Фарфор современный: Современный китайский фарфор — это о-о-очень красиво! – Современный китайский фарфор: производители премиум класса

Содержание

Современный китайский фарфор — это о-о-очень красиво!

Сегодня пост о том, что даже если все говорят, что задуманное тобой невозможно реализовать, не стоит этому верить, а стоит непременно попытаться воплотить свои идеи.

Это — история бренда современной китайской керамики NewChi, резиденция которой находится в столице Китайской Республики — Тайбэе, и ее создателя Heinrich Wang.

Современный китайский фарфор - это о-о-очень красиво!, фото № 1

На самом деле Heinrich Wang признан отцом современного китайского искусства по работе со стеклом. Именно он возродил это, терпящее упадок, направление и сделал его по-настоящему модным и современным. После несомненного успеха со стеклом Heinrich не остановился на достигнутом и переключил все свои творческие порывы на фарфор.

Современный китайский фарфор - это о-о-очень красиво!, фото № 2

История создания бренда такая: Heinrich набросал эскизы его будущих изделий и занялся поисками гончарных фабрик для воплощения идей. Но все нарисованное казалось производителям таким сложным, что они сразу отказывались от попыток что-то сделать. Так, Heinrich пришел к выводу, что надо срочно открывать собственную мастерскую.

Современный китайский фарфор - это о-о-очень красиво!, фото № 3

В итоге мы видим международно признанный бренд с абсолютно новым подходом к работе с таким традиционным материалом, как фарфор. Дело в том, что при обжиге на высоких температурах фарфор деформируется и уменьшается, а создание углов, срезов, парящих форм и идеально плоских поверхностей – почти невыполнимая задача. Создатели NewChi нашли свой подход к этому материалу и сейчас для них нет невыполнимых задач.

Современный китайский фарфор - это о-о-очень красиво!, фото № 4

Современный китайский фарфор - это о-о-очень красиво!, фото № 5

В апреле 2012 года на международной Неделе дизайна в Милане эта статуя Будды произвела фурор – NewChi удалось создать удивительно сбалансированный и словно парящий в воздухе объект.

Современный китайский фарфор - это о-о-очень красиво!, фото № 6

Всего три небольшие точки опоры этого чайника делают его прочно стоящим «на ногах».

Современный китайский фарфор - это о-о-очень красиво!, фото № 7

Привнесенные в китайский фарфор черты модерна и минимализма органично сочетаются с традиционными китайскими символами.

Современный китайский фарфор - это о-о-очень красиво!, фото № 8

Современный китайский фарфор - это о-о-очень красиво!, фото № 9

Современный китайский фарфор - это о-о-очень красиво!, фото № 10

Современный китайский фарфор - это о-о-очень красиво!, фото № 11

Современный китайский фарфор: производители премиум класса

Современный китайский фарфор

Когда появился китайский фарфор? Изобрели его 3 тысячелетия назад, но первые образцы были далеки от идеала. В привычном виде он появился в 7 веке – в период правления династии Тан. На фото китайский фарфор тех лет окрашен в голубой цвет – цвет небосклона, омытого дождем. Ремесленники Поднебесной также выпускали белые и зеленые изделия.

Характеристика китайского фарфора

Антикварная фарфоровая посуда и статуэтки китайского производства ценятся у коллекционеров всего мира за изящество форм, прозрачность и легкость цвета, высокое качество и ручную роспись. Современная продукция вызывает скепсис у некоторых российских потребителей – их смущает демократичная стоимость наборов посуды и аксессуаров для дома, автоматизация производства, стереотипы о качестве китайских товаров.

Термин «современный китайский фарфор» объединяет десятки торговых марок, специализирующихся на производстве:

  • бюджетной продукции;
  • посуды для отелей и ресторанов;
  • дизайнерских изделий оригинальной формы;
  • наборов премиум-класса.

Ниже – несколько китайских компаний, продукция которых заслуживает внимания.

Китайский фарфор

NewChi

Компанию NewChi, выпускающую изделия из фарфора и керамики, основал дизайнер Генрих Ван. Сам он родом из Индонезии, но вырос на острове Тайбэе в Китае. Там же и организовал компанию – с офисом в собственной резиденции. Генрих Ван создает уникальные предметы, которые повторить большинству его конкурентов не под силу. Он уверен, что терпение и четкое следование цели позволяют придать фарфору любую форму, создать из него произведения искусства.

Современный китайский фарфор от NewChi завораживает сложными формами с четкими острыми углами, плавными мягкими изгибами, обилием тонких деталей и декоративных элементов. Дизайнерские идеи настолько сложны, что десятки фабрик, которым Ван их предлагал, не взялись за их материализацию в фарфоре.

Китайский фарфор NewChi

Тогда Генрих открыл собственную мастерскую и взялся за то, что казалось невозможным. Задуманное удалось – на мировом рынке появился новый бренд, выпускающий лаконичные предметы в стиле модерна и минимализма. Чистый белый цвет усиливает общее впечатление, акцентируя внимание на необычной форме предметов. В 2012 году в Милане проходила Международная дизайнерская неделя, в рамках которой китайская компания презентовала фарфоровую статуэтку Будды. Презентация произвела фурор.

