Фарфор братьев корниловых – Фарфор Корниловых — купить фарфоровые статуэтки и посуду завода братьев Корниловых — «Лермонтов»

Фарфоровый завод Братьев Корниловых: клейма, выпускаемая продукция

История завода
Фарфоровые изделия Корниловых
Клейма Завода Братьев Корниловых

История завода

Начало

История одного из самых успешных фарфоровых заводов России началась в далеком 1835 году, когда купчиха из Санкт-Петербурга М.В. Корнилова решила обустроить на правом берегу Невы собственный фарфоровый завод. Расположив предприятие в весьма удачном в плане близости к сырью и транспортному узлу месте, Мария Васильевна сделала и еще один важный шаг, сосредоточив капитал только в кругу семьи. Пять сыновей Корниловой помогали управлять заводом, что существенно упростило всю финансовую деятельность.

Организации своего фарфорового дела предшествовала торговля привозным фарфором, которой занимался супруг Марии Васильевны Саввин Васильевич и его брат Василий. Купчиха II гильдии оказалась столь талантлива в плане организации, что всего за год сумела подготовить новое предприятие к производству продукции.

Стремительное развитие

Под руководством братьев Корниловых фарфоровый завод так активно развивался, что уже через восемь лет существования в числе его клейм появился государственный герб России, а на завод стали поступать заказы из самого Императорского двора. Это было связано с тем, что братьям удалось добиться высочайшего качества готовых изделий.

Корниловы не боялись экспериментировать, понимая, что далеко не каждое их новшество закончится успехом. Так, одной из провальных затей оказалась аренда завода барона Корфа с целью расширения их собственного производства. Однако братьев не останавливали трудности и неудачи. Смелость в экспериментах, а также ставка на лучших мастеров и последние достижения техники привела производителей к тому, что уже в 1870-х годах фарфор Корниловых превзошел по своим техническим характеристикам изделия Императорского фарфорового завода. Более того, изящные изделия из безупречно белого фарфора, обожженные и расписанные с высочайшим мастерством, быстро обошли по своему качеству лучшую продукцию многих фарфоровых заводов Европы.

Интересно, что завод Корниловых стал первым в России, где появилось клеймо Made in Russia. Братья также стали первооткрывателями в стране по применению переводных картинок.

Корниловский фарфор. Чашка. 1884-1917 гг.

Корниловский фарфор. Чашка. 1884-1917 гг.

Дальнейшая судьба завода

Главным деятелем завода считался Михаил Корнилов. Именно к нему и перешел весь завод в 1869 году, а после его смерти — к жене и детям. С 1893 года в названии завода появилась приставка «товарищество».

Наследники Марии и Саввина Корниловых оказались успешными предпринимателями, под руководством которых завод процветал, а фарфоровые изделия приобретали все большую ценность в стране и за границей. Однако предприятию было не суждено пережить революционные времена XX века. В 1918 году завод национализировали, а в 1921 году переоборудовали для производства электротехнического фарфора. В том же году «помещичий» завод превратился в «Пролетарий». С этого времени на нем производили высоковольтовые изоляторы и другие элементы для линий электропередач и электрических станций. Еще одна перенаправленность завода произошла в военное время, когда каждое предприятие блокадного Ленинграда было вынуждено работать на нужды фронта.

В 1989 году завод вошел в состав объединения «Энергомаш», а в годы перестройки его переименовали в «Корниловский фарфоровый завод». Но даже возврат исторического названия не спас разорившееся предприятие. В 2003 году завод был официально ликвидирован.


Ленинградский фарфоровый завод «Пролетарий». XX век.

ОАО «Корниловский фарфоровый завод». Здание расположено по адресу: Полюстровский пр. 59Б. Снято 06.10.2010

ОАО «Корниловский фарфоровый завод». Здание расположено по адресу: Полюстровский пр. 59Б. Снято 06.10.2010.

Фарфоровые изделия Корниловых

Начав с нуля, братья Корниловы достигли в производстве фарфора такого высокого мастерства, что их работы были представлены на самых разных выставках. Уже в 1939 году, то есть через пять лет после запуска завода, производителей наградили золотой медалью, к которой в дальнейшем присоединились и другие награды. Хотя элитные фарфоровые изделия завода Корниловых имели превосходное качество и были известны во всем мире, спрос на них был только в кругах богатых людей, что было связано с высокой ценой готовой продукции. Именно по этой причине сегодня элитный фарфор Корниловых имеет куда большую для коллекционеров ценность, чем фарфор других заводов.

Подбор сырья

Секрет успеха Корниловых кроется не только в привлечении лучших мастеров, но и в самих материалах. Чтобы изготовить белоснежный фарфор, поражающий своим блеском и изяществом, сырье заказывали в самых разных уголках мира. Так, белую глину везли из Англии и Черниговской губернии, полевой шпат и кварц заказывали в Финляндии, а капсельную глину привозили из Новгородской губернии. Краски, которыми расписывали изделия, тоже приходилось завозить из Франции, хотя многие из них научились делать и на собственном заводе.

Тарелка с голубой каймой и изображением фруктов и цветов. 1840-1861

Тарелка с голубой каймой и изображением фруктов и цветов. 1840-1861.

Разнообразие продукции

Корниловы любили осваивать новые направления, поэтому на их заводе выпускалась самая разнообразная продукция, чем мог похвастать далеко не каждый их конкурент. Так, в начале 1850-х годов на предприятии начался выпуск изделий в исконно русском стиле. Это были иконы, церковная утварь, раскрашенные к пасхальным праздникам фарфоровые яйца и иные предметы. Михаил Корнилов пожертвовал предметы иконостаса, созданного в память об императоре Александре II, в одну из петербуржских церквей.

