Фарфор братьев корниловых цена: Завод Братьев Корниловых купить фарфор в арт галерее

Фарфоровый завод Братьев Корниловых: клейма, выпускаемая продукция

История завода
Фарфоровые изделия Корниловых
Клейма Завода Братьев Корниловых

История завода

Начало

История одного из самых успешных фарфоровых заводов России началась в далеком 1835 году, когда купчиха из Санкт-Петербурга М.В. Корнилова решила обустроить на правом берегу Невы собственный фарфоровый завод. Расположив предприятие в весьма удачном в плане близости к сырью и транспортному узлу месте, Мария Васильевна сделала и еще один важный шаг, сосредоточив капитал только в кругу семьи. Пять сыновей Корниловой помогали управлять заводом, что существенно упростило всю финансовую деятельность.

Организации своего фарфорового дела предшествовала торговля привозным фарфором, которой занимался супруг Марии Васильевны Саввин Васильевич и его брат Василий. Купчиха II гильдии оказалась столь талантлива в плане организации, что всего за год сумела подготовить новое предприятие к производству продукции.

Стремительное развитие

Под руководством братьев Корниловых фарфоровый завод так активно развивался, что уже через восемь лет существования в числе его клейм появился государственный герб России, а на завод стали поступать заказы из самого Императорского двора. Это было связано с тем, что братьям удалось добиться высочайшего качества готовых изделий.

Корниловы не боялись экспериментировать, понимая, что далеко не каждое их новшество закончится успехом. Так, одной из провальных затей оказалась аренда завода барона Корфа с целью расширения их собственного производства. Однако братьев не останавливали трудности и неудачи. Смелость в экспериментах, а также ставка на лучших мастеров и последние достижения техники привела производителей к тому, что уже в 1870-х годах фарфор Корниловых превзошел по своим техническим характеристикам изделия Императорского фарфорового завода. Более того, изящные изделия из безупречно белого фарфора, обожженные и расписанные с высочайшим мастерством, быстро обошли по своему качеству лучшую продукцию многих фарфоровых заводов Европы.

Интересно, что завод Корниловых стал первым в России, где появилось клеймо Made in Russia. Братья также стали первооткрывателями в стране по применению переводных картинок.


Корниловский фарфор. Чашка. 1884-1917 гг.

Дальнейшая судьба завода

Главным деятелем завода считался Михаил Корнилов. Именно к нему и перешел весь завод в 1869 году, а после его смерти — к жене и детям. С 1893 года в названии завода появилась приставка «товарищество».

Наследники Марии и Саввина Корниловых оказались успешными предпринимателями, под руководством которых завод процветал, а фарфоровые изделия приобретали все большую ценность в стране и за границей. Однако предприятию было не суждено пережить революционные времена XX века. В 1918 году завод национализировали, а в 1921 году переоборудовали для производства электротехнического фарфора.

В том же году «помещичий» завод превратился в «Пролетарий». С этого времени на нем производили высоковольтовые изоляторы и другие элементы для линий электропередач и электрических станций. Еще одна перенаправленность завода произошла в военное время, когда каждое предприятие блокадного Ленинграда было вынуждено работать на нужды фронта.

В 1989 году завод вошел в состав объединения «Энергомаш», а в годы перестройки его переименовали в «Корниловский фарфоровый завод». Но даже возврат исторического названия не спас разорившееся предприятие. В 2003 году завод был официально ликвидирован.


Ленинградский фарфоровый завод «Пролетарий». XX век.


ОАО «Корниловский фарфоровый завод». Здание расположено по адресу: Полюстровский пр. 59Б. Снято 06.10.2010.

Фарфоровые изделия Корниловых

Начав с нуля, братья Корниловы достигли в производстве фарфора такого высокого мастерства, что их работы были представлены на самых разных выставках. Уже в 1939 году, то есть через пять лет после запуска завода, производителей наградили золотой медалью, к которой в дальнейшем присоединились и другие награды. Хотя элитные фарфоровые изделия завода Корниловых имели превосходное качество и были известны во всем мире, спрос на них был только в кругах богатых людей, что было связано с высокой ценой готовой продукции. Именно по этой причине сегодня элитный фарфор Корниловых имеет куда большую для коллекционеров ценность, чем фарфор других заводов.