Rollin Porcelain

Китайская фабрика Rollin Porcelain открылась в 1987 году в городе Чаочжоу. Там же производство находится и сегодня. Продукция этого бренда привлекает внимание гладкой поверхностью, элегантной формой и глянцевым блеском глазури. Фарфоровые изделия выглядят легкими, хрупкими, но впечатление обманчиво. Одно из главных достоинств продукции Rollin – высокая прочность: для этого заготовки обжигаются при температуре выше 1320 градусов.

Китайский фарфор Rollin Porcelain

В составе сырья присутствует костная мука – она дает привлекательную гладкость и дополнительную прочность. Каждое изделие может использоваться в среднем 8000 раз и подходит для пользования в отелях и ресторанах. Продукция компании привлекает необычными формами и цветами. В ассортименте Rollin Porcelain есть прямоугольные и квадратные тарелки и блюда черного и белого цветов, синие молочники, чашки, соусницы и другие неординарные решения с цветом и формой.

Naomi

Naomi входит в число лучших китайских изготовителей столовых и чайных наборов. Коллекции бренда премиум-класса производятся из костяного фарфора. Элегантная классика, лаконичный и в то же время броский модерн, ультрасовременный хай-тек – стили на любой вкус воплотились в готовых изделиях торговой марки. Стилистическое многообразие – один из секретов успеха компании на международном рынке.

Китайский фарфор Naomi

Дизайнеры не перестают удивлять новыми сериями и интересным декором. Изысканные золотые, платиновые, серебряные элементы подчеркивают красоту линий, красивый блеск посуды.

При производстве фарфора Naomi используется технология Microwave Safe Gold, предполагающая введение антиэлектростатиков в состав золотой краски. Декор наносится подглазурным способом, а обжиг в печах проходит при высокой температуре. Все эти методы в совокупности повышают прочность фарфоровой посуды и декора к истиранию, позволяют мыть ее в посудомоечной машине и нагревать в микроволновой печи.

Бренд Naomi выпускает универсальную посуду для домашнего и ресторанного использования.

Китайский фарфор Midori

Midori

Изящные формы, витиеватые орнаменты из золота и серебра, тонкая филигранная роспись, изысканные формы и высокое качество – отличительные черты продукции торговой марки Midori. Столовая посуда Midori универсальна, подходит для ежедневного использования и праздничной сервировки. Сложные орнаменты и необычные узоры делают ее узнаваемой и стильной.

Премиальные серии и сегодня производятся вручную, а их росписью занимаются знаменитые китайские художники и декораторы. Для нанесения золотой и серебряной отделки на фарфор мастера пользуются специальными кисточками, не оставляющими следов на поверхности, ровно и четко прорисовывающими штрихи. На выходе получаются произведения современного искусства – европейские и российские потребители уже оценили их достоинства.

Современный Фарфор — Антиквариат и Коллекционирование.

Сегодня, европейский рынок фарфора может быть условно разделен на три основных группы. Первую представляет фарфор достаточно низкого качества из Азии и Украины. Вторую – фарфор средней ценовой категории российского, чешского и китайского производства. Третью группу составляет элитный высокохудожественный авторский фарфор английского, немецкого и венгерского производства. Также можно выделить фарфор «от кутюр», находящийся между средним и элитным сегментами.

У крупных фарфоровых производителей идет постоянная борьба с конкурентами за рынок, за покупателя. Технологически фарфор можно разделить на 2 вида мягкий и твёрдый его получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины. Такой фарфор называется полевошпатовым. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике и повседневном обиходе (посуда).
И, для того, чтобы на современном рынке фарфор был замечен, важно, чтобы он был произведен на крупной и хорошо зарекомендовавшей себя фабрике, а не мелким, никому не известным предпринимателем.

На сегодняшний момент частные художественные мастерские, специализирующиеся на росписи и изготовлении фарфора, на грани исчезновения. Хороших художников по фарфору мало, они загружены работой и не справляются с заказами. В мастерских нет процесса ученичества  и наставничества молодых начинающих художников, как это было на ЛФЗ и ИФЗ. Качество фарфоровых работ, изготовленных в маленьких мастерских, сильно отличается от фарфора крупных заводов-мануфактур. Отсутствие технической базы и круга специалистов приводит к изготовлению ширпотреба.

Изучение Китайских мануфактур и их производства показало прямую зависимость  высоких технологий от экономического и политического состояния государства.

Современный китайский фарфор — это самые изящные варианты европейской формы в сочетании с изысканным и лаконичным декором, свойственным Востоку.

В росписи доминируют такие декоративные элементы, как легкие тонкие серебряные или золотые линии на белом фоне, а роспись фарфора напоминает китайский шелк.

С изучением технологии производства и его эволюций,  можно сказать, что именно  китайский фарфор осуществил подлинный переворот во вкусах. Более того, лабораторные анализы показывают, что содержание свинца и других вредных веществ в нем порой меньше, чем у солидных европейских фирм.

В современном фарфоре практически все интересные работы делаются на заказ и нигде не публикуются. Очень часто стараются повторить императорский фарфор.

Но чтобы скопировать фарфоровый сливочник из сервиза XIX века, требуется специальная методика.
По фотографиям и промерам вытачивается модель на станке, остальные детали вылепливаются из пластилина. Таким образом, получают литьевые формы. Для копирования известных произведений искусства из фарфора на производствах создаются художественные лаборатории, где музейные предметы тщательно исследуются. Подобная работа может занять несколько месяцев, ведь нужно повторить не только точные параметры, но и состав фарфора, 25 ингредиентов, причем  их пропорции — это  производственная тайна. Сегодня для массового производства используется очищенный фарфор, а для ручной работы стараются вернуться к старым рецептам, когда из шликера частицы металла не удаляли. Главная проблема всех копий — это усадка, после обжига. При температуре 1300 градусов фарфоровая копия станет меньше ровно на 14% от оригинала.