С 1880-х годов на предприятии стали выпускать сувенирную продукцию, сюжеты которой обычно приурочивали к памятным датам, юбилеям или знаменательным событиям. Часто во время праздников участникам мероприятия раздавали сувенирные стаканы.


Сувенирный стакан с изображением императора Александра II и текстом указа об отмене крепостного права. 1911 г.

Среди выпускаемой на заводе продукции можно отметить и разнообразные безделушки вроде игрушек и цветов. Их появление связано с тем, что в 1896 году Корниловы присоединили к своему предприятию фарфоровый завод Бенуа. Однако партнерство продлилось всего пару лет. Та же участь постигла и завод Корфа, на котором производили недорогой фаянс. Через год аренды завода Корниловы оставили эту затею, однако в память о тех временах сохранились редкие предметы корниловского фаянса.

Особое значение среди всех экспериментов Корниловых сыграло внедрение в производство в 1885 году электромагнитного способа очистки массы. Благодаря новейшим для того времени технологиям удалось существенно улучшить качество фарфорового черепка.

Ранний фарфор

В самом первом фарфоре Корниловых нашли свое отражение художественные приемы предыдущих поколений, которые были переработаны современными мастерами. В это время многие фарфоровые заводы следовали общим тенденциям в искусстве, а также модным веяниям, продиктованным Императорским фарфоровым заводом. Так появлялось множество изделий с изображениями популярных сюжетов, цветов, пейзажей. В декоративном оформлении обычно использовали разнообразные лепные детали, что придавало готовой продукции более колоритный вид.

Скульптура

Скульптурные работы на предприятии Корниловых выпускали только в 1840-1850 гг., из-за чего готовых изделий сохранилось немного. При создании скульптур мастера завода брали распространенные для того времени темы. Они изготавливали фигурки садовника, цветочницы, пастуха, модели серии «Обезьянья капелла», отображали в скульптурах сюжеты из жизни простых людей или что-то подобное.

Скульптура пастуха. СПб. 1840 - 1861 гг.

Скульптура пастуха. СПб. 1840 — 1861 гг.


Фигура «Мужик с сапогами». 1843-1865

Фигура «Мужик с сапогами». 1843-1865.

Кроме общераспространенной тематики за основу сюжета могли взять и что-то более оригинальное. Это могли быть фигуры негра Доминго или дам в восточных нарядах. Особой популярностью пользовались предметы, которые можно было использовать в быту. Речь идет о всевозможных чернильницах, подсвечниках, сосудах для духов, часах. Такие изделия расписывали цветочными узорами и дополняли позолотой.

Подсвечник с фигурой негра Доминго. 1843-1865

Подсвечник с фигурой негра Доминго. 1843-1865.


Посуда

Стремясь удовлетворить потребности самого широкого круга населения, братья Корниловы разрабатывали огромное количество предметов самого разного типа на любой вкус. Особенно это отразилось на посуде, которая просто поражала своим разнообразием. На заводе выпускали как сервизы для Императорского двора с огромным количеством роскошных предметов, так и простые сервизы для человека среднего достатка. При этом покупателям предлагались плоские, глубокие, пирожковые и прочие тарелки, блюда для самых разных блюд, чаши, салатники, сырницы, сухарницы, стаканы и кружки самых затейливых форм, чайники, сковородки, кастрюли… Чего только не было в арсенале братьев Корниловых!

Сервиз с драконами. 1840-1861

Сервиз с драконами. 1840-1861.

Особый интерес для коллекционеров представляют тарелки, выпускаемые после 1890-х годов. В это время появился ряд оригинальных серий, ставших коллекционными. Для одной из них характерно наличие на тарелках текста с названием городов. Тарелки этой серии окрестили «прозвищами жителей русских губерний». Другая серия представляет собой тарелки с рисунками И.Я. Билибина по мотивам русских народных сказок. Эту серию начали выпускать в 1900 году. В ней были запечатлены наиболее известные русские сказки о Царевне-лягушке, Иване-царевиче и других героях народных сказок.

10.jpg

Клейма Завода Братьев Корниловых

1835-1839

В разные годы работы завода на фарфоровых изделиях применялись различные клейма. С момента основания предприятия в 1835 году до 1839 года продукцию помечали клеймом «Фабрики Братьевъ Корниловыхъ в СПетербурге».

11.jpg

Одновременно с ним в разные годы фарфор помечали вдавленными буквами «Б Р К О», «Б Р К», «БР.К» или «Б.К.», что расшифровывалось как Братья Корниловы.

12.jpg

1839-1861

В период с 1839 по 1840 гг. на изделиях появилось клеймо округлой формы с надписью: «Въ С.Петербурге. Завод Братьевъ Корниловыхъ». Его наносили красной краской поверх готовых работ. Характерным элементом клейма этого периода является шлем Гермеса с двумя крыльями. Однако с 1840 по 1861 годы шлем с клейма исчез, а само клеймо делали не только красным, но и зеленым.

13.jpg

С 1843 по 1860 годы Корниловы стали использовать еще одно красное клеймо с надписью «Братьевъ Корниловыхъ в С.Петербурге» с изображением герба России. Это было связано с тем, что в 1843 году Императорский двор удостоил братьев чести наносить на их фарфоровые изделия российский герб.

