формы и рисунки для фарфоровых изделий завода. Отличительной чертой изделий, произведенных в то время, является безупречная техника исполнения.

Революционные события привели к национализации завода, как и всех подобных предприятий в России. До 1991 года ему удавалось оставаться лидером в своей сфере, что подтверждают цифры:

  • более 75 миллионов – именно такой объем изделий выпускало предприятие, что было бесспорным рекордом в Европе;
  • 6500 человек составляли рабочий штат завода.

Позже предприятие подверглось реконструкции, на его базе открылась художественная лаборатория. Продукция состояла не только из обычных фарфоровых изделий, но и из настоящих произведений искусства, которые хранятся и теперь во многих музеях, галереях и частных коллекциях.

В наши дни «Дулёвский фарфоровый завод» является современным предприятием со всем необходимым технологическим оснащением. Его продукция востребована в 75 регионах России, соседних странах, Канаде, Норвегии, США и других государствах мира.

Мануфактуры Гарднер и Промыслы Вербилок

Мануфактуры Гарднер и Промыслы ВербилокМануфактуры Гарднер и Промыслы Вербилок

Такое название носил завод, основанный в 1754 г. купцом из Англии Францем Гарднером. Расположилось предприятие в селе Вербильцы (позже было переименовано в Вербилки) на территории Дмитровского уезда. Длительное путешествие купца по всей России завершилось в этом месте, где нашлась подходящая глина. Он начал производить изделия из фарфора, которые по качеству были ничуть не хуже европейских аналогов. Поражало и разнообразие ассортимента: Мануфактуры Гарднера выпускали как предметы повседневного обихода, так и эксклюзивные изделия, предназначавшиеся для украшения дворцов знатных особ. Наибольшей известностью пользовались роскошные именные сервизы, которые изготавливались по заказам аристократии и богатого купечества. В качестве декоративных элементов на них присутствовали вензеля, гербы, короны и монограммы.

Немного из истории предприятия

  • 1785 г. – получение права нанесения на изделия герба Москвы;
  • 1855 г. – разрешение на использование Государственного герба;
  • 1856 г. – присвоение фабрике статуса поставщика Императорского двора;
  • 1892 г. – приобретение фабрики М.С. Кузнецовым и включение ее, с сохранением оригинального названия и клейма, в семейное «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий», расширение производства;
  • 1917 г. – национализация предприятия и смена названия на «Дмитровский фарфоровый завод»;
  • 1920-е гг. – выпуск продукции по образцам Кузнецова;
  • 1930-1950-е гг. – выпуск изделий в духе соцреализма, в частности, популярной серии чайных сервизов «Искусство народов СССР» и сервизов с героической тематикой. Многие изделия этого периода получают признание и высокие награды на зарубежных выставках.

В 90-е годы XX века предприятие было выкуплено коллективом и начало активно возрождать традиции выпуска дореволюционного фарфора. В настоящее время в ассортименте фабрики присутствует несколько линеек фарфоровых изделий из прочного и белоснежного фарфора, на который вручную наносятся уникальные изображения:

  • столовые приборы, предметы сервировки стола;
  • сервизы и чайные пары по образцам XIX века;
  • изысканные вазы из «бисквитного фарфора»;
  • утонченные статуэтки для украшения интерьера;
  • настенные блюда и пр.

Секреты мастерства передаются потомкам старожилами Вербилок и каждое изделие хранит в себе частичку души умельца.

Гжельский фарфоровый завод

Гжельский фарфоровый заводГжельский регион, расположенный в 60-и километрах от Москвы, всегда был беден плодородными почвами, но зато богат глинами. И этот недостаток местные крестьяне успешно превратили в свое преимущество. Производство всевозможных гончарных изделий из красной глины с разноцветной росписью стало основным источником их дохода. Изготовлением недорогих глиняных игрушек и посуды в селах не занимался только ленивый. В такой незатейливой форме народный промысел существовал в Гжели около 400 лет, пока в регионе не были обнаружены месторождения высококачественных серых, а позже и белых глин. Благодаря этим находкам местные умельцы освоили производство полуфаянса и фаянса, формы изделий стали изящнее, а роспись многоцветнее и богаче, приобрела неповторимый оригинальный характер. Примерно в это же время к многокрасочному стилю росписи добавился монохромный сине-белый подглазурный орнамент, который впоследствии стал визитной карточкой Гжели. Изделия стали пользоваться все большей популярностью, мастера начали объединяться в артели и расширять рынки сбыта. В начале XIX века, после создания в России собственной формулы твердого фарфора, один из зажиточных крестьян решил использовать широкие возможности нового материала и открыл в гжельском селе Ново-Харитоново собственное фарфорово-фаянсовое производство. Звали его Яков Кузнецов, а случилось это знаменательное событие в 1810 году. Небольшой заводик стал первым шагом в создании знаменитой империи Кузнецовых, прославивших российский фарфор на весь мир.

В 1818 году предприятие уже работало в полную силу. Именно эта дата и считается официальным началом его истории. Семейное дело по наследству перешло к сыновьям Якова и успешно развивалось, изделия Фабрики братьев Кузнецовых пользовались большой популярностью. Хозяева приглашали на работу лучших мастеров со всей округи. В росписи использовали традиционные изображения птиц, роз и букетов полевых цветов. Благодаря хорошо организованному производству, посуда фабрики отличалась невысокой ценой, поэтому позволить ее себе могли даже небогатые люди.