Сегодня на рынке фарфора возрос спрос на эксклюзивные вещи. Потенциальный покупатель хочет владеть и гордиться тем, что у него копии эрмитажной коллекции фарфора и деньги его фактически вложены в почти в антиквариат.

Метод лазерного сканирования позволяет делать копии таких сложных предметов, как ваза-кратер с изображением дворцовых гренадер в Тронном зале императрицы Марии Фёдоровны. Отливка фарфора такого уровня — только ручная работа.

По большому счёту технологии изготовления современного фарфора не слишком изменились. Глина, масса, отливка, сушка, глазуровка, обжиг, роспись, обжиг. Сократить этот путь не удалось, невозможно даже с помощью новых технологий. Вместе с тем, надглазурную и подглазурную роспись заменили деколью. Краски из более вредных, сделали менее вредными, глазури более качественные. Сегодня для массового производства используется очищенный фарфор. Технический прогресс уменьшает сроки производства, но все равно не может противопоставить антикварному фарфору, музейным образцам фарфор такого же качества. Хотя и современный фарфор может быть высокохудожественным и элитным, радуя современников мастерством художественного исполнения.

Как использовать фарфор в современном интерьере — Общество

Современные интерьеры отличаются оригинальностью и стилистическим разнообразием. Профессионализм и фантазия дизайнеров позволяют воплотить в жизнь проект любой сложности в зависимости от предпочтений владельца. Ключевыми особенностями индивидуального интерьера могут стать уникальные вещи, изготовленные специально для него или созданные в единственном экземпляре. 

Старейшее в России предприятие по производству фарфоровых изделий — Императорский фарфоровый завод — идет в ногу со временем. В следующем году завод отметит 275-летний юбилей, и на протяжении всей истории завода его художники стремятся к экспериментам и демонстрируют новые возможности фарфора. Возможно ли использовать традиционный материал не только для украшения и сервировки стола? Художники Императорского фарфорового завода создают из него необычные предметы интерьера, которые вписываются как в классический, так и в ультрасовременный дизайн.

Траектория света

Одна из последних модных тенденций в дизайне интерьера — использование фарфоровых светильников. Освещение — одно из ключевых средств современного дизайна: им можно выделить наиболее интересные детали, а источник света сам по себе может быть настоящим произведением искусства.

В 2018 году Императорский фарфоровый завод выпустил беспрецедентную коллекцию фарфоровых светильников. Это классические и стильные современные формы, украшенные авторской росписью художников-фарфористов — многие из них имеют отечественные и зарубежные звания и награды. Изящные фарфоровые основы дополнены необычными и яркими абажурами.

Художник - Юлия ЖуковаХудожник - Сергей Русаков

Художник — Юлия Жукова

© Императорский фарфоровый завод

Художник — Сергей Русаков

© Императорский фарфоровый завод

Разнообразие стилистики, художественных почерков авторов и цветовых решений позволяют подобрать изделие под любой тип интерьера. Новаторскую коллекцию можно увидеть на выставке «Территория света. Фарфор в интерьере» в Галерее современного искусства фарфора в Москве по адресу Кутузовский проспект, 17. 

Настенный декор тарелками — креативный подход в дизайне

Существует мнение, что для украшения стен декоративными тарелками необходимо придерживаться определенных стилевых направлений в планировании интерьера. На самом деле если подобрать уместные цветовые и фактурные сочетания, то настенные тарелки — одно из наиболее креативных и живых решений, которые можно обновлять по настроению, меняя композицию. При должном подходе можно получить невероятно оригинальный результат.

Серия "Тотем". Художник - Юлия ЧистяковаСерия "Тотем" в интерьере

Серия «Тотем». Художник — Юлия Чистякова

© Императорский фарфоровый завод

Серия «Тотем» в интерьере

© Императорский фарфоровый завод

В коллекции Императорского фарфорового завода — настенные тарелки и блюда разнообразной тематики с богатым и стильным декором: классические росписи, флоральные и анималистические мотивы, городские и пейзажные сюжеты в разных воплощениях. Вариантов исполнения декоративных тарелок множество, а вариантов использования этих изделий для декорирования стен еще больше. Серия тарелок или комбинация из нескольких коллекций разнообразит интерьер и придаст особую индивидуальность каждому дому.

Необычные решения

Фарфор — это уникальный материал, который не имеет аналогов в мире. Сложность техники и особенности ручной работы делают каждое произведение непохожим на другие. В общем стремлении к индивидуальности вещи, выполненные на заказ по специальным эскизам, будут появляться в наших домах все чаще.

Авторские изделия на Императорском фарфоровом заводе создает штат художников. Завод остается одним из немногих предприятий, сохранивших в штате профессиональных художников-фарфористов, а значит, традиции художественной школы и творческий подход к фарфору как к произведению искусства.