Подбор сырья

Секрет успеха Корниловых кроется не только в привлечении лучших мастеров, но и в самих материалах. Чтобы изготовить белоснежный фарфор, поражающий своим блеском и изяществом, сырье заказывали в самых разных уголках мира. Так, белую глину везли из Англии и Черниговской губернии, полевой шпат и кварц заказывали в Финляндии, а капсельную глину привозили из Новгородской губернии. Краски, которыми расписывали изделия, тоже приходилось завозить из Франции, хотя многие из них научились делать и на собственном заводе.

Тарелка с голубой каймой и изображением фруктов и цветов. 1840-1861.

Разнообразие продукции

Корниловы любили осваивать новые направления, поэтому на их заводе выпускалась самая разнообразная продукция, чем мог похвастать далеко не каждый их конкурент. Так, в начале 1850-х годов на предприятии начался выпуск изделий в исконно русском стиле. Это были иконы, церковная утварь, раскрашенные к пасхальным праздникам фарфоровые яйца и иные предметы. Михаил Корнилов пожертвовал предметы иконостаса, созданного в память об императоре Александре II, в одну из петербуржских церквей.

С 1880-х годов на предприятии стали выпускать сувенирную продукцию, сюжеты которой обычно приурочивали к памятным датам, юбилеям или знаменательным событиям. Часто во время праздников участникам мероприятия раздавали сувенирные стаканы.


Сувенирный стакан с изображением императора Александра II и текстом указа об отмене крепостного права. 1911 г.

Среди выпускаемой на заводе продукции можно отметить и разнообразные безделушки вроде игрушек и цветов. Их появление связано с тем, что в 1896 году Корниловы присоединили к своему предприятию фарфоровый завод Бенуа. Однако партнерство продлилось всего пару лет. Та же участь постигла и завод Корфа, на котором производили недорогой фаянс. Через год аренды завода Корниловы оставили эту затею, однако в память о тех временах сохранились редкие предметы корниловского фаянса.

Особое значение среди всех экспериментов Корниловых сыграло внедрение в производство в 1885 году электромагнитного способа очистки массы. Благодаря новейшим для того времени технологиям удалось существенно улучшить качество фарфорового черепка.

Ранний фарфор

В самом первом фарфоре Корниловых нашли свое отражение художественные приемы предыдущих поколений, которые были переработаны современными мастерами.

В это время многие фарфоровые заводы следовали общим тенденциям в искусстве, а также модным веяниям, продиктованным Императорским фарфоровым заводом. Так появлялось множество изделий с изображениями популярных сюжетов, цветов, пейзажей. В декоративном оформлении обычно использовали разнообразные лепные детали, что придавало готовой продукции более колоритный вид.

Скульптура

Скульптурные работы на предприятии Корниловых выпускали только в 1840-1850 гг., из-за чего готовых изделий сохранилось немного. При создании скульптур мастера завода брали распространенные для того времени темы. Они изготавливали фигурки садовника, цветочницы, пастуха, модели серии «Обезьянья капелла», отображали в скульптурах сюжеты из жизни простых людей или что-то подобное.

Скульптура пастуха. СПб. 1840 — 1861 гг.


Фигура «Мужик с сапогами». 1843-1865.

Кроме общераспространенной тематики за основу сюжета могли взять и что-то более оригинальное. Это могли быть фигуры негра Доминго или дам в восточных нарядах. Особой популярностью пользовались предметы, которые можно было использовать в быту. Речь идет о всевозможных чернильницах, подсвечниках, сосудах для духов, часах. Такие изделия расписывали цветочными узорами и дополняли позолотой.

Подсвечник с фигурой негра Доминго. 1843-1865.