14.jpg

1861-1884

С 1861 по 1884 годы это же самое клеймо появилось в других цветах: черном, синем и золотом.

15.jpg

На некоторых изделиях этого периода можно встретить также изображение наклоненного адмиралтейского якоря, на ленте которого значилась надпись: «ПО ОСОБ. ЗАКАЗУ».

16.jpg

1884-1917

С 1884 по 1917 годы производители перешли к использованию более фундаментального двухцветного клейма с орлом и надписью: «Въ СПетербурге Братьевъ Корниловыхъ».

17.jpg

После начала в России Первой мировой войны с августа 1914 года Санкт-Петербург был переименован в Петроград, что нашло свое выражение и в клеймах завода Корниловых. В том же самом клейме можно встретить новое название Северной столицы.


В конце XIX века на изделиях кроме герба могли делать и предупреждающую надпись: «Воспроизведение запрещается. Съ ориг. рисунка» с пометкой автора. Появление таких надписей не только повысило ценность предметов, но и стало первым для России опытом защиты авторских прав на фарфоровые изделия.

19.jpg

Два клейма

На некоторых изделиях корниловского фарфора можно встретить сразу два клейма, что не является подделкой. Одна из причин такого соседства связана с тем, что в переходные периоды между применением разных клейм на одном и том же предмете могли ставить как старое клеймо, так и новое.

Вторая причина была обусловлена политикой завода. Два раза в год на предприятии проводили распродажу продукции третьего сорта или с браком. На такую продукцию делали скидки, предупреждая покупателей о его распродаже заранее. Среди прочего предлагалось так называемое «белье», то есть глазурованный фарфор без росписей. Такие изделия приобретали мастерские, занимающиеся росписью по фарфору. Именно их надписи и появлялись рядом с маркой завода Корниловых.

Завод братьев Корниловых

Завод братьев Корниловых

знаменитый русский фарфор

Завод братьев Корниловых.

История завода братьев Корниловых имела короткий век и заслужила добрую славу одного из самых знаменитых частных предприятий по производству фарфора высшего качества. Фарфор фабрики «Корниловых» имеет статус высокохудожественного, элитного, коллекционного. Если изделия ИФЗ сохранились в лучшей своей комплектации, то фарфор  Корниловых — очень разрознен. Встретить сегодня цельный сервиз – большая удача. Именно поэтому каждый отдельный предмет представляет большую коллекционную и художественную ценность.

Революция 1917 года изменила судьбу России, чего уж говорить о частных заводах, жизнь которых после национализации и вовсе замерла. Завод  Корниловых появился в ту самую  благодатную историческую эпоху развития частных художественных промыслов и художественных предприятий.  Основав в 1835 году на Выборгской стороне в деревеньке Полюстрово фабрику, его предприимчивая хозяйка — М.В.Корнилова — надеялась, что ее предприятие будет обещать отличные перспективы и принесет стабильных доход. Достаточное наличие сырья для производства, удобное место расположение транспортных линий и мест сбыта сулило успех предприятию.

Вести дела и распоряжаться имуществом завода М.В.Корнилова пригласила своих сыновей. Их было пятеро – Петр, Михаил, Иван, Василий и Яков. Если до 1835 года муж и брат Корниловой занимались продажей привозного фарфора, то к 1836 году предприимчивая хозяйка не только открыла свои цеха, но и добилась выпуска первой продукции.

Для изготовления изделий изыскивались лучшие технические приспособления, которые позволили влиться в русло новейших достижений науки керамического производства. Огромное значение придавалось художественному оформлению предметов, разнообразию ассортимента и выразительности композиционных решений. Что касается сырья, то кварц и полевой шпат были английскими и финскими, глина (белая), глина (капсельная) были местными или привозилась из городов русской провинции. Краски для художественных работ производились на фабрике в отдельном цеху, а редкие красящие пигменты закупались во Франции. На завод приходили лучшие мастера и живописцы с других российских заводов, а также европейские мастера.

Ранний Корниловский фарфор был выполнен в русских и европейских художественных традициях и ни сколько не уступал знаменитому марочному фарфору. Произведения завода сохраняли изысканность и выразительность форм, нарядность росписи и благородство позолоты. Сервизы, вазы, единичные чайные пары 1840-1850 годов были исполнены в стиле «историзм». Художественные приемы из прошлых столетий расцветали на предметах новым живописным декором из цветов, гирлянд и рокайльных завитков. Для некоторых ваз были характерны античные формы, украшенные живописными пейзажами, обрамленными ажурными рамками. 

Характерным примером может послужить чашка с блюдцем с букетиками цветов, окруженных золотым рокайльным орнаментом и сахарница с голубым фоном и композицией из фруктов, из собрания ГРМ. Ярким примером фарфоровых изделий 1840-1860 – х годов служит большая фарфоровая тарелка с голубым бортом и живописным натюрмортом из крупных фруктов в центре, из того же собрания. Насыщенность красок и великолепный художественный уровень изделий завораживают сегодня нас не меньше чем ценителей искусства прошлых веков. Торжественность и элегантность росписи, вычурность или же, наоборот, простота форм свидетельствую о большой свободе творческой фантазии и технических возможностях предприятия.

О разнообразии декоративных предметов фабрики Корниловых говорят и небольшие фигурки в национальных костюмах или персонажи в светском платье, жанровые и сюжетные композиции: «Кавалер, пишущий письмо», «Дама, примеряющая маску», «Мужик с сапогами», «Водонос». Большинство из них предназначались для украшения интерьера или служили в качестве подарка, а еще фигурки служили безхитростным декором — дополнением или навершием для флаконов и шкатулок.