Одна из современных художников завода — Татьяна Чапургина. Она применяет к фарфору самые оригинальные решения, создавая произведения, непривычные для исполнения в этом материале. Кроме классических ваз и сервизов, в ее творчестве появляются декоративные панно, мозаики, дизайнерская мебель, необыкновенные предметы интерьера. Художественным фарфором от Татьяны Чапургиной могут быть украшены ванные комнаты, залы, кухни и даже целые кабинеты. В этом году у художника открылась персональная выставка «Фарфоровая мода» в Главном штабе Государственного Эрмитажа.

Мозаика "Поле цветов". Художник - Татьяна ЧапургинаСтолешница "Тюльпаны". Художник - Татьяна ЧапургинаКостюм "Клеопатра. Ощущение радости. Путешествие в прошлое". Художник - Татьяна Чапургина

Мозаика «Поле цветов». Художник — Татьяна Чапургина

© Императорский фарфоровый завод

Столешница «Тюльпаны». Художник — Татьяна Чапургина

© Императорский фарфоровый завод

Костюм «Клеопатра. Ощущение радости. Путешествие в прошлое». Художник — Татьяна Чапургина

© Императорский фарфоровый завод

Помимо производства монументальных интерьерных объектов, Татьяна Чапургина выступает в качестве экспериментирующего модельера. С ее легкой руки в лексикон индустрии моды вошел новый термин — «фарфоровая ткань». Это не скульптура из фарфора в форме одежды, и не одежда, декорированная фарфором. Речь о сложном материале и уникальной технологии — ткани из фарфора, которую автор для своих работ создает из тысяч фарфоровых пайеток-пластин, толщиной не превышающих 1,5 мм. Часть коллекции произведений Татьяны Чапургиной можно увидеть и приобрести в Галереях современного искусства фарфора в Москве и Санкт-Петербурге.

Классические формы для ультрасовременности

Один из самых модных приемов в интерьере — комбинация стилей. В ультрасовременном хайтеке и модном лофте умелые сочетания приводят к поражающим воображение результатам. Современные дизайнеры обращаются за новыми идеями к классическому фарфору и активно используют его в декорировании своих проектов. Музейные реплики изделий, выставленных в Государственном Эрмитаже и в свое время украшавших императорский стол, можно приобрести в свою коллекцию и использовать в быту.

Чайный сервиз "Жемчужина"Чайный сервиз "Камеи"Чайный сервиз "Айседора"Чайный сервиз "Рококо"

Классические формы могут быть уместны в лаконичных и строгих интерьерах, а также в случае нетрадиционного и экстравагантного дизайна. Коллекции Императорского фарфорового завода, основанные на историческом декоре и хрестоматийных произведениях фарфорового искусства, — вечная классика, трактованная на современный лад. Широкий ассортимент изделий Императорского фарфорового завода можно изучить на сайте предприятия и в фирменных магазинах «Императорский фарфор». 

Новости: Фарфор в современном интерьере: тенденции и тренды — Эксперт

Зачастую они выдержаны в одном цвете, что придает им сходство с эскизами. Естественность преобладает как в форме, так и в декоре изделий.

Венгерский фарфор

Сохраняют популярность различные оптические мотивы, абстрактные узоры и авангардные орнаменты. В моде асимметричные чашки, блюдца, тарелки с рельефной поверхностью и изгибами, которым вместо привычного круга придана форма прямоугольника, треугольника, квадрата, столовые сервизы.

В течение нескольких последних лет предпочтение отдавалось фарфоровым изделиям белого цвета, и хотя они и сейчас имеют репутацию вечно актуальной классики, все же в настоящее время белый цвет вышел из моды. Обычно его сочетают с фарфоровой посудой, окрашенной в яркие, контрастные цвета.

Люди на протяжении тысячелетий питают слабость к роскоши. И хотя эта любовь иногда становится слабее, совсем она не исчезает. В настоящее время особой популярностью пользуются нарочито-праздничные серии изделий из фарфора, имеющие столь же нарочито-пафосные наименования, данные им специально для того, чтобы акцентировать внимание потребителей на классе и престижности бренда. В этих целях посуда декорируется при помощи драгоценных металлов и камней либо их имитации с использованием росписи чернения драгметаллов для придания ей вида антиквариата. Такой фарфор особенно востребован покупателями в интернет магазине фарфоровой посуды, и потребительский спрос на него постоянно увеличивается. Многие крупнейшие изготовители фарфоровой посуды специально применяют «состаривающие» ее технологии, которые придают им винтажность.

www.senior-farfor.ru

Помимо самостоятельного использования роскоши, она сочетается с современным авангардом. К примеру, марка Rudolf Kampf объединила мятую форму с матовым золотом двадцать четыре карата. Такая комбинация создает любопытный эффект – посуда выглядит так, будто материалом для ее изготовления послужило листовое золото, а не фарфор. Среди получивших широкое распространение в настоящее время приемов особой популярностью пользуется эффект небрежной измятости. К нему прибегает множество мастеров. К примеру, художник Рут Гурвич при создании коллекции «Иллюминация» для марки Nymphenburg путем использования складок и изгибов сумела придать фарфору вид помятой бумаги.