Посуда

Стремясь удовлетворить потребности самого широкого круга населения, братья Корниловы разрабатывали огромное количество предметов самого разного типа на любой вкус. Особенно это отразилось на посуде, которая просто поражала своим разнообразием. На заводе выпускали как сервизы для Императорского двора с огромным количеством роскошных предметов, так и простые сервизы для человека среднего достатка. При этом покупателям предлагались плоские, глубокие, пирожковые и прочие тарелки, блюда для самых разных блюд, чаши, салатники, сырницы, сухарницы, стаканы и кружки самых затейливых форм, чайники, сковородки, кастрюли… Чего только не было в арсенале братьев Корниловых!

Сервиз с драконами. 1840-1861.

Особый интерес для коллекционеров представляют тарелки, выпускаемые после 1890-х годов. В это время появился ряд оригинальных серий, ставших коллекционными. Для одной из них характерно наличие на тарелках текста с названием городов. Тарелки этой серии окрестили «прозвищами жителей русских губерний». Другая серия представляет собой тарелки с рисунками И.Я. Билибина по мотивам русских народных сказок. Эту серию начали выпускать в 1900 году. В ней были запечатлены наиболее известные русские сказки о Царевне-лягушке, Иване-царевиче и других героях народных сказок.


Клейма Завода Братьев Корниловых

1835-1839

В разные годы работы завода на фарфоровых изделиях применялись различные клейма. С момента основания предприятия в 1835 году до 1839 года продукцию помечали клеймом «Фабрики Братьевъ Корниловыхъ в СПетербурге».


Одновременно с ним в разные годы фарфор помечали вдавленными буквами «Б Р К О», «Б Р К», «БР. К» или «Б.К.», что расшифровывалось как Братья Корниловы.


1839-1861

В период с 1839 по 1840 гг. на изделиях появилось клеймо округлой формы с надписью: «Въ С.Петербурге. Завод Братьевъ Корниловыхъ». Его наносили красной краской поверх готовых работ. Характерным элементом клейма этого периода является шлем Гермеса с двумя крыльями. Однако с 1840 по 1861 годы шлем с клейма исчез, а само клеймо делали не только красным, но и зеленым.


С 1843 по 1860 годы Корниловы стали использовать еще одно красное клеймо с надписью «Братьевъ Корниловыхъ в С.Петербурге» с изображением герба России. Это было связано с тем, что в 1843 году Императорский двор удостоил братьев чести наносить на их фарфоровые изделия российский герб.


1861-1884

С 1861 по 1884 годы это же самое клеймо появилось в других цветах: черном, синем и золотом.


На некоторых изделиях этого периода можно встретить также изображение наклоненного адмиралтейского якоря, на ленте которого значилась надпись: «ПО ОСОБ. ЗАКАЗУ».


1884-1917

С 1884 по 1917 годы производители перешли к использованию более фундаментального двухцветного клейма с орлом и надписью: «Въ СПетербурге Братьевъ Корниловыхъ».


После начала в России Первой мировой войны с августа 1914 года Санкт-Петербург был переименован в Петроград, что нашло свое выражение и в клеймах завода Корниловых. В том же самом клейме можно встретить новое название Северной столицы.


В конце XIX века на изделиях кроме герба могли делать и предупреждающую надпись: «Воспроизведение запрещается. Съ ориг. рисунка» с пометкой автора. Появление таких надписей не только повысило ценность предметов, но и стало первым для России опытом защиты авторских прав на фарфоровые изделия.


Два клейма

На некоторых изделиях корниловского фарфора можно встретить сразу два клейма, что не является подделкой. Одна из причин такого соседства связана с тем, что в переходные периоды между применением разных клейм на одном и том же предмете могли ставить как старое клеймо, так и новое.