В 1843 году корниловский завод был удостоен звания «Поставщика Императорского двора» и с той поры выполнял и государственные заказы. Для истории важен тот факт, что к 1860-м годам завод братьев Корниловых вошел в число знаменитых фарфоровых предприятий России, не уступавший в качестве изделий Императорскому фарфоровому заводу, заводам Гарднера и Попова. С середины XIX производство Фабрики Корниловых начало расширяться. Своего предприятия оказалось мало, и предприимчивые фабриканты взяли в аренду завод барона Л.Ф.Корфа в Шлиссельбургском уезде. Известное здесь производство фаянса, получило новую веху развития, прославив его в веках. Корниловский фаянс имел повышенный спрос у покупателей XIX века, а так же ценен среди коллекционеров нашего времени.

В конце XIX века предприятие Корниловых объединилось с петербургской фарфоровой фабрикой Бенуа, основанной в 1888 году. Маркировка в тот период на предметах не ставилась, и пускали их в широкий оборот. Яркие фарфоровые изделия: цветы, подставки, игрушки и декоративные украшения были ориентированы на светских дам и детей. Собирать и дарить фарфоровые фигурки и композиции стало очень модным увлечением.

К коллекционным предметам Корниловского завода относится знаменитая серия фарфоровых тарелок (1884-1917), на каждой из которых герб русского города. С 1867 года завод Корнилова принимал участие во Всемирных парижских выставках, вел торговлю со многими европейскими странами. В 1875 году Корниловы выкупили завод Попова (1811-1875) и став хозяевами живописной мастерской, узнали и все секреты производства уникальных красок. В 1870-1880-е годы ознаменованы новым периодом в жизни предприятия, что сказалось на тематике декоративных росписей. Орнаменты в русском и византийском стиле стали богаче и разнообразнее, появились сказочные мотивы и сцены из русской народной жизни. В конце 1890-х, начале 1900-х годов были выпущены знаменитые серии декоративных тарелок по рисункам художников Е.М.Бём и И. Я. Билибина. Русская, жанровая и сказочная тематика этих произведений была необычайно оригинальна и привлекательна, великолепно вписывалась в интерьеры в неорусском стиле. Особого внимания заслуживает так называемая «сувенирная продукция» Корниловского завода. Это были «подарки к юбилейным, историческим и знаменательным датам».

Яркий пример тому Сувенирная стопа к 50-летию освобождения крестьянства с изображением императора Александра II. Ассортимент был богат и разнообразен, удовлетворял вкусы и русской аристократии и мещан. Самое главное то, что качество продукции и уровень живописного мастерства всегда были на высоте. Дворянские и купеческие семьи выбирали товар по своему вкусу и сервировали стол только лучшим фарфором. Сервизы столовые, чайные, кофейные, всевозможные тарелки и вазы для фруктов, приборы для десертов и сырные доски, — перечитать все наименования невозможно, настолько они были многочисленны.

Для более широких слоев населения устраивались специальные распродажи, где можно было приобрести второсортный, но не менее художественный товар по низким ценам. В конце XIX века в начале XX выпускалось множество разной продукции с печатным рисунком, мотивы которого были разнообразны. Цветочный, пейзажный, фигуративный орнаменты великолепно гармонировали с простой формой предметов.

Завод братьев Корниловых как и многие другие фабрики, выпускал и специальную медицинскую посуду, пользующуюся большим спросом. Продукция Корниловского фарфорового завода имеет огромную художественную, историческую и коллекционную ценность, занимает одно из важных мест в истории русского фарфора.

Ассортиментный ряд и технологические новшества фарфора Корниловых

Фарфор Корниловых

История знаменитого фарфора Корниловых началась в Санкт-Петербурге в 1835 году, когда предприимчивая купчиха решила организовать собственный фарфоровый завод. Место локации фабрики, расположившейся в деревне Полюстрово на Выборгской стороне города, было выбрано не случайно. Хорошая транспортная развязка была удобной как для поставки сырья, так для и сбыта готовой продукции.

Начало производства

Мария Васильевна Корнилова привлекла к делу своих пятерых сыновей, аккумулировав весь финансовый капитал в кругу семьи. Каждый из членов команды выполнял свои определенные функции, что позволило четко структурировать все этапы производственной деятельности и системы продаж. Поскольку ранее двое братьев уже имели опыт торговли привозным фарфором, то процесс погружения в бизнес был непродолжительным. Подготовка предприятия к работе заняла всего год.

Исходные материалы доставлялись в основном из-за рубежа. К примеру, кварц и полевой шпат завозились из Финляндии, белая глина из Англии. Остальное сырье бралось по месту — из Черниговской и Новгородской губернии. Краски для росписи готовых изделий изготавливались собственными силами, а также частично покупались во Франции.

За восемь лет своего существования фабрика Корниловых вошла в четверку ведущих фарфоровых предприятий России, шагая в одну ногу с Императорским фарфоровым заводом, а также мануфактурами Гарднера и Попова. В числе его клейм появился государственный герб России, что стало признанием выпускаемой продукции на государственном уровне.

Корниловский фарфор

На завод поступало много заказов из Императорского двора, не говоря уже об активных экспортных поставках. Фирменные магазины корниловского фарфора были открыты в Европе, Канаде и Америке. Доказательством высочайшего качества товаров стали контракты с именитыми торговыми марками уровня «Тиффани». Именно на изделиях завода Корниловых впервые появилось клеймо «Made in Russia».