Позже, когда семейный бизнес расширился далеко за пределы гжельского региона, Матвей Кузнецов создал «Товарищество фарфоровых и фаянсовых производств М.С. Кузнецова», объединившее уже семь фабрик, среди которых была и Ново-Харитоновская мануфактура. Изделия предприятия хорошо продавались не только в России, но и за рубежом. Особым спросом статуэтки и посуда пользовались в странах Азии. По этой причине в некоторых изделиях до сих пор ощущается влияние Востока.
Революционные события привели к национализации фабрики, основные цеха были переориентированы на производство технического фарфора, в том числе, электроизоляторов для линий электропередач. В небольшом объеме продолжался выпуск художественных изделий. Некоторые образцы игрушек и скульптуры, изготовленных в тот период, помещены в Русский музей в Санкт-Петербурге.

Во второй половине XX века предприятие являлось вторым в регионе по объему выпуска художественного фарфора, а в начале нулевых производство изделий народного художественного промысла становится одним из его приоритетных направлений, в связи чем вновь выделяется в самостоятельное предприятие и получает название «Гжельский фарфоровый завод». Современный Гжельский фарфоровый завод – это место, где трудятся потомки народных умельцев, которые работали еще во времена Кузнецовых. Художники создают настоящие шедевры, вкладывая в работу всю душу. Большое внимание творческой группы завода уделяется возрождению многоцветной надглазурной техники росписи, «изначальной Гжели» и работе с новыми формами. Благодаря этому завод занимает лидирующие позиции среди предприятий гжельского народного художественного промысла. Фирменные марки: «Гжель 1818» (традиционная кобальтовая и многоцветная роспись) и «Русский фарфор» (основные черты: тонкие стенки изделий, ручная роспись, золотой декор). Все изделия предприятия расписываются вручную. Продукция пользуется огромным спросом как в России, так и в странах Европы и Азии.

Гжельский фарфоровый завод Высокое качество Гжельский фарфоровый завод Доступные цены Гжельский фарфоровый завод Удобная доставка Гжельский фарфоровый завод
Оригинальная продукция

AOStory — ЭМИТЕНТ / КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ РОССИИ / ФАРФОРОВЫЕ ЗАВОДЫ — ZAVODFOTO.RU

КАТАЛОГ © ZAVODFOTO.RU / AOStory — ЭМИТЕНТ / КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ РОССИИ / ФАРФОРОВЫЕ ЗАВОДЫ:

СПИСОК ФАРФОРОВЫХ ЗАВОДОВ РОССИИ:


ОАО Андреапольский фарфоровый завод (АФЗ) http://farforzavod.ru/ 172800, Тверская область, г. Андреаполь, ул. Измайлова, 1
ООО Гжельский фарфоровый завод (ГФЗ) http://www.efarfor.ru/ 140155, Московская область, Раменский район, с. Новохаритоново
ЗАО Дмитровский фарфоровый завод (Фарфор Вербилок) http://www.farforverbilki.ru/ 141930, Московская область, п. Вербилки, ул. Забырина, 1
ОАО Дулевский фарфоровый завод (Дулевский фарфор) http://www.dulevo.ru/ 142670, Московская область, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, 15
ОАО Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) http://www.ipm.ru/ 192171, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 151
ЗАО Кисловодский фарфоровый завод (Феникс) http://www.kislovodsk-farfor.ru/ 357736, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Станичная, 2
ОАО Корниловский фарфоровый завод (Изолятор) 195197, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, Полюстровский пр., 59
ООО Краснодарский фарфоровый завод (Кубаньфарфор) 350059, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 234
ЗАО Первомайский фарфоровый завод (Первомайский фарфор) 152813, Ярославская область, п. Песочное, ул. Заводская, 1а
ОАО Речицкий фарфоровый завод (РФЗ) http://www.rfz.ru/ 140145, Московская область, с. Речицы, ул. Центральная, 2б
ООО Сысертский фарфоровый завод (Сысертский фарфор) http://farfor-sysert.ru/ 624020,  Свердловская область, г. Сысерть, ул. Чапаева, 1
ООО Фарфоровый завод «Башкирский фарфор» (Башкирский фарфор) http://www.bashfarfor.ru/ 452620, Республика Башкортостан, г. Октябрьский, ул. Северная, 60А
ОАО Южноуральский фарфоровый завод (Южноуральский фарфор) http://www.ufz.h2.ru/ 457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Береговая, 1

ФАРФОРОВЫЕ ЗАВОДЫ РОССИИ В НАШЕЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ:
ОАО Андреапольский фарфоровый завод (АФЗ)
ООО Гжельский фарфоровый завод (ГФЗ)
ЗАО Дмитровский фарфоровый завод (Фарфор Вербилок)
ОАО Дулевский фарфоровый завод (Дулевский фарфор)
ОАО Императорский фарфоровый завод (ИФЗ)
ЗАО Кисловодский фарфоровый завод (Феникс)
ОАО Корниловский фарфоровый завод (Изолятор)
ООО Краснодарский фарфоровый завод (Кубаньфарфор)
ЗАО Первомайский фарфоровый завод (Первомайский фарфор)
ОАО Речицкий фарфоровый завод (РФЗ)
ООО Сысертский фарфоровый завод (Сысертский фарфор)
ООО Фарфоровый завод «Башкирский фарфор» (Башкирский фарфор)
ОАО Южноуральский фарфоровый завод (Южноуральский фарфор)

Императорский фарфоровый завод — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. ИФЗ.

Импера́торский фарфо́ровый заво́д — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году.

Первоначально именовался «Невской порцелиновой мануфактурой», с 1765 — Императорский фарфоровый завод, с 1917 — Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма), в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова

, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) — до 2005 года.[1]Ошибка в сносках?: Неправильный вызов: ключ не был указан

В XVIII веке в России отмечался высокий интерес к фарфору. С целью организации фарфоровой фабрики в Санкт-Петербурге 1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы Петровны, барон Николай Корф, находившийся с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил по поручению императрицы договор с Христофором Гунгером. Организация будущей Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану Черкасову.

Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но не был настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля. В конце 1744 года Гунгер, совместно с приставленным к нему для обучения Дмитрием Виноградовым, приступил к опытам с гжельской глиной. За всё время пребывания в России (1744—1748) он изготовил лишь полдюжины чашек сомнительного качества: они имели искривлённую форму, а цвет их был тёмен; Гунгером при оборудовании фабрики был допущен ряд ошибок и он отказался посвятить ученика в технологические тайные производства фарфора. Черкасов был вынужден доверить дело Дмитрию Виноградову, который в течение десятилетия смог наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора. Уже в результате опытов в 1747—1748 годах Виноградов получил «достаточной белый и прозрачный фарфор с глазурью, не отстающей от массы»; в 1750—1751 годах было налажено производство первых табакерок и мелкой посуды.

В 1758 году Черкасов и Виноградов скончались, и весной 1759 года работы возобновил саксонский мастер И. Г. Миллер. В 1762 году фабрика была поручена надзору М. В. Ломоносова, но в том же году возвращена в управление А. В. Олсуфьева.

С марта 1764 года на фабрике стал работать француз Арну, затем Карловский. В 1776 году место Олсуфьева занял Г. Н. Теплов, а в 1773 году фабрика была отдана в распоряжение генерал-прокурора А. А. Вяземского, который улучшил хозяйственную часть и пригласил европейских мастеров.

В 1779 году на должность модельмейстера завода был приглашён французский специалист Жан-Доминик Рашет (в России приобрёл имя Яков Иванович Рашет). Проработав здесь четверть века, Я. И. Рашет внёс большой вклад в развитие художественного фарфорового производства. Сам он прославился знаменитой серией фигур «Народы Российского государства» (1780-е годы), которая имеет большую историко-этнографическую и художественную ценность. По моделям Рашета создан также «Арабесковый сервиз» (1784) и другие образцы русской фарфоровой промышленности (в частности 27-сантиметровый бюст Екатерины II).

В 1792 году управление перешло к князю Н. Б. Юсупову, при котором произошёл «наибольший подъём технического совершенства и художественной ценности Екатерининского фарфора». Непосредственный надзор за фабрикой Юсупов поручил Самуилу Самойловичу Фигнеру. В 1799 году был организован филиал в Гатчине, где производился фарфор низших, более дешёвых, сортов; филиал оказался убыточным и был закрыт уже в 1802 году.

Новый руководитель завода Д. А. Гурьев назначил директором опытного керамиста Ф. П. Гаттенбергера[2] и пригласил трёх мастеров Берлинского королевского фарфорового завода — Шульца, Шрейберга и Зейфферта, модельмейстером — Муснера. Также, из Академии художеств был приглашён С. С. Пименов. В 1815 году на заводе появился целый ряд иностранных мастеров-технологов. Пименов руководил модельмейстерской мастерской завода до 1831 года, пока не произошла неприятность: Николай I остался недоволен своим бюстом и бюстом императрицы, изготовленными для академической выставки. Модельмейстерское отделение возглавил А. И. Воронихин, работавший на заводе уже 15 лет.

В 1833 году, для производства фаянса, на заводе было организовано гончарное отделение, закрытое в 1841 году. Но ещё в 1840 году (в связи с возникшей модой на бронзовые оправы фарфора) была открыта бронзовая мастерская.

Почти сто лет фарфор изготовлялся «из земли российской», но около 1836 года стала применяться французская глина, а с 1844 — английская; одновременно продолжала использоваться и отечественная — глуховская.

В 1837 году на заводе была устроена комната для демонстрации образцов, которая к 1845 году превратилась в музей.

При Николае I заводом управляли: Комаров, П. И. Пенский, В. Е. Галямин, А. Д. Озёрский, П. А. Языков.

В 1855 году директором стал А. Д. Сивков, который вскоре стал управляющим всеми императорскими заводами, а директором фарфорового завода был назначен П. П. Форостовский. Затем директорами были В. А. Ренненкампф и А. П. Сумароков. В этот период появилось существенное нововведение — выделка терракоты, а также «новые способы украшения фарфора — разноцветные глазури и живопись по черепу жидкой фарфоровой массой (pâte-sur-pâte) по кобальтовому или хромовому фону». В это же время было отмечено ухудшение обжига и снижение художественного достоинства и стильности изделий.

В 1880-х годах была запрещена продажа фарфора частным лицам. Директором завода был Д. Н. Гурьев, а при Николае II — Н. Б. фон Вольф (до 1910 года), а с 1911 года — Н. В. Струков.

Изначально завод имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры и располагался на Шлиссельбургском тракте, близ берега Невы, в 10 верстах от Петербурга. При нём действовала Преображенская церковь 1730-х годов постройки, а рядом образовалось кладбище Фарфорового завода. В XX веке весь участок вошёл в черту города (пр. Обуховской Обороны, 151).

Валериан Емельянович Галямин (1794—1855) был назначен директором в 1832 году. Руководя до этого топографическим училищем, он сумел как-то вручить императрице два альбома своих акварелей. «Отличный рисовальщик» — так говорили про него при дворе. Возможно, не это сыграло роль при выборе его кандидатуры на должность директора изящного завода, но его вкус к прекрасному очевидно сказался на продукции предприятия. При Галямине стали работать такие художники-мастера, как А. Воронихин, С. Пименов. Были построены лазарет, аптека, богадельня. Созданы бронзовое заведение, гончарная мастерская. Открыты отечественная школа мастеров-художников по фарфору и училище для детей работников завода. К 100-летию производства создали музей, где демонстрировались образцовые изделия.

В конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах — один должен был оставаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху.

В 1901—1907 годах были выполнены в бисквите скульптуры Адамсона: «Внимая шёпоту моря», «Поцелуй волны», ,»Рождение Венеры»; «Последний вздох корабля», «Демон», «Вопль души».

С 1906 по 1935 годы живописной и шлифовальческой мастерскими Фарфорового и Стекольного заводов руководил художник-график Р. Т. Вильде[3]. Коллекция музея дважды эвакуировалась: первый раз — осенью 1917 года её вывезли в Петрозаводск (до 1918), второй — в 1941 году, когда экспонаты были вывезены в Ирбит (Урал).

В 1920-х на заводе творили известные художники-супрематисты: Казимир Малевич, Илья Чашник, Николай Суетин, а также учёный-технолог Николай Качалов.

В течение более чем 60 лет на заводе работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей Воробьёвский. С 2002 года завод является собственностью главы «Уралсиба» Николая Цветкова. В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод».

Фарфор ИФЗ представлен в Эрмитаже, московском Историческом музее, лондонском музее Виктории и Альберта, нью-йоркском Метрополитен-музее и др.

С 2005 года ИФЗ ориентируется на выпуск высокохудожественных авторских произведений класса «люкс» под брендом «Императорский фарфор».

Сегодня в ассортименте завода насчитывается более 4000 наименований изделий, различных по форме и росписи.

  • Ломоносовский фарфоровый завод

  • Императорский фарфоровый завод

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней

Императорский фарфоровый завод , основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Именно здесь талантливый русский ученый Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.

С 50-х годов начали делать фарфоровые «куклы» — фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.

По положению и художественному развитию предприятие более всего зависело от расположения и потребностей императорского двора — в первую очередь монарха.

С приходом царствования Екатерины II ( 1762–1796 ) мануфактура была реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей — «удовольствовать всю Россию фарфором». Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж.Д.Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.

Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод — одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли — «Арабесковый», «Яхтинский» , «Кабинетский», насчитывающие до тысячи предметов. Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования. С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур «Народы России» (около ста фигур), расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 1

Современники очень ценили «екатерининский фарфор» и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой знаменитых мастеров. «Нынешний фарфор,— отмечал в описании Санкт-Петербурга 1794 года известный этнограф и путешественник И.Г.Георги,— есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т. е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи».

С вступлением на престол, Павел I (1796–1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям.

Сервизы павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью как екатерининские :они были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же вошли в моду сервизы на 2 персоны — дежене.

Управление заводом князем Б.Юсуповым, большим знатоком и ценителем искусства, во многом способствовало развитию художественного направления павловского фарфора, который стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода.

Последним сервизом ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию — Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа : «Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни».

В период царствования Александра I (1801–1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д.Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера. Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С.Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени. Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе.

Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как , например, «Гурьевский» сервиз, ставший одой народу — победителю в Отечественной войне 1812 года. Отечественная война послужила и рождению серии «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени. Особенно прославленных полководцев.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 2

Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 3

В александровскую и николаевскую (1825–1855 ) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе «русское» направление. По проектам ученого-археолога, знатока русских древностей Ф.Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров — Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо и др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 4

В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода, здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах — один для двора, другой — для музея, было принято лишь при императоре Александре III).

В отличие от своих предшественников, Александр II (1855–1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии «бесполезного и убыточного» предприятия.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 5

Спас завод Александр III (1881–1894): «Государю Императору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном, дабы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности». На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: «Коронационного» и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на ИФЗ широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса Мария Федоровна.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 6

В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894–1917), благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях. Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы «Александринский» и «Царскосельский». По заказу Николая II завод изготовил серию «военных тарелок» с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию «Народы России» по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур — их этнографическая достоверность.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 7

С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения «Мир искусства» К. Сомовым, Е. Лансере, С. Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 8

В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения, который поставил задачу сделать из бывшей придворной мануфактуры «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». Художественная политика завода явилась составной частью ленинского плана монументальной пропаганды с его четко очерченными идейно — художественными принципами искусства фарфора.

Фарфор 20-х годов ХХ века — это, пожалуй, одна из самых интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившего настроение первых лет пролетарской революции. Под руководством С.Чехонина, которого впоследствии стали называть «мастером советского ампира», в создании агитационного фарфора принимали участие А.Щекотихина– Потоцкая, Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др. С фарфором 20- х годов связаны имена Б.Кустодиева, К.Петрова–Водкина, М.Добужинского… ставших всемирно известными К.Малевича и В.Кандинского.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 9

В 30-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К.Малевича, Н.Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту».Талантливый художник и руководитель, H.Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А.Воробьевского, И.Ризнича, М.Моха, Т.Безпаловой, Л.Протопоповой, Л.Блак, А.Яцкевич, С.Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок.

Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 10

В 60-е годы, годы «хрущевской оттепели», искусство вновь обратилось к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов. В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э.Криммер и А.Лепорская, В.Семенов и С.Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера В.Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50-х годов ЛВХПУ им. В.И.Мухиной — С.Богданова, К.Косенкова, Н.Павлова, Н.Семенова, В.Жбанов, П.Веселов и др. В число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н.Славина и И.Олевская, которые расширили представление о фарфорe созданием грандиозных многопредметных композиций.

Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.

В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно–промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед Н.Воронов. В 1980 году «в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество» завод имени М.В.Ломоносова награждается престижной международной премией «Золотой Меркурий».