Любовь людей к истории не менее сильна, чем стремление к красоте, поэтому в настоящее время в тренде фарфоровые серии, выдержанные в стилях, которые были распространены в минувшие эпохи – барокко и ампир. Эта тенденция вполне согласуется с модой на состаренный фарфор, имеющий вид антиквариата. Стиль барокко господствовал в европейском искусстве в семнадцатом и восемнадцатом столетиях. Он выделяется комбинированием орнаментов и щедрой позолоты. Его элементы в настоящее время можно увидеть во многих коллекциях ведущих изготовителей посуды из фарфора. Столовые приборы следует подбирать, учитывая стиль сервиза.

www.senior-farfor.ru

Ампир в настоящее время также в тренде, вернее, типичные для него элементы. Этот величественный стиль возник в период с 1799-го по 1815-ый год во Франции, когда она находилась под управлением Наполеона. Его главной чертой было копирование античных произведений и форм искусства позднеримской эпохи. Чуть позднее, после египетской военной кампании Наполеона, в этот стиль были внесены узоры, рельефы и архитектурные мотивы, типичные для Египта. Посуда из фарфора, выдержанная в стиле ампир, имеет сходство с монументальными произведениями искусства, выполненными из камня, золота, бронзы. Для данного стиля характерны замысловатые завитки, напоминающее патину на бронзовой поверхности раскрашивание, позолота.

Типичными особенностями многих авторских коллекций изделий из фарфора являются необычная форма и оригинальный дизайн крышек чайников, ручек чашек. Малозаметный элемент изделия часто превращается в его значительное отличие. Изыски дизайнеров в данном отношении нередко столь поразительны, что изделие привлекает внимание к себе лишь одной ручкой.

В моде изделия из фарфора в стиле кантри, возникшем в начале минувшего столетия в Британии. Он символизирует деревенский дом без четкой национальной принадлежности. Декор этого стиля определяется колоритом той страны, где изготавливаются изделия. Вне зависимости от географии, его сущность состоит в использовании сельских мотивов. Для посуды из фарфора в этом стиле характерны деревенские пейзажи, натюрморты, слегка смягченная многоцветность. Одним из самых распространенных направлений кантри при изготовлении фарфоровой посуды в настоящее время является стиль «Прованс», возникший в одноименной французской провинции в девятнадцатом столетии. Эта плодородная местность с теплым климатом ассоциируется с травами, фруктами, деревьями, цветами. Все это отражено в стиле «Прованс», в котором белый фарфор комбинируется с теплыми цветами.

Статуэтки из фарфора: антиквариат и современные изделия

Что нужно знать о статуэтках из фарфора

Одно дело, когда фигурка из фарфора покупается для подарка или чтобы радовать глаз в интерьере и совсем другое, если она станет частью коллекции, в будущем приносящей дивиденды. В первом случае можно руководствоваться собственным вкусом, во втором – придётся определять подлинность, время изготовления, отсутствие реставрации и другие важные детали, влияющие на ценность изделия. Приобретая современный фарфор, лучше сразу отказаться от китайской продукции, далёкой от шедевров XIV – XVII  века и сосредоточиться на ведущих российских фабриках, которые не изменяют вековым традициям качества при доступных ценах.

Советы начинающим коллекционерам

Доступнее других – малая фарфоровая пластика советского периода. Пылящееся в серванте «бабушкино наследство» или купленная на блошином рынке фигурка, может оказаться ценным раритетом, на международных аукционах стоящим тысячи долларов. Фарфор, «рождённый в СССР» понятен на генетическом уровне, поэтому меньше шансов приобрести подделку. Почти в каждом доме есть статуэтки ведущих заводов – Дулёвского, ЛФЗ, Гжели и других, ценность которых с каждым днём возрастает. Кроме того, купить их можно намного дешевле немецких или французских аналогов.

Советы начинающим коллекционерам по выбору статуэток из фарфора

Каждая инвестиционная коллекция начинается с изучения маркировки завода-изготовителя по периодам. Иногда «правильные» клейма не соответствуют по дизайну времени изготовления, что помогает выявить подделку. Каждое историческое событие отражалась на маркировке – это особенно заметно у предприятий, основанных до революции 1917 года. Например, у бывшего Ленинградского, а сегодня Императорского фарфорового завода около 70 видов клейм, у Дулёвского – не менее 30.

Отсутствие маркировки само по себе не является свидетельством подделки. Надпись, если её наносили надглазурными красками, могла стереться со временем или при неправильном уходе. Наоборот, должны настораживать слишком чёткие клейма, без смазанных или слабо различимых элементов. Они могут выдать новодел.

Также следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • цвет клейма – часто именно на советских статуэтках он варьируется в зависимости от сортности;
  • способ нанесения краски: надглазурный или подглазурный;
  • авторские надписи и специальный код, указывающий время изготовления и партию.

Статуэтка из фарфора

Всё должно соответствовать данным каталогов. При малейших отклонениях, лучше отказаться от приобретения.

Другие признаки новодела

Начинающим коллекционерам стоит некоторое время походить по антикварным магазинам, приучая глаз сравнивать поддельные и оригинальные статуэтки из фарфора. Они отличаются блеском глазурного покрытия, красками росписи, оттенком «теста» и, часто, размером. Если оригинал используется, чтобы снять форму, а затем делается копия, она, после обжига даст усадку на 16%. То есть, новодел даже визуально будет меньше «исходника».