Технологические новшества

Братья не боялись экспериментировать, тестировали новые техники обжига и росписи, внедряли автоматизированные способы обработки сырья. Так, в 1885 году был опробован и запущен в работу электромагнитный метод очистки массы, что позволило улучшить качество фарфорового черепка. Следующим ноу-хау стала механизация росписи изделий. Оптимизация технологического процесса помогла стать на конкурентный уровень с мануфактурой Кузнецова — одного из лидеров производства фарфора того времени. Использование деколи для украшения готовых изделий — также дело рук Корниловых.

Сахарница - Корниловский фарфор

Помимо усовершенствования внутренней операционной системы, предпринимались попытки работы и с другими видами керамики. Не все они увенчались успехом, но упорству и деловой жилке братьев нужно отдать должное. Они хватались за любую возможность расширить границы своего бизнеса и упрочить позиции профессиональной репутации.

В середине 19 века им пришла в голову затея арендовать завод барона Корфа, производившим фаянс достаточно неплохого качества и по умеренной цене. Желаемых результатов достигнуто не было, и примерно через год сотрудничество закончилось. Сегодня корниловский фаянс считается редкой удачей для коллекционеров из-за ограниченного количества изделий, выпущенных в продажу.

Приблизительно такая же история случилась и с присоединением фарфорового завода Бенуа. На протяжении 2-х лет осуществлялся выпуск различных «безделушек» вроде украшений, игрушек, фигурок и прочих декоративных предметов, которые в результате не принесли ощутимого финансового дохода и были сняты с производства.

Фарфоровые фигурки братьев Корниловых

На завод Корниловых приглашались только лучшие мастера, ранее получившие практику на фабриках Кузнецова, Гарднера, Императорском фарфоровом заводе. Помимо экспериментов с разными типами росписи, братья стали еще и первооткрывателями переводных картинок, достигнув на этом поприще больших результатов.

Корниловскую продукцию можно было не только купить в магазинах, но и изготавливать по индивидуальному заказу. Причем речь шла не исключительно о частных элитарных заказах, но и оптовых продажах для ресторанов, гостиниц, кондитерских и прочих заведений сферы обслуживания. Параллельно шла реализация товаров и других фабрик, производящих майолику, опак, фаянс, хрусталь. Тесное сотрудничество велось с заводами Гарднера, Ауэрбаха, Нечаева-Мальцева, а также зарубежными фирмами Wedgwood, Villeroy$Boch.

Сервиз - фарфор Корниловых

Ежегодно проводились распродажи бракованной и низкосортной продукции по бросовым ценам. Также велась практика реализации так называемых «полуфабрикатов» — глазурованного, но не расписанного фарфора. Его скупали частные мастерские, специализировавшиеся на живописи, поэтому часто на готовых изделиях можно было увидеть двойные эмблемы — корниловскую и «конечного» производителя.

Художественное исполнение

На начальном этапе своей «биографии» корниловский фарфор оформлялся в духе историзма с узнаваемыми формами художественного изображения. Приемы росписи базировались на так называемой картинной живописи, окаймляемой золочеными узорными рамками. Стилистика рисунков заимствовалась из прошлых столетий, но адаптировалась под современное время.

Например, самой распространенной формой ваз считалась амфорообразное тулово и четырехгранное основание. В декоративном оформлении использовалась обильная лепка с множеством мелких деталей, что позволяло отойти в сторону от строгой классики. В качестве идей для росписи брались цветочные букеты, природные пейзажи, различные сюжетные сценки из модных литературных произведений.

Вазы - фарфор Корниловых

В период 1870-1880 гг. вводится новая тематика декорирования, основанная на византийской и древнерусской орнаментике. На посуде появляются иллюстрации русских народных сказок, а также сценки из крестьянского быта. Хорошие отзывы получает и следующий художественный прием — имитация национальной вышивки. «Расшитые» крестиком тарелки украшаются принтами с надписями в духе «хлеб всему голова» и «когда я ем, я глух и нем» (современная интерпретация).

Ассортиментный ряд

Далеко не каждый фарфоровый завод мог предложить такой разнообразный ассортимент продукции, как предприятие Корниловых. Поскольку основной потребительской аудиторией были люди среднего уровня достатка, то главный упор делался на выпуск удобных и практичных в использовании утилитарных вещей: чайных и кофейных сервизов, столовых приборов на разное количество персон, салатниц, вазонов, конфетниц и так далее.

Направление скульптуры практически не развивалось, за исключением периода с 1840 по 1850 гг. Однако и те «пробы пера» не отличались оригинальностью, повторяя в своем большинстве заезженные европейские мотивы: фигуры садовников, цветочниц, животных, балерин. Впоследствии к ним добавились еще и миниатюры народной тематики: ремесленники, торговцы, уличные музыканты, крестьяне и т.д.

Ассортимент корниловского фарфора

Достаточно активно велось производство предметов интерьерного декора. Популярностью пользовались подсвечники в виде человеческих фигур, часы в мушкетерском стиле, флаконы духов, имитировавших тела восточных танцовщиц, различные оригинальные чернильницы и прочие письменные принадлежности. Эффектно смотрелись аски, поверхность которых напоминала фактуру серебра. Цена на такие изделия была высока, но и массового выпуска их не предполагалось.