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 11

Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора. Это можно увидеть в работах Т.Афанасьевой и Г.Шуляк, Н.Петровой и О.Матвеевой, М.Сорокина и С.Соколова и др., каждый из них нашел свой творческий почерк в искусстве фарфора, что позволяет создавать продукцию с маркой «ИФЗ» живописно разнообразную и эмоционально образную. А заводу — сохранять свою отличительную особенность, продолжая оставаться заводом искусства фарфора.

Императорский фарфоровый завод. От истории создания до наших дней, фото № 12

Легендарный русский фарфор ИФЗ: клейма, выпускаемая продукция

Многовековая история
Изделия предприятия
Клейма ИФЗ

Многовековая история

Создание порцелиновой мануфактуры

В середине 18 века в России не существовало не только легендарного Императорского фарфорового завода, но и какого бы то ни было предприятия по производству фарфора. Многие мечтали узнать секрет «белого золота», однако европейские производители фарфора тщательно охраняли его. Тогда российская императрица Елизавета Петровна поручила открыть рецепт фарфора и организовать в стране фарфоровое производство приглашенному заграничному мастеру Х. Гунгеру и приставленному к нему Д.И. Виноградову.

Императорский фарфоровый завод. Фото 1904 г.

Императорский фарфоровый завод. Фото 1904 г.

Хотя Гунгер оказался мошенником и был с позором выставлен из России, специалист по горному делу Виноградов сумел ценой своей короткой жизни получить долгожданный рецепт фарфора и невероятными усилиями наладить его производство. Построенная им в 1744 году Невская порцелиновая мануфактура создавала фарфор высокого качества, который мог соперничать с заграничными образцами. Вначале изделия были маленькими, но с 1756 года, когда основатель фарфора построил большой горн, завод перешел к изготовлению крупных изделий.

Расцвет ИФЗ

Если при Елизавете Петровне фарфоровый завод выпускал продукцию в основном только для небольшого числа приближенных к Её Величеству особ, то Екатерина II задалась целью обеспечить фарфором всю Россию. Ее стараниями в конце 18 века Невская порцелиновая мануфактура, переименованная в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ), стала одним из ведущих в Европе фарфоровых предприятий.

Так получилось, что за годы существования ИФЗ в стране сменилось много царских особ. Каждый из царей внес свой вклад в развитие фарфорового производства. В частности, при Александре I была произведена серьезная реорганизация завода, а в само производство вложили значительные средства. Александру III и вовсе удалось спасти завод от банкротства, к которому тот пришел во времена правления Александра II. Александр III вдохнул в предприятие новую жизнь и ввел в нем различные технические новинки, а также распорядился создавать все заказы для императорской семьи в двух экземплярах (один для музея). Благодаря этому приказу и своевременной эвакуации музея в военные годы, до наших дней дошло множество изделий ИФЗ.

ГФЗ и ЛФЗ в советское время

В 1918 году завод национализировали и переименовали в Государственный фарфоровый завод, а в 1925 году — в Ленинградский завод имени Ломоносова. Народный комиссариат просвещения, в ведомство которого попал ГФЗ, решил создать на базе завода керамическую лабораторию республиканского масштаба для проведения различных испытаний. В советские годы здесь создавали агитационный фарфор, построили первую в стране художественную лабораторию, освоили производство технического и химического фарфора, а также впервые получили оптическое стекло.

ЛФЗ стал первым в России предприятием, которому удалось выпустить изделия высочайшей белизны и тонкости из так называемого костяного тонкостенного фарфора. Специалисты завода получили за эту работу Государственную премию СССР.

Вид на главное здание ГФЗ

Вид на главное здание ГФЗ.

Кризисный постсоветский период

С 1993 по 2002 годы ЛФЗ переживал черную полосу, что было связано с незаконной скупкой акций завода иностранными инвесторами. Сотрудникам завода и российским властям пришлось приложить большие усилия, задействовать различные ресурсы, чтобы вернуть завод своему народу. В это время предприятие переживало значительные трудности. Все стало налаживаться только с 2002 года, когда завод купил российский предприниматель Николай Цветков, передавший большую часть акций своей жене Галине Цветковой.

В 2005 году заводу вернули его прежнее название Императорского фарфорового завода.

Положение ИФЗ в настоящее время

За последние годы фарфоровый завод выпускает меньше продукции, чем ранее, что объясняется переходом к производству изделий класса «люкс». В основу современных технологий производства классического русского фарфора положена технология, открытая основателем «белого золота» в России Д.И. Виноградовым. При декорировании фарфора на ИФЗ применяют комбинированный, ручной или механизированный методы.

В настоящее время ИФЗ производит порядка четырех тысяч наименований фарфоровых изделий. Это продукция в очень широком диапазоне от сервизов для домашнего использования до роскошных сервизов президентского уровня, а также призов для крупнейших мероприятий.

Производство ИФЗ в настоящее время

Производство ИФЗ
в настоящее время.

Изделия предприятия

При Екатерине II созданная Виноградовым порцелиновая мануфактура начала стремительно расцветать. Большое значение для предприятия имело появление на нем талантливого французского скульптора Ж.-Д. Рашетта. Именно он создал знаменитую серию «Народности России», которая прославила ИФЗ. К числу его лучших работ также относится и бюст Екатерины II, выполненный из особой фарфоровой массы.

Скульптура «Финка» («Народности России»). П.П. Каменский по модели Ж.Д. Рашетта. ИФЗ. 1780-1790-е

Серия «Народности России». Ж.-Д. Рашетт. 1780-1790-е.

Серия «Народности России». Ж.-Д. Рашетт. 1780-1790-е.

Во времена правления императрицы Екатерины II появились утонченные парадные сервизы, поражающие своим великолепием. Первым был создан сервиз Арабесковый, за ним Яхтинский и Кабинетский сервизы.