Статуэтка из фарфора - признаки новодела

Кроме того, выдаёт подделку:

  1. Слишком яркая, «кислотная» цветовая гамма. В советское время краски были природными, слегка приглушёнными, сочетания – гармоничными и спокойными. К тому же со временем эмаль и пигменты немного тускнеют.
  2. Оттенок и структура фарфорового теста. Из-за синтетических добавок, современная керамика выглядит стекловидной, безжизненной, вызывает неприятные тактильные ощущения. Фарфор прошлого века приятный, тёплый на ощупь, отличается нежным молочным оттенком,
  3. Форма и пропорции фигурок. У новоделов неестественные позы, может быть изменён жест или положение тела. Некоторые детали «теряются», особенно это заметно на кистях рук, мелких элементах одежды и цветочном декоре. Если фигурка одной и той же тематики выглядит по-разному, следует обратить внимание на клеймо. Разные заводы могли выпускать одно и то же изделие, но с небольшими изменениями. Бренд в этом случае будет ощутимо влиять на цену.
  4. Небрежная роспись. Особенно заметны дефекты в прорисовке лиц. Искажение пропорций, отсутствие миловидности, невыразительная мимика должны настораживать – советский фарфор создавали профессиональные художники, не допускавшие подобных просчётов.
  5. Нехарактерный «почерк». У каждого известного завода была своя стилистика, которой старались не изменять. Изучать «почерк» предприятий лучше всего по каталогам или непосредственно рассматривая оригинальные изделия в антикварных лавках, на выставках, в музеях и частных коллекциях.

Не стоит «набрасываться» на любые статуэтки советского периода, надеясь, как неопытный золотодобытчик, «намыть» среди песка по-настоящему драгоценные крупицы. Правильнее сосредоточиться на одном заводе и узнать о нём всю возможную информацию – от фамилий ведущих художников до изделий, которые не вошли в тираж, а значит, представляют двойную ценность. На первом месте у коллекционеров продукция Дулёво, Вербилок и ЛФЗ 1930 – 1950-х годов.

Статуэтка из фарфора "Дулёво"

Что собирать

Раритетные экземпляры ценятся на порядок выше фигурок, стоявших в прежние времена в каждом доме. Но имеют значение и другие факторы. Ощутимо влияет на цену статуэток из фарфора тематическая направленность. Наибольший интерес представляют аллегории –  мифологические или литературные сценки, цирк, балет, военные и агитационные сюжеты и так далее. Второе место занимает детская тематика. Здесь следует отдать предпочтение композициям, напоминающим о пионерском прошлом, вызывающим ностальгию. Авторские работы, если речь идет не о современных статуэтках из фарфора, а о винтажных или антикварных, занимают только третью позицию в рейтинге наиболее востребованных. Это связано с затруднённым определением подлинности. С другой стороны, произведения именитых фарфористов – это всегда эксклюзив, «подогревающий» интерес ценителей. Важно, чтобы на изделиях стояла оригинальная авторская подпись.

Статуэтка из фарфора "Вербилок"

Малотиражные фигурки, не относящиеся к уже перечисленным категориям, уступают им в цене, но тоже рекомендуются для коллекционирования. Возраст таких предметов искусства должен составлять не менее 50 лет. Завершает список анималистика. С инвестиционными целями лучше собирать животных – героев басен и сказок, они стоят дороже.

Внимание, реставрация

При покупке фарфоровых статуэток через интернет-сайты, повышается риск приобрести не только фальшивку, но и фарфор, подвергшийся профессиональной реставрации. Его ликвидность намного ниже, поскольку найти ценителя, который «махнёт рукой» на восстановительные работы, сложно. Есть смысл покупать отреставрированные вещи, только если они являются раритетными и представляют художественную или историческую ценность. Такие предметы приобретут в любом случае, главное, чтобы изъяны не были заметны и не влияли на внешний вид статуэтки.

Итальянская статуэтка из фарфора

Определить, проводилась ли реставрация можно:

  • по дате изготовления – фарфоровые фигурки XVIII века вряд ли сохранят свою целостность;
  • внимательно ощупывая статуэтку сухими руками, чтобы ощутить трещины на глазури;
  • при помощи магнита, который выявит металлически штыри, удерживающие детали.
  • поднося на несколько секунд к статуэтке зажигалку – если есть реставрация, раздастся характерный треск.

что это такое, разновидности, этапы производства

Что такое фарфор

Под фарфором обычно подразумевается посуда и предметы декора из прочной, тонкостенной керамики белого цвета. Изделия отличаются гладкостью, тонкостью и прозрачностью черепка, а при ударе деревянной палочкой издают чистый, «поющий» звук. Фарфор, обладающий высокой художественной ценностью, до сих пор производят вручную – именно такие предметы интересны коллекционерам и признаны выгодным вложением капитала. Но правильнее всего инвестировать в антиквариат, особенно русский, он широко представлен на отечественном рынке, известен и позволяет находить действительно редкие вещи. Из европейских марок наиболее значимы французские Севр и Лимож, а также немецкие «во главе» с легендарным Мейсеном.

О материале

Три главных компонента фарфора – каолин, полевой шпат и кварц. В зависимости от их процентного соотношения, меняется прозрачность, плотность, эластичность и прочностные характеристики материала.

Каолин Каолин Полевой шпат Полевой шпат Кварц Кварц

Кроме того, каждый производитель использует добавки, оказывающие дополнительное влияние на свойства фарфоровой массы. Среди самых распространённых:

  • кремнезём, шамот или дегидратированная глина в качестве отощающих присадок;
  • пегматит;
  • глинозём технический;
  • легкоплавкая фритта;
  • измельчённый фарфоровый бой;
  • костяная зола;
  • бентонит;
  • калийная селитра;
  • поташ;
  • алебастр;
  • известковый мергель;
  • мел.