Для среднестатистических потребителей выпускались тарелки, кружки и сервизы простой формы, украшенные не ручной росписью, а печатными рисунками. В основном это были деревенские мотивы, иллюстрирующие крестьянскую пашню, рубку леса, рыбалку и другие жанровые сценки из народной жизни. Чтобы картинки выглядели максимально реалистично, их сначала контурировали вручную, а затем репродуцировали на фарфор. Борта оформлялись позолочено каймой, а на обороте изделий ставилась подпись художника.

Рисунки на фарфоровых изделиях Корнилова

Отдельным направлением шло производство медицинского фарфора. Для аптек и лабораторий был издан даже специальный справочник с перечнем изделий, выпускаемых для специализированного использования. Начиная с 1880 года, братья Корниловы запускают линейку сувенирных товаров, приуроченных к различным государственным праздникам, историческим событиям и прочим знаковым датам. Так родилась еще одна традиция — раздавать участникам торжественных мероприятий памятные кружки, стопки, тарелки.

Конец фарфоровой империи

К началу 20-го века предприятие переквалифицировалось на производство фарфоровых изоляторов, а выпуск художественной продукции было сведено к минимуму. Помимо этого, процветало направление огнеупорного фарфора — кастрюли, котлы, формы для выпечки. Дальнейшему процветанию завода помешала революция. В 1918 году он был национализирован, сменив название на «Пролетарий», а через три года переоборудован под изготовление электротехнических фарфоровых изделий.

Сервиз из фарфора Корниловых

В 1989 году фабрика стала частью объединения «Энергомаш» и впоследствии снова сменила название на «Корниловский фарфоровый завод», с трудом держась на плаву в перестроечный период. Не выдержав давления времени, предприятие было окончательно ликвидировано в 2003 году.

Фарфоровый завод братьев Корниловых — Виртуальный Pусский музей

Фарфоровый завод Корниловых был основан в 1835 М. В. Корниловой (вдовой купца 3-й гильдии С. В.  Корнилова), на Выборгской стороне Петербурга, в деревне Полюстрово. Завод был построен по последнему слову техники: использовалась паровая машина, обжиг изделий производился в восьми муфельных печах и четырех горнах новейшей конструкции, созданных французским керамистом Дарте. Для работы были приглашены лучшие мастера, более того, заключен контракт с воспитательным домом на обучение специалистов по фарфору. Сырье для изготовления фарфора получали из многих уголков России и из-за рубежа (Финляндии, Англии, Франции).

К середине XIX века завод братьев Корниловых входил в число ведущих предприятий российской фарфоровой промышленности. Ассортимент включал лучшие западноевропейские образцы XVIII века, изделия с экзотической тематикой, фигуры с жанровыми сценами из жизни русских актеров, торговцев и ремесленников (по литографиям К. И. Кольмана, К. П.  Беггрова и др.), церковную утварь, иконы, но, главным образом, кружки, тарелки, сервизы.

Показать полный текст Скрыть полный текст

 

Значительное место в росписи фарфоровых изделий занимали виды Петербурга, загородных императорских дворцов и парков, использовались мотивы древнерусской и византийской орнаментики, сюжеты на темы русских сказок и сцен народной жизни. Большой популярностью пользовались изделия с монохромными рисунками художника Н. Н. Каразина, нанесенными способом хромолитографии, которые иногда прописывались вручную. С 1839 началось триумфальное шествие завода по национальным и международным выставкам, в 1843 году завод получил почетное звание «Поставщик Императорского двора» и стал одним из самых крупных предприятий художественной промышленности в России. С этого времени корниловский завод стал получать заказы от Императорского двора. В основном это были заказы на изготовление «доделок» вместо утраченных предметов к многочисленным парадным дворцовым сервизам: Гурьевскому и Бабигонскому для Петергофского дворца, Министерскому, Готическому, Банкетному для Царскосельской резиденции и другим. На предприятии изготавливались и новые сервизы, например, для яхты «Ореанда».

После смерти М. С. Корнилова (1886) было образовано «Товарищество братьев Корниловых», которое имело выход на внешний рынок (в Персию, Данию, Болгарию, Францию, США, Канаду). В 1910-х производство ориентировалось на выпуск фарфоровых изоляторов. В ноябре 1921 года бывший завод братьев Корниловых получил название «Пролетарий» и многие годы выпускал электротехнический фарфор. В середине 1990-х годов был акционирован. В 2003 году ликвидирован.

Антикварный салон «СОВ-АРТ» — антиквариат, живопись, скульптуры, фарфор.

Был основан в 1835 гду .
На завод приглашались лучшие мастера с заводов Попова, Батенина, Гарднера, Императорского. Большой вклад в развитие производства внесли общепризнанные мастера — французские керамисты.
Одно время заказы рисунков для керамической живописи выполнял русский художник-иллюстратор Каразин Н.Н.
На заводе Корниловых впервые в России был применен метод деколи для украшения фарфора.