Вторая причина была обусловлена политикой завода. Два раза в год на предприятии проводили распродажу продукции третьего сорта или с браком. На такую продукцию делали скидки, предупреждая покупателей о его распродаже заранее. Среди прочего предлагалось так называемое «белье», то есть глазурованный фарфор без росписей. Такие изделия приобретали мастерские, занимающиеся росписью по фарфору. Именно их надписи и появлялись рядом с маркой завода Корниловых.

Фарфоровый завод братьев Корниловых — Виртуальный Pусский музей

Фарфоровый завод Корниловых был основан в 1835 М. В. Корниловой (вдовой купца 3-й гильдии С. В.  Корнилова), на Выборгской стороне Петербурга, в деревне Полюстрово. Завод был построен по последнему слову техники: использовалась паровая машина, обжиг изделий производился в восьми муфельных печах и четырех горнах новейшей конструкции, созданных французским керамистом Дарте. Для работы были приглашены лучшие мастера, более того, заключен контракт с воспитательным домом на обучение специалистов по фарфору. Сырье для изготовления фарфора получали из многих уголков России и из-за рубежа (Финляндии, Англии, Франции).

К середине XIX века завод братьев Корниловых входил в число ведущих предприятий российской фарфоровой промышленности. Ассортимент включал лучшие западноевропейские образцы XVIII века, изделия с экзотической тематикой, фигуры с жанровыми сценами из жизни русских актеров, торговцев и ремесленников (по литографиям К.  И. Кольмана, К. П.  Беггрова и др.), церковную утварь, иконы, но, главным образом, кружки, тарелки, сервизы.

Показать полный текст

Скрыть полный текст

 

Значительное место в росписи фарфоровых изделий занимали виды Петербурга, загородных императорских дворцов и парков, использовались мотивы древнерусской и византийской орнаментики, сюжеты на темы русских сказок и сцен народной жизни. Большой популярностью пользовались изделия с монохромными рисунками художника Н. Н. Каразина, нанесенными способом хромолитографии, которые иногда прописывались вручную. С 1839 началось триумфальное шествие завода по национальным и международным выставкам, в 1843 году завод получил почетное звание «Поставщик Императорского двора» и стал одним из самых крупных предприятий художественной промышленности в России. С этого времени корниловский завод стал получать заказы от Императорского двора. В основном это были заказы на изготовление «доделок» вместо утраченных предметов к многочисленным парадным дворцовым сервизам: Гурьевскому и Бабигонскому для Петергофского дворца, Министерскому, Готическому, Банкетному для Царскосельской резиденции и другим. На предприятии изготавливались и новые сервизы, например, для яхты «Ореанда».

После смерти М. С. Корнилова (1886) было образовано «Товарищество братьев Корниловых», которое имело выход на внешний рынок (в Персию, Данию, Болгарию, Францию, США, Канаду). В 1910-х производство ориентировалось на выпуск фарфоровых изоляторов. В ноябре 1921 года бывший завод братьев Корниловых получил название «Пролетарий» и многие годы выпускал электротехнический фарфор. В середине 1990-х годов был акционирован. В 2003 году ликвидирован.

Коллекция Русского музея

Период:

Все ВсеПервая половина XIX векаВторая половина XIX векаПервая половина XX века


Всего: 16

Сортировка:

по хронологии (в порядке возрастания) по хронологии (в порядке возрастания)по хронологии (в порядке убывания)по автору (в алфавитном порядке)

Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500

Рекомендуем

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях:

rl-0003554: Удалено

Боже, этот предмет НЕ НАЙДЕН Прокрутите вниз для поиска похожих предметов



Classic Tradition

Посмотреть местоположениеТелефонЭлектронная почта Владелец магазина

Личфилд, Коннектикут

Этот магазин имеет золотой рейтинг — 100 и более продаж

Goldс 2009 г.

Любимый магазин 3,469
товаров

Антикварная фигурка кошки из китайского белого фарфора XIX века

Классическая традиция

895 $

Пара антикварных фигурок лошадей из фарфора селадон в стиле ар-деко, около 1920 г.