Предметы Кабинетского сервиза. ИФЗ. 1793-1796 гг.

Предметы Кабинетского сервиза.
ИФЗ. 1793-1796 гг.


Бутылочная передача. Арабесковый сервиз. ИФЗ. 1784 г.

Бутылочная передача.
Арабесковый сервиз.
ИФЗ. 1784 г.

В александровский и николаевский периоды предприятие выпустило сервизы почти всех петербургских резиденций. В это время наблюдается возрождение интереса к русскому художественному наследию, которое нашло свое выражение в знаменитых Кремлевском и Константиновском сервизах, созданных по работам Ф.Г. Солнцева.

Ваза из Константиновского сервиза с монограммой ВККН. 1848 г.

Ваза из Константиновского сервиза с монограммой ВККН. 1848 г.

Вазы и другие изделия этого периода расписывали с величайшим мастерством. Каждая такая работа поражала своей красотой и изяществом. Вазы украшали многообразным рельефным декором или целыми скульптурами, каждую из которых производили с филигранной точностью. Еще одним интересным способом росписи было изображение на вазах полотен таких известнейших мастеров, как Рафаэль или Леонардо да Винчи. Переносимые на фарфор копии известных картин поражали своим сходством с оригиналом и качеством исполнения. В сочетании с позолотой, которой обильно покрывали изделия, работы получались столь эффектными, что их по достоинству оценили как в России, так и за рубежом.

Ваза «Сплетницы». ИФЗ. Модель П.-Ф. Томира. 1807-1808 гг.

Ваза «Сплетницы». ИФЗ. Модель П.-Ф. Томира. 1807-1808 гг.


Ваза. Роспись А.И. Тычагина. ИФЗ. Около 1836 г.

Ваза. Роспись А.И. Тычагина. ИФЗ. Около 1836 г.

В 1966 году руководитель ЛФЗ А.С. Соколов поставил перед заводской лабораторией очень трудную задачу — создать формулу костяного фарфора, причем изделия из него должны были быть толщиной не более 1 мм. Два года упорных поисков специалистов привели к тому, что ИФЗ стал первым в России заводом по выпуску костяного фарфора. Полученный фарфор существенно отличался от зарубежных образцов. В частности, он был прочнее, тоньше и звонче английского костяного фарфора.

Цех костяного фарфора. ЛФЗ. Литье чашек на полуавтомате. Фото 1970-х гг.

Тончайшие белоснежные чашечки очень быстро полюбились коллекционерам и завоевали популярность в широких слоях населения, поэтому уже через два года завод увеличил число выпускаемых изделий до 850 тысяч в год, а затем и до 1,2 млн единиц в год. Большой вклад в популярность костяного фарфора внесли известные живописцы завода. В частности, мастер А. Воробьевский сумел расписывать новый материал в своем старом стиле и создал множество замечательных работ.

Чашки с блюдцами.
Рисунок А.В. Воробьевского.


Чайная пара «Зимняя сказка».
Рисунок А.В. Воробьевского.

За свою многовековую историю завод так расцвел и выпустил такое количество великолепных работ, что о них можно рассказывать на многих десятках страниц. Изделия ИФЗ — это настоящая кладезь грациозных, изящных и оригинальных работ, каждая из которых является отдельным произведением искусства.

Клейма ИФЗ

Клейма Невской порцелиновой мануфактуры (1744-1765)

На Невской порцелиновой мануфактуре основатель российского фарфора Д.И. Виноградов клеймил первые работы с помощью первой буквы своей фамилии и года выпуска изделия. На некоторых изделиях указывали точную дату изготовления или отмечали номер рецептуры, по которой создали фарфор.


С 1750-х до середины 1760-х гг. клеймо изображали в виде разных вариаций двуглавого орла. В этот же период на изделиях мануфактуры встречаются различные обозначения в виде кружка с точкой, кружка со стрелкой. Клеймо могли поставить в любом месте изделия, поэтому порой его не так просто обнаружить.


Клейма ИФЗ (1765-1917)

В 1765 году императрица Екатерина II переименовала порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. С этого периода на заводе стали ставить клейма в виде монограмм находящихся у власти монархов. Так, при Екатерине II это было изображение большой буквы «е», внутри которой обозначали римскую двойку.


При императоре Павле I монограмму монарха стали располагать под изображением короны. Этот же прием характерен и для монограмм последующих российских монархов. Обычно такие клейма ставили синей краской под глазурью, а в редких случаях использовали золотое надглазурное клеймо.


На ряде изделий кроме традиционных для этого периода клейм можно встретить нанесенные фиолетовой или черной краской буквы «п» и «к», обозначающие, что фарфор создан по заказу придворной конторы. На фарфоре, выпускаемом ко Двору, также ставили пометку «придвор».


Во время правления Александра I клейма ставили вручную, в то время как при других монархах могли использовать специальные трафареты. Ручные клейма отличаются большим разнообразием как по изображению монограммы Александра I, так и царской короны.


ifz-20.jpg

Во времена правления Николая I клейма были достаточно живописными. Монограмма монарха состояла из витиеватой буквы «н» и написанной в нижней ее части римской единицы. На некоторых клеймах ставили год изготовления фарфора. Корону изображали живописно, тщательно вырисовывая ее детали. Начиная с 1836 года надглазурные клейма стали вытесняться подглазурными, которые ставили с помощью синей или зеленой красок.


В этот период встречаются и подписи мастеров, участвовавших в создании изделий. Так, на одном из клейм 1850-х годов указаны инициалы живописца и рядом с ними инициалы модельмейстера. Подобные надписи присутствуют и на фарфоре, созданном во времена Александра II.