     Завод братьев Корнилолвых находился в С.-Петербурге. Был основан в 1835 году сыновьями Савина Васильевича Корнилова, который занимался с 1791 г. торговлей посудой всякого рода. Главным деятелем в учреждении завода и ведении всего дела был второй из братьев Корниловых, Михаил Савинович, которому принадлежала и самая мысль основания завода. Мастера былт приглашены с Императорского фарфорового завода, а рабочие взяты как с этого завода, так и других: Батенина, Гинтера, Гарднера, Попова и др. Выделывалась фарфоровая посуда, которая вскоре после основания завода получила известность. 
     Изделия завода экспонировались на многих выставках. В 1839 году на Московской выставке заводом получена золотая медаль, таковая же получена в 1841 году в Варшаве, а в 1843 году и два раза впоследствии давался заводу государственный герб. В 1844 году работал на заводе известный керамист Дарт, сотрудник знаменитого А. Броньяра. Прилагались постоянные старания к улучшению художественной стороны дела, для чего заказывались лучшим художникам оригинальные рисунки (Монферрону и др.). По поводу изделий, выставленных на Петерб. выставке 1849 г.,  в обозрении выставки говорится, что «фарфор гг. Корниловых нисколько не уступает фарфору Гарднера. Он блестит и яркостью позолоты, и приятностью форм и выбором, и выполнением рисунков, но зато сравнительно дороже».
     В 1881 году впервые введен хромолитографский способ украшения фарфора, а в 1885 году — также впервые в России электромагнитный способ очищения массы.
     В 1896 году был выстроен громадный горн, по величине один из самых больших в Европе. После смерти Михаила Савиновича (13 дек. 1886 г.) дело перешло в руки двух сыновей и четырех дочерей его, образовавших «Товарищество Братьев Корниловых». Устав его был утвержден в 1892 году, а с 1 января 1893 года товарищество начало свою деятельность. 
 С 1835 по 1839 г. на изделиях ставилось клеймо с надписью: «Фабрики Братьевъ Корниловыхъ в С.-Петербургъ». С 1839 по 1840 г. клеймо имело надпись: «Въ С.-Петербургъ. Заводъ Братьевъ Корниловыхъ» в круглом ободке с подобием крыльев у верхнего края. Независимо от этих клейм встречаются на изделиях первоначальной эпохи до 1843 г. вдавленные клейма в виде букв: «Б Р К О» (т.е. Братья Корниловы) или «Б Р К». С 1840 по 1861 г. клеймо делалось красного цвета с надписью «Въ С.-Петербургъ. Завод Братьев Корниловых», но без крыльев у ободка. С 1843 по 1861 ставилось клеймо красной краской с надписью: «Братьевъ Корниловыхъ въ С.-Петербургъ» под государственным гербом. Но с 1861 г. по 1884 г. клеймо было такое же, но делалось синего цвета. С 1884 г. до последнего времени ставится клеймо в виде государственного герба с надписью сверху: «Въ С.-Петербургъ» и снизу «Братьевъ Корниловхъ».

Источник: Частные фарфоровые заводы Российской Империи 1756-1917 гг. // Под. ред. В.В. Знаменова. СПб, 2011.

Клейма фарфора братьев Корниловых. Cheese Boards: все о сырных досках.

С момента начала производства фарфоровых изделий  и до революции 1917 года у братьев Корниловых были разные клейма, проставляемые на фарфор. Они ставились на глиняной массе перед обжигом или наносились надглазурным способом в виде печати. Но также можно было увидеть и два клейма на одном изделии. Это происходило при смене клейма, либо на жаростойком фарфоре или они служили так называемом копирайтом при экспорте товара.

Начиная с 1835 года и до 1839 г. Выпускались фарфоровые изделия с тремя разными  клеймами. Два клейма были теснёнными в глиняной массе, они продержались до 1843 г., и одна была надглазурная в виде штампа.

В 1839 году на ряду уже с другими клеймами появляется всего лишь на год клеймо, сделанное надглазурным методом красной краской. На верху клейма находилась российская корона,  которую разрешили нанести в связи с победой на московской выставке и получением золотой медали.

Клейма фарфора братьев Корниловых

С 1840 года по 1861 год клейма на фарфор претерпевают изменения. Наносятся только надглазурные штампы. Внутри круга менялось только одно слово «завод» на «фабрики». В целом форма и способ нанесения оставались теме же.

Клейма фарфора братьев Корниловых

А в 1843 году появляется третье клеймо с гербом Российской империи, нанесенное красной краской, в связи с получением статуса поставщика императорского  двора.

Клейма фарфора братьев Корниловых

С 1861 года мы наблюдаем четыре клейма нанесенных разными красками, и на них постоянно присутствует двуглавый орел. Что означает, заводы братьев Корниловых прочно вошли в список поставщиков  царского двора.

После 1884 года на шесть лет появляется подглазурное клеймо зеленого цвета  и надглазурный штамп с российским гербом внутри на зеленом фоне (продержится до 1917 года). А в изделиях для импорта будет еще присутствовать бурый медведь и надпись «Made in Russia by Kornilov Bros».

В 1900 гг. ровно год продержится клеймо с гербом нанесенной красной краской.

Клейма фарфора братьев Корниловых

Уже в 20 веке, с 1900 – 1917 гг. для огнеупорного фарфора теснили в глиняной массе такое клеймо:

Клейма фарфора братьев Корниловых

В период с 1914-1917 гг. также использовалось теснение в массе такого плана:

Клейма фарфора братьев Корниловых

А также в этом периоде надглазурной печатью служило это клеймо:

Клейма фарфора братьев Корниловых

После национализации клейма братьев Корниловых прекратили свое существования и сохранились на фарфоровых изделиях в частных коллекциях и музеях по всему миру.