Классическая традиция

850 $

Пара старинных французских табачных банок Mennecy Blanc de Chine 18-го века из фарфора с рельефным лепным черносливом около 1750 года

Classic Tradition

6 850 $

Большая мейсенская фарфоровая тарелка или низкая чаша, украшенная цветочной веточкой

Classic Tradition

495 $

Большая антикварная парижская фарфоровая ваза XIX века с классическими зелеными и римскими мотивами

Классический Традиционный

985 $

Пара антикварных фарфоровых ботанических ваз Copeland & Garrett XIX века эпохи Регентства Англии

Классическая традиция

985 $

Пара антикварных французских фарфоровых ваз с ручками XIX века или каминных урн с красной глазурью фламбе

Классическая традиция

985 $

Пара антикварных французских гранд-туров XIX века, вырезанных из твердого камня, мраморных сфер на подставках из искусственного бамбука

Классическая традиция

1 285 долл. США

Пара антикварных мраморных сфер XIX века, вырезанных из твердого камня, на подставках из искусственного бамбука

Классическая традиция

895 $

Пара антикварных мраморных сфер XIX века, вырезанных из твердого камня, на подставках из позолоченного дерева

Классическая традиция

1 695 долл. США

Пара антикварных украшений из розового жемчуга Веджвуд XIX века, тарелки или тарелки из морских раковин с гребешком

Классические традиции

89 долл. США5

Антикварная ваза из сельдерея с аметистовой ложкой из раннего американского прессованного стекла

Классическая традиция

495 $

Миниатюрная антикварная кашпо с цветами и листьями, украшенная краской

Classic Tradition

395 $

Экспортная китайская фарфоровая модель кошки в ярко-оранжевой коралловой глазури

Classic Tradition

1 285 $

Большая антикварная парижская фарфоровая корзина в форме наветта XIX века, сетчатая корзина, центральная часть

Классический Традиционный

2 850 $

Большая антикварная парижская фарфоровая корзина XIX века с сетчатым украшением или компот с нижним подносом

Классическая традиция

3 250 долл. США

Антикварная плетеная корзина или низкая миска коренных американцев начала 20-го века

Классическая традиция

Цена продажи 193 долл. США Скидка 50% 

Антикварная корзина для шин коренных американцев XIX века с крышкой

Классическая традиция

Цена со скидкой 143 долл. США со скидкой 50 %

Антикварная корзина американских индейцев XIX века

Классическая традиция

493 долл. США со скидкой 50% 

Старинная французская гравюра XVIII века с изображением доков и таможни на реке Темзе в Лондоне около 1770 года

Классическая традиция

1 295 долларов США

Подробнее

SOVCOM – Auction House

  • Следующий аукцион
    23 мая, 19:00
    Вид
  • ПРАЗДНИКИ
    Вид —>
Следующий аукцион
23 мая, 19:00
Посмотреть все

ТОП ЛОТ

Иванов В. И.

Лот №32 | Эскиз к картине «Рязанские луга».

Самохвалов А.Н.

Лот №12 | Москва. Битцевский парк.

Дубовской Н.Н.

Лот №6 | Закат на море.

ВЫСТАВКА

 

Выставка «Радоман. Крымские работы» с 3 по 25 апреля 2023 г.

 

ЧАСТНЫЕ ПРОДАЖИ


НОВЫЕ ТОВАРЫ

Раздрогин И.А.

Венеция.

Д’Альгейм М.М.

На экзамене.

Поляков В.И.

Яхты в море.

Трошин Н. С.

Натюрморт. Рядом с окном.

Посмотреть все

Новости и


События

Итоги аукциона 23 марта 2023 года. Продано 78 лотов из 144.

Подробнее

Итоги аукциона 20 декабря 2022 года. Продано 73 лота из 126.

Подробнее

Итоги аукциона 23 ноября 2022 года. Продано 82 лота из 155.

Подробнее

Итоги аукциона 20 сентября 2022 года. Продано 72 лота из 154.

Подробнее

Итоги аукциона 19Июль 2022.