Производство фарфора

В отличие от фаянса, майолики и других видов керамики, фарфор имеет хорошо спёкшийся черепок, без больших пор на изломе. Это обеспечивает газо- и водонепроницаемость материала, стойкость к агрессивным химическим веществам и высоким температурам. Всё твёрдые компоненты сырья перемалываются до порошкообразного состояния, что позволяет после обжига получать изделия с гладкой, словно полированной поверхностью. Тонкость помола определяется на свет: достаточно «поймать» стенками посуды солнечный зайчик. Если он ложится ровно, не выявляя впадины и бугорки или же инородные включения – качество фарфоровой продукции на высоте.

Этапы производства

Изготовление фарфора начинается с измельчения составляющих до тонкодисперсного состояния. Затем их смешивают с водой, получая пластичную массу, с влажностью 25 – 35%. Её оставляют вылёживаться для приобретения однородной структуры. В древнем Китае процесс занимал до 10 лет, современное производство выделяет на полное «созревание» 14 дней. После этого массу обрабатывают вакуум-прессом и специальными мялками, чтобы удалить образовавшиеся при брожении пузырьки воздуха. Иначе сырые изделия разорвёт при первом обжиге из-за разных коэффициентов расширения газа и твёрдого материала.

Этапы производства фарфора

Формуют посуду и статуэтки преимущественно литьевым способом, с последующей ручной лепкой мелких деталей. Для тарелок используют также метод прессования, а для эксклюзивных авторских работ – гончарный круг. При литье гипсовые формы заполняют жидкой фарфоровой массой (шликером) и оставляют на некоторое время, пока она не осядет на стенках. «Не схватившийся» остаток удаляют. Гипс постепенно вытягивает влагу из фарфоровой массы, и она затвердевает, отделяясь от стенок.

Изготовление фарфора

Далее форму раскрывают и вынимают сырцовое изделие, которое нужно обработать – удалить швы, замыть мягкой губкой края, загладить возможные дефекты поверхности. На этом же этапе монтируют приставные детали, например, носики чайников, ручки чашек и так далее, добавляют лепной декор, вырезают ажурные фрагменты или процарапывают узоры, в которые затем зальют краску.

Обжиг фарфора

Подготовленные изделия тщательно просушивают и отправляют на утильный обжиг при температуре 900 – 1000°С. Получившийся фарфор принято назвать «бисквитным». Если речь идёт о статуэтках и других лепных предметах, не несущих утилитарную функцию, их можно оставить на этой стадии или расписать и ещё раз обжечь, без применения глазури. Впервые подобный метод был применён мастерами Севрской мануфактуры и получил широкое распространение в эпоху классицизма. Кроме того, «бисквит» использовался при изготовлении головок фарфоровых кукол. Мода на них возникла во Франции, на рубеже XIX – XX века.

Глазурование и роспись

«Бисквит», скорее, исключение из правил, а большинство фарфоровых изделий после утильного обжига глазуруются. В первую очередь, это – вазы и сервизы, непосредственно контактирующие с водой, но и предметы декора покрываются особыми стекловидными составами не реже. Глазури тоже состоят из каолина, полевого шпата и кварца, но в других пропорциях. В них добавляют присадки для снижения температуры плавления и соли металлов для придания цвета, блеска или насыщенности тона.

Глазуруют предметы методом погружения, полива или с помощью пульверизатора. Проникая в микропоры черепка, суспензия прочно закрепляется, а в процессе политого обжига при 1250 – 1400°С, спекается с ним. Погружение и полив подходят для посуды и статуэток без мелких сложных деталей. Пульверизатором глазурь распыляют, чтобы получить тонкий слой, преимущественно, на ручную лепку.

Роспись фарфора

Один из самых популярных способов декорирования керамики – роспись. Она может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае рисунок наносится непосредственно на «бисквит» оксидом кобальта или меди, которые дают соответственно, синий и зелёный оттенки. Сверху керамика покрывается прозрачной глазурью. Приём кобальтовой росписи широко использовался китайскими мастерами, а затем был многократно повторён ведущими фарфоровыми заводами Европы.

По глазури художники пишут эмалями с более широкой цветовой палитрой, чем у оксидов металла. Закрепляются такие краски третьим обжигом, температура которого колеблется от 600°С до 800°С. Аналогичным образом делается отводка золотом или платиной.

Виды материала

После того, как в XIV веке венецианский купец Марко Поло познакомил Европу с китайским фарфором, неоднократно предпринимались попытки воспроизвести этот изысканный, уникальный по красоте материал. В результате появились две новые его разновидности, неизвестные мастерам Поднебесной. В современной классификации они упоминаются на равных. Но имеют разные свойства и даже состав шихты (сухой, измельчённой многокомпонентной смеси).

Твёрдый фарфор

Эту разновидность ещё называют настоящим фарфором. Она отличается самой высокой температурой обжига, составляющей 1350 – 1400°С. Материал легко узнать по белоснежному черепку, в некоторых случаях даже с лёгким голубым подтоном и прозрачности на свету. Такой фарфор был изобретён в Китае, где технологию его изготовления за несколько веков довели до совершенства, а затем начал распространяться в Японии.