Завод Братьев Корниловых • Русская Антикварная Галерея

1 мая

8 марта

84 проба

875 проба

925 проба

950 проба

Абрамцево

Абрикосы

Абстрактная композиция

Абстракция

Абхазия

Аваллон

аванг

Авангардная композиция

Авангардный натюрморт

Авангардный пейзаж

Авангардный портрет

Авиакомпания

Авиация

Австро-германская армия

Автобус

Автогонки

Автомобиль

Автопортрет

Автопртрет

авторский фарфор

Адам Дебно Тумкович Чайковски

Адам и Ева

Адмиралтейство

Азбука

Азия

Аист

Академическая гребля

Акация

Александр III

Александр Невский

Александра Фёдоровна

Александровский сад

Алибек

Алкоголь

Аллегорическая сцена

Аллея

Алупка

Алушта

Алхимик

Альпы

Амур

Ангел

английская кавалерия

Английский король Карл I

Англия

Анемоны

анималистика

Аничков дворец

Анна Павлова

Ансамбль Регистан

Античные мифы

Античный Рим

Античный сюжет

Античный храм

Апостол

Апрель

аптека

аптекарь

Арабский страж

Арбат

Арбатская

Арбатский переулок

Арбуз

Армения

Армия Российской империи

Армия СССР

Артек

Артиллерия

Артисты

Архитектура

архитектурный комплекс Харам аш-Шариф

Астрахань

Астры

Асфальтоукладчики

Атлант

Атлантида

Атомщики

Аул

Афон

Африка

Афроамериканцы

Аэропорт

Аэрофлот

Аю-Даг

Бабий бунт

Бабочка

бабочки

Базар

Балалаечник

Балерина

Балкон

Балчуг

Банковский мост

Баня

Баобаб

Бар

Баран

Баранки

Барельеф

Баскетбол

Бассейн

Бастинда

батальная сцена

Бег

Бегун

Без страха

Белка

Белозерск

Белоомут

Белорусский вокзал

Бельгия

Берег

Березовая роща

берёзы

Беседа

Бессарабия

Бешенка

Биатлон

Библиотека

Библиотека им. Ленина

Библиотекарь

Бидермейер

Битва

Битва при Гумбиннене

Бладхаунд

Близкая даль

Богемия

Богиня любви Венера

Бой

Бой оленей

бокалы

Боксёр

Болвановка

болото

Большевики

Большой театр

бордель

Боровицкие ворота

Бородинский мост

борцы

борьба

Бояре

Братислава

Братья

бритье

Бронепоезд

бронза

Брюнет вечерней порой

букет

Буковина

Бунт невесток

Бурильщики

Буровая вышка

бутылка

бутылки

Быдло

бык

бюст

В стране невыученных уроков

Вавилон

ваза

вазы

Валахия

Валентиновка

Ваня

Вас ожидает гражданка Никанорова

Васильевский спуск

Васильки

Васильсурск

ВДНХ

Ведьма

веер

велосипедисты

Венера

Венецианский адвокат

Венеция

вепрь

веранда

Вернем долг

Вертикаль

Весенний пейзаж

весна

Ветряк

вечер

Виды Рима

вилла

Вино

виноград

Винодел

Витяшка и Лека

вишня

Владикавказ

Владимир

Владимир Ильич Ленин

Владимирская область

вода

водка

Водномоторник

водные виды спорта

Водовоз

военно-морское училище

Военно-морской флот

военный

Военный горнист

Воздушный бой

вознесение

воинская часть

война

война 1812 года

война 1914

Война 1941-1945

Волга

волк

Волоколамск

Волшебник Изумрудного города

Воробьевы горы

Воронцово поле

Ворота

Воспоминание

Восток

Восточная девушка

Восточный сюжет

Вратарь

Врач

всадник

всадники

вторая дивизия

Выборы

выпечка

Выпивка

Высотки Москвы

Высотник

Высоцкий

выставка

Вышивальщица

Гагарин

Гагры

газета «Красный Крым»

Газета «Труд»

Галантная сцена

Галландский натюрморт

Гармонист

гвардия

гвоздики

генерал

геолог

геологи

георгины

герань

гжель

Гиббон

гибы

Гимнаст

гимнастки

Гипсовая скульптура

Гитара

Гладиолус

Глаз

Глицинии

Глобус

Глухарь

гнездо

Голландская сцена

Голландский порт

Голова

Голубая мечеть

голубь

гольф

Гонщик

Гора Демерджи

Горбатый Антон

Горгона

Горец

Гори

Горная река

горнист

Горный пейзаж

Город

Городская площадь

Городские улицы

Гортензии

горы

Горячий ключ

Гостиница Украина

Гражданская война

Грайвороново

грамота

Граф А. Г. Орлов

графин

графин вина

Гребля

Грибник

Грибы

гроза

Груз без маркировки

Грузин

Грузия

грузчики

груша

Гудвин

Гурзуф

Гуси

Дакар

Дама

Дама с кавалером

Дама с сигаретой

Дама с собачкой

Дамы и кавалеры

Данте Алигьери

Дарай-Тутак

дача

дверь

двор

Дворец

Дворец Дожей

Дворец металлургов

Дворцовая площадь

Дворцы и хижины

Дева Мария

девочка

девушка

Девушка на диване

девушка с бокалом

Девушка с обручем

Девушка с цветами

девушки

Дед Мороз

Дежурный по станции

Денецк

день

День Победы

деревня

дерево

деревья

Десантники

дети

детская лошадка

джаз

Дзержинская

Диана-охотница

Динозавр

Дионис

директор

Дискотека

Днепр

Днепрострой

дождь

дом

Дом Музей Сталина

Дом Перцовой

дома

Доменщики

Домна

Дон

Донецк

дорога

Дорога во ржи

Дорожные работы

Доярка

дровосек

друзья

дуб

Дуброво

дудочка

Дымковская игрушка

дыня

Евгений Вучетич

Евпатория

Еврей

Европейская армия

Европейская война

Египет

Екатерина II

Екатериненский парк

Елабуга