Для клейм, наносимых при Александре II, характерно значительное сходство исполнения, что было связано с применением трафаретов. По этой же причине они сходны с клеймами при Александре III и отличаются от них в основном только римскими цифрами.

Во времена Александра II также начали указывать год изготовления (часто две последние цифры года), а при следующем монархе указание в клейме года стало обязательным.


При Александре II встречаются клейма в виде императорской монограммы, помещенной в округлый венок, круг из звездочек или волнистых линий. Таким способом помечали те фарфоровые изделия, которые создавали во Франции, а расписывали на ИФЗ. Аналогичные клейма встречаются и при Александре III.


Во время правления Николая II традиция ставить на клейме дату изготовления сохранилась, однако теперь год ставили полностью из четырех цифр.


Клейма ГФЗ (1917-1925)

После того, как последний российский царь отказался от престола в ходе революции 1917 года, завод больше не мог использовать прежние клейма, так как огромная Россия внезапно осталась без герба, флага и других государственных атрибутов. К тому же предприятие переименовали в Государственный фарфоровый завод. Этим объясняется тот факт, что на заводе несколько месяцев ставили клеймо только с датой изготовления изделия.


В марте 1917 года Временное правительство буквально засыпали запросами различные учреждения, так как им требовались печати на документы. Правительству пришлось привлечь к разработке нового российского герба опытных знатоков геральдики. Поскольку последние не решались принимать решение до созыва Учредительного собрания, а герб нужен был срочно, остановились на варианте изображения двуглавого орла, лишенного всяческих регалий. Этот герб в народе даже прозвали «ощипанной курицей», но он прекрасно подходил для завода ГФЗ, так как хорошо смотрелся в виде клейма и стал преемником прежних императорских клейм ИФЗ.

ifz-27.jpg

В это же время в клеймах появляется советская атрибутика: серп и молот, надпись РСФСР.


В 1921 году на заводе использовали специальные клейма с надписью: «В пользу голодающим». Связано это было с разразившимся в Поволжье в 1921-1922 годах массовым голодом, от которого пострадало более пяти миллионов человек.


Клейма ЛФЗ (1925-2005)

В 1925 году в связи с двухсотлетним юбилеем Российской академии наук ГФЗ присвоили новое имя. Теперь его полное название звучало как Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Сокращенно его обозначали ЛФЗ, что часто вызывало путаницу, так как под буквой «Л» можно было понимать как слово «Ломоносовский», так и «Ленинградский». Надо иметь в виду, что наименование Ломоносовский фарфоровый завод считалось кратким названием предприятия. В то же время аббревиатуру ЛФЗ на клеймах расшифровывают как Ленинградский фарфоровый завод.

Знаменитая аббревиатура ЛФЗ, применяемая и в современном клейме, появилось на предприятии в это время. Тогда буквы клейма были менее витиеваты, чем сегодня, и исполнялись по-разному. Буквы могли писать слитно или раздельно, придавая им разные очертания.


В период с 1970-х по 1989 гг. на клеймах стали также указывать группы сложности рисунка. Всего существовало несколько таких групп от 6 до 15, но бывали случаи, когда изделие выполнялось за рамками самой сложной 15-ой группы. Тогда на нем ставили пометку «ВНЕ ГР». Ниже аббревиатуры ЛФЗ указывали сорт изделия. Для фарфора первого сорта применяли красные клейма, второго — синие, третьего — зеленые.


В это время для экспортных изделий применяли надпись MADE IN USSR, которая с распадом Советского Союза превратилась в MADE IN RUSSIA.

ifz-33.jpg

В это же время возникает новое клеймо с надписью HAND RECORATED, обозначающей ручной декор. В клейме начали указывать дату основания завода и город Санкт-Петербург.


Клейма ИФЗ (2005 г. — настоящее время)

В 2005 году акционеры решили вернуть предприятию историческое название и переименовали его в ИФЗ. Возврат к истокам произошел и в клейме завода. Теперь в нем появилась надпись Imperial Porcelain, обозначающая императорский фарфор (можно перевести и как величественный), двуглавый орел с атрибутами власти, год строительства завода и город, в котором он находится.


Представленное клеймо используют на Императорском фарфоровом заводе по сей день.

Фарфор — Википедия

Фарфоровая посуда производства ЛФЗ. Фарфоровый фонтан в пешеходной зоне г. Зельб (Германия).

Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Термин «фарфор» в англоязычной литературе (porcelain, портсилан) часто применяется к медицинской и технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.

Фарфор получают путём обжига крупнодисперсной смеси каолина (Al2O3*2SiO2*2H2O), кварца (SiO2), полевого шпата (ряд К[AlSi3O8] — Na[AlSi3O8] — Са[Al2Si2O8]) и пластичной глины (в основном каолин, с включениями ионов-хромофоров).

В зависимости от состава фарфоровой массы фарфор также делится на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не только химическим составом, но и более низкой температурой обжига, а также повышенной хрупкостью и чувствительностью к колебаниям температуры.

Твёрдый фарфор[править | править код]

Твёрдый фарфор[en], в состав которого входит 47—66 % каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).

Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью[1]. Твёрдый фарфор используется обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Мягкий фарфор[править | править код]

Мягкий фарфор[en] более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40 % каолина, 45 % кварца и 30 % полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий.

Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквитом. В эпоху классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия[2].

Роспись фарфора[править | править код]

Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.

При подглазурнoй рoсписи краски наносятся на неглазурованный фарфор после его обжига при температуре около 850 °C. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и подвергается высокотемпературному обжигу при температуре до 1350 °C. Для подглазурной росписи как правило используется синяя кобальтовая, значительно реже красная краска на медной основе, которая более чувствительна к обжигу.