Твёрдый фарфор

Европейское производство хрупкого «белого золота» началось в XVIII веке, с основанием Мейсенской мануфактуры. Немецкий учёный Эренфрид фон Чирнхаус при содействии алхимика Иоганна Бёргера самостоятельно открыл рецепт фарфоровой массы, по свойствам напоминающей китайские образцы. Сначала её состав несколько отличался от прототипа использованием алебастра, но позже каолин стали смешивать с традиционным «дуэтом» полевого шпата и кварца. Большинство производимой сегодня тонкостенной керамики относится именно к этому виду.

Мягкий фарфор

Почти одновременно с Германией, Франция предприняла свои попытки воспроизвести «белое золото» из Поднебесной. В результате возникло несколько мануфактур, работавших с так называемой «мягкой пастой» на основе белых глин и фритты – богатого кремнезёмом сырья, спечённого при относительно низких температурах, а затем измельчённого до состояния пудры. Обжигался материал при 1250°С, был не таким прочным, как немецкие или китайские аналоги, зато превосходил их по пластичности. Также его отличал нежный сливочный цвет, придававший изделиям особую утончённость.

Мягкий фарфор

Ведущим производителем мягкого фарфора до сегодняшнего момента остаётся Севрская фабрика. Мягкий (или фриттовый) фарфор используют преимущественно для скульптурной пластики, где проявляются его лучшие качества. Невероятно красив он в «бисквите», напоминая роскошный паросский мрамор. Благодаря этому сходству, неглазурованные изделия получили название «париан».

Костяной фарфор

В Англии к мягкой пасте попробовали добавлять золу из костей крупного рогатого скота. Компонент с высоким содержанием природного фосфата кальция, значительно повышал прочность изделий при относительно невысокой (1200 – 1250°С) температуре обжига. Пионером подобной технологии стал владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал её и дал подробное описание в 1796 году известный английский керамист Джосайя Споуд.

Костяной фарфор

До конца XIX века костяной фарфор изготавливался только в одной стране. Его так и называли – английским. Материал считается самым прочным и позволяет изготавливать уникальную посуду, толщиной в бумажный лист. Определить костяной фарфор несложно – изделия из него лёгкие, почти невесомые и прозрачные, так что сквозь стенки видны пальцы руки. Цвет не чисто белый, а с тёплым, молочным оттенком. Содержание золы в изделиях доходит до 50%. Костяной фарфор считается элитным и маркируется надписью «Bone China». Его единственный недостаток – малая пластичность, не позволяющая изготавливать скульптуры и лепной декор.

«Bone China» предназначен исключительно для высококачественной посуды. В настоящее время помимо английских предприятий костяной фарфор производят в Японии и на Императорском (Ломоносовском) заводе в Санкт-Петербурге.

Лучшие производители сегодня

Лидерами мирового рынка тонкостенной керамики по-прежнему остаются немецкие, японские, английские и французские производители. В среднем ценовом сегменте стоит обратить внимание на чешские бренды. Российская продукция отличается высоким качеством и художественностью, но дорогая, что не всегда оправдано.

Китайский фарфор, раньше служивший эталоном и вдохновлявший производителей всего мира, сегодня стал синонимом ширпотреба и фальсификата. В этой стране нет торговых марок, зарекомендовавших себя в секторе элитной керамики.

Лиможский фарфор

Если хочется идеального соответствия цены и качества, стоит обратить внимание на Лиможский фарфор. Бренд объединяет по географическому признаку несколько известных французских предприятий: Bernardaud, Haviland, Royal Limoges и другие. Их чайные и столовые сервизы с утончённой ручной росписью или декоративные фигурки, станут лучшим украшением любого интерьера, а также подарком к знаковому торжеству, например, на свадьбу, юбилей и новоселье.

Советы по выбору

Настоящий европейский фарфор – удовольствие не из дешёвых, поэтому его часто подделывают и не только в секторе антиквариата.

Выбор фарфора

Определить категорию изделия: фарфоровый ли это шедевр или низкосортная, а, возможно, и небезопасная для здоровья подделка, можно по нескольким признакам:

  1. Посуда при ударе должна издавать мелодичный, постепенно угасающий звон. Постукивать по краю чашек или тарелок нужно специальной деревянной палочкой, не прикладывая усилий. Костяной фарфор издаёт более сильный звук с выраженными металлическими нотками.
  2. На свету почти все фарфоровые изделия становятся прозрачными. Исключение составляет продукция Гжели, стенки которой толще общепринятого стандарта в 2,5 мм.
  3. Если обратить внимание на донышко, нетрудно различить неглазурованный ободок. Он нужен, чтобы во время обжига изделия не «прикипали» к подставке. У фарфора такой ободок есть обязательно, у фаянса и других видов керамики – нет. Цвет «бисквита» должен быть таким же белым, как и глазурь, серые и жёлтоватые оттенки говорят о низком качестве продукции.
  4. Важно, чтобы глазурное покрытие не имело дефектов и микротрещин, так называемого цека. Его наличие свидетельствует о нарушении технологии обжига. Или под видом фарфора производитель пытается продать фаянс.
  5. Рисунок, нанесённый вручную, никогда не бывает полностью симметричным. Толщина линий варьируется – в центре они шире, затем постепенно сужаются, следуя за движением кисти. Как правило, не допускаются рельефные мазки, которые будут ощущаться на ощупь, поэтому гладкость фарфоровой поверхности не обязательно «скрывает» деколь. А вот полностью записанные поверхности скорее всего маскируют дефекты. Лучше, если рисунок будет занимать не более 15% от общей площади изделия.