Декоративный фарфор. Узбекский чайный сервиз

Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.

При обжиге происходит сплавление краски с глазурью, что делает роспись более устойчивой к внешнему воздействию. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей.

Особую группу красок для росписи фарфора представляют краски, в состав которых входят благородные металлы: золото, платина и серебро (так называемый аргентин). Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10—12 %) обжигаются при температуре 720—760 °C (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твёрдый «настоящий» фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине).

Золотые, серебряные пигменты для росписи по обожжённой глазури (также «люстры»), полирголь полировочный и порошковое золото и серебро (50-90-процентное) обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеют матовую поверхность и цируются агатовым карандашом, при этом растушёвка узора не подлежит исправлению, поэтому такой вид обработки требует очень высокой квалификации). Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12 % глянц. Декорирование фарфора глянцем является наиболее дешёвым способом украшения фарфора.

Надглазурная роспись выполняется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски подвергаются предварительному замачиванию на палитре на сутки и более. Перед нанесением краски тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое). Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.

Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.

Твёрдый фарфор был впервые создан в Китае в период правления монгольской династии Юань и стал результатом долгого развития и усовершенствования керамики. Уже в то время ведущим центром изготовления предметов китайского фарфора стал город Цзиндэчжэнь. Несколько столетий (до изобретения европейского фарфора) Китай был монополистом в производстве фарфоровых изделий и экспортировал их в Европу, Юго-Восточную Азию, Персию и на Ближний Восток. Фарфор периода династии Мин с подглазурной кобальтовой росписью вызывал восхищение у европейских правителей и знати, и нередко становился предметом страстного коллекционирования. Фарфор появился также с 9-12 века в Монголии и Вьетнаме, также и в Корее. С 16 века китайские мастера стали украшать фарфор и надглазурной эмалевой росписью. Своего наивысшего расцвета китайский фарфор достиг в период правления первых императоров династии Цин, однако к концу 18 века искусство китайского фарфора стало приходить в упадок и в 19 веке практически утратило своё значение.

Попытки открыть секрет китайского фарфора предпринимались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу. Лишь в 1708 году саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру в результате многочисленных, и поначалу безуспешных попыток всё же удалось получить европейский фарфор (Мейсен)[3].

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году. В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из «яшмового фарфора», а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора. Одновременно с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

Однако настоящий фарфор ещё предстояло открыть. Химии как науки в её современном понимании ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д’Антреколя (англ.)русск., содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известными широкой общественности только в 1735 году.

Письмо Франсуа Ксавье д’Антреколя о технологии производства китайского фарфора, 1712 г., опубликовано Дюальдом в 1735 г.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, — тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, — возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и «алхимико-химических» взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию «rothes Porcelain», поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

В России секрет производства твёрдого фарфора был заново открыт сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.

Крупнейшая в мире частная коллекция советского фарфора принадлежит адвокату Александру Добровинскому, выставлялась в пяти залах Пушкинского музея[4].

  • Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году.
  • Дулёвский фарфоровый завод, — российское предприятие по производству посуды, скульптурных и сувенирно-подарочных изделий из фаянса и фарфора. Расположено в городе Ликино-Дулёво Московской области. Основано в 1832 году купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым в Дулёво. В 1918 г. завод был национализирован и переименован в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». В советский период (1918—1991 гг.), на заводе работали более 6500 человек. В это время была проведена реконструкция, образованы красочный завод и художественная лаборатория, цеха механизированы, что привело к росту выпуска изделий в 3 раза и составил около 75 млн фарфоровых и фаянсовых изделий в год. В настоящее время, на предприятии работают более 700 человек. «Дулёвский фарфор» продолжает развитие производства своей продукции. В конце ноября 2014 года, при заводе открылся Музей дулёвского фарфора.
  • Фарфор Вербилок — первая в России частная фабрика по производству фарфора, основанная в XVIII веке и имеющая мировую известность, расположена в поселке городского типа Вербилки. Почётный член Гильдии поставщиков Кремля. Официальное открытие состоялось в марте 1766 года обрусевшим английским купцом Францем Гарднером, но само производство было организовано раньше, в 1754 году, когда земля с селом Вербильцы принадлежала князю Николаю Урусову. После революции 1917 года предприятие было национализировано и переименовано в Дмитровский фарфоровый завод. В 2009 году предприятие получило благодарность от министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора.
  • Кубаньфарфор — фарфоро-фаянсовый завод. История завода началась с решения правительства СССР о строительстве на юге России предприятия, которое обеспечило бы посудой густонаселённый регион с растущей курортной зоной. В Ленинградском отраслевом институте создали проект, по которому и возвели первый построенный в советское время фарфоровый завод. В 1960 году завод начал выпускать продукцию, а ещё через год впервые экспортировал фарфор. Для выполнения поставленной государством задачи максимального заполнения рынка доступными товарами массового потребления было построено и в минимальные сроки освоено фаянсовое производство. Получив наименование Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод «Чайка», завод до сих пор использует товарный знак в виде парящей чайки, который широко известен не только в России, но и во многих странах мира. Сегодня предприятие с успехом выдерживает конкуренцию благодаря мобильности, широкому ассортименту с современным дизайном и различными видами декора[5].
  • Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова
  • Фарфор и фаянс // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая советская энциклопедия, 1959. — Т. 2 (О—Я). — С. 675—676. — 772 с.
  • Фарфор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Булавин И.А., Августиник А.И. и др. Технология фарфорового и фаянсового производства. — М.: Лёгкая индустрия, 1975. — 448 с.